Бабушка а с Пушкина

LiveInternetLiveInternet

21 апреля 1758 года родилась Арина Родионовна Яковлева (в замужестве Матвеева) (1758 — 1828), крепостная М. А. Ганнибал, няня Пушкина.

Стоит произнести ее имя — и почти каждый, выросший в русском культурном пространстве, скажет, кто она такая. Более того, он не сможет назвать ни одной другой воспитательницы гения. Некоторые литературоведы даже изрекли, что не будь такой няни, не знала бы Россия солнца своей поэзии. Как реакция на это, другие «исследователи» договорились до того, что старушка были лишь собутыльницей находящегося в депрессии поэта. А как иначе, если сам поэт говорит, обращаясь к ней: «Выпьем с горя, где же кружка?»

Родилась Арина Родионовна в деревне Суйда в 55 верстах от Санкт-Петербурга у крестьянина Родиона Яковлева и была названа Ириной (Ириньей), а Ариной ее стали звать в хозяйском доме, следуя моде того времени давать слугам иностранные имена или произносить их на чужой манер. Она была нянькой старшей сестры Пушкина Ольги и его младшего брата Льва, но не ходила за маленьким Сашей. За ним смотрели две другие женщины и дядька Никита Козлов, провожавший гроб с телом поэта в последний путь. И все же только ее Пушкин звал своей няней, к ней или навеянным ею образам не раз он обращался в своих стихах, говорил, что она стала прототипом няни Татьяны Лариной. Видимо, на самом деле крепостная крестьянка обладала особым даром и покоряла детские души, а ее речь навсегда отложилась в их памяти. Её роль важна тем, что в детстве «воспитание его мало заключало в себе русского; он слышал один французский язык».

После того как Александра отправили учиться в Царскосельский лицей, общение с няней надолго прервалось, а редкие семейные встречи после окончания учебы почти сразу прекратились, когда поэт был отправлен в ссылку на юг. Судьба вновь свела их в Михайловском, которое было определено новым местом его ссылки. Вот тогда Пушкин назвал ее «подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя», тогда написал и «Буря мглою небо кроет», когда вновь слушал и записывал вслед за нею сказки. Она его звала ангелом, а для него была мамушкой. Может, в этом и кроется тайна их отношений. Ведь ни с матерью, ни отцом у него не было нежных отношений. У матери на старшего сына просто не было времени: пятерых детей она потеряла в младенческом или раннем возрасте. Отец же воспитанием вовсе не занимался, а в Михайловском стал главным надзирателем своего сына.

http://www.citycat.ru/historycentre/

Из рассказа «Захарово — Душа наша, Пушкин. Большие Вязёмы – Тройка. Семёрка. Туз»

…Надежда Осиповна Ганнибал в 21 год вышла замуж за поручика Измайловского артиллерийского полка Сергея Львовича Пушкина (отец Пушкина). Это был союз льда (Он) и пламени (Она). La belle creole (прекрасная креолка) Nadine и остроумный Serge Пушкины жили небогато, но легко, давали небольшие балы и приглашали гостей на ужины в своем московском доме, но при этом хозяйством твердо управляла теща Мария Алексеевна Ганнибал — удивительная женщина с удивительной судьбой… Ей и принадлежало имение Захарово.
…В Захарово у бабушки Пушкин проводил лето с 1805 по 1810, то есть с 6 до 11 лет.
…Здесь в березовом парке маленький Саша много гулял, любил сидеть под липой и смотреть на пруд, а главное – очень много читал. Начитанность Александра потом будет изумлять его лицейских товарищей.
«Как бы сейчас представили Пушкина. – Дворянин. Дипломированный лицеист. Камер-юнкер Двора Его Императорского Величества. Помещик, хозяин стольких-то душ крепостных. Бывший ссыльный. Поэт. Семьянин. Отец четверых детей». М. Задорнов.

Дорога к Захарово красивая – сосновая, вся в табличках «пансионаты». Мы повернули по указателю, когда ехали из Звенигорода, направо. Едем по дороге густого парка. Справа видим клумбы и памятник бабушке Пушкина – Марии Алексеевне Ганнибал, владелице Захарова. И справа же показывается небольшой деревянный барский домик – серый, с белыми ставнями, с белыми колоннами и красной крышей.

У Пушкина было счастливое детство, которое подарила ему любящая его бабушка.
Мария Алексеевна Ганнибал (ур. Пушкина, 1745-1818, 73 года) – удивительная женщина с удивительной судьбой. В 27 лет она вышла замуж заОсипа Абрамовича Ганнибала (1744-1806, 62 года), майора морской артиллерии. Странный получился брак, хотя и по любви. Осип Ганнибал влюбчивый был человек, одним словом достойный сын (один из 5х) арапа и крестника Петра Великого — Абрама Петровича (отчество в честь царя)Ганнибала. Негритенок из жаркой Абиссинии в холодной России дослужился до генерал-аншефа. Дважды был женат, первую жену гречанку нещадно лупил, вторая – немка Христина Регина Матвеевна фон Шаберх родила ему 11 детей и говорила: «Шорный шорт делат мне шорны репят и дает им шертофски имя». Она имела в виду сложносочинённые имена её детей, которые на досуге придумывал Абрам Петрович, к примеру, Осип изначально был назван Януарием, а потом переназван Иосифом.

Так вот Осип-Иосиф-Януарий Ганнибал подарил Марии Алексеевне дочку Надежду (будущую мать Александра Пушкина), а сам женился вторично на вдове военного Устинье Толстой, не обращая внимания на такую мелочь, как наличие живой первой жены. И даже на этом он не остановился – а взял и похитил маленькую Надю у матери. Девочка прожила с ним год. Кстати, всю жизнь, Надежде будет помогать её двоюродный дядя Иван Ганнибал (брат Осипа), его портрет висит в Парадной столовой.
Надежда Осиповна (1775–1836) в 21 год вышла замуж за поручика Измайловского артиллерийского полка Сергея Львовича Пушкина(1770–1838). Это был союз льда (Он) и пламени (Она). La belle creole (прекрасная креолка) Nadine и остроумный Serge Пушкины жили небогато, но легко, давали небольшие балы и приглашали гостей на ужины в своем московском доме, но при этом хозяйством твердо управляла Мария Алексеевна «очень умная, дельная и рассудительная». Саму пару мало волновали хозяйственные проблемы и их дом «представлял какой–то хаос и вечный недостаток во всем, начиная от денег и до последнего стакана. Когда у них обедывало человека два–три лишних, то всегда посылали к соседям за приборами». Зато Надин знала 4 языка, обожала вести светские беседы, прекрасно танцевала, а Серж сыпал французскими каламбурами и был членом Английского клуба.
У супругов родилось 8 детей, пятеро скончались в детском возрасте. Остались – Оля, Саша и Левушка. Как ни странно, Надежда Осиповна не любила всех одинаково, отдавая предпочтение Ольге и Леве, Сашу называла «увальнем, дикарем и рохлей».
Зато бабушка раскрывала объятия внукам в летней усадьбе Захарово. Там был пруд, чудесная березовая роща, под ветвями, которых стояли стол и скамьи, и вся семья в погожие деньки собиралась там на обед и на чай.

«Мне видится мое селенье, мое Захарово; оно с заборами в реке волнистой с мостом и рощею тенистой зерцалом вод отражено. На холме домик мой; с балкона могу сойти в веселый сад, где вместе Флора и Помона цветы с плодами мне дарят, где старых кленов темный ряд возносится до небосклона, и глухо тополы шумят. Туда зарею поспешаю с смиренным заступом в руках, в лугах тропинку извиваю, тюльпан и розу поливаю — и счастлив в утренних трудах …».

В Захарово меня поразили два памятника. Вернее сказать, тронули до глубины сердца. Я совсем не ожидала, что скульптуры будут такими душевными. Одна скульптура: Маленький Пушкин вполоборота сидит на камне, на берегу пруда среди огромных лип. Скульптор – Хижняк, 1999. Почему-то этой скульптурой многие недовольны, углядев некую диспропорцию между «слишком большой головой» и худеньким телом поэта. Мне же фигурка маленького Пушкина понравилась.

Другая скульптура: Бабушка Мария Ганнибал обнимает маленького Сашу Пушкина. Скульптор из Воронежа – Козинин, 2005. На мой взгляд – это очень талантливый памятник, вернее скульптор. Жест, которым бабушка прижимает к себе внука, её взгляд и выражение лица будущего поэта – схвачено гениально. Этот памятник – подарок скульптора, Казинин сказал, что «работал над ним по 12 часов в сутки».

Интересный эпизод. Публика новой «пьесы» (сестра Оля), освистала главного актера и автора – Александра, юный 9-ти летний «Мольер» тут же написал эпиграмму на самого себя, на французском: «Dis moi, powquoi I’Escamoteur Est-ti sMe par le parterre? Helas — c’est que le pauvre auteur L’escamota de Moliere. — Скажи, за что партер освистал моего «Похитителя»? Увы! За то, что бедный автор похитил его у Мольера».
Интересный эпизод. В Захарово как-то гостила родственница, молодая девушка, с проблемами нервов. Чтобы её «вылечить», кто-то посоветовал испугать. Для этого девушку неожиданно облили струёй воды из шланга. Действительно перепуганная, она выскочила из комнаты, побежала сломя голову, налетела на маленького Александра и стала кричать, что над ней издеваются, её приняли за пожар и облили водой. «Что вы, мадам, — ответил ребенок (будущий поэт), вас приняли за прекрасную розу, которую нужно полить».
Рядом с домом Ганнибалов-Пушкиных в Захарово находилась усадьба Голицыных в селе Большие Вяземы. Это ~ 2км. Сюда они ходили в церковь, и в гости. А церковь была построена при Борисе Годунове и её стены помнили всех самозванцев – и так возникнет сюжет одноименной поэмы, а владелицей вяземского дворца была княгиня Голицына – и она будет «Пиковой дамой», а её красавец сын Борис – Ленским, а у него жену звали Татьяна…. Нет ничего случайного. Маленький Александр впитывал всё, что его окружало. «…Бывают странные сближения…»
На берегу пруда беседка, которую подарил музею режиссер Глеб Панфилов, снимавший фильм в этих местах. На Пушкинской поляне в первое воскресенье июня собираются люди на праздник Пушкинской поэзии.


План усадьбы Захарово (это официальный сайт пушкинского музея-заповедника).

Зеленая загущенность на этой карте несколько преувеличена – нельзя сказать, что усадьба находится в непролазном лесу). Памятник (маленький Пушкин) помечен на схеме №10. А другой почему-то не указан, и он находится между №1 (Усадебный дом) и №5 (Березовая роща, где проходили чаепития) или справа от дома-музея.
Из всех пересмотренных мною пушкинских сайтов, больше всего запомнился и полюбился:
есть портреты членов его семьи.
по-моему почти все портреты Александра Сергеевича.
все пушкинские места (со ссылками, в т.ч. Захарово и Вяземы).

Арина Родионовна

Запрос «Арина Родионова» перенаправляется сюда; о теннисистке см. Родионова, Арина Ивановна.

Арина Родионовна


портрет работы неизвестного художника

Имя при рождении

Ирина или Иринья Родионовна

Дата рождения

10 (21) апреля 1758

Место рождения

  • Суйда, Копорский уезд, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя

Дата смерти

31 июля (12 августа) 1828 (70 лет)

Место смерти

  • Санкт-Петербург, Российская империя

Страна

  • Российская империя

Род деятельности

крепостная, няня в доме Пушкиных

Отец

Родион Яковлев

Мать

Лукерья Кириллова

Супруг

Фёдор Матвеев

Дети

четверо детей

Медиафайлы на Викискладе

Ари́на Родио́новна (10 апреля 1758 — 31 июля 1828) — крепостная, принадлежавшая семье Ганнибалов, няня Александра Сергеевича Пушкина, кормилица его старшей сестры Ольги. А. С. Пушкин на всю жизнь сохранил к ней трогательное, любящее отношение, посвятил ей стихотворения, многократно упоминал в письмах.

Полное имя

После публикации в 1940 году А. И. Ульянским архивных документов об Арине Родионовне во второй половине XX века в пушкинистической литературе отдельные авторы стали наделять Арину Родионовну фамилией Матвеева или Яковлева. На это другой пушкиновед высказалась так: «Появление в современной литературе о няне А. С. Пушкина фамилии Яковлева, будто бы ей принадлежавшей, ничем не обосновано. Как крепостная крестьянка, няня фамилии не имела. В документах (ревизские сказки, исповедные росписи, метрические церковные книги) она названа по отцу — Родионовой, а в быту — Родионовной. Никто из современников поэта Яковлевой её не называл». Однако эта информация многими не была принята к сведению. Например, М. Д. Филин в своей книге о няне поэта, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей» в 2008 году, продолжает именовать её Яковлевой, а после замужества — Матвеевой.

В метрической записи о рождении няни указано, что у крестьянина Родиона Яковлева родилась дочь Ирина. Согласно записи о её браке венчаны крестьянский сын Федор Матвеев и крестьянская дочь Иринья Родионова. Авторы, присваивающие ей фамилии, упускают, что именная формула крепостных крестьян до середины XIX века была обычно двучленной и состояла из личного имени и патронима в форме притяжательного прилагательного с суффиксом -ов, -ев (-лев) или -ин, к которому иногда добавлялось слово «сын» или «дочь». Суффиксы -ович, -овна, -евич (-левич), -евна (-левна) в отчествах крестьян в официальных документах не использовались до 1917 года.

При этом не выявлено каких-либо свидетельств того, что Яковлев и Матвеев — фамилии, а не отчества, соответственно, отца и мужа Арины Родионовны. Кроме того, в пункте 7 ревизской сказки села Михайловского за 1816 год приведена семья овдовевшей няни поэта (идентифицирована А. И. Ульянским; ср. состав семьи двора 66). В ней сын Ирины Родионовой и Федора Матвеева, став главой семьи, именуется как Егор Федоров, а не Матвеев.

Биография

Картина Николая Ге «А. С. Пушкин в селе Михайловском»

Родилась 10 (21) апреля 1758 год в селе Суйда Копорского уезда Санкт-Петербургской губернии. Мать её, Лукерья Кириллова, и отец, Родион Яковлев (1728—1768), были крепостными крестьянами и имели семерых детей.

Некоторые авторы высказывают предположение, что Арина Родионовна была ижоркой или, по крайней мере, «чухонкой».

Ребёнком она числилась крепостной подпоручика лейб-гвардии Семёновского полка графа Фёдора Алексеевича Апраксина (1733—1789). В 1759 году Суйду и прилегающие деревни с людьми купил у Апраксина Абрам Петрович Ганнибал, прадед Александра Сергеевича Пушкина. В 1781 году Арина вышла замуж за крестьянина Фёдора Матвеева (1756—1801), и ей разрешили переехать к мужу в село Кобрино Софийского уезда (недалеко от Гатчины). После замужества стала крепостной деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала. Она была няней вначале Надежды Осиповны, матери Александра Сергеевича, а затем стала няней её детей: Ольги, затем Александра и Льва.

В 1792 году она была взята бабкой Пушкина Марией Алексеевной Ганнибал в качестве няни для племянника Алексея, сына брата Михаила. В 1795 году Мария Алексеевна подарила Арине Родионовне за безупречную службу отдельную избу в Кобрине. После рождения Ольги в 1797 году Арина Родионовна была взята в семью Пушкиных, где служила няней наряду с Ульяной Яковлевной.

В 1807 году семейство Ганнибалов продало, вместе с крестьянами, земли в Петербургской губернии и переселилось в Опочецкий уезд Псковской губернии.

Арина Родионовна была «прикреплена» к хозяевам, а не к земле, поэтому была «исключена из продажи», и переехала с хозяевами в Псковскую губернию. В 1824—1826 годах, во время ссылки поэта, она жила в Михайловском. Этой крепостной крестьянке, старушке, посвятил свои стихи не только Пушкин, но и Языков. Ей в письмах к поэту передавали приветы друзья Пушкина.

После смерти Марии Алексеевны в 1818 году проживала у Пушкиных в Петербурге, на лето вместе с ними переезжая в усадьбу Михайловское Опочецкого уезда Псковской губернии. В 1824—1826 годах Арина Родионовна фактически разделила ссылку Пушкина в Михайловском. В ту пору Пушкин особенно сблизился с няней, слушал её сказки, записывал с её слов народные песни. По признанию поэта, Арина Родионовна была «оригиналом няни Татьяны» из «Евгения Онегина», няни Дубровского. Принято считать, что Арина также является прототипом мамки Ксении в «Борисе Годунове», княгининой мамки («Русалка»), женских образов романа «Арап Петра Великого».

Пушкин последний раз видел няню в Михайловском 14 сентября 1827 года, за девять месяцев до её смерти. Арина Родионовна — «добрая подружка бедной юности моей» — скончалась 70 лет от роду после недолгой болезни 31 июля 1828 года в Петербурге, в доме Ольги Пушкиной (в замужестве Павлищевой) и похоронена на Смоленском кладбище города Санкт-Петербурга. На сегодня могила утеряна; в 1977 году при входе на кладбище была установлена памятная доска.

Память

  • В 1911 году на острове Капри кто-то из русских, живших на острове, передал Максиму Горькому рельефный портрет няни Пушкина, вырезанный на кости. До 1891 года этот портрет находился в Пскове, а затем как-то попал в Италию. Горький передал его в Пушкинский дом.
  • В 1974 году в доме Арины Родионовны в селе Кобрино открыт музей «Домик няни А. С. Пушкина».
  • Памятники Арине Родионовне установлены во Пскове, в Болдине, в Калужской области, в селе Воскресенское (Гатчинский район Ленинградской области).
  • В 1977 году кинорежиссёр Владимир Грамматиков снял музыкальную комедию «Усатый нянь», повествующую о шалопае, которого заставили работать «ночной няней» в детском саду. В этом фильме появилась няня по имени Арина Родионовна, роль которой исполнила актриса Елизавета Уварова.
  • В 2000 году режиссёр Сергей Серёгин создал мультфильм «Лукоморье. Няня», где главные герои — А. С. Пушкин и Арина Родионовна.
  • В 2010 году в селе Воскресенское Гатчинского района российский юморист Михаил Задорнов представил общественности бронзовый памятник Арине Родионовне, выполненный скульптором Валерием Шевченко. Задорнов выступил инициатором проекта, монумент был установлен за счёт его фонда.
  • В Санкт-Петербурге установлены мемориальные доски:
    • При Главном входе на Смоленское православное кладбище по адресу Камская улица, 24, доска из мрамора, 1976 год, архитектор В. А. Комленко, авторы В. Н. Королёв и М. А. Курушин;
    • На доме № 25 по улице Марата, в котором няня жила и в 1828 году скончалась; доска из гранита и бронзы, 1991 год, скульптор Р. М. Цыганов.

  • Горельеф Арины Родионовны (Я. П. Серяков, 1840-е); Центральный музей А. С. Пушкина, Санкт-Петербург

  • Памятник в Воскресенском

  • Памятник в Большом Болдино

Стихотворения

Рисунок А. С. Пушкина, предположительно изображающий Арину Родионовну в молодости и в старости (1828)

***

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных.
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой,
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Младенчество прошло, как лёгкой сон.
Ты отрока беспечного любила,
Средь важных Муз тебя лишь помнил он,
И ты его тихонько посетила;
Но тот ли был твой образ, твой убор?
Как мило ты, как быстро изменилась!
Каким огнём улыбка оживилась!
Каким огнём блеснул приветный взор!
Покров, клубясь волною непослушной,
Чуть осенял твой стан полувоздушный;
Вся в локонах, обвитая венком,
Прелестницы глава благоухала;
Грудь белая под жёлтым жемчугом
Румянилась и тихо трепетала…

(1822)

Няне

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждёшь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты
На чёрный отдалённый путь;
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.
То чудится тебе…

(1826, незавершённое. Впервые опубликовано в 1855)

Зимний вечер

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.
Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила;
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

(Картина жизни Пушкина в ссылке в Михайловском, 1825)

Примечания

  1. Биография Арины Родионовны Яковлевой. www.c-cafe.ru. Дата обращения 9 августа 2019.
  2. Ульянский, 1940, с. 83—114.
  3. Мейлах Б. С., Горницкая Н. С. А. С. Пушкин. Семинарий. — Л.: Учпедгиз. Ленингр. отд‑ние, 1959. — С. 252. — 266 с.
  4. Друзья Пушкина, 1985, с. 115—133.
  5. Черейский, 1988, с. 524.
  6. Грановская Н. И. Если ехать вам случится…. — Л.: Лениздат, 1989. — С. 62—63. — 192 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-289-00392-4.
  7. Филин, 2008, с. 35—38, 40—41, 43, 45—48, 50—62 и др.
  8. Ульянский, 1940, с. 7; 83.
  9. Ульянский, 1940, с. 12; 90.
  10. Чичагов В. К. Из истории русских имён, отчеств и фамилий. — М.: Учпедгиз, 1959. — С. 63, 64. — 128 с. Архивная копия от 28 сентября 2015 на Wayback Machine
  11. Унбегаун Б. Г. Отчества на -ич и их отношение к русским фамилиям // Исследования по славянскому языкознанию / АН СССР. Ин-т славяноведения и балканистики. Отв. ред. Е. В. Чешко. — М.: Наука, 1971. — С. 280—286. — 500 с.
  12. Его же. Русские фамилии : Пер. с англ. / Общ. ред. Б. А. Успенского. — М.: Прогресс, 1989. — С. 13—16. — 443 с. — ISBN 5-01-001045-3.
  13. Суслова А. В., Суперанская А. В. О русских именах. — Изд. 2-е, испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1991. — С. 152—160. — 220 с. — ISBN 5-289-00807-1.
  14. Никонов В. А. Словарь русских фамилий / Сост. Е. Л. Крушельницкий. — М.: Школа-Пресс, 1993. — С. 206—215. — 224 с. — ISBN 5-88527-011-2.
  15. Щеголев П. Е. Пушкин и мужики. — М.: Федерация, . — С. 264. — 288 с.
  16. Ульянский, 1940, с. 34; 120.
  17. Ульянский, 1940, с. 98.
  18. Ныне — Гатчинский район, Ленинградская область, Россия.
  19. Цоффка В. В. А. С. Пушкин и Финляндия // Санкт-Петербург и страны Северной Европы : Матер. науч. конф. — СПб., 2003.
  20. Слуцкая, Юлия. Представлен памятник няне Пушкина, Департамент информационной политики правительства Ленинградской области (27 мая 2010). Дата обращения 29 мая 2010. (недоступная ссылка)
  21. Михаил Задорнов подарил Ленобласти памятник Арине Родионовне, Балтийское Информационное агентство (27 мая 2010). Дата обращения 29 мая 2010.
  22. Памятник няне Пушкина появился в Ленинградской области, РИА Новости (27 мая 2010). Дата обращения 29 мая 2010.
  23. Под Петербургом откроют памятник Арине Родионовне, Известия (28 мая 2010). Архивировано 5 августа 2012 года. Дата обращения 29 мая 2010.
  24. Кифичак, Вероника. Задорнов уминает картошечку, Блик.ua (29 Май 2010). Архивировано 12 декабря 2010 года. Дата обращения 29 мая 2010.
  25. «Мемориальные доски Санкт-Петербурга», справочник, сост.: В. Н. Тимофеев, Э. Н. Порецкина, Н. Н. Ефремова, СПб, Арт-Бюро, 1999, с. 287.
  26. «Мемориальные доски Санкт-Петербурга», справочник, сост.: В. Н. Тимофеев, Э. Н. Порецкина, Н. Н. Ефремова, СПб, Арт-Бюро, 1999, с. 288.
  27. Ю. Дружников. Няня в венчике из роз. По мнению Дружникова, данное стихотворение посвящено не няне Пушкина, а его бабушке Марии Ганнибал.

Литература

  • Друзья Пушкина. Переписка; Воспоминания; Дневники : в 2 т. / Сост., биогр. очерки и примеч. В. В. Кунина. — М. : Правда, 1985. — Т. 1. — 640 с. — Из содерж.: Арина Родионовна Яковлева. — С. 115—133. — 500 000 экз.
  • Ульянский, А. И. Няня Пушкина. — М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1940. — 124 с.
  • Филин, М. Д. Арина Родионовна. — М. : Молодая гвардия, 2008. — 256 с. — (Жизнь замечательных людей). — Библиогр.: с. 209—211. — 5000 экз. — ISBN 978-5-235-03110-4.
  • Черейский, Л. А. Пушкин и его окружение / АН СССР, Отд‑ние лит. и яз. — 2-е изд., доп. и перераб. . — Л. : Наука, 1988. — 544 с. — Из содерж.: Яковлева Арина Родионовна. — С. 524. — 50 000 экз.

Ссылки

  • Арина Яковлева. Наследие Земли Псковской.
  • Грановская. Рисунок Пушкина: Портреты Арины Родионовны. — 1973 (текст). ФЭБ.
  • Яковлева Арина Родионовна. Хронос.ру.
  • ЯКОВЛЕВА Арина Родионовна (1758-1828). funeral-spb.narod.ru.
  • Из Родословной Арины Родионовны. Гатчина сквозь столетия.

Урок-викторина по литературе «Лампада чистая любви» (Женщины в жизни и творчестве Пушкина)

Цели урока:

  1. расширить знания о жизни и творчестве поэта;
  2. выяснить, какое влияние оказали женщины на творчество Пушкина;
  3. развивать интерес к жизни и творчеству поэта.

Оформление: портрет А.С.ушкина работы художника Тропинина, изображения женщин, о которых идет речь на уроке.

Тип урока: викторина-беседа.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

(на фоне музыки «Вальс» И. Штрауса)

«Пушкин! Он и в лесах не укроется,
Лира выдаст его громким пением,
И от смертных восхитит бессмертного
Аполлон на Олимп торжествующий.»
(из стихотворения лицеиста Антона Дельвига, посвященного лицеисту Александру Пушкину. 1815 г.)

2. Объявление темы урока, целей.

Ведущий урока 1: Как известно, Пушкин от природы не был красив. Сознавая это, поэт охотно рисовал на себя шаржи и сочинял эпиграммы. Но женщин Пушкин мгновенно очаровывал, в разговорах с ними преображался.

Чтец 2: «… Вообще же надо сказать, что он не умел скрывать своих чувств, выражал их всегда искренне и был неописуемо хорош, когда что-либо приятно волновало его», – отмечала Анна Петровна Керн.

Ведущий 2: Пушкин ценил живые и остроумные беседы, которые охотно вел со многими своими современниками. Женщины вдохновляли его на создание шедевров. Давайте вспомним хотя бы некоторых из тех, кто был близок и дорог поэту.

Вопрос 1. Как звали женщину, которой мы обязаны появлением на свет будущего гения? (Надежда Осиповна Пушкина)

Вопрос 2. Как называли Надежду Осиповну в свете? («Прекрасная креолка»)

Ведущий 1: Мы также знаем с вами, что мать Пушкина больше благоволила его брату, Левушке.

Вопрос 3. Кто же воспитывал маленького Александра, кто читал ему книги, развивал его бурную фантазию? (Бабушка поэта, Мария Алексеевна Ганнибал)

Вопрос 4. Какое стихотворение посвятил А.С.Пушкин своей бабушке? («Наперсница волшебной старины…»)

Чтец 2:

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов, игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных,
Я ждал тебя; в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в шушуне,
В больших очках и с резвою гремушкой,
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж племен
Оставила свирель,
Которую сама заворожила.
Младенчество прошло, как легкий сон.
Ты отрока беспечного любила,
Средь важных муз
тебя лишь помнил он,
И ты его тихонько посетила.

Ведущий 2: Но была в жизни поэта еще одна женщина, чьи неторопливые рассказы по вечерам очаровывали маленького Александра и через многие годы помогли ему создать свои неповторимые сказки.

Вопрос 5. Как звали эту женщину? (Няня Пушкина, Арина Родионовна Матвеева, в девичестве Яковлева.)

Вопрос 6. Какое стихотворение Пушкин посвятил своей любимой няне? («Няне»)

Чтец 1:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые ворота
На черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы
Теснят твою всечасно грудь.

Ведущий 1: Арина Родионовна очень скучала по своему любимцу и писала ему письма.

Вот выдержки из одного письма.

«… Вы у меня беспременно в сердце и на уме, и только когда засну, то забуду вас и ваши милости ко мне. Приезжайте, мой Ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю…»

Ведущий 2: Существует множество версий о том, кто же была первая любовь юного Александра Пушкина. Одни склонны видеть в ней жену императора, другие – Екатерину Бакунину, третьи… О детском увлечении поэта не сохранилось почти никаких сведений. Пушкину было тогда около девяти лет. Вот как он вспоминает о своем чувстве в стихотворении «Послание к Юдину» (1815 г.)

Чтец 2:

Подруга возраста златого,
Подруга красных детских лет,
Тебя ли вижу, взоров свет,
Друг сердца, милая ***?
Везде со мною образ твой
Везде со мною призрак милый:
Во тьме полуночи унылой,
В часы денницы золотой.
То на конце аллеи темной
Вечерней, тихою порой,
Одну, в задумчивости томной,
Тебя я вижу пред собой.

Ведущий 1: Биографы до сих пор не знают, чье имя скрывают три звездочки, поставленные в рукописи самим поэтом. Исследователь творчества поэта Лернер предполагал, что героиня этого детского романа – Софья Николаевна Сушкова, бывшая на год моложе поэта.

Многие юные барышни пользовались вниманием Александра, что отразилось в его поэзии. Немало посвящений (преимущественно актрисам и хористкам) написано Пушкиным в лицейские годы, но наиболее серьезным его увлечением в этот период была Екатерина Павловна Бакунина, которая вдохновила молодого поэта на стихи «Мое завещание», «Раздумья», «Элегия», «Наслаждение».

Чтец 1:

Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать,
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть – на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Вопрос 7. Кому А.С.Пушкин посвятил стихотворения «Храни меня мой талисман…» и «Сожженное письмо»? (Елизавете Ксаверьевне Воронцовой)

Чтец 2:

Прощай, письмо любви! прощай: она велела.
Как долго медлил я! Как долго не хотела
Рука предать огню все радости мои!
Но полно, час настал. Гори, письмо любви.
Готов я; ничему душа моя не внемлет.
Уж пламя жадное листы твои приемлет:
Минуту!… вспыхнули! пылают – легкий дым,
Виясь, теряется с молением моим…

Ведущий 2: С Елизаветой Воронцовой, «царицей полуденной Тавриды», поэт познакомился в 1823 году. Их связывала большая дружба.

Ведущий 1: Чаще всего Пушкин вспоминает своих прекрасных спутниц с благодарностью, по достоинству оценивая их дар сопереживания, заботу и нежность. Так можно обратиться к человеку, духовно близкому…

Позволь душе моей
открыться пред тобою
И в дружбе сладостной отраду почерпнуть.
Скучая жизнию, томимый суетою,
Я жажду близ тебя, друг нежный, отдохнуть.

Вопрос 8. Кому посвящены эти строки? (сестре А.С. Пушкина)

Вопрос 9. Как звали его сестру? (Ольга)

Ведущий 1: Чувства Пушкина не были мимолетными, хотя и случайных влюбленностей в его биографии немало, но Анна Александровна Оленина сыграла особую роль в жизни поэта. Они познакомились, когда Анне было всего 9 лет. Вновь, встретив ее 19-летней девушкой, Пушкин пылко влюбился, просил ее руки, но получил отказ от ее родителей. Анна Оленина не ответила на чувства поэта, хотя сознавала, что: «увидела самого интересного человека своего времени» (запись в дневнике). Ей посвящены такие замечательные стихи, как: «Ее глаза», «Ты и вы», «Не пой красавица, при мне». В 1829 г. Пушкин написал в альбом Олениной строки, удивительные по красоте и силе чувств.

Вопрос 10. Что это за стихотворение, ставшее впоследствии известным романсом? Кто положил его на музыку? («Я вас любил…» Музыку написал Б.С. Шереметьев)

Звучит романс.

Ведущий 2: Волею случая в доме Олениных произошло знакомство Пушкина с женщиной, ставшей «чудным мгновением» в его жизни.

Вопрос 11. Кто эта женщина и какое знаменитое стихотворение ей посвящено? (Анна Петровна Керн. «Я помню чудное мгновенье»)

Вопрос 12. Кто из известных русских композиторов положил его на музыку? (Глинка)

Ведущий 1: Давайте послушаем этот прекрасный романс.

Звучит романс.

Ведущий 1: Но только об одной женщине Пушкин сказал «чистейшей прелести чистейший образец».

Вопрос 13. Кто эта женщина.? (Н.Н. Гончарова)

Где Пушкин познакомился с ней? (В Москве)

Где венчался, где жил первые годы? (Венчался в Москве в церкви Большого Вознесения у Никитских ворот, жил на Арбате)

Вопрос 14. Каждая из женщин привлекала Пушкина по-своему: внешностью, веселым нравом, образованностью, …Как вы думаете, что поэт ценил в Наталье Николаевне? (Сочетание внутренней и внешней красоты)

Ведущий 2: В одном из писем к жене читаем: «С твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, А душу твою люблю еще более твоего лица…»

Вопрос 15. Какое стихотворение Пушкин посвятил Н.Н. Гончаровой? («Мадонна»)

Чтец 1:

Не множеством картин старинных мастеров
Украсить я всегда желал свою обитель,
Чтоб суеверно им дивился посетитель,
Внимая важному сужденью знатоков.
В простом углу моем, средь медленных трудов,
Одной картины я желал быть вечно зритель,
Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,
Пречистая и наш божественный спаситель.
Она с величием, он с разумом в очах –
Взирали, кроткие, во славе и в лучах,
Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.

Ведущий 1: В нашей беседе-викторине мы вспомнили некоторых женщин, которые вдохновили А.С. Пушкина на замечательные стихи, ставшие сокровищницей нашей поэзии. В заключение проверим, насколько хорошо вы знаете героинь произведений поэта.

Вокруг Пушкина

Что известно нам о судьбе этой замечательной женщины, вырастившей и воспитавшей маленького Пушкина?

Родилась 20 января 1745 года в Нижнем Новгороде. Отец ее был воеводой маленького городка Сокольска Тамбовской губернии.

Миниатюрные портреты Марии Алексеевны рисуют нам приятное женское лицо с мягкими добрыми чертами.

Что происходило в жизни этой женщины до замужества? Почему она вышла замуж только в 28 лет, будучи по всем меркам того времени старой девой?

И по-видимому, вышла с отчаяния — за отставного капитана морской артиллерии Осипа Ганнибала.

Этот на первый взгляд престижный брак обернулся бедой. Осип Ганнибал оказался изрядным кутилой и транжиром, и искал он на тот момент богатую невесту, чтобы покрыть свои долги.

Поэтому приданое Марии Алексеевны, ярославское имение, пришлось сразу продать.

Первенец Марии Алексеевны, Николай, умер во младенчестве. А в 1775 году родилась дочь Надежда.

И тут начинаются странные события, которые до сих пор не дают покоя исследователям.

Вскоре после рождения дочери Осип Абрамович расстается с женой и поселяется в родовом имении Михайловском.

Почему? Ряд исследователей полагает, что Надежда Осиповна на самом деле была рождена не от Осипа Абрамовича. И это было для него достаточным основанием для разрыва.

О чем говорят факты. 18 мая 1776 года Мария Алексеевна пишет письмо мужу из Москвы, куда она буквально сбежала к родителям. Письмо странное.

Мария Алексеевна предлагает мужу расстаться навек и обещает никогда не предъявлять имущественных претензий ни к нему, ни к его наследникам. Просит только об одном — отдать ей ее дочь Надежду. И самое интересное, что подлинность этого письма заверена ее братом, кирасирским подполковником Михаилом Пушкиным.

Что могло произойти на самом деле? Мария Алексеевна сбежала к родителям в Москву и рассказала им о семейной жизни что-то такое, что привело семью в ужас. И несмотря на все этические нормы и христианские запреты пытаются оградить Марию от притязаний супруга.

Осип Абрамович отвечает на это письмо раздраженно, обвиняя свою супругу в холодности и давней к нему неприязни. Дочь вернуть готов, препятствий чинить не будет!

И пошел по московским и питерским гостиным слушок, что супруга Ганнибала прижила дочь не от мужа, а от конюха-цыгана. Не сам ли Осип Ганнибал пустил этот слух, чтобы оправдать разрыв с женой и переложить всю вину на нее?

Вскоре отец Марии Алексеевный умер. Она с маленькой дочерью лишилась материальной поддержки и решилась просить помощи и защиты у императрицы Екатерины II. Не потому ли пошел грязный слух о супружеской измене Марии Алексеевны — уж очень кстати пришелся.

А Осип Абрамович как ни в чем не бывало женился на девице Устинье Толстой, объявив себя вдовцом. Но и этот его брак кончился скандалом, так как и здесь приданое жены он благополучно растратил.

Пришлось Осипу Абрамовичу в 1784 году предстать перед судом. Мария Александровна обвинила его в двоеженстве, а Устинья Ермолаевна в мошеннической растрате ее средств.

Приговорен Осип Абрамович был к семилетнему церковному покаянию в монастыре. Но по ходатайству свыше покаяние было заменено морской службой. А петербургское имение Ганнибала Кобрино по приговору суда было передано Марии Алексеевне в качестве компенсации.

Под Петербургом Мария Алексеевна жить не стала и после свадьбы дочери Надежды Осиповны с Сергем Львовичем Пушкиным купила имение Захарово под Москвой.

С 1800 года Мария Алексеевна постоянно жила в семье дочери и растила внуков.

Именно ей мы обязаны нашей российской гордостью — лучшим нашим поэтом. Именно она в семье Пушкиных говорила исключительно по-русски — очень красиво и правильно. Этой ее способностью восхищался Антон Дельвиг, чуткий знаток русского языка.

Трудно предположить, как сложилась бы судьба Александра Пушкина без участия Марии Алексеевны. Ведь долгое время в детстве он писал стихи исключительно по-французски.

Продолжение цикла: «Забвенью брошенный дворец…»

— Стихи — это же еще и отличная бизнес-идея! — убежденно восклицает продюсер Евгений Лебедев. — Конечно, дело очень рискованное… Но мне кажется, на этом непаханом поле можно попытаться заработать.

Это он имеет в виду, что поэт тоже может стать суперзвездой, как Филипп Киркоров какой-нибудь. Несколько лет назад Евгений придумал интернет-проект «Бабушка Пушкина» — конкурс для молодых поэтов, которые пишут стихи на заданную тему, представляя их в виде инсценированных клипов. «Бабушка — шутливый ассоциативный образ, — говорит Лебедев, — это наши поэтические традиции». В то же время название отлично сбивает пафос и напыщенность — главное, не путать бабушку с Ариной Родионовной: она, как известно, няня была.

«Бабушка…» оказалась так хороша, что недавно обрела прописку в субботнем эфире канала «Москва 24». Эпизоды с каждым участником кольцуются в своеобразный фильм про странную, неизвестную молодежь. У этих парней и девушек грустные глаза, они умеют смотреть куда-то за горизонт и говорить о самом важном для них. Чаще, конечно, о любви.

Давно ли вы видели живых поэтов?! А тут их целых 14. Между прочим, на кастинг поступило 600 (!) заявок. Взяли самых-самых в диапазоне от 18 до 25 лет.

— Осип Мандельштам говорил, что, если есть возможность отвратить человека от поэзии, то надо любыми способами это сделать, — говорит продюсер. — Я с ним полностью согласен. Но некоторых отвратить все же нельзя. Съемки — вещь тяжелая: приходится много ждать, мерзнуть, делать много дублей… Но у них закаленный характер.

Алексей Федяев вжился в образ Ипполита из «Иронии судьбы».

— Умение страдать — неотъемлемая черта поэта? Ну чтобы стихи потом за душу хватали.

— Я бы сказал, это черта русского характера. Поэты ведь жуткие циники. В хорошем смысле. Если бы человек в самом деле выстрадал это все, не выплескивая в стихи, он бы умер! А поэты могут взять эмоцию и препарировать ее как хирурги. Что же там внутри, почему так больно-то становится? И выразить это в словах.

— И все-таки где современное общество и где стихи…

— Мне кажется, поэзия необходима для развития общества. Я не знаю ни одного человека, который начал читать стихи и стал плохим. Но я знаю многих, кто начал читать и стал лучше.

— Признайтесь, вы ведь и сами пишете?

— Писал. Но я бы даже отборочный тур не прошел в «Бабушку Пушкина». Очень жесткий был кастинг!

Все участники шоу «Бабушка Пушкина»

1. Егор Труфанов

2. Кирилл Кузнецов

3. Марья Куприянова

4. Мария Иванова

5. Ника Симонова

6. Сергей Гейченко

7. Алексей Федяев

8. Мария Маленко

9. Артем Новиченков

10. Евгений Петрушенко

11. Артем Терехов

12. Стефания Данилова

13. Юлия Экономова

14. Михаил Кедреновский

Внимание! Кто победит в шоу, решают телезрители. Проголосовать за полюбившегося участника можно, выслав SMS с его порядковым номером на 2477 (стоимость одного сообщения — 35 рублей). Подробности проекта — на сайтах m24.ru и babushkapushkina.ru.

СЛОВО ПОЭТУ

«Человек, у которого все хорошо, вряд ли начнет сочинять»

Мы поговорили с Никой Симоновой — одной из участниц шоу.

— Чем занимаетесь, когда не сочиняете?

— Я пробовала себя на телевидении как корреспондент. Сейчас я — руководитель детской студии «Театр слова» в международной Монтессори-школе «Кассиопея», по этой европейской системе в одном классе обучаются дети от 6 до 12 лет. Мне нравится работать с ребятами.

— Зачем пришли в проект?

— В шоу «Бабушка Пушкина» я пришла еще полтора года назад, когда проект только зарождался, а я ничего не знала о поэтических сборищах Москвы. Основной целью участия поначалу было знакомство с другими молодыми авторами.

— Разве можно писать на заданную тему?

— До «Бабушки…» я была уверена, что писать по заданию — глупо. Но проект доказал мне обратное! Мы пробуем писать в разных стилях и на те темы, к которым вне конкурса вряд ли бы обратились. Например, сейчас я работаю над текстом под названием «Война».

Ника пишет только на листах а4: в блокнотах ей не хватает пространства.

— Всегда интересовало, как поэты сочиняют. Само собой получается?

— Так только в редких случаях. Строка приходит к тебе, ты словно выхватываешь ее из информационного пространства… А дальше начинается огранка мысли. Хотя и вдохновение никто не отменял! Бывает, что тебе остается только фиксировать его на бумаге. Пишу я, кстати, только на листах А4. Блокноты или планшеты не для меня. Для слов нужно больше пространства.

— Почему почти у всех участников шоу такие грустные стихи?

— Переживание и страдание сопутствовали образу поэта во все времена. Человек, у которого все дома и все хорошо, вряд ли начнет писать стихи. Хотя мы все же вполне веселые ребята, и я уверена, что зрители шоу успеют в этом убедиться в раундах «Кино» и «Герои нашего времени».

— Разве стихотворчеством можно заработать на жизнь?

— В проекте «Бабушка Пушкина» каждый из нас не только автор, но исполнитель собственных произведений — полноценная творческая единица. Следовательно, поэт рискует стать такой же медиа-персоной, как, скажем, поп-исполнитель, и вполне может зарабатывать себе на жизнь публичными выступлениями, концертами, спектаклями. Вера Полозкова — отличное тому подтверждение.

Ника Симонова, «Геометрия»

Он приходит на чай к тебе, как на сольник,

смотрит слезный спектакль и словно рад,

что любовный ваш правильный треугольник

превращается в черный слепой квадрат,

а затем и в пяти-, и в семиугольник

из случайных связей, событий, стран,

где любой проводник и слюнтяй — любовник,

где тоннели постелей приводят в транс…

Он уходит под утро, самодовольно,

поправляя помятость лица, пальто.

А тебе — ни тепло, ни темно, ни больно

от того, что не так все и все не то.

Геометрия вашей игры взаимно

симметрична. Как принято меж людьми,

говорить о любви — неприлично с ним, но

все же хочется в лучший — в объемный — мир…

Лишь однажды ты скажешь ему: «Помилуй,

попроси о ночлеге других подруг».

И сотрешь все углы и скрещения линий,

начертив свой спасательный белый круг.

Москва 24, «Бабушка Пушкина», по субботам/0.30, по воскресеньям/17.30

Евгений Лебедев о поэтическом шоу «Бабушка Пушкина» и молодых поэтах

Шоу «Бабушка Пушкина» стартует 1 февраля на канале «Москва 24»

В первый день февраля на канале “Москва 24” состоится премьера нового шоу о молодых поэтах “Бабушка Пушкина”. Проект почти два года существовал в интернете, а когда организаторам и участникам стало тесно в сети, они решили заявить о себе с помощью телевидения. Продюсер программы Евгений Лебедев рассказал корреспонденту M24.ru для чего стране нужны такие программы, чем живут молодые поэты и причем здесь бабушка знаменитого классика.

— Расскажите немного о шоу “Бабушка Пушкина”: в чем заключается идея программы?

— “Бабушка Пушкина” — это интерактивное шоу для молодых поэтов, которое имеет хороший видеоряд и музыкальное сопровождение. В какой-то момент поэзия отдалилась от массового читателя, писать стихи стало немодным, поэтические мероприятия стали неинтересными. Именно поэтому мы поставили перед собой задачу разыскать талантливых участников для новой программы. Россия и, в частности, Москва богата хорошими молодыми поэтами, и необходимо дать им возможность участвовать в этом интересном проекте.

Идея шоу появилась два или три года назад, но мы не знали, как к ней подступиться. Например, думали о печатном формате, но печатные издания отживают свой век; решили пробовать видео, отсняли промо-материал и в итоге пришли к тому, что сейчас называется “Бабушка Пушкина”.

— У программы необычное название. Как оно появилась, и какой смысл в него заложен?

— Зрители в большинстве своем на название реагируют очень положительно, и мне оно нравится. Мы хотели выразить принадлежность к великой русской поэзии и связать название с чем-то добрым, теплым, уютным, дать позитивный настрой. Бабушка – одно из самых положительных слов, которые только могут быть. Каждый из нас с детства знаком с Пушкиным и его няней Ариной Родионовной. Обвинения в том, что мы называем няню Александра Сергеевича его бабушкой, несправедливы: название не подразумевает конкретного персонажа, это просто ассоциативный образ. С одной стороны, речь идет о поэтическом мировосприятии и русской поэтической культуре, а с другой — стоит показать, что не надо к этому относиться серьезно. В итоге получилось доброе и веселое название: не с умным наморщенным лбом, а простое, мягкое и хорошее.

«Утро»: Что происходило за кулисами проекта «Бабушка Пушкина»

— Как вы пришли к формату программы? Ведь вы делаете не просто литературный баттл или поэтические чтения, а снимаете короткометражное фильмы-истории.

— Сначала мы думали о литературном баттле, пробовали делать шоу в таком виде, но хочется создавать качественный продукт, который должен быть целостным. Я понимал, что, если мы найдем хороших авторов, то нужно будет дать огранку этому алмазу, сделать продукт интересным, например, поэкспериментировать со звуковым рядом. Когда мы попробовали видеоряд, поняли, что это позволяет обыграть стихотворение по-новому.

Мы снимаем целостные видеоролики — участники взаимосвязаны, истории взаимосвязаны. Стараемся делать продукт, который цепляет, работает на мозг, на ассоциации. Героям дается неделя на выполнение задания, этого времени достаточно для того, чтобы создать полноценные стихи, не слепленные на скорую руку.

— Как отбирают участников, и как бы вы описали героев шоу?

— В основном, это молодые люди из Москвы или приезжие, живущие в Москве, возрастом до 25 лет, потому что наш конкурс проводится среди молодых поэтов. Кто-то учится, кто-то работает, кто-то преподает русский язык и литературу. В общем, участники абсолютно разные: от студентов журфака до технарей.

Отбор проходил в группе во “ВКонтакте”, нужно было прислать видео, на котором участник читает стихотворение. Потом связывались с ними по Skype, беседовали – так обирали самых лучших и интересных.

— К каким темам чаще всего обращаются молодые поэты?

— Что интересует всех людей, то интересует и поэта. Поэт – человек неравнодушный, который реагирует на экономические, политические ситуации. Много произведений посвящены сильнейшему и прекрасному чувству – любви. Также пишут о добре и зле, дружбе, взаимоотношениях с родителями. Проблемы со временем не меняются: когда человек голоден, он пишет о еде, когда с едой все в порядке – пишет о любви, дальше обращается к более возвышенным темам. Чаще всего, кстати, на тему любви пишут девушки – видимо, так отражают свои душевные переживания.

В шоу «Бабушка Пушкина» примут участие молодые поэты

— С чем связано решение перейти в телеформат и пришлось ли для этого менять концепцию шоу?

— Меняли совсем немного, канал принял и полюбил нас такими, какие мы есть. Мы долго оттачивали формат, к которому пришли, пробовались на множество телеканалов, но все пытались что-то изменить. Один из каналов, например, предложил снимать литературный баттл прямо в студии. Но так как вопросом формата “Бабушки Пушкина” мы занимались долго, то мы сочли нужным оставить все как есть. Найденная нами форма – самая оптимальная.

Конечно, до определенного момента мы не чувствовали себя готовыми к TV, понимали, что формат еще не до конца отточен. Когда решили все окончательно, обратились на телевидение. На “Москве 24” мы встретили положительный ответ – люди там не выставляли своих требований.

— На какого зрителя рассчитана телеверсия “Бабушки Пушкина”?

— Как и в официальной группе во “ВКонтакте”, зрители абсолютно разные: люди от 16 лет до 60 или даже 70 лет, разных социальных слоев. Зрители позитивно отзываются на шоу, говорят, что не знали до проекта о современной русской поэзии, удивлялись, что этим кто-то занимается.

Мы хотим, чтобы у человека была возможность заниматься поэзией, чтобы у него была публика, средства для существования, и единственная возможность – это сотрудничество с телеканалом. Интернет очень сильно замусорен некачественными материалами, и человек не знает, что и где ему искать.

— Участники первых сезонов получили свою долю популярности? Можно ли сказать, что шоу “сработало”?

— Конечно, сработало. Сейчас у нас снова премьерный сезон, но на телевидении, куда мы пригласили сборную команду участников разных сезонов. Однозначно можно сказать, что у ребят увеличилась аудитория, они приходили к нам, когда о них никто не знал, рискнули и прислали нам материалы, которые показались нам любопытными. Вот таким путем молодые поэты обрели аудиторию.

У публики уже есть любимые герои. Например, нам пишут письма, с вопросом о том, почему в этом сезоне нет Марьи Куприяновой. Для эксперимента можно посмотреть официальные группы участников в социальных сетях и понаблюдать, как количество подписчиков увеличится через два с половиной месяца, когда завершится сезон.

Участники шоу «Бабушка Пушкина» прочтут стихи на канале «Москва 24»

— Могли бы отметить кого-то из молодых поэтов, получивших признание?

— В первую очередь, это Вера Полозкова. Из поэтов постарше – Юрий Быков и Дмитрий Воденников. У нас на проекте есть масса хороших имен. Когда мы готовим программу, видим много ярких авторов, читаем их. Понимаем, что каждый участник готов посвятить лирике всю жизнь.

Конечно, для России иметь так мало известных поэтов – стыдный результат. Если напишем на бумажке всех современных поэтов, которых знаем, то получится не больше десяти имен. Простой обыватель не назовет и трех.

— Почему вас заинтересовала лирика, а не проза?

— Нас интересует и проза, но поэзия – это то поле, которое хорошо вспахано и засеяно, его остается только поливать и удобрять. С прозой сложнее — ее можно представить в видеоформате, но все равно это другой жанр, к которому тяжело подойти.

Сейчас время короткого метра, а поэзия идеально для этого подходит. Чтобы прочитать стихотворение, у людей время находится, а вот чтобы прочесть большое прозаическое произведение, к сожалению, нет. Нанометр — пятиминутное кино — будет развиваться, и за ним будущее.

Екатерина Кадушкина

Сюжет: «Бабушка Пушкина» в гостях у «Москвы 24″

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *