Бог в христианстве

Представление о Боге в Православии

С древних времен люди пытаются определить сущность Божественного, выразить свое представление о Боге и опыт соприкосновения с Ним. В русском и других славянских языках слово «Бог» восходит к санскритскому blаgа (одаряющей, наделяющий) и blagas (достояние). Этим выражается представление о Боге как о полноте бытия, всесовершенстве и блаженстве, которые не остаются внутри Божества, а изливаются на мир, одаривают Своей полнотой и богатством всех, соприкоснувшихся с Ним. Греческое слово theos (Бог) произошло, по свидетельству святителя Григория Богослова, от глагола ethein (зажигать, гореть), то есть согревать людей Своим теплом и любовью. Английское Gоd и немецкое Gott происходят от выражения «падать ниц», то есть поклоняться. Имя, с которым Бог открылся древним евреям, – Yahweh (Яхве) – означает Сущий, и есть живущий сейчас, находящийся здесь, чем подчеркивается вечность и полнота Его бытия. Древние евреи не произносили это имя вслух из-за благоговейного трепета перед Ним, понимая, что на человеческом языке нет слова, раскрывающего сущность Бога, приобщиться к которому можно только в трепетном молчании.

«Познавать Бога» – в Православии означает приобщаться к жизни Самого Бога, становиться, по свидетельству Священного Писания, «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1, 4). Эти слова не оставляют никакого сомнения в возможности реального соединения человека с Богом: оно обещано Богом в Его Откровении и возвещено как конечная цель, как непреходящее блаженство. Однако Священное Писание одновременно свидетельствует и об абсолютной Божественной непознаваемости: Бог «обитает в неприступном свете» (1 Тим. 6, 16), «разум Его неизмерим» (Пс. 146, 5). Православная Церковь разрешает антиномию (противоречие между двумя одинаково логически доказуемыми предложениями) познания непознаваемого Бога учением о различении в Боге Сущности – неприступной, непознаваемой природы и познаваемых энергий или Божественных действий, посредством которых Бог открывается в мире. Это учение возникло в первые века существования Церкви как попытка святых отцов осмыслить отношение Бога к миру, в XIV веке оно было окончательно сформулировано святителем Григорием Паламой.

Согласно этому учению, христианство, как и другие монотеистические религии (иудаизм, ислам), признает непостижимость Сущности Бога (Что Он есть) для человеческого познания. Однако это не означает, что человек совсем не может познавать Бога: непостижимый в Своей Сущности, Бог познается в Своих действиях или энергиях (аналогично тому, как не постигая сущности тварных вещей, мы отчасти познаем вещи через их свойства): «вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы» (Рим. 1, 20). Другими словами, христианство исповедует Бога, Который одновременно трансцендентен (запределен) и имманентен (внутренне присущ) миру. Отсюда два взаимосвязанных пути богословия (богопознания) – апофатический (путь отрицаний) и катафатический (путь утверждений).

Суть апофатического богословия заключается в том, что Бог выше всяких имен и определений, которые человек сформулировал в процессе изучения тварных вещей. В этом смысле Бог есть ни ум, ни слово, ни мысль, ни число, ни сила, ни свет, ни жизнь, ни время, ни вечность, ни истина, ни премудрость и т.п. в известном нам значении. Поэтому путь апофатики – путь не рационального, а опытного познания Бога через аскезу – полное отречение от всего земного, в том числе и от себя, духовное восхождение, целью которого является таинственное личное соединение с Живым Богом.

Ниже таинственного и невыразимого познания Божества стоит познание катафатическое, которое доступно нашему уму и заключается в постижении Бога через Его проявления (энергии) в мире. Энергии раскрывают нам бесчисленные имена Божии, о которых свидетельствует Священное Писание: Премудрость, Сила, Правосудие, Жизнь, Любовь, Свет, Творец, Спаситель и бесконечное количество других имен, которые остаются нам неизвестными, поскольку мир не может вместить всей полноты Божественного проявления.

Оба пути – апофатический и катафатический взаимосвязаны и служат для достижения личного соединения человека с Богом, что по учению Православной Церкви является целью жизни человека. Подробнее о цели жизни и назначении человека будет сказано в разделе «Православная антропология».

В Священном Писании встречаются различные имена Бога: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр., 1, 8); «Господь Бог есть истина» (Иер., 10, 10); «Бог есть, дух» (Ин., 4, 24), «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1 Ин.1, 5); «Бог есть любовь» (1 Ин., 4, 8; 4, 16) и др. Все эти выражения не раскрывают сущность Бога, а лишь отражают, различные Его свойства. Некоторые из них подчеркивают Его превосходство над видимым и невидимым миром, Его власть над ними (Саваоф – Господь небесных воинств; Господь сил, Господь веков, Царь славы. Вседержитель и т.д.). Другие (Святой, Святыня, Благой и т.д.) показывают, что Он имеет в себе всю полноту святости и добра, отдавая их Своим созданиям, освящая их. Именами Спасение, Искупление, Избавление, Воскресение подчеркивается, что только в Нем (Иисусе Христе) осуществляется спасение человека от вечной смерти и воскресение к новой жизни. Имена Правда и Любовь говорят о Божественной справедливости, долготерпении и всепрощении. В Библии также встречаются имена Бога, связанные с символами и аналогиями видимого мира: Его сравнивают с солнцем, звездой, огнем, ветром, облаком, камнем и т.д.

Человек не может понять всю сущность Бога, дать Его определение, так как любое из них показывает «предел» человеческого понимания и поэтому ограничено и неполно: «мы видим как-бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор., 13, 12), но человек может приблизиться к пониманию Божественных действий в окружающем мире и тем самым попытаться определить свойства Бога. В святоотеческой и богословской литературе выделяются следующие Божественные свойства:

– безначальный и несотворенный, то есть Он не имеет над Собой никакого высшего начала или причины Своего существования, но Сам является причиной всего, Он свободен от внешнего воздействия и никто не создал Его;

– бесконечный, беспредельный, вездесущий, то есть существует вне категории пространства, наполняя собой все. Его нельзя измерить илисравнить ни с кем и ни с чем;

– вечный, то есть существует вне категории времени, для Него нет прошедшего или будущего, а только настоящее;

– всеблагий, то есть любящий весь мир и дарящий каждому в нем столько благ, сколько ему необходимо;

– всеведующий и премудрый, то есть знающий и видящий все существующее и возможное в настоящем, будущем или прошлом как в мире в целом, так и у каждого создания в нем;

– всеправедный, то есть имеющий святость как высшую духовную ценность, милосердный и справедливый;

– всемогущий, то есть делающий все, что угодно Его мысли, благодати и воле;

– неизменяемый, так как изменение – признак несовершенства, отсутствующего у Него. Но при этом Он не есть неподвижность, Его существо есть жизнь, полная сил и деятельности, так как Он Сам в Себе жизнь, а жизнь – Его бытие.

Бог обладает постоянством и неизменяемостью, Он всегда веренСамому Себе: в Своем действии и свойствах Он всегда пребывает один и тот же. Он совершенен, поэтому прост и несложен, то есть не делится на части и не состоит из частей, каждая из которых в отдельности несовершенна. Троичность Его Лиц не изменяет Его единую Божественную Природу, Бог бестелесен, то есть Он не есть материальная субстанция и не имеет тела, Его природадуховна. Бог невидим, неосязаем, неописуем, необъятен, недоступен, неуловим для человеческого ума, так как превосходит его. Человек может приобщиться Богу, стать причастным Ему, но никогда не сможет понять Его, так как понимание – это конечный результат познания.

Христианское богословие говорит о пути познания Бога, который основан на отказе от попыток логическим путем понять Его, Бог не есть предмет познания, Он выше познания, и знания о Нем достигаются не через размышление о Нем, а через соединение с Ним. Понимание Бога через причастие Ему, то есть через веру в Него и жизнь в Нем (духовную жизнь и религиозную практику), в Православии есть путь Его познания: Богопознание представляет собой образ жизни, а не образ мыслей.

Христианство полностью основано на Божественном Откровении, то есть в соответствии с представлениями христиан Бог Сам открыл Себя людям, чтобы они знали Его волю и, исполняя ее, следовали путем спасения. Теологи различают сверхъестественное Откровение и естественное богопознание. В свою очередь, сверхъестественное Откровение делится ими на общее и индивидуальное.

Согласно христианскому вероучению, общее Откровение дается через особо избранных Богом людей (пророков и апостолов) для возвещения истин веры широкому кругу лиц (отдельному народу или всему человечеству). Это Откровение дошло до наших дней как в записанном виде (Священное Писание или Библия), так и в виде Священного Предания, сохраненного Православной Церковью в ее практической жизни. При этом важнейшим признаком, присутствующим в христианском Откровении, которое позволяет отличить его от философских построений или человеческих фантазий, является святость, нравственная или духовная высота самого учения, равно как и идеал этого учения, явленный в облике Иисуса Христа. Центральные истины христианского учения (о Троице, Боговоплощении, Спасителе распятом и воскресшем, всеобщем воскресении и др.) в корне отличаются от предшествующих ему религиозных философских систем.

Ярким свидетельством сверхъестественности христианского Откровения богословские авторы считают пророчества, то есть предсказания которые не основывались и не могли быть основаны на научных расчетах, особом знании психологии, истории, экономики или политики. Так, например, в Евангелии от Матфея, написанном около 62 года, содержится широко известное пророчество о судьбе еврейского народа и города Иерусалима: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24, 2, и ранее 23, 35 – 38). Действительно в 70 году Иерусалим был разрушен римскими войсками. В Евангелии от Луки, написанном около 63 года, сообщается, что Дева Мария в состоянии особого духовного подъема произносит: «отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1, 48). Евангелист не усомнился записать эти слова молодой девушки, хотя с естественной точки зрения они выглядели, по крайней мере, странно. Однако действительно с того времени и до сего дня все христианские народы прославляют тогда еще мало кому известную молодую жительницу Назарета, поклоняются Ей и почитают Ее как Богородицу. На страницах Библии таких пророчеств очень много. Однако их следует отличать от ложных предсказаний, которые не содержат в себе главного – стимула к нравственному изменению человека и его духовному обновлению, а также носят порой весьма общий и расплывчатый характер (например, «пророчества» Нострадамуса или современных магов и астрологов).

Другим свидетельством христианского Откровения богословские авторы считают чудеса – такое чрезвычайное Божественное воздействие на людей или природу, которое выходит за границы известных естественных закономерностей и ставит человека со всей очевидностью и несомненностью перед лицом Бога. При этом чудеса бывают внешние (воскрешение мертвого, исцеление неизлечимо больного, прекращение стихийного бедствия и т.д.) и внутреннее (нравственное перерождение, неожиданное возникновение твердой веры в Бога и т.д.). В отличие от фокусов, галлюцинаций, гипноза, экстрасенсорики и иных подобных явлений, действующих лишь на воображение, психику и нервную систему человека, подлинное чудо всегда сопряжено с определенным духовно-нравственными изменением человека – раскаянием, обращением к Богу или, наоборот, к богоборчеству и т.д. При этом святоотеческая литература предупреждает о необходимости осторожности и рассудительной недоверчивости к разного рода необъяснимым явлениям, чтобы не принять за истину ложное «чудо». Для церковного признания чуда необходимо тщательное исследование возникшего явления компетентной церковной комиссией и утверждение ее выводов Священным Синодом (в крайнем случае, правящим епископом). В истории Церкви было и есть множество истинных чудес, продолжающих удивлять скептиков.

В соответствии с представлениями христиан, индивидуальное откровение не дается всем людям и в нем не сообщаются какие-либо принципиально новые истины, а углубляется познание об общем Откровении. Однако в житийной литературе и святоотеческих трудах можно встретить описание такого вида откровения. При этом, конечно, следует понимать, что многие духовные переживания «нельзя пересказать» (2 Кор., 12, 4), поэтому в такой литературе, несмотря на описание видений и состояния святых, передается лишь внешняя сторона такого откровения. Это обстоятельство необходимо учитывать при знакомстве с трудами Отцов Церкви или житиями святых.

Вместе с тем следует осознавать, что любопытство и стремление любыми средствами проникнуть в духовный мир, например активное занятие спиритизмом или другими видами оккультной практики, приводит к серьезному расстройству психики. Желание человека узнать о будущем или получить «откровение из прошлого» эксплуатируют многие секты, активно вербующие адептов, например, такие как «Богородичный центр» или «Белое братство». Вместе с тем получение истинного знания о духовном мире возможно только на основе правильно построенной духовной жизни, предполагающей знание основ православной веры и принципов организации этой жизни. Первейшим этапом является осознание человеком ненормальности, гибельности своего настоящего духовного состояния и сокрушение сердца (искреннее покаяние и смирение), а не воображение, мечтательные переживания и иного рода духовный самообман.

Авторитетный сборник аскетических писаний древней Церкви «Добротолюбие» решительно запрещает такого рода «духовные упражнения», которые связаны с воображением и представлением, и в соответствии с православным учением советует не принимать никаких откровений, но пребывать в покаянии и смирении.

Естественным откровением или естественным богопознанием в теологической литературе обычно называются те представления о Боге, человеке и бытии в целом, которые возникают на основе познания человеческой природы и окружающего мира. Естественное богопознание возможно любым человеком, независимо от конфессии или национальности, так как каждый может при внимательном наблюдении увидеть красоту окружающего мира, его гармонию, разумность и стройность законов мироздания. Широко известно высказывание М.В. Ломоносова о том, «природа есть в некотором смысле Евангелие, благовествующее громко творческую силу, премудрость и величие Бога. И не только небеса, но и недра земли проповедуют славу Божию».

Процесс естественного богоискания всегда имел место в истории, так как присущ природе человека. И до сего времени многие приходят к вере в Бога и во Христа, фактически ничего не зная о религии, христианстве, не прочитав даже Евангелие. Однако нередко искания человека становятся ничем иным как увлечением «философиею и пустым обольщением по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол., 2, 8). Так происходит тогда, когда человек ищет не смысл жизни и жизненный путь в соответствии с этим смыслом, а развлечение для ума. Поэтомуестественное богопознание без опоры на общее Откровение и знание основ православного вероучения часто страдает неопределенностью и искажением понимания Бога, духовного мира и человека, что характерно для разного рода сект и учений.

Значения термина «всемогущество»

Среди людей различных конфессий или даже одной и той же веры термин всемогущий используется для обозначения различных представлений о природе этого свойства. Вот наиболее распространённые:

  1. Бог может делать всё, что угодно, то есть ответ на вопрос «может ли Бог сделать X?» всегда «да», независимо от того, что такое X. Однако это приводит к очевидным противоречиям, например, к парадоксу всемогущества, поэтому данная позиция не поддерживается современными богословами.
  2. Бог способен сделать всё, что не несёт в себе внутренних логических противоречий.
  3. Бог может сделать всё, что сам пожелает.
  4. Бог может сделать всё, что не противоречит его внутренней сущности (так, например, если предполагается, что Бог всегда говорит правду, то он не может солгать).

Для многих философских определений понятия «Бог» можно показать, что значения 2, 3 и 4 равнозначны. Однако, во всех представлениях подразумевается, что Бог способен вмешиваться в наш мир, изменяя законы физики, ибо они не часть его сущности, а лишь принципы, по которым он создал материальный мир. Хотя некоторые современные богословы (такие как Джон Полкинхорн) придерживаются мнения, что нарушение своих собственных законов противоречит сущности Бога, поэтому он может их изменить только при наличии очень веской причины.

Схоластическое определение

Фома Аквинский признал трудность понимания божьей силы. Он писал, что хотя «все верят во всемогущество Бога… представляется трудным объяснить, в чём именно это всемогущество заключается». В понимании схоластиков всемогущество накладывает некоторые ограничения на возможности Бога, то есть его сила не бесконечна. Есть некоторые вещи, которые не может сделать даже всемогущий Бог. Средневековые богословы обратили внимание на некоторые довольно тривиальные примеры ограничений Его силы. Высказывание «Бог может всё» имеет смысл, только если подразумевать дополнительное условие «что может быть сделано с помощью Его совершенной силы». Этот стандартный схоластический ответ допускает то, что некоторые обычные возможности Его созданий, такие как ходьба, доступны людям, но не Богу. Но это означает не преимущество людей перед Богом, а, наоборот, дефект их возможностей. Способность грешить, например, — это как раз такой дефект (человеческая слабость). В ответ на вопрос о том, может ли Бог совершать невозможные вещи (например, создать круглый квадрат), Аквинский говорит: «Ничто внутренне противоречивое не входит во всемогущество Бога.»

Сравнительно недавно К. С. Льюис при работе над проблемой зла принял такую же точку зрения на всемогущество. Льюис разделяет взгляды Аквинского на противоречия:

Его всемогущество означает власть делать всё, что внутренне возможно, но не то, что внутренне невозможно. Ему можно приписывать чудеса, но не глупости. Это не полагает границ Его власти. Если вы скажете: «Бог может дать существу свободную волю и в то же время лишить его свободы воли», вы фактически ничего не сказали о Боге — бессмысленная комбинация слов не обретёт внезапно смысла потому лишь, что вы предпошлёте ей два других слова: «Бог может». По-прежнему остаётся истинным, что для Бога нет вещей невозможных — внутренние невозможности не есть вещи, а лишь пустые места. Для Бога не более возможно, чем для его слабейшего создания, осуществить две взаимоисключающие альтернативы — не потому, что Его могущество наталкивается на препятствие, а потому, что чепуха остается чепухой, даже когда мы говорим её о Боге. Льюис, 18

Отсутствие или ограничение всемогущества

Некоторые монотеисты отвергают мнение, что Бог является или может быть всемогущим или придерживаются того, что, создав существ со свободной волей, Он добровольно ограничил Своё всемогущество. В консервативном и реформистском иудаизме, а также в некоторых течениях внутри протестантизма, включая богословие процесса и открытый теизм Бог действует в мире посредством убеждения, а не принуждения. Он проявляет себя в мире, вдохновляя свои создания и предоставляя им возможности, совсем необязательно творя чудеса или нарушая законы природы.

Концепция отказа от всемогущества часто возникает из некоторых философских рассмотрений и из библейских текстов, обсуждаемых ниже.

Философские основания

Богословие процесса отвергает безграничное всемогущество по философским соображениям, аргументируя это тем, что всемогущество в его классическом понимании несовместимо с идеей совершенного Бога.

Эта мысль выражена в приписываемом Платону высказывании «Бытие — сила.»

Я утверждаю теперь, что всё, обладающее по своей природе способностью либо воздействовать на что-то другое, либо испытывать хоть малейшее воздействие, пусть от чего-то весьма незначительного и только один раз, всё это действительно существует. Я даю такое определение существующего: оно есть не что иное, как способность. Платон, 247E

Отталкиваясь от этой предпосылки, Чарльз Хартсхорн идёт дальше:

Сила — это контроль, а абсолютная сила — абсолютный контроль … сила должна применяться к чему-то, по крайней мере если под силой мы понимаем воздействие; но нечто контролируемое не может быть полностью бездеятельным, ибо любая не проявляющая со своей стороны активности вещь есть ничто; в то же время если то, на что действует сила, само по себе активно, то оно должно оказывать хотя бы небольшое сопротивление «абсолютной» силе, и как же тогда эта сила может быть абсолютной? Хартсхорн, 89

Более точно данный аргумент может быть изложен следующим образом:

  1. Если нечто существует, то оно должно проявлять активность
  2. Если существо проявляет собственную активность, то оно имеет возможность противостоять Богу
  3. Если существо обладает силой для противления Богу, то Он не обладает абсолютной силой

Таким образом, если сила Бога не абсолютна, Он должен воплощать в Себе некоторые характеристики силы, а также иметь возможности убеждения своих созданий. Эта точка зрения известна как биполярный теизм.

Наиболее известные работы, поддерживающие данную позицию, принадлежат Харольду Кушнеру (в иудаизме). Необходимость изменения значения термина «всемогущество» была также чётко высказана Альфредом Уайтхедом в начале XX века, и эту мысль как раз подхватил вышеупомянутый Чарльз Хартсхорн. Он продолжил рассмотрение всемогущества в контексте теологической системы, известной как богословие процесса.

Библейские основания

Некоторые философы и богословы отвергают всемогущество исходя из текстов Священного Писания. Они отмечают, что бо́льшая часть повествования Ветхого Завета описывает общение Бога с созданиями посредством убеждения, и только в некоторых редких случаях Он применяет силу. В Новом завете есть фраза, которая явно указывает на ограниченность возможностей Бога: это изречение апостола Павла о том, что Бог не может лгать .

Однако стоит заметить, что многие стихи Библии всё же приписывают Богу всемогущество. Некоторые подобные стихи приведены ниже:

Псалтирь 33:8-9: Да боится Господа вся земля; да трепещут пред Ним все живущие во вселенной, ибо Он сказал, — и сделалось; Он повелел, — и явилось.

Бытие 17:1: Аврам был девяноста девяти лет, и Господь явился Авраму и сказал ему: Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен.

Иеремия 32:27: вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня?

Псалтирь 107:25: Он речет, — и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его.

Парадоксы всемогущества

Основная статья: Парадокс всемогущества

Вера в то, что Бог может совершить абсолютно любое действие, порождает некоторые логические парадоксы. Вот простой пример: может ли Бог создать настолько тяжёлый камень, что он сам его не сможет поднять? Если не может, то он не является всемогущим. Если же может, то созданный неподъёмный камень будет являться ограничением возможностей Бога, ибо он не сможет его поднять. Этот классический парадокс был сформулирован ещё в Средние века. Совмещая всемогущество и всеведение, можно построить другой пример парадокса: может ли Бог задать такой вопрос, на который сам не будет знать ответа?

Блаженный Августин в своём произведении О граде Божьем высказывал мнение, что Бог не может ничего из того, что ограничивает его могущество:

Он называется всемогущим, поскольку делает то, что хочет, и не терпит того, чего не хочет; если бы последнее случилось с Ним, он никоим образом не был бы всемогущим. Потому-то нечто и невозможно для него, что он всемогущ.

То есть, Августин считал, что Бог по своей природе не может создать такую ситуацию, которая бы положила предел его могуществу.

Неопределенность понятия и другие точки зрения

Некоторые верующие черпают сведения о божественной силе из религиозных текстов и их толкований, а также своих интуитивных представлений. Они считают, что человеческий разум ограничен, иначе, по их мнению, не существовало бы нерешённых проблем физики (англ.). Такие верующие полагают, что в реальности они не могут видеть или знать, что и как делает их Бог (предполагается, что существует богоподобное существо, сознательно выполняющее некоторые действия), поэтому они не могут судить о границах его возможностей. Все наши домыслы основаны на очень скудных знаниях о Боге и на предположении, что законы физики и логики одинаковы везде (в том числе, в параллельных мирах, если таковые существуют).

Некоторые из верующих полагают, что они знают только то, что современные законы физики верны в нашей вселенной, но, возможно, в параллельных мирах они совсем другие; это даёт богоподобному существу больше возможностей, и если количество вселенных бесконечно, то может быть безграничной и сила Бога. Но, к сожалению, на данный момент нет никаких эмпирических подтверждений существования параллельных миров. См. также Нирвана, Хаос.

Рене Декарт полагал, что при развитии теории, обосновывающей наличие или отсутствие всемогущества Бога, совершается ошибка, которая заключается в том, что все заключения делаются с помощью законов логики; но быть всемогущим значит быть вне логики.

Ещё является спорным утверждение, что Бог сознательно совершает свои поступки. Например, в рамках эманатизма предполагается, что все процессы — это потоки божественной энергии. Пантеизм считает богом всё, находящееся в нашей и параллельных вселенных. Так, если кто-то совершает поступок, то в сущности это делает бог. Мы — часть бога, согласно такой позиции.

В даосистских религиозных и философских традициях Дао в некотором роде является Богом. Предполагается, что Дао является неисчерпаемым источником силы.

Бог и Господь,творить и создавать,в чём разница?

Бог и Господь Бог – два слова, которые знакомы каждому. Это у нас, так сказать, на генетическом уровне заложено. Церковь, молитвы, крещение, венчание – многие годы являются составной частью нашей жизни. Даже в период государственного атеизма, когда коммунисты напрочь отвергали существование Бога, эти имена присутствовали в наших словах, мыслях, обращениях, привычных выражениях.
Но есть один момент, на который, практически, никто не обращает внимания. Суть его в том, что в обиходе, в обрядах, в молитвах, в текстах, и прочих привычных выражениях постоянно присутствует две формы обращения к высшей силе. Два имени, которые, большинство считает одинаковыми. Бог и Господь Бог, второе имя ещё и сокращают до Господи.
Многие ли из вас обращали внимание на эту разницу? А если обращали, то, скорее всего, получали стандартный ответ. Мол, это одно из имён Бога.
Предлагаю немного поразмышлять в эту сторону, и попытаться сформулировать, для себя ответ на вопрос: А в чём разница между именами Бог и Господь Бог.
Единственная просьба, естественно, особенно для тех, кто является сторонником того, или иного религиозного течения, спокойно, без лишних эмоций отнестись к этим размышлениям. Никто никого очернять не собирается. Всё это информация для аккуратного анализа, для формирования правильного отношения к миру, более глубокого понимания процессов.
БОГ И ГОСПОДЬ БОГ – В ЧЁМ РАЗНИЦА?
Начинаем, как всегда, с начала. Наверное, не сложно догадаться, где можно найти эти слова. Естественно, в Библии.
Открываем Ветхий Завет, он, вроде бы как объясняет то, с чего всё у нас тут началось.
Первая книга называется Бытие, открываем, смотрим первую главу.
Этот текст знаком практически всем. На всякий случай, я приведу фотографию текста, чтобы вы не тратили время на поиски. Затем, для того, чтобы убедиться в подлинности можно поискать в других местах, а пока знакомимся с содержанием на месте:
Как несложно заметить, везде присутствует имя Бог и описаны первые действия по сотворению мира.

Замечательно, идём дальше, и открываем вторую главу:
И вот тут наблюдается весьма интересная картина. В третьем пункте по списку Бог благословил седьмой день, освятил его и почил от всех дел Своих… А вот дальше появляется другое имя – Господь Бог, а имя Бог больше нигде не встречается.
Для тех, кто предположит, что это опечатка, или случайность, рекомендую отложить этот вариант, как не самый рабочий. Да, текст Библии много раз правился и, вполне естественно, имеет немало искажений. Переписывали живые люди. Но, прежде всего, это носитель информации. Причём, информация эта многоуровневая, так сказать, зависит от уровня воспринимающего. Да и отношение к этой книге всегда было максимально аккуратное, очень низка вероятность такой грубой ошибки.
Значит, эти два имени были записаны именно так совсем не случайно.
Бог – это Творец. Бог создал Небо, землю, свет, воду, светила, животных, человека, растения. Затем, он, так сказать, отходит от дел, и дальше уже начинает действовать Господь Бог.
Почему именно так? Почему, вдруг появляется новое имя? Ну и правил бы себе, вон, какую красоту создал.
Не всё так просто.
Одно из имён Бога, которое, довольно часто встречается, это Абсолют. Тут смысл в том, что Бог – это деятель Совершенный, так сказать, абсолютный, максимально гармоничный и правильный. Естественно, такой деятель может только Творить, создавать.
Но и тут есть свои условия. Создавать что-либо, и ничего не разрушить, можно только в пустоте. Пока нет ничего другого. Как только появляются материальные предметы, хоть твердь, хоть земля, хоть вода, любое творение в этом месте автоматически подразумевает под собой разрушение. А Абсолют, по определению не может разрушать, он может только создавать. Как только он что-то разрушит, он перестаёт быть Абсолютом.
Соответственно, Бог действовать в материальном мире не может по определению. В нашем с вами мире может совершать активные действия только деятель более низкого уровня. Всё по Универсальному Закону Структуры.
Вот тут всё и раскладывается по своим местам. Бог создал материальный мир в пустоте, не разрушив ничего, полностью соответствуя своему максимальному уровню, а вот все дальнейшие действия по управлению этим пространством совершает Господь Бог, деятель высокого, но, не самого максимального уровня.
Вот вам и первая двоичность.

  • Ноль – это пустота, за гранью,
  • Единица – создание пространства,
  • Двойка – формирование двух противоположностей,
  • Тройка – взаимодействие между противоположностями…

Ну а дальше вспоминаем одно из имён руководителя противоположного лагеря. Их много, но одно из них весьма показательно в контексте этого разговора – Светоносный. Состоит из двух слов – Свет и нести. По латыни эти слова переводятся: свет – lux, несу – fero. Если их соединить, получается всем знакомое имя Люцифер. Другие имена, думаю, вспомните сами.
Как раз этот деятель и несёт людям свет, или знания, которые каждому из нас так необходимы. Но, к сожалению, просто слова, или информацию, мало кто из нас воспринимает, вот и приходится, чаще всего, учиться через страдания и лишения.
Свет необходим растениям и всем живым существам в нашем мире, без него никто расти не может. Ну а избыток света, сами знаете, к чему приводит. На солнце можно и загореть и обгореть, если меры не знаешь. Вот тут и возникает необходимость формирования правильного взаимодействия, как со светом, так и со знаниями.
Кстати, в восточном переводе библии Бог – это Всевышний, а Господь Бог – это Вечный Бог. Тут вообще разные имена получаются.
Бред? Конечно бред. Большинство людей это так и воспримет. Эту информацию не так-то и легко принять, тем более, правильно осознать, а уж тем более, удержаться от мощного негативного выплеска. Надо, для начала, много чего в своей голове сформировать и отработать, чтобы уметь воспринимать неудобную информацию. Но те, кто найдёт в себе силы для правильной обработки этой информации, получит ключики к целому ряду вопросов.
Первый, самый распространённый, откуда столько жертв в самой святой книге – Библии. Как может Бог, – который есть Любовь, стольких покарать и наказать, а не простить и принять?
Где находится Ад?
Почему в мире столько несправедливости, неужели Бог не может уничтожить тёмные силы и сделать всех счастливыми?
К кому обращаются многие молитвы?
И так далее, полный список найдёте в своей голове, который, естественно, будет пополняться по мере вашего роста.источник
Видео:Разница между Богом и Господом
Интересно услышать вашу точку зрения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *