5 неделя Великого поста

Содержание

7-я седмица Великого поста

Седьмая неделя великого поста – Страстная, самая тяжелая.

Страстная неделя – последняя седмица Великого поста. Последнее испытание для верующих. Она предшествует Пасхе, а каждый день Страстной седмицы нарекается Великим. Страстная седмица полностью посвящена последним дням земной жизни Иисуса Христа. По величию и важности эти дни названы святыми. Каждый день отмечается верующими как Божественный праздник.
Христиане всего мира пытаются участвовать по мере сил и возможности в церковных богослужениях, становятся причастниками священных воспоминаний.
Эта неделя самая строгая для постящихся. Необходимо находится в строжайшем воздержании как физическом, так и духовном. Посвящать всего себя молитвам, добродетели и милосердию.
Прежде всего, в это время вспоминаются Тайная вечеря, предание на суд Спасителя, страдания его, распятие и погребение.
Все службы Страстной Седмицы отличаются особой продолжительностью, не похожи одна на другую и расположены таким образом, чтобы в хронологическом порядке суметь донести до верующих историю страданий Христа, а также его последние наставления.
Предлагаем Вам самые строгие меню в сравнении в приведенными выше.

7-1. Великий Понедельник Страстной седмицы
– сухоядение
Готовим редьку с квашеной капустой, закуску из капусты, моркови, яблок и сладкого перца, салат из редиса и огурцов.

Закуска из капусты, моркови, яблок и сладкого перца

Ингредиенты
Капуста – 300 г
Яблоко – 2 штуки
Морковь – 1 штука
Сладкий перец – 100 г
Соль, сахар и лимонный сок для заправки по вкусу
Зелень

Приготовление

Капусту нашинкуйте соломкой, добавьте немного соли, перетрите, слейте сок. Туда же отправьте предварительно очищенные от кожуры яблоки, добавьте тертую морковь и нашинкованный сладкий перец.
Заправьте салат лимонным соком.
Сверху украсьте зеленью.

Салат из редиса и огурцов

Ингредиенты
Редис – 200 г
Огурцы – 200 г
Лук-порей – 100 г
Лимонный сок и соль по вкусу.

Приготовление

Редис и огурцы нашинковать кружками, мелко порубить лук, добавить туда же.
Заправить соком лимона и немного посолить.

Редька с квашеной капустой

Ингредиенты
Редька – 1 штука
Квашеная капуста – 300 г
Луковица
Тмин

Приготовление

Редьку почистить и замочить в холодной воде на час.
Затем измельчить на терке, положить в салатницу, добавить туда же квашеную капусту и соломку из лука.
Перемешать, заправить лимонным соком и тмином.

7-2. Великий Вторник Страстной седмицы

– сухоядение
Готовим альпийский салат, малосольные огурцы «На скорую руку» и салат из помидоров и сырых шампиньонов.

Малосольные огурцы «На скорую руку»

Ингредиенты
Свежие огурцы – 600 г
Укроп по вкусу
Чеснок – 2 зубчика
Соль – 1,5 чайной ложки

Приготовление

Огурцы нарезать дольками и сложить в глубокую посуду, добавить точно так же нарезанный чеснок, укроп уложить кустиками, засыпать соль. Перемешать руками.
Сложить все в полиэтиленовый пакет, отжать воздух, завязать.
Дать настояться при комнатной температуре – 1 час.
Если сразу не съедите – отправьте в холодильник для дальнейшего хранения.

Салат из помидоров и сырых шампиньонов

Ингредиенты
Помидоры – 2 штуки
Шампиньоны – 100 г
Луковица – 1 маленькая
Уксус 3% яблочный – 2 столовые ложки
Соль – 0,5 чайной ложки
Сахар – столько же
Перец – по желанию

Приготовление

Лук нашинковать как можно мельче. Уксус смешать с солью и сахаром, добавить перец. Замочить в уксусе лук.
Помидоры ошпарить кипятком и тут же положить в ледяную воду, чтобы не прогревались дальше. Удалить из томатов семена, плодоножки, снять кожицу и нашинковать небольшими кубиками.
Молодые и мягковатые на ощупь шампиньоны сполоснуть под струей воды.
Смешать все ингредиенты, вместе с маринадом.
Дать настояться в холодильнике.

Альпийский салат

Ингредиенты
Фиолетовый лук – 2 штуки
Яблочный уксус – 2 стакана
Консервированная фасоль -1 банка
Консервированная кукуруза – 1 банка
Хмели-сунели
Молотый кориандр
Перец
Молотый имбирь
Лимонный сок

Приготовление

Лук нашинковать, несколько раз промыть и залить уксусом. Дать настояться в маринаде на 15 минут. Жидкость удалить.
Добавить к луку фасоль и кукурузу, все смешать, добавить специи по вкусу и посолить.

7-3. Великая Среда Страстной седмицы

– сухоядение
Готовим медовый виноград, маринованные баклажаны, квашеная капуста.

Медовый виноград

Ингредиенты
Виноград без косточек – 2 кисти
Мед – 3 столовые ложки
Фундук – 1 горсть

Приготовление

Каждую виноградинку необходимо разрезать пополам и разложить дольки в вазочки. Сверху полить медом и посыпать предварительно измельченными орехами.
Сытный и питательный завтрак.

Маринованные баклажаны

Ингредиенты
Баклажаны – 3 штуки
Чеснок – 2 дольки
Горький перец по вкусу
Зелень
Для маринада:
Вода – 300 мл
Сахар – 1 чайная ложка
Уксус 70% – 1,5 чайных ложки
Соль – 2 чайных ложки

Приготовление

Баклажаны промыть и нарезать тонкими дольками в полтора сантиметра. Замочить в воде, чтобы немного смягчились, откинуть на дуршлаг.
Перец и чеснок мелко нарезать (для чеснока пресс не использовать).
Сложить баклажаны в емкость, которая не поддается окислению. Каждый слой пересыпая специями. Дать настояться.
Тем временем в кипяченой теплой воде растворить соль и сахар. Добавить уксус. Маринадом залить баклажаны и поставить в темное место на 2 часа, либо убрать в холодильник на ночь.
При подаче украсить зеленью.

Квашеная капуста

Ингредиенты
Капуста белокочанная – 3 кг
Соль – 70 г
Морковь – 100 г
Сахар – 5 столовых ложек

Приготовление

Верхние листья с капустных кочанов снять, нашинковать ее соломкой. Морковь измельчить на терке, смешать. Туда же отправить сахар и соль, перетереть вручную, чтобы появился сок. Затем смесь утрамбовать, накрыть сверху деревянной дощечкой, либо крышкой и сверху положить гнет.
Оставить в теплом и темном месте.
Дождаться, когда на поверхности смеси появиться пена – снять крышку, сделать пару проколов длинным тонким стержнем и перемешать снова.
Спустя неделю разложите капусту по банкам, закройте обычными крышками и транспортируйте в подвал, холодильник или же – сразу на стол.

7-4. Чистый Четверг Страстной седмицы

– пища без масла
В этот день всем верующим рекомендуется приготовить куличи и пасочки заранее к Светлому Христову Воскресению. Есть же можно термообработанную пищу, но без масла.
Готовим яблочно-банановый десерт, чечевичный суп с маслинами, манную кашу с клюквой.

Яблочно-банановый десерт

Ингредиенты
Яблоко – 1 большое
Банан – 1
Сахар – 1 столовая ложка
Лимонный сок – 2 чайных ложки
Миндальная стружка

Приготовление

Фрукты очистите и измельчите с помощью терки. Посыпьте сахаром и заправьте лимонным соком, перемешайте и посыпьте миндалем.

Чечевичный суп с маслинами

Ингредиенты
Зеленая чечевица – 250 г
Морковь – 1 большая
Лук – 1 головка
Чеснок – 2 зубчика
Маслины – 1 банка
Растительное масло
Соль

Приготовление

Для блюда понадобится большая четырехлитровая кастрюля, которую необходимо заполнить водой на 2/3 от объема. Отправить туда сразу же чечевицу и поставить на большой огонь. Дождаться, когда чечевица закипит, снять образовавшуюся пенку и варить еще минут 20.
Тем временем измельчите лук и морковь, очистите и нарежьте кубиками картофель.
Засыпьте в суп пропущенные через чеснокодавилку маслины.
Варите еще около 20 минут, посолите и подавайте к столу с черным хлебом.

Манная каша с клюквой

Ингредиенты
Манная крупа – 200 г
Клюква – 100 г
Вода – 1 литр
Сахар – 150 г

Приготовление

Клюкву необходимо потолочь и выжать сок. Затем залейте получившуюся массу водой и доведите до кипения. Тем временем манку разведите с клюквенным соком, добавьте в горячий сироп и заварите манную кашу.
Продукт должен получиться густым.
Затем его следует вылить на противень и остудить.
При подаче нарезать порциями.

7-5. Великая Пятница на Страстной седмице
– ПРИНИМАТЬ ПИЩУ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ.

В Страстную пятницу у православных христиан принято воздерживаться от пищи полностью.

7-6. Великая Суббота Страстной седмицы

– пища без масла, вино
Готовим холодный черничный суп, гречневую кашу в горшке и блины с яблоками в карамели.

Холодный черничный суп

Ингредиенты
Лимон – 2 штуки
Вода – 1 литр
Апельсиновый сок – 1 стакан
Корица – 1 палочка
Гвоздика – 2 штуки
Черника – 500 г
Сахар – 125 г
Крахмал – 2 столовых ложки

Приготовление

Один лимон очистите от цедры, а из другого необходимо выжать сок. Наполните кастрюлю водой и засыпьте туда цедру, корицу, гвоздику, апельсиновый и лимонный сок, сахар. Варите на небольшом огне.
От половины килограмма ягод отсыпьте 3 столовых ложки, а остальное измельчите в блендере. Затем добавьте смесь в суп и доведите до кипения.
Крахмал, предварительно размешав в небольшом количестве воды, влейте в суп, непрерывно помешивая. Еще раз прокипятите.
Затем охладите и всыпьте чернику.
Для вкуса можно добавить нарезанный кружочками лимон.

Гречневая каша в горшке

Ингредиенты
Гречневая крупа – 3/4 от объема горшочка
Соль
Вода

Приготовление

Готовится по старинному русскому рецепту. В глиняный горшок засыпается крупа, заливается кипяток, чтобы горшок был полон. Все перемешивается и, за неимением русской печи, ставится в духовку.
Спустя 2 часа необходимо накрыть горшок вместо крышки сковородой и перевернуть.
А затем обернуть горшок мокрым полотенцем, чтобы каша отстала от стенок сосуда.

Блины с яблоками в карамели

Ингредиенты
Тонкие постные блинчики – 4 штуки
Яблоко – 1 большое
Цедра лимона и мята по вкусу

Приготовление

Отделите от яблок кожуру и нарежьте их дольками. На сковороде растопите сахар и обваляйте в нем яблочные кусочки, чтоб получился эффект карамели.
Блинчики сверните в треугольники и на каждый из них выложите по 3 дольки яблок.
Для украшения и остроты ощущений используются веточки мяты и цедра.

>Седмицы Великого Поста: история происхождения и важные даты

Седмицы Великого поста

Христиане вступают в Великий Пост с целью духовного очищения, поэтому воспринимать пост как диету — неправильно. Тем не менее, существуют общие правила питания в Великий Пост.

В эти дни не рекомендуется есть пищу животного происхождения: мясо, яйца, молочные продукты. В праздники Вербного Воскресения и Благовещения Пресвятой Богородицы допускается употребление рыбы. Другие морепродукты также не входят в число запретных.

Традиции поста

Существует определенный церковный устав. В Великий Пост в 2019 году стоит не только составить календарь питания, но и знать традиции поста:

  • В первую и последнюю неделю Великого Поста в 2019 году пост соблюдается с особой строгостью. Все продукты животного происхождения нельзя употреблять в пищу.
  • Есть разрешается только вечером, по субботам и воскресеньем можно исключить только утренний прием пищи.
  • В понедельник, среду и пятницу пищу едят только холодной, а по вторникам и пятницам горячая пища допускается без масла.
  • По субботам и воскресеньям, кроме растительного масла, допускается умеренное употребления виноградного вина (это не распространяется на субботу Страстной седмицы).
  • В страстную Пятницу лучше воздержаться от приема пищи весь день.
  • Многие христиане также воздерживаются от пищи до наступления Великой Пасхи.

Седмицы Великого Поста в 2019 году

«Неделей» в церковном календаре называется начало воскресного дня. Поэтому, согласно церковному календарю, «Неделя Крестопоклонная» — это третье воскресенье Великого Поста и седмица, которая шла до этого воскресенья.

Первая Седмица Великого поста (11 марта — 17 марта)

Отличается особой строгостью. Первые два дня рекомендуется совсем отказываться от вкушения пищи. В первые четыре дня Поста на Великом поверий будут читать канон Св. Андрея Критского с припевами к стиху: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня». В пятницу первой седмицы освящают «коливо» (отваренную с медом пшеницу) в память Св. Великомученика Феодора Тирона, который помогал христианам сохранить традиции Поста. Известно, что византийский император, Юлиан Отступник, в 362 году приказалокропить кровью идоложертвенных животных все запасы еды в Антиоксии. Но Св. Великомученик Феодор Тирон, который погиб в 306 году за Христову Веру, явился в сновидении антиохийскому епископу Евдоксию, открыл ему распоряжение Юлиана и приказал в течение ближайшей недели питаться коливом.

Вторая Седмица Великого поста (18 марта — 24 марта)

Во второе воскресенье Великого поста совершается память св. Григория Паламы (IV в.). Святой Григорий Палама учил Господь награждает верующих, соблюдающих пост и молитву, благодатным светом, которым сиял Сам Господь на Фаворе.

Третья Седмица Великого поста (25 марта — 31 марта)

В третье воскресенье Великого поста после Всенощной для поклонения верующим выносится после Великого славословия Св. Крест. При поклонении Кресту Церковь поет: Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим. Церковь выставляет в середине Четыредесятницы Крест, чтобы напомнить о страданиях и смерти Господней и укрепить дух молящихся. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, а в часы перед Литургией его вносят в алтарь.

Четвертая Седмица Великого поста (1 апреля — 7 апреля)

В четвертое воскресенье Великого поста Церковь вспоминает Св. Иоанна Лествичника, который показал в своем сочиненит лествицу или порядок добрых деяний, приводящих нас к Престолу Божию.

О Великом посте: суть Великого поста

Пятая Седмица Великого поста (8 апреля — 14 апреля)

Пятая суббота Великого поста — празднование Похвалы Пресвятой Богородицы (Субботы Акафиста), накануне, в пятницу вечером служится утреня с пением акафиста Пресвятой Богородице. Шестая суббота — воспоминание воскрешения святого праведного Лазаря Четверодневного.

В четверг на пятой неделе совершается так называемое «стояние Св. Марии Египетской».

Преподобная Мария родилась в Египте. На двенадцатом году жизни она бежала из родительского дома в город Александрию, где предалась безудержному и ненасытному любодеянию и заслужила крайней распущенностью своей жизни позорную известность. Так продолжалось 17 лет, и казалось, что всякая надежда на спасение грешницы потеряна. Но Господь не отвратил от нее Свое милосердие.

Однажды Мария увидела на берегу моря толпу людей, которые собирались плыть на кораблях в Иерусалим на праздник Воздвижения Святого Креста. Отнюдь не из благочестивых побужденний, но просто желая развлечься, она упросила взять и ее, причем вела себя в пути вызывающе бесстыдно.

По прибытии в Иерусалим Мария пошла за народом в церковь, но войти в нее не смогла: какая-то неведомая сила отталкивала ее и не пускала внутрь. После нескольких безуспешных попыток Мария отошла в угол церковной паперти и задумалась. Взгляд ее случайно остановился на иконе Пресвятой Богородицы – и вдруг, потрясенная, она осознала всю мерзость и срам своей жизни. Свет Божий коснулся ее сердца – она поняла, что в церковь не пускают ее грехи.

Долго и усердно молилась Мария Пресвятой Богородице, долго умоляла позволить ей войти в церковь и увидеть Крест, на котором пострадал Иисус Христос. Наконец ей показалось, что молитва ее услышана.

Дрожа от волнения и страха, подошла Мария к церковным дверям — и на этот раз беспрепятственно вошла внутрь. Там увидела она Животворящий Крест Господень и поняла, что Бог готов простить кающихся. Она снова возвратилась к Иконе Пресвятой Богородицы и обратилась к Ней с мольбой указать ей путь к покаянию.

И тут она услышала как бы далекий голос: «Иди за Иордан, там обретешь покой для души твоей». Мария немедленно отправилась в путь, добралась до реки Иордан, переправилась на другой берег и удалилась в глубину пустыни Иорданской. Здесь, в пустыне, она прожила в полном одиночестве 47 лет, питаясь одними кореньями.

Первые 17 лет ее одолевали блудные помыслы, и она боролась с ними, как с лютыми зверями. Претерпевая голод и холод, она вспоминала пищу и вина, к которым привыкла в Египте, веселые песни, которые пела когда-то; но более всего ее одолевали блудные помыслы и искусительные образы…

Мария умоляла Пресвятую Богородицу избавить ее от них, падала ниц на землю и не вставала до тех пор, пока в душе ее не совершалось покаяние,- тогда в нее проникал Небесный свет, и она вновь обретала покой.

Через 17 лет искусы ее оставили – наступили годы сосредоточенного и отрешенного покоя. Наконец Богу угодно стало явить миру необычный подвиг покаявшейся грешницы, и позволением Божиим Марию встретил в пустыне старец Зосима, инок соседнего монастыря, удалившийся сюда для аскетических подвигов.

К этому времени вся одежда на Марии истлела, но старец покрыл ее своим плащом. Подвижница поведала ему всю свою жизнь, попросив никому о ней не рассказывать и прийти к ней через год на Великий Четверг со Святыми Дарами, чтобы она могла причаститься.

На следующий год, исполняя просьбу Марии, старец Зосима взял Святые Дары и отправился к Иордану. На другом берегу он увидел Марию, которая, подойдя к реке, осенила воду крестным знамением и спокойно пошла по ней. С благоговейным трепетом смотрел старец на идущую по воде святую.

Выйдя на берег, Мария преклонилась перед старцем и попросила его благословения. Потом выслушала «Верую» и «Отче наш», причастилась Христовых Тайн и произнесла: «Ныне отпущаеши рабу Твою по глаголу Твоему с миром!»

Потом попросила Зосиму исполнить последнюю ее просьбу: прийти через год на то место, где он встретил ее впервые. Через год старец вновь отправился на то место, где спасалась Мария, но нашел ее там уже почившей. Она лежала на земле, сложив руки, как на молитве, и обратив лицо на Восток. Рядом с ней на песке было начертано: «Отец Зосима, погреби тело смиренной Марии, умершей 1 апреля. Верни прах праху».

Со слезами и молитвами старец предал земле великую подвижницу и возвратился в обитель, где поведал инокам и игумену все, что услышал от преп. Марии.

Преподобная Мария Египетская скончалась в 522 г. На первой и пятой неделях Великого поста читается покаянный канон св. Андрея Критского с присоединением молитвенных стихов о Марии Египетской.

Шестая Седмица Великого поста (15 апреля — 21 апреля)

Шестое воскресенье Великого Поста — великий двунадесятый праздник, торжественный вход Господень в Иерусалим на вольные страдания. Этот день называют Вербным воскресением.

Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа; оно описано четырьмя евангелистами (см.: Мф. 21: 1–11; Мк. 11. 1–11; Лк. 19: 28–40; Ин. 12: 12–19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт. 49: 10–11; Пс. 8: 2–3; Зах. 9: 9).

Великий православный пост: правила для тех, кто постится впервые

Седьмая Седмица Великого поста (22 апреля — 27 апреля)

В Пасхальную ночь богослужения начинаются полунощницей с чтением канона Великой Субботы пред Плащаницей. Перед этим во внебогослужебное время в храме читаются Деяния Святых апостолов. После полунощницы служится Пасхальная заутреня с Пасхальным каноном прп. Иоанна Дамаскина, а затем — Пасхальная Литургия святителя Иоанна Златоуста.

Фото: Открытые источники

Седмицы Великого поста в 2019 году: календарь важных дат

В первую неделю Великого Поста отмечается Торжество Православия.
В неделю Торжества Православия празднуется победа Православия над иконоборческой ересью. Иконоборцы считали, что почитание икон это идолопоклонство. Благодаря покровительству императоров, гонения на иконы продолжались почти сто лет. Окончательно иконопочитание было восстановлено в IX веке императрицей Феодорой в первое воскресенье Великого поста, в которое с тех пор и отмечается Торжество Православия.
Горячая пища, прошедшая тепловую обработку, т.е. вареная, печеная и т.п. С растительным маслом и вином (одна чаша 200г) дважды в день. Вино чистое виноградное без спирта и сахара, преимущественно разведенное горячей водой. Вместе с тем, весьма похвально воздержание от вина.

Во вторую неделю Великого Поста (второй воскресный день поста) отмечается День памяти святителя Григория Паламы.
Св. Григорий Палама жил в XIV веке. Согласно с Православной верой он учил, что за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих благодатным Своим светом, каким сиял Господь на Фаворе. По той причине, что св. Григорий раскрыл учение о силе поста и молитвы и установлено совершать его память во второе воскресенье Великого поста.

Третья неделя Великого поста (третий воскресный день поста) — Крестопоклонная.
В этот день читают предания, освящают просфиры, не работают, посещают храмы для поклонения кресту, размышляют над понятием «нести свой крест», постятся (с ядением варения с елеем и вином).

22 марта
День памяти Сорока Севастийских мучеников.

Четвертая неделя Великого поста (четвертый воскресный день поста). День памяти богослова Иоанна Лествичника.
Иоанн Лествичник был игуменом Синайского монастыря, написал знаменитую «Лествицу добродетелей», где показал ступени восхождения к духовному совершенству. («Лествица» от ст.-слав. «лестница». Варианты — Лествица райская, Скрижали духовные). Образ «Лествицы» заимствован из Библии, где описано видение Лестницы Иакова, по которой восходят ангелы (Быт.28:12).
Календарная память Иоанна Лествичника выпадает на время Великого поста, ее перенесли на воскресенье, и она закрепилась за 4-м воскресеньем Великого поста.
В день памяти Иоанна Лествичника выпекали «лесенки».

11 апреля – четверг. Стояние преп. Марии Египетской.

Пятая неделя Великого поста (пятый воскресный день поста). День памяти преп. Марии Египетской
Преподобная Мария родилась в Египте в середине V века. В возрасте 12 лет она покинула родителей и ушла в Александрию, где провела 17 лет, живя в грехе. Однажды Мария прибыла в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня и попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то сила удерживала ее. Осознав свое падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм. На следующий день Мария переправилась за Иордан и ушла в пустыню, где провела всю оставшуюся жизнь, 47 лет, в посте и покаянии. Церковь дает в лице преподобной Марии Египетской образец истинного покаяния и показывает на ней пример неизреченного милосердия Божия к кающимся грешникам. Календарная память Марии Египетской выпадает на время Великого поста, ее перенесли на воскресенье, и она закрепилась за 5-м воскресеньем Великого поста.

Шестая неделя Великого поста (шестой воскресный день поста).
21 апреля — Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресение). — (прибытие Иисуса в Иерусалим на ослике, когда народ приветствовал его, бросая на дорогу пальмовые ветви — на Руси заменены вербой) — последнее воскресенье перед Пасхой.

22 апреля – Великий Понедельник
В Великий понедельник воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел. Мф 21,18-22

23 апреля — Великий Вторник
В Великий вторник вспоминается проповедь Иисуса Христа в Иерусалимском Храме. В этот день Им было рассказано ученикам о втором пришествии Мф 24, притча о десяти девах, притча о талантах Мф 25,1-30. Первосвященники и старейшины искушали его вопросами, хотели арестовать Его, но боялись сделать это открыто из-за народа, который почитал Иисуса за пророка и внимательно слушал его.

24 апреля — Великая Среда
В Великую среду вспоминается помазание Иисуса Христа миром и предательство Иуды. Мф 26,6-16

25 апреля — Великий Четверг. Тайная Вечеря
В Великий четверг вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии.

26 апреля – Великий Пяток. Великая Пятница. Распятие Христа
В Великую пятницу православные христиане вспоминают арест Иисуса Христа в Гефсиманском саду, суд первосвященников, суд Пилата, крестный путь Иисуса, распятие, смерть и сопровождающие её знамения, снятие с креста и погребение.
Ничего не едят. Для пожилых допускается хлеб и вода после захода солнца.

27 апреля – Великая Суббота. Сошествие Христа во ад
Великая суббота посвящена воспоминанию о пребывании Иисуса Христа во гробе и сошествии Его во ад для освобождения душ умерших.

В Великую субботу многие верующие также отказываются от пищи до наступления Пасхи.

26 апреля – пятница, праздник Благовещения.

27 апреля – суббота. Лазарева суббота.

Православный Церковный календарь

Иные седмицы Великого поста

• 1-я седмица • 2-я седмица

• 3-я седмица • 5-я седмица

• 6-я седмица • Страстная

  • Триодь Постная. Службы 4-й седмицы Великого Поста
  • Чтение на каждый день Великого поста Дементьев Д.В.
  • Четвертая Неделя Великого поста Гермоген Шиманский
  • Неделя 4-я Великого поста Юрий Ру­бан
  • Сокровищница духовной мудрости. Седмица 4-я Великого поста
  • Великий пост. Аудио
  • Великий пост. Видео

прот. Гри­го­рий Де­боль­ский

Для уте­ше­ния и под­креп­ле­ния ве­ру­ю­щих сре­ди по­дви­гов св. Че­ты­ре­де­сят­ни­цы в чет­вер­тую ее сед­ми­цу про­дол­жа­ет­ся по­кло­не­ние Жи­во­тво­ря­ще­му Кре­сту; оно со­вер­ша­ет­ся в по­не­дель­ник, сре­ду и пят­ни­цу этой сед­ми­цы. В пят­ни­цу, по окон­ча­нии Ча­сов и по­сле обыч­но­го по­кло­не­ния и лоб­за­ния, Крест бла­го­го­вей­но и тор­же­ствен­но пре­про­вож­да­ет­ся в ал­тарь. От по­кло­не­ния Кре­сту вся чет­вер­тая сед­ми­ца на­зы­ва­ет­ся Сре­до­крест­ною и Кре­сто­по­клон­ною. В эту сед­ми­цу Цер­ковь на­зи­да­ет нас при бо­го­слу­же­нии меж­ду про­чим пес­но­пе­ни­я­ми, пре­дан­ны­ми ей от Иоси­фа и Фе­о­до­ра Сту­ди­тов и Фе­о­фа­на Ис­по­вед­ни­ка.

Бла­го­го­вея пред Жи­во­тво­ря­щим Кре­стом и при­зы­вая нас на по­кло­не­ние ему, Цер­ковь в чет­вер­тую сед­ми­цу взы­ва­ет: «Свя­тая сия и све­то­нос­ная сед­ми­ца пред­ла­га­ет ми­ру все­чест­ный Крест: при­и­ди­те по­кло­ни­те­ся со стра­хом и лю­бо­вию. Бо­же­ствен­ный и все­чест­ный Крест есть для нас со­кро­ви­ще освя­ще­ния и си­лы. Он ис­пу­ща­ет све­то­вид­ное си­я­ние бла­го­да­ти и, как ис­точ­ник ки­пит бо­же­ствен­ны­ми да­ро­ва­ни­я­ми: он уто­ля­ет пре­гре­ше­ния, раз­ре­ша­ет бо­лез­ни. Толь­ко во­дру­зи­лось дре­во Кре­ста Хри­сто­ва: по­ко­ле­ба­лись ос­но­ва­ния смер­ти. По­кло­ним­ся Кре­сту Гос­под­ню».

При­ме­ром Гос­по­да, сми­рив­ше­го Се­бя до смер­ти Крест­ной, Цер­ковь по до­сти­же­нии сре­ди­ны св. по­при­ща по­ста осо­бен­но вну­ша­ет нам иметь сми­ре­ние, ко­то­рое по ме­ре пре­спе­я­ния в бла­го­че­стии ста­но­вит­ся необ­хо­ди­мее, дабы гор­до­стью и воз­но­ше­ни­ем фа­ри­сей­ским не за­тмить со­вер­шен­ных по­дви­гов бла­го­че­стия и не по­те­рять оправ­да­ния пред Бо­гом, взи­ра­ю­щим не толь­ко на де­я­ния на­ши, но и на по­мыш­ле­ния. Для это­го Цер­ковь в чет­вер­тую сед­ми­цу Че­ты­ре­де­сят­ни­цы мно­го­крат­но на­по­ми­на­ет о сми­ре­нии мы­та­ре­вом и пре­воз­но­ше­нии фа­ри­се­е­вом. «Не воз­вы­шай­ся доб­ро­де­те­ля­ми и не осуж­дай ближ­не­го, как ве­ле­х­валь­ный фа­ри­сей, счи­тая се­бя пра­вед­ным; но в сми­рен­ном по­мыш­ле­нии о сво­их со­гре­ше­ни­ях возо­пи, как мы­тарь: «Бо­же, очи­сти мя греш­но­го и спа­си мя». Св. Ам­вро­сий Ме­дио­лан­ский в 4 ве­ке в пре­по­ло­ве­ние Че­ты­ре­де­сят­ни­цы го­во­рил: «Воз­бла­го­да­ри­те, бра­тии, бо­же­ствен­ное ми­ло­сер­дие за то, что оно да­ло вам бла­го­по­луч­но до­стиг­нуть по­ло­ви­ны Че­ты­ре­де­сят­ни­цы. Но за этот дар до­стой­но воз­бла­го­да­рить Гос­по­да мо­гут толь­ко те, ко­то­рые до­се­ле ста­ра­лись жить так, как они на­уче­ны в на­ча­ле Че­ты­ре­де­сят­ни­цы, т. е. те, ко­то­рые ста­ра­лись ис­про­сить се­бе от­пу­ще­ние гре­хов еже­днев­ны­ми по­стом, ми­ло­сты­нею и по­се­ще­ни­ем Церк­ви. А что ка­са­ет­ся до тех, кои небрег­ли о всем этом, т. е. не по­сти­лись еже­днев­но, не тво­ри­ли ми­ло­сты­ни, не при­ле­жа­ли к мо­лит­ве или мо­ли­лись без со­кру­ше­ния сер­деч­но­го: то эти долж­ны не ра­до­вать­ся, а скор­беть и пла­кать».

В суб­бо­ту чет­вер­той сед­ми­цы по­ста Цер­ковь чте­ни­ем Апо­сто­ла по­уча­ет нас люб­ви и бла­го­тво­ре­нию ближ­ним и быть рев­ност­ны­ми в доб­ро­де­те­ли до кон­ца (Евр.6:9-12); а чте­ни­ем Еван­ге­лия бла­го­вест­ву­ет об ис­це­ле­нии глу­хо­не­мо­го при­кос­но­ве­ни­ем и сло­вом к нему Иису­са Хри­ста (Мк.7:31-51).

В вос­крес­ный день чет­вер­той сед­ми­цы Пра­во­слав­ная Цер­ковь меж­ду про­чим по­уча­ет со­вер­ша­ю­щих по­при­ще по­ка­я­ния и уми­ле­ния еван­гель­скою прит­чею о впав­шем в раз­бой­ни­ки, изъ­яс­ня­е­мою в свя­щен­ных пес­но­пе­ни­ях. Впав­ше­му в раз­бой­ни­ки по­до­бен каж­дый, впав­ший в гре­хи, ко­то­рые, как раз­бой­ни­ки, при­чи­ня­ют глу­бо­кие яз­вы ду­ше на­шей и остав­ля­ют ее ед­ва жи­вой. На ра­ны ду­ши на­шей воз­ли­ва­ет спа­си­тель­ный елей Гос­подь наш Иисус Хри­стос, при­шед­ший в мир греш­ных спа­сти.

Осо­бен­но в вос­крес­ный день чет­вер­той сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста Цер­ковь на­зи­да­ет по­стя­щих­ся при­ме­ром свя­то­го Иоан­на Ле­ствич­ни­ка, по­доб­но нам, об­ло­жен­но­го неко­гда немо­щью пло­ти, но ко­то­рый «по­стом, бде­ни­ем и мо­лит­вою сде­лал­ся и в те­ле­си яко Ан­гел», и опыт ве­ли­ких по­дви­гов сво­их для на­став­ле­ния ше­ству­ю­щих пу­тем его из­ло­жил в со­чи­не­нии «Ле­стви­ца рая», со­сто­я­щая из трид­ца­ти сте­пе­ней, воз­во­дя­щих на вы­со­ту ду­хов­но­го со­вер­шен­ства. Эта кни­га, по вы­ра­же­нию Церк­ви, «при­но­сит прис­но­цве­ту­щие пло­ды уче­ния, услаж­да­ю­ще­го серд­ца с трез­ве­ни­ем внем­лю­щих: ле­стви­ца бо есть ду­ши воз­во­дя­щая от зем­ли к небес­ной и пре­бы­ва­ю­щей сла­ве».

Иже пло­тию и жи­вый мертв сый Иоанн,
Веч­но жи­вет, и мертв явл­ся без­ды­хан­ный,
Спи­са­ние оставль ле­стви­цу вос­хож­де­ния,
По­ка­зу­ет его путь вос­хож­де­ния:
Иоанн ум­ре в три­де­ся­тый день.

Пре­по­доб­ный Иоанн Ле­ствич­ник

Угод­ник Бо­жий пре­по­доб­ный Иоанн жил в 6 ве­ке, ро­дом си­ри­а­нин, по сво­е­му со­чи­не­нию на­зван­ный Ле­ствич­ни­ком или опи­са­те­лем ле­стви­цы, а по ме­сту бла­го­че­сти­вых по­дви­гов сво­их – Си­на­ит. На 17 го­ду сво­е­го воз­рас­та Иоанн при­нес со­бою угод­ную Бо­гу жерт­ву; те­ло воз­нес на Си­най­скую го­ру, а ду­шу на го­ру небес­ную; ви­ди­мо взой­дя на го­ру, он при­бли­зил­ся к небес­ной вы­со­те, умом со­зер­цая Бо­га неви­ди­мо­го; на Си­нае Иоанн при­нял ино­че­ство. Пре­бы­вая на Си­най­ской го­ре в по­дви­гах уеди­не­ния 19 лет – до со­ро­ка­лет­не­го сво­е­го воз­рас­та, пре­по­доб­ный уда­лил­ся по­том в си­най­скую пу­сты­ню Фо­ла, от­сто­я­щую на 5 ста­дий от си­най­ской Церк­ви, и здесь в ве­ли­ких по­дви­гах стро­го­го по­ста и непре­стан­ной мо­лит­вы под­ви­зал­ся 40 лет. В про­дол­же­ние этой необык­но­вен­ной Че­ты­ре­де­сят­ни­цы пост его был столь же необык­но­ве­нен, как и са­мое про­дол­же­ние вре­ме­ни его по­ще­ния. Хо­тя пре­по­доб­ный не укло­нял­ся от пи­щи, невоз­бра­нен­ной Уста­вом во вре­мя по­ста, дабы тем со­кру­шить, как сам го­во­рил, рог гор­ды­ни, но при­ни­мал ее столь ма­ло, что ка­зал­ся бо­лее от­ве­ды­ва­ю­щим, неже­ли вку­ша­ю­щим; за­то от вся­кой стра­сти воз­дер­жи­вал­ся он ре­ши­тель­но, по­ве­ли­тель­но го­во­ря ей: мол­чи, оне­мей! По­ка­я­ние его со­еди­не­но бы­ло с глу­бо­ким со­кру­ше­ни­ем серд­ца и сле­за­ми. Дол­го и по­сле бла­жен­ной кон­чи­ны его по­ка­зы­ва­ли под го­рою весь­ма тес­ную пе­ще­ру – это со­кро­вен­ное ме­сто по­дви­гов по­ка­я­ния, ко­то­рое на­зы­ва­ли сле­зо­точ­ным и ко­то­рое на столь­ко от­сто­я­ло от об­ще­жи­тия, сколь­ко нуж­но бы­ло, чтобы ры­да­ний Иоан­на не слы­ша­ли дру­гие.

Пре­по­доб­ный Иоанн, по­став­лен­ный ру­ко­во­ди­те­лем (игу­ме­ном) дру­гих, на­чал путь но­во­го вос­хож­де­ния к Бо­гу и боль­ше­го при­бли­же­ния к небу. По­доб­но Мо­и­сею, он, по сло­вам пи­са­те­ля его жиз­ни, при­бли­зил­ся к Бо­гу, при­ял мыс­лью бо­го­на­чер­тан­ный за­кон и тро­стью ду­ха на­чер­тал, по прось­бе пре­по­доб­но­го Иоан­на игу­ме­на ра­иф­ско­го, бо­го­пи­сан­ные скри­жа­ли («Ле­стви­цу рая»), ко­то­рые пре­дал не толь­ко ру­ко­во­ди­мым им, но и всем же­ла­ю­щим вос­хо­дить на небо.

Вос­хо­дя да­лее по сте­пе­ням ду­хов­ных со­вер­шенств, и с боль­шей рев­но­стью, неже­ли до при­ня­тия на­чаль­ства над бра­ти­ей он из­ло­жил кни­гу к пас­ты­рю, и та­ким об­ра­зом сде­лал­ся ру­ко­во­ди­те­лем са­мих ру­ко­во­ди­те­лей.

Пре­по­доб­ный пре­ста­вил­ся 80 лет от рож­де­ния сво­е­го, око­ло го­да. Па­мять св. Иоан­на Ле­ствич­ни­ка со­вер­ша­ет­ся Цер­ко­вью 12 ап­ре­ля (30 мар­та).

Сло­ва­ми Апо­сто­ла, чи­та­е­мо­го в чет­вер­тую неде­лю, Цер­ковь сви­де­тель­ству­ет, что Бог, же­лая пре­иму­ще­ствен­нее по­ка­зать на­след­ни­кам обе­то­ва­ния непре­лож­ность во­ли Сво­ей, упо­тре­бил в по­сред­ство клят­ву, дабы име­ли твер­дое уве­ре­ние при­бе­га­ю­щие к Нему (Евр.6:13-20). А в Ли­тур­гий­ном Еван­ге­лии в вос­крес­ный день чет­вер­той сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста Цер­ковь к уте­ше­нию и на­зи­да­нию по­стя­щих­ся, бо­же­ствен­ным сви­де­тель­ством утвер­ждая мо­гу­ще­ство по­ста и мо­лит­вы, от­крыв­шее Иоан­ну ле­стви­цу рая и воз­вед­шее его на вы­со­ту ду­хов­но­го со­вер­шен­ства, бла­го­вест­ву­ет, что и дух зло­бы из­го­ня­ет­ся из че­ло­ве­ка толь­ко мо­лит­вой и по­стом, и вме­сте пред­воз­ве­ща­ет при­бли­жа­ю­щую ра­дость вос­кре­се­ния Хри­сто­ва (Мк.9:17-31).

Из кн. «Дни бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной
Ка­фо­ли­че­ской Во­сточ­ной Церк­ви»

При­ме­ча­ния

Тро­парь св. Иоан­на Ле­ствич­ни­ка.

Кондак 30 мар­та.

Сти­хи си­нак­са­ря о пр. Иоанне.

Четвертая седмица Великого поста. О чем не забыть

В по­не­дель­ник, сре­ду и пят­ни­цу этой сед­ми­цы на службах совершается поклонение Кресту. В пят­ни­цу по окон­ча­нии ча­сов, перед Литургией, Крест уносится в ал­тарь. Вся чет­вер­тая сед­ми­ца на­зы­ва­ет­ся Кре­сто­по­клон­ной.

В среду, 3 апреля, и пятницу, 5 апреля, Четвертой седмицы, как и всех остальных седмиц Святой Четыредесятницы, служится Литургия Преждеосвященных даров.

В суб­бо­ту Четвертой сед­ми­цы, 6 апреля, за­упо­кой­ная служ­ба не совершается в связи с предпразднством Благовещения.

Многие верующие уже успели принять участие в Таинстве Соборования, которое в большинстве храмов проходит именно в пост. Но еще есть время собороваться — ради исцеления души и тела. Подробнее о Таинстве, его смысле и как к нему приступить — в нашем материале.

В воскресенье, 7 апреля, Церковь празднует Благовещение Пресвятой Богородицы. Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира.

На этой неделе пост проходит свой экватор, в воскресенье, 7 апреля, также празднуется день памяти преподобного Иоанна Лествичника, «который сделал попытку нам показать, как из глубины греховной, из нашей немощи, из нашего несовершенства мы можем вырасти в полную меру той святости, которая нам предложена Крестом и любовью Господней. Когда перед нами встает вопрос, что же делать, перед нами встают тысячами и свидетели о том, как поступить и что сделать», говорит митрополит Антоний Сурожский.

Главное творение преподобного Иоанна, «Лествица», особенно чтится монахами, но и миряне стараются еще раз перечитать «Лествицу» в дни Великого поста. Это учение о восхождении ко Господу, когда христианское возрастание и преуспеяние достигаются через подвиги.

Если со стороны Господа подается человеку на пути к Царствию Божию благодать, то со стороны человека требуется самоотвержение и труд. «Лествица» состоит из тридцати слов (глав), как бы ступеней, — по числу лет Господа Иисуса Христа до выступления Его на проповедь.

>Основные посты в Православии

В Православной многовековой традиции установлены 4 поста: Рождественский, Великий, Петровский и Успенский.

Рождественский пост

В новый календарный год православные христиане вступают вместе с Рождественским постом. Он начинается 28 ноября по новому стилю и продолжается вплоть до праздника Рождества Христова (7 января по н.ст.). Этот пост еще называют четыредесятницей, т.к. длится он 40 дней. Еще одно его название — филиппов, т.к. заговение приходится на день памяти святого апостола Филиппа (27 ноября по н.ст). Упоминание об этом посте начинается с V века. Есть мнения, что произошел он от поста перед Богоявлением. Сведения о нем доходят до нас с III века, а в IV в. пост разделился на праздники Рождества Христова и Крещения Господня.

Великий пост

Самый значимый пост для каждого верующего человека – Великий пост. Он готовит христиан к Великому празднику — Пасхе. Каждый день поста наполнен особым смыслом, который призван помочь человеку обратиться внутрь себя, остаться «один на один» со своими прегрешениями. Даже богослужения Великого поста изменяются, приобретают большую строгость: практически исключается пение, больше времени уделяется ветхозаветному чтению, особенно Псалтири. Исключая субботу и воскресения не совершается полная Литургия. Вместо этого в среду и пятницу служится Литургия Преждеосвященных даров. На первой неделе Великого поста читается покаянный канон святого Андрея Критского. Воскресенье этой седмицы посвящено Торжеству православия.

Во второе воскресенье отмечается день памяти святого Григория Паламы. Он вошел в историю православной Церкви, как защитник канонической веры и обличитель еретика Варлаама.

Третья неделя поста называется Крестопоклонной. Со среды этой седмицы на Божественной Литургии произносятся особые ектеньи о тех, кто готовится ко Крещению.

В четвертое воскресенье Церковь чтит память великого подвижника преподобного Иоанна Лествичника. На святой горе Синай он подвязался до 80 лет. Главным творением святого стала книга «Лествица».

Суббота пятой седмица получила название «Похвала Пресвятой Богородицы» или суббота Акафиста.

Пятое воскресенье посвящено воспоминаниям жития святой Марии Египетской.

Шестая суббота Великого поста обращает верующих к чуду воскрешения Господом Лазаря. Именно поэтому ее называют Лазаревой субботой.

Вербное воскресение или вход Господа в Иерусалим приближает нас к самому главному празднику – Воскресению Христову. В пятницу недели Ваий завершается пост святой Четыредесятницы.

Лазарева суббота и Вербное воскресенье помогает перейти постящимся к Страстной Седмице, которая предваряет день Святой Пасхи.

Петров пост

Через неделю после праздника Святой Троицы начинается Петров пост. Поскольку дата его начала зависит от празднования Пасхи, длительность поста каждый год разная — от 8 до 42 дней. Завершается он в день празднования памяти святых апостолов Петра и Павла 12 июля. Раньше его называли постом Пятидесятницы, но позже стали именовать апостольским. Он считается не сильно строгим, т.к. разрешается вкушать рыбу.

Успенский пост

Ровно две недели длится Успенский пост (с 14 – 27 августа по новому стилю). Он установлен перед Великими праздниками Преображения Господня и Успения Пресвятой Богородицы. Начало постных седмиц совпадает с праздником Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня. Успенский пост был установлен еще в IX веке в Византии. В городе Константинополе, где хранился Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос, заметили, что страшные эпидемии происходят обычно в конце лета. Именно поэтому было заведено 14 августа Крест Господа выносить из царского дворца. Ему поклонялись в Софийском соборе, после чего проводился крестный ход, который завершался на реках и источниках, где по традиции освящалась вода. Согласно летописным данным именно в этот день Св. князь Владимир в 988 году крестил Русь. Завершается Успенский пост праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это один из наиболее почитаемых дней для каждого православного человека. Согласно преданию, Пресвятая Дева Мария узнала о времени завершения своей земной жизни, готовилась к переходу в мир иной усиленным постом и молитвою. Верующие в эти постные дни стараются хоть немного подражать жертвенности и подвигу Пресвятой Богородицы. Все свои душевные устремления люди возводят к восхвалению Матери Господа Иисуса Христа.

Можно ли крестить ребенка в пост?

Согласно православной традиции Крещение может быть проведено в любой день поста. Канонических ограничений на это нет.

Однако, на дни Двунадесятых и Великих праздников священнослужители советуют не назначать совершение Таинства, чтобы не отвлекать внимание от смысла этих дней. Обычно в храмах бывает много народа, и совершить Крещение может быть просто неудобно.

Посты и их духовный смысл

  • Основы Православия
    • Введение. Человек и его вера
    • Начальные понятия о Боге и духовной жизни
      • Бог — Отец наш Небесный
      • Без Бога ни до порога
      • Откуда мы знаем о Боге
      • Свойства Божии
      • Где и как общаться с Богом. Крестное знамение
      • Храм — дом Божий
      • О Божией Матери
      • Человек — образ Божий
      • Семья — малая Церковь
      • Православные — право славящие Бога
    • Молитва — дыхание души
      • тест 3
        • test 5
      • test 5
      • Молитва — дыхание души
      • test2
      • Молитвенное правило
      • Детская молитва
      • Первые молитвы и объяснение их
    • Священная и церковная история
      • Божественное Откровение
      • Священное Писание
      • Библейские рукописи
      • Священная история Ветхого Завета
        • Сотворение мира
        • Сотворение мира и наука
        • Земной рай и грехопадение
        • Первое обетование о Мессии
        • Падшие прародители изгоняются из рая
        • Дети Адама
        • Всемирный потоп
        • Возобновление Завета. Божественное благословение
        • Вавилонское столпотворение
        • Появление идолопоклонства
        • Призвание патриарха Авраама
        • Патриарх Исаак
        • Патриарх Иаков (Израиль)
        • Патриарх Иосиф
        • Праведный Иов: тайна страдания праведника
        • Пророк Моисей
        • Исход из Египта. Первая Пасха
        • Бог дал народу закон
        • Скиния — походный храм
        • Ветхозаветное священство
        • Сорок лет странствия в пустыне
        • На Моавитских равнинах
        • Перепись народа
        • Смерть пророка Моисея
        • Иисус Навин ввел народ в землю обетованную
        • Господь посылает судей
        • Пророк Самуил
        • Царь Саул — первый царь Израиля
        • Давид избирается на царство
        • Гонимый помазанник
        • Давид — царь над всем Израилем
        • Моровая язва — последняя скорбь царя
        • 90-й псалом
        • «Вот, я отхожу в путь всей земли»
        • Псалмы царя Давида
        • Царствование Соломона
        • Иерусалимский храм
        • Книга Екклесиаст
        • Два царства
        • «И делал Иуда неугодное пред очами Господа»
        • Новая столица Израильского царства
        • Ахав вводит культ Ваала
        • «И восстал Илия пророк, как огонь…»
        • Наказание за нечестие — засуха
        • Благочестивая вдовица
        • Испытание веры
        • Пророк Божий Елисей
        • Пророк Иона
        • Конец Израильского царства
        • Иудейское царство
        • Царь Иосафат
        • Царь Езекия
        • «Ветхозаветный евангелист» — пророк Исаия
        • Царь Манассия: нечестие и покаяние
        • Благочестивый царь Иосия
        • Последние иудейские цари
        • Пророк Иеремия
        • Вавилонский плен
        • Пророк Иезекииль
        • Пророк Даниил
        • Конец плена
        • Второй Иерусалимский храм
        • Неемия: восстановление стен Иерусалима
        • Малахия — последний пророк
        • Религия в жизни избранного народа
        • Между двумя Заветами: ожидание Мессии
        • Языческий мир в ожидании Спасителя
      • Евангельская история
        • Ангел возвещает о рождении Иоанна Предтечи
        • Архангел Гавриил возвещает о рождении Христа
        • Богородица спешит к Елисавете
        • Ангел извещает Иосифа о рождении Христа
        • Рождение Иоанна Предтечи
        • Рождество Христово. Поклонение пастухов
        • Обрезание Христово. Сретение Господне
        • Поклонение волхвов и бегство в Египет
        • Отрок Иисус в Иерусалимском храме
        • Проповедь Иоанна Крестителя
        • Крещение Господа Иисуса Христа
        • Сорокадневный пост и искушения Господа
        • Первые ученики Христовы. Чудо в Кане
        • Изгнание торгующих. Беседа с Никодимом
        • Беседа с самарянкой
        • Взятие под стражу Иоанна Крестителя
        • Нагорная проповедь
        • Чудеса Христовы
        • Убиение Иоанна Крестителя
        • Послание на проповедь двенадцати апостолов
        • Учение о Царствии Небесном в притчах
        • Чудо насыщения пятью хлебами
        • Христос идет по водам за Своими учениками
        • Христос беседует о хлебе жизни
        • Апостол Петр исповедует Иисуса Христом
        • Преображение Господне
        • Исцеление бесноватого отрока
        • Господь покидает Галилею и идет в Иудею
        • Притча о добром самарянине
        • Исцеление десяти прокаженных
        • Притчи и поучения о молитве
        • Обращение мытаря Закхея
        • Притчи и поучения о покаянии
        • Беседа с богатым юношей
        • Господь благословляет детей
        • Притча о богаче и Лазаре
        • Воскрешение Лазаря
        • Вифанское помазание
        • Вход Господень в Иерусалим
        • Господь обличает иудеев
        • Иудеи задают Господу искусительные вопросы
        • Беседа Господа на горе Елеонской
        • Иуда решается предать Господа
        • Тайная Вечеря
        • Предсказание отречения Петра
        • Гефсиманская молитва. Взятие Господа под стражу
        • Суд над Иисусом Христом
        • Суд у первосвященника Каиафы
        • Распятие. Смерть и погребение Господа
        • Погребение. Стража у гроба
        • Жены-мироносицы у гроба. Явление Ангелов
        • Явления воскресшего Господа
        • Вознесение Господне
      • История Церкви
        • История Церкви
        • Рождение Церкви Христовой
        • Церковь Христова в апостольское время
        • Распространение Церкви Христовой
        • Мученики и исповедники Христовы
        • Святители — домостроители тайн Божиих
        • Монашество. Преподобные и подвижники
        • Спасение в миру. Святые праведники
    • Вера христианская
      • Вера в Бога и смысл человеческой жизни
      • Символ веры
      • Кратко о церковных Соборах
      • Иноверие и инославие
      • Мысли святителя Феофана Затворника
      • Вера и наука
    • Духовная жизнь
      • Грех и борьба с ним
      • Почему добрые дела творить сложнее
      • Что такое страсти
      • Посты и их духовный смысл
      • Заповеди Божии
      • Евангельские заповеди блаженства
    • О храме и богослужении
      • Почему мы молимся в храме?
      • Храм и его устройство
      • Внутреннее устройство храма
      • Колокольный звон
      • Степени священства
      • Монашество и монастыри
      • Богослужения суточного круга
      • Всенощное бдение
      • Божественная литургия
      • Семь Таинств Церкви
      • Молебен
      • Освящение жилища
      • Загробная участь души и поминовение усопших
    • Церковные праздники
      • Праздник в жизни православного христианина
      • Пасха Христова и подвижный богослужебный круг
      • Праздники месяцеслова (непереходящие)
      • Дни памяти святых. Чины святости
      • Икона — образ невидимого горнего мира
    • Духовный мир
      • Мир ангельский
      • Духовность истинная и темная
      • Православные чудеса
      • Схождение Благодатного огня
      • Облако на горе Фавор
      • Чудо крещенской воды
      • Мироточивые иконы и святые мощи
      • Туринская плащаница

• 2-я седмица • 3-я седмица

• 4-я седмица • 5-я седмица

• 6-я седмица • Страстная

  • Триодь Постная. Службы первой седмицы Великого Поста
  • Особенности богослужения седмиц и Недель (воскресений) Великого поста Гермоген Шиманский
  • Чтение на каждый день Великого поста Дементьев Д.В.
  • Почему Великий пост начинается с понедельника? Юрий Ру­бан
  • Как проводить 1-ю седмицу Великого поста архим. Иоанн (Крестьянкин)
  • Первая седмица Великого поста прот. Григорий Дебольский
  • Суббота 1-й седмицы Великого поста Юрий Ру­бан
  • Сокровищница духовной мудрости. Седмица 1-я Великого поста
  • Великий пост. Аудио
  • Великий пост. Видео

Пост пер­вой сед­ми­цы ве­ли­кой Че­ты­ре­де­сят­ни­цы стро­же дру­гих по уста­ву. Бо­го­слу­же­ние пер­вых дней Ве­ли­ко­го по­ста так­же бо­лее стро­гое, по­ка­ян­ное, ме­нее тор­же­ствен­ное.

В по­не­дель­ник, втор­ник и чет­верг утрен­нее бо­го­слу­же­ние со­сто­ит из утре­ни, ча­сов, изо­бра­зи­тель­ных и ве­чер­ни. Ли­тур­гия не со­вер­ша­ет­ся. В сре­ду и пят­ни­цу утрен­нее бо­го­слу­же­ние со­сто­ит из утре­ни, ча­сов, изо­бра­зи­тель­ных и Ли­тур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных да­ров.

Ве­че­ром в пер­вые че­ты­ре дня Ве­ли­ко­го по­ста на ве­ли­ком по­ве­че­рии со­вер­ша­ет­ся чте­ние Ве­ли­ко­го по­ка­ян­но­го ка­но­на пре­по­доб­но­го Ан­дрея Крит­ско­го. Ве­ли­ким по­стом ка­нон прп. Ан­дрея Крит­ско­го про­чи­ты­ва­ет­ся два­жды. На пер­вой сед­ми­це он раз­де­ля­ет­ся на 4 ча­сти и про­чи­ты­ва­ет­ся в пер­вые че­ты­ре дня. Пол­но­стью он про­чи­ты­ва­ет­ся на утре­ни чет­вер­га 5-й сед­ми­цы.

В пят­ни­цу по­сле за­ам­вон­ной мо­лит­вы (по окон­ча­нии Ли­тур­гии) со­вер­ша­ет­ся мо­леб­ный ка­нон прп. Фе­о­до­ру Ти­ро­ну и освя­ще­ние ко­ли­ва (ва­ре­ной пше­ни­цы на ме­ду или рис с изю­мом). Свя­за­но это со сле­ду­ю­щим слу­ча­ем. В 362 го­ду им­пе­ра­тор Юли­ан От­ступ­ник на пер­вой сед­ми­це Ве­ли­ко­го по­ста при­ка­зал тай­но окро­пить все про­дук­ты, ко­то­рые про­да­ва­лись на рын­ках, кро­вью идо­ло­жерт­вен­ных жи­вот­ных. Но свя­той ве­ли­ко­му­че­ник Фе­о­дор Ти­рон явил­ся в сон­ном ви­де­нии епи­ско­пу Ев­док­сию, от­крыл ему тай­ное рас­по­ря­же­ние им­пе­ра­то­ра и по­ве­лел ни­че­го не по­ку­пать на рын­ке, а пи­тать­ся ко­ли­вом. По­это­му в пят­ни­цу на мо­леб­ном ка­ноне освя­ща­ет­ся ко­ли­во, а в суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы Ве­ли­ко­го по­ста со­вер­ша­ет­ся бла­годар­ствен­ное празд­но­ва­ние ве­ли­ко­му­че­ни­ку Фе­о­до­ру Ти­ро­ну.

Пер­вая сед­ми­ца и пер­вая Неде­ля Ве­ли­ко­го По­ста

Гер­мо­ген Ши­ман­ский

Пер­вая сед­ми­ца от­ли­ча­ет­ся осо­бой стро­го­стью по­ста, ибо при­лич­нее все­го иметь наи­боль­шую рев­ность к по­дви­гам бла­го­че­стия при на­ча­ле по­дви­гов. Со­об­раз­но это­му, Цер­ковь на пер­вой сед­ми­це со­вер­ша­ет бо­го­слу­же­ние про­дол­жи­тель­нее, чем в сле­ду­ю­щие дни. В пер­вые два дня Че­ты­ре­де­сят­ни­цы для тех, кто мо­жет, со­всем не по­став­ля­ет­ся тра­пе­за.

С по­не­дель­ни­ка по чет­верг на ве­ли­ких по­ве­че­ри­ях чи­та­ет­ся Ве­ли­кий ка­нон свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го. В ка­ноне со­бра­ны и пред­став­ле­ны мно­го­чис­лен­ные об­ра­зы по­ста и по­ка­я­ния, при­во­дит­ся мно­же­ство при­ме­ров из Вет­хо­го и Но­во­го За­ве­та при­ме­ни­тель­но к нрав­ствен­но­му со­сто­я­нию ду­ши греш­ни­ка, опла­ки­ва­ю­ще­го свои гре­хи. Ка­нон на­зван ве­ли­ким, как по мно­же­ству мыс­лей и вос­по­ми­на­ний, за­клю­чен­ных в нем, так и по чис­лу со­дер­жа­щих­ся в нем тро­па­рей (око­ло 250, то­гда как в обыч­ных ка­но­нах их бы­ва­ет око­ло 30). По­ве­че­рие пер­вых че­ты­рех дней пер­вой сед­ми­цы на­зы­ва­ет­ся «Ма­лым сто­я­ни­ем» в от­ли­чие от «Ан­дре­ева или Ма­ри­и­на сто­я­ния» на 5 сед­ми­це и ве­ли­ко­го сто­я­ния в Ве­ли­кий Пя­ток.

Эти по­ве­че­рия так­же на­зы­ва­ют­ся «ме­фи­мо­на­ми» (греч. – «с на­ми»), по­то­му что на этих по­ве­че­ри­ях по­ет­ся песнь «С на­ми Бог». Внеш­нее от­ли­чие Ве­ли­ко­го ка­но­на свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го от дру­гих ка­но­нов со­сто­ит в том, что он име­ет все 9 пес­ней (вклю­чая так­же 2 песнь), и к каж­до­му тро­па­рю при­ла­га­ет­ся при­пев «По­ми­луй мя, Бо­же, по­ми­луй мя». В сре­ду и чет­верг к по­ка­ян­но­му ка­но­ну при­бав­ля­ют­ся несколь­ко тро­па­рей в честь пре­по­доб­ной Ма­рии Еги­пет­ской, вос­шед­шей от глу­бо­ко­го па­де­ния к вы­со­ко­му бла­го­че­стию. Впо­след­ствии к это­му ка­но­ну бы­ли при­со­еди­не­ны тро­па­ри в честь его твор­ца свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го.

В по­не­дель­ник или втор­ник пер­вой сед­ми­цы по­сле утре­ни или по­сле ча­сов свя­щен­ник в епи­тра­хи­ли чи­та­ет в церк­ви сво­им при­хо­жа­нам «Мо­лит­вы в на­ча­ле по­ста Свя­тыя Че­ты­ре­де­сят­ни­цы», из­ло­жен­ные в Треб­ни­ке.

В суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы Цер­ковь тво­рит па­мять свя­то­го ве­ли­ко­му­че­ни­ка Фе­о­до­ра Ти­ро­на и вос­по­ми­на­ет чу­дес­ную по­мощь, ока­зан­ную им кон­стан­ти­но­поль­ским хри­сти­а­нам в 362 го­ду при им­пе­ра­то­ре Юли­ане От­ступ­ни­ке. То­гда хри­сти­ане бы­ли со­хра­не­ны ве­ли­ко­му­че­ни­ком Фе­о­до­ром от осквер­не­ния идо­ло­жерт­вен­ной кро­вью в первую сед­ми­цу Ве­ли­ко­го По­ста: свя­той явил­ся ар­хи­епи­ско­пу Ев­док­сию и по­ве­лел хри­сти­а­нам упо­треб­лять ко­ли­во вме­сто осквер­нен­ной на тор­жи­ще пи­щи. Этим вос­по­ми­на­ни­ем Цер­ковь вну­ша­ет ве­ру­ю­щим, что пост уго­ден Бо­гу, и что по­стя­щи­е­ся на­хо­дят­ся под осо­бым по­кро­ви­тель­ством Бо­жи­им.

Служ­ба свя­то­му Фе­о­до­ру Ти­ро­ну на­чи­на­ет­ся в пят­ни­цу с ве­чер­ни, со­еди­ня­ю­щей­ся с Ли­тур­ги­ей Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров. В кон­це Ли­тур­гии по за­ам­вон­ной мо­лит­ве по­ет­ся мо­леб­ный ка­нон свя­то­му Фе­о­до­ру и бла­го­слов­ля­ет­ся ко­ли­во в кон­це мо­леб­на. Мо­ле­бен со­сто­ит из чте­ния 142 псал­ма, пе­ния «Бог Гос­подь», тро­па­рей, за­тем чи­та­ет­ся ка­нон свя­то­му Фе­о­до­ру (Апо­стол и Еван­ге­лие не чи­та­ют­ся).

На утрене в суб­бо­ту по­ет­ся ка­нон в честь свя­то­го Фе­о­до­ра, со­став­лен­ный Иоан­ном, мит­ро­по­ли­том Ев­ха­ит­ским.

На Ли­тур­гии в суб­бо­ту по­ло­же­но чи­тать два Апо­сто­ла и два Еван­ге­лия: дню и свя­то­му, а про­ки­мен по­ет­ся один, 7 гла­са: «Воз­ве­се­лит­ся пра­вед­ник о Гос­по­де».

Ес­ли в по­не­дель­ник пер­вой сед­ми­цы слу­чит­ся Сре­те­ние Гос­подне, хра­мо­вый празд­ник или Об­ре­те­ние гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля, то служ­ба им со­вер­ша­ет­ся в Про­ще­ное вос­кре­се­нье.

Ес­ли Об­ре­те­ние гла­вы Иоан­на Кре­сти­те­ля и хра­мо­вый празд­ник слу­чит­ся в пе­ри­од от втор­ни­ка до пят­ни­цы пер­вой сед­ми­цы, то служ­ба Пред­те­чи со­вер­ша­ет­ся или в Про­ще­ное вос­кре­се­нье или в суб­бо­ту 1 сед­ми­цы по­ста, а хра­му – в суб­бо­ту пер­вой сед­ми­цы.

Пер­вая Неде­ля Ве­ли­ко­го По­ста на­зы­ва­ет­ся так­же Неде­лей Пра­во­сла­вия по со­вер­ша­е­мо­му в этот день тор­же­ству Пра­во­сла­вия, уста­нов­лен­но­му в Гре­ции в пер­вой по­ло­вине IX ве­ка в па­мять о тор­же­стве Пра­во­слав­ной Церк­ви над все­ми ере­ся­ми, воз­му­щав­ши­ми Цер­ковь, и осо­бен­но над по­след­ней из них – ико­но­бор­че­ской, осуж­ден­ной на VII Все­лен­ском Со­бо­ре в 787 го­ду. В эту Неде­лю со­вер­ша­ет­ся осо­бое бо­го­слу­же­ние, на­зы­ва­е­мое чи­ном Пра­во­сла­вия. Этот чин со­став­лен в се­ре­дине IX ве­ка свя­тым Ме­фо­ди­ем, Пат­ри­ар­хом Кон­стан­ти­но­поль­ским.

Из Гре­ции чин Тор­же­ства Пра­во­сла­вия пе­ре­шел в Рус­скую Цер­ковь. По­бе­да Пра­во­сла­вия в са­мой Гре­че­ской Церк­ви пер­во­на­чаль­но празд­но­ва­лась в первую Неде­лю Ве­ли­ко­го По­ста. Та­ким об­ра­зом, ос­но­ва­ние празд­но­ва­ния в этот день тор­же­ства Пра­во­сла­вия име­ет глу­бо­кие ис­то­ри­че­ские кор­ни. Цер­ковь этим тор­же­ством да­ру­ет вы­со­кое уте­ше­ние про­хо­дя­щим по­двиг по­ста, яв­ляя до­ка­за­тель­ство жи­во­го об­ще­ния каж­до­го из нас по ве­ре и жиз­ни со всей Цер­ко­вью и по­ла­га­ет ос­но­ва­ние для мо­лит­вен­но­го хо­да­тай­ства за всех пе­ред Бо­гом. Тор­же­ство Пра­во­сла­вия утвер­жда­ет и укреп­ля­ет ве­ру­ю­щих в пра­вой ве­ре, непре­рыв­но и неиз­мен­но со­хра­ня­ю­щей­ся от вре­мен апо­столь­ских и име­ю­щей со­хра­нить­ся в чи­сто­те до скон­ча­ния ми­ра по обе­то­ва­нию Гос­по­да (Мф.16:18).

Чин Пра­во­сла­вия, ко­то­рый со­сто­ит, в ос­нов­ном, из мо­леб­но­го пе­ния, со­вер­ша­ет­ся в Пат­ри­ар­шем со­бо­ре и в ка­фед­раль­ных со­бо­рах по­сле про­чте­ния ча­сов пе­ред Ли­тур­ги­ей или по­сле Ли­тур­гии, на се­ре­дине хра­ма – пе­ред ико­на­ми Спа­си­те­ля и Бо­жи­ей Ма­те­ри.

По­сле обыч­но­го на­ча­ла чи­та­ет­ся пса­лом 74, про­из­но­сит­ся мир­ная ек­те­ния. По­сле «Бог Гос­подь» и пе­ния тро­па­рей «Бла­го­дар­ни су­ще недо­стой­нии ра­би Твои, Гос­по­ди» чи­та­ют­ся Апо­стол (Рим., за­ча­ло 121) и Еван­ге­лие (Мф., за­ча­ло 75), про­из­но­сит­ся су­гу­бая ек­те­ния и чи­та­ет­ся мо­лит­ва об укреп­ле­нии вер­ных в пра­вой ве­ре. По про­чте­нии Сим­во­ла ве­ры про­то­ди­а­кон воз­гла­ша­ет: «Сия ве­ра апо­столь­ская, сия ве­ра оте­че­ская, сия ве­ра Пра­во­слав­ная, сия ве­ра все­лен­ную утвер­ди». За­тем про­то­ди­а­кон воз­гла­ша­ет 12 ана­фе­мат­ство­ва­ний (от­ри­ца­ю­щим бы­тие Бо­жие, рав­но­чест­ность Сы­на Бо­жия и Свя­то­го Ду­ха Бо­гу От­цу, не при­ем­лю­щим бла­го­да­ти ис­куп­ле­ния и др.). По­сле каж­до­го воз­гла­ше­ния про­то­ди­а­ко­на три­жды про­воз­гла­ша­ет­ся «Ана­фе­ма» (т.е. «Да бу­дет от­лу­чен» от Церк­ви). За­тем по­ет­ся «Веч­ная па­мять» всем под­ви­зав­шим­ся в Пра­во­сла­вии и воз­гла­ша­ет­ся мно­го­ле­тие. Тор­же­ство за­кан­чи­ва­ет­ся пе­ни­ем «Те­бе Бо­га хва­лим» и це­ло­ва­ни­ем икон.

Из кн. «Ли­тур­ги­ка».

При­ме­ча­ния

См. по­дроб­нее об этом: Ти­пи­кон, гл. 33.

Чин мо­леб­на на­хо­дит­ся в Ти­пи­коне и в Пост­ной Три­о­ди в ис­сле­до­ва­нии пят­ка 1 сед­ми­цы, а так­же в «Бо­го­слу­жеб­ных ука­за­ни­ях на 1951 г». Мо­лит­ва на бла­го­сло­ве­ние ко­ли­ва на­хо­дит­ся в Слу­жеб­ни­ке и в Чине бла­го­сло­ве­ния ко­ли­ва в празд­ни­ки.

В на­сто­я­щее вре­мя во мно­гих при­хо­дах цен­траль­ных и Юго-За­пад­ных об­ла­стей в пят­ни­цу (в Москве – по вос­кре­се­ни­ям) со­вер­ша­ет­ся тро­га­тель­ный цер­ков­но-бо­го­слу­жеб­ный об­ряд, на­зы­ва­е­мый пас­си­ей (стра­да­ни­ем). Этот об­ряд был вве­ден при Ки­ев­ском мит­ро­по­ли­те Пет­ре Мо­ги­ле (XVII в.). Слу­жит­ся он на по­ве­че­рии (в пят­ни­цу) или на ве­черне (в вос­кре­се­ние) в 1, 2, 3 и 4 сед­ми­цы или Неде­ли Ве­ли­ко­го По­ста, и со­сто­ит из чте­ния Еван­ге­лия и пе­ния неко­то­рых пес­но­пе­ний Страст­ной сед­ми­цы («Те­бе оде­ю­ща­го­ся све­том, яко ри­зою», «При­и­ди­те, убла­жим Иоси­фа»), ка­са­ю­щих­ся вос­по­ми­на­ния стра­стей (стра­да­ний) Хри­сто­вых, от­ку­да про­изо­шло и са­мо на­зва­ние об­ря­да. О пас­си­ях наш цер­ков­ный Ти­пи­кон ни­че­го не го­во­рит. Устав и об­ряд пас­сии по­ме­щен был впер­вые в кон­це Цвет­ной Три­о­ди, из­дан­ной в 1702 г. при ар­хи­манд­ри­те Ки­е­во-Пе­чер­ском Иоаса­фе Кро­нов­ском, где в кон­це опи­са­ния чи­на бы­ло ска­за­но: «Сия вся вос­по­ми­на­ют­ся по со­ве­ту, а не по по­ве­ле­нию, яже вся под раз­суж­де­ние Церкве свя­тыя пра­во­слав­ныя по­да­ют­ся».

«Чин мо­леб­на в Неде­лю Пра­во­сла­вия», как он со­вер­ша­ет­ся в на­сто­я­щее вре­мя, на­пе­ча­тан в «Бо­го­слу­жеб­ных ука­за­ни­ях» на 1949 год.

На вос­крес­ном бо­го­слу­же­нии от Неде­ли о Мы­та­ре и фа­ри­сее до Неде­ли Всех свя­тых еван­гель­ская сти­хи­ра утре­ни по­ет­ся (или чи­та­ет­ся) пред пер­вым ча­сом (пред нею по­ет­ся или чи­та­ет­ся «Сла­ва, и ныне»).

Первая седмица (неделя) Великого поста – строгая. В этой статье мы разберем, как поститься в первую неделю Великого поста.

В последнее время все больше людей принимают решение начать поститься во время Великого поста, причем делают это не из религиозных побуждений, а так как считают это хорошим способом улучшить свое самочувствие и поддержать здоровье. И действительно, медики подтверждают, что отказавшись на время от продуктов животного происхождения, можно действительно получить пользу для организма. Однако при этом предупреждают, что для того, чтобы не нанести вред своему здоровью, необходимо обязательно четко понимать как следует правильно поститься, если вы делаете это впервые, и каким должно быть правильное питание в пост.

Тема нашего сегодняшнего разговора – первая седмица Великого поста. Напомню, что согласно церковным канонам, во время Великого поста, нельзя употреблять: мясо и мясные продукты, молоко, молочные продукты (в том числе сухое молоко) и яйца, а также содержащие их продукты, рыбу и морепродукты (за исключением определенных дней недели), растительное масло (за исключением определенных дней недели) и алкоголь (за исключением легкого виноградного вина в определенные дни недели).

Как поститься в первую неделю Великого поста?

Тем, кто постится впервые, следует входить в пост постепенно. Ведь резкий отказ от привычной пищи, тем более после щедрого стола на Масленицу, может вам только навредить. Кроме этого не следует забывать и о различных режимах питания в пост, о которых мы говорили в прошлом материале.

Первая седмица Великого поста (Феодорова неделя).

1 день поста. Чистый понедельник. Строгий пост.

В этот день, как следует из самого названия, принято приводить дом в порядок, делать уборку, мыться и одевать на себя чистое свежее белье, чтобы встречать пост в чистоте.

Согласно монастырскому уставу, особо набожные люди в этот день полностью отказываются от пищи, поддерживая свои силы лишь святой водой.

Мирянам, то есть обычным людям, в свою очередь, в первый день поста позволяется питаться сухой холодной пищей неживотного происхождения без использования растительного масла (сухоядение).

2 день поста. Вторник. Строгий пост.

Монахи в этот день продолжают воздерживаться от пищи, питаясь лишь святой водой и коркой хлеба.

В миру во второй день поста придерживаются сухоядения, при более щадящем режиме можно также употреблять в пищу горячую пищу, приготовленную без использования растительного масла.

3, 4, 5 дни поста. Среда, Четверг, Пятница.

В первые четыре дня первой недели Великого поста в церкви вечером читают Покаянный канон, дающий мощный настрой к осознанию и исправлению своих грехов. В эти дни по монастырскому уставу – сухоядение один раз в день в вечернее время (разрешено принимать в пищу только сырые овощи, фрукты, орехи, хлеб, и не смешивать их с растительным маслом).

Мирянам в эти дни разрешается горячая пища без масла. Это могут быть, например, овощи и грибы, приготовленные на пару или запеченные в духовке, каши, овощные постные супы, фрукты, мед, орехи, главное, чтобы все эти блюда были без масла.

6 день поста. Суббота.

В этот день по уставу монахам впервые разрешается горячая пища с растительным маслом, причем два раза в день – в дневное и в вечернее время. Кроме этого разрешено умеренное количество легкого виноградного вина.

Обычным людям разрешается употреблять горячую еду с любым растительным маслом (подсолнечное, оливковое, тыквенное, льняное) и немного легкого виноградного вина.

7 день поста. Воскресенье. Торжество православия.

В этот церковный праздник важно посетить утром литургию, исповедаться и причаститься.

В этот день режим питания – такой же, как и в субботу.
Итак, сегодня вы узнали о том, как поститься в первую неделю Великого поста. Запомните, что для мирян во время поста мирян есть два основных ограничения: вы должны есть то, что не содержит продуктов животного происхождения, и не менее важно – есть эту пищу умеренно.

Просмотры (13225)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *