Алексей юдин историк

Павел Шашкин, секретарь экспертного совета «Экономика и этика» при Святейшем патриархе:

Принципиальным образом стратегические отношения между церквями навряд ли изменятся, потому что стратегически они и так определены как отношения между церквями-сестрами.

Несмотря на сохраняющиеся разночтения в очень многих вопросах — и канонических, и в вопросах практической жизни, не говоря уже о политических конфликтах, в которые, безусловно, пытаются вовлечь и противоборствующие стороны современной церковной структуры, — несмотря на это, на протяжении последних десятилетий между Римско-католической и Русской православной церковью выстроились добросовестные партнерские отношения.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption Папа римский Франциск неоднократно на собственном примере демонстрировал отказ от предметов роскоши

Сейчас достаточно непростая обстановка сложилась в сфере международных отношений, в том числе между крупными геополитическими игроками, крупными державами.

В этой ситуации церкви, которые всегда традиционно играли роль миротворцев и посредников в сложных конфликтных ситуациях, должны как-то координировать свои усилия для достижения общего блага, становления справедливого общего миропорядка.

В этом отношении католики и православные по многим актуальным вопросам международной повестки имеют очень близкие, иногда просто схожие взгляды.

Так что встреча вполне логична.

Священник Кирилл Горбунов, пресс-секретарь католической архиепархии Божией Матери в Москве:

В современном мире религия как таковая воспринимается людьми как источник угрозы — неважно, ислам это или христианство.

Представляется, что люди, которые верят в сверхъестественные ценности, априори считают себя во всем правыми, склонны прибегать к насилию для защиты своих взглядов. Поэтому христианам всех конфессий очень важно показать, что наша главная цель — это мир между людьми. И конечно, невозможно эффективно показать это, если мы не будем на самом деле стремиться к миру в отношениях между нашими конфессиями.

Я думаю, поэтому эта встреча имеет огромное значение.

Отношения между католической церковью и православными церквями могут показаться довольно скверными, но на самом деле прогресс, который был достигнут за последние сто лет, огромен — это поистине шаг вперед.

Святейший патриарх Кирилл, конечно, уже встречался с папой Бенедиктом, с папой Иоанном Павлом Вторым, когда он был митрополитом и главой отдела внешних церковных связей московского патриархата. И ему хорошо известно, что отношения между нашими церквями трудные, проблематичные, но на самом деле еще и очень богатые, обширные.

Я думаю, эта встреча будет тем знаком, который покажет, что есть возможность развивать их дальше.

Я уверен, что будут последствия, будут новые шаги в отношениях между церквями, и не только формальные. Для церкви самое важное – отношение простых верующих друг к другу: доверие, симпатия, и я думаю, что эта встреча станет знаком для многих людей — мы призваны больше любить друг друга и лучше друг друга знать.

Андрей Десницкий, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН:

Во-первых, надо понимать, что это первая встреча в истории. Римский папа неоднократно встречался с Константинопольскими патриархами, а с Московским это будет первая встреча.

Когда люди начинают диалог, особенно, если за этим диалогом стоит очень долгая история непонимания, то очень трудно ждать от первой встречи решения абсолютно всех вопросов. Но совершенно точно можно сказать, что это будет некое очень важное начало, это будет прецедент, это будет опыт, на который потом можно ссылаться.

Римский папа Франциск вообще настроен на подобные встречи, и с Московским патриархом он был готов встретится давно. Думаю, это его общая политика открытого подхода к церкви-сестре.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption По мнению экспертов, за согласием патриарха Кирилла на встречу с папой римским может стоять Кремль

Что касается Московского патриархата, эта тема давно обсуждалась, но впервые было принято решение о встрече. Прежде всего, потому что у нас в этом году должен состояться всеправославный собор, и на этом соборе есть два центра притяжения, они обозначились на переговорах в Швейцарии в начале февраля.

Это Москва и Константинополь. Константинополь – исторический центр православия, первенствующая кафедра и вселенский патриархат. Москва – центр самой многочисленной, самой богатой и самой влиятельной православной церкви.

Соответственно, и Москва, и Константинополь претендуют на первенство.

Но Константинополь активно вовлечен в диалог с католиками на самом высшем уровне. С Москвой пока такого не происходило. Это раз.

Во-вторых, не так давно президент России встречался с римским папой. Известно, что сейчас довольно горячая тема — это, с одной стороны, некоторая международная изоляция российской политики, с другой – желание наладить мосты с консерваторами всех стран и выступить в качестве такого центра притяжения.

Но здесь явно есть элемент соперничества между патриархатом и Кремлем: как это они встречались, а мы до сих пор нет?

Яков Кротов, священник неканонической Украинской автокефальной православной церкви

Встреча папы и патриарха, вопреки распространённому мнению, — не первая встреча глав двух церквей, потому что глава русского православия митрополит Исидор участвовал во Флорентийском соборе в начале XV века и даже подписал договор о соединении двух церквей. Договор никаких существенных результатов не возымел, кроме того, что Русская церковь, напротив, самочинно и антиканонично объявила себя самостоятельной и ушла в раскол от Константинопольской патриархии.

Патриарх согласился на встречу (после многих лет, когда он отказывался), потому что ему приказал Кремль.

Эта встреча выгодна только Кремлю, который сейчас находится перед угрозой всеобщего международного бойкота. Любая встреча с международным авторитетом слегка помогает Кремлю укрепить репутацию. Согласившись на встречу, папа помогает агрессивной диктатуре выглядеть нормальной страной. Это объятия за чужой счёт. Обнимается папа, а гибнут от российского оружия украинцы и сирийцы.

Почему папа согласился на встречу? Потому что внутренне он действительно скорее ближе к диктатурам, чем к свободному миру.

Как и Гундяев, Бергольо сформировался в годы жесточайшей диктатуры как конформист, предпочитающий «договариваться с тюремщиками», даже если из-за этого кого-то из заключённых убьют. Мертвые молчат, в доказательство правильности конформизма предъявляют выживших.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption На Кубе существуют как католические, так и православные приходы

Не надо забывать и о платных и добровольных кремлевских агентах в Ватикане, они никуда не делись.

Заметим, что встреча происходит не где-нибудь в свободном мире, а на Кубе — острове диктатуры и рабства.

Происходит под предлогом «помочь верующим». Но в результате такой помощи диктатура поощряет церковь очень определенного типа — вроде капельницы при параличном больном.

Человек и под Брежневым, и под Кастро, и под Путиным живет без свободы творчества, без свободы бизнеса, совести, собраний, слова — почти что овощ. В утешение ему предлагают пососать леденец в виде креста. А Крест — не леденец для утешения.

Деформируются и верующие, и пастыри, и сама Церковь. И какая разница, объединятся две капельницы в одну или нет? Во-первых, ни за что не объединятся, во-вторых, какая разница! Ватник-католик ничем не отличается от ватника-православного.

Дэвид Уилли, корреспондент Би-би-си в Ватикане:

Эта беспрецедентная первая встреча между главами Римско-католической и Русской православной церкви потребовала от ее организаторов немалой фантазии.

Попытки предшественников папы Франциска провести подобную встречу в Восточной Европе или даже на Кипре оканчивались провалом, потому что в РПЦ всегда подозревали Рим в намерении переманить на свою сторону православных верующих в России и Украине.

Со своей стороны, Рим всегда подозревал, что в России никогда не существовало подлинного разделения церкви и государства.

Встречаясь на Кубе — вдали от Рима, Москвы или Константинополя с их историческим грузом раскола и религиозных конфликтов, — папа Франциск и патриарх Кирилл смогут сосредоточить внимание на реальных опасностях, которые угрожают всем христианам в XXI веке.

Главная из них в том, что нынешнее наступление исламского фундаментализма может привести к полному прекращению многовековой истории христианства на Ближнем Востоке.

Встреча непримиримых врагов , или Россия признала свое поражение так бы правильно должны бы были звучать заголовок описывающий встречу Патриарха Московского с Папой Римским.

Почему?

Да потому что Московская церковь никогда не признавала католическую церковь и всегда называла себя защитником веры, а Рим — врагом христианской веры.

Первое, что сделал Московский Патриархат в день своего основания так это предал анафеме Рим и предавший интересы Москвы Константинополь! Фактически Московский Патриархат заклеймил весь мир и лишь свою никем не признанную церковь, назвал истинной!

Москва никогда не вела переговоры с Римом, потому как никогда и патриархии такой не было!

Московская Православная Церковь самая лживая церковь в мире!

В 1439 году когда весь христианский мир наконец-то нашел возможным объединиться, именно Москва отделилась от Вселенского Собора и в 1448 году Москва фактически сама себя провозгласила центром православного христианства! Потому что никак московский князь не мог признать мира с католиками с которыми поклялся вести вечную войну!

Москва сама себя посвятила в вечные враги Рима!

Заметьте до 1448 года Москва была часть Киевского патриархата, и Киевский патриарх подписал христианскую Унию, Москва же ее никогда не подписывала, потому что у нее права даже такого не было.

В новостях сейчас пишут, что это первая такая встреча за последнюю тысячу лет, намекая на древность РПЦ — но это очередная громкая ложь !

РПЦ как отдельная, автокефальная церковь существует максимум порядка 400 лет,

потому как после отделения от христианской церкви в 1448 лишь только в 1588 году Борис Годунов, заманив Патриарха Иеремию в Москву, под страхом смерти вынудил того признать законной Московскую Автокефалию.

Москва умышленно перетягивает на себя одеяло Киевской Метрополии — Русской церкви, которую она поглотила. А вот Киевскому Патриархату действительно больше 1000 лет, и действительно Киев может и должен быть христианским центром мира, равным Риму и Константинополю, вот только это не в интересах именно Москвы.

Которая если и рассматривает объединение церквей христианской веры — так это под своим руководством!

Примечательно, что московские СМИ пишут, что: Раскол единой христианской церкви произошел в 1054 году, когда папа римский и константинопольский патриарх предали друг друга анафеме . И не пишут что Киев на тот момент был Метрополией, также как и не пишут что Киев стал отдельным от Рима и Константинополя центром, не примкнув ни к одной стороне конфликта!

То и есть раскол Рима и Константинополя предопределил судьбу Киева освободив его и сделав отдельным, истинным центром Русской веры. А Москва? Москвы в 1054 году не было. И именно поэтому ее самопровозглашенный патриарх и пишет что он владыка всея Руси , как бы намекая на свою статусность, претендуя на право называть Москву равной Риму.

Вот вам и парадокс, сегодня Москва и ее патриархат захватил большинство церквей Киевского патриархата, при том что Киев имеет древний легальный статус Русской Христианский Церкви, а Москва сама себя назначила на должность которую занимает сегодня.

Но, не суть.

Зачем вообще была встреча представителей Рима и Москвы?

Они говорили о мире во всем мире? Призывали друг друга чтить христианские ценности?

Это для прессы.

В реальности Папа Римский Франциск фактически принял капитуляцию Кремля, на территории которая ранее была неким вариантом Приднестровья!

Москва всегда клялась разрушить Рим и если она теперь приехала на встречу о которой сама попросила, то это может свидетельствовать лишь об одном: у нее не осталось ни сил ни возможности выполнить свою клятву!

Москва попоросила мира с Римом!

Другой причины для встречи не было и быть не могло.

И да, к религии эта встреча никакого отношения не имеет — это чистая политика!

Предыстория

Почтовая марка Парагвая, посвящённая встрече патриарха Афинагора и папы Павла VI

Раскол христианской церкви произошёл в 1054 году, после чего окончательно произошло её разделение на Римско-католическую церковь на Западе с центром в Риме и Православную — на Востоке с центром в Константинополе. Разделение, вызванное расколом, не преодолено до настоящего времени, невзирая на то, что в 1965 году взаимные анафемы были обоюдно сняты на встрече папы Павла VI и Константинопольского патриарха Афинагора I.

Русская православная церковь (РПЦ), ставшая одной из крупнейших православных церквей в мире, де-факто независима от Константинопольской с 1448 года. В 1589 году московские митрополиты получили достоинство патриархов и формальное признание автокефалии от Константинопольского патриархата, а впоследствии и прочих восточных патриархов, заняв 5-е место в диптихе.

На Флорентийском соборе, проходившем с 1438 по 1445 год, присутствовали римский папа Евгений IV и патриарх Константинопольский Иосиф II, а также предстоятель Русской церкви митрополит Киевский и всея Руси Исидор. Константинопольский патриарх не дожил до подписания унии 6 июля 1439 года и умер через восемь дней после своего письменного одобрения католических изменений в Символе Веры. По возвращении в Москву весной 1441 года митрополит Исидор, после того как зачитал текст унии в Успенском соборе Кремля, по приказу Василия II был арестован. Решения Собора об унии впоследствии были отвергнуты всеми Православными церквями.

Личных встреч между папой Римским и патриархом Московским и всея Руси ранее не происходило. Подготовка к встрече в 2016 году шла 20 лет. В 1996—1997 годах велись переговоры об организации встречи патриарха Алексия II и папы Иоанна Павла II, но она не состоялась из-за наличия проблем, по которым сторонам не удалось достичь согласия, в первую очередь назывались прозелитизм Католической церкви на канонической территории Русской православной церкви и захваченные униатами православные храмы на Западной Украине. Возможность встречи Предстоятелей двух Церквей — Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Папы Римского Иоанна Павла II в Австрии обсуждал Священный синод Русской православной церкви на заседании 10 июня 1997 года: «С сожалением констатировать, что в настоящее время встреча между Предстоятелями двух Церквей недостаточно подготовлена и что отсутствует целый ряд условий, при наличии которых такая встреча могла бы стать плодотворной».

В сентябре 2007 года перед официальным визитом во Францию патриарх Алексий II заявил: «Вопрос о визите Папы в настоящее время не стоит на повестке дня. Вместе с тем принципиальная возможность личной встречи с Папой Римским нами никогда не отвергалась, даже в самые непростые периоды наших взаимоотношений. Мы всегда считали, что встреча Предстоятелей двух крупнейших христианских Церквей должна стать результатом реального улучшения православно-католических отношений, а не протокольным мероприятием, „информационным поводом“ для мировых СМИ». Подобным образом высказался в мае того же года и глава ОВЦС Московского патриархата митрополит Кирилл:

Переговоры о возможности встречи велись и с папой Бенедиктом XVI до момента его ухода в отставку в марте 2013 года; в 2006 году будущий патриарх Кирилл в качестве председателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата посетил Рим, где встретился с понтификом.

В ноябре 2014 года папа Франциск, отвечая на вопрос корреспондента ТАСС на борту самолета по возвращении из поездки в Стамбул, где состоялась его встреча с патриархом Константинопольским Варфоломеем I, заявил, что готов встретиться с патриархом Кириллом в любом месте и в любое время.

Хронология событий

Подготовка

О встрече обеими сторонами было объявлено 5 февраля 2016 года, в этот же день было принято окончательное решение о проведении её 12 февраля. До этого момента проходили различного рода согласования, касавшиеся даты, места и содержательного наполнения встречи, в частности, предлагаемой к подписанию декларации, текст которой согласовывался до позднего вечера 10 февраля и занял 10 листов.

Встреча стала возможной благодаря пересечению маршрутов глав церквей: патриарх Кирилл прилетел в Гавану в рамках турне по Латинской Америке, папа римский Франциск сделал остановку в кубинской столице перед началом пастырского визита в Мексику. Также по поводу выбора места встречи митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) отметил:

С самого начала Святейший Патриарх Кирилл не хотел проводить эту встречу в Европе, поскольку история Европы омрачена конфликтами между православными и католиками. А вот Латинская Америка, которая сама по себе обладает мощным религиозным потенциалом, как раз стала очень удачной для двух церковных лидеров, один из которых родом из Латинской Америки.

Для встречи глав церквей в аэропорту Гаваны имени Хосе Марти, являющемся главным международным авиаузлом страны, были подготовлены зал государственного протокола первого терминала, а также пресс-зал.

Патриарх Кирилл прибыл в Гавану 11 февраля, папа римский Франциск — днём 12, незадолго до начала встречи.

Ход встречи

Встреча началась в 14:25 (UTC−5:00). Кирилл и Франциск, одетые в обычное облачение, использующееся вне богослужений, поцеловались и вместе сфотографировались, а затем расположились в креслах, установленных по обе стороны деревянного распятия. Довольно быстро журналистов попросили покинуть зал. Как передаёт «Первый канал», приветствуя папу, патриарх сказал: «Такие длинные расстояние не являются преградой, в том числе и для организации других встреч. Можно быстро прилететь в любое место. Меня не покидает чувство, что мы с вами встречаемся в правильное время и в правильном месте». «Я благодарю Святую Троицу, что такая возможность предоставилась, — ответил папа. — Как вы уже говорили, встреча своевременная, очень рад вас видеть. В моем сердце было очень большое желание, чтобы эта встреча состоялась».

Всего встреча длилась более двух часов. Патриарх и папа обсудили ряд важных проблем, затронув гонения христиан на Ближнем Востоке, военно-политическое противостояние и религиозный раскол на Украине, кризис семьи в современном обществе. Также главы церквей говорили о будущем христиан, дальнейшем развитии сотрудничества РПЦ и католической церкви, возможных совместных проектах, в частности, об обмене паломниками. Кирилл и Франциск общались на родных языках — русском и испанском, при помощи двух переводчиков.

Также состоялся обмен подарками: патриарх подарил папе список Казанской иконы Божией Матери и свою книгу «Свобода и ответственность» на испанском языке, Франциск в свою очередь преподнёс в дар Кириллу частицу мощей святителя Кирилла и чашу для причастия.

По итогам встречи патриарх и папа торжественно подписали совместную декларацию, состоящую из 30 пунктов.

Реакция

Представители религиозного сообщества по всему миру в целом благоприятно отнеслись к сообщениям о встрече патриарха и папы. Приветствовали встречу глав двух церквей, отмечая её важность и историческое значение, представители католической и православной церквей России, Белоруссии, Венгрии, Канады, Польши, Сербии, США, стран Ближнего Востока и других государств.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков назвал встречу Кирилла и Франциска обоюдным шагом навстречу России и Запада.

Роман Лункин, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, считает, что встреча, происходящая на фоне ближневосточного конфликта, который сопровождается притеснением христиан, несёт задачу вернуть христианство в мировую политику.

Раскритиковал текст декларации, принятой на встрече, предстоятель Украинской грекокатолической церкви верховный архиепископ Киево-Галицкий Святослав (Шевчук), заявив, что пункты, касающиеся Украины в целом и УГКЦ в частности, вызвали больше вопросов, чем ответов. Он подчеркнул, что «для документа, который должен быть не богословским, а, фактически, общественно-политическим, более слабой команды для его составления невозможно было себе представить», по его мнению, Папский Совет некомпетентен в вопросах международной политики и «деликатных вопросах российской агрессии в Украине», чем, по его мнению, и «воспользовался Отдел внешних церковных связей РПЦ». В РПЦ заявления Святослава назвали «непристойными», отметив, что в составлении декларации лично участвовали и патриарх, и папа.

Встреча патриарха и папы, а также подписанная декларация подверглись критике со стороны ряда представителей РПЦ. 6 марта в Санкт-Петербурге под председательством заштатного клирика Новгородской епархии иерея Алексея Мороза (по информации епархии — запрещённого в служении) состоялся круглый стол «Русская православная церковь и Гаванская декларация — победа или поражение?», участники которого осудили любые встречи иерархов РПЦ с папой римским и призвали дезавуировать декларацию. 31 марта в Москве прошли общественные слушания под названием «Гаванская декларация и „Всеправославный“ собор: за и против». В резолюцию слушаний вошло требование к иерархам РПЦ принести покаяние за нарушение церковных канонов. Параллельно с этим на интернет-телеканале «Царьград-ТВ» вышла авторская передача, где протоиерей Андрей Ткачёв цитировал письмо афонских монахов: «Задача лукавого — раскол Церкви изнутри». Монахи резко критиковали противников «гаванского процесса»: «Рога дьявола растут не из Ватикана, а из вашего кошелька», — заявили они.

Епископ Украинской православной церкви Московского патриархата Лонгин (Жар) заявил, что совместная декларация папы и патриарха носит еретический характер и отказался поминать патриарха Кирилла на литургиях. С аналогичной критикой выступил иеросхимонах Рафаил (Берестов), а также несколько других священнослужителей.

Встречу и декларацию осудил Союз русского народа, который заявил, что патриарх Кирилл нарушил церковные каноны, встретившись с папой римским. 22 мая в Липецке прихожане провели пикет против взаимоотношений РПЦ с папой римским и католиками.

Архиепископ Марк (Головков) не видит ничего удивительного в том, что среди православных нашлись противники такой встречи: «Мы в России, действительно, традиционно настороженно относимся к Ватикану, и для этого, к сожалению, есть основания. Тысячу лет продолжается разделение, нередко переходящее в противостояние. И в какие противостояния! Людей можно понять. При том что мы ни в коем случае не собираемся быть изоляционистами, но невозможно сбросить со счетов собственную историю и забыть, что в XIII веке против Руси были объявлены настоящие крестовые походы или жесточайшую католическую экспансию в Смутное время в начале XVII века, в которой принимали участие в том числе и легаты Римского папы. Да и в последнее время поведение униатов на канонической территории Русской православной церкви продолжает создавать реальную и очень болезненную проблему».

Как написал журналист Сергей Чапнин через год после встречи в Гаване: «Патриарх показал своему епископату, что он готов пренебрегать церковным уставом (в подобных вопросах патриарх подчиняется Архиерейскому собору), а епископат в ответ промолчал. В частных разговорах звучало и раздражение в адрес патриарха, и критика, но публично никто высказаться не решился. В результате модель церковного управления в РПЦ стремительно мутирует в сторону архаичной версии папизма. Патриарх единолично принимает ключевые решения, а голос епископата (как Синода, так и собора) — это всего-навсего декоративное оформление патриаршей воли». В то же время Сергей Чапнин отмечает: «Волна жёсткой критики, которая обрушилась на патриарха с их стороны, оказалась большой неожиданностью. Тезисы были довольно простые: „встреча с папой — это предательство православия“, „встреча с еретиком — это измена Святой церкви“».

Примечания

  1. 1 2 3 Коробов П., Пушкарская Е. Ввиду сложившихся предстоятельств // Коммерсантъ : газета. — № 20 (6 февраля 2016). — С. 1.
  2. 1 2 3 Алексей Букалов, Вера Щербакова. «Огромное событие»: встреча патриарха и понтифика как важная веха в отношениях церквей. ТАСС (5 февраля 2016). Проверено 6 февраля 2016.
  3. Сергей Старцев. Профессор: встреча понтифика и патриарха – благая весть для христиан. РИА Новости (6 февраля 2016). Проверено 6 февраля 2016.
  4. Религиовед: встреча патриарха и папы – историческая и сенсационная. РИА Новости (11 февраля 2016). Проверено 12 февраля 2016.
  5. Слуцкий: встреча папы римского и патриарха может стать эпохальной. РИА Новости (5 февраля 2016). Проверено 6 февраля 2016.
  6. Rosie Scammell. Pope Francis and Russian patriarch to meet in Cuba in historic breakthrough (англ.). Washington Post (5 February 2016). Проверено 6 февраля 2016.
  7. Старцев С. Папа Франциск призвал христиан к продвижению по пути к единству. РИА Новости (6 декабря 2015). Проверено 6 февраля 2016.
  8. Русская православная церковь // Православие: Словарь атеиста / под общ. ред. Н. С. Гордиенко.. — М.: Политиздат, 1988. — С. 202-203. — 272 с. — ISBN 5-250-00079-7.
  9. Заседание Священного синода 10 июня 1997 года. Русская православная церковь.
  10. Ответы Святейшего Патриарха Алексия на вопросы журнала «Ля Ви» | Православие и мир
  11. Митрополит Кирилл дал интервью греческой газете «Вима» // «Вима» : газета (опубликовано на сайте Московской Патриархии). — № 14999 (25 февраля 2007).
  12. Гринкруг О. Церкви должны сотрудничать ради сохранения христианских ценностей. РИА Новости (19 мая 2006). Проверено 6 февраля 2016.
  13. Решение о встрече папы и патриарха было принято в день его оглашения. РИА Новости (12 февраля 2016). Проверено 12 февраля 2016.
  14. Иларион: согласована декларация папы римского и патриарха Кирилла. РИА Новости (11 февраля 2016). Проверено 11 февраля 2016.
  15. Источник в РПЦ: текст декларации папы и патриарха занял 10 листов. РИА Новости (12 февраля 2016). Проверено 12 февраля 2016.
  16. 1 2 Патриарх Кирилл прибыл в Гавану. РИА Новости (11 февраля 2016). Проверено 11 февраля 2016.
  17. Папа римский прибыл в Мексику с первым пасторским визитом. РИА Новости (13 февраля 2016). Проверено 13 февраля 2016.
  18. Митрополит Волоколамский Иларион: Эта встреча должна была состояться и состоялась именно сейчас. Официальный сайт Московского патриархата. Проверено 13 февраля 2016.
  19. В ожидании исторической встречи: в аэропорту Гаваны готовят пресс-зал. РИА Новости (11 февраля 2016). Проверено 11 февраля 2016.
  20. Папа римский прибыл в Гавану для встречи с патриархом Кириллом. Интерфакс (12 февраля 2016). Проверено 13 февраля 2016.
  21. Патриарх Кирилл и папа Римский Франциск встретились на Кубе для обсуждения гонений на христиан. Интерфакс-Россия (12 февраля 2016). Проверено 13 февраля 2016.
  22. 1 2 3 Как проходила первая в истории встреча патриарха Московского и всея Руси и папы римского. ТАСС (12 февраля 2016). Проверено 13 февраля 2016.
  23. 1 2 3 4 Встреча тысячелетия: патриарх и понтифик встали на защиту христиан. РИА Новости (12 февраля 2016). Проверено 13 февраля 2016.
  24. Павел Краснов. Историческая встреча Патриарха и Понтифика прошла на Кубе. Первый канал (13 февраля 2016). Проверено 10 января 2017.
  25. Патриарх и папа договорились о совместных паломнических проектах. РИА Новости (13 февраля 2016). Проверено 13 февраля 2016.
  26. 1 2 «Событие цивилизационного масштаба»: реакция на встречу патриарха Кирилла и папы Франциска. ТАСС (13 февраля 2016). Проверено 13 февраля 2016.
  27. Католики Белоруссии с радостью восприняли встречу главы РПЦ и папы. РИА Новости (13 февраля 2016). Проверено 13 февраля 2016.
  28. Букалов А. Венгерский кардинал: встреча патриарха и папы — закрепление диалога между церквями. ТАСС (7 февраля 2016). Проверено 6 февраля 2016.
  29. Полина И. Польская католическая церковь приветствует встречу патриарха Кирилла и папы Франциска. Euronews (6 февраля 2016). Проверено 6 февраля 2016.
  30. Сербская церковь приветствует встречу патриарха Кирилла и понтифика. РИА Новости (11 февраля 2016). Проверено 11 февраля 2016.
  31. Шитов А. Нацсовет церквей США приветствует предстоящую встречу патриарха Кирилла с папой Франциском. ТАСС (6 февраля 2016). Проверено 6 февраля 2016.
  32. Православная церковь США приветствует встречу патриарха Кирилла и папы Франциска. RT (5 февраля 2016). Проверено 6 февраля 2016.
  33. Христиане Ближнего Востока ждут помощи от патриарха и папы. РИА Новости (11 февраля 2016). Проверено 11 февраля 2016.
  34. Латинский патриарх надеется, что РКЦ и РПЦ перейдут на один календарь. РИА Новости (11 февраля 2016). Проверено 11 февраля 2016.
  35. В Кремле назвали встречу Кирилла и Франциска обоюдным шагом навстречу России и Запада. Интерфакс (8 февраля 2016). Проверено 11 февраля 2016.
  36. Лункин Р. Встреча церквей: начало «крестового похода» против исламского экстремизма. РБК (11 февраля 2016). Проверено 11 февраля 2016.
  37. Глава Униатской церкви раскритиковал декларацию патриарха и понтифика. РИА Новости (14 февраля 2016). Проверено 15 февраля 2016.
  38. Липич О. Митрополит Иларион: папа и патриарх лично составляли текст декларации. РИА Новости (17 февраля 2016). Проверено 17 февраля 2016.
  39. Клочкова К. Как в Петербурге патриарха ругали. Фонтанка.ру, 14.3.2016.
  40. Мальцев В. Всеправославный собор готовят с грехом пополам. // НГ-Религии, 20.4.2016.
  41. Мальцев В. Патриарха Кирилла осудили за «поцелуй с Иудой». Пророссийские епископы Украины недовольны его встречей с папой Франциском. // Независимая газета. — 6.4.2016.
  42. Заявление Главного совета Союза русского народа в связи с протестами православных верующих против Гаванской декларации.
  43. Православные Липецка провели акцию протеста.
  44. Ответы епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) на вопросы корреспондента РИА Новости о встрече Святейшего Патриарха Кирилла и папы Франциска. Православие.Ru.
  45. Сергей Чапнин/статьи/Случайная встреча в Гаване. Зачем патриарх обнимался с папой римским?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *