Бильярд в половине

45. Г. Белль «Бильярд в половине десятого.

  • •1. Модернизм во Франции. М. Пруст «в поисках…», «По направлению к Свану».
  • •2. Модернизм в англоязычной поезии. Уильям Йейтс, Томас Элиот, Эзра Паунд.
  • •3. Модернизм в лит-ре Великобритании. Джеймс Джойс «Улисс».
  • •5. Творческая эволюция Поля Элюара(1895-1952). «От горизонта одиночки к горизонту всех людей»
  • •6. Жанр семейно-психологического романа в лит. Франции 20-30-х гг. Ф.Мориак «Тереза Дескейру».
  • •7. Немецкая драм-гия (20-30 гг). Эпический театр Брехта. Символистский театр Гауптмана. «Мамаша кураж..» «Перед заходом солнца»
  • •8. «Потерянное поколение» в лит. 20-30-х гг. Ремарк «На западном фронте без изменений».
  • •9. Антифашистская тема в новелле т. Манна «Марио и волшебник». Новелла «Смерть в Венеции»
  • •10. Лит. Начала хх века. М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • •11. Проблема соц.Будівництва в романі а.Платонова «чевенгур».
  • •13. Новелистика кафки. Немецкий экспрессионизм.
  • •14. Главный конфликт, пробл-ика романа кафки «замок».
  • •15. Фр.Экзистенциализм. Сартр «тошнота»
  • •16. Камю «посторонний» (чужой). Композиция. Образ мерсо. Сюжет
  • •17. Камю «чума» система персонажей». Композиция, жанр.
  • •18. Экзистенциалистская драматургия. Трактовка античного мифа в трагедиях ануй «антигона», сартр «мухи», камю «миф о сизифе», «калигула»
  • •19. Проблематика сказки «маленький принц».Роль алегории.
  • •20. Лоуренс «любовник леди чаттерли». Композиция. Образы.
  • •21. Основные мотивы лирики Цветаевой (1892-1941)
  • •22. Жанр антиутопии. Роман Замятина «мы»
  • •23. Хемингуей «и восходит солнце» (Фиеста). Образ Джейка Бернса (1926)
  • •24. Новеллистика Хэмингуэя. Прием подтекста.
  • •25. Пьеса о’Нила «Любовь под вязами»
  • •26. Франц.Антидрама «театр абсурда».Йонеско «Носорог».Беккет «в ожидании»
  • •27. Гессе «Степной волк».1927 Магический театр в романе
  • •28. Селинджер «Хорошо ловиться рыбка-бананка» 1948
  • •29. Южная школа в сша. Трилогия о Сноупсах
  • •30. Роберт Уорнер «Все королевское войско»1946
  • •31 Т. Капоте. Традиции «южной школы» в его творчестве. «Завтрак у Тиффани».
  • •32 Традиции «южной школы» в романе у. Стайрона «и поджег этот дом». Смысл названия. Образ художника Касса Кинсолвинга.
  • •33. Мифологизация сюжета в романе «Кентавр» Дж. Апдайка
  • •34. «Пластический театр» т. Уильямса. Проблематика пьесы «Трамвай «Желание»
  • •35. Сатирический роман про Америку «Незабвенная» Ивлин Во. Смысл названия.
  • •36. Антиколониальный роман Грин «Тихий американец»
  • •37. К. Воннегут и литература черного юмора. «Колыбель для кошки»: смысл названия, проблематика произведения, система образов и приемы их создания.
  • •38. Дж. Селинджер. Над пропастью во ржи. Образ Холдена Колфилда (1951)
  • •39. Е. Олби «Кто боится «Вирджинии Вульф»
  • •40. Роман философской тенденции в английской послевоенной литературе. А. Мердок » Под сетью». Смысл названия. Образ Джейка Донагью в романе.
  • •41. Дж. Фаулз “Башня из черного дерева». Смысл названия. Проблема искусства в повести.
  • •42. Дж. Фаулз «Женщина французского лейтенанта. Тема Франции в романе. Образы главных героев. Своеобразие финала. Сюжет
  • •43. У. Голдинг «Шпиль». Хронотоп романа. Образ о. Джослина. Смысл названия
  • •44. М. Фриш «Homo Faber» Смысл названия. Система персонажей
  • •45. Г. Белль «Бильярд в половине десятого.
  • •1.Тематика:
  • •46. Г. Грас «Жестяной барабан»
  • •47. «Магический реализм» в латиноамерикансокй лит. Хх ст. Г. Гарсиа Маркес «Сто лет одиночества». Смысл названия. История семьи Буендиа
  • •48. Произведения Борхеса «Вавилонская библиотека», «Сад расходящихся тропок»
  • •50. Творческий путь Набокова. Тема искусства в романе Набокова «Дар». Черты постмодернизма в романе «Лолита».
  • •51.Лит-ра сша 30-х.Хх. Стейнбек «гроздья гнева»
  • •52. Русская Военная проза хх ст. Три волны «вп» в.Быков «Сотников»
  • •54. Рус.Интелект.Проза. Маканин «предтеча»
  • •55. Рус.Деревенская проза. Распутин «прощание с матерой»
  • •56. Солжениц. (Христианская трактовка) и шаламов (Экзистенцильная)
  • •57. Ахматова
  • •58. Битов «пушкинский дом»
  • •59. Три волны рус. Эмиграции. Довлатов «иностранка»

>Бильярд в половине десятого

Краткое содержание романа
Бильярд в половине десятого

6 сентября 1958 г. В этот день одному из главных героев романа, архитектору Генриху Фемелю, исполняется восемьдесят лет. Юбилей — хороший повод для того, чтобы оценить прожитую жизнь. Более пятидесяти лет назад он появился в этом городе, едва ли не в последний момент подал на конкурс свой проект возведения аббатства Святого Антония и — безвестный чужак — победил остальных претендентов. С первыхже шагов в незнакомом городе Генрих Фемель хорошо представляет себе будущую жизнь: женитьба на девушке из какого-нибудь знатного семейства, много детей — пять, шесть, семь, — множество внуков, «пятью семь, шестью семь, семью семь»; он видит себя во главе рода, видит дни рождения, свадьбы, серебряные свадьбы, крестины, младенцев-правнуков… Жизнь обманывает ожидания Генриха Фемеля. Тех, кто собирается на его восьмидесятилетие, можно пересчитать буквально по пальцам одной руки. Это сам старик, его сын Роберт Фемель, внуки — Иозеф и Рут, и приглашенная Генрихом секретарша Роберта Леонора, Второй сын, Отто, еще в юности сделался чужд своей семье, примкнув к тем, кто принял «причастие буйвола» (так в романе обозначена принадлежность к кругам немецкого общества, зараженным идеями агрессии, насилия, шовинизма, готовым утопить мир в крови), ушел воевать и погиб.

Жена Генриха Фемеля содержится в «санатории», привилегированной лечебнице для душевнобольных. Не принимая существующей действительности, Иоганна позволяет себе весьма смелые высказывания по адресу сильных мира сего, и, чтобы уберечь, ее приходится держать взаперти. (Хотя Генрих Фемель, перестав лукавить перед собой, сознается, что согласен и всегда был согласен с мыслями и высказываниями жены, но не имел мужества открыто заявить об этом.)

Роберт Фемель еще гимназистом дает клятву не принимать «причастие буйвола» и не изменяет ей. В юности он вместе с группой сверстников вступает в борьбу с фашизмом (олицетворением фашизма для них служит учитель физкультуры Бен уэкс, за покушение на которого один из подростков, Ферди Прогульски, расплачивается жизнью) и вынужден, жестоко избитый бичами из колючей проволоки, бежать из страны. Через несколько лет амнистированный Роберт возвращается в Германию к родителям, жене Эдит и родившемуся без него Иозефу. Он служит в армии, но его служба оборачивается местью за погибших друзей. Роберт подрывник, он «обеспечивает сектор обстрела» и без сожаления уничтожает архитектурные памятники, в числе которых построенное отцом аббатство Святого Антония, взорванное им без особой надобности за три дня до конца войны. («Я отдал бы двести аббатств за то, чтобы вернуть Эдит, Отто или незнакомого мальчика…» — вторит ему и Генрих Фемель.) Жена Роберта, Эдит, погибает при бомбежке. После войны Роберт возглавляет «контору по статическим расчетам», на него работают всего три архитектора, которым Леонора рассылает немногочисленные заказы. Он обрекает себя на добровольное затворничество: на красной карточке, которую Роберт когда-то давно дал Леоноре, значится: «Я всегда рад видеть мать, отца, дочь, сына и господина Шреллу, но больше я никого не принимаю». По утрам, с половины десятого до одиннадцати, Роберт играет в бильярд в отеле «Принц Генрих» в обществе отельного боя, Гуго. Гуго чист душою и бескорыстен, не подвластен соблазнам. Он принадлежит к «агнцам», как погибшая Эдит, как ее брат Шрелла.

Шрелла — друг юности Роберта Фемеля. Как и Роберт, он был вынужден под страхом смертной казни покинуть Германию и возвращается только теперь, чтобы повидаться с Робертом и своими племянниками.

Шестое сентября 1958 г. становится поворотным днем и для Генриха Фемеля, и для его сына, В этот день, осознав ложность следования логике собственного надуманного образа, он порывает с давно тяготившей его привычкой ежедневно посещать кафе «Кронер», отказывается принять подарок от фашиствующего Греца, владельца мясной лавки, и символически заносит нож над присланным из кафе юбилейным тортом в виде аббатства Святого Антония.

Роберт Фемель в этот день демонстрирует своему бывшему однокашнику, Нетглингеру, приверженцу «буйволов», что прошлое не забыто и не прощено. В этот же день он усыновляет «агнца» Гуго, берет на себя ответственность за него.

И для Иозефа Фемеля, внука Генриха и сына Роберта, молодого архитектора, этот день становится решающим. Увидев пометки отца на обломках стен аббатства Святого Антония, четкий почерк, знакомый ему с детства, неумолимо свидетельствующий о том, что аббатство взорвал отец, Иозеф переживает кризис и в конце концов отказывается от почетного и выгодного заказа, от руководства восстановительными работами в аббатстве.

Иоганна Фемель, которую по случаю семейного празднества отпускают из лечебницы, тоже совершает решительный шаг — она стреляет из давно заготовленного пистолета в министра, господина М. (у которого «морда, как у буйвола»), стреляет как в будущего убийцу своего внука.

Подведены итоги прошедшей жизни. И для собравшихся в мастерской старого архитектора (здесь, кроме хозяина, Роберт с новообретенным сыном Гуго, Шрелла, Иозеф с невестой, Рут и Леонора) начинается новый день, 7 сентября.

Обращаем ваше внимание, что краткое содержание романа «Бильярд в половине десятого» не отражает полной картины событий и характеристику персонажей. Рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *