Анна шмаина великанова

Биография

Родился в Одессе в семье Владимира Карелина, заместителя начальника особого отдела НКВД по РСФСР. Мать Феликса — Эсфирь Львовна, урождённая Гантварг, (1898—?) была художницей, выпускницей Одесского художественного училища. Вышла замуж за его отца, недоучившегося студента юриста, в 1917 году. Когда Феликсу было 6 лет, в 1931 году, родители развелись. А Владимир Карелин, в это время уже успешный чекист, женился вторично на Алле Израилевне, урождённой Боксер (1906—?), в прошлом сотруднице ОГПУ. Отец, Владимир Карелин, выплачивал матери Феликса алименты. С 1932 года Эсфирь с сыном переехала в Москву, где по её собственным словам, приведённым в её следственном деле, «жила с Полуяном Евсеем Карловичем, работавшим директором радиомагазина». В середине 1930-х Эсфирь была художественным руководителем батичного цеха экспериментальной художественной мастерской «Союзгалантереи». Как следует из показаний позднее арестованной художницы по батикам, с марта-мая 1937 года она «проживала» с бывшим одесским чекистом, позднее журналистом, а в тот момент безработным Я. М. Бельским. Но к июню 1937 года отношения с Бельским распались, как предполагают историки О. И. Киянская и Д. М. Фельдман, из-за жалобы Эсфири Карелиной в КПК о том, что Бельский всё время «пьянствует». Но тучи над Бельским давно сгущались совершенно независимо от жалобы матери Феликса. 26 июля 1937 года он был арестован, а 5 ноября того же года расстрелян. 27 января 1938 года именно в связи с арестом и расстрелом Бельского была арестована Эсфирь. 9 февраля 1938 приговорена к ссылке на 5 лет как СОЭ, однако спустя всего 2 месяца, 9 апреля 1939 постановлением ОС НКВД СССР дело прекращено, а от ссылки Э. Л. Карелина освобождена.

Видимо, во время следствия над матерью и её короткой ссылки Феликса помещают в детский дом для детей репрессированных родителей, позднее он вспоминал, что там в актовом зале над сценой висел транспарант: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство».

Феликс был призван в армию в Алатырским райвоенкоматом в Чувашской АССР (дата призыва не указана). В 1943 году вступил в ВЛКСМ. Младший сержант, комсорг 2-го дивизиона 522 малокалиберного зенитно-артиллерийского полка. 3 февраля 1945 «за хорошую работу по сколачиванию комсомольской организации» награждён медалью «За боевые заслуги».

После службы в армии Феликсу Карелину, как сыну в прошлом высокопоставленного чекиста, было предложено сотрудничество с органами. По мнению Льва Регельсона, хорошо знавшего Карелина, Феликс продолжал гордиться своим отцом, считал, что его репрессировали по ошибке, и поэтому охотно согласился, видя в этом предложении признаки доверия органов. Он был внедрён в качестве осведомителя и провокатора в студенческий литературно-богоискательский «кружок Кузьмы», члены которого затем по его доносам были осуждены на разные сроки заключения. Об этом кружке и роковой роли Карелина рассказывает о Илья Шмаин. Сам Феликс рассказывал что под влиянием кружка испытал религиозное обращение — после этого он открыто покаялся перед его членами и написал официальное заявление в органы о прекращении сотрудничества с ними. В итоге он был осужден вместе с другими как реальный участник кружка. В лагере Карелин стал носить крест и вступил в подпольный «орден» под названием «Крест и Меч», готовившего побег — для дальнейшей деятельности с целью свержения советской власти. Среди членов был обнаружен предатель, организация приговорила его к смертной казни: при этом исполнитель приговора определялся по жребию — который выпал на Феликса Карелина. Исполнитель был обязан целиком взять вину на себя, объявив убийство личными мотивами. После этого Феликс был заключен в одиночную камеру, где пробыл 9 месяцев в ожидании неизбежного расстрела — по его рассказам, он в это время получил важные «духовные откровения».

Летом 1953 года Карелин был в 5-м лагерном отделении в Омске, где пророчествовал, что власть Антихриста (то есть Советов) должна продолжаться лишь 36 лет и конец ей придёт 7 ноября 1953 года. Когда пророчество не оправдалось, это оттолкнуло от него большинство поклонников из числе заключённых.

Однако в связи с «хрущёвской реабилитацией» приговор по первому делу был отменён, и дело о лагерном убийстве приостановлено. В итоге Карелин попал в ташкентскую ссылку, где занимался богословским самообразованием под руководством архимандрита Бориса (Холчева) и архиепископа Ермогена (Голубева). После окончания ссылки он начал интенсивно проповедовать (по частным квартирам в Москве) своё «толкование Апокалипсиса» — с указанием срока исполнения пророчества в 2000 году. Он вошёл в общину отца Александра Меня и стал его духовным сыном — хотя отец Александр настороженно относился к его проповедям.

В 1965 году Феликс Карелин пишет «Письмо отцам II Ватиканского Собора» под псевдонимом «Смиренный христианин русской Православной Церкви», где изложил свои мысли о грядущем воссоединении Церкви. Он при этом ссылается на «внутренний голос», который он услышал, молясь об этом у могилы Владимира Соловьёва: «Тайна соединения Церквей в Боге. Углубляйте познание и расширяйте сердце» (Вестник РСХД № 79 1965)

В середине 1960-х группа православных ревнителей решила написать открытое письмо Правительству и Патриарху с критикой антирелигиозной политики государства и соглашательского поведения церковной власти. Варианты Письма были предложены отцом Александром Менем и затем Анатолием Красновым-Левитиным, но не были приняты Николаем Эшлиманом и Глебом Якуниным, которые привлекли к сотрудничеству Феликса Карелина. Им и была проделана большая часть литературной работы, хотя каждая формулировка обсуждалась и принималась втроём. В своём письме Никите Струве от 15.11.1971 о. Глеб Якунин открыто называет Феликса Карелина «третьим автором письма». Однако было решено не ставить его подпись, поскольку Карелин имел судимость, и это могло дать церковной власти формальный канонический повод для отказа в рассмотрении Обращения. Первоначально предполагалось, что это будет совместное письмо нескольких епископов и священников (в частности, Гермогена (Голубева)). Но впоследствии архиепископ Гермоген отказался от участия в проекте, а без него отказались участвовать и все остальные священнослужители.

25 ноября 1965 года Патриарху Алексию I было направлено открытое письмо за подписями священников Глеба Якунина и Николая Эшлимана. Письмо подвергало резкой критике угодническую политику церковной власти в период «хрущевского гонения» на Церковь, во время которого было закрыто более половины действующих храмов — при этом исключительно «по решению» местных епископов (т. н. «слияние приходов»).

Письмо было размножено на пишущей машинке в 100 экземплярах и разослано в середине декабря всем правящим архиереям Московского Патриархата. 15 декабря ещё одно открытое письмо, с критикой антицерковных действий государственных органов, было направлено Председателю Верховного Совета СССР Н. В. Подгорному, Председателю Совета Министров СССР А. Н. Косыгину и генеральному прокурору СССР Р. А. Руденко.

О значении «Открытого письма» Никита Струве, редактор «Вестника РСХД», сказал:

«Разом, Церковь молчания стала Церковью исповедующей… в мистической глубине преодолена иррациональная стихия страха, сковывающая Церковь — как сковывает она до некоторой степени и весь русский народ. Этим своим подвигом Церковь находит свое место в новом возрождении России, укрепляя и выявляя народное сознание. До «письма» Церковь боролась только за существование, теперь она борется за свою целокупную сущность» (Вестник РХД № 81 1966)

За свою деятельность священники Глеб Якунин и Николай Эшлиман были Патриархом Алексием I «запрещены в служении впредь до покаяния».

После этого по инициативе Феликса Карелина в октябре 1964 г. создается «домашняя богословская академия» — в которой он становится основным «преподавателем». Встречи были регулярными и частыми: один-два раза в неделю, и обычно занимали целый день. Эти занятия продолжались до 1972 года. О. Александр Мень вначале одобряет создание «академии», но затем резко порывает с ней — ввиду её «апокалиптического» настроя, исходящего от Феликса Карелина. Вместе с ним «академию» покидают ближайшие ученики А. Меня: Михаил Меерсон, Евгений Барабанов и Александр Борисов. В начале 1968 г. по той же причине «академию» покидает о. Николай Эшлиман. Священники Глеб Якунин и Николай Гайнов, вместе со Львом Регельсоном, Виктором Капитанчуком и Владимиром Прилуцким остаются её членами до конца.

После издания «Открытого Письма» с Эшлиманом и Якуниным вышли на связь деятели «катакомбной Церкви», возникшей в связи с известной «Декларацией» митрополита Сергия (Страгородского) 1927 года. — которые принесли большое количество сохраненных ими документов по истории этого периода. При активном участием Карелина был произведён тщательный анализ этих материалов с целью прояснения малоизвестных церковных событий той эпохи. Итоги этой работы изложены в книге Льва Регельсона «Трагедия Русской Церкви. 1917-45.» Париж, 1977 г.

В июле 1968 года Феликс Карелин организует паломническую поездку (в основном участников «академии» с их семьями) в Новый Афон (Абхазия), в ожидании события, описанного в Откровении как «шестая печать» (Откр. 6: 12-17). Предполагалось, что речь идёт о геофизической катастрофе, связанной с возможным падением на Землю астероида Икар. Участники взяли с собой подготовительные материалы по теме «ересь Никодима Ротова», над которой продолжали работать в Новом Афоне. Эти материалы были изъяты при обыске местными органами КГБ. После двух месяцев ожидания паломники вернулись в Москву.

С 1967 года в «академии Карелина» начинается работа по изучению и анализу так называемого «богословия Никодима Ротова», которое он с помощниками энергично развивал на различных экуменических форумах и собраниях. Итогом этой работы стало Обращение к Собору РПЦ 1971 г. «По поводу новоявленного лжеучения митрополита Никодима (Ротова) и единомысленных ему лиц». Авторы: священник Николай Гайнов, миряне — Феликс Карелин, Лев Регельсон, Виктор Капитанчук. Письмо было по почте направлено всем участникам Собора, посвящённого выборам Патриарха, а также лично вручено тогдашнему управляющему делами патриархии — митрополиту Алексию (Ридигеру). По неофициальным сведениям, Обращение активно обсуждалось в кулуарах Собора: в результате «санкция КГБ» на избрание была «снята» с митрополита Никодима и «возложена» на менее «пререкаемого» митрополита Пимена (Извекова).

В середине 1970-х годов Карелин переходит на позиции антилиберального «православно-коммунистического патриотизма»: в надежде на «православное перерождение» существующей государственной власти. В этот период он сближается с Геннадием Шимановым и сотрудничает с журналом «Вече». Он публикует ряд работ, самая значительная из них: «Теологический Манифест», в котором история рассматривается с «евхаристических» позиций — западная цивилизация объявляется порочной, ввиду крайнего умаления роли Евхаристии протестантами и в особенности кальвинистами.

В августе 1980 выступает на процессе Глеба Якунина в качестве свидетеля со стороны обвинения.

В 1985 году в связи с 40-летним юбилеем победы награждён Орденом Отечественной войны II степени.

«Горбачёвская перестройка» и распад СССР повергают Карелина в состояние глубокого разочарования и депрессии: рухнули все его надежды на «православный коммунизм» как позитивное завершение российской и мировой истории, как единственная, по его убеждению, реальная перспектива противостояния «либеральному антихристианству».

Категорически отвергнув ценности «новой России», он прекратил публицистическую деятельность и умер в 1992 году — в возрасте 67 лет.

Примечания

  1. Шиманов Геннадий. Записки из красного дома. Москва. Институт русской цивилизации. 2013
  2. 1 2 Карелин Феликс Владимирович __.__.1925
  3. 1 2 3 Киянская О. И., Фельдман Д. М. Эпоха и судьба чекиста Бельского. Издательство: «РГГУ». 2016. ISBN 978-5-7281-1771-1
  4. Источник: Архив НИПЦ «Мемориал», Москва. Список репрессированных
  5. Виктор Капитанчук. Феликс Карелин и его учение о доминантах.
  6. Приказ подразделения. стр. 3. Архивировано 13 марта 2012 года.
  7. В чём состояло «сколачивание комсомольской организации» неясно, но получение боевой награды за комсомольскую работу даже на фронте необычно. Возможно, к этому эпизоду восходят слова «Я разоблачил сеть шпионов!», сказанные Карелиным 15-летней Марии Житомирской, за которой он, по словам А. И. Шмаин-Великановой, в это время «грубо и откровенно ухаживал». Из этого признания А. И. Шмаин-Великанова делает явно ошибочный вывод, что Карелин во время войны «в СМЕРШе работал». . В действительности он был артиллеристом. Ошибка про СМЕРШ повторена во многих биографиях.
  8. Лев Регельсон «О богословской школе Феликса Карелина и паломнической поездке в Новый Афон летом 1968 года» Цитата: «он <Карелин> в юности преклонялся перед своим отцом и после окончания строевой службы сам выразил желание стать «воином Дзержинского». Его взяли на проверку в качестве рядового «стукача».»
  9. Илья Шмаин. krotov.info. Проверено 15 апреля 2016.
  10. Лилия Ратнер: «Мое — это то, что рвет сердце, рвет душу» | Православие и мир
  11. Воробьев В. Поздний реабилитанс.
  12. Анна Шмаина-Великанова вспоминает, что, «когда папа с мамой зарегистрировали брак, выходя из ЗАГСа, они случайно увидели на улице Феликса Карелина»; исходя из даты брака (24 декабря 1954 года ), можно заключить, что Карелин уже к концу 1954 года был на свободе, но и приезжал в Москву.
  13. Кати Русселе в книге «Религиозные практики в современной России» со ссылкой на документы Совета по делам Русской православной церкви в ГА РФ сообщает, что Феликс Карелин находился при епископе Ермогене «в надежде на священнический сан» с 1954 по 1957 год
  14. 1 2 Журнал «Вестник РХД». www.rp-net.ru. Проверено 15 апреля 2016.
  15. Телеграмма священника Глеба Якунина в редакцию «Вестника РСХД» от 15 ноября 1971 г. Вестник РСХД, 1971 г., № 100
  16. Открытое письмо Патриарху Алексию I священников Николая Эшлимана и Глеба Якунина. Часть 1.. www.regels.org. Проверено 15 апреля 2016.
  17. Александр Мень: разномыслия с Н.Эшлиманом, Г.Якуниным и Ф.Карелиным о путях возрождения Церкви.. www.regels.org. Проверено 15 апреля 2016.
  18. Катакомбная церковь (рус.) // Википедия.
  19. РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ. www.regels.org. Проверено 15 апреля 2016.
  20. (1566) Икар (рус.) // Википедия.
  21. Обращение к Собору РПЦ «По поводу новоявленного лжеучения митр. Никодима (Ротова)». Священник Николай Гайнов. Миряне: Феликс Карелин, Лев Регельсон, Виктор Капитанчук.. www.regels.org. Проверено 15 апреля 2016.
  22. Феликс Карелин. krotov.info. Проверено 15 апреля 2016.
  23. Джейн Эллис Русская православная церковь. Согласие и инакомыслие
  24. Г. Н. Шиманов пишет о Карелине «Он умер от „перестройки“, когда понял, что она была сдачей СССР Западу.»
  25. По словам И. Х. Шмаина во время допроса ему дали прочесть показания Карелина против него, на следующем листе был донос Карелина на его отчима
  26. Александр Мень. О себе. стр. 146—175.
  27. , Соучредитель вместе сыном Петром фирмы АНО «Русские начала» по адресу 113186, г Москва, бульвар Нагорный, 6, 49
  28. 1 2 3 4 Прилуцкий В. С ним и без него
  29. Руководство ФНПС
  30. История возрождения прихода в наше время
  31. Биография П. Ф. Карелина — Мастерская деревянного…

Шмаина-Великанова, Анна Ильинична

В Википедии есть статьи о других людях с фамилиями Шмаин и Великанов.

Анна Ильинична Шмаина-Великанова

Дата рождения

22 октября 1955 (63 года)

Место рождения

Москва, СССР

Страна

Научная сфера

библеистика
гебраистика
иудаика

Место работы

РГГУ
ББИ
Институт философии, теологии и истории святого Фомы
Свято-Филаретовский православно-христианский институт

Альма-матер

Иерусалимский университет

Учёная степень

доктор культурологии

Учёное звание

доцент

Известна как

специалист по истории раннего иудаизма и христианства

А́нна Ильи́нична Шма́ина-Велика́нова (род. 22 октября 1955, Москва, СССР) — российский библеист, гебраист и переводчик, педагог, специалист в области иудаики, истории раннего иудаизма и христианства. Доктор культурологии, доцент Центра изучения религий РГГУ.

Родилась 22 октября 1955 года в Москве в семье математика и будущего священника Ильи Ханановича Шмаина (1930—2005) и археолога, переводчицы Марии Валентиновны Житомирской (род. 1933); внучка кинорежиссёра Х. М. Шмаина и учёного в области авиационного моторостроения В. К. Житомирского (1896—1977), правнучка филолога К. Г. Житомирского, племянница художника А. Д. Кочеткова.

В 1975 году эмигрировала с родителями в Израиль.

В 1976 — 1981 годах училась на отделениях классической филологии, философии и религиоведения Иерусалимского университета.

В 1981 году вышла замуж за математика К. М. Великанова, жившего во Франции, и переехала в Париж. Здесь она публиковала статьи по современным вопросам богословия в журналах «Вестник РХД» и «Страна и мир», а также в еженедельнике «Русская мысль».

В 1993 году вернулась в Россию.

С 1995 года преподает историю иудаизма, историю толкования Ветхого Завета, раввинистическую литературу и библейский иврит в Центре изучения религий РГГУ.

С 1996 года преподаёт историю иудаизма, историю толкования Ветхого Завета, раввинистическую литературу и библейский иврит и раннехристианскую литературу в Библейско-богословском институте святого апостола Андрея.

С 2002 года преподаёт в Институте философии, теологии и истории святого Фомы и Свято-Филаретовском православно-христианском институте.

12 декабря 2011 года в РГГУ защитила диссертацию на соискание учёной степени доктора культурологии по теме «Книга Руфи как символическая повесть» (специальность 24.00.01 — Теория и история культуры). Официальные оппоненты — доктор исторических наук, профессор Е. Б. Рашковский, доктор исторических наук профессор А. Б. Ковельман, доктор филологических наук А. С. Десницкий. Ведущая организация — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».

Принимала участие в издании трудов митрополита Антония Сурожского, монахини Марии (Скобцовой), Симоны Вейль и Ольги Седаковой.

Автор статей по библеистике, истории раннего христианства, по современным проблемам богословия и по литературоведению. Занимается вопросами современного богословия и сравнением видов неритуализованного благочестия в раннем иудаизме и ранней церкви.

Научные труды

Диссертации

Монографии

  • Наше положение: Образ настоящего/. — М. : Изд-во гуманитар. лит., 2000. — 302 с.
  • Шмаина-Великанова А. И. Некоторые особенности раввинистического комментария: опыт прочтения «Песни Песней». // Мировое древо=Arbor mundi. Изд. РГГУ. — 2007. — № 14. — С. 63-00
  • Шмаина-Великанова А. И. Книга Руфи: Перевод; Введение в изучение Книги Руфи; Комментарий. — М.: РГГУ, 2011. — 250 с. — 500 экз;
  • Шмаина-Великанова А. И. Книга Руфи как символическая повесть — М.: Институт св. Фомы, 2010. — 254 с. — 1000 экз.

Православная энциклопедия

  • Шмаина-Великанова А. И. Аваддон // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 73-74. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  • Шмаина-Великанова А. И. Агада // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 212-213. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  • Шмаина-Великанова А. И. Адонай // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 307-308. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  • Шмаина-Великанова А. И. Акива // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I. — С. 390-391. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  • Шмаина-Великанова А. И. Амораи // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 178-179. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  • Шмаина-Великанова А. И., Ястребов Г. Г. Ашкеназийские хасиды // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. IV. — С. 229. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-009-9.

Статьи

  • Шмаина-Великанова А. И. Опыт прочтения Симоны Вейль наоборот, или … прикладная отрицательная экклезиология // Вайль С. Укоренение. Письмо клирику. — К.: Дух и литера, 2000. — С. 312—321. ISBN 966-7888-06-1
  • Шмаина-Великанова А. И. Исчезнувшая личность как проблема для церковного сознания Исчезнувшая личность как проблема для церковного сознания // Личность в Церкви и обществе: Материалы Международной научно-богословской конференции (Москва, 17-19 сентября 2001 г.). — М.: Свято-Филаретовская московская высшая православно-христианская школа, 2003. — С. 60-66. — 448 с. ISBN 5-89100-044-X
  • Шмаина-Великанова А. И. «Библия в творчестве Бориса Пастернака» // Мир Библии. — Вып. 10. — М.: ББИ, 2003.
  • Шмаина-Великанова А. И. О поэзии и примирении. Заметки читателя Песни Песней // Труды международной богословской экуменической конференции о примирении в культуре. Минск. 2004.
  • Брагинская Н. В., Касьян М. С., Шмалина-Великанова А. И. Эллинистическая проза в сравнительном освещении: роман, деяния и агада // АСПИРАНТУРА РГГУ. Образовательные программы. Филологические науки. — М., 2006. — С. 275—296.
  • Шмаина-Великанова А. И. Предпосылки возникновения концепции брака в иудаизме: книга пророка Осии и книга Руфь // Материалы V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах» . Москва, 13-16 ноября 2007.
  • Брагинская Н. В., Виноградов А. Ю., Шмаина-Великанова А. И. Четыре стороны сота // Gaudeamus igitur. Сборник статей к 60-летию А. В. Подосинова. — М., 2010.— С. 71-88.
  • Брагинская Н. В., Виноградов А. Ю., Шмаина-Великанова А. И. Был ли крест на медовом соте? // Arbor mundi. — 2010. — Вып. 17. — С. 132—178.

Переводы

  • Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Введения и комментарии Менахема Штерна. Русское издание под научной и литературной редакцией Н. В. Брагинской. Консультант по иудаике, участие в науч. ред. и переводе А. И. Шмаина-Великанова. Том первый. От Геродота до Плутарха. — М.-Иерусалим: Мосты культуры — Gesharim, 2000. — 632 с.
  • Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Введения и комментарии Менахема Штерна. Русское издание под научной и литературной редакцией Н. В. Брагинской. Консультант по иудаике А. И. Шмаина-Великанова. Том второй. Часть первая. От Тацита до Артемидора. — М.-Иерусалим: Мосты культуры — Gesharim, 2000. — 312 с.
  • Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме. Введения и комментарии Менахема Штерна. Русское издание под научной и литературной редакцией Н. В. Брагинской. Консультант по иудаике А. И. Шмаина-Великанова. Том второй. Часть вторая От Диогена Лаэртского до Симпликия. Приложение: От Алкея до грамматиков, законников и схолиастов. М.-Иерусалим: Мосты культуры-Gesharim, 2002. — 493 с.

Публицистика

  • Шмаина-Великанова А. И. О древних и новых христианских мучениках // Русская мысль. — Париж, 1997. — 13 февр. (№ 4161). — С. 9-10, прил. (Перепечатка: Церковно-общественный вестник — № 9. — С. 9.)
  • Шмаина-Великанова А. И. О новых мучениках // Страницы. — 1998. — Т 3, № 4. — С. 504—509.
  • Шмаина-Великанова А. И. Образ первоначальной церкви в Одах Соломона //Страницы. — 2000. — Т. 5, № 1. — С. 3-11.
  • Шмаина-Великанова А. И. Об усыновлении // Христианос. — № 9. — Рига, 2001. — С. 266—274
  • Шмаина-Великанова А. И. Место Священного Писания в жизни благочестивого иудея в эпоху ранней церкви // «Менора». — № 3. — 2004 г.
  1. 1 2 Шмаина-Великанова Анна Ильинична // Официальный сайт РГГУ
  2. Аксенов-Меерсон Михаил, протоиерей В гостях у о. Ильи Шмаина в Иерусалиме // Новый журнал. — 2009. — № 254.
  3. Осипов М. А. Об отце Илье // Знамя. — 2007. — № 7.
  4. Файн В. Я., Вершинин С. В. Таганрогские Сабсовичи и их потомки: опыт генеалогического исследования. — М.: Триумф, 2013. — 288 с. ISBN 978-5-89392-568-5.
  5. Интервью с Марией Валентиновной Шмаиной
  6. Анна Ильинична Шмаина-Великанова // Официальный сайт Свято-Филаретовского православно-христианского института
  7. Шмаина-Великанова, Анна Ильинична. Книга Руфи как символическая повесть : автореферат дис. … доктора культурологии : 24.00.01 / Шмаина-Великанова Анна Ильинична; . — Москва, 2011. — 25 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *