4 ноября 1612

4 ноября 1612 года — поворотный момент в борьбе с поляками

Краткое описание

4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплочённости всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

М.И. Скотти. Минин и Пожарский. 1850. Холст, масло. Нижегородский государственный художественный музей

Действительность

24 декабря 2004 года проект о внесении поправок в Трудовой кодекс РФ о введении нового праздника 4 ноября был принят в третьем чтении. 327 депутатов проголосовали «за», 104 депутата, т.е. все коммунисты проголосовали «против», и двое воздержались. Безусловно, преодоление Смутного времени говорило об определенной консолидации населения. Однако ставится логичным вопрос, почему именно 4 ноября, именно этот день стал выбран для нового праздника?

Смутой принято называть историческую эпоху, которая хронологически продолжалась от смерти последнего царя из династии Рюриковичей — Федора Иоанновича (1598 г.) и до избрания первого государя из династии Романовых — Михаила Федоровича (1613 г.). По своей сути эта эпоха представляла собой полосу экономического, внутри- и внешнеполитического, династийного и социального кризисов. Среди современных ученых бытует мнение что Смута — это отдаленный результат политики Опричнины Ивана Грозного. Смута проявлялась в брожениях в умах, а также в вовлечении в политику Московского государства его северного и западного соседа (Шведское королевство, Речь Посполитую). Сразу хочется оговориться, что все даты несколько условны. Понятно, что на венчании Михаила Федоровича окончательно кризис преодолен не был: на юге еще давало о себе знать движение Ивана Заруцкого (до 1614 года), со Шведским королевством Столбовский мир был заключен лишь в 1617 году, а мирный договор с Речью Посполитой был заключен спустя год — в 1618 году (Деулинские соглашения).

Эпоха Смутного времени привлекала внимание многих ученых. Некоторые ограничивались пересказом событий с некоторым осмыслением. Например, С.Ф. Платонов в своей монографии «Смутное время» пытается построить свою структуру этой эпохи: он делит Смуту на три периода: Первый период — Смута династическая, второй период — социальная борьба, третий период — борьба за национальность. Также необходимо отметить, что в Смутное время появились и социальные изменения. Так, например, сильно заявило о себе казачество. Эту тенденцию очень четко прослеживает в своей монографии А.С. Станиславский «Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории». Он показывает, что пусть официально и применялся термин «польско-литовской интервенции», но численно самих поляков был минимум. Основу любого движения, его социальный состав представляли более всего казаки, крестьяне.

Смута — это очень сложная эпоха. Она была порождена и начиналась с феномена «самозванства», который был вызван смутой династийной. Как ни парадоксально, но сам люд смог завершить интервенцию и внешние стороны смуты. Борис Годунов смог настроить отношения с дворянами, наладить дипломатические отношения, однако его погубили два факта: это неурожаи 1601–1603 гг. и феномен Самозванства (появление Лжедмитрия). Лжедмитрий Ι — талантливый авантюрист, не смог найти социальную опору, заигрывая то с поляками, приехавшими вместе с кортежем Мнишек), то со старой аристократией, то же с обычным московским людом. Его правление длилось год, и было завершено Московским восстанием. Несколько позже был непродолжительный период двоецарствия, когда царь Василий Иванович Шуйский правил в Москве, а Лжедмитрий ΙΙ, неудачно попытавшийся взять Москву, — в Тушино. Именно тогда его прозвали Тушинским вором. Это был очень занимательный период, когда у каждого из правителей были своя боярская дума, и даже свои патриархи. Гермоген — у Василия Шуйского, и Филарет — у Лжедмитрия ΙΙ. За этим временем следует правление Семибоярщины, недолгий период в истории нашей страны, когда форма правления была чем-то похожа на республиканскую…

Как было показано выше, в небольшом обзоре, никакое правительство в своей сущности, не смогло решить проблемы, объективные проблемы, которые встали над государством в этот период. Добиться какого-то сдвига, смог только народ. Народ, собравшись в ополчение попытался внести свою лепту в эту борьбу. Первое ополчение смогло добраться и осадить Москву, однако из-за распрей внутри руководства ополчения ( Иван Заруцкий, Прокопий Ляпунов, Дмитрий Трубецкой), оно был смято. Второе ополчение, созванное в Нижнем Новгороде, оказало гораздо большее влияние на ход политических событий, связанных со Смутным временем. Оно было организовано князем Дмитрием Пожарским и земским старостой Кузьмой Мининым, установило контроль над большей частью территории Российского государства.

Это ополчение смогло, разбив подкрепление Ходкевича, идущее в Москву на помощь полякам, предрешило судьбу интервентов. Однако тут есть интересный момент. Общеизвестно, что тогда на Руси имел бытование Юлианский календарь, и по старому стилю Китай-город был взят 22 октября. По новому стилю, то есть по Грегорианскому календарю, дата переносится на 1 ноября.

Представляется небезынтересным, как сами современники этих событий отреагировали на взятие Китай-города, вторых по значимости укреплений российской столицы. Как отмечает В. Назаров в «Новом летописце» (его писали в окружении патриарха Филарета) рассказ о взятии Китай-города занимает всего одну строку. Для сравнения: описание боя с Ходкевичем изложено на 71-й строке, а капитуляция и вступление в Кремль — на 17. Такие же пропорции у Авраамия Палицына в его «Сказании о Смуте». Автор «Повести о победах Московского государства» вообще не говорит о взятии Китай города.

26 октября (5 ноября по новому стилю) командование осажденного гарнизона подписало капитуляцию о сдаче города. Безусловно именно освобождение Кремля стало знаковым событием, ведь там находилась резиденция русских царей, заседала Дума и т.д. Однако стоит оговориться, что на этом Смута также не закончилась.

Источники и литература

Назаров В. 4 ноября. Злоключения одной даты // Вокруг Света. 2005. №11 (2782).

Станиславский А.Л. Гражданская война в России XVII в.: Казачество на переломе истории. М., 1990.

Платонов С.Ф. Смутное время. Очерк истории внутреннего кризиса и общественной борьбы в Московском государстве XVI–XVII вв. М., 2007.

Соколов Б. Почему день 4 ноября стал праздником? // История.ру.

4 ноября

Главная | Патриотическое, духовно-нравственное воспитание школьников | Дни воинской славы и Памятные даты России | Дни воинской славы (победные дни) России | 4 ноября. День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год)

День освобождения Москвы
силами народного ополчения под руководством
Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского
от польских интервентов
(1612 год)

Видеоматериал по теме

Казанская икона Пресвятой Божией Матери

Освобождение Москвы от польских интервентов

Тяжелые испытания выпали на долю Руси в конце XVI — начале XVII веков. Страну раздирали боярские заговоры и интриги. Из за неурожая в 1601-1603 гг. наступил ужасный голод. Период смуты и хаоса длился 15 лет, с января 1598 г. (когда умер последний Рюрикович — сын Ивана Грозного Федор), по январь 1613 г. (когда Земский собор избрал царем Михаила Романова).

В своих коварных планах польские паны использовали авантюристов – самозванцев Лжедмитрия I (1605 г.) и Лжедмитрия II (1608 г.), выступавших под именем сына Ивана IV — царевича Дмитрия. После их неудач началась открытая польская интервенция. Под предводительством короля Сегизмунда III поляки перешли русскую границу и в сентябре 1609 г. осадили Смоленск. В ночь на 21 сентября 1610 г. боярское правительство впустило в столицу польские войска — бояре фактически передали государственную власть неприятелю. Это предательство дорого обошлось Москве и России. Начались пожары, насилие.

Угроза потери национальной независимости России вызвала глубокое беспокойство в патриотически настроенных кругах дворянства и других сословий, всего населения. В сентябре 1611 г. в Нижнем Новгороде началось формирование ополчения, которое сыграло решающую роль в освобождении Москвы от поляков. Оно состояло из отрядов дворян, горожан, крестьян центральных и северных районов России, людей всех национальностей Поволжья. Посадские люди выдвинули руководителем ополчения князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Вместе с ним организатором и руководителем ополчения был Кузьма Минин, происходивший из нижегородских посадских людей.

В августе 1612 г. отряды ополченцев разгромили под столицей польскую армию. У оккупантов осталось последнее пристанище — Кремль, который попал в прочную осаду. 26 октября 1612 г. польский гарнизон капитулировал.

Весть об освобождении Москвы воодушевила всю страну. Были созданы условия для восстановления государственной власти в России. Благодарные потомки открыли в столице России памятник. На его гранитном постаменте бронзовыми буквами начертано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия, лета 1818 г.» При открытии памятника В.Г. Белинский сказал: «Может быть, время сокрушит эту бронзу, но священные имена их не исчезнут в океане вечности… Они всегда будут воспламенять любовь к Родине в сердцах своих потомков. Завидный удел! Счастливая участь!»

Эта победа еще раз показала, что в трудное для страны время у русских людей особенно ярко проявляются патриотические чувства и раскрываются их лучшие качества: беззаветная любовь к Отечеству, величайшая доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий вплоть до 1917 года.

Согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божьей Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году)», приходящееся на 22 октября по юлианскому календарю. Из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября. Именно эта дата — 22 октября по юлианскому календарю, или 4 ноября по григорианскому календарю — выбрана в качестве дня государственного праздника.

Памятник Минину и Пожарскому

Инициаторами установки памятника были члены передового Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Это же общество предложило во главе композиции будущего памятника поставить народного героя Кузьму Минина.

В 1808 году дается указание президента Академии художеств «о сочинении нескольких проектов для монумента, коим дворянство и граждане Нижегородской губернии желают ознаменовать подвиги гражданина Козьмы Минина и боярина князя Пожарского и представить в непродолжительном времени». К конкурсу привлекаются известные скульпторы Мартос, Прокофьев, Демут-Малиновский, Пиминов-старший, архитекторы Томон и Михайлов.

В конце 1808 года был утвержден проект Мартоса. 1 января 1809 года была объявлена всенародная подписка и по всей России разосланы гравюры с изображением утвержденного проекта, «дабы оный был известен всем россиянам». К 1811 году собранная сумма оказалась достаточной для начала работы над памятником. К этому же времени было решено установить памятник в Москве на Красной площади, а в Нижнем Новгороде поставить обелиск.

Изначально скульптуру хотели установить на Страстной площади, затем выбрали место перед зданием Верхних торговых рядов на Красной площади, где он и был установлен.

Мартос изображает момент, когда Минин обращается к раненому князю Пожарскому с призывом возглавить русское войско и изгнать поляков из Москвы. Стоя, он одной рукой вручает Пожарскому меч, а другой показывает ему на Кремль, призывая встать на защиту Отечества.

Сам автор комментировал идею памятника так: «Минин устремляется на спасение Отечества, схватывает своей правой рукой руку Пожарского – в знак их единомыслия – и левой рукой показывает ему Москву на краю гибели».

Согласно традициям классицизма, сторонником которого являлся Мартос, внешне фигуры напоминают античные изваяния, но вместе с тем скульптор постарался придать им национальное своеобразие. На щите Пожарского изображен Спас. Античная туника Минина, надетая поверх портов, несколько походит на русскую вышитую рубаху. Волосы его подстрижены в скобку.

Открытие памятника состоялось (20 февраля) 4 марта 1818 года в присутствии императора и императрицы, «при бесчисленном скоплении народа». А.С. Пушкин писал П.А. Вяземскому, что наблюдал, как любуясь памятником, один мужик говорил другому: «Смотри, какие в старину были великаны! Нынче народ омелел».

После революции монументу повезло, он был включен в список памятников, имеющих историческую ценность. Хотя одна из фигур и изображала князя, памятник Минину и Пожарскому сносить не стали. А памятник великому князю Сергею Александровичу (участнику русско-турецкой войны и взятия Плевны) и памятник Александру II работы А.М. Опекушина в Кремле после революции 1917 года были снесены.

В 1931 году памятник Минину и Пожарскому перенесли за ограду храма Василия Блаженного, как мешающий прохождению парадов на Красной площади. Теперь Минин показывает Пожарскому рукой не на Кремль, а на то пространство перед ГУМом, где этот памятник стоял раньше.

Освобождение Москвы от польских интервентов
народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского

4 ноября — День народного единства — российский государственный праздник, отмечающийся с 2005 года.

При этом издавна, согласно православному церковному календарю в этот день отмечается «Празднование Казанской иконе Божией Матери» (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году).

22 октября (1 ноября по григорианскому календарю) 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, гарнизон Речи Посполитой отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай — город с Казанскою иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.

26 октября (5 ноября по григорианскому календарю) командование гарнизона интервентов подписало капитуляцию, выпустив тогда же из Кремля московских бояр и других знатных лиц.

На следующий день (27 октября) гарнизон сдался.

В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царём Михаила Романова, первого русского царя из династии Романовых.

В 1649 году указом царя Алексея Михайловича день Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (по юлианскому календарю), был объявлен государственным праздником, который праздновался в течение трех столетий, вплоть до 1917года.

Как считают ученые, из-за увеличения за прошедшие века разницы между юлианским и григорианским календарём этот день сместился на 4 ноября. При принятии решения о праздновании наши политики долго спорили. С одной стороны, освобождение Москвы от польских интервентов народным ополчением под предводительством Минина и Пожарского продемонстрировало героизм и сплочённость всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе.

Кстати, не многие знают, что первоначально в 1818 году памятник Минину и Пожарскому по указанию скульптора Мартоса был установлен в середине Красной площади, напротив входа в Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа), и только в 1931 году памятник посчитали помехой для демонстраций ипарадов боевой техники и переместили к собору Василия Блаженного.

Как сказал один из инициаторов введения праздника, Патриарх Алексий, «этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру».

В 1911 году в России праздновали 300-летие народного ополчения. Поэтом Серебряного века Борисом Садовским был написан гимн в честь героев Нижегородского ополчения.

Учебная фильмотека СССР

Минин и Пожарский

«Минин и Пожарский» — «Школфильм» 1979г. (00:05:02 черно-белый). Режиссер монтажа – Н. Пименова.

Фрагмент знакомит с благородной патриотической деятельностью земского старосты в Нижнем Новгороде К. Минина, который первым обратился к русскому народу с призывом создать народное ополчение. В различных городах Поволжья создавались вооружённые отряды русских людей, которые были объединены под командованием князя Д. Пожарского. Центральное место занимает кинорассказ о сражении в 1612 году между польскими войсками Гетмана Ходкевича и народным ополчением Минина и Пожарского.

В фильме использованы кадры из фильма: «Минин и Пожарский» (Мосфильм 1939г). Видео: 99,9 МВ, 1268 кбит/сек. Аудио: 103 кбит/сек.

Казанская икона Пресвятой Божией Матери

Как пишет современник событий патриарх Гермоген (в то время священник Гостинодворской церкви Казани Ермолай), после пожара в Казани в 1579 году, уничтожившего часть города, девятилетней Матроне во сне явилась Богородица, велевшая откопать её икону на пепелище:

Яви убо себе Богородицына икона сицевымъ образомъ. Не яви убо образа своего Владычица ни святителю града, ни начальнику властелинску, ниже вельможи или богату, ниже мудру старцу: но яви свое честное сокровище, источникъ неизсчерпаемый приходящимъ с вѣрою, чудный свой образъ, нѣкоего мужа от простыхъ, имуща мудрость на войнѣ стрелебную, сего дщи юнна, десяти лѣтъ суща, именемъ Матрона. Сей бо дѣвицы явися чюдная она и пресвѣтлая икона Богородицына. И после убо пожара в томъ же лѣте и месяце, сице нача являтися дѣвицы оной, ей же имя преди рекохомъ, икона пресвѣтлая Божия Матери. И веляше ей поити во градъ и повѣдати про икону Богородицыну, ея же видѣ, архиепископу и воеводамъ, дабы шед выняли образъ Пречистые Богородицы от земленыхъ нѣдръ: и мѣсто повѣда ей, идѣже последи обрѣтоша драгаго бисера честное сокровище, чюдную икону Богородицыну.

В указанном месте на глубине около метра действительно была найдена икона.

Обретение и дальнейшая история иконы

У самой почитаемой в Русской церкви иконы Божией Матери поразительно простая история обретения.

Летом 1579 года страшный пожар уничтожил большую часть Казани. Две недели спустя дочери казанского стрельца Матрене Онучиной трижды являлась во сне Пресвятая Дева, настоятельно требуя сообщить Казанскому архиепископу о Ее святом образе, который находится в подвале сгоревшего дома Онучиных. Сначала девочке не поверили, но после новых явлений Богородицы решили все же копать в указанном Богородицей месте. На метровой глубине был найден образ Пресвятой Богородицы, завернутый в ветхий суконный рукав. Лик иконы был ясный, будто только что написанный, нисколько не пострадавший от огня.

У обретенной иконы сразу же стали совершаться чудеса. Первыми исцелились двое слепых, Иосиф и Никита: стоило им приложиться к лику Богородицы, как оба прозрели. А первое свидетельство о чудесах иконы оставил священник Никольской церкви в Казани Ермолай, будущий митрополит Казанский и затем патриарх Московский Ермоген, мученически пострадавший за Православие в смутное время, автор службы в честь Казанского образа и общеизвестного тропаря «Заступнице усердная…».

Узнав о явлении иконы, царь Иван Грозный основал в Казани монастырь Пресвятой Богородицы, первыми постриженицами которого стали девочка Матрена и ее мать. С обретенной иконы, помещенной в монастыре, сделали несколько копий, некоторые из которых позже были признаны чудотворными. В честь обретения иконы был установлен первый праздник Казанской иконы Божией Матери — 8 июля (21 июля по новому стилю).

Один из чудотворных списков в 1611 году сопровождал ополчение князя Дмитрия Пожарского в его освободительном походе на Москву и был обнесен с молитвой вокруг Кремля. Духовное заступничество Богоматери привело к добровольной сдаче Кремля поляками 22 октября, в честь чего был установлен еще один день празднования иконы (4 ноября по новому стилю). Стараниями князя Пожарского в 1636 году в Москве на Красной площади был возведен первый Казанский собор, куда и была помещена икона, украшенная золотым венчиком. С 1649 года по повелению царя Алексея Михайловича Казанскую икону начали почитать как покровительницу Дома Романовых.

Второй чтимый список с Казанской иконы был перенесен в числе других святынь императором Петром Великим в обустраиваемую им северную столицу, став одной главнейших святынь града святого Петра. В 1811 году в честь этого образа отстроили кафедральный Казанский собор, а в следующем году перед чудотворным списком накануне отъезда в действующие войска молился главнокомандующий русской армии М.И.Кутузов.

История явленного в Казани чудотворного образа печально оборвалась в тяжелое для России время начала XX века. В ночь на 29 июня 1904 собор Казанского монастыря был ограблен святотатцами; бесследно пропала и чудотворная икона Богоматери. На следствии воры показали, что драгоценную ризу они продали, а икону порубили и сожгли. В том же году русское воинство постигли неудачи на Дальнем Востоке.

Однако в 1941 году петербургская Казанская икона Пресвятой Богородицы явила еще одно чудо. Митрополиту гор Ливанских Илие, получившему благословение патриарха Антиохийского Александра III молиться за спасение России, явилась в видении Божия Матерь и объявила определение Божие для российского народа в столь критическое время.

«Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Пусть вынесут чудотворную Казанскую икону и обнесут ее крестным ходом вокруг Ленинграда, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Перед Казанскою иконою нужно совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России», — эти слова Пресвятой Девы митрополит Илия смог передать в Россию.

По некоторым данным, Сталин отнесся со всей серьезностью к услышанной информации, велел секретарям выяснить у историков все, что касается чудотворной Казанской иконы, и, в частности, историю спасения ею Москвы, после чего вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского) и местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия.

В Ленинграде, когда силы уже были на исходе, жители обложенного блокадой города на Неве совершили крестный ход с Казанской иконой Богоматери. В Сталинграде перед Казанской иконой шла непрестанная служба, знаменитая битва началась с молебна перед образом, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где были критические положения, в места, где готовились наступления. В день празднования Казанской иконы Божией Матери был освобожден Киев.

В октябре 1947 года митрополит гор Ливанских Илия, проявивший себя горячим и преданным молитвенником за Россию и Русскую церковь, был приглашен Сталиным в Москву. По распоряжению советского руководства владыку наградили Казанской иконой Божией Матери, крестом с драгоценностями и панагией, украшенной драгоценными каменьями из всех областей страны, чтобы вся Россия участвовала в этом подарке.

День явления Казанской иконы — 8 июля по юлианскому календарю — ныне общецерковный праздник в Русской Церкви.

На месте явления иконы был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры

Уже в XIX веке не было полной ясности, где находился подлинник явленной иконы, но большинство мнений склонялось к тому, что он был в Казанском Богородицком монастыре.

В ночь на 29 июня 1904 года из Богородицкого монастыря икона была похищена вместе с образом Спасителя в драгоценных ризах; обе иконы были украшены драгоценностями на сумму до 100 тысяч рублей; были похищены также деньги из свечных ящиков. Похитителя нашли: им оказался Варфоломей Чайкин (Стоян), крестьянин двадцати восьми лет. Он утверждал, что драгоценности и оклад образа продал, а саму икону расколол и сжёг в печи, что было подтверждено следственными действиями и судом присяжных. Впоследствии он не раз менял свои показания; возникало много версий, что икона не была уничтожена, в частности, что на самом деле была украдена копия иконы, а также что икону Чайкин за огромную сумму перепродал старообрядцам.

История почитания иконы

По преданию, чудеса от иконы начались ещё при её перенесении с места явления во храм: согласно некоторым сведениям, исцелились двое слепых, участвовавших в процессии.

В 1579 году список с Казанской иконы был отправлен в Москву царю Ивану IV (Грозному). При Петре I один из списков чудотворной иконы был перенесён в Санкт-Петербург. С 1737 года эта икона находилась в церкви Рождества Богородицы на Невском проспекте, а с 1811 года в Казанском соборе.

Будущий патриарх Гермоген, святитель Московский, в 1594 году, будучи митрополитом Казанским, составил «Повесть и чюдеса Пречистые Богородицы, честнаго и славнаго Ея явления образа, иже в Казани».

Ещё один чудотворный список с иконы был привезён из Казани в Москву в войско князя Дмитрия Пожарского в 1611 году, видимо, ополчением из Казани. Осенью 1612 года ополчение свергло боярское правительство королевича Владислава. В память о сём событии было установлено сначала местное (в Москве) празднование иконе; в 1649 году по случаю рождения на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения» наследника престола царевича Димитрия царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы».

До постройки Казанского собора на Красной площади Москвы в 1636 году московская «Казанская» находилась в приходском храме Пожарских — церкви Введения на Лубянке, во Псковичах (не сохранилась; стояла на месте нынешней площади Воровского). После разрушения Казанского собора в Москве почитаемый список Казанской иконы был перенесён в Богоявленский Елоховский собор Москвы.

Первым храмом в честь иконы стала Казанская церковь в подмосковном селе Коломенском:
«В 1610 г. Тушинский самозванец с воеводой Сапегою имел здесь свой стан. Царь Михаил Феодорович в память избавления Москвы от поляков приказал заложить каменную пятиглавую церковь во имя Казанской Богоматери, освященную при Алексее Михайловиче». Современный храм в Коломенском был построен в 1649—1653 годах как домовая церковь при Коломенском царском дворце.

В 1657 году патриарх Никон дарит Свято-Троицкому Маркову мужскому монастырю (Витебск, Беларусь) его главную по сей день святыню — список Казанской иконы Божией Матери. Икона была подарена от имени царя Алексея Михайловича.

В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре своей бриллиантовою короной. В XIX веке Казанский образ был, вне сомнения, самой почитаемой иконой в России; к началу XX века по Российской империи были десятки официально «чтимых» местных списков Казанской иконы по различным епархиям.

Казанская икона Божией Матери в космосе

13 марта 2011 года, в первую неделю Великого поста и праздник Торжества Православия, по окончании Божественной литургии в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приветствовал присутствовавших на богослужении представителей Федерального космического агентства и вручил руководителю Роскосмоса генерал-полковнику А. Н. Перминову и членам экипажа космического корабля «Юрий Гагарин» российским летчикам-космонавтам А. М. Самокутяеву и А. И. Борисенко Казанскую икону Божией Матери.
Предстоятель сказал:
«Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной. В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию».

7 апреля 2011 космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону на Международную космическую станцию. Икона будет храниться в российском сегменте станции.

Фотоотчёт о подготовке к празднику «4 ноября — День народного единства»

День народного единства (фотоотчёт) Новый праздник, который отмечает Россия, это «День народного единства». По всей стране проходят праздничные гулянья, но не осталось в стороне.

Фотоотчёт праздника День народного единства 4 ноября – это день, когда наша многонациональная страна празднует день единения и дружбы. Так и в нашем саду к детям на праздник приходил.

Календарное планирование «День народного единства. Вторая неделя ноября» в старшей группе Тема недели: «День народного единства» (с 07.11.16 по 11.11.16) Итоговое мероприятие: «Осенины» Понедельник Число 07.10.2016 Совместная.

Конспект образовательной деятельности на тему «4 ноября — день народного единства» (2-я младшая группа) МКДОУ Бутурлиновский детский сад №11 Конспект образовательной деятельности ТЕМА: «4 НОЯБРЯ — ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА».

Конспект занятия во второй младшей группе посвященный празднику — День народного единства. Конспект занятия во второй младшей группе посвященный празднику — ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА. Цель: Познакомить детей с праздником — «День.

Мероприятие, посвященное празднику «День народного единства» «03» ноября 2016 года в нашем детском саду был проведен праздник «День народного единства». Организуя этот праздник, педагоги поставили.

Открытка к празднику «День народного единства» День народного единства достаточно молодой праздник. Многие дети не сразу могут ответить на вопрос, какой праздник отмечают 4 ноября,.

Праздник «4 ноября — День Народного Единства» В МБДОУ «Детский сад №5 «Светлячок» я провела интегрированное занятие — презентацию на тему «День народного единства» на базе средних, старших.

Сценарий к празднику посвященный к Дню Народного единства 4 ноября День народного единства в старшей группе детского сада. Сценарий праздника День народного единства для детей 5-6 лет в ДОУ «День Народного.

Сценарий спортивных соревнований посвященных всероссийскому празднику «День народного единства» СЦЕНАРИЙ спортивных соревнований посвященных всероссийскому празднику «День народного единства» «Дружат дети всей земли» Разработала:.

День народного единства. Что празднуем? Кто празднует?

В 2009 году в канун Дня народного единства в 46 регионах России социологи провели опрос: «Что за праздник отмечается в России 4 ноября?» Три года назад более 30 % опрошенных затруднились с ответом. 45 % ответили, что будут отмечать День народного единства, а 6 % сказали, что 4 ноября — это день Казанской иконы Божией Матери. Чуть более 10 % населения считают, что в ноябре страна отмечает годовщину Октябрьской революции. Спустя три года ситуация изменилась, но не намного.

Таким образом, в народе нет единства уже в осмыслении самого праздника. Может, дело в названии? Ведь сам смысл слова «единство» для многих неочевиден. О каком единстве идет речь? Какими признаками обладает подлинное единство? Что может быть положено в основание реального культурного, национального и духовного, а не формально-административного единства граждан России? Высказать свое мнение на этот счет мы и попросили наших собеседников.

Епископ Якутский и Ленский Роман:

– Полагаю, что День народного единства – это праздник с глубочайшей духовной основой и большой мировоззренческой целостностью. На самом деле для человека церковного очевидна его привязанность к прославлению Казанского образа Богородицы, к почитателю этой святыни – священномученику Ермогену.

Для нецерковного, но здравомыслящего сознания этот новый праздник есть обращение к великой победе нашего народа над смутой душ и смятением умов.

Не сомневаюсь, что День единства войдет и в самый широкий общественный обиход. Необходимо время. И еще наша помощь, всех, кто считает своими корнями веру отеческую, Русь святую.

Игумен Нектарий (Морозов), настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», г. Саратов:

– Мне кажется, что камнем преткновения здесь является само понятие народного единства. Идея праздника, на первый взгляд, хороша, но, к сожалению, в тех условиях, в которых мы сегодня живем, не происходит наполнения его реальным содержанием. Участия и доброй воли Церкви здесь, увы, недостаточно, необходимо такое же участие и такая же воля власти. Между тем, как это ни прискорбно, каких-то зримых признаков трудов по единению народа со стороны властных структур не просматривается. Напротив, мы видим, как углубляется расслоение общества по многим признакам – по социальным, политическим, национальным…

Значит ли это, что праздник ненужный? Я лично так не думаю. Весь вопрос в том, опять-таки, каким содержанием он будет наполнен, и в каких тонах будет проводиться. Мажорные вряд ли уместны. А вот поводом для серьезного разговора о том, как преодолеть те разделения, которые существуют сегодня, как не утратить своей национальной самобытности день народного единства стать может и должен. Как и поводом для соборной молитвы – дабы вложил Господь в наши сердца желание как можно крепче держаться друг за друга, вложил не только понимание того, что необходимо быть вместе, но и самую потребность в этом.

Священник Андрей Лоргус, клирик храма свт. Николая на Трех Горах (Москва), ректор Института христианской психологии:

– Праздник с названием «День народного единства» – праздник государственный, то есть установленный сверху, правительством. Значит, мы должны его осмысливать уже после его назначения: мы и «День народного единства» только теперь становимся друзьями.

Увы, единства сейчас немного. Наоборот, разброд и шатание. Поэтому один из важнейших исторических примеров единства – народное движение за освобождение и восстановление российского государства в 1613 году, – может стать исторической памятью ЕДИНСТВА. Это было то самое единство, которого нам сейчас так не хватает.

Праздновать тут конечно нужно не просто день памяти события – освобождение Кремля от иноземных войск и иноземных бояр, – а счастливейший момент единства. Ведь это момент, переживаемый как могущество, благодаря единению. Никогда отдельный человек, даже великий герой, не сможет быть столь могущественным, как в единстве с единомышленниками. Тут и радость, и восторг, и великий успех. Вот это и есть, как мне кажется, главный смысл праздника – могущество в единстве, радость от могущества.

Важно также и то, что такое единство было духовным, не кровным, не национальным, не религиозным только – но духовным. А это значит, что человек взошел на духовную высоту жизни. С такой высоты легче видно большое и великое.

Часто люди путают национальное, – то есть проекцию кровного единства, – с единством духовным, наднациональным. День народного единства – праздник духовный, его пафос – духовное единство, в котором нет ни Еллина, ни Иудея.

Иеромонах Макарий Маркиш, преподаватель Иваново-Вознесенской духовной семинарии (Иваново-Вознесенск):

– Что в народе нет единства в осмыслении праздника – как и во многом другом – не должно нас ничуть ни удивлять, ни расхолаживать.

Жизнь – это не состояние, а процесс, непрестанное движение, будь то жизнь личности, семьи, сообщества, нации или человечества в целом. Всем, надеюсь, памятна диаграмма Аввы Дорофея: Бог как солнце, и люди, стремящиеся к Нему по радиусам-лучам. Чем ближе они к центру, тем ближе и друг ко другу, тем ощутимее и реальнее их единство. И наша общая задача – открывать дорогу живительным лучам, уничтожать преграды между нами и Источником света, поддерживать и укреплять друг друга на пути.

Путь этот долгий и неоднородный, люди идут по нему с огромным трудом, преодолевая сопротивление враждебных сил. Установление государственного праздника в день памяти Казанской иконы Пресвятой Богородицы, придание ему смысла Дня народного единства, было огромнейшей победой в наступлении света на тьму. Неудивительно, что враг пытается хотя бы частично лишить нас плодов этой победы, убеждая неуверенных и колеблющихся, что, дескать, никакого единства все равно не достичь и искать его без толку…

Протоиерей Алексий Зайцев, клирик Свято-Троицкого храма (Челябинск), член Союза писателей России, член Международного клуба православных литераторов «Омилия»:

– Установление Дня народного единства, как государственного праздника, будет справедливо назвать событием весьма отрадным, обращающим народные взоры к великой истории своего Отечества. Не стоит удивляться тому, что истинный смысл праздника и повод к его установлению для многих остается малопонятным, а то и вообще неведомым. К сожалению, наши соотечественники имеют весьма смутные представления о многом из того, что стоило бы знать человеку, считающему себя гражданином России, частью своей Родины. Здесь-то Церкви и представляется благодатная почва для просветительской деятельности, ведь разговор о Дне народного единства – хороший повод поговорить о Православии и его роли в судьбе Отчества.

То великое историческое деяние нашего народа, которое венчалось событиями 4 января 1612 года, являет в себе много исторических уроков. Один из главных на мой взгляд заключается в том, что единение народа во имя спасения своего Отчества может иметь полный успех и без поддержки со стороны высшей государственной власти (как материальной, так и законодательной). Возрождение Отечества может начинаться не только с прихода к власти мудрых и благочестивых правителей, но и с пробуждения народного самосознания, обращения простых людей к истинным идеалам и ценностям. И сегодня, для спасения страны от духовного разложения не стоит искать спасения в соответствующих правительственных указах, не стоит бездеятельно ждать подачек со стороны государственной власти на поддержку высших культурных и духовных ценностей. Необходимо уже сегодня объединятся вокруг Церкви, чтобы предотвратить катастрофу, и это единение несомненно принесёт добрые плоды, которые не забудет история.

Что же касается самого понятия «единство», то для православного человека очевидно: в основу истинного единства могут быть положены не земные, а только духовные ценности. Ведь человек, стремящийся обогатить себя земными благами, неизбежно делает это за счёт других, снижая уровень их благосостояния; а человек, стремящийся обогатить себя благами духовными, неизбежно обогащает ими не только себя, но и людей, находящихся рядом. Наше Отечество за свою многовековую историю знает один источник подлинного единства – на основе Православия и его мировоззрения. Попытки объединить наш народ основе иных приоритетов и ценностей не раз становились причиной тяжелых национальных трагедий. И это не простое рассуждение, а исторический факт.

Протоиерей Андрей Рахновский, клирик храма прп. Серафима Саровского в Раеве (Москва), преподаватель Сретенской духовной семинарии:

Жизнь духовная – это не гетто, куда человек возвращается, «отдав долг» мирской жизни. Для христиан неприемлемо внутреннее раздвоение, когда вера живет в отрыве от остальной деятельности человека. Наоборот, вера придает всему смысл и вдохновляет человека в любом роде его деятельности. Поэтому духовная жизнь неразрывно связана с жизнью страны, государства, я даже рискну сказать, и с политикой. Но эта связь особого рода – говорю это специально, чтобы не вызвать кривотолков. У любого человеческого действия должна присутствовать евангельская нравственная оценка. Поэтому, когда правители или государственные органы осуществляют какие-то действия, мы, христиане, не можем оставаться вне политики – потому, что должны оценивать все происходящее, в том числе и в государственной сфере, не только с точки зрения того, выгодно это или не выгодно для нас лично или для государства, а согласуется ли это с Евангелием, заповедями и совестью.

К чему эти рассуждения? Дело в том, что духовное измерение этого праздника и измерение государственное не противоречат друг другу, потому что этот праздник связан с тем, что русский народ вышел из тяжелого не только политического, но и духовного состояния. Более того: этот государственный кризис был как раз спровоцирован тяжким духовным состоянием. В том числе и тем, что на протяжении нескольких десятков лет государственная власть с одной стороны поддерживала Церковь, а с другой – я имею в виду Ивана Грозного, – совершала преступления, в том числе и против Церкви. И очевидно, что в народном сознании это не могло не произвести какого-то переворота, не могло не вызвать шока. Народ видел с одной стороны исповедование веры (царь Иоанн участвовал в конфессиональных диспутах, писал богослужебные тексты, сочинял церковную музыку), а с другой – убийства и казни, когда-то оправданные (с государственной точки зрения, но не христианской), а когда-то нет. «Если царь такое совершает, что же нам-то делать? Где она, правда-то?» – вот в каком состоянии пребывал народ. Это, конечно, не единственная причина государственного кризиса, но почему-то именно после жесткого правления Иоанна Грозного вскоре началось такое разложение в нашей стране. И очень важно, что народ, обратившись именно к православной вере, смог не только отстоять свободу государства, но и выйти из тяжелого духовного состояния – то есть прекратить эту внутреннюю страшную междоусобицу, безвластье. Народ все-таки выбрал законным образом государственную власть. Не поставил во главе государства своих предводителей – допустим, Минина и Пожарского. Нет, собрался Поместный Собор, законно избрали династию Романовых на царство. Значит, мы можем не только разрушать, но и созидать, и об этом очень важно напоминать в наше время.

Оказывается, наш народ был способен не только к бунту «бессмысленному и беспощадному» и к этому страшному смутному времени, но оказался способен и сам сорганизоваться с помощью Церкви и своей веры и избрать законную власть! Это очень важный момент.

И хотя говорят, что не была Москва освобождена к 4 ноября, а только какая-то часть ее, но этот аргумент не имеет никакого значения, поскольку все понимают, что и День Победы – условная дата: Вторая мировая война не закончилась 8 или 9 мая. Никто не говорит, что четвертого числа, в день памяти Казанской Божьей Матери, все в один день стало хорошо, нет. Но это был очень важный момент: мы знаем, что ополчение Минина и Пожарского молилось перед этой иконой и что Божья Матерь помогла не просто победить – а помогла, победив, обрести человеческий облик, вернуться к нормальной жизни. Именно поэтому мы центром воспоминания тех событий делаем 4 ноября – день празднования в честь Казанского образа Божией матери.

Смею предполагать, что в ополчении Минина и Пожарского были не только русские люди … Это актуально в наше время: люди объединяются друг с другом без учета национальности, а по доброй воле и желанию блага своему Отечеству.

Поэтому мы, православные люди, в этот день празднуем память чудотворного образа Божьей Матери. Благодарим Господа, что Он помог нам обрести свободу, которой наши предки воспользовались не во зло, а во благо, так как смогли договориться друг с другом и восстановить нормальное течение жизни в стране. Судите сами, нужен нам этот день или нет.

Алексей Константинович Светозарский, заведующий кафедрой церковной истории МДА, преподаватель Сретенской духовной семинарии:

– Конечно, прежде всего, это день преодоления Смуты. Это – одна из самых ярких эпох, которую мы, к сожалению, не так хорошо знаем, но тем не менее некий образ которой у нас все же присутствует со школьных лет. Интереснейшая эпоха, тяжелейшая и очень поучительная.

Мы празднуем духовную победу над разделением, над Смутой, – не только славную воинскую победу, которая несомненно имела место быть, но и наступивший момент некоего национального первенства. Завершается вот этот старый «спор славян между собою», как говорил Пушкин, – после смутного времени маятник качнулся в нашу сторону. Это совершенно очевидно.

Наступает новая эпоха в отношениях с Речью Посполитой и главное, новая эпоха в отношениях с теми землями с православным населением, называвшим себя русским, которые в рамках этого государства, под властью этой короны находились.

И потом, это отправная точка и для совсем иных событий. Это присоединение Малороссии, Белой Руси – эти земли входят в состав русского государства после очень продолжительной борьбы, которая в истории Малой Руси именуется руиной – эпохой руин. Это зеркальное отражение русской смуты, но уже на малороссийской почве, с несколько иной природой.

Протоиерей Александр Задорнов, преподаватель МДА и Сретенской духовной семинарии:

– Если говорить о государственном уровне, то День единства – праздник, важный для нас как для граждан, гражданский праздник.

Однако же для части наших граждан этот день означает празднование Казанской иконы Божией Матери, – и естественно, для них это важнее, потому что участие в литургии ни в каких смыслах не может быть сравнимо ни с одним государственным праздником.

Ну а те, для кого это просто воспоминание об исторических событиях, имеющих для них большую ценность, олицетворяют собой уже третий уровень праздника – но я думаю, таких граждан все-таки меньшинство.

Иеромонах Симеон (Томачинский), насельник московского Сретенского монастыря, руководитель издательства Сретенского монастыря:

– Стопроцентное единомыслие у нас было только при советской власти, под мудрым руководством генсека и компартии. Понятно, какого свойства было это единство. Так что многообразие мнений в отношении официального праздника, тем более столь молодого, — вещь вполне нормальная и объяснимая.

Но этот праздник мне кажется очень нужным и востребованным. Во-первых, необходимо было найти замену поистине «красному» дню Октябрьского переворота – просто отменить 7 ноября было проблематично. Во-вторых, 4 ноября – это действительно исторический день спасения Отечества от внутренней смуты и внешнего врага, причем спасения через единство, через преодоление всех центробежных тенденций, через подлинно народный выбор, то есть, если угодно, через торжество гражданского общества. Ведь объединение нации «поверх барьеров» вокруг Минина и Пожарского не было спущено сверху, не выращивалось в лабораториях политтехнологов, не формировалось как партийная платформа. Это было настоящим национальным возрождением.

Наконец, last but not least, это праздник Казанской иконы Божией Матери. Православные или нет, верующие или атеисты, все понимают, что для России Казанская – важнейший символ. Не абстрактная «русская культурная матрица», а ключевое звено национального самосознания.

Вообще система праздников имеет громадное значение для любой страны. Это опознавательные флажки народа во времени и истории.

День Народного единства…

День Народного единства…
Праздник Казанской иконы Божией Матери и День Народного единства… О чем эти праздники, зачем они нужны?..
Об этом – прекрасная проповедь Святейшего Патриарха Кирилла, сказанная им сегодня в Успенском соборе Московского Кремля, об этом же – фотографии моего духовного сына и друга Дмитрия Терентьева, сделанные уже здесь, в Петербурге.
Сегодня, в этот праздничный день, в Казанском соборе Санкт-Петербурга прошло архиерейское богослужение, которое возглавил епископ Петергофский Маркелл. Затем состоялся крестный ход из Казанского собора в собор Исаакиевский. Здесь был отслужен Благодарственный молебен Господу Богу.
Сколько людей! Какой душевный подъем в сердцах… Вместе с этим людским морем молился и вел фотолетопись Дмитрий Терентьев.
Проповедь Святейшего Патриарха, произнесенная 4 ноября 2012 года
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры!
Всех вас я сердечно поздравляю с великим праздником, когда мы прославляем чудотворный Казанский образ Божией Матери, с праздником единства нашего народа, который был установлен в честь освобождения Китай-города, а затем Кремля, Москвы и всей Руси от иноземной оккупации, чем и завершилось Смутное время.
В этом году исполняется 400 лет этому судьбоносному событию. В ряду самых опасных событий, потрясавших основы бытия нашей народной и государственной жизни, одним из первых стоит Смута, которая постигла Отечество наше в начале XVII века, и последовавшее затем иноземное вторжение.
Некоторым кажется, что первое и главное, что мы празднуем сегодня, — это победа над иностранными оккупантами. Конечно, именно эта победа открыла путь к обновлению всех сторон жизни нашего народа. Но то была странная война. Никакие иноземные войска не пришли бы на нашу землю, если бы наши предки сами того не захотели. В борьбе за власть столкнулись боярские элиты, которые ослабили центральную власть, ослабили основы государственности, и на поверхность всплыло самое гадкое и страшное, что таилось в каких-то глубинах народной жизни. Города и дороги были часто захвачены разбойниками и мародерами. Лихие люди господствовали на просторах Руси — грабили всех, кого только можно ограбить, убивали всех, кого можно было убить. Самое темное и гадкое всплыло наружу, и в этой гадости стала захлебываться народная жизнь. И боярская элита, смятенная всеми этими обстоятельствами, а более всего борющаяся за власть, была неспособна ни навести порядок, ни восстановить законное управление.
Вместе с этим распадом общественной жизни, вместе с этими угрозами благополучию народа произошло смятение в умах. Смута, которой так точно окрестил народ наш тот период времени, была смутой в сознании, была потерей ориентиров, утратой национального самосознания, ослаблением веры настолько, что многие считали, что отказаться от своей веры означает открыть дорогу иностранцам, которые наведут порядок в стране.
И вот, в самый тяжкий момент, когда везде царило предательство, когда никто не мог ни на кого положиться, когда к вступившим на землю нашу иноземным полчищам присоединялись наши собственные разбойники, мечтавшие разбогатеть на страданиях своего народа, — тогда народ наш явил отдельные очаги удивительно мощного сопротивления.
Так, была героическая многолетняя оборона Смоленска — даже когда враг вступил в Москву, Смоленск держал оборону, и только предательство привело к тому, что город в конце концов пал. Другим примером явилась защита Троице-Сергиевой лавры — оплота веры и государственности. Ее защищали стрельцы, ополченцы, но, когда потребовалось, иноки встали к пушкам, к орудиям, взошли на стены, и враг не смог взять нашу национальную святыню.
Смоленск и Троице-Сергиева лавра были действительно мощными очагами сопротивления, и сила этого сопротивления основывалась на ясном понимании того, что нужно делать и как поступать в соответствии со своей верой и верностью своему Отечеству. Но когда иноземцы вошли в Москву, показалось, что все закончено и нет никаких преград, чтобы польский королевич Владислав, сын короля Сигизмунда, без всяких условий взошел на московский престол. Требовалось немногое — требовалось склонить Патриарха Гермогена, который вслед за своим предшественником, первым Патриархом Российским Иовом, не признал незаконную власть. И если Иов, будучи уже больным и слабым, был отстранен от Патриаршества и сослан в Старицкий монастырь в Тверь, то Гермоген был заключен в подвалы Чудова монастыря здесь, на территории Москвы.
К нему приходили боярские посольства — с просьбой, а потом и с угрозами подписать грамоту, обратиться к народу, чтобы народ признал иноземного царя. Но старец-Патриарх, мучимый в подвалах Чудова монастыря и голодом, и холодом, и жаждой, не дрогнул пред явной угрозой смерти и отказался от всех предложений, которые ему делали изменники. Напротив, в этих самых подвалах он писал грамоты, которые чудом удавалось вынести за пределы Кремля и распространить по Руси, и призывал народ встать на защиту веры и Отечества. Знаем, что это воззвание достигло умов и сердец русских людей. Гражданин Минин и князь Пожарский, образовав ополчение, взяли с собой чудотворный Казанский образ Божией Матери и пошли на Москву, и через молитву и покаяние обрели победу, изгнав иноземцев из нашего Отечества.
В память об этом событии было создано несколько почитаемых и позже ставших чудотворными списков Казанской иконы Божией Матери. И один из этих чудотворных образов сегодня здесь, вместе с нами, в Успенском соборе Кремля. Этот образ, который по повелению царя Петра I был перевезен из Москвы в Санкт-Петербург, сегодня из северной столицы доставлен в град Москву, чтобы здесь, в Успенском кафедральном соборе, мы могли помолиться перед этой всероссийской святыней о стране нашей, о народе нашем, о всей исторической Руси, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах смута в головах, потеря ориентиров, и в прошлом, и сегодня во многом обусловленная потерей веры, не приводила к гражданским столкновениям, к революциям, к утрате национальной независимости.
Все эти понятия являются не только политическими, но и духовными. Независимость нашего Отечества означает способность жить по тем духовным, нравственным законам, согласно тем традициям, которые сформировали единую, великую историческую Русь, что стала одним из центров мировой цивилизации. И сколько же сил на протяжении всей истории бросалось для того, чтобы разрушить этот центр, подчинить его — если не военным путем, то экономическими, политическими, культурными, псевдодуховными методами! Понятие независимости страны слагается не только из территориальной целостности и защищенности границ.
Понятие независимости сохраняется до тех пор, пока народ имеет способность, основываясь на своих собственных ценностях, формировать государственное устройство, законы, обычаи, передавать доставшиеся ему ценности из поколения в поколение. И сегодня мы молимся, чтобы никакие человеческие хитросплетения, никакие информационные войны, никакие соблазны не поколебали этот духовный суверенитет Руси. Мы об этом сегодня горячо молились перед Казанским образом Божией Матери. Молились о том, чтобы Отечество наше восходило от силы к силе, чтобы оно становилось духовно и материально богаче, чтобы никогда народная жизнь не отрывалась от ее органических истоков, в центре которой — благодатный исток Святого Православия. Мы молились о том, чтобы открытость нашего общества и нашего государства содействовала материальному укреплению, но чтобы эта открытость никогда не превращалась в измену, в предательство и никогда не привела к тому, к чему привела открытость начала XVII века.
Поэтому сочетание верности всему тому, что дорого нашему народу, с готовностью сотрудничать со всеми народами земли, готовность обмениваться культурными, интеллектуальными дарами и талантами — это и есть залог будущего процветания нашего Отечества.
Теми самыми иноземными оккупантами, которые вошли в Москву, были польско-литовские войска, и в течение последующих веков отношения России и Польши складывались очень сложно. Все время вспоминались старые обиды — и XVII века, и XVIII, и XIX, и века ХХ. И с той, и с другой стороны делалось много для того, чтобы одержать победу над иной стороной, а потому история двух наших народов исполнена многими скорбными страницами, которые до сих пор будоражат сознание и пробуждают к жизни враждебное отношение к иной стороне. И вместе с тем это два славянских народа, которые жили, живут и будут жить бок о бок.
К сожалению, на отрицательных эмоциях, что проистекают из нашего прошлого, до сих пор строится много концепций, направленных на возбуждение взаимной неприязни. Но христиане (а и в Польше, и в России мы таковые в своем большинстве) не могут жить по законам злобы, лжи, по дьявольским законам. Вот почему и в России, и в Польше возникла мысль о том, что нам необходимо поставить точку в истории этих взаимных конфликтов. В течение трех лет представители Русской Православной Церкви и Католической Церкви Польши (которая является Церковью большинства для польского народа, как Православная Церковь является Церковью большинства для нашего народа) размышляли над тем, как можно выразить наше общее желание поставить эту точку в истории конфликтов между нашими народами. И было принято решение подготовить общее послание к народам России и Польши, с тем чтобы в центре этого послания было только то, что могут сказать христиане, которые находятся во власти этих исторических конфликтов. И единственное, что можно было сказать, — это простое и ясное слово «Прости», обращенное друг к другу без всяких условий. Это послание было подписано мною во время моего визита в Польшу, и великой радостью и теплым чувством отозвался польский народ на то, что произошло. Я знаю, что и в нашем обществе это деяние было воспринято с доверием и с теплотой. И в знак того, что обе Церкви призывают свои народы жить в мире, трудиться совместно, по-братски взаимодействовать, отказаться от всяких попыток агрессии — материальной или духовной — мы обменялись иконами. Я подарил польской стороне копию чудотворной Смоленской иконы Божией Матери, а они подарили копию чудотворной иконы Ченстоховской, которая всегда одинаково почиталась и в Польше, и в России.
Этот образ сегодня находится здесь, рядом с Казанской иконой Божией Матери. Это символ нашего примирения во Христе с теми, кто на протяжении столетий считался врагом. И я благословляю направить этот образ в город Смоленск. Там, на русской Голгофе, на месте массовых расстрелов нашего народа, на том месте, где погибли также невинные польские офицеры, в память о жертвах недавно построен православный храм, и я благословляю, чтобы эта икона находилась в том храме в Катыни, чтобы перед ней могли молиться и русские, и поляки за своих невинно убиенных отцов, и братьев, и одновременно чтобы там могла совершаться сугубая молитва о полном примирении наших народов.
Мы празднуем 400-летие освобождения страны от польско-литовской оккупации, мы празднуем 400-летие начала полного преодоления Смуты в нашем народе, с полным упованием на помощь Божию, чтобы под Покровом Пречистой Царицы Небесной Господь хранил страну нашу, землю Русскую, хранил веру православную, хранил национальное самосознание и всем нам давал внутреннюю силу сопротивляться любой смуте, в мире и благополучии созидая духовную и материальную жизнь нашего Отечества. Аминь. С праздником поздравляю вас!
Многие сотни людей наполнили Казанский собор. Народу было так много, что места в соборе на нашлось для всех желающих. Кто-то молился на улице.
Облачение епископа Маркелла перед Божественной литургией.
Колоритные стражи порядка.
Начинается крестный ход.
Духовенство выносит святыню: икону Божией Матери Казанскую.
Священнослужители несут ее благоговейно, на плечах.
В Исаакиевском соборе.
Кто желает освежить в памяти, где и как была обретена Икона Божией Матери Казанская, может это сделать:
Казань, 12-15.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *