Андрей боголюбский князь

Кто такой Андрей Боголюбский?

В XII веке Киевская Русь вступила в период феодальной раздробленности. Она была ослаблена постоянными княжескими междоусобицами, подвергалась опустошительным набегам половцев – кочевого народа, появившегося в южных степях с середины XI века. Единство русских земель выражалось в том, что у них была одна церковь и один княжеский род. Но к тому времени потомство Рюрика сильно разрослось, и в каждом значительном русском городе сидел свой князь, большинство из которых заботилось лишь о своих владениях и почти не повиновалось власти Великого князя киевского. Связь с Киевом слабела до тех пор, пока государство и вовсе не распалось на обособленные земли. Важнейшими из них были: Киевская, Чернигово-Суздальская, Волынская и Галицкая на юге Руси; Полоцкая, Смоленская, Новгородская, Муромо-Рязанская и Ростово-Суздальская – на севере.

В 1157 году князем Ростово-Суздальской земли стал Андрей Юрьевич Боголюбский, прозванный так из-за своей любимой резиденции – села Боголюбова. Это был умный, решительный, но жестокий и властный человек. Он принадлежал к младшей ветви династии Рюриковичей, его отцом был Юрий Долгорукий, а матерью – половецкая княжна.

Получив поддержку горожан и зависимых от него мелких землевладельцев, Андрей вступил в жестокую схватку с боярством за укрепление своей власти. Добившись в этой борьбе успеха, он сделал столицей «пригород» Ростова – Владимир, который быстро вырос и стал одним из важнейших городов Руси.

Андрей Боголюбский стремился подчинить себе все русские территории. Чтобы сделать Владимир церковным центром Руси, он отстаивал создание в своей столице особой, независимой от Киева митрополии. Но главное, о чем мечтал князь, – это захват самого Киева.

В 1169 году эта мечта наконец осуществилась. Войска, посланные Андреем Боголюбским, сломив недолгое сопротивление, взяли Киев и подвергли его страшному разгрому. Два дня владимиро-суздальцы грабили и жгли стольный город, не было пощады ни старому, ни малому. Затем произошло невиданное событие: Андрей Боголюбский не пожелал сесть на киевский престол, а отдал его одному из своих братьев – Глебу, человеку недалекому и во всем ему послушному. С тех пор Киев пришел в упадок и окончательно утратил свое величие.

Впрочем, живя у себя во Владимире, Андрей тем не менее носил титул Великого князя и требовал повиновения от южных князей, а против ослушников посылал войска. Так окраинный владимиро-суздальский князь распространил свое влияние на все земли Руси. На смену Киевской пришла эпоха Владимиро-Суздальской Руси.

Резкое усиление власти Андрея Боголюбского привело к конфликту с местной знатью. Заговорщики из числа бояр убили Андрея в его Боголюбском замке в ночь с 28 на 29 июня 1174 года. Однако Владимиро-Суздальская Русь слабее от того не стала. Младший брат Андрея Всеволод Большое Гнездо укрепил авторитет своего княжества и стал самым могущественным правителем на Руси.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Данная статья содержит: молитва андрею боголюбскому — информация взята со вcех уголков света, электронной сети и духовных людей.

Содержание

Икона Андрея Боголюбского

Андрей Боголюбский почитается как родоначальник церковного зодчества и распространитель христианской веры. К его иконе обращаются с просьбами послать мудрого и милосердного правителя.

Жизнь праведного русского князя тесно связана с историей обретения Боголюбской иконы Божией матери. Исторические сводки указывают, что при перевозе священного образа Богородицы лошади внезапно остановились неподалеку от города Владимир. Ничто не могло сдвинуть лошадей, а к великому князю снизошло видение. Сама Пречистая Дева явилась Андрею Боголюбскому и повелела ему оставить ее икону здесь и известить людей о случившемся чуде.

Андрей Боголюбский был великим князем Владимирским. Сын Юрия Долгорукого с самого детства отличался сильной любовью к Богу и не пропускал ни одной службы. Князь был поистине милосердным: он помогал бедным и взирал с любовью и пониманием на нужды каждого человека.

В период его правления Русь разрывали жестокие междоусобицы и войны. Княжества распадались, многие погибали за власть. Однако благочестивый князь положил все свои силы на то, чтобы прекратить пролитие крови на земле Владимирской. С Божией помощью он укрепил свое государство. Князь не раз был близок к смерти, но чудом избегал ее. Андрей Боголюбский обладал на удивление редким миротворческим даром, трезвым умом, терпимостью, милосердием и бесстрашием.

Ему приписано много христианских подвигов. Он соорудил множество великолепных храмов, одним из которых является Успенский собор. Благодаря его усилиям были установлены такие православные праздники, как Спас и Покров Богородицы.

Убитый собственными союзниками, князь умер он многочисленных ран с молитвой на устах. Как гласит легенда, Андрей Боголюбский встретил смерть как дар Божий, хотя она была мучительна. Канонизирован благочестивый правитель был в 1702 году, 17 июля по новому стилю.

Где находится образ

Икона Андрея Боголюбского хранится в Успенском соборе города Владимир. В храме покоятся и останки великого правителя, которые были вскрыты в 1919 году. Они были подвержены многочисленным исследованиям, которые заверили в подлинности мощей и истории жизни князя. Обретенные 3 марта 1987 года мощи стали настоящим достоянием Успенского собора. Паломники ежегодно съезжаются, чтобы помолиться и лично ощутить исходящую от святынь благодать.

Описание иконы

Икона написана в соответствии со всеми установленными канонами в натуральном и традиционном стиле иконописи. На иконе ХVIII- XIX века изображен благочестивый образ святого в княжеских одеждах того времени. На некоторых списках голова князя покрыта, но это считается необязательным. В правой руке Андрей Боголюбский держит православный крест, в левой — меч или храм. Иногда правителя изображают молящимся. В верхнем левом углу святого образа часто пишут указывающий жест Пресвятой Богородицы.

В чем помогает образ святого Андрея Боголюбского

Святой князь стал важной политической фигурой того времени, которого не сломила власть и жажда корысти. Вера в его сердце помогла грамотно объединить разрозненные государства и навсегда искоренить междоусобицы и братоубийство.

К его заступничеству обращаются люди, находящиеся у власти. Политические деятели просят у святого помощи при ведении дел и урегулировании положения ради счастья обычных людей.

К благочестивому Андрею Боголюбскому обращаются в минуты ослабления веры, просят о сохранении мира и прекращении междоусобиц. В период выборов люди могут помолиться перед образом князя о милостивом и справедливом правителе.

Молитва перед иконой святого князя

Прочтенная перед образом святого молитва поможет вам искоренить грехи в собственной душе и вернуть отбившегося раба Божьего в лоно церкви, избавив от сомнений в вере, от корысти и алчности. Текст молитвы:

«Святой Андрей Боголюбский, благоверен и благочестив ты перед Господом. За любовь Его ты принял с храбростью и отвагой смерть свою от рук приближенных. Молись, праведный княже, за жизнь нашу перед Богом, за мир во всем мире. Пошли к нам в правление честного и доброго правителя, подстать тебе, Великий. Прекрати силой своей войны и междоусобицы, направь каждого оступившегося на путь истинный. Молим тебя со всем почтением. Во веки веков славится имя Твое, и Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

День почитания иконы — 17 июля. Любые судьбоносные моменты нашей жизни обязательно должны сопровождать молитвой. Попросить у святого князя благословения в молитве может каждый человек. Мы желаем вам крепкой веры, удачи в делах, и не забывайте нажимать на кнопки и

Молитвы святым

Память: 4 июля / 17 июля

Князь Андрей Боголюбский – талантливый полководец, управленец, и градостроитель «Я белую Русь городами и селами застроил и многолюдною сделал», храмоздатель тридцати храмов (например, знаменитые Успенский собор во Владимире, храм Покрова на Нерли), молитвенник, гимнограф и историк. Почитатель подвига Бориса и Глеба, много сделавший для их прославления, сам погиб в результате заговора. Небесный покровитель управленцев, политиков, строителей и храмоздателей – к нему и обращаются за помощью люди указанных занятий.

Тропарь благоверному великому князю Андрею Боголюбскому, глас 8

Яко благоверен и праведен, за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси, кровь свою пролияв, якоже прежде сродницы твои и страстотерпцы Борис и Глеб, ихже кровем совопиет и твоя кровь, святе, к Богу, якоже Авеля и Захарии праведных, благоверный страстотерпче, великий княже Андрее, с ними же Христа Бога моли о стране нашей, еже Богоугодней быти и сыновом российским спастися.

Ин тропарь благоверного великого князя Андрея Боголюбского, глас 3

Еже во плоти житию твоему удивишася ангельстии чини: како с телом к невидимым сплетением изшел еси, преславне, и уязвил еси демонския полки. Отонудуже, Андрее, Христос тебе воздаде богатыми дарованьми: сего ради, отче, моли спастися душам нашим.

Кондак благоверному великому князю Андрею Боголюбскому, глас 8

В мире сем благочестно и праведно пожив, молитвою, милостынею и благостраданием Богу угодил еси, сего ради и Бог по убиении твоем прослави тя нетлением и чудесы, Его же, святе Андрее, моли сохранити отечество твое и всех людей, благочестно тебе почитающих.

Ин кондак благоверному великому князю Андрею Боголюбскому, глас 8

Родочисленный Царства Русскаго наследниче, от благочестиваго корня князя Юрия плодитель первоначальствующих Русских Самодержцев, Боголюбче княже Андрее, мужество и ум в себе носящий, в правде и истине пред Богом ходящий, о, велий единодержавный основателю государства новаго, молися, да Белая Русь многолюдством православнаго рода умножится, и светом Христовым всему миру дивно явится, и славою Божией возвеличится.

Молитва вторая благоверному великому князю Андрею Боголюбскому

Испроси нам от Господа: любы Божией, силы Святой и мудрости и крепости духовной, да неустанно будем ревновати о умножении Славы Отечества Русскаго, и да навыкнем искусно владети мечем духовным, молитвы святые непрестанные в сердце своем нося, и помогай нам такожде на всякий час бдити и хранити вверенное нам и Богом данное оружие против врагов Божиих и всех извергов рода человеча. Ибо мы земнородные, часто бываем маломощны и неразумны, но тобою водимые, мудрые и сильные, егда чаем с помощию твоею скоро достигнути Царства Божьего в Русской Земле и посем со дерзновением прейти в Царствие Небесное и вечное, присно с тобою велегласно воспевая Бога Отца, Бога Сына и Бога Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную во веки веков. Аминь.

Молитва третья благоверному великому князю Андрею Боголюбскому

О, святый благоверный великий княже Андрее! Страстотерпче и мучениче! Слуго Божий верный и Богославный, христианине истовый и Богоревнивый, муже любодобродетельный и Богомудрый, воине всечестный и воеводо доброхвальный, монарше Богоизбранный и Боголюбимый, правителю державный и дерзновенный! Русь Святую, на уделы и княжества разобщенную, хотевый во едино царствие собрати и единодержавно ею правити, да непреоборима от враг истиннаго христианства пребудет; за сии деяния во славу и честь Бога Христианского убиенный и кровию своею основание Руси Святой с прочими князи-мученики укрепивший, да во век незыблема пребудет; даровавший Руси многочудныя иконы Богоматери и Тою паче многих иных за Благочестие и Богопочитание возлюбленный. Сыновей возрастивший, иже тя, отца земнаго своего, житием своим и Отца Небеснаго кончиною своею прославиша. Обитель Боголюбивую основавый и мнози храмы воздвигнувый, в них же доселе молящеся мы, грешнии, просим твоего предстательства и Небесныя помощи; испроси, святе Андрее, у Господа Вседержителя милости богатыя обездоленному царствию русскому и отпущения многих и тяжких грехов народам христианским, да дарует Спаситель нам правителя тебе подобнаго, иже возмогл бы возродити Отечествие наше земное и ко Отечествию Небесному привести нас, идеже ты ныне, княже, во славе Невечерняго Света предстоя со всеми святыми, восхвалявши в Троице славимаго Бога Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величаем тя, святый великий благоверный княже Андрее Боголюбский, и чтем святую память твою, яко ты славне ратовал во бранех со врагами Спаса Христа Бога нашего.

Величаем тя, святый страстотерпче и мучениче княже Андрее, и чтем честныя страдания твоя, иже за Русь Святую смерть претерпевый и Бога Христа прославивый.

Величаем тя, святый великомучениче княже Андрее, и почитаем святую обитель Богородицы, иже ты пречудно на Русской Земле воздвигнувый, и Богом Христом дивно прославленный.

Величаем тя, святый великий благоверный Боголюбче княже Андрее, изрядный страстотерпче и мучениче, и чтем святую память твою, мудраго основателя святой обители Боголюбивой и многих храмов Божиих создателю.

Молитва благоверному великому князю Андрею Боголюбскому

  • Молитва благоверному великому князю Андрею Боголюбскому. Князь Андрей Боголюбский – талантливый полководец, управленец, и градостроитель «Я белую Русь городами и селами застроил и многолюдною сделал», храмоздатель тридцати храмов (например, знаменитые Успенский собор во Владимире, храм Покрова на Нерли), молитвенник, гимнограф и историк. Почитатель подвига Бориса и Глеба, много сделавший для их прославления, сам погиб в результате заговора. Небесный покровитель управленцев, политиков, строителей и храмоздателей – к нему и обращаются в молитве за помощью люди указанных занятий

Канон благоверному великому князю Андрею Боголюбскому:

  • Канон благоверному великому князю Андрею Боголюбскому

Житийная и научно-историческая литература о благоверном великом князе Андрее Боголюбском:

  • Благоверный великий князь Андрей Боголюбский – Православие.Ru
Читать другие молитвы раздела «Православный молитвослов»

© Миссионерско-апологетический проект «К Истине», 2004 – 2017

При использовании наших оригинальных материалов просим указывать ссылку:

Молитва андрею боголюбскому

День памяти: Июль 4

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский (1110-1174), внук Владимира Мономаха, сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны (в святом Крещении Марии), еще в юности был назван Боголюбским за постоянно присущее ему глубокое молитвенное внимание, прилежание к церковным службам и «утаенных молитв к Богу присвоение». От деда, Владимира Мономаха, внук унаследовал великую духовную сосредоточенность, любовь к Слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни.

Храбрый воин (Андрей — означает «мужественный»), участник многих походов своего воинственного отца, не раз в сражениях был он близок к смерти. Но каждый раз Промысл Божий незримо спасал князя-молитвенника. Так, 8 февраля 1150 года в битве под Луцком святой Андрей был спасен от копья немецкого наемника молитвой к великомученику Феодору Стратилату, чья память совершалась в тот день.

Вместе с тем летописцы подчеркивают миротворческий дар святого Андрея, редкий в князьях и полководцах того сурового времени. Сочетание воинской доблести с миролюбием и милосердием, великого смирения с неукротимой ревностью о Церкви было в высшей степени присуще князю Андрею. Рачительный хозяин земли, постоянный сотрудник в градостроительной и храмоздательной деятельности Юрия Долгорукого, он строит с отцом Москву (1147), Юрьев-Польский (1152), Дмитров (1154), украшает храмами Ростов, Суздаль, Владимир. В 1162 году святой Андрей с удовлетворением мог сказать: «Я белую Русь городами и селами застроил и многолюдною сделал».

Когда в 1154 году Юрий Долгорукий стал великим князем Киевским, он дал сыну в удел Вышгород под Киевом. Но Бог судил иначе. Однажды ночью, это было летом 1155 года, двинулась в Вышгородском храме чудотворная икона Божией Матери, писанная святым евангелистом Лукой, незадолго до того принесенная из Царьграда и названная впоследствии Владимирской. В ту же ночь, с иконой в руках, двинулся из Вышгорода на север, в Суздальскую землю, святой князь Андрей, тайно, без отчего благословения, повинуясь лишь воле Божией.

Чудеса от святой иконы, бывшие на пути от Вышгорода до Владимира, были записаны духовником князя Андрея «попом Микулицей» (Николаем) в «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери».

В десяти верстах от Владимира кони, везшие икону в Ростов, вдруг остановились. Ночью князю Андрею явилась Богородица со свитком в руках и приказала: «не хощу, да образ Мой несеши в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни». В память о чудесном событии святой Андрей повелел иконописцам написать икону Божией Матери такой, как Пречистая явилась ему, и установил празднование этой иконе 18 июня. Икона, названная Боголюбской, прославилась впоследствии многочисленными чудотворениями

На указанном Царицей Небесной месте построен князем Андреем (в 1159 году) храм Рождества Богородицы и заложен город Боголюбов, ставший его постоянным местопребыванием и местом мученической кончины.

Когда умер отец, Юрий Долгорукий († 15 мая 1157), святой Андрей не пошел на отчий стол, в Киев, а остался на княжении во Владимире. В 1158-1160 гг. был построен Успенский собор во Владимире, в который помещена Владимирская икона Божией Матери. В 1164 году воздвигнуты Золотые Ворота во Владимире с надвратной церковью Положения Ризы Богоматери и церковь Спаса на Княжьем дворе.

Тридцать храмов было создано святым князем Андреем за годы его княжения. Лучший из них — Успенский собор. Богатство и благолепие храма служило распространению православия среди окружающих народов и иноземцев-купцов. Всех приезжих, и латинян, и язычников, святой Андрей приказывал водить в воздвигнутые им храмы и показывать им «истинное христианство». Летописец пишет: «и болгаре, и жидове, и вся погань, видевше славу Божию и украшение церковное, крестились».

Завоевание великого волжского пути стало для святого Андрея основной задачей его государственного служения России. Волжская Болгария со времен походов Святослава († 972) представляла серьезную опасность для Русского государства. Святой Андрей стал продолжателем дела Святослава.

Сокрушительный удар по врагу был нанесен в 1164 году, когда русские войска сожгли и разрушили несколько болгарских крепостей. Святой Андрей брал с собой в этот поход Владимирскую икону Божией Матери и двухстороннюю икону, на которой были изображены «Спас Нерукотворенный» на одной стороне и «Поклонению Кресту» — на другой. (В настоящее время обе иконы в Государственной Третьяковской галерее.)

Великое чудо было явлено русскому войску от святых икон в день решающей победы над болгарами, 1 августа 1164 года. После разгрома болгарского войска князья (Андрей, его брат Ярослав, сын Изяслав и др.) вернулись к «пешцам» (пехоте), стоявшим под княжескими стягами у Владимирской иконы, и поклонились иконе, «хвалы и песни воздавающе ей». И тогда все увидели ослепительные лучи света, исходившие от лика Богородицы и от Нерукотворного Спаса.

Оставаясь во всем верным сыном Православной Церкви, блюстителем веры и канонов, святой Андрей обратился в Царьград к патриарху с сыновней просьбой об учреждении особой митрополии для Северо-Восточной Руси. С соответствующей княжеской грамотой в Византию отправился избранный князем кандидат в митрополиты — суздальский архимандрит Феодор. Патриарх Лука Хризоверг согласился посвятить Феодора, но не в митрополита, а лишь во епископа Владимирского. В то же время, стремясь сохранить расположение князя Андрея, наиболее могущественного среди владетелей Русской земли, он почтил епископа Феодора правом ношения белого клобука, что было в древней Руси отличительным признаком церковной автономии — известно, как дорожили своим белым клобуком архиепископы Великого Новгорода. Очевидно, поэтому русские летописи сохранили за епископом Феодором прозвище «Белый Клобук», а позднейшие историки называют его иногда «автокефальным епископом».

В 1167 году умер в Киеве святой Ростислав, двоюродный брат Андрея, умевший вносить умиротворение в сложную политическую и церковную жизнь того времени, а из Царьграда был прислан новый митрополит, Константин II. Новый митрополит потребовал, чтобы епископ Феодор явился к нему для утверждения. Святой Андрей вновь обратился в Царьград за подтверждением самостоятельности Владимирской епархии и с просьбой об отдельной митрополии. Сохранилась ответная грамота патриарха Луки Хризоверга, содержащая категорический отказ в устроении митрополии, требование принять изгнанного епископа Леона и подчиниться киевскому митрополиту.

Исполняя долг церковного послушания, святой Андрей убедил епископа Феодора с покаянием поехать в Киев для восстановления канонических отношений с митрополитом. Покаяние епископа Феодора не было принято. Без соборного разбирательства Митрополит Константин, в соответствии с византийскими нравами, осудил его на страшную казнь: Феодору отрезали язык, отрубили правую руку, выкололи глаза. После этого он был утоплен слугами митрополита (по другим сведениям, вскоре умер в темнице).

Не только церковные, но и политические дела Южной Руси потребовали к этому времени решительного вмешательства великого князя Владимирского. 8 марта 1169 года войска союзных князей во главе с сыном Андрея Мстиславом овладели Киевом. Город был разгромлен и сожжен, участвовавшие в походе половцы не пощадили и церковных сокровищ. Русские летописи рассматривали это событие как заслуженное возмездие: «се же здеяся за грехи их (киевлян), паче же за митрополичью неправду». В том же 1169 году князь двинул войска на непокорный Новгород, но они были отброшены чудом Новгородской иконы Божией Матери Знамения (празднуется 27 ноября), которую вынес на градскую стену святой архиепископ Иоанн († 1186, память 7 сентября). Но когда вразумленный великий князь преложил гнев на милость и миром привлек к себе новгородцев, благоволение Божие вернулось к нему: Новгород принял князя, назначенного святым князем Андреем.

Таким образом, к концу 1170 года Боголюбский сумел добиться объединения Русской земли под своей властью.

Зимой 1172 года он послал на Волжску’ю Болгарию большую рать под командованием сына Мстислава. Войска одержали победу, радость ее была омрачена смертью доблестного Мстислава († 28 марта 1172 года).

…В ночь на 30 июня 1174 года святой князь Андрей Боголюбский принял мученическую кончину от руки изменников в своем Боголюбском замке. «Тверская летопись» сообщает, что святой Андрей был убит по наущению его жены, участвовавшей в заговоре. Во главе заговора стояли ее братья, Кучковичи: «и свещаша убийство на ночь, якоже Иуда на Господа». Толпа убийц, двадцать человек, пробралась к дворцу, перебила малочисленную охрану и вломилась в опочивальню безоружного князя. Меч святого Бориса, постоянно висевший над его постелью, был предательски похищен в ту ночь ключником Анбалом. Князь успел повергнуть на пол первого из нападавших, которого сообщники тут же по ошибке пронзили мечами. Но вскоре они поняли свою ошибку: «и посем познаша князя, и боряхуся с ним велми, бяше бо силен, и секоша и мечами и саблями, и копийные язвы даша ему». Копьем был пробит сбоку лоб святого князя, все остальные удары трусливые убийцы наносили сзади. Когда князь наконец упал, они опрометью бросились вон из опочивальни, захватив убитого сообщника.

Но святой еще был жив. Последним усилием он спустился по дворцовой лестнице, надеясь позвать стражу. Но стенания его были услышаны убийцами, они повернули обратно. Князь сумел укрыться в нише под лестницей и разминуться с ними. Заговорщики вбежали в опочивальню и не нашли там князя. «Погибель нам предстоит, ибо князь жив», — в ужасе вскричали убийцы. Но кругом было тихо, никто не пришел на помощь святому страдальцу. Тогда злодеи вновь осмелели, зажгли свечи и по кровавому следу пошли искать свою жертву. Молитва была на устах святого Андрея, когда его вновь обступили убийцы.

Явление Божией Матери князю Андрею Боголюбскому

Русская Церковь помнит и чтит своих мучеников и созидателей. Андрею Боголюбскому принадлежит в ней особое место. Взяв в руки чудотворный образ Владимирской Божией Матери, святой князь как бы благословил им отныне и до века главнейшие события русской истории. 1395 год — перенесение Владимирской иконы Божией Матери в Москву и избавление столицы от нашествия Тамерлана (празднуется 26 августа); 1480 год — спасение Руси от нашествия хана Ахмата и окончательное падение монгольского ига (празднуется 23 июня); 1521 год — спасение Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея (празднуется 21 мая). Молитвами святого Андрея сбылись над Русскою Церковью его самые заветные чаяния. В 1300 году митрополит Максим перенес Всероссийскую митрополичью кафедру из Киева во Владимир, сделав Успенский собор, где покоились мощи святого Андрея, первопрестольным кафедральным храмом Русской Церкви, а Владимирскую чудотворную икону — ее главной святыней. Позже, когда общерусский церковный центр сместился в Москву, пред Владимирской иконой совершалось избрание митрополитов и патриархов Русской Церкви. В 1448 г. пред нею совершилось поставление Собором русских епископов первого русского автокефального митрополита — святителя Ионы. 5 ноября 1917 года пред ней совершилось избрание Святейшего Патриарха Тихона — первого после восстановления патриаршества в Русской Церкви. В 1971 году, в праздник Владимирской иконы Божией Матери, состоялась интронизаиия Святейшего Патриарха Пимена.

Литургическая деятельность святого Андрея была многогранна и плодотворна. В 1162 году Господь послал благоверному князю великое утешение: в Ростове были обретены мощи угодников Ростовских — святителей Исайи и Леонтия. Общецерковное прославление ростовских святителей началось немного позже, но начало их народному почитанию положил князь Андрей. В 1164 году войска Боголюбского разгромили давнего врага, Волжскую Болгарию. Победы православного народа были ознаменованы расцветом литургического творчества в Русской Церкви. В тот год по почину святого Андрея Церковь установила празднование Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице 1 августа (почитаемый русским народом «медовый Спас»), — в память о Крещении Руси святым равноапостольным Владимиром и в память победы над болгарами в 1164 году. Учрежденный вскоре праздник Покрова Божией Матери 1 октября воплотил в литургических формах веру святого князя и всего православного народа в принятие Богородицей Святой Руси под Свой омофор. Покров Божией Матери стал одним из любимейших русских церковных праздников. Покров — русский национальный праздник, не известный ни латинскому Западу, ни греческому Востоку. Он является литургическим продолжением и творческим развитием богословских идей, заложенных в празднике Положения Ризы Богородицы 2 июля.

Первым храмом, посвященным новому празднику, был Покров на Нерли (1165), замечательный памятник русского церковного зодчества, воздвигнутый мастерами святого князя Андрея в пойме реки Нерли так, чтобы князь всегда мог видеть его из окон своего Боголюбовского терема.

Святой Андрей принимал непосредственное участие в литературном труде владимирских церковных писателей. Он причастен к созданию Службы Покрову (древнейший список — в пергаменной Псалтири ХIV века. ГИМ, Син. 431), проложного сказания об установлении праздника Покрова (Великие Минеи Четьи. Октябрь. СПб., 1870, стлб. 4-5), «Слова на Покров» (там же, стлб. 6, 17). Им написано «Сказание о победе над болгарами и установлении праздника Спаса в 1164 году», которое в некоторых старинных рукописях так и называется: «Слово о милости Божией великого князя Андрея Боголюбского». (Издано дважды: Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери. С предисловием В. О. Ключевского. М., 1878, с. 21-26; Забелин И. Е. Следы литературного труда Андрея Боголюбского. — «Археологические известия и заметки», 1895, № 2-З). Участие Боголюбского заметно и в составлении Владимирского летописного свода 1177 года, завершенного после смерти князя его духовником, попом Микулой, который включил в него особую «Повесть о убиении святого Андрея». Ко времени Андрея относится и окончательная редакция «Сказания о Борисе и Глебе», вошедшая в «Успенский сборник». Князь был особенным почитателем святого мученика Бориса, главной домашней святыней его была шапка святого Бориса. Меч святого Бориса всегда висел над его постелью. Памятником молитвенного вдохновения святого князя Андрея является также «Молитва», внесенная в летопись под 1096 годом, после «Поучения Владимира Мономаха».

Прочтите также:

Правление

Правление Андрея Боголюбского началось в Ростово-Суздальском княжестве. Очень быстро он переименовал его во Владимиро-Суздальское княжество. Это был типичный князь эпохи феодальной раздробленности. Он стремился возвысить свое княжество, и подчинить своему влиянию остальные княжества.

Подъем Владимира

Я не случайно говорил, что изначально княжество называлось Ростово-Суздальским. В нем было 2 главных города Ростов и Суздаль. В каждом городе были сильные боярские группировки. Поэтому молодой князь Андрей решил править не в этих городах, а в сравнительно молодом Владимире. Именно поэтому и произошло переименование княжество, и именно отсюда берет начало возвышение города Владимира.

С 1157 году Андрей был полноправным и самостоятельным правителем Владимиро-Суздальского княжества.

Религия

Религиозная составляющая является важной для понимания личности князя и тех задач, которые он решал. Главная черта правления Андрея Боголюбского – стремление к независимости и к самостоятельному правлению. Именно этого он хотел для себя, для своего княжества, и для религии своего княжества. Фактически он пытался создать новое ответвление в христианской религии – культ Богородицы. Сегодня это может показаться диким, поскольку Богородица важна во всей религии. Поэтому нужно привести описание того какие храмы строились в крупных городах:

  • Киев и Новгород – храм в честь святой Софьи.
  • Владимир – храм Успения Богородицы.

С точки зрения религии это разные мировоззрения и в какой-то мере даже противоречия. Стремясь это подчеркнуть князь Андрей Боголюбский обратился в Константинополь, стремясь разделить Киевскую и Ростовскую епархии, перенеся последнюю во Владимир. Византия эту идею отклонила и разрешила только в рамках княжества перенести епархию из Ростова во Владимир.

В 1155 году Андрей вывез из Вышгорода икону, которая сегодня считается одной из главных православных святынь – Владимирская икона Божьей Матери. Именно во время его правления были впервые установлены такие церковные праздники как Спаса (1 августа) и Покрова (1 октября).

Военные успехи

В летописях отмечают, что Андрей Боголюбский был отличным воином. На его счету были у победы и поражения, но во всех битвах он проявлял себя храбро. Стремясь создать единственное могущественное княжество, ему нужно было ликвидировать отставание Владимира от Киева и Новгорода. Для этого был избран путь войны.

8 марта 1169 года войска Андрея Боголюбского штурмом взяли Киев. Князь не хотел здесь править, а рассматривал победу исключительно как удельный правитель – разграбить противника и ослабить его. В результате Киев был разграблен, а на княжение в городе Андрей утвердил своего брата: Глеба. В дальнейшем в 1771 году, после смерти Глеба, киевский трон был передан князю Роману Смоленскому. Примечательно, что когда князь Андрей потребовал ль Романа Ростиславича Смоленского выдать бояр, которых подозревали в убийстве Глеба – великий князь получил отказ. В итоге была новая война. В этой войне армия Андрея Боголюбского была разбита армией Мстислава Храброго.

Решив проблему Киева князь Андрей устремил взор своей армии на Новгород, но 25 февраля 1770 года Боголюбский проиграл сражение новгородскому войску. После поражения он решил действовать хитростью и перекрыл доставку в Новгород зерна. Опасаясь голода, новгородцы признали главенствующее положение Владимиро-Суздальского княжества.

Убийство князя

Сегодня популярной является версия, что правление Андрея Боголюбскогок концу его жизни уже не вызывало одобрения у населения. Люди все меньше верили в своего князя, поэтому был составлен заговор, в ходе которого князя убили. Убийство Андрея Боголюбского случилось ночь 29 июня 1174 года, когда группа заговорщиков (это были бояре и знать) ворвались в покои князя и убили его. Тут очень важны для осмысления 2 вещи:

  1. Князь Андрей Юрьевич Боголюбский был безоружным. Это несмотря на то, что в ту эпоху, когда заговоры и убийства были обычным делом, оружие всегда было при знатном человеке. Наиболее аргументированная версия – бояре подкупили кого-то из окружения князя. Современные историки поддерживают эту версию, и говорят, что подкупили личного ключника, который и украл меч.
  2. В заговоре принимали участие только бояре. Этот факт опровергает версию, что князь к концу жизни перестал пользоваться доверием людей. Он перестал пользоваться доверием бояр, которые боролись за власть. Причина? Андрей начал активно бороться со вседозволенностью знати.

Очень важный момент – как только стало известно, что князь Андрей Юрьевич Боголюбский убит простые люди восстали против бояр, виновных в заговоре, и многих из них убили. Тяжело представить, что народ так бы отреагировал на смерть князя, которого они не любили. В действительности же боярский заговор против князя был связан с его политикой и попыткой укрепить собственное самодержавие, притеснив власть бояр.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *