Архимандрит антоний

Из Афона — на Киевскую землю

История Киево-Печерского монастыря берет начало от преподобного Антония Печерского. Он родился в 983 году, за пять лет до крещения Руси, и был назван Антипой. С раннего возраста проявилась его подлинная вера. Когда на Руси христианство только устанавливалось, зарождались первые храмы, Антипа совершил паломничество в Палестину, чтобы увидеть места земной жизни Спасителя. По дороге назад он посетил Афон, где вскоре принял монашеский постриг, и под новым именем Антоний подвизался на Святой горе.

Но через несколько лет игумен монастыря узнал Божью волю об иноке Антонии — своим примером утверждать христианскую веру на Руси. Так будущий святой вернулся в родную землю. В центре Руси — Киеве — он посетил все новообразованные монастыри, но места себе не нашел. Поэтому поселился тогда еще вдали от города, на Киевских горах, в одинокой пещере. Раньше в ней жил священник Иларион, будущий киевский митрополит.

С этой пещеры фактически и началась история Киево-Печерского монастыря. Считается, что обитель основали Антоний и Феодосий Печерские. Но на самом деле основателем был именно святой Антоний, Феодосий пришел после и стал игуменом обители. Но об этом немного позже.

Заслуги нового игумена

В 1057 году Феодосий Печерский становится игуменом монастыря. Он был не только величайшим молитвенником, но и прекрасным руководителем. По его благословению было построено деревянное здание обители, начато строительство главного храма — Успенского, основана монастырская библиотека, что в то время вообще было редкостью.

Но главная заслуга игумена — принятие первого устава обители. Основой для него послужил студийский общежительный устав. Что это означало:

  • имущество монахов было общим;
  • братия проводила время в молитве и труде;
  • все начиналось именно с молитвы и благословения;
  • все монахи исповедовались игумену, открывая ему свои помыслы.

Кроме этого, особое внимание Антоний и Феодосий Печерские уделяли не только молитве и жизни братии, но и помощи нуждающимся. Известно, что святой Феодосий даже устроил специальное жилище для нищих и людей с особыми потребностями, на которое шла десятина от доходов обители. Заботился он и о заключенных, каждую субботу отправляя им воз хлеба.

Но проблемы братии и потребности других людей не отвлекали его от молитвы. Как ученик Антония, Феодосий был аскетом, уходил в затвор на весь Великий пост. В пещерку он брал только немного хлеба. Питала же его именно молитва. Чтобы ничто не отвлекало от общения с Богом, он просил братию присыпать вход в пещерку. Средством для скудной связи с монахами служило маленькое окошечко. Только в субботу и воскресенье иноки могли подойти к нему и обратиться к игумену с важными вопросами.

Скончался преподобный после непродолжительной болезни в возрасте чуть более 65 лет.

Антоний, архиепископ Венский и Будапештский

Биография:

  • Антоний, архиепископ Венский и Будапештский (Севрюк Антон Юрьевич) Родился 12 октября 1984 г. в Твери.

  • В 1991-1995 гг. обучался в средней школе № 19 г. Твери. В 1995 г. поступил в муниципальное образовательное учреждение «Тверской лицей», который окончил в 2002 г. с золотой медалью.

  • Во время учебы в школе нес послушание алтарника и иподиакона в Воскресенском кафедральном соборе г. Твери.

  • В 2002 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Во время обучения нес послушания сотрудника сайта Санкт-Петербургской духовной академии и преподавателя факультативного курса английского языка. Регулярно представлял Санкт-Петербургские духовные школы на различных конференциях и семинарах.

  • В 2006 г. участвовал в работе семинара молодежной организации «Синдесмос» в Брюсселе, Бельгия. В 2004-2007 гг. ежегодно принимал участие в работе летнего православного молодежного лагеря в Потамитиссе, Кипр, в качестве переводчика и руководителя русскоязычной делегации.

  • В октябре 2006 г. ректором Санкт-Петербургской духовной академииархиепископом Тихвинским Константином (ныне — архиепископ Курганский и Шадринский) пострижен во чтеца в академическом храме во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

  • В марте 2007 г. направлен для прохождения стажировки на православное отделение богословского факультета Университета Йоенсуу (Финляндия), во время учебы нес послушание благочинного Иоанно-Богословского храма при духовной семинарии Финской Православной Церкви.

  • В июне 2007 г. по возвращении в Санкт-Петербург успешно защитил дипломную работу за курс семинарии на тему «Эсхатология в мировых религиях».

  • 17 июня 2007 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию по первому разряду и награжден премией имени митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). Решением преподавательского совещания принят в число студентов Санкт-Петербургской духовной академии без сдачи вступительных экзаменов.

  • В сентябре 2007 г. назначен стажером службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. С октября 2007 г. — референт председателя ОВЦС МП митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне — Святейший Патриарх Московский и всея Руси). В сентябре 2008 г. назначен преподавателем Смоленской духовной семинарии.

  • С 5 февраля 2009 г. — личный секретарь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

  • 5 марта 2009 г. Святейшим Патриархом Кириллом пострижен в иночество с наречением имени Антоний в честь преподобномученика Антония Валаамского в домовом храме святого праведного Филарета Милостивого Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

  • 8 марта 2009 г. Святейшим Патриархом рукоположен во иеродиакона в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы.

  • С апреля 2009 г. по 8 апреля 2011 г. — руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси.

  • 3 апреля 2010 г. в Храме Христа Спасителя Святейшим Патриархом Кириллом рукоположен во иеромонаха с возложением набедренника.

  • 5 июня 2010 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию по первому разряду.

  • Решением Священного Синода от 22 марта 2011 года (журнал № 32) назначен клириком Свято-Николаевского ставропигиального прихода г. Рима.

  • Решением Священного Синода от 30 мая 2011 г. (журнал № 62) освобожден от должности клирика

  • 12 июля 2011 г. указом Святейшего Патриарха Кирилла назначен секретарем приходов Московского Патриархата в Италии.

  • 18 июля 2013 г. за богослужением в Троице-Сергиевой лавре Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архимандрита.

  • 7 октября 2015 г. Святейшим Патриархом Кириллом в домовом храме святого праведного Филарета Милостивого Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры пострижен в мантию с наречением имени Антоний в честь преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца.

  • Решением Священного Синода от 22 октября 2015 г. (журнал № 62) избран епископом Богородским, викарием Патриарха Московского и всея Руси, с поручением осуществлять архипастырское окормление приходов Московского Патриархата в Италии, и назначен руководителем Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям.

  • Наречен во епископа 23 октября 2015 г. в соборе Введения во храм Пресвятой Богородицы Оптиной пустыни. Хиротонисан 26 октября за Божественной литургией в Новодевичьем монастыре г. Москвы. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

  • Указ Святейшего Патриарха Кирилла от 28 октября 2015 г. назначен на должность настоятеля храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне г. Москвы.

  • Решением Священного Синода от 29 июля 2017 г. (журнал № 52) освобожден от должности управляющего Италийскими приходами Московского Патриархата и настоятеля ставропигиального храма святой великомученицы Екатерины в г. Риме. Синод постановил иметь титул «Звенигородский».

  • В сентябре-декабре 2017 г. — временный управляющий Берлинской епархией.
  • Решением Священного Синода от 28 декабря 2017 г. (журнал № 116) назначен управляющим Венско-Австрийской и Будапештско-Венгерской епархиями с титулом «Венский и Будапештский» и сохранением должности руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям. Также решением Синода поручено временное управление приходами Московского Патриархата в Италии.
  • 1 февраля 2018 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.
  • 15 октября 2018 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение освободить архиепископа Венского и Будапештского Антония от временного управления приходами Московского Патриархата в Италии (журнал №77).

Образование:

2007 г. — Санкт-Петербургская духовная семинария.

2010 г. — Санкт-Петербургская духовная академия.

Место работы: Управление Московской Патриархии по зарубежным учреждениям

(Руководитель)

Епархия: Венская епархия

(Правящий архиерей)

Епархия: Будапештская епархия

(Правящий архиерей)

Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Антония (Севрюка) при наречении во епископа Богородского.

Награды:

Церковные:

  • 2008 г. — медаль «1020-летие Крещения Руси» I ст.;
  • 2008 г. — орден «1020-лет Крещения Киевской Руси» (УПЦ);
  • 2010 г. — Крест святого апостола Марка (Александрийская Православная Церковь);
  • 2012 г. — орден прп. Паисия Величковского II ст. (Молдавская Православная Церковь).
  • 2019 г. — орден святого благоверного князя Даниила Московского III ст.

Биография

Родился в Петербурге 14 марта 1803 года в богатой купеческой семье. Получив образование в одном из лучших иностранных пансионов, Алексей хорошо знал французский язык, несколько хуже немецкий и английский, неплохо рисовал, писал стихи. Позже начал писать художественную прозу, подражая Вальтеру Скотту и Бестужеву-Марлинскому.

В начале 1820-х годов женился на Анне Пономарёвой, младшей дочери богатого купца-сахарозаводчика Прокопия Пономарева. В 1824 году у них родился сын Пётр. Однако семейное счастье Бочковых было недолгим. Слабая здоровьем жена после наводнения в Петербурге в ноябре 1824 года вскоре заболела. Болезнь быстро перешла в чахотку.

После смерти жены в 1827 году Бочков пережил тяжёлое психическое расстройство с мучительными галлюцинациями, во время которого дал обет в случае выздоровления уйти в монастырь. Исполнить своё намерение он не спешил: в 1828—1837 годах он паломничал по разным монастырям, но ему, как писал А. А. Чумиков в журнале «Русская старина», «вследствие его слишком идеальных представлений о монашеской жизни никак не удавалось открыть для постоянного пребывания такой монастырь, который бы вполне удовлетворял его желаниям». Бывал он в Козельской Оптиной пустыни, где его наставником стал преподобный старец Лев (Наголкин).

Наконец, в 1837 году он поселился в Троице-Сергиевой пустыни близ Петербурга, архимандритом которой с 1833 года был архимандрит Игнатий (Брянчанинов). Образованный и талантливый о. Игнатий, автор «Аскетических опытов» и духовных стихотворений, стал наставником и другом Алексея Бочкова. Много лет они состояли в духовной переписке. В Троице-Сергиевой пустыни Бочков прожил до мая 1844 года.

В 1844—1846 годах Алексей Бочков формально числился в Троицком Гуслицом монастыре Полтавской епархии, а фактически жил в доме епископа Полтавского Гедеона, весьма к нему благоволившего.

5 ноября 1844 года епископ Гедеон постриг его с именем Антоний. 13 декабря 1845 года рукоположил его в иеродиакона и ещё через 4 дня — в иеромонаха. Приняв монашество и сан, не оставил писательства.

В 1846 году о. Антоний переходит по собственному желанию в Старо-Ладожский Николаевский монастырь Петербургской епархии.

В 1847—1848 годах о. Антоний совершает своё первое паломничество на Святую Землю. К этому времени относится его письмо оптинским старцам, в котором он, выражая обеспокоенность французской революцией 1848 года и оскудением христианской веры писал, предвидя будущие социальные катаклизмы в России и Европе: «Теперь страшен уже не раскол, а общее европейское безбожие. <…> Все европейские учёные теперь празднуют освобождение мысли человеческой от уз страха и покорности заповедям Божиим. Посмотрим, что сделает этот род XIX века, сбрасывающий с себя оковы властей и начальств, приличий и обычаев. <…> Если восторжествует свободная Европа и сломит последний оплот — Россию, то, чего нам ожидать, судите сами. Я не смею угадывать, но только прошу премилосердного Бога, да не узрит душа моя грядущего царства тьмы».

В 1852 году совершает паломничество на гору Афон. Здесь он он делает крупное пожертвование русскому монастырю святого Пантелеимона — иконостас для домовой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. После посещения он направляется снова на Святую Землю.

По возвращении переходит в Большой Тихвинский монастырь, но в 1857 году вновь возвращается в Старо-Ладожский монастырь и становится его духовником.

В 1857–1858 годах он совершает третье путешествие в Иерусалим через Одессу, а обратно в Россию едет через Италию и Австрию.

В 1862—1866 годы был игуменом Череменецкого монастыря.

Весной 1871 года игумен Антоний перешел в подмосковный Николо-Угрешский монастырь по приглашению его настоятеля архимандрита Пимена (Мясникова).

Однако спокойная жизнь престарелого игумена продолжалась менее года. В Москве разразилась эпидемия тифа. Больных и умирающих было так много, что приходское духовенство не успевало совершать необходимые требы: исповедь, причастие, соборование, отпевание. Митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов) подписал воззвание к монашествующим с приглашением добровольно служить страждущим в больницах. Одним из первых на него откликнулся игумен Антоний. Архимандрит Пимен писал о нём: «Как первый делатель, он установил надлежащий порядок при отправлении треб и, как добрый пастырь, а не как наемник, положил душу свою за ближних. Во время пребывания своего в больнице он заболел. Я предлагал ему возвратиться в монастырь, но он не пожелал, говоря: «Ежели такова воля Божия, то я желаю умереть на подвиге». Желаемое им исполнилось: он скончался апреля 5, 1872 года».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *