Блажен муж не ходящий на совет нечестивых

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых

20.03.2017 16678 просмотров Юрий Беспечанский
Знаменитый первый псалом, открывающий книгу молитвенных песен израильского царя, пророка и поэта – Давида.
1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
4 Не так — нечестивые; но они — как прах, возметаемый ветром.
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
Хотите быть блаженным, счастливым? Многие ищут путей счастья, людей, которые сделали бы их счастливыми. Кто-то гонится за самим переживанием или состоянием «блаженства»: как в созидательном, так и в разрушительном смысле.
Евреи, к которым принадлежал царь Давид, – народ практичный. И еврейское слово со смыслом блаженства или счастья восходит к глаголу «быть прямым» или «идти прямо». Счастлив, по-еврейски, тот человек, который идет прямым путем, не отклоняясь от него ни направо, ни налево. Счастлив тот человек, который искренен и прям: у которого мысли, слова и поступки едины.
Чего же не стоит делать человеку, желающему счастья? Не стоит ходить на «совет нечестивых». Нечестивые, по смыслу еврейского слова, это – люди беспокойные, расстроенные и взбудораженные. Их расстройство вызывает у них стремление судить, осуждать кого-то, попирать, нарушать чужие границы и правила, в том числе и с использованием насилия. Это могут быть злодеи и преступники, могут быть революционеры, могут быть соседки, которые судачат на лавочке и кого-то вечно ругают, вечно недовольны.
Избегай сообщества расстроенных, недовольных, депрессивных или агрессивных, мечущихся, спорящих, ссорящихся людей! Кто-то скажет: а если вокруг все такие? Тогда, вероятнее, избегать любых сообществ, если других нет. Лучше максимально уйти во внутреннюю «пустыню».
Что такое «путь грешных»? Многие, на интуитивном уровне, понимают, что грешники – это испорченные, дурные люди, синоним «нечестивых». Но главный смысл этого еврейского слова показывает, с чего начинается «грешность». Это – люди скучающие, пропускающие и не замечающие чего-то важного, не достигающие цели, не слышащие, зевающие, упускающие что-то важное и избегающие всерьез размышлять. Грех и грешность начинается с внутренней пустоты, бессмыслицы, нелепого и пустого времяпрепровождения. Это – путь человека, который внутренне в мыслях шатается, как пьяный. Потому не мудрено, что и в реальности схватится за стакан: мысли материализуются; что внутри, то и снаружи.
Что такое «собрание развратителей»? Под развратом в нашей культуре обычно подразумевается сексуальная развращенность. Но оригинальное еврейское слово указывает на корень разврата: насмехаться, глумиться, издеваться – над чем угодно. Это могут быть мальчишки, издевающиеся над девчонками. Это могут быть люди «демократических» убеждений, для которых поносить действующие власти – это удовольствие, приносящее ощущение свободы и независимости. Это могут быть весьма и весьма религиозные люди, поносящие иное мнение, иного религиозного человека: таких религиозных «развратников», уверенных, что воюют «за истину», можно встретить тонны на просторах интернета. Они могут принадлежать к разным христианским конфессиям и деноминациям!

Так что, друзья, нечестивых, грешных и развратителей необязательно искать в барах и ресторанах, на гей-парадах или в ночных клубах. Возможно, они сидят рядом с вами на работе, ходят с вами в одну церковь, состоят с вами в одной политической партии или тусовке, являются членами вашей семьи…или, возможно, иногда или очень часто это вы сами?
Итак, мы поняли, чего нам делать НЕ НАДО для блаженства; а что же делать НАДО? Давид дает лишь одну рекомендацию (Пс. 1:2)
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
Слово «воля» здесь, возможно, не совсем точное. Когда говорят «он усилием воли сделал это», мне сразу представляется штангист, поднимающий штангу сначала на грудь, а потом толкающий ее вверх. Ему тяжело. Он весь пыхтит от натуги. Но, ему кровь из носа как нужна золотая медаль. И вот: он ее заработал, запрыгал от счастья и пошел отдыхать и веселиться в ресторан с девочками! Теперь, от усилия воли можно и отдохнуть. Для многих христиан «закон Господа», Библия, церковь, молитва, общение с Богом подобно поднятию штанги: тяжело, но очень надо!
Еврейское слово «хейфец», стоящее здесь, означает скорее «желание» или «большое удовольствие». Согласитесь, то, что доставляет вам удовольствие, вы можете делать день и ночь? Для вас – это не мучительный труд, а радостное время! Кто-то сказал: чем похож гений на сумасшедшего? Гений часами напролет и с радостью делает то, что «нормальному» человеку кажется сумасшествием! А изучение Библии, размышление о Боге многим кажется религиозным фанатизмом и безумием! Что это дает для жизни? Кому это надо? О пользе – в следующих стихах, а пока обратим внимание еще на одну деталь.
Слово «размышляет», на иврите «хагаh», переводится на английский как что-то среднее между «to murmur» и «to ponder». Задумываться и размышлять, но при этом, что-то постоянно «бормотать», о чем-то «шептать» или «шелестеть». Ей богу, натуральный образ безумца, который «заговаривается». Видели людей, говорящих сами с собой? Либо – это ненормальные шизоиды; либо очень увлеченные чем-то люди. Либо гении, либо сумасшедшие. Тем не менее, именно о ТАКОЙ степени увлечения законом Господа здесь говорит слово Давида!
Как же такое «безумие» может быть полезно в практической жизни? Вот что пророчески обещает Бог через Давида (Пс. 1:3):
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет.
Как мы, даже христиане, часто понимаем «успех»? Быстрее, скорее, время коротко: и жить торопимся, и чувствовать спешим. Надо это, надо то, куча мелочей: так и вся жизнь прошла, и куда ушла? Здесь же – образ дерева, которое стоит на месте и НИКУДА НЕ ТОРОПИТСЯ! Как же оно может «успеть» во всех своих делах? А тут не сказано – когда успеть… Сказано: «приносит плод свой во время свое». Во-первых, у каждого человека СВОЙ ПЛОД. Поэтому сравнивать с другими свой успех бесполезно. Во-вторых, у каждого человека СВОЕ ВРЕМЯ СОЗРЕВАНИЯ. В-третьих, самое сложное для восприятия: ЧЕЛОВЕК НЕ САМ РЕШАЕТ, КОГДА ПРОИЗВЕСТИ ПЛОД! Бог, автор дерева, чьими водами дерево питается, знает времена и сроки.
Потому, друзья, никогда не судите праведника «по плодам» прежде времени – и себя тоже, коли вы праведники! Ваши яблоки в летний зной могут быть весьма невкусными и кислыми! Ничего страшного…Продолжайте стоять у вод, питаться Словом Бога, и к осени вашей жизни плоды созреют! Когда надо, всё успеете…но не тратьте время на пустоту и суету, чтобы потом не пришлось жалеть о бесцельно прожитых годах.
«Нечестивые» же будут бегать, бегать и бегать по жизни «как прах, возметаемый ветром»! Бегать за успехом, за уважением, за деньгами, за женщинами, за мужчинами, за квартирой в ипотеку, за новой машиной, за оплачиваемой работой…много еще за чем…Возможно, вы узнали себя в этом образе? Тогда имеет смысл подумать: а может, лучше стать «божьим безумцем», чем «трезвым реалистом»? Может, лучше постепенно идти по своему вечному пути, чем в ужасе ждать, когда твой путь погибнет, как пыль и прах?

Псалом 1 “Блажен муж”

Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых, и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе; но в законе Господни воля eго, и в законе eго поучится день и нощь. И будет яко древо насажденое при исходищих вод, eже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет; и вся, eлика аще творит, успеет. Не тако нечестивии, не тако; но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли. Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет.

Перевод

Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь! И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое, и лист которого не вянет; и во всем, что он ни делает, успеет. Не так – нечестивые, не так: но они – как прах, возметаемый ветром с лица земли. Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники – в собрании праведных. Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет

LiveInternetLiveInternet

(откровение)
Так говорит Дух Святой!
Народ Мой! Есть ли, что либо во всей вселенной вне Меня, и может ли, что — либо жить и двигаться вне Меня? Я повсюду и Я вижу все ваши помыслы и все ваши пути! Я позволял Израилю ходить своими путями, однако око Мое всегда было над ними! Порой они были вереском в пустыне, порой росли деревьями у Моих потоков и насыщались Моей живой водою. А порой, будучи уже Моими деревьями, простирали свои корни к другим источникам. И Я всегда был с ними! Как для того, чтобы благословлять их, так и для того, чтобы их наказывать. Ибо одно дело ходить пред Моим неусыпным оком и другое дело призывать Меня во все свои пути! Чтобы во все времена иметь от Меня Мое обильное благословение.
Итак, спрошу вас ныне, народ Мой, почему вы не исследуете себя и не понимаете разницы вашего хождения предо Мною?
Кто вы ныне предо Мною, вереск в пустыне, дерево, посаженное при Моих водах и пьющее из Моего источника? Или вы то дерево, которое перенаправило свои корни к иным источникам? Ибо, хотя Я и контролирую все и жизнь всего Моего народа. Однако те, кто призывает Меня в свои пути, живут подобно деревьям, растущим у потоков вод. И таковые не знают, ни засухи, ни горя и лист их не вянет, и плод пребывает!
8 Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод.(Иер.17:8)
А те, кто просто ходят под Моим глазом, но без Меня, у тех страдают, не только их растения, но и плоды едва сохраняются на них…
А иные вообще по сей день остались в состоянии вереска в пустыне:
6 Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой. (Иер.17:6)
Однако, не осознавая своего положения предо Мною, которое они сами себе избрали, они все же требуете Моих благословений к себе. И больше всего они умоляют Меня о Моих благословениях для их наследия. А посему, понимая вашу родительскую любовь и сострадая к вашей слепоте. Я хочу пояснить вам то, что благословения для ваших плодов, находятся в вас самих! Ибо если ты вереск, то ты имеешь, только благословение вереска! Если твой вереск живет в пустыне, гоняемый ветрами и не знающий покоя, таково благословение будет и у твоего плода! Разве оно может сравниться с благословением тех деревьев, которое растут у потоков Моих вод? Которые не ведают, ни засухи, ни горя, и плод их сочен и свеж? Нельзя дать благословение дерева — вереску и благословения вереска — дереву! Потому, что у них разные семена и разные корни! И если в физическом мире невозможно поменять вереск на дерево, то в духовном возможно все! Ибо даже вереск у Моего потока меняет свой облик и становится сочным и плодовитым. Тем более, если Я призываю весь народ принять Мое семя, приблизиться к Моему Источнику и стать сочными и плодовитыми деревьями. Чтобы Я мог излить на вас всех Мои великие и неограниченные благословения. А для этого всем вам, народ Мой, нужно принять в себя Мое семя, полностью упразднив в себе семя вереска!
9 ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его.
10 Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; (Втор.32:8-10)
Вам нужен ваш решительный и осознанный выбор, кем вы хотите быть, в каком семени размножаться и в какую сторону простирать свои корни? Ибо есть те, которые приняли в себя Мое семя и стали Моими деревьями, но корни свои простирают в сторону от Моего источника. И Мне жаль таковых, ибо по своему неразумию и в своём упрямстве, они ходят неверными путями! От того и сами они стоят увядающими раньше срока, и плоды их едва могут жить. Потому, что вы не питаете свои деревья от Моего потока, а заглядываетесь и тянетесь к потокам иным: В которых нет жизни, но одна сухота! Ибо выходит так, что вы игнорируете Мой поток и сами выбираете для себя жить в пустыне. И тогда, если на ваших деревьях и задерживается какой – то плод, то жизнь его крайне тяжела!
Итак, воззовите ко Мне, дети Мои, разверните свои корни к Моему источнику, а те, что тянули вас в сторону – безжалостно отсеките от себя! Примените для этого великое усилие над собою и не жалейте тех корней, которые тянутся к иным источникам! Чтобы вам пить досыта от Моей живой воды, и чтобы не погибли ваши плоды!
Подумайте о детях ваших, как им трудно расти на ваших ветвях, и какое наследие вы им даёте! Почему Мой народ не понимает таких простых истин, что жизнь вашего наследия зависит от вашего хождения предо Мною! И почему вы так жестоки со своим наследием, ибо не заботитесь о том, что вы даёте им в наследство?
Итак, смотрите, дети Мои, где растет ваше дерево, зеленеете ли вы от Моей живой воды? И хорошо ли чувствуют себя на вашем дереве ваши плоды?
Уразумейте то, чего хочет от вас ваш Бог, и вы получите Мои обильные благословения! И тогда Я изолью, не только на ваши деревья дожди Своих благословений, но и взращу на вас сочные и плодовитые плоды!
Молите Меня о том, чтобы Я переместил ваше дерево к Моему живому источнику! Обновите заветы свои со Мною и пейте досыта от Моего источника! Тогда увидите, как обильным ранним и поздним дождём изольются Мои благословения на вас!
Есть много мест у вод Моих
Для всех Моих деревьев!
Но не оценили вы вод Моих,
Моих благословений!
Не оценили той воды,
Что жизнь Мою вселяет.
Вы выбираете пути свои
В сухой пустыне, погибая.
Желая, просите всех благ
Для вас и ваших деток:
Не понимая, в том нужда:
За Мною только следовать!
Я есть поток! Я есть вода!
Я берега потока!
Но вы блуждаете, скорбя,
Хоть Жизнь в Моем источнике!
Есть много мест у вод Моих
Прейдите и испейте!
Пустите корни вглубь свои,
Чтоб напоить деревья!
Чтоб зеленеть у вод Моих
И в листьях вам не вянуть.
Чтоб ободрились на вас плоды,
Которых в засухе держали!
О детях мало помолиться:
Вам нужно древом сочным быть!
Чтоб на ветвях мог плод налиться,
И чтоб не знал он дней сухих!
Аминь!

Толкования Священного Писания

Ст. 3-4 И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет. Не тако нечестивии, не тако: но яко прах, егоже возметает ветр от лица земли

Состояние праведных и грешных (стихи 3-4)

Изобразив черты деятельности праведника, а чрез то и грешников, переходит к изображению их состояния. Вследствие всестороннего удаления от зла и непрестанного поучения в слове Божием, праведник будет как древо при исходище вод,— исполнится живоносною силою слова Божия, разбогатеет и от полноты жизни будет плоды приносить,— соответственные дела, и преспевать во всех начинаниях.

Стих 3. И будет яко древо насажденое при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет: и вся, елика аще творит, успеет

Будет — может и есть — будущее вместо настоящего — или и то и другое… и есть, и будет… полножизненность — его постоянное состояние.

Древо, ац,— всяческое,— и живое и сухое,— здесь по чертам, приданным ему, или маслина, или пальма, кои не отметают листьев,— коим и в других местах уподобляются праведные (см.: Пс. 91:13; Иер. 17:8). Халдейский перевод: как древо жизни, то есть всегда живое и цветущее. Сирийский ставит — Древо просто вообще. Раввин Елеазар бен-Азария говорит, что человек, которого ученость ширше добрых дел, подобен ели (abieti), коей ветви широко расходятся, а корень мал и которую потому легко одолевает ветер. А чьи добрые дела превосходят ученость, тот подобен дубу.

Дереву при потоках вод стоять очень благоприятно, особенно на Востоке, в жарких странах, где почва скоро теряет влажность от зноя несносного, и дерева сохнут (см.: Иер. 17:8; Иез. 19:10). При — на одной стороне или берегу реки. Греческое (διεξοδος) — дает мысль о месте, где вода раздвояется на два рукава, так что, стоя посреди, дерево с двух сторон получает приток соков водных. Притоки такие в применении к праведному суть — излияния Божией благодати Святого Духа в таинствах — и озарение истинами и исполнение ума от слов Божиих, от коих непрерывный подается ему духовный сок и жизненность к отражению злых страстей и скорбей.

Насажденое — еврейски: шатал, пересаженное,— как сучок, срезанный с макушки кедра и поставленный в другое место (см.: Иез. 17:22), и как ветвь виноградная, из влажного места пересаженная в сухое,— так праведник из сухой пустыни греха пересаждается в прекрасный рай Церкви.

Плод во время. Разумеется дерево не бесплодное, которое только красуется листьями, но — которое всегда в свое время приносит обильные плоды. И праведные подобны древам добрым, которые ничего для себя, а все для других плодоприносят, добрыми себя украшают делами (см.: Мф. 7,16-18), не довольствуясь семенем благопомышления, или цветом благих намерений, или листьями доброречия. Добрые плоды сии перечисляются в Послании к Галатам (см.: Гал. 5:22).

Во время свое. Нечестивые или никаких не приносят плодов, или приносят недозрелые, вялые и скоро пропадающие от порчи; а благочестивые всегда в свое время приносят плоды зрелые, добровкусные и прочные, как любовь, терпение и прочее, и в другой жизни принесут они Богу непрестанную хвалу, любовь, приснозрение и прочее.

Лист не отпадет. Праведные всегда себе равны, красятся дивным строем жизни, всем, что говорят и делают,— и приветливостью — или привлекательностью во взаимных сношениях, как тенью древесною, всех услаждают. Отпадение или отметание листьев означает бедственность и потерю всякого благочестия (см.: Ис. 1:30; 64:6). Означает также недостаток или потерю честности и добродетели, как отъятие грозди от лозы или листьев с дерева (см.: Иер. 8:13). Итак, когда говорится, что праведные не теряют листьев красоты благонравия и благоденствия; то этим означается постоянное осенение их Божиею благодатию, хранящею в них внутреннее благонастроение и внешнее в них благочиние и счастье, утешающею их упованием и ведущею к вечному блаженству. В других местах словом: навал, отпадать,— говорится собственно о травах и листьях, когда они вследствие иссякновения внутренней сочности, и от действия чрезмерного внешнего жара, вянут и, иссохши, отпадают (см.: Ис. 34:4; 40:7-8; Иер. 8:13; Пс. 36:2 и другое).

Успеет. Это продолжение или можно принимать, как продолжение сравнения праведных с древом (Халдейский перевод: и на всех ветках своих, которые произращает, даст плоды обильно, благоуспешно. Иные разумеют о сучках, беромых с дерева и сажаемых в другом месте, что и они хорошо разрастаются и плод приносят. Иные о листьях,— что все они полезны для здоровья ), или как особое положение, особую выражающее мысль о праведных (грамматически соотносясь к: и будет яко древо… и будет успевать)… Это лучше и прямее. Примеры представляет Иосиф, которому все благоспелось в доме Пентефрия (Потифара) (см.: Быт. 39:2-3); Езекия, благоспешно восстановлявший чин религиозный (см.: 2 Пар. 30:21; 32:30); Соломон (см.: 1 Пар. 29:23 и другое). Что дела благоугождения у благочестивого идут благо-успешно, несмотря на внешние скорби, об этом см.: Рим. 8:28, 36-37; Иак. 1:25; 1 Тим. 4:8. По последнему — благочестию принадлежит обетование не нынешнего только века, но и грядущего. Первая мысль о праведных из сравнения с древом указывает, что он изводит из себя добро как бы естественно, а второе: успеет — указывает на особые преднамеренные предприятия. Сирийский перевод: все, что предпринимает, совершает.

Толкование на некоторые псалмы.

Блаже́н муж (первый антифо́н) Псалом 1.

ВЕЧЕРНя на праздник святителя иоанна златоуста

Священник: Благослове́н Бог наш всегда́, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Трисвятое по «Отче наш»

Чтец: Ами́нь.

Сла́ва Тебе́, Бо́же наш, сла́ва Тебе́.

Царю́ Небе́сный, Уте́шителю, Ду́ше и́стины, И́же везде́ сый и вся исполня́яй, Сокро́вище благи́х и жи́зни Пода́телю, прииди́ и всели́ся в ны, и очи́сти ны от вся́кия скве́рны, и спаси́, Бла́же, ду́ши на́ша.

Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. Трижды.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Пресвята́я Тро́ице, поми́луй нас; Го́споди, очи́сти грехи́ на́ша; Влады́ко, прости́ беззако́ния на́ша; Святы́й, посети́ и исцели́ не́мощи на́ша, и́мене Твоего́ ра́ди.

Го́споди, поми́луй, трижды.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

О́тче наш, И́же еси́ на Небесе́х, да святи́тся и́мя Твое́, да прии́дет Ца́рствие Твое́, да бу́дет во́ля Твоя́, я́ко на Небеси́ и на земли́. Хлеб наш насу́щный да́ждь нам днесь; и оста́ви нам до́лги на́ша, я́коже и мы оставля́ем должнико́м на́шим; и не введи́ нас во искуше́ние, но изба́ви нас от лука́ваго.

Священник: Я́ко Твое́ есть Ца́рство, и сила, и слава – Отца, и Сына, и Святаго Духа ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.:

Чтец: Ами́нь. Го́споди, поми́луй, 12 раз.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Прииди́те, поклони́мся Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Христу́, Царе́ви на́шему Бо́гу.

Прииди́те, поклони́мся и припаде́м Самому́ Христу́, Царе́ви и Бо́гу на́шему.

Псалом 103.

Благослови́, душе́ моя́, Го́спода. Го́споди, Бо́же мой, возвели́чился еси́ зело́. Во испове́дание и в велеле́поту обле́клся еси́. Одея́йся све́том, я́ко ри́зою, простира́яй не́бо, я́ко ко́жу. Покрыва́яй вода́ми превы́спренняя Своя́, полага́яй о́блаки на восхожде́ние Свое́, ходя́й на крилу́ ве́треню. Творя́й А́нгелы Своя́ ду́хи и слуги́ Своя́ пла́мень о́гненный. Основа́яй зе́млю на тве́рди ея́, не преклони́тся в век ве́ка. Бе́здна, я́ко ри́за, одея́ние ея́, на гора́х ста́нут во́ды, от запреще́ния Твоего́ побе́гнут, от гла́са гро́ма Твоего́ убоя́тся. Восхо́дят го́ры и нисхо́дят поля́ в ме́сто, е́же основа́л еси́ им. Преде́л положи́л еси́, eго́же не пре́йдут, ниже́ обратя́тся покры́ти зе́млю. Посыла́яй исто́чники в де́брех, посреде́ гор про́йдут во́ды. Напая́ют вся зве́ри се́льныя, ждут она́гри в жа́жду свою́. На ты́х пти́цы небе́сныя привита́ют, от среды́ ка́мения дадя́т глас. Напая́яй го́ры от превы́спренних Свои́х, от плода́ дел Твои́х насы́тится земля́. Прозяба́яй траву́ ското́м, и злак на слу́жбу челове́ком, извести́ хлеб от земли́. И вино́ весели́т се́рдце челове́ка, ума́стити лице́ еле́ем, и хлеб се́рдце челове́ка укрепи́т. Насы́тятся древа́ польска́я, ке́дри Лива́нстии, и́хже еси́ насади́л. Та́мо пти́цы вогнездя́тся, ероди́ево жили́ще предводи́тельствует и́ми. Го́ры высо́кия еле́нем, ка́мень прибе́жище за́яцем. Сотвори́л есть луну́ во времена́, со́лнце позна́ за́пад свой. Положи́л еси́ тму, и бысть нощь, в не́йже про́йдут вси зве́рие дубра́внии. Ски́мни рыка́ющии, восхи́тити и взыска́ти от Бо́га пи́щу себе́. Возсия́ со́лнце и собра́шася и в ло́жах свои́х ля́гут. Изы́дет челове́к на де́ло свое́ и на де́лание свое́ до ве́чера. Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, вся прему́дростию сотвори́л еси́, испо́лнися земля́ тва́ри Твоея́. Сие́ мо́ре вели́кое и простра́нное, та́мо га́ди, и́мже несть числа́, живо́тная ма́лая с вели́кими, та́мо корабли́ препла́вают, змий сей, eго́же созда́л еси руга́тися eму́. Вся к Тебе́ ча́ют, да́ти пи́щу им во бла́го вре́мя. Да́вшу Тебе́ им соберу́т, отве́рзшу Тебе́ ру́ку вся́ческая испо́лнятся бла́гости, отвра́щшу же Тебе́ лице́, возмяту́тся, отъи́меши дух их, и исче́знут, и в персть свою́ возвратя́тся. По́слеши Ду́ха Твоего́, и сози́ждутся, и обнови́ши лице́ земли́. Бу́ди сла́ва Госпо́дня во ве́ки, возвесели́тся Госпо́дь о де́лех Свои́х, призира́яй на зе́млю, и творя́й ю́ трясти́ся, прикаса́яйся гора́м, и дымя́тся. Воспою́ Го́сподеви в животе́ мое́м, пою́ Бо́гу моему́, до́ндеже есмь, да услади́тся Ему́ бесе́да моя́, аз же возвеселю́ся о Го́споде. Да исче́знут гре́шницы от земли́, и беззако́нницы, я́коже не бы́ти им. Благослови́, душе́ моя́, Го́спода.

Со́лнце позна́ за́пад свой. Положи́л еси́ тму, и бысть нощь. Я́ко возвели́чишася дела́ Твоя́, Го́споди, вся прему́дростию сотвори́л еси́.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. Трижды.

Ектения великая.

Священник: Ми́ром Го́споду помо́лимся.

Хор: Го́споди, поми́луй.

Священник: О свы́шнем ми́ре и спасе́нии душ на́ших, Го́споду помо́лимся.

Хор: Го́споди, поми́луй.

Священник: О ми́ре всего́ мiра, благостоя́нии святы́х Бо́жиих церкве́й и соедине́нии всех, Го́споду помо́лимся.

Хор: Го́споди, поми́луй.

Священник: О святе́м хра́ме сем и с ве́рою, благогове́нием и стра́хом Бо́жиим входя́щих в онь, Го́споду помо́лимся.

Хор: Го́споди, поми́луй.

Священник: О Вели́ком Господи́не и отце́ на́шем Святе́йшем Патриа́рхе Кирилле, и о господи́не на́шем высокопреосвяще́ннейшем митрополи́те Варсонофии, и о господи́не на́шем высокопреосвяще́ннейшем архиепископе Амвросии, честне́м пресви́терстве, во Христе́ диа́констве, о всем при́чте и лю́дех, Го́споду помо́лимся.

Хор: Го́споди, поми́луй.

Священник: О Богохрани́мей стране́ на́шей, власте́х и во́инстве ея́, Го́споду помо́лимся.

Хор: Го́споди, поми́луй.

Священник: О граде́ сем, вся́ком гра́де, стране́ и ве́рою живу́щих в них, Го́споду помо́лимся.

Хор: Го́споди, поми́луй.

Священник: О бла́горастворе́нии возду́хов, о изоби́лии плодо́в земны́х и вре́менех ми́рных, Го́споду помо́лимся.

Хор: Го́споди, поми́луй.

Священник: О пла́вающих, путеше́ствующих, неду́гующих, стра́ждущих, плене́нных и о спасе́нии их, Го́споду помо́лимся.

Хор: Го́споди, поми́луй.

Священник: О изба́витися нам от вся́кия ско́рби, гне́ва и ну́жды, Го́споду помо́лимся.

Хор: Го́споди, поми́луй.

Священник: Заступи́, спаси́, поми́луй и сохрани́ нас, Бо́же, Твое́ю благода́тию.

Хор: Го́споди, поми́луй.

Священник: Пресвяту́ю, пречи́стую, преблагослове́нную, сла́вную Влады́чицу на́шу Богоро́дицу и Присноде́ву Мари́ю со все́ми святы́ми помяну́вше, са́ми себе́ и друг дру́га, и весь живо́т наш Христу́ Бо́гу предади́м.

Хор: Тебе́, Го́споди.

Священник: Я́ко подоба́ет Тебе́ вся́кая сла́ва, честь, и поклоне́ние, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Хор: Ами́нь.

Блаже́н муж (первый антифо́н) Псалом 1.

Чтец: Блаже́н муж, и́же не и́де на сове́т нечести́вых.И на пути́ гре́шных не ста, и на седа́лищи губи́телей не се́де, но в зако́не Госпо́дни во́ля eго́, и в зако́не Его́ поучи́тся день и нощь. И бу́дет я́ко дре́во насажде́нное при исхо́дищих вод, е́же плод свой даст во вре́мя свое́, и лист eго́ не отпаде́т, и вся, ели́ка а́ще твори́т, успе́ет. Не та́ко нечести́вии, не та́ко, но я́ко прах, eго́же возмета́ет ветр от лица́ земли́. Сего́ ра́ди не воскре́снут нечести́вии на суд, ниже́ гре́шницы в сове́т пра́ведных. Я́ко весть Госпо́дь путь пра́ведных, и путь нечести́вых поги́бнет.

Псалом 2.

Вску́ю шата́шася язы́цы,

и народы замы́слиша тщетное?

2 Предстали цари земные
и князья собра́лись вместе
против Господа и против Помазанника Его:

3 «Расторгнем узы их
и сбросим с себя иго их!»

4 Живущий на небесах осмеёт их,
и Господь опозорит их.

5 Тогда обратится к ним во гневе Своем
и в ярости Своей смутит их.

6 Я же поставлен Им царем
над Сионом, горою святою Его;

7 возвещаю повеление Господне:
Господь сказал Мне: «Ты – Сын Мой,
Я сегодня родил Тебя.

8 Проси у Меня, и дам Тебе народы в наследие Твое,
и во владение Твоё – концы земли.

9 Будешь пасти их жезло́м железным,
как сосуды горшечника сокрушишь их».

10 И ныне, цари, поймите,
научи́тесь, все судьи земли́.

11 Служи́те Господу со страхом
и радуйтесь пред Ним с трепетом.

12 Примите наставление, чтобы не прогневался Господь,
и вы погибнете, сбившись с пути праведного,
когда вскоре возгорится ярость Его.

Блаженны все, надеющиеся на Него!

Псалом 3.

Го́споди, что ся умно́жиша стужа́ющии ми́? Мно́зи востаю́т на мя, мно́зи глаго́лют души́ мое́й: несть спасе́ния eму́ в Бо́зе eго́. Ты же, Го́споди, Засту́пник мой еси́, сла́ва моя́ и вознося́й главу́ мою́. Гла́сом мои́м ко Го́споду воззва́х, и услы́ша мя от горы́ святы́я Своея́. Аз усну́х, и спах, воста́х, я́ко Госпо́дь засту́пит мя. Не убою́ся от тем люде́й, о́крест напа́дающих на мя. Воскресни́, Го́споди, спаси́ мя, Бо́же мой.Я́ко Ты порази́л еси́ вся вражду́ющыя ми всу́е: зу́бы гре́шников сокруши́л еси́. Госпо́дне есть спасе́ние, и на лю́дех Твои́х благослове́ние Твое́.

Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Аллилу́иа, аллилу́иа, аллилу́иа, сла́ва Тебе́ Бо́же. Трижды.

Малая ектения.

Священник: Па́ки и па́ки ми́ром Го́споду помо́лимся.

Хор: Го́споди, поми́луй.

Священник: Заступи́, спаси́, поми́луй и сохрани́ нас, Бо́же, Твое́ю благода́тию.

Хор: Го́споди, поми́луй.

Священник: Пресвяту́ю, пречи́стую, преблагослове́нную, сла́вную Влады́чицу на́шу Богоро́дицу и Присноде́ву Мари́ю со все́ми святы́ми помяну́вше, са́ми себе́ и друг дру́га, и весь живо́т наш Христу́ Бо́гу предади́м.

Хор: Тебе́, Го́споди.

Священник: Я́ко Твоя́ держа́ва и Твое́ есть Ца́рство, и си́ла, и сла́ва, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Хор: Ами́нь.

Го́споди, воззва́х (поется на 5-й стихирный глас)

Хор:

1 Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя.

2 Услы́ши мя, Го́споди.

3 Го́споди, воззва́х к Тебе́, услы́ши мя:

1 вонми́ гла́су моле́ния моего́,

2 внегда́ воззва́ти ми к Тебе́.

4 Услы́ши мя, Го́споди.

1 Да испра́вится моли́тва моя́,

2 я́ко кади́ло пред Тобо́ю,

3 воздея́ние руку́ мое́ю –

1 же́ртва вече́рняя.

4 Услы́ши мя, Го́споди.

Стихиры на «Господи, воззвах»

Канонарх: Из глубины́ воззва́х к Тебе́, Го́споди, Го́споди, услы́ши глас мой.

стихира 1:

Чтец: КРЕСТ́ИТЕЛЮ ПОДРАЖ́АЛ ЕС́И ТЕЗОИМ́ЕННОМУ Д́ОБРЕ ВОЗДЕРЖ́АНИЕМ, ́ОТЧЕ,

И ИЛИ́И ВЕЛ́ИКОМУ ПОСТ́ОМ И ЧИСТОТ́ОЮ;

Р́ЕВНОСТИЮ У́ЯЗВЛЕН ОБО́ИХ, ЗЛАТО́УСТЕ,

НА ЦАРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО СМЕЛО ДЕРЗ́АЕШИ,

́ЯКО П́АСТЫРЬ Ц́ЕРКВЕ ХРИСТ́ОВЫ.

Канонарх: Да бу́дут у́ши Твои́ вне́млюще гла́су моле́ния моего́.

стихира 2:

Чтец: БОЖ́ЕСТВЕННЫМ ВДОХНОВ́ЕНИЕМ СЛ́ОВА

ПРОБЕЖ́АВ, ПО НАП́ИСАННОМУ, ВСЮ З́ЕМЛЮ,

СЛ́ОВО УЧ́ЕНИЙ ТВО́ИХ О В́ЕРЕ, ́ОТЧЕ, ПРОСВЕТ́ИЛО МИР;

ОТКР́ЫЛ ЕСИ НАМ ПОКА́ЯНИЯ ВХОД,

О Н́ИЩИХ ПОПЕЧ́ЕНИЕМ,

ВОЗОБРАЖ́АЯ ХРИСТ́ОВО ЕВ́АНГЕЛИЕ.

Канонарх: А́ще беззако́ния на́зриши, Го́споди, Го́споди, кто постои́т? Я́ко у Тебе́ очище́ние есть.

стихира 3:

Чтец: Ч́ИСТЫЙ ДУШ́И ТВОЕ́Я И НЕСКВ́ЕРНЫЙ СВЕТ

С́ОЛНЕЧНЫЯ ЛУЧ́И УСТ́АВОВ БЛАГОЧ́ЕСТИЯ ОСИЯВ́АЕТ М́ИРУ,

́ОТЧЕ М́УДРЕ ИО́АННЕ ЗЛАТО́УСТЕ,

И МГЛУ ОТГОНИТ, И ПРОСВЕЩ́АЕТ ВСЕЛ́ЕННУЮ КО БЛАГОЧ́ЕСТИЮ.

Канонарх: И́мене ра́ди Твоего́ потерпе́х Тя, Го́споди, потерпе́ душа́ моя́ в сло́во Твое́, упова́ душа́ моя́ на Го́спода.

стихира 4:

Чтец: БЫЛ ЕС́И, ЗЛАТО́УСТЕ, БОГОДОХНОВ́ЕННЫЙ ОРЃАН,

ЧРЕЗ ЕГОЖЕ НАМ ДУХ СВЯТ́ЫЙ ПРОВОЗГЛАС́И:

БЛАГОЗНАМЕН́ИТЫМ БО ГЛ́АСОМ ПРОБЕЖ́Е КРА́Я СЛ́ОВО УЧ́ЕНИЙ ТВО́ИХ;

И ПОДРАЖ́АТЕЛЬ БЫВ АП́ОСТОЛОВ, ПРЕПОД́ОБНЕ,

В ЛИК ДОСТ́ИГЛ ЕСИ ́ОНЫЙ, ЕГОЖЕ ВОЖДЕЛ́ЕЛ ЕС́И.

МОЛ́ИСЯ ГОСПОДУ, ВСЕБЛАЖ́ЕННЕ, УМИР́ИТИ МИР И СПАСТ́И Д́УШИ Н́АША.

Канонарх: От стра́жи у́тренния до но́щи, от стра́жи у́тренния да упова́ет Изра́иль на Го́спода.

стихира 5:

Чтец: ЗЛАТОКОВ́АННУЮ ТРУБ́У,

БОГОДОХНОВ́ЕННЫЙ ОРЃАН,

УЧ́ЕНИЙ Б́ЕЗДНУ НЕИСЧЕРП́АЕМУЮ,

Ц́ЕРКВЕ УТВЕРЖД́ЕНИЕ,

УМ НЕБ́ЕСНЫЙ, ПРЕМ́УДРОСТИ ГЛУБИН́У,

ЧАШУ ВСЕЗЛАТ́УЮ, ИЗЛИВ́АЮЩУЮ Р́ЕКИ УЧ́ЕНИЙ МЕДОТ́ОЧНЫХ, И НАПА́ЯЮЩУЮ ТВОР́ЕНИЕ,

П́ЕСНЕННО ВОСПО́ИМ.

Канонарх: Я́ко у Го́спода ми́лость, и мно́гое у Него́ избавле́ние, и Той изба́вит Изра́иля от всех беззако́ний eго́.

стихира 6:

Чтец: ЗВЕЗД́У НЕЗАХОД́ИМУЮ, ЗАР́ЯМИ ПРОСВЕЩ́АЮЩУЮ УЧ́ЕНИЙ ВСЮ ПОДС́ОЛНЕЧНУЮ,

ПОКА́ЯНИЯ ПРОПОВ́ЕДНИКА,

ГУБКУ ВСЕЗЛАТ́УЮ, НЕВ́ЕДЕНИЯ В́ОДУ МН́ОГУЮ ВЗ́ЕМЛЮЩУЮ,

И ОРОШ́АЮЩУЮ СЕРДЦ́А, ТОМ́ИМЫЯ ГРЕХМ́И,

ИОАННА ДОСТ́ОЙНО ЗЛАТОСЛОВ́ЕСНАГО ПОЧТ́ИМ.

Канонарх: Хвали́те Го́спода вси язы́цы, похвали́те Его́ вси лю́дие.

стихира 7:

Чтец: ЗЕМН́ЫЙ ́АНГЕЛ И НЕБ́ЕСНЫЙ ЧЕЛОВ́ЕК,

Л́АСТОЧКА БЛАГОГЛАГОЛИВАЯ И МНОГОГЛ́АСНАЯ,

ДОБРОД́ЕТЕЛЕЙ СОКР́ОВИЩЕ, КАМЕНЬ НЕРАЗРУШ́ИМЫЙ,

В́ЕРНЫМ ́ОБРАЗ, М́УЧЕНИКОМ ПОД́ОБЕН,

РАВНОСТО́ЯТЕЛЬ СВЯТ́ЫХ ́АНГЕЛ, АП́ОСТОЛОВ ЕДИНОНР́АВЕН,

В П́ЕСНЕХ ДА ВОЗВЕЛ́ИЧИТСЯ ЗЛАТО́УСТ.

Канонарх: Я́ко утверди́ся ми́лость Его́ на нас, и и́стина Госпо́дня пребыва́ет во век.

стихира 8:

Чтец: Злато́усте блаж́енне,

дом дух́овный все́я благод́ати яв́ился ес́и,

в себ́е им́ея слов́а прем́удрости.

Канонарх: Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху

стихира на «Слава», глас 6 :

(это напев «Царю Небесный», поется по строкам, с канонархом)

Хор:

1 ПРЕПОД́ОБНЕ ТРЕБЛАЖ́ЕННЕ

2 СВЯТ́ЕЙШИЙ ́ОТЧЕ,

3 П́АСТЫРЮ Д́ОБРЫЙ,

1 И НАЧАЛОП́АСТЫРЯ ХРИСТ́А УЧЕНИЧ́Е,

2 ПОЛОЖ́ИВЫЙ Д́УШУ ЗА ́ОВЦЫ;

3 САМ И НЫНЕ,

1 ВСЕБЛАГОХВ́АЛЬНЕ ИО́АННЕ ЗЛАТО́УСТЕ,

2 ПРОС́И МОЛ́ИТВАМИ ТВО́ИМИ,

4 ДАРОВ́АТИ НАМ В́ЕЛИЮ М́ИЛОСТЬ.

Канонарх: и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Богородичен Догматик: (глас тот же, поется с канонархом)

Хор:

1 В Чермне́м мо́ри

2 Неискусобра́чныя Неве́сты о́браз написа́ся иногда́:

3 та́мо Моисе́й, раздели́тель воды́,

1 зде же Гаврии́л, служи́тель чудесе́.

2 Тогда́ глубину́ ше́ствова немо́кренно Изра́иль;

3 ны́не же Христа́ роди́ безсе́менно Де́ва.

1 Мо́ре по проше́ствии Изра́илеве пребы́сть непрохо́дно;

2 Непоро́чная по рождестве́ Эмману́илеве пребы́сть нетле́нна.

3 Сы́й и пре́жде Сы́й,

1 явле́йся я́ко Челове́к,

4 Бо́же, поми́луй нас.

Молитва входа.

Священник: Ве́чер, и зау́тра, и полу́дне, хва́лим, благослови́м, благодари́м и мо́лимся Тебе́, Влады́ко всех: испра́ви моли́тву на́шу, я́ко кади́ло пред Тобо́ю, и не уклони́ серде́ц на́ших в словеса́ или́ в помышле́ния лука́вствия, но изба́ви нас от всех ловя́щих ду́ши на́ша, я́ко к Тебе́, Го́споди, Го́споди, о́чи наши, и на Тя́ упова́хом, да не посрами́ши нас, Бо́же наш.

Я́ко подоба́ет Тебе́ вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Священник: Прему́дрость, про́сти. (т.е. сосредоточим свое внимание на важном моменте богослужения, встанем прямо, если стояли прислонившись или сидели)

СВЕТЕ ТИХИЙ

Хор: Све́те ти́хий святы́я сла́вы, / Безсме́ртнаго, Отца́ Небе́снаго, / Свята́го Блаже́ннаго, Иису́се Христе́. / Прише́дше на за́пад со́лнца, / ви́девше свет вече́рний, / пое́м Отца́, Сы́на и Свята́го Ду́ха, Бо́га. / Досто́ин еси́ во вся времена́ / пе́т бы́ти гла́сы преподо́бными, / Сы́не Бо́жий, живо́т дая́й, / те́мже мiр Тя сла́вит.

Проки́мен (хор будет петь его на одной ноте)

Священник: Во́нмем. Мир всем.

Собрание отвечает: И ду́хови твоему́.

Священник: Прему́дрость! Проки́мен:

Бо́же, засту́пник мой еси́ Ты, / и ми́лость Твоя́ предвари́т мя.

Хор: Бо́же, засту́пник мой еси́ Ты, / и ми́лость Твоя́ предвари́т мя.

Священник: Изми́ мя от враг мои́х, Бо́же, и от востаю́щих на мя изба́ви мя.

Хор: Бо́же, засту́пник мой еси́ Ты, / и ми́лость Твоя́ предвари́т мя.

Священник: Бо́же, засту́пник мой еси́ Ты

Хор: и ми́лость Твоя́ предвари́т мя.

Парими́и

Парими́я 1:

Священник: Прему́дрость.

Чтец: ПР́ИТЧЕЙ ЧТЕНИЕ.

Священник: Во́нмем.

Чтец: Память праведника пребудет благословенна, и благословения – на голове его. Блажен человек, который снискал мудрость, и человек, который приобрел разум, – потому что приобретение её лучше приобретения серебра, и прибыли от неё больше, нежели от золота: она дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого тобою не сравнится с нею. Долгоденствие – в правой руке её, а в левой у неё – богатство и слава; из уст её выходит правда; закон и милость она на языке носит. Слушайте меня, дети, потому что я буду говорить важное: Блажен человек, который слушает меня, потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа. К вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой! Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания. У меня совет и правда; я разум, у меня сила. Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня. Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые – разуму. Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих – правда; ибо истину произнесет язык мой, и нечестие – мерзость для уст моих; все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства; все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание. Ибо я учу вас истинному, чтобы была в Господе надежда ваша, и вы исполнились Духа.

Cр. Притч 10:7А, 5 А; 3:13–16; 8:6, 34А, 35, 4, 12, 14, 17, 5–9; (?)

Парими́я 2:

Священник: Прему́дрость.

Чтец: ПРИТЧЕЙ ЧТЕНИЕ.

Священник: Во́нмем.

Чтец: Уста праведника источают мудрость, а губы мужей мудрых знают благодать. Уста мудрых обучаются премудрости, правда же избавляет их от смерти. По кончине мужа праведного не гибнет надежда: ибо сын праведный рождается для жизни, и во благах своих плод правды соберет. Свет праведным – всегда, и от Господа они обретут благодать и славу. Язык мудрых доброе знает, и в сердце их почивает мудрость. Любит Господь благоговейные сердца, и приятны Ему все непорочные в пути. Мудрость Господня просветит лицо разумного: ведь Она опережает жаждущих её, прежде, чем те уразумеют ее и легко созерцается любящими её. С рассвета ищущий её не утомится, и бодрствующий ради неё вскоре беззаботен будет. Ибо она сама ходит круго́м, ища её достойных, и на путях своих показывается им благосклонно. Мудрости никогда не одолеет злоба. Потому я и стал ревнителем красоты её, и возлюбил ее, и взыскал с юности моей. И постарался привести её в невесту себе, ибо всех Владыка возлюбил её. Ведь она – вводит в тайны ве́дения Божия и избирает дела Его. Труды ее – добродетели, целомудрию и разуму она учит, правде и мужеству, полезнее которых ничего нет в жизни для людей. Если же кто и большого опыта желает, то ей известно древнее, и что́ должно́ произойти. Знает она повороты слов и разрешение загадок, предугадывает знамения и чудеса и исходы событий и времен, и для всех – советник благой. Ибо бессмертие пребывает в ней, и слава в общении слов ее. Потому я обратился к Господу, и помолился Ему, и сказал Ему от всего сердца моего: «Боже отцов и Господи милости, сотворивший всё словом Твоим и мудростью Твоею устроивший человека, чтобы он властвовал над созданными Тобой творениями и управлял миром в святости и правде! Дай мне у Твоих престолов сидящую Премудрость и не отвергни меня из числа отроков Твоих: ибо я раб Твой и сын рабы Твоей. Пошли её с небес, от святого жилища Твоего и от престола славы Твоей, чтобы она пребывая со мною научила меня, что благоугодно пред Тобою, и руководила мной в познании, и сохранила меня в славе своей: ибо все помышления смертных боязливы, и нетверды намерения их».

Притч 10:31А; 10: 32А; ср. Притч 11:2Б; 10:2Б; Притч 11:7А; 11:19А; ср. Притч 13:2А, 9А, ?; 15:2А; ср. Притч 14:33; Притч 22:11А, ?; Прем 6:13; 6:12Б; 6:14А; 6:15Б; 6:16А; 7:30Б; 8:2Б; 8:2Б; 8:3Б; 8:4; 8:7Б; 8:8; ср. Прем 8:9Б; ср. Прем 8:17Б; Прем 8:18Б; 8:21Б; 9:1-3А; 9:4-5А; 9:10; 9:11Б; 9:14.

Парими́я 3:

Священник: Прему́дрость.

Чтец: ПРЕМУДРОСТИ СОЛОМ́ОНИ ЧТЕНИЕ

Священник: Во́нмем.

Чтец: Когда прославляется праведник, возвеселится народ; ибо бессмертие – память о нем: потому что и у Бога признается она, и у людей; и угодна Господу душа его. Возжелайте же, о мужи, мудрости, и возлюбите, и примите наставление. Ведь начало ее – любовь и соблюдение законов; почтите премудрость, чтобы вам царствовать вовек. Я возвещу вам, и не скрою от вас таинств Божиих, ибо Он и к мудрости руководитель, и мудрых исправитель, и во всяком смысле и деле Искусник. И всем смыслам научит мудрость. Ибо есть в ней Дух разумный, святой, отблеск света вечного и образ благости Божией. Она – готовит друзей Божиих и пророков. Она прекраснее солнца и выше всего строя звезд; в сравнении со светом оказывается первейшей. Она послуживших ей от скорбей избавила и направила на пути прямые. Дала им знание святых, и сохранила их от злоумышлявших, и за борьбу крепкую наградила их, дабы познали все, что сильнее всего благочестие. И никогда не преодолеет злоба премудрости, как и не прейдет обличающее злых правосудие. Ведь сказали сами в себе помыслившие неправо: «Будем притеснять праведника, не пощадим благочестия его, и не постыдимся седины старца многолетнего: пусть же будет у нас сила законом. И мы устроим засаду праведнику, ибо он помеха для нас и противится делам нашим, и порицает нас за изъяны воспитания нашего;объявляет, что имеет знание о Боге и сыном Господа себя именует; он стал нам обличением мыслей наших. Тяжело нам и смотреть на него, ибо не похожа на жизнь других жизнь его, и необычны пути его; в подделку мы вменены для него, и он удаляется от путей наших, как от нечистот, и блаженной называет кончину праведных. Увидим же, истинны ли слова его, и узнаем, что будет при исходе его. Оскорблением и мучением испытаем его, чтобы узнать кротость его и проверить беззлобие его; на смерть бесчестную осудим его, ведь будет попечение о нём, по словам его». Так они помыслили, и ошиблись; ибо ослепила их злоба их; и они не познали таинств Божиих, и не рассудили, что Ты – Бог единый, имеющий над жизнью и смертью власть, и спасающий во время скорби, и избавляющий от всякого зла, жалеющий и милующий и дающий благоговейным пред Тобою благодать и Cвоею мышцею надменным противящийся.

Притч 29:2А; Прем 4:1Б; 4:14А; 6:11; ср. Прем 6:17А, 18А; 6:21Б; 6:21Б; Прем 7:15Б; ср. Прем 7:15Б; Прем 7:21Б; 7:22А; 7:26А, В; 7:27Б; 7:29; 10:9; 10:10Б; 10:10В; ср.Прем 10:12; 7:30Б; Прем 2:1А; ср. Прем 2:10А; Прем 2:11А; 2:11А; 2:13-16; 2:17; 2:19-21; 2:19-22; ?; ср. Притч 3:34.

Священник: Мир ти.

Чтец: И ду́хови твоему́.

Ектения сугубая.

Священник: Рцем вси от всея́ души́, и от всего́ помышле́ния на́шего рцем.

Хор: Го́споди, поми́луй.

Священник: Го́споди Вседержи́телю, Бо́же оте́ц на́ших, мо́лим Ти ся, услы́ши и поми́луй.

Хор: Го́споди, поми́луй.

Священник: Поми́луй нас, Бо́же, по вели́цей ми́лости Твое́й, мо́лим Ти ся, услы́ши и поми́луй.

Хор: Го́споди, поми́луй, трижды.

Священник: Еще́ мо́лимся о Вели́ком Господи́не и отце́ на́шем Святе́йшем Патриа́рхе Кирилле, и о господи́не на́шем высокопреосвяще́ннейшем митрополи́те Варсонофии, и о господи́не на́шем высокопреосвяще́ннейшем архиепи́скопе Амвросии, и о всей во Христе́ бра́тии на́шей.

Хор: Го́споди, поми́луй, трижды.

Священник: Еще́ мо́лимся о Богохрани́мей стране́ на́шей, власте́х и во́инстве ея́, да ти́хое и безмо́лвное житие́ поживе́м во вся́ком благоче́стии и чистоте́.

Хор: Го́споди, поми́луй, трижды.

Священник: Еще́ мо́лимся о блаже́нных и приснопа́мятных созда́телех свята́го хра́ма сего́, и о всех преждепочи́вших отце́х и бра́тиях, зде лежа́щих и повсю́ду, правосла́вных.

Хор: Го́споди, поми́луй, трижды.

Священник: Еще́ мо́лимся о ми́лости, жи́зни, ми́ре, здра́вии, спасе́нии, посеще́нии, проще́нии и оставле́нии грехо́в рабо́в Бо́жиих, бра́тии свята́го хра́ма сего́.

Хор: Го́споди, поми́луй, трижды.

Священник: Еще́ мо́лимся о плодонося́щих и доброде́ющих во святе́м и всечестне́м хра́ме сем, тружда́ющихся, пою́щих и предстоя́щих лю́дех, ожида́ющих от Тебе́ вели́кия и бога́тыя ми́лости.

Хор: Го́споди, поми́луй, трижды.

Священник: Я́ко ми́лостив и человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Хор: Ами́нь.

Сподо́би, Го́споди:

Хор: Сподо́би, Го́споди, в ве́чер сей / без греха́ сохрани́тися нам. / Благослове́н еси́, Го́споди / Бо́же оте́ц на́ших, / и хва́льно и просла́влено и́мя Твое́ во ве́ки, ами́нь. / Бу́ди, Го́споди, ми́лость Твоя́ на нас, / я́коже упова́хом на Тя. / Благослове́н еси́, Го́споди, / научи́ мя оправда́нием Твои́м. / Благослове́н еси́, Влады́ко, / вразуми́ мя оправда́нием Твои́м. / Благослове́н еси́, Святы́й, / просвети́ мя оправда́нии Твои́ми. / Го́споди, ми́лость Твоя́ во век, / дел руку́ Твое́ю не пре́зри. / Тебе́ подоба́ет хвала́. / Тебе́ подоба́ет пе́ние, / Тебе́ сла́ва подоба́ет, / Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, / ны́не и при́сно / и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Ектения просительная.

Священник: Испо́лним вече́рнюю моли́тву на́шу Го́сподеви.

Хор: Го́споди, поми́луй.

Священник: Заступи́, спаси́, поми́луй и сохрани́ нас, Бо́же, Твое́ю благода́тию.

Хор: Го́споди, поми́луй.

Священник: Ве́чера всего́ соверше́нна, свя́та, ми́рна и безгре́шна у Го́спода про́сим.

Хор: Пода́й, Го́споди.

Священник: А́нгела ми́рна, ве́рна наста́вника, храни́теля душ и теле́с на́ших у Го́спода про́сим.

Хор: Пода́й, Го́споди.

Священник: Проще́ния и оставле́ния грехо́в и прегреше́ний на́ших у Го́спода про́сим.

Хор: Пода́й, Го́споди.

Священник: До́брых и поле́зных душа́м нашим, и ми́ра мiрови у Го́спода про́сим.

Хор: Пода́й, Го́споди.

Священник: Про́чее вре́мя живота́ на́шего в ми́ре и покая́нии сконча́ти у Го́спода про́сим.

Хор: Пода́й, Го́споди.

Священник: Христиа́нския кончи́ны живота́ на́шего, безболе́знены, непосты́дны, ми́рны и до́браго отве́та на стра́шнем суди́щи Христо́ве про́сим.

Хор: Пода́й, Го́споди.

Священник: Пресвяту́ю, пречи́стую, преблагослове́нную, сла́вную Влады́чицу на́шу Богоро́дицу и Присноде́ву Мари́ю со все́ми святы́ми помяну́вше, са́ми себе́ и друг дру́га, и весь живо́т наш Христу́ Бо́гу предади́м.

Хор: Тебе́, Го́споди.

Священник: Я́ко благ и человеколю́бец Бог еси́, и Тебе́ сла́ву возсыла́ем, Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Хор: Ами́нь.

Молитва главоприклонения.

Священник: Ми́р всем.

Хор: И ду́хови твоему́.

Священник: Главы́ на́ша Го́сподеви прикло́ним.

Хор: Тебе́, Го́споди.

Священник: Господи Боже наш, приклонивший небеса и сошедший для спасения рода человеческого! Воззри на рабов Твой и на наследие Твое, ибо пред Тобою, страшным и человеколюбивым Судиею, Твои рабы преклонили главы, и себя Тебе покорили, не на человеческую надеясь помощь, но Твоей ожидая милости и от Тебя чая спасения. Сохрани их во всякое время, и в нынешний вечер, и в наступающей ночи от всякого врага, от всякого противоречащего действия диавольского, от мыслей суетных и воспоминаний лукавых.

Бу́ди держа́ва Ца́рствия Твоего́ благослове́на и препросла́влена, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в.

Хор: Ами́нь.

СТИХИРЫ НА СТИХОВНЕ, ГЛАС 5.

Канонарх: РАДУЙСЯ, ЗЛАТОЗ́АРНЫЙ И ПРЕКРАСНЫЙ.

Стихира 1:

Чтец: РАДУЙСЯ, ЗЛАТОЗАРНЫЙ И ПРЕКРАСНЫЙ,

Ц́ЕРКВЕ БОГОДОХНОВ́ЕННЫЙ ОРГАНЕ;

ЯЗ́ЫЧЕ, ЧЕЛОВЕКОЛ́ЮБНО ПОКАЯНИЯ НАМ РАЗЛИЧНЫЯ ́ОБРАЗЫ ПРЕДПИС́УЮЩИЙ;

́УМЕ ЗЛАТОЗР́АЧНЫЙ; ЛАСТОЧКА ЗЛАТО́УСТАЯ;

ГОЛУБ́ИЦЕ ЖЕ, ́ЯКОЖЕ ВО ПСАЛМ́Е, МЕЖДОР́АМИЯМИ ЗЛАТОСИ́ЯЮЩАЯ ДОБРОД́ЕТЕЛЕЙ НА ЗЛ́АЦЕ;

СТРУ́Я ЗЛАТОВ́ИДНЕЙШАЯ, ПРОЛИВАЮЩАЯ В́ОДЫ;

УСТ́А БОЖ́ЕСТВЕННАЯ, И О БОЖЕСТВЕННОМ ЧЕЛОВЕКОЛ́ЮБИИ ПОРУЧ́ИТЕЛЬНАЯ;

ХРИСТ́А МОЛИ, НИЗПОСЛ́АТИ ДУШ́АМ НАШИМ В́ЕЛИЮ МИЛОСТЬ.

Канонарх: СТИХ: УСТА МОЯ ВОЗГЛАГОЛЮТ ПРЕМУДРОСТЬ, И ПОУЧЕНИЕ СЕРДЦА МОЕГО РАЗУМ.

Стихира 2:

Чтец: РАДУЙСЯ, СИР́ОТ ОТЕЦ,

ОБИДИМЫХ БЫСТРАЯ ПОМОЩЬ,

УБОГИМ ПОДА́ЯНИЕ,

́АЛЧУЩИХ ПИЩА,

ГРЕШ́АЩИХ ИСПРАВЛЕНИЕ,

ДУШ БЛАГОУГОДНЕЙШИЙ ВРАЧУ, И ПОЧТЕННЕЙШИЙ;

БОГОСЛОВИЯ ВЫСОКОЕ И ДОСТОВЕРНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО,

СКАЗАНИЕ ПИСАНИЙ ДУХОВНЫХ,

ЗАКОН Д́ЕЙСТВЕННЕЙШИЙ,

МЕРИЛО ПРЯМ́ЕЙШЕЕ,

ВИД́ЕНИЯ И ДЕ́ЯНИЯ ПРЕМУДРОСТЕ ВЫСОЧАЙШАЯ, ХРИСТА НИЗПОСЛ́АТИ МОЛИ ДУШАМ НАШИМ ВЕЛИЮ МИЛОСТЬ.

Канонарх: СТИХ: УСТА ПРАВЕДНАГО ПОУЧАТСЯ ПРЕМУДРОСТИ, И ЯЗЫК ЕГО ВОЗГЛАГОЛЕТ СУД.

Стихира 3:

Чтец: РАДУЙСЯ, ЦЕРКОВЬ ВОПИ́ЕТ ТИ ЖЕНИХУ СВОЕМУ, О ЗЛАТОУСТЕ!

ПРОСИ́ЯВЫЙ ВО ВСЕМ МИРЕ П́АЧЕ ЛУЧЕЙ СОЛНЕЧНЫХ

ДОБРОД́ЕТЕЛЬМИ И СЛОВЕС́Ы ЖЕМЧ́УЖНЫМИ,

П́АЧЕ МУДРЫХ ПРЕМ́УДРЕЙШИЙ И Р́ИТОРОВ ПРЕВЫСОЧ́АЙШИЙ,

ИСТИННЫХ ДОГМ́АТОВ ЗАЩ́ИТНИЧЕ,

ЛЖИ ОБЛИЧИТЕЛЮ,

ПОКАЯНИЯ УЧИТЕЛЮ!

РАДУЙСЯ, ОТРАДНЕЙШАЯ ЗНАНИЯ ПУЧИНО,

ИЖЕ ПО ПАВЛУ ВЕЛИКОМУ, УСТ́А И УМ НАСЛ́ЕДОВАВ ХРИСТ́ОВ: ЕГОЖЕ МОЛ́И, ДУШ́АМ НАШИМ ДАТИ В́ЕЛИЮ МИЛОСТЬ.

Канонарх: Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху.

Стихира на «Слава:»

Чтец: ТРУБ́А ЗЛАТОГЛ́АСНАЯ ПОКАЗ́АЛСЯ ЕС́И, ЗЛАТОГЛАГОЛИВЕ ЗЛАТОУСТЕ,

ЗЛАТОД́ЕЙСТВУЯ СЕРДЦ́А ВЕРНЫХ ЗЛАТОТР́УДНЫМИ ТВО́ИМИ УЧ́ЕНИИ;

ПРОРОЧЕСКИ БО ИЗ́ЫДЕ ВЕЩ́АНИЕ О П́ОДВИГАХ ТВОИХ, ПРЕПОД́ОБНЕ ОТЧЕ

И МИРА ВСЕГО КРА́Я ПРОСВЕТ́ИЛ ЕС́И.

Канонарх: и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь

Богородичная стихира:

Чтец: Творец и Изб́авитель мой, Пречистая, / Христос Господь из Твоих лож́есн прош́ед, / в мя Оболќийся, / п́ервыя клятвы Адама свобод́и. / Темже Ти, Всеч́истая, / яко Бо́жии М́атери же и Деве, / воистину вопие́м немо́лчно: / радуйся А́нгельски, радуйся, Владычице, / Предста́тельство и Покр́ове, / и Спасение душ наших.

помогите с уставом — пение «БЛАЖЕН МУЖ» (кафисма вся)

Добрый день.
Прошу сугубой помощи в конкретизации устава.
Встречается такое предписание: «В современной приходской практике обычно поются лишь избранные стихи (часто они выделены жирным шрифтом) с припевом Аллилуия.» Но нас интересует иной вариант уставного исполнение — полный.
Есть благословение сделать для обоих хоров (т.е. антифонно) полный вариант «БЛАЖЕН МУЖ».
Петь собираемся только первый антифон, а второй и третий — читать (естественно, на тех службах, где это предлагает устав).
В уставе есть такое указание:
«Аще убо есть неделя стихословим кафизму 1-ю. Аще Богородичный праздник, или святый, имеяй полиелей, поем Блажен муж: первый антифон:» ()
Прочитал уставные заметки из разных источников. Все же возникают вопросы как сделать правильно и как не придумать «отсебятины»?
ВОПРОС: что есть первый антифон первой кафисмы?
а. пс.1, пс.2, пс.3 + Слава: Аллилуия + И ныне: Аллилуия + Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже (3).
б. ссылаясь на сб. архим.Матфея «Всенощное бдение» М., 2005 — с.94 — указано «Первый антифон» — приведено:
пс.1 + Слава: Аллилуия + И ныне: Аллилуия + Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже (3).
Теперь попробую выписать подробный текст этого фрагмента Богослужения, КАК ЕГО ПОНИМАЮ Я (это не значит правильно!)
ПРОСЬБА — проверьте и укажите на недочеты.
На велицей вечерне, по окончании Великой ектении — возглас «Яко подобает Тебе всякая слава, честь, и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков». Лик: Аминь.
На глас 8 — как указано в уставе, при этом понимаем, что напев должен быть стихирный, потому как тропарный встречается не ранее как по Ныне отпущаеши (М.Скабалланович). Остановимся на известном напеве Зосимовой пустыни.
Поем антифонно — ПЕРВЫЙ АНТИФОН:
Псалом 1 (нечетные стихи — правый лик, четные — левый):

1 Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых и на пути грешных не ста, и на седалищи губителей не седе, Аллилуия. 2 но в законе Господни воля eго, и в законе Его поучится день и нощь. Аллилуия. 3 И будет яко древо насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист eго не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет. Аллилуия. 4 Не тако нечестивии, не тако, но яко прах, eгоже возметает ветр от лица земли. Аллилуия. 5 Сего ради не воскреснут нечестивии на суд, ниже грешницы в совет праведных. Аллилуия. 6 Яко весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет. Аллилуия.

Псалом 2 (нечетные стихи — правый лик, четные — левый):
1 Вскую шаташася языцы, и людие поучишася тщетным? Аллилуия. 2 Предсташа царие земстии, и князи собрашася вкупе на Господа и на Христа Его. Аллилуия. 3 Расторгнем узы их и отвержем от нас иго их. Аллилуия. 4 Живый на Небесех посмеется им, и Господь поругается им. Аллилуия. 5 Тогда возглаголет к ним гневом своим и яростию Своею смятет я. Аллилуия. 6 Аз же поставлен есмь Царь от Него над Сионом, горою святою Его, Аллилуия. 7 возвещаяй повеление Господне. Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Аллилуия. 8 Проси от Мене, и дам Ти языки достояние Твое, и одержание Твое концы земли. Аллилуия. 9 Упасеши я жезлом железным, яко сосуды скудельничи сокрушиши я. Аллилуия. 10 И ныне, царие, разумейте, накажитеся вси судящии земли. Аллилуия. 11 Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуия. 12 Приимите наказание, да не когда прогневается Господь и погибнете от пути праведнаго, егда возгорится вскоре ярость Его. Блажени вси надеющиися Нань. Аллилуия.
Псалом 3 (нечетные стихи — правый лик, четные — левый):
1 Господи, что ся умножиша стужающии ми? Мнози востают на мя, Аллилуия. 2 мнози глаголют души моей: несть спасения eму в Бозе eго. Аллилуия. 3 Ты же, Господи, Заступник мой еси, слава моя и возносяй главу мою. Аллилуия. 4 Гласом моим ко Господу воззвах, и услыша мя от горы святыя Своея. Аллилуия. 5 Аз уснух, и спах, востах, яко Господь заступит мя. Аллилуия. 6 Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя. Аллилуия. 7 Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой, яко Ты поразил еси вся враждующыя ми всуе: зубы грешников сокрушил еси. Аллилуия. 8 Господне есть спасение, и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуия. 9 Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аллилуия. 10 И ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуия. 11 Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. 12 Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. 13 Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже.
Далее малая ектения. + Возглас: Яко Твоя держава и Твое есть Царство, и сила, и слава, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь.
Потом чтец на середине храма прочитывает АНТИФОН 2-й (практика Трапезного храма Киево-Печерской Лавры).
Псалом 4: «Внегда призвати ми, услыша мя Бог правды моея, в скорби распространил мя еси, ущедри мя и услыши молитву мою…»
Псалом 5: «Глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое….»Псалом 6: «Господи, да не яростию Твоею обличиши мене, ниже гневом Твоим накажеши мене….»
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже.
Далее малая ектения. + Возглас: Яко Благ и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Лик: Аминь.
Чтец продолжает на середине храма — прочитывает АНТИФОН 3-й.
Псалом 7: «Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси мя от всех гонящих мя и избави мя…»
Псалом 8: «Господи, Господь наш, яко чудно имя Твое по всей земли, яко взятся великолепие Твое превыше небес….»
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже.
Далее малая ектения. + Возглас: Яко Ты еси Бог наш, Бог миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь.
Далее следует «Господи, воззвах»>Вопрос:

Как понять высказывание в первом псалме: «блажен муж, который не ходит на совет нечестивых»? Какие именно общества можно обозначить «нечестивыми»?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

В этом псалме используется антифора (противоположение) – прием, нередко используемый в библейской поэзии: праведный – нечестивый; совет нечестивых – совет праведных; путь праведных – путь нечестивых; блаженство – гибель. Буквальный смысл предельно ясен: счастлив праведник, который уклоняется от злых дел и соблюдает закон Господень. Он подобен зеленеющему дереву, стоящему у водного источника и приносящему плоды. Несчастен грешник. Он подобен праху, который разносит ветер. Он не оправдается на суде, потому что Бог знает жизнь праведника, путь же нечестивого – погибель. В святоотеческой литературе имеются три экзегетические традиции в понимании этого псалма: 1. Нравственное толкование. 2. Духовно-аскетическое и 3. Пророческое .

1. При буквальном толковании в традиционных нравственных категориях (блаж. Феодорит, Евфимий Зигабен) под словом путь понимается образ жизни. Псалмопевец упоминает три категории порочных людей: нечестивые, грешные и губители (в Синодальном переводе – развратители). Нечестивыми чаще всего на библейском языке называются безбожники, идолопоклонники или люди, внутренне разобщенные с Богом. Под грешниками имеются в виду все, преступающие заповеди, возлюбившие порочную жизнь. Губители – люди, которые не только сами уклонятся от спасительного пути, но и других увлекают в погибель. Праведник с такими не ходит, не стоит, не сидит. Этими тремя глаголами выражены полнота удаления его от зла.

2. Святитель Василий Великий в плане аллегорического толкования под советом нечестивых понимает совещание с худыми помыслами: «Посему первоначально должно назвать блаженною чистоту наших помышлений, потому что корень телесных действий составляют сердечные совещания. Так, любодеяние воспламеняется сперва в душе сластолюбца, а потом производит телесное растление. Посему и Господь говорит, что внутри человека оскверняющее его (см.: Мф.15,18). Поскольку же грех против Бога называется в собственном смысле нечестием, то никогда не допустим в себе сомнений о Боге по неверию. Ибо значит уже пойти на совет нечестивых, ежели скажешь в сердце своем: «Есть ли Бог, всем управляющий? Есть ли Бог, на Небе распоряжающийся всем порознь? Есть ли суд? Есть ли воздаяние каждому по делам его? Для чего праведные живут в нищете, а грешные богатеют? Одни немощны, а другие наслаждаются здравием? Одни бесчестны, а другие славны? Не самослучайно ли движется мир? И не случай ли неразумный без всякого порядка распределяет каждому жребий жизни?» – Если так помыслил ты, то пошел на совет нечестивых. Посему блажен, кто не дал в себе места сомнению о Боге, кто не впал в малодушие при виде настоящего, но ожидает чаемого, кто о Создавшем нас не возымел недоверчивой мысли» (Беседа на первую часть первого псалма). На пути грешных не ста – значит не закоснел в грехе. Слова седалище губителей святитель Василий Великий понимает как продолжительное пребывание во зле.

3. Святитель Афанасий Великий также толкует этот псалом аллегорически, но не в духовно-аскетическом, как св. Василий, а в плане пророчески-мессианском: «Давид полагает начало пророчеству о Христе, Который имел родиться от него. Посему, прежде всего ублажает уповающих на Него. Блаженными же называет тех, которые не ходили на совет нечестивых, не стояли на пути грешных, и не сидели на седалищи губителей. Ибо у иудеев три рода людей восстали против Спасителя: книжники, фарисеи и законники, и они справедливо названы нечестивыми, грешными и губителями. А путем наименована жизнь, потому что рождаемых приводит к концу» (Толкование на псалмы).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *