Антонио сийский монастырь

Антониево-Сийский монастырь

Антониево-Сийский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Антониево-Сийский монастырь, Троицкий собор с колокольней

Антониево-Сийский монастырь был основан в начале 16 века на уютном полуостровке в Михайловском озере. Так уж сложилось, что о монастыре заговорили практически сразу, слава пронеслась даже по Москве. В период игуменства Антония скромный монастырский комплекс значительно расширился. Появились новые церкви, каменные постройки и часовня с колокольней. Постепенно Антониево-Сийский монастырь превратился в крупнейший культурный и духовный центр Подвинья.

Главным занятием местных монахов было переписывание книг. За всю историю существования монастыря здесь скопилась огромная библиотека — около 20 тыс. экземпляров.

Главным занятием местных монахов было переписывание книг. За всю историю существования монастыря здесь скопилась огромная библиотека — около 20 тыс. экземпляров. В монастырском хранилище имелись удивительные произведения ювелирного искусства. Их жертвовали богатые прихожане. На рубеже 16 и 17 веков при монастыре появились иконописная и граверная мастерские. Так случилось, что и преподобный Антоний — основатель монастыря, и последующие игумены Феодосий и Никодим были прекрасными иконописцами. Кроме того, монастырь владел еще и небольшой типографией.

Как видим, на протяжении нескольких веков Антониево-Сийский монастырь жил в покое и достатке. Но, как это обычно бывает, белая полоса сменилась черной. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель, монастырь пришел в упадок. Во времена советской власти на его территории размещались детская колония, детский лагерь, интернат для престарелых и т. д. Многие здания монастырского комплекса были разрушены.

Восстановление началось лишь с 1992 г., когда монастырь перешел под патронат Русской православной церкви. Ныне здесь вновь работает библиотека и иконописная мастерская, выпускается газета и альманах. Монастырь держит скромное хозяйство, а разрушенные здания постепенно возрождаются.

При Антониево-Сийском монастыре работает паломническая служба, которая способствует организации туров к монастырю и святым местам. О паломниках печется монастырская братия. Гостей размещают в кельях, организовывают питание, допускают к богослужениям и трудовой деятельности. Также для паломников проводятся экскурсии по местам подвигов преподобного Антония.

Антониево-Сийский монастырь.

Практическая информация

Добраться до монастыря можно автобусами № 503 (Архангельск — Емецк), № 511 (Архангельск — Котлас), № 505 (Архангельск — Вельск), № 520 (Архангельск — Каргополь) от автовокзала до остановки «Сия» (151 км), далее пешком по живописной местности по асфальтовой дороге 8,5 км. Проезд собственным транспортом по трассе М-8 Архангельск — Москва до 151 км, направо указатель «Антониево-Сийский монастырь».

Адрес: Архангельская обл., Холмогорский р-н, д. Монастырь.

Сийский государственный природный заказник

Северной архангельской природе присуща особая стать.
В ней всё — благородство и простота. Таков же и Антониево-Сийский монастырь, выстроенный
словно в соавторстве с озером, лесом и небом.

Понравилось! 10 10
Великолепная панорама светловодных озёр системы Двинских рукавов и лесистых, тронутых золотистой осенней сединой берегов, окружает монастырский полуостров, среди которого стоит древний Антониев монастырь.
Всего два года отделяет его от знаменательной даты — пятисотлетия!
Понравилось! 13 13
В 1520 году несколько монахов облюбовали место для обители на полуострове, далеко вдающемся в Большое Михайловское озеро. Преподобный Антоний с братией поставили в лето несколько келий и часовню с колоколом, а через несколько лет здесь был учреждён монастырь.
Сподвижники прп. Антония Александр и Исайя привезли из Москвы грамоты от митрополита и
великого князя Василия Иоанновича, который к тому же пожаловал обители земли и угодья,
прося иноков молиться о чадородии великой княгини Соломонии Сабуровой.
Понравилось! 5 5
Уже при жизни прп. Антония основанный им монастырь приобрёл известность далеко за
пределами Архангельского края. В честь рождения царского наследника Иоанна Васильевича
монастырь наделили землями на все стороны к Емце, к Сие, к Ваймуге и к Каргополю.
Богатые вклады: деньгами, утварью, книгами — также не были редкостью. Киоты серебряные и
позолоченные ризы икон с драгоценными камнями и жемчугом, а также золотые врата в алтарь
украшали деревянный храм Пресвятой Троицы.
Понравилось! 10 10
После смерти основателя обители слава её не умалилась. К могиле старца, хотя ещё не
канонизированного, шли паломники с просьбами и упованиями. Монастырь рос, креп,
увеличивалось число братии. Между тем все постройки оставались деревянными, хотя по
статусу уже надлежало иметь каменный соборный храм.
Понравилось! 8 8
В 1588 году, при игумене Никандре. избранном вместо тяжело болевшего настоятеля Питирима,
началась подготовка к его строительству. Челобитная к царю Федору Иоанновичу принесла
положительный ответ вместе со снятием оброка с монастыря и покрытием расходов из казны.
Собор мыслился по-столичному внушительным, подобным каменным храмам Кремля.
Руководить строительством в Сию был направлен из Москвы церковный мастер Захар.
Понравилось! 7 7
Первоначальный этап созидания собора ознаменовался чудесным исцелением Питирима,
видимо, прп. Антонию особенно понадобилась энергия и опыт своего духовного наследника.
Окончание строительства стопорилось из-за пожара, междуцарствий и смут. В Сийской обители
не было кровавых побоищ, как в вологодском Прилуцком монастыре, он не держал обороны,

как Кирилло-Белозёрский или Троице-Сергиев монастыри, но смута есть смута…
Понравилось! 2 2
Троицкий соборный храм строился около двадцати лет. Использование московских образцов
не редкость на Севере, и то, что эталоном был избран Вознесенский собор московского Кремля
не удивительно, если с «заботой о том, чтобы в нём было светло и звучно».
Мастер Захар наладил производство кирпича, заготовил известь, железо и песок, «завел сваи и
камнем до половины выложил», а заканчивали стройку уже вологодские мастера и привнесли в
облик Троицкого собора новгородские черты.
Понравилось! 4 4
Собор имеет пять глав, все барабаны световые. Средняя глава больше четырёх угловых, все они первоначально были чешуйчатыми и шлемовидными, а в XVIII веке центральный купол
приобрёл колоколообразный вид, в пору настоятеля выходца из Малороссии. Тогда же собор
лишился закомар и получил простую четырёхскатную крышу.
Понравилось! 4 4
С запада Троицкий собор воспринимается в единстве с колокольней-храмом Трёх святителей
Московских и Благовещенской церковью с трапезной палатой.
Понравилось! 5 5 Понравилось! 4 4
Второе после Троицкого собора каменное сооружение Сийского монастыря — шатровая
Благовещенская церковь трапезной и келарской палатами. Её построили в 1638-1644 годах.
Строила церковь московская артель по подобию храма Покрова Пресвятой Богородицы (1635)
и её особенностью является двухчастный алтарь (из-за ремонта увидеть не удалось) — редкое
явление в храмовом зодчестве.
Понравилось! 3 3
Колокольня с храмом Трёх святителей Московских — Петра, Алексия и Ионы примыкает к собору
с северной стороны и построена в то же время, что и Благовещенский храм.
Понравилось! 4 4 Понравилось! 4 4
Наиболее поздней постройкой из тех, что составляют историческое ядро ансамбля Антониево-Сийского монастыря, является надвратная церковь во имя прп. Сергия Радонежского с
келейными корпусами. Она заложена в 1661 году и окончена через восемь лет, затем была
разобрана и перестроена «лучшею архитектурою с гостиными покоями», освящена в 1687 году.
Понравилось! 4 4
О жизни основателя Сийского монастыря прп. Антония известно немногое, в основе — Летопись
Жития. Происхождения он был самого простого и благородного — крестьянского.
Родился в 1478 году в деревне Кехте, стоящей на берегу притока Северной Двины, в семье
благочестивых земледельцев. В семь лет отдан был на обучение грамоте и иконному письму.
В 25 лет он переселился в Новгород на службу к боярину и женился на его дочери. Молодая
супруга умерла через год в родах, а вслед за нею умер и свёкор. Горе было велико, раздав своё
имущество ушел от мира в Каргополье в Ошевенский монастырь, затем ещё далее в Кенский.
Там он из инока Андрея превратился в Антония, приняв в 1508 году постриг.
Понравилось! 2 2
В 1513 году с несколькими иноками выстроил церковь во имя Святого Николая на Шелексе,
но увидев недружелюбную настроенность местных крестьян, удалились и пришли на озеро
Угловатое, а затем на место своей будущей Сийской обители.
Понравилось! 4 4 Понравилось! 3 3
В Троицком соборе справа от алтаря под спудом упокоились мощи прп. Антония под ажурной

сенью в 1557 году. Над его могилой была установлена огромная гробница из литого и чеканного
серебра. Эта гробница и спасла мощи прп. Антония от надругательства — она исчезла во время
изъятия реликвий и ценностей, а мощи избежали вскрытия. Могилу не тронули.
Не подверглись осквернению и могилы погребённых в монастырской усыпальнице игуменов:
прп. Феодосия, прп. Исайи и Никанора Ручьёвских, Питирима и Ионы.
Понравилось! 3 3 Понравилось! 2 2
Была пора — Сийский монастырь был богат старинными иконами, драгоценными облачениями, книгами и утварью. Теперь ничего этого нет, но есть нетронутые могилы основателя обители и
его преподобных наследников.
Понравилось! 3 3 Понравилось! 4 4
Бесценные иконы и оклады и другие церковные ценности были вывезены, и лишь небольшая их
часть хранится в областном краеведческом музее Архангельска. Незамеченной вандалами
осталась небольшая чудотворная икона Святой Троицы с которой был только содран оклад,
а сама она втоптана в кучу щебня и погибших фресок. Сейчас она стоит на новом мраморном
саркофаге прп. Антония.
Понравилось! 2 2
Монастырь прославился историческими личностями, такими, как боярин Фёдор Никитич Романов, будущий Патриарх Филарет, который провёл в заточении с 1601 по 1605 год по указу
Бориса Годунова и был пострижен в монахи. Жену сослали в Заонежье, детей — Татьяну и
Михаила (царя впоследствии) на Белоозеро, а его самого в Сийский монастырь под надзор.
Облегчить его участь старался, как мог, игумен Иона.
Понравилось! 2 2 Понравилось! 3 3
И.Е.Репин. «Романов Фёдор Никитич, боярин» и «Инок Филарет в заточении в Антониево-
Сийском монастыре».
Нравился монастырь и Патриарху Никону, который останавливался в нём по пути на Соловки,
а затем по его подобию выбрал место для строительства своего Валдайского монастыря.
Понравилось! 4 4 Понравилось! 3 3
В 1730 году на пути в Москву в монастыре останавливался Михаил Ломоносов.
Понравилось! 7 7 Понравилось! 5 5
Теперешнее состояние Троицкого собора, да и всего монастыря внушает тревогу.
На первый взгляд кажется, что собор и другие церкви и здания стоят нерушимой крепостью.
Идёт очередной ремонт — всё в лесах, всюду груды кирпича и стройматериалов, суетятся вокруг
рабочие. Центральный купол Троицкого собора и шатёр Благовещенской церкви будет сделан
в ближайшее время.
Но есть и другие обманчивые факторы первого впечатления. Все монастырские здания, и в
особенности Троицкий храм как самый древний из них, страдают от природной красоты, которая
их обнимает — это вода.
Понравилось! 9 9 Понравилось! 6 6
Озеро создаёт дивный фон для монастыря, но оно же губит его, медленно подтачивает силы каменных стен. В последние года уровень воды постоянно поднимается всё выше и ближе.
Пока эта проблема не решена. Будем надеяться на дату, к которой выделят средства для старейшего монастыря материкового Архангельского Севера.

Монастырь
Троицкий Сийский монастырь

Ансамбль Антониево-Сийского монастыря

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 291520265660006 (ЕГРОКН)
объект № 2910218000 (БД Викигида)
Страна Россия
Местоположение Архангельская область
Конфессия Православие
Епархия Архангельская и Холмогорская
Тип мужской
Дата основания 1520 год
Известные насельники Патриарх Филарет
Настоятель игумен Варлаам (Дульский)
Статус охраняется государством
Состояние Действующий монастырь
Сайт siyamon.ru
Медиафайлы на Викискладе

Свято-Троицкий Антониево-Сийский монастырь — мужской монастырь Архангельской епархии Русской православной церкви, расположенный на полуострове в Большом Михайловском озере близ деревни Антониево-Сийский монастырь в Холмогорском районе.

Основан в 1520 году преподобным Антонием Сийским и играл заметную роль в русской истории и культуре XVI—XVII веках. Архитектурный ансамбль, окончательно сложившийся до конца XVII века.

История

Основан в 1520 году преподобным Антонием, который после оставления Шелексенской Никольской пустыни обосновался здесь, в совершенно необитаемом тогда месте с иноками Александром, Исайей и другими с разрешения великого князя Василия III. Река Сия (приток Двины), вытекающая из озера, дала название обители.

Политика монастырских властей привела к волнениям монастырских крестьян в 1577—1578 годах в Антониево-Сийском монастыре, в которых приняли участие и чёрные крестьяне Емецкого стана Двинского уезда.

В 1587 году пришла грамота на возведение каменного собора, причём из-за удалённости обители и смутных времён работы растянулись на четыре царствования и заняли в общей сложности 20 лет. В это время (с 1601 по 1605 годы) здесь содержался в заключении сосланный по указанию Годунова и постриженный под именем Филарета боярин Феодор Никитич Романов, отец будущего царя.

К обители был приписан Ивановский Емецкий монастырь, существовавший до 1613 года в Холмогорском уезде в 180 километрах от Архангельска на реке Ёмце.

Антониево-Сийский монастырь
Дореволюционная открытка

В допетровское время Сийский монастырь был одним из крупнейших на Русском Севере центров духовной жизни. Из монастырского книжного собрания происходят такие уникальные рукописи, как Сийское евангелие XVI века и иллюстрированные святцы. После революции старинные документы были у монахов изъяты и переданы в Архангельский областной архив, откуда в 1958 и 1966 годах перевезены в Москву (сейчас — в РГАДА).

В декабре 1730 года на пути в Москву в монастыре останавливался Михайло Ломоносов, здесь его дядя был стряпчим и своему племяннику он подарил тулуп. К концу XVIII века обитель захирела, благодаря чему допетровские постройки избежали распространённых в то время поновлений и в целом сохранили первоначальный облик.

Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома от 12 июня 1923 года и решением президиума Архангельского губисполкома от 11 июля 1923 года. Территория использовалась для нужд трудовой коммуны, колхоза. Здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых. С 1970-х годов находился пионерский лагерь «Автомобилист» для детей работников автотранспортных предприятий Архангельска и Северодвинска, часть территории была отдана под дачу для Архангельского облисполкома.

В 1992 году монастырь передан Русской православной церкви. Началось восстановление обители, которое возглавил игумен, позже архимандрит Трифон (Плотников). 31 мая 2010 года по состоянию здоровья архимандрит Трифон был освобождён от должности наместника монастыря.

Архитектурные памятники

Троицкий собор с колокольней (слева) и надвратная церковь (справа)

Четырёхстолпный пятиглавый Троицкий собор заложен в 1589 г. по грамоте царя Фёдора Иоанновича от 8 ноября 1587 г., достроен 30 июля 1606 г. и освящён в следующем году. В грамоте было предписано ставить храм «в воскресенскую меру, что в Девичьем монастыре, что у нас на Москве», за чем должен был следить присланный из столицы мастер Захар. Фактически строительство вела артель каменщиков из Вологды. Храм сочетает приёмы зодчества новгородского (конструкция сводов на невысоких подпружных арках) и московского (аркатурные звенья в пряслах западной стены, широкий антаблемент ниже закомар). Средняя глава визуально доминирует над малыми благодаря размерам и декоративному оформлению (аркатурно-колончатый пояс). Примерно через 100 лет после постройки храм был перекрыт на четыре ската, тогда же была изменена форма центральной главы.

Шатровая Благовещенская церковь вместе с трапезной и келарской палатами заложена в 1638 году и построена за пять лет на месте ранее существовавшего деревянного храма. Что существующая постройка повторяет архитектурное решение старой церкви, свидетельствуют атрибуты деревянного храмового зодчества: двухчастный алтарь, две миниатюрные главки над двумя престолами (утрачены), высокий шатёр на некрупном восьмерике. Вероятно, в одно время с трапезной была возведена и монастырская колокольня. Точную дату её сооружения установить затруднительно: грамоту на начало работ выдал в 1593 г. ещё Фёдор Иоаннович, а освящение состоялось только в 1661 году, в правление Алексея Михайловича.

Святые врата с Сергиевской церковью и двухэтажными кельями выстроены после пожара 1658 года, в промежуток между 1661 и 1687 годами. Окончательно все работы были завершены только в 1699 году. Сохранилась запись, что позднее этот архитектурный комплекс был перестроен «лучшею архитектурою, с пристроенными гостиными покоями».

Обитатели

Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010, Антониево-Сийский монастырь имеет статус деревни на территории Емецкого сельского поселения, в которой проживает 62 человека.

Список настоятелей Игумены

  1. Антоний Сийский (1520 — 7 декабря 1557)
  2. Геласий (1557-?)
  3. Геронтий (? −1577)
  4. Питирим (1578—1586, 1591—1597)
  5. Гермоген (1586—1587)
  6. Никандр (1588—1589)
  7. Иона (6 марта 1597—1634)
  8. Тит (1634—1637)
  9. Киприан I (1637—1640)
  10. Игнатий (1641—1643)
  11. Киприян II (1643)
  12. Феодосий (1644—1652, 1663 — 29 октября 1688)
  13. Корнилий (3 мая 1652—1658)
  14. Каллиник (1658—1661)
  15. Варфоломей (25 марта 1688 — июль 1692)

Архимандриты

  1. Никодим (1692 — 18 июня 1721)
  2. Герман (16 января 1723 — 29 ноября 1725)
  3. Порфирий (17 декабря 1727 — 30 января 1730)
  4. Леонтий (Яковлев) (27 января 1742—1749, 1753 — 19 октября 1761)
  5. Серафим (25 марта 1749 — 18 ноября 1753)
  6. Гавриил (Огинский) (2 февраля 1762 — 27 января 1779)
  7. Парфений (Петров) (1779—1790)
  8. Аполлос (Терешкевич) (28 июня 1790—1803)
  9. Августин (Сахаров) (1803—1804)
  10. Кирилл (Киприянов) (1804—1806)
  11. Феофил (Татарский) (1806—1810)
  12. Амвросий (Черноруцкий) (1810 — 11 октября 1817)
  13. Павел (Павлов-Морев) (11 октября 1817—1820)
  14. Вениамин (Смирнов, Василий Никифорович) (5 апреля 1820—1839)
  15. Платон (Агриколянский) (20 июня 1839—1843)
  16. Анастасий (Ключарев) (12 мая 1843 — 22 марта 1851)
  17. Мельхиседек (18 августа 1853 — 13 апреля 1870)
  18. Савватий (Макаров) (1870—1888)
  19. Антоний (Постников) (12 марта 1888—1901)
  20. Николай (Варфоломеев) (Декабрь 1901—1902, 1906—1912)
  21. Филадельф (1902) игумен
  22. Иона (1902—1906) игумен, с 1904 архимандрит
  23. Евтихий (иеромонах) (15 сентября 1912 — 1 января 1913)
  24. Вениамин (Кононов) (1912—1918)
  25. Феодосий (1918) и/д, иеромонах
  26. Амвросий (1918) и/д, иеромонах
  27. Григорий (1918—1919)
  28. Иоанникий (1919)
  29. Гурий (30 июня 1919—1920)
  30. Трифон (Плотников) (1992 — 31 мая 2010)
  31. Варлаам (Дульский) (с 22 июля 2010) и. о. до 27 июля 2011 года

Озеро

Большое Михайловское озеро на пейзаже Грабаря (1920); вдали можно различить очертания монастыря.

Святое озеро находится примерно в десяти км от Михайловского в сторону села Емецк. На крутом береге Святого озера находится древнее языческое капище, на месте которого поставлен православный крест.

По преданию, один крестьянин, долго болевший проказой или какой-либо другой подобною болезнью, ловил рыбу в этом озере, опустил ноги в воду и вдруг почувствовал исцеление в ногах, а когда окунулся, то и во всём теле. На месте исцеления он поставил Казанскую икону Божьей Матери. Благодаря случаю чудесного исцеления озеро стали называть Святым.

> См. также

  • Вениамин (Смирнов, Василий Никифорович)

Примечания

  1. А. И. Чашев: «Тайны языка земли холмогорской»
  2. Известие о неповиновении крестьян в вотчине Антониево-Сийского монастыря во второй половине 16 в.
  3. Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. В 3-х тт. — Т.III. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины II. — Санкт-Петербург: Типография В. Безобразова и компании, 1890. — С. 68. — 259 с.
  4. Ломоносовский обоз побывал в Антониево-Сийском монастыре
  5. Антониево-Сийский монастырь
  6. 1 2 3 РусАрх — Мильчик М.И. Каменная архитектура Севера в эпоху Древней Руси. Дата обращения 2 мая 2013. Архивировано 11 мая 2013 года.
  7. А. А. Куратов, архим. Трифон (Плотников). Антониев Сийский во имя Святой Троицы мужской монастырь — Статьи — Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия». Дата обращения 2 мая 2013. Архивировано 11 мая 2013 года.
  8. 1 2 СВЯТО-ТРОИЦИЙ АНТОНИЕВО-СИЙСКИЙ МОНАСТЫРЬ: АРХИТЕКТУРА И ОСОБЕННОСТИ ОБЪЕМНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ КОМПОЗИЦИИ | Архитектон: известия вузов. Дата обращения 2 мая 2013. Архивировано 11 мая 2013 года.
  9. Численность населения населённых пунктов Архангельской области по результатам Всероссийской переписи населения (2010), Архангельскстат, .htm, 3.6 Mb
  10. Шилов А. А. Никодим (архимандрит) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.—М., 1896—1918.

Литература

  • Макарий, Епископ Архангельский и Холмогорский. Исторические сведения об Антониевом Сийском монастыре. Архангельск, 1878.
  • Акты Сийского монастыря. Вып. 1. Грамоты патриарха Филарета (1613—1633 гг.). Архангельск, 1913.
  • Рыжова, Е. А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: Книжные центры Русского Севера. Сыктывкар, 2000.
  • Белова, Л. Б. Новые материалы для истории русской библиографии в библиотеке Антониево-Сийского монастыря // Древняя Русь. Вопросы медиевистики, 2005, № 3 (21), c. 10.
  • Сойкин П. П. Сийский Антониев монастырь в Холмогорском уезде // Православные русские обители: Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб.: Воскресение, 1994. — С. 59-65. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1.
  • А. А. Куратов, архим. Трифон (Плотников). Антониев Сийский во имя Святой Троицы мужской монастырь // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2001. — Т. II. — С. 596-598. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-007-2.
  • Мельник А. Г. Антониев Сийский монастырь как центр почитания русских святых в XVI в. // Соловецкое море. Историко-литературный альманах. Выпуск 10. — Архангельск; М., 2011. — С. 57—61.

Ссылки

  • Антониево-Сийский монастырь, официальный сайт
  • Сайт монастыря (рус.)
  • Монастырь во имя Святой Живоначальной Троицы Антониев-Сийский (мужской) на сайте «Русское православие».

Словари и энциклопедии

Троицкий Антониев Сийский мужской монастырь

Россия Архангельская область деревня Антониево-Сийский Монастырь

Идёт загрузка карты…

Троицкий Антониев Сийский монастырь — православный монастырь в Архангельской области. Основан основан в 1520 году преподобным Антонием Сийским. В настоящее время монастырь действующий. Ежедневно совершаются богослужения. При монастыре действует трапезная и гостиница.

История

Святые:

  • прп. Феодосий, игумен Сийский
  • прпмч. Вениамин (Кононов), архимандрит Сийский, Соловецкий
  • прп. Никанор Сийский, Ручьевский и прп. Исаия Сийский, Ручьевский
  • прп. Пахомий, игумен Кенский
  • прпп. Иоаким и Александр Сийские
  • прп. Исаия (он же Илия) Сийский
  • прп. Антоний, игумен Сийский

Антониево-Сийский монастырь был основан в 1520 году преподобным Антонием на небольшом полуострове Михайловского озера, в течении реки Сия (Холмогорский район Архангельской области). По своему первому и главному храму ноcит имя Свято-Троицкий монастырь.

Уже при жизни Антония монастырь стал превращаться во влиятельный церковно-административный центр Подвинья, хорошо известный в Москве. В 1579 году царевич Иван Иванович (сын Ивана IV) написал одну из редакций «Жития Антония Сийского» («Служба чудотворцу Антонию»).

В течение 37-летнего игуменства Антония было построено 3 деревянные церкви: Живоначальной Троицы, Благовещенская и преподобного Сергия Радонежского. К концу XVII века сложился комплекс каменных построек: к концу XVI века был возведен соборный храм во имя Троицы с правым приделом в честь преподобного Антония Сийского, где под спудом почивают его святые мощи; в 1-й половине XVII века возведена Благовещенская шатровая церковь с трапезной и келарскими палатами (окончена в 1644), шатровая колокольня с храмом (1652) в честь Трех Святителей Московских (освящена в 1661), в 70-х годах XVII века построена надвратная каменная церковь, вместо прежней деревянной во имя Андрея Первозванного, с тремя престолами — в честь святых Андрея Первозванного, Сергия Радонежского, Флора и Лавра (перестроена в XVIII веке).

Здесь отбывал ссылку (1599-1605) Федор Никитич Романов, отец Михаила Федоровича, основателя династии Романовых, насильно постриженный в монахи с именем Филарет, впоследствии Патриарх Московский и Всея Руси.

В XVI-XVIII вв. Антониево-Сийский монастырь был крупнейшим духовным и культурным центром Подвинья. Традиционным в монастыре было переписывание книг. В его библиотеке хранилось Евангелие апракос 1339-40 (т.н. «Сийское»), поступившее из Лявленского Успенского монастыря в 1663 году, Евангелие 1692 года, «Житие Антония Сийского» со 150 цветными миниатюрами (1648). В монастыре был собран огромный архив, насчитывающий свыше 20 тыс. единиц хранения: сотные, вкладные, переписные, приходо-расходные книги и т. д. В монастырской ризнице имелись великолепные произведения русского ювелирного искусства, например, водосвятная чаша 1583 года, панагия 1608 года (принадлежала сийскому игумену Феодосию), подарок 1628 года от Патриарха Филарета — драгоценное паникадило. Ценные вклады в монастырь делали многие люди, например, дворянин С. Римарев сделал вклад по боярину И. М. Милославскому — серебряный потир (чаша для причастия, хранится сейчас Архангельском областном краеведческом музее). Письменные документы сохранили сведения об иконописцах. Иконописцем был основатель монастыря преподобный Антоний. Два настоятеля монастыря — игумен Феодосий и архимандрит Никодим, жившие в XVII веке, были иконописцами. В конце XVI-XVII вв. в обители существовали иконописная и граверная мастерские. Над иконостасами работали царский иконописец Федор Зубов, сольвычегодский мастер Василий Кондаков.

В монастыре был создан выдающийся памятник древнерусской культуры — Сийский иконописный подлинник с 500 изображениями-прорисями с икон западно-европейских гравюр.

В XVII веке монастырь владел деревнями, пашенными землями и покосами на Двине и Емце, семужьими тонями в Беломорье. В монастырских вотчинах жили ремесленники, развивались промыслы — соляной, рыболовный, морской. Монастырь имел подворья в Москве, Вологде, Архангельске. На рубеже XVII-XVIII вв. возведен двухэтажный корпус братских келий.

С середины XVII века монастырь имел небольшую типографию. В 18 веке, с началом изъятия церковных земель (1764) монастырь приходит в упадок. В XIX веке настоятели Антониево-Сийского монастыря выполняли обязанности ректора Архангельской духовной семинарии, занимались миссионерской деятельностью. Архимандрит Вениамин осуществлял просвещение самоедов архангельских тундр. В конце XIX века Антониево-Сийский монастырь был необщежительным 2-го класса, получал от казны 1249 руб. 58 коп.

Возрождение монастыря

В 1920 году монахи организовали трудовую коммуну; в Благовещенской церкви советская власть открыла детскую колонию. Монастырь был закрыт постановлением Емецкого уисполкома (12.06.1923) и решением президиума Архангельского губисполкома (11.07.1923). В последние годы монастырские постройки использовались для нужд сельской трудовой коммуны, колхоза; здесь размещались также дом отдыха работников лесной промышленности, дом для детей-инвалидов, дом-интернат для престарелых.

Многие здания в разные годы были разобраны или разрушились по ветхости (например, 2-х этажный каменный настоятельский корпус, больничная келья с деревянной церковью Николая Чудотворца, хлебные амбары, верхние ярусы храма-колокольни (взорваны), каменная палатка с курантами и др.). С 1970-х по 1992 год здесь находился летний пионерский лагерь для детей работников автотранспортного предприятия, одновременно часть территории и монашеский корпус занимала дача Архангельского облисполкома.

Возрождение Антониево-Сийского монастыря началось с передачи его Русской Православной Церкви (15.06.1992), при настоятеле игумене Трифоне (Плотникове). Случившийся пожар уничтожил кровлю над Благовещенской церковью, трапезной палатой и ризницей. В эти тяжелые дни монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II (23.08.1992).

Современное состояние

В настоящее время в обители 20 человек братии, постоянно проживают около 30 трудников. Возрождается богослужебная, духовно-просветительская, социально-благотворительная, миссионерская деятельность. С начала возрождения в монастыре ежедневно совершается Литургия. По древней традиции в Антониево-Сийском монастыре вновь созданы монастырская библиотека (свыше 40 тысяч единиц хранения), иконописная мастерская. Обитель ежмесячновыпускает миссионерскую газету «Духовный Сеятель» и церковно-исторический ежегодный альманах «Сийский Хронограф». В хозяйстве имеются животноводческая ферма, конюшня, теплицы, пекарня, механическая, столярная мастерские. Ведется восстановление храмов. Антониево-Сийский монастырь осуществляет окормление нескольких приходов епархии, не имеющих священников.

Храмы

  • Троицкий собор

  • Церковь прп. Сергия Радонежского

  • Благовещенская церковь

Святыни

  • чудотворный образ Богоматери «Смоленская»
  • образ Богородицы «Владимирская»
  • ризы прп. Антония
  • чудотворная икона Живоначальной Троицы
  • икона Богородицы «Умиление»
  • покрова на раку прп. Антония Сийского

Престольные праздники

День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи

Благовещение Пресвятой Богородицы — 7 апреля

Сергий Радонежский, преподобный — Собор Московских святых, 18 июля, 8 октября

Фото

  • Троицкий Антониев-Сийский монастырь зимой

  • Антониев-Сийский монастырь. Вид сверху

  • Братия монастыря

Видео

Паломнику

Троицкий Антониев-Сийский мужской монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

В обители попечение о паломниках оказывает братия монастыря и их помощники. Паломники размещаются в гостевых келиях обители. Организовано их питание.

Наиболее важным во время пребывания паломника в обители является его участие в храмовом богослужении. Приветствуется оказание помощи братии в ее трудах по благоустройству монастыря.

В монастыре проводятся экскурсии.

Адрес: Архангельская обл., Холмогорский р-н, с. Монастырь

Почти пять веков назад в северной глуши, среди бескрайних лесов и живописных озер, был основан наш Антониево-Сийский монастырь. До появления братии место это было безлюдным, лишь рыбаки да охотники приходили сюда, потом говаривали, что слышали монашеское пение, а то и замечали чернецов, расчищающих землю от леса.

Спустя время пришел сюда монах Антоний с несколькими сподвижниками. Был он неуклонным последователем учеников Сергия, игумена Радонежского. И вскоре многим стало ясно, что для создания иноческого общежития Господь избрал человека, обладающего многими добродетелями. Иноков, поселившихся рядом с Антонием, привлекали его любовь и простота, жертвенность и трудолюбие. А в устремлении к Богу и в молитве равных ему не было.

Так с самого основания в монастыре закладывалась атмосфера добросердечности и молитвы. Со временем это и стало основой для духовного иноческого подвижничества. Обитель долгое время процветала и была украшена множеством добрых иноков. Сегодня любой паломник, прибывающий в Антониев-Сийский монастырь, видит и чувствует удивительную гармонию величественных памятников архитектуры и почти нетронутой вековой природы, проникается спокойствием и красотой этой земли. За все время, прошедшее от дней преподобного Антония, ничто не смогло нарушить простоты и святости намоленного места.

Создавая сайт монастыря, мы поставили перед собой задачу рассказывать об удивительном месте — Сийской обители. Ее богатой истории и современной жизни. Надеемся, что нам удастся, хотя бы в какой-то степени, донести до самых разных людей верный взгляд на православное монашество.

По святым местам. Антониево-Сийский монастырь. Часть 1

Аудио

Мы начинаем рассказ о святой обители с истории становления монастыря. Вы узнаете о его небесных покровителях, знаменитых насельниках и паломниках, а также о храмах монастырского полуострова.

Наша программа продолжает знакомить вас со святыми местами Архангельской митрополии. Эта земля вообще интересна тем, что здесь очень много озер, их даже называют жемчужинами этого края. Так вот, на одном из озер на полуострове располагается Антониево-Сийский монастырь. О нем и пойдет наш сегодняшний рассказ.

Игумен Варлаам (Дульский), наместник монастыря:

– Одно из самых живописных мест на Русском Севере – Сийский монастырь; десятки озер вокруг, это очень красиво.

Как получилось, что в XVII веке игумен Феодосий дважды становится настоятелем Антониево-Сийского монастыря, почему молодому Михаилу Ломоносову подарили здесь тулуп и за что святого Антония Сийского так любят на его родине в местечке Кехта? Обо всем этом, а также об истории становления монастыря на полуострове Большом Михайловском расскажем в первой части программы, посвященной святой обители. Из Архангельска в Антониево-Сийский монастырь мы ехали около двух часов, преодолевая расстояние в 158 километров. Двигались мы по старому Петербургскому тракту, еще в XVIII столетии по этой дороге можно было добраться в столицу Российской империи. «Хоть кривой, но кехтацкий» – такого принципа молодые поморки придерживались при выборе спутника жизни. Но местечко Кехта славилось не только своими женихами, здесь родился святой Антоний Сийский.

Игумен Варлаам:

– Год основания нашей обители – 1520-й, в следующем году мы будем праздновать пятисотлетний юбилей. Не так далеко здесь располагается деревня Кехта, откуда родом преподобный Антоний (в миру Андрей). Пострижение он принимал в монастыре Пахомия Кенского. По тем временам это был известный монастырь, который управлялся старцем Пахомием, и в послушании у старца Антоний провел несколько лет. Из всей братии он сразу как-то выделялся, был рукоположен в иеромонахи, ему доверяли, его любили, но, видимо, по своему складу, он тяготился такими отношениями.

Но, желая уединенной жизни, Антоний с двумя учениками стал искать место для монастыря. И вот по лесным рекам он уже с шестью учениками постепенно сплавился к этому полуострову.

Игумен Варлаам:

– Они повстречали крестьянина, охотника и промысловика, история даже имя его сохранила, это был крестьянин Самуил. Он рассказал Антонию, что неподалеку есть место, которое, наверное, подойдет им для обустройства монастыря.

Местные жители и охотники, забредавшие сюда, не селились здесь.

Игумен Варлаам:

– По той причине, что те охотники слышали колокольный звон. Некоторые рассказывали, что даже видели видения, как монахи заготавливают лес. Антоний, когда услышал этот рассказ, видимо, понял, что Господь указывает данное место, и с этого началось обустройство обители.

Сначала в землянках, а после в деревянных кельях и храмах молились иноки, нелегко им приходилось здесь, особенно первые четыре года. В одно время монахи так голодали, что хотели разойтись, но после горячих молитв преподобного в обитель пришел некий путник: он принес муки, масла и денег на устроение монастыря.

В самом начале XVII века сюда в ссылку был отправлен боярин Федор Романов, отец будущего первого царя из династии Романовых. Опальным он стал потому, что Борис Годунов считал его своим соперником и основным претендентом на русский престол. В то же самое время здесь продолжалось возведение Свято-Троицкого собора. Руководил работами московский мастер, которого сюда направил царь Федор Иоаннович, но удаленность святой обители, междуцарствие и Смута растянули процесс стройки на долгие двадцать лет.

Игумен Варлаам:

– Это архитектура своего времени, вообще на Севере немного сохранилось каменных храмов такого вот масштаба – Соловецкий монастырь, остатки Николо-Карельского монастыря на территории «Севмашпредприятия» (это оборонные предприятия в городе Северодвинске). Антониево-Сийский монастырь – это узкие окна, это очень мало света в храме, некая камерность. В том числе у этого есть свои практичные цели: сохранить тепло; маленькие окна – это вот вопрос отопления, сбережения тепла. Но самый любимый наш – главный Свято-Троицкий собор; по причине того, что основатель преподобный Антоний погребен в Троицком соборе. В документах сохранилось описание, чтобы его погребли справа от алтаря Троицкой церкви.

Перед своей кончиной преподобный составил завещание, сейчас оно хранится в Архангельском краеведческом музее. В этом завещании святой Антоний написал братии увещевание о духовной жизни.

Игумен Варлаам:

– Он бывал по делам в разных местах, в том числе и в Первопрестольной. Его очень уважали и любили разные люди, в том числе и те, кто впоследствии оказывал помощь монастырю, – это и Иван Грозный, и разные бояре. Несмотря на такое почитание и такое отношение к себе, он был очень скромным, нелицемерно скромным, и современному человеку подчас даже это непонятно и не очень в это верится. Он завещал себя не погребать, не оказывать ему никаких почестей, просто оставить на съедение диким зверям в лесу. Братия ему ответила, что это единственное, чего они из завещания не выполнят.

Под спудом мощи святого пребывают и по сей день, но если эта святыня сохранилась, то мощи других праведников были осквернены. Там, где пребывали останки сийских святых, в советское время установили дизель-генераторы, а для этого вырыли фундамент и выкинули мощи.

Игумен Варлаам:

– Рядом с Троицким собором усыпальница, а в усыпальнице погребены четверо особо почитаемых насельников монастыря. Один из них игумен Феодосий. Другой – инок Паисий; он был пострижен в нашем монастыре, но когда был по делам в Москве, его заприметили как человека активного, хозяйственного, толкового и оставили при Патриаршем дворе. Он становится патриаршим казначеем (лет тридцать он был казначеем патриарха, это очень серьезный чин с серьезным ресурсом). И родной обители оказывает очень серьезную поддержку. Паисий завещал похоронить его в Сийском монастыре. Митрополит Новгородский приезжал возглавить отпевание. Такая история сложилась с нашим Паисием. Также там погребены еще двое. Мало что известно об их жизни, но очень почитаемы на Севере два инока – Никанор и Исаия. Поморы их почитали как покровителей мореплавателей и рыбаков. В настоятельство игумена Феодосия эти мощи были перенесены в Сийский монастырь для большего прославления.

Игумен Феодосий – личность для монастыря значимая. Он родился неподалеку, в Холмогорах, и в 18 лет пришел в Сийский монастырь, а уже в тридцать стал настоятелем святой обители. Он заложил Благовещенскую церковь, стал строить колокольню, но дальше не все шло так гладко.

Игумен Варлаам:

– Монастырь посещал патриарх Никон. Он любил Север, паломничал на Соловки, и в его приезд в тот момент в братии произошло разделение. Игумен Феодосий, будучи деятельным, вызывал к себе, возможно, разное отношение. И некоторые из братии обратились к патриарху с жалобами на своего игумена (точно мы уже не знаем, по какой причине). Я думаю, что патриарх, общаясь с игуменом Феодосием, увидел в нем неординарную личность. Пользуясь случаем, он просто забирает его отсюда и ставит игуменом важного для себя Кожеозерского монастыря. Он же не отправил его просто куда-то в знак наказания. Он ставит его игуменом своего монастыря, который был для него важен, он его очень любил.

Игумен Феодосий отстраивал Кожеозерский монастырь, а в Сийском тем временем жизнь приходила в упадок.

Игумен Варлаам:

– Братья его уже с покаянием, со слезами, с радостью приняли, потому что очень его ждали, понимали, что было просто недоразумение. Патриарх Никон так рассудил по-своему, можно сказать, воспользовался ситуацией, а братии был преподан урок, что интриги не самый лучший способ для выяснения отношений и что надо по любви все обустраивать.

Строительство Благовещенского храма также было завершено в годы управления обителью игуменом Феодосием. Благовещенская церковь интересна тем, что там располагалась поварня, пекарня, а также многочисленные складские помещения, где хранили картошку, капусту, а в больших деревянных бочках соленую семгу. Наверху, в шатре, был еще один храм, его посвятили небесному покровителю первого царя из династии Романовых. Но если первые Романовы благоволили святой обители, то XVIII век стал для монастыря непростым периодом – книжный центр Русского Севера постепенно приходил в упадок.

Игумен Варлаам:

– XVIII век – это уже реформа секуляризации и реформа церковно-государственных отношений. Монастырь постепенно хирел, но кто-то отмечает все-таки его ухоженность, он долгое время сохранялся.

А в декабре 1730 года здесь побывал Михайло Ломоносов. Он находился в монастыре во время своего пути в Москву. У историков есть данные, что здесь стряпчим трудился его дядя, и он подарил своему племяннику тулуп.

Игумен Варлаам:

– В XIX веке монастырь внес свою лепту в миссионерское служение на Севере – один из наших настоятелей, архимандрит Вениамин (Смирнов), несколько лет проповедовал ненцам (самоедам) на побережье Белого моря. Достаточно успешная была миссия, 80 лет сийские архимандриты возглавляли Архангельскую семинарию. Я хочу сказать, что монастырь внес свой достаточно серьезный вклад в развитие церковной жизни.

Наш рассказ об Антониево-Сийском монастыре мы обязательно продолжим: расскажем вам о его сегодняшних насельниках, о том, как связана обитель с преподобным Сергием Радонежским, а также о том, в какие дни здесь ждут паломников, собравшихся приехать на монастырский полуостров.

Автор и ведущая программы Надежда Калинина

Записала Елена Чурина

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *