Бог свободного человек

Если Бог знает будущее человека, в чем тогда свобода выбора?

Вопрос читателя: Помогите мне, пожалуйста, разобраться. Запутался. Ход моих мыслей таков. Знает ли Бог наперед весь путь человека от рождения и до смерти (земной)? Напрашивается ответ – конечно, знает! Но, с другой стороны, человеку ведь дана свобода, и он волен совершать те или иные поступки на свое усмотрение. Тогда получается, Бог наперед знает, станет ли человек Православным или же останется атеистом, допустим для примера. И тут, собственно, основной мой вопрос – если Бог заранее знает все ответы (решения) человека, то зачем Он допускает рождение огромного количества людей к их заведомо вечной гибели? Я про тех, о ком Он знает, что они не примут Православия. Может, тут допустить, что все-таки многое в руках самого человека и “шансы” есть у каждого? И Бог заранее и гарантированно не знает, куда кого выведет собственная свободная воля…
Заранее спасибо и храни Вас Господь!

Отвечает иерей Петр Гурьянов:

Да, Бог знает, кто и как поступит, но не Он это решает. И, зная то или иное действие и мысли, Он составляет обстоятельства таким образом, чтобы привести человека к покаянию. Именно к покаянию, потому как только через него спасение.

Очень совету прочитать “Предвидение и предопределение Божие“.
Святая Церковь учит о том, что Бог по Своему Естеству, то есть по Своей Сущности, или Природе, абсолютно трансцендентен миру: Он творит мир Своим Божественным действием, которое является имманентной первопричиной бытия мира. Божественное действие, энергия, благодать ни в коем случае не упраздняет тварной свободы человека в ее индивидуальном проявлении. Даровав человеку свободу, Бог воздействует на человека Своей любовью, а не принуждением. Свобода Божественной любви предполагает со стороны человека ответную любовь в свободе. Нет любви без свободы, так же, как нет и свободы без любви. Свобода личности как одно из основных проявлений в человеке образа Божьего остается неприкосновенной и неуничтожимой. Бог не нарушает Своим всемогуществом нравственной свободы человека. Он говорит: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною». (Откр. 3:20).

Эта дверь есть личная свобода человека, источник его самобытности и нравственного состояния, его открытости или замкнутости по отношению к Богу. Создав человека, Бог дал ему в собственность этот источник, владение которым означает свободное принятие или отвержение Божией милости и любви.

Отношение Церкви к вопросу о предопределении с наибольшей ясностью и полнотой выражается в ее учении о Промысле Божием, включающем в качестве своего самого фундаментального принципа положение о нравственной свободе человека.

Промысл Божий в судьбе каждого человека — это некий диалог премудрости, благости и всемогущества Божьего с личной свободой человека. Инициатива в этом диалоге принадлежит Богу, но с неизменным соблюдением свободы человека и вообще всей разумной твари. Господь не уничтожает Своим всемогуществом силы зла, Он щадит даже падших ангелов, оставляя вместе пшеницу и плевелы до жатвы, Он попускает зло, чтобы блюсти свободу твари, и в этом заключаются долготерпение и любовь Божия к сотворенному миру. Но настоящее состояние мира не есть его неизменный и окончательный образ. Глазами эсхатологической веры Церковь видит несовершенство нашего человеческого мира, но знает и исповедует, что наступит его конечное обновление и преображение. Надежда Церкви, устремленная в будущее, проистекает из веры в Воскресение Христово, в Божественную победу Христа над смертью и мировым злом вообще. Эта надежда предвосхищает преодоление всего того, что принадлежит темной области греха и смерти и что не достигнет будущего царства преображения как в личном, биографическом, так и в мировом, общечеловеческом, плане.

Богу от вечности ведомо все, что должно быть и что должно совершиться во времени. Вечность имеет в себе все содержание времени. Во времени нет ничего, что не имело бы для себя основания в вечности. Поэтому и онтологический детерминизм при наличии нравственной свободы есть нечто совершенно иное, нежели причинное предопределение всего от вечности. В вечности Бог предопределяет лишь все возможности того, что может совершиться в мире, но эти возможности творчески реализуются нравственной свободой человека, и она, как всякое творчество, содержит в себе нечто новое. Но это «новое» ново лишь для твари, а не для Бога, оно ново лишь в действительности, а не в возможности. Эта всецело ведомая Богу возможность самоопределения человека и есть тот экзистенциальный горизонт нравственной свободы человеческой личности, который в каждом свободном действии уходит в недосягаемую беспредельность и сливается с тайной предвечного Божественного замысла о мире и человеке.

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.


Покайтесь, ибо Господь грядет судить

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Архив Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Пожертвования Контакты

Вопрос №331

Что же может изменить человек, если все предопределено Богом?

Валентин 22/05/2002

Уважаемый отец Олег!
Если все предопределено как в глобальном масштабе, так и в индивидуальной жизни, что же может изменить человек? Какова широта индивидуальной свободы, если она существует?
Спасибо.

Ответ отца Олега Моленко:

Теория, гласящая о том, что все заранее предопределено Богом — лживая! В христианстве ее стали распространять дважды отступившие от истины протестанты, и первым из них — Кальвин.

Если все предопределено — то нет жизни, а какое-то бессмысленное играние распределенных ролей в театре абсурда! В таком случае нет места ни любви, ни вере, ни надежде, ни подвигу, ни самоотвержению, ни самораспятию, ни жертвенности, ни другим благородным деяниям.

Ошибка в теории предопределения (фатализма)происходит от недопустимого смешения несовместимых и несравнимых понятий: Божьего всеведения и всевидения с одной стороны, и восприятие человеческой немощью Божьего всевидения за предопределенность, или за Божье предписание всего наперед, с другой стороны. Это великое заблуждение — путать Божие с человеческим!

Божье всеведение, т.е. то, что Бог по совершенству Своему знает абсолютно все: как, где, когда и что будет и т.д., вовсе не означает, что Бог навязывает человеку Свою «программу», или вмешивается во всё, не оставляя человеку никакой свободы! Бог сотворил человека разумным и свободным! Свобода эта распространяется до того, что человек может отвергнуть своего Благодетеля и Творца и уйти от Бога!

Посмотрите на первые деяния сотворенного Адама:

Быт.2:
19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20 И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым;

Мы видим СВОБОДНОЕ творчество Адама в нарекании имен зверям, скотам и птицам. Не Бог это сделал, а «чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей».

Итак, самостоятельно и отдельно существуют воля Божия и воля человека! Все дело в согласовании этих воль!

Итак, знать о чем либо наперед — вовсе не значит — влиять на это. Рассмотрим пример: Вы — отец и у вас есть сын. Вы хорошо знаете его вкусы, манеры, желания, интересы, повадки, нрав, немощи, поведение и т.д. Знаете вы, что он очень любит шоколадные конфеты. Вот однажды вы принесли в дом шоколадные конфеты и положили на стол, и вышли в соседнюю комнату, откуда скрытно для сына можете наблюдать за ним. Вы знаете наперед, что сын ваш непременно возьмет конфету и съест ее. Вот он приходит и действительно съедает. Разве ваше знание об этом заставило его съесть конфету?! Ясно, что НЕТ! Ваше знание — само по себе, а его поведение — само по себе.

Подобное должно мыслить и в отношении Божьего предвидения и знания о всем и вся. Вот почему утверждение, что поскольку Бог знает, что мы сделаем то-то и то-то, мы и делаем то-то и то-то — является в корне неверным и лживым. Правильно утверждать на языке человеков так: Бог знает то, что мы сделаем, потому что мы это сами свободно выбираем и делаем. Т.е. Бог знает наперед именно НАШ ВЫБОР, НАШ ПОСТУПОК, НАШУ МЫСЛЬ и т.д. Иначе можно впасть в страшную хулу и выставить Бога причиной наших греховных поступков (что и делают кальвинисты и их продолжатели). Нет! Что я сделаю — то Бог и предвидит, и Его предвидение нисколько не влияет на мой выбор и поступок.

Поэтому-то мы и ответственны за свои поступки, мысли и пожелания, что они свободно нами совершаются.

И, наконец, Писание свидетельствует о нашей свободе во Христе:

Рим.8:
21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.
1Кор.7:
22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа;
1Кор.9:
1 Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?
1Кор.10:
29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
2Кор.3:
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
Гал.2:
4 а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас,
Гал.4:
31 Итак, братия, мы дети не рабы, но свободной.
Гал.5:
1 Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства.

13 К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу.

О чем говорит надпись «Ведомому Богу» на западном входе в Успенский собор?

Наверное, каждый, кто посещал Троице-Сергиеву лавру, обращал внимание на надпись на западном входе в Успенский собор «Ведомому Богу». Что она означает и как появилась?

Успенский собор был заложен в 1559 году Иваном Грозным и освящен в 1585 году. Изначально, с западной стороны собора находилась большая паперть, построенная одновременно с собором и обращенная затем в западную часть самой церкви. Но в 1781 году, вероятно, из-за ветхости ее разобрали (сегодня на западной стене Успенского собора еще сохранились следы старого сооружения). В тот же год построено нынешнее западное крыльцо с надписью на фронтальной части «Ведомому Богу».

Надпись «Ведомому Богу» — это аллюзия на 17 главу книги Деяний, где описывается пребывание апостола Павла в Афинах и, в частности, говорится, что апостол Павел там нашел жертвенник с надписью «Неведомому богу» и использовал ее как повод для проповеди.

Эта надпись была сделана по распоряжению митрополита Платона (Левшина) и была своего рода ответом на вызовы XVIII века, когда «просвещенные» умы делали акцент только на знании, а вера воспринималась как что-то уже ушедшее и неважное.

Для каждого христианина надпись «Ведомому Богу» является как бы законным подтверждением того, что он не только верует, но и знает, что Иисус Христос есть Бог и Творец всего сущего.

Пресс-служба ТСЛ

Ведомому Богу. От Зарины к Катерине

протоиерею
Аркадию Шатову
с благодарностью за все-все

со слов Катерины Абдулгалеевой

От бабушки мой “революционный поступок” отец предложил временно скрыть – и я с ним полностью согласилась: зачем возмущать спокойствие старого больного человека? Пусть идет все своим чередом: будет, как будет.

В конце июня к нам в гости приехала моя двоюродная сестра Рушания (я называла ее просто Рушаной) и узнала, что в мае этого года я стала Катей.

С великим трудом приняв эту новость, Рушана отвезла ее бабушке.

Когда мы созванивались с сестрой, она рассказала, что бабушка очень расстроена, и говорить со мной пока не хочет.

— Наверное, называла меня предательницей. Или что-то вроде “С волками жить – по-волчьи выть”? – спросила тогда я. В ответ Рушана обиделась.

— Ты очень плохого мнения о бабушке. Она тебя по-прежнему, конечно, очень любит и считает, что ты ни в чем не виновата, просто попала под чье-то влияние, и рядом ни оказалось человека, который мог бы тебе помочь… а ты же с детства была с… обостренным чувством веры…

— Бабушка отчасти права, — отозвалась я. – Я действительно с детства была “ищущей”, религиозной… И насчет влияния тоже права. Я попала под влияние Бога, если можно так сказать. Он меня позвал, и я вдруг Его нашла – просто пришло время.

— Ты нашла чужого Бога, — тихо проговорила Рушана. – Ты отказалась от своей родной веры.

…Я промолчала. Это надо было проглотить, хотя было очень нелегко. В приезд сестры мы не говорили о моем Крещении, избегали этой темы, а теперь, как и следовало ожидать, она предстала перед нами со всей неотвратимостью.

Я не собиралась спорить, чего-то доказывать, аргументировать, объяснять — все это незачем было делать. Есть в жизни такие моменты, когда не надо говорить, потому что слова, какие-то доводы, до невыносимости бессильны и пусты и каждый останется при своем мнении. Есть моменты, которые можно только почувствовать, ощутить, уловить, они выше любых слов.

Рушана тоже замолчала, я услышала, что она плачет.

— Не надо, ну, пожалуйста, не надо. Я тебя очень люблю. И мы ведь все равно… дружим и вместе.

— Да, это так… просто вспомнила… так, мелочь.

— Чего ты вспомнила, Рушана?

— У нас очень красивую мечеть построили… Ну, ты знаешь, наверное… Кул Шариф.

— Когда я приеду в гости, обязательно сходим с тобой ее посмотреть! Хорошо?

— Да, Зарина, сходим… Ну, успехов! Целую тебя. Бабушке пока не звони… И не переживай, ты же знаешь нашу бабушку. Она тебя, конечно, простит. Ну, до свидания!

— Звони!

…Папа отнесся к моему решению стать православной христианкой с сочувствием. И это не удивило меня: папа всегда относился ко мне с большим пониманием и любовью, чем все остальные члены семьи. Он ценил мою свободу, уважал мой выбор.

— Ну что ж, раз ты это выбрала, раз тебе это близко – наверное, я не должен препятствовать, — заметил он со своей мягкой улыбкой, и мы обнялись.

— Все равно ты останешься моей дочкой Зариной, кем бы ты ни стала – православной, католичкой или буддисткой.

— Такого папы как у меня, больше нет ни у кого! – рассмеялась я, целуя кудрявые, седые волосы отца.
Мама пошумела больше от необычности происходящего – в нашей семье, среди нашей родни это был первый случай перехода в другую веру.

Я назвала дату своего предстоящего Крещения – родители не захотели прийти в этот день в храм, и я была очень рада этому.

Мы понимали друг друга без слов, так бывает в очень дружной, любящей семье. Мне кажется, они не захотели мне мешать – даже не мешать, а просто напоминать о себе в такую минуту. Ведь тогда, на Крещенье, в храме существовала только я – Зарина-Катерина и Христос, и буквально считанные секунды мне был никто не нужен – и ничто не нужно: даже, наверное, кислород.

Это были свет и радость – настоящее чудо, и мне казалось, что я чуть-чуть, совсем капельку, причастна к тому, что чувствовал князь Владимир, когда крестился, и великомученица Катерина и Варвара и другие святые, крестившиеся в зрелом возрасте.

***

С детства я отличалась религиозностью – бабушка правильно это заметила в разговоре с Рушаной.

Бабушка моя была ревностной мусульманкой, чего никак нельзя было сказать о моих родителях. В мечеть отец заходил только по большим праздникам; родители не молились, не постились, и Коран, подаренный бабушкой, в конце концов куда-то исчез из нашей квартиры.

До девяти лет я жила в Казани, и воспитанием моим, преимущественно, занималась бабушка. Строгая, но любящая, честная и добрая, она сделала для меня очень многое (внучек у нее было всего две: я и Рушана), и поэтому, когда я всерьез задумалась о крещении, то первым делом пришла на ум мысль: бабушка очень расстроится.

Моя бабушка, как и полагается настоящей женщине, воспитанной в традициях ислама, исправно держала уразу (пост), творила намаз 5 раз в день и очень переживала из-за сына (моего отца), который относился к вере довольно равнодушно.
Бабушка учила меня молитвам, они казались мне особенно чудесными, волшебными, как ключи к двери, которая ведет в мир новый, загадочный, неизведанный. И в этом мире любили и знали меня – маленькую Зарину, я была там почти “своей”, не чужой, — к этой мысли приучила меня бабушка. И до сих пор еще в тайниках моей памяти изредка всколыхнется и прошуршит осенним листиком непонятная, бабушкина (но от того и близкая!) молитва “Бисмилла и рахман и рахим”.

И мне казалось с детства, что что-то магическое, тайное, открытое только для меня, было за расписанными арабской вязью стенами мечетей.

И на всю жизнь мне запомнился случай из моего детства: я вернулась из школы, где на уроке труда мы мастерили хорошеньких куколок из мулине. У меня получилась особенно красивая кукла в малиновом платье, с раскинутыми в стороны желтыми руками. Я повесила куколку на шею и отправилась домой.

У бабушки (она жила тогда с нами) мой вид вызвал жуткое негодование.

— Это что такое, Зарина? Это что ты себе на шею повесила?

— Абика (бабушка), это кукла. Из школы… мы… делали…

— Я тебе покажу куклу! Это крест, а не кукла! (у моей поделки руки были раскинуты в виде креста). – Снимай немедленно!

Бабушка отобрала куклу, выдернула желтенькие руки и, только увидев мои слезы, принялась утешать.

— Сделаю тебе куклу еще лучше. Красавицу из красавиц. А кресты на себя нельзя вешать, Зарочка. Ты мусульманка. Повтори.

— Я – мусульманка, — сквозь слезы пролепетала я, и бабушка уже ласково гладила меня по голове и сажала за стол обедать и называла нежно “кызым”, т.е. “моя дочь”.

В третий класс я пошла уже в Москве. Были разные трудности дома, и даже на меня, ребенка, частично ложился их груз. И почему-то именно в этот момент я совсем отошла от веры – не было рядом мудрой бабушки, были родители, у которых была только я и больше никого. Я как-то рано ощутила свою “нужность” им и стала очень “приземленной, привязанной к конкретным моментам” – вся “волшебность”, всё магическое быстро исчезло из моей жизни.

Мимо мечетей я проходила довольно равнодушно – быть может, оттого, что они были “московские”, не родные…

***
Не могу точно вспомнить в какой момент у меня появился интерес к православию. Быть может, он возник во мне с той поры, когда мы переехали в Москву? Или после того, как я поплакала над легким, причудливо расписным, как изящная шкатулка, рассказом И.Бунина “Чистый понедельник” или когда дрожа читала “Братья Карамазовы” Достоевского? Или когда впервые в жизни попала вместе с одноклассниками на экскурсию в Троице-Сергиеву Лавру и прочитала на одном из храмов надпись, поразившую меня до оцепенения – “Ведомому Богу”.

…Сбылась моя мечта беспокойной, ищущей юности: я стала студенткой МГУ.

После того, как мы с новоиспеченной подругой увидели себя в списках поступивших, она в радостной истерике потащила меня в храм мчц.Татианы при МГУ – “ставить свечки”.

— Зачем ставить? – не поняла я.

— Ну, как, в благодарность. Мы же поступили! – по пути объясняла Лена.

— Ты верующая, православная? – обрадовалась я. – Как давно мне хотелось поговорить с какой-нибудь сверстницей о православной вере!

— Не важно! – отмахнулась подруга. – Главное – что мы поступили. А свечки поставить надо. Так надо, понимаешь, Зарин?

Я ничего не понимала. Что значит “так надо”? Как-то, я одна робко переступила порог Татьянинского храма и попросила в книжной лавке книгу о православной вере.

— Ну какую вам книгу предложить, девушка? Их очень много – о православной вере. Вот ответы на вопросы, священник отвечает, это вот издание больше для детей подходит, а это для людей воцерковленных… А вы, может, православную энциклопедию купите?

— Не знаю, как скажете, — я пожала плечами.

Продавщица пытливо посмотрела на меня.

— А Библия у вас дома есть?

Я отрицательно покачала головой.

— Ну вот, с Библии и надо начинать. С Евангелия. Вот вам Евангелие, отдельно Новый Завет, а потом докупите, если что…

…Дома я стала листать небольшую книгу с православным крестом на обложке. Как-то ненавязчиво вспомнилась бабушка – и мне стало чего-то стыдно, словно я совершала что-то плохое, недозволенное. Я отложила Евангелие на время, а потом все-таки прочитала его от начала и до конца – просто как главную христианскую книгу. Первое впечатление – я была просто очарована, заворожена, если так можно сказать. До чего же Евангелие было добрым, ласковым, теплым, каким-то прощающим, дающим надежду на что-то опять же доброе, светлое. Прочитав его впервые, я не поняла почти ничего, кроме, разве что, описания жизни Христа, но как много мне запомнилось непонятных изречений!

Я ходила, прислушиваясь к себе, и, повторяя в уме эти величественные изречения, и мне казалось, что звучит внутри меня особенная музыка – музыка Евангелия.

А потом была сессия и обычная студенческая суета, размеренные трудовые будни и яркие праздники, и больше Евангелие я не читала: все как-то не случалось. Иногда я вспоминала об этой книге, но почитать – глаза и руки не доходили. Я помню, что чаще других эпизодов из Евангелия в памяти всплывала гефсиманская молитва. В этот момент из жизни Христа мне казался почему-то наиболее сильным и печальным. Я не понимала, как Бог может испытывать чувство одиночества и скорби (разумеется, в то время я понятия не имела, что Христос был Бог и человек) и это реальное ощущение оставленности и брошенности вызывало у меня глубокое сочувствие к Спасителю. Как мне было жаль Его! Христос – совсем один в темном притихшем Гефсиманском саду, слабо освещенным луной, апостолы мирно спят, а Ему предстоит столько всего пройти; Его ждет позорное распятие – и в такие минуты Он всеми оставлен!

Этот евангельский эпизод крепко впечатался в мое сердце и память, и мое первое познание “христианского Бога” было именно таким – сопереживание бедному, одинокому, всепрощающему Христу.

***
…Летом я с подругами отправилась отдыхать на Кавказ, в Мацесту всего на 10 дней. Планы у нас с Ритой и Леной были грандиозные – но сил и фантазии хватило только на то, чтобы валяться каждый день на пляже. От моря нас невозможно было оторвать.

И все-таки перед возвращением в Москву мы решили побывать на какой-нибудь экскурсии. Только сразу же возник вопрос: что посетить? Ведь вокруг было столько удивительных мест…
И все-таки мы сошлись на Абхазии: с ней у нас было связано веселое воспоминание.

Как-то вечером, возвращаясь с пляжа втроем, у перекрестка, где начинался рынок, мы увидели старика-грузина с большим завязанным мешком, стоявшим около его ног. В мешке что-то шевелилось.

— А что вы продаете? Что там, в мешке? – полюбопытствовала Рита. – Кот?

— Зачэм кот? Какой кот? Это наложниц я вэзу в горы, в Абхазыю, продать, — и дед добродушно рассмеялся.

— Наложниц в Абхазию? – повторила, недоумевая, Рита.
В это время в мешке захрюкали.

Мы расхохотались.

— Поросенок! Там у вас поросенок! – мы смеялись, как дети.
И поэтому, когда встал вопрос о том, на какую все-таки экскурсию отправиться, увидев на стенде турфирмы слово “Абхазия”, мы дружно рассмеялись, вспомнив поросенка в мешке, и решили ехать туда.

День выдался безумно жарким, казалось, что воздух застыл тягучим, горячим пластом. Одуревшие от жары туристы лезли прямо в одежде в Голубое горное озеро, фантастически красивое и ледяное, от воды которого моментально сводило ноги.

Как говорится, нам уже было “не до чего”. Двухминутное купание в море, в Гаграх, облегчения не приносило. Наконец, автобус остановился около Новоафонского монастыря – последнего пункта программы нашей экскурсии.

Надо было подниматься в гору. Туристы, мокрые, красные, с трудом передвигали ноги, брели к монастырю, вверх, в гробовом молчании – сил разговаривать не было.

Желания стоять в душном помещении, за свечами и записками возникло лишь у некоторых. Мы послушно ходили по монастырю за экскурсоводом, и у меня не возникало никаких ощущений, кроме отупляющей усталости.

Почему-то монастырь не произвел на меня особенного впечатления. Веселый полосатый снаружи, и величественно-мрачный, темный внутри. В сумраке огромного храма потрескивали свечи, выступали лики икон.

— А теперь можете полюбоваться архитектурой монастыря, у вас в запасе 30 минут. Встречаемся без 15 минут четыре у автобуса.

Рита с Леной упали на скамейку, обмахиваясь газетами, а я пошла бродить по храму.

Фрески, иконы в полумраке, неслышно снующие прислужницы в темно-синих халатиках и вдруг… Из темноты, в бликах горящих свечей, словно из длинного неосвещенного тоннеля ко мне навстречу вышел Христос.

Он стоял на коленях на сером камне, чуть разведя руки в стороны, и устремив взгляд вверх, на небо, словно разговаривал с кем-то и лицо Его было таким грустным, таким страдающим, молящим, что я застыла на месте; сердце болезненно заныло. Белое простенькое одеяние, серо-синяя накидка на плечах (или как это называлось раньше?) и позади Спасителя – деревья, уснувшие в тишине ночи и какие-то растения и совсем вдалеке – спящий, спокойный город Иерусалим. А небо – глубокое, темно-синее и очертания туманной, голубой чаши, среди тихих звезд… И в этой темноте и ночной тиши яркое, солнечное свечение вокруг головы Христа…

Я моментально узнала изображенный на иконе сюжет из Евангелия – оставленный всеми Христос в ночь перед Распятием в Гефсиманском саду.

— Как называется эта икона? – прошептала я, поймав за руку церковную уборщицу.

— Моление о Чаше, — она указала масляной рукой на желтые буквы, застывшие на темном небе иконы.

— А почему… Он молится Чаше? – не поняла я.

Женщина смотрела на меня ласково и спокойно. Ей было лет 35.

— Моление о Чаше, а не Чаше. Господь молился о чаше Своему Отцу, Богу-Отцу перед Распятием. Он знал все, что с Ним будет, и молился об этой Чаше страданий, которую Ему надлежало испить. Это была молитва об укреплении перед всеми испытаниями… Вот вы почитайте Евангелие…

— Я читала, — отозвалась я. – Спасибо Вам, огромное спасибо!
Я достала фотоаппарат и сквозь пелену слез несколько раз сфотографировала чудесную икону.

Мне не хотелось, чтобы меня видели Рита и Лена. Мне вообще не хотелось, чтобы меня кто-то видел, чтобы кто-то был рядом. Хотелось лишь одного – плакать здесь совсем одной рядом с камнем из Гефсимании, камнем, где стоит Христос, устремив печальный взгляд на небо.

— Зара, пошли! Уже время…

И все-таки я опоздала к автобусу, потому что бросилась в церковную лавку, в надежде купить икону “Моление о Чаше”. Такой иконы там не оказалось.

И возвратившись в Москву, я разыскивала эту икону во всех храмах и церковных лавках, понимая в то же время, что я ее не найду… Конечно, иконы “Моление о Чаше” я встречала, но написаны они были по-другому. А мне хотелось именно ту – какая была в бедном абхазском храме и я, наконец, рассталась со своей мечтой.

К моему большому огорчению фотография иконы не получилась – слишком темно было в этом храме.

…Время шло, и наступил тот день, когда я вошла в маленький храм, рядом с моим домом и обратилась к священнику с просьбой крестить меня.

Перед этим Таинством он просил меня походить на Литургию, и выучить смысл некоторых молитв.

Я стояла на Литургии и послушно, с полным сознанием своей правоты уходила после возгласа диакона “оглашенные, изыдите”.

Мне приятно было быть “оглашенной”, т.е. пока не крещенной, но готовящейся. Таинство ждало меня впереди.

— Вы выбрали имя, которое хотите принять во время крещения?– как-то раз неожиданно спросил меня о.Андрей.

— Нет, я не знала… что надо выбрать имя. Совсем любое?

О.Андрей принес мне церковный календарь.

— Какого числа вы родились?

И я узнала, что в день памяти моего рождения, 7 декабря, празднуется день памяти св. Великомученицы Екатерины. Больше вопрос о выборе имени не стоял.

Родители по-прежнему, конечно, называют меня Зариной, Зарочкой, Зарой, но когда к телефону просят “Катю”, они зовут меня. А это дается очень нелегко, я знаю.
Бабушка с трудом пережила мое крещение и, наверное, до сих пор не приняла его, да и никогда не примет, но, конечно, я навсегда останусь ее любимой внучкой, а она – моей дорогой бабушкой.

…В тот день, когда меня крестили – 7 декабря, в день рождения и день моего ангела выпал первый снег. В храм я вошла, когда рассерженная осень разметала повсюду остатки прелых листьев, а вышла, когда земля была уже присыпана снегом и хлопья все падали и падали – очень медленно и несмело.

Я шла в этой тишине и чистоте, до краев полная сознанием совершившегося таинства и так боялась потерять, разлить это ощущение тихого блаженства! Я поехала в музей Андрея Рублева , затем долго гуляла, а когда стемнело, зашла в первый попавшийся храм и мне повезло — там читался акафист великомученице Екатерине. Домой возвращаться так не хотелось…

Идя домой, я повторяла фразы, пытаясь их осмыслить и принять: “Я – православная! Я – теперь Катерина. Я – крещеная!”

И вдруг…

“А что, если я не права?!” – помимо моей воли внутри меня бухнула и придавила эта страшная мысль. “Я из мусульманской семьи, этническая татарка… Ни капли русской крови… Зарина Фаридовна Абдулгалеева… И вдруг – такое, изменить вере отцов…”

— Господи, помоги! Я верю, верю! Это все неправда — мои мысли, — я содрогнулась в беззвучной молитве к моему Богу, Богу, которого я знала, Богу христианскому, Гефсиманскому…
я почти бежала домой и специально пыталась думать только о предстоящей сессии. Неожиданно на мобильный позвонила мама и, узнав, что я рядом с нашим домом, попросила купить “суперклея” – “что-то там у нее сломалось”.

Я подбежала к киоску, когда он уже закрывался.

— Пожалуйста, мне только два суперклея, — умоляюще попросила я.

Пожилая продавщица молча вздохнула и кивнула. Она долго не могла найти мне сдачи 4 рубля.

— Да не надо мне, не ищите! Спасибо за клей! – и я повернулась, чтобы уйти.

Продавщица настойчиво позвала меня.

— Подождите. Мне чужие деньги не… — она не договорила. — А вот, может календарик возьмете, а? На будущий год? Как раз последний остался.
— Давайте, конечно.
Она сунула мне в руку маленький календарь. Я бросила его в карман.
…Дома, вместе с клеем я достала календарь и ахнула. Что-то теплое, родное разлилось по сердцу, помимо воли выступили слезы.
Календарь!
На сером камне, на коленях стоял Христос, чуть разведя руки в стороны и устремив взгляд вверх, на небо…
Мой Христос! Христос, которого я знала!
Я перевернула календарь и прочитала внизу: “Фрагмент росписи собора монастыря св. апостола Симона Канонита г.Новый Афон (Абхазия)”.
Как этот календарь мог появиться в Москве? Последний, словно предназначался именно мне, ну как подарок на день рождения! На день духовного рождения!
…Я нашла рамочку для иконы-календаря и освятила ее в нашем храме. “Моление о Чаше” – это моя самая любимая икона, я очень люблю перед ней молиться.
…Рушана как-то серьезно спросила меня:
— Зара, но ты, наверное, хоть изредка, хоть неосознанно, хоть во сне – но сожалеешь, что стала… другой? Что приняла другую веру?
И я чистосердечно ответила:
— Нет, никогда. Правда. У меня наоборот, такое ощущение – словно я что-то приобрела, очень-очень дорогое, то есть бесценное. И стала очень богатой. Внутри богатой. Раньше у меня такого не было.
— Странная ты все-таки, Зарина, — вздохнула Рушана. – И от этого я тебя люблю еще больше…

***

Я знаю, что есть русские, с православными корнями, которые принимают ислам. И знаю православных людей, бывших мусульман. Свобода выбора – какой великий дар!…
А самое главное, самое важное, самое радостное и удивительное для меня событие – моя Рушана спустя 2 с половиной года после моего Крещения крестилась сама! И крестился муж! Она стала Марией, а Ильнур (муж) – Ильей.

7 января 2006 г.
Рождество Христово

Французский философ Рене Декарт ещё в ⅩⅦ веке высказал ныне широко известное утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую». И, на самом деле, вполне можно сказать, что человек больше думает, чем дышит. Ведь пока мы набираем в легкие воздух, в нашей голове могут появиться тысячи мыслей. А когда человек идентифицирует себя верующим, то поле для разбега мыслей становится просто гигантским.

Другой американский философ сказал: «Вы то, что вы думаете». Вся наша жизнь — результат наших мыслей и их последствий. Христианин, помимо помыслов обыденной жизни, наполняет себя ещё и мыслями о Боге и смысле жизни, о мире и о себе самом. Думаю, не совру, если скажу, что львиная доля верующих людей когда-нибудь да думали о том, зачем Бог создал человека и вообще весь мир? Особо остро данный вопрос встаёт перед нами, когда мы читаем криминальные сводки или хотя бы просто включаем телевизор во время трансляции новостных передач. Но обо всем по порядку.

Пожалуй, начнем с самого главного. Что явилось причиной, по которой Бог принял решение создать мир? Если мы вспомним истории про античных богов, то увидим, что они питались и вообще жили за счёт благодарности людей; по крайней мере, голливудские киноленты упоительно нам рассказывают именно об этом. Но для православного христианина данная мысль несостоятельна, ведь книга Бытия говорит нам, что Бог Всемогущий, значит, Он не нуждается в чьей-либо помощи для существования.

ФОТО: www.tatmitropolia.ru

Может быть, Бог создал мир для того, чтобы властвовать и вершить судьбы всех «подчинённых»? Но и это не совсем похоже на правду с точки зрения православия, ведь Бог даровал этому миру свободу. Причем полноценную свободу, свободу, в которой человек является определяющей причиной своих действий. И без нашего позволения Бог не будет нарушать личные границы человека.

А, может быть, Бог создал мир для того, чтобы посмотреть, как этот самый мир будет справляться в тех или иных условиях?../ (Эх, сейчас бы попкорн — и вышел бы потрясающий фильм, включающий в себя все жанры, кроме скучного!) Но нет, ведь рай, с которого все началось, не знал ничего, кроме радости и блаженства. Так зачем и почему Бог создаёт мир?

Прекрасный ответ на этот вопрос мы находим в третьей сотнице под номером 46 в «Главах о любви» преподобного Максима Исповедника:

«Бог вседовольный произвел твари из небытия в бытие не потому что в чем-либо имел нужду, но чтоб они, соответственно приемлемости своей, причащаясь Его блаженства, наслаждались: Сам же Он веселился о делах своих, видя их веселящимися и всегда ненасытимо насыщающимися ненасытимо» .

Получается, что Бог создал мир для его же (т.е. мира) радости. Евангелист Иоанн Богослов говорит, что «Бог есть любовь» (1Ин. 4:8). И, безусловно, это не та любовь, о которой многие твердят друг другу, а потом, разводя руками, вдруг говорят, что она исчезла, не оставив и следа. Бог — это не абстрактное существо, любящее Самого Себя и обособленное от окружающих. Бог это Троица: Отец, Сын и Дух Святой, и все три лица находятся в постоянном и непрерывном общении любви.

Следовательно, если Бог как Святая Троица есть таинство разделяющейся любви, то решение о сотворении мира находится в совершенном согласии с природой Бога. Это не значит, что если Бог является непрерывным источником любви, то Он «обязан» сотворить мир. Нет, это, напротив, говорит о том, что никакие внутренние и внешние факторы не вынуждали Бога совершать акт сотворения мира. Он действовал абсолютно свободно.

Как писал протоиерей Георгий Флоровский:

«Мир существует. Но он начал существовать. И это значит, что мира могло бы и не быть. В существовании мира нет никакой необходимости. Причина и основание мира вне мира. Бытие мира возможно только через всемирную волю Всеблагого и Всемогущего Бога» («Тварь и Тварность»).

Получается, что единственной причиной для создания мира является Сам Бог как неиссякаемый источник любви и добра.

Творение мира увенчалось созданием человека как венца всего видимого и невидимого. И ведь, казалось бы, Бог знал и знает, как поступит человек, и что, в конце концов, он, созданный некогда для райского блаженства, будет впоследствии находиться в постоянных мучениях и слезах, да ещё и по собственному желанию. Но любовь Бога настолько велика, что она не предполагает ограничения человеческой свободы в каком бы то ни было виде. Бог позволяет человеку все, вопрос состоит в том, как сам человек будет распоряжаться дарованной ему свободой. К сожалению, чаще всего мы, люди, не ценим этого проявления Божьей любви и используем ее во вред себе и ближним.

Но причин, которые смогли бы успокоить и удовлетворить нас, нет! Ведь к настоящему состоянию человека Бог не имеет никакого отношения. И не Бог силой заставил уйти человека из рая. Не Бог даёт в руки оружие, а в сердце поселяет злобу и ненависть по отношению к ближнему, заставляет убивать и идти на преступления. Эх, как же мы любим искать виноватых вокруг!

Почему Бог терпит все это?

Мне кажется, что прекрасным ответом на столь терзающие ум человека вопросы будет русская народная пословица: «Что имеем — не храним, потерявши — плачем». Вся суть в том, что, чтобы человек всё понял и, наконец, осознал сладость, ему нужно примерить состояние, в котором он лишён всего, что казалось само собой разумеющимся.

Ведь цена здоровья понятна человеку тогда, когда он болен, особенно сильно. Цена жизни с Богом очевидна, когда понимаешь, кто ты без Бога. Кажется, Фридрих Ницше сказал: «Всё познается в сравнении». Жаль только, что иногда у этого познания сильный привкус горечи.

Сам человек и весь мир по своему рождению являются прекрасными: «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот хорошо весьма» (Быт 3:31). Но, по словам апостола Павла, всё творение «покорилось суете» и «стенает и мучается доныне», ожидая часа, когда вновь станет свободным (Рим. 8:20-22). Свободными от греха, так мучительно нас поедающего.

В конце концов, Бог — это не зло, просто мы сами часто забываем о том, как «дивны дела Твоя, Господи»!

иерей Михаил Макаров

Что предлагает мир, и что дает Бог?

Ибо все, что в мире похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего! (1Иоанна 2.16) Священное писание советует: «не любите мира, ни того что в мире» (Ин. 2.15). Это заявление выглядит отвлеченно и старомодно, особенно для христиан третьего тысячелетия, которые не пережили гонений и которые живут в странах, где христианство в почете и где называть себя христианином считается хорошим тоном. Как современному человеку не любить мир в этих условиях.
Мир манит и сильно действует особенно на юные сердца, но фактически он пуст и ничего не может дать человеку. Все люди в большей или меньшей степени попадаются на приманку броских обещаний этого мира. И только лично убедившись, что за парадной витриной мира только холод, болезнь и пустота, они либо впадают в пессимизм и отчаяние, либо, безнадежно махнув рукой, влачат однообразное и безрадостное существование, и лишь немногие обращаются за помощью к Богу. А ведь даже не погружаясь в мирские похоти, можно предвидеть их конец. Весь человеческий опыт еще с глубокой древности свидетельствует, что мир ничего не может дать душе человека.
Царь Соломон в книге «Екклесиаст» дает яркое описание мира сего и результат собственных попыток найти в этом мире хоть что-нибудь ценное. Уже в первой главе он пишет, что искал познания и мудрости, думая, что они удовлетворят жажду его внутреннего человека. Но они не дали ему ожидаемого, и он нашел только суету и томление духа. Далее он описывает, как от знаний и мудрости он перешел к радостям и веселью мира сего, испив эту чашу до дна. Но и это все осталось лишь суетой. Он приобрел все, что только мог предложить этот мир, и ожидал, что, возможно, это приведет его к внутреннему удовлетворению. Он предпринимал большие дела — строил дома и растил рощи, имел множество слуг, жен, детей, неисчислимые богатства, великий авторитет, во всех народах своего времени, и «чего бы глаза мои не пожелали — я не отказывал им», — пишет он (Еккл. 2:10). Но, к концу жизни, оглядываясь на все свои дела, Соломон заключает: «И это суета!» (Еккл. 2:11).
Если кто-то из людей за всю историю человечества действительно мог испытать все прелести этого мира в их полноте, так это был именно царь Соломон. И если мир, с его радостями, знанием и богатством не дал ему внутреннего удовлетворения, то удовлетворяет ли он нас? Все, кто достаточно долго шли путем этого мира, ища в нем утешения и успокоения, неизменно приходили к тому же самому выводу: все в мире только обманчивая пустота и суета, прикрытая внешним лоском и благополучием.
Мир обещает удовлетворение, радость и покой, но он не выполняет своих обещаний. И это одинаково относится как ко всему миру в целом, так и к каждому конкретному мирскому проявлению, будь то мирская музыка, кино, театр или что-то иное. Первые прикосновения к мирским наслаждениям как будто и приносят удовлетворение, но с каждым последующим шагом появляется сознание того, что истинное удовлетворение где-то впереди. Человек делает следующий шаг, глубже погружаясь в мир, а чувство неудовлетворения усиливается… и так до тех пор, пока человек не поймет, что все напрасно. Если, конечно, он поймет это прежде собственной смерти. Вместо обещанного наслаждения, мир дает горькую старость, подорванное здоровье и безразличие. Мир никогда не отпускает своих пленников, не искалечив, не изломав и не поиздевавшись над ними в свое удовольствие.
Но то, что предлагает людям Бог, действительно удовлетворяет человека. Это истинное, постоянное и глубокое удовлетворение, душевный мир, радость, покой, непосредственный контакт с Творцом и Вседержителем всего видимого и невидимого. Что может быть лучше и слаще этого? Служение Богу, чтение Библии и молитва — все это внешне совершенно не привлекает человека, так как в плоти его отсутствует опыт общение с Богом. Человек знает, какое удовлетворение дает ему хлеб, но какое удовлетворение дает ему Небесный хлеб — ему абсолютно неведомо до тех пор, пока он не вкусит этого хлеба. Дело осложняется тем, что многие люди имеют опыт формального служения Богу, поверхностного чтения Библии, бездумной, заученной молитвы и это, конечно, не может дать им подлинного удовольствия и даже препятствует им прийти и вкусить благость Божию. Им кажется, что они знают, что такое Хлеб духовный, но это не так. Только получив личный опыт живого и непосредственного общения с Богом, они становятся способными вмещать в себя истинную отраду, перекрывающую все мирские приманки.

С.В. Санников, “Фундамент”

Опубликовано в газете «Ладья»

Богооставленность: что делать, если Господь тебя совсем забыл

Может ли Господь оставлять людей без Своего попечения? Разговор с архимандритом Маркеллом (Павуком), духовником Киевских духовных школ.

– Хорошо, когда в жизни все на пять, но иногда начинаются сплошные неприятности (это и проблемы со здоровьем, и неурядицы в семье и на работе). Тогда кажется, что Бог тебя совсем забыл и оставил. Отче, может ли такое быть?

– Богооставленность чем-то напоминает страсть уныния, но это не одно и то же. Если унынию большей частью предаются люди из-за множества грехов своих, в которых они не хотят каяться, то чувство богооставленности может возникать не только у великих грешников, но и у людей довольно благочестивых. Как объясняет святитель Иоанн Златоуст, Господь может оставлять людей без Своего попечения ради их испытания и совершенствования. Это похоже на то, как мать оставляет ребенка, учащегося делать первые шаги в жизни. Если бы она этого не делала, то ребенок так и не научился бы ходить. Он все время, даже будучи взрослым, лишь бы ползал.

– Получается, что чувство богооставленности обманчиво, Господь никогда никого не оставляет?

– Господь не оставляет человека, даже если тот из-за своих грехов отвернулся от Него. Бог терпеливо, как никто другой, ждет возвращения к Нему, так же, как Он ждал (помните из евангельской притчи) возвращения блудного сына.

– Но ведь Господь может и прогневаться на человека через его грехи, в которых он погряз и не хочет раскаиваться?

– В таком случае, по объяснению святителя Феофана Затворника, может возникать чувство богооставленности, которое сохраняется довольно продолжительное время, пока человек не осознает, на какое дно он опустился, и не раскается. Испытательная же богооставленность обычно длится недолго.

– Некоторые люди активно ходят на богослужения, исповедуются и причащаются Святых Христовых Таин, но со временем у них наступает период охлаждения к духовной жизни и они перестают посещать в храм. Это тоже богооставленность?

– Не всегда. Такое охлаждение чаще всего наступает из-за того, что они не смогли побороть свои основные грехи – гордыню, самолюбие, тщеславие. Пока им в храме уделяют особое внимание, дают особые поручения, они испытывают от этого радость, а когда такие люди остаются немного в тени из-за того, что священник стал больше уделять внимания другим, расстраиваются и теряют интерес к духовной жизни.

– Может быть, по этой же причине перестают ходить в храм и дети? Пока на них батюшка обращает внимание, дает послушание в алтаре или благословляет читать и петь на клиросе, то они чувствуют себя востребованными. Но как только появляется кто-то лучше их, из-за чувства ревности, а иногда и нескрываемой обиды, они уходят из церкви.

– Случается и такое. Еще полбеды, когда по этой причине из храма уходят дети. Они через какое-то время, когда пройдет обида, могут сюда вернуться. Страшно, когда люди взрослые, иногда даже облеченные духовным саном, делают такое. Из-за властолюбия, корыстолюбия и самолюбия, если что-то происходит не так, как бы им хотелось, они начинают обвинять не только окружающих людей, но не боятся гневаться на Самого Бога. Кто-то по этой причине начинает искать себе иных богов, уходя в раскол или секту, где не надо бороться с самим собой, а где, наоборот, всячески льстят человеческому властолюбию и самолюбию.

– Возможно ли застраховать себя и других людей от такого опрометчивого шага?

– Очень многое зависит от пастырей Церкви. Они должны стараться относиться ко всем людям ровно, с одинаковой любовью. И не только священникам, но и всем приходящим в храм Божий нужно много работать над тем, чтобы с помощью молитвы, исповеди и причастия искоренять из своего сердца гордыню, тщеславие и самолюбие. Иногда эти пороки до поры до времени скрываются за особой набожностью, но на самом деле мы можем любить больше себя, нежели Бога.

– Как подготовить себя к духовным испытаниям?

– Нужно никогда не забывать о том, что Господь, какими бы капризными и непослушными детьми мы ни были, не перестает нас любить. А потому все неприятности, случающиеся в нашей жизни, надо воспринимать как горькое лекарство, которое нас оздоровит, сделает более рассудительными, терпеливыми, не властолюбивыми и не корыстолюбивыми, а любящими Бога и других людей от всей души и от всего сердца.

Может ли Бог наказывать?

Нельзя спасти того, кто прячет руки за спину. Кто хочет упасть, все равно упадет, как его не держи. И если удерживать, то еще будет злиться. Таким образом, во вселенной существуют некоторые комнаты ужаса, куда человек приходит сам.

Может ли Бог наказывать? Может ли Бог мстить? Может ли Он помнить зло? Многие уверены, что может. Ведь в Библии есть много мест, где мы видим следы «гнева» Божьего: сожженные города, где торжествовал модный ныне в Европе грех, – Содом и Гоморра; поглощение разверстой землей самозваных конкурентов Моисея – Корея, Дафана и Авирона. Примеров несть числа – вплоть до бичевания Христом торговцев в храме.

С другой стороны, одна из ипостасей Бога – Дух, который есть Любовь. О ней сказал апостол Павел: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.

Бог есть свет и в нём нет никакой тьмы

И другой апостол написал: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине».

Как же можно это совместить? Единственным способом. Воспоминанием дней творения мира и пониманием свободы, данной человеку при сотворении мира.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

Бог создал Адама подобным себе. Главный отпечаток Божьего перстня в воске нашей души – благость и свобода. Богу не нужны оловянные солдатики, которые бы Он – как игрок – передвигал по шахматной доске. Ему нужны живые и свободные личности.

Свобода имеет выбор – любить Бога или не любить, а иначе она не была бы свободой. Человек волен идти в селения райские или, наоборот, добровольно удалиться во тьму внешнюю.

Греша, человек приходит в область, населенную дьяволами. В некий Мордор, где все гремит, взрывается, приносит смрад и боль. И Бог не может, не повредив глубинной конструкции человека, насильно выдернуть его из ужаса, в который он сам себя затащил. Нельзя спасти того, кто прячет руки за спину. Кто хочет упасть, все равно упадет, как его не держи. И если удерживать, то еще будет злиться.

Таким образом, во вселенной существуют некоторые комнаты ужаса, куда человек приходит сам. Это не гнев Божий, а наша глупость казнит нас вдали от Бога. Это наша злость, а не жестокость Бога, бросает нас в объятия беспощадных разрушителей – духов злобы. И мы по своей слепоте и жестокости свои свойства зла приписываем Богу.

Человек сам несет ответственность за свой выбор, за то, что будет написано на страницах Страшного Суда в томе, посвященном его жизни. Страницы своей хартии мы пишем сами, сию секунду, под вежливым взором переживающего за нас Христа. Гнев – это вещь, совершенно не приложимая к Богу.

Когда не было Христа и апостола Павла, не было и слов о Любви, то люди справедливо решили, что Бог – это некто вроде Небесного Царя и Судьи. Этому Судье зачем-то потребовалось создать мир. В нем Он утвердил правила. Благо – следование Его Закону. Грех – преступление перед Законом, беззаконие. Преступление предполагает наказание. Все как у людей: Царь, суд, тюрьма или санаторий.

Но у Бога все не как у людей. Он благ. Он пребывает в абсолютном покое. То, что мы подразумеваем под Его «гневом», – наша извращенная проекция Его заботы. «Гнев Божий» – это Промысл, криво отраженный в нашей душе.

Безобразничает человек – Господь лишает его силы к греху. Безумствует и приносит горе – связывает, как больного в клинике. Не потому что строг и зол, а потому что желает спасения безумцу.

Читаем в Евангелии о больном:

И вот принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И Иисус, видя веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

Отметим три важных момента, которые не уловили фарисеи.

Во-первых, его принесли к Богу. Бывает, Бог Сам пытается привлечь к себе загулявшего сына. А тут Его работу сделали люди. Значит, любовь где-то теплилась рядом с больным, и он мог ей научиться. Это частично приклонило внимание Христа к этой компании среди моря народа.

Второе – «видя веру их». Мы тоже водим своих немощных родственников по больницам, имея на руках полис или деньги. А эти пришли и без страховки, и без денег. На что они надеялись? На чудо! Ничего себе. Так вот быть уверенным, что если подергать Бога за край ризы, то вот тебе Он и даст. Для того чтобы потребовать чуда, нужно иметь абсолютную уверенность в Его любви. Нужно знать Бога. А в этом и есть вера. Ведь не делами закона они пришли покупать здоровье товарищу.

Этим поступком друзья больного исповедали новое, сказать точнее, забытое качество Бога – благость и любовь. И свидетельство было публичным, что в данном случае тоже было важно.

И, в-третьих, Христос, зафиксировав первые два момента, учит больного: «Делай точно так же, как твои друзья: люби ближнего и знай, что Бог благ. Бог называет тебя чадом, уясни, что Он не царь, не судья, а Отец тебе!»

«Дерзай» – так говорят ребенку, делающему первые шаги.

«Прощаются тебе грехи» – в этом диалоге означает, что если заблудший сын меняет вектор движения от погибели к Богу, то он больше не грешен.

Не случайно в Слове Иоанна Златоуста, читаемом на Пасху, написано:

«… любочестив бо Сый Владыка, приемлет последняго, якоже и перваго: упокоевает в единонадесятый час пришедшаго, якоже делавшаго от перваго часа. И последняго милует, и первому угождает, и оному дает, и сему дарствует, и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит».

Потрясающие откровение святого: и дела приемлет, и намерение целует, и деяние почитает, и предложение хвалит.

То есть Богу не так важны дела, как цель, к которой стремится душа.

Именно разное понимание греха и породило конфликт фарисеев и Христа. Фарисеи были возмущены УДО – условно-досрочным освобождением больного. Ведь им казалось, Бог такой же, как они – судья, прокурор, охранник в одном лице. Мы часто приписываем Богу свои немощи.

Вот на преступника наложено наказание, внесен приговор, назначен срок. От народа Израиля такому преступнику позор и изоляция. Для фарисеев грех – статья Закона. Для Христа грех – вектор, движение от Бога. То есть грех – все, что сделано без Бога. А благо – все, что сделано во имя Бога. Очень просто, если положить в основу любовь. Для фарисеев основа закона – страх. Для Христа – любовь. В глазах фарисеев пришел некто, ломающий Закон и вводящий новые правила.

Покушение на Закон в их глазах было покушением на основы мироздания, на основы договоренностей Бога и человека. Бог ранее ничего им не говорил о любви по их жестокосердию. Но когда в Израиле накопилась критическая масса людей с чистым и милостивым сердцем, новый этап откровения стал возможен.

И самая главная тема конфликта – присвоение Христом Себе полномочий Бога: оставлять грехи. Для иудеев Бог был подобен какому-то грозному, великому, непостижимому существу. Его слава лишь отчасти была видима ими в светлом грозном облаке, блистающем молниями и водившем Израиль по пустыне.

Вот тут-то и проходит очень важная грань познания Бога в истории человечества. Поступок Христа был молнией личного откровения. Бог Сам приподнял завесу Своей таинственности. Сам, желая мира, постарался устранить отчуждение. Сам напомнил о Своей феноменальной близости. Он дал новую трактовку греха как нежелания человека любить Бога. Он показал, что не хочет общаться со своим творением посредством договора. Мы ведь не бизнес-партнеры, а родня.

Этим исцелением Христос напомнил забытые слова о том, что сказал Бог в день творения Адама:

Сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему.

Ясно, что не по внешнему подобию, а по внутреннему. А внутренняя печать и есть часть Бога, живущая в нас. Печать Бога в душе – это не мертвый штамп на бумаге. Душа – не бумага, а образ – не мертвый оттиск. Это отражение в живом зеркале живого Образа. Он не только внешний! Он и внутри человека. Он всеобъемлющий. Живая печать Бога вообще видна на всем, что есть в мире. Бог рядом.

Христос, по сути, не сказал ничего нового. Просто фарисеи забыли о главном, о божественных дарах, об отцовском перстне на руке: о свободе, родстве и любви. И это оказалось страшным в своих последствиях. Не потому был разрушен Иерусалим, что иудеи распяли Христа и кричали:

– Кровь Его на нас и на наших детях.

Христос жалел город и плакал, глядя на Иерусалим, готовящийся рухнуть в бездну. Христос не мстил. Это люди распявшие Христа, отведя руки Бога, сами прошли ворота Мордора и отдали себя во власть разрушения.

Что можно было сделать, если и слезы, и радость Христа не смогли их остановить: «Целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному».

Никто не желал смерти Иерусалиму, кроме него самого. Народ перестал соображать, что Закон и жизнь в Боге есть разные вещи. Грехом Иерусалима стало то, что вектор его движения стал направлен не в сторону Бога, а в сторону механического Закона, прочь от Замысла Бога, реализованного во дни творения.

Этот диалог с фарисеями был попыткой напоминания о существе отношений между Богом и человеком. Христос не гневался и укорял фарисеев довольно мягко. Вообще, они были единственными оппонентами, с кем он считал нужным говорить. Он призывал их посмотреть не на букву закона, а на свое сердце, которое должно были ликовать, находясь рядом с Господом. А оно не дрогнуло и осталось недвижимым. Христос тщетно пытался разбудить их сердца. Он остался верен Своему доброму, неожиданному для них отцовскому чувству:

– Для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

Он считал нужным говорить с ними. Он считает нужным говорить и с нами добрыми словами, ожидая, когда мы повернемся к Нему лицом.

Как хорошо об этом обращении сказано в восьмой молитве Иоанна Златоустого вечернего правила:

«Ей, Господи мой и Творче, не хотяй смерти грешнаго, но якоже обратитися и живу быти ему, даждь и мне обращение окаянному и недостойному; изми мя от уст пагубнаго змия, зияющаго пожрети мя и свести во ад жива».

Драматургия тех дней и сегодня актуальна для каждого человека, живущего в мире. Мы можем сами выбирать, кто нам Бог: Судья или Друг, Отец или некто внешний. Сами устанавливаем с Ним отношения: договор или любовь. Сами решаем, что нам думать о Боге – зол Он или благ. Человек может даже решить, что Бог ему не нужен. Решение быть с Богом или без Него – главное решение в жизни. А следующее решение – кем мы хотим видеть Бога.

Ему хочется, чтобы мы были Ему чада. Ему хочется быть родным Отцом.

Главное – не ошибиться, как уже однажды ошиблись люди, спорящие со Христом. Им хотелось, чтобы он был Царем и Судьей, жить с ним по Закону, выключив сердце, вытолкнув Бога на небо. Им хотелось что-то отдать Богу, а что-то оставить себе. Зажать.

Бог оставил человеку некоторое пространство свободы внутри его личности. А человек, пользуясь свободой, решил его существенно расширить. Что, собственно, и было предметом первородного греха. Человеку захотелось иметь свое собственное пространство, в которое бы Бог не входил по договоренности, по Закону. Вот мир Бога и Церкви, а вот мой личный мир, в котором хозяин только Я. И законы в нем только мои.

Знакомая всем нам история.

Такая поврежденная душа похожа на разбитое зеркало, которое отражает осколки. Поэтому оно видит часть мира с Богом, а часть – без Него. Только в кривом и разбитом зеркале в Боге виден дух гнева.

А Он – Любовь. Это ж Господи зрячему видно, а для нас повтори:

Бог есть свет и в нём нет никакой тьмы.опубликовано econet.ru.

Протоиерей Константин Камышанов

Если у вас возникли вопросы, задайте их

Бог знает, что — делает. Бог всегда ПОСТУПАЕТ – ПРАВИЛЬНО и справедливо.

Какие добрые привычки необходимо — развить, прежде всего?

1) Привыкнуть выполнять молитву — ТЩАТЕЛЬНО, неторопливо, с наивысшим вниманием.

Приучить себя к постоянному ПРОЧИТЫВАНИЮ — утренних и вечерних молитв.

2) Приучить себя к ПОСТОЯННОЙ — в течение всего дня — молитве. Выходишь из дома, НАЧИНАЙ — про себя читать молитвы: «Отче наш, Иисусову, Богородицу, Господи помилуй». И так, читай, пока не вернешься домой, и дома тоже НАВЫКАЙ — читать про себя молитвы – когда делаешь домашние дела.

В отношении к ближним приучить себя:

1) К тщательному СБЕРЕЖЕНИЯ — своего МИРНОГО состояния духа, имея отвращение к спорам, раздражению, ссорам, упрекам, укорам и т.п.; Проси Бога, чтобы Господь научил тебя – ХРАНИТЬ Мир.

2) К предпочтению воли — ближнего, а не своей;

3) По возможности, к исполнению всех — просьб ближнего, не противоречащих совести или интересам других, ставя целью успокоение духа ближних;

4) Посетителей принимать как посланных от Бога, оказывая им гостеприимство, радушие и помощь.

5) Если, кто вас обидел или оскорбил – ПРИУЧАТЬ себя – тот час же – ПРОЩАТЬ обидчиков.

В отношении слова приучить себя:

1) К скудости слов, то есть, НЕ ГОВОРИТЬ — ничего лишнего и ненужного, не празднословить.

2) Иметь отвращение — ко лжи и осуждению других и от сквернословия;

3) В основе всех слов иметь — любовь к поддержанию в других бодрости духа;

4) К частому произношению слов: «ПРОСТИ», «благодарю», «пожалуйста», «разрешите».

В делах приучить себя:

1) Проверять себя перед — всяким делом: можно ли получить на него благословение Господне;

Без молитвы никакого дела – НЕ НАЧИНАТЬ, а закончив работу – благодарить Господа.

2) К неторопливому, тщательному и своевременному — выполнению всех дел;

3) Не быть ни одной минуты — в праздности; Ибо праздность и безделье – ТОЛКАЕТ ко греху.

4) Приучить себя к возможно более раннему — подъему с постели, СРАЗУ — вставая с нее.

Умывшись – тут же вставая на коленочки – НАЧИНАТЬ читать утренние молитвы.

В отношении пищи приучить себя:

1) Принимать пищу только в определенное время – если есть такая возможность;

2) Есть и пить мерою, без пресыщения – не переедать;

3) Всегда ПРИНИМАТЬ — пищу с молитвою и благодарением, как дар Божий.

В области мышления приучить себя НЕ ДОЗВОЛЯТЬ — мыслей маловерия, неприязни, осуждения. Схиигумен Савва (Остапенко).

Господь милует не только дающих — милостыню, но и всех их – родных и близких, даже тех, которые по своему неразумию — противятся этому благому делу. Всем им будет за это помощь на мытарствах». Афонский старец иеросхимонах Иероним (Соломенцев)


Надлежит ПРИЗЫВАТЬ — благодатную помощь Божию — либо словами, либо мысленно: Господи, благослови! Господи, помоги!

Без помощи Божией мы НЕ МОЖЕМ — ничего сделать полезного и спасительного; а если, делаем что-либо без испрашивания — благодатной помощи у Бога на свое дело, то этим только обнаруживаем свою — духовную гордость и противимся Богу.

Призыванием имени Божия мы ПОЛУЧАЕМ — благословение от Господа,Который скажет в день он: «приидите благословеннии Отца Моего и наследуйте Царство уготованное вам от сложения мира». А те, кто не будет иметь на себе печати благословения Божия, — тем скажет: «отойдите от Меня, Я вас не знаю»…

Вот, как ВАЖНО — для нас ПРИЗЫВАНИЕ — имени Божия и получение благословения от Него — на все наши дела, (и в особенности пред чтением Св. Писания, и пред молитвою!). Схиархимандрит Кирик Афонский

О, как это СТРАШНО – НЕ ПРОЩАТЬ ближним нашим — прегрешений их! Разве мы знаем, что происходит в их сердцах? Может быть, они слезно КАЮТСЯ — пред Богом в той обиде, которую — причинили нам, а мы, НЕ ЖЕЛАЯ — ничего знать, грубо и безжалостно — ОТКАЗЫВАЕМ им в прощении. Вспомните, как прощал Господь, как прощал — разбойника на кресте, как прощал — мытарей и блудниц. А мы часто БЫВАЕМ — безжалостны, часто упорствуем, НЕ ПРОЩАЯ — ближних своих. Cвятитель Лука Войно-Ясенецкий

Когда-то один человек сказал: «Как это стать на колени — перед иконой? Человек — не должен себя уничижать!»Родненькие, сколько мы в жизни становимся на колени – перед обстоятельствами, перед властями, перед силу имущими, перед деньгами, перед лукавством. Сколько мы раз становимся на колени и даже сами того не знаем. Да не будет этого!

Никогда во грехе не становитесь — на колени! Но перед Богом — НАДО вставать на колени — всегда, потому что Бог — есть Любовь!И ничто нас не сможет — смирить и сделать людьми, кроме Любви. И вот, будем любить, и БУДЕМ — стоять перед Любовью, перед Богом, перед Христом — на коленях! И будем ДОСТОЙНЫ — этого Божьего права, встать перед — Ним и сказать: «Господи, я стою в смирении, я стою в покаянии, прости мне мои все тяжкие, горькие грехи и подними меня для жизни, для жизни — не грязной, а чистой!» Протоиерей Владимир Астахов.


Преподобный авва Исайя: «Если в каком-либо случае сделаешь погрешность, не прикрывай сего ложью от стыда, но с поклоном — ПРОСИ прощения, (у кого должно), и погрешность твоя — ПРОСТИТСЯ тебе». Каждое коленопреклонение совершай с мысленным — призыванием Христа.

Святитель Василий Великий: «Каждым коленопреклонением и восклонением от земли на самом деле — ПОКАЗЫВАЕМ, что чрез грех ПАЛИ — мы на землю, и человеколюбием Сотворшаго нас воззваны на небо.»

Вот я, убогий Серафим, прочитываю — Евангелие ежедневно. В понедельник читаю от Матфея от начала до конца, во вторник – от Марка, в среду – от Луки, в четверг – от Иоанна, в последние же дни разделяю Деяния и Послания апостольские и ни одного дня не пропускаю, чтобы не прочитать Евангелия и Апостола дневного и святому. Через это не только душа моя, но и само тело услаждается и оживотворяется оттого, что я беседую с Господом, содержу в памяти моей жизнь и страдания Его, день и ночь — славословлю, хвалю и благодарю Искупителя моего — за все Его милости, изливаемые роду человеческому и мне, недостойному.

Душу снабдевать надобно — словом Божиим, ибо слово Божие, как говорит Григорий Богослов, есть хлеб Ангельский, имже питаются души, Бога алчущие. Всего же более должно упражняться в чтении Нового Завета и Псалтири…

От сего БЫВАЕТ — просвещение в разуме, который от того изменяется — изменением Божественным. Надобно, так себя ПРИУЧИТЬ, чтобы ум как бы плавал — в Законе Господнем, которым руководствуясь, должно СТРОИТЬ — жизнь свою. Очень полезно заниматься чтением слова Божия в уединении и прочитать — всю Библию разумно. За одно таковое упражнение, кроме других добрых дел, Господь – НЕ ОСТАВЛЯЕТ человека милостью, но исполняет — его дара разумения.» Преподобный Серафим Саровский.

Статьи, аналитика, видео»

  • Можно ли венчаться православным с католиками и протестантами?
  • Цап-царап или почему простота хуже воровства
  • Химера Либры
  • За каждую пядь семьи
  • Жертвы неверных теорий
  • Семнадцатый
  • О семи горячностях духа
  • Как происходили разводы на Руси
  • Хеллоуин — темные истоки
  • Как Суворов поссорился с Потемкиным?
  • Юноша — пустыннолюбец (притча)
  • Как Петр I устроил ~кровавую баню~ на Красной площади
  • Стрельба на улицах Нью-Йорка
  • Владимир Старицкий – последний удельный князь Руси
  • Почему мужчины в России не доживают до 65
  • О массовом бесновании в современном мире
  • Земли и золото
  • Золотая афера ~хозяев денег~
  • ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДНЕ
  • Трамп .vs Гренландия
  • Блокада Ленинграда: КАБЕЛЬ ЖИЗНИ
  • УСПЕНСКИЙ ПОСТ
  • ПОДКАБЛУЧНИК — кого на Руси называли этим словом?
  • Теневой вектор
  • Синестезия
  • Самый ядовитый город в мире
  • Пять известных святынь, которые могут исчезнуть совсем скоро
  • Инструмент уничтожения России
  • Гонконг: жить в ящике или умереть
  • Как достучаться до детской души?
  • О наркотиках. В.Г. Жданов. (ВИДЕО)
  • Столичная Припять
  • Людоеды и альтруисты
  • Русские мушкетеры: как сражалось стрелецкое войско
  • Бедность, как спасение России
  • Воззрение на Святую Троицу (видео)
  • Мир ~1984~ Джорджа Оруэлла, оказался пророческим
  • Трудности семейной жизни
  • Кризис мужского пола в США
  • Последняя искра
  • За что вы будете платить через 20 лет?
  • Притчи о Любви
  • Хулители святых, наказываются Богом
  • Макрон увидел в США угрозу Европе
  • Wangiri (One Ring): мошенничество с платными номерами в США
  • Жизнь и смерть ~Князя Ходынского~
  • На пороге
  • За двадцать лет до распада СССР
  • Легальные наркотики: Как Америка подсела на антидепрессанты?
  • История первой опиумной войны Китая против Англии
  • Россия — Китай: как брак по расчету
  • События, которые пережил Нотр-Дам с XIV века
  • Насилие над ДНК и слежка за людьми
  • Чеченцы о Москве
  • Преподобная Мария Египетская — сокровище пустыни
  • Девочка и дракон (сказка)
  • Как СССР пытался осваивать Венеру
  • История Казначейства США
  • Проект советского биоробота: правда или фейк?
  • Горбачёв и его хозяева
  • Бабушкин сундук
  • Новый вид человека (видео)
  • Арабы против викингов
  • Изысканная реклама проституток XVIII века
  • 20-летняя схимонахиня
  • Загадка Голиафа
  • Осуждение ближних разрушает внутренний мир
  • Радиосвязь 5G: почему телекоммуникационные технологии из КНР, пугают США
  • Что, если бы не убили Джона Кеннеди
  • Вся правда о микрозаймах
  • Подземные города Гитлера
  • Святая Блаженная Ксения Петербургская
  • Под колпаком генетического оружия
  • Об искушениях
  • Страшная десятка наркотиков-убийц
  • О мальчике Воле и синенькой шубке
  • Князь Иван Калита: первый финансист Древней Руси
  • О милости и о суде. (святитель Василий Великий)
  • ТВ-программы, убивающих мозг
  • Зоино стояние: чудо святого или бабкина сказка?
  • В Рождество – на эшафот
  • Чистый снег (рассказ)
  • Покойники второго разряда
  • Самые страшные эпидемии в истории человечества
  • В гостях у Иоанна Кронштадтского
  • Правление Бориса Годунова: борьба за власть и геополитика
  • Избранники Божьи…
  • Есть таки справедливость.
  • Какие древние семьи вершили судьбу Европы
  • Соль земли
  • Кто больше гробит экономику Россию?
  • Чиновников, как прорвало
  • Как иезуиты использовали Лжедмитрия
  • Что надо знать о дьяволе
  • Церковные колокола — на стройки индустриализации
  • Религиозное образование детей
  • Россию превращают в ад: нашествие растлителей нужно остановить!
  • ~Разум кичит~ (Святой Паисий Святогорец)
  • На что не разрешали смотреть женщинам на Руси
  • Самовары. Ложь об инвалидах той Войны
  • Нерусская рулетка
  • Слово о молитве
  • Эволюция екатерининского рубля
  • Лондон не возвращает золото Венесуэле
  • Эрдоган получил неограниченный контроль над экономикой
  • Слово ~прости~ в нашей жизни
  • Нерассудительная любовь
  • Красный дракон
  • Михаил Хазин, о выступлении президента…
  • Как ругались на Руси без мата
  • О воздушных мытарствах
  • США вступают в валютную войну
  • Тайная Вечеря: что нужно знать
  • Подлость генералов-февралистов: пролог революции
  • Кредит под честное слово
  • Великий ревнитель о славе Божией
  • 7 засекреченных техногенных катастроф СССР
  • Течение Гольфстрим выносит Европе приговор.
  • Герман Аляскинский: православный просветитель Америки
  • Зачем русских мужиков приписывали к определённому кабаку
  • Зачем Китаю атомные ледоколы?
  • Маутхаузен: Лестница Смерти
  • За что убили последних Дивеевских святых
  • Что американцы едят на рабочем месте
  • Неоднозначный святой
  • Наложницы в крепостной России
  • Криптомайнеры атаковали 40% организаций в мире
  • Странная история
  • Бомба для Первомая
  • Иезуиты в России и в мире
  • Святой Иов Многострадальный
  • Колонии Великобритании
  • Как жил рабочий до революции
  • Грузинский старец Гавриил: антихрист стоит у двери и не то что стучится — ломится
  • Реклама массового поражения
  • Позвольте Богу вам помочь
  • Российские горожане. Сто лет спустя…
  • Эмансипация ростовщичества
  • Донская икона
  • 7 обрядов древних славян
  • Как Нью-Йорк от кашля лечился…
  • Священник: Церковь — собрание грешных, а святые ходят в консерваторию
  • Для чего установлен Великий пост?
  • Дворники Российской Империи
  • Невоплощённая Москва
  • ОХЛАДЕЛА ЛЮБОВЬ…
  • Как на самом деле устроены православные клубы и сайты знакомств
  • Русь до крещения
  • Что, если бы Россия была католической страной?
  • ВАКЦИНЫ — УБИЙЦЫ…
  • Фирман Мухаммеда
  • Человек есть то, что он помнит
  • Люторские ереси в петровской России
  • СКОРЫЙ В БЕДАХ ЗАСТУПНИК
  • Тайны беловежского сговора
  • 5 священников, героев Первой мировой войны
  • Как на Руси появилась единая национальная валюта
  • Прогноз Сороса: до банкротства России осталось 24 дня
  • Экономика России: адаптация, а не реформа
  • Быстрее, выше, дороже: почем спорт в США?
  • Таинства православной церкви: каков их смысл?
  • Разрушительный эффект сетевой экономики
  • Профессор Катасонов: Приготовьтесь к фениксу
  • Какие бывают иконы?
  • Глобальной экономике угрожают политические риски
  • Кому принадлежит долг США?
  • Планы ядерного удара по СССР в сентябре 1945 года
  • Юродивые. Кто они?
  • Как вести себя на собеседовании
  • Система распознавания лиц
  • Что такое пост и можно ли поститься детям?
  • Ленд-лиз для фашистской Германии
  • Тайное послание Николая Носова. Незнайка на Луне
  • Почему в доме должна быть икона Казанской Богородицы
  • Российское поколение Z
  • Каким был русский хлеб в средневековье
  • Сию икону писал зубами крестьянин Григорий Журавлев, безрукий и безногий…
  • Жертвы информационного терроризма
  • Монах должен уподобиться мудрой пчеле
  • Усекновение главы Иоанна Крестителя
  • Раб окупается за неделю: как устроены невольничьи рынки в России
  • Нефть и банки: как США хотели бы ~закрыть~ КНДР
  • Женщины Древней Руси: какими они были
  • Ядерный Ким и большая проблема США
  • Жадный монах
  • Банкстеры скупают корпорации мира
  • Призрак на замену
  • Прожить жизнь набело
  • О скудости и богатстве
  • Пантелеимон: Врач, христианин и мученик
  • Бес, лести предан
  • Остарбайтеры
  • Фильм-притча. «Чем люди живы?»
  • Куда пропадают наши дети? (18+)
  • Святой пророк Илия: житие
  • Кому принадлежит Биткоин?
  • Как стирали Великую Тартарию?
  • Мать Тереза
  • Бешенцы
  • О терпении болезней
  • Кто свергнул царя?
  • О семейной жизни: cвятой Паисий Святогорец
  • НДС – самый любимый налог преступников
  • Записки Вареньки Доброселовой
  • ~Западные~ дети российских чиновников
  • Мат – это медленное самоубийство нашей нации
  • Подрастите, девочки… вы еще зеленые…
  • Кредит на войну
  • Крах самодержавия. Часть 2
  • Чудотворные источники Дивеева
  • Мишкина каша (ювенальный детский триллер)
  • В ответе за великую Россию
  • Крах самодержавия. Часть 1
  • Мост
  • ГЕННАЯ «ИНЖЕНЕРИЯ» КАК ОРУДИЕ ГЕНОЦИДА
  • Кто правит международными корпорациями
  • Память о смерти научит внимать самому себе
  • Золотой миллиард. Сытый голодного не разумеет
  • ~Китайская карта~ Киссинджера
  • Даст тебе Господь по сердцу твоему
  • Иллюминаты: факты из истории тайного общества
  • Печальная история Гавайского королевства
  • Рыцари Круглого Стола: заговор против России

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *