Богослужение в православной церкви

Вечерня

Вечерня – богослужение, совершаемое в вечерние часы; в праздничные дни соединяется вместе с утреней в составе всенощного бдения (всенощной).

Вечерня различается вседневная, малая и великая. Вседневная вечерня совершается в будние дни, малая вечерня перед всенощным бдением, великая вечерня – под праздники и воскресения.

В чин великой вечерни входят: благословение; чтение предначинательного 103-го псалма (во время которого священник читает светильничные молитвы); великая ектения; кафизма, пение стихир на «Господи воззвах» и догматика; вход с кадилом; пение «Свете тихий» – гимна первых веков христианства; прокимен (в некоторые дни читаются паримии); сугубая ектения; пение вечерней молитвы «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам…», пение стихир на стиховны; молитвы праведного Симеона «Ныне отпущаеши» (Лк. 2; 29-30); трисвятое: молитва Святой Троице; «Отче наш»; тропари; отпуст.

На вседневной вечерне предначинательный псалом читается, не совершается вход и не читаются паримии, читается рядовая кафизма.

Малая вечерня является сокращением вседневной. Соединение великой вечерни, утрени и первого часа называется всенощным бдением.

Чин вечерни входит также в состав литургии Преждеосвященных Даров и литургии Василия Великого в Великий четверток и Великую субботу.

Всенощное бдение

Всенощное бдение, или Все́нощная, – соединение трех служб (великой вечерни (см. выше), утрени и первого часа).

Общий вид богослужения оформился ко времени Св. Иоанна Златоуста. В VIII и в IX веках Св. Иоанн Дамаскин и св. Феодор Студит и многие другие песнотворцы дополнили Всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые вошли в состав Всенощной, совершаемой в Православной Церкви поныне.

В наше время, обычно на приходах и в большинстве монастырей бдение совершается в вечернее время. В то же время до сих пор сохранилась практика служить Всенощную ночью: накануне праздников Святой Пасхи и Рождества Христова бдение совершается ночью в большинстве храмов в России; накануне некоторых праздников – в Афонских монастырях, в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре и др.

Утреня

Утреня – общественное богослужение, совершаемое, согласно Уставу, утром.

Утреня бывает вседневной, праздничной и пасхальной.

На практике во многих храмах Русской Православной Церкви утреня служится в вечерние часы сразу после вечерни. Однако в нашем храме, за исключением всенощных бдений, утреня, как и положено по Уставу, совершается в утренние часы и предваряет Литургию.

Чин вседневной утрени включает в себя благословение, начало обычное, псалмы 19 и 20, тропари, каждение храма, ектению, шестопсалмие, великую ектению, тропари, кафизмы и седальны, псалом 50, каноны, стихиры на хвалитех, великое славословие, ектению, стихиры на стиховны, молитву «Отче наш», тропарь, отпуст.

Праздничная утреня дополняется пением полиелея (после кафизм и седальнов), а в воскресения также пением благословенных, ипакоев и антифонов, прокимнов и чтением Евангелия, после которого поется воскресная песнь «Воскресение Христово видевше».

Праздничная утреня, соединяемая с Великой вечерней и первым часом, составляет Всенощное бдение.

Пасхальная утреня начинает служиться после крестного хода в притворе благословением и пением пасхального тропаря и состоит из пасхальных тропарей, канона, светильна, стихир, чтения пасхального слова Иоанна.

Общественные богослужения или, как говорят в народе, церковные службы — это главное, для чего предназначаются наши храмы. Ежедневно Православная Церковь совершает в храмах вечерние, утренние и дневные богослужения. Каждое из этих богослужений состоит в свою очередь из трех видов богослужений, в совокупности объединенных в суточный круг богослужений:

вечернее — из 9-го часа, вечерни и повечерия;

утреннее — из полунощницы, утрени и 1-го часа;

дневное — из 3-го часа, 6-го часа и Божественной литургии.

Таким образом, весь суточный круг состоит из девяти служб.

В православном богослужении многое заимствовано от богослужения ветхозаветных времен. Например, началом новых суток считается не полночь, а шесть часов вечера. Именно поэтому первой службой суточного круга является вечерня.

На вечерне Церковь вспоминает об основных событиях Священной истории Ветхого Завета: о творении мира Богом, грехопадении прародителей, о Моисеевом законодательстве и служении пророков. Христиане возносят благодарение Господу за прожитый день.

После вечерни по церковному Уставу положено служить повечерие. Это в определенном смысле общественные молитвы на сон грядущим, на которых вспоминается сошествие Христа во ад и освобождение праведников от власти диавола.

В полночь полагается совершать третью службу суточного круга — полунощницу. Это богослужение установлено для напоминания христианам о Втором пришествии Спасителя и о Страшном суде.

Перед восходом солнца служится утреня — одно из самых длительных богослужений. Она посвящена событиям земной жизни Спасителя и содержит множество как покаянных, так и благодарственных молитв.

Около семи часов утра совершают 1-й час. Так названа краткая служба, на которой Православная Церковь вспоминает пребывание Иисуса Христа на суде первосвященника Каиафы.

3-й час (девять часов утра) служится в воспоминание событий, происходивших в Сионской горнице, где на апостолов снизошел Дух Святый, и в претории Пилата, где Спасителю был вынесен смертный приговор.

6-й час (полдень) — время распятия Господа, а 9-й час (три часа пополудни) — время Его крестной смерти. Этим событиям и посвящаются вышеназванные службы.

Главным же богослужением Православной Церкви, своеобразным центром суточного круга, является Божественная литургия. В отличие от остальных служб литургия предоставляет возможность не только вспомнить о Боге, всей земной жизни Спасителя, но и реально соединиться с Ним в таинстве Причащения, установленном Самим Господом во время Тайной Вечери. По времени литургия должна совершаться между 6-м и 9-м часом, до полудня, в предобеденное время, отчего ее называют также обедней.

Современная богослужебная практика привнесла свои изменения в предписания Устава. Так в приходских храмах повечерие совершается только во время Великого поста, а полунощница — один раз в год, накануне Пасхи. Крайне редко служится и 9-й час. Остальные шесть служб суточного круга объединяются в две группы по три службы.

Вечером последовательно друг за другом совершают вечерню, утреню и 1-й час. Накануне воскресных и праздничных дней эти службы объединяются в одно богослужение, называемое всенощным бдением. В древности христиане действительно нередко молились до рассвета, то есть бодрствовали в течение всей ночи. Современные всенощные бдения длятся два—четыре часа на приходах и три—шесть часов в монастырях.

Утром последовательно служатся 3-й час, 6-й час и Божественная литургия. В храмах с большим приходом по воскресеньям и праздникам бывает две литургии — ранняя и поздняя. И та и другая предваряется чтением часов.

В те дни, когда литургии не положено (например, в пятницу Страстной седмицы), совершается краткое последование изобразительных. Это богослужение состоит из некоторых песнопений литургии и как бы «изображает» ее. Но статуса самостоятельной службы изобразительные не имеют.

К богослужениям относится также совершение всех таинств, обрядов, чтение акафистов в храме, общинные чтения утренних и вечерних молитв, правил ко святому Причащению.

Помимо ежедневных церковных служб (таких как утреня, или вечерня, или часы) совершаются также службы по потребностям христиан, то есть требы. Например: Крещение, Венчание, Соборование, молебны, отпевания и другие.

Богослужения совершаются обычно в храме и только священнослужителями, верующие же участвуют в них молитвой и пением.

О необходимости посещать храм Божий
О устройстве храма
О поведении в храме
О богослужениях, совершаемых в храме
О смысле всенощного бдения и Божественной литургии
О поклонах и крестном знамении
О священническом благословении
О поминовении
О просфоре, антидоре и артосе
О святой воде
О церковной свече
О целовании Святого Евангелия, Креста, честных мощей и икон
Твои первые молитвы

Богослужения в русской православной церкви

Первое, что изучает верующий человек в самом начале своего воцерковления – смысл, значение и последование православного богослужения. Это вполне понятно, ведь богослужения в православной церкви должны посещать все без исключения православные христиане, так как это не просто красивое театрализованное действо, а самая что ни на есть настоящая жизнь церкви.

Невозможно искренне верующему человеку относиться к православному богослужению с прохладцей и ленью – ведь это не просто молитвенная встреча с Богом, а еженедельный праздник для души. Кроме того, церковные службы объединяют людей, делают их не просто отдельными молящимися, среди которых каждый сам по себе, а Вселенской Православной Церковью. Почему же так необходима соборная молитва, почему домашней молитвы недостаточно? Иисус Христос сказал: «Где двое или собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Эти слова Спасителя, а также необходимость производить установленные Им таинства (крещение, причастие) послужили поводом самым первым христианам собираться для молитвы, и очень скоро их собрания трансформировались в полноценные, так знакомые нам сегодня православные богослужения.

Самое главное богослужение в православной церкви

Современный темп жизни не позволяет большинству православных христиан посещать богослужения в православной церкви так часто, как им хотелось бы. Особенно это касается больших праздников, которые зачастую выпадают на будние дни – Вознесение, Преображение, Успение, Воздвижение Честного и Животворящего Креста, и т.д.

Но существует православное богослужение, которое истинно верующий человек пропустит лишь по очень уважительной причине – это воскресная Божественная Литургия. Что из себя представляет эта служба? У большинства людей слово «литургия» вызывает ассоциацию с музыкой. И, действительно, так и есть – большая часть православных молитв Божественной Литургии не читается, а поется, что придает этому празднику особую красоту и торжественность. Значение воскресной Литургии велико: она прославляет воскресшего Христа (каждое воскресенье в церкви – малая Пасха), дает христианину духовную пищу в виде причащения Тела и Крови Христовых, упорядочивает его жизнь.

Это богослужение православной церкви выделили уже в первые века христианства: согласно одному из апостольских правил, человек, пропустивший службу три недели подряд без уважительной причины, отлучается от церковного общения, и обратно принимается только через покаяние.

Что такое богослужебные указания православной церкви?

Человеку непосвященному может показаться, что все православные богослужения одинаковы, в том числе и воскресная Литургия – несколько молитвенных прошений, торжественно возглашаемых диаконом на амвоне, чтение отрывков из послания апостолов и Евангелия, затем совершение Евхаристии священником в алтаре, после чего следует причащение верующих. Все эти действия чередуются большим количеством песнопений, которые тоже на первый взгляд кажутся одинаковыми. И только тот, кто посещает церковь постоянно, и потрудился хотя бы поверхностно изучить содержание богослужения в православной церкви, знает, что все они абсолютно разные, так как посвящены разным праздникам, событиям, святым. Соответственно меняются и многие песнопения, молитвы, псалмы. Составить службу на каждый день – это целое искусство, которым занимается уставщик – человек, хорошо изучивший церковный устав , а также богослужебный годовой круг.

В этом уставщику и помогают богослужебные указания православной церкви, которые подсказывают, как правильно провести то или иное богослужение

С тегами: молитва обучение религия христианство

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *