Баллада о солдате

Герои Великой Отечественной Войны

  • Посмотреть все посты про Войну
  • Посмотреть все интересные посты по Истории

Василий Зайцев

Снайпер Василий Григорьевич Зайцев, который родился в 1915 году в деревне Елино, только в период Сталинградской битвы между 10 ноября и 17 декабря 1942 года смог уничтожить 225 солдат и офицеров немецкой армии. Среди убитых им врагов — 11 снайперов, в том числе сам майор Кёниг, руководитель снайперской школы Вермахта.
Естественно, деяния Зайцева не ограничились Сталинградской битвой, но наибольшую результативность он принес в качестве инструктора, обучившего 28 снайперов-новичков. А вот они-то убили более трех тысяч (!) солдат противника.
Иван Кожедуб

Трижды Герой Советского Союза, Иван Никитович Кожедуб стал наиболее известным летчиком-истребителем времен ВОВ. За время войны он совершил 330 (!) боевых вылета, участвовал в 120 воздушных боях. Ему удалось достичь небывалого — сбить 62 самолета противника, среди которых и бомбардировщики (17 Ju-87), и 2 тяжелых бомбардировщика Ju-88 и He-111, 16 истребителей Bf-109 и 21 Fw-190, 3 штурмовика Hs-129 и 1 реактивный истребитель Me-262.
Интересным фактом является то, Кожедуба ни разу (!) не сбили за все время войны. Это еще один рекорд летчика — героя.
Интересно, что первый вылет Кожедуба едва не стал последним — его подбили в первом же бою, и только из-за того, что за него вступился командир, будущего героя не отправили на пост оповещения. Свой первый самолет он сбил только во время сорокового вылета.
Ханпаша Нурадилович Нурадилов

Чеченец по национальности, Ханпаша Нурадилович Нурадилов родился 6 июля 1920 года в селе Минай-Тугай. После призыва во время ВОВ, он стал командиром пулеметного взвода пятой гвардейской кавдивизии. Уже в первом же бою ему удалось уничтожить из своего пулемета 120 фашистов. После этого, в январе 1942, он уничтожил еще 50 солдат противника, подавив 4 вражеских пулеметных точки. Через месяц, в феврале, раненый в руку Ханпаша Нурадилов остался за пулеметом, уничтожив около 200 гитлеровцев.
И уже весной 1942 года Нурадилов сразил более 300 солдат вражеской армии. Рекорд зафиксирован командиром эскадрона. К сожалению, 12 сентября 1942 года герой был убит в бою. Он перед тем, как погибнуть, он уничтожил еще 250 фашистов и 2 пулемета. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

  • Смотреть лучшие русские фильмы про Великую Отечественную Войну

Зиновий Колобанов

Здесь речь пойдет не столько об отдельном человеке, сколько о команде — экипаже танка КВ-1, которым руководил старший лейтенант Зиновий Григорьевич Колобанов. Кроме командира, в состав экипажа входили механик-водитель старшина Н. Никифоров, командир орудия старший сержант А. Усов, радист-пулеметчик старший сержант П. Кисельников и младший механик-водитель красноармеец Н. Родников.
Так вот, этот геройский экипаж всего за три часа боя, 19 августа 1941 года, уничтожил целых 22 танка противника! Это абсолютный рекорд всей Великой Отечественной, да и последующих войн. За три часа уничтожить 22 танка не удавалось никому. После «разбора полетов» оказалось, что бой проводился согласно всем принятым тогда правилам военного искусства.
Танкисты поступили очень умно: на проходящей по ближайшей дороге танковой колонне они подстрелили «голову» и «хвост», после чего стали методично, как в тире, отстреливать застрявших «железных зверей» врага. Отметим, что танк наших героев получил 135 попаданий немецких снарядов. При этом танк продолжил бой, и в его конструкции ничего не вышло из строя.
Петров Василий Степанович

Василий Петров — офицер артиллерист, который получил Героя Советского Союза за захват и успешное удержание плацдарма при форсировании Днепра. Эта операция была осуществлена 23 сентября 1943 года в районе Киева.
Отметим, что в этом бою Василий Степанович лишился обеих рук, и более года находился в госпитале. Удивительно, но уже в декабре 1944 он вернулся в действующую армию. Причем вернулся командиром, в распоряжение Петрова отдали 248 гвардейский истребительно-противотанковый артиллерийский полк.
В этом звании он получил еще одну награду, «Золотую Звезду» за удержание плацдарма на Одере, в районе поселка Ниски. Это произошло уже в самом конце войны — 19-20 апреля 1945 года.
Гусейн-заде Мехти Ганифа оглы

Азербайджанец по национальности, Гусейн-заде Мехти Ганифа оглы в самом начале войны попал в плен к немцам. Те его обучали шпионскому ремеслу, и после окончания курсов, в 1943 году, он отправился воевать в Италию. Прибыв на место, герой связался с итальянскими партизанами-гарибальдийцами. Почти сразу после этого он и его два товарища сбежали к партизанам. Гусейн-заде Мехти Ганифа оглы очень скоро стал руководителем целой диверсионной группы, которая наводила ужас на немцев.
Особо успешным стал для партизанов 1944 год. К примеру, 2 апреля они уничтожили более 100 фашистов, еще позже — полтысячи, два месяца спустя — еще 400 немецких солдат. Кроме того, партизанам удалось уничтожить 25 автомашин, 23 военных гаража и прочие военные объекты. К сожалению, 2 ноября 1944 года Гусейн-заде Мехти Ганифа оглы погиб в неравной схватке, и посмертно, 11 апреля 1957 года (да-да, именно такой временной разрыв), ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Алексей Петрович Маресьев

Об этом человеке была написана целая повесть — «Повесть о настоящем человеке». Да и правильно — ведь Алексей Маресьев настоящий герой, который смог продолжить воевать даже после ампутации обеих ног в области колена. Уже 20 июля 1943 года Маресьев спас жизни двух своих товарищей, а также сбил сразу два вражеских истребителя.
Уже 24 августа 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего ему удалось совершить 86 боевых вылетов, и сбить 11 самолетов врага. Кстати, четыре самолета он сбил до ранения, и семь — после ранения. В 1944 году стал работать инспектором летчиком, перейдя из боевого полка в управление Вузов ВВС.

А еще если вам интересные Герои Великой Отечественной Войны и Второй Мировой, вам понравится:

>Баллада о солдате

История создания фильма

«Баллада о солдате» — фильм непростой, грустный, как и все фильмы режиссеров-фронтовиков. Но при этом смотрится очень легко.

Трудности сопровождали фильм «Баллада о солдате» на всех этапах его создания. Но, конечно, одной из самых больших сложностей было здоровье режиссера. Григорий Чухрай в начале съемок сломал ногу и ключицу, что приостановило съемки на два месяца, а как только съемки были возобновлены, Чухрай заболел брюшным тифом. Съемки состоялись каким-то чудом.

Когда режиссер приглашал на роли актеров, его много раз посещали разные сомнения. Так, первоначально на главные роли в фильм были утверждены Олег Стриженов и Лилия Алёшникова, но по настоянию режиссера они были заменены на дебютантов Владимира Ивашова и Жанну Прохоренко, при этом в связи с разразившимся конфликтом Жанне Прохоренко пришлось перейти из Школы-студии МХАТ во ВГИК, кроме того, значительная часть съемочной группы очень быстро покинула картину из-за разногласий с замыслом режиссера, да и сам сценарий на «Мосфильме» несколько раз заворачивали.

С большой тревогой Григорий Чухрай предлагал роль Евгению Урбанскому. Он был уверен, что знаменитый актер не согласится на роль второго плана — инвалида. Но тут удача режиссеру улыбнулась, и Урбанский уверено резюмировал: «По-моему, это моя работа. Только, пожалуйста, если можно, без проб».

Кадр из фильма «Баллада о солдате » 1959Кадр из фильма «Баллада о солдате » 1959Кадр из фильма «Баллада о солдате » 1959

Фильм несколько раз менял свое название. И режиссер, и автор сценария предлагали множество вариантов. Работа проходила на даче у Валентина Ежова, где в это же время готовили сценарий фильма «Жажда», так что творческая группа была довольно обширной. И своим нынешним названием картина обязана Михаилу Ромму, который после прочтения одного из вариантов сценария задумчиво сказал: «Это целая баллада… о солдате». Так фильм и назвали — «Баллада о солдате». Хотя первый вариант был не очень похож на балладу: большая часть фильма была скорее посвящена героическому подвигу тружеников тыла, а Шурочка по первоначальному замыслу авторов погибала во время бомбежки.

Съемочный процесс

Показать семь мирных дней во время Великой войны оказалось не так-то просто. Григорию Чухраю приходилось подстраиваться под актеров, которые буквально жили своими ролями. Но результат превзошел все ожидания. Даже своего первенца актер Владимир Ивашов назвал Алексеем в честь Алеши Скворцова.

Фильм вышел на экраны в 1959 году и не был тепло встречен публикой во многом из-за того, что был запущен очень ограниченным прокатом и только в провинциальных городах. Сразу стало понятно, что это не кино для всех. Слишком тяжелым показался фильм о сложных страницах нашей истории. Григория Чухрая обвиняли во множестве исторических неточностей: и отпуск в начале войны был почти невозможен, и все военные в фильме носят погоны, хотя погоны ввели только в 1943 году. Комиссия, принимавшая фильм «Баллада о солдате», резюмировала, что он не вписывается в рамки и стандарты фильмов о войне. Но Чухрай был уверен, что общественное признание будет обязательно. И только на обвинения о погонах ответил, что, снимая картину, надеялся, что ее увидят за рубежом, в странах, которые освобождали советские солдаты уже в погонах. Чтобы никто не мог сказать, что мир от фашистов освободил кто-то другой.

И ожидания режиссера были оправданы. Уже в 1960 году фильм участвовал в программе Каннского кинофестиваля и постепенно вышел на первое место среди всех отечественных лент, получив более ста премий и наград.

Информация для учителя.

Лекция о фильме «Баллада о солдате»

Николай Лебедев 12 мин

Лекторы: режиссер Николай Лебедев, кинокритик Сергей Каптерев, актер Александр Олешко.

Баллада о солдате

Скачать фильм можно по ссылке: http://film.arjlover.net/film/ballada.o.soldate.avi 700 мб

Это один из лучших фильмов о Великой Отечественной войне – добрый, очень светлый и при этом пронзительно-грустный.

19-летний русский солдат Алеша Скворцов совершает подвиг на поле боя. Случайно попавшееся ему на глаза противотанковое ружье не только спасает ему жизнь, но и дает возможность подбить несколько машин противника. Бойца вызывают в командный блиндаж и обещают ему орден, но вчерашний школьник, мальчишка со светлым лицом и детским взглядом отказывается от почетной награды и просит взамен отпустить его в отпуск – повидаться с мамой.

И теперь перед Алешей лежит дорога на родину, в свое село.

Несколько дней без войны.

Несколько дней на пути к дому. Он так и останется для на 19-летним юношей. Героем, отказавшимся от ордена ради того, чтобы в последний раз обнять маму.

Эшелоны, станции, встречи с людьми, первая пылкая любовь, расставания и потери – круговерть событий, подхватила солдата в тылу. По пути в родную деревню он помогает девушке спрятаться в вагоне и проехать до нужной ей станции. Эта девушка, Шура, останется его первой и единственной любовью. На всю жизнь до конца. А до конца оставалось несколько часов.

Лишь на несколько секунд успевает он увидеть мать, коротко обнять ее и скрыться в облаке пыли, оставив после себя лишь надорванное сердце и реки невыплаканных слез…

Картина режиссера Григория Чухрая обошла экраны всего мира и снискала широкое признание публики.

Зоркая Н.М. www.portal-slovo.ru

“Сценарий “Баллады о солдате” Чухрай писал вместе с Валентином Ежовым, своим товарищем, выпускником ВГИКа и тоже фронтовиком.

От многочисленных редакторских поправок и заключений — к Ленинской премии, десяткам международных призов, всемирному успеху. Такой путь за короткий срок прошла картина, ныне — отечественная классика.

“Баллада о солдате” — название дано не зря. Фильм построен как баллада, когда начало и конец образуют некое кольцо, в которое заключено содержание, развертывающееся также по поэтическим законам. Начинает и завершает балладу солдатская мать, мать героя фильма, восемнадцатилетнего Алеши Скворцова — совсем еще молодая женщина с прекрасным лицом. Во вдовьем черном платке каждый день выходит она на околицу села и вглядывается в пыльную дорогу в надежде, что вернется ее мальчик. Но мы уже знаем, что он не вернется никогда.

И все дальнейшее течение фильма — это путь Алеши Скворцова, связиста, который ухитрился подбить два вражеских танка, за что и получил у начальства награду — отпуск на неделю домой: починить матери прохудившуюся крышу. Путь Алеши в родное село — метафора всей его коротенькой жизни, и расположен между двумя этими точками на дороге. Все сжимается и сжимается, как шагреневая кожа, отпускной срок, все новые и новые встречи, препоны и внезапности готовит Алеше военный путь, и бежит-бежит солдат к заветной цели. И бежит за ним музыкальная тема, простенькая, веселая, на стаккато — счастливая для фильма удача композитора Михаила Зива. Две минуты, пока гудел, торопился грузовик, подкинув Алешу на последнем отрезке пути, виделись мать и сын, чтобы расстаться навсегда.

За гибелью одного из миллионов, рядового, обыкновенного солдата Красной Армии, ничего особенного на войне не совершившего, за этой резко оборванной судьбой раскрыта огромная трагедия — потеря драгоценнейшей жизни человеческой. По сути дела, фильм — это баллада не о солдате, а о человеке, принужденном историей стать солдатом. “Баллада о солдате” проникнута светлой печалью о невозместимых утратах военного поколения. Студент ВГИКа, Володя Ивашов, счастливо найденный Чухраем, обессмертил себя ролью Алеши.

Забота Чухрая — не о кадре, не о фразе. Например, добрая половина картины происходит в эшелоне, на железнодорожных путях. Одинаково смонтированы куском — тот же паровоз, те же колеса, вагоны, те же березовые рощицы, проносящиеся мимо. Алешина дорога входит в сердце иным — не только монтажом, ритмом, не движением на экране. Поэзия самых простых вещей берет над нами власть. Атмосфера “Баллады” в своем роде единственна. На экране, высветленный памятью, предстает солдатский военный мир: серый, махорочный, полный каких-то передвижений и трудной работы, из пропотевших гимнастерок и тяжелых скаток.

В этом мире и Чухрай и Алеша ориентируются легко, здесь для них все просто, ясно. Режиссер не боится элементарности своих простых истин и оказывается прав: возникает особая этика “Баллады”, подобная прозрачной простоте народной песни, старинной притчи, откристаллизовавшей мудрость и справедливость многих поколений.

Алешин путь с фронта домой, воспетый в фильме, — это поистине путь добра, творимого так же естественно, как дышит человек.

И особое обаяние любви Алеши и девушки Шуры именно в том, что Алеша и не подозревает, что полюбил и любим, а продолжает считать себя лишь провожатым, старшим спутником этой чудной и славной девчонки с тяжеленной косой, непомерной для тоненькой ее фигурки. Продолжает считать и после того, как один раз уже потерял свою спутницу, отстав от эшелона, и почувствовал, как ее не хватает, перепугался и в эту минуту заметил Шуру на высоком мосту через пути, свесившуюся с перил в позе долгого и терпеливого ожидания. “Шурка ты моя…” — звучит ласково и доверительно. И весело взявшись за руки, несутся по лестнице вниз эти дети, сведенный войной, чтобы слишком скоро расстаться друг с другом навсегда. Актерский дуэт Владимира Ивашова и Жанны Прохоренко предстал на экране как идеальная любовь, равнозначная самой молодости.

“Баллада о солдате” появилась на Каннском фестивале в 1960 году, когда Федерико Феллини показал “Сладкую жизнь”, Антониони — “Приключение”, Ингмар Бергман — “Источник”. Некоммуникабельности, отчуждению — этим главным мотивам западного искусства, прозвучавшим с таким широким и трагическим размахом, “Баллада о солдате” противопоставила свою веру; сложности — простые истины, оплаченные жизнью; всеобщей относительности — верное знание того, что хорошо, а что плохо; изображению трагического одиночества человека — добро, любовь и людские связи, возникающие даже в аду войны, ибо они есть естественная потребность человека.

Пьер Паоло Пазолини, взволнованный картиной, сказал: “Фильм производит впечатление чудом сохранившейся до наших дней классики. Как если бы в квартале, состоящем сплошь из серых и посредственных зданий, открылись вдруг контуры огромного и прекрасного старинного сооружения”.

Потом рассказывали, смеясь, про мосфильмовские заключения о “Балладе” или годовой отчет, в котором картина была поставлена чуть ли не на последнее место, далеко после жалкой “Черноморочки”. Но все же “Баллада о солдате” любезно рекомендовалась для армейского зрителя. Стали одиозными редакторы имярек, которые предлагали Алешку Скворцова оставить в живых…

Просветленная классичность в сочетании с редкостной задушевностью — свойство режиссуры Григория Чухрая, его следующих фильмов: драмы “Чистое небо” об отверженном и реабилитированном летчике-герое, повести о чете любящих и одиноких “Жили-были старик со старухой” и других. Но вклад в отечественную культуру Григория Чухрая — великого кинематографиста — не исчерпывается только его картинами. У него были и другие миссии, другие грани таланта и личности. “

Награды и премии

1962 г. Номинация на премию “Оскар” в категории “Лучший сценарий” – Валентин Ежов, Григорий Чухрай

1962 г. Премия БАФТА в категории “Лучший зарубежный фильм”. Номинация на премию БАФТА в категории “Лучший зарубежный актер – Владимир Ивашов

1960 г. Каннский кинофестиваль. Номинация в категории “Лучший режиссер” – Григорий Чухрай

1960 г. Гран-при Международного кинофестиваля в Сан-Франциско. Приз как лучший режиссер получил Григорий Чухрай.

Призы “Давид Донателло” и “Серебряная лента” (Италия), Серебряная медаль за режиссуру (Иран), призы “Варшавская сирена” и “Злата качка” (Польша), “Большой приз” (Чехословакия), “Серебряное сомбреро” и “Приз Халиско” (Мексика), приз Ассоциации продюсеров США “Золотой лавр”.

Режиссер: Григорий Чухрай
Авторы сценария: Валентин Ежов, Григорий Чухрай
В ролях: Владимир Ивашов, Жанна Прохоренко, Антонина Максимова, Николай Крючков, Евгений Урбанский, Валентина Телегина, Эльза Леждей, Лев Борисов, Марина Кремнева, Александр Кузнецов, Евгений Евстигнеев, Георгий Юматов

стихи М.Матусовского
музыка В.Соловьева-Седого

Полем, вдоль берега крутого,
Мимо хат,
В серой шинели рядового
Шел солдат.
Шел солдат, преград не зная,
Шел солдат, друзей теряя,
Часто, бывало,
Шел без привала,
Шел вперед солдат.

Шел он ночами грозовыми
В дождь и град,
Песню с друзьями фронтовыми
Пел солдат.
Пел солдат, глотая слезы,
Пел про русские березы,
Про кари очи,
Про дом свой отчий,
Пел в пути солдат.

Словно прирос к плечу солдата
Автомат-
Всюду врагов своих заклятых
Бил солдат,
Бил солдат их под Смоленском,
Бил солдат в поселке энском,
Пуль не считая,
Глаз не смыкая,
Бил врагов солдат.

Полем, вдоль берега крутого,
Мимо хат
В серой шинели рядового
Шел солдат.
Шел солдат, слуга Отчизны,
Шел солдат во имя жизни,
Землю спасая,
Мир защищая,
Шел вперед солдат!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *