А и герцен

1. Политические взгляды а.И. Герцена.

1)Александр Иванович Герцен (псевдоним Искандер) (19 век). Произведения: «Дилетантизм в науке», «Письма об изучении природы».

2) Герцен называл крепостное право «язвой, пятном, безобразием русского быта», а длительный процесс закрепощения — «историческим преступлением». Герцен был противником «обязанного состояния» (План освобождения крестьян при сохранении феодальных повиннос­тей, но с некоторым их упорядочением) и других переходных мер, видя в них лишь уступку «выжившим из ума старикам». Но, ратуя за скорейший выкуп земли, он недостаточ­но вник в конкретные детали выкупной операции.

3) В политических взглядах А. И. Герцена самым стабильным элементом была защита прав человека. Отсутствия этих прав он не прощал режиму Николая I, их нарушения не простил Александру II.

4) Государство для Герцена просто механизм, способный как содействовать прогрессу, так и тормозить его. «Государство не имеет собственного определенного содержания, оно служит одинаково реакции и революции, тому, с чьей стороны сила».

5) К середине 60-х гг. «просвещенный деспотизм» Александра II исчерпал свои реформаторские способности. Убедившись в этом, представители интеллигенции, заинтересованные в углуб­лении и продолжении реформ, начали думать об органе, правомочном встать выше самодержавия. Таким органом мог быть все-; российский Земский собор, вручивший в 1613 г. Романовым го­сударственную власть. Герцен и Огарёв заимствовали у славянофилов идею возрождения земских соборов, но интерпретировали ее по-свое­му. Они понимали будущий Земский собор как «первое учредительное собрание, первый парламент», где «будет свобода слова, | обсуждения и законная почва под ногами». А. И. Герцен и Н. П. Огарев предложили интеллигенции за­няться разработкой «тех вопросов, решение которых подлежит Земскому собору». Легко было предвидеть, что центральное место на Соборе зай­мет аграрный вопрос, что крестьянство предъявит там свои тре­бования. Наряду с аграрным стоял ряд конституционных вопросов: о «развитии выборного самоуправления», об организации суда, о порядке взимания налогов и т. д. Они были сторонниками избирательного права, общего для всех сословий. Для них главное, чтобы в стране утвердились бессословность, правопорядок, самоуправление, федерация. Думая о будущем России, издатели «Колокола» не исключали революционных путей. Но нельзя идти на революцию, не исчерпав реформаторских усилий.

6)Герцен и Огарёв прошли путь от либералов-западников до основателей народничества.

2. Политико-правовые идеи западноевропейской социал-демократии.

В социалистическом движении всегда существ 2 течения:

Реформистское(постепенные преобразования, осуществление социальной революции мирным путем с использованием демократических институтов, отрицание классовой борьбы) и революционное(радикальный характер, неизбежность классовой борьбы, высшим проявлением которой является революция). К этому течению относятся:

  1. В Англии данного периода(80-90ые гг XIX века) реформ. течение(РТ) представлено Фабианским обществом(рим. полководец – Фабий Кунктатор, т.е. «медлительный»). Его представители: Сидней и Беатриса Вебб, Бернард Шоу, Герберт Уэллс(временно). ОП: «Фабианские очерки социализма»(под ред. Б.Шоу)- коллективный манифест, во введении Шоу указывал, что идеи «боевой организации трудящихся классов и всеобщего восстания оказались непрактичными и были отвергнуты английскими социалистами».

Движение фабианцев стало своеобразным откликом на обострение проблем и недовольство рабочего класса. В фабианстве воплотилась идея соединения рабочего движения с либерализмом. Реформистским призывам фабианцы противопоставили умеренно-реформистскую платформу.

Частная собственность: хотя они и отрицали революционный путь развития, тем не менее они критиковали общество, основанное на частной собственности и принципах экономического либерализма, т.к. изначально доля собственника при распределении богатств была ничтожно мола по сравнению с вкладываемым им трудом.

Программа: 1) демократизация; 2) социализация. Гл принцип- неторопливость, т.е стратегия основывалась только на классовом согласии, доброй воле всех соц слоев. Вместо экспроприации(отбирания) выдвигается план социализации ренты, что предполагало обобществление значительной части собственности. Равный раздел собственности им не предполагался возможным. Обобществление д.б. не всеобщим, но таким. Чтобы народ чувствовал независимость от предпринимательства. Сюда входили монополии, важные для народа службы. Обобществление д.б. проводится путем национализации(государству отходили тресты) и муниципализации(мелкая собственность муниципалитетам) при компенсации собственникам, путем создания новых предприятий, гос регулирование соц-экон сектора(с помощью законодательства, финансовых мер). Т.о. предполагалось создать такое общество, где все работают и каждый получает вознаграждение за свой труд.

Государство: выступает в качестве главного механизма общественного преобразования, т.к. только оно выражает интересы всего общества, поэтому демократизация предполагалась только в политической сфере(имеется ввиду отмена существовавших в то время в Англии ограничений политической демократии; введение всеобщего избират права; оплата труда парламентариев, что открыло бы дорогу к управлению нищим слоям населения; децентрализация и расширение местного самоуправления). Однако, они выступали только за представительную демократию, в кот. не входили такие явления как референдум, выборы чиновников, народная инициатива,… Управление д. осуществляться экспертами, обладающими спец навыками и знаниями.

  1. Рубеж XIX-XX веков- Эдуард Бернштейн(1850-1932). Германия. Родоначальник ревизионизма, т.е школы, считающей необходимым пересмотреть основные положения марксизма. ОП: «Проблемы социализма и задачи социал-демократии», в кот. говорилось о невозможности реализации «пророчества» Маркса(о том, что по мере роста капитала исчезнет средний класс, будет все больше поляризоваться общество на буржуа и пролетариев), т.к. капиталистич общество развивается не так, как он предсказывал. Следовательно, нужно отказаться от революции и начать изучать реальную действительность.

Бернштейн предлагает рабочему классу посвятить себя практической и легальной борьбе за улучшение своей жизни, на основании уже наметившихся тенденций. Он не отрицает несправедливости при распределении богатства, но настаивает на постепенном улучшении ситуации(реформах).

  1. Карл Каутский(1854-1938). ОП: «Диктатура пролетариата», «Терроризм и коммунизм», От демократии к государственному рабству», Большевизм в тупике». Он в отличие от Бернштейна сохранял верность учению Маркса. Но ему революция в отличие от Маркса, революция казалась весьма отдаленной. Составленная им Эрфуртская программа на подготовку революции не ориентировалась. Он верил, что пролетарская революция возможна только в развитых капиталистических странах(т.о. октябрьская революция у него не вязалась с его представлениями, что привело к сближению с Бернштейном). В «ДП» он утверждает, что социализм немыслим без демократии, т.к. предполагает не только обществ орг-ю производства, но и демократическую организацию общества. Демократия- парламентский путь к власти, т.е. выборный. Применение силы приемлемо только, когда социал-демократы придут к власти, они могут столкнуться с вооружен сопротивлением правящих классов. Это рассматривается как борьба за свободу и демократию. Также подтверждается условие политической воли рабочего класса к социализму, которая возникает лишь со становлением крупной промышленности(т.е. постепенно). Но класс не может осущ диктатуру, т.е. власть, установленную на осн всеобщего голосования. Поэтому приходится признать диктатуру одного человека.

  2. После Второй мировой войны платформа социал-демократов изменилась, вследствие НТР, которая позволила решить многие экон и соц проблемы, что привело к улучшению положения рабочих и снижению их недовольства, а следовательно уход от революционных тенденций. Демократический социализм все больше уходил от марксизма, что нашло отражение в «Новых фабианских очерках»(под ред Кросммэна), Франкфуртской декларации. Центральными фигурами здесь стали: Р.Кроссмэн, А. Крослэнд(«Будущее социализма»), Дж. Стрэчи(«Современный капитализм»). Ценят труды своих предшественников, но и не разделяют безграничной веры в неизбежность автоматического движения к благополучию, в прогресс. Т.к. наращивание силы м. привести к концентрации власти(отклик на фашизм). Торжество свободы гарантируется лишь высоким уровнем общественного сознания, а не действием законов. Центр их новой идеи- принципиальные изменения, которые претерпело капиталистическое общество: возросла роль государства, возрос уровень соц обеспечения, произошло рассеивание экон власти на средства производства, следствием чего ни один класс не может утвердить себя господствующим, снимаются многие социальные конфликты. Здесь вводится понятие «этатизм», видя его основную черту в переходе от либерализма к госуд. контролю. Ставилась задача дальнейшего преобразования общества в социалистическое. Причем осн внимание в социализме теперь уделяется не эконом основе, а нравственности, частично полит аспектам. Отвергается, не только национализация, но и плановая экономика, а утв-ся новая цель социализма- предотвратить концентрацию власти в руках промышленников и бюрократии, увеличить свободу выбора. Постепенность и демократизм сохранились.

  3. В Годесбергской программе СДПГ(соц-демокр партия германии) в качестве сути социализма выдвигаются 3 ценности: свобода, справедливость и солидарность. Все они равновелики. Т.е по мнению авторов программы полная социализация могла бы способствовать полному распределению, но не свободе и росту благосостояния. Средства реализации не абсолютизируются, их следует варьировать в зависимости от обстоятельств (если обобществление не оправдает себя, то можно более гибко подойти к вопросу- частная собственность, рыночная экономика, но с элементами гос планирования). В 60ых создается модель сильного вмешательства государства в экономику(«Социал-демократическая перспектива на 70-е годы»), но к концу 70ых утрачивает популярность в связи с эконом трудностями, возникшими в результате политики социалистов. Берлинская программа сокращает гос вмешательство. К концу 20 века социалисты стали меньшими государственниками, чем их предшественники, т.к. видят опасность концентрации в руках государства слишком большой эконом власти, т.е. власть остается, но в меньших объемах, что связано с тем, что государство по-прежнему должно обеспечивать всем равные свободы. В 80ые годы страны Запада захлестнула волна неоконсерватизма, к котором в качестве способа решения общественных противоречий предлагается социальное партнерство, а не классовая борьба, что подтвердило жизнеспособность капитализма. Это была лишь попытка оживить умирающего, хотя они и сумели придать экономике больший динамизм, но социализм к тому времени себя полностью дискредитировал.

В Годесбергской программе выдвигается положение: нельзя бороться за парламентское большинство, опираясь только на рабочий класс, что говорит о том, что соцпартии стремятся получить поддержку в широких слоях. Это свидетельствует о том, что СДП вполне терпимы к плюрализму мнений, там нет единой идеологии. Там остались и приверженники марксизма. Сейчас же позиция такова, что марксизм- это один из источников социал-демократии наряду с идеями христианства, гуманизма. Подход к марксизму остается выборочный. Государство прежде всего рассматривается как форма управления обществом, способная выражать его интересы в целом.

Билет № 22

1. Бенедикт Спиноза (17 век) родился в Голландии.

Его главное произведение: «Этика, доказанная геометрическим способом».

Спиноза придерживался метафизического механистического материализма. Он выводит мир из единого начала. Спиноза говорит, что мир не есть продукт творения. Природа не создана Богом, природа и есть Бог. Спиноза приходит к полному пантеизму, растворяя Бога в природе, отвергая сверхъестественное начало. Сущностной чертой философии является детерминизм. природе всё совершается необходимо. А свобода мыслима только в пределах необходимости: человек свободен тогда, когда руководствуется одним только разумом, когда его действия определяются причинами, которые могут быть поняты из его природы. Человек такая же часть природы, как и все другие живые существа, поэтому все его действия нужно рассматриват так же, как если бы речь шла о линиях, телах, плоскостях. Геометрический метод вполне приемлим для изучения деятельности человека.

Происхождение государства Спиноза пытается объячнить с точки зрения естественной необходимости. Исходным в учении о государстве и праве становится понятие естественного права (сами законы или правила природы, с которыми всё и совершается). Государству предшествует естественное состояние, в котором существует нестабильное и конфликтное состояние. Человек имеет столько прав, сколько имеет силы. Интересы людей вступают в противоречие, поэтому люди заключают общественный договор, чтобы жить безопасно. Государство наделяется большой властью над гражданами., но его власть не безгранична. Так, государство не может посягать на свободу мысли и религиозную свободу, однако безбожников терпеть не стоит. Спиноза наделяет государство правом контролировать религиозные организации и убеждения граждан. Трудно понять, как это сочитается со свободой мнений, которой Спиноза придавал значение.

Лучшей формой государства Спиноза считает ту, в которой наиболее обеспечены мир и безопасность, устойчивость, а также свобода граждан. В этих положениях сказывается желание Спинозы предотвратить новые перевороты Голландии. Его симпатии находятся на стороне демократии. Цель государства — свобода и такая цель лучше всего достигается в демократическом государстве.

Но не следует забывать, какую демократическую республику имел в виду. Он защащал Нидерландскую республику де Витта, которая сосредоточила власть в своих руках. Это можно рассмотреть и как олигархию. Во-вторых Спиноза не видит реальной возможности для подавляющего большинства народа. Толпа подвержена воздействию кальвинистов.

В условиях постоянных угроз со стороны сторонников Дома Оранских Спиноза не исключал аристократии, при которой власть принадлежит патрициату. Патрициат избирает Совет синдиков(в него могут входить только те, кто старше 60-и), а Сенат для заведения делами управления.

Спиноза способствовал освобождению политической мысли от влияние церкви. Он — один из создателей светской теории государства.

2. Махатма Ганди (19-20 вв.) родился в Индии.

Сущность гандизма в стремлении связать религиозную нравственность с политикой. Именно попытка пропитать политику религиозными нормами ненасилия и любви составляла смысл учения Ганди. Существовало как бы два гандизма:

1) чистый теоретический;

2) гандизм на практике, т.е. политическая линия.

Ненасилие для Ганди — не только метод сопротивления, но и и главный принцип целостного мировоззрения. Конечная цель нравственных поисков Ганди — спасение души.

Путь индустриализации представляется Ганди ошибочным. Он считает, что такая цивилизация основана на насилии. Надо жить в гармонии с природой.

Гандистская теория опеки — помещики и капиталисты управляют своими владениями как опекуны в интересах трудящихся.

Сарводайя — федерация самоуправляющихся общин, соответствующая всем требованиям анархизма. В такой федерации не нужна армия и не нужна полиция. Ганди называет такую политическую систему «ненасильственным государством», но осознавая нереальность осуществления такого идеала предусматривает в качестве переходной «преимущесвенно ненасильственное государство». В нём сохраняются вооруженные силы, государство регулирует вознаграждение опекунам или конфискует имущество, если они не выполняют опекунских функций. Ганди даже готов допустить законодательную и принудительную деятельность государства при необходимости.

Идеал Ганди представляет собой один из вариантов утопического социализма.

Также он стремился реформировать индуизм, он не признавал каст.

Ненасильственное сопротивление — некая пассивность.

В понятие «ненасилия» (ахимса) Ганди включает два содержания:

1) позитивное — любовь к человеку и животным;

2) негативное — неприменение силы.

Ганди подводит под тактику ненасилия этическую основу. Цель в том, чтобы побудить противника понять свою неправоту. Надо быть покорным, чтобы враг сжалился над тобой.

Для мобиизации участников движения Ганди использует: листовки, несотрудничество с властями, гражданское неповиновение.

Билет № 23

1. Клод Анри де Сен-Симон (18-19 вв.) родился во Франции, представитель утопического социализма.

Произведения: «Очерк науки о человеке», «Промышленная система», «Новое христианство».

История по Сен-Симону проходит 3 этап в развитии:

— теологический (период господства религии, рабовладельчесоке и феодальное общества);

— метафизический (период крушения феодальных и теологических систем);

— позитивный (будущий общественный строй, основанный на науке).

Концепция Сен-Симона позвоялала обосновать необходимость установления нового общественного строя, рассматриваемого как закономерный результат предшествующей истории.

Для Сен-Симона «ассоциация» есть прежде всего объединение промышленности, достигаемое путём максимальной централизации производства. Поэтому и политика как наука об обществе должна превратиться в науку о производстве, т.е. науку, ставящую себе цель установление порядка вещей, наиболее благоприятного всем видам производства. Иными словами политика превращается в науку об организации промышленности.

Сен-Симон выделяет три класса: 1) учёных, 2) собственников, 3) неимущих.

Проект справедливого общественного устройства предполагает, что всем должна быть обеспечена возможность трудиться, вытекающая из всеобщей обязательности труда на благо общества. При этом сохраняется частная собственность и главенствующая роль фабрикантов, купцов и банкиров в управлении экономическим процессами.

В пректах политической организации будущего промышленного строя Сен-Симон сохраняет наследственную королевскую власть, Совет министров и двухпалатную парламентскую систему. Но между королём и палатами создаются две новые инстанции: 1) Совет учёных — разрабатывает план социальный преобразований, 2) Совет промышленников — составление проекта бюджета и проверка его исполнения.

Осуществление реформы должно было произойти сверху. Сен-Симон полагался на королевские волю и власть.

2. Теория элит. Основы этой теории заложили итальянские социологи и политологи Моска и Парето (оба жили в 19-20 вв.). Одним из их первых последователей стал немецкий историк Михельс (19-20 вв.).

Основоположники теории рассматривают учение о плюралистической демократии как совершенно беспочвенную идеализацию фактических отношений власти. Например, выборы лишь оформляют олигархическую власть правящей элиты. Элитисты убеждены, что правящая элита господствует при любой форме государства и при любом режиме.

Элита представляет собой сплочённое компактное меньшинство, которое полностью монополизирует власть.

Сама элита делится на высший слой, т.е. это те люди, которые имеют право принимать решения, подлежащие исполнению; и на низший слой — служит опорой для первого. Моска, например, полагает, что стабильность политической системы зависит от низшего слоя.

  • | Печать |

/ 0
Подробности Просмотров: 796

Герцен Александр Иванович (1812-70), российский революционер, писатель, философ.

Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил Московский университет (1833), где вместе с Н. П. Огаревым возглавлял революционный кружок. В 1834 арестован, 6 лет провел в ссылке. Печатался с 1836 под псевдонимом Искандер. С 1842 в Москве, глава левого крыла западников. В философских трудах «Дилетантизм в науке» (1843), «Письма об изучении природы» (1845-46) и др. утверждал союз философии с естественными науками. Остро критиковал крепостнический строй в романе «Кто виноват?» (1841-46), повестях «Доктор Крупов» (1847) и «Сорока-воровка» (1848). С 1847 в эмиграции. После поражения европейских революций 1848-49 разочаровался в революционных возможностях Запада и разработал теорию «русского социализма», став одним из основоположников народничества. В 1853 основал в Лондоне Вольную русскую типографию. В газете «Колокол» обличал российское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал освобождения крестьян с землей. В 1861 встал на сторону революционной демократии, содействовал созданию «Земли и воли», выступал в поддержку Польского восстания 1863-64. Умер в Париже, могила в Ницце. Автобиографическое сочинение «Былое и думы» (1852-68) — один из шедевров мемуарной литературы.

ГЕРЦЕН Александр Иванович, псевдоним — Искандер (1812 — 1870), прозаик, публицист, критик, философ. Родился 25 марта (6 апреля н.с.) в Москве. Он был внебрачным сыном богатого русского помещика И.Яковлева и молоденькой немецкой мещанки Луизы Гааг из Штутгарта. Мальчик получил вымышленную фамилию Герцен (от немецкого слова «сердце»). Воспитывался в доме Яковлева, получил хорошее образование, знакомился с сочинениями французских просветителей, читал запретные стихи Пушкина, Рылеева. Глубокое влияние на Герцена оказала дружба с талантливым сверстником, будущим поэтом Н.Огаревым, которая продолжалась всю их жизнь.

Событием, определившим всю дальнейшую судьбу Герцена, было восстание декабристов, которые навсегда стали для него героями-патриотами, пошедшими «сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение». Он поклялся отомстить за казненных и продолжить дело декабристов. Летом 1828 он со своим другом Огаревым на Воробьевых горах, при виде всей Москвы, присягнул великому делу борьбы за освобождение народа. Этой клятве они остались верны до конца жизни.

Юношеское свободолюбие укрепилось в годы учения в Московском университете, куда он поступил в 1829 на физико-математический факультет, окончив его со степенью кандидата в 1833. В стенах университета вокруг Герцена и Огарева сгруппировался кружок передовой молодежи, серьезно занимавшейся политикой и социологией. Идеи свободы, равенства, братства, просвещения, идеи равноправия, в том числе женского, занимали внимание Герцена. В глазах начальства Герцен прослыл смелым вольнодумцем, весьма опасным для общества.

Летом 1834 был арестован и сослан в глухую провинцию: сначала в Пермь, потом в Вятку и во Владимир. Первый год в Вятке считал свою жизнь «пустой», поддержку находил только в переписке с Огаревым и своей невестой Н.Захарьиной, на которой женился, отбывая ссылку во Владимире. Эти годы (1838 — 40) были счастливыми и его личной жизни. Своеобразным художественным итогом первой ссылки явилась повесть «Записки одного молодого человека»(1840 — 41).

В 1840 вернулся в Москву, но вскоре (за «распространение необоснованных слухов» — резкий отзыв в письме к отцу о царской полиции) был отправлен в ссылку в Новгород, откуда вернулся в 1842. В 1842 — 47 публикует в «Отечественных записках» начатый еще в Новгороде цикл статей «Дилетантизм в науке» (1842 — 43). Второй философский цикл Герцена, «Письма об изучении природы» (1844 — 46), занимает выдающееся место в истории не только русской, но и мировой философской мысли.

В 1845 был завершен начатый еще в Новгороде роман «Кто виноват?» В 1846 написаны повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов». В январе 1847 уезжает с семьей за границу, не предполагая, что покидает Россию навсегда.

Осенью 1847 в Риме он участвует в народных шествиях, манифестациях, посещает революционные клубы, знакомится с видными деятелями итальянского национально-освободительного движения. В мае 1848 возвратился в революционный Париж. Позже об этих событиях напишет книгу «Письма из Франции и Италии»(1847 — 52). В июньские дни 1848 стал свидетелем поражения революции во Франции и разгула реакции, что привело его к идейному кризису, выразившемуся в книге «С того берега» (1847 — 50). Осенью 1851 пережил личную трагедию: во время кораблекрушения погибли его мать и сын. В мае 1852 умерла жена. «Все рухнуло — общее и частное, европейская революция и домашний кров, свобода мира и личное счастье».

В 1852 переезжает в Лондон, где начинает работу над книгой-исповедью, книгой воспоминаний «Былое и думы» (1852 — 68).

В 1853 Герцен основывает Вольную русскую типографию в Лондоне. (Примеяательно, что именно в эти годы Лондон и Париж готовят и в марте 1854 года заключают военный союз своместно с Турцией против России, а в сентябре 1854 года высаживают военный десант в Крыму. Таким образом полученная Герценым возможность вести пропагандисткую работу именно из Лондона не была случайной. — Прим. ред.) В 1855 начал издавать альманах «Полярная звезда», летом 1857 вместе с Огаревым приступил к выпуску газеты «Колокол». Это была трибуна, с которой он мог обратиться с вольным словом к народу. Герцен объявил, что «Колокол» будет звонить обо всем, чем бы ни был затронут: нелепым указом, воровством сановников или невежеством Сената. Напечатанные на тонкой бумаге листы «Колокола» перевозились через границу и получили широкое распространение в России.

Последние годы жизни Герцена прошли преимущественно в Женеве, становившейся центром революционной эмиграции. В 1865 сюда было перенесено издание «Колокола». В 1867 он прекращает издание, полагая, что газета сыграла свою роль в истории освободительного движения в России. Своей главной задачей теперь Герцен считал разработку революционной теории. Весной 1869 он решил обосноваться в Париже. Здесь 9 января (21 н.с.) 1870 Герцей умер. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез. Позже его прах был перевезен в Ниццу и погребен рядом с могилой его жены.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

* * *

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812, Москва — 1870, Париж) — рев. деятель, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И.А. Яковлева и Генриетты Луизы Гааг, приехавшей в Россию из Штутгарта. Герцен носил придуманную отцом фамилию, намекающую на сердечную привязанность родителей (Herz — сердце), и тяжело переживал свое «ложное положение». Первые домашние учителя Герцена республиканец-француз Бушо и ценитель вольнолюбивой поэзии А. С. Пушкина и К.Ф. Рылеева семинарист И. Протопопов не скрывали от ученика своих воззрений. Восстание декабристов («Рассказы о возмущении, о суде, ужас в Москве сильно поразили меня»), последующая казнь пятерых из них, чтение Ф. Шиллера, Плутарха, Ж.Ж. Руссо оказали сильное влияние на мировоззрение Герцена. Он и его друг Я. П. Огарев поклялись отомстить за смерть декабристов. В 1829 — 1833 Герцен был студентом физико-математического отделения Моск. ун-та. В это время вокруг него сложился дружеский кружок вольномыслящей молодежи, в к-ром «проповедовали ненависть к всякому насилью, к всякому правительственному произволу». Изучение сочинений утопических социалистов Сен-Симона, Фурье и Оуэна, рев. события 30-х гг. во Франции и Польше способствовали формированию у Герцена собственного понимания исторических событий. В 1834 Герцен и некоторые кружковцы были арестованы по ложному обвинению в пении антимонархических песен, а на самом деле за вольнодумство. В 1835 Герцен был сослан в Пермь, а потом в Вятку, где служил в губернской канцелярии. Там он написал первое опубликованное произведение — очерк «Гофман», к-рый подписал знаменитым впоследствии псевдонимом Искандер. В 1837 Герцен получил разрешение переехать во Владимир, в 1841 — еще раз выслан в Новгород и лишь в 1842 вернулся в Москву, где близко сошелся с В. Г. Белинским, М.А. Бакуниным, Т.Н. Грановским и др. западниками, вступившими в бой со славянофилами. Герцен писал: «Мы видели в их учении новый елей, помазывающий благочестивого самодержца всероссийского, новую цепь, налагаемую на независимую мысль, новое подчинение ее какому-то монастырскому чину азиатской церкви, всегда коленопреклоненной перед светской властью». В 40-е гг. Герцен написал роман «Кто виноват?» и повести «Сорока-воровка» и «Доктор Крупов» — яркое обличение крепостничества. Наряду с художественными Герценым был написан ряд философских работ. Об одной из них — «Письма об изучении природы» — Г. В. Плеханов сказал: «Легко можно подумать, что они написаны не в начале 40-х гг., а во второй половине 70-х, и притом не Герценом, а Энгельсом. До такой степени мысли первого похожи на мысли второго». В 1846 после смерти отца Герцен стал обеспеченным человеком. В 1847 уехал за границу, где стал свидетелем поражения рев. 1848 — 1849 («я так еще не страдал никогда»). Не приняв духовный мир буржуазной, мещанской нравственности с ее преклонениями перед деньгами и порядком, Герцен проникся социалистическими убеждениями, но указывал на слабость современных ему социалистических учений. В 1849 в статье «Россия» высказал мысли, впоследствии ставшие основой теории рус. социализма — утопического учения, согласно к-рому зародышем будущего социалистического общества является крестьянская община, и народнического движения. Герцен жил в Женеве, Ницце и сблизился со многими руководителями Западноевропейского рев. движения. В 1850 Герцен отказался вернуться в Россию по требованию Николая 1, за что был лишен всех прав состояния и объявлен «вечным изгнанником». С 1852 Герцен стал жить в Лондоне, где в 1853 создал «Вольную русскую типографию», чтобы издавать для России бесцензурные произведения: «Полярная звезда», «Голоса из России», «Колокол», «Записки декабристов» и многие др., сыгравшие огромную роль в формировании рус. общественной мысли и рев. движения. Здесь же печатались мемуары Герцена «Былое и думы», по его же словам, «не историческая монография, а отражение истории в человеке, случайно попавшемся на ее дороге» — летопись общественной и рев. жизни его времени. Герцен вместе с Огаревым был в числе создателей рев. организации «Земля и воля», сыгравшей большую роль в освободительном движении России. Мыслитель-художник, Герцен полагал, что главной движущей силой истории является не государство, а народ. Насилие, — считал Герцен., — может лишь расчистить место для нового общества, но оно не может его создать. Необходимо воспитание через представительную систему, через к-рую прошла или проходит большая часть европейских государств. Без развития народного сознания невозможна свобода: «Нельзя людей освобождать в наружной жизни больше, чем они освобождены внутри». В последние годы жизни Герцен жил во многих городах Европы. Был похоронен на кладбище Пер-Лашез, а потом его прах был перевезен в Ниццу. Мечты Герцена о возвращении в Россию его детей остались неосуществленными. На родину вернулся только его внук П.Д. Герцен, замечательный хирург, чьим именем назван Моск. онкологический ин-т. Огромное лит. наследство Герцена и сегодня привлекает читателей и исследователей художественным талантом, глубиной мысли, устремленной в будущее.

Использованы материалы кн.: Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

Пирумова Н.М. Александр Герцен — революционер, мыслитель, человек. М.,1989.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *