Библия о родителях

Толкование на Евангелие по Матфею10

Мф.19:1–3. Когда Иисус окончил слова сии, то вышел из Галилеи и пришел в пределы Иудейские, Заиорданскою стороною. За Ним последовало много людей; и Он исцелил их там. И приступили к Нему фарисеи, и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?

Из Галилеи Он пришел в Иудею; и вот партия фарисеев и саддукеев спрашивает Его: позволительно ли мужу давать развод жене своей по какой угодно причине. Это с тем, чтобы поставить Его в затруднение рогатым умозаключением (syllogismo), ибо что бы Он ни отвечал, Он мог быть пойман на словах. Если бы Он сказал, что жену должно отпускать по какой угодно причине и жениться на другой, то Он оказался бы проповедником того, что противоречит стыдливости. А если бы Он ответил, что не по всякой вине можно давать развод, то был бы пойман как виновный в святотатстве, и рассуждал бы как поступающий против Моисея, а через Моисея был и Божиим. Поэтому Господь так соразмеряет Свой ответ, что обходит их уловку, приводя в свидетельство Священное Писание и естественный закон и противопоставляя первоначальное повеление Божие последнему, которое было уступкой не воле Божией, а потребности согрешающих.

Мф.19:4. Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их?

Это написано в начале книги Бытия; и говоря: «мужчину» и «женщину», Он показывает, что необходимо избегать второго брачного союза, потому что Он не говорит: «мужчину» и «женщин», что предполагалось для расторжения первого союза, а: «мужчину» и «женщину», чтобы они связывались участью с одной только женой.

Мф.19:5–6. И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть410

Таким же точно образом Он говорит: «прилепится411 к жене своей», а не: «к женам». И будут двое одной плотью412. Вознаграждение брачного союза в том, что двое будут одной плотью. Непорочность, соединенная с духом, производить один дух.

«Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает»413 – Бог сочетал414, сделав одною плоть мужчины и женщины; человек не может разделить ее, кроме одного только Бога. Человек разлучает тогда, когда отпускает первую жену вследствие желания иметь жену другую; Бог же разлучает, – Бог, который и соединил, – тогда, когда ради служения Богу, по взаимному соглашению (потому, что время близко), мы имеем жен так, как будто мы не имеем их (1Кор.7:29).

Мф.19:7. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?

Они раскрывают то злословие против Господа, которое приготовили. Однако несомненно, что Господь изложил не свое суждение, а только воспроизвел события древней жизни народа и заповеди Божии.

Мф.19:8. Он говорит им: Моисей, по жестокосердию вашему, позволил вам разводиться с женами вашими; а сначала не было так.

Слова Его такого рода: «Разве Бог может Себе противоречить так, чтобы прежде приказать одно, а потом Свой приговор нарушить новым повелением?» Не так должно рассуждать; а так, что когда Моисей увидел, что вследствие желания иметь других жен, или более богатых, или более молодых, или более красивых первые жены бывают умерщвляемы или проводят бедственную жизнь, то предпочел смягчить несогласие, чтобы не дать продолжаться ненависти и человекоубийству (Втор.24, 1–4). Вместе с тем обрати внимание и на то, что Он не сказал: «По жестокосердию вашему повелел вам Бог», но: «Моисей», так что, – как говорит апостол (1Кор.7, 25),415 – это совет человеческий, а не повеление Божие.

Мф.19:9. Но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует.

Только одно прелюбодеяние пусть превозмогает над склонностью к жене. И, притом, когда жена разделит одну плоть на две и через прелюбодеяние отделится от мужа, тогда она не должна быть удерживаема , чтобы муж не подпал проклятию слов Писания: «Кто удерживает прелюбодействующую, тот не разумен и нечестив» (Притч.6,32–33)416. Итак, где ни обнаружится прелюбодеяние, или даже только подозревается, там жена отпускается свободно. Но так как может случиться, что кто-нибудь наносит бесчестие невинной, и вторым брачным союзом сваливает виновность на первую супругу, то и повелевается, чтобы таковой отпускал жену, но так, чтобы он при жизни первой, второй жены уже не имел. В самом деле, ведь слова Его значат следующее: «Если ты отпускаешь жену свою не вследствие похоти, а вследствие обиды , то почему, испытав несчастье в первом браке, подвергаешь себя опасности нового?» И сверх того могло случиться так, что на основании того же закона жена также могла дать развод мужу, поэтому дается то же самое предупреждение, – именно: чтобы она не брала себе другого мужа. А так как распутная женщина и та, которая уже ступила на путь прелюбодеяния, не будет бояться позора, то второму мужу дается предупреждение, что он будет повинен в прелюбодеянии, если возьмет себе таковую в жены.

Мф.19:10. Говорят Ему ученики Его: если такова обязанность таково отношение человека к жене, то лучше не жениться.

Жены составляют великое бремя, если нельзя их отпускать , кроме прелюбодеяния . Что же, в самом деле, если жена будет предаваться пьянству или будет гневлива, или дурного нрава, или прожорлива, или не усидчива , или сварлива, или злоречива, ужели и жену такого рода должно терпеть ? Хотим ли мы, или не хотим, но она должна быть удерживаема; так как мы были свободны и добровольно подчинились этому рабству. Поэтому ученики, видя тяжесть брачного ига, обнаруживают движение своей души и говорят: «Если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться».

Мф.19:11. Он же сказал им: не все вмещают слово сие, но кому дано.

Под словом этим пусть никто не разумеет судьбы или счастья, потому что это417 девственники (virgines), которым дано от Бога , или же те, которых случай привел в такое состояние; но дано это тем, которые просили этого, хотели этого или трудились, чтобы достигнуть этого. В самом деле, всякому просящему будет дано, и ищущий найдет, и стучащему418 будет открыто (Мф.7,8; Лк.11,10).

Мф.19:12. Ибо есть скопцы, которые так родились из чрева матери, и есть скопцы, которые сделались чрез людей; а есть скопцы, которые сами себя сделали скопцами ради царствия небесного; кто может принять, тот пусть принимает419

Есть три рода скопцов: два – плотские, третий -духовный. Одни суть те, которые родились таковыми от чрева матери, другие – те, которые сделались таковыми или в неволе, или по прихоти владелиц. Третьи – те, которые оскопили себя ради Царства Небесного, и стали скопцами ради Христа, хотя могли бы быть мужами. Таковым именно обещается награда; а выше названным , оскопление которых есть дело необходимости, а не произволения, не должно быть ничего совершено. Мы можем объяснить это и иначе. Скопцы от чрева матери – это те, которые более холодны по своей природе и не ищут удовлетворения похоти. А другие скопцы, – сделанные людьми, – это те, которых или воспитали мудрецы мира сего (философы – philosophi), и изнежило до степени женщин (emolliuntur in feminas) служение идолам, или те, которые по убеждению еретиков ведут притворно непорочную жизнь, чтобы обманывать притворной чистотой веры своей (ut mentiantur religionis veritatem). Но никто из них не унаследует Царства Небесного кроме того, который оскопил себя ради Христа. Поэтому Он и прибавляет: «Кто может принять, тот пусть принимает»420, именно: чтобы каждый обращал внимание на свои силы, возможно ли для него выполнить заповеди девства и чистоты. Действительно, чистота сама по себе обольстительна и кого угодно может привлечь к себе; но при этом необходимо соразмеряться421 со своими силами, чтобы принимал на себя тот, который может принять. Эти слова являются как бы голосом убеждающего Господа и возбуждающего воинов своих к получению награды за чистоту жизни: «Кто может принять, тот пусть принимает»,422 кто может бороться423, тот пусть борется424, побеждает и торжествует.

Мф.19:13–14. Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал.

не потому, что не хотели, чтобы они были благословлены словами и рукой Спасителя, но потому, что, не имея вполне совершенной (plenissimam) веры, и думали, что Он подобно другим людям будет утомлен надоедливостью (несвоевременностью) приносивших.

Мф.19:15. : Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное. И возложив на них руки, пошел оттуда.

Многозначительно говорит Он: «таковых», чтобы показать, что великое значение имеет не возраст, а их нрав; и Он обещает награду тем, которые будут иметь подобную же невинность и простоту. Апостол также в своих словах вполне согласен с тем же приговором Господа: «Братия! Не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни» (1Кор.14,20).

Мф.19:16. : И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель Благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Он же сказал ему.

Тот, который спрашивал, каким образом он унаследует жизнь вечную, был и юн, и богат, и горд; а согласно словам других евангелистов, он спрашивал не с целью научиться, а с целью испытать.

Мф.19:17. : Почему ты спрашиваешь Меня о добре (Quid me interrogas de bono). Благ один Бог.425

Так как спросивший назвал Учителя благим, но не исповедал Его ни Богом, ни Сыном Божиим, то ему дается урок в том смысле, что святой человек в сравнении с Богом, о Котором говорится: «Славьте Господа, ибо Он благ» (Пс.117,1), не есть благ. Но чтобы кто-либо не подумал, что словами о благости Божией исключается благость Сына, мы читаем в другом месте: «Пастырь добрый (bonus благой) полагает душу свою за овец своих» (Ин.10,11).426; и у пророка говорится, что Дух есть благ и земля добра. Таким образом и Спаситель не отвергает свидетельства о благости , но Он отрицает ту неверную мысль, то благим может быть учитель без Бога.

Мф.19:18–19. : Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди. Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

Что вопрошавший юноша был искусителем, это мы можем доказать и тем, что на обращенные к нему слова Господа: «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди», отвечает хитрым вопросом, какие это заповеди, как будто он сам не читал, или как будто Господь мог повелеть нечто, противное Богу.

Мф.19:20–21. Юноша говорит Ему: все это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Иисус сказал ему

Юноша говорит ложь; действительно, если он на деле исполнил то, что сказано в заповедях: «Возлюби ближнего твоего как самого себя», то каким образом, слыша потом слова: «Иди и продай то, что имеешь и отдай нищим»,427 он уходит опечаленным, потому что имел многие богатства?

Мф.19:21. : Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мною.

Хотим ли мы быть совершенными, это находится в нашей власти. Но кто бы ни захотел быть совершенным, тот должен продать то, что имеет; и продать не часть только, как сделали Анания и Сапфира (Деян.5), а продать все, и когда продаст, все отдать нищим, и таким образом приготовить себе сокровище в Царстве Небесном. Но и это будет достаточно для совершенства только тогда, когда, презрев богатство, таковой последует Спасителю, то есть, оставив зло, будет делать добро. Действительно, легче отнестись с презрением к богатству (sacculum, то есть кошелек, сумка для денег), чем к удовольствиям. Многие, оставляя богатство, не следуют Господу. А Господу следует тот, кто Ему подражает и идет по стопам Его. «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1Ин.2,6).

Мф.19:22. Он ушел опечаленным, ибо имел много богатства.428

Это есть та печаль, которая приводит к смерти (2Кор.7,10).429 Здесь указывается и причина печали, – в том, что он имел много имений, то есть те тернии и волчцы, которые подавили семена Божественные.

Мф.19:23. Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное.

Но каким образом Авраам, Исаак и Иаков, люди богатые, вошли, по свидетельству Господа, в Царство Небесное (Быт.13; Быт.36), а также Матфей и Закхей, по словам Евангелия, после оставления ими богатства? Однако здесь нужно обратить внимание на то, что когда они вошли, то уже перестали быть богатыми. Таким образом, они до тех пор не входили, пока были богаты. Впрочем, хотя богатства с трудом делаются предметом презрения, однако Он не сказал: «Невозможно, чтобы богатый вошел в Царство Небесное», а сказал: «Трудно». Где указывается трудность, там не представляется невозможность, а только заявляется о трудности.

Мф.19:24–26. И еще говорю вам: удобнее верблюду (camelum)пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие. Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись? А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно.

Этими словами уже показывается, что не трудно, но и невозможно . Действительно, если верблюд не может пройти сквозь игольное ушко и если подобно этому богач не может войти в Царство Небесное; то никакой из богачей не спасется. Однако, если мы прочтем у Исайи о том, как верблюды Мадиана и Эфы прибудут в Иерусалим с дарами и сокровищами (Ис.60,6), а также и то, что бывшие первоначально согнутыми и искривленными безобразием пороков входят в ворота Иерусалима, то мы увидим, что и эти верблюды, с которыми сравниваются богатые, после того как сложат с себя тяжесть грехов и освободятся от всего безобразия телесного, могут войти в тесные врата и вступить на узкий путь, ведущий к жизни (Мф.7). А когда ученики задают вопрос и удивляются строгости сказанного : «Кто же таким образом спасется?» Он милосердно смягчает строгость Своего приговора, говоря: «Что невозможно у людей, то возможно у Бога».

Мф.19:27. Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?

Великая вера: Петр был рыбаком, он не был богачом, своими руками и искусством зарабатывал хлеб, и однако говорит с полным доверием: «Оставили все». Но так как недостаточно оставить все, он присоединяет и то, что говорит о совершенстве: «И последовали за Тобою». «Мы сделали то, что Ты повелел; итак, какую награду Ты дашь нам?»

Мф.19:28. Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, – в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

Он не сказал: «оставившие все», ибо это сделал и философ Кратес , а также и другие многие оставили с презрением богатства; но сказал: «последовавшие за Мною», что в собственном смысле сделано апостолами и другими верующими. Во время возрождения, когда Сын Человеческий сядет на престоле Своего величия, когда из мертвых от тления восстанут нетленные, сядете и вы на скамьях430 судей, осуждая двенадцать колен Израиля, ибо когда вы уверовали, они не хотели веровать.

Мф.19:29–30. И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит в сто крат и наследует жизнь вечную; многие же будут первые последними, и последние первыми.

Место это совпадает с тем словом Спасителя, которым Он говорит: «Не мир пришел Я принести, но меч; ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку – домашние его» (Мф.10,34–36). Итак, тот, кто ради веры во Христа и проповеди Евангелия оставит с презрением все склонности и богатства, и удовольствия мира, в сто раз больше получит и будет обладать вечной жизнью. По поводу этого слова Господа многие принимают учение о тысячелетнем Царстве после Воскресения, говоря, что тогда мы в сто раз больше получим, чем то, что мы оставили, и что нам должна быть дана в награду вечная жизнь. Они не понимают, что если в отношении к прочему обетование является почетным (digna), то в отношении к женам было бы позорным, чтобы оставивший ради Господа одну получил в будущем сто. Таким образом, смысл тот, что оставивший ради Спасителя плотское получит духовное, которое по сравнению и ценности его заслуги будет таково, как число малое по сравнению с числом стократным. Посему апостол и говорит, что те, которые оставили только малый дом и незначительные поля в одной области, бывают «как бы ничего не имеющие, но всем обладающие» (2Кор.6,10).431

LiveInternetLiveInternet

  • СДЕЛАЙ САМА (2377)
  • Рукоделие (528)
  • Всякие разности (443)
  • Игрушки (384)
  • Шитье (357)
  • Интерьер (352)
  • Елочные (226)
  • Сумки (181)
  • Для детей (140)
  • Одежда (102)
  • Подушки (96)
  • Вязание (93)
  • Переделки (77)
  • Тапки (68)
  • Вышивка (62)
  • лошадка (56)
  • Видеоуроки и мастерклассы (56)
  • Писанки и пасхальное (49)
  • Одежда Бохо (47)
  • Головной убор (46)
  • Шитьё с Никишичевой (28)
  • лосики (19)
  • Куклы (15)
  • Джинсовое (12)
  • Органайзеры (11)
  • работы Джеки Карди (9)
  • Бисер (6)
  • ЧИТАЛЬНЫЙ ЗАЛ (1841)
  • Стихи (521)
  • Стихи лирика (386)
  • Шутки (221)
  • Мысли и фразы (144)
  • Ж З Л (94)
  • Мудрости и умности (86)
  • Книги и аудиокниги (83)
  • Притчи (76)
  • Слова, слова… (61)
  • Рассказы и рассказки (40)
  • Это жизнь… (39)
  • Мудрости предков наших (34)
  • Детское… (29)
  • Стихи Ларисы Рубальской (28)
  • Любовь (27)
  • Славяне, словени… (25)
  • Сказки (24)
  • АС Пушкин (21)
  • Воспитание (21)
  • Стихи Ирины Самариной (9)
  • Стихи Эдуарда Асадова (5)
  • Рассказы Андрей Авдей (5)
  • Летописец (3)
  • Платон Лукашевич (2)
  • Рассказы Натали Вейн (2)
  • Книги Элен Дарси (1)
  • ВКУСНОСТИ (1553)
  • Выпечка (470)
  • Первое.., второе… (290)
  • Салаты и закуски (224)
  • Овощи, фрукты (134)
  • Мясо (128)
  • Десерты (112)
  • Рыбка (111)
  • Блины (84)
  • Украшение блюд (70)
  • Правильности в питании (69)
  • Кулинарные полезности (67)
  • Кофе и не только (63)
  • Соусы (50)
  • Специи приправы пряности (47)
  • Консервация (45)
  • Хлеб (32)
  • Мультиварка (31)
  • Диеты (21)
  • Пасха (21)
  • Для детей… (17)
  • Мои проверенные рецепты (12)
  • Обед безбрачия (10)
  • Кухня наизнанку (9)
  • Пища БОГОВ (7)
  • Вареники, пельмени (7)
  • Рыбка (морепродукты) (6)
  • Сыроедение (4)
  • Василий Емельяненко (2)
  • ЗДОРОВЬЕ (761)
  • Тело (186)
  • Правила здоровья (150)
  • Упражнения, массаж (142)
  • Лечение (131)
  • Нетрадиционные методы (107)
  • Медицина (38)
  • Гипертония, давление (25)
  • Диабет (24)
  • Лекарства (21)
  • Витамины и минералы (16)
  • Травы, растения, продукты природы (14)
  • Для здоровья (13)
  • Геноцид (12)
  • Онкология (10)
  • Судороги (8)
  • Система Серафима Чичагова (8)
  • Методы лечения от наших предков (7)
  • Болотов (6)
  • Глаза (5)
  • Дыхание (4)
  • Как есть и как должно быть… (4)
  • Лечение звуками и музыкой (3)
  • Безопасность (3)
  • Доктор Евдокименко (3)
  • Упражнения от Мастера Го (2)
  • Виталий Островский (1)
  • Щитовидная железа (1)
  • ВИДЕО (701)
  • Музыка (228)
  • Кино (103)
  • Серьезности (89)
  • Интересное (68)
  • Мультфильмы 1961 — 1991 г.г. (55)
  • Настоящее (50)
  • Для настроения (47)
  • Шутки (43)
  • Неизвестное Известное (18)
  • Мультфильмы 1936 — 1961 г.г. (15)
  • АНДРЕЙ ТЮНЯЕВ (9)
  • Мультфильмы 1991 — 2019 г.г. (9)
  • Виталий Сундаков (9)
  • Вечерний квартал (9)
  • ЛЕВ КЛЫКОВ (8)
  • Черниговская Татьяна (7)
  • Мультфильмы что в них скрыто (2)
  • Ас Гард (1)
  • ПОЛЕЗНОСТИ (529)
  • Домашние… (208)
  • Лирушные… (115)
  • Компьютерные… (74)
  • Фоны и схемы (73)
  • Все такое знакомое (53)
  • Кнопки — переходы (15)
  • (7)
  • ДЛЯ ДЕТЕЙ (419)
  • Своими ручками (136)
  • Интересности и игры (107)
  • Учимся (78)
  • Рисование (38)
  • Язык? Сейчас объясню! (30)
  • Серьезно и важно (18)
  • Каллиграфия и чистописание (15)
  • стихи (12)
  • ТЕХНИКА РЕЧИ (5)
  • Логопедия (5)
  • Сорок уроков русского (4)
  • Логика (4)
  • КАРТИНКИ (367)
  • Животинки (92)
  • Интересные (85)
  • Шутки (82)
  • Природа (64)
  • Котоматрицы (41)
  • Живые картинки (22)
  • Флешки (18)
  • Детское (16)
  • ПРАЗДНИКИ (306)
  • Новый год (176)
  • другие (79)
  • 9 мая (31)
  • Что мы празднуем (14)
  • День рождения (12)
  • МУЗЫКА (287)
  • Классика (46)
  • МУЗЫКАЛЬНОЕ (11)
  • Кирюшин В. В. (8)
  • ХОЧУ ВЕРЮ, ХОЧУ НЕТ (275)
  • Другое (71)
  • Тесты (56)
  • Молитвы, вера, религия (55)
  • Гороскопы (35)
  • Народные приметы и обереги (25)
  • Симорон (22)
  • Заговоры (11)
  • Эзотерика (7)
  • Фен-шуй (7)
  • Руны (4)
  • ИССКУСТВО (260)
  • Женщина в искусстве (68)
  • Фото (66)
  • Современное искусство (60)
  • Иллюстрации (50)
  • Живопись (47)
  • Детское (23)
  • РАМОЧКИ (251)
  • ПСИХОЛОГИЯ (248)
  • Помоги себе сам (120)
  • Статьи (102)
  • Отношения (33)
  • Духовный путь, просветление (31)
  • Как нами управляют (18)
  • Практики (18)
  • ДЛЯ НАС ЛЮБИМЫХ (203)
  • То, что цепляет… (77)
  • Косметика (52)
  • Полезности (27)
  • ГОРОДА и СТРАНЫ (189)
  • Киев, Украина (89)
  • Путешествия (71)
  • Питер (17)
  • Израиль, Польша (12)
  • Сделай сам КВИЛТИНГ (136)
  • Пэчворк (88)
  • Гелла_Чара (24)
  • Крейзи квилт (9)
  • Полезности для пэчворка (8)
  • Ручная работа (6)
  • Техника «пицца» (3)
  • Пэчворк по бумаге (1)
  • Собственно квилт (1)
  • НАСТОЯЩЕЕ (119)
  • Вести (49)
  • Украина (49)
  • 2019 (13)
  • 2018 (2)
  • Для тех, кто в теме… (2)
  • ЖИЗНЬ, КАК ОНА ЕСТЬ… (112)
  • Правила жизни (63)
  • Это жизнь… (32)
  • КОСМОС ЛЕГЕНДЫ ЗАГАДКИ (104)
  • Плеядеянец (43)
  • Белояр_2 (41)
  • Рисунки (15)
  • СЕРЬЕЗНОСТИ (94)
  • Геноцид (3)
  • НАСТРОЕНИЕ (93)
  • ИНТЕРЕСНОСТИ (48)
  • ИСТОРИЯ (45)
  • То, что мы не знали (23)
  • Интересная история (15)
  • Антология шедевров (2)
  • ПОЗНАНИЕ (38)
  • ИГРЫ (28)
  • НУЖНОСТИ (13)
  • СПОРТ (8)
  • СОРОК ДЕВЯТЬ (7)
  • 49 песен (3)
  • 49 народных танцев (2)
  • 49 сказок (2)
  • ДЛЯ ТЕХ, КТО В ТЕМЕ (5)
  • Великий переход (4)
  • Хатыбов А.М. (1)
  • ЗНАНИЯ ПРЕДКОВ (2)

Что означает пятая заповедь о почитании родителей?

Даже очень далекий от церкви человек знает о существовании десяти заповедей, иногда может их перечислить. Но мало кто знает, что стоит за каждой заповедью и как применить их к своей жизни. Сегодня разбираемся с протоиереем Михаилом Шполянским в значении для современного христианина заповеди о почитании родителей.

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Почитай отца твоего и мать твою,
чтобы тебе было хорошо
и чтобы продлились дни твои на земле,
которую Господь, Бог твой, дает тебе.

Исх. 20, 12

Удивительная особенность пятой заповеди: из всего Декалога она единственная не только не грозит наказанием (прямо или косвенно, по умолчанию), но, напротив, дает обетование благ, да к тому же благ вполне житейского порядка — «…чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь… дает тебе». Здесь мы слышим оправдание житейских ценностей даже этого падшего мира, слышим и о символе твердого основания мирской жизни — «твоей земле».

Не пытаясь слишком настойчиво объяснить такую специфику пятой заповеди, отметим, что в ней Господь как бы подтверждает естественное человеческое стремление к житейскому благополучию. И ставит это благополучие в зависимость от выполнения естественных, подчеркнем — даже не религиозных, а именно естественных для существа разумного и нравственного обязанностей.

В то же время можно предположить, что пятая заповедь является как бы ветхозаветным предисловием к новозаветной заповеди о любви к ближним. Ибо, по смыслу притчи Господней о милосердном самарянине (см.: Лк. 10, 30–37), ближний есть тот, кто послан нам Богом на путях этой жизни, тот, кому мы нужны. В этом плане — кто нам ближе нашей семьи? И при этом, если с течением времени потребность детей в нашей заботе и помощи умаляется, то потребность в том же наших родителей только возрастает. Таким образом, по мере нашего духовного взросления возрастает и наша естественная обязанность являть жертвенную любовь в заботе о близких. Итак, в этой заповеди смыкается мирское и религиозное начало жизни, нравственное и духовное ее содержание.

В самом звучании текста заповеди интересно умолчание о том, что же такое «чтобы тебе было хорошо». Это умолчание указует нам на то, что «хорошо» — это не набор неких благ, а состояние души; умение благодарно ценить то, что дано тебе Богом. По сути дела, здесь говорится о том состоянии, которое мы называем счастьем. Ведь счастлив, как утверждает народная мудрость, не тот, кто палим огнем неудовлетворимых желаний, но тот, кто, ища лучшее, радуется имеющемуся. Таким образом, эта заповедь как бы двояка: с одной стороны, она обещает необходимые для благополучного долгоденствия житейские блага («твоя земля»), а с другой — призывает к той гармонии души, которая только и делает человека благодарным и счастливым в мире сем.

В житейском смысле польза от соблюдения этой заповеди — в очевидной гармонии жизненного уклада. Преемственность поколений вместо конфликта отцов и детей, спокойствие совести, уважение окружающих, светлая и благодарная любовь стариков — разве все это не необходимые элементы подлинного житейского блага?

И даже когда Господь попускает в отношениях с пожилыми родителями трудности (причиной которых чаще всего бывают духовно-нравственные деформации), подвиг терпения и заботы о них всегда вознаградится в жизни сторицей — как минимум в нашей же старости.

Конечно же, исполнение сей заповеди относится не только к присмотру за пожилыми родителями. Это и уважение к старости как таковой. Это долг уважения и почтения молодых людей к своим родителям, от опеки которых они, возможно, только что отошли, но которые еще считают необходимым активно участвовать в устроении обстоятельств жизни детей (что зачастую гораздо более оправданно, чем это кажется детям). В конце концов, это и умение учиться чужому опыту. А ведь это совсем не маловажно. Как известно, умные люди учатся на ошибках других. А мудрые люди возрастают в духе, учась у других любви и доброте.

И действительно, чем глубже и гармоничнее связь поколений, тем интенсивнее воспринимается молодежью бесценный опыт отцов и предков. Наверное, многие из нас удивлялись той невероятной для нашего времени образованности и личностной зрелости, которая была свойственна с юных лет представителям интеллигенции и высших слоев общества России XIX — начала XX века. Конечно, материальная обеспеченность и традиции образования, культурная среда, возможность учебы в различных, в том числе лучших европейских, учебных заведениях — все это играло огромную роль. Но не была ли основной причиной этого явления живая преемственность поколений? При всех неизбежных психологических проблемах и трениях сохранялось главное — непрерывность культурной, интеллектуальной и, в лучших проявлениях, духовной традиции.

И именно тогда, когда дети, повторяя трагический опыт древнего Хама, перестали почитать отцов, — тогда и пошли «лишние люди», Печорины и Онегины, за ними Базаровы да Рудины, вырождающиеся в Шигалевых и Ставрогиных. Сначала их были единицы — тех, кто с неизбежной «водой» личностных ошибок и недостоинств старшего поколения выплеснули и «ребенка» — благой опыт их жизни. Но когда таковые стали определять лицо поколения, тогда «золотой век» культуры скрылся в «серебряном»; а за ним маячил уже «железный на крови», ХХ век.

Отвратительную антитезу пятой заповеди — примат ценностей не нравственных, но классовых — пыталась насадить большевистская власть. Выдать, предать, обречь на мучение и смерть родного отца, сестру, сына, жену или друга ради мертвых идеологических схем представлялось не только доблестью, но и обязанностью. Как страшен известный исторический факт: у многих приспешников Сталина — Калинина, Молотова и других — жены сидели в лагерях; это была проверка на лояльность, так «повязывали» подлостью.

Однако «идеал» этот, несмотря на давление, все-таки к жизни не привился — настолько чужда человеческому естеству такая классовая «нравственность». Показателен другой пример: вот в издательстве «Русский путь» вышла книга «Офицеры русской гвардии» — список из 45 тысяч имен, и более ничего. Поразительно — раскупают, книга пользуется спросом! Люди, ужаснувшись и отшатнувшись от большевистской антиутопии, ищут своих предков и родственников, расспрашивают стариков, роются в архивах и составляют родословные. Так оживает память, а с памятью — любовь.

Религиозное понимание пятой заповеди самой формулировкой стыкуется с житейским. По сути дела все, что было сказано выше, относится и ко второму уровню понимания, только подкрепленное уже Божественным обетованием. Не только блага житейские как следствие гармоничного устроения жизни, но блага как дар свыше — смысл пятой заповеди. И существенно то, что именно с этой заповеди, соединяющей духовное и плотское, освящающей законные интересы плоти, начинается вторая — так сказать, «поведенческая» — часть Декалога. Таким образом, дух и плоть в нашем бытии как бы соединяются воедино.

Актуализация любви в конкретных делах, школа послушания и рассудительности — эти фундаментальные для христианства духовные состояния коренятся и в выполнении пятой заповеди.

Естественно, что именно в религиозном контексте исполнение этой заповеди обретает свою полноту и красоту: только присутствие Господа в отношениях между людьми придает им законченную гармонию.

Церковь учит: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте… со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью… Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, века длится день».

Для верующего человека эти слова — не красивая абстракция, а богоустановленная норма жизни, свыше благословенная и благодатно даруемая. Любовь и молитва соединяют близких людей в вечности, являют и в земной жизни дивную красоту гармоничных отношений в семье. В качестве примера вспомним житие преподобного отца нашего Сергия, игумена Радонежского.

«Он (отрок Варфоломей) стал питаться хлебом и водой, воздерживаясь от принятия всякой пищи в среды и пятницы. Мать свою он убедил не мешать ему. Когда Варфоломею было 15 лет, родители его, сильно обедневшие от татарских набегов, оставили древний Ростов и переселились в Московское княжество, в маленький город Радонеж, под покровительство московских князей. Двадцати лет Варфоломей стал просить родителей благословить его постричься, но родители умоляли его не оставлять их до кончины. И любящий сын повиновался».

Варфоломей, будущий преподобный, уважив просьбу родителей, не отступился тем от Бога, ибо верой и любовью он всегда и везде пребывал с Господом, но ради любви к родителям отступился он от своего душевного влечения — как можно скорее исполнить явленное буквально с младенчества предназначение его жизни: оставить мир ради единения с Богом. Легко ли было это? Ведь просьба «пожить с нами до смерти» предполагала неопределенное многолетие, а тут еще наверняка помысл о благости его монашеского выбора нашептывал оправдание небрежения стариками. Однако трезвенный дух преподобного, во всем являвшего чудную гармонию христианской духовности, подсказал ему решение в духе Христовой любви и смирения, в духе пятой заповеди Закона Божьего.

И вот он, удерживая свои стремления, покоит старость родителей до времени, угодного Господу. И Господь венчает их семью общей святостью: родители, постригшись в Хотьковском монастыре, отходят в Царство Небесное как преподобные, а сам Сергий становится родоначальником великой семьи подвижников и праведников — сонма как прославленных Церковью святых отцов и жен, так и ведомых только Господу учеников и духовных последователей.

А теперь обратим внимание еще на одну особенность пятой заповеди: не послушание родителям, но почитание их заповедал нам Господь. Ведь это далеко не одно и то же; здесь как раз и есть место христианской добродетели рассуждения. «Почитание» в тексте ветхозаветной заповеди вместо естественного в мирском сознании «послушания» власти родителей как бы готовит нас к новозаветному наказу: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня…» (Мф. 10, 37).

Почитание предполагает выполнение определенного круга душевных и житейских обязанностей: заботы, внимания, уважения, также и разумного послушания в должном порядке иерархии ценностей. При этом ничто на свете, даже и святыня семьи, не должно занимать в жизни и в сердце христианина место Бога. Не до́лжно пренебрегать первыми заповедями Закона Божьего, и кто к этому не чуток — тот недостоин Бога. Именно безрелигиозное послушание подавляющему влиянию родителей ведет или к срыву семейных отношений, или к катастрофическим деформациям личности потомков. И потому Богом мы призваны именно к почитанию родителей.

Мистический уровень. Прежде всего, вдумаемся в мистический смысл деторождения. Очевидно, что чудо рождения жизни бесконечно мало зависит от нашего произволения и нашего разумения. Своими действиями мы только даем на то согласие, но что от нас зависит далее в сем таинственном явлении, начиная с промысла соединения определенных первоклеток до их фантастически сложного процесса умножения и развития? Во всем этом, яснее чем где бы то ни было, являет себя промысел Божий, и наше участие в сотворении нового человека — наше сотворчество Богу.

В чем здесь разница с воспроизводством потомства в животном мире? В том, что, рождая человека, мы участвуем в рождении «души живой» (Быт. 2, 7), простирающейся в Божественную вечность, а рождение бессловесной твари есть не более чем воспроизводство детерминированного биологического механизма. Понимание величия такого «сотворчества» обязует нас к величайшей трепетности в отношениях с нашими «сотворцами» — родителями, к чему и призваны мы пятой заповедью Закона Божьего. И небрежение этой заповедью, пошлое низведение богодарованного чуда до грубого физиологизма полового акта с небрежным отношением к его последствиям (подробнее об этом в беседе по седьмой заповеди), несомненно, является одной из существеннейших причин расколотости нашего бытия, утерянности обетованного «хорошо» в этом мире.

Далее, обратим внимание на связь слов «отец» из пятой заповеди Декалога и «Отец» из молитвы Господней. Эта связь не случайна. Почитание земного отца есть подобие почитания Отца Небесного и берет в нем свое начало. Действительно, от сотворения мира человек имел единого Отца — Бога, и в райском состоянии почитание Бога было тождественно полному с Ним единению. После грехопадения смерть вторглась в жизнь, но не допустил Господь ее всевластия: смерть не завершила жизнь, но только ее прервала. Пораженные смертным недугом родители промыслом Божиим преодолели смерть человечества рождением детей. Созданная еще от сотворения райского мира (см.: Быт. 1, 27–28) цепочка «отец — сын/отец — сын/отец…» стала богоучрежденным способом преодоления всевластия смерти.

И начало этой цепочки — Отец/Сын, где Отец — Творец мира, а Сын — Спаситель мира. Потому почитание земного отца (и матери, ибо Богородицей включена в эту мистическую цепочку жизни также и мать) есть вхождение в Божий промысел спасения. Таким образом, сознательно выполняя заповедь о почитании родителей, мы не только исполняем условие Божьего обетования о благоденствии в жизни, но и мистически включаемся в систему спасения как ее часть, восходя от малого к великому. И великое познается в малом, и достойные отношения с земным отцом созидают условия личностных отношений с Отцом Небесным. А ведь только эти отношения реализуют основной принцип христианства — любовь. Таков высший смысл пятой заповеди.

О значении других заповедей читайте в книге протоиерея Михаила Шполянского «10 заповедей: как выжить в современном мире».

Почитай родителей своих

Почему мы должны почитать своих родителей, чье это повеление, и каковы последствия исполнения или неисполнения данного требования? Давайте рассмотрим некоторые места Священного писания.

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.»

(Исх.20:12)

Что же означает слово «почитание»? ПОЧИТАНИЕ – это чувство глубокого почтения, уважения к кому-л., чему-л. (словарь Т.Ф. Ефремовой)

Сам Господь через Моисея, пророка Божьего, дал людям эту заповедь, включенную в десятку основных. Пятая по счету – это единственная заповедь, данная с обетованием » чтобы продлились дни твои на земле».

Фраза «почитание родителей» несет в себе глубочайший смысл. Известно, что любое дерево имеет корень, ствол, ветви. Ветви выходят из ствола, уходящего в землю и имеющего глубокие корни. По аналогии с деревом дети – это ветви. Родитель – это ствол с корнями. Не ветви дают жизнь стволу, а через ствол и его корни подается жизнь к ветвям. Не почитать своих родителей означает, образно говоря, рубить сук, на котором сидишь. Почитать родителей своих означает, словом и делом проявлять к ним внимание и уважение. Не только на словах, но и на деле оказывать им знаки внимания и почтения: участвовать в совместных семейных делах, заботиться о них, когда состарятся. Этого требует справедливость уже по одной лишь причине, что через наших родителей Бог даровал нам жизнь на этой земле.

«Почитай отца твоего и мать», это первая заповедь с обетованием:

да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.»

(Еф.6:2,3)

Скажет кто: «Как же мне уважать своего отца, который постоянно пьет и издевается надо мной?..»

Или: «Я нежеланный ребенок, мать хотела избавиться от меня во время беременности…»

Можно услышать и такое: «Я ненавижу своего отца, потому что он надругался надо мною в детстве…»

Сколько боли звучит в этих словах! Но, дорогой мой человек, Бог понимает тебя и твою боль. Знай, Он никогда не дает испытаний сверх сил, но дарует и помощь своевременную. Он знает прекрасно причины наших страданий и старается указать путь избавления, потому что людям самим часто бывает не под силу развязать клубок негативных взаимоотношений с родителями.

Бог предостерегает нас от высокомерия и злословия по отношению к отцу и матери:

«Ибо Моисей сказал: почитай отца своего и мать свою; и: злословящий отца или мать смертью да умрет.

А вы говорите: кто скажет отцу или матери: корван, то есть дар то, чем бы ты от меня пользовался,

тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей…»

(Мар.7:10-12)

Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные!

(Прит.30:17)

Показательный пример сына, насмехающегося над отцом, и последствия сего приведены в книге «Бытие».

«Ной начал возделывать землю и насадил виноградник;

и выпил он вина, и опьянел, и обнаженным в шатре своем.

И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего, и выйдя рассказал двум братьям своим.»

(Быт.9:20-22)

Хам, меньший из троих сыновей Ноя, совершил необдуманный проступок: разнес дурную весть своим братьям о наготе отца, фактически, насмеялся над ним. К чему это привело?

«Ной проспался от вина своего и узнал, что сделал над ним меньший сын его,

и сказал: проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих.

Потом сказал: благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему;

да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему.»

(Быт.9:24-27)

Отцовское проклятие Ноя легло на весь род Хама, в частности, на его собственного сына Ханаана. Народ, произошедший от Ханаана, был обречен на длительное рабство. Народы, произошедшие от Сима и Иафета, получили благословение Ноя. Почему? Да потому что проявили уважение и почтение к своему отцу: пятясь задом, чтобы не видеть наготы Ноя, накрыли его одеждой. Они были детьми, почитающими отца.

Страшное проклятие отца! Велика его сила! На протяжении нескольких тысячелетий вся негроидная раса, имеющая корни от Ханаана, была заключена в узы рабства у «белых» народов. Только в середине двадцатого века с рабством было покончено. Даже само имя Хам стало нарицательным и имеет негативный смысл.

Дорогой человек, не смотри на свои чувства по отношению к своим родителям. Просто, прими решение жить по Слову Божьему. Неважно, кто они, какой статус их в этом мире. Неважно, плохо ли, хорошо ли они относились к тебе в детстве. Почитай своих родителей словом и делом, люби их и заботься о них. В этом откроется, как заря, благословение Божье – мир в сердце, долголетие, благословение отца и матери, преуспевание во всех сферах твоей жизни, физическое и духовное здоровье. Храни тебя Бог.

Обязательно посмотри видеоролик!

Если Вам понравилась эта статья, поделитесь, пожалуйста, ею со своими друзьями в социальных сетях – нажмите кнопочки, расположенные ниже. И не забудьте

Всего доброго. С уважением, Вячеслав Ерогов

11 цитат из Библии о детях и для детей

Сыновство — понятие не только физическое, но и духовное. К примеру, верующие называются сынами или чадами Божиими, по вере Иисуса Христа и по благодати возрождения. В честь празднования Всемирного дня ребенка портал Invictory собрал 11 цитат из Библии о детях и для детей.

1. «Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф.6:1-4).

2. «Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей» (Пр.17:25).

3. «Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится» (Пр.23:22).

4. «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» (Пс.126:3).

5. «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138-13-16).

6. «Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их» (Пр.17:6).

7. «И помни Создателя твоего в дни юности твоей, доколе не пришли тяжелые дни и не наступили годы, о которых ты будешь говорить: «нет мне удовольствия в них!»» (Еккл.12:1).

8. «Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения» (Пр.13:1).

Подписывайтесь:

9. «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (Ин.1:12,13).

10. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божиими. Мир потому не знает нас, что не познал Его» (1Ин.3:1).

11. «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии» (Рим.8:16).

Последнее пожертвование: 17.11 (Россия)

Поделиться в социальных сетях:

Дети – это дар от Бога

«Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева. Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые» (Псалтирь 126:3-5).

«Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» (Иакова 1:17).

Мы несем ответственность за воспитание своих детей

«Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Притчи 22:6).

«И да будут слова сии, которые Я заповедую тебе сегодня, в сердце твоем; и внушай их детям твоим, и говори о них, сидя в доме твоем и идя дорогою, и ложась, и вставая» (Второзаконие 6:6,7)

Мы даем своим детям огромное благословение, когда учим их о Боге

«А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса» (Второе послание к Тимофею 3:14,15).

Бог любит наших детей и имеет планы для них еще до рождения

«Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы.

Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Псалтирь 138:13-16).

Бог обещает учить наших детей

«И все сыновья твои будут научены Господом, и великий мир будет у сыновей твоих» (Исаия 54:13).

Иисус ценил детей

«Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: «осанна Сыну Давидову!» — вознегодовали

и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу»?» (Матфея 21:15,16).

«Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного» (Матфея 18:10).

«И, взяв дитя, поставил его посреди них и, обняв его, сказал им: кто примет одно из таких детей во имя Мое, тот принимает Меня; а кто Меня примет, тот не Меня принимает, но Пославшего Меня» (Марка 9:36,37).

Иисус использовал детей в качестве примера для взрослых

«Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. И, обняв их, возложил руки на них и благословил их» (Марка 10:15,16).

Мы несем ответственность за дисциплинирование своих детей

«Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Притчи 29:17).

Мы не должны раздражать своих детей

«И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Послание к Ефесянам 6:4).

Бог использует детей в Своем Царстве

«Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя (Псалтирь 8:3).

Слово Божье напоминает детям подчиняться своим родителям и уважать их

«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость.

«Почитай отца твоего и мать» — это первая заповедь с обетованием: «да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Послание к Ефесянам 6:1-3).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *