Библейские сюжеты в картинах

24 января 1848 года родился русский живописец Василий Иванович Суриков. Исторические полотна художника трудно понять без знания конкретных событий русской истории, изображенных на них. Узнайте, о чем рассказывают нам картины Сурикова

Картина «Утро стрелецкой казни» повествует о расправе над стрельцами после неудачного бунта 1698 года.

В марте 1698 года сестра Петра I, царевна Софья, заточенная в Новодевичьем монастыре, во время двухгодичного отъезда брата в Европу, заявила, что ее Петра подменили. 2200 стрельцов, стоявшие лагерем в Азове, подняли бунт и самовольно прибыли в Москву, чтобы возвести на трон царевну Софью Алексеевну. Преданные Петру I бояре направили против стрельцов четыре полка и дворянскую конницу. Мятежники были схвачены. Срочно вернувшийся из-за границы Петр I сам возглавил «великий розыск». 10 октября 1698 года в Москве начались пытки и казни мятежных стрельцов. Пятерым Петр отрубил головы своими собственными руками. Десятки были повешены, сотни сосланы. Всего было казнено около 2000 стрельцов. Тела казненных было приказано оставить у мест расправ до конца зимы 1699 г. Специальным указом Петра на Красной площади и около могил казненных были воздвигнуты каменные четырехгранные «столпы», на которых были начертаны все преступления мятежников. Родных стрельцов обрекли на изгнание – их московские дома были проданы или розданы. Репрессии коснулись и стрелецких полков, не участвовавших в восстании. Они были расформированы, а стрельцы с семьями высланы из Москвы в другие города и записаны в посадские.

Фигура Петра I? учинившего расправу над стрельцами едва видна в левой части картины

Главная героиня картины «Боярыня Морозова» — историческое лицо. Феодосия Прокопьевна Морозова, которая почитается старообрядцами как святая, была представительницей знатного и богатого боярского рода, приближенного к царю Алексею Михайловичу.

Боярыня Морозова была убежденной противницей церковных реформ патриарха Никона, вместе с гонимым протопопом Аввакумом отстаивала старую веру. Царь Алексей Михайлович не раз наказывал непокорную боярыню, отбирая и возвращая ее поместья. От более суровых кар Феодосию Прокопьевну спасала дружба и заступничество царицы Марии Ильиничны. В конце 1670 года, после тайного пострига в монахини под именем Феодоры, Морозова стала удаляться царского двора. Когда в январе 1671 года она отказалась участвовать в свадьбе царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, на нее обрушился державный гнев. По приказу царя после допроса Феодосию сначала заковали в кандалы, оставив под арестом в подвале ее дома, а затем пытали на дыбе, добиваясь отречения от раскольничества. Уже был готов костер для сожжения непокорной боярыни, но Феодосию спас ропот бояр, возмущенных возможностью казни одной из знатных женщин Московского царства, и заступничество сестры царя, царевны Ирины. После нескольких лет ссылок в 1675 году Морозову, лишенную почестей и имущества, отправили в дальний монастырь и заточили в земляную тюрьму, приказав морить голодом. 43-летняя Феодосия Морозова умерла от истощения в ноябре 1675. Ее малолетний сын умер в Москве, оставшись без матери, братья были отправлены в ссылку, а четырнадцать слуг, оставшихся ей верными, сожжены в срубе. О характере боярыни говорит предание: чувствуя близкую кончину, она попросила перед смертью тюремщика разрешение вымыть в реке свою рубаху, чтобы по старому русскому обычаю умереть в чистой сорочке.

«Боярыня Морозова» одна из самых драматичный картин Сурикова

Картина Василия Сурикова «Степан Разин» — еще один исторический экскурс в далекое прошлое. На картине запечатлен фрагмент из легенды, повествующей о Разине и персидской княжне. По волжским просторам плывет струг с атаманом и его вольной дружиной. Разбойники веселятся, и только Разин погружен в глубокую думу. На картине слева изображена малоприметная водяная воронка, которая поглотила прекрасную пленницу. Не случайно молодой гребец в красной рубахе с таким сожалением пристально смотрит на этот водоворот.

Как молодая персидская княжна оказалась среди русских казаков?

Весной 1668 года казачьи отряды под предводительством Разина отправились в поход к Каспийскому морю, в Персию. Обеспокоенный Шах Сулейман отослал русскому царю грамоту, сообщавшую о нападении воровских казаков. Царь Алексей Михайлович дал добро персам перебить русских казаков «без пощады». В ответ разинцы взяли город Фарабат, но подверглись нападению большого шахского флота. Произошло сражение, вошедшее в историю под названием Бой у Свиного острова. Чтобы окружить казачий флот, персы сцепили свои суда цепями. Казаки воспользовались этой ошибкой и пустили ко дну флагманский корабль противника, и весь флот персов пошел ко дну. Именно в этом сражении в плен к разбойникам попали сын и дочь командующего персидским флотом. Дочь и была той персидской княжной, которую Степан Разин впоследствии, как поется в известной песне, утопил в Волге.

Суриков не изобразил на картине погибшую персидскую княжну

«Переход Суворова через Альпы» прославляет подвиг суворовцев в русско-французской войне 1798-1800 гг. 21 сентября 1799 войска Александра Васильевича Суворова выступили в Швейцарский поход, в котором русским войскам предстояло перейти через Альпы из Северной Италии в Австрию. Суворов спланировал свой маршрут так, чтобы нанести удар во фланг и тыл французов, используя свой традиционный прием быстроты и натиска. Чтобы неожиданно напасть на противника, Суворов выбрал кратчайший, но самый трудный путь через горный перевал Сен-Готард. Переход проходил в сложнейших условиях с большими потерями: ежедневные стычки с неприятелем, заснеженные горы на пути войска, предательство австрийцев. Но по выражению самого Суворова: «Русский штык прорвался сквозь Альпы», нанеся ощутимый удар по французам. Швейцарский поход вошел в историю как одна из величайших военных кампаний Александра Суворова. В 1799 году именно за переход через Альпы Суворов получил от императора Павла I звание генералиссимуса всех российских войск. А на месте событий, в Альпах, был высечен 12-метровый гранитный крест в честь подвига русских войск.

Суриков изобразил штурм суворовскими войсками альпийского перевала

Трагическая судьба семейства светлейшего князя Меншикова послужила сюжетом для картины Сурикова «Меншиков в Березове».

Падение любимца Петра I Александра Даниловича Меншикова, как и его восхождение к славе и богатству, было стремительным. После смерти царя, который возвысил простого торговца пирогами до светлейшего князя, и смерти Екатерины I, при которой Меншиков был фактическим правителем России, власть «полудержавного властелина» стала терять силу. В последней попытке удержать власть Меншиков обручил со своей дочерью Марией наследника русского престола Петра Алексеевича (впоследствии Петра II). В ту пору наследнику было 12 лет, и управлять страной должен был Верховный тайный совет под руководством светлейшего князя. Знатные русские роды не желали подчиняться выскочке. Противники Меншикова составили заговор, чтобы подорвать влияние временщика на юного царя. Петр II подписал указ о ссылке Меншикова с семьей, лишив его всех чинов и орденов, было конфисковано все громадное состояние фаворита Петра I. Меншикова обвиняли в том, что он угрозами принудил царя согласиться на обручение со своей дочерью, брал взятки, присваивал частные имения. В окончательном протоколе местом ссылки для всего семейства Меншиковых назначался сибирский город Березов. Перед отправкой у ссыльных отобрали все личное имущество, включая запасные чулки, гребни и зеркальца. Во время скорбного путешествия умерла жена Меншикова. В Березове другие ссыльные радовались, видя в оковах любимца Петра, и осыпали его бранью. На что светлейший князь ответил: «Ваши упреки и ваши поносительные слова справедливы. Я заслужил, удовлетворите себя, насытьте себя хоть сим.» Свои несчастья Меншиков и его семейство переносили с твердостью. На выданные ему перед ссылкой 500 рублей Меншиков выстроил дом и часовню: сам копал землю и рубил бревна. Его дочери занимались хозяйством. Жителей Березова А. Д. Меншиков поразил своей набожностью, смирением и простотой в обращении. Долгими зимними вечерами в доме Меншикова читали Библию и слушали любопытные случаи из жизни опального князя. Александр Данилович Меншиков скончался осенью 1729 года от лихорадки, завещав своим детям не стремиться к высшей власти. В 1730 году Анна Иоанновна разрешила детям Меншикова вернуться в Москву и возвратила им часть имущества.

Суриков изобразил Меншикова не процветающим фаворитом, а больным стариком в ссылке

Картина Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» изображает битву войск Ермака с ханом Кучумом на месте слияния двух рек — Тобол и Иртыш, которая произошла в ноябре 1579 года.

Казаки Ермака прибыли в Пермский край по приглашению Строгановых в 1579 году, чтобы защитить восточные поселения от набегов кочевников и освоить новые места за Уралом. Основной отряд завоевателей Сибири составили пять тысяч волжских казаков во главе с Ермаком Тимофеевичем. Главным противником Ермака в этом походе был сибирский хан, наследник Большой Орды, Кучум. Решив напасть на казаков, хан Кучум собрал почти 15-тысячное войско из наемников, поскольку собственные боеспособные силы хана ушли в набег на Пермь. Местное население не оказало поддержки Кучуму, в разгар битвы наемное войско покинуло хана. Кучум потерпел поражение и отступил в степь. 8 ноября 1582 года атаман Ермак Тимофеевич занял Кашлык — тогдашнюю столицу Сибирского ханства. Это была не последняя битва войска русских казаков с Кучумом и его войском. В декабре 1582 года военачальник Маметкул напал из засады на казацкий отряд и перебил его. А в феврале казаки нанесли ответный удар, взяв в плен Маметкула на реке Вагае.

Суриков изобразил битву Ермака и Кучума на иртыше

У героини картины «Посещение царевной женского монастыря» нет реального прототипа. Она повествует о трагических судьбах царских дочерей на Руси.

Русские царевны коротали свой век в царских теремах затворницами, среди мамок-нянек, шутих и стариц. По строгим законам того времени знатные девушки, наследницы власти не имели права выйти замуж ни за кого ниже царского рода. Знатные иностранцы считались еретиками, и русские царевны могли стать лишь христовыми невестами, монахинями. Они отдавали в выбранный монастырь все свое богатое приданое, поэтому монастыри стерегли царских дочерей, как коршун добычу. Именно такую царевну изобразил на картине Суриков. На ее пока еще румяном лице — безысходность и покорность судьбе. Настоятельница обители пристально наблюдает за гостьей, которая вскоре станет ее послушницей. Монахини, возможно, тоже дочери знатных родов с грустной насмешкой смотрят на нарядную гостью.

Незамужних русских царевен ждала монастырская келья

Путеводитель по библейским сюжетам и святым местам в русской живописи.

1 Василий Поленов

Русский художник, музыкант и деятель театра Василий Поленов долго не решался обратиться в творчестве к Библейской теме. Пока не случилось страшное: его любимая сестра серьезно заболела и перед смертью взяла слово с брата, что он начнет «писать большую картину на давно задуманную тему «Христос и грешница».

И он сдержал слово. После создания этой картины Поленов приступил к созданию целого цикла картин под названием «Из жизни Христа», которому он отдает несколько десятилетий неустанных творческих и духовных поисков. Поленов для это даже совершает путешествие через Константинополь, Афины, Смирну, Каир и Порт-Саид в Иерусалим.

2 Генрих Семирадский

Выдающийся художник-портретист Генрих Семирадский, хоть и был по происхождению поляком, с юности чувствовал органическую связь с русской культурой. Возможно этому способствовала учеба в харьковской гимназии, где рисование преподавал ученик Карла Брюллова Дмитрий Безперчий.

Семирадский привнес в свои полотна на библейские сюжеты живописность, что сделало их яркими, запоминающимися, живыми.

Деталь: Принимал участие в росписи храма Христа Спасителя.

3 Александр Иванов

«Он оставил себе в учителя одного божественного Рафаэля. Высоким внутренним инстинктом почуял он истинное значение слова: историческая живопись. И внутреннее чувство обратило кисть его к христианским предметам, высшей и последней степени высокого», — писал о знаменитом живописце Николай Гоголь.

Александр Иванов — автор картины «Явление Христа народу», которая стоила ему 20 лет настоящего труда и творческого подвижничества. Иванов также делал акварельные эскизы к росписям «Храма человечества», но почти никому их не показывал. Только после смерти художника эти рисунки стали известны. В историю искусства этот цикл вошел под называнием «библейские эскизы». Эти эскизы были изданы более 100 лет назад в Берлине и с тех пор больше не переиздавались.

4 Николай Ге

Картина Ге «Тайная вечеря» потрясла Россию, как когда-то «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» сообщила: «Тайная вечеря» поражает оригинальностью на общем фоне сухих плодов академической выправки», а члены Академии Художеств, непротив, долго не могли определиться в суждениях.

В «Тайной вечере» Ге трактует традиционный религиозный сюжет как трагическое противостояние героя, жертвующего собой ради блага человечества, и его ученика, навсегда отказывающегося от заветов учителя. В образе Иуды у Ге нет ничего частного, только общее. Иуда – собирательный образ, человек «без лица».

Деталь: К евангельским сюжетам Николай Ге впервые обратился под влиянием Александра Иванова

5 Илья Репин

Cчитается, что никто из русских художников, кроме Карла Брюллова, не пользовался такой прижизненной славой, как Илья Репин. Современники восхищались мастерски выполненными многофигурными жанровыми композициями и как-будто бы «живыми» портретами.

Илья Репин в своем творчестве неоднократно обращался к евангельской теме. Он даже отправился в качестве паломника на Святую Землю, чтобы увидеть самому те места, где ходил и проповедовал Христос. «Я почти ничего не писал там — некогда, хотелось больше видеть… Написал образ русскую церковь — голову Спасителя. Хотелось и свою лепту положить в Иерусалим…» Позже он говорил: «всюду живая Библия», «так грандиозно я почувствовал Бога живого», «Боже! Как великолепно чувствуешь свое ничтожество до небытия».

6 Иван Крамской

Свое полотно «Воскрешение дочери Иаира» Иван Крамской обдумывал целое десятилетие. В начале 1860 года он делает первый набросок, и только в 1867 году — первый вариант картины, который его не удовлетворил. Чтобы увидеть все, что сделано в этом роде, Крамской совершает путешествие по Европе с обязательным посещением лучших музеев мира. уезжает в Германию. Он ходит по картинным галереям Вены, Антверпена и Парижа, знакомится с новым искусством, и позже совершает поездку в Крым — в районы Бахчисарая и Чуфуй-Кале так похожие на палестинскик пустыни.

7 Марк Шагал

Автор знаменитого «Библейское послание» Марк Шагал с детства любил Библию, считаяее необыкновенным источником поэзии. Так как он происходил из еврейской семьи, то довольно рано началпостигать азы образования в школе при синагоге. Спустя много лет, уже взрослым человеком, Шагал в своем творчестве пытался осмыслить не только Ветхий, но и Новый завет, тяготеет к пониманию фигуры Христа.

Библейские сюжеты в мировой живописи

Перечислять имена мастеров XIII — XV веков нет смысла, так как каждый из них в большей или меньшей степени касался религиозной тематики, но большой вклад в развитие школы иконописной живописи и новых формаций в повествовании библейских рассказов в масле и темпере стали Джотто ди Бондоне, Чимабуэ и Симоне Мартини. Ранние работы с изображениями сцен из жизни Святого семейства, Иисуса и других не менее известных персонажей, как правило имели масштабное изложение. Это были фрески, храмовая роспись и монументальные картины на сырой штукатурке. Характер произведений был не столь живописен, сколь набожен и сух. Скупость касалась и красок, и компоновки сюжета, и боязни отойти от канонов религиозной живописи.

Совершенно иная картина развернулась с появлением новой техники письма на холсте и досках. Безвоздушное пространство и «пустынный» фон инкрустировались кусками ландшафта, одиноко стоящими деревьями, зданиями, с нарушениями законов перспективы и геометрии. Однако, герои полотен становились простыми людьми в миру с присущей всему живому мимикой, страхом и скорбью в глазах.

Начало XIX века обозначилось ярким пятном академизма в полотнах по библейским мотивам. Пронеся законы итальянской, французской и испанской школ живописи Барокко, художники добавили перцу в привычное благоговение перед святыми письменами. В содержании живописных работ появились темы о Рае и тех, кто некогда был изгнан из божественного сада («Изгнание из Рая» и «Изгнание из Эдемского сада» Томаса Коула). Несомненно, эта тема всегда волновала художников (Джованни ди Паоло — «Изгнание из рая» — 1445г., Дюрер — «Изгнание из Рая» — 1510г., Уильям Блейк — «Адам перед судом бога» — 1795г. и др.), однако работы поздних эпох демонстрируют не только печаль события, здесь уделяется внимание саду с его нереальной растительностью, неземными красотами, водоемами и трепетом ветра. Суть зациклена не на героях, а на самом событии утраты девственной природы и уютного тепла, бережно хранимого создателем.

В полотнах стали появляться иные ветхозаветные персонажи. Разумеется, Моисей и его обнаружение дочерью египетского фараона постоянно всплывали в творчестве живописцев (Паоло Веронезе — «Обретение Моисея», Поль Пил — «Спасение Моисея из Нила», Клод Лоррейн — «Пейзаж с обретенным Моисеем»). Но вот героиня «Книги Юдифи» была редкой гостьей в творчестве художников. Самой известной и узнаваемой остается еврейская вдова в полотне Джорджоне «Юдифь», но Густав Климт осмелился на изображение «своей» Юдифи, с укладкой, припудренной каплей сексуальности и страсти в опущенных веках.

Анализируя метаморфозы в библейских повествованиях художниками разных эпох, приходит в голову вывод об отчуждении души и сознания человека от религии и смысла, заложенного в святом писании. Если Лука трепетно «конспектировал», пусть красочно и ярко, библейские события («Смерть Моисея»), то Фредерик Гудол и Уильям Хогарт давали понять, что среди окружения святых персонажей были довольно-таки обычные и сексуальные особы, грациозные и, быть может, грешные в своей природной привлекательности и соблазнительной женственности (например, полотно Гудола «Обнаружение Моисея в Ниле» или Хогарда «Моисей перед дочерьми Фараона»).

Библейские сюжеты, наперекор смене ценностей, еще возникают в творчестве художников. Тяга к религиозной тематике ослабевает, а интерпретация тогдашних событий зачастую приобретает иной подтекст с акцентом на мелкую прорисовку лиц, рук и драпировок, когда событие еле угадывается, а его смысл завуалирован роскошным пейзажем. Лишь обращенный взор в прошловековое творчество мастеров раскрывает тот трепет и, вероятно страх, с которым художники касались стен холодным мастихином.

Кого изобразил художник на картине Иван царевич и серый волк

Поза Ивана Царевича и выражение его лица говорят о том, что он насторожен, но в то же время полон решительности и отваги. Сильный и могучий, не раз одержавший победу в противостоянии с врагом, Царевич внушает уважение и доверие. Он аккуратно придерживает за руку уставшую от долгой и опасной дороги Елену Прекрасную.

Особый интерес у зрителя вызывает фигура Серого Волка. У этого сказочного хищника человеческие глаза, из чего следует, что художник изобразил на картине оборотня или волколака (древнеславянский вариант названия). Взгляд Волка обращен прямо на зрителя. Вместе с тем в его облике отсутствует что-либо кровожадное и дикое. Напротив, образ сказочного волка полон отваги и преданности. Серый Волк изображен Васнецовым невероятно могучим. Передвигаясь большими прыжками, он несет Царевича и Елену через дремучую лесную чащу, где никогда не ступала нога человека. Создается ощущение, что вся группа героев словно парит над болотом, окруженным зловещими лесными зарослями.

Волк зорко вглядывается в пространство впереди, выбирая дорогу. Раскрытая пасть и высунутый язык говорят о том, что он с трудом преодолевает усталость и держится из последних сил. Широко раскинуты волчьи лапы, стелется по ветру длинный пушистый хвост.

Сказочность сюжета подчеркивается одеждой главных персонажей. На Иване Царевиче дорогой кафтан из парчи, подпоясанный зеленым кушаком. За его спиной виднеется меч. Украшенный золотом кафтан Царевича прекрасно гармонирует с изысканным одеянием Елены, сшитым из голубого шелка. Сочетание золотого и голубого цветов в славянской мифологии свидетельствует о связи с миром магии и чудесами.

Елена Прекрасная олицетворяет русскую красавицу с длинными русыми волосами. Её шею украшают жемчужные бусы, а на ногах надеты сафьяновые сапожки. На голове у царевны изысканный головной убор, оформленный драгоценными камнями.

Художник мастерски передает живописными средствами материал одежды главных героев. Рассматривая полотно, зритель чувствует тяжесть парчи, бархата, сафьяна и золотого шитья.

Сама Елена печальна, однако её убранство выглядит нарядным и радостным. Этот необыкновенно женственный образ был написан Васнецовым с его племянницы – Натальи Анатольевны Мамонтовой. Главный акцент, как и в случае с «Аленушкой», Васнецов сделал не на внешних чертах, а на душевном настрое и позе героини.

Серый Волк также не изображен в буквальном смысле серым. Его золотисто-коричневая шерсть словно повторяет цвет одежды Царевича, которому он так верно служит.

Номер №336

Перед нами картина В.М.Васнецова «Иван — царевич на Сером Волке». Эта картина написана по сюжету русской народной сказки «Иван — царевич и Серый Волк». Эта сказка о младшем сыне царя Берендея, который отправился на поиски таинственной Жар−птицы для отца со своим верным другом и помощником Серым Волком.
На картине художник запечатлел эпизод, когда Иван−царевич мчится с Еленой Прекрасной на Сером волке В.М.Васнецову удалось замечательно передать стремительный бег Серого Волка, изобразив развивающиеся на ветру волосы Елены Прекрасной, прижатые уши Серого Волка, запечатлённого в прыжке, и лес, уступающий дорогу героям.
Герои облачены в богатые одежды. Иван−царевич одет в червлённый голевой кафтан, подпоясанный зелёным кушаком. На голове Елены Прекрасной надета парчовая шапочка, расшитая скатным жемчугом, на ногах − сафьяновые сапожки, украшенные яхонтами.
Парча − устар. плотная узорчатая шёлковая ткань, вытканная золотыми и серебряными нитями.
Голевой − устар. вытканный золотыми нитями.
Кафтан − устар. старинная мужская верхняя долгополая одежда.
Кушак − устар. пояс из куска ткани или связанный из шнура.
Сафьяновый − устар. сделанный из сафьяна, то есть из кожи высокого качества (обычно из шкур коз и овец).
Скатный − устар. крупный, круглый, ровный (о жемчуге, бисера).
Червлёный − устар, красный, багряный, ярко−красный.
Яхонт − устар. старинное название драгоценных камней − рубина и сапфира.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *