Бог без религии

3. Джайнизм – религия без бога

Как и буддизм, джайнизм представляет собой религию без веры в бога. Атеизм джайнистов зиждется на следующих положениях 1:

Бог невоспринимаем, но его существование пытаются доказать посредством умозаключения. Например, наяйики утверждают, что, подобно тому, как все произведенное (скажем, дом) создано кем-то, так и мир (карта}, который тоже произведен, должен иметь своего создателя или творца, называемого богом. Но это умозаключение неубедительно, потому что одна из его посылок – «мир произведен»—сомнительна. Как можно доказать, что мир произведен? Нельзя сказать, что мир произведен, на том основании, что он имеет части. Хотя акаша (пространство) и имеет части, наяйики не считают ее созданной; они говорят, что акаша—это вечная, никем не произведенная субстанция. К тому же произведенное делается руками того, кто эту вещь создает. Бог же, говорят, существо бестелесное. Как же в таком случае он мог сотворить мир из материи?

Подобно тому, как сомнительно существование бога, сомнительны и обычно приписываемые ему качества—всемогущество, единство, вечность и совершенство. Если бы бог был всемогущ, он должен был бы явиться причиной всех вещей. Но это неверно, так как мы ежедневно наблюдаем, что многие вещи (дома, горшки и т. д.) производятся не богом. Бога считают единым на том основании, что если бы существовало много богов, то они действовали бы сообразно различным планам и целям, а следовательно, и гармония в мире была бы невозможна. Но и этот аргумент нельзя признать правильным, поскольку мы видим, что множество людей (например, каменщиков), действуя совместно и согласованно, сооружает дворцы и даже такие низшие животные, как муравьи и пчелы, создают муравьиные кучи и ульи. Утверждают далее, что бог должен быть вечно совершенным. Но вечное совершенство – это бессмысленный эпитет. Совершенствование заключается в устранении несовершенного, и потому бессмысленно называть совершенным существо, которое никогда не было несовершенным.

Хотя джайнисты и отвергают существование бога как творца мира, они все же считают необходимым поклоняться достигшим освобождения совершенным душам и постоянно думать о них. Место бога, следовательно, у них занимают достигшие освобождения души, обладающие божественными совершенствами. Молящиеся обращаются к ним за руководством и вдохновением. Верующие джайнисты должны ежедневно молиться пяти чистым душам. Несмотря на отсутствие бога-творца, религиозный дух джайнистов имеет не меньше возможностей для внутреннего рвения и внешних обрядовых проявлений. Размышляя о непорочных свойствах достигших освобождения, а также о тех, кто находится на пути’ к освобождению, джайнист ежедневно напоминает самому себе о возможности достижения высшего удела. Он очищает свой ум созерцанием непорочного и укрепляет свое сердце для трудного путешествия по пути к освобождению. Поклонение для него не служит целям получения милости и прощения. Джайнист верит в неумолимый моральный закон кармы, который нельзя умилостивить. Последствиям дурных дел прошлого можно противодействовать, вызывая в душе противоположные силы—добрые мысли, добрые речи и добрые поступки. Каждый должен сам добиться своего спасения.

Души, достигшие освобождения, служат только маяками для остальных людей. Джайнизм поэтому является религией сильных и смелых. Это религия помощи самому себе. Вот почему душа, достигшая освобождения, называется победителем и героем. В этом отношении джайнизм похож на некоторые другие системы индийской философии—буддизм, санкхью и адвайта-веданту.

Буддисткая система философии

Жизнь основателя буддизма Сиддхартхи, или Таутамы Будды, «Света Азии», известна довольно хорошо. Он родился в VI в. до н. э. в царской семье в Капилавасту (север Бихара, у предгорий Гималаев) и еще в юности отказался от светской жизни. Болезни, старость и смерть, которые он увидел, показали молодому царевичу, что мир полон страданий, а жизнь странствующего монаха дала ему возможность найти путь к освобождению. Став аскетом, он без устали искал разрешения вопроса о действительном источнике всех страданий и о путях к полному избавлению от них. Будда искал ответ у многих религиозных учителей и во многих школах своего времени, подвергал себя тяжелым аскетическим испытаниям, но ничто не удовлетворялоего. Тогда он решил положиться на свои собственные силы. С железной волей, освободив свой ум от тревожащих его мыслей и страстей, он стремился раскрыть путем постоянных сосредоточенных размышлений тайну земных страданий, пока наконец его усилия не увенчались успехом. Сиддхартха стал Буддой, или Просветленным. Его просветление заложило основы буддийской религии и философии, которые с течением времени распространились на Цейлон, Бирму, Сиам, Тибет, Китай, Японию и Корею.

Подобно всем великим учителям древности, Будда облекал свои поучения в форму бесед и в течение долгого времени, из поколения в поколение, они устно передавались от одних учеников к другим. Источником нашего знания об учении Будды в настоящее время является главным образом «Трипитака» («Три корзины учений»), о которой говорят, что они содержат мысли Будды, переданные самыми близкими его учениками.

Эти три канонические работы называются «Виная-питака», «Сутта-питака» и «Абхидхамма-питака». Первая работа содержит правила поведения, вторая является собранием проповедей и притч, третья ставит и рассматривает проблемы буддийской философии. Все три работы являются памятниками древней буддийской философии. Они написаны на языке пали.

С течением времени число последователей Будды настолько возросло, что это привело к разделению их на различные школы. Самые известные религиозные школы буддизма – хинаяна и махаяна. Первая утвердилась на юге, и ее оплотом в настоящее время являются Цейлон, Бирма и Сиам. Обширная литература этой школы написана на языке пали. Она претендует на наибольшую ортодоксальность и верность учению Будды. Махаяна распространилась главным образом на севере – в Тибете, Китае и Японии. Свои философские труды она излагала на санскрите, благодаря чему и на этом языке появилась обширная буддийская литература. Большая часть ее была переведена на тибетский и китайский языки, и в этих переводах она сохранилась в странах, где утвердился буддизм. Благодаря этим переводам теперь открыты и восстановлены многие из ценнейших санскритских текстов, утерянных в Индии.

Так как буддизм процветал во многих странах, он приобретал национальный колорит этих стран и изменялся под влиянием прежней религии и убеждений обращаемых. Возникшие в результате этого религиозные школы буддизма были так многочисленны и общая масса философских работ на различных языках настолько велика, что для полного ознакомления с буддийской философией не хватило бы жизни даже такого человека, который сочетал бы в себе эрудицию лингвиста и глубину мышления философа. Наше описание буддийской философии по необходимости будет кратким и потому не дающим исчерпывающего представления. Сначала мы попытаемся осветить главные стороны учения Будды в том плане, как они изложены в приписываемых ему беседах, а затем ознакомим читателя с некоторыми системами буддийской философии, разработанными позднее его последователями в различных школах, и закончим кратким очерком главных направлений религиозных школ хинаяна и махаяна.

УЧЕНИЕ БУДДЫ— ЧЕТЫРЕ БЛАГОРОДНЫЕ ИСТИНЫ

Отрицательное отношение к метафизике

Будда был главным образом учителем этики и реформатором, но не философом. Знакомство с его просветлением указывает человеку путь в жизни, который ведет к освобождению от страдания. Когда кто-нибудь задавал Будде метафизические вопросы о том, отлична ли душа от тела, бессмертна ли она, конечен или бесконечен мир, вечен он или невечен и т. д., – он отказывался отвечать. Он считал, что обсуждение проблем, для разрешения которых нет достаточных возможностей, приводит лишь к образованию различных пристрастных мнений, напоминающих противоречивые односторонние описания слона, сделанные слепыми, которые ощупали различные части его тела 1.

Будда, приводя в пример ряд метафизических взглядов предшествовавших ему мыслителей, показал, что все они отличаются друг от друга, так как они основывались на неопределенном чувственном опыте, желаниях, надеждах и опасениях 2. Будда неоднократно указывал, что следует избегать умозрений подобного рода, ибо они не только не приближают человека к его единственной цели – архатству (состоянию освобождения от всякого страдания), но, наоборот, запутывают его в им же самим сплетаемую сеть теорий 3. Самая настоятельная задача – положить конец несчастьям. Тот, кто посвящает себя теоретическим умствованиям о душе и мире, изнывая в то же время от страданий, поступает как глупец, который, вместо того, чтобы попытаться немедленно извлечь вонзившуюся в его бок отравленную стрелу, размышляет о том, как была сделана эта стрела, кто ее сделал и кто ее пустил.

Будда часто упоминает десять вопросов 2, которые он считает неопределенными и этически бесполезными. Он считает бесполезными следующие вопросы: 1) Вечен ли мир? 2) Или он невечен? 3) Конечен ли мир? 4) Или он бесконечен? 5) Тождественна ли душа с телом? 6) Отлична ли душа от тела? 7) Бессмертен ли познавший истину? 8) Или он смертей? 9) Будет ли познавший истину одновременно и бессмертным и смертным? 10) Будет ли он бессмертным или смертным? Эти вопросы известны в буддийской литературе как «десять неразрешимых вопросов» и являются предметом трактата Авьяката Саньютты, называемого «Саньютта-никая» 3.

Вместо рассмотрения метафизических проблем, бесполезных для морального усовершенствования и недоступных познанию. Будда всегда стремился просвещать людей по самым важным для них вопросам: о страдании, его происхождении и прекращении, а также о пути, ведущем к прекращению страдания. «Это, – говорит Будда, – приносит пользу, способствует святости жизни, приводит к отвращению от всего земного, к уничтожению страстей, к прекращению страдания, к успокоению, познанию высшей мудрости, к нирване» *.

Ответы на эти четыре вопроса составляют сущность просветления Будды, которым он стремился поделиться со всеми ближними. Они стали известны под названием «четырех благородных истин»: 1) жизнь в мире полна страданий, 2) есть причина этих страданий, 3) можно прекратить страдания, 4) есть путь, ведущий к прекращению страданий.

Все учение Будды сосредоточено вокруг этих четырех истин:

Первая благородная истина – о наличии страданий

Молодой Сиддхартхи был поражен увиденными картинами страданий человека – болезнями, старостью и смертью. Однако просветленный Будда увидел не просто и не только эти картины, но и сами существенные условия жизни людей и животных, вызывающие все без исключения несчастья.

Рождение, старость, болезнь, смерть, горе, печаль, желание, отчаяние –все, что порождено привязанностью к земному, есть страдание.

В первой части мы уже указывали, что пессимизм подобного рода присущ всем индийским философским системам; и в подчеркивании особого значения первой благородной истины Будду поддерживали все крупнейшие индийские мыслители. Чарваки, конечно, могли отвергать осуждение Буддой вообще всякой мирской жизни и указать на различные источники удовольствий, существующие в жизни наряду с источниками страданий. Но Будда и многие другие индий, ские мыслители могли бы возразить им на это, что мирские радости представляются удовольствием лишь близоруким людям. Кратковременность этих удовольствий, горе, испытываемое при их утрате, вечная боязнь потерять их и другие тяжелые последствия сводят на нет все радости жизни и превращают их в подлинные источники страха и скорби.

Буддизм религия или нет?

Буддизм является древнейшей из пяти мировых религий и зародился он примерно на пятьсот лет ранее христианства. По статистике сегодня каждый седьмой человек является буддистом. Однако хоть он и относится к религии, просвещённые на протяжении веков до сих пор спорят относить ли буддизм к религии. Чему он учит? К чему ведёт? И какова природа самого Будды? Ответив на эти вопросы каждый решит сам для себя чем является вера в Будду, учением или религией.

Буддизм возник на севере Индии две с половиной тысячи лет назад, где жил и проповедовал мудрец по имени Сиддхартха Гаутама из рода Шакья. Конечно же тогда не было буддизма и такого понятия как Будда, они появились значительно позднее. Учение называлось «Дхарма», означающее на санскрите «природа всего сущего», то есть постижения всего таким каким есть в реальном времени. В «Дхарме» содержится 84 тысячи поучений, ведущих адепта от страданий обыденной жизни к Освобождению и Просветлению через постижение истинной реальности.

«Источник света есть в каждом человеке, но его закрывает множество покрывал символизирующих заблуждения и искажения несущие эти заблуждения. И задача каждого срывать эти покрывала одно за одним, для беспрепятственного проникновения чистого, ничем не искажённого света».

Такое количество поучений объясняется тем, что как в случае болезни есть для каждой болезни, и более того для каждого человека, своё лекарство. Так и для каждого человека и случая подходят разные способы обучения и совершенства.

Буддизм самая не религиозная мировая религия, в которой нет бога-судьи карающего за проступки, а всё в жизни людей и других форм жизни подчинено причинам и следствиям: то, что человек чувствует, думает, говорит и делает сегодня, оставляет отпечаток в подсознании. И потом в последствии эти впечатления созревают и воплощаются в благоприятные или трудные события и обстоятельства и нет смысла управлять этим процессом, так как всё управляется однажды созданным законом причины и следствия, что на санскрите звучит как, всем известная, «карма». Буддизм больше основывается на личном опыте, а не вере. Отсюда нет момента создания мира и его первопричины, а рождаются, развиваются и исчезают бесчисленные вселенные по естественным законам с безначальных времён.

Буддизм и свобода

Появившись в Индии, буддизм был воспринят как мировоззрение, несущее свободу и равенство. Древнеиндийское общество до возникновения буддизма было строго разделено по кастовому признаку. Лишь представителям высшего сословия — брахманам — было позволено напрямую обращаться к богам, а люди низшей касты — шудры — не могли даже прикасаться к священным текстам. Индуистская ведическая система оценивала человека по его сословной принадлежности и полагала, что даже личные качества определяются происхождением.
Буддизм утверждает, что для человека важнее его личные качества и дела, а не происхождение. Буддисты заявили, что каждый человек, где и кем бы он ни родился, обладает природой Будды, то есть может развиваться и постичь природу ума.
Известен случай, когда один из учеников Будды попросил воды у женщины низкой касты. Она была потрясена тем, что монах не брезгует взять у нее воду, и решила, что он не понял, с кем имеет дело. Женщина начала объяснять ему, кто она такая, а ученик Будды просто сказал ей: «Я же попросил тебя дать мне воды, а не рассказать, из какой ты касты». Буддизм отверг идею божественной данности каст. Он открыл двери в свою общину (Сангху) для всех людей, независимо от сословия, пола, национальности, и провозгласил, что Освобождение могут обрести все, кто наделен мудростью и состраданием.
Свободомыслие буддизма проявилось и в том, что он помогал людям не зависеть от богов и других сверхъестественных существ. Будда выглядел достаточно провокационным для своих современников. Он признавал, что боги существуют, но не приписывал им важной роли в человеческой жизни. Отрицая единого творца как первопричину мира, он заявил, что индуистские боги — просто еще один класс существ. Они тоже страдают, рождаются и умирают. Они (как и все остальные) заслуживают сочувствия, но не могут быть объектом поклонения.

Без особого восторга буддизм относился и к проявлениям сверхъестественных способностей. Однажды Будда встретил аскета, который рассказал, что благодаря долгой практике аскетизма он развил такую силу, что теперь может ходить по воде. Будда удивился: «И стоило ради этого так мучить себя? Ведь лодочник взял бы за переправу всего один грош!»
В теистической культуре, где люди верят в бога или богов как в верховную силу, поучения Будды сложно было принять и закоренелому духовенству, и определенной части правящего класса. Но Будду очень уважали, несмотря на его критику теизма и кастовой системы. Со временем среди его последователей появилось довольно много бывших священнослужителей и князей, которые, преодолев предрассудки, свободно учились вместе с неприкасаемыми.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *