Адам и Ева картинки

— Добро пожаловать в рай, господин президент. Только, к сожалению, прежде чем вас здесь поселить, должен вам сказать, что нужно решить одну небольшую проблемку.
Видите ли, это большая редкость, чтобы политик такого высокого ранга попал в рай, и мы, по правде говоря, даже не знаем, что с вами делать.
Поэтому мы решили, что один день вы проведете в аду и один в раю, чтобы вы сами могли свободно решить, где проводить свою вечность.
Затем апостол провожает вновь прибывшего к лифту, на котором бывший президент спускается в ад.
Открываются двери лифта, Путин выходит и видит вокруг себя ярко-зеленое поле для гольфа.
Вдали он замечает роскошный клуб.
К нему навстречу бегут его друзья-политики, с которыми он когда-то работал, радостно обнимают его, вспоминая старые добрые времена, когда они все вместе богатели за счет русского народа.
Они играют партию в гольф, а потом вместе идут в клуб на ужин с черной икрой, омарами и прочими вкусностями.
С ними ужинал и сам Сатана, который в реальности оказался человеком очень симпатичным, любезным и веселым.
Путин так весело провел время, что даже не заметил, что уже пришло время уходить.
Все подходят к нему, горячо жмут ему руки. Путин был очень тронут, и ему стало грустно.
Но вот, двери лифта закрываются, и он вновь поднимает Путина к вратам рая, где его встречает апостол Петр. Следующие 24 часа Путин проводит время так: перепрыгивает с облака на облако, играет на арфе, молится и поет.
День долгий и нудный, но наконец он заканчивается.
Появляется апостол Петр и спрашивает: — Господин президент, вы провели один день в аду и один в раю, теперь вы можете по-демократически решить, где провести остаток вечности.
Путин немного подумал, почесал лысину и говорит:
— Ну, что я могу сказать, рай – это, конечно, очень красивое место, но кажется, мне больше понравилось в аду.
Апостол Петр, пожав плечами, вновь провожает его к лифту. Когда лифт спустился и двери открылись,
Путин увидел… огромную пустыню, всю заваленную мусором, а все его друзья, одетые в рабочие комбинезоны, собирали этот мусор и паковали его в черные пластиковые пакеты.
К нему подходит Сатана и обнимает его одной рукой за шею в знак приветствия.
— Я не понимаю, — лепечет Путин, — позвольте, вчера здесь было поле для гольфа и клуб, где у нас был ужин с черной икрой и омарами, и вообще, мы вчера здесь так здорово оттянулись…
А сейчас тут только эта пустыня, заваленная мусором, а мои друзья кажутся последними неудачниками…
Сатана смотрит на него, улыбается и говорит:
— Друг мой, вчера у нас была предвыборная кампания. А сегодня ты за нас уже проголосовал…

В Ветхом Завете

Сотворение

В Книге Бытие содержатся два параллельных рассказа о сотворении мира и человека:

  • Первый рассказ: 1:26 — 2:3;
  • Второй рассказ: 2:4 — 3:24.

Хендрик Гольциус. Грехопадение, 1616

Согласно первому варианту (Быт. 1:26-29), прародители человечества — мужчина и женщина — созданы Богом одновременно после создания всех зверей, птиц и рыб. По Библии, Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). Священное Писание говорит далее: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27) в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землёй и живыми существами (Быт. 1:27).

Согласно второму варианту, Бог сначала сотворил одного мужчину, затем создал райский сад и поселил в нём мужчину в качестве садовника: «И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2:15). Затем Бог создал всех зверей и птиц и привёл их к человеку, чтобы тот выбрал себе из них помощника (Быт. 2:18-20). Однако подходящего помощника не нашлось, поэтому Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину — Еву, которая стала женою для первого человека (Быт. 2:21-22). «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».

Грехопадение и изгнание из Эдема

Основные статьи: Грехопадение, Изгнание из рая

Среди Эдемского сада было два особых дерева: Дерево Жизни и Дерево познания Добра и Зла. Господь разрешил Адаму есть «от всякого дерева в саду» и лишь плоды от Дерева познания Добра и Зла запретил ему есть, предупредив, что последствием непослушания будет смерть.

Змей же (образ Сатаны), который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Женщина отказывается, говоря, что Бог запретил им есть с этого дерева, так как съевший плод умрёт. Змей же отвечает ей, что она не умрёт: «Вы будете как боги, знающие добро и зло». Наконец, женщина поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа, после чего дала попробовать плод и Адаму. В результате, Адам и Ева познали добро и зло, осознали свою наготу и спрятались от Бога. По словам Иоанна Златоуста, изначала Бог создал этого человека самовластным, иначе он не стал бы наказывать его за преступления заповеди либо награждать за её соблюдение. Грехопадение заключалось в желании человека присвоить себе Божественное право решать, что такое добро и зло. За проступком последовало наказание: Змей был проклят, и обречён ползать на животе и питаться прахом, женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него». Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.

После этого Бог сделал людям одежду и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят». Чтобы люди не смогли вкусить плодов Древа жизни, у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся».

Жизнь после изгнания из Эдема

Адам познал свою жену Еву, и та родила Каина. Затем Адам ещё раз познал Еву, и она родила второго сына — Авеля (Быт. 4:1-2). В 130 лет у них родился третий сын — Сиф (Шета), который, будучи предком Ноя, стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества; потомки же других сынов Адама и Евы погибли во время Всемирного потопа (Быт. 7:21).

Страшные картинки. История Зла.


Ад. Франция 15 век
Ужас, как люблю всякие страшные сказочные картинки! С детства. В детских книжках в первую очередь жадно рассматривала изображения ведьм, баб яг, чертей и прочей нечисти. Естественно, когда бабушка украдкой приводила меня в детстве в церковь, на фресках и иконах я всегда с любопытством рассматривала сцены Страшного суда. Это со мной что-то или вы все так?

Древнегреческие философы Пифагор и Порфирий посредством гидромантии вызывают дьявола.
Франция 1490-е.
Официальная церковь порицала вошедшее в моду увлечение трудами античных философов.
Сейчас я увлеклась средневековой книжной миниатюрой — благо, нынче этого оцифрованного добра в Сети хоть пруд пруди — и обнаружила, что среди миниатюр полно моих любимых страшных картинок. Изучая их, я заметила, что авторы следовали нескольким стандартным сюжетам, в которых присутствовали чудовища, черти и другие представители темных сил. И набор этих сюжетов не так уж велик, хотя фантазия некоторых средневековых художников не ограничивалась обычным набором – бесы на их миниатюрах иногда появлялись в самых неожиданных местах, что вполне закономерно – дьявол-то вездесущ, он не дремлет! Тем не менее, я попыталась скомпоновать миниатюры из манускриптов по разным принципам, и ниже покажу вам, что получилось.

Группа евреев, наущаемых дьяволом.
Франция, 14 век.
Еще в Средние века было принято «демонизировать» образ врага. А кто же не первый враг, как не евреи?!
Оказалось, что отбирать картинки по хронологии и их происхождению совсем не интересно. Нас, конечно, интересует история искусств, но не в таких деталях. По сюжетам будем, конечно!

Очень много картинок, показывающий Ад и Страшный суд. Ужас ужасный, но довольно однотипно. Есть картинки, посвященные демонам и их предводителю – Сатане, таких меньше, они все-таки чаще встречаются в каком-либо контексте. Еще одна излюбленная тема – первородный грех и Змей-искуситель. И, конечно, Апокалипсис и падение мятежных ангелов. Ну, и еще пара сюжетов.

Лилит искушает Еву.
Нидерланды, 14 век.
Взялась немного книжек почитать и научно-популярных фильмов посмотреть, стало интересно. Углубляясь в тему, я с удивлением поняла, что уже известные мне факты о темной стороне загробного мира дают весьма поверхностное о ней представление, да и сами факты не всегда так интересны, как их происхождение.
Похоже, Сатана был так ненавидим и так опасен, что в священных текстах его упоминали вскользь и нечасто (так и вижу, как писец при каждом таком случае опасливо сплевывает три раза через левое плечо). Зато малевать его «звероподобную образину» брались практически все миниатюристы и делали это, судя по результатам, с большим вдохновением.

Грехопадение
Нидерланды. 15 век.
И еще одна мысль пришла мне в голову: тема зла в Библии освещена так противоречиво и иногда запутанно, словно тщательно обминаются ответы на некоторые вопросы: как допустили? Откуда такое зло, раз все создал Бог? Изуверские адские наказания, хоть и заслуженные – добро или не совсем? Как в аду могут гореть бестелесные души? Не души, — тела? Почему тогда бесконечно, должны же довольно быстро сгореть? Телесен ли дьявол? Появляется в каком-то обличие? Значит, телесен? И смертный покрепче может его побороть? Или как?
Очень, очень много вопросов, над которыми, подозреваю, сломало копья ни одно поколение христианских теологов. И сами вопросы эти каверзные такие, провокационные, словно задает их сами знаете кто (тьфу, тьфу, тьфу). И еще один момент – только в христианстве Сатана имеет такую власть, и он такой мощный и заклятый враг Бога, в других религиях нет. Да и то, похоже, такая концепция появилась не сразу. Может, нам больше всех нужен кто-то, на кого можно свалить свою слабость и нечистоту?
Грехопадение (?)
И все равно интересно! Пришлось мне даже почитать некоторые отрывки из «Иезекиля», и «Исайи», и «Иова» — ведь в этих ветхозаветных источниках впервые упоминается Сатана, или Люцифер. Даже если брать имя – как правильно: Сатана или Люцифер? Оказывается, «Люцифер» — это имя ангела, который восстал против Бога-отца и был низвергнут на землю, означает оно «сын зари», а вовсе даже не «князь тьмы».
В «Иезекиле» говориться, что был он в «чине» херувима, был прекрасен собой и носил роскошные одежды, «доколе не нашлось в тебе беззакония». Причем как-о так обтекаемо говориться, исследователи только предполагают, что речь идет о Люцифере. Двигала прекрасным ангелом гордыня, он захотел стать равным Богу и восстал против своего Создателя, подняв войско. Правда, проиграл, и, в этот момент, по-видимому, стал сразу страшным и некрасивым (злость никого не красит) и был низвергнут на землю, чтобы искушать род человеческий и делать всякие пакости. Об этом теологи договорились также не сразу. Первые толкования и пояснения по этому поводу мелькают в трудах Оригена, богослова 3 века. Суть его работ, толкующих Писание: «Если вы не поняли, объясняю доходчиво» (я тоже по диагонали пробежалась по переводам).

Первородный грех
Германия. 15 век
Мужчины, заметьте: Ева стала «заниматься фигней», когда Адам был занят собой и своими делами! Вот нечего нас оставлять без внимания!
Однако, оказывается, Люцифер – не первое существо, взбунтовавшееся против Бога. Первой была Лилит – предшественница Евы, первая супруга Адама (как видите, и в библейские времена нередко ранние браки для мужчин были чем-то вроде «черновичка» перед настоящей большой любовью на всю жизнь. Лилит, увидев впервые своего предполагаемого мужа Адама, заявила, что равна ему, как творение божье, и подчиняться никому не собирается («И вообще никакого ужина, там сейчас очередная серия «Физрука» начинается!»).
То есть Лилит воспротивилась воле Бога и отказалась быть полноценной женой Адама, и вообще, какой-либо его женой. Ее дальнейшая судьба описана в иудейских источниках туманно, в Библии же она мельком упоминается всего один раз – как ночное привидение, обитающее на руинах в пустыне (все у того же «Исайи»). В общем, похоже, девушке все сошло с рук: стала она демоницей-обольстительницей, морочащей головы мужикам и убивающим детей (аборты?). Чем не знамя современного феминизма?!
Грехопадение
Нидерланды. Хуго ван дер Гус. 1470-е. Створка диптиха.
Это не манускрипт, а живописная работа. Но как же хороша, не смогла не поместить здесь!
Интересно, что в средневековых манускриптах змея-искусителя изображают в женском обличии – с грудью, все как положено. Предполагается, что изначально змей отождествлялся с Лилит – ведь в Ветхом завете нигде не сказано, что змей – это дьявол, сатана. Написано просто – змей, самое хитрое и пронырливое из животных. Это уже позже, по умолчанию, приняли версию, что простоватую нашу прародительницу искусил Нечистый – а кто же еще?!
А ведь возможно, это была как раз Лилит, была и такая версия. Знаете, как бывает: первая жена вдруг начинает «вытирать сопли» разобиженной чем-то на благоверного второй, «действующей» супруге — ведь и тогда, как видите, как и сейчас, на одного полноценного мужика приходилось две здоровые бабы, нужно было как-то объединяться. «Раздавят» такие на двоих бутылку «Бейлиса» и давай своему общему «половину» кости перемывать. Та, что поопытней, бывшая, ну науськивать: да какой борщ, какой футбол?! Что он тебе всё «баки забивает» — о работе своей да о работе! Тебе от мужика что надо? Во, и я говорю! Пеньюар прозрачный нацепила, свечи там, винишко, помадой подмажься, а то вишь, какая бледная, совсем издергалась на этой кухне. И вперед: рот ему яблоками набила – и бегом в койку!
Адам и Ева каются в Иордани после изгнания из Эдема, Сатана их опять искушает.
Франция 15 век.
Такого в Библии, насколько я помню, не было, но художник, наверное, правильно угадал дальнейшее развитие событий: Адам такой: «Ну давай, чего уж там… Помнишь, как под яблоней?… Все равно уж выгнали, давай еще разочек!»
Ну, продолжение истории вам известно. Это был первый урок девушкам, что не стоит обращаться за советами к «бывшим» своих возлюбленных. К сожалению, до некоторых до сих пор не дошло.
Пошли дальше. Больше подобные харизматичные женские персонажи на дьявольской сцене не появлялись. В дальнейшем дамы выступали либо жертвами соблазнений и искушений, либо фигурировали в противоположном качестве – святых-победительниц демонов.

Ангел с мечом останавливает Валаама и ослицу (?)
Следуем дальше. Если рассматривать иудейскую религиозную традицию, во многом перенесенную в Ветхий Завет, там мы вообще не встретим упоминания Сатаны, как Царя, Князя тьмы, антипода Бога; он всего лишь слуга Создателя, такая себе темная личность, не брезгующая браться за грязную работу, и появляющаяся крайне редко. Некоторые исследователи предполагают, что таким темным ангелом мог быть даже тот, что явился Валаамовой ослице («Книга Чисел»), а потом и самому Валааму.
Бог дает позволение Сатане испытать благочестие Иова
Франция, 14 век
Бог и Сатана обсуждают Иова
Англия. 16 век. Оксфордский часослов
Но более четко «рабская» сущность сатаны освещена в «книге Иова»: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришел и сатана. И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее». Такой себе доклад Министра иностранных дел. Далее разговор идет о благочестивом Иове. Господь спрашивает, так же он благочестив, как обычно.
Иов и Сатана
Нюренбергская хроника, 1493. Ксилография, раскрашенная от руки.
Сатана отвечает, что благочестие его объяснимо – не задаром же, сам, мол, ты ему все дал, с чего бы Иову не быть хорошим парнем. Тогда Создатель заключает что-то вроде пари с сатаной – помучить немного Иова, чтобы испытать его благочестие (как по мне, то довольно спорная такая идея), только физического вреда не наносить. И тут Нечистый начинает изгаляться над бедным Иовом, как только может – враги отбирают у того все имущество, разрушается его дом, пропадают все овцы, верблюды, а потом еще под развалинами шатра гибнут все его дети! Но Иов упорен: «Такова Божья воля, Бог дал – Бог взял!».
Иов и Сатана.
12 век
Тогда Создатель разрешает сатане еще и физически его слегка помучить – и сатана насылает на несчастного проказу. Сидит тот голый, весь покрытый гнойными бубонами, соскребает струпья глиняным черепком, в придорожной пыли и пепле, и даже жена уже говорит Иову: «Ну, скажи уже на Бога какую-нибудь гадость, авось он тебя убьет, не будешь больше мучится», а тот плачет, причитает, жалеет себя, но все одно твердит: «Бог велик, такова его воля!».
Потом все хорошо закончилось, и было Иову счастье, но паршивая дьявольская сущность в этой истории в сатане проявилась отчетливо: исказить благость хорошего человека, поставить под сомнение его благочестие, искать в его действиях корысть, а потом с удовольствием и особой тщательностью мучить и травить беднягу – какая чертовщина! «Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» («Иоанна»).
Иов, его жена и Сатана
15 век, Нидерланды
Заметьте, при всех несчастьях, постигших бедного Иова, супруга его выглядит вполне «в шоколаде»!
Иов, его жена и Сатана
Франция, 16 век.
У супруги уже совсем другая одежда. Обратите внимание, дьявол изображен с двумя ликами — там где надо и на животе. Это частые прием. Еще кое-где лицо изображали иногда.
Теперь вернемся к Оригену и восстанию ангелов. Как уже говорилось, Люцифер был в большом почете у Бога, пока вел себя хорошо – весь такой роскошный, и собою хорош невыразимо, первый помощник Господа, буквально правая рука. Звали его «Сын Зари» (Люцифер), а еще – Денница, реже это имя упоминается. От такого признания ангел возгордился и захотел стать вровень с Богом. Вообще тема гордыни возникает в Писании очень часто. Это первый из главных грехов, и, пожалуй, самый распространенный.

Низвержение восставших ангелов
Франция, 1420-е
Низвержение восставших ангелов
Франция, 15 век
Заметьте, главные грехи – это не поступки, а свойства характера: гордыня, алчность, зависть, гнев, похоть, чревоугодие, лень или уныние. Даже если вы ничего не крадете и никого не убиваете, но в вас есть что-то из перечисленного или все сразу (я, например, с ужасом об этом думаю!) – вы грешник с очень грустными перспективами! И да, конечно, виноват в этом только Сатана!
Низвержение восставших ангелов
Франция, Винсент Бове, 1463
Но мы отвлеклись немного. Катализатором мятежа стало создание Богом человека. Господь был занят своим созданием, гордился им и, видимо, Денница приревновал. Естественно, здесь на него весьма конгруэнтно ложится роль врага человека. И поздняя трактовка сущности эдемского змея – ведь в первых библейских текстах это был просто змей (проклятие змея Богом звучало примерно так: будь ты проклят навеки со всеми потомками, и ползать тебе во прахе на пузе, и грызться все время с женой). Тут самое время приползти, науськать и потом радостно наблюдать из кустов, как беззащитно голых людей изгоняют из Эдема.
Низвержение восставших ангелов
1480
Низвержение восставших ангелов
Франция, 16 век
Естественно, такая выходка могла вызвать гнев Господа. Возникла настоящая война. Люцифер поднял войско, поведя за собой примерно треть ангелов, и были они побеждены и свергнуты на землю. Лишились блестящих одежд и привлекательной внешности, скукожились, обросли хвостами, рогами и шерстью – это вы знаете, этот сюжет с огромным удовольствием изображали миниатюристы – как-никак апофеоз справедливости! Хотя, чему тут радоваться?! Их же к нам, на землю сбросили.
Сатана и царь Давид
Требник Иоанна Смелого и Маргариты Баварской, 1420
Это иллюстрация библейской истории о том, как царь Давид решил сделать перепись населения без божьего благословения, чем вызвал гнев Создателя. Казалось бы — что такого?! А гордыня взыграла у царя — хотелось пересчитать, сколько народища у него в подчинении. В Библии о присутствии Сатаны не говориться, это фантазия художника, ибо кто же, как не Он?!
Правда, с этим тоже неувязочка: чаще всплывает вариант, что не на землю, а сразу под землю, в ад. А есть еще версия – в ад их ввергнут во время Апокалипсиса и самих там начнут жарить на сковородках, и святой Андрей в облике ангела запрет их там всех навеки на ключ. В любом случае, как это происходило (будут происходить) вы можете полюбоваться, глядя на средневековые миниатюры.
Искушения Христа.
Англия, 1250.
Изображается вознесение на скалу и искушение голодом (горсть камней в руках дьявола, которую предлагалось превратить в хлеб).
Обратите внимание, как изобразительная традиция того времени еще сходна с православной.
Гораздо чаще имя Сатаны начинает мелькать в Новом завете. Если дьявол – враг человека, то Христос, Спаситель человечества, не мог не вызвать у него настоящую ярость.
Искушение Христа (голодом и гордыней)
Нидерланды (Франция?) 15 век
Искушение Христа
Франция, 12 век (опять на наше похоже!)
Искушение Христа

Франция, Служебник Фуке, 1470-е
Художник довольно буквально изобразил вознесение Христа Сатаной на скалу.
Искушение Христа
Франция. Псалтырь. Буквица. 12 век
Довольно схематичный рисунок раннего художника. На искушение указывает перст Сатаны, направленный на кучу камней.
Первый сюжет – Искушение Христа. Как известно, после крещения Иисус 40 дней постился в пустыне, а после этого приступил к нему Сатана и стал искушать. Первое искушение – голодом. Христу бес предложил превратить горсть камней в хлеба, раз он всемогущий сын Божий. Второе – гордыней. Предложено было броситься с крыши Иерусалимского храма – раз он сын Бога, Господь не даст ему погибнуть, и все сразу увидят, кто он. Третье искушение – верой. Сатана вознес Христа на вершину скалы, чтобы виден был весь цивилизованный мир, и предложил все царства, а за это он должен был преклониться пред Сатаной.
Искушение Христа (опять камни, а сзади — скала и храм)
Нидерланды, 15 век
Искушение Христа.
Франция. Мастер Библии Жана де Си. 14 век
Ни в одном из Евангелий не описывается, как выглядел при этом Сатана, но средневековые художники-миниатюристы единодушны – страшный, мерзкий, рогатый. В эпоху Возрождения, уже в «большой» живописи появились варианты – приятный юноша или пожилой монах.
Искушение Христа.
Нидеранды. Симон Бенинг. 16 век
В более поздних манускриптах миниатюристы стали отходить от «зверского» способа изображения Сатаны. Здесь мы видим его в виде пожилого монаха, правда, с некоторыми ортопедическими проблемами.
Еще один из популярных сюжетов, в котором нередко изображалась нечисть – Христова притча о Лазаре и Богаче – Иисус рассказывает ее в Евангелии от Луки. Говорится о нищем Лазаре, который грязный весь, в рубище и противных вавках валяется вместе с бродячими собаками у ворот роскошного дворца некоего Богача, и никто ему даже корки хлеба не кинет. А потом раз – и умерли оба! И вот горит Богач в аду, плохо ему, грустно, а тут еще голову вверх поднимает и видит там среди облаков Господа, а рядом с ним – румяный и благополучный Лазарь.
Притча о Лазаре и Богаче.
Книга проповедей папы Григория
Душа Лазаря изображена в виде младенца в руках Создателя.
Взвыл богач, попросил, чтобы спустили к нему Лазаря, чтобы тот омочил палец в воде и хотя бы губы ему смочил, — но вот нетушки! Дескать, тебе при той жизни было чересчур хорошо, помучайся теперь в этой. Вот в этой финальной сцене обычно и изображается сатанинская гвардия – злополучного Богача тащат в ад или поджаривают его с особой жестокостью.
Притча о Лазаре и Богаче.
Франция, 1372
Притча о Лазаре и Богаче.
Германия. Мюнхенский золотой псалтырь.Нач. 13 века
Притча о Лазаре и Богаче.
Римский часослов. 16 век.
Здесь Богач указывает перстом на свой рот, прося у Лазаря вымолить для него хоть каплю воды.
Бесы в Новом завете еще упоминаются в контексте бесноватых – например, описание чудес Христовых в Ев. От Матфея. Речь идет об исцелении бесноватого, в которого вселился целый легион бесов. Несчастный жил за городом, спал на кладбище («в гробах») и был ежечасно мучим бесами. Христос по просьбе несчастного изгнал бесов, которые вселились в стадо свиней, которое паслось неподалеку. Свиньи, почувствовал неожиданный прилив враждебных сил, возбудились и попрыгали в море.
Христос загоняет бесов в стадо свиней (?)
Теперь поговорим о популярной даже сейчас (в киноискусстве, например), темы контрактов с дьяволом. Первым, как оказалось, был не Фауст. В 6 веке жил такой священник Феофил (Теофил) из Адана, который как-то уж очень стремительно сделал духовную карьеру. Это дало повод подозревать его во всяких нехороших вещах (как это обычно бывает в случаях небывалого успеха) и породило легенду о сделке Феофила с дьяволом.
Феофил, заключающий сделку с дьяволом.
Нашелся даже желающий эту легенду записать – некий Евтихий, вроде бы даже коллега Феофила. Якобы, тот продал свою душу Сатане в обмен на карьеру. Правда, потом, вроде бы раскаялся. Так что, если вы видите в манускрипте на миниатюре священника, шепчущегося с чертом или подписывающего с ним какую-то бумагу, знайте, что это, скорее всего, и есть Феофил.
Феофил, заключающий сделку с дьяволом.
Сохранилось не так много манускриптов и живописных источников раннего средневековья, а тем более раннехристианских времен, однако даже по тем немногочисленным, которые дошли до нас, можно заключить, что тема Сатаны, бесовства, Зла, в ранних миниатюрах поднимается не так часто. Зато в 14, а особенно 15 и начале 16 века начинается настоящая «демономания» и «демонофобия»!
Самоубийство Иуды.
Италия. Джованни Канавезио. 1493
Довольно редкий сюжет: дьявол буквально выцарапывает душу из удавившегося грешника.
Это объясняется многими причинами – народу в Европе стало много, а похолодало как-то за последние 150 лет, еды мало, жить стало тяжело, к тому же в 1500 году ждали Конца Света (на Руси – в 1495). Назревала Реформация, появились всякие новые религиозные течения, которые приписывались официальной церковью козням Сатаны. Охота на ведьм в это же время началась.
Дьявол играет на Мартине Лютере, как на волынке.
16 век. Ксилография.
Сатирическое изображение нарисовано явно католическим художником.
Вот тут уж художники развернулись – ни одного иллюминированного часослова или псалтыря не выходило из-под их кисти без нескольких миниатюр с изображением жутких чертей и чудовищ. А мы теперь можем не без внутреннего содрогания полюбоваться ими.
Сатана и его слуги, ожидающие Страшного суда.
Манускрипты утверждали, что дьявол был, есть и будет – вплоть до Апокалипсиса и Страшного суда. Сидит он со своими чертями в аду, среди припасенных заранее и начищенных до блеска сковородок и ждет полчищ грешников.
Ну что, продолжаете ругаться из-за политики, обжираться и сплетничать? Ну-ну!
Продолжение следует

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *