Архиепископ иоанн шаховской

Иоанн (Шаховской)

В Википедии существуют статьи о других людях с именем Иоанн и фамилией Шаховской.

Архиепископ Иоанн


Архиепископ Иоанн (Шаховской) в 1950 году

Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский

1950 — 1974

Церковь

Православная Церковь в Америке

Предшественник

Феофил (Пашковский)

Преемник

Владимир (Нагосский)

Ректор Свято-Владимирской духовной семинарии

1946 — 1950

Предшественник

Дионисий (Дьяченко)

Преемник

Георгий Флоровский

Епископ Бруклинский

11 мая 1947 — 1950

Предшественник

Макарий (Ильинский)

Преемник

Палладий (Видыбида-Руденко)

Рождение

23 августа 1902

  • Москва, Российская империя

Смерть

30 мая 1989 (86 лет)

  • Санта-Барбара, Калифорния, США

Династия

Шаховские

Епископская хиротония

11 мая 1947 года

Архиепископ Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской; 23 августа 1902, Москва — 30 мая 1989, Санта-Барбара, Калифорния, США) — епископ Православной церкви в Америке, архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский. Проповедник, писатель, поэт. Автор многочисленных религиозных трудов, часть которых издана в переводах, на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках.

Биография

Семья, детство, юность

Представитель тульской ветви рода Шаховских, правнук князя Ивана Леонтьевича. Мать Анна Леонидовна (урождённая Книнен) — правнучка архитектора Карло Росси. Сестра — Зинаида (1906—2001) — писательница, мемуаристка, известный журналист.

Учился в гимназии Карла Мая в Санкт-Петербурге. В 1912 году поступил в школу Левицкой в Царском Селе. В 1915 году принят в Императорский Александровский лицей, где учился до 1917 года.

Анатолий Краснов-Левитин так описывает судьбу юного князя Шаховского в период революции и гражданской войны:

1917 год перевернул всё вверх дном. Князь едет к себе в деревню, в Тульскую губернию. И здесь всё вверх дном. Бунт, мятежи. Княгиню с сыном увозят в тюрьму, заложницей остаётся одиннадцатилетняя сестра княжна Зина. А у княгини с сыном с этого времени начинается бурный период в их биографии. Их сажали и освобождали, и опять сажали. Мальчику Димитрию в это время пришлось испытать столько, сколько ни одному из его предков после времени татарского ига. И отрок-князь проявляет в это время незаурядные способности: достаточно сказать, что в 17 лет ему пришлось побывать в логове зверя, у Дзержинского и у Менжинского, хлопотать за родную мать, которая в это время была в Бутырках и, конечно, каждую минуту ожидала расстрела. И совершилось чудо: княгиню освободили.

(Впрочем, 17 лет Дмитрию Шаховскому исполнилось, когда он уже находился на Юге России, так что во время указанных событий он был ещё младше).

С лета 1918 года был добровольцем в белой армии генерала А. И. Деникина, в боях под Царицыным получил контузию.

В 1919 году поступил в Севастопольскую морскую телеграфную школу, по окончании которой был зачислен на Черноморский флот — радистом на крейсер «Алмаз». Летом 1920 года, как не достигший 18-летнего возраста, переведён радистом в Русское общество пароходства и торговли.

Эмигрировал в Константинополь, затем во Францию. Учился в Свободной школе политических наук в Париже. В 1922 году переселился в Бельгию, где в 1926 году окончил историко-филологический факультет Лёвенского университета.

В 1926 году редактировал в Брюсселе литературный журнал «Благонамеренный», сотрудничал с русскими изданиями. Публиковал стихи под псевдонимом «Странник».

Служение в Сербии и Франции

Дмитрий Шаховской перед постригом. Слева и справа от него стоят монахи Василий (Кривошеин) и Софроний (Сахаров). Сидят: духовник монастыря схиархимандрит Кирик (Максимов) и иеромонах Тихон (Троицкий).

5 сентября 1926 года (в день своего 24-летия) в Пантелеимоновом монастыре на Афоне по благословению епископа Вениамина (Федченкова) был пострижен в монашество с именем Иоанн в честь апостола Иоанна Богослова.

Вернулся во Францию и 1 ноября того же года поступил в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже.

8 декабря 1926 года в Александро-Невском кафедральном соборе в Париже рукоположён митрополитом Евлогием (Георгиевским) в сан иеродиакона.

В начале 1927 года он выехал в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 года — Югославия) к епископу Вениамину (Федченкову), назначенному Перовоиерархом РПЦЗ митрополитом Антонием (Храповицким) на должность начальника богословско-пастырских курсов и настоятеля русского прихода в городе Белая Церковь, в связи с чем перешёл в РПЦЗ. Некоторое время жил в сербском монастыре Петковица близ города Шабац.

6 марта 1927 года епископом Вениамином (Федченковым) в сербском городе Белая Церковь был рукоположён в сан иеромонаха, после чего состоял помощником настоятеля храма при Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви.

После ухода епископа Вениамина на покой в Петковицкий монастырь, с 1 сентября 1927 года стал настоятелем Георгиевского храма и законоучителем кадетского корпуса.

Не одобрил решение епископа Вениамина о переходе в каноническое подчинение Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергию (Страгородскому); написал письмо митрополиту Сергию, в котором защищал отмежевание от него зарубежного духовенства.

Был строителем и первым настоятелем русского храма святого Иоанна Богослова в Белой Церкви, преподавателем в Пастырской школе (1928—1930), одновременно, директор Православно-миссионерского издательства в этом городе.

В 1930 году вновь переехал в Париж, где перешёл в юрисдикцию Западноевропейского экзархата, возглавляемого митрополитом Евлогием (Георгиевским) (в 1931 году экзархат вошёл в юрисдикцию Константинопольского патриархата). В 1931—1932 годы был разъездным священником во Франции. С 1931 по 1 апреля 1932 года — первый настоятель церкви Всемилостивого Спаса в Аньере.

Служение в Германии

1 апреля 1932 года был назначен настоятелем Свято-Владимирской церкви в Берлине. Митрополит Евлогий вспоминал об этом времени, что «приход возглавил о. Иоанн Шаховской, человек даровитый, высокого аскетического склада, подвижнического духа, пламенный миссионерский проповедник. Он привлёк сердца; приход ожил и процвёл».

Сам архиепископ Иоанн вспоминал об этом периоде своей жизни:

Мой берлинский приход св. кн. Владимира был не только местом моей приходской работы, но … стал центром работы печатной, миссионерской и благовестнической. За эти годы пришлось издать много книг и посетить все, кроме Албании, страны Европы со словом благовествования людям русского рассеяния. Особенно утешительными и плодотворными были мои лекционные поездки в Латвию, Эстонию и Финляндию, где оставалось коренное русское население.

18 мая 1935 года возведён в сан игумена. С 26 мая 1936 года — благочинный приходов Экзархата митрополита Евлогия в Германии, со 2 мая 1937 года — архимандрит.

Издавал и редактировал журнал «За Церковь», основал одноимённое православное издательство. В 1937 был духовным руководителем добровольческой русской роты в рядах армии генерала Франсиско Франко во время гражданской войны в Испании. Деятельность «евлогианских» приходов в Германии вызывала негативное отношение со стороны нацистских властей, считавших их недостаточно лояльными и предпочитавших контактировать с РПЦЗ. Однако он отказался вновь менять юрисдикцию, хотя и был вынужден в 1942 году войти в состав епархиального совета Германской епархии РПЦЗ как представитель приходов, оставшихся в ведении митрополита Евлогия.

Одним из самых противоречивых решений Иоанна (Шаховского) стало его первоначальное отношение к нападению нацистской Германии на Советский Союз. Он, как и часть эмиграции, был подвержен иллюзиям, видя в начавшейся войне начало конца Советского Союза, то есть России как завершающего этапа русской истории. Выступая в выходившей в Германии газете «Новое слово» 29 июня 1941 года, он писал:

Промысл избавляет русских людей от новой гражданской войны, призывая на землю силы исполнить своё предназначение. Право на операцию свержения 3-го Интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под его хирургический нож тому, кто болен, не зазорно. Операция началась. Неизбежны страдания, ею вызываемые. Но невозможно было провидению долее ожидать свержения 3-го Интернационала рукою сосланных и связанных на всех местах русских людей… Понадобилась профессиональная, военная, испытанная в самых ответственных боях железно точная рука германской армии. Ей ныне поручено сбить красные звезды со стен русского Кремля, она их собьёт, если русские люди не собьют их сами. Эта армия, прошедшая своими победами по всей Европе, сейчас сильна не только мощью своего вооружения и принципов, но и тем послушанием высшему зову, Провидением на неё наложенному сверх всяких политических и экономических разсчетов. Сверх всего человеческого действует меч Господень.

Позднее архимандрит Иоанн благоразумно не делал подобных заявлений. Напротив, 24 июля 1944 года в Берлине он тайно отслужил службы о здравии тех, кто в опасности, и об упокоении душ уже убитых католиков, протестантов, православных, принимавших участие в заговоре 20 июля с целью убийства Гитлера, что с точки зрения Православной церкви являлось неканоничным (за инославных положена только частная, а не церковная молитва).

С 31 января 1942 по 1 октября 1945 года — член епархиального совета Германской епархии РПЦЗ в качестве представителя от евлогианских приходов. В 1942—1943 годы — преподаватель пастырского богословия на Православных богословских курсах в Берлине.

В США

В феврале 1945 года переехал в Париж, а в начале 1946 года — в США.

7 марта 1946 года уволен из клира Западноевропейского экзархата и в том же году принят в юрисдикцию Северо-Американской митрополии (в 1970 году признана Московским патриархатом как автокефальная Православная церковь в Америке).

С 1946 по 1947 годы был настоятелем храма в Лос-Анджелесе.

После собора в ноябре 1946 года в Кливленде был противником присоединения митрополии к Московской патриархии.

11 мая 1947 года рукоположён во епископа Бруклинского, викария митрополита Феофила (Пашковского). В том же году назначен ректором Свято-Владимирской духовной семинарии.

С 1948 года периодически, с 1951 года — регулярно, а с 1953 года еженедельно на протяжении сорока лет вёл на радиостанции «Голос Америки» передачу «Беседы с русским народом».

С 1950 года — епископ Сан-Францисский и Западно-Американский.

В 1961 году возведён в сан архиепископа.

Заведовал Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии. Активный участник экуменического движения, член Всемирного совета церквей.

В 1964 году с известным в Зарубежье списком Казанской иконой Божией Матери посещал Русский центр Фордемского университета в Нью-Йорке.

14 мая 1975 году временно ушёл на покой по болезни, а с 1978 года постоянно находился на покое. Жил в Санта-Барбаре. По-прежнему выступал на радио, вёл переписку. Скончался 30 мая 1989 года на покое в Санта-Барбаре. Был похоронен на сербском кладбище в пригороде Сан Франциско.

Творчество

Владыка Иоанн занимался литературным творчеством — прозаическим и поэтическим — под псевдонимом Странник — ещё с тех времён, когда не был рукоположен. Александр Карпенко считает его поэзию родственной лирике Тютчева. Анатолий Краснов-Левитин писал про труды архиепископа:

Его книги читают и эмигранты, попадают они и в Россию. Владыка всегда выбирает очень актуальные темы. Такова его книга о Льве Николаевиче Толстом. Таковы его книги, появившиеся за последнее время, в которых Владыка откликается на все актуальные вопросы нашего времени. При этом надо отметить одну характерную черту Владыки Иоанна: он никогда не опускается до вульгарной полемики, с личными выпадами, с грубостями в адрес идейных противников. Он всегда сохраняет корректный, доброжелательный тон. Владыка, разумеется, всегда пишет как православный епископ. Его православие органично: оно пропитывает все его мысли и чувства. И наряду с этим, широта: он может всегда понять противника, и, чувствуется, его уважает и питает к нему христианские чувства. Таковы же его воспоминания. Никакого пристрастия, никаких опрометчивых суждений.

Библиография

книги и отдельные издания

  • Слава Воскресению. — Белая Церковь, 1928.
  • Церковь и мир. — Белая Церковь, 1928.
  • Правило духа. — Берлин: За церковь!, 1932. — 26 с.
  • Притча о неправедном богатстве. — Берлин: За церковь!, 1932. — 16 с.
  • Белое иночество. — Берлин, 1932.
  • Церковь и мир (очерки). — Таллин, Берлин: За церковь!, 1934. — 32 с.
  • Путь на север. — Берлин: За церковь!, 1938. — 80 с.
  • Философия православного пастырства. — Берлин, 1938. (Переиздания: СПб., 1996; М., 2007).
  • Пророческий дух в русской поэзии. Лирика А. К. Толстого. — Берлин, 1938.
  • Толстой и Церковь. — Берлин: За церковь!, 1939.
  • О молитве. — Берлин: За Церковь!, 1946. — 11 с.
  • О семи горячностях духа. — Нью-Йорк: За церковь!, 1947. — 8 с.
  • Два послания к русскому народу (Рождественские радио-передачи в СССР «Голоса Америки». — Нью-Йорк, 1949.
  • Путь Американской Митрополии: К 3-летию 7-го Собора. Итоги выводы, перспективы. — Нью-Йорк. — 1949. — 24 С.
  • Десять слов о вере. — Буэнос-Айрес, 1950.
  • Время веры. — Нью-Йорк, 1954.
  • Русская церковь в СССР. — Нью-Йорк, 1956. — 16 с.
  • Ещё некоторое прикосновение к ранам…. — Нью-Йорк: Rausen Bros, 1956. — 16 с.
  • Записи о любви к Богу и человеку. — Нью-Йорк, 1959. — 116 с.
  • Письма о вечном и временном. — Нью-Йорк, 1960.
  • Письма к верующим. — Сан-Франциско, 1962.
  • Листья древа. — Нью-Йорк, 1963.
  • Книга свидетельств. — Нью-Йорк, 1965.
  • Книга лирики. — Париж, 1966.
  • Диалог с церковной Россией. — Париж, 1967.
  • Упразднение месяца: Лирическая поэма. — Нью-Йорк: Новый журнал, 1968.
  • Утверждение поместной церкви (размышления и уточнения). — Нью-Йорк: Waldon Press, 1971. — 24 с.
  • Московский разговор о бессмертии. — Нью-Йорк, 1972.
  • Избранная лирика. — Стокгольм, 1974.
  • К истории русской интеллигенции. Революция Толстого. — Париж, 1975.
  • Биография юности: Установление единства. — Париж, 1977.
  • По неизвестной Канаде — тридцать лет тому назад // Русская мысль. — Париж. — 1979. — № 3259. — С. 7.
  • Переписка с Кленовским. — Париж, 1981.
  • Вера и достоверность. — Париж, 1982.
  • Удивительная земля. — Париж, 1983.
  • Избранное. — Петрозаводск, 1992.
  • Апокалипсис мелкого греха. — СПб., 1997.
  • Беседы с русским народом (По материалам книги «Время веры»). — М., 1998.
  • Избранное: В 2 т. — Нижний Новгород, 1999.
  • О тайне человеческой жизни. — М., 1999.
  • Установление единства. — М., 2006.

статьи

  • Спутники Дамасской дороги // Журнал Московской Патриархии. М., 1989. № 10. стр. 38-39; 1989 № 12. стр. 35-36; 1990. № 1. стр. 50-51; 1990. № 3. стр. 51; 1990. № 4. стр. 46-47; 1990. № 5. стр. 42-43; 1990. № 8. стр. 52-54; 1990. № 9. стр. 59-60; 1990. № 11. стр. 50-51; 1990. № 12. стр. 50-51; 1991. № 3. стр. 49-51; 1991. № 2/3. 182—191; 1991. № 2(20). стр. 300—303; 1991. № 4. стр. 44-45; 1991, № 5 (ЖМП). 49-50.
  • «Мы безумно молимся подчас…» // Журнал Московской Патриархии. М., 1990. № 6. стр. 79.
  • Горные розы // Журнал Московской Патриархии. М., 1990. № 6. стр. 79.
  • Давид // Журнал Московской Патриархии. М., 1990. № 6. стр. 79
  • Философия игры // Просветитель. М., 1995. № 2/03. 182—191.
  • Гимн малому добру // Альфа и Омега. М., 1999. № 2(20). стр. 300—303.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 К. В. Бирюкова. ИОАНН // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — Т. XXIII. — С. 463-465. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-042-4.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Нивьер А. Правосл. священнослужители, богословы и церк. деятели рус. эмиграции в Зап. и Центр. Европе, 1920—1995: Биогр. справ. М.; П., 2007. С. 231—233.
  3. Пастыри и пасомые под игом коммунизма :: Киевская Русь
  4. 1 2 Кн. Мария Васильчикова. 24 июля 1944 года. // Берлинский дневник 1940 — 1945 / ред. А.Маньковский. — М: Наше наследие, 1994. — С. 216. — 320 с. — 35 000 экз.
  5. Континент. № 61. — 1989. — С. 245-246.
  6. Колупаев В. Русский центр Фордамского университета в Нью-Йорке // КАТОЛИЧЕСКИЕ ОБЩИНЫ ВИЗАНТИЙСКОГО ОБРЯДА И РУССКАЯ ДИАСПОРА: СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА
  7. Архивированная копия (недоступная ссылка). Дата обращения 13 января 2018. Архивировано 14 января 2018 года.

Литература

  • Назначение архимандрита Иоанна Шаховского в Лос-Анджелес // «Новая заря». — 1946. — 16 апреля
  • Чиннов И. Памяти архипастыря и поэта (об Архиепископе Иоанне Шаховском) // «Новый журнал» (The New Review). — N.Y. — 1989. — № 176. — 286—293
  • Иоанн Сан-Францисский, архиепископ. Избранное / Сост. Ю. Линник. — Петрозаводск: Святой остров. — 1992. — 575 С.
  • Линник Ю. В. Философ будущего. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) // Иоанн Сан-Францисский, архиепископ. Избранное. — Петрозаводск: Святой остров. — 1992. — С. 5-11
  • Сапов В. В. Шаховской Дмитрий Алексеевич // Литературная энциклопедия Русского Зарубежья 1918—1940. Писатели Русского Зарубежья. — М.: «РОССПЭН». — 1997. — С. 447—449
  • Сапов В. В. Иоанн // Русская литература ХХ века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь: в 3 томах. — М.: ОЛМА-ПРЕСС Инвест, 2005.
  • Архиепископ Иоанн (Шаховской) и его корреспонденты (Материалы к биографии Архиепископа Иоанна) // «Церковно-исторический вестник». — 1998 — № 1. — С. 64-92
  • Александров Е. А. Иоанн (Шаховской), Архиепископ // «Русский американец». Обзорный выпуск. — Nyack, N.Y. — 2000. — № 22. — С. 77-78
  • Харченко Н. П. Архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской) о вечных духовных ценностях и антиценностях, отраженных в понятиях, образах и дефинициях // Российские соотечественники в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Перспективы сотрудничества: материалы третьей международной научно-практической конференции. — Владивосток: Информационно-рекламное агентство «Комсомолка ДВ». — 2003. — С. 267—274
  • Нивьер, Антуан Православные священнослужители, богословы и церковные деятели русской эмиграции в Западной и Центральной Европе. 1920—1995: Биографический справочник. М.-Париж, 2007. С. 231—233.
  • Бирюкова К. В. Иоанн // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2010. — Т. XXIII. — С. 463-465. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-042-4.
  • Варакина, Е. Р. Картина мира в лирике Г.Иванова и архиепископа Иоанна (Шаховского). М., МАКС Пресс, 2010, 199 с.
  • von Scheliha, Wolfram. Šachovskoj Dmitrij Alekseevič (geistlicher Name Ioann, auch John Shakhovskoy). // Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon, т. 30. Nordhausen, Bautz-Verlag, 2009, стб. 1197—2006.

Ссылки

  • Биография
  • Биографическая справка
  • Произведения Д. А. Шаховского на сайте «Вторая литература» электронный архив зарубежья имени Андрея Синявского
  • Ангел тихий (недоступная ссылка)
  • Анатолий Краснов-Левитин о Иоанне (Шаховском)
  • О высказывании архимандрита Иоанна (Шаховского) о начале Великой Отечественной войны
  • Воспоминания митрополита Евлогия
  • Переписка между вл. Иоанном Шаховским и о. Александром Менем
  • Тексты стихов архиепископа Иоанна на SouLibre
  • Статьи

ИОАНН (ШАХОВСКОЙ)

Архиеп. Иоанн (Шаховской)

Иоанн (Шаховской) (1902 — 1989), архиепископ б. Сан-Францисский (Православная Церковь в Америке).

В миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской, родился в Москве 23 августа 1902 года. Князь происходил из старинного дворянского рода Шаховских, ведущего свое начало от Рюрика и святого князя Владимира, через святых благоверных князей Феодора Смоленского и его сыновей, Давида и Константина Ярославских. Его дед, генерал Иван Леонтьевич Шаховской, принимал участие в Бородинском сражении. «Чувством русскости», по его собственному признанию, он был более всего обязан своему отцу, Алексею Николаевичу, предводителю дворянства в городе Венев Тульской губернии и камергеру Двора .

Первое образование получил в Санкт-Петербургском Александровском лицее .

В 1919 году Димитрий участвовал в боях в составе Белой Гвардии.

Летом 1920 года покинул Россию из Крыма.

Начал учиться в 1921 году и в Париже в Ecole Libre des Sciences Politiques.

Следующее образование получил в Бельгии, в знаменитом старинном Лувенском католическом университете, за 3 года пройдя курс исторического отделения философско-словесного факультета .

Сотрудничал с русскими журналами, публиковал стихи. Студентом издавал журнал «Благонамеренный» (1926 г.).

Именно в Бельгии, в 1926 году, ранней весной он «был призван к монашеству» .

23 августа 1926 года «в день своего исполняющегося 24-х летия, на рассвете, я был пострижен в одной из церковных параклисов Пантелеймоновского монастыря и наречено мне было имя Иоанна, в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. С Афона я уехал в новую жизнь в новой одежде» .

Затем была учеба в Богословском институте преподобного Сергия Радонежского (Париж). С принятием священного сана от митрополита Вениамина (Федченкова) он получил благословение настоятелем в русскую общину города Белая Церковь (Сербия), где был законоучителем Крымского Корпуса, преподавателем Пастырской школы и основателем Православного Миссионерского книгоиздательства «За Церковь!».

После этого он около года пребывает в Париже, где помог положить начало Спасскому приходу в Аньере. В 1932 году назначается настоятелем Свято-Владимирского храма в Берлине.

Позднее архиепископ Иоанн вспоминал:

«Мой берлинский приход св. кн. Владимира был не только местом моей приходской работы, но … стал центром работы печатной, миссионерской и благовестнической. За эти годы пришлось издать много книг и посетить все, кроме Албании, страны Европы со словом благовествования людям русского рассеяния. Особенно утешительными и плодотворными были мои лекционные поездки в Латвию, Эстонию и Финляндию, где оставалось коренное русское население» .

Издавал журнал «За Церковь!» (Берлин, 1932-1936). Во время войны вел миссионерскую работу среди русских военнопленных. Его издательское дело ликвидирует гестапо, конфискуется даже православное издание Библии .

По завершении войны тогда еще архимандрит Иоанн переезжает в Париж, а в начале 1946 года — в Соединенные Штаты Америки ходатайством своего духовного сына, известного авиаконструктора И. И. Сикорского. Через год Архиерейский Собор Американской Митрополии избирает его во епископы.

Войдя в состав «Американской митрополии» митрополита Феофила, 11 мая 1947 в Нью-Йорке рукоположен в сан епископа Бруклинского с назначением деканом Свято-Владимирской Православной Богословской Академии в Нью-Йорке.

На сайте www.ancestry.com удалось отыскать любопытный документ: оказывается еще в октябре 1949 года Владыка значился как STATELESS, то есть «не имеющий гражданства». И в то же время в графе национальность отмечен как American. Это мы узнаем из документа: Passanger Manifest; Pan American Airways, Inc. Aircraft N-1031 V U.S.A. Flight no. 101/2 London, England to New York, U.S.A. October 2nd 1949. Из 55 пассажиров 45-ое место за Владыкой: «SHAHOVSKOY, JOHN». А его домашний адрес записан следующим образом: «59.E. 2nd St., N.Y.C.».

В декабре 1947 года был подвергнут суду Собора епископов Московской Патриархии и Священным Синодом наложено на него запрещение за упорное противление к воссоединению с Московской Патриархией и за незаконное анафематствование архиепископа Макария, воссоединившегося с Московской Патриархией.

С 1948 года периодически, с 1951 года регулярно, а с 1953 года еженедельно вел на радиостанции «Голос Америки» свои «Беседы о вере». Владыка так говорил:

«Каждый воскресный день с начала пятидесятых годов я имел радость входить словом своим во многие дома и корабли мира, где понятно русское слово, и слух человека открывается к великой истине о Боге, Отце людей, и о живой, бессмертной человеческой душе.

За это он попал в СССР в разряд антисоветчиков, и на архипастыря было возведено гонение со стороны советских журналистов и партийных функционеров (см. журналы :Юность», «Коммунист» за 1960-е годы).

5-8 декабря 1950 года участвовал в VIII Всеамериканском Соборе митрополии в Нью-Йорке как епископ Бруклинский , но в том же году был назначен Сан-Францисским и Западно-Американским.

В 1961 году был возведен в сан архиепископа.

Принимал участие, как делегат Американской Митрополии, в главных экуменических конференциях. Заведовал Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии. Окормлял православных американцев в ходе войны в Корее, которая велась с участием США и СССР.

Архиепископ Иоанн был одним из главных ратников за Автокефальную Американскую Церковь. По этому поводу он имел свою точку зрения: Америка достойна иметь свою Православную Церковь, которая сможет объединить разноплеменные народы. И в 1970 году Русская Православная Мать-Церковь даровала автокефалию американцам. Однако до сих пор ряд Поместных Церквей не согласны с решением русских, во главе этого неприятия стоит Константинопольский Патриархат.

С 1978 г. на покое, жил в Санта-Барбаре.

Скончался 30 мая 1989 года, похоронен в Санта-Барбаре, на сербском кладбище.

Труды

Автор многочисленных религиозных трудов, часть которых издана в переводах, на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках. Печатался также под псевдонимом Странник.

Список его трудов:

  • Церковь и мир: Очерки. Белая Церковь: Православное Миссионерское книгоиздательство, 1929. 51 с.
  • Слава Воскресения. Белая Церковь: Православное миссионерское книгоиздательство, 1930. 48 с.
  • Почему я ушел из юрисдикции митрополита Антония. Париж.
  • Православно-миссионерское книгоиздательсво, 1931. 31 с.
  • Белое иночество. Берлин: За Церковь, 1932. 88 с.
  • О перевоплощении: Диалог. Брюссель: За Церковь, 1932. 26 с. (2-е издание. Париж, 1938)
  • Притча о неправедном богатстве: (Стенографическая запись лекции). Берлин: За Церковь, 1932. 14 с.
  • Возможно ли братство религий? Париж, 1934.
  • Иудейство и церковь по учению Евангелия. Берлин: За Церковь, 1934. 16 с.
  • Жизнь. Берлин, 1935. 65 с.
  • Пресвятая. Берлин.
  • Разговор семи православных о Софии. Берлин, 1936.
  • Летопись: Орган православной культуры. № 1-2. Берлин, 1936-1937.
  • Воля Божия и воля человеческая. Берлин, 1937. 36 с.
  • Путь на север. Берлин: За церковь, 1938. 80 с.
  • Философия православного пастырства. Берлин, 1938. 167 с. (Переиздание: СПб.: Русский христианский гуманитарный институт, 1996. 494 с.)
  • Пророческий дух в русской поэзии: Лирика Алексея Толстого. Берлин: За церковь, 1938. 42 с.
  • О прославлении отца Иоанна Кронштадского. Берлин, 1938.
  • Размышления о религиозности Пушкина. Берлин, 1938. 38 с.
  • Правило духа. Париж, 1938.
  • Семь слов о стране Гадаринской. Берлин: За церковь, 1938. 40 с.
  • Испанские письма. Берлин, 1939.
  • Толстой и Церковь. Берлин: За Церковь, 1939. 203 с.
  • Слова («О молитве», «О благотворительности», «Свет», «Два человека», «Дочь Царства»). Берлин: За церковь, . 24 с.
  • Сирены. Брюссель, 1940. 19 с.
  • Тайна Церкви. Нью-Йорк.
  • Слово при наречении во епископа Бруклинского. Нью-Йорк, 1947. 27 с.
  • Человек и страх. Нью-Йорк, 1948. 51 с.
  • Епископы, священники, миряне. Нью-Йорк, 1948.
  • Пути Американской Митрополии (К трехлетию 7-го Собора: Итоги, выводы, перспективы). Нью-Йорк, 1949. 24 с.
  • Десять слов о вере. Буэнос-Айрес, 1950.
  • Время веры. Нью-Йорк: Издательство имени Чехова, 1954. 405 с.
  • Вера и ответственность. Нью-Йорк, 1954. 13 с.
  • Еще некоторое прикосновение к ранам. Нью-Йорк, 1956. 15 с.
  • Русская Церковь в СССР. Нью-Йорк, 1956. 16 с.
  • Сеть. Сан-Франциско, 1957.
  • Записи о любви к Богу и человеку. Нью-Йорк, 1959. 114 с.
  • Письма о вечном и временном. Нью-Йорк, 1960. 258 с.
  • Письма к верующим. Сан-Франциско, 1962.
  • Листья древа. Нью-Йорк, 1963. 404 с.
  • Православие в Америке. Нью-Йорк, 1963. 24 с.
  • Книга свидетельств. Нью-Йорк, 1965. 377 с.
  • Книга лирики. Париж, 1966. 44 с.
  • Диалог с церковной Россией. Париж, 1967. 113 с.
  • Упразднение месяца: Лирическая поэма. Нью-Йорк: Новый журнал, 1968. 138 с.
  • Утверждение поместной Церкви. Нью-Йорк, 1971. 24 с.
  • Московский разговор о бессмертии. Нью-Йорк, 1972. 245 с.
  • Избранная лирика. Стокгольм, 1974. 227 с.
  • Биография юности: Установление единства. Париж: УМСА-Рress, 1977. 418 с.
  • Апокалипсис мелкого греха. СПб., 1997. 143 с.
  • Беседы с русским народом (По материалам книги «Время веры»). М.: Лодья, 1998. 159 с.
  • Избранное: В 2-х тт. Нижний Новгород: Братство св.Александра Невского, 1999.
  • О тайне человеческой жизни. М.: Лодья, 1999. 191 с.
  • L’Affaire Ossipov, in: Le Messager Orthodoxe II, 10(1960)14-18.
  • Dialog s cerkovnoj Rossiej. Paris 1967. 113 S.
  • Foi et Certitude. Autobiofraphie, tome II. California 1982 (russ.).
  • The Orthodox Pastor: Outline of Pastoral Theplogy. Crestwood 1966. 117 S.
  • Pnevmatologija edinstva, in: Vest. russ. chr. dv. 62/63(1961) 39-50.
  • Teorija dvupravorucnosti svjatogo Kassiana, in: Vest. russ. chr. dv. 111(1974)8-16.
  • Vremja very (Radiopredigten). New York 1954. 40 S.
  • Установление единства. М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006. 256 с.
  • Философия православного пастырства. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2007. 160 с.

> Литература

Использованные материалы

  • Архиепископ Иоанн. Установление Единства
  • Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского… 11 мая 1947 г.
  • Bishop John of San Francisco (Shahovskoy). The Age For Faith. 1954. by CHEKHOV PUBLISHING HOUSE. От Издательства (стр.7-8).
  • Архиепископ Иоанн С.Ф. (Шаховской). Московский разговор о бессмертии. Нью-Йорк. 1972.
  • Liberovsky, Alexis, «Primatial Elections in the OCA»:

Архиепископ Иоанн. Установление Единства.

Свое начало лицей берет в Царском селе. Однако 6 сентября 1843 года бывший Царскосельский лицей переехал в Санкт-Петербург, в здание Александровского сиротского дома по адресу Каменноостровский проспект, д. 21. По указанию Николая I после переезда лицей стал именоваться Императорским Александровским

Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского… 11 мая 1947 г. — стр. 8

Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского… 11 мая 1947 г. — стр.10

Епископ Иоанн. Слово при наречении во епископа Бруклинского… 11 мая 1947 г. — стр.12

Архиепископ Иоанн (Шаховской): Афоризмы

Журнал «Фома» продолжает рубрику «Мысли великих», где публикуются изречения и афоризмы святых отцов, писателей, философов. Сборники изречений – древняя традиция, восходящая к античности и раннему христианству. Один из самых известных патериков назывался «алфавитным» или «азбучным», поскольку содержал афоризмы и назидательные истории о жизни подвижников, сгруппированные в алфавитном порядке. Существовали и нехристианские сборники изречений и историй из жизни великих людей. В Средние века были распространены сборники изречений из святых отцов под заглавием «Пчела» или «Цветник духовный»

Сегодня, в годовщину смерти, мы публикуем изречения одного из самых известных православных архиереев – архиепископа Иоанна (Шаховского)

Вера. Бог и человек:

Вера есть вхождение в высшую реальность.

Иов говорит удивительное слово… «Нет между нами (между Богом и им, человеком) посредника, который положил бы руку свою на обоих нас» (Иов.9:33)… падший мир алчет посредника, который, как звено, соединил бы небо и землю… все те религиозные мировые учителя, которые появлялись в человеческой истории, как Будда, Магомет, и другие, клали свою руку только на человека. Они были, может быть, исполнены добрых намерений, но они были людьми и не могли поэтому подлинно соединить человека с Богом. Только истинный, совершенный Богочеловек, Альфа и Омега мироздания, Слово Божие, Логос, образ Ипостаси Отчей, Воплощенное Сияние Божьего Лица, Господь. Единый мог раз навсегда и навеки соединить Божество с человечеством. И в Нем Едином теперь совершается всякое соединение Бога с человеком, с теми сынами человеческими, которые, подобно Иову, жаждут сыновства Божьего, узнают и слышат голос Небесного Отца.

Первый темный страх человека есть боязнь увидеть Бога… Второй темный страх человека – это боязнь увидеть человека… Как страшится человек не найти Бога, так страшится он и найти Бога, увидеть своего Спасителя внутри себя и внутри другого человека. Страшится иногда человек найти высшую человечность в себе и в брате… Убегание от человека есть лишь второй этап ухода от Бога. Ушедшие от Бога, но еще не ушедшие от человека, близки к возвращению к Богу…

Человек страшится встретить самого себя, потому что, найдя себя, человек может найти Бога.

Ужасом своего несоответствия Богу, иногда очень глубоко живущим, объясняется неверие человека, эта темная человеческая боязнь обнаружить у себя или где-либо в мире Бога. «Нет Бога!»… «Не может быть Бога в мире, где столько зла и страданий!» Ведь это уже есть знание о Боге, и уже трепет пред своим и мировым несоответствием Ему. В неверии есть ужас возможности встречи с Богом. Страх отодвигается, душа успокаивается неверием…

…страшно огорчить Любимого! Это – страх учеников Христовых. Человек тогда страшится уже не мучений своей неверности Богу, но потери этих мучений…

>Страдания праведных:

…тайна страданий Праведника,.. сыновнее соучастие в страданиях святости Божией от свободных беззаконий человека в условиях этого мира…

Милосердие, любовь, доверие, эгоизм, страх:

Истинное чудо есть жалость.

Истинное милосердие всегда просто и деятельно. Оно есть воля, готовая на всякий труд, сердце, соглашающееся перенести всякую скорбь ради любви.

Любящий перестает страшиться. «Любовь побеждает страх» (1Ин.4:18)… Но это относится только к истинной любви. Неверная, движущаяся страстью или похотью любовь не знает бесстрашия; она не побеждает страха, но усиливает его, т. к. усиливает самость человека.

Достигший же любви обладает всякой вещью, не похищая ее. Это есть Царство Божие. «Ничего не имеем, и… всем обладаем» (2Кор.6:10).

Если нет единящей любви, чужое всегда остается чужим…

Похищение… есть грех к смерти, – ибо против Любви, Жизни.

Тайна беззакония Прометея не в том, что он похищает огонь, а в том, что он похищает.

Всякий похититель чужого, потому беззаконен, что не может сделать это чужое – своим…

Обидчик обижает, прежде всего, себя.

«Активный эгоист» обижает, «пассивный» обижается.

Любовь любит самого человека; не его грехи, не его безумие, не его слепоту…

Да, можно любить, и – не доверять. Но, не есть ли доверие признак души открытой, и не есть ли открытость свойство любви? Нет, любовь – шире открытости. И без открытости души, в этом мире, может быть любовь…

Злое утаивать надо, чтобы никого не замарать. Доброе утаивать надо, чтобы не расплескать. Утаивать надо ради пользы всех. Скрывание душой своего зла иногда бывает необходимостью духовной; скрывание своего добра почти всегда бывает мудростью…

Не всякая «непрямота» есть неправда; и не всякое «недоверие», есть измена последнему доверию.

Последнее доверие можно иметь лишь к Богу…

Не к самому человеку надо, конечно, иметь недоверие, но к данному его состоянию.

Главное страдание ушедшего от Бога человека есть самолюбие.

Страх есть агония отлучаемой или себя от Бога отлучающей души. Страх есть агония одиночества.

Таков закон духа: забывая Бога, человек забывает свое собственное лицо, деперсонализирует себя. Теряя истину, человек теряет с нею и жизнь. И все трудности и все неудачи человеческие (особенно в брачной и семейной жизни) связаны с этим.

Ушедший от Бога, уходит и от самого себя.

Характер человека. Гордыня и тщеславие. Трезвомыслие и смирение:

…характер формируется и складывается от свободных человеческих реакций на окружающий мир… Так сам человек лепит из своих душевных качеств и способностей или образ человеческий, или звериный.

Тщеславие есть признак не только нравственного, но и умственного застоя.

И в жизни обществ и народов «гордыня идет перед погибелью». Уровень культуры – прямо пропорционален скромности общественной и международной.

…душа наша должна знать… свои духовные пределы.

Мы не вольны избежать того что нам дается независимо от нашей воли; но мы всегда свободны всякое жизненное событие и слово претворить в свет, сделать нужным для себя и других. В этом дело нашей свободы. Чрез все события, все горести и радости человек имеет и власть и счастье идти к Божьей правде, которой нет конца… Нет «рока», нет «слепой судьбы». Есть Недреманное Око Божией любви и наша свобода быть в ней.

Добро и зло:

…тьма не существует, как что-то противоположное свету, но заключается лишь в воле богопротивления Богу, в нелюбви свободного творения. Ибо свободное творение не может быть вынуждено к любви. Зла нет, как чего-то противоположного Богу. Зло заключено в свободной воле, как воплощенного, так и невоплощенного духа.

Особенно трудным становится нравственное состояние человека когда его душа, словно зараженная апокалиптической «трихиной», включается в какое-либо коллективное зло мира… В коллективном зле нравственная извращенность имеет больше поводов для самооправдания, хотя самооправдание, психологически, не требует обычно никаких поводов.

Воля бесов обращается на свиней…

Бесы гадаринские, теряя человека, хотят вампирически насладиться хоть какой-либо тварью… Лишь бы не остаться им в этом страшном одиночестве собственной злобы и не находящей для себя предмета похоти — самости, в самой себе терзающейся мучениями ада… Поистине ужасна эта бездна, не имеющая никуда выхода из самой себя и не желающая открыться Богу.

Как гадаринские духи, мы, слепые люди, на земле живущие, не обращаем лица ко Господу – Солнцу Правды и Жизни, но ищем себе «свиней», – лишь бы не обнаружилась пред нами самими наша пустота… «Свинья» – это всякое заполнение пустоты своей – не Господом.

Почему человек не принимает Господа?.. Гадаринцы опечалились гибелью своих свиней.

Нетерпимость:

Ригоризм и пуританство чужды евангельскому духу. Фарисейская праведность без любви – более темна в очах Божиих, чем всякий грех. Но и теплохладность христиан в исполнении заповедей – так же темна. Как фарисействующие, так и торгующие и курящие в храме Божьем – одинаково изгоняются из храма.

Человеческий узкий, гордый, больной разум, не преображенный в Духе Божием, одинаково стремится к разделению и ищет повода к нему, кому бы он ни принадлежал этот разум – православному или сектанту.

Православие не сияет в православном обществе, в том, которое гордится своим Православием.

Нельзя Православие защищать по-язычески.

Православие… есть дух и жизнь и имеет плодом своим – только жизнь.

… дух сектантства… есть дух душевной (не духовной) ревности. Это – рационализация веры, блюдение чистоты веры и потеря глубины. Это ущерб любви.

Справедливость:

Совесть… чувство глобальной справедливости…

…высшая справедливость – выше справедливости, и имя ей любовь.

Сама справедливость нас все время толкает и понуждает быть выше справедливости и никогда не быть ниже ее. И мы чувствуем в душе своей мир и радость, когда совершаем справедливость, и особенно когда становимся в своих чувствах выше справедливости. Стать над справедливостью – это значит войти уже в Царство Христовой любви.

Жизнь, время и вечность, суета мира, социальные потрясения и конфликты:

Только мгновение настоящего есть точка соприкосновения человека с реальностью Вечного. Только настоящее, собственно и есть у человека, у его свободной воли… Понятие «будущего» менее всего похоже на «вечное» – говорит Льюис. «Будущее» есть самая «временная», самая нереальная часть времени человека.

Шум – единственная самозащита зла от голоса тихой человеческой совести, от тихого Слова Божьего… Шумные лозунги ткут легенду «будущего»… Только о смерти своей забыл человек… не закрыться от зла и смерти никаким шумом. Есть одно только спасение: Христос Воскресший.

Евангельская греховность это «пастушеская свирель», по сравнению с назойливой, оглушительной и бесстыдной музыкой греха наших дней. Не только единично, но и коллективно восстают люди нашего века против – Духа Божия. Белое так настойчиво называется в ми-ре черным, и черное – белым. «Горы падите на нас и холмы покройте нас» (Лк.23:30)!

Целью революции для блага всех, оправдываются великие обиды людям. Гуманными фразами оперируют бездушные планировщики, не видящие живого человека.

… средство немыслимо оправдать целью.

…человеку, прежде всего, надо стать настоящим человеком, чтоб начать в лучшую сторону изменять мир. А когда нравственно слепые люди «изменяют мир», они его изменяют в худшую сторону. Они хотят «изменить» мир, не зная этого мира, не веря в нравственную сущность ни его, ни человека. Как улучшить мир не улучшив человеческого сердца? Океан крови пролился и продолжает проливаться ради отвлеченных проектов будущего.

…идея материализма, как чуждая нравственного понимания мира и человека, не может создать настоящей общности между людьми; идея материализма противоположна самой сути духовной настоящей общности людей и углубляет разделение человеческое.

«Происшествие» для человека есть нечто, столь же необходимое в жизни, как хлеб. Извращенная природа человеческая созерцает мир не как отражение небесной гармонии, где каждая мелочь драгоценна своим непосредственным отношением к великому целому Божьего мира; падшая природа человека созерцает мир как скучную бессмысленность, где можно лишь отыскивать себе различные приятности и где непрестанно происходят различной любопытности события. Люди устремляются к «новостям»… «Новостями» закрыт в мире вход к Божественным Тайнам.

Цивилизация, неуравновешенная и не скрепленная высшим смыслом жизни, ведет к гибели человечество, все более усложняет, затрудняет и разоряет свой собственный мир.

Знание и незнание:

Пусть не странным покажется, что человеку надо обучаться некоему незнанию. Это незнание не будет неведением. Еще менее, оно будет невежеством. Стремясь уйти от лжеименного знания, человек иногда приходит к восхвалению невежества, к отвержению благодатной культуры знания. Это путь ложной философии незнания, путь фарисейский, усваиваемый некоторыми мытарями, становящимися в стороне от жизни мира и превозносящими себя над фарисеями науки. Не этот путь дает Господь, для преодоления соблазна и пустоты лжезнания.

В нынешнем состоянии человечества никакое знание не должно ощущаться как знание. Всякое знание должно переживаться как неведение.

Биография архиепископа Иоанна (Шаховского):

Архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской) родился в Москве 23 августа 1902 года.

В 1918 году ушел воевать добровольцем в составе белой армии генерала А. И. Деникина. В боях под Царицыным был контужен.

После эмиграции в 1920 году жил сначала в Константинополе, затем во Франции, где в Париже учился в Школе политических наук. Затем в 1926 году в Бельгии окончил историко-филологический факультет Лёвенского университета, работал редактором литературного журнала «Благонамеренный» (в Брюсселе) и сотрудничал с русскими изданиями.

Монашеский постриг принял в Пантелеимоновом монастыре на Афоне в том же 1926 году.

Тогда же учился в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже.

8 декабря 1926 он был рукоположён митрополитом Евлогием (Георгиевским) в сан иеродиакона. 6 марта 1927 епископом Вениамином (Федченковым) был рукоположён во иеромонаха в сербском городе Белая Церковь в юрисдикции РПЦЗ. Служил сперва помощником настоятеля храма при Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви, затем в сентябре 1927—1930 — настоятелем этого храма и законоучителем корпуса. Построил и был первым настоятелем русского храма святого Иоанна Богослова в Белой Церкви. Преподавал в Пастырской школе в 1928—1930 гг. и, одновременно, работал директором Православно-миссионерского издательства издательства.

Вернувшись в 1930 году в Париж, перешёл в юрисдикцию Константинопольской Церкви. Это был Западноевропейский экзархат русских приходов, возглавляемый митрополитом Евлогием (Георгиевским).

В 1932 году переехал в Берлин, где был назначен настоятелем Свято-Владимирской церкви.

В 1935 году был возведен в сан игумена и с 1936 года был благочинным приходов Экзархата митрополита Евлогия в Германии.

В 1937 году возведен в достоинство архимандрита.

В Германии издавал и редактировал журнал «За Церковь» и основал одноимённое православное издательство.

В 1945 году вернулся в Париж, затем в 1946 году переехал в США, где перешел в юрисдикцию Северо-Американской митрополии, которая в 1970 была признана Московским Патриархатом как автокефальная Православная Церковь в Америке.

В 1946-47 годах служил настоятелем храма в Лос-Анджелесе.

11 мая 1947 года был хиротонисан в сан епископа Бруклинского и назначен викарием митрополита Феофила (Пашковского). Тогда же он работал ректором Свято-Владимирской духовной семинарии.

В 1950 году был назначен руководить Сан-Францисской и Западно-Американской епархией. В сан архиепископа был возведен 1961 году.

Также заведовал Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии, был активным участником экуменического движения и членом Всемирного совета церквей.

Периодически вел на радиостанции «Голос Америки» передачу «Беседы с русским народом». Написал множество религиозных трудов и литературных произведений в стихах и прозе, некоторые из которых были изданы в переводах, на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках.

С 1978 постоянно находился на покое. Скончался 30 мая 1989 года в Санта-Барбаре, и был похоронен на сербском кладбище в пригороде Сан Франциско.

>Православная электронная библиотека

Главная / Все авторы

архиепископ Иоанн (Шаховской)

Архиепископ Иоанн — автор многочисленных трудов, часть которых издана в переводах на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках.

Архиепископ Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской; 23 августа 1902, Москва — 30 мая 1989, Санта-Барбара, Калифорния, США) — архиепископ Сан-Францисский и Западно-Американский в юрисдикции Православной церкви в Америке, проповедник, писатель, поэт.
Родился в аристократической семье. Отец — землевладелец, несмотря на это пахавший вместе с крестьянами землю в своём имении в Тульской губернии. Мать — правнучка архитектора Карло Росси. Сестра Зинаида (1906—2001) — писательница, мемуаристка, известный журналист.С 1918 был добровольцем в белой армии генерала А.И. Деникина. Окончив Севастопольскую морскую телеграфную школу, был зачислен на Черноморский флот. В 1920 эмигрировал в Константинополь, затем во Францию. Учился в Школе политических наук в Париже, окончил историко-филологический факультет Лувенского университета (Бельгия; 1926). В 1926 редактировал в Брюсселе литературный журнал «Благонамеренный», сотрудничал с русскими изданиями, публиковал стихи.
В 1926 году был пострижен в монашество в Пантелеимоновом монастыре на Афоне; учился в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже.
С 8 декабря 1926 года — иеродиакон (рукоположен митрополитом Евлогием (Георгиевским) в Париже). С 1927 года жил в Сербии, находился в юрисдикции Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ), был рукоположен во иеромонаха 6 марта 1927 епископом Вениамином (Федченковым) в сербском городе Белая Церковь. В апреле-сентябре того же года — помощник настоятеля храма при Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви, в сентябре 1927—1930 — настоятель этого храма и законоучитель корпуса. Был строителем и первым настоятелем русского храма святого Иоанна Богослова в Белой Церкви, преподавателем в Пастырской школе, в 1928—1930 годах являлся также директором Православно-миссионерского издательства в этом городе.
В 1930 году вновь переехал в Париж, где перешёл в Западноевропейский экзархат русских приходов (Константинопольский Патриархат), возглавляемый митрополитом Евлогием (Георгиевским). В 1931—1932 годах был разъездным священником во Франции, в 1931—1932 — первым настоятелем церкви Всемилостивого Спаса в Аньере.

1 апреля 1932 был назначен настоятелем Свято-Владимирской церкви в Берлине. С 18 мая 1935 года — игумен. С 26 мая 1936 года — благочинный приходов Экзархата митрополита Евлогия в Германии, с 2 мая 1937года — архимандрит. Издавал и редактировал журнал «За Церковь», основал одноимённое православное издательство.
В феврале 1945 года переехал в Париж, а в начале 1946 — в США. Покинул клир Западноевропейскоо экзархата и принят в юрисдикцию Северо-Американской митрополии (В 1970 году, после восстановления канонического общения с Московским Патриархатом, Митрополии была дарована автокефалия. На Соборе иерархов, священников и мирян, прошедшем в том же году, Церковь приняла именование Православной Церкви в Америке). В 1946—1947 — настоятель храма в Лос-Анджелесе. С 11 мая 1947 — епископ Бруклинский, викарий митрополита Феофила (Пашковского), ректор Свято-Владимирской духовной семинарии.

С 1950 — епископ Сан-Францисский и Западно-Американский. С 1961 — архиепископ. Заведовал Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии. Активный участник экуменического движения, член Всемирного совета церквей. В 1975-м временно ушёл на покой по болезни, с 1978 года постоянно находился на покое.
С 1948 года периодически, с 1951-го регулярно, а с 1953-го еженедельно вёл на радиостанции «Голос Америки» передачу «Беседы с русским народом». Автор многочисленных религиозных трудов, часть которых издана в переводах на английском, немецком, сербском, итальянском и японском языках.
Скончался на покое в Санта-Барбаре. Был похоронен на сербском кладбище.

Книги автора:

архиепископ Иоанн (Шаховской)

Бедность и богатство

Бедные могут обогащать богатых… Богатые — обеднять бедных… Как различно…

архиепископ Иоанн (Шаховской)

Беседы с русским народом

Всякое ложное учение об истине — есть змея, всякое восстание на Спасителя…

архиепископ Иоанн (Шаховской)

Записи голоса чистого

В конце 20-х годов в Белой Церкви я получил заказной пакет из Польши.…

архиепископ Иоанн (Шаховской)

О перевоплощении (диалог)

Мне пришлось недавно говорить с одним христианином, и он меня все…

архиепископ Иоанн (Шаховской)

Письма к верующим

Решаюсь вам сказать о тайне человеческой свободы, потому что вы, страдая,…

архиепископ Иоанн (Шаховской)

Спутники дамасской дороги

Человечество знает великих своих деятелей и помнит больших преступников…

архиепископ Иоанн (Шаховской)

Философия собственности

Человеку может принадлежать лишь то, что принадлежит Богу. Мир есть…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *