Антонова пушкинский музей

Краткая биография Ирины Антоновой

Рассказать о жизни Ирины Антоновой в двух словах просто не возможно, но мы попробуем. Ирина Александровна родилась в 1922 году, в Москве. От своей мамы она унаследовала любовь к музыке, а от отца – к театру.

С 1929 по 1933 году ее семья жила в Германии, но после прихода к власти нацистов, им пришлось вернуться в Советский Союз. После школы Ирина Александровна поступила в Московский Институт философии, истории и литературы, но получить высшее образование она смогла только после окончания войны.

Работать в музее им. А. С. Пушкина Ирина Антоновна начала еще во время своего обучения в институте. В 1961 году ее назначили на пост директора музея, который она занимала более 40 лет. Все свое время Ирина Антоновна посвящала работе в музее, даже в самые тяжелые времена для искусства. Так в 60-е годы, когда в стране действовал закон цензуры, она проводила такие смелые выставки, как показ работ Матисса и Тышлера, организовывала музыкальные вечера, на которых звучали Рахманинов, Стравинский, а, как известно их не жаловали советское правительство.

В 70-е годы под ее руководством в музее была проведена полная реорганизация экспозиций и выставочных залов. Ирина Александровна настояла на том, чтобы картины западноевропейских художников, которые пролежали в запасниках музея десятилетия, были отреставрированы и выставлены на обозрение. Только благодаря Ирине Антоновне советские зрители смогли увидеть работы великих художников разных стран.

В период перестройки Ирина Александровна вывела музей на новый уровень: выставки стали принимать масштабное мировое значение. В 1998 году музей отпраздновал свое 100-летие и заслуги Ирины Антоновны в том, что музей встал в один ряд с такими очагами культуры, как Эрмитаж, Лувр, Британский музей.

Сегодня музей им. А. С. Пушкина насчитывает 600 000 произведений искусства, на его территории открылись новые музеи частных художников и импрессионистов. Но, по словам Ирины Антоновой для полноценной работы требуется строительство целого музейного городка.

Ирина Антонова, Евсей Иосифович и их сын Борис Ротенберг

В последнее время говорят, что семья – это что-то отжившее, но есть пары, которые смогли пройти через все испытания и сохранить свою любовь. Именно такой идеальной парой можно назвать Ирину Антонову и Евсея Ротенберга.

Ирина Антонова никогда не любила говорить о своей личной жизни, но для нас достаточно знать, сколько лет они с мужем прожили вместе, и какие им испытания им пришлось пройти. И этой паре выпало самое тяжелое испытание: Борис Ротенберг, сын Ирины Антоновой и Евсея Иосифовича болен.

Ирине Александровне не раз задавали вопрос: чем болен Борис Ротенберг, какой диагноз, как долго он болеет и как она живет с такой болью в сердце. В одном из интервью Ирина Александровна рассказала, что они с мужем долгое время пытались создать полноценную семью, они очень ждали этого ребенка и когда уже погасла последняя надежда, на свет появился Борис. До 6 лет, их сын рос одаренным, музыкальным мальчиком, он и сейчас может прочитать «Евгения Онегина» наизусть, но в 7 лет он заболел. После того, как Ирина Антонова и ее супруг услышали страшный диагноз, все другие проблемы стали казаться для них мелкими и незначительными. Болезнь победить не удалось, даже лучшие врачи не смогли ему помочь, и сегодня Борис Евсеевич Ротенберг прикован к инвалидному креслу.

Со своим мужем Евсеем Иосифовичем, искусствоведом, доктором наук, она прожила 64 года, в 2011 году Евсея Ротенберга не стало.

Сегодня Ирина Антонова Президент музея им. А.С. Пушкина, она продолжает активно участвовать в жизни музея, ходить в театры, на концерты и в цирк. Несмотря на свой возраст она прекрасно выглядит, подтверждению тому фото Ирины Антоновой. Но главное в ее жизни – это сын Борис Евсеевич Ротенберг, она надеется, что найдется человек, который позаботиться о нем, когда ее не станет.

Чем болен Борис Ротенберг, сын Ирины Антоновой, так и не известно. Ни в одном из интервью Ирина Александровна не называла диагноз, все личное закрыто от посторонних глаз. Однажды Первый канал попытался выяснить, чем болен Борис Ротенберг, в ответ пресс-служба музея выпустила официальный меморандум, подобный тому, с которым выступает Букингемский дворец, когда затрагивается личность Королевы: никто не должен приближаться слишком близко и никто не должен ничего знать.

Жанна Геращенко. Все работы автора

Еще по этой теме Борис Корчевников и его жена, фото и свадьба которую они сыграли тайно для всех, вот тема которую мы сегодня с … Подробности… Борис Корчевников и его жена: фото и свадьба

Ирина Антонова: Мы живем в эпоху большого кризиса

Sobesednik.ru поговорил с Ириной Антоновой о ее многолетнем руководстве Пушкинским музеем и о современном искусстве.

72 года на одном рабочем месте – это про Ирину Антонову, бессменного директора, а ныне президента Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина.

Мне стали ясны интриги и трусость

– Ирина Александровна, вы легендарный человек, и не только в музейном деле. Часто приходилось обращаться на самый верх?

– В первый раз я обратилась напрямую к Алексею Николаевичу Косыгину, когда нам требовалась помощь в восстановлении стеклянных сводов музея. Все прежние работы не устраняли протечек. И вот недавно я снова была в Кремле у президента. По поводу дела, которым я занимаюсь уже 70 лет. Это создание музейного городка, о котором говорил еще Цветаев.

Как мы боролись за дома, которые должны войти в этот городок, – это целая поэма. Сегодня дело близко к завершению, и только вот кремлевская бензоколонка, которая стоит на ничейном месте напротив храма Христа Спасителя, неприступна! Это место нам нужно – мы хотим создать здесь большой выставочный центр с аудиторией. Я подавала всевозможные бумаги, мне что-то обещали, потом ничего не получалось… И вот в конце января я была у президента, все закрутились, и сейчас я жду решения. Однако время идет, и мне важно успеть сделать еще одно дело.

Последний вопрос, которому я решила посвятить силы, которые у меня еще есть, – это вопрос восстановления Музея нового западного искусства. Невозможно Москве навсегда потерять этот уникальный центр! Восстановив его, страна получит один из величайших музеев в мире. Музей зарубежного искусства первого ряда. Здесь важно государственное мышление. Об этом я тоже говорила с президентом.

– Ваш уход с поста директора ГМИИ на президентскую должность, которую вы конечно же лишили декоративности, совпал с ситуацией вокруг вашего намерения воссоздать Музей нового западного искусства. Все-таки что произошло на самом деле?

– Это было непростое решение и сложная ситуация, уходящая корнями в 1948 год, когда вышло постановление, подписанное Сталиным, о ликвидации Музея нового западного искусства как наносящего непоправимый вред воспитанию советского человека. Собрание музея перевезли к нам в Пушкинский, а потом разделили: часть собрания осталась у нас, а часть переправлена в Эрмитаж.

Мы уже тогда понимали, какая катастрофа произошла – раздел единой коллекции великого музея. Ее собирали Иван Абрамович Морозов и Сергей Иванович Щукин, московские коллекционеры уровня Сергея Михайловича Третьякова. Они гениально предугадали то, что в свое время не смог распознать даже Лувр. Они начали покупать импрессионистов и авангардистов начала XX века – до того, как их признали музеи Нью-Йорка и Парижа. И вот, что очень важно, эти коллекции были собраны именно для Москвы, чему есть документальные свидетельства.

А в результате Москва лишилась первого в мире музея современного искусства. Первого, потому что он был создан в 1923‑м, на пять лет раньше знаменитого нью-йоркского Museum of Modern Art. Когда я в 2012 году изложила проблему на встрече президента Владимира Путина с деятелями культуры, он, как мне показалось, отнесся к ней с пониманием.

Владимир Путин – один из президентов времен Ирины Антоновой / Global Look Press

– Но почему ничего не сдвинулось с места?

– С одной стороны, мне звонили многие. Но кто слышал их голоса, кроме меня? Министр Мединский обещал свою поддержку, но затем собрал в министерстве музейщиков определенного круга – и меня туда не позвал. Как не позвал и тех, кто меня поддерживал. Я пришла сама. И мне стали ясны и все интриги, и вся трусость, и отсутствие глобального мышления. Все наперебой твердили про передел собственности. Но позвольте, какой передел, если ГМИИ свою часть той коллекции тоже бы отдал в восстановленный музей?

Это была нечестная кампания, плюс пресса молчала как вкопанная – ни звука, ни слова. Я готова была устроить пресс-конференцию – приходите, я вам все расскажу. Только Алексей Венедиктов дал мне возможность высказаться на «Эхе Москвы», я там все доказала, я приводила цитаты из документов, но никакой реакции. Ни-че-го. Но если бы пресса подняла эту тему, то журналисты могли бы спросить мнение тех, кто меня поддерживает, и стало бы понятно, что таких людей очень много.

– Значит, уйти – это было эмоциональное решение?

– Нет. У меня была другая причина, личного характера. Об этом я сказала в министерстве еще до всего этого «дела». А потом… потом эта ситуация вызвала во мне естественное отвращение. И я просто сказала, что хочу уйти. А должность президента – почему нет, я буду работать, я бы не хотела совсем покидать свой музей.

Век репродукций

– Ирина Александровна, вы человек исторического видения. В какую эпоху мы живем?

– В эпоху большого кризиса художественной системы. В первые десятилетия ХХ века закончился огромный исторический период – тот, который начинался Ренессансом. Больше того, с XVIII века начался глобальный процесс, который был назван «Гибелью богов», потому что фактор мифологический и религиозный перестал быть главным содержанием пластических искусств, перестал оказывать на них влияние.

Можно писать «Явление Христа народу» и сегодня, но искусство этого направления разрушено. Разрушен принцип эстетики и принцип идеала. Скажем, в романах Достоевского с обнаружением несовершенства человеческого всегда обозначена предполагаемая высота. То лучшее, к чему надо стремиться, даже если это недостижимо. Как бы ни была растоптана Сонечка, дух ее остается светлым. И что сейчас? Уничтожено понимание необходимости выстраивать мир вокруг идеала.

Такое положение вещей продлится очень долго, на мой взгляд. Весь XXI век или дольше. Впрочем, я не призываю никого разделять со мной эту отчаянную мысль, тем более что бывали такие моменты, когда все подходило, казалось бы, к финальной точке, но потом вдруг появлялись Джотто, Караваджо, Гойя, и вдруг все поворачивало в другую сторону. Что-то новое обязательно появится, но не скоро и совсем в другой форме – мы не знаем, в какой.

– Понятно, что ныне живущие едва ли дождутся нового Возрождения, но у нас есть актуальное искусство. Что вы о нем думаете?

– Вы знаете, и того, что дал прежний Ренессанс, человечеству хватит навсегда. Другое дело, что мы живем в век репродукций – уже непрямого, так сказать, контакта с художественным произведением. Появилось поколение, которое пользуется только копиями разных видов. Это важно с точки зрения получения информации, но одновременно должен, казалось бы, увеличиваться интерес к тому, чтобы увидеть само подлинное произведение. Потому что есть огромная разница между тем и другим. Но этого не происходит.

Знаю многих людей, кто судит о выставках по телепередачам, они говорят: ну мы же все видели, чего нам туда идти. Вот это прискорбно. Люди отвыкли от прямого общения с искусством, а всякая репродукция ущербна изначально. Поскольку для глубокого погружения и понимания искусства важно абсолютно всё: манера и техника письма, цвет и насыщение полотна, которые никакой копией не передаются адекватно, размер подлинника и материал – мрамор, например, или бронза.

Я уже не говорю о том, как важна атмосфера, особенно если это фреска или скульптура, которая стоит на площади в городе и рассчитана на небо, на погодные изменения. Важен даже постамент, высота которого, как правило, точно выверена. Происходит механизация процессов восприятия искусства, но все эти гаджеты, мультимедийные выставки, как и альбомы с репродукциями – суть одно, вспомогательный материал.

– И все же каждый день художники и скульпторы создают что-то новое.

– Создают. И я вижу очень много примеров так называемого актуального искусства, которые людей, не обязанных разбираться в этих новациях, приводят в недоумение. Большое количество сегодняшних произведений на самом деле искусством не являются. Это какое-то другое измерение – тоже, если хотите, творческое, в том смысле, что придуманное, но это явление не художественное. Да, разумеется, я могу, как все люди, ошибаться, но я доверяю своему восприятию, которое прошло все-таки очень длинный путь. И моя задача – отделить искусство от не искусства.

И все же я обращаю внимание, что возрождаются так называемые реалистические направления. Это не реализм Веласкеса и Вермеера, это другое, но это будет связано с обращением к реальному миру.

Ирина Антонова и Марк Шагал познакомились в Париже, а в 1973-м Шагал прилетел в Москву / ГМИИ им. Пушкина

– Арт-сообщество может как-то повлиять на восприятие искусства, что-то изменить?

– Можно на каких-то уровнях это обсуждать, но изменить это нельзя. Как нельзя остановить технический прогресс. Но это все не так безнадежно, как кажется. Путь следования человека по направлению к эстетически и этически идеальному заложен в человеческой природе. Важно саму эту природу не искорежить.

Надо смотреть на великие картины, надо читать великие произведения – они бездонны. Поэтому я придаю такое значение показу отдельных произведений очень высокого искусства. Вот привезли, к примеру, портрет Ипполито Риминальди Тициана – это по существу образ Гамлета, – вот приходи и смотри на него. Что-то поймешь не целиком сначала. Приди еще разочек посмотри. Важно сохранять полноценный тонус своей внутренней эмоциональной жизни.

Есть вещи, которые меня потрясли

– Вы говорите о воздействии подлинников. Есть ли такое произведение искусства, при виде которого вы не можете сдержать слез?

– Сила эмоционального переживания зависит и от самого произведения, и все-таки от состояния, в котором вы находитесь. Я не представляю себе человека, который может плакать перед Моной Лизой, например. Она этого не позволяет. Ее испытующий взгляд заставляет вас выпрямиться, но никак не заплакать. Но есть вещи, которые меня в свое время потрясли безусловно, вызвав непроизвольные слезы.

Это было давно, в 1963 году, в Нью-Йорке. В те времена поездка в Америку была фантастикой, а я была приглашена американской ассоциацией музеев на целый месяц. И вот я пришла в галерею Фрика, о которой я ничего не знала, и там среди небольшого, но полного чудес собрания я вдруг увидела картину Вермеера «Офицер и смеющаяся девушка». И когда я перед нею встала, у меня просто сами собой полились слезы. При абсолютной простоте сцены в ней так много происходит. И этот поток света, и предрешенность ситуации, и то, что в этом нет ни осуждения, ни морализаторства. Но есть понимание того, что красота жизни возможна везде, даже здесь, в «дурном доме»… Это был такой удар по сердцу. В этой картине огромные пласты жизни, она уводит вас уже в другое измерение – вы это чувствуете.

А в Венеции есть «Мадонна» Джорджоне – она тоже вызывает мое сильнейшее волнение, хотя это совсем другой образ женщины. Из современного меня очень взволновала «Герника» Пикассо, она вызывает какую-то мобилизацию внутреннюю, напряжение, даже гнев, но не слезы.

Ну в музыке слезы – это, конечно, чаще. Они неизменны в каких-то местах Шестой симфонии Чайковского или Адажиетто Малера, когда в вас все начинает трепетать. Я вам должна сказать, что такое сердечное стеснение у меня, например, вызывает и современная мелодия – My Way. Кто ее пел первым, а? Этот, американский, знаменитый? А, Фрэнк Синатра! «Мой путь». Вот я бы хотела, чтобы, когда умру, сыграли эту мелодию.

– Ох, Ирина Александровна!

– Я серьезно говорю! Потому что она удивительная по определенному сгустку образа и самой мелодии – она необыкновенная.

– Что из происходящего в культуре России сейчас самое интересное?

– Я критически отношусь ко многому, но в театре, должна сказать, да, я вижу достижения. Мне есть с чем сравнивать – я, будучи студенткой, чуть не каждый вечер бывала в театрах. Я помню легендарного Качалова в спектакле «У врат царства» во МХАТе. Я помню прекрасных Марию Бабанову, Александра Остужева, Василия Топоркова… И это совершенно иное измерение и, если хотите, масштаб театра. Да-да, я, поверьте, делаю скидку на то, «что раньше деревья были выше и трава зеленее».

Так вот, сегодня мне нравятся многие постановки у Евгения Миронова – в Театре Наций. В частности, великолепный шукшинский спектакль и его последний «Гамлет», где Миронов сам ведет все роли, мне показался очень значительным. Вы видели, какого «Евгения Онегина» сделал Римас Туминас? Это замечательный спектакль. Кстати, я, придя домой, тут же перечитала роман. Все, что показал Туминас, все это у Пушкина есть.

И вместе с тем я считаю неправильным путь, которым идет талантливый Константин Богомолов. Его «Карамазовы» противоречат Достоевскому. У Достоевского есть боль. А в этом спектакле боли вообще нет. Зато пошлости сколько угодно. Зачем и кому сейчас нужен этот шок, если его можно найти в любой подворотне? Это дурной спектакль, и я не принимаю его.

И все же театр сейчас, пожалуй, наиболее интересен. Хотя время гигантов прошло и для него.

Вехи биографии:

1922 – родилась 20 марта в Москве

1945 – 11 апреля пришла работать в ГМИИ им. Пушкина

1961 – назначена директором музея

1981 – вместе с Рихтером основала фестиваль «Декабрьские вечера»

2013 – оставила должность директора и заняла пост президента ГМИИ

Антонова, Ирина Александровна

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Антонова.

Ирина Антонова

Ирина Антонова в 2014 году
Имя при рождении Ирина Александровна Антонова
Дата рождения 20 марта 1922 (97 лет)
Место рождения Москва, РСФСР
Страна
  • СССР
  • Россия
Научная сфера искусствознание
Место работы Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (с 1945 года)
Альма-матер МГУ им. Ломоносова
Учёная степень доктор искусствоведения
Учёное звание академик АПН СССР, академик РАО, академик РАХ
Научный руководитель М. В. Алпатов, Б. Р. Виппер
Известна как директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (1961—2013); президент ГМИИ (2013 — н. в.)
Награды и премии

Цитаты в Викицитатнике
Ирина Антонова на Викискладе

Ири́на Алекса́ндровна Анто́нова (род. 20 марта 1922, Москва) — советский и российский искусствовед, специалист по итальянской живописи эпохи Возрождения; директор (1961—2013) и президент (с 2013) Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Доктор искусствоведения.

Академик РАО (АПН СССР, 1989). Академик РАХ (2001; член-корреспондент 1997). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1979). Лауреат двух Государственных премий Российской Федерации (1995, 2017). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Биография

С 1929 года по 1933 год жила с родителями в Германии. Вернувшись в Москву, семья Антоновых обосновалась в квартире на Покровском бульваре.

С 1940 года — студентка искусствоведческого отделения Института философии, литературы и истории. С 1941 года, после объединения ИФЛИ с МГУ, стала студенткой Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова.

В начале Великой Отечественной войны окончила курсы медицинских сестёр, с весны 1942 года в звании младшего сержанта медицинской службы работала в госпитале на Красной Пресне. В 1945 году присвоено сразу звание майора с целью командировки в Германию для вывоза культурных ценностей по репарации. Но командировка не состоялась. Было решено отправить более опытного специалиста, а Антонова принимала и описывала ценности уже в Москве.

В 1945 году окончила МГУ, 11 апреля поступила на работу в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (ГМИИ) и начала обучение в аспирантуре при музее. Областью её научных исследований было искусство Италии эпохи Возрождения.

С февраля 1961 года — директор Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. В этом качестве Антонова выступала инициатором и организатором крупнейших международных выставок, в том числе «Москва — Париж», «Москва — Берлин», «Россия — Италия», «Модильяни», «Тёрнер», «Пикассо» и многих других.

В 1981 году вместе со Святославом Рихтером основала фестиваль музыки и живописи «Декабрьские вечера», ежегодно проводящийся в музее. Является бессменным директором фестиваля. В 1998 году фестивалю было присвоено имя Рихтера.

Автор более 100 публикаций (каталогов, статей, альбомов, телевизионных передач, сценариев научно-популярных фильмов). На протяжении ряда лет вела преподавательскую работу на искусствоведческом отделении в МГУ, в Институте кинематографии, в аудитории ГМИИ, в Институте восточных языков в Париже.

Член Общественной палаты Российской Федерации (с 2011 года).

В 2012 году вошла в список доверенных лиц кандидата в президенты России Владимира Путина.

Ирина Антонова и коллекционер Михаил Перченко

11 апреля 2013 года назначена главным куратором государственных музеев России. Спустя три месяца, уже после своей отставки, Антонова назвала данное назначение «безумием чистейшей воды», единственный смысл которого заключался в том, чтобы оправдать или сгладить её предстоящий уход с поста директора ГМИИ.

В мае 2013 года Антонова снова выдвинула идею, которую она высказывала ещё в 2009 году, о воссоздании в Москве музея нового западного искусства, ранее уничтоженного Сталиным, куда ГМИИ и Государственный Эрмитаж передали бы лучшую часть своих коллекций — картины импрессионистов. Это предложение вызвало резкий протест директора Эрмитажа Михаила Пиотровского и более широкий конфликт в музейном сообществе. После бурных событий министр культуры России В. Мединский стал торопить Антонову с отставкой.

В интервью «Известиям» Антонова упрекнула бывших министра культуры А. Авдеева и экономического развития Э. Набиуллину, которые были членами попечительского совета ГМИИ, в том, что они провалили поручение президента России по постройке музейного городка и реконструкции самого Пушкинского музея.

10 июля 2013 года приказом Министерства культуры освобождена от должности директора ГМИИ с формулировкой «по собственному желанию». Антонова пояснила 1 июля, что сама выбрала кандидатуру преемницы — арт-директора московского выставочного объединения «Манеж» Марины Лошак. Чуть позже Антонова уточнила, что на самом деле предлагала в качестве своих преемников учёных-культурологов из МГУ и РГГУ, однако все её кандидатуры были отклонены министерством. Из кандидатур же, предложенных министерством, наиболее приемлемой ей показалась Лошак.

Ирина Александровна возглавляла Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина 52 года.

После отставки Антонова назначена на должность президента ГМИИ им. А. С. Пушкина.

Семья

Отец Ирины Антоновой — активный участник Октябрьской революции, судовой электрик Александр Александрович Антонов, после революции был директором Института экспериментального стекла.

Мать — Ида Михайловна Хейфиц — окончила гимназию и консерваторию по классу фортепиано, прожила 100 лет и 5 месяцев.

Муж — Евсей Иосифович Ротенберг (18.07.1920—15.10.2011), доктор искусствоведения, автор основополагающих трудов по классическому искусству Западной Европы, был заведующим сектором классического искусства Государственного института искусствознания. Их единственный сын Борис родился в 1954 году.

Взгляды и увлечения

Ирина Александровна Антонова придерживается левых политических взглядов и является сторонницей идей социализма. Считает, что это единственно верная система, которая, «к сожалению, на практике себя нигде не оправдала». В современном российском обществе ей неприятен «олигархический элемент» и богатые люди вообще. Симпатизирует Путину, но осуждает тюремный приговор для Pussy Riot. Считает себя человеком нерелигиозным. Любит стихи Пастернака. Уверена, что так долго живёт, потому что абсолютно не думает о смерти, в жизни была всегда искренней и «никогда не держала фигу в кармане».

В апреле 2000 года подписал письмо в поддержку политики недавно избранного президента России Владимира Путина в Чечне.

В 2014 году подписала Коллективное обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму.

Свободно владеет немецким, французским и итальянским языками.

Награды

Вручение Президентом России Владимиром Путиным ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, 22 мая 2002 годаВручение Президентом России Дмитрием Медведевым ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени, 3 мая 2012 годаИ. А. Антонова выступает на церемонии присуждения ей Государственной премии РФ, 12 июня 2018 года, Кремль.

Ирина Александровна Антонова — полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» (одна из семи женщин, наряду с Майей Плисецкой, Галиной Волчек, Галиной Вишневской, Валентиной Матвиенко, Людмилой Вербицкой и Инной Чуриковой):

  • Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (6 декабря 2007 года) — за выдающийся вклад в развитие музейного дела, сохранение и популяризацию отечественного и мирового культурного наследия
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (20 марта 2002 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (17 марта 1997 года) — за заслуги перед государством и большой личный вклад в сохранение национального культурного достояния России
  • Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (28 февраля 2012 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю общественную деятельность
  • Знак отличия «За благодеяние» (20 марта 2017 года) — за большой вклад в развитие отечественной культуры, активную общественную деятельность, направленную на повышение уровня нравственности и толерантности в обществе, многолетнюю плодотворную деятельность.
  • Орден Октябрьской Революции
  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден Дружбы народов (14 ноября 1980 года) — за большую работу по подготовке и проведению Игр XXII Олимпиады
  • Почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (21 июня 1979 года) — за заслуги в области советского изобразительного искусства
  • Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (в области просветительской деятельности) (27 мая 1996 года) — за Международный музыкальный фестиваль «Декабрьские вечера» в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (1981—1995 годы)
  • Командор ордена Почётного легиона (Франция)
  • Командор ордена Искусств и литературы (Франция),
  • Командор ордена «За заслуги перед Итальянской Республикой» (7 декабря 2000 года).
  • Общественная премия «Сокровищница Родины».
  • Лауреат Национальной премии общественного признания достижений женщин «Олимпия» Российской академии бизнеса и предпринимательства в 2001 году.
  • Золотая медаль имени Льва Николаева (2011) — за существенный вклад в просвещение, популяризацию достижений науки и культуры.
  • Лауреат премии Владимира Высоцкого «Своя колея» за 2013 год.
  • Императорский Орден Святой Великомученицы Анастасии (12 июля 2013 года, Российский Императорский Дом) — в воздаяние заслуг перед Отечеством и во свидетельство особого НАШЕГО благоволения.
  • Лауреат специальной номинации «За выдающийся вклад в сохранение и развитие российской культуры» в рамках Всероссийской премии финансистов «Репутация» (2012 год).
  • Государственная премия Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2017 года (8 июня 2018 года)

Примечания

  1. RKDartists
  2. 1 2 3 4 5 6 Ирина Антонова: «Я мечтала выбрать в преемники кого-то из учёных — Известия. Архивировано 19 июля 2013 года.
  3. Президент ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова отмечает 95-летие. Вести.ru (20 марта 2017).
  4. 1 2 Директор ГМИИ имени Пушкина Ирина Антонова в проекте Первого канала «Люди Победы». Первый канал. Архивировано 15 мая 2013 года.
  5. Филиппов А. От Джоконды до Пикассо: 5 знаменитых выставок Ирины Антоновой. РИА Новости, 20 марта 2012.
  6. Антонова Ирина Александровна Архивная копия от 10 августа 2017 на Wayback Machine «Доверенные лица»
  7. И. Антонова ждёт извинений за ”некоторые пассажи” М. Пиотровского. Top.rbc.ru. Архивировано 15 мая 2013 года.
  8. Беседа с Ириной Антоновой в передаче «Очевидное — невероятное» от 12 декабря 2009 года на сайте телеканала «Россия»
  9. Виртуальный Музей нового западного искусства будет открыт в этом году. MosDay.ru. Архивировано 19 июля 2013 года.
  10. Кандидатуру преемницы Ирина Антонова выбирала лично. vesti.ru.
  11. Ирина Антонова стала президентом ГМИИ им. Пушкина. ИТАР-ТАСС. Архивировано 19 июля 2013 года.
  12. Ирина Александровна Антонова на сайте «Люди».
  13. Антонова Ирина Александровна.
  14. Анатолий Стреляный. Русская обида (Письмо двадцати одного). Радио Свобода (9 апреля 2000).
  15. Ответ на письмо европейцев российских деятелей культуры. Индекс (2000).
  16. Деятели культуры России — в поддержку позиции Президента по Украине и Крыму Архивировано 11 марта 2014 года. // Официальный сайт Министерства культуры Российской Федерации
  17. Указ Президента Российской Федерации от 6 декабря 2007 года № 1639 (недоступная ссылка). Проверено 16 декабря 2016. Архивировано 3 апреля 2015 года.
  18. Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2002 года № 292 (недоступная ссылка). Проверено 16 декабря 2016. Архивировано 3 апреля 2015 года.
  19. Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 года № 245 (недоступная ссылка). Проверено 16 декабря 2016. Архивировано 3 апреля 2015 года.
  20. Указ Президента Российской Федерации от 28 февраля 2012 года № 247. Проверено 16 декабря 2016. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  21. Указ Президента Российской Федерации от 20 марта 2017 года № 119 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»
  22. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 14 ноября 1980 года № 3301-X «О награждении орденами и медалями СССР работников, наиболее отличившихся при подготовке и проведении Игр XXII Олимпиады». Проверено 17 ноября 2016.
  23. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 21 июня 1979 года «О присвоении почетного звания заслуженного деятеля искусств РСФСР Антоновой И. А.»
  24. Указ Президента Российской Федерации от 27 мая 1996 года № 779 «О присуждении Государственных премий Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года»
  25. Commendatore Ordine al Merito della Repubblica Italiana sig.ra Irina Aleksandrovna Antonova (итал.)
  26. Премия «Сокровищница Родины» — вручена
  27. Официальный сайт Российской академии бизнеса и предпринимательства
  28. О награждении Императорским Орденом Святой Великомученицы Анастасии. Проверено 10 июля 2015.
  29. Лауреаты Премии «Репутация» в 2012 году. finday.ru. Проверено 31 марта 2016.
  30. Указ Президента Российской Федерации от 8 июня 2018 года № 278 «О присуждении Государственной премии Российской Федерации за выдающиеся достижения в области гуманитарной деятельности 2017 года»
  31. Телеканал «Культура»

Биография и личная жизнь Наталии Антоновой

Наталия Сергеевна Антонова – российская актриса театра и кино. Исполнила роли более чем в 70 кинокартинах.

Родилась Наталия Антонова 12 марта 1974 года в Москве. Отец по профессии был военнослужащим, мать – педагогом-филологом, так что семья была далека от искусства.

Однако младшая сестра Светлана тоже поступила в театральный и стала актрисой. Как вспоминает сама Антонова, за сестрой она ухаживала с самого детства.


С мамой и сестрой

Отец был военным, поэтому строго воспитывал дочерей. По словам актрисы, дома нужно было быть уже в 9 вечера, а до этого выполнить домашнее задание, сходить за продуктами и навести порядок.

«Именно такое воспитание сделало меня ответственной. Будучи подростком, я часто обижалась на родителей: все дети играют во дворе, а я с книжкой. Повезло, что дома была большая библиотека, поэтому скучать не приходилось», — вспоминает актриса.

Сначала Наталия Антонова мечтала быть балериной, но потом передумала и решила стать актрисой.


Наталья Антонова (справа) с сестрой в школьные годы

Родители же были резко против такого выбора, поэтому заставили Наталью поступить в Московский гуманитарный университет на факультет культуроведения. Они так и сказали:

«Принеси домой диплом и поступай куда хочешь!» — вспоминает Антонова.

Особенно против карьеры актрисы выступал отец.

«Он был убеждён, что в профессии актёра собраны все человеческие пороки. Однажды даже пригласил своего знакомого, работавшего в этой сфере, чтобы тот убедил меня, какие плохие люди там работают. Больше всего папа боялся, что я стану женщиной лёгкого поведения», —

рассказывает актриса в одном из своих интервью.

Желание выступать на сцене не покидало Наталью, поэтому она поступила в Щукинское театральное училище, параллельно продолжая учиться в гуманитарном университете.

В этом видео Наталия Антонова рассказывает о своём детстве, карьере и личной жизни:

Наталия Антонова окончила театральное училище в 1997 году, после чего была принята в труппу Театра имени Гоголя, где закончила работать в 2012 году.

Актёрское мастерство Антоновой можно проследить в таких постановках как: «Верная жена», «Моё преступление» и другие. Более того, Наталия принимает участие в антрепризе.

Первую роль актриса сыграла в фильме «На заре туманной юности» в 1997 году.

Антонова стала широко узнаваемой в 2003 году, когда исполнила роль Екатерины Долгоруковой в сериале «Любовь императора» и сыграла Полину в картине «Другая жизнь».

«Другая жизнь»

Встретить Наталию Антонову на экране можно было не только в фильмах: в 2003 году она была участницей передачи «Форт Боярд», а в 2007 стала участницей шоу «Танцы на льду. Бархатный сезон.».

«Танцы на льду. Бархатный сезон.»

За свою карьеру актриса приняла участие в более чем 70 картинах, среди которых такие известные как: «Гастролёр», «Сердце капитана Немова», «Любовь Надежды», «Солнечное затмение», «Метод Фрейда», «Генеральская сноха», «Уравнение любви», «Райский уголок», «Всё сначала», «Сводные сёстры» и другие.

«Сердце капитана Немова»

«Генеральская сноха»

«Сводные сёстры»

Личная жизнь

Первым избранником Наталии Антоновой стал актёр Александр Вершинин, с которым они пробыли в браке 5 лет – с 1996 по 2001 год.

В 1997 году у них родился сын Артём.

Актриса вспоминает, что если бы не сын, развод случился бы ещё раньше. Причиной тому послужило абсолютное неприятие Антоновой привычек и образа жизни супруга.

«Когда я стала требовать от мужа чувств и любви, я поняла, что всё кончено и уходить от этих отношений нужно как можно скорее», —

вспоминает Наталия.

После расторжения брака с Вершининым актриса решила стать сильной и независимой.

«Проживу одна. Новые отношения мне ни к чему. Буду гордой и независимой женщиной и не стану ждать чуда. Ведь когда его не ждёшь, оно обычно и происходит», —

рассказывает Наталия в одном из интервью после развода. Актриса полностью погрузилась в работу, а мужчины для неё перестали существовать.

Вторым мужем, с которым актриса состоит в браке до сих пор, стал врач гинеколог и бизнесмен Николай Семёнов.

Свадьба

Когда Наталия развелась с первым мужем, она забрала ребёнка себе. Как оказалось, у Семёнова тоже был ребёнок от первого брака – Антон. Позже у пары родились ещё два сына, Никита (2005) и Максим (2007).

С мужем и сыном Никитой

Сегодня Антонова счастливая жена мама четверых детей.

Чем занимается жена Ковальчука Николь Амбразайтис

Актриса продолжает радовать своих поклонников съёмками в фильмах и сериалах. Только в 2018 году Антонова снялась в кинокартинах: «Новая Жизнь», «Осколки», «Операция Мухаббат», «Просто роман» и «Приставы».

«Просто роман»

Разумеется, в этом году и в дальнейшем Наталия будет сниматься в новых фильмах и сериалах, представая перед зрителями в разных образах, контраст которых не может оставить равнодушным.

Интересно: личная жизнь Игоря Ливанова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *