Археологические доказательства Библии

Содержание

10 археологических открытий, которые подтверждают библейские истории


Сара приводит Агарь к Аврааму. / Фото: vechnost7.blogspot.ru

Археологи, конечно, не могут доказать, что Библия является полностью правдивой, но они зачастую делают открытия, которые помогают лучше понять или интерпретировать некоторые библейские события. Многие артефакты, найденные учёными, действительно подтверждают события, описанные в Книге книг.

1. Великий потоп


Потоп. Леон Франсуа Comerre. 1911

В учёной среде есть мнение, что источником истории о библейском Потопе, скорее всего, было разрушительное наводнение в Месопотамии. Если это действительно так, то масштабы такого наводнения были попросту преувеличены в воображении авторов этой истории. Во время раскопок в 1928-1929 годах на юге Месопотамии (современный Ирак) британский археолог Леонард Вулли обнаружил 3 метровый слой ила, датируемый 4000 до 3500 годами до н.э. в древнем городе Ур.
Вулли трактовал это, как свидетельство библейского потопа. Аналогичные доказательства были найдены во многих других местах в данном регионе, но они датируются другими годами. Наводнения в Месопотамии были частым явлением. Хотя нет никаких археологических свидетельств в пользу наводнения планетарных масштабов, существуют доказательства катастрофического наводнения (или нескольких) в Месопотамии.

2. Генеалогия Авраама


Переселение Авраама. Картина венгерского художника Йожефа Молнара, 1850 год.

История Авраама начинается с того, как он со своей семьей жил в месопотамском городе Ур, откуда перебрался в Ханаан. Во второй половине «Бытия» довольно подробно рассказано о генеалогическом древе Авраама и упомянуты десятки имен. Современные историки считают, что Авраам должен был жить где-то между 2000 и 1500 годами до нашей эры. Во время раскопок в Мари, древнем городе на Евфрате (территория современной Сирии) были обнаружены руины внушительного царского дворца и тысячи табличек, которые когда-то были частью царского архива.
После изучения табличек из архива Мари, который датируется 2300 — 1760 годами до н.э., было обнаружено, что в этой области использовались имена, найдены в генеалогии Авраама. Эта находка не подтверждает обоснованность генеалогического древа Авраама, но она говорит о том, что история не может быть полностью вымышленной.

3. Служанка Авраама


Сара приводит Агарь к Аврааму. Жюль Ришом.

В «Бытие» рассказано, что жена Авраама Сара не могла иметь детей. Она согласилась, чтобы Авраам взял себе вторую жену, которая могла бы родить ему сына — служанку-египтянку по имени Агарь. Подобная практика подтверждается многими текстами, найденными археологами. В «Текстах Алалаха» (18 век до н.э.) и даже «Кодексе Хаммурапи» рассказывается о том, что подобное было общепринятым обычаем.
Таблички Нузи, которые были найдены в древних хурритских раскопках в современном Ираке, датируются второй половиной XV века до н.э. Эти тексты упоминают о том, что бесплодная жена могла предоставить мужу рабыню, чтобы та родила ему сына.

4. Город Содом


Библейский факт: город Содом. / Фото: listverse.com

В «Бытие» описано разрушение городов Содома и Гоморры из-за грехов их жителей. Группа археологов считает, что обнаружила руины древнего города Содом, расположенного в Телль-эль-Хаммам, к востоку от реки Иордан. Возраст раскопанных руин согласуется с ранним историческим периодом Библии (3500 — 1540 г.г. до н.э.). Его расположение — не единственная причина, почему руины сочли древним городом Содом. Археологи считают, что город был внезапно заброшен к концу среднего бронзового века, что соответствует библейскому картину разрушения Содома.

5. Серебряные свитки Кетеф Хинном


Библейский факт: свитки Кетеф Хинном. / Фото: listverse.com

Место археологических раскопок Кетеф Хинном представляет собой комплекс из ряда скальных погребальных камер, расположенных к юго-западу от Старого города Иерусалима, по дороге в Вифлеем. В 1979 году археологи сделали важное открытие в этом месте: они нашли две серебряные пластины, скрученные как свитки. На них были сделаны надписи на старом иврите. Эти свитки, как полагают, использовались в качестве амулетов и датируются 7 веком до н.э. Тексты на этих амулетах содержат древнейшие сохранившиеся цитаты из Торы.

6. Надписи Дейр Алла


Библейский факт: надписи Дейр Алла. / Фото: listverse.com

Во время Исхода израильтяне прошли через Синайский полуостров и добрались до царств Едома и Моава. В «Числах» есть глава, в которой рассказывается, что царь Моава, обеспокоенный присутствием израильтян, попросил пророка по имени Валаам проклясть народ Израиля. Примерно в 8 км от реки Иордан было раскопано святилище бронзового века, названное Дейр Алла. В святилище нашли древнюю арамейскую надпись, которая действительно содержала пророческое проклятие Валаама. Надпись описывает божественное видение, предвосхищала разрушения и наказание за него «недоброжелательных богов».

7. Плен самаритян


Библейский факт: плен самаритян. / Фото: listverse.com

Самария пала под натиском ассирийцев в 722 г. до н.э. Ассирийские записи утверждают, что король Саргон II захватил 27 290 пленных и отправил их в ссылку в разные местах, находящихся под контролем ассирийцев, в том числе в Халах и Хавор. Это событие подтверждается текстами «Книги Царей», а также некоторыми вещественными доказательствами. В месопотамских раскопках археологи нашли фрагменты керамики, на поверхности которой были написаны имена израильтян.

8. Ассирийское вторжение


Библейский факт: ассирийское вторжение. / Фото: listverse.com

В 701 году до нашей эры ассирийский царь Сеннахирим вторгся в Иудею. Под натиском его армии пали многие города, в том числе Лахиш, который упоминается в «Книге Царей». После осады город был захвачен ассирийцами, и с этим событием полностью согласуются несколько археологических находок. На месте Лахиша археологи обнаружили наконечники стрел, осадные сооружения, шлемы, и цепь, которую защитники использовали против осадного тарана. А на месте древнего ассирийского города Ниневии (Северный Ирак) были найдены рельефы и скульптуры, изображающие захват Лахиша.

9. Конец вавилонского изгнания


Цилиндр Кира — глиняный цилиндр, на котором Кир Великий повелел выбить клинописью список своих побед и милостивых поступков, а также перечисление предков. / Фото: listverse.com

Когда персидский правитель Кир Великий захватил Вавилон в 539 г. до н.э., он приказал освободить евреев и представителей других народностей, которые пребывали в неволе. Этот исторический эпизод описан в «Книге Ездры». Также есть и другие исторические документы, которые описывают политику Кира Великого относительно того, чтобы позволить многим жителям Вавилона вернуться на свою родину. Одним из самых известных подобных документов является Цилиндр Кира — маленький глиняный цилиндр, на котором Кир приказал выбить клинописью список своих побед и милостивых поступков.

10. Дворец Ирода


Библейский факт: дворец Ирода. / Фото: listverse.com

Следы амбициозных строительных проектов Ирода Великого находят по всей Палестине. То, что сочли остатками дворца царя Ирода, было обнаружено во время раскопок в заброшенном здании в Старом городе Иерусалима, недалеко от башни Давида. Основное значение этой находки заключается в том, что именно в этом месте римский прокуратор Понтий Пилат приговорил Иисуса к смерти.


И в продолжение темы мы решили вспомнить 10 картин известных художников на библейские темы.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

4 причины, почему археология не может доказать Библию

Каждую осень я ожидаю пресс-релиз наибольших раскопок в Израиле и за его пределами, подытоживающий их летний сезон. Последняя осень не разочаровала. Отчеты включали находки культового туалета времён правления Царя Езекии, Филистимское кладбище в древнем городе Гат и дворцовую структуру времён Соломона.

С подобными находками возникает соблазн у работников медиа (и у тех, кто читает передовые пресс-релизы) начать использовать терминологию наподобие “это может доказать истинность Библии.” Хотя это и служит эффективной приманкой к тому, чтобы консервативные христиане кликали на такие ссылки, христианам не следует говорить так о взаимоотношениях между библейской археологией и библейским свидетельством.

Вот четыре фактора, подчеркивающих то, почему нам не следует говорить о том, что находки библейской археологии могут — или даже могли бы — доказать Библию.

1. Цель библейской археологии не заключается в доказательстве Библии.

Что делает библейскую археологию “библейской”? Является ли археология библейской или нет, зависит не от результатов раскопок, а от задач, которые были первоначально поставлены перед раскопками. Библейская археология использует те же самые методы, что и все археологи, разница только в предмете исследований. Кеннет Китчен очень давно отметил, что библейская археология освещает, иллюстрирует и подтверждает культурный фон Библии. Потому она служит скорее для герменевтической, чем апологетической цели.

Я определяю библейскую археологию как “использование современных археологических методов изучения материала, оставшегося от мест и цивилизаций, которые имеют отношение к Библейскому тексту, с целью понять, как эти находки соотносятся с записанным в Библии.” Это определение не означает, что в каждом сезоне будут появляться данные, которые точно будут соответствовать библейским записям. На это есть несколько причин, таких, как ограниченное понимание данных или неправильная интерпретация. Но библейская археология стремится оценить то, что появляется из земли, в своих собственных терминах, до принятия фиксированного исторического портрета.

Опасность утверждать, что какие-то археологические открытия доказывают Библию, заключается в поляризации языка. Одни находки, похоже, подтверждают её, другие скорее опровергают. Следовательно, археологи делятся на два лагеря: желающих доказать Библию и желающих опровергнуть её.

Предположения и методологические соглашения несомненно влияют на интерпретацию данных, но опасно оценивать находки, разделяя их только на две категории, — особенно с учётом ограниченности библейской археологии. Часто данные сложны, имеют различные интерпретации, и необходимо время для их сортировки.

2. В Библии представлен обширный исторический и географический портрет древнего мира.

Отражённый в Писании период истории покрывает около 2000 лет, а упоминаемые места расположены от берегов Евфрата в современном Ираке до дельты Нила в Египте. Тем не менее, хотя библейский мир и обширный, археологические инструменты становятся всё более ограниченными.

Однажды меня спросил один студент: “Каким должно быть археологическое открытие, которое бы заставило замолчать всех скептиков?” Мой ответ был: “Такого не существует.” Во-первых, из-за предубеждённости большинства скептиков (вспомните фарисеев, которые искали знамения), во-вторых, из-за ограниченности археологии.

Предположим, что археологи нашли что-то значительное, например, серию надписей на протоиврите, относящихся к Царю Давиду. Это не “докажет истинность Библии.” Это просто докажет, что один из аспектов Писания, похоже, имеет внебиблейское подтверждение в виде существования правителя Израиля по имени Давид. И всё. Мелкомасштабные находки, обнаруженные с помощью археологии, не могут иметь индуктивную силу доказательства, когда дело доходит до масштабных библейских исторических записей.

Сорок лет назад Эдвин Ямаути представил то, что он назвал “археологическими фракциями” в своей книге The Stones and the Scriptures (Камни и Писания):

  • Фракции сохранившихся останков, которые предстоит открыть.
  • Фракции древних мест, в которых была проведена съёмка.
  • Фракции известных мест, которые были раскопаны.
  • Фракции того, что было раскопано и опубликовано в академических изданиях.
  • Фракции того, что было открыто, опубликовано и имеет отношение к Библии.

Учитывая такие ограниченные рамки, мы должны быть осторожны в наших суждениях о том, что какая-то единственная находка докажет или опровергнет Библию.

3. Археология не может обращаться к богословским утверждениям Библии.

Библейская археология может давать данные, которые помогают воссоздать мир древних израильтян. Но она не может ничего сказать о богословских утверждениях Библии. Например, последние публикации клинописных текстов из “города Иуды” в Вавилоне, указывают на присутствие иудейской общины, проживавшей вокруг Вавилона в шестом веке до н.э. Похоже, что это соответствует свидетельствам пророческих книг, таких, как Иеремии и Иезекииля.

Однако в этих текстах не упоминается, почему народ был в Вавилоне, или то, как их жизнь там была связана с массовым идолопоклонством и нарушением завета, как это описывают библейские авторы. Документы подтверждают библейский рассказ, но они не говорят о теологических реалиях изгнания Израиля.

4. Археологические открытия могут подтвердить, но не доказать Библию.

Так как же нам говорить о библейских археологических открытиях? Они могут подтвердить исторический портрет, который даёт Библия, но они не могут “доказать” индуктивно правдивость Библии. Иногда из-за ограниченного понимания или неправильного толкования определённые находки, похоже, не подтверждают Библию, а иногда открытия, которые, как считалось, поддерживали Библию, позже оказываются нежелательными.

Археологическая картина постоянно изменяется, поскольку каждый новый сезон раскопок и опубликованные результаты дают несколько ответов и столько же вопросов. Открытия последнего сезона, похоже, подтверждают различные аспекты Библии. Это прекрасно и, возможно, даже ожидаемо, но они дают доказательства отдельных вещей, а не доказательство всего. Археология, как и другие исторические дисциплины, большей частью занимаются “абдуктивным” рассуждением, двигаясь от предположения к наилучшему объяснению. Археологи оценивают доступную информацию и дают наиболее вероятное объяснение, но каждый новый сезон даёт новую информацию, которая может внести изменения в то наилучшее объяснение, которого придерживались ранее.

Подписывайтесь:

Ограниченная, но полезная

Я хотел бы призвать всех изучающих библейские тексты исследовать результаты библейской археологии и узнавать о последних открытиях, если похоже, что они пересекаются с Писанием. Но смотрите на своё исследование как на герменевтическое упражнение для освещения мира Библии, а не как на апологетическую охоту за заголовками для использования скептиками.

Хотя библейская археология сильно ограничена в своих возможностях доказать истинность целой Библии, это ценный ресурс, позволяющий нам увидеть с большей ясностью мир, каким он был, когда Бог говорил к человеку.

Автор — Расти Озборн / www.thegospelcoalition.org
Перевод — Анна Иващенко для ieshua.org

Последнее пожертвование: 17.11 (Россия)

Поделиться в социальных сетях:

Toп-10 библейско-археологических находок с середины XX века

1. Кумранские рукописи (и другие рукописи, найденные около Мертвого моря, в районе вади-Мураббаат)

Первые 7 почти целых рукописей попали к ученым в 1947 г. через бедуинов, затем в 1948—1952 гг. было найдено исследователями или куплено у бедуинов около 25 тыс. фрагментарных обрывков рукописей, из которых к настоящему времени восстановлены почти 1 тыс. текстов. Рукописи были найдены в 11 пещерах на разном расстоянии от развалин поселения Кумран к северо-западу от Мертвого моря. Вероятнее всего, рукописи были спрятаны во время первого антиримского восстания (66—71 гг.). Лица, спрятавшие рукописи, заворачивали их в льняную ткань и помещали в запечатываемые сосуды. Манускрипты датируются от середины III в. до Р. Х. до середины I в. по Р. Х. Большинство текстов — на древнееврейском, ряд — на арамейском, некоторые на греческом языке; преимущественно — на пергамене и редко — на папирусе. Замечательное исключение — бронзовый свиток. Около четверти текстов — библейские, остальные носят религиозный характер.

Находки в Кумране подтверждают: входящие в Ветхий Завет книги действительно древние, это не позднейшая компиляция (такие мнения неоднократно звучали). Кроме того, теперь стало понятно, что масоретский вариант еврейского текста не единственный, а древнегреческий перевод семидесяти толковников (или Септуагинта, с которого сделан, например, славянский перевод), содержит подлинные чтения одного из древних вариантов.

2. Стела из Тель-Дана

Три фрагмента стелы были найдены в Тель-Дане А. Бираном в 1993—1994 гг. Стела датируется 2-ой половиной IX в. или началом VIII в. до Р. Х. и была воздвигнута как триумфальная надпись неким сирийским царем (вероятно — Хазаэлем) в честь победы над израильским и иудейским царями.

При упоминании последнего использован титул «царь дома Давидова», что подтверждает историчность давидовой династии.

3. Свитки-амулеты с благословениями

Два небольших серебряных свитка (2,7 x 9,7 см и 1,1 x 3,9 см), использовавшиеся как амулеты, были найдены в 1979 г. Г. Баркаем в одной из гробниц в Иерусалиме. Одна из пластин содержит текст, близкий к тексту Ааронова (священнического) благословения: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! Да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! Да обратит Господь лицо Свое на тебя и даст тебе мир! (Числ 6: 24–26). Другая — текст, практически совпадающий с текстом Второзакония: Итак, знай, что Господь, Бог твой, есть Бог, Бог верный, Который хранит завет и милость к любящим Его и сохраняющим заповеди Его до тысячи родов (Втор 7: 9). Датируются 600 г. до
Р. Х. и свидетельствуют о широком использования текстов Пяти­книжия в VII в. до Р. Х.

4. Керамический осколок, найденный в Хирбет Кейафе

В конце 2009 года на раскопках в Хирбет Кейафе в Израиле, ведущихся под руководством Й. Гарфинкеля, была найдена древнейшая на данный момент еврейская надпись, датируемая X веком до н. э. Надпись сделана синими чернилами на керамическом осколке буквами протоханаанского алфавита. Содержание текста полностью отлично от текстов языческих культур, в которых постулируются прославление богов и забота об их благе. «Не делай (этого), но чти (Господа). Суди ра(ба) и вдо(ву), суди сиро(ту) (и) чужеземца. (За)щити ребенка, защити бед(ного и) вдову. Передай бедного в руки царя. Огради бед(ного и) раба, (помо)ги чужеземцу», — приблизительно так гласит текст на черепке из Хирбет Кейафы. Практически идентичная по смыслу запись есть в тексте из Книги пророка Исайи: Спасайте угнетенного; защищайте сироту; вступайтесь за вдову (Ис 1:17).

5. Надпись Валаама

Найдена в 1967 г. экспедицией Х. Френкена в Тель-Дейр-Алла (Иордания) в виде кусков слипшейся штукатурки, упавшей еще в древности во время землетрясения со стен святилища VIII в. до Р. Х. Сам текст рассказа имеет более древнее происхождение: филологически надпись на арамейском датируется концом II тыс. до Р. Х.

В надписи говорится о Валааме, сыне Веоровом. Содержание не имеет ничего общего с библейской историей (Числ 22-24), но некоторые фразы, характеризующие провидца, точно совпадают с библейским текстом. То есть это внебиблейское свидетельство историчности Валаама.

6. Оссуарии Иакова, брата Иисуса, и первосвященника Каиaфы

Оссуарий (каменный ящик для хранения костей умерших) с надписью «Иосиф, сын Каиафы» был найден в 1990 г. на юге Иерусалима в одной из гробниц, запечатанной в 70 г. по Р. Х. Оссуарий принадлежал первосвященнику, жившему во времена Христа (он упоминается в Мф 26; Лк 3:2; Ин 11:49; Ин 18; Деян 4:6 и у Иосифа Флавия). В оссуарии находились кости шести человек: мужчины примерно 60 лет (видимо, самого первосвященника), двух младенцев, ребенка, подростка и взрослой женщины. Большие споры, которые не окончены до сих пор, вызвал оссуарий с надписью «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса», ставший достоянием общего внимания после того, как был выставлен коллекционером О. Голаном. Предположительно, он мог содержать кости апостола Иакова, брата Господа Иисуса Христа.

7. Надпись Пилата

Найдена в 1962 г. миланскими археологами в Кесарии Палестинской. Первоначально надпись «Тибериум. нтий Пилат. ект Иуди» была вырезана на плите общественного здания под названием «Тибериум», которое было построено Понтием Пилатом в честь императора Тиберия.

Повторно плита была использована при реконструкции местного театра в IV в. по Р. Х., причем была перевернута надписью вниз, благодаря чему текст хорошо сохранился. Первое археологическое свидетельство о Пилате.

8. Дом св. ап. Петра в Капернауме

В 1968 г. археологи-францисканцы раскопали в 30 м к югу от капернаумской синагоги дом I в. по Р. Х.

Характер находок свидетельствовал о том, что в середине I в. частный дом стал использоваться как дом для христианских собраний.

Сохранились надписи, в которых Иисус назван Господом и Христом, а также упоминается имя Петра.

Дом служил как место христианских собраний более 300 лет. В V в. на этом месте была построена византийская церковь. Все указывает на то, что это был дом св. ап. Петра.

9. Силоамская купель

Частично раскопана в 2004 г. Р. Райхом и Э. Шукроном. Раскопки позволили точно установить место, связанное с евангельским событием исцеления Христом слепого (Ин 9:1-11), и понять особенности библейского текста (вероятно, купель служила в качестве миквы — бассейна для ритуальных очищений).

10. Галилейская лодка

Найденная на дне галилейского озера в 1985 г. и поднятая в 1986 году лодка, датируемая с середины I в. до Р. Х. по середину I в по Р. Х., хорошо соответствует евангельским рассказам о плаваниях Христа с учениками по Галилейскому морю.

Подобного рода лодка могла идти под парусом или на веслах (четыре гребца и рулевой) и вмещать до 15 человек.

Топ составлен по оценкам прот. Д. Юревича и иер. А. Тимофеева*.

*Понимая условность рейтинга, мы хотели бы отметить, что есть и не менее значимые находки, не вошедшие в список: печати с упоминанием имен библейских персонажей царей Езекии, Ахаза, Иеровоама, Иезавели, пророка Варуха; надписи, упоминающие персонажей, встречающихся в Новом Завете: надпись с именем Эраста в Коринфе (Рим 16:23), с именем проконсула Галлиона в Дельфах (Деян 18), надписи с именем проконсула Кипра Сергия Павла (Деян 13:7-12) в Малой Азии; мощные фортификационные сооружения Иерусалима, датируемые XVIII веком до Р. Х., улица времен Спасителя в Иерусалиме и камень с надписью «К трубному месту » (отсюда диавол предлагал Господу броситься вниз (Мф 4:5,6) и др. — От составителей.

Парадоксы библейской археологии

Фальшивые сенсации

Много сказано о том, то наука и религия идут разными путями. Не следует ожидать, например, от науки «материального» подтверждения библейских событий. Учёные — лингвисты, археологи, реставраторы — работают не для этого. Желая вывести веру из свежих научных данных, рискуешь попасться на удочку ложной сенсации и серьёзно разочароваться. Предлагаем читателю для примера вспомнить несколько нашумевших историй, случившихся недавно.

Таинственный артефакт

Стела из Тель-дан Весной 2012 года ранним киевским утром в сквере у Золотых ворот мне была назначена встреча. Её инициатором был человек, которого я знал лишь по книгам и статьям — известный публицист Исраэль Шамир, в прошлом израильский спецназовец, военный корреспондент, тончайший знаток иудаизма. При знакомстве Шамир представился также и своим новым именем, полученным в святом Крещении — Адам.

Наша беседа проходила вокруг научных исследований корпуса ветхозаветных книг Священного Писания. В ответ на его вопрос я рассказал, что занимаюсь расшифровкой и переводом внебиблейских эпиграфических памятников периода Первого Храма (X–VI вв. до Р. Х.). К моменту нашей встречи я как раз завершил исследование стелы из Тель-Дан. Для библеистики она важна тем, что это первый внебиблейский археологический артефакт, в котором царь Давид, точнее, его правящая династия — «дом Давида» в Иудее, — упоминается как реально существовавшая в Святой Земле.

Неожиданно для меня мой собеседник заявил, что я напрасно трачу время, так как в научных кругах Израиля этот памятник — стела из Тель-Дан — признан современной подделкой! Для меня эта информация была подобна холодному душу! Позднее, разобравшись, я понял, что произошло.

К моменту нашей встречи в Израиле, действительно, завершился судебный процесс, связанный с целой серией фальсификаций археологических артефактов. И одним из центральных памятников, который фигурировал в этом процессе, была стела царя Иоаса (она и станет основным предметом нашего рассказа). Благодаря израильским СМИ, широко освящавшим это разбирательство, мой собеседник, особо не вдаваясь в подробности, сделал вывод, что все археологические находки последнего времени, подтверждающие исторические реалии библейского контекста — подделка.

Дело в том, что в самом Израиле в последнее время всё чаще стали звучать идеи переоценки библейской истории. Так, историки из Тель-Авивского университета, именуемые минималистами, заявили изумлённой общественности, что, оказывается, Объединённого израильского царства Давида и Соломона в природе никогда не существовало, что это всего лишь «историософская выдумка», не подтверждённая никакими доказательствами!

Участвуя в археологических работах на самом, кажется, масштабном в Израиле раскопе Ханион Гивати, я обращал внимание на то, что здесь, в Иерусалиме, среди стратиграфических слоёв нет ничего, что бы нам могло сообщить о временах монархов Давида и Соломона. Этого культурного слоя просто нет: он «сбрит» более поздними постройками. Есть Иерусалим более ранний, есть более поздний, а вот культурный слой X века до Р. Х. просто отсутствует.

И вот когда в июне 2001 года мир облетело сообщение, что в распоряжение учёных попал уникальный памятник с надписью, выполненной на древнееврейском языке финикийскими буквами, — это было чудом! Ведь текст эпиграфического памятника сообщал о проведении реставрационных работ в Иерусалимском Храме при царе Иоасе! Сам царь Иоас, согласно библейскому контексту, был сыном иудейского царя Охозии, царствовавшего в Иудее с 840 по 801 год до Р. Х.

Стела царя Иоаса В стеле царя Иоаса, которая приковала внимание всего научного мира, речь также шла о реконструкционных работах, которые должны были обновить Иерусалимский Храм.

В чём заключалась уникальность памятника, упоминавшего царя Иоаса? Текст новообретённой стелы фактически дублировал Священное Писание. «Я, Иоас, сын Охозии, царь земли Иудиной, когда исполнена была клятва каждого на земле отмерить щедро серебра в священный дар… Я восстановил строение и исправил повреждения в Храме и на стенах вокруг» — гласил текст стелы царя Иоаса.

В 12-й главе 4-й книги Царств в действительно описывается сбор средств, инициированный царём Иоасом: И сказал Иоас священникам: всё серебро посвящаемое, которое приносят в дом Господень, серебро от приходящих, серебро вносимое за каждую душу по оценке, всё серебро, сколько кому приходит на сердце принести в дом Господень, пусть берут священники себе, каждый от своего знакомого, и пусть исправляют они повреждённое в Храме, везде, где найдётся повреждение (4 Цар. 12, 4–5).

Примечательно, что иудейский царь Иоас жил приблизительно 100 лет спустя после смерти царя Соломона, построившего Храм в Иерусалиме.

В распоряжение научного мира попал поистине уникальный внебиблейский артефакт, подтверждающий не только библейское повествование, но и существование Иерусалимского Храма и монаршей особы — царя Иоаса, прямого наследника царя Давида! Выводы, которые были сделаны после первых исследований памятника, бросали серьёзный вызов вышеупомянутым минималистам, утверждавшим, что исторические книги Библии — это искусственная история Святой Земли, а царь Давид, царь Соломон и многие другие — всего лишь легендарные, в реальности не существовавшие личности.

Однако помимо прочтения текста памятника необходимо было провести соответствующую экспертизу для установления его подлинности. В первую очередь учёные занялись исследованием патины — тонкого слоя, который формируется на поверхности археологического артефакта путём взаимодействия химических веществ в воздухе или почве с минералами самого камня. Положительный результат не заставил себя ждать: патина покрывала равномерным слоем в 1 мм всю лицевую часть стелы и углубления вырезанных в камне букв, что подтверждало древность надписи. Насколько же древней была надпись?

Сам камень датировать невозможно, но при исследовании стелы в составе патины были обнаружены частицы древесного угля, которые поддаются углеродному анализу. После соответствующих лабораторных исследований было установлено, что частицам 2300 лет! Следовательно, вырезанный в камне текст ещё старше! Кроме того, в составе патины, помимо фрагментов древесного угля, находились мельчайшие частицы золота! Фактически это подтверждало: стела царя Иоаса находилась в периметре Иерусалимского Храма, украшенного, согласно библейскому тексту, золотом и отделанного ливанским кедром, а наличие частиц угля и золота в патине подтверждало факты пожаров, которые неоднократно переживал Храм.

В январе 2003 года памятник — стела царя Иоаса — официально был признан подлинным.

Примечательно, что владелец данного памятника продолжал сохранять анонимность даже после того, как артефакт был предложен для покупки Музею Израиля в Иерусалиме. Запрошенная цена составляла 4 млн. долларов США. Дирекция, разумеется, перед покупкой задала посредникам вопрос о месте и обстоятельствах обнаружения стелы. Всякую важную археологическую находку следует прежде всего надёжно датировать, и знание обстоятельств и места её обнаружения в этом плане совершенно неоценимо. В ответ прозвучало невнятное сообщение, что стела была обнаружена среди строительного мусора, вывозимого с Храмовой горы.

Надо отметить, что сегодня на Храмовой горе не проводятся никакие раскопки, они просто невозможны: любая археологическая активность вызывает мгновенный протест со стороны арабов не только в Израиле, но и за его пределами. Мусор, о котором упомянули посредники, действительно вывозился с Храмовой горы целыми тоннами — мусульманские власти, несмотря на скандал по этому поводу, продолжали вывозить почву из достроенных в иродианский период сводов, расширяя пространство подземной мечети.

Идея просеять горы вывезенного мусульманами грунта принадлежит израильскому археологу Габи Баркаи. В результате досконального исследования мусора были обнаружены многие замечательные вещи, но для нас будет более интересен тот факт, что Габи Баркаи не было ничего известно о стеле, которая якобы была обнаружена среди мусора с Храмовой горы и предложена Музею Израиля.

Удивлению дирекции музея не было предела, когда оказалось, что посредник вместе с уникальным артефактом просто исчез. Это произошло после заявленного Музеем Израиля намерения провести свою независимую экспертизу.

В 1985 году при Департаменте древностей государства Израиль были созданы силовые подразделения, задача которых — противодействие «черным археологам». Эти органы хорошо оснащены передовым оборудованием, имеют свою разведку, действуют в тесной связи с палестинскими, египетскими и иорданскими правоохранительными органами. Подразделению удалось предотвратить разграбление очень многих археологических объектов, задержать похитителей древностей и их заказчиков.

Именно эти органы и занялись поисками посредника с исчезнувшей эпиграфической реликвией. Спустя более девяти месяцев им удалось его найти. Во время собеседования посредник указал на Одеда Голана, который и нанял его.

Одед Голан Одед Голан — человек довольно известный в кругах любителей древностей. Ему принадлежит самая большая в Израиле частная коллекция археологических артефактов. В прошлом Одед Голан — тель-авивский инженер, работал также туристическим агентом и гидом (Египет, Япония, Сингапур). Ему чуть за 50, он неженат, бездетен, владеет двумя маленькими фирмами, ему принадлежит также издательство «Голан». Древностями заинтересовался ещё в детстве, уже в 11 лет участвовал в раскопках Масады, где ему покровительствовал сам Игаль Ядин — выдающийся израильский археолог и политик. В 16 лет Голан начал собирать древнюю керамику, скупая её у арабских торговцев в Старом городе в Иерусалиме. Многие в Израиле считают Одеда Голана гениальным знатоком археологии.

Во время первых контактов со следствием Голан сообщил, что стела царя Иоаса попала к нему ещё в 1999 году от одного палестинского араба, который обратился с просьбой о помощи в её продаже. Где в данный момент находится стела, Голан не смог ответить, сообщив, что недавно владелец памятника, вышеупомянутый палестинец, умер, а где живёт его вдова — ему неизвестно.

Но следствию удалось всё-таки получить от О. Голана кое-какую положительную информацию: со слов умершего палестинского владельца, памятник был обнаружен на мусульманском кладбище у восточной стены Храмовой горы — значит, есть надежда, что камень с эпиграфической надписью всё-таки имеет прямое отношение к истории Храма.

Однако стела царя Иоаса полностью исчезла из поля зрения детективов.

Псевдогробница Иакова

Оссуарий Иакова Параллельно с этими событиями мир археологии потрясла новая сенсация: обнаружен материальный свидетель евангельской истории — оссуарий (костехранилище) брата Господня Иакова, первого епископа Иерусалима, автора соборного послания из корпуса новозаветных книг! Эпиграфическая надпись на оссуарии гласила: יעקוב בר יוסף אחוי דישוע — «Иаков, сын Иосифа, брат Иисуса». Фактически это было первое упоминание имени Спасителя на археологическом памятнике! Оссуарий уже, казалось бы, начал своё триумфальное шествие по самым известным музеям мира…

Каково же было удивление следственной группы Департамента древностей Израиля, когда оказалось, что владельцем этого уникального памятника является их соотечественник, всё тот же Одед Голан. Невероятно — к обоим сенсационным артефактам имел отношение один и тот же человек! Что это — невероятная удача? Или здесь что-то не так?

В доме Одеда Голана и принадлежащей ему недвижимости был проведён обыск. Красивая история об умершем палестинце — владельце стелы царя Иоаса — и его вдове, новой хозяйке памятника, живущей в Палестинской Автономии, рассыпалась. Стела находилась в доме у коллекционера!

История об обретении оссуария, по всей видимости, тоже заготовленная накануне, выглядела не менее убедительной. Согласно рассказу Голана, оссуарий он приобрел за 200 долларов США в одной из лавок древностей Старого города в Иерусалиме, в какой — точно не помнит, так как это было то ли в конце 70-х, то ли в начале 80-х годов. Он и не придал бы значения артефакту, если бы не включился его друг, профессор Сорбонны Андре Лемер, который впервые прочитал уникальную арамейскую надпись. Голан скрыл от следствия, что перед отправкой на выставку в Королевский музей Онтарио в Торонто (Канада) он застраховал оссуарий на 1 млн. долларов США.

После кропотливого исследования оссуария ведущими археологами Израиля был вынесен вердикт — оссуарий подлинный! Но палеографов заинтересовала надпись. Действительно, имена, упоминаемые на стенке оссуария (Иаков, Иосэф и Иешуа) довольно широко использовались жителями Святой Земли на рубеже эр. И если формулировка «Такой-то, сын такого-то» встречалась в эпиграфике, то вариант, зафиксированный на оссуарии, был сенсационен: никогда и никто на оссуариях не указывал, кто кому приходился братом. Кто-то очень постарался, чтобы современный читатель надписи понял, сыном какого Иосифа является погребённый в представленном оссуарии. Складывалось впечатление, что надпись была сделана не современниками Иакова, а нашими современниками — в расчёте на нас же!

Параллельно палеографы начали исследовать и стелу царя Иоаса. Возвышенный, элегантный стиль надписи впечатлял, и многие филологи признавали: «Эту надпись приятно читать». Но специалист по древнееврейской эпиграфике Виктор Гурвиц обратил внимание на один анахронизм, встречающийся в надписи. Это глагол בדק из ключевой фразы: «И исправил (повреждения) Храма» — בדק הבית . Примечательно, что во времена Первого Храма этот глагол являлся антонимом по отношению к его значению в современном иврите. В древности глагол בדק означал «разрушил». Получается, если прочитать эту надпись в контексте правил древнееврейского языка периода Первого Храма, царь Иоас с гордостью констатировал, что он разрушил Храм?!

Итак, в историях обоих памятников были допущены ошибки в эпиграфических контекстах, не сочетающиеся с традициями и филологическими правилами эпох, к которым искусственно возводились артефакты!

А как же патина, покрывающая равномерно поверхность с надписью как на оссуарии, так и на стеле?

Примечательно, что при посещении следственной группой дома О. Голана были обнаружены заготовки для подделки других артефактов (печатей, булл, монет), мастерская со множеством инструментов для гравировки, а также целая лаборатория с контейнерами, где находилась почва с Храмовой горы. Именно она и использовалась в химическом составе патины для того, чтобы подтвердить нахождение артефактов в периметре Иерусалимского Храма. Надо отметить, что после подозрения в фальсификации памятников был взят для исследования фрагмент с задней стороны стелы, ведь до этого подробно изучалась патина только с лицевой стороны, где находилась надпись. Удивлению учёных не было предела, когда оказалось, что вместо ожидаемого карбоната кальция, действительно характерного для Иерусалима и его окрестностей, в основе патины учёные обнаружили кварц — а такой элемент вряд ли мог содержаться в патине, сформировавшейся на Храмовой горе!

Странно было для древней надписи и другое: когда от патины очистили углубления букв, обнажились следы механических инструментов! Мало того, патина, извлечённая из букв, содержала частицы морских окаменелостей…

После повторных исследований химического состава патины учёные пришли к заключению, что при искусственном создании патины в её состав были добавлены фрагменты древесного угля, золотая пыль и мел. Именно последний обеспечивал содержание карбоната кальция. Это прояснило, откуда в буквах стелы царя Иоаса появились морские окаменелости.

Как украсть миллион?

Волей-неволей вспоминается замечательный фильм «Как украсть миллион» (1966), действия которого происходят в Париже. Молодая девушка Николь Боне (Одри Хепбёрн), дочь миллионера, промышляющего подделкой произведений искусства, организовывает вместе со своим подельником кражу из музея одного из «шедевров» отца, чтобы спасти его от разоблачения. Так вот, в самом начале фильма Шарль Боне (отец) берет из рук дочери тарелку с приготовленным составом для старения «шедевров» Ван Гога с такими словами: «Моя грунтовка! Вернее, не моя, а самого Ван Гога или кого-то из его учеников. Я её собственноручно соскоблил со старых холстов XIX века. На это уходят недели, но без этого нет аромата подлинности». Фактически, вот вам рецепт создания «древностей» в домашних условиях.

Вообще весь фильм наполнен уникальными цитатами, которые помогают понять «озабоченность» создателей фальшивых реликвий: «За всю свою жизнь Ван Гог продал всего лишь одну картину, а твой отец для увековечивания его трагического гения продал уже… две!».

Перед экспертизой, которая может разоблачить искусственный шедевр — «Венеру», якобы Челлини, мастер подделки Шарль Боне восклицает: «Воистину мы живём в обществе потребления без веры и идеалов!».

Зритель может уловить некую «перекличку» сюжета фильма с жизнью реального создателя фальшивых древностей, жившего в XIX веке — Моисея Вильгельма Шапиро, крещенного польского еврея, многие годы занимавшегося торговлей древностями в Иерусалиме. Именно он снабжал библиотеки Берлина и Лондона ценными древнееврейскими текстами, происходящими, главным образом, из Йемена. Но репутация его была испорчена продажей Берлинскому музею «моавских идолов» — возмутительно грубой подделки, которую разоблачил французский востоковед Шарль Клермон-Ганно, сумевший проследить путь подделки от места изготовления в мастерской Шапиро до Берлина.

Так вот, как и у Шарля Боне, героя фильма, так и у Моисея Шапиро была дочь, которая знала, чем промышляет её отец. И к настоящему времени принято думать, что дочь Шапиро нисколько не сомневалась в правоте оппонентов, обличавших отца в изготовлении археологических артефактов. Может быть, эти люди послужили своего родом прототипами для киносценария? Интересно, что в своей книге «Юная дочь Иерусалима», изданной в 1914 году в Иерусалиме и подписанной псевдонимом Мириам Харри, дочь Шапиро ни разу не обмолвилась об отце как фальсификаторе древностей, в отличии от героини фильма Николь Боне, прилагавшей все усилия для того, чтобы родитель остановился в своей масштабной лжи.

Надо отметить, что археология как таковая родилась в эпоху Возрождения из интереса к красивым вещам — римским, греческим и т. д. Древности скупали, не особо интересуясь историческим контекстом, как владельцы частных коллекций, так и известные музеи мира. Покупатели артефактов не скупились выкладывать целые состояния. Именно это и подтолкнуло настоящих мастеров своего дела к созданию фальшивых древностей. Как здесь не вспомнить одну из реплик Шарля Боне: «Мои клиенты миллионеры, они хотят шедевры — и они их получают».

Джовани Бастиани, братья Энрико и Пьер Пенелли, Альфред Фиорованти, братья Риккарди, иконописец из Иерусалима араб Селим, одесский ювелир Израиль Рухомский, Альчео Дюссен, Йосеф Ауэр, Франческо Кремонезе, Мальскат и многие другие, имевшие не только свои мастерские, но целые школы учеников… Кто знает, сколько искусных произведений этих мастеров, пройдя не одну экспертизу и не оставив тени сомнений у ведущих специалистов своего времени, и поныне украшают главные музеи мира…

Финал «Дела Голана»

Но вернёмся к Одеду Голану.

В 2004 году Голану было предъявлено первоначальное обвинение в том, что он передал оссуарий в Королевский музей Онтарио в Торонто без должного оформления документов. Дело в том, что в 1978 году в Израиле был принят Закон о древностях, по которому все древности, извлечённые из израильских раскопов, являются «национальным достоянием». Их можно продавать только внутри страны и нельзя вывозить без специального разрешения. А если Голан, по его же показаниям, приобрёл оссуарий позже этого времени, он виновен в контрабанде артефакта.

Кроме того, Голану предъявили обвинение в подделке и торговле крадеными предметами. Процесс начался в 2005 году и завершился только в марте 2012 года. Состоялось свыше сотни слушаний с привлечением десятков лучших специалистов со всего мира, протоколы дела отпечатаны на 12-ти тысячах страниц…

В апреле 2012 года был оглашён удивительный приговор: «Одеда Голана по главному обвинению оправдать за недостаточностью улик»! Заключение судьи Аарона Фаркаша звучит весьма двойственно: с одной стороны, подделка надписи бездоказательна, с другой — нет подтверждений, что надпись является подлинной. На Одеде Голане остались лишь обвинения в незаконной торговле антиквариатом, что грозит ему штрафом.

Я созвонился со своей знакомой в Иерусалиме Яной Чехановец, известным израильским археологом, ведущей раскопки в «Граде Давидовом» (Ханион Гивати), с целью узнать о разрешении дела О. Голана. Она ответила кратко: «У Одеда Голана были очень хорошие адвокаты…».

Кстати, канал ВВС провёл своё расследование, в результате которого появился прекрасный документальный фильм «King Solomon’s Tablet of Stone» (Скрижали царя Соломона, 2004). Фильм снят на основании свидетельств учёных и членов следственной группы, участвовавших в процессе, связанном с фальсификацией археологических артефактов.

Разочарование или прививка от грядущих подлогов?

Легко представить, каким было ликование в рядах минималистов при огласке фальсификации — как стелы царя Иоаса, так и оссуария, в котором якобы был погребён апостол Иаков.

Но для нас это не повод огорчаться. Как подчёркивает археолог, профессор Эрик Кляйн, «цель библейской археологии не состоит в том, чтобы доказать или опровергнуть данные Библии. Археологи должны заниматься изучением культуры и истории Святой Земли, которая существовала на самом деле».

У общественности, конечно, вызывают мало относящийся к науке восторг новости, связанные с поисками Вавилонской башни, Ноева Ковчега, библейских городов Содома и Гоморры, Ковчега Завета и т. д. В поисках этих реликвий выкопаны и просеяны тонны почвы, на описание экспедиций израсходованы килограммы бумаги и уйма времени. Но вряд ли подобные «открытия» заслуживают внимания представителей классической археологии.

Достаточно вспомнить недавнюю сенсацию — «Евангелие от Иуды». Сколько было поднято шума вокруг этого памятника! Вновь, как в «старые добрые времена», заговорили о фальсификации христианства, о сознательном искажении церковниками истории и т. д. Вслед за книгами Дена Брауна авторы околонаучных детективов вновь занесли руку на самые сакральные понятия для многих миллионов верующих христиан мира. Кто-то заговорил о том, что это подделка, пытаясь таким путём дистанцироваться от всей псевдонаучной чуши, которая сопровождала «разоблачения» христианства. Но именно церковные археологи и библеисты встали на защиту подлинности этого древнего текстового документа. Нам достоверно известно, что этот памятник был создан во II веке по Р. Х. в среде гностиков. Его упоминают наши святые отцы при описании сект, исповедующих гностическую доктрину (например, святой Ириней Лионский). Это значит, что «Евангелие от Иуды» было известно Церкви. Мало того, этот памятник помог науке представить мировоззрение той группы сектантов, в среде которой появился этот текст.

Зато археологические находки, которые крайне волнуют серьёзных учёных, оставляют равнодушной широкую общественность. Это керамика, фрагменты строений, предметы быта библейской эпохи, — все те древности, которые археологи добывают из глубин стратиграфических слоёв почти ежедневно. Подлинная археология — наука не столь динамичная, как хотелось бы некоторым. От обнаружения археологического артефакта до его интерпретации проходят иногда годы, а порой и десятилетия. Спешка в археологии, а тем более библейской, опасна!

Можно сказать, что у настоящих учёных-археологов с жаждущей сенсацией общественностью совершенно разные интересы и мотивы. Благодаря научной археологии нам очень многое стало известно о жизни людей библейской эпохи. Мы знаем детали их быта, знаем, по какому календарю они жили, знаем, как погребали своих усопших жители Святой Земли, как добывали и сохраняли воду для себя и домашних животных, ведь без воды жизнь в этом регионе невозможна — и многое другое. Ради деталей, которые просто неинтересны обывателю, созываются целые конференции и симпозиумы. Поэтому распознавание подделок археологических артефактов ни в коем случае не является крахом в трудах для истинных учёных. Конечно же, подложные реликвии наносят больший удар сознанию тех людей, которые ожидают, что тот или иной предмет старины гарантирует истинность библейского повествования. Поэтому так важно беспристрастное отношение археолога к исследованию артефактов и данных раскопок. Только объективное отношение к предмету будет соответствовать тому уровню ответственности, который предполагает работа в этом удивительном регионе — Святой Земле.

В 1947 году археологи обнаружили в пещерах Иудейской пустыни и крепости под названием Масада легендарные Кумранские рукописи, известные также как свитки Мёртвого моря.

Они представляют собой пергаменты из козьей или овечьей кожи, а также папируса. Тексты написаны в основном на древнееврейском и частично на арамейском и греческом языках. Считается, что это остатки библиотеки Кумранской общины.

Треть манускриптов содержит библейские тексты (в том числе фрагменты книги Бытия, книги Исхода, книги Левит, Псалмы), остальная часть – апокрифы, псевдоэпиграфы и другая литература периода Второго Храма. Палеографические данные, внешние свидетельства, а также радиоуглеродный анализ указывают, что свитки были созданы в период от 250 года до нашей эры до 68 года нашей эры.

В 20 веке раскопки на Мёртвом море продолжались в течение 10 лет. За это время археологи обнаружили сотни свитков в 11 пещерах, после чего работы в этом регионе прекратились. Спустя 60 лет израильские археологи совместно с коллегами из США и других стран возобновили поиски свитков.

В феврале 2017 года они сообщили о громкой находке: исследователи обнаружили ещё одну пещеру, хранящую драгоценные манускрипты. Позднее историкам даже удалось вычислить их авторов.

Дальнейшее изучение артефактов привело к новому открытию. Представители Управления древностей Израиля (Israel Antiquity Authority) сообщили о том, что некоторые фрагменты свитков, считавшиеся пустыми, на самом деле таковыми не являются.

Все свитки хранятся в условиях, имитирующих микроклимат Кумранских пещер.

Благодаря расширенной технологии обработки изображений при помощи инфракрасной камеры, разработанной в NASA, специалисты обнаружили на 12 кусочках пергамента надписи, которые невозможно увидеть невооружённым глазом.

По размерам эти фрагменты очень миниатюрные, всего 1,5×1 сантиметр. Долгое время они лежали сложенными в ящиках в ожидании изучения и каталогизации. На них почти не обращали внимания, поскольку считали, что эти отрывки не содержат никакого текста, поясняют исследователи.

Теперь же некоторые из них удалось расшифровать и соотнести с тем или иным свитком. Например, нашлись недостающие части Псалтыри, книги Левит (третья книга Пятикнижия), Второзакония (пятая книга Пятикнижия), книги Юбилеев, а также Храмового свитка (это одна из самых длинных обнаруженных рукописей, в которой Создатель выступает от первого лица).

Более того, эксперты обнаружили один очень странный фрагмент. Текст, который он содержит, написан предположительно на древнем иврите, однако шрифт, который использовал автор, существенно отличается от представленных на других свитках. По мнению экспертов, очень может быть, что речь идёт о целой рукописи, выполненной в собственном стиле, о которой историкам до сих пор просто не было известно.

Фрагмент одного из Кумранских свитков.

Учёные отмечают, что предстоит ещё много работы, и наверняка за этими открытиями последую другие, ведь изученные фрагменты – это содержимое лишь одной из хранившихся в Управлении древностей Израиля коробок. Всего их 20, и все они содержат точно такие же крошечные отрывки, которые, как считалось ранее, пусты.

Артефакты, кстати, хранятся в условиях, имитирующих микроклимат Кумранских пещер: температура 20 градусов Цельсия, влажность воздуха 48%, уточняет издание Times of Israel.

Напомним, что первые снимки Кумранских рукописей были выложены в Сеть в 2011 году, а через пять лет Израильские власти запустили глобальный проект по их расшифровке, принять участие в котором может любой желающий.

Находка антиквара: от моавитских идолов до кумранских свитков

В августе 1883 года Лондон был поражен сенсацией, которая вскоре удивила и весь мир: Британский музей объявил о возможности невероятной покупки – наидревнейших иудейских рукописей. Находки, подобной этой, вообще никогда не случалось в мировой истории. Это было воистину Божье провидение! На 15 длинных кожаных полосках размером 18 на 9 сантиметров был написан вариант Второзакония. Свитки датировались примерно IX веком до Рождества Христова и были выполнены древним финикийско-еврейским письмом. В них рассказывалось об исходе евреев из Египта и странствии по пустыне. Но в отличие от канонического и библейского текста там не было речи о смерти Моисея. И это, как ни странно, придало рукописям еще больший вес и вызвало внимание всего мира, ведь специалисты начали поговаривать, что этот текст, возможно, составил сам Моисей, потому он и не написал о собственной смерти. Ведь хоть он и был пророком, но не до такой же степени!

Словом, началось бурное обсуждение найденных сокровищ, переросшее во всеобщий ажиотаж. О находке судачили везде: в светских гостиных и нищих хижинах. Еще бы – практически Божественный текст, подтверждающий теперь уже с точки зрения истории, что библейские сказания не выдумка, а реальность. Главная газета Британии, легендарная лондонская «Таймс», начала печатать переводы «кожаных рукописей», сделанные историком, доктором наук Кристианом Гинсбургом. Британский музей выставил рукописи на всеобщее обозрение, и очереди жаждущих взглянуть на чудесные свитки тянулись с утра до поздней ночи. Сам премьер-министр Уильям Гладстон посетил выставку и, поскольку слыл человеком весьма образованным, к тому же специалистом по истории Древнего мира, пожелал принять у себя того, кто привез раритеты в Британию. «Этот человек подарил нам целый мир!» – воскликнул премьер-министр.

Дарителем оказался Мозес Вильгельм Шапиро, довольно известный в Европе антиквар. Сам он с семьей теперь жил в Иерусалиме, но привозил в Европу антикварные изделия, скульптуру, посуду, мебель и прочее со всего Востока. Биография у антиквара была бурной. Родился он (как и большинство гениев, прославившихся потом в разных странах) в… России: в Каменец-Подольске в 1830 году. Но как сам говорил, «из-за политической ситуации» в 25 лет тайком удрал к деду в Палестину. Паспорта у него не было (ведь он выбрался из страны тайно), так что, пока он пробирался на Восток через всю Европу, пришлось принять христианство. Когда же он добрался до Иерусалима, оказалось, что там тоже трудно устроиться. Поэтому прыткий Мозес подал прошение в консульство Пруссии о принятии гражданства. Так он стал пруссаком, женился на немке-лютеранке Розетте Йокель, с которой родил двух дочек. С немецким паспортом Шапиро объездил весь Восток, где сумел найти и купить множество раритетов. Древнееврейские рукописи он продавал в Берлинский музей, туда же предложил и найденные рукописи Второзакония. Но случилось нечто весьма странное: немцы объявили тексты подделкой, но тут же заявили, что немедленно хотят их приобрести, но… за смешные деньги. Из такового заявления становилось ясно, что пронырливые немцы отлично поняли, что рукописи настоящие, вот только получить их захотели за гроши. Но антиквар Шапиро был уверен: рукописи настоящие, и потому предложил их Британскому музею. Деньги, правда, запросил огромные – миллион фунтов, но ведь рукописи всех времен и народов того стоили.

Шапиро охотно, ничего не скрывая, рассказал журналистам, где и как нашел сокровище. Случилось это еще пять лет назад, в 1878 году. Путешествуя по восточным берегам Мертвого моря, антиквар остановился в доме шейха Махмуда ал-Араката. От его слуг он узнал, что пастухи находят в пещерах Вади-эль-Муджиб странные кожаные полоски с нелепыми надписями, не иначе как колдовскими заклинаниями. Вот и недавно несколько пастухов-арабов, бродивших по подземным пещерам, наткнулись на несколько тюков ветхого тряпья, замотанных кусками грязного полотна. Разорвали полотно, а там кожаные полосы с непонятными буквами. Услышав такой рассказ, внимательный антиквар тут же навострил уши и попросил шейха, чтобы его подданные показали ему находку. Ну а поскольку и пастухи и сам шейх считали находки «надписями шайтана», то Шапиро получил все кожаные свитки в свое распоряжение.

Надо сказать, что рукописи отлично сохранились. Этому способствовала сухая почва и прохладный, но не спертый воздух пещер. Пять лет Шапиро переводил тексты, благо за время торговли антиквариатом научился древним языкам. Ну а когда прочел строки, понял, что перед ним находка тысячелетий – реальный текст Второзакония. Это же какая ценность!

Однако у Британского музея, с восторгом взирающего на тексты, миллиона фунтов не было. Решили начать сборы, а пока суд да дело, провести и проверку на подлинность. Вызвали специалистов по Древнему миру и мертвым языкам со всего света. Подлинность свитков подтвердили не только британские ученые, но и, например, доктор Герман Гуте из Лейпцига, уже затеявший написание монографии о священных рукописях. Однако тут в дело вступили репортеры. Газета «Таймс», только что публиковавшая восторженные статьи о Шапиро, вспомнила, что в свое время он выступил не только как легендарный антиквар, нашедший легендарные древние комментарии к Мидрашу, принадлежавшие перу Маймонида (Берлинский музей доказал их подлинность), но и оказался замешанным в подделках. В 1870 году Шапиро продал тому же музею в Берлине «древние глиняные изделия, найденные около Моавитского (Моавского) камня». И изделия те оказались новоделами!

«Таймс» напомнила читателям и о самом Моавитском камне. Его нашли археологи в 1868 году при раскопках в Месопотамии. Датировали IX веком до н. э. На камне были выбиты надписи, которые потом расшифровали как речи моавитского царя Меши. Находка была сенсационной, и вскоре на рынок хлынуло множество бытовых небольших изделий и скульптурок (моавитских идолов) из глины, которые тоже якобы найдены около Моавитского камня. На продаже этих «идолов» и попался Шапиро. В следующей статье «Таймс» опубликовала и имя того, кто раскрыл мошенничество антиквара. Это был Шарль Клермон-Ганно, французский консул в Иерусалиме. Он заявил, что все эти «древности» были сделаны (и довольно наспех) в мастерской некоего Селима, иерусалимского умельца, который и ему, консулу, собирающему истинные древности, пытался не раз всучить подделку. Но при чем же тут Шапиро? – спросят читатели. А при том, что Селим – его приятель.

Прочтя это обвинение, всплывшее из прошлого, Шапиро заявил репортерам, что, продавая моавитских идолов, и сам не знал, что они поддельные. Купил их тогда вовсе не у Селима, а в Месопотамии – действительно рядом с тем местом, где нашли знаменитый камень. Однако антиквару уже не стали верить. Тут как раз из Франции прибыл дотошный бывший консул Клермон-Ганно, ставший за прошедшее время большим специалистом по древним находкам, и, только взглянув на рукописи Второзакония, мгновенно объявил их подделкой. Знаток даже пояснил, как Шапиро их сделал: взял кожаные свитки трехсотлетней давности, обрезал их покривее и обычными черными чернилами (не могли же те сохраниться в таком хорошем состоянии два тысячелетия!) написал текст о странствиях народа Моисеева, используя буквы, которые срисовал с Моавитского камня.

Что тут началось! «Таймс», а за ней и все газеты мира дружно объявили текст бесстыдной подделкой. Переводчик Кристиан Гинсбург открестился от собственных трудов и составил целый «Список нелепостей рукописей Шапиро». Главными же доказательствами фальшивости текстов были признаны:

• их собственная хорошая сохранность;

• хорошая сохранность полотна, в которое они были завернуты;

• хорошая видимость чернил;

• странность начертания букв, до того не встречавшаяся;

• форма самих полос, до того тоже невиданная.

Так что уже к концу 1883 года рукописи были признаны фальшивкой, а Шапиро – аферистом-безбожником. Даже особо рьяные церковники – иудейские и христианские – потребовали принять меры к «отступнику, запятнавшему Святую веру».

Шапиро уехал из Англии с позором. Вернуться домой ему не позволила совесть. До марта 1884 года он колесил по Европе, но и там его настигали обвинения в ужасном подлоге. 11 марта 1884 года в гостинице Роттердама один из постояльцев не отвечал на стук горничной. Голландцы – люди законопослушные. Хозяин гостиницы «Блоумендаль» вызвал полицию. В ее присутствии взломали дверь. В номере лежал уже холодный труп мужчины, застрелившегося из пистолета. Голландские полицейские узнали в нем знаменитого на весь мир афериста, подделывателя рукописей – Мозеса Вильгельма Шапиро. Ну а самоубийство еще раз подтверждало, что он – преступник, только неудачник. Понял, что теперь никто не купит его подделку тысячелетия, и застрелился.

Подделка оказалась тут же в номере. Вместе с другими вещами ее продали на аукционе. За 18 фунтов 5 шиллингов ее приобрел некий Бернард Куариц в качестве курьеза. Потом и он избавился от никому не нужного старья. И к концу XIX века «рукописи Шапиро» затерялись.

Но в 1947 году, спустя 64 года после находки свитков Второзакония, произошла вторая сенсация. В Кумране были найдены «рукописи Мертвого моря». И что характерно, они всеми признаны подлинными. К тому же они отлично сохранились, были обернуты в полотно, хорошо читались, хоть и были выполнены старинными чернилами, имели начертания букв, похожие на рисунки, сделанные с «рукописей Шапиро», походили по форме и внешнему виду на рукописи утерянного Второзакония.

Так, может, антиквар Мозес Вильгельм Шапиро добыл для мира реальное сокровище, подлинные свитки? А его за это обвинили в самом кошмарном мошенничестве – подделке святых рукописей. Может, потому он и застрелился, не выдержав такого ужасающего обвинения?

И вот во второй половине ХХ века ученые снова кинулись разбираться с «делом Шапиро». Только теперь все они предлагали доказательства оправдания. Но к чему? Человечество не сумело удержать рукописи, поданные на блюдечке, – угробило и находку, и ее автора. И что сказать в оправдание, прочтя горькие строки, которые написал Шапиро переводчику Гинсбургу, открестившемуся от своего перевода: «Вы сделали из меня дурака, опубликовав, а потом выставив на обозрение рукописи, которые, оказывается, сами считаете фальшивыми. Не думаю, что я смогу пережить этот позор».

И ведь что поразительно, на доказательство того, что рукописи Шапиро – фальшивка, в 1883 году у «исследователей» ушло всего-то пара месяцев. Так, может, не стоит столь быстро рубить сплеча? Особенно если это касается истории…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *