Ангел смерти у христиан

Ангелы смерти

У этого термина существуют и другие значения, см. Ангел смерти. «Ангел Смерти»
Эвелин Де Морган, 1881

Ангелы смерти (ивр. ‏מַלְאַךְ הַמָּוֶת‏‎ «вестник смерти») — ангелы, забирающие душу (жизнь).

В религии

В библейском иудаизме

В иудаизме ангел смерти — это представитель Бога, которого посылает Бог, чтобы забрать жизнь или душу. Ангел смерти проходил мимо домов, на которых была кровь ягнёнка, и щадил первенцев. Остальным «принесена» смерть, в результате чего их жизнь была прекращена. В Египте за одну ночь смерть постигла всех первенцев от домашнего скота до человека (Исход 12:29-32).

И пойдет Господь поражать Египет, и увидит кровь на перекладине и на обоих косяках, и пройдет Господь мимо дверей, и не попустит губителю войти в дома ваши для поражения. В полночь Господь поразил всех первенцев в земле Египетской, от первенца фараона, сидевшего на престоле своем, до первенца узника, находившегося в темнице, и все первородное из скота.

— (Исх. 12:23,29)

Анализируя текст книги Исход 12:23,29 можно сделать вывод, что не собственноручно Господь поразил первенцев, но приказал губителю (ивр. ‏שָׁחַת‏‎, Шаха́т) совершить поражение. Шахат — это имя одного из ангелов смерти, которое встречается впервые в Библии.

А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губителя, когда будет поражаема земля Египетская.

— (Исх. 12:12-13)

В книге Исход 12:12-13 встречается ещё одно имя ангела смерти — ивр. ‏מַשְׁחִית‏‎, Машхи́т.

Третье имя ангела смерти встречается во второй части свитка Шмуэля 24:15-17:

И послал Господь Да́вэра на Израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек. И простер Ангел руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою. Ангел же Господень был тогда у гумна Орны Иевусеянина. И сказал Давид Господу, когда увидел Ангела, поражавшего народ, говоря: вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего.

— (2Цар. 24:15-17)

Да́вэр ивр. ‏דָּ֫בֶר‏‎ — означает язва, мор, чума или жало. В первой части Хроники 21:15 содержится запись говорящая, что это был ангел истребитель ивр. ‏שָׁחַת‏‎, то есть Шахат:

И послал Бог Ангела в Иерусалим, чтобы истреблять его. И когда он начал истреблять, увидел Господь и пожалел о сем бедствии, и сказал Ангелу-истребителю: Довольно! теперь опусти руку твою. Ангел же Господень стоял тогда над гумном Орны Иевусеянина.

— (1Пар. 24:15-17)

В талмудическом иудаизме

  • Архангел Михаил, переносит Адама к его могиле в некоторых текстах
  • Архангел Гавриил, ангел смерти над царями
  • Самаэль, значительный архангел в талмудическом и пост-талмудическом понимании
  • Аваддон, ангел губитель
  • Азраил, ангел переводящий в мир иной с Божьей помощью

О вестнике смерти говорят, что все его существо покрыто бесчисленными глазами. «Талмуд приводит метафору: „Не смотри, даже если ты исполнен очами, как Ангел Смерти“, о котором сказано, что он — это глаза»(Авода Зара 20). И когда наступает время смерти, он приходит к больному и становится у изголовья с обнаженным лезвием, на острие которого висит капля желчи. Увидя его, больной от страха открывает рот, этим моментом пользуется ангел смерти и бросает умирающему в рот смертоносную каплю. От неё человек умирает, лицо его желтеет и весь он разлагается. Второй вариант этой истории говорит, что на конце лезвия находятся три капли яда. Человек при виде страшного чёрного ангела в ужасе раскрывает рот, капли попадают туда и человек от этого умирает. Первая капля прекращает жизнь, вторая капля — это желчь смерти, третья капля закрепляет начатое. Этими тремя каплями яда на ноже Ангела Смерти управляет Ниацринель — демон, обитающий в уровне ада, именуемом Бээр Шахат (Могильная Яма). Чаще всего ангел смерти является в образе беглеца, бродяги или нищего. В фольклоре он часто изображается существом, покрытым множеством глаз, усердным жнецом или стариком с мечом, с которого стекает яд.

По другому мнению, мала́х ха-мавэт прямо перерезает умирающему горло, но он делает это невидимо для других из уважения к творениям Бога (ib.). Ангел смерти причиняет только естественную смерть, при неестественной смерти он не участвует (см. Арах., 7а).

И сказал Господь Ангелу смерти: “Ступай принеси мне душу Моше”. И встал Ангел смерти и вышел навстречу Моше… И спросил Моше: “Что ты здесь делаешь”? И отвечал Ангел смерти Моше: “Бог неба и земли, в руке которого душа всякого живого существа и дух каждого человека, послал меня забрать твою душу”

В то же время ангел смерти ассоциируется и с Сатаной. Так, Талмуд содержит такое определение: «Сатана — он же Ангел смерти, он же дурное побуждение».

Самаэль в образе «мала́х ха-мавэт», ангела смерти, представляет собой ужасную чёрную фигуру с зазубренным ножом, которая приходит только за грешниками. За праведниками же приходит ангел Гавриэль с идеально ровным ножом в руках и забирание им души праведников сравнивается с «кошерной шхитой», тогда как то, что делает Самаэль с грешниками, — это «шхита некошерная».

В христианстве

В христианстве ангелом смерти иногда называют архангела Гавриила, так как он, по преданию, передал Деве Марии весть о её смерти за несколько дней до неё.

Также согласно книге Апокалипсис Аваддон ассоциируется с ангелом смерти:

Царем над собой имела она ангела бездны; имя ему по-Еврейски Аваддон, а по-Гречески Аполлион.

— (Откр. 9:11)

В исламе

Основная статья: Азраил

Ангел Смерти в Исламе. «Притчи» — «В предопределенный Господом час человека постигает болезнь или его организм прекращает свои функции, что знаменует собой приглашение Ангелу Смерти Азраилу».

В Коране Ангелы Смерти описываются аллегорически:

«Скажи: «Ангел смерти, которому вы поручены, умертвит вас, а затем вы будете возвращены к своему Господу»». (Сура Земной Поклон, аят 11)

«Тем, кого ангелы умертвят (поступавшими) несправедливо (по отношению) к самим себе, скажут: «В каком (положении) вы находились?». Они скажут: «Мы были слабы на земле». Они скажут: «Разве земля Бога не была просторной для того, чтобы вы (могли) переселиться на ней». Их пристанищем (станет) Геенна. Как же скверно это место прибытия»! (Сура Женщины, аят 97)

В культуре

Этот раздел имеет чрезмерный объём или содержит маловажные подробности. Если вы не согласны с этим, пожалуйста, покажите в тексте существенность излагаемого материала. В противном случае раздел может быть удалён. Подробности могут быть на странице обсуждения.

Азраил на картине Михаила Врубеля

В художественных произведениях

  • М. Ю. Лермонтов, поэма «Ангел Смерти» — «То Ангел Смерти, смертью тленной от уз земных освобожденный!..»
  • Роджер Желязны. Рассказ «Ангел, темный ангел» из сборника «Вариант единорога». 1967 год. «Где-то шел дождь. Обычный или искусственный — где-то всегда идет дождь, когда бы вы об этом не подумали. Помните об этом всегда, если можете».

В кино

  • В фильме «Догма» (1999) режиссёра Кевина Смита появляются ангелы смерти Локи и Бартлби, вокруг которых завязан сюжет фильма. Там также появляется Азраил, но в фильме он является демоном, бывшим ангелом-музой, которого отправили в Ад за отказ сражаться во время войны между Раем и Адом.
  • «Поцелуй смерти» — вьетнамский фильм 2008 года, реж. Нгуен Куанг Зунг. Романтичная комедия в форме азиатско-христианской рождественской сказки для взрослых, в которой Ангел Смерти предстаёт в роли юного сына Повелителя Смерти. По сюжету фильма, молодой Ангел Смерти является изгоем из ада, потому что вопреки своей миссии любит делат ь добро.
  • Фильм «Знакомьтесь, Джо Блэк» повествует об Ангеле Смерти, решившем сделать перерыв в своей работе.
  • В фильме «Воровка книг» повествование ведётся от лица Ангела Ошибка в сносках: Неправильный вызов: ключ не был указанСмерти.
  • В фильме «» (1957) реж. Ингмара Бергмана ангел смерти приходит за рыцарем Антонием Блоком и на протяжении произведения выжидает данную им отсрочку.
  • В сериале Люцифер появляется ангел смерти Азраил, представившаяся призраком.
  • В сериале Элементарно в 1 сезоне, 5 серии ангелом смерти называют врача, который помогает смертельно больным пациентам умереть, как он думает, избавляя их от мучений.
  • В сериале Американская история ужасов Шахат появляется во 2 сезоне.

> См. также

  • Образ смерти
  • Бог смерти

Примечания

  1. Пасха, иудейский праздник // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. Лист 20. Авода Зара.
  3. Ангелы. ЭЕЭ. Дата обращения 10 апреля 2013. Архивировано 17 апреля 2013 года.
  4. Малах-Гамавет. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
  5. Иудаизм и сатанизм
  6. Рыбалка А. Энциклопедия еврейской демонологии

Ангелы смерти в мировых религиях и древних культурах

Ангелами смерти называют существа, которые забирают у людей жизнь и душу, сопровождают их в мир мёртвых, предупреждают смертных о чем-то важном. Почему в одних религиях ангел смерти является только грешникам, а в других — только святым? Можно ли обойтись без него? Некоторые ангелы созданы именно ради исполнения этих обязанностей, другие же – во исполнение послушания, которое временно наложил на них Бог.

В каждой религии ангел смерти чем-то отличается от всех прочих, в некоторых, их нет, но есть боги смерти и загробного царства.

Христианство

В Священном Писании ничего не сказано об ангеле, ответственным за сопровождение мёртвых в рай или ад. Нет и такого, который приносит смерть. Ни демоны, ни ангелы не приведут человека к смерти, если не будет на это Божьей воли. Смерть не дух и не скелет с косой. Физическая смерть в христианстве — это отделение души от тела, и телесно она неизбежна. Ангелы же по наказу Бога могут человеку помочь умереть, отсрочить смерть, могут повлиять на, что произойдёт с человеком после неё. Так, Архангела Гавриила иногда именуют ангелом смерти только потому, что он явился к деве Марии, чтобы возвестить ей о том, что скоро она умрёт.

Ангел смерти в иудаизме

В иудаизме ангелов смерти называют малах ха-мавет. У каждого из них есть собственное имя и предназначение. Они посланники Бога и проводники в иной мир.

Малах ха-мавету Бог даёт задание забрать жизни обречённых на смерть людей или целые народы:

«И сказал Господь Ангелу смерти: Ступай принеси мне душу Моше. И встал Ангел смерти и вышел навстречу Моше… И спросил Моше: Что ты здесь делаешь? И отвечал Ангел смерти Моше: Бог неба и земли, в руке которого душа всякого живого существа и дух каждого человека, послал меня забрать твою душу» (мидраш Дварим раба).

Внешне ангелы в обличии малах ха-мавет разные: это и существо со множеством глаз, и старик с мечом, и бродяга, и жнец. Именно в иудаизме возник образ смерти с косой.

Азраил, он же Сатан

Сариэль, Азраил, Самаэль, он же Сатан – ангел, препровождающий грешников в ад. Вначале Сариэль выполняет поручения Бога беспрекословно, а спустя время становится его противоположностью. В талмуде есть цитата: «Сатана — он же Ангел смерти, он же дурное побуждение».

В популярной «энциклопедии еврейской демонологии» его описывают так:

«Самаэль в образе малах ха-мавет, ангела смерти, представляет собой ужасную чёрную фигуру. Ангел смерти держит в руках иззубренный нож, с которого стекают три капли яда, и приходит он только за грешниками. Человек при виде страшного чёрного ангела в ужасе раскрывает рот, капли попадают туда, и человек от этого умирает. Первая капля прекращает жизнь, вторая капля — это желчь смерти, третья капля закрепляет начатое».

Гавриэль

Согласно той же «Энциклопедии», Архангел Гавриэль приходит забрать души царей и праведников с острым ровным ножом.

Аваддон

Аваддон. Изначально этим словом называют бездну или саму смерть, открытую могилу. Но позже в «Откровении» Иоанн Богослов переосмысляет его как именно ангела:

«Это имя ангела бездны, царя саранчи, вышедшей из той бездны, имя ему по-еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион» (Откровение. 9:11)

Шахат

Шахат — ангел, известный по «казням египетским». Тогда по воле Господа он забрал всех первенцев народа Египта, принуждая фараона отпустить народ Моисея из рабства.

Маляк-аль-маут – ангел смерти в Исламе

Ангел смерти сотворён Аллахом из стихии света и очень силён. Смысл их существования заключается в служении Аллаху. У этого ангела, как и у всех других, нет свободы воли, поэтому он безгрешен.

В Коране его зовут Маляк-аль-маут, но все современные последователи ислама называют его Азраил, возможно, заимствуя его из Иудаизма. Азраил — один из четырёх ангелов, приближенных к Аллаху. Ему служат ангелы из разных родов: одни сопровождают в рай мусульман и праведников, а другие — души грешников (или неверных) в ад.

Внешность Азраиля в разных источниках описывается по-разному. В одних его облик схож с христианским ангелами-херувимами, с четырьмя крылами. В других источниках предполагается, что у него много глаз, ртов, и шерсть на теле.

Считается, что во время конца света, после того, как затрубит Исрафил, и творения Аллаха покинут этот мир, Азраил умрёт последним.

В тафсире Мазхари — одном из толкований Корана — упоминается хадис, т. е. предание о словах и деяниях пророка:

«Когда Аллах Тааля приказал Азраилу, мир ему, умерщвлять людей он взмолился: «О мой Господь, Ты возложил на меня такую обязанность, что все сыны Адама, живущие в мире, будут проклинать меня всякий раз, когда вспомнят обо мне и будут считать меня злом». На это Аллах Тааля ответил ему: «Мы позаботились об этом и распространили в мире некоторые заметные болезни и другие причины гибели людей, которые они будут связывать со смертью и ты будешь защищен от их проклятий».

Исламский богослов аль-Куртуби повествует:

«Однажды Пророк увидел ангела смерти, стоящего у головы одного из своих сподвижников, лежавшего на смертном ложе. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, обратившись к нему: «Облегчи моему сахабу». Ангел смерти ответил: «Будь уверен. Я облегчаю каждому верующему», и добавил: «Представь себе число людей, живущих в городах и деревнях, и в лесах, в горах или у воды. Я вижу каждого из них пять раз в день. Поэтому я напрямую знаю всех их, молоды они или стары».

Яма – ангел смерти в Индуизме

В индуизме это Яма, согласно индуистскому сюжету, первый человек, который умер и открыл этим дорогу в загробный мир. Кроме того, существует богиня смерти и разрушения Кали. Она же и богиня-мать, и защитница мирового порядка.

Буддизм – зачем ангел, если смерти нет

В буддизме «ангела смерти» нет, как и нет представления о душе. Согласно учению Будды Шакьямуни и Антамаваде — теории несуществования души — основой мироздания является разум, который часто сравнивают с пламенем светильника. И как пламя одного светильника может зажечь другой, так и один разум в момент угасания тела может зажечь новый разум.

> Синтоизм – ангел смерти Эмма-О

В синтоизме, японской религиозной мифологии, ангел смерти женского пола – это Эмма-О. Она правит адом и судит умерших.

Древний Египет – боги смерти

В Древнем Египте боги смерти Анубис и Осирис. Первый – проводник умерших в царство мертвых, покровитель кладбищ и хранитель лекарств. Второй — царь загробного мира и судья для умерших, но также и бог возрождения.

> Вавилон – подземные боги

В Древнем Вавилоне — бог подземного царства и палящего солнца Нергал и Эрешкигаль — великая подземная госпожа, покровительница долгой холодной зимы.

Древняя Греция – Харон и Танатос

В Древней Греции — бог смерти Танатос, ненавидимый другими богами, обладатель железного сердца. Он живёт на краю мира, крылат и не любит подношений. На ангела смерти также очень похож Харон: перевозит души умерших через реку в подземное царство мёртвых. Обратно — нет.

Ацтеки – Миктлантекутли

У ацтеков — Миктлантекутли, владыка подземного мира. Выглядит как человек с голым черепом. С ним часто рядом находятся паук, сова и летучая мышь. Любимое украшение — ожерелье из человеческих глаз. Владыка севера, ест души умерших, поощряет каннибализм.

Древние скандинавы – Валькирии

У скандинавов ангелами смерти можно назвать валькирий. Они гарцевали на крылатых конях над сражениями и забирали умерших славных воинов в Валгаллу — небесный чертог для погибших в бою.

У чувашей ангел смерти Эсрель. Он убивает живых существ быстрой, но мучительной смертью. Его выбор падает на тех людей, которые были скупы на жертвоприношения. Глаза у него на затылке, он состоит только лишь из скелета, ростом выше двух метров. Бывает обманут людьми.

Возможно, вам будет интересно:

  • Похороны в Древнем Египте: ритуал
  • Уныние – смертный грех. Почему?
  • Символы смерти в искусстве

Ангел смерти Азраил – кто он и какое место занимает в божественной иерархии

Архангелы считаются очень могущественными духовными существами, захватывающими внимание людей на протяжении веков. Приставка «арх» на греческом языке означает правящий или главный. В религиозных текстах сказано, что архангел находится на одном из самых высоких уровней в небесной иерархии. Во многих Священных Писаниях говорится о великих способностях архангелов как целителей и проводников, которые помогают во многих жизненных ситуациях.

Даже ангел смерти, имя которого Азраил обладает не негативными способностями по отношению к человеку, как может показаться. Он является проводником душ умерших в их новом путешествии.

Общие сведения

Имя Азраил означает «кому Бог помогает».

Он встречает души и помогает им в переходе на новый этап пути. Он помогает и живым людям справляться с их горем и совладать с эмоциональным состоянием во времена утраты. Архангел Азраил помогает служителям и духовным учителям всех религиозных систем и верований в духовном консультировании. Он же подсказывает советникам скорбящих защититься от принятия боли своих клиентов на себя. Архангел направляет слова и действия просящих и одновременно является путеводителем во всех переходных состояниях, связанных с отношениями, карьерой, зависимостями и др. Помогает Азраил людям как можно более плавно ориентироваться в жизненных переменах.

Некоторые исследователи считают, что у “помогающего Богу” есть свита, которая помогает ему забирать души людей. Имена ангелов смерти, которые служат единому делу вместе с Азраилом: архангел Михаил, Абаддон (губитель), Самаэль, Гавриил.

Силы и способности

Азраил – ангел смерти, поэтому он взаимодействует с мертвыми. Но при этом обладает теми же способностями, что и все остальные ангелы.

  • Ангел смерти Азраил обладает своей физиологией, включающей в себя: сверхчеловеческую силу и рефлексы, бессмертие, полет и изменение формы (способность скрывать свои крылья) и в дополнение – невидимость.
  • Будучи небесным ангельским существом, небесный посланник невосприимчив к возрасту и оттого бессмертен. Он не вправе пользоваться теми средствами, что могут легко убить или ранить смертного. Однако самому ему может быть нанесен вред сверхъестественными путями.
  • Невидимость: Азраил обладает способностью обращаться в прозрачную субстанцию и выбирать, кто способен ее видеть. Как правило, только мертвым доступен его облик.
  • Изменение формы: помощник Бога видоизменяет свою истинную внеземную внешность, делая себя похожим на человека.
  • Пространственное путешествие: Азраил может путешествовать между небом и землей. Более того, ангелы находятся за пределами таких понятий, как время и пространство. Они могут находиться в разных местах одновременно.

Имя ангела смерти в исламе

Азраил (в переводе: мир ему) – один из четырех великих ангелов, созданных Аллахом. Он освобождает души людей и возвращает их Аллаху, когда их жизнь заканчивается.

В «Тафсир аль-Мажари» есть хадис, рассказанный Абдуллой ибн Умаром: Когда Аллах приказал Азраилу, мир ему, унижать людей, он умолял:

«О, мой Господь! Вы наложили на меня такой долг, что все сыновья Адама, живущие в мире, будут проклинать меня каждый раз, когда они меня помнят и будут верить, что я – зло «.

Аллах сказал ему:

«Мы позаботились об этом. Есть болезни и другие несчастья, которые люди воспримут как причины своей смерти. Таким образом, они не будут ни жаловаться на вас, ни проклинать вас».

Процесс отвлечения души в Коране описывается так:

«Мир подобен открытому сундуку для ангела смерти и демона жизни. Люди рассеяны как семена в этом сундуке. Он берет любые семена, которые ему нравятся.»

Исламская традиция описывает Азраэля как полностью покрытого глазами и языками существо. Число глаз и языков постоянно изменяется, чтобы отразить число людей, которые в настоящее время живы на земле. Азраил отслеживает переменное число человечества, записывая имена людей в небесной книге, когда они рождаются, и стирая их имена, когда они умирают.

Ангел смерти в христианстве

В католической Библии нет упоминаний имени Азраэля и он не считается канонической фигурой в христианстве. Однако в 2 Эсдрасе есть история (запрещенная католической и протестантской церквями, но считающаяся канонической в православии, в восточной церкви), которая является частью Апокрифы.

У Эсдраса есть история писца и судьи по имени Эзра, также иногда написано это имя как «Азра» на разных языках. Азру посетил архангел Уриил и дал список законов и наказаний, которых он должен был придерживаться и применять в судопроизводстве над своим народом.

Позже Азра был записан в Апокрифах как взошедший на Небеса «без вкуса смерти». В различных религиозных конфессиях имя истолковывается как Эзра – восхождение на ангельский статус. В ходе истории произошло добавление суффикса «el» , который обозначает принадлежность к небесному существу. Следовательно, это будет Азраиль. В более поздних книгах также говорится о писце по имени Салафиил, который цитирует слова «Я, Салафиил, который также является Ездрой».

В зависимости от определенных взглядов на христианскую духовность, это можно рассматривать как ангельское влияние Азраила на Салатиэля, хотя эта точка зрения у христиан не подтверждается и не отрицается.

Демон в других религиозных текстах

Азраил также служит ангелом (демоном) смерти в сикхизме. В сикхских писаниях, написанных Гуру Нанаком Дев Джи, Бог (Вахегуру) посылает Азраила только тем людям, которые неверны и не раскаялись в своих грехах. Азраил появляется на Земле в человеческом обличии и бьет грешника по голове своей косой, чтобы убить его и извлечь душу из тела. Затем он отправляет собранные души в ад и следит за тем, чтобы они понесли наказание, к которому Вахегуру их приговорит.

Зоар (священная книга иудаизма – Каббала) представляет более приятное изображение Азраила. Зоар говорит, что ангел получает молитвенные песни верных людей, когда они достигают небес, а также командует легионами небесных помощников.

Смерть – неизбежная часть жизни. Бог назначил ангела Азраила к стороне смерти, чтобы он справился с задачей разрешения всех вопросов с ней связанных. Главный вопрос – преображение физической жизни человека в духовную.

Посланник Всевышнего оснащен всеми необходимыми инструментами для управления механизмами “за жизнью”. Энергией Бога он будет помогать каждому человеку в переходе между земным существованием и небесным полетом, а также смягчит боль людей, страдающих от потери любимого человека.

АНГЕЛ ПО ИМЕНИ СМЕРТЬ

— Послушайте! — Еще меня любите

За то, что я умру.

Марина Цветаева

Старики, зачем и кому они вообще нужны? Ну ладно раньше: они и с внуками сидели, и по хозяйству помогали, и в очередях стояли, пока дети работали. Но сейчас… Какие Арины Родионовны?! Теперь бабушками становятся лет в сорок, без отрыва от карьеры и личной жизни, и еще успевают собственным малышом напоследок обзавестись, а дедушки, если здоровье позволяет, крутятся кто в бизнесе, кто на двух работах. Но и они жалуются, что не понимают своих детей и внуков, не находят с ними общего языка. А уж семидесятилетние…

Они ползают где-то по обочине жизни, путаются под ногами и только всем мешают — бестолковые, навязчивые, то болезненно подозрительные, то легковерные, как малолетки, то агрессивные, то жалкие и беспомощные. А этот их бесконечный гундеж о своих болезнях.

Какая там мудрость — один старческий маразм! В нынешних реалиях не разбираются, советы дают дурацкие, да еще обижаются, что их никто не слушает. Соцработники от них стонут: вместо благодарности одни капризы, придирки и жалобы по инстанциям. Они словно вымещают на своих благодетелях обиду на все остальное, равнодушное к ним человечество.

Нет, мы, конечно, не звери, и стариков нам жалко. Абстрактно. Как бездомных кошек или собак. Есть, правда, альтруисты — взваливают на себя крест и начинают их опекать. Но таких единицы, как безумных собачников или кошатников. А остальным хватает и того, что приходится заботиться о собственных бабушках и дедушках, мамах и папах, вступивших на финишную прямую.

Как-то после очередной нашей ссоры моя мама сказала мне горько: «А ты почитай Бориса Васильева «Вы чье, старичье?» Там все про нас сказано».

Прочитала.

«Теперь уж редко кто помнит, что старичье — самый благодарный народ на свете. Погладь их мимоходом, слово ласковое скажи — и они, как псы, за тобою ходить будут, у порога от любви и нежности сдохнут. Забыли мы в суетливой ежедневности и о ласке, и о благодарности, и о самих стариках. У порога, говорите, от любви и нежности сдохнут? Так они же все равно сдох… Ну да, это самое, а отчего — вскрытие покажет».

А потом у моей подруги мама повесилась. Двадцать лет болела и просто устала быть всем в тягость.

Фото РИА Новости

Пора! Покоя сердце просит

Говорят, раньше было по-другому. Я помню, нас еще в школе учили, что в первобытном обществе, когда в среднем жили лет по двадцать, те немногие, кто дотягивали до пятидесяти, пользовались всеобщим уважением — а как же, хранители опыта, истории рода, традиций, воспитатели детей. Что в Древней Греции членами ареопага становились только после шестидесяти, а в Древнем Риме высший орган власти прямо так и назывался «сенат» — собрание старых и уважаемых людей. А уж в патриархальной православной России для стариков вообще было Эльдорадо… В общем, «молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет».

Что там еще застряло в голове от школьной премудрости? «Мой дядя самых честных правил»? Ну, это у нас точно все знают, даже те, кто «Евгения Онегина» вообще не читал. Так, вертится в памяти, как детская считалка. А если напрячься, если подумать: с каким напутствием классика отправили нас в сознательную жизнь? «Но, боже мой, какая скука / С больным сидеть и день и ночь,/ Не отходя ни шагу прочь!/ Какое низкое коварство/ Полуживого забавлять,/ Ему подушки поправлять,/ Печально подносить лекарство,/ Вздыхать и думать про себя:/ Когда же черт возьмет тебя!»

До меня смысл этих слов дошел лишь сейчас, когда я сама разменяла шестой десяток. И тут же полезло в голову: а какие образы стариков оставил нам «золотой» век русской литературы? Фамусов, старуха-графиня из «Пиковой дамы», скупой рыцарь, Мазепа, Плюшкин, Коробочка, Дикой, Кабаниха, старик Болконский, измывающийся над единственным любящим его существом, княжной Марьей, впавшая в детство старая графиня Ростова… А Достоевский с целой россыпью монстров — от старухи-процентщицы до старика Карамазова и Великого инквизитора? Да и герои наших сказок не лучше: и Баба-яга — не молодка, и Кощей бессмертный — не юноша. Как-то не стыкуется все это с благостной картиной всеобщей уважухи.

Вон Сергей Соловьев пишет, что в древности детям вообще вменялось в обязанность убийство немощных старых родителей, а наши предки-славяне под веселые песни и пляски отправляли своих бабушек и дедушек «на саночках» или «на рогожке» в овраг — помирать. Любили ли их при этом дети и внуки? А почему нет? Но ведь так было принято, все так делали.

В школе жизни нет каникул

Вот и мои интеллигентные, начитанные родители столкнулись когда-то с этой проблемой. Им было тогда чуть за пятьдесят, как мне сейчас — еще не старость, но уже и не легковесная молодость, когда не слишком задумываешься о собственном не столь уж далеком будущем. У нас была обычная советская патриархальная семья — три поколения под одной крышей. Потом дедушка умер, мы с братом выросли и стали жить отдельно…

Бабуля моя, мамина мама, и раньше-то была не подарок, а уж в старости чудила по полной программе. Ругались, мирились, но жили, в общем, нормально, как все. И вдруг у бабушки в одночасье отказали мозги: с вечера еще была просто старушка с причудами, а утром проснулась абсолютно беспомощным бессмысленным существом, как младенец, то и дело хватающимся то за спички, то за нож, так и норовящим то телевизор на себя уронить, то с балкона выпасть.

К такому удару судьбы никто из нас не был готов. Ни я, ни брат бросить работу, чтобы сидеть с бабушкой, не могли. Родители собирались в отпуск, уже и путевки в санаторий купили… Думали-думали, ничего не придумали, зато нашли «соломоново» решение — отложить всё на потом, «на после отпуска», а пока по блату пристроить бабулю в «хорошую» психушку, чтобы была под присмотром.

Понятное дело, из больницы она уже не вышла. Через несколько месяцев ее не стало. А нам в наследство осталось чувство неизбывной, неискупимой вины. Может, оно и привело моих абсолютно нерелигиозных родителей к вере?

Во всяком случае, слова: «Ты в церковь ходишь — тебе легче» я впервые услышала от них именно тогда. Конечно, они были люди образованные и знали, что для любой религии жизнь — переход от рождения к смерти и дальше, к существованию в новом качестве.

Но сами-то мои родители так никогда не думали. Они были из поколения юных ленинцев-сталинцев с промытыми с младенчества мозгами, лишенных семейных преданий, потому что взрослые боялись при детях предаваться воспоминаниям — чтобы те, не ровен час, в школе чего-нибудь не ляпнули и не подвели всех под статью. Большую часть жизни они прожили в мире перевернутых ценностей, где человек звучал гордо, врага, если он не сдавался, следовало уничтожать, а коммунизм, эту молодость мира, надлежало возводить молодым.

Это не они учили меня молитвам и водили за ручку в церковь. Это я, придя к вере взрослой, годами, преодолевая их яростное сопротивление, пыталась хоть по крупицам донести до их сознания евангельские истины.

Помог развал СССР. Оси координат советской идеологии рухнули прямо им на головы, произведя сотрясение основ. Мои старики в одночасье лишились всего: места в общественной иерархии, отложенных за всю жизнь на «достойную старость» сбережений, самоуважения, здоровья. Да, у них был богатый жизненный опыт, вот только передавать его больше было некому и незачем — вокруг с азартом создавали новую реальность, в которой им, «осколкам социализма», просто не было места. Тут поневоле смиришься.

И долго еще, когда я давала маме деньги, она плакала от унижения.

Вот тогда и потянулись мои старики в храм — единственное место, где можно было найти сочувствие и утешение, где их готовы были выслушать… хотя бы на исповеди.

Нет, они ничему не могли меня научить. Или все-таки могли?

В бой идут одни старики

Сегодня стоит включить телевизор, открыть любой глянцевый журнал, и вам объяснят, что старость — это такой аналог молодости, время познания радостей жизни. Были бы деньги. Стариков убеждают, что им и в восемьдесят не заказаны все телесные наслаждения, зазывают на всевозможные курсы, где их обучают ремеслам, иностранным языкам, турфирмы соблазняют их экзотическими путешествиями. Зачем? Да кого это интересует! Говорят, Сократ накануне казни брал урок игры на флейте, а когда его спросили: «Зачем?», ответил: «А когда же еще я успею этому выучиться?»

Удивительное дело: наше общество, ориентированное на молодых, на самом деле с каждым годом всё больше превращается в общество стариков и одновременно всё больше стремится к молодости, словно вообще забывая о существовании старости.

Во всяком случае, старость для нас по-прежнему — лишь растянутый во времени ритуал приготовления всех его участников к смерти одного из них. И хорошо, если ты пока не крайний в этом ряду. Твои дряхлеющие на глазах старики заслоняют тебя своими сгорбленными спинами от холодящего дыхания вечности.

В последние годы мама, измотанная болезнями и мыслью о том, что, не в силах обойтись без моих постоянных забот, «заедает мой век», часто говорила обычное стариковское: «Господи, помереть бы, что ли, скорей. Ну зачем я здесь? Только сама мучаюсь и тебя мучаю». А я все твердила ей: «Мамочка, как же ты не понимаешь? Мне ничего от тебя не нужно. Ты просто живи, просто будь».

Она слушала меня и… не верила.

А ведь я не врала. До меня вдруг дошло: уйдет она, и крайней в ряду останусь я.

Доколе не порвалась серебряная цепочка…

Все начинается с «социальной смерти» (у нас, кстати, наступающей задолго до физической старости — лет в 40-50, когда работодатели перестают читать ваше резюме). Ты постепенно теряешь свободу передвижения, экономическую и социальную конкурентоспособность, ловишь себя на том, что общепринятые нормы, идеалы и ценности становятся тебе чужими.

Ты превращаешься в «отработанный материал». Ты можешь подчиниться или сопротивляться, состариться раньше срока или быть на редкость бодрым для своих лет, сам играть роль старика или навязывать ее тем, кто старше. Но тебе никуда не уйти от неизбежности собственного ухода.

И вот тут, не умея научить нас примером своей жизни, наши старики учат нас самой своей смертью.

Мои уже все ушли. По-разному. Кто-то после долгой болезни, постепенно угасая, кто-то трагически. Последней уходила мама. Десять лет на моих глазах жизнь, болезни, потеря близких смиряли ее, она смягчалась, училась прощать и просить прощения, становилась по-настоящему мудрой. Мне вдруг стало важно, что она думает, я даже сама стала спрашивать у нее совета. А главное, чем беспомощнее она становилась, тем острее и безысходнее была моя любовь и предощущение неизбежного скорого финала. Слава Богу, последние ее годы прошли в Церкви: можно было вместе помолиться, можно было к ней батюшку позвать, чтобы поисповедовал и причастил. Но финальные несколько месяцев, когда страшные слова «терминальная больная» были произнесены и ей, казалось, не оставалось ничего, кроме боли…

Когда-то в порыве горя или отчаяния я, как и все, восклицала: «Господи, за что мне это?!» Потом стала спрашивать: «Для чего, Господи?» Когда уходила мама, я уже не восклицала и не спрашивала, только просила: «Господи, дай мне сил это выдержать». Но в последнюю ее ночь, когда, сжимая мою руку, она всё рвалась куда-то, всё просила помочь ей туда подняться и уже не видела меня, никаких слов, кроме: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мою мамочку!» у меня не осталось. И вообще ничего не осталось, кроме любви. Которая живет и сейчас. И мама живет. Это, наверное, главное, чему мы вообще можем друг у друга научиться. Хотя бы в старости.

А дальше — по апостолу Павлу: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан».

Фото Маргариты Пассмор

Митрополит Сурожский Антоний

Глубины вечности

…Можно стареть и ветшать; а можно еще при молодости обветшать и уже не принадлежать творческому миру. Старость приходит ко всем; но она приходит в разное время. К одним она приходит через годы долгой жизни; к другим она приходит болезнью, разбитостью. И первый наш соблазн: сделать — я хотел сказать «все возможное», но я должен был бы сказать «все невозможное», чтобы удержать то, что уходит: телесные силы, здоровье, блеск живого ума, крепость… Страшно бывает видеть, как они постепенно уходят куда-то… И это большой соблазн, потому что сосредоточиться на том, чего нет, сосредоточиться на том, что убывает, чего не вернуть — самый верный способ задолго до смерти умереть заживо и перестать быть способным на творчество и на то, чтобы оставить наследие другим.

Один французский писатель, говоря о старости, пишет: стареющий человек, который возвращается к первому своему источнику, отходит от вещей временных и уходит в вещи вечные; и хоть виден огонь в глазах молодых, но в глазах старика можно увидеть свет… Вот на что мы должны быть готовы: превратить пламя жизни, огненный подход ко всему в жизни — в тихий свет. Если можно провести такое сравнение, мы должны перейти от слепящего света пасхальной ночи к тому тихому свету славы Божией, к свету невечернему, к свету, который никогда не угаснет, о котором мы поем на вечерне: Свете тихий святыя славы Небесного Бога Отца… Но для этого нужна решительность; нужно принять, что когда уходит одно, может, если мы только этого захотим, вырасти в нашей жизни другое. Перед словами, что есть огонь в глазах молодых и свет в глазах старых, говорится тоже, что по мере того как мы стареем, мы отходим от вещей временных, преходящих и вступаем в то, что вечно и неотъемлемо. Вот на чем мы должны сосредоточить не только внимание нашей мысли, но весь слух, все внимание нашего сердца и нашего существа; не бояться того, что прежнее уходит, а прислушиваться к тому, что постепенно нарастает; не бояться, что шум временного и внешнего до нас доходит заглушенно, все меньше и меньше, а прислушиваться к тому, как нарастает гармония вечной жизни…

…Если бы мы действительно любили каждого уходящего от земли в вечную жизнь, то наша жизнь все больше и больше была бы там, где они, то есть в Боге.

Из книги митрополита Сурожского Антония «Пути христианской жизни»

В продолжение темы: – три письма из книги Марии Городовой “Колыбель огня”

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *