Благо есть сострадание к страждущим

Сокровищница духовной мудрости

…Если увидишь брата малодушествующего или немощного, то прекрасно иметь к нему сострадание (прп. Ефрем Сирин, 30, 209). Источник.

* * *

…Сострадательность не в том, чтобы помогать ближнему в пороке, но чтобы содействовать брату в духовном, как ему иметь умиление и слезы (прп. Ефрем Сирин, 30, 413–414). Источник.

Великой скорби и болезней исполнено тело наше. Потому, зная немощь естества своего, не будем гордыми и несострадательными, но взаимною сострадательностию станем умилостивлять Создателя, Который может и сделать больным и потом исцелить, низвести во ад и возвести из ада. Если и попользуется недолго здоровьем тело наше, то не знаем, что родит находяй день (ср.: Притч. 27, 1) (прп. Ефрем Сирин, 30, 514). Источник.

Прекрасная помощь тебе в тот день , если оказывал ты здесь сострадание к нищим (прп. Ефрем Сирин, 32, 246).

Всякий мореплаватель близок к кораблекрушению, и тем ближе, чем с большею отважностию плывет. Так и всякий, обложенный телом, близок к бедам телесным, и тем ближе, чем бесстрашнее ходит с поднятым челом, не смотря на лежащих перед ним. Доколе плывешь при благоприятном ветре, подавай руку потерпевшему кораблекрушение, доколе наслаждаешься здоровьем и богатством, помоги страждущему. Не дожидайся того, чтобы узнать из собственного опыта, какое великое зло есть бесчеловечие и какое великое благо есть сердце, отверстое терпящим нужду. Не желай дожить до того, чтобы Бог вознес руку Свою (см.: Пс. 73, 3) на возносящих выю свою и пренебрегающих убогих. Вразумись чужими бедами. Дай хоть самую малость бедному; и то не будет малостью для того, кто во всем нуждается, и для Самого Бога, если подаяние будет по силе. Вместо великого дара принеси усердие. Ничего не имеешь? Утешь слезою. Великое врачевство злополучному, когда кто от души пожалеет о нем; несчастие много облегчается искренним соболезнованием (свт. Григорий Богослов, 13, 32–33). Источник.

…Да не будет речи о том, трудное ли дело, которое должно исполнить, но о том, полезно ли оно для совершающих. И если польза от него велика, то ради пользы должно не обращать внимания на трудность; трудное вначале, со временем, силою привычки, сделается приятным.

Должно также к сказанному нами присовокупить и то, что даже в самой этой жизни сочувствие к несчастным полезно для здоровых. Ибо для всех благоразумных милосердие есть прекрасный залог, который мы вверяем другим при их несчастиях. поелику одна природа управляет всем человечеством, и никто не имеет прочного какого-либо ручательства в постоянстве своего благополучия, то постоянно должно помнить Евангельское увещание, которое советует: елика аще хощем да творят нам человецы, то творить и им (ср.: Мф. 7, 12). Итак, пока благополучно плаваешь, простирай руку потерпевшему крушение, одно для всех море, одни бури, одни мятущиеся волны; подводные камни, утесы, скалы и прочие опасности житейского мореплавания одинаково страшат плавателей. Пока ты не страдаешь, пока безопасно переплываешь море жизни, не проходи немилосердно мимо потерпевшего крушение. Кто порукою тебе в постоянстве благополучного плавания? Ты не достиг еще пристани успокоения. Жизнь твоя еще не дошла до берега; еще ты носишься по морю жизни. Каким выкажешь себя к потерпевшему несчастие, такими готовишь себе и сопутников твоего плавания. Да устремимся все мы к пристани упокоения, благополучно направляемые в предлежащем нам житейском плавании Духом Святым! Да будет присуще нам делание заповедей и кормило любви! Верно направляемые ими, мы достигнем земли обетованной, где находится великий град, которого художник и зиждитель есть Бог наш… (свт. Григорий Нисский, 24, 432–433). Источник.

…Не удивляйся, что нам должно сожалеть о наказуемых, когда наказывает их Бог, ибо и Сам наказующий Бог не желает делать это: хотением не хощу смерти грешника, говорит Он (ср.: Иез. 18, 23). Итак, если наказующий не хочет наказывать, то гораздо более нам нужно сострадать наказуемым; может быть, таким образом мы обратим их, может быть еще спасем их (свт. Иоанн Златоуст, 44, 276). Источник.

…Покажи, что ты по великому добродушию хочешь собственное благо сделать общим; закинь приятную уду сострадания и таким образом, раскрыв сокровенное, извлеки из бездны погибели погрязшего в ней умом (свт. Иоанн Златоуст, 44, 764). Источник.

…Чтобы не подпасть совершенному осуждению, будем сострадательны к бедным. Через это мы сделаемся достойными благ как здесь, так и там… (свт. Иоанн Златоуст, 50, 480).

Праведник, когда его собственная жизнь нуждается в исправлении, плачет и печалится о том, чтобы свой грех совершенно загладить; но когда видит грехи других, тогда, оставив свой грех, начинает уже оплакивать грехи других… (свт. Иоанн Златоуст, 51, 684–685). Источник.

Научимся сострадать несчастиям ближних; тогда научимся переносить от них и зло (свт. Иоанн Златоуст, 52, 139).

Если насаждаешь, то насади не в ненасытной утробе, чтобы плод не был извержен вон, но насади в чреве алчущем, чтобы плод достиг неба. Утешь страждущую душу бедного, чтобы не скорбела твоя утучневшая (свт. Иоанн Златоуст, 52, 214–215). Источник.

…Будем иметь душу сострадательную, будем иметь сердце, способное сочувствовать страждущим; не будем жестокими и бесчеловечными. Хотя бы ты не мог оказать никакой помощи, – плачь, скорби, сетуй о случившемся, – и это не останется бесполезным для тебя. Если мы должны сострадать тем, которые праведно наказываются Богом, то тем более тем, которые несправедливо терпят от людей (свт. Иоанн Златоуст, 52, 380).

Бог наказывает, а я должен сострадать наказываемым? Да. Этого желает Наказывающий. Он и Сам не радуется, когда наказывает, но также весьма скорбит. Если же и Сам наказывающий не радуется, то не радуйся и ты. Но скажешь, когда наказываются справедливо, то, конечно, не должно скорбеть? Должно скорбеть о том, что они сделались достойными наказания… мы должны оказывать им братское расположение и отеческую любовь (свт. Иоанн Златоуст, 52, 381).

…Не будем радоваться о тех, кого постигают наказания, но будем жалеть их, будем скорбеть, будем плакать о них, чтобы и за это получить нам воздаяние (свт. Иоанн Златоуст, 52, 382).

Не чуждайся… сострадания, на том основании, что ты далеко стоишь от несчастья. Когда твой ближний терпит зло, ты должен несчастье его считать общим. Разделяй с ним слезы, чтобы облегчить печаль его, разделяй радость, чтобы упрочить веселие, укрепить любовь и самому раньше его получить пользу, так как посредством плача ты делаешься милостивым, а посредством радости очищаешься от зависти и недоброжелательства (свт. Иоанн Златоуст, 52, 768). Источник.

…Будем же человеколюбивы и сострадательны к сорабам, чтобы и в настоящей жизни избежать сетей, и в день будущий получить от… прощение… (свт. Иоанн Златоуст, 54, 142).

…Сострадание к людям, находящимся в несчастии, доставляет нам великое дерзновение перед Богом (свт. Иоанн Златоуст, 54, 762). Источник.

…Кто не хочет сострадать другим, тот пострадает сам (свт. Иоанн Златоуст, 54, 810). Источник.

…Если ты упражняешься даже в высшем любомудрии, а о других, погибающих, не радишь, то не будешь иметь никакого дерзновения перед Богом (свт. Иоанн Златоуст, 55, 472).

Жалей ближнего, и сжалится над тобою Бог… (свт. Иоанн Златоуст, 55, 851).

Будем сострадательны, будем милосердны, чтобы таким образом благоугодить Богу и достигнуть благ, обещанных любящим Его… (свт. Иоанн Златоуст, 55, 852). Источник.

…С желающими рассказать о своих бедствиях надобно обходиться кротко, и после того уже, как облегчат словами свое страдание, предлагать возможное врачевство. Ибо если вначале заградим их уста, то приобретем о себе такое мнение, что мы несострадательны; и помощь нашу соделаем недействительною, отъяв у нее силу. А если приложим врачевство по облегчении боли, то получим две выгоды: признают нас сострадательными, и во врачевании не будем безуспешны (прп. Исидор Пелусиот, 61, 79–80). Источник.

…Неприятно и не заслуживает одобрения сострадание, когда страждет кто по собственному изволению (прп. Исидор Пелусиот, 61, 488). Источник.

Кто подает вид, что скорбит о чужих бедствиях, имеет же возможность поправить дело и отказывается, тот сим самым, что не помог, предоставляет на себя самое сильное доказательство, что он не чувствует и скорби, а только показывает притворную доброту (прп. Исидор Пелусиот, 62, 338).

Не оставляй в пренебрежении сострадательность, она благого Владыку низвела с неба (прп. Нил Синайский, 72, 251).

Плачь о грешнике, а не о нищем, ибо последний увенчивается, а первый терпит наказание (прп. Нил Синайский, 72, 251). Источник.

Воздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с тем воздохнуть и о себе, ибо все мы повинны во грехах и подлежим наказанию (прп. Нил Синайский, 72, 253). Источник.

Смотри… чтобы за несострадательность не быть когда-нибудь преданным… какому-либо неожиданному и несносному искушению (прп. Нил Синайский, 73, 104). Источник.

Стяжавший утробы щедрот – любовь и сострадание – прежде себя самого радует и пользует, а потом и ближнего, как, напротив, злость ранит и уязвляет прежде того, кто имеет ее. Хотя и кажется, что он вред причиняет ближнему, в имении, или в чести, или в самом даже теле, но в самом деле он себя самого лишает живота вечного (прп. Зосима, 91, 114). Источник.

Имеющий какое-либо дарование духовное и состраждущий неимущим – сим состраданием хранит свой дар; а кичливый потеряет его, бием будучи помыслами кичения (прп. Марк Подвижник, 89, 520).

Знак сострадательности – прощение всякого долга… (прп. Исаак Сирин, 58, 397). Источник.

Принимай участие в страданиях всякого, а телом своим будь далеко от всех (прп. Исаак Сирин, 58, 415). Источник.

…Иной служит больному, но служит для того, чтобы иметь награду, это… неразумно. И потому, если с ним случится что-либо скорбное, то это легко удаляет его от сего доброго дела, и он не достигает конца его, потому что делает оное неразумно. А разумно служащий служит для того, чтобы приобрести милостивое сердце, чтобы приобрести чувство сострадания; ибо кто имеет такую цель, тот, что бы ни случилось с ним, скорбь ли извне, или сам больной помалодушествует против него, он без смущения переносит все это, взирая на свою цель и зная, что более больной благотворит ему, нежели он больному. Поверьте, что кто разумно служит больным, тот освобождается и от страстей, и от браней. Я знаю брата, который терпел брань от нечистых помыслов и освободился от нее тем, что разумно служил больному, страдавшему водяною болезнью. И Евагрий говорит о некоем великом старце, что он одного из братий, смущаемого ночными мечтаниями, освободил от таковых мечтаний, повелев ему поститься и служить больным; и вопрошаемый о сем говорил, что сии страсти ничем так не погашаются, как состраданием (прп. авва Дорофей, 29, 161–162). Источник.

…Если будешь сострадать ближним, то получишь помощь, если же удержишь себя от сострадания, желая взойти в то, что выше твоей меры, то знай, что потеряешь и то, что имеешь (свт. Игнатий Брянчанинов, 42, 67–68). Источник.

Когда настал сильный голод в городе Едессе, святой Ефрем, этот божественный муж, сжалившись над поселянами, пришел к богатым гражданам и сказал им: «Отчего вы не имеете сострадания к погибающим людям и гноите свое богатство к осуждению душ ваших?» Они, придумав будто бы благовидную отговорку, сказали святому: «У нас некому доверить раздачу хлеба голодным, потому что все занимаются торговлей». Добродетельный Ефрем сказал им: «Отныне я буду вместе с вами попечителем о бедных». Взяв у них серебро, он устроил дома с разными отделениями, поставил в них до трехсот кроватей, заботился о больных и кормил голодных, погребал умиравших, а у кого была еще надежда на жизнь, за теми ухаживал. Одним словом, всем, кто прибегал к нему, он каждодневно давал пристанище и продовольствие из того, что ему доставляли. По прошествии года, когда настало благоденствие и все пошли по своим домам, этот достославный муж, не имея уже дела для себя, опять вернулся в свою келью и спустя месяц умер, наследовав блаженную землю кротких. Сверх других его подвигов Бог напоследок доставил ему и это служение для получения славнейших венцов за кротость нрава (101, 242).

В кельях Хузива жил один пустынник. Старцы того места рассказывали о нем следующее. Живя еще в своем селении, он поступал таким образом. Если случалось ему видеть, что кто-то из односельчан по бедности не мог засеять своего поля, он выходил ночью и со своим скотом и своими семенами засевал поле. Таким же состраданием отличался старец, когда удалился в пустыню и стал жить в кельях Хузива. Он выходил на дорогу, ведущую от священною Иордана ко Святому Граду, взяв с собой хлеба и воды. Если замечал кого-то утомившегося, то брал его ношу и провожал до святой горы Елеонской. Возвращаясь обратно по той же дороге, нес поклажу других до Иерихона. Можно было видеть иногда, как старец обливается потом под большой тяжестью и несет на плечах поклажу одного, а иногда и двух отроков. Иногда он чинил чью-то износившуюся обувь, для чего брал с собой необходимые инструменты. Одних поил водой, которую носил с собой, других кормил хлебом. Когда встречал нагого, то снимал с себя одежду и отдавал ему. Можно было видеть, как он трудился в течение целого дня. Если случалось ему находить мертвого на дороге, он совершал над ним чин погребения и хоронил (102, 29–30). Источник.

Поведали об авве Агафоне, что он, отправляясь однажды в город для продажи своего рукоделия, нашел там больного странника, поверженного на улице, и не нашлось никого, кто принял бы на себя попечение об этом страннике. Старец остался при нем, на деньги, полученные за свое рукоделие, нанял хижину, а оставшиеся употреблял на нужды больного. Так провел он четыре месяца, до выздоровления странника, и только тогда авва Агафон возвратился на свое место (106, 56). Источник.

Авва Аполлон в продолжение 25-летнего пребывания на горе Нитрийской подвизался таким образом: покупая в Александрии на деньги, приобретенные собственными трудами, все необходимое для лечения и келейных нужд, он снабжал ими всю братию во время болезни. Бывало, с раннего утра до девятого часа дня ходит он около обителей и монастырей по всем кущам, отворяет двери и смотрит, не лежит ли кто. С собою он носил изюм, гранатовые яблоки, яйца, пшеничный хлеб – все, что бывает нужно больному. Такой полезный образ жизни вел раб Христов до глубокой старости (101, 39–40).

Святой Андрей, Христа ради юродивый, встретил однажды в Царьграде на торжище инока, вокруг шеи которого обвился страшный змей. Инок этот был украшен многими добродетелями, но, к несчастью, скуп и сребролюбив. Многие, принимая его за святого, давали ему золото для раздачи бедным. Он же это золото складывал в свою сокровищницу. Видя его во власти диавола, Андрей сжалился над ним и подошел к нему. Монах же, думая, что это один из нищих, сказал Андрею: «Бог да помилует тебя, брат, подать же мне тебе нечего». Отойдя от него на несколько шагов, Андрей был удивлен, заметив, что над головой инока на воздухе были начертаны слова: «Змий сребролюбия – корень всякому беззаконию». Но он еще более удивился, когда, оглянувшись назад, увидел Ангела и беса, спорящих за душу инока. Диавол доказывал, что монах, как сребролюбец и потому идолослужитель, принадлежит ему, а Ангел, указывая на многие добродетели старца, утверждал, что он достоин милости Божией. Продолжительный спор их был решен свыше. Голос с неба сказал Ангелу: «Ты не имеешь части в нем, ибо только милостивые получают от Меня прощение и наследуют обители небесные». После этого Ангел тотчас оставил инока. Сострадательный Андрей, скорбя о его погибели, решился во что бы то ни стало вырвать его из челюстей змея. Для этого он подкараулил инока в уединенном месте и, взяв его за правую руку, сказал: «Раб Божий, выслушай без гнева раба твоего. Скажи, за что ты, бывший друг Божий, стал другом диавола? Объясни, почему ты, имевший крылья Серафима и взор светлый, как молния, сделался столь темен образом? Поведай, чем ты довел себя до такой погибели? Не тем ли, что порабощаешь себя бесу сребролюбия?» И с этими словами показал ему диавола, который, не смея из-за Андрея близко подойти к иноку, стоял вдали и свирепо глядел на него. Пораженный видением и словами Андрея, инок раскаялся и тут же от всего сердца дал обещание избавиться от сребролюбия и быть милостивым. Тотчас, по раскаянии старца, змей с его шеи исчез, другой бес, стоявший вдали, также стал невидим, и к раскаявшемуся снова приступил Ангел-хранитель. С того времени инок действительно исправился, скупость заменил щедростью и стал нескудно раздавать золото убогим, постоянно благодаря Бога и Его угодника святого Андрея за свое обращение от греха к добродетели (112, 238).

У одного игумена в монастыре было двадцать иноков. Один из них был ленив: не соблюдал постов, неумеренно пил и особенно был невоздержан на язык. Старец-игумен постоянно уговаривал его исправиться и даже умолял. «Брат, – говорил он ему, – позаботься о своей душе, ведь ты не бессмертный, а потому и муки не миновать тебе, если не опомнишься». Инок же шел наперекор старцу, нисколько не обращал внимания на его слова и в таком небрежении скончался. Сильно загрустил сострадательный старец о его душе и стал молиться. «Господи Иисусе Христе, Истинный Бог наш, – говорил он, – покажи мне, где теперь душа инока?» И часто просил он об этом Бога и, наконец, был услышан. Однажды напал на него ужас, и увидел он огненную реку и множество людей в ней, опаляемых огнем и громко стонавших. К величайшему огорчению, между страждущими он увидел и умершего в небрежении своего ученика, находившегося по самую шею в пламени. «Не ради ли того, чтобы избежал ты этой муки, я умолял тебя, – воскликнул тогда игумен, – чтобы ты хоть сколько-нибудь позаботился о своей душе, чадо мое? Видишь ли теперь, до чего ты довел себя?» «О отче, – отвечал инок, – слава Богу и за то еще, что по твоим молитвам получила отраду хотя бы голова моя!» Этим видение и кончилось (112, 260–261).

Был один отшельник, имевший под своим присмотром другого отшельника в келье за десять миль от него. И сказал ему однажды помысл: «Позови брата, чтобы пришел и взял хлеб». И стал он раздумывать: «Из-за хлеба утружу я брата идти десять миль, лучше отнесу ему половину хлеба». И, взяв, пошел в келью брата. На пути повредил палец на ноге, и, когда пошла кровь, он, стеная, начал плакать от боли. Приплел Ангел и спросил у него: «Что ты плачешь?» «Палец поранил и чувствую боль», – отвечал ему отшельник. «Надо ли из-за этого плакать? – сказал Ангел. – Не плачь. Ибо шаги, которые ты делаешь ради Господа, исчисляются и за великую цену считаются перед лицем Господа. И чтобы ты знал, вот перед тобой беру кровь твою и возношу к Богу». Тогда с благодарностью завершил он путь и, отдав монаху половину хлеба, рассказал ему о человеколюбии Божием и затем возвратился в свою келью. Через день опять, взяв половину хлеба, пошел к другому монаху. Случилось же, что и тот, другой, возревновал сделать так же. Встретились они на дороге. Первый, сделавший доброе дело, стал говорить: «Имел я сокровище, и ты захотел похитить его». Другой же отвечал: «Где написано, что тесные врата для тебя одного отверсты? Допусти и нас войти вместе с тобой». И когда они спорили, вдруг является Ангел Господень и говорит им: «Спор ваш, как благоухания, вознесся к Господу» (98, 386).

Епископ Олег (Ведмеденко) Об устроении и структуре Украинской Независимой Апостольской Православной Церкви Автокефалия (от греч. «сам голова») – самоуправление, независимость. Автокефальной называется независимая поместная церковь (поместная – здесь действующая в определенном месте, на местах): епархиальная община, либо добровольное объединение епархиальных общин. Предстоятелем автокефальной церкви является епископ (в случае централизованной религиозной организации патриархального типа – в должности патриарха; в церкви соборноправной – митрополита). Автокефалия предполагает административную и каноническую независимость от прочих церквей, при сохранении духовного, евхаристического, догматического и соборного единства. Здесь собор независимых поместных церквей. Здесь принцип Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Украинская Независимая Апостольская Православная Церковь (УНАПЦ) получила автокефалию от Апостольской Православной Церкви (АПЦ) 29 ноября 2015 года. Духовные корни Апостольской Православной Церкви (а следовательно и УНАПЦ) восходят к Истинно-Православной (Катакомбной) Церкви, в которой был крещен протоиерей Александр Мень. Апостольское преемство (каноническая линия епископата) восстановлено в 2000 году благодаря Украинской Автокефальной Православной Церкви (УАПЦ). У истоков создания АПЦ стоял друг и соратник Александра Меня, священник Глеб Якунин – известный религиозный, общественный и политический деятель, диссидент, член Хельсинкской группы (тогда уже клирик УПЦ КП). УНАПЦ, как и АПЦ, представляет собой либеральное направление, в отличие от нынешней ИПЦ. Впрочем, оба эти крыла Катакомбной Церкви – как либеральное, так и консервативное, – являются выразителями идеи духовного возрождения Православия. Главным направлением (тенденцией развития) Украинской Независимой Апостольской Православной Церкви является восстановление доимперского (раннехристианского) устройства церковного управления (церковной демократии), прежде всего соборноправия, утраченного еще при императоре Юстиниане – сегодня же лишь декларируемого в православном Символе Веры. Также осуществление всеобъемлющих и последовательных реформ на благо Церкви и проповеди Евангелия. В Декларации об образовании АПЦ в частности говорится: «Мы считаем возможным принятие григорианского календарного стиля вслед за большинством Православных Церквей, в зависимости от желания верующего народа. Отмену системы церковных наград, порождающих карьеризм и коррупцию в Церкви. Ослабление жесткой практики постов (не возлагать на верующих «бремен тяжелых и неудобоносимых»), предоставление аскетического подвига совести каждого. Богослужение может совершаться по желанию верующих на любом языке. Каждое богослужение должно неукоснительно сопровождаться проповедью. Исключить из практики церковной жизни обязательные поборы за службы и требы (таксы за требы). Постепенно упрощать обрядовую сторону православного служения, освобождая его от византийской пышности. При необходимости допускать сокращения служб, оставляя желающим возможность осуществлять их по монастырскому чину. Открыть алтарь для большего участия верующих в богослужении…» Где двое или трое во имя Господне собраны, там и Христос, там и домашняя церковь. Где две или три домашние церкви во имя Господне собраны, там церковь приходская. Где две или три приходские церкви во имя Господне собраны, там церковь епархиальная. Где две или три епархиальные церкви во имя Господне собраны, там церковь автокефальная (централизованное религиозное объединение). Где две или три автокефальные церкви во имя Господне собраны, – там Церковь Единая, Святая, Соборная и Апостольская. Украинская Независимая Апостольская Православная Церковь является поместной автокефальной церковью, централизованным религиозным объединением независимых епархиальных общин. Апостольская Православная Церковь отказалась от института патриаршества, появившегося лишь в V-VI веках, до этого его не было. И должности митрополитов в АПЦ – это именно должности, а не сан. По мнению И.С. Аксакова, установление патриаршества – это «изобретение императора Юстиниана и его чиновников, как параллель гражданским префектам. «Поли-папизм» патриаршей системы хуже римского «моно-папизма». В подлинном православии власть над епископами и местными Церквами имеют только Соборы, а не патриархи и митрополиты». «Эпоха союза с государством поделила Православную Церковь на аналогичные государства, имеющие общие с ним территориальные границы, крупные организации, и стремление сохранить во что бы то ни стало непрерывное единство церковного управления. Этот своего рода церковный империализм и является главной причиной современных церковных нестроений… Нужно изгнать из Церкви, говоря словами Карфагенского Собора, “дымное надмение мира”, и отказаться от стремления превратить Православную Церковь в несколько слабых копий Церкви Римско-Католической… Уместно напомнить, что во время первого Вселенского Собора Автокефальных Церквей было около ста…» (Профессор канонического права С. Троицкий) Отличие патриархальной и соборной систем церковного управления заключается в вертикали власти: «патриарх – митрополиты – архиепископы – епископы». В Церкви соборноправной такая вертикаль отсутствует (собор, «круглый стол» епископов). В то время как в централизованной религиозной организации патриархального типа «патриарх» – это сан, по определению выше епископа, что само по себе нонсенс, ведь не существует таинства патриаршей хиротонии (четвертой степени священства). Таинство лишь одно, епископское. Согласно Уставу УНАПЦ должность Предстоятеля (Митрополита) Церкви – это именно должность (временная), а не церковный сан, и является выборной, на четыре года. Предстоятель избирается Собором УНАПЦ из числа епископов, и выполняет делегированные ему организующие (координирующие), контролирующие и представительские функции церковного управления. Предстоятель УНАПЦ является равным среди равных епископов Церкви. На сегодня им избран Епископ Волынский и Галицкий Олег (Ведмеденко). Украинская Независимая Апостольская Православная Церковь исповедует принцип, выраженный святым Игнатием Богоносцем: «Без епископа нет Церкви: где епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и соборная (вселенская) Церковь…» (Послание к Смирнянам, VIII глава). Где Епископ, там и Церковь. Каждая епархия во главе со своим правящим архиереем является независимой (автокефальной) поместной (местной) Церковью, в которой присутствует вся полнота благодати. Учитывая это, каждый епископ УНАПЦ вправе принимать под свой омофор (непосредственное управление) любую общину, священнослужителя или мирянина по их просьбе. Украинская Независимая Апостольская Православная Церковь фактически представляет собой конфедерацию независимых поместных Церквей. Святой принцип соборности был сформулирован еще Блаженным Августином: «В главном единство, во второстепенном свобода, и во всем – любовь…» Члены УНАПЦ могут иметь различные политические взгляды. В этом мы следуем Постановлению Собора от 2/15 августа 1918 года: «Упразднение общеобязательной церковной политики и предоставление на волю каждого члена Церкви заниматься или нет этой церковной политикой (миряне), но с обязательством, чтобы никто не занимался политикой от имени Церкви, а только от своего имени, и не переносил ответственности на Церковь за свою или чужую политическую деятельность, и чтобы не стремился вредить Церкви своей политической деятельностью». Что же касается духовенства, то Церковь отделена от государства, и это правильно. Задача священства не заниматься политикой, но учить политиков. Закону Божию. Духовным законам мироздания. Смирению и любви. «Ибо уста священника должны хранить ведение, и закона ищут от уст его, потому что он вестник Господа Саваофа» (Малахия 2:7). Священник тот, кто полностью посвятил себя Богу. Церковь не учит что делать, Церковь учит – как делать. А из этого «как» – открывается «что». Стяжай Духа Святого, и Дух Святой тебя всему научит. Роль священника (в т.ч. и капеллана, в т.ч. и на войне) близка к роли врача. Первый лечит тело, второй – призван врачевать душу. Задача Церкви не поднимать боевой дух. Задача Церкви – стяжать Дух Святой. Принцип принятия под омофор УНАПЦ простой, и полностью соответствует учению Христовой Церкви: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать…» (Иакова 4:6) Служение епископа состоит прежде всего в том, чтобы оберегать церковь от «идоложертвенного» (обрядоверия) и «крови» (агрессии и нетерпимости, духа насилия и корыстолюбия), от «удавленины» (догматизма) и «блуда» (с миром) – см. Деяния 15:29. Как и апостол наставляет: «Не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе…» (1-е Коринфянам 5:11) Главный критерий – смирение. Православие – это дух смиренномудрия, и мистический опыт Восточной Церкви. Все храмы и церковное имущество в Украинской Независимой Апостольской Православной Церкви принадлежат общинам, а не епархиальным управлением, как это принято в прочих традиционных церквях.

Что такое сочувствие и сострадание

Способность к сопереживанию и сочувствию другим людям есть не у каждого человека. Некоторые индивиды уверены, что эти чувства бесполезны. Другие убеждены, что только благодаря таким качествам человечество заняло высшую ступень развития.

Чувство сострадания имеет разные формы проявления

Если обратиться к психологическим книгам, то можно увидеть следующее определение сочувствия: это способность индивида разделять отрицательные эмоции другого. При сострадании человек не только разделяет чувства, но и стремится помочь.

Понятие в буддизме

В буддизме под сочувствием понимается стремление раствориться в чувствах другого человека. Это касается не только отрицательных, но и положительных моментов. Сострадание в таком случае означает полное восприятие чужой боли и желание ее прекратить. Оно не связывается с конкретным человеком.

Простой пример сострадания в буддизме – боль пострадавших от войны становится болью буддиста. Он занимается благотворительностью и помогает пострадавшим. Таким образом, он проявляет сострадание.

Нужны ли эти чувства

У философов нет единого ответа на такой вопрос. У каждого человека свое понимание границ сочувствия. Считается, что с помощью таких чувств индивид становится добрым и мягким. В школах дети на уроках литературы и русского языка пишут сочинения, читают классику и учатся анализировать житейские темы. С помощью сочувствия и сострадания человек определяет, насколько допустимы его поступки, не совершил ли он чего-то плохого по отношению к другой личности.

Отличия

Далеко не всегда понятна разница между двумя терминами. Сочувствие – это способность сопереживать человеку в трудную минуту. Это может касаться как знакомого, так и незнакомого индивида.

Сострадание – более глобальное чувство, которое распространяется на определенную группу, например, малоимущих

Эмоциональное восприятие или сопереживание по-другому называется эмпатией. Оно важно для некоторых специалистов: психологов, педагогов, врачей и других. Такое чувство помогает находить общий язык с разными людьми.

Важно! Способность сопереживать не всегда проявляется уместно, иногда это выглядит слишком навязчиво.

При жалости индивид не стремится пережить эмоции другого, но такое чувство может выражаться в ободряющих словах. Сострадание иногда называют милосердием, оно проявляется в заботе и помощи тем, кто в этом нуждается.

Не зря одна из самых крупных благотворительных организаций называет своих сотрудниц сестрами милосердия. Они бесплатно ухаживают за тяжелобольными и нуждающимися людьми.

Не стоит путать сострадание с соболезнованием. Последнее всего лишь констатация факта, т.е. индивид обозначает, что он понимает чужое горе. У такого вида чувств нет особого эмоционального окраса.

Хорошо или плохо

Встречаются разные мнения о том, что такое сочувствие и сострадание. Некоторые считают эти проявления негативными и ненужными. Особо радикально настроенные личности уверены, что такие чувства позволяют другим паразитировать на сильных людях.

Простой пример – знакомая женщина постоянно жалуется влиятельной и преуспевающей подруге на свою жизнь. В итоге ее бедам сочувствуют, и она получает денежную помощь.

Поэтому каждый индивид должен сам решать, почему ему нужно проявлять сочувствие, и стоит ли это делать. Не всегда помощь является благом, иногда она может привести к еще более серьезным проблемам.

Нельзя сказать, что кто-то должен вести себя сострадательно или как-то проявлять участие. Подобные философские вопросы каждый решает для себя сам. Некоторые предпочитают организовывать благотворительные организации для определенной категории, другие никак не участвуют в помощи для других лиц.

К сведению. Многие влиятельные личности уверены, что сочувствие и сострадание – это то, что не дает обществу стать злым и черствым.

Что лучше

Не все позитивно относятся к эмоциональным переживаниям. Кто-то считает необходимым оказывать реальную помощь, а не разводить жалостливое состояние. Для того чтобы человек начал что-то предпринимать, у него должно появляться такое желание.

Именно от умения сострадать зависит то, как часто и активно индивид принимает участие в благотворительности и волонтерстве. Каждый человек сам определяет, зачем ему та или иная деятельность. Сочувствие к другим людям – это то, что мотивирует помогать, поддерживать, заниматься тем, что не приносит деньги.

За кормление бездомных волонтеры не получают зарплату, но они испытывают моральное удовлетворение

Именно умение поставить себя на место другого делает личность доброй. Индивид понимает, что не хотел бы к себе определенного отношения, и это останавливает это его от плохих поступков к другим людям.

Поэтому можно сделать вывод на тему «нужно ли сострадание?» простым: да, нужно, так как оно позволяет перейти к настоящим поступкам.

Как научиться

Выработать в себе лучшие моральные качества сложно, для этого придется ежедневно трудиться. Начать вести себя должным образом можно только при высоком уровне самоконтроля.

Важно! Особенно ценно умение рефлексировать, т.е. анализировать свои действия и поступки.

Необходимый уровень эмпатии можно развить в процессе тренировок. Для этого при общении нужно ставить себя на место другого, пытаться понять его эмоции и чувства.

При рассуждениях важно стараться не осуждать человека, не высказываться негативно о нем. Подобные поступки не принесут пользу. Лучше поразмышлять, как решить проблему.

Можно попробовать принять участие в благотворительных проектах. На сегодня их можно найти в большинстве городов России. Во время помощи разным людям будет формироваться сочувствие.

Грани проявления

Сострадание – это особое внутреннее состояние, которое позволяет чувствовать боль всех живых существ. Но не всегда это чувство искреннее и правильное. Например, кто-то через него самоутверждается за счет слабого, вырабатывает болезную привязанность.

При манипуляциях спасатель становится агрессором, проявляет злость и физическое насилие

В таком состоянии жертва не способна самостоятельно уйти. Подобная ситуация не является настоящим состраданием. Некоторые люди не могут правильно сочувствовать из-за мягкого характера. Ими легко манипулировать, и они охотно ведутся на разговоры о несчастьях.

В итоге сочувствующий человек не видит разницы между разумной помощью и паразитированием. Он постоянно помогает морально и материально, тогда жертва отлично живет за чужой счет.

Для развития душевной части личности нужно заниматься благотворительностью. Это приносит моральное удовлетворение, но стоит помнить: помощь должна быть ограниченной, при этом нуждающегося учат справляться с проблемами самостоятельно.

Каждый индивид сам определяет, что для него могут значить разные термины, особенно, если они не имеют строгих определений. Сочувствие и сострадание мало чем отличаются. Оба качества нужны для существования цивилизации. Без них людям было бы сложно сосуществовать и совершать добрые поступки.

Способность к сопереживанию и сочувствию к другим называется эмпатией, это чувство очень важно для коммуникации. С его помощью один индивид определяет границы допустимого в общении с другим человеком. Особенно это важно для психологов и врачей, которые ежедневно сталкиваются с чужим горем.

Подобное качество помогает сделать семейную жизнь прекрасной

Через милосердие люди поддерживают друг друга в тяжелые минуты. Таким образом переживаются тяжелые ситуации: катастрофы, несчастные случаи, разрушительные природные явления. Люди из разных стран в такие моменты оказывают помощь. Даже не в глобальном смысле каждый индивид сам решает, нужно ли в жизни сочувствие, и как оно должно проявляться.

Эмпатия

Эта статья — об узком научном понятии. О более широком бытовом понятии см. Сочувствие.

Эмпа́тия (греч. ἐν — «в» + греч. πάθος — «страсть», «страдание», «чувство») — осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения внешнего происхождения этого переживания. Соответственно эмпа́т — это человек с развитой способностью к эмпатии.

Содержание и границы понятия

Слово «эмпатия» не имеет связи с какими-либо определёнными эмоциями (как, например, в случае со словом «сострадание») и в равной мере применяется для обозначения сопереживания любым эмоциональным состояниям.

Значение термина может несколько различаться в зависимости от контекста. Так, в медицине эмпатией часто называют то, что в психологии называется «эмпатическим слушанием» — понимание эмоционального состояния другого человека и демонстрацию этого понимания. Например, при опросе пациента врачом проявление эмпатии означает, во-первых, понимание слов, чувств и жестов пациента, а во-вторых, такое проявление этого понимания, что пациенту становится ясно, что врач осознает его переживания. Таким образом, акцент делается на объективной стороне процесса, а обладание навыком эмпатии означает способность собрать информацию о мыслях и чувствах пациента. Цель такого эмпатического слушания — дать понять пациенту, что его слушают, и поощрить его к более полному выражению чувств, позволив врачу, в свою очередь, составить более полное представление по теме рассказа.

С точки зрения психологии способность к эмпатии считается нормой. Существуют методики выявления у людей уровня способности к эмпатии и даже отдельных аспектов этой способности. Диапазон проявления эмпатии варьируется достаточно широко: от лёгкого эмоционального отклика, до полного погружения в мир чувств партнёра по общению. Считается, что эмпатия происходит за счёт эмоционального реагирования на воспринимаемые внешние, часто почти незаметные, проявления эмоционального состояния другого человека — поступков, речи, мимических реакций, жестов и так далее.

Ряд исследователей подчёркивает в эмпатии тот аспект, что эмпатирующий осознаёт, что чувства, которые он испытывает, являются отражением чувств партнёра по общению. Если этого не происходит, то такой процесс, с их точки зрения, является не эмпатией, а, скорее, идентификацией с собеседником. Именно способность понимать, что текущие чувства отражают состояние другого человека, позволяет эмпатирующему использовать эту способность для более глубокого понимания партнёра, и различать свои индивидуальные эмоции с теми, что возникли в ответ на эмоции партнёра.

В фантастических произведениях способность к эмпатии часто связывается (в разной степени) с теми или иными проявлениями экстрасенсорики, каковые доступны не всем людям. В основном, описанная там эмпатия больше всего похожа на эмоциональную телепатию и может включать в себя способность воспринимать эмоциональные состояния «напрямую», даже без контакта с человеком, способность транслировать эмоциональные состояния, и многое другое. В реальности существование подобных форм эмпатии научно не подтверждено — экспериментальные попытки их обнаружить либо проваливались, либо такие эксперименты не удавалось повторить с прежним результатом.

Виды эмпатии

Выделяют следующие виды эмпатии:

  • Эмоциональная эмпатия, основанная на механизмах проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека.
  • Когнитивная эмпатия базируется на интеллектуальных процессах — сравнение, аналогия и т. п.
  • Предикативная эмпатия проявляется как способность человека предсказывать аффективные реакции другого человека в конкретных ситуациях.

В качестве особых форм эмпатии выделяют сопереживание и сочувствие:

  • Сопереживание — это переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним.
  • Сочувствие — один из социальных аспектов эмпатии, формализованная форма выражения своего состояния по поводу переживаний другого человека.

Этимология

Термин «эмпатия» введён Эдвардом Титченером, который калькировал немецкое слово Einfühlung, использованное в 1885 году Теодором Липпсом в контексте теории воздействия искусства.

Одно из первых определений эмпатии сделано в 1905 году Зигмундом Фрейдом: «Мы учитываем психическое состояние пациента, ставим себя в это состояние и стараемся понять его, сравнивая его со своим собственным».

В профессиональной деятельности

Развитая способность к эмпатии является профессионально важным качеством для людей, чья работа непосредственно связана с людьми (чиновники, руководители, продавцы, менеджеры персонала, педагоги, психологи, психотерапевты и другие).

Для психотерапевтов развитая способность к эмпатии оказалась достаточно важной, чтобы была разработана техника эмпатического слушания, помогающая понимать эмоциональное состояние собеседника.

Физиологические аспекты

Активность мозга, отражающую состояние и действия других существ, часто описывают как активность зеркальных нейронов. Эти нейроны были впервые зарегистрированы в начале 1990-х годов в премоторной коре обезьян итальянскими учеными Риццолатти, Галлезе и их коллегами из Пармского университета. Высказываются предположения, что зеркальные нейроны также участвуют в нейрофизиологических механизмах эмпатии.

> Клинические аспекты

Люди, страдающие алекситимией, имеют крайне ограниченные способности к эмпатии, так как затрудняются различать даже свои обычные эмоции.

Эволюционные аспекты

Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного или нескольких участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел.
Вы можете помочь проекту, написав этот раздел.

Способы измерения в психологии

Существует несколько опросников для измерения эмпатии. Наиболее современными являются «Empathy Quotient», разработанный в 2004 году С. Бароном-Коэном и С. Уилрайт и его перевод «Уровень сопереживания», приспособленный к русскоязычным выборкам В. Косоноговым.

См. также

В Викисловаре есть статья «эмпатия»

  • Эмпатическое слушание
  • Эмоциональное заражение
  • Симпатия

Примечания

  1. 1 2 Роджерс, К. Р. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the clientcentered framework // Psychology: A study of a science. Volume III: Formulations of the Person and the Social Contects / под. ред. Sigmund Koch. — Нью-Йорк: McGraw-Hill Book Company, 1959. — Т. 3.
  2. John L. Coulehan, Marian L. Block. The Medical Interview: Mastering Skills for Clinical Practice. — 5е издание. — Филадельфия: F. A. Davis Company, 2005. — 409 с. — ISBN 080361246X, ISBN 978-0803612464.
  3. Диагностика эмпатических способностей В. Бойко
  4. 1 2 3 4 Управление персоналом » Словарь » Эмпатия (html) (недоступная ссылка). Пси-фактор. Дата обращения 1 апреля 2011. Архивировано 30 апреля 2011 года.
  5. Ягнюк, Константин Владимирович. Природа эмпатии и её роль в психотерапии (html). Русский Гуманитарный Интернет-Университет (1995). Дата обращения 1 апреля 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
  6. Моран, Дэниел Киз. Последний танцор = The Last Dancer. — АСТ, Ермак, 2004. — 640 с. — (Фантастический боевик). — 10 000 экз. — ISBN 5-93556-416-5.
  7. Азаро, Кэтрин. Инверсия Праймери. Укротить молнию = Primary Inversion. Catch the Lightning. — Армада, Альфа-книга, 2003. — 720 с. — (Золотая библиотека фантастики). — 8000 экз. — ISBN 5-17-018795-5, ISBN 5-9577-0038-X.
  8. Дефуа Н. Влияние медитативного тренинга на уровень и каналы эмпатии. Влияние МТ на психофизиологические особенности человека. Исследование проявления эмпатии в зависимости от ФМас — LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014 — ISBN 978-3-659-52776-0, ISBN 3659527769
  9. Елеференко И.О. Подготовка специалистов социометрических профессий с учётом рациональности эмпатии (html) (недоступная ссылка). Журнал «Фундаментальные исследования». Дата обращения 1 апреля 2011. Архивировано 25 марта 2013 года.
  10. Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному = Der Witz und seine Beziehung zum Unbewußten. — Азбука-классика, 2006. — 288 с. — (Азбука-классика). — 15 000 экз. — ISBN 978-5-352-02127-9, ISBN 5-352-01541-6.
  11. Гиппенрейтер, Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — 5 изданий. — Москва: АСТ, с 1994 по 2008 год. — 240 с. — общий тираж более 100 000 экз. — ISBN 978-5-271-15458-4.
  12. Giacomo Rizzolatti et al. (1996) Premotor cortex and the recognition of motor actions, Cognitive Brain Research 3 131—141
  13. Preston, S. D., & de Waal, F.B.M. (2002) Empathy: Its ultimate and proximate bases. Behavioral and Brain Sciences, 25, 1-72.
  14. Decety, J. (2002). Naturaliser l’empathie . L’Encéphale, 28, 9-20.
  15. Decety, J., & Jackson, P.L. (2004). The functional architecture of human empathy. Behavioral and Cognitive Neuroscience Reviews, 3, 71-100.
  16. Gallese, V., & Goldman, A.I. (1998). Mirror neurons and the simulation theory. Trends in Cognitive Sciences, 2, 493—501.
  17. Gallese, V. (2001). The «Shared Manifold» hypothesis: from mirror neurons to empathy. Journal of Consciousness Studies, 8, 33-50
  18. Baron-Cohen S., & Wheelwright S. (2004). The Empathy Quotient: An investigation of adults with Asperger syndrome or high functioning autism, and normal sex differences. Journal of Autism and Developmental Disorders, 34, 163—175.
  19. Уровень сопереживания. Опросник..
  20. Kosonogov V. (2014). The psychometric properties of the Russian version of the Empathy Quotient. Psychology in Russia: State of the Art, 7(1), 96-104.

> Литература

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *