143 псалом ломоносов

Венок Ломоносову

Опасен вихрей бег, но тишина страшней, — Гласит строка великого помора. Прислушайся, и ты услышишь в ней Шум серых парусов и скрип снастей, Гуденье беломорского простора. «…» Его пути — ветрам наперерез. Его стремленья – благо для народа. Жизнь человека – чудо из чудес! Всего-то пятьдесят четыре года! «….» И минуло два века. Россией Ломоносов не забыт. М. И. Алигер. Ломоносов: поэма Духовной жаждою томимый, Он звенья разорвал оков, В Москву путем необозримым Ушел с обозом рыбаков. И стал великим и свободным, Впитав науки водоем, — И с тех пор гением народным Мы Ломоносова зовем! А. И. Белоусов. Ломоносов Се Пиндар, Цицерон, Виргилий – слава россов Неподражаемый, бессмертный Ломоносов. В восторгах он своих где лишь черкнул пером, От пламенных картин поныне слышен гром. Г. Р. Державин. К портрету Михайла Васильевича Ломоносова Наукой осиян и рвеньем К величью родины горя, Явился ты – осуществленьем Мечты великого царя! «…» Ты дал певца Екатерине, Всецело жил в ее орлах, И отблеск твой горит и ныне На лучших русских именах!.. А. Н. Майков. Ломоносов … Тень Ломоносова зовут из-за могилы, — Хотят венчать ее, сказать «спасибо» ей, За трудный подвиг начинанья, За первый русский стих, ласкавший русский слух, За честную борьбу, за веру в русский дух, За первый луч народного сознанья… Я. Полонский. Хандра и сон М. В. Ломоносова Невод рыбак расстилал по брегу студеного моря; Мальчик отцу помогал. Отрок, оставь рыбака! Мрежи иные тебя ожидают, иные заботы: Будешь умы уловлять, будешь помощник царям. А. С. Пушкин. Отрок …Не он ли дал российской музе крылья, Нашел слова, звучащие как медь! Доколе ж иноземное засилье Придется в Академии терпеть? В нее вошел, достойный славы россов, Как беломорский ветер молодой, Крестьянский сын Михайла Ломоносов, Родившийся под северной звездой. Н. И. Рыленков. Ломоносов В соседстве двух морей, на родине метели, Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден; Снегами полюса он встречен у купели И пышным севера сияньем озарен. Покинув дом отца в стране чужой, далеко Как хлеба, он искал познаний и наук. Он в тайны естества сошел умом глубоко И первый вырвал нам из лиры стройный звук… С. И. Стромилов. Ломоносов: сонет Певец бессмертный Ломоносов! Российский славный Меценат! Парнасский Пиндар, гений россов! Прости нестройной лиры склад, В сердцах ты россов незабвенный, Пребудешь в памяти нетленной, В устах ты каждого из нас Жить будешь по последний час! Д. Фролов. Похвала Ломоносову: ода

Содержание

Персональный сайт Коротковой О.Н.

Из русской литературы XVIII века

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ

1 час

Урок 1
M. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность. «Случились вместе два Астронома в пиру…» — научные истины в поэтической форме. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка…» (М. В. Ломоносов)

I. Артикуляционная разминка
II. М. В. Ломоносов: детство, годы учения, научная и литературная деятельность
Для оформления класса желательно использовать репродукцию работы неизвестного художника — портрет М. В. Ломоносова, хранящегося в Эрмитаже.
Учитель может заранее распределить задания между учениками: подготовить рассказы о детстве Ломоносова, о годах его учения, о научных открытиях, о литературной деятельности, предложить выучить и рассказать сонет С. И. Стромилова «Ломоносов» или стихотворение Н. А. Некрасова «Школьник».
Слушаем рассказы учеников о Ломоносове.
Литературы, посвященной жизни и творчеству М. В. Ломоносова, вполне достаточно. Учителю можно порекомендовать книгу о великом русском ученом из серии «Открытия и судьбы» 1.

С. И. СТРОМИЛОВ

ЛОМОНОСОВ

В соседстве двух морей, на родине метели,
Вблизи бродящих льдов и стужи он рожден;
Снегами полюса он встречен у купели
И пышным севера сияньем озарен.
Покинув дом отца, в стране чужой, далеко,
Как хлеба, он искал познаний и наук.
Он в тайны естества сошел умом глубоко
И первый вырвал нам из лиры стройный звук.
Законник языка! ты стоишь поздней славы.
Ты первый красоту и дух его постиг,
Ты дал ему права, законы и уставы,
Хаос его стихий ты жизнию проник,
И, прелестью его украсив величавой,
Ты к силе творческой вдруг вызвал свой язык

Сонет

Н. А. Некрасов
Школьник

Вижу я в котомке книжку.
Так, учиться ты идешь…
Знаю: батька на парнишку
Издержал последний грош.
Знаю, старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.
Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый —
Не робей, не пропадешь!
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и Божьей воле
Стал разумен и велик.
Не без добрых душ на свете —
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете —
Сон свершится наяву!
Там уж поприще широко:
Знай работай да не трусь…
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, —
Столько добрых, благородных,
Сильных любящей душой
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

Пятиклассникам рано говорить о существе сделанных Ломоносовым преобразований в языке, об этом пойдет речь в 7 классе, когда ученики будут более подготовлены.
III. «Случились вместе два Астронома в пиру…» — научные истины в поэтической форме
Учитель читает стихотворение «Случились вместе два Астронома в пиру…», затем беседует с учениками, выясняя, как они восприняли стихотворение, и углубляет понимание сложного для пятиклассников произведения Ломоносова.
Словарная работа
Первое, на что обращают внимание дети, — это лексические и грамматические архаизмы.
Случились вместе — встретились вместе.
Спорили… в жару — жарко, горячо спорили.
Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит.
Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?
Такова (прил.) — такого.
Жаркова (сущ.) — жаркóго (жаркóе — жареное кушанье, обычно мясное).
Беседа
— Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру?
Дети учатся работать со сносками.
Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).
Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
— Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?
Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.
— В чем противоположность взглядов ученых?
— К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?
Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.
Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.
— В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этой басни?
Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям.
— В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру…»? (2-й вопрос, с. 53.)
Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта.
Прочитаем стихотворение еще раз, предложим ученикам прочитать его выразительно.
IV. «Красота, великолепие, сила и богатство российского языка…» (М. В. Ломоносов)
Прочитаем высказывание Ломоносова (2-е задание, с. 54):
«Красота, великолепие, сила и богатство российского языка явствует довольно из книг, в прошлые веки писанных, когда еще не токмо никаких правил для сочинений наши предки не знали, но и о том едва ли и думали, что оные есть или могут быть».
— Как вы понимаете это высказывание?
Язык старинных русских книг красив, богат, великолепен и силен. Во времена Ломоносова уже существовали особые правила, в которых говорилось, как надо сочинять книги. В старину русские люди не только не знали таких правил, но даже не думали, что они вообще могут быть. Считалось, что вдохновение и мастерство писателя — от Бога. Однако в самом языке есть определенные законы, и если писатель чувствует и соблюдает их, то проявляются сила, богатство и красота языка.
Обращаемся ко второй части вопроса: подготовить устное высказывание-рассуждение на заданную тему.
Красота, сила, богатство устной речи каждого зависят от точности употребления слов, от отсутствия в речи бранных слов и слов-паразитов, от краткости, выразительности, от широты знаний и объема словарного запаса.
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение басни М. В. Ломоносова «Случились вместе два Астронома в пиру…» (или выразительное чтение высказывания Ломоносова «Красота, великолепие, сила и богатство…»).
Подготовить небольшое письменное высказывание-рассуждение: «Красота, сила, богатство устной речи каждого зависит от…»
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение басен Эзопа и Лафонтена.

>Духовные стихи как проповедь в музыке

Когда человек умирал, хозяйка выходила и начинала петь

Мы сидим в маленькой учительской, пьем чай и вспоминаем прошедший концерт. Еще двадцать минут назад зал дома творчества на Стопани, замерев, слушал «Плач Адама», «Крест тяжелый», «Иону», «Ой благослови Пресвятая Мати» и притчи о луковке, монашестве, святом Николе в исполнении детей. Кто-то слушал, кто-то подпевал, а кто-то просто волновался за своих маленьких артистов.

Фото: ВЕРЕТЕНЦЕ / VK

— Нет, не сразу, но уже через пару часов, как человек умер, выносили на улицу стол. Хозяйка, или кто-то из женщин — жена, мать, сестра умершего — выходила, садилась на крыльцо и начинала в голос плакать, петь. Особенно это распространено было на западе и в северных регионах России. Никто никого не приглашал, люди сами узнавали, что в доме покойник. Такие вести по деревне быстро разносились, – рассказывает Валерия Петрушина, руководитель фольклорного ансамбля “Веретенце”.

Приходили мытехи – те, кто моет покойника, для женщин – женщины, для мужчин – мужчины, потому что родственникам ничем таким заниматься не позволялось. Их отстраняли сознательно. А еще приходили читалки, или монашки, в разных регионах по разному таких женщин называют. Одна, две, три. Садились у покойника и перемежали чтение Псалтыри духовными стихами на помин души.

Валерия Петрушина

Вообще, читалок в деревне могло быть несколько, ну одна, как минимум, которая знала все песни. В пору моды на собирание фольклора (1980-е-90-е годы) мы познакомились с бабушкой, которая даже в народном ансамбле пела, гастролировала, но когда в родной деревне поумирали все читалки, а ими были, как правило, женщины пожилые, иногда даже незамужние, она оставила концертную деятельность и стала деревенской читалкой.

Бабушка рассказывала нам, как маме своей умереть не давала. Мама отходила уже. А она – совсем еще девочка – все поняла, бросилась с причитаниями, мол, мама-мамочка, не умирай. И та еще сутки билась в агонии. Когда мы записывали духовные стихи, а эта бабушка знала их множество, она нет, да и всплакнет, вспомнит мать и твердит, как простить себе не может, что не дала ей спокойно уйти. Если человек умирал дома, то люди знали, тревожить его нельзя. Нужно в тишине пребывать, а тревожить – значит продлевать мучения.

Впервые концерт духовных стихов в Великий пост ансамбль «Веретенце» провел в 1998 году. Тогда в ДК имени Третьего Интернационала на сцену вышли девочки-подростки вместе со своим преподавателем Еленой Алексеевной Краснопевцевой. Они исполнили песни, которые их руководитель сама, а потом и вместе с детьми, собирала в экспедициях по Курской области с 1981 года.

Материала было много. Записанные тексты сложились в полноценный и законченный свод духовных песнопений. Позже многие взрослые говорили, что в храм пришли именно благодаря «Веретенцу», вслед за детьми, которые дома пели духовные стихи.

Не частушки же Великим постом петь!

«Веретенце» в полном смысле слова фольклорный коллектив, который довольно серьезно изучает этнографию курского региона. Поэтому на сцену дети выходят в оригинальных традиционных костюмах Курской губернии.

— Это вам не клюква какая-то, – с некоторым пафосом заявляет десятилетняя девочка, вплетая очередную ленту в косу, чтобы коса была длиннее и в ней не оставалось свободного хвостика, как носили сироты. В костюмах она явно разбирается, знает, что «клюквой» профессионалы пренебрежительно называют атласные сарафаны и кокошники, которые любят псевдофольклорные коллективы.

Фото: ВЕРЕТЕНЦЕ / VK

Черный домотканый сарафан с густой плиссировкой, белая льняная рубаха с расшитыми рукавами и завеска – пестрый, замысловато украшенный фартук. На голове – барановский платок, венок, огромный бант с крупной, усыпанной камнями, брошью. На шее – «лапУшка» или «подлапУшка»(кусочек ткани, закрывающий яремную ямку), ряды разноцветных бус. Так обычно обряжаются на концерт девушки постарше, но сегодня все они в белых платках и белых завесках. Этот подчеркнуто строгий вид задает тон постовому концерту и наполняет его какой-то дополнительной энергией.

— Духовные стихи, их еще псальмы или стишки называли – очень древние тексты. «Плач Адама», например, бытовал с 12 века, как и «Потоп».

Плакася Адаме
Пред раем сидя.
Раю мой раю
Прекрасный мой раю.
Мене бо ради
Раю сотворен бысть.
Раю мой раю
Прекрасный мой раю…

Вообще, духовные стихи – это переосмысленные народными певцами сюжеты церковных проповедей, ветхозаветных и евангельских текстов, – подхватывает разговор педагог ансамбля Анастасия Лайкова. – И конечно поминальные стихи в общем объеме – это огромнейшей пласт.

С духовными стихами по деревням и селам странники ходили, такие бродячие, часто слепые, музыканты. Садились на паперти или возле церковных оград, на площадях у храмов и пели, сопровождая свое исполнение гусельным перебором или переливами колесной лиры. Вроде просто попели, а вроде и денежку на хлеб собрали. С текстами люди тогда довольно вольно обращались.

Нам бабушка в одной деревне рассказывала, она ещё маленькой девочкой была, подошёл как-то к их крыльцу нищий. Песенку поёт, она слушает. Понятное дело, записать ничего не может, только запоминает. Хлебушка ему дала – странник дальше пошел, а текст у нее в голове остался. И она его с тех пор поет. Что забыла, своими словами украшает. Кто-то в гости зашёл, песню ее услышал, тоже запомнил, или, скажет, мол, и я такую историю знаю. Вот уже и вдвоём поют.

Да чего уж там, всегда пели духовные стихи, иногда даже вместо колыбельных. Бабушки нам рассказывали, что бывало поют деткам, колыбельных уже не осталось, само собой заводишь духовный стих.

На сцене стоит странная конструкция: большой деревянный каркас. В три ряда на нем висят металлические пластины от маленькой, с листок бумаги, до огромной – размером с целый чемодан. Не сразу понимаешь, что мягкий гул, который как туман расползается по залу после исполнения каждой песни – это звучание била. И в этот льющийся звон вплетается тут же новая песня:

Что ты спишь, душа моя,
непробудным крепким сном?
А проспишь, душа моя,
царствие небесное…
Братья сёстры в Рай пошли,
и тебе должно идти.
И тебе должно идти —
праву сторону найти…
А у правой стороны
сам Господь и Бог живёт.
Сам Господь и Бог живёт —
Он и нас к себе зовёт…

— Духовный стих – это же проповедь в музыке, – вступает в беседу педагог, музыкант и певец Игорь Лайков. – Их любили петь в благочестивых семьях. Представьте, в семье, сидят, занимаются каким-то общим делом, ну не частушки же Великим постом петь. Разговор на духовную тему зайдет, поговорят, а потом кто-то песню затянул и вот уже все вместе поют. Бывало, что бабушки специально собирались, чтобы попеть духовные стихи.

Фото: ВЕРЕТЕНЦЕ / VK

Репертуар этих текстов действительно очень разнообразен: поминальные, покаянные, немало Богородичных стихов или посвященных крупным церковным праздникам. Но это не значит, что ту или иную песню можно петь строго в указанное календарное время. Как раз, в отличие от церковных песнопений, такой принципиальной привязки нет. Но сюжеты песен, безусловно, соответствовали конкретным церковным событиям или песнопениям, будь то «На мрачной горе у подножья креста Пречистая матерь стояла», которая пелась в Страстную пятницу, или «Наместник цесарский»:

Наместник цесарский сидел
Пилат на царском ложе.
Вокруг него толпы людей,
Пред ним стоит Сын Божий.
И обвинения вокруг
На Сына Божьего льются.
Не слышен звук Его речей,
И все над ним смеются…

Духовные стихи — продолжение жизни в храме

На сцену выходит Леша, один из шести детей семьи Владимирских. Он опытный артист, поэтому ему доверяют рассказывать притчу «Доля» о старичке, который под деревом лычко вяжет, связывая между собой плохих людей с хорошими. Казак – герой притчи – спешащий с докладом к царю, останавливается у ног старика передохнуть. И спрашивает его: мол, а чего ты и зачем связываешь. В ответ слышит объяснение: «если соединю худых с худыми, всякая жизнь пропадёт…».

Леша вдруг замирает! Он выглядит растерянным. Повторяет несколько раз одну и ту же фразу…

В зале полная тишина, все замерли в недоумении. И тут из хора певцов, стоящих в глубине сцены, выступает еще один паренек. Он кладёт Леше руку на плечо и продолжает притчу, будто превратившись в этого самого старика:

— Понимаешь, если хороших с хорошими связывать, то люди Бога забудут.

— А кто же ты есть, дедушка?

— Я-то? Никола…

У зрителей создаётся впечатление, будто эта пауза, которая показалась сначала странной, на самом деле сценическое решение, задумка преподавателей.

— Видели бы вы этих пацанов! Они же ля-ля-ля, бу-бу-бу там, за кулисами, болтают, спорят, – с веселой усмешкой говорит о своих подопечных Валерия Петрушина. – Когда Ваня вышел и руку Леше на плечо положил, я была потрясена. Это не было ни задумкой, ни планом, это было спонтанное самостоятельное решение в ответ на волнение друга. Дети же очень волнуются, когда выступают. Но в этом Ванькином жесте, в этой руке на плече, было столько жизни, столько теплоты. Я не думала, что они так внимательно следят за тем, что на сцене происходит.

— Вообще задумка нашего концерта состоит в попытке приобщить детей к тому, что еще столетие назад было естественно и органично для людей, – говорит Анастасия Лайкова.

– Духовные стихи — это же первая ступень к размышлению о вере, о любви в ее христианском измерении, о вечных ценностях. Эти тексты лишний раз позволяют задуматься: а ты сам-то как живешь? что делаешь? Как, из чего твоя жизнь строится?

Фольклорный ансамбль «Веретёнце» / Facebook

— На самом деле, – подхватывает ее слова Игорь Лайков, – духовные стихи – это продолжение жизни в храме. Многие слышали от священников упреки, мол, вы выходите из храма и все становитесь мирскими. Но тут не так, потому что ты продолжаешь жить в этом русле, пусть и делая мирские дела. Посуду ли моешь, кушать ли готовишь, но держишь голову, пребываешь в этом состоянии, а душа в это время поет. Дома мы не станем петь ни «Иже херувимы», ни «Милость мира». Это и неуместно, и не к чему. Духовный стих – совсем другое дело. Сам запел, кто-то из домашних подхватил – так и живешь от службы к службе, дышишь этим.

Пока дети пели, священник смахивал слезы

Несколько лет назад «Веретенце» приезжало в чувашское село Иваньково. Экспедиция была короткой и насыщенной: копали с археологами древнее кладбище, украшали старинный источник, служили молебны и службы с местными старушками, записывали их песни и устраивали гулянье по деревне со слепым дедом-гармонистом.

Когда пришло время уезжать, все пришли прощаться с настоятелем храма Троицы Живоночальной. Пожилой священник, облокотившись на церковную ограду, подперев рукой голову, наблюдал за детьми, которые спешно забивали автобусы спальниками и рюкзаками. А потом неожиданно, немного смущаясь попросил: «Спойте, пожалуйста, еще раз «Грешный человече».

Как ходил же грешный человече,
А он по белому свету.
Приступили к грешну человеку
К ему добраи люди.
Что тебе надо грешный человече,
Ти злата, ти серебра?
Ти злата, ти серебра,
Ти золотого одеяния?
Ничего на свете мне не надо.
Мне ни злата, ни серебра.
Ни злата, ни серебра,
Ни золотого одеяния.
Только надо грешну человеку
Один сажень земельки.
Тебе тело, тело моё бело
У земле лежати…

Старик смахивал непослушные слезы, которые катились у него из под очков и шмыгал носом. А совершенно ошарашенные такой реакцией дети пели проникновенно и ладно. И в этой прощальной сцене было столько духа, правды, любви и совместной радости, которая не бывает без слез.

Благословен Господь мой Бог,
Мою десницу укрепивый
И персты в брани научивый
Согреть врагов взнесенный рог.

Заступник и спаситель мой,
Покров, и милость, и отрада,
Надежда в брани и ограда,
Под власть мне дал народ святой.

О Боже, что есть человек?
Что ты ему себя являешь,
И так его ты почитаешь,
Которого толь краток век.

Он утро, вечер, ночь и день
Во тщетных помыслах проводит;
И так вся жизнь его проходит,
Подобно как пустая тень.

Склони, Зиждитель, небеса,
Коснись горам, и воздымятся,
Да паки на земли явятся
Твои ужасны чудеса.

И молнией твоей блесни,
Рази от стран гремящих стрелы,
Рассыпь врагов твоих пределы,
Как бурей, плевы разжени.

Меня объял чужой народ,
В пучине я погряз глубокой;
Ты с тверди длань простри высокой,
Спаси меня от многих вод.

Вещает ложь язык врагов,
Десница их сильна враждою,
Уста обильны суетою,
Скрывают в сердце злобный ков.

Но я, о Боже, возглашу
Тебе песнь нову повсечасно;
Я в десять струн тебе согласно
Псалмы и песни приношу,

Тебе, Спасителю Царей,
Что крепостью меня прославил,
От лютого меча избавил,
Что враг вознес рукой своей.

Избавь меня от хищных рук
И от чужих народов власти:
Их речь полна тщеты, напасти;
Рука их в нас наводит лук.

Подобно масличным древам
Сынов их лета процветают,
Одеждой дщери их блистают,
Как златом испещренный храм.

Пшеницы полны гумна их,
Несчетно овцы их плодятся,
На тучных пажитях хранятся
Стада в траве волов толстых.

Цела обширность крепких стен,
Везде столпами укрепленных;
Там вопля в стогнах нет стесненных,
Не знают скорбных там времен.

Счастлива жизнь моих врагов!
Но те светлее веселятся,
Ни бурь, ни громов не боятся,
Которым Вышний сам покров.

Преложение псалма 1

Блажен, кто к злым в совет не ходит,
Не хочет грешным в след ступать,
И с тем, кто в пагубу приводит,
В согласных мыслях заседать.

Но волю токмо подвергает
Закону божию во всем
И сердцем оный наблюдает
Во всем течении своем.

Как древо, он распространится,
Что близ текущих вод растет,
Плодом своим обогатится,
И лист его не отпадет.

Он узрит следствия поспешны
В незлобивых своих делах,
Но пагубой смятутся грешны,
Как вихрем восхищенный прах.

И так злодеи не восстанут
Пред вышнего творца на суд,
И праведны не воспомянут
В своем соборе их отнюд.

Господь на праведных взирает
И их в пути своем хранит;
От грешных взор свой отвращает
И злобный путь их погубит.

Между 1743 и началом 1751

Преложение псалма 14

Господи, кто обитает
В светлом доме выше звезд?
Кто с Тобою населяет
Верьх священный горних мест?

Тот, кто ходит непорочно,
Правду завсегда хранит
И нелестным сердцем точно,
Как языком говорит.

Кто устами льстить не знает,
Ближним не наносит бед,
Хитрых сетей не сплетает,
Чтобы в них увяз сосед.

Презирает всех лукавых,
Хвалит Вышнего рабов
И пред Ним душёю правых,
Держится присяжных слов.

В лихву дать сребро стыдится,
Мзды с невинных не берёт..
Кто так жить на свете тщится,
Тот вовеки не падёт.

Между 1743 и 1747

См. также: «Михаил Ломоносов. Преложение псалма 14» в православном журнале «Фома»

Преложение псалма 26

Господь – Спаситель мне и свет:
Кого я убоюся?
Господь Сам жизнь мою блюдет:
Кого я устрашуся?

Во злобе плоть мою пожрать
Противны устремились;
Но злой совет хотя начать,
Упадши, сокрушились.

Хоть полк против меня восстань:
Но я не ужасаюсь.
Пускай враги воздвигнут брань:
На Бога полагаюсь.

Я только от Творца прошу,
Чтоб в храм Его вселиться;
И больше в свете не ищу,
Как в оном веселиться.

В селении Своём покрыл
Меня Он в день печали,
И неподвижно укрепил,
Как злые окружали.

Возвысил Он мою главу
Над всех врагов ужасных;
Я, жертву принося, зову
Ему в псалмах согласных.

Услыши, Господи, мой глас,
Когда к Тебе взываю,
И сохрани на всякой час:
К Тебе я прибегаю.

Ко свету Твоего лица
Вперяю взор душевный
И от всещедрого Творца
Приемлю луч вседневный.

От грешного меня раба,
Творец, не отвратися;
Да взыдет пред Тебя мольба,
И в гневе укротися.

Меня оставил мой отец
И мать ещё в младенстве;
Но восприял меня Творец
И дал жить в благоденстве.

Настави, Господи, на путь
Святым Твоим законом,
Чтоб враг не мог поколебнуть
Крепящегося в оном.

Меня в сей жизни не отдай
Душам людей безбожных,
Твоей десницей покрывай
От клеветаний ложных.

Я чаю видеть на земли
Всевышнего щедроты
И не лишиться николи
Владычния доброты.

Ты, сердце, духом укрепись,
О Господе мужайся,
И бедствием не колеблись,
На Бога полагайся.

Между 1743 и началом 1751

Преложение псалма 34

Суди обидящих. Зиждитель,
И от борющихся со мной
Всегдашний буди Покровитель,
Заступник и Спаситель мой.

На глас мой ныне преклонися,
Прими оружие и щит,
И мне на помощь ополчися,
Когда противник мне грозит.

Сдержи стремление гонящих,
Ударив пламенным мечом.
Уверь в напастях обстоящих,
Что я в покрытии Твоём.

Гонители да постыдятся,
Что ищут зла души моей,
И с срамом вспять да возвратятся,
Смутившись в памяти своей.

Да сильный гнев Твой злых восхитит,
Как бурным вихрем лёгкий прах.
И ангел Твой да не защитит
Бегущих, умножая страх.

Да помрачится путь их мглою,
Да будет ползок и разрыт,
И ангел мстящею рукою
Их, вслед гоня, да устрашит.

Сие гонение ужасно
Да оскорбит за злобу их,
Что, зляся на меня напрасно,
Скрывали мрежу злоб своих.

Глубокий, мрачный ров злодею
В пути да будет сокровен;
Да будет сетию своею,
Что мне поставил, уловлен.

Душа моя возвеселится
О Покровителе своём,
И радостию ободрится
О заступлении Твоём.

С Тобою кто себя сравняет?
Все кости. Боже мой, гласят:
Твоя власть сильных сокрушает,
Что бедных растерзать хотят.

Уже свидетели восстали
Неправедные на меня
И, стыд оставив, вопрошали
О том, чего не знаю я.

Наносят мне вражду и злобу,
Чтоб тем мне за добро воздать
И бедной дух мой и утробу
Досадой и тоской терзать.

Но как они ослабевали,
Тогда постом я и мольбой
Смирял себя, дабы восстали
Противники мои в покой.

Как брату своему, я тщился,
Как ближним, так им угождать,
И, сетуя об них, крушился
И слёз своих не мог держать.

Они, однако, веселятся,
Как видят близ мою напасть;
И на меня согласно злятся,
Готовя ров, где мне упасть.

Смятенный дух во мне терзают,
Моим паденьем льстя себя;
Смеются, нагло укоряют,
Зубами на меня скрыпя.

Доколе, Господи, без гневу
На злость их будешь Ты взирать?
Не дай, не дай Ты Львову чреву
Живот мой до конца пожрать!

Во храме возвещу великом
Преславную хвалу Твою,
Весёлым гласом и языком
При тьмах народа воспою.

Не дай врагам возвеселиться
Неправедной враждой своей,
Не дай презорством возгордиться
И помизанием очей.

Хоть мирные слова вещали
И ласков вид казали вне,
Но в сердце злобу умышляли
И сети соплетали мне.

Мне пагубы, конечно, чая,
Все купно стали восклицать,
Смеяться, челюсть расширяя:
«Нам радостно на то взирать!»

Ты видел. Господи, их мерзость:
Отмети и злобным не стерпи,
Отмети бессовестную дерзость
И от меня не отступи.

Восстани, Господи Зиждитель,
Взойди на Твой святый престол
И буди нашей при решитель,
Спаси от нестерпимых зол.

Подвигнись правдою святою,
Суди нас. Господи, суди,
Не дай им поругаться мною,
Суди и мне не снисходи.

Не дай им в злобе похвалиться
И мне в ругательство сказать:
«О как в нас сердце веселится,
Что мы могли его пожрать».

Посрамлены да возмятутся,
Что ради злым моим бедам;
И с верьх главы да облекутся
Мои противны в стыд и в срам.

Но тем дай вечную награду,
Что оправдать меня хотят;
Взирая на мою отраду,
«Велик Господь наш», – говорят.

Язык мой правде поучится
И истине святой Твоей.
Тобой мой дух возвеселится
Чрез всё число мне данных дней.

Между 1743 и началом 1751

*Примечания. Ползкий – скользкий. Мрежа (мережа) – рыболовная сеть. Живот – жизнь. Презорство – презрение, пренебрежение. Помизание – знак глазами, подмигивание. Пря – спор, битва.

Преложение псалма 70

В Тебе надежду полагаю,
Всесильный Господи, всегда,
К Тебе и ныне прибегаю,
Да ввек спасуся от студа.

Святою правдою Твоею
Избавь меня от злобных рук,
Склонись молитвою моею
И сокруши коварных лук.

Поборник мне и Бог мой буди
Против стремящихся врагов,
И бренной сей и тленной груди
Стена, защита и покров.

Спаси меня от грешных власти
И преступивших Твой закон,
Не дай мне в челюсти их впасти,
Зияющи со всех сторон.

В терпении моём. Зиждитель,
Ты был от самых юных дней
Помощник мой и Покровитель,
Пристанище души моей.

От чрева матери Тобою
И от утробы укреплён,
Тебя превозношу хвалою,
Усердием к Тебе возжжен.

Враги мои чудясь смеются,
Что я кругом объят бедой,
Однако мысли не мятутся,
Когда Господь – Заступник мой.

Превозносить Твою державу
И воспевать на всякой час
Великолепие и славу
От уст да устремится глас.

Во время старости глубокой,
О Боже мой, не отступи,
Но крепкой мышцей и высокой
Увядши члены укрепи.

Враги, которые всечасно
Погибели моей хотят,
Уже о мне единогласно
Между собою говорят:

«Погоним; Бог его оставил;
Кого он может преклонить,
От нас бы кто его избавил?
Теперь пора его губить».

О Боже мой, не удалися,
Покрой меня рукой Своей
И помощь ниспослать потщися
Объятой злом душе моей.

Да в вечном сраме погрузятся
Которые мне ищут зла.
Да на главу их обратятся
Коварства, плевы и хула.

Надежду крепку несомненно
В Тебе едином положу
И, прославляя беспременно,
В псалмах и песнях возглашу.

От уст моих распространится
О истине Твоей хвала,
Благодеяний слух промчится
Тобой мне бывших без числа.

Твою я крепость. Вседержитель,
Повсюду стану прославлять;
И что Ты мой был Покровитель,
Вовеки буду поминать.

Тобою, Боже, я наставлен
Хвалить Тебя от юных лет,
И ныне буди препрославлен
Чрез весь Тобой созданный свет.

Доколе дряхлость обращаться
Не возбранит моим устам,
Твоя в них крепость прославляться
Грядущим будет всем родам.

Твоя держава возвестится
И правда мною до небес.
О Боже, кто Тебе сравнится
Великим множеством чудес?

Ты к пропасти меня поставил,
Чтоб я свою погибель зрел;
Но скоро, обратясь, избавил
И от глубоких бездн возвёл.

Среди народа велегласно
Поведаю хвалу Твою
И на струнах моих всечасно
Твои щедроты воспою.

Уста мои возвеселятся,
Когда возвышу голос мой,
И купно чувства насладятся
Души, спасенныя Тобой.

Ещё язык мой поучится
Твои хвалити правоты,
Коварных сила постыдится,
Которй ищут мне беды.

Между 1743 и началом 1751

Преложение псалма 103

Благослови душа моя Господа,
Господи Боже мой, возвеличился еси зело.
Да хвалит дух мой и язык
Всесильного Творца державу,
Великолепие и славу.
О Боже мой, коль Ты велик!

Одеян чудной красотой,
Зарёй божественного света,
Ты звёзды распростёр без счёта
Шатру подобно пред Тобой.

Покрыв водами высоты,
На лёгких облаках восходишь,
Крилами ветров шум наводишь,
Когда на них летаешь Ты.

И воли Твоея послы
Как устремления воздушны,
Всесильным маниям послушны,
Текут, горят, не зная мглы.

Ты землю твёрдо основал,
И для надежныя окрепы
Недвижны положил заклепы
И вечну непреклонность дал.

Ты бездною её облек,
Ты повелел водам парами
Всходить, сгущаяся над нами,
Где дождь рождается и снег.

Их воля Твой единый взгляд,
От запрещения мутятся,
И в тучи, устрашась, теснятся;
Лишь грянет гром Твой, вниз шумят.

Восходят горы в высоту;
Крутые ставишь Ты стремнины
И стелешь злачные долины,
Угрюмством множа красоту.

Предел верхам их положил,
Чтоб землю скрыть не обратились,
Ничем бы вниз не преклонились,
Опричь Твоих безмерных сил.

Из гор в долины льёшь ключи
И прохлаждаешь тем от зноя;
Журчат для сладкого покоя,
Между горами текучи.

И напояют всех зверей,
Что окрест сел себя питают;
И ждут ослы, как в жажде тают,
Отрады от руки Твоей.

Слетаясь тамо птицы в тень
Возносят пение и свисты,
Живят вертепы каменисты
И тем проводят жаркой день.

Ты свыше влагу льёшь горам,
Плодами землю насаждаешь,
И все народы насыщаешь,
Свидетелей Твоим делам.

Растишь в полях траву для стад;
Нам разны зелия в потребу
Обильно прилагаешь к хлебу,
Щедротою ко всем богат.

Хлеб силой нашу грудь крепит,
Нам масло члены умягчает;
Вино в печали утешает
И сердце радостью живит.

Древам даёшь обильный тук;
Поля венчаешь ими, Щедрый.
Насаждены в Ливане кедры
Могуществом всесильных рук.

Между 1743 и январем 1749

*Примечание. Вертеп – пещера.

Преложение псалма 145

Хвалу Всевышнему Владыке
Потщися, дух мой, воссылать;
Я буду петь в гремящем лике
О Нём, пока могу дыхать.
Никто не уповай во веки
На тщетну власть князей земных:
Их те ж родили человеки,
И нет спасения от них.

Когда с душёю разлучатся
И тленна плоть их в прах падёт,
Высоки мысли разрушатся
И гордость их и власть минёт.
Блажен тот, кто себя вручает
Всевышнему во всех делах
И токмо в помощь призывает
Живущего на небесах.

Несчётно многими звездами
Наполнившего высоту
И непостижными делами
Земли и моря широту,
Творящего на сильных нищу
По истине в обидах суд,
Дающего голодным пищу
Когда к Нему возопиют.

Господь оковы разрешает
И умудряет Он слепцов,
Господь упадших возвышает
И любит праведных рабов.
Господь пришельцев сохраняет
И вдов приемлет и сирот.
Он дерзкий грешных путь скончает,
В Сионе будет в род и род.

Между 1743 и 1747

Господи, кто обитает
В светлом доме выше звезд?
Кто с тобою населяет
Верьх священный горних мест?

Тот, кто ходит непорочно,
Правду завсегда хранит
И нелестным сердцем точно,
Как устами, говорит;

Кто языком льстить не знает,
Ближним не наносит бед,
Хитрых сетей не сплетает,
Чтобы в них увяз сосед;

Презирает всех лукавых,
Хвалит вышнего рабов
И пред ним душею правых
Держится присяжных слов;

В лихву дать сребро стыдится,
Мзды с невинных не берет.
Кто так жить на свете тщится,
Тот вовеки не падет.

Преложение псалма 14. Впервые — Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки трудами Михаила Ломоносова, имп. Академии наук и Исторического собрания члена, химии профессора. В Санктпетербурге при имп. Академии наук, 1748, 59. (Далее — Риторика, 1748, с указанием параграфа). И пред ним душею правых Держится присяжных слов… — Здесь Ломоносов впервые подчеркивает исключительность положения своего лирического героя в мире, причем делается это за счет существенного отступления от древнего подлинника. Так, в старославянском тексте читаем: «Уничижен есть пред ним лукавнуяй, боящыя же ся Господа славит; кленыйся искреннему своему и не отметаяся». Симеон Полоцкий, к примеру, дает близкий перевод:

Пред нимже всяк лукавый муж уничижится,
Бояйся же Господа человек славится
Иже о немже клятся ближнему не лщает…

У Ломоносова, в отличие от старославянского текста и перевода Симеона Полоцкого, лирический герой говорит о соблюдении клятвы богу, а не ближнему своему. Таким образом, его лирический герой не может примкнуть не только к грешникам (что очевидно), но и к праведникам (что уже рискованно со стороны автора переложения): между ним и высшей силой существует прямая связь, которая держится на его верной клятве. В дальнейшем эта связь станет основным предметом раздумий и переживаний лирического героя, в ходе которых он осознает себя как бы посредником между небесами и землей.

Год написания: 1747

>Текст книги «Псалмы-Псалтирь в переводах (переложениях) стихами»

Автор книги: Завет Ветхий

Жанр:

Религия

сообщить о нарушении
Текущая страница: 2 (всего у книги 52 страниц)

ПСАЛТИРЬ
ПСАЛОМ 1
Канонический русский перевод

Текст на церковнославянском языке

ПСАЛОМ 1

Псалом Давида

1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, 2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! 3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. 4 Не так – нечестивые, : но они – как прах, возметаемый ветром . 5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. 6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.

С. Аверинцев. ПСАЛОМ 1

С. Аверинцев

ПСАЛОМ 1

О благо тому,

кто совета с лукавыми не устроял,

на стезю грешных не вступал,

меж кощунниками не сидел;

но в законе Господнем – радость его,

слова закона в уме его день и ночь.

Он как дерево, что насаждено

у самого течения вод,

что в должное время принесет плоды

и не увянут листы его.

Устроится всякое дело его.

Грешные не таковы,

они – как развеваемый ветром прах.

Грешные на суде не устоят,

лукавым меж праведных места нет;

путь праведных ведает Господь,

но потерян лукавых путь.

М. В. Ломоносов. ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 1

М. В. Ломоносов

ПРЕЛОЖЕНИЕ ПСАЛМА 1

Блажен, кто к злым в совет не ходит,

Не хочет грешным вслед ступать

И с тем, кто в пагубу приводит,

В согласных мыслях заседать,

Но волю токмо подвергает

Закону Божию во всем

И сердцем оный наблюдает

Во всем течении своем.

Как древо, он распространится,

Что близ текущих вод растет,

Плодом своим обогатится,

И лист его не отпадет.

Он узрит следствия поспешны

В незлобивых своих делах;

Но пагубой смятутсяся грешны,

Как вихрем восхищенный прах.

И так злодеи не восстанут

Пред вышнего Творца на суд,

И праведны не воспомянуг

В своем соборе их отнюд.

Господь на праведных взирает

И их в пути своем хранит;

От грешных взор свой отвращает

И злобный путь их погубит.

1749—1751

В. В. Капнист. НАГРАДА ПРАВЕДНОГО. Псалом 1

В. В. Капнист

НАГРАДА ПРАВЕДНОГО

Псалом 1

Блажен, в совет кто нечестивых

Нейдет, на грешных путь не стал

И на седалище кичливых

Губителей не восседал.

Но всею волей покорится

Закону Бога своего,

И днем и ночью поучится

В заветах праведных его.

Как древо будет насаждение,

Что при истоках вод растет,

Плодом вовремя отягчение,

И лист его не отпадет.

Во всем, что ни творит, успеет.

Не тако грешные, не так:

Но яко прах, что ветр возвеет

С лица земли в пустых степях.

На суд не встанут нечестивы,

Ни грешны к праведным в совет:

Господь бо весть пути правдивы,

А злых в пути погибель ждет.

1790-е годы

Н. М. Языков. ПОДРАЖАНИЕ ПСАЛМУ. Псалом 1

Н. М. Языков

ПОДРАЖАНИЕ ПСАЛМУ

Псалом 1

Блажен, кто мудрости высокой

Послушен сердцем и умом,

Кто при лампаде одинокой

И при сиянии дневном

Читает книгу ту святую,

Где явен божеский закон:

Он не пойдет в беседу злую,

На путь греха не ступит он.

Ему не нужен пир разврата;

Он лишний гость на том пиру,

Где брат обманывает брата,

Сестра клевещет на сестру;

Ему не нужен праздник шумный,

Куда не входят стыд и честь,

Где суесловят вольнодумно

Хула, злоречие и лесть.

Блажен!.. Как древо у потока

Прозрачных, чистых, светлых вод

Стоит, – и тень его широка

Прохладу страннику дает,

И зеленеет величаво

Оно, красуяся плодом,

И своевременно и здраво

Растет и зреет плод на нем!

Таков он, муж боголюбивый;

Всегда, во всех его делах

Ему успех, а злочестивый…

Тот не таков; он словно прах!..

Но злочестивый прав не будет,

Он на суде не устоит,

Зане Господь не лестно судит

И беззаконного казнит.

29 ноября 1844

Г. Плисецкий. ПСАЛОМ 1

Г. Плисецкий

ПСАЛОМ 1

Блажен, кто не идет в совет,

развратный, лживый и смердящий.

Блажен, в собранье не спешащий,

сказавши нечестивцам: «Нет!»

Он Бога слушает. Закон

постигнуть Божий хочет он.

Да будет он, как ствол, ветвист,

да не увянет каждый лист!

Растущий у истока вод,

да принесет он спелый плод!

А нечестивцы – это прах,

развеянный на всех ветрах.

Мольбы развратных не спасут,

и не минует Божий Суд.

Благословен будь правых путь!

А путь развратных – проклят будь!

Н. Гребнев. ПСАЛОМ 1

Н. Гребнев

ПСАЛОМ 1

Блажен тот муж, который с юных лет

Сойти с пути греха себя неволит,

Не держит с развратителем совет,

Не делит с нечестивыми застолья.

Но мыслит благодарно и блаженно

Лишь о законе Бога ночеденно.

Да будет тот, кто благодать обрел,

Возросшим, будто бы широкий ствол

При щедрых водах бурного потока.

Лист этого ствола не станет желт,

И не поникнет ветвь его до срока.

А нечестивцы будут, словно прах,

Развеяны на всех земных ветрах,

Средь праведных нет места для лукавых,

И на суде к ним помощь не придет,

Ибо Господь с заоблачных высот

Благословит путь праведных и правых,

А путь неправедного пресечет.

Н. Басовский. 1-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА)

Н. Басовский

1-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА)

Благословен, кто с нечестивцами не знался

и по пути, где ходят грешники, не шёл,

кто от общенья со злодеем уклонялся

и не садился с развратителем за стол.

Благословен, кто отдан весь Закону Бога —

и днём, и ночью в этом круг его забот.

Он словно дерево у чистого потока:

оно естественно и правильно растёт —

и расцветёт в ему положенные сроки,

и даст плоды, и лист не вянет у него.

И так же праведника на любой дороге

и в каждом деле ожидает торжество.

А вот злодея, нечестивца, святотатца

уносит ветер, как мякину в молотьбе,

и потому ему в судьбе не оправдаться,

и нет спасения у грешника в судьбе.

Благословен живущий с мыслями о Боге —

ему Всевышний указует, где идти,

и в мире праведных расширятся дороги,

а нечестивых затеряются пути.

А. Ротман. ПСАЛОМ 1

А. Ротман

ПСАЛОМ 1

Счастлив человек,

не ступавший злу вослед,

на путь греха не встававший,

не внимавший злословью пустых бесед,

утолявший жажду из Господней чаши,

о Торе Его размышлявший денно и нощно.

При потоках вод насадит его Господь,

уподобит древу, чьи корни мощны,

не оскудеет крона его,

к сроку вызреет плод,

все деяния рук его будут успешны.

Не то злодеи:

вихрь их подхватит,

как мякину погонит грешных.

Нечестивцы – не устоять им,

среди праведных не спастись,

не уйти от суда Господня.

Ибо Бог хранит праведных, ведает их пути,

а путь зла ведет в преисподню.

ПСАЛОМ 2
Канонический русский перевод

ПСАЛОМ 2

Псалом Давида.

1 Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? 2 Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его. 3 «Расторгнем узы их, и свергнем с себя оковы их». 4 Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им. 5 Тогда скажет им во гневе Своем и яростью Своею приведет их в смятение: 6 «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею; 7 возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; 8 проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; 9 Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника». 10 Итак вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! 11 Служите Господу со страхом и радуйтесь с трепетом. 12 Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем, ибо гнев Его возгорится вскоре. Блаженны все, уповающие на Него.

В. В. Капнист. ТЩЕТА КРАМОЛЫ ПРОТИВУ ПОМАЗАННИКА БОЖИЯ. Псалом 2

В. В. Капнист

ТЩЕТА КРАМОЛЫ ПРОТИВУ ПОМАЗАННИКА БОЖИЯ

Псалом 2

Почто смущаются языки,

Текут вслед буйства своего?

Земные восстают владыки

На Бога и Христа его.

Рекли: «Заветы их отрынем,

Железны узы разорвем

И, презря власть их, с выи скинем

Несносный, тяжкий их ярем».

Но их безумству посмеется

Живый на небесах, – речет…

И сонм их страхом потрясется,

Господня ярость их сметет.

Я царь, Сиона обладатель,

Творца я волю возвестил.

«Ты сын мой, – рек ко мне создатель, —

Мой сын! я днесь тебя родил.

Проси: тебе я в поднебесной

Языки дам всех стран земных.

Твой скиптр их упасет железный

И, как скудель 2
Скудель – прах, тлен.
, сотрет он их».

И ныне, о цари! внемлите,

И миру судии всему!

Творцу со трепетом служите,

Со страхом радуйтесь ему.

Прймите глас святых заветов,

Да гнев его не воскипит

И вас, средь пагубных советов,

В путях коварных потребит.

Но он блистает уж громами

Во гневе с трона своего.

Блаженны правые сердцами

В надежде твердой на него!

1790-е годы

Н. Гребнев. ПСАЛОМ 2

Н. Гребнев

ПСАЛОМ 2

Зачем мятутся племена людские,

Зло замышляют, козни и коварство?

Зачем противятся князья земные

Тому, кого помазал Бог на царство?

Зачем они, забывши стыд и страх,

Твердят: «Расторгнем узы и оковы!»

И, слыша богохульственное слово,

Дивится Тот, кто есть на небесах.

Их осуждая по своим законам,

Глядит Господь, строптивцам говоря:

«Над сей моей святой горой Сионом

Я вам помазал моего царя!»

Я есмь тот царь, и мне изрек Господь:

«Мое ты чадо, кровь моя и плоть,

Тебе я эти земли дал и бездны,

Чтоб мог ты нечестивых побороть,

Чтоб мог отступников жезлом железным,

Как утварь глиняную, расколоть».

Князья земные и земные судьи,

Господь над нами справедлив и страшен,

Пусть лишь в служенье Господу пребудет

И трепет ваш, и страх, и счастье ваше!

Того почтите, кто Ему угоден,

Помазанника на земной престол.

Беда тому, кто гнев навлек Господень,

Блажен, кто силу в Господе обрел!

Н. Басовский. 2-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА)

Н. Басовский

2-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА)

Замышляют владыки земель и племён,

против слова Господня восставшие снова:

«Вот царя над царями поставил нам Он —

эти узы расторгнем и сбросим оковы!»

Но смеётся Всевышний, с небес говоря:

«Ваши замыслы тщетны, и Я их развею;

не гневите Меня! Я поставил царя

над Сионом, святою горою Моею».

Мне же молвил Господь: «Сыном будешь Моим;

земли этих владык ты получишь отныне.

Власть и силу от Бога докажешь ты им —

как из глины горшки, разобьёшь их твердыни».

Образумьтесь, цари! Ваша служба такая —

чтобы страх ваш и трепет почувствовал Он,

ибо сгинете вы, гнев Его накликая;

кто на Бога надеется, будет спасён.

ПСАЛОМ 3
Канонический русский перевод

1 Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.

2 Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня; 3 многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге». 4 Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою. 5 Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей. 6 Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня. 7 Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня. 8 Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых. 9 От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.

С. Аверинцев. ПСАЛОМ 3

С. Аверинцев

ПСАЛОМ 3

Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома,

сына своего.

Господи,

как умножились теснящие меня!

Многие восстают на меня,

многие молвят о душе моей:

“Нет у Бога избавления для него!”

(Села!)

Но Ты, Господи, – щит мой,

Ты – слава моя, Ты возносишь главу мою.

Гласом моим я ко Господу воззвал,

и услышал Он меня от святой горы Своей.

(Села!)

Я уснул, и спал, и восстал,

ибо Господь защитил меня.

Не устрашусь множеств людей,

отовсюду обступивших меня.

Восстань, Господи! Спаси меня, Боже мой!

Ты разишь всех врагов моих,

зубы грешников Ты крушишь.

От Господа – избавление нам,

и народу Твоему – благословение Твое.

(Села!)

Н. Гребнев. ПСАЛОМ 3

Н. Гребнев

ПСАЛОМ 3

Как приумножились мои враги,

Как возроптали многие из многих,

Твердят, что нету мне спасенья в Боге.

О Господи, мой Боже, помоги!

Услышь меня с горы Своей святой

И защити от всех наветов ложных.

Я не поникнул до сих пор главой

Лишь потому, что Ты мой щит надежный.

Лишь потому я бодрствую и сплю,

И все, что мне ниспослано, терплю,

И не страшусь несчетных сил безбожных.

Так огради от нечестивцев лживых,

Меня винящих неизвестно в чем.

Ты сокрушаешь зубы нечестивых,

Ты поражаешь их своим мечом.

А нам вовек лишь от Тебя спасенье,

И озаренье, и благословенье.

Н. Басовский. 3-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА)

Н. Басовский

3-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА)

Как много стало врагов моих!

Растёт их сила день ото дня.

Душа всё чаще слышит от них

про то, что Бог не спасёт меня.

Но Ты, Господь, всегда предо мной —

моя опора, надёжный щит,

и слышишь Ты на горе святой,

когда мой голос к Тебе летит.

Встаю поутру, ввечеру ложусь —

всегда я Господом защищён

и тех народов не убоюсь,

что ополчились со всех сторон.

Восстань, Всевышний, меня услышь!

К Тебе летит о спасенье зов.

Ты нечестивцам зубы крушишь,

в лицо ударяешь моих врагов.

Твой народ Тобою храним;

рука Господня всегда над ним.

ПСАЛОМ 4
Канонический русский перевод

ПСАЛОМ 4

1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.

2 Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою. 3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи? 4 Знайте, что Господь отделил для Себя святаго Своего; Господь слышит, когда я призываю Его. 5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь; 6 приносите жертвы правды и уповайте на Господа. 7 Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи! 8 Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и вино умножились. 9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности.

Н. Гребнев. ПСАЛОМ 4

Н. Гребнев

ПСАЛОМ 4

К тебе я, Боже, обращаю взор.

Ты одарял меня в бессилье силой,

Мне было тесно – Ты мне дал простор,

Услышь мою молитву и помилуй.

А вам доколе, зрелые мужи,

Пренебрегать моей земною славой,

Грешить хулою злою и неправой,

Прельщаться суетой и жить во лжи?

Господь и правду и неправду зрит,

Он отличает для себя святого.

Он отверзает слух и слышит слово,

Что с уст моих молитвенных летит.

И, гневаясь, не согрешайте, люди,

Помыслите о корне всех начал.

Чтоб свет от Божья лика воссиял

Взывающим: «Где в благе мы пребудем?»

И я, утешась, сплю спокойно, Боже,

Ты в сердце мне веселье приумножил,

Хлеб приумножив на земле людской.

Вовек мое ты ограждаешь ложе,

Ты мне даруешь, Господи, покой!

Н. Басовский. 4-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА)

Н. Басовский

4-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА)

Когда я взываю, услышь меня, Господи правды моей!

Ты дал мне простор в тесноте, так услышь же молитву мою.

Сыны человека! Доколе вам имя моё поруганьем чернить?

Доколе вы будете жить не по правде, тщету возлюбив?

Неужто о том вы не знали, что выбрал Всевышний меня

и слышит молитву мою, когда я призываю Его?

Так вот, говорю вам, вы злобой своей не творите греха;

утишьтесь, размыслите в сердце об этом на ложах своих.

На Бога надейтесь и знайте, что благо покажет нам Он;

над нами поднимет Всевышний сиянье лица Своего.

Он дал мне веселье, людское вино умножая и хлеб,

и сплю я спокойно: Господь милосердный – защита моя.

ПСАЛОМ 5
Канонический русский перевод

ПСАЛОМ 5

1 Начальнику хора. На духовых орудиях. Псалом Давида.

2 Услышь, Господи, слова мои, уразумей помышления мои. 3 Внемли гласу вопля моего, Царь мой и Бог мой! ибо я к Тебе молюсь. 4 Господи! рано услышь голос мой, – рано предстану пред Тобою, и буду ожидать, 5 ибо Ты Бог, не любящий беззакония; у Тебя не водворится злой; 6 нечестивые не пребудут пред очами Твоими: Ты ненавидишь всех, делающих беззаконие. 7 Ты погубишь говорящих ложь; кровожадного и коварного гнушается Господь. 8 А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем. 9 Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих; уровняй предо мною путь Твой. 10 Ибо нет в устах их истины: сердце их – пагуба, гортань их – открытый гроб, языком своим льстят. 11 Осуди их, Боже, да падут они от замыслов своих; по множеству нечестия их, отвергни их, ибо они возмутились против Тебя. 12 И возрадуются все уповающие на Тебя, вечно будут ликовать, и Ты будешь покровительствовать им; и будут хвалиться Тобою любящие имя Твое. 13 Ибо Ты благословляешь праведника, Господи; благоволением, как щитом, венчаешь его.

Н. Гребнев. ПСАЛОМ 5

Н. Гребнев

ПСАЛОМ 5

В мои, о Боже, вникни помышленья,

Уразумей меня в моей мольбе.

Мой Бог, мой Царь, услышь мои моленья,

Услышь мя, ибо я молюсь к Тебе.

Ты не приблизишь согрешавших ложью,

К Тебе не водворится сердцем злой,

Чем ране Ты меня услышишь, Боже,

Тем ране я предстану пред Тобой!

Лжец не предстанет перед Божьи очи,

Как не предстанет не смиривший плоть,

Хулителей приблизить не захочет,

Коварных погнушается Господь.

А я, вкусивши Божиих щедрот,

Приближусь ко святому Божью дому,

Я храму Божью преклонюсь святому,

В который только праведный войдет.

Путеводи ж меня, сойти не дай

С твоей стези, где ждет меня спасенье,

И путь Твой предо мною уравняй,

Всем недругам моим на посрамленье.

Нет истины священной в их устах,

Их сердце – гибель, горло – гроб открытый,

Их злость самих же обратит во прах,

Когда не осенишь Ты их защитой.

Не Господа – себя лишь возлюбя,

Враги мои в гордыне возроптали.

Так осуди их, чтоб возликовали

Все те, кто уповает на Тебя.

И возликуют люди, чьи открыты

Сердца для слова Божья и любви.

Прости нас, Боже, и благослови,

Твое благословенье – нам защита!

Н. Басовский. 5-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА)

Н. Басовский

5-Й ПСАЛОМ (ДАВИДА)

О Господи, услышь слова мои,

пойми все помышления мои

и внемли гласу вопля моего,

мой царь и Бог, – молю спасенья ради.

Услышь мой голос рано поутру;

я пред Тобой предстану поутру

и буду в страхе ожидать того,

что скажешь Ты, с небес на землю глядя.

Нет, Ты не Бог, который любит зло —

с Тобой, Господь, не уживётся зло,

и людям, попирающим закон,

Твой светлый лик вовеки не увидеть.

Коварного гнушается Господь,

не терпит кровожадного Господь;

нас неустанно научает Он

лжеца и нечестивца ненавидеть.

А я, по милосердью Твоему,

пойду к святому храму Твоему,

в Твой дом с благоговением войду,

сомнения оставив за спиною.

О Боже, наставляй меня во всём,

о Боже, направляй меня во всём

и, к зависти врагов и к их стыду,

Ты распрями пути передо мною.

Нет истины в устах врагов моих,

и пагуба – нутро врагов моих,

и как открытый гроб – открытый рот,

и лживых слов на языке премного.

За умышленье зла отвергни их,

за тёмные дела отвергни их;

в свои силки пусть каждый попадёт,

кто дерзко возмутился против Бога.

А все, кто уповает на Тебя,

возрадуются, глядя на Тебя;

Ты будешь покровительствовать им

всей силой доброты Твоей и власти.

За праведность Всевышний возлюбил

того, кто имя Божье возлюбил;

их всех благоволением Своим

Он, как щитом, укроет от напасти.

ПСАЛОМ 6
Канонический русский перевод

ПСАЛОМ 6

1 Начальнику хора. На восьмиструнном. Псалом Давида.

2 Господи! не в ярости Твоей обличай меня и не во гневе Твоем наказывай меня. 3 Помилуй меня, Господи, ибо я немощен; исцели меня, Господи, ибо кости мои потрясены; 4 и душа моя сильно потрясена; Ты же, Господи, доколе? 5 Обратись, Господи, избавь душу мою, спаси меня ради милости Твоей, 6 ибо в смерти нет памятования о Тебе: во гробе кто будет славить Тебя? 7 Утомлен я воздыханиями моими: каждую ночь омываю ложе мое, слезами моими омочаю постель мою. 8 Иссохло от печали око мое, обветшало от всех врагов моих. 9 Удалитесь от меня все, делающие беззаконие, ибо услышал Господь голос плача моего, 10 услышал Господь моление мое; Господь примет молитву мою. 11 Да будут постыжены и жестоко поражены все враги мои; да возвратятся и постыдятся мгновенно.

В. В. Капнист. ПРИЗЫВАНИЕ ПОМОЩИ. Псалом 6

В. В. Капнист

ПРИЗЫВАНИЕ ПОМОЩИ

Псалом 6

Не обличи меня ты яростью твоею,

О боже! гневом не карай,

Но кротко пощади, – я в немощах слабею:

Помилуй, призри, исцеляй.

Уже вся сила сокрушилась

В груди, стесненной скорбью злой,

И вся душа моя смутилась:

А ты что медлишь? боже мой!

Восстань и душу днесь не дай на жертву злобе;

Избавь для славы твоея,

Зане кто о тебе воспомнит в аде, в гробе?

От вздохов утрудился я,

На всяку ночь постель омыю,

Слезами ложе омочу;

Перед врагом склоняя выю,

В напастях скорбну жизнь влачу.

Бегите от меня, все мыслящие злобно!

Господь моим стенаньям внял.

Услышал он мое моление прискорбно

И теплую мольбу приял.

Да возмятутся, постыдятся

Все мне желающие злых,

Да вскоре тощи возвратятся,

И студ 3
Студ – стыд.
везде да встретит их.

(1805)

Н. Гребнев. ПСАЛОМ 6

Н. Гребнев

ПСАЛОМ 6

Не в ярости своей меня суди

И не во гневе назначай мученья.

Я сокрушен, о Боже, снизойди,

Даруй мне исцеленье и прощенье!

Спаси меня, как сына возлюбя,

Бессильна плоть моя и дух бессилен,

Не может смерть поминовать Тебя,

Тебя я славить не могу в могиле!

Я б воздыхал, да силы боле нет,

Слезами омочал бы покрывало,

Но сухи очи от несчетных бед,

От козней вражьих сердце обветшало.

Пусть те отыдут от меня тотчас,

Кто беззаконьем оскверняет земли,

О Господи, услышь мой скорбный глас

И покаяние мое приемли!

Мольбе моей внемли и помоги.

Судить меня, карать меня доколе?

И, пораженные по Божьей воле,

Да устыдятся все мои враги.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *