Бог и ангелы

Ангел и аггел: вестник Бога и вестник дьявола

Мы уже не раз в нашем Толковом словаре на примере разных древнегреческих слов говорили о том, что христианство с точки зрения обычного здравого смысла является парадоксальным и необычным вероучением. В нем порой сочетаются, казалось бы, совершенно несовместимые вещи. Например, с одной стороны, необходимость практически детской, безусловно доверяющей Богу веры. А с другой стороны – глубочайшая критичность, которая, например, выражается в призыве к различению духов: «Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они» (Ин. 4. 1). Сочетание доверчивости веры и, одновременно, ее критичности присутствует и в церковном учении об ангелах или духах.

Символ веры начинается со слов: «Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Согласно православному вероучению, Бог сотворил не только видимый мир, но и мир невидимый, духовный. Причем последний был сотворен раньше мира видимого.

Итак, само наличие духовного мира сомнению не подвергается. Его обитателями являются ангелы, которые были сотворены прежде людей. Однако среди них есть как ангелы Света, добрые духи, одаренные умом, волей и могуществом, так и ангелы тьмы, то есть духи злые, которые «нарушили долг совершенного повиновения Богу и таким образом отпали от Него и впали в самолюбие, гордость и злобу» («Пространный христианский катехизис» митрополита Филарета). И вот к различению между добрыми ангелами и «духами злобы поднебесными» Церковью и призывается человек, чтобы не погубить себя и свою душу.

С древнегреческого языка на русский слово ὁ ἄγγελος (angelos) переводится как «вестник», «посланник». Но из одного греческого слова в церковнославянском создали два: ангел и аггел. Если ангел – это вестник от Бога, то аггелами на церковнославянском в Священном Писании и церковных богослужениях называют падших духов или демонов. Например: «Отыдите от меня проклятии в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его» (Мф.25:41).

Материал по теме

Ангелы: девять чинов. Инфографика

Ангел — духовное, невидимое существо, которое, как и человек, сотворен Богом. Подробнее — в инфографике «Фомы».

Добрые ангелы приносят вести от Бога, выполняют Его поручения и возвещают Его волю, поэтому встреча с ними – это также и встреча с пославшим их Богом.

Ангелы, согласно свидетельствам Священного Писания, житий святых и писаний Отцов Церкви появляются, например, при переходе из этой жизни в иной мир. В Ветхом Завете ангелы иногда даже губят и поражают людей (4 Цар. 19:35; 1 Пар. 21:15-16; 2 Пар. 32:21; Ис. 37:36), хотя, конечно, гораздо чаще они охраняют и спасают человека.

Так или иначе, но явление ангела – это на самом деле очень и очень непростое испытание. Очень важно знать то, что святые отцы советовали крайне осторожно относиться к явлению ангелов или духов, и им скорее не доверять. Ведь «Сатана преобразуется во Ангела светла… и служители его преобразуются, яко служители правды» (2 Кор. 11.14–15). Вот что говорил о чувственном явлении духов святитель Игнатий Брянчанинов, которому, по мнению иеромонаха Серафима Роуза («Душа после смерти»), принадлежит самое ясное православное рассмотрение вопроса о способности человека вступать в контакт с духовными существами.

Если первозданный человек, облеченный в бессмертное тело и чуждый недугов и дебелости обладал способностью к прямому чувственному общению с духами и с самим Богом, то после грехопадения он ее утратил. Теперь же «по причине крайней дебелости и грубости, телесные чувства не способны к общению с духами, не видят их, не слышат их, не ощущают… Святые духи уклонились от общения с человеками, как с недостойными такого общения; духи падшие, увлекшие нас в свое падение, смесились с нами, и чтоб удобнее содержать нас в плену, стараются сделать и себя, и свои цепи для нас незаметными… Всем нам, находящимся в рабстве у греха, надо знать, что общение со святыми Ангелами несвойственно нам по причине нашего отчуждения от них падением, что нам свойственно по той же причине общение с духами отверженными, к разряду которых мы принадлежим душою… Чувственно являющиеся человекам, пребывающим в греховности и падении, суть демоны, а никакие не святые Ангелы».

Поэтому, как пишет далее епископ Игнатий Брянчанинов, «общее правило для всех человеков состоит в том, чтобы никак не вверяться духам, когда они являются чувственным образом, не входить в беседу с ними, не обращать на них никакого внимания, признавать явления их величайшим и опаснейшим искушением. Во время этого искушения должно устремлять мысль и сердце к Богу с молитвою о помиловании и об избавлении от искушения. Желание видеть духов, любопытство узнать что-нибудь о них и от них есть признак величайшего безрассудства и совершенного незнания нравственных и деятельных преданий Православной Церкви».

Как считает святитель Игнатий, увидевшие чувственно духов, даже святых ангелов, не должны ничего о себе мнить, ведь к этому бывают способны даже бессловесные животные (например, Валаамова ослица). Видевший духов своими глазами может быть легко ими обманут в свое повреждение и погибель. Даже святые не всегда узнавали демонов, явившихся им под видом святых и Самого Христа.

Лишь истинным христианским подвижникам становится доступен правильный вход в мир духов. Их туда вводит Сам Бог. Единственный правильный вход в духовный мир, в том числе к чувственному видению духов, по словам Игнатия Брянчанинова – это христианское подвижничество и совершенство: «В свое время, назначаемое единым Богом и известное единому Богу, мы непременно вступим в мир духов. Недалеко от каждого из нас это время! Всеблагий Бог да дарует нам так провести земную жизнь, чтобы мы еще во время ее расторгли общение с духами падшими, вступили в общение с духами святыми, чтоб мы на этом основании совлекшись тела, были причислены к святым духам, а не к духам отверженным».

На заставке фрагмент иконы архангела Гавриила (Ватопедский монастырь).

Ангелы и аггелы: выясняем различия

Ангелы — это такие бесплотные духовные существа, существующие в иудейской, христианской и мусульманской религиях. В переводе с греческого «angelos» означает «вестник» — ведь считается, что именно через них Бог являет людям свою волю. Из-за близости к небесам и высшим силам ангелы стали нарицательным понятием — как символ служения, духовности, заступничества и света. Однако и у них бывают промахи: некоторые ангелы, взбунтовавшись, перестали служить Богу и перешли на тёмную сторону. За такой проступок их, конечно же, немедленно свергают с небес — и те буквально становятся падшими ангелами.

Иллюстрации Гюстава Доре к поэме Дж. Мильтона «Потерянный рай», 1866

Помимо своего местожительства падшие ангелы меняют ещё и название. Теперь их называют аггелами. А́ггел — это грамматически искусственный термин для обозначения «злых вестников». Интересно, что слова «аггел» и «ангел» пишутся в церковнославянском языке одинаково, но при этом ангел имеет над собой титло —волнистую линию (~), которая при написании обозначала священные понятия. Аггелы же, ставшие падшими ангелами и утерявшие святость, пишутся без этого знака. Поэтому принято говорить «ангелы Божии» и «аггелы Сатаны» — но никак не «ангелы» во втором случае.

3 170

Кто же такой Люцифер на самом деле: архангел или демон, Сатана или святой?

Как переводится «люцифер»?

С латыни перевод звучит как «нести свет». В мифах древних римлян он олицетворялся с образом утренней зари, утренней звезды (звезда Люцифера – это планета Венера). Планету Венера называли Люцифером, так как она «несла свет», когда не было солнца (рано утром и поздно вечером). Однако в христианской религии примерно с семнадцатого века Люцифер – это падший ангел, который ассоциировался с нечистыми силами (дьявол, Сатана).

Интересно, что в Римской империи имя Люцифер носили мужчины. Значение его было «сияющий, несущий свет». Был даже святой Люцифер , епископ, который жил в четвертом веке нашей эры.

В религии христиан же Люцифер носит отрицательный оттенок. В одной из книг, написанной на еврейском, есть легенда о Люцифере. Якобы один ангел захотел приравняться к Богу, за что его «прогнали» с небес. Так Люцифер и стал «плохим героем», имеющим много ипостасей в Библии.

Считается, что змей, который предложил Еве вкусить запретный плод, и есть Люцифер.

  • Также Сатана, созданный Богом и возжелавший стать наравне с Создателем, является воплощением Люцифера.
  • Архангел Люцифер, как и архангел Михаил, был призван защищать Эдем (рай) от злых сил. Но зависть и гордость окутали все его мысли. Он даже собрал всех своих ангелов, чтобы стать главным на небе. Но архангелы Гавриил и Михаил не дали этому событию свершиться. Тогда Сатану-Люцифера и изгнали с небес. С тех пор Люцифер – демон. Вообще Люцифер символизирует зло, он хочет предать человека искушению, духовной смерти.
  • Изначально в Библии Люцифер был описан как ангел, которого очень любил Бог. Он был прекрасный и величественный, светлый и разумный. Люцифер был самим совершенством.

В иудаизме и раннем христианстве еще не было приравнивания понятий «утренняя звезда» (Денница, если переводить на русский) и Сатаны.

В сатанизме же (учение, противопоставляющее себя христианству) Люцифер сочетает в себе свободу и гордость, низкое и бездуховное познание. Он – демон и дьявол.

Воплощение образа в искусстве
История Люцифера стала интересна многим писателям и режиссерам. Они взяли ее за основу в своих произведениях:

  • Ларри Нивен «Молот Люцифера» (книга).
  • Юбель Рихард «Кодекс Люцифера» (книга).
  • Дэнни Уилсон «Трон Люцифера» (фильм).
  • Еремей Парнов «Трон Люцифера» (книга).
  • Данте «Божественная комедия». Автор описывает Люцифера существом, которое вмерзло в лед и имеет три пасти. Они нужны ему для того, чтобы грызть предателей – Иуду, Брута, Кассия.

Знак Люцифера

Сигил люцифера

Есть понятие «сигил Люцифера». Оно означает некий символ, состоящий из фигур и других знаков. Сигил обладает мистическими свойствами и силой. Сатанисты, по некоторым данным, с его помощью могут вызвать дух Люцифера, совершить какой-то обряд. Считается, что в сигиле имеется какая-то тайна, шифр. Это могут быть имена или указания.

«V» (victor от латинского – победа) – это символ Венеры, победа разума и духа над негативным аспектом бога тьмы и регресса.

  • Часть перевернутой пентаграммы означает «через тернии к звездам».
  • Треугольник означает женское начало, феминизированный аспект Люцифера, дающий жизнь всему живому ибо без света нет жизни.
  • Исходящие треугольники символизируют мужское начало.
  • Перекрест и ромб означают единство и озарение разума.

Люцифер в Славяно-Арийских Ведах

Вот что написано об этом образе у древних славян.

Люцифер – «утренняя звезда», «свет Цефирот». «Лю» означает нисходящий свет, «ци» — энергию, свет, «фер» — сферу. Есть древнееврейская легенда об утренней звезде, которая пыталась закрыть собой Солнце, но ей это не удалось. Она была порабощена.

Славяне считали, что звезда Люцифер на самом деле является Землей Деей, вокруг которой кружились Лютиция и Фатта (две луны). На луне Лютиция происходили сборища кощеев, но через некоторое время добрые силы её разрушили.

Необходимо было спасать от взрыва Землю, ее переместили в другое пространство, а луна Фатта была перемещена к Мидгарду. Астрологи сегодня зовут ее «Фаэтон», учитывая сильное воздействие этой планеты. После мощного взрыва Лютиции исчезла атмосфера Дживы (Луна Перуна) и Орея (Марс). Жители с Орея переместились на Мидгард.

Славяне отождествляли Люцифера с Сатанаилом. Последний был первый демократом, решившим выступать против существующих высших законов.

Таким образом, во многих религиях и религиозных направлениях Люцифер означает существо, которое изначально было «добрым», а потом из-за своих отрицательных черт стал «злым».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *