Антоний римлянин житие

Житие Антония Римлянина

Преподобный Антоний родился в 1067 году в Риме в семье знатных и состоятельных горожан, державшихся православного исповедания. С детства он был воспитан родителями в христианском благочестии и преданности Святой Церкви. В юности преподобный Антоний вследствие постоянных прений о вере и стремления римских пап обратить православных в латинство изучил богословие Восточной Церкви и творения святых отцов. Лишившись родителей, святой Антоний решил принять монашество и покинуть Рим. Ему было 17 лет. Раздав одну часть богатого наследства нищим, а другую вложив в бочку и бросив в море, он всецело предал себя воле Божией и отправился в странствие по обителям, где подвизались православные монахи. В одном пустынном скиту он принял монашеский постриг и прожил там двадцать лет. Он отличался «воздержанием и любомудрием и смирения высокими нравы». Покоряя плоть свою духу «терпением и постом и частыми молитвами», очищая «слезами душевное око», просвещая «ум бесстрастием», украшаяся «Божественным смирением», он достиг высокой святости.

Гонение на православных со стороны латинян вынудило братию покинуть скит. Святой Антоний скитался, переходя с места на место, пока не нашел на пустынном берегу моря большой камень, на котором целый год прожил в посте и молитве. Страшная буря, разыгравшаяся 5 сентября 1105 года, отторгла от берега камень, на котором стоял святой подвижник, и понесла далеко в пучину морскую. Пребывая в глубокой молитве, преподобный Антоний не испугался, но всецело предал себя Богу.

Камень чудесным образом понесло по водам; переплыв море, он вошел в устье реки и в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы остановился на берегу реки Волхова близ села Волховского, в трех верстах от Новгорода. Событие это засвидетельствовано в Новгородских летописях.

Утром преподобного Антония с удивлением обнаружили окрестные жители. Они с изумлением смотрели на чудного пришельца, который не смел сойти со своего камня, ставшего домом его и твердыней, испытанной среди бурь.

Не зная русского языка, святой Антоний на все вопросы отвечал поклонами. Три дня святой молился на камне и просил Бога открыть ему, в какой стране он находится. Затем он отправился в Новгород, где по Промыслу Божию встретил человека из иноземных купцов, который знал латинский, греческий и русский языки. От него преподобный Антоний узнал, в какой стране он находится.

С удивлением слушал он, что пред ним Великий Новгород и Святая София, что камень его не на водах Тибра, а на Волхове, который отстоит на полугодичный путь от древнего Рима, ему же трехдневным казалось сие таинственное странствие на пучинах. Вместе они вошли в собор, где священнодействовал святитель Никита, и душа пришельца, гонимого на своей родине за веру предков, исполнилась несказанной радостью при виде благолепия службы православной, столь убогой на оставленном им Западе. Побывав в храме, святой Антоний вернулся на свой камень. Окрестные жители стали приходить к нему за благословением. У них преподобный научился русскому языку.

Через некоторое время преподобный Антоний отправился в Новгород к святителю Новгородскому Никите (+1108; память 31 января/13 февраля, 30 апреля/13 мая и 14/27 мая), которому рассказал о своем чудесном прибытии. Святитель Никита хотел оставить преподобного при кафедре, но святой Антоний испросил у него благословения жить на том месте, где определил ему Господь. Через некоторое время святитель Никита сам побывал у преподобного Антония, который продолжал жить на камне. Осмотрев место, святитель благословил преподобного основать здесь монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он получил у посадников место и освятил построенный вначале деревянный храм.

На следующий год рыбаки ловили рыбу недалеко от новой обители, но неудачно. По слову преподобного они забросили невод еще раз и поймали много рыбы, а также вытащили бочку, брошенную преподобным Антонием в море на родине. Святой узнал свою бочку, но рыбаки не хотели отдать ее ему. Преподобный предложил им отправиться к судьям и рассказал, что в бочке находятся преимущественно священные сосуды и иконы (очевидно, из домовой церкви его родителей). Получив бочку, преподобный Антоний на имевшиеся в ней деньги купил у новгородских посадников землю вокруг монастыря, село и рыбные ловли.

С годами обитель преподобного благоустраивалась и благоукрашалась. Вместо деревянных храмов были воздвигнуты каменные.

Преподобный Антоний Римлянин. Современная икона

В 1117 году был заложен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который освятил епископ Новгородский Иоанн (1110—1130) в 1119 году. Не позднее 1125 года этот храм был расписан. В это же время была построена каменная трапезная, при которой позднее соорудили храм в честь Сретения Господня.

В 1131 году преподобный Антоний по желанию братии обители был поставлен игуменом монастыря. Шестнадцать лет он управлял обителью, наставляя братию в благочестии и богоугодном житии. Перед кончиной он назначил преемником своего ученика преподобного священноинока Андрея. Преподобный Антоний мирно почил 3 августа 1147 года и был погребен епископом Новгородским Нифонтом (1130—1156) в монастырском храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1597 году при Всероссийском Патриархе Иове (1589—1607) и Новгородском митрополите Варлааме (1592—1601), в первую пятницу после дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня), были обретены святые мощи преподобного Антония. Обретению мощей предшествовали чудесные исцеления по молитвам преподобного. Так, например, у гробницы святого исцелился от смертельной болезни игумен обители Кирилл (1580—1594). В благодарность он построил над камнем подвижника часовню. Некий бесноватый свечник по имени Феодор пришел в монастырь и молился у камня преподобного, на котором в то время уже был написан образ святого. Ему явился преподобный Антоний и сказал, что он исцелится от беса, когда приложится к камню. Так и случилось. Исцелялись от болезни также иноки обители, когда они обращались к молитвенной помощи преподобного.

Однажды благочестивому иноку Антониевой обители Нифонту было видение, в котором открылась воля Божия о прославлении преподобного Антония. По ходатайству Нифонта и бывшего игумена обители Кирилла, ставшего к тому времени архимандритом Троицесергиевого монастыря, Святейший Патриарх Иов повелел переложить мощи преподобного Антония в новую гробницу и поставить их в храме для всеобщего поклонения. Перед открытием святых мощей митрополит Новгородский Варлаам и братия обители установили строгий пост и сугубые молитвы преподобному. Преподобный Антоний явился митрополиту Варлааму и благословил исполнить повеление патриарха. 1 июля 1597 года, когда разобрали гробницу над могилой, то увидели честные мощи преподобного, «яко жива лежаща». Благоуханием наполнился весь монастырь. Святые мощи были положены в новую гробницу рядом с местом прежнего погребения. От святых мощей происходили чудесные исцеления больных. В том же году преподобный Антоний был прославлен в лике святых.

Ученик и преемник преподобного Антония игумен Андрей составил житие преподобного Антония, которое в 1598 году было дополнено упоминавшимся иноком Нифонтом. Инок Нифонт составил также сказание об обретении мощей святого и похвальное слово ему. В 1168 году был напечатан первый акафист преподобному, составленный бывшим настоятелем Антониева монастыря архимандритом Макарием.

Со времени обретения святых мощей преподобного Антония в его обители в первую пятницу после Петрова дня (в 1597 году этот день пришелся на 1 июля) совершалось особое торжество. Из Новгородского Софийского собора в обитель совершался крестный ход. Множество народа стекалось со всей Новгородской епархии. 17 января, в день тезоименитства преподобного, в обители совершалось местное празднование в честь святого Антония.

Богослужебные сосуды, обретенные в бочке, были увезены в Москву Иоанном Грозным и хранились в ризнице Московского Успенского собора. Сохранились духовная и купчая грамоты преподобного Антония, издававшиеся неоднократно. По-прежнему в Рождественском соборе Антониева монастыря в Новгороде хранится камень, на котором преподобный Антоний чудесно приплыл из Рима.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Подвиги итальянца в России

В начале 2016 года православный мир облетела новость: найдены считавшиеся утраченными мощи преподобного Антония Римлянина (память 3/16 августа). Это похоже на чудо, ничуть не меньшее, чем сама жизнь этого святого — итальянского монаха, по преданию приплывшего в Новгород на камне.

Преподобный Антоний Римлянин

Бросить наследство в море

Нам известны сотни святых, в которых призыв Божий к иному, сверхчеловеческому образу жизни превозмогал соблазн самыми благополучными условиями и перспективами жизни среди мира. Так было и с преподобным Антонием.

В житии этого святого есть немало эпизодов, которые бы могли послужить образцом каждому из современных христиан. И, пожалуй, первый из них — это всецелое предание себя Богу, которое преподобный проявил в юном возрасте, когда ему слишком рано пришлось распоряжаться богатым имением своих родителей…

Антоний родился в обеспеченной семье в 1067 году, уже после Великого раскола, но был воспитан в православной традиции. Семнадцатилетним юношей он остался сиротой и посвятил себя изучению Писания и святоотеческого Предания Церкви, а через некоторое время принял естественное для себя решение — оставить мир. Его намерение было настолько бесповоротным, что Антоний «сжег за собой мосты» — большую часть доставшегося от родителей немалого наследства раздал нищим, а малую часть… оставил себе? Может быть, отложил, припрятал на «черный день»? Антоний поступил весьма странно: часть имущества он уложил в деревянную просмоленную бочку и … бросил в море.

Трудно себе представить способ распоряжения богатством, ставящий владельца в положение более зависимое от воли Божьей, чем тот, которым воспользовался будущий святой. Житие не объясняет, по какой причине Антоний поступил именно так. Может быть, юноша чувствовал привязанность к этим вещам, может, слишком много было советчиков, как лучше употребить богатство, может, юноша предчувствовал, что не должен принимать решение от своего ума. Как бы то ни было, Антоний часть своего имения отдал в распоряжение «Сотворшаго небо и землю, море и вся, яже в них». И эта детская доверчивость, как мы увидим в дальнейшем, не посрамила святого.

Следующий период его жизни — 20 лет безвестного подвижничества в уединенном скиту. Вероятно, он мог бы остаться безвестным монахом или прославиться, но в своих родных землях, если бы не беда. И вот второй урок, который дает жизнь римлянина: тяжелые, скорбные обстоятельства Господь оборачивает во благо, если человек на Него надеется.

XI век — время Великого раскола, когда Римская кафедра отпала от Тела Христова, отделившись от Восточных Церквей. Процесс отчуждения Рима и Константинополя, длившийся несколько столетий, дошел до точки невозврата, когда в 1054 году легаты Римского папы положили на алтарь Цареградского храма Святой Софии анафему на Константинопольского патриарха, обвинив его в несуществующих преступлениях. Последовала взаимная анафема — и через несколько месяцев произошел окончательный разрыв.

Противостояние Православной Церкви и латинян часто носило очень жесткий характер. Начались захваты кафедр и церквей, борьба за влияние, позже — даже кровопролитие. И православный монастырь, где подвизался Антоний, не остался в стороне.

Преподобный Антоний Римлянин. Фреска Антониева монастыря, Великий Новгород

Братия была вынуждена разойтись, поскольку латиняне заняли и эту обитель. Святой Антоний скитался, год прожил на пустынном берегу, на скале. В одну из сильнейших бурь 5 сентября 1105 года кусок скалы откололся, и камень, на котором молился Антоний, оказался в море. Житие рассказывает, что вопреки законам природы камень поплыл, и через краткое время монах оказался в новых землях, остановившись у берега близ села Волховское, что на реке Волхов примерно в 3 километрах от Новгорода. Это случилось накануне праздника Рождества Богородицы — и этот день преподобный Антоний запомнил.

Эти события упоминаются в новгородских летописях.

В Новгороде преподобный повстречал ремесленника, который владел несколькими языками, и тот объяснил ему, в каких землях он оказался. Одни источники говорят, что русская речь далась святому сразу же по его молитвам, другие — что святой постепенно выучился языку у местных жителей, которые стали приходить к нему за благословением, видя его подвижнический образ жизни. Тайну же своего прибытия на Русь преподобный поведал только святителю Никите.

А на следующий год случилось невероятное: рыбаки выловили в Волхове бочку…

Дело жизни

Кусок камня, на котором приплыл преподобный Антоний …Ту самую, в которой молодой Антоний заключил остатки своего щедрого наследства. Он перечислил предметы, которые должны были находиться в бочке, и рыбаки, убедившись, что все с точностью совпадает, содержимое по праву отдали владельцу. Эти драгоценные предметы по благословению новгородского святителя Никиты были употреблены преподобным на приобретение земель и строительство монастыря во имя Рождества Богородицы — на том самом месте, куда пристал на своем камне-жилище Антоний.

Так Господь указал преподобному, как распорядиться его богатствами. И начались уже иные его труды: днем он был занят устроением монастыря, ночами — молился на своем камне. В 1117 году под его руководством в обители возвели белокаменную церковь. Собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы строился 2 года известным новгородским зодчим Петром. Роспись собора была выполнена в 1125 году. И только в 1131 году итальянский монах был возведен в священный сан и вскоре избран игуменом. Его обитель стала известна делами милосердия, которым Антоний был научен с юности, сам он еще при жизни стал известен и почитаем как подвижник и человек большого смирения.

Собор, который итальянский монах построил, сохранился до наших дней, как и камень (точнее, его небольшая часть), на котором Антоний прибыл в Волховское — его можно увидеть в притворе храма под изображением святителя Никиты Новгородского.

А преподобный, совершив дело своей жизни, отошел ко Господу в 1147 году почти 80-летним старцем. Перед кончиной он призвал к себе своего ученика иеромонаха Андрея, автора первого жития, и исповедался ему. Андрей удивился смирению святого, который просил молитв братии: «Богоносного отца нашего и апостолам подобного разве могут прикоснуться темные князи? Того, кого Господь по водам на камне, как ангела бесплотного, управил».

Чудеса

Мощи преподобного Антония Римлянина были обретены нетленными, «яко жива лежаща», 1 июля 1597 года и положены в Рождественском соборе. Еще до этого события были известны случаи исцеления по молитвам святого: так, у гробницы Антония Римлянина исцелился игумен обители Кирилл, которому недоброжелатели подсыпали в еду отраву. Услышав об этом чуде, родные прислали в обитель некоего свечника Феодора, который пьянствовал и был одержим бесом. Бесноватый пришел сам и у камня преподобного Антония освободился от мучавших его темных сил.

После прославления святого стали известны чудеса от его мощей. Так, жена одного священника по имени Ирина, страдавшая тяжелой болезнью, от чего не могла владеть своим телом, увидела во сне седовласого старца, который сказал ей прийти в обитель и приложиться мощам преподобного Антония. Сделав так, Ирина выздоровела. Побывав в обители, прозрел ребенок, единственный сын пекаря из Великого Новгорода. Излечился человек по имени Авраамий, не способный ходить: как говорит автор жития, «в тот же час исцелел он от недуга своего, скача и ходя по церкви, будто никогда и не болел».

На иконах святой Антоний Римлянин иногда изображается со стеблями осоки: по преданию это растение он держал в руках, когда плыл к Новгороду. Житие не говорит о том, желал ли преподобный возвратиться домой, скучал ли по родному языку, родной обители. Но житие говорит точно о другом: о решительном отказе этого человека от своей воли и готовности доверить Богу свою жизнь, зная, что это может означать самые непредсказуемые события. Его родиной было Царствие Небесное, которого преподобный и удостоился.

Трагедии в судьбе монастыря

Антониев монастырь в Новгороде

История Антония Римлянина не оканчивается его смертью и даже его прославлением.

Судьба его детища — Рождественского монастыря — оказалась трагична. В 1569 году Антониев монастырь стал жертвой похода царя Иоанна Грозного на Новгород. В ходе этой операции было замучено и убито множество народа, в их числе и игумен Геласий с монастырской братией. А богослужебные сосуды — наследие преподобного Антония, найденные рыбаками в бочке, — Иоанн Грозный увез в Москву, в ризницу московского Успенского собора.

В связи с этими событиями общерусское почитание новгородского преподобного стало возможно лишь в 1597 году, и с этого времени известен крестный ход в честь святого: он шел от Софийского собора в Новгороде до Антониева монастыря. Обитель возродилась, и в начале XVIII столетия здесь была кафедра новгородских викарных епископов, в 1740 году открылась Новгородская духовная семинария, одним из первых выпускников которой стал Тихон, будущий Задонский святитель.

С приходом к власти большевиков в 1918 году семинария была закрыта, а следом был упразднен и монастырь, детище преподобного Антония. Сегодня тут музей. Но величественный древний собор Рождества Пресвятой Богородице напоминают о первом строителе обители и о его удивительной судьбе.

Преподобный разделил печальную судьбу своего монастыря: в 1927 году его мощи были варварски извлечены из раки и помещены в музей атеизма, который устроили в Софийском соборе Новгородского Кремля. На протяжении 80 лет они считались утраченными… А 20 лет назад начались работы по изучению всех мощей, обнаруженных в соборе. К 2016 году историко-антропологическое исследование было закончено и новообретенные мощи святого были переданы митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву. И снова чудо! Впрочем, главное чудо в жизни преподобного Антония Римлянина — его смиренное желание выполнить волю Божию о себе, какой бы она ни оказалась и куда бы его ни привела, — в малой степени доступно и нам.

Преподобне отче наш Антоние, моли Бога о нас!

Антоний Римлянин

В Википедии есть статьи о других людях с именем Антоний.

Антоний Римлянин


Крышка раки Антония Римлянина, XVI век

Родился

около 1067
Рим

Умер

3 августа 1147
Новгород

В лике

преподобных

День памяти

3 (16) августа (преставление), 17 (30) января

Подвижничество

основание Антониева монастыря

Медиафайлы на Викискладе

Анто́ний Ри́млянин (около 1067 — 3 августа 1147) — святой Русской православной церкви, основатель новгородского Антониева монастыря. Канонизирован в лике преподобных. Память совершается (даты по юлианскому календарю) 3 августа в день преставления, 17 января в день тезоименитства с преподобным Антонием Великим и в 3-ю неделю по Пятидесятнице вместе с Собором Новгородских святых.

Житие

Преподобный Антоний в житииСтарообрядческая икона XVIII века

Согласно житию святого, составленному в XVI веке , Антоний родился в Риме от «православных родителей». В возрасте 18 лет, осиротев, он раздал имущество бедным (а часть его вложил в бочку и бросил в море) и принял монашеский постриг. Проявлял усердие в изучении древнегреческого языка, чтении Священного Писания, творений святых отцов. Когда «князи» области, где находился монастырь, и «латиняне» начали гонения на православие, Антоний покинул разорённую обитель и в течение года предавался молитве на приморской скале. Однажды камень, на котором стоял Антоний, отломился от скалы и упал в море. Минуя «тёплое море», Неву, Ладожское озеро и Волхов, святой чудесным образом приплыл на камне в Новгород, причём путешествие длилось всего три дня. Это произошло, по сведениям агиографа, в сентябре 1106 года, в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы. С новгородцами Антоний поначалу общался через переводчика, затем, помолившись, «дабы ему Бог открыл русский язык», — без его помощи. При содействии новгородского епископа Никиты Антоний основал монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, истратив для покупки земель и украшения обители остатки своего имущества, найденные в выловленной рыбаками бочке. В 1117 году был заложен каменный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, который освятил епископ Новгородский Иоанн в 1119 году. В 1131 году святитель Нифонт Новгородский поставил преподобного Антония игуменом основанного им монастыря. Он управлял обителью 16 лет, накануне кончины назначив своим преемником инока Андрея, которому приписывается авторство жития.

В 1597 году Антоний Римлянин, ранее пользовавшийся местным почитанием, был официально канонизирован, а его мощи перенесены в Рождественский собор монастыря. В 1927 году, в разгар антирелигиозной кампании, рака была вскрыта, мощи вынуты и переданы в антирелигиозный музей; считались утраченными. В 2016 году кандидат биологических наук Денис Пежемский завершил 20-летнюю работу по изучению мощей, хранящихся в Софийском соборе Новгорода:

Удалось вычленить мощи Антония Римлянина из комплекса останков. Историко-антропологическое исследование закончено. Мощи Антония Римлянина переданы митрополиту Новгородскому и Старорусскому Льву.

Научная интерпретация

Житие святого носит в значительной степени легендарный характер, но его деятельность подтверждается историческими источниками: новгородские летописи упоминают строительство монастырской церкви, поставление в игумены и смерть Антония. Сохранилась (в нескольких списках, самые ранние датируются XVI столетием) духовная грамота святого, частично включённая в текст жития. Тем не менее до середины XVI века римское происхождение Антония никак не упоминалось и не подчёркивалось. Возможно, предание о его путешествии из Рима в Новгород сложилось в эпоху, когда потеря Новгородом независимости вызвала появление ряда сказаний о наследовании «римских» святынь (конец XVI — начало XVII века). Тогда же сложилась и окончательная редакция жития, в основе которой мог лежать текст, действительно принадлежащий ученику святого монаху Андрею.

Кроме того, в XII веке словом «римлянин» мог называться выходец не только из Рима, но и из других частей Священной Римской империи, в том числе из германских земель, а возможно, и купец, торгующий с этими землями.

Рассказ о путешествии святого Антония на камне вошёл в русский фольклор.

> См. также

  • Антониев монастырь (Новгород)
  • Грамоты Антония Римлянина
  • Церковь Антония Римлянина (Почеп)

Примечания

  1. Антоний (преподобный, римлянин) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.
  2. 1 2 Православный образовательный портал «Слово»
  3. Полный текст жития в подлиннике
  4. Тысячелетние мощи святого Антония Римлянина найдены в Великом Новгороде // Православие.Ru
  5. Статья в: Словарь книжников и книжности Древней Руси.
  6. Шамин С. М. Легенда о святом-камнеплавце в русской литературной и фольклорной традиции // Герменевтика древнерусской литературы. Вып. 11. М., 2004. С. 471–479.

Ссылки

  • ЖИТИЕ АНТОНИЯ РИМЛЯНИНА (Библиотека литературы Древней Руси / РАН. ИРЛИ )
  • Преподобный Антоний Римлянин, Новгородский. Православная энциклопедия «Азбука веры».

Словари и энциклопедии

Антоний Римлянин: совсем не римский святой

16 августа Церковь отмечает память преподобного Антония Римлянина. Его имя как бы само намекает на связь святого с Вечным Городом, но на самом деле духовный подвиг Антония Римлянина, и все что мы о нем знаем связано… с новгородской землей, а вовсе не с Италией.

Преподобный Антоний жил в Великом Новгороде в конце 11 начале 12 века. Сегодня почти в самом центре города на берегу Волхова сохранились постройки Антониева монастыря, основанного преподобным. Кроме того, с именем святого Антония Римлянина связаны два важных для отечественной истории, хотя и весьма загадочных документа: так называемые «купчая» и «духовное завещание» преподобного Антония. Их подлинность вызывает сомнения у ряда историков, но если документы подлинные — они являются одними из наиболее ранних частных документов на русском языке, найденных в данный момент. Документы преподобного важны для науки в первую очередь как еще одно доказательство высокого уровня культуры, экономики и общего развития средневекового Новгорода.

А вот о самом преподобном Антонии Римлянине мы знаем немного. Видимо, потому что сам он не стремился к мирской славе, а его духовный подвиг был связан с молитвой и монашеским уединением.

Устоявшееся предание называет его уроженцем города Рима. Считается, что святой еще на родине выбрал монашеский путь, однако жизнь его пришлась на непростую для Церкви эпоху: незадолго до этого случился великий раскол, положивший начало разделению христианского мира на католический и православный. Будучи православным Антоний на какое-то время стал отшельником и в одиночестве молился на камне. А спустя какое-то время оказался вдалеке от родины – в Великом Новгороде. Предание гласит, что он не просто пришел сюда в поисках нового места для монашеского подвига: во время бури камень, на котором молился преподобный Антоний откололся, упал в море и чудесным образом донес святого по воде до места, где ему суждено было продолжить свой духовный подвиг.

Конечно, наука не может подтвердить или опровергнуть эти факты, но специалисты также склоняются к мысли о том, что Антоний не был коренным новгородцем, а пришел в город как минимум из Киева. Впрочем, прозвище «Римлянин» могло быть связано не только с конкретным городом, но и со Священной Римской Империей, граничившей тогда с новгородскими землями.

О житии святого нам рассказывает текст, составленный через несколько столетий после его кончины.Текст этот скорее всего является пересказом более раннего документа, написанного современниками святого Антония Римлянина, но первоисточник до наших дней, увы, не сохранился.

В 16 веке новгородцы уже широко почитали преподобного в первую очередь из-за чудес, происходивших на его могиле. Так, исцеление у нее получил новый настоятель Антониева монастыря, присланный в него самим Иваном Грозным, игумен Кирилл, который по некоторым сведениям незадолго до этого был отравлен недоброжелателями.

Память о праведной жизни преподобного Антония и чудеса, совершавшиеся после обращенных к нему молитв, привели к тому, что монахи основанной им обители начали ходатайствовать о причислении преподобного АнтонияРимлянина к лику святых. И в самом конце 16 века он был официально канонизирован Православной Церковью.

День памяти преподобного Антония Римлянина:

3 (16) августа и 17 (30) января

Тропарь преподобного Антония

глас 4

Ветхий Рим, отечество твое, оставив,/ на камень, яко на легкий корабль, возшелеси/ и на нем паче естества, аки безплотен, по водам шествовал еси,/ промышлениемБожественнаго разума направляемь,/ ВеликагоНоваградадостиглеси/ и, обитель в нем сотворив,/ тело твое в ней предложил еси, яко дар освящен./ Тем молим тя, отче Антоние:// моли Христа Бога, да спасет души наша.

Ин кондак преподобного Антония Римлянина

глас 2

Яко звезда, возсиялеси от Рима,/ и, дошедБогоспасаемагоВеликагоНоваграда,/ ту в нем обитель сотворил еси,/ и, церковь поставив,/ созва инок множество./ С нимиже моли о нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, преподобне отче Антоние.

Кондак преподобного Антония

глас 8

Римское воспитание, Великому же Новуграду благодатное процветение,/ многими бо труды и подвиги в нем Богу угодил еси./ Сего ради чудес дарований от Него сподобился еси,/ и тело твое многими летысоблюде нетленно./ Мы же, сие лобызающе, радостно от души вопием ти:// радуйся, отче Антоние.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *