Атеизм и православие

В Лондоне появилась «церковь для атеистов»

Актер Сандерсон Джонс, основавший «церковь» вместе со своей приятельницей по артистическому цеху Пиппой Эванс является руководителем воскресных церемоний
rationalist.org.uk

В Северном Лондоне возникла «церковь для атеистов». Обустроена она в бывшем христианском храме, где уже давно не совершаются богослужения. У атеистов не услышишь проповедей о том, что все члены атеистической общины умрут и что за гробом жизни нет. По воскресеньям там проводят не совсем обычную службу, о которой рассказал Сандерсон Джонс, основавший «церковь» вместе со своей приятельницей Пиппой Эванс. Тот и другая — по профессии актеры. BBC, в репортаже об инициативе атеистов, задается вопросом, не претендуют ли они на то, чтобы атеизм превратить в религию.

В воскресенье на «службу» приходят более 300 человек. Вместо духовных гимнов там поют хиты из репертуара Стиви Уандера и Queen.

Взамен текстов священного писания участникам действа зачитывают выдержки из «Алисы в стране чудес» или представляют на большом мониторе доклад физика-теоретика Гарри Клиффа объясняющего происхождение антивещества.

Но есть и почти-что культовые моменты. Так одно из воскресных утренних собраний было озаглавлено словом «Чудо». Это было своего рода коллективное размышление, общая медитация, во время которой присутствующие склоняли головы созерцая мысленно «чудо жизни». А в слове, завершавшем двухминутную медитацию, Сандерсон Джонс поведал о том, какое воздействие на его духовное становление оказала смерть матери, пережив которую он понял, что надо получать максимальную отдачу от каждого дня, помня, что жизнь слишком коротка и за ней ничего не будет.

Аудитория «атеистической церкви» в основном составляют белые молодые люди, принадлежащие к среднему классу. Им доставляет радость быть частью чего-то нового. Они рассказывают о внутренней пустоте, которую они ощущали по утрам в воскресенье, когда решили отказаться от своей христианской веры. Между тем мало кто из них называет себя атеистами.

Один из участников воскреных собраний фотограф Джесс Бонхэм заявил, например, что это для него хороший повод побыть вместе с другими людьми и немного почувствовать дух сообщества, но без религиозного аспекта. «Это не церковь, это собрание нерелигиозных людей», — сказал он.

Как отмечалось в недавней публикации, посвященной лондонским атеистам, на российском сайте Katolik.ru, местный католический священник был удивлен тем, что атеисты «молились в храме». Он посчитал это смешением понятий. Настоятель католического храма, высказался за диалог с атеистами, но без использования для этого церквей.

По данным интернет-газеты The Huffington Post UK, воскресные собрания были придуманы как шанс для бывших верующих, которые перестали верить, для ностальгирующих атеистов, которым не хватает чувства общинности, для того, чтобы они могли встречаться и воплотить свои добрые намерения в жизнь.

А журнал The Independent сообщил, что на первом «богослужении» присутствовало около 200 человек. На встрече, названной «Начало», размышляли о путях достижения успеха на основе выводов, сделанным из неудачных жизненных опытов, а также о том, как избежать «затуманивания разума», грозящего стать западней.

Вместо проповеди, приглашенный «церковью» популярный в Англии детский писатель Анди Стантон рассказал о своем понимании того, как преодолеть неравенство и достичь успеха. Сандерсон Джонс приготовил для собравшихся небольшую комедийную сценку на бытовую тему и пригласил всех принять в ней участие. Музыкальным сопровождением стал старый хит группы Oasis — Don’t Look Back In Anger, подхваченный участниками встречи.

Между тем в среде атеистов есть и противники такого рода «церковных»собраний. «Критики инициативы высказали мнение, что организовывая встречу в старой церкви (хоть и лишенной сакральных функций) вместе с песнопениями, чтениями и речами, актеры рискуют превратить атеизм в одно из проявлений религии», — написала газета The Huffington Post UK. Правда, Сандерсон Джонс на правах организатора решительно отверг критику такого рода.

Семь смертных грехов в атеизме и христианстве

Понятие греха в христианстве
Что такое семь смертных грехов и какое место они занимают в нашей жизни
Слово «грех», «грешить», «грешница» известно каждому человеку. Все знают, что это означает что-то плохое, недостойное, заслуживающее осуждение. Однако, если попросить людей дать точно определение понятию «грех», то окажется, что мало кто сможет это сделать. Интуитивно многие понимают, что такой-то поступок — хороший, а такой-то – плохой, но почему некоторые поступки или свойства людей считаются «греховными», остается неясным. Большинство людей хотят жить хорошо, правильно, так себя вести, чтобы потом не переживать чувство стыда и не испытывать мук совести. А это невозможно, если человек чувствует что совершает грех. Так что же означает это слово? Откуда взялось понятие греха, что оно в себя включает, и что здесь истинно, а что – ложно? Я предлагаю вместе разобраться в том, откуда пошло это понятие, какое поведение является грешным, а какое – праведным, и может ли человек сам выбирать для себя, что он может считать грехом, а что – нет.
Некоторые люди говорят: «Понятие «греха» дано в Библии. Поэтому не нужно ничего выдумывать – читайте священные книги и поступайте так, как там написано». Было бы здорово, если бы все было так просто. Но…. во-первых, у каждого народа есть свои священные книги. То, что признается основами основ христианами, считается ересью у иудеев, то, чему поклоняются мусульмане, не считается святыней у буддистов. Но даже, если вы возьмем только одно христианство, то столкнемся с парадоксом: в священных книгах этой религии можно найти противоречивые указания на «правильный» образ жизни. Предположим, на улице вас обидел, или того хуже — ударил какой-то хулиган. Как вам себя вести? Вы смотрите в Библию, и видите призыв к мести: «Перелом за перелом, Око за око, зуб за зуб» (Левит. 24; 20.) и бьете в ответ своего обидчика. Потом дома, снова открываете Библии, попадаете на другую страницу и в Евангелии от Матфея находите прямо противоположный совет: «Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Еванг. от Матф. 5; 38-39). Получается, вроде бы, праведно действуя по принципу Ветхого Завета, вы на самом деле согрешили против Завета Нового.
Так что же такое «грех»?
Грех — поступок, нарушающий заветы Бога, его предписания, данные в священных книгах или толкованиях его жрецов.
С нерелигиозной точки зрения этим понятием также можно обозначить поступки человека, нарушающие общественные традиции и этические нормы поведения, установленные в данном обществе. Совершение греховного поступка создает вину человека и влечёт за собой воздаяние (в виде того или иного наказания). Грех не обязательно проявляется в поступке. То есть человек может согрешить мысленно, в реальности не сделав ничего плохого. По мнению евангелиста Матфея, именно так учил апостолов Иисус Христос во время Нагорной проповеди, осуждая не то что сексуальные поступки, но даже сексуальные мысли: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (..Еванг. от Матф. 5; 29-30) Отметим, что слово «грех» не всегда носило столь негативный и фатальный смысл. Первоначально в русском языке этот термин соответствовал понятию «ошибка» (близкие слова — «погрешность»). Лишь потом, по мере ужесточения религиозных правил грех стал более серьезным явлением, за которое можно было лишиться жизни (в этом мире), или быть обреченным на вечные муки (в мире потустороннем).
В христианстве грех – это не просто случайный проступок или ошибка, а нечто большее. Ведь грех противоречит человеческой природе (раз Бог создал людей по своему образу и подобию). Соответственно, служители церкви полагают, что нормальный, здоровый человек не может грешить, а если он так поступает, значит, он во власти болезни или врага человеческого — Сатаны, и задача церкви – излечить его от духовного недуга. «Лечение» грехов в разные эпохи проходило по-разному – молитвой, постом, а когда-то огнем и пытками. Бывало, что больной отдавал при этом Богу душу, но это считалось лучшим, чем, если бы человек остался жить, а душой завладел бы Дьявол.
Излечиться от греха может и сам человек, если покается – то есть признает свою вину, и будет стремиться искупить свой грех. Поэтому во многих версиях христианства широкую практику получила исповедь, во время которой человек мог получить прощение грехов от самого Бога (при участии и посредничестве священника). Человек, который покаялся в своих грехах, должен в дальнейшем избегать греховной жизни, и за это получает прощение. Все люди верят в разное. Я, как психофизиолог, верю в Мать-Природу, которая, создавая человека, поставила в участок мозга под названием гипоталамус «центр удовольствия», посылающий в кору больших полушарий сигналы, вызывающие сильные положительные эмоции, возникающие во время сексуального акта. Природа снабдила человека таким приспособлением, дабы поддерживать его стремление к продлению рода, но не предусмотрела, что человек станет таким умным, что создаст презервативы, гормональные таблетки, фаллоимитаторы и однополую любовь. В результате человек стремится получать удовольствие от «неестественных», то есть не запланированных природой поступков – грешных с точки зрения религии. Но с Матери-Природы какой спрос – она действует слепо, путем случайного естественного отбора, не стараясь предвидеть последствий, просто сметая в результате борьбы за существование все неприспособленные к жизни существа. А вот мудрейший Господь Бог должен был предвидеть, что человек натворит с его подарком – разумом, ибо создавал он людей «по образу и подобию своему», а уж себя-то знать он должен.
«Если бы мы все исповедались друг другу в своих грехах, то посмеялись бы над тем, сколь мало у нас выдумки. Если бы мы все раскрыли свои добродетели, то посмеялись бы над тем же». Халиль Джебран
Понятие греха в других религиях
В исламе грехом считаются поступки человека, противоречащие законам Аллаха и заветам Пророка. В Коране грех понимается как слабость человека, его неспособность к выдержке перед искушением шайтана (дьявола). В отличие от христианства, где мысль, противоречащая божественным предписаниям, является все-таки больше собственным грехом человека, в исламе такие мысли считаются «внешними», нашёптанные шайтаном. В таких случаях Коран рекомендует обращаться к Аллаху с просьбой о защите. В то же время любой сознательно совершенный греховный поступок является непростительным и не подлежит искуплению. Каждый такой грех будет упомянут в День страшного суда, однако, шансы спастись от возмездия у мусульман есть. Если человек раскается в своих греховных поступках, будет совершать добрые дела и не повторять ошибок, ко Дню Страшного Суда количество его добрых дел «перевесит» количество грехов, и он может быть прощен.
В буддизме и некоторых близких ему религиях (индуизме, джайнизме) с понятием греха сопряжено понятие кармы. Карма означает «действие» или «деятельность» и в более широком смысле олицетворяет универсальные принципы причины-следствия, деятельности и её последствий, поступков и воздаяния за них. Карму нельзя отождествлять с судьбой, впадая в фатализм. Так как человек своими правильными поступками может улучшить свою карму, а плохими – ухудшить ее. Согласно древним ведическим писаниям, если мы сеем добро, то и пожнём добро; если мы совершаем злые поступки, то и пожнём зло. Карма представляет собой совокупность всех наших действий и их последствий как в этой, так и в предыдущих воплощениях, которые определяют наше будущее. Получается, что, если в христианстве и мусульманстве, грех – это проступок против Бога или общества, то в восточных религиях грех — категория менее не столь социальная или религиозная, сколько индивидуальная, так как он направлен не против Бога или общества, а против самого человека (раз он ухудшает его карму).
К настоящему времени моральные принципы одной из древних цивилизации (иудейской), все еще сохраняются в качестве эталона нравственности. Мы имеем в виду «заветы Моисея» – мифического основателя первого еврейского государства. Спустя несколько тысяч лет люди имеют определенное представление об этих заповедях, и хотя далеко не все могут точно их сформулировать, но смысл большинство заповедей нашим современникам знаком и понятен. Соответственно, нарушение этих правил будет считаться грехом. Суть этих нравственных наставлений выглядит примерно так: Не произноси имени Господа всуе. Почитай отца и мать. Не убий. Не прелюбодействуй. Не кради. Не обманывай. Не завидуй и не желай чужого.
Устойчивость этих положений на протяжении огромного отрезка времени свидетельствует о том, что так называемые «заповеди Моисея» носят не столько религиозный характер, сколько относятся к общечеловеческим нравственным законам, которые признают справедливыми большая часть людей на Земле. С точки зрения религии законы Моисея нужно соблюдать потому, что так сказал Бог, и потому, что в случае неподчинения им Бог жестоко накажет не только самих людей, но и их детей, внуков и правнуков. С точки зрения общественной морали, эти заповеди следует соблюдать потому, что они «разумны» и «справедливы». Поясняя свое отношение к ним, люди говорили, что их исполнение делает общественную жизнь более безопасной, удобной и предсказуемой. С другой стороны, они совпадают с представлением о нравственных ценностях, бытующих в обществе, с пониманием таких категорий как «хорошо» и «плохо». Большинство людей соглашаются с тем, что почитать родителей, вести честную жизнь и не завидовать окружающим лучше, чем лгать, прелюбодействовать или воровать.
Семь смертных грехов
Многие слышали выражение «семь смертных грехов», но мало кто может четко объяснить, что это такое. К сожалению, даже не все православные священнослужители могут рассказать, откуда пошло это выражение, что оно означает и как следует вести человеку в том или ином случае, чтобы не впасть в этот страшный грех. Тем более, что не такой уж он и страшный, и впадаем в него каждый из нас по несколько раз за день. На самом деле «смертными» в христианстве называют грехи, которые ведут к «погибели души». В настоящее время их насчитывают семь видов. Это гордыня, зависть, обжорство, похоть, гнев, алчность и уныние (в западной цивилизации уныние часто заменяют на лень). Избавление от этих тяжких грехов, по мнению церкви, может принести только искреннее раскаяние, исповедь и епитимия (меры воспитательного характера в виде определенного наказания или дел благочестия). Однако, вопреки распространенному заблуждению, Библия не содержит точного перечня смертных грехов, и мы лишь косвенно можем понять, какие грехи являются тяжкими исходя из заветов Бога Отца (десять заповедей Моисея), Бога-сына (нагорная проповедь), а также других указаний, встречающихся в к Библии.
В комментариях предлагаю обсудить эту проблему – насколько часто вы или ваши клиенты (если вы занимаетесь психологической практикой) реально озабочены темой греха. Ведь, с одной стороны, согласно социологическим опросам, более 70% населения России считают себя православными и верящими в Бога. Но какой процент из них следит за своим нравственным состоянием и предпринимает реальные шаги по удалению от греха?

Наука vs атеизм

Сравнивать атеизм и науку так же уместно, как сравнивать Дональда Дака и Адольфа Гитлера. Атеизм — это мировоззрение, в то время как наука — это сфера деятельности. Так же можно сравнить и религию с наукой.
«Наука помогает людям»
Наука в изначальном варианте — это способ систематизировать знания, познать природу. А то, что научные достижения помогают людям — это совсем не первоначальная цель науки.
«Атеисты никому не помогают»
Это настолько абсурдно, что даже комментировать это сложно. Как должен помогать атеизм, я не пойму. Атеист — это человек, который не верит в богов, в более широком понимании — человек, который не признаёт ничего сверхъестественного. То есть если докажут, что Творец есть, атеист не будет отвергать прямые доказательства, он лишь будет настаивать, что Творец не имеет ничего сверхъестественного. «
А религия помогает?
Чем поможет тебе церковь, мой милый друг? Видно же, по жирным попам-олигархам, как они тратят деньги народа. Ну или вырубят парки, чтобы построить ещё одну церковь.
«Жертвы науки — около ста человек»
Што, бл*ть? Сто человек? Вы серьёзно? Жертвы в Хиросиме и Нагасаки стали возможны лишь благодаря науке. Без науки не было бы оружие, с помощью которого так легко убивать людей. А о опытах над людьми и замечательной евгенике я молчу.
«Жертвы атеизма — десятки миллионов человек»
Жертвы атеистОВ, во первых. Жертв атеизма, как и жертв религии — нет. Это лишь поводы одним людям убивать других людей.
А сколько людей. которые умерли благодаря религии?
Во время Средневековья сколько людей было убить из-за чего? Из-за религии. Инквизиция, Крестовые походы, войны. Всё эти ужасные вещи происходили из-за того, что людям промыли мозг. Ведь и священник. который жёг на костре невинную девушку, и селянин с вилами, который убивал женщин в Иерусалиме думали, что они им помогают. Они же спасали их души! Ведь тело — лишь бренная оболочка, вы чего! Мучения тела искупят душу! Или те же жертвы Реформации и Контрреформации — они погибли за веру. Так что жертвы религии несопоставимо велики по сравнению с жертвами атеизма.
«Атеисты рисуют картинки про попов, в то время как учёные изобретают лекарство от рака»
Тут то же, что и в первом пункте. Атеизм — это мировоззрение! Если ты веришь в барабашку, то почему ты не изобретаешь лекарство от рака?
«Науке тысячи лет, в то время как атеисту 14-15»
Есть замечательный человек, Жак Фреско, основатель проэкта «Венера». Вот он атеист. И ему, не представляете, не 14 лет, а немножечко больше.
А первые антирелигиозные произведения появились в Древнем Египте около 2100 года до н.э.»
И самое обидное не то, что такие глупые и абсурдные картинки есть, а то, что они появляются во вполне годных пабликах и им ставят лайки наравне с нормальными постами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *