Алтарь это в церкви

Алтарь

У этого термина существуют и другие значения, см. Алтарь (значения). Алтари

Алта́рь (лат. altarium) — жертвенник (от altaria — навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы: altus — высокий, ara — возвышенное место для жертвоприношения; жертвенник).

У древних язычников

Распространено мнение, что у древних народов алтарь был местом, где они приносили жертву своим божествам. Это ошибка. Жертвы приносили на специальных жертвенниках, а алтарь был символом божества и местом, где располагались священные предметы. Случаев совмещения алтаря и жертвенника известно немного, в основном у античных греков и семитских народов. Обычно сооружался из природных материалов (камней, земли, глины и т. д.) в святых местах: на полянах, у ручья, в роще, то есть там, где впервые или наиболее ярко произошло взаимодействие с божеством. В Древней Греции приобрёл вид храмов (см., например, известный Пергамский алтарь в Берлине).

В христианской Церкви

В христианстве термин «алтарь» имеет два значения.

На Востоке

Главный алтарь Свято-Троицкого собора Ионинского монастыря

На православном христианском Востоке алтарём называют восточную часть христианского храма, находящуюся на возвышении, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом. В центре алтарной части храма находится престол в виде квадратного стола, на котором обычно находится антиминс, крест и Евангелие. Под престолом или в антиминсе находится часть святых мощей — в соответствии с древней христианской традицией совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. В алтаре обычно находится также жертвенник или особый стол для совершения проскомидии. В храме может быть несколько алтарей и престолов. На одном престоле дозволяется в день служить литургию только один раз.

В греческих Церквах святой алтарь называют греч. ἰερòν Βῆμα.

По канонам Восточной Церкви, в алтарь дозволяется входить только священно- и церковнослужителям и при совершении таинства Крещения. На практике делается исключение для помогающих в алтаре мужчин (алтарников); в женских монастырях их заменяют, согласно канонам, монахини преклонного возраста (15 правило Никифора Исповедника). Бывают и другие исключения.

Таким образом, алтарь восточной церковной традиции наследует свойства Адитума языческих храмов.

В России

Алтарь Владимирского скита на ВалаамеАлтарь церкви Святого Саркиса в Славянске-на-Кубани

В дореволюционной России, в принципе, как и сейчас, в алтаре во время богослужения мог присутствовать, по благословению настоятеля, кто-либо из особенно известных и уважаемых прихожан.

Президенты В. В. Путин и Д. А. Медведев неоднократно присутствовали в алтарях во время богослужения, как и другие видные церковные ктиторы. В 2001 году, по сведениям некоторых СМИ, президент Путин причащался в алтаре Храма Христа Спасителя за Пасхальной литургией (официальные церковные источники этого не подтверждают).

Согласно церковному праву принимать Св. Тайны в алтаре могут только епископы, пресвитеры и диаконы, а также православные цари (постановления Соборов: Лаодикийского 14 и 19; VI Вселенского 69; VII Вселенского 14). Однако в современной практике в исключительных ситуациях (например, в Великий четверг) в алтаре причащаются и миряне. В частности, такого права удостаиваются студенты некоторых духовных учебных заведений, но не на регулярной основе.

На Западе

Алтарь церкви Мадлен.Париж

На Западе алтарём называется сам престол, на котором совершается Евхаристическая Жертва; часть храма, в которой он находится, именуется пресвитерием.

Часто алтарем называется также алтарный образ или алтарная композиция — живописное изображение или композиция из живописных, скульптурных и архитектурных элементов, размещенная над престолом (напр., «Гентский алтарь» Яна ван Эйка).

См. также

Алтарь в Викисловаре

Алтарь на Викискладе

  • Буддийский алтарь
  • Капище
  • Киворий
  • Алтарная картина
  • Ретабло

Примечания

  1. Царь Дмитрий I // Журнал «Власть» № 17(770) от 05.05.2008
  2. Патриарх Алексий совершил Пасхальные богослужения
  3. Иеромонах Иов (Гумеров). О современной практике вхождения в алтарь

Ссылки

  • Алтарь, жертвенник // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Глоссарий сайта Московской Патриархии
  • Алтарь (сайт liturgy.ru)
Храмовая архитектура
Христианские Крестово-купольный храм • Шатровый храм • Базилика • Ротонда • Восьмерик на четверике • Иже под колоколы • Корабль • Надвратный храм • Железная церковь • Зальный храм
Буддийские Пранг • Пагода • Сала • Ступа • Кумбум • Тахото • Так-пху • Чайтья
Языческие Митреум • Моноптер • Нимфеум • Наиск • Капище • Гонтина • Серапеум • Мегалитические храмы Мальты • Мандир
План и объёмы Наос • Пронаос • Опистодом • Неф • Апсида • Четверик • Восьмерик • Капелла • Хоры • Галерея • Средокрестие
Помещения Экзонартекс • Притвор • Венец капелл • Придел • Крипта • Подклет • Карильон • Вима • Амвон • Алтарь • Трансепт • Исповедальня • Эмпоры
Несущие конструкции Столб • Колонна • Аркада • Каркасная система готической архитектуры • Контрфорс • Аркбутан • Нервюра
Своды и перекрытия Арка • Свод • Конха • Парус • Тромп • Барабан • Глава • Купол • Шатёр • Журавец • Закомара • Кокошник • Лемех • Небо
Храмовые сооружения Звонница • Карильон • Колокольня • Кампанила • Капелла • Придел • Баптистерий • Киворий • Гульбище • Клуатр • Трапезная • Мартириум

С латинского термин «алтарь» можно перевести как «возвышенный жертвенник». Он занимает восточную часть церковного строения и считается самым важным местом Божьего дома. В алтаре, который иногда именуют святилищем, располагается Престол, где проводят ритуал евхаристии, жертвенный стол (предложение) и епископская кафедра, на которой восседает архиерей.

Что такое алтарь в церкви

Внутреннее пространство христианской церкви разделено на три части:

  1. Притвор.
  2. Середину.
  3. Алтарное помещение.

Алтарь – это главная часть храма, символ Престола Господня

Чтобы войти в любой православный храм нужно подняться по ступеням на паперть (площадку). В притворе совершается обручение, обряд литии, читается молебен родильниц и чин оглашения. Эту западную часть церкви также именуют трапезной.

В среднем пространстве Божьего дома во время церковных служений стоят прихожане и участвуют в службах. Оно отделено от алтарной части иконостасом, который выступает прообразом полноценности Небесной обители.

Алтарь является прообразом Небесной обители, он символично повторяет ту знаменитую горницу, где прошла Тайная вечеря. Здесь всегда соблюдается особенная чистота и святость, сюда позволительно входить только священнослужителям, показывающим мирянам пример смиреной праведности.

На заметку! В католицизме алтарем именуют сам Престол, где совершается Таинство Причастия, а также картину, размещенную выше трапезы.

История появления

История возвышенного жертвенника начинается в период раннего христианства, когда первые последователи Спасителя были вынуждены прятаться от гонений в темных катакомбах. Последователи Мессии строили подземные храмы, а в передней их части, отгороженной невысокой решеткой или небольшими колоннами, устанавливался саркофаг из камня.

Здесь хранились чудотворные останки великомученика, отдавшего жизнь за Господа. На этой гробнице христиане проводили обряды Евхаристии (Причастия), то есть претворяли священные хлеб и вино в тело и кровь Мессии.

  • Уже с древних времен алтарь устанавливали на подиуме, который возвышался над остальными элементами церковного строения. Изначально он состоял из Престола, находящегося в самом её центре, епископского трона и Горнего места (особых скамей). Стол-жертвенник (предложение) и церковная ризница, где хранились сосуды для ритуалов, находились в приделах по сторонам от алтаря.
  • Спустя время жертвенник стали помещать с левой стороны от Горнего места, что способствовало изменению названий отдельных церковных объектов. Престол стали называть трапезой, предложение, предназначенное для приготовления Святых Даров, — жертвенником, а епископское седалище — Горним местом.

В алтаре располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения

  • По старинной традиции в алтарной стене на востоке устаивается апсида (полукружие). Сегодня в центре алтаря помещают Священный Престол. К средней части апсиды примыкает возвышенность, где обыкновенно устанавливается кресло епископа, знаменующее трон Вседержителя. Именно поэтому оно называется Горним местом, которое обязательно освящается во время церковных служений. Проходя рядом, миряне и священники совершают поклон и крестное знамение, здесь всегда возжигается свеча.
  • В первые годы христианства в помещение алтаря не разрешалось входить никому из обыкновенных прихожан (особенно женщинам), это обусловливалось его божественной и чистой святостью. Чуть позже для инокинь монастырей сделали исключение, им разрешалось совершать здесь работы по уборке и возжиганию лампады. Впоследствии, право на вход, после благословения архиерея, получили иподиаконы, чтецы и алтарники, которые также занимались тем, что приводили святилище в надлежащий для богослужений вид.

На заметку! Со времен дореволюционной России в отечественных церквях часто разрешали присутствовать в алтарном помещении известным и уважаемым гражданам. Президент РФ В. Путин неоднократно ступал в пространство жертвенника во время богослужений, как и многие лица, вложившие в создание храма финансы и усилия.

Читайте о храме:

  • Зачем ходить в храм, если Бог в душе
  • Можно ли ходить в храм во время беременности
  • Можно ли зайти в храм выпившим

Значение и устройство

Алтарное пространство, где проходит ритуал Причастия, знаменуют собой чистую и устланную горницу, в которой состоялась знаковая Тайная вечеря. В Служебнике этот возвышенный жертвенник часто называют святилищем, так как древние христианские Учители Церкви использовали это именование в своих богословских трактатах. Употребление термина «Святая Святых» в отношении к алтарю сближает новозаветный жертвенник с ветхозаветным, а также связывает их нескончаемой божественностью.

Основное назначение алтаря – проведение различных религиозных обрядов

Святилище символизирует Небесную обитель, где извечно пребывает Господь.

  • В его центре располагается Престол (трапеза), считающаяся главной святыней церковного строения. Этот стол покрыт красивой тканью, под ним находятся чудотворные останки какого-либо святого. Здесь совершают Литургию и Причастие. На трапезе находится евангельский крест, предназначенный для освящения прихожан. На ткани, называемой антиминс, изображается положение Христа во Гроб. Специальная губка, завернутая в этот платок, предназначается для сбора частиц причастной пищи.
  • В алтарном помещении находится дарохранительница, имеющая форму небольшой часовни, а также лампада, несколько подсвечников, мирница с освященным елеем.
  • За Священной трапезой находится семисвечник, являющийся обязательным атрибутом православного богослужения. Изначально древние христиане использовали только две свечи, олицетворяющие божественную и человеческую природу Бога. О символизме семисвечника можно узнать из книги, написанной И. Богословом. Автор говорит о 7 Божьих духах, 7 Таинствах, 7 церквях, 7 чашах Господнего Гнева, 7 громах, 7 печатях и 7 ангельских трубах. Рядом располагается деревянный запрестольный крест с изображением Распятия.
  • В алтаре находится жертвенник, слева от Священного Престола. Это церковное сооружение часто называют предложением, по размерам он практически сходен с трапезой, имеет ту же высоту. На жертвеннике хранятся Святые Чаша и Потир, куда наливается вода или вино. Здесь же находится дискос, на который ставится причастный хлеб, символизирующий тело Божьего Сына. С помощью особой металлической палочки (копия) вынимают остатки пищи во время Проскомидии. Этот предмет символизирует копье, пронзившее тело Спасителя.
  • Справа от Священной трапезы расположена ризница, то есть место, где церковнослужители одеваются и хранят одежды для проведения богослужений. Здесь также лежит церковная утварь и религиозные книги.
  • Между трапезной и алтарем находится Горнее место, оно представлено в виде возвышения.

На заметку! Жертвенный алтарь принято устанавливать в восточной части Божьего дома. Подобная традиция появилась в древности, когда было принято при строительстве ориентироваться на первые лучи солнца. Получается, что возвышенный жертвенник первым принимает на себя солнечный свет. Видео о том, как устроен алтарь православного храма

аналой

церковный столик

Альтернативные описания

• (аналогий, налой) высокий узкий столик с наклонной верхней плоскостью, на которую кладут икону, крест или Евангелие (для чтения стоя)

• аналогий, налой, в храме или молельне небольшой высокий столик с наклонной столешницей

• в православной церкви: столик, на который во время службы кладутся богослужебные книги

• столик в церкви для икон, книг, крестов

• столик, используемый для книг во время службы в православной церкви

• высокий наклонный столик для икон, книг, креста

• переведите на греческий язык «подставка для книг»

• высокий наклонный столик для церковных книг во время богослужения

• подставка для библии

• церковная подставка для библии

• пюпитр

• вокруг него обводят при венчании

• «пюпитр» для богослужения

• «пюпитр» для библии

• столик для икон

• предмет церковной мебели

• на него батюшка кладет Библию

• подставка для икон

• высокая подставка для церковных книг

• Высокий столик с покатым верхом в церкви

• В православном храме стол для церковных книг, крестов и икон

Расскижите,пожалуйста,об устройстве храма. Спасибо

На сайте храма святой мученицы Татианы находится очень хороший проект, который рассказывает об устройстве храма.

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для Богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Как ветхозаветный храм (вначале — скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор; так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор.

Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает — Царство Небесное.

В Ветхом Завете во святое святых никто не мог входить. Только первосвященник мог входить, один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения, было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот, почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

Святилищу соответствует, в нашем православном храме средняя часть храма. В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел право входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе, для исправления.

Православные храмы строятся алтарем на восток — в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас «восток», от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: «Солнце правды», «с высоты Востока», (т. е. «Восток свыше»); «Восток имя Ему».

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами.

Храм Божий, по своему внешнему виду, отличается от прочих зданий. Большею частью, храм, в своем основании, устраивается в виде креста. Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля, это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга, этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника, как бы звезды, означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою, на которой ставится крест, во славу главы Церкви — Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы — три Лица Св. Троицы; пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к Богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о Богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т. п., называется «трезвон». Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон». Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

Самая главная часть храма есть алтарь. В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме — святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно Богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово «алтарь» значит возвышенный жертвенник.

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящейся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею — белою, из полотна, и верхнею, — из более дорогой материи, большею частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находится: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок), с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии (Слово «антиминс» греческое, значит «вместопрестолие»).

Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющейся илитоном. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.

Евангелие, это — слово Божие, учете Господа нашего Иисуса Христа.

Крест, это — меч Божий, которым Господь победил диавола и смерть.

Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом; оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждою. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства причащения.

На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним, а именно:

1. Св. Чаша, или потир, в который перед Литургией вливается вино с водою, прелагаемое потом, за Литургией, в кровь Христову.

2. Дискос — небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для освящения на Божественной Литургии, для преложения его в тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и ясли и гроб Спасителя.

3. Звездица, состоящая из двух металлических небольших дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя.

4. Копие нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копие, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте.

5. Лжица — ложечка, употребляемая для причащения верующих.

6. Губка или плат — для вытирания сосудов.

Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами. Большой же покров, покрывающий и чашу и дискос вместе, называется воздухом, знаменуя собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все же вместе покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, а равно и Его погребальные пелены (плащаницу).

Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и диаконов.

На жертвеннике еще находятся ковш, в котором подается, вначале проскомидии, вино с водою для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.

В алтаре еще находится кадильница или кадило, употребляемое для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.

Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие должны отвечать поклоном.

В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды.

Дикирием называется подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе — Божеское и человеческое.

Трикирием называется подсвечник с тремя свечами, знаменующими нашу веру в Пресвятую Троицу.

Рипидами или опахалами называются прикрепленные к рукояткам металлические круги, с изображением на них херувимов. Рипидами диаконы веют над дарами, при освящении их. Раньше они делались из павлиньих перьев и употреблялись для охранения св. Даров от насекомых. Теперь веяние рипид имеет символическое значение, оно изображает присутствие небесных сил при совершении таинства Причащения.

С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т. е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается Богослужение.

Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом.

В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу Богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов, т. е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя, а налево от царских врат — икона Божией Матери.

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь, а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь. На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил, или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона, то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников, в третьем — иконы апостолов, в четвертом — иконы пророков, на самом же верху — всегда помещается крест.

Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах, т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях, т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма. Это Возвышение перед иконостасом называется солеею.

Середина солеи, против царских врат, называется амвоном, т. е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.

По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.

У клиросов стоят хоругви, т. е. иконы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам, в виде знамен. Их носят во время крестных ходов, как церковные знамена.

В храме имеется еще канунник, так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупокойные Богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты Богослужения.

Так же смотрите: Устройство православного храма.

У этого термина существуют и другие значения, см. Алтарь (значения). Алтари. Иллюстрация из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона

Алта́рь (лат. altarium) — жертвенник (от altaria — навершие жертвенника, приспособление для сжигания жертвы; от altus — высокий). Первоначально — сооружение для совершения ритуальных жертвоприношений. В православной традиции — главная, обычно восточная, часть храма, как правило, отделённая от общего помещения иконостасом.

Обычно сооружался из природных материалов (камней, земли, глины и т. д.) в святых местах: на полянах, у ручья, в роще, то есть там, где впервые или наиболее ярко произошло взаимодействие с божеством. В Древней Греции приобрёл вид храмов (см., например, известный Пергамский алтарь в Берлине).Так же имеет значение Алатырь-камень, сакральное место для проведения ритуальных служб.

Витрувий закрепляет ориентировку алтаря на восток.

В христианской церкви

Главный алтарь Свято-Троицкого собора Ионинского монастыря

На православном христианском Востоке алтарём называют возвышенную восточную часть христианского храма, предназначенную для священнослужителей и обычно отделённую от средней части храма иконостасом. В центре алтаря находится престол в виде квадратного стола, на котором обычно находится антиминс, завёрнутый в илитон, богослужебное Евангелие, напрестольный крест, дарохранительница, дароносица и святое Миро в крестильном ящике. Под престолом или в антиминсе находится часть святых мощей — в соответствии с древней христианской традицией совершать литургию на гробницах мучеников в катакомбах. Над престолом иногда сооружается сень с подвешенным образом парящего голубя, символизирующего Святого Духа, сходящего на Святые Дары.

В соответствии с древними традициями, восточная стена алтаря устраивается в виде полукружия — апсиды. В её центральной части помещается образ Господа Вседержителя, восседающего на троне, или образ Христа, причащающего апостолов. Под этим образом, прямо против престола, сооружается возвышение — горнее место (горний по-славянски значит «вышний», «возвышенный»), которое является образом Небесного престола Господа Вседержителя. Каждый раз, проходя мимо горнего места, необходимо перекреститься и поклониться Ему. Во многих храмах на горнем месте стоит кресло для архиерея, а с боков от него и ниже — сиденья для священников.

Сразу за престолом перед горним местом обычно ставится семисвечник в виде разветвляющегося столпа с семью лампадами.

У восточной стороны престола на длинных древках справа от семисвечника устанавливается запрестольный крест, а слева — запрестольная икона Божией Матери.

В северо-восточной части алтаря обычно у стены находится жертвенник — особый стол для совершения проскомидии. По внешнему устройству жертвенник во многом подобен престолу: его облачают в те же одежды (срачицу и индитию), а, в перерывах между богослужениями, также покрывают пеленой. Как и к престолу, к жертвеннику прикасаются только священнослужители.

У западной стены алтаря к югу между Царскими вратами и пономарскими часто ставится стасидия для настоятеля храма.

Между престолом и Царскими вратами разрешается проходить только священнослужителям во время богослужений. Обычно здесь постилается ковёр с дорожкой на амвон, иногда до аналоя посреди храма. Ковровое покрытие может быть вокруг престола, перед жертвенником и стасидией, или сплошное по всему алтарю.

У северной или южной стены алтаря может быть кадильная ниша и умывальница.

В храме может быть несколько алтарей и престолов. На одном престоле дозволяется служить литургию только один раз в день.

В греческих Церквах святой алтарь называют греч. ἰερòν Βῆμα.

По канонам Восточной Церкви, в алтарь дозволяется входить только священно- и церковнослужителям и при совершении таинства Крещения. На практике делается исключение для помогающих в алтаре мужчин (алтарников); в женских монастырях их заменяют, согласно канонам, монахини преклонного возраста (15-е правило Никифора Исповедника). Бывают и другие исключения.

Алтарь Владимирского скита на ВалаамеАлтарь церкви Святого Саркиса в Славянске-на-Кубани

В дореволюционной России, в принципе, как и сейчас, в алтаре во время богослужения мог присутствовать, по благословению настоятеля, кто-либо из особенно известных и уважаемых прихожан.

Президенты В. В. Путин и Д. А. Медведев неоднократно присутствовали в алтарях во время богослужения, как и другие видные церковные ктиторы.

Согласно церковному праву принимать Святые Тайны в алтаре могут только епископы, пресвитеры и диаконы, а также православные цари (постановления Соборов: Лаодикийского 14 и 19; VI Вселенского 69; VII Вселенского 14). Однако в современной практике в исключительных ситуациях (например, в Великий четверг) в алтаре причащаются и миряне. В частности, такого права удостаиваются студенты некоторых духовных учебных заведений, мирским чином, но не на регулярной основе.

Алтарь церкви Мадлен в Париже

В христианстве термин «алтарь» имеет два значения. На Западе алтарём называется сам престол, на котором совершается Евхаристическая Жертва; часть храма, в которой он находится, именуется пресвитерием. Часто алтарём называется также алтарная картина — живописное изображение или композиция из живописных, скульптурных и архитектурных элементов, размещённая над престолом (например, «Гентский алтарь» Яна ван Эйка).

В Базилике Святого Николая на Бари расположен уникальный мраморный алтарь-престол, конструкция которого предусматривает специальное оконце для личного поклонения верующих мощам святителя Николая Чудотворца.

Буддизм

Буцудан — домашний алтарь в Японии

Обычный буддийский алтарь располагается на самом высоком месте и состоит из нескольких групп объектов. Самыми важными являются три объекта, которые представляют тело, речь и ум Будды. Из них состоит базовый алтарь. Первым из этих объектов является статуя Будды или бодхисаттвы, которая помещается в центре. Вторым объектом является сакральный текст, символизирующий речь Будды. Он завёрнут в тёмно-красную или жёлтую ткань и располагается слева от Будды. С правого бока алтаря размещается ступа, как символ ума Будды. Вместо каждого из этих объектов могут быть использованы изображения.

Вокруг этих объектов могут располагаться изображения будд, бодхисаттв, лам и защитников. В Ваджраяне, в частности в тибетском буддизме, центральным аспектом является лама или учитель. Вокруг него могут размещаться идамы и защитники.

Вторая группа объектов относится к дарам. Обычно используют семь чаш с дарами Будде и бодхисаттвам. Они должны быть расположены по прямой линии и содержать (слева направо): питьевую воду; воду для умывания; рис и цветы; рис и благовония; свечу, ароматизированную воду, рис и еду. Иногда среди даров есть морская раковина и колокольчик, символизирующие пробуждение существ, которые слушают Дхарму.

К третьей группе объектов относят предметы, которые используют во время особых ритуалов (или постоянно). К ним относят тормы, дордже, колокольчик, хрустальный шар.

Алтарь:

  • Значения в Викисловаре
  • Медиафайлы на Викискладе
  • Капище
  • Киворий
  • Алтарная картина
  • Ретабло
  • Михраб
  1. Значение слова «алта́рь».
  2. Десять книг об архитектуре, кн.IV
  3. Алексей Кашкин. „Устав православного богослужения“. Саратов, 2010 г., стр. 39, 41-43.
  4. Иеромонах Иов (Гумеров). О современной практике вхождения в алтарь // Православие.ру, 27.10.2006
  5. СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ. ПРАЗДНИКИ, см. с 14:43 до 14:51, с 16:38 до 16:52, с 18:21 до 18:25, с 18:39 до 18:43.
  • Марков Н. Ф. Алтарь // Православная богословская энциклопедия. — СПб.: Издание Петроград. Приложение к духовному журналу «Странник», 1900. — Т. 1. — Стб. 552
  • Глоссарий сайта Московской Патриархии
  • Алтарь (сайт liturgy.ru)
  • Словарь буддийских терминов. Алтарь. Дата обращения 7 ноября 2010. Архивировано 11 мая 2012 года.
  • Буддийский алтарь и его устройство. Геше Джампа Дакпа.. Дата обращения 7 ноября 2010. Архивировано 11 мая 2012 года.

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4001381-9 · LCCN: sh85003895

Значения в других словарях

  1. Алтарь — В античную эпоху: возвышение для сожжения жертвоприношений богам; в христианском храме: место для богослужебных действий священников. Словарь по культурологии
  2. Алтарь — Алтарь см. Жертвенник. Библейская энциклопедия Брокгауза
  3. алтарь — Алт’арь (Пс.50:21) — см. жертвенник. Библейский словарь Вихлянцева
  4. Алтарь — Рис.Е.Макаровой Алтарь (лат. Altus — высокий, Alta ara — возвышенное место) — восточная, главная часть христианского храма, где духовенство совершает священнодействия. В алтаре находятся престол, жертвенник и кафедра. Алтарь возвышается над полом храм Краткий религиозный словарь
  5. алтарь — Древнерусское – алтарь. Старославянское – алътарь, олътарь. Греческое – altari. Латинское – altare. В древнерусском языке слово встречается с XI в., чаше в форме «олтарь». Этимологический словарь Семёнова
  6. алтарь — Судейский стол Словарь воровского жаргона
  7. алтарь — АЛТАРЬ -я; м. . 1. Место для жертвоприношений у языческих народов; жертвенник. 2. Часть храма, в которой на возвышении находится святой престол. 3. Высок. О месте, внушающем благоговение. Сцена в театре — это а. искусства. Толковый словарь Кузнецова
  8. алтарь — алтарь м. 1. Место жертвоприношений; жертвенник (у древних народов). || перен. Место или сфера деятельности, которые внушают благоговение, которые очень дороги. 2. Главная, восточная часть христианского храма, отделенная алтарной преградой, а в православных храмах — иконостасом. Толковый словарь Ефремовой
  9. алтарь — алта́рь м., русск.-цслав. алътарь (Остром.) наряду с олътарь. Очевидно, из лат. altāre, едва ли через ср.-греч. ἀλτάρι(ον), вопреки Фасмеру, ИОРЯС 12, 2, 220; Гр.-сл. эт. 29 и Превый, голодный»; ср. Траутман, BSW 6 и сл. . 1. Жертвенник. Потух огонь на алтаре. Пушкин. 2. Главная часть церкви. || перен. Церковь, религия (книжн. поэт. устар.). Он сердцем почитать привык алтарь. Пушкин. І ВозложитЬ или принестИ на алтарЬ чего (книжн. ритор, поэт. Большой словарь иностранных слов
  10. алтарь — АЛТАРЬ, я, м. 1. Восточная возвышенная часть христианского храма (в православной церкви отделённая от общего помещения иконостасом). 2. В старину: то же, что жертвенник. Принести свою жизнь на а. отечества (перен. Толковый словарь Ожегова
  11. алтарь — сущ., кол-во синонимов: 4 ацерра 1 жертвенник 8 святилище 31 созвездие 121 Словарь синонимов русского языка
  12. алтарь — орф. алтарь, -я Орфографический словарь Лопатина
  13. алтарь — -я, м. 1. Место для жертвоприношений у первобытных народов; жертвенник. 2. Восточная часть церкви, где находится престол, отделенная от общего помещения иконостасом. Малый академический словарь
  14. алтарь — Алтарь, алтари, алтаря, алтарей, алтарю, алтарям, алтарь, алтари, алтарём, алтарями, алтаре, алтарях Грамматический словарь Зализняка
  15. АЛТАРЬ — АЛТАРЬ (лат. altaria, от altus — высокий) — жертвенник; первоначально место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Др. Греции и Риме — отдельные сооружения; в христианских храмах — столы («престолы») для совершения таинства… Большой энциклопедический словарь
  16. алтарь — АЛТ’АРЬ, алтаря, ·муж. (·лат. altare). 1. Жертвенник. «Потух огонь на алтаре.» Пушкин. 2. Главная часть церкви. | перен. Церковь, религия (·книж. ·поэт. ·устар. ). «Он сердцем почитать привык алтарь.» Пушкин. Толковый словарь Ушакова
  17. алтарь — Служитель алтаря Словарь синонимов Абрамова
  18. Алтарь — (лат. altaria, от altus — высокий), жертвенник, а также важнейшая часть христианского храма. Первоначально — место для жертвоприношений на открытом воздухе. В Древней Греции и Риме — отдельные сооружения, украшенные мрамором и рельефами. Художественная энциклопедия
  19. алтарь — Алта́рь/. Морфемно-орфографический словарь

Словарь храмовой архитектуры

Абсида (апсида) – алтарный выступ, как бы пристроенный к храму, чаще всего полукруглый, но встречается и многоугольный; перекрытый полукуполом (конхой). Внутри абсиды помещался алтарь.

Алтарь (от лат. «alta ara» – высокий жертвенник) – главная часть христианского храма в его восточной части. В православном храме отделяется алтарной перегородкой или иконостасом. В алтаре размещался престол – возвышение для совершения главного христианского таинства – евхаристии. Алтарь створчатый – икона, состоящая из нескольких складывающихся досок, покрытых живописными изображениями с обеих сторон (диптих, триптих, полиптих).

Алтарная преграда – невысокая стенка или колоннада, отгораживающая алтарную часть храма в православных храмах (с IV века).

Амвон – (от греч.) – возвышение в центре храма, с которого произносили проповеди, читали Евангелие. Как правило, был окружен колоннами, несущими крышу (киворий).

Аркатурный пояс – украшение стены в виде ряда декоративных арочек.

Аркбутан – открытая полуарка, служащая для передачи давления на контрафорсы храма.

Атриум – закрытый внутренний двор, куда выходят остальные помещения.

Аттик – (от греч. Attikos – аттический) – стенка, возведенная над венчающим архитектурное сооружение карнизом. Часто украшается рельефами или надписями. В античной архитектуре обычно завершает триумфальную арку.

Базилика – прямоугольное в плане здание, разделенное колоннами (столбами) на несколько продольных галерей (нефов).

Барабан – цилиндрическая или многогранная верхняя часть храма, над которой надстраивается купол, завершающийся крестом.

Барабан световой – барабан, грани или цилиндрическая поверхность которого прорезана оконными проемами Глава – купол с барабаном и крестом, увенчивающий храмовое здание.

Баптистерий – крещальня. Небольшое центрическое здание, круглое или восьмиугольное в плане.

Витраж – картина на стекле, орнамент из цветного стекла или другого материала, пропускающего свет.

Гемма – резной камень с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением.

Донжон – главная башня средневекового замка.

Дьяконник – помещение в алтарной части православного храма к югу от алтаря.

Жертвенник – помещение в алтарной части православного храма к северу от алтаря.

Звонница – надстроенное на стене храма или установленное рядом с ним сооружение с проемами для подвешивания колоколов. Виды звонниц: стенообразные – в виде стены с проемами столпообразные – башенные сооружения с многоранным (как правило, в русской архитектуре, – восьмигранным, реже – девятигранным) основанием с проемами для колоколов в верхнем ярусе. В нижних ярусах часто располагается церковь палатного типа – прямоугольный в плане объем с крытой сводчатой аркадой, опоры которой расположены по периметру стен.

Закомара – (от др.рус. комара – свод) – полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Замковый камень – камень, которым завершается свод или арочный проем.

Кампанила – в западноевропейской архитектуре отдельно стоящая четырехгранная или круглая башня- колокольня.

Канон – совокупность строго установленных правил, определяющих основной набор сюжетов, пропорций, композиций, рисунка, колорита для произведений искусства данного вида.

Контрафорс – вертикальный массивный выступ стены, укрепляющий основную несущую конструкцию.

Конха – полукупол над абсидой, нишей. Часто выполнялся в виде раковины.

Крестово-купольный храм – канонический тип византийского православного храма. Представлял собой укороченную базилику, увенчанную куполом, и, согласно Апостольским постановлениям, обращенную алтарем на восток.

Куб – основной объем храма.

Купол – покрытие в виде полушария, опрокинутой чаши и т.п.

Лемех – деревянная черепица, употреблявшаяся для покрытия глав, бочек и других верхов храма.

Луковица – церковная глава, напоминающая по форме луковицу.

Лопатка – вертикальный плоский и узкий выступ стены, подобна пилястре, но без базы и капители.

Луминарий – отверстие в потолке раннехристианского храма.

Мартирий – тип раннехристианского поминального храма над могилой мученика.

Мозаика – излюбленная в средние века разновидность монументальной живописи. Изображение выполняется из кусочков цветного стекла – смальты, натуральных камней. Кусочки смальты и камня имеют неправильную форму, свет на них многократно преломляется и отражается под разными углами, создавая волшебное мерцающее сияние, трепещущее в полутьме храма.

Наос – центральная часть византийского крестово-купольного храма, увенчанная главным куполом.

Нартекс – пристройка с западной стороны храма, придающая зданию более вытянутую прямоугольную форму. Отделялась от центральной части храма – наоса – стеной с арочными проемами, ведущими в каждый из нефов.

Нервюра – ребро дугообразной формы в готических сводах.

Неф – (от греч. «неус» – корабль) – вытянутое помещение, часть интерьера церковного здания, ограниченная с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов.

Паперть – крыльцо и небольшая площадка (обычно крытые) перед входом в православную церковь.

Пилястра (лопатка) – конструктивный или декоративный плоский вертикальный выступ на поверхности стены, имеющий базу и капитель.

Подклет – нижний этаж здания.

Поребрик – декоративная полоса из кирпичей, поставленных на ребро под углом к поверхности фасада. Имеет форму пилы.

Парус – элемент купольной конструкции в форме сферического треугольника. На паруса опирается основной купол.

Плинфа – плоский кирпич (обычно 40х30х3 см), строительный материал и элемент внешнего декоративного убранства храмов.

Портал – декоративно оформленный дверной проем здания.

Портик – галерея на колоннах или столбах, обычно перед входом в здание.

Придел – небольшой храм, пристроенный к основному зданию церкви, имеющий свой престол в алтаре и посвященный какому-либо святому или празднику.

Притвор – западная часть православного храмов у входа, где по Уставу совершаются некоторые части богослужения и требы (обручение, лития и др.).Эта часть храма соответствует двору ветхозаветной скинии. Вход в притвор с улицы устраивается в виде паперти – площадки перед входными дверями, на которую ведёт несколько ступеней.

Ризница – место в алтаре или отдельное помещение при христианском храме для хранения богослужебного облачения священников.

Руст – тесаный камень, лицевая сторона которого оставлена грубо околотой. Рустовка подражает природной фактуре камня, создает впечатление особой прочности и тяжести стены.

Рустовка – декоративная обработка штукатурной поверхности стены, имитирующая кладку из крупных камней.

Средокрестие – пересечение центрального нефа крестово-купольного храма с трансептом.

Травея – пространство нефа под сводом.

Трансепт – поперечный неф крестово-купольного храма.

Трапезная – часть храма, невысокая пристройка с западной стороны церкви, служившая местом проповеди, общественных собраний.

Фреска – («fresco» – свежий) – техника монументальной живописи водяными красками по сырой, свежей штукатурке. Грунтовка и закрепляющее (связующее) вещество представляют собой одно целое (известь), поэтому краски не осыпаются.

Техника фрески известна с античных времен. Однако, поверхность античной фрески полировалась горячим воском (смесь фрески с живописью восковыми красками – энкаустикой). Главная трудность фресковой живописи в том, что художник должен начать и закончить работу в тот же день, пока сырая известь не высохла. Если же необходимы поправки, нужно вырезать соответствующую часть известкового слоя и накладывать новый. Техника фрески требует уверенной руки, быстрой работы и совершенно четкого представления о всей композиции в каждой ее части.

Фронтон – завершение (треугольное или полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.

Хоры – открытая галерея, балкон во втором ярусе храма с западной стороны (или со всех сторон, кроме восточной). Здесь размещались певчие, а также (в католических храмах) орган.

Шатер – высокое четырех-, шести- или восьмигранное пирамидальное покрытие башни, храма либо колокольни, широко распространенное в храмовой архитектуре Руси до XVII века.

Ширинка – прямоугольная впадина в стене.

Яблоко – шар на завершении купола под крестом.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *