Академия каррара бергамо

Эпоха Возрождения (Ренессанс). Италия. 15-16 века. Ранний капитализм. Страной правят богатые банкиры. Они интересуются искусством и наукой.

Богатые и влиятельные собирают вокруг себя талантливых и мудрых. Поэты, философы, художники и скульпторы ведут ежедневные беседы со своими покровителями. На мгновение показалось, что людьми правят мудрецы, как того хотел Платон.

Они вспомнили о древних римлянах и греках. Которые тоже строили общество свободных граждан. Где главная ценность – человек (не считая рабов, конечно).

Возрождение – это не просто копирование искусства древних цивилизаций. Это смешение. Мифологии и Христианства. Реалистичности натуры и душевности образов. Красоты физической и красоты духовной.

Это была всего лишь вспышка. Период Высокого Возрождения – это примерно 30 лет ! С 1490-х годов до 1527 гг. С начала расцвета творчества Леонардо. До разграбления Рима.

Мираж идеального мира быстро померк. Италия оказалась слишком хрупкой. Она вскоре была порабощена очередным диктатором.

Однако эти 30 лет определили главные черты европейской живописи на 500 лет вперёд! Вплоть до импрессионистов.

Реалистичность изображения. Антропоцентризм (когда человек – главный персонаж и герой). Линейная перспектива. Масляные краски. Портрет. Пейзаж…

Невероятно, но в эти 30 лет творили сразу несколько гениальных мастеров. Которые в другие времена рождаются один на 1000 лет.

Леонардо, Микеланджело, Рафаэль и Тициан – титаны эпохи Возрождения. Но нельзя не упомянуть и о двух их предшественниках. Джотто и Мазаччо. Без которых бы никакого Возрождения бы и не было.

1. Джотто (1267-1337 гг.)

Паоло Уччелло. Джотто да Бондоньи. Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало 16 века. Лувр, Париж.

14 век. Проторенессанс. Главный ее герой – Джотто. Это мастер, который в одиночку совершил революцию в искусстве. За 200 лет до Высокого Возрождения. Если бы не он, эпоха, которой так гордится человечество, вряд ли бы наступила.

До Джотто были иконы и фрески. Они создавались по византийским канонам. Лики вместо лиц. Плоские фигуры. Несоблюдение пропорций. Вместо пейзажа – золотой фон. Как, например, на этой иконе.

Гвидо да Сиена. Поклонение волхвов. 1275-1280 гг. Альтенбург, Музей Линденау, Германия.

И вдруг появляются фрески Джотто. На них объёмные фигуры. Лица благородных людей. Печальные. Скорбные. Удивленные. Старые и молодые. Разные.

Фрески Джотто в церкви Скровеньи в Падуе (1302-1305 гг.). Слева: Оплакивание Христа. Посередине: Поцелуй Иуды (фрагмент). Справа: Благовещение святой Анны (матери Марии), фрагмент.

Главное творение Джотто – это цикл его фресок в Капелле Скровеньи в Падуе. Когда эта церковь открылась для прихожан, в неё хлынули толпы людей. Потому что такого они никогда не видели.

Ведь Джотто сделал небывалое. Он как бы перевёл библейские сюжеты на простой понятный язык. И они стали гораздо доступнее обычным людям.

Джотто. Поклонение волхвов. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.

Именно это будет свойственно многим мастерам Эпохи Возрождения. Лаконичность образов. Живые эмоции персонажей. Реалистичность.

О фресках мастера читайте подробнее в статье “Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”.

Джотто восхищались. Но его новаторства развивать дальше не стали. В Италию пришла мода на интернациональную готику.

Только через 100 лет появится мастер, достойный продолжатель Джотто.

2. Мазаччо (1401-1428 гг.)

Мазаччо. Автопортрет (фрагмент фрески “Святой Петр на кафедре”). 1425-1427 гг. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.

Начало 15 века. Так называемое Раннее Возрождение. На сцену выходит ещё один новатор.

Мазаччо был первым художником, который использовал линейную перспективу. Ее разработал его друг, архитектор Брунеллески. Теперь изображенный мир стал похож на реальный. Игрушечная архитектура – в прошлом.

Мазаччо. Святой Петр исцеляет своей тенью. 1425-1427 гг. Капелла Бранкаччи в церкви Санта-Мария-дель-Кармине, Флоренция, Италия.

Он перенял реализм Джотто. Однако, в отличие от предшественника, уже хорошо знал анатомию.

Вместо глыбообразных персонажей Джотто – прекрасно сложенные люди. Совсем как у древних греков.

Мазаччо. Крещение неофитов. 1426-1427 гг. Капелла Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине во Флоренции, Италия.

Также Мазаччо добавил выразительности не только лицам, но и телам. Эмоции людей мы уже читаем по позам и жестам. Как, например, мужское отчаяние Адама и женскую пристыженность Евы на самой знаменитой его фреске.

Мазаччо. Изгнание из Рая. 1426-1427 гг. Фреска в Капелле Бранкаччи, церковь Санта-Мария дель Кармине, Флоренция, Италия.

Мазаччо прожил недолгую жизнь. Он умер, как и его отец, неожиданно. В 27 лет.

Однако последователей у него было много. Мастера следующих поколений ходили в Капеллу Бранкаччи, чтобы учиться по его фрескам.

Так новаторства Мазаччо были подхвачены всеми великими титанами Высокого Возрождения.

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Художники Эпохи Возрождения».

3. Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.)

Леонардо да Винчи. Автопортрет. 1512 г. Королевская библиотека в Турине, Италия.

Леонардо да Винчи – один из титанов Эпохи Возрождения. Который колоссальным образом повлиял на развитие живописи.

Именно он повысил статус самого художника. Благодаря ему представители этой профессии отныне не просто ремесленники. Это творцы и аристократы духа.

Леонардо сделал прорыв в первую очередь в портретной живописи.

Он считал, что ничто не должно отвлекать от главного образа. Взгляд не должен блуждать от одной детали к другой. Так появились его знаменитые портреты. Лаконичные. Гармоничные.

Леонардо да Винчи. Дама с горностаем. 1489-1490 гг. Музей Черторыйских, Краков.

Главное же новаторство Леонардо – это то, что он нашёл способ, как сделать образы … живыми.

До него персонажи на портретах были похожи на манекены. Линии были чёткими. Все детали тщательно прорисованы. Раскрашенный рисунок никак не мог быть живым.

Но тут Леонардо изобрел метод сфумато. Он растушевал линии. Сделал переход от света к тени очень мягким. Его герои словно покрыты еле уловимой дымкой. Персонажи ожили.

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж.

С тех пор сфумато войдёт в активный словарь всех великих художников будущего.

Часто встречается мнение, что Леонардо, конечно, гений. Но не умел ничего довести до конца. И картины часто не дописывал. И многие его проекты так и остались на бумаге (между прочим, в 24 томах). И вообще его бросало то в медицину, то в музыку. И даже искусством сервировки одно время увлекался.

Однако, сами подумайте. 19 картин. И он – величайший художник всех времён и народов. А кто-то даже близко не стоит по величию. При этом написав 6000 полотен за жизнь. Очевидно же, у кого КПД выше.

О самой знаменитой картине мастера читайте в статье “Мона Лиза Леонардо да Винчи. Загадка Джоконды, о которой мало говорят”.

4. Микеланджело (1475-1564 гг.)

Даниеле да Вольтерра. Микеланджело (фрагмент). 1544 г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Микеланджело считал себя скульптором. Но он был универсальным мастером. Как и другие его коллеги Эпохи Возрождения. Поэтому его живописное наследие не менее грандиозно.

Он узнаваем прежде всего по физически развитым персонажам. Потому что он изображал совершенного человека. В котором физическая красота означает красоту духовную.

Поэтому все его герои такие мускулистые, выносливые. Даже женщины и старики.

Микеланджело. Фрагменты фрески “Страшный суд” в Сикстинской капелле, Ватикан.

Часто Микеланджело писал персонажа обнаженным. А потом уже сверху дописывал одежду. Чтобы тело было максимально рельефным.

Потолок Сикстинской капеллы он расписывал сам. Хотя это несколько сотен фигур! Он даже краски растирать никому не позволял. Да, он был одиночкой. Обладая крутым и неуживчивым характером. Но больше всех он был недоволен … собой.

Микеланджело. Фрагмент фрески “Сотворение Адама”. 1511 г. Сикстинская капелла, Ватикан.

Микеланджело прожил долгую жизнь. Пережив угасание Возрождения. Для него это было личной трагедией. Поздние его работы полны печали и скорби.

Вобще творческий путь Микеланджело уникален. Ранние его работы – это восхваление человека-героя. Свободного и мужественного. В лучших традициях древней Греции. Как его Давид.

В последние годы жизни – это трагические образы. Намеренно грубо отесанный камень. Как будто перед нами памятники жертвам фашизма 20 века. Посмотрите на его “Пьету”.

Скульптуры Микеланджело в Академии изящных искусств во Флоренции . Слева: Давид. 1504 г. Справа: Пьета Палестрины. 1555 г.

Как такое возможно? Один художник за одну свою жизнь прошёл все этапы искусства от эпохи Возрождения до 20 века. Что же делать последующим поколениям? Что ж, идти своим путём. Осознавая, что планка поднята очень высоко.

5. Рафаэль (1483-1520 гг.)

Рафаэль. Автопортрет. 1506 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия.

Рафаэль никогда не был в забвении. Его гениальность признавали всегда. И при жизни. И после смерти.

Его герои наделены чувственной, лиричной красотой. Именно его Мадонны по праву считаются самыми прекрасными женскими образами, когда-либо созданными. Их внешняя красота отражает и душевную красоту героинь. Их кроткость. Их жертвенность.

Рафаэль. Сикстинская Мадонна. 1513 г. Галерея старых мастеров, Дрезден, Германия.

Знаменитые слова “Красота спасёт мир” Фёдор Достоевский сказал именно о Сикстинской Мадонне. Это была его самая любимая картина.

Однако чувственные образы – не единственная сильная сторона Рафаэля. Он очень тщательно продумывал композиции своих картин. Он был непревзойдённым архитектором в живописи. Причём он всегда находил самое простое и гармоничное решение в организации пространства. Кажется, что по другому и быть не может.

Рафаэль. Афинская школа. 1509-1511 гг. Фреска в станцах Апостольского дворца, Ватикан.

Рафаэль прожил всего 37 лет. Он умер внезапно. От подхваченной простуды и врачебной ошибки. Но его наследие трудно переоценить. Многие художники боготворили этого мастера. Множа его чувственные образы в тысячах своих полотен.

О самых знаменитых картинах Рафаэля читайте в статье “Портреты Рафаэля. Друзья, возлюбленные, покровители”.

6. Тициан (1488-1576 гг).

Тициан. Автопортрет (фрагмент). 1562 г. Музей Прадо, Мадрид.

Тициан был непревзойдённым колористом. Также он много экспериментировал с композицией. Вообще он был дерзким и ярким новатором.

За такую яркость таланта его все любили. Называя “Королём живописцев и живописцем королей”.

Говоря о Тициане, хочется после каждого предложения ставить восклицательный знак. Ведь именно он привнёс в живопись динамику. Пафос. Восторженность. Яркий колорит. Сияние красок.

Тициан. Вознесение Марии. 1515-1518 гг. Церковь Санта-Мария Глориози деи Фрари, Венеция.

К концу жизни он выработал необычную технику письма. Мазки быстрые. Густые. Пастозные. Краску наносил то кистью, то пальцами. От этого – образы ещё более живые, дышащие. А сюжеты – ещё более динамичные и драматичные.

Тициан. Тарквиний и Лукреция. 1571 г. Музей Фицуильяма, Кэмбридж, Англия.

Ничего это вам не напоминает? Конечно, это техника Рубенса. И техника художников 19 века: барбизонцев и импрессионистов. Тициан, как и Микеланджело, пройдёт 500 лет живописи за одну свою жизнь. На то он и гений.

О знаменитом шедевре мастера читайте в статье “Венера Урбинская Тициана. 5 необычных фактов”.

***

Художники эпохи Возрождения – это художники больших знаний. Чтобы оставить такое наследие, нужно было очень много знать. В области истории, астрологии, физики и так далее.

Поэтому каждый их образ заставляет нас задумываться. Для чего это изображено? Какое здесь зашифровано послание?

Поэтому они почти никогда не ошибались. Потому что досконально продумывали своё будущее произведение. Используя весь багаж своих знаний.

Они были больше, чем художники. Они были философами. Объясняющими нам мир с помощью живописи.

Вот почему они будут нам всегда глубоко интересны.

Читайте также статью «Английские художники. 6 мастеров, покоривших весь мир».

Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Мастера Эпохи Возрождения».

Оксана Копенкина

vanatik05

«Он в старой раме, с блеклыми тонами,
В губах усмешка, взгляд лукав и строг,
И кажется, везде следит за нами,
Чуть в комнату вступаешь на порог»
В.Брюсов. «Портрет женщины».
Продолжим наш разговор об эпохе Возрождения, мы его закончили в прошлый раз на новых тенденциях Раннего Возрождения. Тогда эти новые тенденции активно взаимодействовали с готикой, преодолевая и творчески преобразуя ее, а основной школой новаторства, распространившегося по всей Италии, стала Флоренция. Именно тогда была создана цельная концепция творчества, в которой на первый план даже в сюжетах на религиозную тему выходит образ конкретного человека, появляется портретный жанр как таковой, а на смену средневековой анонимности приходит индивидуальное, авторское творчество.

Мы не всегда можем с точностью определить к какому стилю и даже к какой эпохе относится творчество того или иного художника, так как большинство из них не только жили на стыке эпох, но и меняли стили и жанры своих произведений. Поэтому понятно, что некоторые исследователи относят одних и тех же художников к разным эпохам, как это произошло, например, с Пинтуриккьо. Знаменитый «мальчик» выше вполне отвечает особенностям Высокого Возрождения, а портрет ниже можно отнести к эпохе Раннего Возрождения.

Сегодня мы переходим к следующему этапу развития живописи, начиная с эпохи Высокого Возрождения (чинквече́нто) — наивысшего расцвета искусства, пришедшегося на сравнительно небольшой отрезок времени — первой трети XVI века (1500 — 1530 годы).

Впервые термин «Возрождение» упоминается художником и критиком Вазари в 16 веке для обозначения эпохи, наступившей после «мрачного средневековья» и ставшей поворотным моментом в истории европейского искусства. Наивысшему расцвету искусств в эпоху Высокого Возрождения, центром которого становится Рим, способствовало во многом вступление на папский престол Юлия II, человека не только смелого, но и знатока искусств, любителя античности, сумевшего привлечь к своему двору лучших художников Италии.

При нем создаются те шедевры архитектуры, скульптуры и живописи, которые и сегодня поражают нас своим совершенством. Античное искусство не только изучается и воспроизводится, но и перерабатывается в соответствии с возможностями (применение масляных красок, например, все большее распространение станковой живописи) и требованиями современности, приобретая классические черты, но не мешая художникам проявлять самостоятельность и фантазию. Великий Рафаэль (1483-1520) помимо фресок и картин на религиозные темы, ставшие предметом поклонения многих поколений, создает портреты, восхищающие зрителя и сегодня своей живостью и внутренним светом.

Считается, что на этом портрете избражена возлюбленная художника, которой он посвятил такие строки:
«Амур, умерь слепящее сиянье
Двух дивных глаз, ниспосланных тобой.
Они сулят то хлад, то летний зной,
Но нет в них малой капли состраданья…»
Он прожил недолгую жизнь, всего 37 лет, но оставил такой след в истории человечества, что на его гробнице в Пантеоне высечена такая эпитафия: «»Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой, а после его смерти она боялась умереть».

Одна из характерных особенностей эпохи Ренессанса — связь искусства и науки, особенно ясно проявившаяся в период Высокого Возрождения. Желание придавать миру и человеку правдивое отражение подталкивало художников к изучению наук, пробуждало их к познанию мира, к появлению в их среде художников-ученых, из которых самым известным и прославленным был Леонардо да Винчи (1452–1519), художник, изобретатель, инженер и анатом.

Портрет Джиневры деи Бенчи (около 1478, Вашингтон, Национальная галерея) – возможно, первая картина Леонардо, написанная самостоятельно. Сзади видны ветви можжевельника (по-итальянски – ginevra) и подернутый влажной дымкой пейзаж. Об этой картине я писала подробно тут: http://botinok.co.il/node/90011. В середине 1480-х годов Леонардо написал картину «Дама с горностаем»(Краковский музей), которая, возможно, является портретом фаворитки Лодовико Сфорца Чечилии Галлерани.

Контуры фигуры женщины со зверьком в сочетании с приглушенными красками и нежным оттенком кожи, создают впечатление идеальной грации и красоты. Характерной чертой живописи Леонардо стало «сфумато» — расплывчатость и нечеткость контуров, мягкая тень, когда кажется, что фигуры отделены от зрителя легкой дымкой, особенно хорошо это проявляется в картинах или портретах, включающих пейзаж и так называемую «воздушную перспективу» — вспомните его «Мону Лизу». А вот на этом листе, с профилями уродцев и карликов, в правом верхнем углу изображен один из наиболее мерзких злодеев в итальянской истории – Александр VI Борджиа самый развратный и жестокий из пап, уничтожавший своих врагов всеми возможными зверскими способами: кинжалом, ядом или на костре, как Савонаролу.
Рисовальщик и архитектор, скульптор, поэт, музыкант, философ, математик и теоретик искусства, автор названия «Золотое сечение», использовавший эту «божественную меру красоты» в своих произведениях, Леонардо да Винчи в своей жизни и творчестве воплотил в себе всесторонне развитую личность эпохи Высокого Возрождения. Художник и критик Вазари сказал о нем: «Препятствия лежали в самой душе Леонардо. Именно они побуждали его искать превосходства над совершенством…».
Творчество Микеланджело Буонарроти (1475-1564), строго говоря, не совсем относится к нашей теме —
он был скульптором прежде всего, портретные изображения встречаются в его фресках на религиозные темы, но большое количество рисунков показывает нам его талант художника, умеющего передать внутреннюю напряженность и драматизм образов, благоговение перед человеческой красотой.
Джованни Белинни (около 1430–1516) считается одним из «отцов» эпохи Высокого Возрождения в Венеции. Уже в его многочисленных «мадоннах» можно видеть вполне «земные» одухотворенные лица итальянских женщин на фоне величавых пейзажей. Но в начале 16 века Беллини проявляет интерес к портрету в полном соответствии с ренессансной гуманистической направленностью в живописи.
Сандро Боттичелли (1445 — 1510), строго говоря, следовало бы отнести к эпохе Раннего Возрождения, но он настолько опередил свое время во Флоренции, что во многих своих работах вполне отражал радостное восприятие жизни, гуманистические тенденции, характерные для Высокого Возрождения.
Только в последние годы жизни, после знакомства с доминиканским монахом Джироламо Савонарола, в проповедях которого звучал призыв к покаянию и отказу от грешной жизни, в творчестве Боттичелли появляется аскетизм и сдержанная гамма темных красок.
«Сандро не идёт в свите других, но, соединив в себе весьма многое, что было разбросано, он с удивительной полнотой отражает идеалы своего времени… Его чисто личное искусство отразило лицо века…» -А.Бенуа.
Одним из основоположников искусства Высокого Возрождения был и Джорджоне ( Джорджо Барбарелли да Кастельфранко — 1476 или 1477 -1510), художник, музыкант и певец. Почти ничего, кроме слухов и предположений, не известно о его происхождении и ранних годах жизни, он был в Венеции учеником Беллини и уже в раннем творчестве проявил себя как художник, для которого главным в творчестве было отражение богатства внутреннего мира человека, его жизненных сил и одухотворенности.
Творчество Джорджоне имело новаторские открытия в области передачи мягкой прозрачной светотени для отражения органического слияния человеческой фигуры и пейзажа (вспомните его «Спящую Венеру»). Его влюбленность в красоту человека и земного бытия, свойственное эпохе Возрождения, оказало большое влияние на многих итальянских художников.
Главным мотивом искусства Высокого Возрождения выступает образ гармонически развитого и сильного как телом, так и духом человека, который находится выше повседневной обыденности. Оно жизнеутверждающе по сути и остается верным традициям реализма в синтезе с широтой обобщения. Интерес к человеку, его интеллекту, его духовной свободе и гармонии, новые средства художественной выразительности (воздушная перспектива, колористические открытия), распространение масляной и станковой живописи — все это способствует углублению портретных образов эпохи Высокого Возрождения. Вазари говорил об этом периоде как о»высшей ступени совершенства, которой ныне достигли наиболее ценимые и наиболее прославленные творения нового искусства».
Продолжение следует.
Ссылки: 1.https://kocharblog.wordpress.com/art-2/
2.http://smallbay.ru/grafica.html.
3.https://en.wikipedia.org/wiki/Renaissance
4.https://paintingromanti.jimdo.com/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8CМетки: портрет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *