Богоматерь донская феофан грек

Двусторонняя икона

1390-е годы

  • Выставка 1960: 1392 г.
  • Алпатов 1974: Конец XIV в.
  • Лазарев 2000/1: 1390-е годы
  • Христианские реликвии 2000: Конец XIV в.

86 × 67 см

Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия
Инв. 14244

Оборот иконы — Успение Богоматери.

Написана для Успенского собора в Коломне, откуда в XVII веке перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля.

См. в «Галерее»:

  • Донская Богоматерь

Ниже цитируются:

  • Антонова, Мнева 1963 = Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах.
  • Лазарев 2000/1 = Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века.
  • БЭКМ 2001 = Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2001.
  • Ульянов 2005/3 = Ульянов О. Г. Деисус Андреева письма Рублева из Благовещенского храма Московского Кремля (к 575-летию преставления преподобного иконописца).
Антонова, Мнева 1963

216. Богоматерь Донская1. На обороте — Успение.

1 Иконы Богоматери этого типа встречаются не ранее второй половины XIV в. Широкую известность в русской истории приобрел нижеописанный памятник Благовещенского собора Московского Кремля, с которым связан ряд легенд.

По преданию, эту икону поднесли кн. Дмитрию Ивановичу донские казаки (!) перед Куликовской битвой. Этот памятник находился в Успенском соборе г. Коломны («Писцовые книги Московского государства», ч. 1: «Писцовые книги XVI века», отд. 1, Спб., 1872: «Список с Писцовой книги 1577–1578 гг.», стр. 293–294, 300–301), где Иван Грозный молился перед ним, отправляясь в казанский поход. В конце XVI в. икона была перенесена в Москву.

В 1591 г. в память отражения набега крымских татар войсками царя Федора Ивановича в честь этой иконы основан Донской монастырь в Москве.

1392 год. Феофан Грек.

Богоматерь, устремив глаза влево, склонила голову к сидящему на ее правой руке младенцу. Прижавшись щекой к лицу матери, он протянул вперед правую руку. В левой, опущенной руке — свиток. Ступни обнаженных до колен ножек младенца покоятся на кисти левой руки матери. Живопись исполнена светлой охрой по оливковому санкирю с подрумянкой. Красные и зеленые тени приплеснуты. Движки короткие, в виде нескольких белильных параллельных черточек. Мафорий коричневый, с такими же более темного тона тенями. Хитон младенца и каймы мафория охряные, с золотым ассистом. На кайме — золотой буквообразный орнамент. Чепец и рукав матери, а также клав и свиток младенца синие (лазурит): поверх светлого тона наложены более темные притенения «вприплеск». Сандалии младенца и шнурки на свитке золотые. Фон и поля со следами золота, внизу фрагмент киноварной опуши.

На обороте представлено высокое ложе, у которого горит свеча. На ложе покоится Богоматерь. Апостолы оплакивают ее, стоя по шести у изголовья и в ногах. Спереди представлены взмахнувший кадилом Петр (слева) и протянувший вперед руки Иоанн (справа). За апостолами, по краям темно-синей округлой славы, возвышаются святители с книгами в руках. Посреди славы выделяется колоссальная фигура Христа, держащего душу Марии на покрытых гиматием руках. Над широким золотым нимбом Христа пламенеет алый серафим. Композицию замыкают коричневое и зеленое здания. Слева, на стене здания — профильный белильный маскарон. Лица исполнены мазками светлой охры, с подрумянкой, по оливковому санкирю. Движки многочисленные, резкие. Колорит темный, с преобладанием синего и коричневого цветов, со включением светлой киновари холодного оттенка, охры и белил. Пробела исполнены в свободной живописной манере. Слава образована постепенными переходами синего тона. Фон и поля золотые, позем темно-зеленый. Вверху красная надпись: «Успение святой приснодевы Богородицы». Опушь светло-зеленая.

Доска липовая с надставками со всех сторон. Паволока, левкас, яичная темпера. 86 × 68.

Написана для Успенского собора в Коломне, откуда в XVI веке была перенесена в Благовещенский собор в Московском Кремле.

Раскрыта в Кремле в 1914 году в Археологической комиссии мастером Г. О. Чириковым. Раскрытие продолжено в 1919 году в Комиссии.

Поступила из ГИМ в 1930 году.

Лазарев 2000/1

32. Богоматерь Донская. Оборот — Успение

90-е годы XIV века. 86×68. Третьяковская галерея, Москва .

Из Благовещенского собора в Московском Кремле, куда она поступила в 1591 (?) году из Успенского собора в Коломне. Сохранность хорошая. Золото на фоне, полях и нимбах почти полностью утрачено. У Богоматери слегка поврежден левый глаз, на лицах епископа Тимофея, Иакова брата Божия и апостола Филиппа в сцене Успения имеются незначительные выкрошки. Доска надставлена со всех сторон тонкими планками. Согласно недостоверному преданию, икона была поднесена донскими казаками князю Дмитрию Ивановичу перед Куликовской битвой в 1380 году (предисловие ко вкладной книге Донского монастыря, составленное в 1692 году). Когда икона попала в Коломну — точно неизвестно. Перед ней молился 3 июля 1552 года Иван Грозный, отправляясь в казанский поход, а в 1598 году патриарх Иов нарек ею на царство Бориса Годунова. Так как копии с иконы Донской Богоматери связаны с Москвой, то наиболее вероятно ее выполнение в 90-х годах XIV века, когда Феофан переехал со своей мастерской из Новгорода и Нижнего Новгорода в Москву. Хорошо информированный Епифаний ничего не пишет о работе Феофана Грека в Коломне. Поэтому было бы неосторожно, как это делает В. И. Антонова, датировать икону Донской Богоматери точно 1392 годом, когда была «подписана» «церковь каменная соборная Успения» в Коломне (Степенная, книга за 1392 год). Этот собор, заложенный в 1379 году, был закончен в 1382 году. Уже тогда, к моменту освящения, он должен был иметь свой храмовый образ, а двусторонняя икона Донской Богоматери и была таким выносным храмовым образом. Полагать, что икона Донской Богоматери восходит к этому прототипу от 1382 года, который она якобы дублировала, нет никаких оснований. Поэтому время поступления иконы в Успенский собор в Коломне остается неуточненным. Более убедительно предположение Л. И. Лифшица о заказе иконы митрополитом Киприаном в 1395 году, после отхода татар из Москвы. Она могла быть написана в честь чудесного избавления Москвы от татарского разгрома, в благодарность за оказанное Богоматерью покровительство. Уже Г. О. Чириков, расчищавший икону, полагал, что изображения на лицевой и оборотной сторонах выполнены разными мастерами. Эта точка зрения получила развернутое обоснование в работе Л. И. Лифшица, убедившего меня в ее правильности. Но остается неясным, были ли оба изображения написаны одновременно или в разное время. Во всяком случае связь иконы с мастерской Феофана Грека несомненна, и нет никаких оснований приписывать лицевую сторону иконы кисти сербского мастера. Лично я склоняюсь к тому, что оба изображения были выполнены новгородскими учениками Феофана, которых он взял с собою в Москву. Однако не исключаю также возможности принадлежности лицевой стороны иконы кисти самого Феофана.

БЭКМ 2001

ДОНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ, одна из самых чтимых в России чудотворных икон. Относится к иконографическому типу «Умиление». Исполнена для Успенского собора г. Коломны в конце 14 века. На обороте иконы изображено Успение Богоматери. Прославление иконы связано с военными походами Ивана Грозного против ханств, образовавшихся на развалинах Золотой Орды, и с воспоминанием о победе на берегах Дона в Куликовской битве 1380. В царствование Ивана Грозного за победителем в Куликовской битве московским князем Дмитрием Ивановичем (1350-89) закрепилось прозвище Донской. Донским стал именоваться и основанный Дмитрием Ивановичем накануне Куликовской битвы Успенский собор в Коломне, а хранимая там икона Богоматери — Донской. В 1552 Иван Грозный взял икону в военный поход на Казань, а после покорения Казанского ханства поставил Донскую икону в Благовещенский собор Московского Кремля. Донская икона участвовала также в походе Ивана Грозного на Полоцк в 1563. С заступничеством иконы (после молитвы царя Федора Ивановича перед ней) связывали спасение Москвы от набега крымских татар хана Казы-Гирея в 1591. В память об этом событии в Москве был основан Донской монастырь, для которого сделали точный список с оригинала. На протяжении 17-19 вв. икона почиталась как действенная заступница от иноверных и иноплеменных врагов. К ней обращались с молитвами, составляли похвальные слова, повести и сказания, в которых отразились как реальные факты ее истории, зафиксированные в летописях 16 в., так и сочиненные в 17 в. легенды об участии иконы в Куликовской битве, во время которой икону будто бы подарили князю Дмитрию «донские казаки». Икона почиталась, вероятно, еще в конце 14 — начале 15 в., о чем свидетельствуют ее ранние уменьшенные копии-списки. В 17 в. на иконе был богатейший золотой оклад с многочисленными драгоценными камнями (не сохранился). В настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее в Москве. Ежегодное празднование Донской иконы 19 августа (1 сентября) с крестным ходом в Донской монастырь установлено в середине 17 в.

Л. А. Щенникова

Ульянов 2005/3

По всей видимости, авторству симоновского иконописца Игнатия Грека должно атрибутировать также чудотворную икону «Донской Богоматери», которую большинство исследователей вслед за И. Э. Грабарем правомерно сопоставляет с нынешним Деисусом Благовещенского храма. С данным мнением согласуется изображение «Успения» на оборотной стороне иконы «Донской Богоматери», что обусловлено происхождением иконы из Успенского собора Симонова монастыря.

Беседа об иконе со старшим научным сотрудником отдела древнерусской живописи ГТГ Левоном Нерсесяном на радио «Эхо Москвы» www.echo.msk.ru Добавлено 14.01.2009
Статья об иконе в Википедии ru.wikipedia.org Добавлено 28.12.2013
Статья в Православной энциклопедии www.pravenc.ru Добавлено 26.06.2016

Детали Дополнительные изображения
Лик Богоматери Рисунок Ф. Г. Солнцева из «Древностей Российского Государства» Рисунок Ф. Г. Солнцева из «Древностей Российского Государства»

Литература:

  • Древнерусская живопись 1958. Древнерусская живопись в собрании Государственной Третьяковской Галереи: . — М.: Гос. изд-во изобр. искусства, 1958. — Илл. 28.
  • Выставка 1960. Выставка, посвященная шестисотлетнему юбилею Андрея Рублева. — М.: Изд-во АХ СССР, 1960. — Кат. № 35, стр. 33.
  • Антонова, Мнева 1963. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи XI — начала XVIII в.в. Опыт историко-художественной классификации. В 2-х томах. — М.: Искусство, 1963. — Т. 1, кат. № 216, стр. 255-257, илл. 173 (цв.).
  • Лифшиц 1970. Лифшиц Л. И. Икона «Донской Богоматери» // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV–XVI вв. . — М.: Наука, 1970. — С. 87–114.
  • Каменская 1971. Каменская Е. Ф. Шедевры древнерусской живописи: . — М.: Советский художник, 1971. — № 8.
  • Алпатов 1974. Алпатов М. В. Краски древнерусской иконописи = Colour in Early Russian Icon Painting. — М.: Изобразительное искусство, 1974. — № 17.
  • Onasch 1977. Onasch K. Altrussische Ikonen. — Berlin: Union Verlag, 1977. — Taf. 26.
  • Алпатов 1978. Алпатов М. В. Древнерусская иконопись = Early Russian Icon Painting. — М.: Искусство, 1978. — №63, стр. 303.
  • Памятник, овеянный славой 1978. Памятник, овеянный славой Куликовской битвы. Икона «Богоматерь Донская». На обороте «Успение». — Л.: Аврора, 1978.
  • Алпатов 1979. Алпатов М. В. Феофан Грек = Theophanes the Greek. — М.: Изобразительное искусство, 1979. — Стр. 122, 124, №№ 99, 101.
  • ИРИ 1979-81. История русского искусства: . В 2-х т. — М.: Изобразительное искусство, 1979–81. — Том 1, стр. 56, илл. 63.
  • Кочетков 1984. Кочетков И. А. Является ли икона «Богоматерь Донская» памятником Куликовской битвы? // Древнерусское искусство XIV–XV вв. — М.: Наука, 1984. — С. 36–45.
  • ГТГ 1995. Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Древнерусское искусство X — начала XV века. Том I. — М.: Красная площадь, 1995. — № 61, стр. 141-145.
  • Бетин 2000. Бетин Л. В. Две двусторонние иконы из Государственной Третьяковской галереи // Искусство христианского мира. Сб. статей. Вып. 4. — М.: Изд-во ПСТБИ, 2000. — С. 138–150.
  • Лазарев 2000/1. Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — Стр. 51-52, 239-240, № 32.
  • Христианские реликвии 2000. Христианские реликвии в Московском Кремле = Christian Relics in the Moscow Kremlin. — М.: Радуница, 2000. — Кат. № 84, стр. 255-257.
  • Русская иконопись 2003. Русская иконопись. Большая коллекция. — М.: Белый город, 2003. — Илл. 8.
  • Ульянов 2005/3. Ульянов О. Г. Деисус Андреева письма Рублева из Благовещенского храма Московского Кремля (к 575-летию преставления преподобного иконописца) // Иерархия в Древней Руси: Материалы XII Российской науч. конференции, посвященной памяти свт. Макария. — М.: Можайск-Терра, 2005. — С. 172–222.
  • ПЭ-15 2007. Православная энциклопедия. Том XV. Димитрий — Дополнения к «Актам историческим». — М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2007. — Стр. 664-667.
  • Солнцев 2007/1. Солнцев Ф. Г. Древности Российского Государства: Отделение I: Святые иконы и образа. Кресты. Утварь храмовая. Облачение сана духовного. — М.: Престиж Бук, 2007. — Стр. 70-71, №№ 17, 18.
  • Щенникова 2009/5. Щенникова Л. А. Икона «Богоматерь Умиление Донская» — святыня эпохи Куликовской битвы // Московский Кремль XIV столетия. Древние святыни и исторические памятники: Памяти Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: . — М.: Северный Паломник, 2009. — С. 252–283.
  • Нерсесян, Суховерков 2017. Нерсесян Л. В., Суховерков Д. Н. Богоматерь Донская. — М., 2017.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *