Библия для православных

У православных на этой неделе начинается Рождественский пост: что нельзя есть и что нужно делать?

Об этом TUT.BY рассказала монахиня Хиония Ефимова из Свято-Елисаветинского монастыря в Минске.

Рождественский пост у православных начинается 28 ноября и продлится до 6 января. У католиков этот пост начался 15 ноября и закончится 24 декабря. Рождественский пост считается менее строгим, чем Великий пост перед Пасхой.

Монахиня Хиония Ефимова рассказывает, что все пять будних дней в течение недели во время поста — постные. Это значит, что в эти дни нельзя есть мясные продукты, молочные, яйца, в субботу и воскресенье помимо постных блюд можно есть рыбу. Ее можно включать в рацион и по большим праздникам, например, 19 декабря — в день святителя Николая, 4 декабря — в день введения во храм Пресвятой Богородицы. В среду и пятницу нельзя употреблять и растительное масло.

Последнюю неделю перед Рождеством есть нельзя и рыбу, эта неделя считается самой строгой во время поста.

— Пост — это не только отказ от тяжелой пищи, но и время, чтобы мы больше подумали о своей душе. Может быть, где-то нужно что-то «подремонтировать» и сходить помолиться, получить причастие. Чем ближе к празднику, тем более насыщенные службы в храме. Есть такое выражение — говеть в пост, то есть готовиться к принятию причастия Святых Христовых Тайн. Говение могло продолжаться от трех дней до нескольких недель, и человек накладывал на себя пост даже не в постное время.

Могут не поститься верующие с заболеваниями, по которым нельзя ограничивать себя в еде, беременные, путешественники.

— Путешественникам приходится останавливаться в кафе, или они берут еду с собой в дорогу, и им разрешается есть рыбу, а молочные и мясные продукты — все равно нельзя. Но то, постится человек в дороге или нет, зависит от него самого: есть те, кто старается в любых условиях соблюдать пост.

У православных Новый год раньше, чем Рождество. Но для верующих — это не праздник. Однако, если верующему человеку нужно идти на Новый год в гости и нельзя никак отказаться от непостной еды, то ради любви к ближнему разрешается однократная трапеза.

Во время поста нельзя венчаться и крестить детей.

— Пост — это не цель, это средство, чтобы правильно настроиться к приходу праздника. Если человек нарушил пост из-за обстоятельств, а не по своему желанию, то это не грех, — говорит монахиня Хиония.

Словарь библейских образов1

В современных переводах Библии слово посвящение в смысле приобщения или вовлечения не употребляется. Тем не менее в Библии показан целый ряд обрядов и действий, которые подпадают под такое определение посвящения в понимании этнологов и исследователей истории религий, проводящих различие между коллективным и индивидуальным посвящением (инициацией). Кроме того, посвящение – одна из сюжетных линий в Библии.

Обряды посвящения. В число обрядов, предназначенных, по определению М. Элайада, для посвящения по возрастным группам, входит обрезание, служившее в Ветхом Завете этническим и религиозным признаком принадлежности к народу Израиля (Исх. 12:48; ср. Деян. 10:45; Гал. 2:9). Предписанное Богом (Быт. 17:9–14), впервые принятое Авраамом и его семьей (Быт. 17:24–27) и установленное законом (Лев. 12:3), обрезание совершалось главами семей над всеми мальчиками, родившимися в доме, а также над чужестранцами и рабами в Израиле (Быт. 17:12–13). Этническое и духовное значение основывалось на обетованиях, данных Аврааму в Быт. 17:6–7: «И весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя. И поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя».

В отличие от широко распространенных обычаев других культур, в которых дети обычно обрезались по достижении половой зрелости, в Ветхом Завете обрезание совершалось на восьмой день после рождения ребенка, за крайне редкими исключениями: Аврааму было девяносто, а Измаилу тринадцать лет (Быт. 17:25). А позднее, когда обрядом стали пренебрегать во время странствия по пустыне, Иисус Навин обрезал целое поколение израильтян мужского пола (Нав. 5:1–7). В качестве знака принадлежности к Израилю обрезание имело столь большое значение, что Иезекииль говорил даже о разделении обрезанных и необрезанных после смерти (Иез. 31:18). Обрезание символизировало также особую ответственность народа пред Богом (Иер. 9:25–26).

В метафорическом смысле обряд обрезания мог символизировать чистоту, святость и любовь Бога. В нем подразумевалась чистота речи верующего, как это видно, например, из жалобы Моисея, что из-за своих «необрезанных уст» (Исх. 6:12 KJV) он не сумеет убедить фараона. Он мог также означать готовность повиноваться Богу (или же его отсутствие могло означать прямо противоположное) – Иеремия писал о «необрезанном ухе» людей (Иер. 6:10). В Новом Завете Павел использовал ветхозаветную метафору «обрезания сердца» (Рим. 2:29; ср. Втор. 10:16; 30:6), чтобы показать отличие истинно верующего и любящего Бога сердца от проявлений чисто внешней религиозности. В своей полемике с иудейскими христианами, хотевшими сделать обрезание необходимым условием христианской веры (Деян. 15:24; Гал. 6:12), Павел, хотя и был обрезанным (Флп. 3:5), утверждал, что обрезание тщетно без веры (Рим. 3:30) и без послушания (Рим. 2:25). Он заявлял, что оно необязательно для христиан (Гал. 2:3–5) и отменено Евангелием (Еф. 2:11; Кол. 3:11), а также предупреждал, что его соблюдение в качестве христианского обряда посвящения подчиняет верующего прежнему завету, основанному на необходимости выполнения определенных дел (Гал. 5:3 и далее). Христианская церковь – это новый Израиль, и Павел говорит филиппийцам: «Обрезание – мы, служащие Богу духом» (Флп. 3:3).

В Новом Завете на смену обрезанию как обряду посвящения приходит крещение: «В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; бывши погребены с Ним в крещении, в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых» (Кол. 2:11–12; ср. Рим. 6:4). Смысл крещения совпадает с символикой смерти-возрождения в других обрядах посвящения, описанных современными этнологами.

Христианское крещение ведет, по-видимому, начало от Иоанна Крестителя, который видел в нем выражение покаяния. Принятие Иисусом крещения в начале Его служения (Мф. 3:13–17) символизирует подчинение Божьей воле и отождествление с Его народом. Хотя Сам Иисус не крестил, ранняя церковь приняла обряд крещения как знак приобщения к покаянию и вере. В то же время в нем подразумевается присоединение к братству верующих: «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41). Таким образом, крещение выполняет и функцию созидания сообщества, поскольку для верующих есть «один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4:5).

Еще одно метафорическое значение ввел в оборот Иоанн Креститель, назвавший Иисуса «крестящим Духом Святым» (Ин. 1:33). Сам Иисус рассматривал крещение как духовное рождение и как посвящение – Он сказал Никодиму: «Если кто не родится от Воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Именно такое крещение Он обещал ученикам (Деян. 1:5), а затем оно распространилось и на язычников (Деян. 11:15–16).

Ролевое посвящение. То, что этнологи называют ролевым посвящением – то есть предназначением человека на роль шамана, советника или целителя, – по своей сути эквивалентно призванию пророков в Ветхом Завете, хотя и с определенными четко выраженными различиями. Многие пророки проходили через обряды, делавшие их пригодными для исполнения предназначенной им роли. К Исаии, который чувствовал себя человеком с нечистыми устами, прикоснулся ангел с горящим углем, очистив его от беззакония и греха и подготовив к донесению Божьей истины (Ис. 6:6–10). К устам Иеремии тоже прикоснулся Бог, наделив его способностью изрекать Божьи предупреждения народу (Иер. 1:9), а Иезекиилю было дано съесть свиток плача (Иез. 2:9 – 3:2). Избрание Моисея (Исх. 3), а затем Самуила (1Цар. 3) пророками не сопровождалось какими-либо обрядами, но их выбор тоже был ясным случаем ролевого посвящения, как и помазание царями Израиля Саула (1Цар. 10) и Давида (1Цар. 16), которые были облечены царскими полномочиями на официальных церемониях.

В Новом Завете назначение семи «человек… исполненных Святого Духа и мудрости» (Деян. 6:3) для надзирания над распределением пищи в ранней церкви тоже можно рассматривать как ролевое посвящение. Их поставили перед апостолами, которые помолились и возложили на них руки (Деян. 6:1–6). Эта церемония считается учреждением звания диакона.

Посвящение как сюжетная линия. В более широком смысле посвящение как «начало чего-то, вступление во что-то, предназначение для какой-то деятельности» можно рассматривать в качестве одного из архетипов библейских литературных жанров, поскольку в фабуле многих рассказов выражается мысль о именно таком приобщении к новому образу жизни даже без совершения обрядов или церемоний. Первыми посвященными в Библии стали Адам и Ева, предназначенные для жизни в Божьем сотворенном мире (Быт. 2), а затем в условиях падшего мира (Быт. 3).

Эта тема раскрывается также в образе путешествия. Три этапа посвящения, которые выделяют этнологи, – выход из предшествующего состояния, переходный период и вхождение в новое состояние, – можно увидеть в странствии, например, Авраама, покинувшего Халдею и отправившегося на запад в Ханаан (Быт. 12). Молодые Иаков и Иосиф совершили путешествия посвящения в возраст зрелости. Схема повторилась в путешествии народа Израиля на восток из Египта через пустыню в Ханаан, и ее можно также увидеть в переходе Руфи со своей свекровью Ноеминью из Моава в Вифлеем (посвящение в новую веру и присоединение к новому этническому сообществу).

Однако рассказы о посвящении не всегда связаны с путешествиями. Посвящение Гедеона в судьи произошло в результате встречи с ангелом и двух сверхъестественных знамений (Суд. 6:1–24). Юный Давид вступил в мир воинского героизма после единоборства с Голиафом (1Цар. 17). Юный Самуил приобщился к пророческой жизни благодаря увиденным ночью снам (1Цар. 3:1–14). Показанная во 2Царств царская жизнь Давида была вполне благополучной вплоть до истории с Вирсавией и Урией (2Цар. 12), которая стала посвящением Давида для вступления в жизнь с последствиями греха. Данное Богом сатане разрешение навести бедствия на Иова было началом вхождения Иова в жизнь страданий и лишений. События на Пятидесятницу ввели учеников в эпоху Святого Духа. Учитывая расположение рассказов о крещении Иисуса и о Его искушении в пустыне в начале евангелий, эти события вполне можно рассматривать как посвящение Иисуса в Его искупительное служение.

Процессы посвящения могут приводить к положительному или отрицательному результату. В притче Христа о блудном сыне (Лк. 15:11–32) было как отрицательное посвящение (вследствие разгульной жизни молодой человек впал в нищету, состояние нравственного убожества и отчаяние), так и положительное (оказанный отцом прием вернул главному герою положение в обществе и положение сына). Среди случаев отрицательного посвящения можно отметить грех Адама и Евы с его последствиями (Быт. 3), насилие и убийство в истории с Каином и Авелем (Быт. 4), языковое смешение среди строителей Вавилонской башни (Быт. 11) и сатанинский план предательства со стороны Иисуса (Ин. 12:27). В некоторых рассказах о посвящении завуалированно присутствует мысль о благословении или проклятии: совершенное братьями Иосифа предательство сделало его рабом в чужой стране, но дальнейшим последствием этого было спасение голодавшего народа Израиля в Египте, которое, в свою очередь, стало посвящением в рабство.

В Новом Завете показано множество примеров положительного посвящения. Совершавшиеся Иисусом исцеления давали страдальцам новую здоровую жизнь. В ряде случаев, как, например, в истории с расслабленным, которого друзья принесли к Иисусу (Мк. 2:1–11), исцеление сопровождалось приобщением к новой жизни праведности пред Богом. Именно в этом, несомненно, заключается основной смысл таких обращений, как обращения женщины, взятой в прелюбодеянии (Ин. 8:3–11), Закхея (Лк. 19:1–10) и Павла (Деян. 9). Даже когда обращение представляет собой процесс постепенного возрастания в вере, его все равно можно назвать посвящением. Дж. Огастин показывает, что в Евангелии от Марка ученики проходят серию «шагов посвящения» и что само Евангелие выполняет функцию посвящения, поскольку «оно вводит читателя в суть дела, вне зависимости от его понимания учениками, самим ходом рассказа» (Augustine, 394, 396).

Помимо новозаветных рассказов об обращении, в высказываниях и притчах Иисуса говорится о вхождении в Божье Царство, а в посланиях – о новой жизни во Христе (см. НОВОЕ).

См. также: КРЕЩЕНИЕ, ОБРАЩЕНИЕ, ОБРЕЗАНИЕ, СТРАНСТВИЯ, ТЯЖЕЛЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ.

Где в Библии написано, что надо посещать собрание, а не просто верить и при этом не посещать церковь?

Спрашивает саша
Отвечает Александра Ланц, 16.05.2011

Вопрос: «у меня есть знакомый. он, как бы это сказать, в поиске истины. он много слышал о Боге, и сам пытается изучать библию. его смущает вопрос того,что надо ходить в церковь т.е. посещать собрание.что является результатом негативного опыта который он получил посещая одну из конфесий.его интересует вопрос, где в библии написано,что надо посещать собрание, а не просто верить и при этом не посещать церковь. подскажите пожалуйста».
Мир вам, Саша!
Если ваш знаковый находится в поиске Истины и пытается изучать Библию, если он делает это с искренним сердцем, то вам не о чем волноваться, потому что в этом случае Христос сначала откроет ему правду о необходимости быть в собрании Его учеников, а потом Сам приведёт его туда.
Дело в том, что Библия вся пронизана мыслью о том, что дети Божии должны быть объединены в одно целое, а это целое должно быть отделено ото всего остального мира. Самым ярким образом эта мысль запечатлена в истории плотского Израиля. Бог произвёл от Авраама многочисленный народ, который не смотря на все проблемы, всегда оставался и до сих пор остаётся отдельным народом. Плотский Израиль ветхозаветных времён был церковью Живого Бога на земле. Всякий человек, желавший жить под сенью Всемогущего, должен был присоединиться к народу Иакова через обрезание и принятие Закона и Пророков.
Ничего не изменилось и в новозаветные времена. Когда Иисус умер, воскрес и вознёсся, плотский Израиль видимым образом разделился на три группы:
1) сыны Иакова, принявшие Иисуса, как своего Спасителя;
2) сыны Иакова, отвергшие Иисуса, как своего Спасителя;
3) сыны Иакова, пребывающие на распутье.
И Господь Бог Вседержитель продолжил растить Свой народ на основе тех сынов Иакова, которые приняли Иисуса своим Спасителем. Они начали свидетельствовать об Иисусе и для своих плотских братьев, и для язычников, и те, кто принимали Иисуса, присоединялись к ним, образуя тем самым духовный Израиль — огромный народ Божий по всему лицу земли.
Заметьте, что речь здесь идёт даже не о посещении собраний, а о том, что человек, желающий спасения, должен понимать, что он — часть народа Божьего.
Вот что происходило со вновь уверовавшими:
Деян.2:41 «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч». К кому присоединились уверовавшие? К тем, кто проповедовал, к собранию тех, кто проповедовал.
Деян.17:4 «И некоторые из них уверовали и присоединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих , великое множество, так и из знатных женщин немало». Видите, что происходит присоединение уверовавших к тем, кто уже поверил?

Что такое собрания? Это попытки людей регулярно встречаться для того, чтобы «увещевать , т.е. ободрять друг друга». Апостол Павел особо настаивает на том, что верующие не должны оставлять своих собраний, потому что там они могут поддерживать друг друга в физических, но главное — в духовных нуждах.
Евр.10:25 «Не будем оставлять наших собраний, а то у некоторых есть такая привычка. Лучше будем ободрять друг друга, и тем больше, чем ближе День Господа».
Все послания апостола Павла, например, обращены не к каким-то сторонним людям, а к собраниям уверовавших, в которых эти послания для всех и читались:
«От Павла и Тимофея, служителей Христа Иисуса, — всем филиппийцам, принадлежащим Богу в единении с Христом Иисусом, вместе с руководством церкви и их помощниками». (Фил.1:1)

«От Павла, по воле Божьей апостола Христа Иисуса — святому народу Божьему в Эфесе, хранящему верность Христу Иисусу». (Еф.1:1)

«От Павла, по воле Бога призванного стать апостолом Христа Иисуса, и от брата Сосфена — Церкви Бога в Коринфе, тем, кто посвящен Богу через Христа Иисуса, кто призван стать Его святым народом…» (1Кор.1:1-2)
Сам Иисус предусмотрел нечто, что никогда не позволит Его ученикам надолго оставлять свои собрания, если они, конечно, настоящие ученики. Что же это? Это вечеря, которую Христос установил Сам и повелел ученикам совместно совершать её в воспоминание о Его смерти (Лук.22:19; Ин.13).
В Еф.4 мы читаем о том, что Христос особым образом позаботился о Своей церкви, раздав верующим дары, которые они обязаны употреблять для общего возрастания в вере и спасении. Апостол Павел так же призывает верующих служить друг другу тем даром, который получили, устраивая тем самым себя, как дом Господа Иисуса (1Петр.4:10).
Если ваш знакомый честно поразмышляет надо всеми приведённым здесь стихами, то ему ничего не останется, как признать, что верующие — это единый народ, члены которого должны служить друг другу, как члены тела. А как же это делать, если ты не бываешь хотя бы в собрании тела церкви?
Рим.12:5 так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены.
«Но Бог соразмерил тело, внушив о менее совершенном большее попечение, дабы не было разделения в теле, а все члены одинаково заботились друг о друге. Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. И вы — тело Христово, а порознь — члены» (1Кор.12:24-27). Можно ли страдать и радоваться с теми… кого ты не знаешь?

Все послания Нового Завета так или иначе упоминают о том, что уверовавшие пребывали друг с другом в преломлении хлеба, в чтении-изучении Писания, в заботах друг о друге, поэтому если ваш знакомый искренне желает знать правду, он, читая Писание, её узнает.
Однако я должна сказать о том, что узнав эту правду, он не должен торопиться в любое собрание верующих, но должен потратить достаточно времени для того, чтобы среди нынешнего великого изобилия собраний на любой вкус найти то одно, в котором люди делятся друг с другом Христовой правдой и стараются жить по Христову закону, руководствуясь Билией и только Библией. …хотя он должен помнить и о том, что даже в этих собраниях люди несовершенны.

С уважением,
Саша.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *