Алтарь в храме

Храм и его устройство

Обычно храм состоит из притвора, средней части и алтаря.

Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.

Иконостас

Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

В алтаре

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

Престол

Внутри престола находятся мощи святых, ибо в древности, в первые века, христиане совершали Евхаристию на гробницах святых мучеников. На престоле находится антиминс — шелковый плат, на котором изображено положение Спасителя во гроб. Антиминс в переводе с греческого языка означает вместопрестолье, так как в нем также имеется частичка святых мощей и на нем совершают Евхаристию. На антиминсе в некоторых исключительных случаях (например, в военном походе) можно совершать Таинство причащения, когда нет престола. На престоле стоит дарохранительница, обычно сделанная в виде храма. В ней находятся запасные Святые Дары для причащения больных на дому и в больнице. Также на престоле — дароносица, в ней священники носят Святые Дары, когда идут причащать болящих. На престоле располагается Евангелие (его читают за богослужением) и крест. Сразу за престолом стоит семисвечник — большой подсвечник с семью лампадами. Семисвечник был еще в ветхозаветном храме.

За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

Жертвенник

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.

Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

Престол в православном храме. Инфографика

Святой престол —
освященный четырехугольный стол для совершения Евхаристии.
Находится в центре алтаря храма.

Общие характеристики

Высота: 1 метр

Материалы: дерево, железо, мрамор

  • На престоле в Святых Дарах таинственным образом присутствует Сам Господь.

Фото Владимира Ештокина

  • Прикасаться к престолу и к предметам, которые на нем находятся, а также находиться по богослужебной надобности в пространстве между престолом и Царскими вратами могут только священнослужители.

Фото Юлии Маковейчук

  • Епископ освящает престол вместе с освящением антиминса и самого храма, в котором они будут находиться. Если епископ не имеет возможности лично освятить храм, он посылает освященный и подписанный им антиминс, а престол по его благословению освящается «малым чином».

На престоле

Кликните на картинку, чтобы открыть в большем размере

Видимые элементы

1. Напрестольный Крест

Обязательная принадлежность престола. После окончания службы напрестольный крест целуют все присутствующие в храме.

2. Антиминс

(«вместо престола» от греч. «анти» — вместо и «миссион» — стол)

Четырехугольный плат с изображением «Положения Христа во гроб» и вшитой частицей мощей, на котором совершается Литургия. Совершение Литургии без подписанного правящим архиереем антиминса невозможно.

3. Дарохранительница

Небольшая «часовня», с гробницей-ящичком, в котором хранятся Святые Дары — частицы Тела Христова, пропитанные Его Кровью. Они употребляются для причащения на дому больных и умирающих.

4. Напрестольное Евангелие

Евангелие, разделенное на отрывки-зачала, которые читаются на богослужении. По углам оклада изображены евангелисты, в центре — икона Воскресения. Во время богослужения лежит поверх завернутого в илитон антиминса, а во время Литургии верных стоит в правом верхнем углу престола.

5. Илитон

(греч. «обертка»)

Плат, в который завернут антиминс. Символизирует сударь — головную погребальную повязку Христа.

6. Индития

(греч. «верхняя нарядная одежда»)

Фото Юлии Маковейчук

Нарядное облачение, концы которого закрывают стороны престола. Символизирует одеяние царственной славы Спасителя.

Невидимые элементы

а) Ковчежец с мощами

Обычай полагать в основание престола мощи святых, в память о раннехристианской традиции совершать Евхаристию на гробах мучеников, известен
с IV века. VII Вселенский Собор сделал это правило обязательным.

б) Катасарка

(греч. «нижняя рубашка»)

Фото Юлии Маковейчук

Покров, укрывающий весь престол сверху до низу. Не используется, если престол каменный либо с резными деревянными или металлическими боками. Символизирует погребальную плащаницу Христа.

в) Вервие

Веревка, которой во время освящения опоясывается престол. Если престол освящает епископ – вервие со всех четырех сторон образует кресты; священник же просто опоясывает престол вокруг. Символизирует путы, которыми был связан Христос.

Святой Престол

В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Свято́й Престо́л, или Папский Престол (лат. Sancta Sedes, итал. la Santa Sede), — официальное собирательное название Папы Римского и Римской курии.

Суверенитет Святого Престола

Святой Престол является суверенным субъектом в статусе persona sui generis. Святой Престол также владеет собственной вспомогательной суверенной территорией, городом-государством Ватикан, которая управляется от имени римского понтифика губернатором (называется президентом комиссии понтифика в Ватикане). Эту должность всегда занимает кардинал Римской курии, назначаемый папой.

Суверенитет Ватикана, подтверждённый в Латеранских соглашениях 1929 года с королевством Италия, проистекает от постоянного светского суверенитета Святого Престола, который насчитывает около полутора тысяч лет (установлен папой Григорием Великим в 601 году), являясь древнейшей суверенной единицей из существующих ныне в мире.

Суверенитет Святого Престола признан в международном праве как самостоятельный и совершенно не зависящий от наличия суверенной территории (persona sui generis). Все дипломатические отношения устанавливаются не с городом-государством Ватикан, а со Святым Престолом. Дипломатические миссии иностранных государств аккредитуются при Святом Престоле. Дипломатические миссии Святого Престола называются апостольскими нунциатурами и возглавляются апостольскими нунциями (статус чрезвычайного и полномочного посла) или апостольскими про-нунциями (статус чрезвычайного посланника и полномочного министра). Святой Престол является постоянным наблюдателем при ООН.

Святой Престол — теократическая выборная монархия, возглавляемая Папой Римским, избираемым конклавом (коллегией кардиналов) пожизненно. Папа Римский имеет три нераздельные функции:

  • Как светский суверен в статусе монарха (с квалификацией суверенного князя);
  • Как римский епископ он является главой католической церкви и её высшим правящим иерархом;
  • Как суверен города-государства Ватикан (вспомогательной территории в статусе суверенного княжества).

Правительством Святого Престола является Римская курия, которая состоит из государственного секретариата (разделённого на две секции — общих дел и иностранных дел), комиссий и конгрегаций.

История

После поражения в 1322 году гибеллинов, сторонников императоров Священной Римской империи (начиная с Гогенштауфенов) в войне с гвельфами, сторонниками Святого Престола, папская резиденция всё ещё временно находилась в Авиньоне, куда была эвакуирована из Рима в 1309 году. Возврат Святого Престола в Рим произошел в 1377 году в понтификат Григория XI.

До 1871 года Святой Престол владел огромной вспомогательной суверенной территорией, которая занимала практически всю центральную часть Апеннинского полуострова (Церковное государство, Папская область, Папское государство — Stato della Chiesa или Stato Pontifico). Папа как светский суверен иногда передавал принадлежащие Святому Престолу территории под полное светское управление, производя таким образом светских феодальных вассалов в лице назначаемых им правителей. Таким правителям папа присваивал титулы герцогов (редко маркизов, менее значительным вассалам) и звание гонфалоньера Святой Церкви. Например, в 1561 году папа Пий IV (Джованни Анжело ди Медичи) даровал титулы великого герцога Тосканского и герцога Флоренции своему племяннику Козимо ди Медичи, который уже до этого получил в феодальное владение Тоскану и Флоренцию как папский вассал в ранге гонфалоньера и генерала Святой Церкви.

В 1870 году, во время понтификата Пия IX, войска короля Италии Виктора Эммануила II, подготовленные Гарибальди, вторглись на территорию Церковного государства и многократно превосходящими силами подавили сопротивление военных формирований и жандармерии Святого Престола, составлявшие на тот момент не более 17 000 человек, и захватили Рим. Ещё в 1861 году, когда было провозглашено объединённое Королевство Италия, Рим был объявлен столицей этого государства (фактически ей был Турин, резиденция Виктора Эммануила II как сардинского короля); с этого момента обладание Римом, находившимся до Франко-прусской войны под французской военной защитой, составило для Италии особый политический римский вопрос.

После 1870 года Папская область прекратила существование, и Святой Престол был лишён вспомогательных территорий. Однако на самого папу, членов Римской курии и папских придворных никто посягнуть не осмелился. Резиденция Святого Престола — Ватикан — осталась неприкосновенной, вплоть до такой степени, что королевская полиция даже не разоружила ни одно сухопутное военное формирование Святого Престола: ни корпус палатинской гвардии (милиция), состоявший из граждан Рима, ни дворянскую гвардию (Guardia Nobile), состоявшую из папских рыцарей — римских патрициев и дворян Святого престола, ни даже папскую жандармерию, функции которой были полностью утрачены с потерей территории, ни швейцарскую гвардию — личную охрану папы. Разоружены были только легионеры (папские зуавы) и части папского флота. Королевство Италия безоговорочно и полностью признавало все звания и дворянские титулы, которые даровались Святым Престолом с 1871 по 1929 год, в период формального отсутствия суверенной вспомогательной территории (хотя, как курьёз, территория Ватикана по-прежнему охранялась папскими военными частями). Хотя Святой Престол никогда не лишался своего уникального суверенитета (в статусе persona sui generis), однако в 1871 году он лишился возможности даровать феоды, чеканить монету и собирать пошлины и налоги.

Но в 1929 году Королевство Италия и Святой Престол узаконили свои отношения в Латеранских соглашениях и формально подтвердили признание друг друга суверенными субъектами, при этом Королевство Италия формально вернуло Ватикан (и летнюю резиденцию понтифика — Кастель-Гандольфо) под полную юрисдикцию Святого Престола (юридически, поскольку фактически Королевство Италия никогда ранее не осуществляло ни одного правового акта в отношении Ватикана).

Ватикан не является самостоятельным государством (хотя иногда в документах именуется городом-государством — «Stato della Citta del Vaticano»), а является суверенной территорией Святого Престола (что часто путают). Статус данного политико-территориального образования установлен положениями Латеранских соглашений. Суверенитет Ватикана не самостоятелен, а проистекает от суверенитета Святого Престола, а последний является базовым суверенным субъектом, правоспособным к установлению дипломатических отношений. Именно Святой Престол, а не Ватикан представлен в ООН.

Примечания

  1. В русском орфографическом словаре под редакцией В. В. Лопатина (стр. 671) употребляется «Святой престол», со строчной буквой во втором слове (Русский орфографический словарь: около 200 000 слов / Российская академия наук. Институт Русского языка им. В. В. Виноградова / Под ред. В. В. Лопатина, О. Е. Ивановой. — Изд. 4-е, испр. и доп. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012. — 896 с. (Фундаментальные словари русского языка).

Литература

на русском языке

  • Гергей Е. (венг.)русск. История папства / Пер. с венг. О. В. Громова. — М.: Республика, 1996. — 463 с.
  • Лозинский С. Г. История папства. / 3-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 382 с. — (Библиотека атеистической литературы).

на других языках

  • Schnürer, Gustav. States of the Church // The Catholic Encyclopedia. Vol. 14. New York: Robert Appleton Company, 1912.

Ссылки

  • Официальный сайт Святого Престола «Sancta Sedes» на восьми языках — английском, испанском, итальянском, китайском, латинском, немецком, португальском и французском
  • Текст Латеранских соглашений

Престол канонический, практическое изготовление и литургика.

Главную принадлежность алтаря составляет святой престол, по-гречески τραπεζα «трапеза,» как он называется иногда и по церковно-славянски в наших богослужебных книгах. В первые века христианства в подземных церквах катакомб престолом служила гробница мученика, по необходимости имевшая форму удлиненного четырехугольника и примыкавшая к алтарной стене. В древних же надземных церквах престолы стали устраиваться почти квадратные, на одной или на четырех подставках: делались они деревянными в виде обыкновенного стола, но потом стали изготовляться из драгоценных металлов, иногда устраивались престолы каменные, мраморные. Престол знаменует собой небесный престол Божий, на котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Он именуется также «жертвенником» (по-гречески θυσιαστηριον «фисиастирион»), потому что на нем приносится Бескровная Жертва за мир. Престол изображает собою и гроб Христов, ибо на нем полагается Тело Христово. Четырехугольная форма престола символически изображает то, что на нем приносится жертва для всех четырех стран света, что все концы земли призываются ко вкушению Тела и Крови Христовой.
Соответственно двоякому значению престола, он облачается в две одежды, нижнюю белую одежду, которая называется «срачицей» (по-гречески κατασαρκιον «катасаркион» «приплотие») и изображает собой плащаницу, коею было обвито Тело Спасителя, и верхнюю «индитию» (от греческого ενδυω «эндио» «одеваю») из драгоценной блестящей одежды, которая изображает славу престола Господня. При освящении храма нижняя одежда срачица обвивается вервию (веревкой), которая символизирует собою узы Господа, коими Он был связан, когда Его вели на суд к первосвященникам Анне и Каиафе (Иоан. 18:24). Вервь обвязывается вокруг престола так, что со всех четырех сторон его получается крест, символизирующий собою тот крест, которым злоба иудеев низвела Господа во гроб и который послужил к победе над грехом и адом.
Важнейшую принадлежность престола составляет антиминс (от греческого αντι «анти» «вместо» и латинского mensa «менса» «стол, престол»), или «вместопрестолие.» В настоящее время антиминс представляет собою шелковый плат с изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб, четырех Евангелистов и орудий страданий Христа Спасителя, внутри которого, в особом мешочке с обратной стороны, вложены частицы св. мощей. История антиминса восходит к первым временам христианства. Первые христиане имели обычай совершать Евхаристию на гробах мучеников. Когда христиане с 4 века получили возможность свободно строить надземные храмы, они, в силу укоренившегося уже обычая, стали переносить в эти храмы из разных мест мощи св. мучеников. Но так как число храмов все увеличивалось, то трудно было уже для каждого храма достать целые мощи. Тогда стали класть под престол только хотя бы частицу св. мощей. Отсюда и ведет свое начало наш антиминс. Он является, в сущности, переносным престолом. Благовестники, отправлявшиеся в дальние страны для проповеди Евангелия, императоры, отправлявшиеся в походы с духовенством и походными церквами должны были брать с собой и походные престолы, каковыми явились антиминсы. Ряд известий об антиминсах, с таковым именно названием, мы имеем уже с 8 века, а сами антиминсы, дошедшие до нас в виде вещественных памятников, восходят к 12 столетию. Сохранившиеся до нас древние русские антиминсы приготовлялись из холста, имели надпись и изображение креста. Надписи указывают, что антиминс заменяет собою освященный престол; тут же указывается имя архиерея, освятившего «сей престол,» место его назначения (для какой церкви) и подпись о мощах («тут мощи»). С 17 века на антиминсах появляются уже более сложные изображения, как положение во гроб Спасителя, а холст заменяется шелком. Первоначально во всякий престол, освящаемый архиереем, вкладывались св. мощи (в металлическом ковчежце под престолом или в углублении в верхней доске престола). Такие престолы не нуждались в антиминсах. Храмы же, которые не освящались епископами, освящались чрез присланные епископами антиминсы со св. мощами. Вследствие этого, одни храмы имели престолы со св. мощами, но не имели антиминсов; другие имели престолы без св. мощей, но имели антиминсы. Так было и в Русской Церкви в первое время после принятия христианства. Но с течением времени, сначала в Греческой, а потом и в Русской Церкви, антиминсы стали возлагаться и на престолы, освященные архиереями, но пока без св. мощей. С 1675 г. в Русской Церкви был заведен обычай возлагать антиминсы со св. мощами во всех церквах, даже и освященных архиереями. Антиминс, выданный архиереем священнику, стал, как бы видимым знаком полномочия священника совершать Божественную литургию, находясь в подчинении архиерея, выдавшего этот антиминс.
Антиминс лежит на престоле, сложенный вчетверо. Внутри его полагается «губа,» или по-гречески μυσα «муса.» Она знаменует ту губу, которую, напоив желчью и оцтом, подносили к устам Господа, висевшего на кресте, и служит для отирания частиц Тела Христова и частиц, вынутых в честь святых, живых и умерших, при погружении их в св. чашу при окончании литургии.
Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается еще в особый шелковый плат, который несколько больше его по размерам, и называется ειλετον «илитоном» от греческого ειλεω «илэо,» что значит «обвертываю.» Илитон изображает собою те пелены, которыми повит был Господь по рождестве Своем, и одновременно ту плащаницу, в которую обернуто было Его Тело при погребении Его во гробе.
В настоящее время сверху антиминса на престоле полагается Евангелие, обычно украшенное, и в драгоценном переплете, с изображениями на верхней доске его, в середине Воскресение Христово, а по углам четыре Евангелиста. В древности Евангелие находилось не на престоле, а в особом отделении при алтаре сосудохранилище, и торжественно вносилось в алтарь перед тем, как должно было читаться («малый вход»).
Рядом с Евангелием полагается на престоле крест (по-гречески σταυροσ «ставрос»), ибо на престоле приносится Бескровная Жертва в память той жертвы, которую Господь принес на кресте. Этот крест, как и Евангелие, называется «напрестольным.» Иногда ставится еще крест за престолом.
Над престолом в древних храмах устраивался, как называют его латинские писатели ciborium, по гречески κυβοριον киворий, или по-славянски сень, род балдахина, поддерживаемого четырьмя колоннами. Сень бывала и в старых русских церквах. Она символизирует собою, как бы небо, распростертое над землей, на которой приносится жертва за грехи мира. Вместе с тем, сень обозначает «невещественную Божию скинию,» то есть славу Божию и благодать, которой покрывается Он Сам, одеяйся светом, яко ризою, и Седяй на превознесенном престоле славы Своей.
Под киворием над серединой престола висел περιστεριον перистерий сосуд в виде голубя, в котором хранились запасные св. Дары на случай причащения больных и для Преждеосвященных Литургий. В настоящее время это изображение голубя кое-где сохранилось, но оно потеряло свое первоначальное практическое значение: голубь этот служит теперь уже не сосудом для хранения Св. Таин, а лишь символом Св. Духа.
Для хранения Св. Таин ныне ставится на самом престоле ковчег, или кивот, называемый также дарохранительницей. Он делается наподобие гроба Господня или в виде церкви. Там же хранится обычно и св. миро.
На престоле поставляются еще светильники для изображения Света Христова, просвещающего мир. И предписывается новорукоположенному Иерею: «на трапезе не положи ничего, разве Евангелия и Таин и прочих священных.»
За престолом иногда ставится семисвечник, напоминающий ветхозаветный семисвечник, находившийся в святилище.
Архиепископ Аверкий
ЛИТУРГИКА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *