Боголюбская икона божией матери

История написания святого лика

Боголюбская икона была создана приблизительно в 1157 году, при этом в ней прослеживаются некие схожие черты с отдельными образцами иконографии времени Комнинов (мозаики в Испании, Италии, и в соборе Псковского монастыря). Исходя из этого, многие исследователи склоняются к мнению, что эта доска была написана византийским мастером, который прибыл на Русь вместе со свитой принцессы Комнины в Боголюбово, где и была позже создана Боголюбская икона Божьей Матери.

Боголюбская икона Божией Матери

В 1155 году князь Андрей переехал в земли Суздали, взяв с собой несколько драгоценных образов. По легенде, подъезжая к Владимиру его лошади замерли и ничто не могло заставить их начать двигаться. Князь Андрей воспринял это как чудный знак и дал обет возвести в том месте монастырь в честь Божьей Матери, поскольку увидел Ее в видении там же в том образе, который позже был изображен византийским мастером. По легенде это произошло 18 июня (1 июня по новому стилю), что и стало датой празднования образа.

Князь Андрей часто приезжал в ту обитель для молитвы и уединения, здесь же он и погиб от руки предателей. Там в обители Боголюбская икона хранилась все время, несмотря на постоянные нашествия половцев и татар.

Важно! Именно благодаря защите Богородицы монастырь не был разграблен или разрушен, наоборот, его благосостояние из года в год увеличивалось.

Со временем доску облагораживали и копировали: в XV веке по приказу князя Василия Темного был написан список, поставленный в Московский Кремль, а в 1680 году по приказу царя Федора первый образ был оснащен золотым распятием. Позднее был дорисован Христос на доске и очертания самого монастыря, как и склонившаяся фигура князя Андрея.

С 1900-х реликвию пытались реставрировать, ведь ее вид к тому времени был катастрофический отчасти из-за плохих условий хранения, отчасти из-за некачественной реставрации, совершенной ранее. Дело в том, что раньше мастера пропитывали доски парафином, а это ухудшило состояние дерева. В 1963–1971-х годах реставрация проходила под руководством мастера Романова, которая удаляла весь парафин и восстанавливала (тонировала) утраченные места.

После завершения реставрационных работа ее впервые выставили в Третьяковской галерее.

Внимание! Сегодня Боголюбская доска хранится в специально обустроенном климатическом саркофаге в соборе Успенской обители в городе Владимире.

Описание чудотворного образа

Данный образ Пресвятой Богородицы относят к виду «Агиосоритиссы» (защитница) — на ней Дева Мария изображается обычно без Христа с молитвенно сложенными руками. Часто на подобных изображениях в верхнем правом углу рисуется Христос, который благословляет народ, а перед Пресвятой Богородицей рисуется пророки или другие персонажи Библии (иногда и заказчик).

Боголюбская икона отличается от традиционного типа «Агиосоритиссы» и несет в себе некоторые черты «Оранты» и «Одигитрии».

Подлинная Боголюбская сохранилась в очень плохом состоянии, но усилиями реставраторов сегодня можно увидеть ее в первоначальном виде. Пресвятая Богородица изображена в полный рост, ее руки сложены в молитвенной просьбе и воздеты к Иисусу Христу, который изображен в верхнем правом углу. Над головой Марии — клейма с 5 другими чудесными образами, которые князь Андрей привез с собой, а в правой руке Мария держит пергамент с молитвой. Сверху нарисованы святые и архангелы.

Икона Пресвятой Богородицы «Боголюбская»

Первозданный образ Боголюбской, который стал ясен после последней реставрации, исполнен в необычных ярких цветах. Одежда Богородицы изображена как зелено-серый хитон и кирпичный мафорий, который когда-то был украшен накладными звездами из драгоценных металлов (отверстия от них остались на доске) и венцом. Тени на хитоне выписаны сажей, а освещенные места-яркой киноварью.

Отдельно стоит отметить лицо Девы Марии: глаза яркого-синего цвета и румяный яркие щеки, что существенно отличается от византийских образов и воплощает традиционные представления славян о красоте женщины. Все это было изображено на светлом фоне с серебристым оттенком.

За все частые реставрационные работы доска покрылась большим слоем краски и парафина, которые лишь недавно (в 1970-ом году) аккуратно удалили, чтобы открыть первозданный облик образа. Последняя реставрация также открыла, что надпись на свитке и изображение Спасителя в правом верхнем углу, были приписаны около 13-18 веков, т.е. изначально отсутствовали на доске. При этом реставраторы сделали вывод, что надпись на свитке в руках Девы Марии (молитва к Господу о человечестве) каждый раз менялась при реставрации.

Доска высоко почитается, о чем говорят множество списков, сделанных с нее. Среди них особенного внимания заслуживают:

  1. Московская — знаменита чудодейственной защитой русского народа от эпидемии чумной болезни в 1771 году.
  2. Зимаровская — чудотворная икона, избавляющая людей от тяжелых заболеваний (моровая язва, холера). На сегодняшний день утрачена.
  3. Угличская — исцеляет от тяжелых болезней, в том числе и моровой язвы.

Все эти реликвии объединяет высокое почитание русским народом и многочисленные чудеса, которые происходили по молитвам к ним.

О чем молиться иконе

Икона Божией Матери Боголюбская считается чудотворной иконой, молитвы которой получают совершенно чудесные сверхъестественные ответы. Боголюбивая Царице Мария всегда выступает посредником между Господом и человеком, моля и ходатайствуя за последнего. Молитва Боголюбской иконе часто сопровождается просьбами молящегося о спасении души его и близких, о защите от бедствий и горя.

А также Боголюбивую Мати просят о:

  • защите от стихийных бедствий и катастроф;
  • погашении национальных распрей;
  • защите от клеветы против народа;
  • предотвращении лесных пожаров;
  • спасении от нищеты и голода;
  • защите от смертоносных эпидемий;
  • благословенном урожае;
  • мире в стране и сохранности государства от врагов;
  • благословенном пути для путешественников;
  • защите для детей и спасении их душ.

    Боголюбская икона Божией Матери написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского

На протяжении всего существования Боголюбской иконы происходили чудеса вокруг нее и образ приобрел славу чудотворного. Он защищал от нашествия татаро-монголов, от французов и прочих нападающих врагов на империю, защищал от голода и морозов, благословлял обильным урожаем.

Важно! Особенно часто икону молят о мире в стране и защите для ее границ. Матери часто просят Боголюбивую Мати о защите своих сыновей на фронте и в пути.

Молятся обычно иконе сначала с помощью тропаря.

Тропарь, глас 1

Боголюбивая Царице, Неискусомужная Дево, Богородице Марие! Моли за ны Тебе Возлюбившаго и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, подати нам оставление прегрешений, мирови мир, земли плодов изобилие, пастырем святыню и всему человеческому роду спасение. Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи и от междуусобныя брани сохрани. О Мати Боголюбивая Дево! О Царице Всепетая! Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, от видимых и невидимых враг защити и спаси души наша.

А после него читают молитву Боголюбивой Мати:

Молитва

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

На заметку! Поскольку дата празднования чудотворной иконы приходятся на 1 июня по новому стилю, все рожденные в этот день, считают Боголюбивую Царицу своей покровительницей. Им обязательно следует читать ей молитвы в день своего рождения, чтобы поблагодарить за покровительство и защиту.

Молитвы к Деве Марии стоит возносить с чистым сердцем и искренно, совершая регулярное молитвенное правило или находясь в храме во время службы.

Икона Божией Матери Боголюбская

Образ-протограф

По преданию, в 1155 году, во время перенесения будущей Владимирской иконы в Залесье из Вышгорода, князю Андрею Юрьевичу в походном шатре явилась Пресвятая Богородица и повелела ему поставить икону во Владимире. На месте явления Богородицы князь основал свою резиденцию (ныне село Боголюбово), для которой повелел написать особую икону, изображающую его видение. Новый образ был поставлен в Боголюбовском замке (по некоторым сведениям, вместе с самой Владимирской иконой). Позднее на месте замка возник Боголюбский монастырь.

По словам искусствоведа Левона Нерсесяна: «Как и любая древняя святыня, икона многократно поновлялась, причём весьма решительными способами, далекими от современных научных методов, и к началу XX века она представляла собой конгломерат из разновременных левкасных чинок и нескольких слоев записи. К тому же она находилась в не слишком подходящих для неё условиях — я имею в виду прежде всего пресловутый температурно-влажностный режим, до которого ни в средневековье, ни в Новое время никому не было дела…».

В августе 1918 года икона была частично раскрыта реставраторами Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи во главе с Григорием Чириковым, которые определили её сохранность как плохую. Во 2-й половине XX века она была отреставрирована М. В. Романовой. С 1992 года первообраз иконы находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире. После ухудшения состояния с 4 июня 2009 года Боголюбская икона находится на реставрации во Владимиро-Суздальском музее.

Иконография

Икона изображает Богородицу без Младенца, в рост, в молении перед Господом, показанном в небесном сегменте. В руках Пресвятой Богородицы обычно изображают свиток, на котором пишут:

  • Владыко Многомилостивый, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет божественная благость на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, мною избранное.
  • Владыко Многомилостивый, Господи Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой, приклони ко Мне ухо Твое, ибо аз молю за мир.
  • Царю Небесный, многомилостивый и премилостивый, Владыко Боже и человеколюбче и всея твари содетелю, господи Иисусе Христе, и всего добра дателю, человеколюбче, Сыне и Боже Мой, услыши молитву рабы Твоея и Матере, приими всякого человека, славящего Тя и Мене, рабу Твою.
  • Владыко Вседержителю, Сыне и Боже Мой, приклони ухо Твое и услыши молитву Матери Твоея, молящу имя Твое святое, и помилуй.

Во многих вариантах иконы к Богородице коленопреклонённо обращаются предстоящие, состав которых меняется в зависимости от иконографического извода, чаще всего среди припадающих изображается Андрей Боголюбский.

Иконографически Боголюбскую икону относят к типу Агиосоритисса (называемому иначе Деисусной иконой), с той разницей, что в Боголюбской иконе «восстановлена» утраченная в иконах Богородицы Агиосоритиссы деисусная композиция: в ней явно изображён Христос, в молении к Которому и показана Матерь Божия. На Боголюбской иконе Богородица изображается в роли заступницы и посредницы, но присутствуют и идеи композиций Оранты и Одигитрии, указывающей Путь припадающим.

Гимнография

Эту статью или раздел рекомендуется перенести в Викитеку.
Если эта статья или раздел может быть оформлена как энциклопедическая статья, чтобы не представлять собой целиком исходный текст, то пожалуйста, сделайте это и удалите этот шаблон. В противном случае убедитесь, что эта информация соответствует основным правилам Викитеки, и, если это так, переносите её туда. Если исходный текст не на русском языке, то при переносе в Викитеку следует руководствоваться общими правилами переноса страниц.

Тропарь пред иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Боголюбская», глас 1-й

Боголюбивая Царице, / неискусомужная Дево Богородице Марие, / моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, / подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, / пастырем святыню и всему человечу роду спасение. / Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи / и от междоусобныя брани сохрани. / О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! / Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, / от видимых и невидимых враг защити // и спаси души наша.

Кондак пред иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Боголюбская», глас 3-й

Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, / святый князь Андрей радуется, / и с ним Российская страна торжествует, // нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

Молитва пред иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Боголюбская»

О, Чудная и Вышшая всех тварей, Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши нас, грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами, и умильно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице: избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о, Благодатная Матерь наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

Списки с Боголюбской иконы

Боголюбская икона Божией Матери с предстоящими Зосимой и Савватием Соловецкими из старообрядческой молельной Волкова кладбища, Санкт-Петербург. XVII век

Боголюбская икона, считающаяся чудотворной, множество раз становилась образцом для создания списков, образовав самостоятельную иконографическую композицию, известную в нескольких изводах. Наиболее почитаемы:

  • Боголюбская-Московская, написана в начале XVIII века, находилась ранее в Москве на Соляной площади, над Варварскими воротами Китай-города. На этой иконе в качестве припадающих изображены святители Пётр, Алексий, Иона и Филипп, митрополиты Московские, блаженные Василий и Максим, преподобная Параскева, святитель Василий Великий, апостол Пётр, Алексий, человек Божий, апостол Симеон, сродник Господень, преподобномученица Евдокия;
  • Боголюбская-Зимаровская в приходской церкви села Зимарово Рязанской губернии — старинный список с иконы. Предание рассказывает, что икона раньше являлась надвратной иконой города Пронска и во время татарского нашествия была расколота и брошена в кусты; но икона срослась и с тех пор стала известна как чудотворная. В 1771 году её приносили в Москву во время чумы для излечения больных, потом она вернулась в Зимарово;
  • Боголюбская-Угличская в Угличе, в церкви святого Димитрия-царевича;
  • в селе Юрьевском Боровского уезда Калужской губернии. Была подарена Петром I Батурину за заслуги, а с 1838 года перешла селу Юрьевскому; прославилась во время эпидемии холеры в 1848 году. Икона с 1960 года хранится в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Кариже Малоярославецкого района.

Реставрация и современное состояние

Существенное ухудшение сохранности Боголюбской иконы произошло в 1946 году, когда реставратор Владимирского областного краеведческого музея Ф. А. Модоров по самостоятельно выбранной методике провёл «укрепление» красочного слоя вместе с записью методом заливки всей поверхности растопленным воском с добавлением парафина. Заключение ВХНРЦ 1976 года при передаче иконы в музей утверждает, что «грунт иконы с красочным слоем имеют минимальную связь с основой, так как заливка горячим воском добавлением парафина нарушила состав грунта (часть воска проникла сквозь поры внутрь грунта)».

Последующие реставрационные работы 1956 (Н. А. Баранов) и 1958—1976 годов под руководством Н. Н. Померанцева (реставраторы: Н. А. Баранов, с 1963 — М. В. Романова) позволили раскрыть лик Богоматери, частично её одежды, деисусный чин на верхнем поле, фрагменты первоначальной живописи на поземе и полях. Однако состояние левкаса и красочного слоя иконы было плачевным.

Боголюбская икона в специальной витрине в Успенском соборе Княгинина монастыря

В 1993 году в связи с просьбой Церкви о передаче Боголюбской иконы в ставший действующим Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире по заказу и на деньги ГВСМЗ была изготовлена специальная герметичная витрина, в которой поддерживался постоянный температурно-влажностный режим, благоприятный для иконы.

В 1998 году из-за сбоев в работе датчиков прежней витрины ВСМЗ настоял, чтобы на средства Владимиро-Суздальской епархии была закуплена новая витрина у конкретного производителя — фирмы «ТД ТЕМУЗ». 31 июля 1998 года Боголюбская икона была помещена в новую витрину, в которой находилась до 4 июня 2009 года, когда была перевезена во Владимиро-Суздальский музей-заповедник.

По сообщению «Независимой газеты» от 23 декабря 2009 года, состояние иконы было катастрофическим: икона серьёзно поражена грибком. Как сообщало РИА Новости 25 декабря 2009 года, при последнем исследовании плесневые грибы на самой иконе не обнаружили. Руководитель отдела реставрации памятников древнерусской темперной живописи Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря Галина Цируль указывала: «На обнажённых местах мелких повреждений, под микроскопом мы обнаруживаем древесину в структуре „пружинящей губки“, что особо страшно для иконы (…) Площадь отставания красочного слоя всё увеличивается и увеличивается».

Причиной «заболевания» иконы стали некачественные условия хранения: она находилась в специально оборудованной камере, поддерживающей искусственный климат, но две «кассеты», которые должны были поддерживать в ней климат, не работали. Икона стояла просто за стеклом, у витрины стояли букеты живых цветов в воде, а со стены, за которой находилась крестильня с купелью, на икону переползла плесень. Замена белокаменного пола на керамогранитный усугубила ситуацию. В настоящее время Боголюбская икона находится «на столе» в специально оборудованном помещении Владимиро-Суздальского музея, и реставраторы не надеются в ближайшее время возвратить её в состояние, пригодное для экспонирования.

> См. также

  • Список икон, переданных Русской православной церкви из музеев Российской Федерации

Примечания

  1. Искусствовед Левон Нерсесян: Когда наступает ответственность – памятник, как правило, уже погиб, Православие и мир (5 апреля 2016). Проверено 2 декабря 2017.
  2. А. С. Преображенский. Боголюбская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 459-463. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  3. 1 2 Национальные реликвии нужно спасать сообща! (сообщение Владимиро-Суздальского музея-заповедника). Музеи России (15 января 2010). Проверено 2 декабря 2017.
  4. Филатов В. В., Камчатнова Ю. Б. Наименования и надписи на иконных изображениях. — 3-е изд. — М.: ПРО-ПРЕСС, 2010. — 349 с. — ISBN 589510052X. — ISBN 9785895100523.
  5. Преображенский А. С. Боголюбская Московская икона Божией Матери // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. — Т. V. — С. 463—464. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-010-2.
  6. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Кариже. Храмы России. Проверено 25 января 2019.
  7. Богоматерь Боголюбская. Ок. 1158–1174 гг.. Христианство в искусстве. www.icon-art.info. Проверено 2 декабря 2017.
  8. Представитель РПЦ призывает проверить информацию о Боголюбской иконе, РИА Новости (25 декабря 2009). Проверено 2 декабря 2017.
  9. Ситников М. Грибы «по-монастырски» // Независимая газета. — 23.12.2009..

Ссылки

  • Боголюбская икона Божией Матери на сайте pravoslavie.ru.
  • Боголюбская икона Божией Матери в открытой православной энциклопедии «Древо».
  • Боголюбская икона Божией Матери на сайте Православие и мир.
  • Как проходит реставрация Боголюбской иконы статья на сайте Православие и мир
  • Статья об иконе на сайте Православие.Ru.
  • Паломничество к Боголюбской иконе.
Греческие
(корсунские)
Новгородские
Владимиро-
суздальские
1Иконы спорного происхождения либо датировки отмечены курсивом


Боголюбская (Боголюбивая) икона Божией Матери, одна из древнейших чудотворных икон России, написана в XII веке по просьбе благоверного князя Андрея Боголюбского в память о явлении ему Божией Матери.
В 1155 году благоверный князь Андрей, переселяясь из Вышгорода в Суздальскую землю, взял с собой чудотворный образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукою (впоследствии эта икона получила наименование Владимирской). В семи верстах от Владимира лошади, везшие киот с чудотворной иконой, остановились и не могли тронуться с места. Благоверный князь Андрей просил сопровождавшего его священника Николая совершить молебен перед иконой Божией Матери и долго со слезами молился перед чтимым образом. Затем он перешел в походный шатер, но не прекращал усердной молитвы.

В это время ему явилась Пресвятая Богородица со свитком в правой руке и повелела благочестивому князю образ Ее, принесенный из Вышгорода, поставить во Владимире, а на месте Ее чудесного явления построить храм и святую обитель. Потом Она молитвенно подняла руки к небу, принимая благословение Христа Спасителя, Который явился в это время над землей, благословил Ее, и видение исчезло.
Исполняя повеление, благоверный князь Андрей заложил на указанном месте каменную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, где образовался и монастырь. Затем святой князь призвал искусных иконописцев и просил изобразить Божию Матерь так, как видел Ее в явлении: во весь рост со свитком в правой руке и ликом, обращенным к Спасителю. Когда строительство церкви было завершено, благоверный князь Андрей перенес в нее написанный образ и установил ежегодное празднование в честь явления Божией Матери 18 июня, которое утвердилось в Русской Церкви.
Монастырь и город, образовавшийся вокруг обители, благоверный князь Андрей назвал Боголюбовом, потому что, по его словам, «Божия Матерь возлюбила это место», а сам князь с тех пор стал именоваться Боголюбивым или Боголюбским.
Образ Божией Матери Боголюбской прославлен неисчислимыми чудотворениями, на протяжении многих веков являя благодатную помощь верующему русскому народу. Слава о чудесах и знамениях, совершенных от иконы, побуждала верующих людей во многих местах России обращаться к написанию копий с чтимого образа, которые со временем получили широкое распространение и восприняли благодатную силу чудотворений. Местонахождение: Россия, Владимир, Успенский собор Княгинина монастыря и Владимирская обл., Суздальский р-н, пос. Боголюбово, Свято-Боголюбский Монастырь
Сведения об иконе Божией Матери «Боголюбивая»
В 1157 году святой благоверный великий князь суздальский Андрей Юрьевич (Георгиевич) Долгорукий, один из первых собирателей и строителей Российской земли, нареченный за благочестие Боголюбским, покинул Вышгород (в окрестностях Киева, раздираемого в то время княжескими междоусобицами и народными волнениями, страдающего от нападений половцев) и направился на свою родину, в Ростово-Суздальскую землю. Там, на русском Севере, его трудами было заложено основание Святой Руси — будущего Православного Московского царства.
Святому князю Андрею сопутствовала чудотворная икона Божией Матери, написанная, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, нареченная впоследствии Владимирской и ставшая покровительницей всей Российской земли. 18 июня примерно в десяти верстах от Владимира повозка с иконой внезапно остановилась без видимых причин, и лошади не могли сдвинуть ее с места. Святой князь Андрей приказал совершить молебное пение в честь Божией Матери перед Ее чудотворной иконой, потом молился уединенно в шатре. Во время усердной молитвы ему явилась Сама Царица Небесная и повелела чудотворную икону поставить во Владимире, а на сем месте устроить храм и монастырь в честь Ее Рождества. Помолившись явившемуся Сыну Своему о месте сем и о всей Российской земле, Она сделалась невидимой.

Вдохновленный явлением Богоматери, святой князь Андрей повелел написать на кипарисовой доске икону Божией Матери, изобразив Пречистую Деву такою, как Она явилась ему, и на сем месте богоугодном, полюбившемся Небесной Владычице, построить белокаменную церковь Рождества Богородицы и основать монастырь, названный вместе с возникшим рядом городом Боголюбивым. На иконе Богоматерь изображена стоящею с поднятыми в молитве руками и ликом, обращенным к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держит хартию с Ее молитвой к Сыну Своему: да благословит Он место сие, Ею избранное. Над образом Пречистой Девы помещены клейма пяти икон, сопутствовавших святому князю Андрею в путешествии из Вышгорода в Ростово-Суздальскую землю: Спасителя, Божией Матери (Владимирской Ее иконы), святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, Архангелов Михаила и Гавриила. Новонаписанная икона была торжественно перенесена в воздвигнутый храм Рождества Пречистой Богородицы и названа Боголюбивою, или Боголюбскою.Эта икона девять лет находилась рядом с Владимирской иконой Божией Матери (позднее перенесенной во Владимир, а затем в Москву). Во время монголо-татарского нашествия хана Батыя (1237-1240) храм в честь Рождества Богородицы был сожжен, один только Боголюбский образ Божией Матери по воле Божией чудесно сохранился в огне невредимым. Когда в 1395 году на Русь обрушилось стремительное нашествие Тамерлана и никакие земные усилия не могли спасти российские княжества от полного разорения, «Матерь градов русских», Пречистая Богородица явилась в видении грозному завоевателю и приказала ему покинуть Русскую землю. Сохранилась память о том, что в 1432 году великий князь Московский Василий Васильевич Темный (1425-1462) поставил список Боголюбской иконы в Сретенском храме своего дворца, а благочестивый царь Феодор Алексеевич Романов (1676-1682) часто посещал Боголюбивую обитель и в 1680 году приложил к чудотворной иконе свой золотой крест, украшенный драгоценными камнями.
Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных эпидемий чумы и холеры. В1771 году во Владимире свирепствовала чума, и по просьбе жителей чудотворную икону 22 октября с крестным ходом, в сопровождении множества народа внесли в город и обнесли ее кругом, после чего мор совершенно прекратился. С этого времени в память чудесного избавления от чумы было установлено ежегодно совершать крестный ход с Боголюбской иконой во Владимирский Успенский собор 21 мая, после чего в течение 26 дней ее носили по домам, три раза обносили вокруг города, и 16 июня, накануне празднования в ее честь, с крестным ходом икона торжественно возвращалась в Боголюбов монастырь.
Глубокое почитание чудотворной Боголюбской иконы народом российским засвидетельствовано написанием множества копий с нее, воспринявших благодатную силу древнего образа. Прекращением смертоносных эпидемий, особенно чумы и холеры, и исцелениями прославились Угличский в 1654 году, Московский, Тульский, Козловский и Елатемский в 1771 году, Зимаровский и Юрьевский в 1771 и 1848 годах, Усманский в 1831 году, Тарусский в 1848 и 1870 годах и другие списки древней чудотворной иконы.

Празднование Боголюбской иконы было установлено святым благоверным великим князем Андреем Боголюбским 18 июня (по старому стилю)/1 июля.
Сейчас Боголюбская икона находится в Успенском Княгинином монастыре города Владимира.

Среди немногих икон, дошедших до нас с домонгольского периода, Боголюбская икона Божьей Матери является одной из наиболее значимых.

История иконы

История Боголюбской иконы связана с настоящим чудом, произошедшим в 1157 году, когда князь Андрей Долгорукий отправился из Вышгорода в Суздаль для утверждения там великокняжеского престола. Князь славился своим благочестием; при нем находилось несколько очень почитаемых икон, в том числе и чудотворная икона Божией Матери, получившая впоследствии название Владимирской.

18 июня (1 июля по новому стилю) неподалеку от города Владимира телега, на которой везли икону, вдруг встала, и сдвинуть ее с места не удавалось никакими усилиями. Когда же князь уединился в походном шатре, чтобы помолиться, ему явилась сама Матерь Божия и наказала поместить Свою чудотворную икону, которую он вез, во Владимире, а на том месте, где случилась остановка, возвести церковь и основать обитель. Князь же повелел написать икону Богоматери, какой увидел Ее явление.

Через два года Боголюбская икона Божьей матери, как ее стали называть, была с торжественным молебствием внесена в храм, воздвигнутый по повелению Богоматери. Когда во времена монгольского нашествия храм был сожжен, уцелела лишь икона «Богоматерь Боголюбская». Впоследствии она не раз защищала монастырь, и после вражеского разорения он восстанавливался и приобретал еще большую славу.

Наибольшую известность приобрела Боголюбивая икона Божией Матери, когда в 1771 году разразилась эпидемия чумы, но благодаря иконе она не коснулась ни монастыря, ни близлежащего села Боголюбово. Когда же икону перенесли во Владимир, то эпидемия там чудодейственным образом прекратилась.

Описание иконы

Подлинная Боголюбская икона дошла до нас в катастрофическом состоянии: очень плохая сохранность, многочисленные последующие наслоения не позволяли увидеть ее первоначальный облик, и лишь благодаря реставраторам мы имеем представление о том, какой красочной она была. Особенность этой иконы в том, что, в отличие от византийских образцов, лик Богородицы более соответствует славянским представлениям об идеале красоты. Это подчеркивает более яркий румянец на Ее щеках и ярко-голубые, а не карие глаза.

На Боголюбской иконе Богоматерь изображена по описанию самого князя: Она стоит в полный рост, Ее лик и руки, воздетые в молитве, обращены к Иисусу, образ Которого помещен в правом углу вверху. В правой руке Богоматери свиток с молитвой, а над Ее главой – клейма с пятью иконами, которые князь вез с собой.

По иконографическому типу Боголюбская икона относится к Агиосоритиссе (Заступнице, Просительнице) и считается «обетной» иконой.

Нередко списки с нее писались «по обету», и тогда внизу мог быть изображен заказчик списка, припадающий к стопам Богоматери. Широко распространен также список с коленопреклоненным князем Андреем Боголюбским.

Иногда на списках иконы изображали целую группу святых и угодников, преклонившихся перед Матерью Божией и возносящих Ей молитву, а наверху – Иисуса Христа, благословляющего Свою Матерь – Царицу Небесную (это подчеркивает царский венец на Ее главе). В храмах подобные изображения Богоматери Агиосоритиссы служат обычно парными образу Христа Милосердного.

Молитва иконе

О Пречистая Госпоже Богородице, Мати Боголюбивая, Надеждо нашего спасения! Воззри милостивно на люди сия, предстоящия с верою и любовию и покланяющияся пречистому образу Твоему: приими наше хвалебное пение сие и пролей тёплую Твою молитву о нас грешных ко Господу, да, презрев вся наша согрешения, спасёт и помилует нас. О Предивная Владычице! Покажи на нас чудныя милости Твоя: сохрани невредимы пастыри церковныя и все христолюбивое воинство. Молим Тя умиленно, избави нас от всякия скорби, настави на путь всякия добродетели и благостыни, спаси от искушений, бед и болезней, изми от нас оклеветания и распри, сохрани нас от молниеноснаго грома, от запаления огненнаго, от глада, труса, потопа и смертоносныя язвы: подай нам Твою милостивую помощь на пути в мори и на суши, да не погибнем люте. О Всемилостивая, Боголюбивая Мати! Со упованием твёрдым возсылаем к Тебе нашу смиренную молитву: не отрини наших слез и воздыханий, не забуди нас во вся дни жизни нашея, но всегда пребывай с нами и Твоим заступлением и ходатайством у Господа подаждь нам отраду, утешение, защиту и помощь, да выну славим и величаем преблагословенное и всепетое имя Твое. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *