Апостол фома день памяти

Содержание

Икона апостола Фомы

Апостол Фома относится к Божьим ученикам, и в православном мире ему посвящена отдельная икона. Молитвы перед ней помогают верующим справляться с жизненными трудностями, физическими и телесными недугами.

Фома был одним из двенадцати учеников Господа, и его история знакома многим по Святому Писанию. В народе в связи с произошедшими в жизни апостола событиями появилось изречение «Фома неверующий», которое указывает на неверие ученика Господа в грядущее. Фому еще называют «близнецом», так как находят множество внешних сходств с самим Иисусом. Своим решительным характером, напористостью и искренней верой он продолжил дело Иисуса, дойдя дальше всех учеников и принеся православие в Индию.

Апостол Фома был единственным учеником, который отказался уверовать в то, что его Учитель подвергнется страшным мукам и его жестоко казнят. Остальные ученики рассказали ему о грядущих событиях, но лишь после своего Воскресения Господь дал ему понять, что он зря сомневался в слова своих духовных побратимов. После явления Учителя Фома обрел благодать Свыше и стал проповедовать православную религию усерднее остальных учеников.

Где находится образ апостола Фомы

Икону апостола можно найти во многих храмах и церквях по всей России. Иконы, фрески, росписи с изображением апостола можно найти в Покровской церкви, церкви Варвары в городе Москва; в Калужской, Московской, Донской, Владимирской, Ярославской, Ленинградской областях.

Описание иконы апостола

Образ не изобилует множеством фигур. На иконе мы видим поясное изображение апостола в простых одеждах. В левой руке у него находится свиток с Писанием. На некоторых иконах Фома изображен лицом к прихожанам. Неброская икона почитается среди верующих, и молитвы перед ней совершаются ежедневно. Наибольшее число прихожан, слоняющихся перед апостолом, являются вновь пришедшими к православию и с помощью искренних молитв укрепляются в вере.

В чем помогает образ святого Фомы

Чаще всего перед иконой молятся об укреплении веры в Господа, просят защиты от дьявольских происков и сил для борьбы с искушениями. Однако апостол Фома помогает и тем, кто просит божественного покровительства, мечтает об избавлении от недугов. Прибегают к молитвам и те, кому необходима поддержка в сложных жизненных ситуациях.

Молитвы перед иконой святого апостола Фомы

«Святой апостол Фома! Раб Божий (имя) взывает к Тебе. Молю, избави меня от сомнений и робости да укажи путь, к православию меня приближающий. Не дай мне пропасть в пучине мыслей, от Господа меня отворачивающих. Не позволь пойти за дьявольскими происками, помоги в час сомнений. Аминь».

«Великий апостоле Божий, Фома! Взываю к помощи Твоей. Помолись Господу нашему Всемогущему за здравие покорного раба его (имя). Избави, святый, от недугов телесных, тело мое разрушающих, да позволь прожить жизнь долгую во славу Божию. Аминь».

Дата празднования

В православном мире именем Фомы назван восьмой день Пасхи, который в народе получил название Фоминой недели, или Антипасхи. Отмечают дату празднования 19 октября, а также 13 июля, в день Собора двенадцати апостолов. В эти дни верующие молятся об обретении веры, а также обращаются с просьбами о помощи к апостолу Фоме.

Икону святого апостола Фомы священнослужители рекомендуют приобретать в первую очередь людям, которые только встали на путь к православной вере. Остальным образ, находящийся в домашнем иконостасе, будет помогать преодолевать жизненные трудности, искушения и сохранять веру в Господа. Желаем вам всего самого наилучшего, и не забывайте нажимать на кнопки и

Фома: апостол и «авантюрист»

Неверующий апостол — так чаще всего называют Фому, одного из двенадцати ближайших учеников Христа. В Евангелиях о нем сказано немного, буквально несколько слов, но из жития и апокрифов известно, что с проповедью Воскресения Христова он дошел дальше всех — до самой Индии, а по пути привел ко Христу несколько народов. Как это возможно для слабого верой человека? И был ли он таким на самом деле? Почему мощи Фомы, погибшего в Индии, находятся в Италии? В преддверии дня памяти апостола Фомы — 19 октября — попробуем найти ответы на эти вопросы.

Начнем с того, что нам доподлинно известно об этом человеке. В Священном Писании апостола Фому упоминают все Евангелисты, однако Иоанн уделяет ему внимание более других, не просто перечисляя его среди учеников, но и раскрывая какие-то черты его характера, личностные свойства. Кстати, имя «Фома» имеет семитский корень, который можно перевести как «делиться пополам, удваиваться». Возможно, поэтому у Фомы было прозвище Близнец. Но некоторые гностики, в среде которых этот апостол особенно почитался, считали его в буквальном смысле слова близнецом Господа Иисуса Христа: якобы он был внешне очень похож на Спасителя. Хотя, пожалуй, не так уж важно, как внешне выглядел Фома. Гораздо важнее, что вера его на протяжении всей его жизни удваивалась, утраивалась… — постоянно умножалась. И он разделил ее со множеством самых разных людей.

Психология сомнений

Евангелист Иоанн особо выделяет апостола Фому в двух эпизодах. Во-первых, когда Спаситель узнает о смерти Своего друга Лазаря и отправляется к нему, чтобы его воскресить. При этом Христу угрожает опасность, ведь первосвященники давно ищут случая, чтобы Его арестовать. И в то время, когда другие апостолы уговаривают Учителя никуда не ходить, Фома, напротив, призывает: «Пойдем и мы умрем с Ним». В этих словах проявляется его в хорошем смысле слова максимализм, внутренняя цельность, готовность умереть за то, что любишь и ценишь. Но еще более ярко Фома раскрывается в известном эпизоде, где он, услышав о Воскресении Христовом от других учеников, говорит: «Пока не увижу, не поверю». По каким-то причинам Фомы не оказалось среди них, когда им всем вместе явился Воскресший Христос. И когда апостолы рассказали ему о великой радости — о той самой победе над смертью, которой ждал весь Израильский народ и которая свершилась в Воскресении Спасителя из мертвых — Фома не поверил этой вести. На основании этого эпизода и сложилось определение «Фома неверующий». Однако был ли он таким? И если нет, то что на самом деле могло вызвать у Фомы подобную реакцию?

Уверение Фомы. Дуччо ди Буонисенья. 1308-1311. Деталь

Психологически его поведение вполне объяснимо. Давайте внимательно всмотримся в детали, которые сообщает о Фоме Евангелист Иоанн. Это ученик, который готов был умереть за Христа — настолько горячо было его сердце. Так бывает, когда человек полагает в основании своей жизни какую-то цель и готов пойти до самого конца, даже до смерти, ради ее достижения. Но в тот момент, когда он теряет эту цель, для него рушится весь мир. Фома, судя по всему, был абсолютно раздавлен смертью своего Учителя. Все его надежды рухнули в одночасье. Человек, который жил идеей служения Христу и ожиданием Его царства, потерял всё — и цель жизни, и смысл. Вполне понятно, почему его не было среди других учеников, когда им явился Тот, кого они любили. Фома в том состоянии просто не мог находиться среди людей. Когда же ему сказали, что Христос воскрес… Человек, который только что потерял последнюю надежду, очень боится нового разочарования. Он настороженно отнесется к любым уверениям в том, что его чаяния были не напрасны. Это не характеристика слабой веры. Скорее, это признак сильной любви Фомы к Спасителю. Он не то чтобы не поверил. Возможно, он боялся, что все, о чем ему рассказали, — не произошло на самом деле; но он всем сердцем хотел, чтобы было так. А Господь всегда отвечает на такие «запросы» человеческого сердца. И когда Он явился Фоме, тот сразу оставил свои сомнения и исповедовал Христа: «Господь мой и Бог мой!» Ведь на самом деле Фома очень ждал этого момента.

Как пройти в Индию?

Что же известно о его дальнейшей жизни? В Евангелиях и Книге Деяний апостольских о Фоме ничего более не сказано. Но некоторые важные сведения можно почерпнуть из его жития. Например, тот факт, что Фома, проповедуя Христа, пошел дальше других учеников и добрался до самой Индии. Именно этот удел достался ему в результате разделения между апостолами территории проповеди.

Великий шелковый путь из Европы в Китай — вероятно, именно так апостол Фома пришел в Индию

Надо сказать, понятие «Индия» в то время было широким и далеко не всегда означало конкретную территорию. Индией называли подчас и Афганистан, и Месопотамию — все то, что находилось за пределами Римской империи. Поэтому апостол Фома теоретически мог проповедовать не в Южной Азии, а гораздо ближе. Однако есть несколько фактов, на основании которых все-таки можно говорить о его проповеди именно индусам. Со времен Александра Македонского между Римской империей, Средиземноморьем и Индией уже было транспортное сообщение. Так что Фома вполне мог туда добраться, ничего удивительного в этом нет. Далее,

В житии апостола упоминается царь Гундофар: Фома был нанят к нему на службу как плотник, чтобы построить царю дворец. Этот царь — реальное историческое лицо.

В 1834 году в Кабульской долине Афганистана были найдены монеты с его именем, и по ним можно определить, что Гундофар правил в I веке по Рождестве Христовом, примерно в 45-46 годах. Это как раз те годы, когда Фома мог оказаться в Индии.

Вообще, сведения об апостоле Фоме, касающиеся его жизни после Воскресения Христова и Сошествия Святого Духа на апостолов, то есть все, о чем не сказано в Священном Писании, почерпнуты в основном из книги «Деяний апостола Фомы» («Acta Thomae»). Документ датируется концом II — началом III века и существует в двух версиях — индийской и сирийской. Но он дошел до нас не в первоначальном, а в искаженном варианте — в нем очень много гностических вставок. Этот текст критиковал святой Ириней Лионский, выдающийся богослов II века, который очень живо реагировал как раз на гностические перегибы. Однако есть свидетельство о том, что наряду с гностическим существовал и другой, видимо, подлинный текст о деяниях апостола Фомы. Свидетельство это — записки монахини Эгерии, которая на протяжении 381-384 годов совершала паломничество на Святую Землю, в Сирию, Ливан и Египет. Она сообщает, что молилась у мощей этого апостола, а также о том, что за богослужением читался отрывок из книги «Деяний апостола Фомы». Причем речь здесь идет, скорее всего, о первоначальном варианте «Деяний», без гностических искажений, то есть о том, который не дошел до на­ших дней.

Архитектор с биографией

Так что же происходило в Индии с этим человеком? Что можно почерпнуть из основных источников, если вынести за скобки более поздние гностические правки? Вместе с неким купцом по имени Хаббан Фома прибыл в Индию, где к I веку уже сформировалась кастовая общественная система. Это означало, что без разрешения соответствующего царя или раджи в его владениях не могло осуществляться никакой деятельности, в том числе и проповеди новой веры. В этом смысле ситуация в Индии напоминала ту, что сложилась в Европе VI-VIII веков на территориях расселения варварских племен, где проповедь христианства была возможна только с разрешения вождя.

И если вождь принимал новую веру, то вслед за ним ко Христу обращалась и вся знать, и воины, и весь народ. Правда, существенная разница была в том, что в Индии I века христиане не подвергались гонениям подобно тому, как это было на территории Европы времен античности и ранней эпохи варварских королевств.

Были цари, которые вполне терпимо относились к различным верованиям, приносимым из дальних стран в их края. А приносили их чаще всего купцы. Так что Хаббан в этой истории фигурирует не случайно. Собственно, путь, по которому апостол Фома попал в Индию — это Великий шелковый путь между Европой и Китаем. Пользовались им не только торговцы, но и миссионеры. Правда, купечество по типу деятельности порой оказывалось с миссионерами в одном ряду, потому что если купцы были христианами, то они не только занимались бизнесом на этом транзите, но и, как могли, распространяли свою веру среди язычников. И судя по всему, Хаббан понимал, чем на самом деле занимается Фома. Апостол же неустанно проповедовал Христа. По дороге в Индию он сумел основать христианские общины в Палестине, Месопотамии, Парфии и Эфиопии, а также среди бактов. С таким багажом он и явился к царю Гундофару.

Мадрас, Индия. В базилике находится крест апостола Фомы

По прибытии в Индию апостол приступил к строительству дворца. Правда, делал он это весьма странным образом, его поступок вполне можно назвать авантюрой. Ему выделили немалые деньги, однако он все раздал беднякам, не потратив на дворец ни одной монеты. Здание в итоге так и не было построено. Когда же Гундофар пришел посмотреть на новый дом и выяснил, что его, по человеческим меркам, весьма недвусмысленно обманули, он велел арестовать Фому и собирался его казнить. Однако царю явился его умерший брат, который сказал, что много обителей он видел на небесах, но самый прекрасный дом — тот, что возведен для Гундофара. На вопрос, кто же строил это дом, брат ответил, что имя строителю Фома. Гундофар очень удивился таким сведениям и приказал отменить казнь. Впрочем, для Фомы это стало лишь отсрочкой дня смерти. Мученическая кончина его не миновала…

Идущий на смерть

Последние годы земной жизни апостол Фома провел в индийском городе Мелипур, близ Мадраса. Там он сумел обратить ко Христу супругу и сына местного царя Маздея. Правда, крестить их он не успел. Царь, узнав о таких переменах в близких людях, пришел в ярость, ведь все это совершилось за его спиной, и велел заключить Фому в темницу. Тогда родственники царя пришли к апостолу прямо в тюрьму, чтобы там принять крещение. Фома совершил над ними Таинство, а затем, подобно апостолу Петру, через затворенные двери темницы вышел на волю, явился к новообращенным и послужил для них Литургию. Однако тюремная стража обнаружила, что узник исчез. Сочтя его за колдуна, воины обо всем доложили царю. И когда Фома, следуя Божиему промыслу, вернулся в место своего заключения, его немедленно отправили на допрос.

Индия. Скульптура, изображающая апостола Фому

Там произошел один очень важный диалог. Маздей спросил Фому: «Кто ты? Раб или свободный?» На что Фома ответил: «Не раб я, и нет у тебя власти надо мной». Царь тогда поинтересовался, зачем же он, сбежав из тюрьмы, вернулся назад. Фома сказал: «Я прибыл сюда, дабы спасти многих и самому стать помощью для всех, кто хотел освободиться». И здесь следует самый главный вопрос Маздея: «А кто твой господин? каково его имя и из какой он земли?» И Фома дает ответ абсолютно в своем стиле: «Господь мой — Владыка мой и твой. Ибо Он господин небес и земли». Этот текст чрезвычайно важен, поскольку в нем раскрывается особое христианское мироощущение. Это мироощущение богосыновства всех людей — не важно, какой национальности или касте они принадлежат, рабы они или цари, апостолы или купцы, индусы или иудеи. Любой человек — дитя Божие по факту своего рождения, даже если он пока не просвещен светом Христовой истины.
Естественно, индийскому царю странно было услышать подобный ответ. Он приговорил апостола к смертной казни. И хотя народ, видя добрые дела и намерения Фомы, протестовал, Маздей остался непреклонен. Фома, в свою очередь, не сопротивлялся и не возражал, и это тоже вполне в его духе — желать себе смерти ради Христа. Он переживал только об одном — что ему не до конца еще удалось посеять семя Христовой веры в этих землях. Поэтому по дороге к месту казни он рукоположил человека по имени Сифор в пресвитеры, а новообращенного сына царя — в диаконы. После этого Фома уже со спокойным сердцем принял свой жребий и претерпел мученическую смерть — его пронзили копьями.

Верить ли мертвому?

Ну а далее происходит еще одно исключительно важное событие. В сына того самого царя Маздея, в родного брата рукоположенного Фомой диакона, вселился нечистый дух. Маздей понимал: это наказание ему, отцу, за то, что он казнил святого человека. И тогда он решил пойти ко гробу апостола Фомы в Мелипур, взять его останки и коснуться ими сына. Тогда, полагал царь, несчастный будет исцелен. Этот эпизод, описанный в «Деяниях апостола Фомы» II-III века, свидетельствует, что уже тогда в Индии была традиция почитания мощей. Но самое интересное даже не в этом. Когда Маздей, согласно источнику, намеревался исполнить задуманное, ему явился сам Фома и, можно сказать, с некоторым юмором сказал: «Живому ты мне не поверил, почему же теперь поверишь мертвому? Но не бойся, ибо милостив Иисус Христос, ради великого Своего милосердия». А далее приводится история о том, что Маздей, придя ко гробу Фомы, по какой-то причине не нашел там его останков.

Пещера с высеченным на стене крестом, в которой жил святой

Что же тогда сделал царь? Он взял горсть песка с места захоронения апостола и вернулся домой. Маздей призвал Имя Господа Иисуса Христа, отрекся от дьявола, а затем дал сыну приложиться к песку с могилы Фомы, в результате чего тот получил исцеление. Затем Маздей обратился к рукоположенному Фомой пресвитеру Сифору с просьбой крестить его. Почему так важен этот эпизод? Дело ведь не столько в факте исцеления больного, в это чудо можно верить или не верить. Но дело главным образом в том, что царь, казнивший апостола, обратился ко Христу. Это свидетельство о главном чуде, которое возможно для человека — о перемене сердца.

Фома: путь туда и обратно

Что же касается мощей апостола Фомы, то судьба их очень интересна. Из Индии они были перенесены в Эдессу. Об их пребывании там свидетельствует летописный текст «Хроники града Эдессы», а также упомянутые записки монахини Эгерии: она сообщает, что молилась в этом городе у мощей апостола Фомы. В XI веке Эдессу разграбили турки. Мощи Фомы, наряду с другими святынями, были спрятаны христианами во избежание поругания. Местонахождение их было неизвестно, пока их не обнаружили на греческом острове Хиос. А оттуда в 1258 году мореплаватель Лион, нанятый жителями итальянской Ортоны, перевез их в этот город. Там они и находятся по сей день. А перст Фомы был доставлен в Рим и пребывает там в церкви Святого Креста. Иными словами, апостол Фома, при жизни ушедший с Запада на Восток, после земной кончины за несколько веков совершил обратное путешествие.

Таков был земной и посмертный путь апостола Фомы. Жизнь его напоминает приключенческий роман, а сам он — героя, совершающего подчас абсолютно нелогичные подвиги.

Какое же отношение все это имеет к нам, людям XXI века? Дело в том, что Фома, пожалуй, самый современный апостол. Ведь большинству из нас знакомо состояние внутренней пустоты, когда рушатся надежды, когда, казалось бы, смысла в жизни совсем не остается. И очень непросто в такой ситуации понимать, что Господь — рядом. Но пример Фомы показывает, что Бог нас не только не оставил, но более того — Он готов прийти к каждому, кто искренне этого хочет. Апостол Фома, поверивший в Воскресение своего Учителя, всю свою жизнь настолько горел этой верой, что сумел привести ко Христу тысячи людей. Он не побоялся ни дальнего пути, ни иноземных царей, ни смерти. Ему приходилось идти на авантюрные, с точки зрения земной логики, поступки, рисковать жизнью и в итоге расстаться с ней, исповедовав Христа. Но он всегда понимал, ради чего все это совершает. После того как он лично встретился с Воскресшим Богом, для него не оставалось больше сомнений в том, ради чего он живет. Даже если ему приходилось кардинальным образом менять место жительства и круг общения. Даже если казалось, что миссия его терпит неудачу. Даже если в далекой стране не находилось людей, готовых его поддержать… Все эти препятствия были преодолимы, потому что Бог, однажды став рядом с ним, уже никогда не оставлял Своего ученика. При чем же здесь мы, современные люди? Пожалуй, при том, что Господь точно так же приходит к каждому из нас. И какими бы ни были обстоятельства нашей жизни, встреча с Ним возможна. Стоит только очень этого захотеть…

Фото: Паломническая служба “Радонеж”

Православная молитва — Православная книга

О чем молятся апостолу Фоме

Апостол Фома (по прозванию Близнец) до начала своего служения Христу был рыбаком из галилейского г. Пансады. Господь избрал его своим учеником, одним из первых двенадцати апостолов (см. Мк. 3, 13–19). Фома отличался решительностью и преданностью Господу. Например, когда в Вифании умер Лазарь, друг Иисуса Христа, Господь собрался идти туда. Апостолы знали, что иудеи уже ищут смерти Иисуса, и стали отговаривать Его. Только один Фома сказал: «пойдем и мы умрем с ним» (Ин. 11, 16).
Когда Господь после Воскресения Своего явился апостолам, Фомы не было с ними. Другие ученики сказали ему, что они видели Иисуса, но Фома, недоверчивый по характеру, ответил им: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (ср. Ин. 20, 24–25). Через восемь дней апостолов вновь посетил Господь, пройдя через запертые двери, и сказал Фоме: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие» (ср. Ин. 20, 26–29).
Святому апостолу Фоме специально молятся, когда беспокоят сомнение в вере, маловерие и неверие, так как он сам сумел преодолеть эти душевные состояния. Его просят сохранить молящихся от искушений диавольских, соблазнов и грехопадений, испросить для них свыше помощь во время неверия и способность жить по заповедям Господним, а также другие духовные блага.

Молитва апостолу Фоме

О святый апостоле Христов Фомо! Молим тя: сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам, рабам Божиим, свыше помощь во время неверия, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем оных блаженных обителей райских. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове, да прославим великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

О СВЯТЫХ АНГЕЛАХ И УГОДНИКАХ БОЖИИХ – протоиерей Серафим Слободской О святых ангелах В начале, когда еще не было ни мира, ни человека, Бог сотворил святых ангелов. Ангелы – духи бестелесные (потому невидимые) и бессмертные, как и наши души; но их Бог одарил более высокими силами и способностями, чем человека. Ум их совершеннее нашего. Они всегда исполняют волю Божию, они безгрешны, и теперь благодатью Божией так утвердились в делании добра, что и грешить не могут. Много раз ангелы являлись видимым образом, принимая на себя телесный вид, когда их Бог посылал к людям сказать или возвестить Свою волю. И слово «ангел» означает «вестник». Каждому христианину Бог дает при крещении ангела-хранителя, который невидимо охраняет человека во всю его земную жизнь от бед и напастей, предостерегает от грехов, оберегает в страшный час смерти, не оставляет и по смерти. Ангелы изображаются на иконах в виде красивых юношей, в знак их духовной красоты. Их крылья означают, что они быстро исполняют волю Божию. О святых людях На иконах мы изображаем также и святых людей или угодников Божиих. Так мы их называем потому, что они, живя на земле, угодили Богу своею праведною жизнью. А теперь, пребывая на небе с Богом, они молятся о нас Богу, помогая нам, живущим на земле. Святые имеют разные названия: пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, бессребренники, блаженные и праведные. Пророками мы называем тех святых Божиих, которые по внушению Святого Духа предсказывали будущее и преимущественно о Спасителе; они жили до пришествия Спасителя на землю. Апостолы – это ближайшие ученики Иисуса Христа, которых Он во время Своей земной жизни посылал на проповедь; а после сошествия на них Святого Духа они проповедовали по всем странам христианскую веру. Их было сначала двенадцать, а потом еще семьдесят. Двое из апостолов, Петр и Павел, называются Первоверховными, так как они больше других потрудились в проповеди Христовой веры. Четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн Богослов, написавшие Евангелие, называются Евангелистами. Святые, которые подобно Апостолам распространяли веру Христову в разных местах, называются равноапостольными, как например: Мария Магдалина, первомученица Фекла, благоверные цари Константин и Елена, благоверный князь Российский Владимир, св. Нина, просветительница Грузии и др. Мученики – те христиане, которые за веру в Иисуса Христа приняли жестокие мучения и даже смерть. Если же после перенесенных ими мучений, они скончались мирно, то их мы называем исповедниками. Первые, пострадавшие за Христову веру были: архидиакон Стефан и св. Фекла, и потому, они называются первомучениками. Умершие за святую веру после особенно тяжелых (великих) страданий, каким подвергались не все мученики, называются великомучениками, как например: св. великомученик Георгий; святые великомученицы Варвара и Екатерина и другие. Исповедники, которым мучители писали на лице хульные слова, называются начертанными. Святители – епископы или архиереи, угодившие Богу своею праведною жизнью, как например; святой Николай чудотворец, св. Алексий, митрополит московский и др. Святители, претерпевшие мучения за Христа, называются священномучениками. Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст называются вселенскими учителями, то есть учителями всей христианской Церкви. Преподобные – праведные люди, которые удалялись от Мирской жизни в обществе и угодили Богу, пребывая в девстве, (т. е. не вступая в брак), посте и молитве, живя в пустынях и монастырях, как например: Сергий Радонежский, Серафим Саровский, преподобная Анастасия и другие. Преподобные, которые претерпели мучения за Христа, называются преподобномучениками. Бессребренники служили ближним безвозмездным врачеванием болезней, т. е. без всякой платы исцеляли болезни, как телесные, так и душевные, как например: Косма и Дамиан, великомученик и целитель Пантелеимон и другие. Праведные проводили праведную, угодную Богу жизнь, живя подобно нам в миру, будучи семейными людьми, как например, св. праведные Иоаким и Анна и др. Первые праведники на земле: родоначальники (патриархи) человеческого рода, называются праотцами, как например: Адам, Ной, Авраам и др. Протоиерей Серафим Слободской* * Цитируется по книге: Закон Божий для семьи и школы / протоиерей Серафим Слободской (большой формат, подарочное издание с иллюстрациями). – СПб.: Воскресение, 736 с. Тв. переплет. Цена 556 р. Православная книга почтой http://pravmolitva.ru

Православный Церковный календарь

Текст утвержден Священным Синодом
Русской Православной Церкви
25 декабря 2012 года (журнал № 131)

Конда́к 1

Подо́бен: Взбра́нной Воево́де:

Избра́нный самови́дче Сло́ва и свиде́телю Его́ сла́вный, да́же до после́дних земли́ благовести́л еси́ ве́ру твою́: «Его́же ра́ны аз осяза́х, Сей есть Госпо́дь и Бог». Те́мже и ны́не, созерца́яй нам незри́мая, за взыску́ющия ве́ры моли́ся, да зове́м ти:

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

И́кос 1

А́нгелом неве́домое та́инство позна́л еси́, Пло́ть Бо́га жи́ва дерзнове́нною десни́цею осяза́я, те́мже, ужаса́ющеся и дивя́щеся, зове́м ти:

Ра́дуйся, я́ко дерзнове́ние твое́ Бог предуве́де;

ра́дуйся, я́ко на служе́ние Свое́ тя предуста́ви.

Ра́дуйся, я́ко неве́рие твое́ не осуди́ся;

ра́дуйся, я́ко ве́ра твоя́ утверди́ся.

Ра́дуйся, я́ко Христо́с в лик апо́стольский тя избра́;

ра́дуйся, я́ко стопы́ твоя́ по словеси́ Своему́ напра́ви.

Ра́дуйся, я́ко уста́ ко усто́м тебе́ бы́сть Бо́жие веща́ние;

ра́дуйся, я́ко приклони́ся Госпо́дь к любопы́тнаго пе́рста осяза́нию.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 2

«Словеса́ ва́ша о явле́нии Воскре́сшаго неудобоприя́тельна ми явля́ются, — вопия́ше Фома́ ины́м ученико́м, — а́ще не ви́жду на руку́ Его́ я́звы гвозди́нныя, и не вложу́ пе́рста моего́ в я́звы гвозди́нныя, и вложу́ ру́ку мою́ в ре́бра Его́, не дерзну́ взыва́ти Сему́: Аллилу́ия».

И́кос 2

Ра́зум недоразумева́емый догма́тов ве́ры разуме́ти и́щуще, вопроша́ем в смяте́нии: во двою́ естеству́ еди́но Лице́ ка́ко Це́рковь му́дрствует и воспева́ет? Оба́че неве́рием твои́м, апо́столе, уверя́еми в сем, взыва́ем:

Ра́дуйся, я́ко Христо́с еди́н хлеб с тобо́ю вкуси́;

ра́дуйся, я́ко еди́но со́лнце над ва́ма возсия́.

Ра́дуйся, я́ко хле́бом и́стины мно́ги насы́тил еси́;

ра́дуйся, я́ко Со́лнце пра́вды возлюби́л еси́.

Ра́дуйся, я́ко еди́н исто́чник вы напои́;

ра́дуйся, я́ко еди́на смоко́вница ва́ма сень даде́.

Ра́дуйся, я́ко ре́ки благода́ти источи́л еси́;

ра́дуйся, я́ко не безпло́дная смоко́вница показа́лся еси́.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 3

«Си́ле Вы́шняго вся возмо́жна суть, — вопия́ше Фома́, — мо́жет бо и уме́ршия воскреша́ти, оба́че ка́ко сме́рти приобщи́ся Сей, Ему́же подоба́ет воспева́ти:Аллилу́ия».

И́кос 3

Богоприя́тну Де́ву прозре́ младе́нец, во чре́ве Елисаве́тином сый, мы же, о́чи иму́ще, не зрим блага́я дела́ Госпо́дня, оба́че сло́во Христо́во, апо́столу рече́нное: блаже́ни не ви́девшии и ве́ровавшии, помина́ем с наде́ждою, и та́ко сему́ взыва́ем:

Ра́дуйся, спасе́ния возжела́вый;

ра́дуйся, я́ко проро́ки ча́янная узре́л еси́.

Ра́дуйся, Ада́мом утра́ченная взыска́вый;

ра́дуйся, я́ко Спаси́теля обре́л еси́.

Ра́дуйся, Све́том ми́ра просвеще́нный;

ра́дуйся, я́ко Не́бо отве́рзеся ти.

Ра́дуйся, Сло́вом О́тчим умудре́нный;

ра́дуйся, я́ко та́йны Ца́рствия откры́шася ти.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 4

«Бу́рю внутрь име́ю помышле́ний сумни́тельных, — вопия́ше Фома́, — ка́ко бо во гроб положе́н бысть по вода́м Ходи́вый и Ла́заря Воскреси́вый, Ему́же аз жела́ю воспе́ти: Аллилу́ия».

И́кос 4

Слы́шаша у́бо па́стырие А́нгелов, пою́щих Младе́нца Спа́са, и, ше́дше, поклони́шася Ему́; мы же, у́ши иму́ще, не вне́млем гла́су Госпо́дню, оба́че на твое́ предста́тельство, апо́столе, упова́ем и зове́м ти:

Ра́дуйся, в корабли́ со Христо́м ходи́вый;

ра́дуйся, по волна́м Ходя́щу поклони́выйся.

Ра́дуйся, мре́жею Христо́вою уловле́нный;

ра́дуйся, в ковче́г спасе́ния ступи́вый.

Ра́дуйся, я́ко во́ды неве́рствия не поглоти́ша тя;

ра́дуйся, я́ко бу́ря сомне́ний тя не потопи́.

Ра́дуйся, я́ко Христо́с над бе́здною тя удержа́;

ра́дуйся, я́ко десни́цу с я́звою ти простре́.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 5

«Боготе́чной звезде́ после́доваша волсви́, — вопия́ше Фома́, — та́ко и аз вожделе́ю сле́довати Тебе́, Го́споди и Бо́же мой, да́ждь ми то́кмо прикосну́тися Ти, да и аз воспою́: Аллилу́ия».

И́кос 5

Да́ры принесо́ша халде́йстии о́троцы седя́щу на руку́ Деви́чу Созда́телю тва́ри, мы же, ру́це иму́ще пра́здны от дел благи́х, ка́ко присту́пим к Сему́, ве́ры прося́ще, а́ще не апо́стола Фому́ помина́юще и та́ко ему́ зову́ще:

Ра́дуйся, я́ко Господи́н жа́твы призва́ тя;

ра́дуйся, я́ко в вертогра́де Того́ до́бре потруди́лся еси́.

Ра́дуйся, я́ко де́латель и ни́ва яви́лся еси́;

ра́дуйся, я́ко плод стори́цею прине́сл еси́.

Ра́дуйся, я́ко со Влады́кою дней у́треневал еси́;

ра́дуйся, я́ко ча́шу Христо́ву испи́л еси́.

Ра́дуйся, я́ко и нощь просвеще́ние ти бысть;

ра́дуйся, я́ко Го́споду Сла́вы спросла́вился еси́.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 6

«Пропове́дницы богоно́сни бы́вше волсви́, — вопия́ше Фома́, — испове́даша Тя, Христе́, я́ко Спа́са всех; а́ще у́бо не уве́рую в Воскресе́ние Твое́, не явлю́ся ли и аз я́ко И́род, не ве́дый пе́ти: Аллилу́ия».

И́кос 6

Возсия́вый во Еги́пте Свет и́стины да разсе́ет, я́ко дым, вся сомне́ния на́ша: ве́руем бо, Го́споди, помози́ неве́рию на́шему; ты же, апо́столе, укрепи́ свиде́тельством твои́м зову́щия ти:

Ра́дуйся, в сла́дость Христа́ послу́шавый;

ра́дуйся, во сла́ву Его́ пожи́вый.

Ра́дуйся, с терпе́нием Тому́ послужи́вый;

ра́дуйся, с весе́лием за Него́ уме́рый.

Ра́дуйся, ра́ну Прободе́ннаго осяза́вый;

ра́дуйся, Кро́вию Христо́вою искупле́нный.

Ра́дуйся, копие́м мучи́тельским прободе́нный;

ра́дуйся, кровь за Христа́ пролия́вый.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 7

«Хотя́щу Симео́ну пра́ведному умре́ти, — вопия́ше Фома́, — вда́лся еси́ я́ко Младе́нец тому́, но позна́лся еси́ ему́ и Бог соверше́нный; сотвори́ у́бо, Го́споди, и мне та́ко, да а́бие воззову́ Ти: Аллилу́ия».

И́кос 7

Но́вое показа́ Творе́ц снисхожде́ние нам, на безсме́ртнем Те́ле сме́ртныя я́звы яви́ти изво́ливый апо́столу Своему́, ему́же с любо́вию взыва́ем:

Ра́дуйся, от Прему́дрости му́дрость прие́мый;

ра́дуйся, от Любве́ любви́ научи́выйся.

Ра́дуйся, у Смире́ния смире́нию навы́кший;

ра́дуйся, Бла́гом во бла́зе утвержде́нный.

Ра́дуйся, Терпе́нием в терпе́нии наста́вленный;

ра́дуйся, Кро́тости в кро́тости подража́вый.

Ра́дуйся, Послуша́нием к послуша́нию приведе́нный;

ра́дуйся, Сы́ном Отцу́ усыновле́нный.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 8

«Стра́нное чу́до ви́жду, — вопия́ше Фома́. — Две́рем затворе́нным, яко дух, вхо́дит Христо́с. Осяза́ю оба́че ра́ны и я́звы Его́, и что у́бо реку́, то́кмо: Госпо́дь мой и Бог мой; что у́бо воспою́, то́кмо: Аллилу́ия».

И́кос 8

Вси есмы́ в ни́жних и вы́шних ника́коже достига́ем, оба́че ве́руем, я́ко обоя́ соедини́ в Себе́ Госпо́дь, я́коже яви́ сие́ апо́столу Своему́, от нас воспева́ему си́це:

Ра́дуйся, с четверодне́вным Ла́зарем вечеря́вый;

ра́дуйся, увере́ния во и́стине ре́вностно взыска́вый.

Ра́дуйся, «Оса́нна в вы́шних!» возгласи́вый;

ра́дуйся, любо́вию увере́ние сие́ улучи́вый.

Ра́дуйся, воплоще́ние Сло́ва уве́девый;

ра́дуйся, ми́ром гони́мый.

Ра́дуйся, безслове́сная пло́ти попра́вый;

ра́дуйся, мир от Христа́ прие́мый.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 9

«Вся́кое естество́ тва́рное вмести́ти Боже́ственное ника́коже возмога́ет, — вопия́ше Фома́, — Ты Еди́ный о́ба несли́тно и неразде́льно в Себе́ сочета́л еси́, Тебе́ пою́: Аллилу́ия».

И́кос 9

Вети́и многовеща́ннии ничесо́же приложи́ти дерза́ют, апо́столе, до́брому испове́данию твоему́: Госпо́дь мой и Бог мой; за сие́ и от нас приими́ сицева́я:

Ра́дуйся, я́ко но́зе ко умове́нию Христу́ просте́рл еси́;

ра́дуйся, я́ко до́ма на земли́ не име́л еси́.

Ра́дуйся, я́ко но́зе на путь ми́рен напра́вил еси́;

ра́дуйся, я́ко оби́тель в дому́ О́тчи сниска́л еси́.

Ра́дуйся, я́ко строи́тель ца́рский наре́клся еси́;

ра́дуйся, я́ко архите́ктон прему́дрый обре́лся еси́.

Ра́дуйся, я́ко зла́то ни́щим разда́л еси́;

ра́дуйся, я́ко черто́г Небе́сный царю́ воздви́гл еси́.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 10

«Спасти́ хотя́ мир, — вопия́ше Фома́, — животворя́щею Кро́вию из прободе́нных ребр, Го́споди Бо́же мой, напои́л еси́ вся, я́же осяза́в, Тебе́ пою́:Аллилу́ия».

И́кос 10

Сте́ны Иерусали́ма Небе́снаго на двана́десяти основа́ниих утверди́шася; я́коже еди́но от сих тя почита́ем, апо́столе сла́вне, и та́ко ти воспису́ем:

Ра́дуйся, я́ко язы́к о́гнен на тебе́ почи́;

ра́дуйся, я́ко сла́ва Христо́ва тя осия́.

Ра́дуйся, я́ко язы́ки мно́ги просвети́л еси́;

ра́дуйся, я́ко и́мя Христо́во просла́вил еси́.

Ра́дуйся, я́ко неду́жных исцеля́л еси́;

ра́дуйся, я́ко ме́ртвых восставля́л еси́.

Ра́дуйся, я́ко и ду́си повинова́хуся ти;

ра́дуйся, я́ко и́мя твое́ написа́ся на Небеси́.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 11

«Пе́ние вся́кое побежда́ется, — вопия́ше Фома́, — тща́щееся воспе́ти сла́ву Воскресе́ния Твоего́, Го́споди, оба́че сие́ возвещу́ до после́дних земли́, да всяк язы́к И́стинному Бо́гу зове́т: Аллилу́ия».

И́кос 11

Светоприе́мную свещу́ зрим тя, апо́столе сла́вный, прикоснове́нием к обо́женной Пло́ти возжже́нную, те́мже прино́сим ти сицева́я:

Ра́дуйся, би́сере ри́зы церко́вныя;

ра́дуйся, вертогра́дарю И́стины.

Ра́дуйся, ко́реню богосло́вия;

ра́дуйся, цве́те благоче́стия.

Ра́дуйся, ро́ждие лозы́ боже́ственныя;

ра́дуйся, благоуха́ние, прия́тно Бо́гови.

Ра́дуйся, злати́це, огне́м очище́нная;

ра́дуйся, весно́ целому́дрия.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 12

«Благода́ть и жи́знь прише́дый да́ти вся́кой пло́ти, — вопия́ше Фома́ ины́м ученико́м, — не возда́ст ли сия́ Пода́вшей Ему́ плоть? Оба́че укажи́те мне гроб Ея́, да со слеза́ми воззову́ Бо́гови: Аллилу́ия».

И́кос 12

Пою́ще Успе́ние Богоро́дицы, апо́столи проводи́ша тя ко гро́бу Ея́, и, вшед и обре́т сей пуст, возда́л еси́ хвалу́ Го́споду; те́мже зове́м ти:

Ра́дуйся, Бо́жиею Ма́терию возлю́бленный;

ра́дуйся, ко проща́нию То́ю призва́нный.

Ра́дуйся, я́ко ма́терь, Ю́ возлюби́вый;

ра́дуйся, Бо́жиим Про́мыслом удержа́нный.

Ра́дуйся, на гроб Ея́ пла́кати прише́дый;

ра́дуйся, ка́мень от него́ отвали́вый.

Ра́дуйся, ра́дость ве́лию лю́дем откры́вый;

ра́дуйся, воста́ние Пречи́стыя возвести́вый.

Ра́дуйся, апо́столе Фомо́, неве́рием до́брым ве́ру утверди́вый.

Конда́к 13

О, пресла́вный апо́столе Христо́в Фомо́, ма́лое сие́ приими́ от нас приноше́ние и умоли́ за ны Го́спода Сла́вы, да утверди́вшеся по́мощию твое́ю, обря́щем и мы ве́ры плоды́ благи́я, Творцу́ вся́ческих пою́ще: Аллилу́ия.

Сей конда́к глаго́лется три́жды. И па́ки чте́тся 1-й и́кос и 1-й конда́к.

Моли́тва

О, благознамени́тый и сла́вный апо́столе Христо́в Фомо́! Егда́ на коне́ц веко́в к челове́ком прише́дый Бог избра́ тя в ученики́ Своя́ и даде́ ти власть боля́щия исцеля́ти, прокаже́нныя очища́ти, ме́ртвыя воскреша́ти, бе́сы изгоня́ти, тогда́ не сих ра́ди, но наипа́че любо́вию прилепи́лся еси́ ко Христу́, жела́нием вожделе́в да́же до сме́рти сле́довати по Нем. Сего́ ра́ди, а́ще попуще́нием Боже́ственным и не зрел еси́ со ины́ми ученики́ воскре́сшаго Спа́са, а́ще и отре́клся еси́ ве́ровати сему́, до́ндеже вложи́ши перст свой в я́звы гвозди́нныя и вложи́ши ру́ку свою́ в ре́бра Его́, оба́че испо́лни Госпо́дь проше́ние се́рдца твоего́ и непрело́жно па́ки ве́ру твою́ утверди́. Те́мже мо́лим тя: отве́рзи нам о́чи ве́ры, да плотски́м неви́димая явя́тся нам; пода́ждь нам наде́жду на снисхожде́ние Бо́жие, да отча́яние грехо́вное не пожре́т ны; откры́й нам блаже́нство любве́, я́же крепка́ есть, я́ко смерть, и еди́на возмога́ет над то́ю, да порабо́тавше Христу́ на земли́, воздви́гнем и мы себе́ кро́вы Небе́сныя и с тобо́ю и все́ми святы́ми просла́вим пречестно́е и великоле́пое и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха. Ами́нь.

Фома

ивр. ‏תומא יהודה‏‎


Уверение святого Фомы
(картина Караваджо, 1601—1602 годы). На картине Фома изображён дотрагивающимся до ран Христа.

Родился

I век
Галилейский город Пенеады

Умер

3 июля 72
Майлапор

Почитается

во всех христианских церквах

В лике

апостолов

Главная святыня

мощи в базилике святого Фомы, Ортона, Италия

День памяти

6 (19) октября и 30 июня (13 июля)

Подвижничество

апостольская проповедь

Медиафайлы на Викискладе

Запрос «Святой Фома» перенаправляется сюда; см. также другие значения.

Фома́ (ивр. ‏תומא יהודה‏‎, Тома Йехуда́, греч. Θωμάς, лат. Thomas), иначе называемый Близнец, — один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа.

Известный фразеологизм «Фома неверующий» (или «Фома неверный»), который употребляют для именования человека, которого сложно в чём-либо убедить, связан с одним из эпизодов Евангелия от Иоанна: апостол Фома не смог поверить в Воскресение Христово до тех пор, пока своими глазами не увидел Христа воскресшим.

Жизнеописание

Имя Фома имеет еврейское происхождение и означает «близнец» (греческий вариант его имени: др.-греч. Δίδυμος — Дидим). Эта «расшифровка» его имени указана и в Евангелии (см. Ин. 11:16), так он и называется в церковных песнопениях. Толкование этого второго названия даёт историк Никифор Каллист Ксанфопул в Синаксаре в Фомину Неделю, помещённого в Цветной Триоди. Никифор пишет:

Фома именовался Близнец или потому, что родился вместе с другим, или из-за сомнения в Воскресении, или потому, что у него от рождения срослись два пальца правой руки (очевидно, средний и который пред ним, называемый указательным); справедливо было бы и мнение, что ему предстояло усомниться и пальцами этими осязать. А другие говорят, и это самое достоверное, что «Фома» переводится с еврейского как «близнец».

Впрочем, «Толковая Библия Лопухина» указывает, что правильнее понимать его прозвище не как «близнец», а как «человек двоящейся природы». Полагают, что Фома происходил из галилейского города Пенеады.

Евангельское повествование

Фома был избран Христом одним из двенадцати апостолов (Мф. 10:2-4, Мк. 3:14-19, Лк. 6:13-16), о чём нам сообщают евангелисты Матфей, Марк и Лука. Однако они всего лишь упоминают имя Фомы среди имён прочих апостолов.

Напротив, Иоанн Богослов сообщает нам об участии Фомы в нескольких событиях евангельской истории, в том числе об уверении Фомы. Согласно Евангелию от Иоанна, Фома отсутствовал при первом по Воскресении из мёртвых явлении Иисуса Христа другим апостолам и, узнав от них, что Иисус воскрес из мёртвых и приходил к ним, сказал: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю» (Ин. 20:25). Явившись апостолам вновь, Иисус предложил Фоме вложить палец (перст) в раны, после чего Фома уверовал и произнёс: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).

Евангельское повествование оставляет неясным, вложил ли Фома на самом деле свой перст в Христовы раны или нет. По мнению одних богословов, Фома отказался сделать это, другие же считают, что Фома прикоснулся к ранам Христа.

Выражение «Фома неверующий» (или «неверный») стало нарицательным и обозначает недоверчивого слушателя. Сюжет уверения Фомы стал популярным сюжетом евангельской иконографии.

Опираясь на рассказ о явлении Иисуса Христа апостолам на море Галилейском (Ин. 21:2), можно предположить, что апостол Фома первоначально был рыбаком.

Апокрифическая литература

Впрочем, в апокрифических «Деяниях Фомы» от лица самого апостола Фомы утверждается, что его ремесло — плотницкое дело и строительство.

Проповедь христианства в Индии

С именем апостола Фомы православные и католики традиционно связывают проповедь христианства в Индии, хотя ряд современных историков считают, что христианство в Индию принёс не он, а Фома Канский в IV веке. Однако потомки древних христиан Индии называют себя христианами апостола Фомы и считают этого апостола основоположником своей церкви. Они и по сей день «крепко придерживаются устного предания о своих апостольских корнях».

В 1293 году Марко Поло посетит Индию. В своих записках он сообщит о посещении гробницы апостола Фомы в Индии, в области Малабар, и назовет местных жителей «христианами апостола Фомы». В это же время о своем посещении гробницы святого апостола Фомы в Индии сообщит и известный миссионер и исследователь Джованни из Монтекорвино. А несколько позже, в 1324 году, и монах-францисканец Одорико напишет о своем путешествии и поклонении апостолу Фоме на месте его захоронения.

Наталья Гусева, На мощах апостола Фомы

О проповеди апостола Фомы в Индии сообщают древние церковные писатели, среди которых Григорий Богослов (329—390), Амвросий Медиоланский (333—397), Иероним Стридонский (342—420), Павлин Ноланский (354—431) и другие.

Проповедь в Китае

Существует легенда, появившаяся в XIII веке, о том, что апостол Фома пробыл несколько дней в Китае. Однако, увидев, что его деятельность не даёт плодов, апостол вернулся назад, оставив в Китае трёх или четырёх учеников.

Апостол Фома и Успение Богородицы

Согласно Священному Преданию, апостол Фома не присутствовал при погребении Богородицы. Он пришёл в Иерусалим по прошествии двух дней на третий и стал плакать возле гроба. Апостолы сжалились над ним и отвалили камень от гроба, чтобы Апостол Фома мог приложиться к святому телу Приснодевы. Но тело Её исчезло, и в пещере лежали только погребальные пелены. Пречистая Богородица была взята на небо в теле.

Кончина и захоронение. Мощи

О мученической кончине (Фому казнил правитель индийского города Мелиапора Маздай (Мисдай)) апостола Фомы в Индии сообщают, что он принял её либо в 68 году, либо в 72 году.

Самое древнее свидетельство о захоронении апостола Фомы встречается у Ефрема Сирина, другое — в апокрифах, где сообщается о проповеди и мученической смерти апостола Фомы на северо-западе Индии. Мощи апостола пребывали в Индии до IV века; о посещении его гробницы в XIII—XIV веках писали Марко Поло и другие путешественники (см. врезку). Позднее они попали в Эдессу, затем на греческий остров Хиос, а позже в Италию, в Ортону, где останки и находятся с 6 сентября 1258 года по настоящее время в Базилике Святого Фомы.

Но и после перенесения мощей святого место его погребения в Индии почиталось как святое. Так, в «Англосаксонских хрониках» при описании событий 885 г. упоминается король Альфред, дающий обет в случае победы сделать богатые пожертвования в далёкие святилища, и в том числе святому апостолу Фоме в Индии.

В 1293 году Марко Поло посетил Индию. В своих записках он сообщает о посещении гробницы апостола Фомы в области Малабар, а также называет местных жителей «христианами апостола Фомы». В это же время о своём посещении гробницы святого апостола Фомы в Индии сообщает и известный миссионер и исследователь Джованни из Монтекорвино. В 1324 году монах-францисканец Одорико из Порденонегоду пишет о своём путешествии и поклонении апостолу Фоме на месте его захоронения.

Во многих документах о местонахождении гробницы апостола Фомы говорится о Мелипуре (Малаи-пурам, совр. Милапур, ныне — в черте г. Ченнаи (Мадрас)), что в переводе означает «город на горе» ( по другой версии » павлинья земля»). Но, начиная с VII века, документы упоминают город Каламин. Вот что писал об этом святой Исидор из Севильи (636 г.): «В действительности, пронзённый копьём, он (то есть апостол Фома) погиб в городе Каламине, в Индии, и там же был погребён с почестями за 12 дней до январских календ (21 декабря)». В латинских молитвенниках того времени упоминался город Каламин как место в Индии, где апостол Фома претерпел мучения и был погребён.

Когда португальцы в 1517 году нашли город Каламин, большая часть его древних руин уже ушла под воду. Тем не менее, местные жители указывали на место, которое называли «гробницей апостола Фомы». Это была небольшая прямоугольная церковь с приделами, очень древняя и уже разрушенная, в которой не было никаких изображений, только кресты.

Основанные общины

Базилика Святого Фомы в Ортоне (Абруццо), в которой находится частица мощей апостола

  • Маланкарская православная церковь
  • Сиро-малабарская католическая церковь — одна из восточнокатолических церквей (восточно-сирийского обряда)
  • Халдейская сирийская церковь (восточно-сирийского обряда, ветвь Ассирийской церкви Востока)
  • Индийская православная церковь (Маланкарская православная церковь, западно-сирийского обряда)
  • Яковитская сирийская христианская церковь (западно-сирийского обряда)
  • Сиро-маланкарская католическая церковь — одна из восточнокатолических церквей (западно-сирийского обряда)
  • Церковь Мар-Тома, реформирована на основе западно-сирийского обряда, в унии с Англиканской церковью

География общин

  • Палестина
  • Месопотамия
  • Парфия
  • Эфиопия
  • Индия.

Почитание

Мощи

Помимо итальянской Ортоны, части мощей святого апостола Фомы есть в Индии, Грузии (в Сионском соборе Тбилиси), Венгрии и на Афоне.

Память в церковном календаре

В православии именем Фомы называется восьмой день по Пасхе, приходящийся на воскресенье, — Фомина неделя (или Антипасха).

Память апостола Фомы в Русской Православной Церкви и других православных церквях, использующих юлианский календарь, также отмечается

  • 6 (19) октября,
  • 30 июня (13 июля) (Собор двенадцати апостолов).

Географические названия

В честь Фомы названы остров Сан-Томе и столица государства Сан-Томе и Принсипи — город Сан-Томе.

> Разное

Имя Фомы носит так называемое «Евангелие от Фомы» — гностический апокриф.

См. также

  • Христианство в Индии
  • День святого Фомы
  • «Фома» — «православный журнал для сомневающихся, независимое некоммерческое культурно-просветительское издание».

Примечания

  1. 1 2 Фома Неверующий — так говорят о человеке, которого сложно в чём-либо убедить // Радио «Вера».
  2. Фома неверный // Фразеологический словарь русского литературного языка.
  3. 1 2 3 4 Фома, апостол // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  4. Синаксарь в неделю Фомину
  5. Евангелие от Иоанна, глава 11 // Толковая Библия Лопухина
  6. «Он забыл о своем прежнем требовании и не хочет уже осязать ран на теле Христа.» (Евангелие от Иоанна, глава 20 // Толковая Библия Лопухина)
  7. «Смотри, как тот, кто сначала не верил, от прикосновения к ребру сделался отличным богословом» / Феофилакт Болгарский. Толкование на Евангелие от Иоанна
  8. Мещерская Е. Н. Деяния Иуды Фомы (культурно-историческая обусловленность раннесирийской легенды). — М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. — С. 129—130. — ISBN 5-02-016627-8.
  9. K.S. Latourette, A History of the Expansion of Christianity, 7 vols., London, 1940-49
  10. Edward Gibbon, The Decline and Fall of the Roman Empire, London, 1957
  11. Koenraad Elst, Negationism in India: Concealing the Record of Islam, New Delhi, 1992,
  12. T.R. Vedantham, «St. Thomas Legend» in the South Madras News, Madras, 1987
  13. Ishwar Sharan, The Myth of Saint Thomas and the Mylapore Shiva Temple, New Delhi, 1995
  14. 1 2 Фомисты // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  15. 1 2 3 Удивительные факты пребывания апостола Фомы в Индии, перевод с английского Марины Леонтьевой // на сайте «Православие и мир»
  16. 1 2 3 Наталья Гусева, На мощах апостола Фомы // на сайте Православие.RU
  17. Раннехристианская проповедь в Китае. Часть 1 / Поместные Церкви // проект портала Православие.Ru. www.pravoslavie.ru. Дата обращения 10 ноября 2015.
  18. Базилика Св. Фомы, апостола
  19. Индией в современном географическом смысле называется южная часть Азиатского материка, заключающая средний из трёх южных полуостровов материка и соседнюю часть материка до громадных горных цепей, отделяющих её от центральной Азии. Но древние писатели нередко называли общим именем Индии все южные богатые страны Азии, о которых имели лишь смутные понятия. Мидяне жили по соседству с Персией, в западной части Ирана, к югу от Каспийского моря и были покорены впоследствии персами. Парфяне жили также по соседству с персами, в обширной стране от Евфрата до Окса и от Каспийского моря до Индийского; в III в. до Р. Хр. были покорены Римлянами. Персы обитали в южной части Ирана. Гиркане жили по берегам Евфрата и Тигра и были покорены Персами. Бактряне обитали на северо-востоке Ирана. Брахманы — жители собственно Индии, преимущественно индийские жрецы.

Ссылки

  • Статья «Фома» в энциклопедии «Мифы народов мира»
  • Святой Фома Апостол
  • Митрополит Филарет об апостоле Фоме (недоступная ссылка)
  • ПО СТОПАМ АПОСТОЛA ФОМЫ—рассказ православного священника о пастырской поездке в Индию и Непал и посещении мест проповеди апостола Фомы

«Подай руку твою и вложи в ребра Мои». Жизнь и смерть апостола Фомы

Увидев Христа и прикоснувшись к живоносным его ребрам, Фома воскликнул: «Господь мой и Бог мой» (Иоан.20:24-29). Это событие, по учению Церкви, самым наглядным образом убеждает всех в истинности воскресения Господня, потому что Христос явился ученикам не как призрак и не в ином каком-либо теле, но в том же самом, в коем пострадал ради нашего спасения.

После вознесения Иисуса Христа на небо и сошествия Святого Духа, Апостолы бросили между собою жребий, куда каждому из них идти проповедовать Слово Божие. Фоме выпал жребий идти в Индию, чтобы просветить помраченные язычеством страны и научить истинной вере различные обитавшие там народы — парфян и мидян, персов и гиркан, бактрийцев и брахманов и всех самых дальних обитателей Индии.

Фома очень скорбел о том, что он посылается к таким диким народам; но ему явился в видении Господь, укрепляя его и повелевая быть мужественным и не страшиться, и обещал сам пребывать с ним. Он скоро указал ему и возможность проникнуть в сии страны.
Именно с Индией связана одна из самых известных историй служения святого Фомы.

Индийский царь Гундафор пожелал выстроить себе прекрасный дворец и послал своего купца Авана в Палестину, найти там строителя, знакомого с архитектурой дворцов римских императоров. В Панеаде, купец встретил апостола Фому, которому Господь повелел выдать себя за человека опытного в строительном искусстве.

Аван, нанял его, привез в Индию и царь показал Фоме место, где должны стоять палаты и дал ему много золота для постройки, а сам отправился в другую страну.

Фома же, получив золото, стал раздавать его нуждающимся — нищим и убогим, проповедовать Евангелие и обращать людей к вере в Христа.

Наконец царь узнал, что Фома и не начинал исполнять его повеление, что все золото роздано убогим, а строитель ходит по городам и селениям, проповедует какого-то нового Бога и совершает чудеса. Царь велел схватить Фому и сам допросил его:
Выстроил ли ты палаты?
— Построил, и притом великолепные и прекрасные.
— Пойдем же и посмотрим твой дворец.
— В жизни своей ты не можешь увидать дворца сего, но когда отойдешь из сей жизни, тогда увидишь и, с радостью поселившись в нем, будешь жить там вечно.

Царь решил, что Фома смеется над ним, оскорбился и бросил его в темницу вместе с купцом Аваном, где узники должны были томиться в ожидании мучительной смертной казни- с них собирались живьем содрать кожу и потом сжечь на костре.

В ту же самую ночь заболел и умер брат царя. Ангел, взяв душу умершего, вознес ее в небесные обители и показал прекрасные палаты, объяснив, что они принадлежат Гундафору. И сказала душа:» Прошу тебя, господин, отпусти меня к брату, и я куплю у него сию палату, ибо он еще не знает красоты ее — и потом, купив ее, я снова возвращусь сюда».

Так и получилось. Воскресший брат рассказал царю обо всем и Фому немедленно выпустили из темницы. Царь сам поспешил ему навстречу и пал ему в ноги, прося прощения за свой грех.

Апостол же, возблагодарив Бога, начал учить обоих братьев вере в Иисуса Христа. Вскоре затем он крестил их и научил их жить по-христиански, а братья многочисленными милостынями своими создали себе вечные обители на небесах.

Проповедь Евангелия апостол Фома запечатлел мученической смертью: за обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелипура был заключен в темницу, претерпел пытки и, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.

Все справки >>

неверие

что отличало того самого апостола Фому, которого считают первым христианином в Индии

Альтернативные описания

• Отсутствие веры

• атеизм

• атеизм — … в Бога

• атеизм как отрицание

• им страдал Фома

• картина Рембрандта «… апостола Фомы»

• отрицание Бога

• отрицание очевидного

• отрицание чего-нибудь

• отсутствие веры

• ср. отрицание чего-либо, состояние неверящего чему-либо; безверие, отсутствие верования, веры; вольнодумство, безбожие: состояние неверующего; маловерие, слабая, шаткая вера, колебание и сомнение в делах веры. Неверный, противопол. верный (несомненный, точный, истинный): сомнительный, ненадежный, нерешенный. Это неверная надежда. Ложный, неистинный: это неверный слух; ошибочный, неправый, неточный: неверный счет. Задача неверно решена. Рассчет твой неверен. Противопол. верныи (от веры, преданный, неизменный): вероломный, изменнический, предательский; нарушивший долг преданности, верности. Неверный друг опасный враг. Неверный слуга, предатель. От сущ. вера (религия): не исповедующий истинной, чистой веры, непросвещенный словом Божиим, не христианин, особ. мусульмане, бусурмане; эти же называют так всех христиан. Неверная сила навалила. Нетвердый в вере, шаткий, сомневаюшийся, маловерный. Неверно нареч. сомнительно, надвое; и неточно, ошибочно, неистинно, ложно. Неверность ж. свойство или сущность неверного, в разн. знач. Невероимный, невероятный, неимоверный, чему нельзя верить; невероимный человек, не имущий веры, правильные: невероимчивый; противопол. легковерный. Невероимность, невероятность ж. свойство по знач. прилаг. Неверка, недоверие, недоверчивость, подозрительность, сомнение. Нас неверка берет, нам в том неверка, что прежде этого не бывало. Невер м. неверка ж. человек без веры, без религии; безбожник, или не верующий в истины того учения, веры, в какой он воспитан. Неверуха об. не верящий никому, недоверчивый человек. Неверство ср. неверие, безверие, безбожие; -вовать, пребывать в неверии, в безверии, отрицать святые истины. Фома неверующий, человек недоверчивый, не верящий в отвлеченные истины

• картина Рембрандта «… апостола Фомы»

• атеизм — … в Бога

похожие кроссворды

  1. Как звали самого знаменитого ученика самого знаменитого ученика самого знаменитого ученика сократа 11 букв
  2. Что отличало ксантиппу — супругу философа сократа?
  3. Самого высокого качества, самого хорошего свойства 6 букв
  4. Обман самого себя, внушение себе того, чего нет в действительности 9 букв
  5. Намеренное ранение самого себя для того, чтобы уклониться от военной службы 9 букв
  6. Повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла 10 букв
  7. Из того или от того места 6 букв
  8. Выражение самого себя, своей индивидуальности
  9. Хлеб из муки самого грубого помола
  10. Сваи, забитые перед мостовыми устоями, а также заостренный выступ самого устоя, о который разбивается лед во время ледохода
  11. Каждая участница самого шумного в мире базара
  12. «кто предает себя же самого — не любит в этом мире никого!» (английский классик)
  13. Первоначальность, то, что существует с самого начала
  14. Вакцина, приготовленная из микробов, выделенных из организма самого больного
  15. Истязание самого себя, причинение самому себе физических или нравственных страданий
  16. Способ лечения кровью, взятой из вены самого больного
  17. Человек, психический склад которого характеризуется сосредоточенностью на своем внутреннем мире, обращенностью на самого себя, замкнутостью, созерцательностью; противоп. экстраверт
  18. Ругань на самого господа бога
  19. Российская актриса театра и кино, дочь самого известного д’артаньяна
  20. Ягня самого позднего, осеннего помета

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *