Боттичелли святой себастьян

Святой Себастьян, Сандро Боттичелли — описание картины

Святой Себастьян — Сандро Боттичелли. 1473. 195 x 75 см
Впервые полотно «Святой Себастьян» было продемонстрировано публике в 1474 году. Произошло это во Флоренции в церкви Санта Мария Маджоре. К этому времени публика уже успела оценить великого Боттичелли и поэтому новая картина также имела успех, несмотря на новаторскую манеру письма и интерпретации.
В основе сюжета религиозная история о Себастьяне, который жил во время великих и жестоких гонений на христиан. Будучи командующим преторианских войск, молодой герой был тайным христианином, за что и поплатился – его привязали к столбу и расстреляли из луков.
Чужая женщина выходила израненного Себастьяна, а он, в свою очередь, отстаивал свою веру до смерти, в прямом смысле слова. Себастьяна почитают как покровителя больных чумой и заступника охотников.
Глядя на картину Боттичелли, сразу замечаешь необычную позу героя – он задумчив, но при этом не страшится смерти, а воткнутые в его тело стрелы попросту не волнуют. Картина является иллюстрацией к жизнеописанию Себастьяна – всю свою жизнь он нёс веру сквозь страдания, терпеливо и покорно.

Сандро Боттичелли – известный итальянский живописец эпохи Возрождения, посвятивший свое творчество преимущественно созданию картин духовной и религиозной направленности. Картина «Святой Себастьян», предположительно созданная в 1473 году является одним из лучших художественных произведений созданных кистью художника. Впервые свет ее увидел в 1474 году, полотно было выставлено в церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции.

Святой Себастьян согласно легенде жил во времена наивысшего рассвета гонений на христиан, был он командующим преторианским войском самого императора и тайно исповедовал новую запрещенную веру. После обнаружения его склонности к христианству Себастьян был привязан к столбу и расстрелян из лука собственными воинами.

Несмотря на то, что был он из богатой семьи, никто за него не вступился, и только одна сердобольная женщина проявила милосердие и, подобрав израненного Себастьяна, выходила его как родного. После выздоровления христианина эта женщина пыталась уговорить его уехать из города, но Себастьян решил, что будет отстаивать свою веру, даже если за это придется поплатиться жизнью.

Выступив перед самым императорским дворцом в защиту своей новой веры, Себастьян настолько прогневил императора, что тот отдал приказ о его вторичной казни. Невинный мученик был казнен и впоследствии стал одним из самых почитаемых святых – покровителей, которым молились все страждущие. Некоторое время больные чумой считали Святого Себастьяна своим личным заступником. Также покровительства святого испрашивали лучники и охотники.

Боттичелли изобразил святого в некой задумчивости стоящем у столба, руки его скрещены за спиной, возникает ощущение, что мученик вовсе не приготовился к смерти, а задумался о каком-либо важном и требующем незамедлительного решения деле. В тело его воткнуты несколько стрел, но кажется будто юноша их совершенно не замечает. За его спиной открывается вполне мирный пейзаж, которого святой вскоре лишится, но и это совсем его не волнует.

Картина вскоре стала гордостью всей Флоренции, прославив имя художника.

Картина Сандро Боттичелли «Мадонна с Младенцем и ангелом, или Мадонна Евхаристии» (ок. 1470)

Отличие картины «Мадонна Евхаристии» (Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон) в том, что Боттичелли представил группу фигур, находящихся в более сложной композиционной связи, чем первые образцы его Мадонн — в замкнутом пространстве с открытым окном, из которого открывается вид на извилистый тосканский пейзаж — реку и холмы.

Фигуры теперь сближены не столь тесно. Мария со слегка склоненной головой в грустной задумчивости прикасается к колоску. Направление ее взгляда непонятно. Сидящий на коленях Матери серьезный Младенец поднял руку в жесте благословения.

Юноша-ангел с резко заостренным овалом лица и недетской умудренностью — образ необычный для раннего Боттичелли. Он протягивает маленькому Христу вазу с виноградом и хлебными колосьями.

Виноград и колосья — вино и хлеб символическое изображение причастия, будущих страданий Господа, Его Страстей. По мысли художника, они должны составить смысловой и композиционный центр картины, объединяющей все три фигуры. Аналогичную задачу ставил перед собой и Леонардо да Винче в близкой по времени «Мадонне Бенуа». В ней Мария протягивает ребенку цветок крестоцвета — символ креста. Но Леонардо этот цветок нужен лишь для того, чтобы создать ясно ощутимую психологическую связь между Матерью и Младенцем; ему нужен предмет, на котором он может в одинаковой мере сосредоточить внимание обоих и предать целенаправленность их жестам. У Боттичелли ваза с виноградом также всецело поглощает внимание персонажей. Однако она не объединяет, а скорее внутренне разобщает их; задумчиво глядя на нее они забывают друг друга.

В картине чувствуется атмосфера глубокой задумчивости, отрешенности, внутренней разобщенности персонажей. Этому в значительной степени способствует и характер освещения, ровного, рассеянного, почти не дающего теней. Прозрачный свет Боттичелли не располагает к душевной близости, к интимному общению, в то время как Леонардо создает впечатление сумерек: они окутывают героев, оставляют их наедине друг с другом.

предыдущая / главная / следующая страница

Сандро Боттичелли

Сандро Боттичелли

Sandro Botticelli

Имя при рождении

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи

Дата рождения

1 марта 1445

Место рождения

  • Флоренция, Флорентийская республика

Дата смерти

17 мая 1510 (65 лет) или 16 мая 1510 (65 лет)

Место смерти

  • Флоренция, Флорентийская республика

Жанр

портрет

Медиафайлы на Викискладе

Са́ндро Боттиче́лли (итал. Sandro Botticelli, настоящее имя Алесса́ндро ди Мариа́но ди Ва́нни Филипе́пи (итал. Alessandro di Mariano di Vanni Filipepi; 1 марта 1445 — 17 мая 1510)) — итальянский живописец, один из значимых мастеров эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы живописи. Автор «Весна», «Венера и Марс» и давшей художнику мировую знаменитость «Рождение Венеры».

Биография и творчество

Боттичелли родился в семье кожевника Мариано ди Джованни Филипепи и его жены Смеральды в квартале Санта-Мария-Новелла во Флоренции. Прозвище «Боттичелли» (бочонок) перешло к нему от старшего брата Джованни, который был толстяком.

Обучение мастерству (1460–1468)

«Мадонна Евхаристии»

Боттичелли пришел к живописи не сразу: сначала он два года был учеником у золотых дел мастера Антонио (существует версия, что свою фамилию юноша получил от него). В 1462 году (по некоторым источникам — около 1464) начал учиться живописи у Фра Филиппо Липпи, в мастерской которого пробыл пять лет.

Молодой художник испытал «влияние творческой манеры учителя, сочетавшей трёхмерность передачи объёмов на плоскости с позднеготической декоративностью линейных ритмов», а также братьев Поллайоло — Антонио и Пьеро. Совместно с Пьеро дель Поллайоло работал над аллегориями Добродетелей для зала Торгового суда во Флоренции («Аллегория Силы», 1470).

В связи с отъездом Липпи в Сполето Боттичелли перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо, куда чуть раньше поступил подмастерьем юный Леонардо да Винчи.

Первые самостоятельные произведения Боттичелли — несколько изображений мадонны – по манере исполнения демонстрируют близость к работам Липпи и Мазаччо, наиболее известны: «Мадонна с Младенцем, двумя ангелами и юным Иоанном Крестителем» (1465–1470), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468–1470), «Мадонна в розовом саду» (около 1470), «Мадонна Евхаристии» (около 1470).

Ранние работы (1470–1480)

С 1470 года Боттичелли имел собственную мастерскую (одним из его учеников был сын Фра Филиппо Липпи — Филиппино) неподалеку от Церкви Всех Святых. Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение художником собственного стиля. В 1470–1472 годах он пишет диптих об истории Юдифи: «Возвращение Юдифи» и «Нахождение тела Олоферна».

В 1472 году Боттичелли вступил в Гильдию Св. Луки — его имя впервые упоминается в «Красной книге» гильдии. Там же указывается, что у него работает ученик Филиппино Липпи.

Картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян» на празднике в честь святого 20 января 1474 года с большой торжественностью была размещена на одном из столбов во флорентийской церкви Санта-Мария-Маджоре, чем объясняется вытянутый формат произведения.

«Поклонение волхвов» (около 1475)

Около 1475 года живописец написал для состоятельного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленную картину «Поклонение волхвов», на которой помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя. Вазари писал: «Поистине произведение это — величайшее чудо, и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется».

В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474–1475), а также портреты Джулиано Медичи и флорентийских дам.

В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи — по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат.

Пребывание в Риме (1481–1482)

«Призвание Моисея»

Быстро распространявшаяся слава Боттичелли вышла за пределы Флоренции. С конца 1470-х годов художник получает многочисленные заказы. «И тогда он завоевал себе… во Флоренции и за её пределами такую славу, что папа Сикст IV, построивший капеллу в своём римском дворце и пожелавший расписать её, распорядился поставить его во главе работы».

В 1481 году папа Сикст IV призвал Боттичелли в Рим. Вместе с Гирландайо, Росселли и Перуджино Боттичелли украсил фресками стены папской капеллы в Ватикане, которая известна как Сикстинская капелла. После того как в 1508–1512 годах потолок и алтарную стену при Юлии II распишет Микеланджело, она обретёт всемирную славу.

Боттичелли создал для капеллы три фрески: «Наказание Корея, Дафана и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея», а также 11 папских портретов.

Светские произведения 1480-х годов

Боттичелли посещал Платоновскую академию Лоренцо Великолепного (представителя семейства Медичи), где встречался с Фичино, Пико и Полициано, тем самым подпав под влияние неоплатонизма, что нашло отражение в его картинах светской тематики.

Самое известное и самое загадочное произведение Боттичелли — «Весна» (Primavera) (1482). Картина вместе с «Палладой и кентавром» (1482–1483) Боттичелли и «Мадонной с Младенцем» неизвестного автора предназначалась для украшения флорентийского дворца Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, или Лоренцо Пополано, кузена Лоренцо Великолепного. На создание полотна живописца вдохновил, в частности, фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей»:

«Весна»

Вот и Весна, и Венера идёт, и Венеры крылатый
Вестник грядёт впереди, и, Зефиру вослед, перед ними
Шествует Флора-мать и, цветы на путь рассыпая,
Красками всё наполняет и запахом сладким…
Ветры, богиня, бегут пред тобою; с твоим приближеньем
Тучи уходят с небес, земля-искусница пышный
Стелет цветочный ковёр, улыбаются волны морские,
И небосвода лазурь сияет разлившимся светом.

Аллегоричность «Весны» вызывает многочисленные дискуссии относительно интерпретации картины.

В 1483 году флорентийский купец Антонио Пуччи заказал Боттичелли четыре картины вытянутого формата со сценами любовной истории из «Декамерона» Боккаччо о Настаджо дельи Онести.

Теме любви посвящена картина «Венера и Марс» (около 1485).

«Рождение Венеры»

Также около 1485 года Боттичелли создаёт прославленное полотно «Рождение Венеры». «…Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников — мастеров кватроченто, да, впрочем, и живописцев всех времён и народов? Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его „Весны“ и „Рождения Венеры“. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Мало у кого в мировой живописи так звучит пластика линии, движения и взволнованного, глубоко лирического, далекого от мифологического или иных схем сюжета. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Он не пользуется ходульными канонами, потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения».

В 1480–1490 годах Боттичелли выполняет серию иллюстраций пером к «Божественной комедии» Данте. «Рисовал Сандро исключительно хорошо и так много, что ещё долго после его смерти каждый художник старался заполучить его рисунки».

Религиозные картины 1480-х годов

«Мадонна Магнификат»

«Поклонение волхвов» (1478–1482), «Мадонна с Младенцем на троне» (алтарь Барди) (1484), «Благовещение» (1485) — религиозные работы Боттичелли этого времени являются высшими творческими достижениями живописца.

В начале 1480-х годов Боттичелли создал «Мадонну Магнификат» (1481–1485), картину, прославленную уже при жизни художника, о чём свидетельствуют многочисленные копии. Она является одним из тондо Боттичелли. Подобные картины в форме круга были очень популярны во Флоренции XV века. Фоном картины является пейзаж, как и в «Мадонне с книгой» (1480–1481), «Мадонне с Младенцем, шестью ангелами и Иоанном Крестителем» (около 1485), «Мадонне с Младенцем и пятью ангелами» (1485–1490).

В 1483 году вместе с Перуджино, Гирландайо и Филиппино Липпи он работает над фресками на вилле Лоренцо Великолепного близ Вольтерры.

Около 1487 года Боттичелли пишет «Мадонну с гранатом». Гранат, который держит в руке мадонна, представляет собой христианский символ (у «Мадонны Конестабиле» Рафаэля в правой руке также первоначально вместо книги был гранат).

Поздние работы (1490–1497)

«Юдифь, покидающая палатку Олоферна»

В 1490 году во Флоренции появляется доминиканский монах Джироламо Савонарола, в проповедях которого звучал призыв к покаянию и отказу от грешной жизни. Боттичелли был заворожён этими проповедями, и даже, согласно легенде, наблюдал, как жгут его картины на костре тщеславия. С этих пор стиль Боттичелли резко изменяется, он становится аскетичным, гамма красок теперь сдержанная, с преобладанием тёмных тонов.

Новый подход художника к созданию произведений хорошо виден в «Короновании Марии» (1488–1490), «Оплакивании Христа» (1490) и ряде изображений мадонны с младенцем. Портреты, созданные художником в это время, например портрет Данте (около 1495), лишены пейзажных или интерьерных фонов.

Особенно заметны изменения стиля при сравнении «Юдифи, покидающей палатку Олоферна» (1485–1490) с созданной приблизительно за двадцать пять лет до этого картиной на тот же сюжет.

В 1491 году Боттичелли участвует в работе комиссии по рассмотрению проектов фасада собора Санта-Мария-дель-Фьоре.

Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495).

Последние работы (1498–1510)

«Мистическое Рождество»

В 1498 году Савонарола был схвачен, обвинён в ереси и приговорён к смерти. Эти события глубоко потрясли Боттичелли.

В 1500 году он создаёт «Мистическое Рождество» — единственное подписанное и датированное им произведение, где имеется сделанная по-гречески надпись: «Эту картину я, Алессандро, написал в конце 1500 года в неурядицах Италии в половине времени после времени, когда исполнится одиннадцатой Иоанна, о втором горе Апокалипсиса, в то время, когда дьявол на три с половиной года был выпущен. Затем он был закован в кандалы в соответствии с двенадцатой, и мы увидим его , как на этой картине».

Среди последних немногочисленных работ художника этого периода — сцены из историй римлянок Виргинии и Лукреции, а также сцены из жизни Св. Зиновия.

В 1504 году живописец участвует в работе комиссии художников, которая должна была выбрать место для установки «Давида» Микеланджело.

Боттичелли «отошёл от работы и в конце концов постарел и обеднел настолько, что если бы о нём не вспомнил, когда ещё был жив, Лоренцо деи Медичи, для которого он, не говоря о многих других вещах, много работал в малой больнице в Вольтерре, а за ним и друзья его, и многие состоятельные люди, поклонники его таланта, он мог бы умереть с голоду». 17 мая 1510 года, на 66-м году жизни, Сандро Боттичелли скончался. Живописец был похоронен на кладбище церкви Всех Святых во Флоренции.

«Сандро не идёт в свите других, но, соединив в себе весьма многое, что было разбросано, он с удивительной полнотой отражает идеалы своего времени. Не только нам нравится он, но большим успехом пользовался он и у своих современников. Его чисто личное искусство отразило лицо века. В нём, как в фокусе, соединилось всё, что предшествовало тому моменту культуры, и всё, что тогда составляло „настоящее“».

Галерея

См. также: Список картин Сандро Боттичелли

  • «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1465—1470)

  • «Аллегория силы» (около 1470)

  • «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (1474—1475)

  • «Портрет Джулиано Медичи» (1478—1482)

  • Портрет молодой женщины (1480—1485)

  • «Паллада и Кентавр» (1482—1483)

  • Венера и Марс (около 1485)

  • «Мадонна делла Мелаграна» (1478)

  • «Благовещение» (1489)

  • «Оплакивание Христа» (около 1490)

  • «Портрет Данте» (около 1495)

  • «Последнее чудо и смерть Св. Зиновия» (1500—1505)

  • «Мистическое Распятие» (1490—1500)

> Память

В честь Боттичелли назван кратер на планете Меркурий.

Фильмы

  • Сандро Ботичелли является персонажем фильма «Фламандские секреты» («Тайны фламандцев») 1974 г.
  • 2009 — Секреты Весны Боттичелли / I Segreti della Primavera / I Misteri della Primavera (реж. Алессандра Джиганте / Alessandra Gigante)

Примечания

  1. Artnet — 1998.
  2. Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000
  3. Union List of Artist Names — 2018.
  4. Боттичелли, Сандро // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  5. 1 2 3 Энциклопедия «Искусство». Часть 1. А-Г (с иллюстрациями), Электронная библиотека книг iknigi.net. Дата обращения 11 августа 2018.
  6. 1 2 3 4 Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. — М.: АЛЬФА-КНИГА, 2008.
  7. Тит Лукреций Кар. О природе вещей. — М.: Художественная литература, 1983.
  8. Долгополов И. В. Мастера и шедевры. — М.: Изобразительное искусство, 1986. — Т. I.
  9. Бенуа А. История живописи всех времён и народов. — М.: Нева, 2004. — Т. 2.

Литература

  • Боттичелли, Сандро // Большой Кавказ — Великий канал . — 2006. — С. 101—102. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8.
  • Боттичелли, Сандро // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Булгаков, Ф. И. Сандро Боттичелли (Алессандро Филипепи) // Сто шедевров искусства. — СПб. : изд. ред. «Нового журнала иностранной литературы», 1903. — С. 15—16.
  • Деймлинг Б. Боттичелли. Taschen. 2007.
  • Зарницкий Ст. В. Боттичелли. — М.: Молодая гвардия, 2007. — 330 с. (Жизнь замечательных людей)
  • Петрочук О. К. Сандро Боттичелли. — М.: Искусство, 1984. — 224 с.
  • Рыков А. В. Об историческом значении творчества Боттичелли: понятие эстетической формы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 2. Вып. 2. 2010. С. 115–122.

Ссылки

  • Сандро Боттичелли. Биография // art-klyan.com
  • Боттичелли на artcyclopedia.com
  • Сандро Боттичелли. Биография, хронология жизни художника. Периоды творчества.
  • Сандро Боттичелли в Web Gallery of Art (англ.)
  • Картины Сандро Боттичелли
Мифологические Весна · Рождение Венеры · Венера и Марс · Клевета · Паллада и Кентавр
Религиозные
Портреты Неизвестный с медалью (1474—1475) · Смеральда Брандини (ок. 1475) · Молодая женщина (1476—1480) · Молодая женщина (1480—1485)
Другое
Связанные персоналии

«Благовещение Честелло», Сандро Боттичелли — описание картины

Благовещение Честелло — Сандро Боттичелли. 1489–1490. Темпера. 150 х 156 см
Один из самых самобытных художников эпохи Возрождения, Сандро Боттичелли, чьи образы легко узнаваемы и знакомы всему миру, создал несколько картин, посвященных традиционному библейскому сюжету – Благовещению.
На полотне изображен момент, когда спустившийся с небес ангел сообщает Деве Марии, что она ожидает ребенка, зачатого промыслом Божьим от Духа Святого. Ее будущему сыну суждено стать Спасителем мира. Такая новость пугает и удивляет будущую Богоматерь.
Картина выполнена очень чистыми и точными линиями, характерными для работ мастера. Немаловажную роль в этом играет техника и используемый материал. В отличие от масляных красок темпера дает более гладкую поверхность, позволяющую придать полотну удивительную четкость и графичность. Все детали картины тщательнейшим образом проработаны и завершены. В этой работе использованы знания о перспективе, что подчеркнуто геометрическим узором напольной плитки и архитектурными деталями заднего плана.
Затемненный, приглушенно-серый цвет стены красиво оттеняется виднеющимся вдалеке пейзажем. Мы можем любоваться блестящей лентой реки, эффектным фигурным мостом и острыми шпилями башен замка, расположенными по обе стороны реки. Тона пейзажа приглушенные, зеленоватые, оливковые и коричневые. На фоне темной, нейтральной стены и пейзажа фигуры ангела и Девы Марии смотрятся особенно ярко и красочно.
Коленопреклоненный ангел с золотистыми крыльями одет в верхнее красноватое платье, под которым виднеется желтое одеяние. Дева, смиренно склонившая голову и протягивающая руки посланцу небес в невольно протестующем жесте, также носит яркое пышное платье. Оно прикрыто сверху широким синеватым плащом с черным подбоем и воротником. Плащ украшен достаточно широкой золотой отделкой. За плечами ангела и на голове Мадонны есть тончайшая прозрачная вуаль, мастерски изображенная художником. В руках ангела крупная ветка белоснежных лилий – символа невинности Девы Марии.
Позы обоих персонажей манерные, вычурные и неестественные, однако манера письма и проработка лиц и мелких деталей абсолютно реалистичная. Особенно впечатляют складки ткани на нарядах – они живые, мягкие, великолепно обрисовывают фигуру и лежат совершенно естественно, природно. С тем же замечательным мастерством изображены лица и волосы персонажей. При том, что во всех полотнах Боттичелли герои различаются, в их лицах есть нечто неуловимое общее, сразу позволяющее отнести картину к произведениям этого великого мастера.

Картины Боттичелли «Благовещение»

Тема Благовещения, как момента появления архангела Гавриила перед Марией, с вестью о том, что она станет матерью Мессии, была одной из числа самых популярных сюжетов в Итальянском Искусстве, как Средневековья, так и Ренессанса. Традиционно в руках ангела изображали цветущие лилии — символ чистоты и непорочности, также ангела обычно изображался на фоне пейзажа или окна, символизирующего внешний мир, а Дева Мария — у стены или в помещении, что в те времена символизировало ее чистоту и святость, отделенность от мирской суеты.

Боттичелли написал несколько произведений на эту тему в разные годы. На фреске, написанной на стене лечебницы Сан Мартино делла Скала в 1481 году, он создал идиллическую сцену, более поздние картины показывают нарастание экспрессивности в стиле мастера. Персонажи Боттичелли уже теряют самообладание под напором сильных, почти экстатических чувств, глаза их полузакрыты, в движениях — преувеличенная экспрессия, порывистость, как будто они не управляют более своим телом и действуют в состоянии какого-то странного гипнотического сна.

В картине «Благовещение» из музея Метрополитен производит сильное впечатление то ощущение глубины композиции, которое достиг мастер, скрупулезно проработав в архитектурном обрамлении сцены, во внутреннем интерьере помещения линейную перспективу — одно из величайших открытий флорентийских живописцев. Дева Мария и Ангел, в практически зеркальном отображении, разделены рядом колонн в центре сцены, но их объединяют лучи Божественного света, льющегося вдоль крыльев склоненного ангела к Марии. В этом произведении уже видна рука зрелого мастера — и в сложности композиции, и в его лиричном настрое, и в прозрачности красок.

Более поздняя картина «Благовещение» (сейчас в флорентийской галерее Уффици), которую также называют «Благовещение Кестелло» заказал художнику Франческо Гуарди в 1489 г. для церкви флорентийского женского монастыря Честелло (сейчас Санта Мария Маддалена де’Пацци).

Художник вносит в сцену непривычную смятенность. Ангел врывается в комнату и стремительно падает на колени, и за его спиной, как струи воздуха, рассекаемого при полете, вздымаются его прозрачное, как стекло, едва видимое покрывало. Его правая рука с большой кистью и длинными нервными пальцами протянута к Марии, а она, словно слепая, протягивает навстречу ему руку. В центре композиции — две кисти, протянутые друг другу, как олицетворение передачи и принятия, идею которого мастерски выразил Боттичелли. Диагональная линия, перетекающая складок одежд Гавриила к его руке, продолжается вдоль руки Девы. И кажется, будто внутренние токи, невидимые, но ясно ощутимые, струятся от его руки к руке Марии и заставляют трепетать и сгибаться все ее тело.

Живое движение и напряженность двух фигур резко контрастирует с строгой линейной перспективой комнаты; особенно сильно она проявляется в том, как красные плиты пола увлекают взгляд зрителя к пейзажу за окном. На нем в центре изображено высокое дерево и река, на берегах которой возвышаются необычные архитектурные сооружения, на левом берегу, устремился в небо многочисленными башенками старинный замок, окруженный причудливыми горными зубцами.

Уста ангела приоткрыты, это указывает, что на картине запечатлен момент, когда он произносит слова, которые были запечатлены на латыни на раме картины (Евангелие от Луки 1:35):

«Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя».

предыдущая / главная / следующая страница

Анализ картины «Благовещение Честелло»

Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино делла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску «Благовещение» (Флоренция, Уффици). Так как в больницу поступали прежде всего зараженные чумой, роспись, вероятно, была заказана Боттичелли по случаю окончания поразившей город эпидемии.

Картина изображает момент появления архангела Гавриила перед Марией, который сообщает девушке о том, что она станет матерью Христа Спасителя. Традиционно в руках ангела изображали цветущие лилии — символ чистоты и непорочности.

В поздних произведениях Боттичелли персонажи уже утрачивают всякую власть над собой. Сильное, почти экстатическое чувство захватывает их, глаза их полузакрыты, в движениях — преувеличенная экспрессия, порывистость, как будто они не управляют более своим телом и действуют в состоянии какого-то странного гипнотического сна.

В картине «Благовещение» художник вносит в сцену, обычно столь идиллическую, непривычную смятенность. Ангел врывается в комнату и стремительно падает на колени, и за его спиной, как струи воздуха, рассекаемого при полете, вздымаются его прозрачные, как стекло, едва видимые покрывала. Его правая рука с большой кистью и длинными нервными пальцами протянута к Марии, а Мария, словно слепая, протягивает навстречу ему руку. И кажется, будто внутренние токи, невидимые, но ясно ощутимые, струятся от его руки к руке Марии и заставляют трепетать и сгибаться все ее тело.

Сцена Благовещения представлена в пространстве строго геометрических линий: узорами из прямоугольников расчерчен пол, сухой геометризм свойствен и членению стены. Серая однообразный фон с элементами пейзажа придаёт картине романтически-живописный эффект. Архангел, еще не остановивший свой стремительный полет, склонился на колени перед Марией. Взметенная линия, нервно вибрирующая по контуру фигур, связывает их в целое и ведет за собой глаз зрителя. Следуя за этими изломами, изгибами, за устремленными навстречу друг другу линиями, взгляд «прочитывает» рассказ. Участники действа предельно взволнованны, их позы лишены устойчивости, словно бы под воздействием мистического ветра, ворвавшегося в пространство. Фокус выразительности картины художника в диалоге рук архангела и Пресвятой Девы Марии. Он принес божественную Весть, она, робко отстраняясь, принимает ее с покорностью.

Боттичелли изображает каждую деталь , будь то складка одежды , либо перо из крыла Архангела с точностью и ясностью , при этом совершенно не отвлекая нас от формы в целом и не разбивая её.

Мастерски подобраны цвета. Красный цвет соединяет персонажей картины. Архангел в красных одеждах на таком же полу кажется более приземленным, а Мария возвышенной. Подол её платья соединяется с полом и в тоже время почти сразу отделяется тёмно-синей накидкой. На тёмном фоне сразу бросается в глаза светлое невинное лицо Марии. Пейзаж на заднем плане дополняет композицию.

боттичелли живопись картина творчество

Боттичелли – рыцарь Богоматери

Библейские образы в живописи – одна из основ мирового искусства. Приближающийся праздник Благовещения и сам образ Богородицы – один из самых распространенных сюжетов в живописи. Многие великие художники посвятили свое творчество этой теме. Одного из них – Боттичелли – даже называют “рыцарем Богоматери”. И именно его хочется вспоминать весной, в апреле. Ведь это он написал «Весну» с такой нежностью и трепетом, будто сам был влюблен в нее. Он оживил миф, показав «Рождение Венеры» из пены морской. Он расписал Сикстинскую капеллу, был приближен к дому Медичи, дружил с Леонардо да Винчи. Он создал десятки портретов флорентийской элиты. Но еще больше написал икон, в которых воспел Пресвятую Богородицу.

Приобретение графа Строганова

«Мадонна Евхаристии» (ок.1470)

В зале итальянских мастеров в ГМИИ Пушкина в простенке между окнами висит небольшая икона. Если быть точной, то это две створки одного полиптиха. Так назывались переносные складные алтари, которыми часто пользовались миссионеры. Переносной алтарь, вероятно, был изготовлен для монастыря Сан Марко во Флоренции. Когда-то две створки располагались с двух сторон центрального алтарного образа, позже были объединены в одну композицию общей рамой. Уже в таком виде «Благовещение», а именно так принято называть эту работу, несмотря на то, что это не единая композиция, оказалось в России. Случилось это благодаря коллекционеру и президенту Императорской академии художеств графу Александру Строганову, который купил для себя несколько работ Боттичелли у одного флорентийского антиквара в 1862 году. Вплоть до 1922 года «Благовещение» находилось в Строгоновском дворце-музее, пока его не передали в собрание Эрмитажа, а шестью годами позже «Благовещение» поступило в коллекцию Государственного музея изобразительных искусств.

Пресвятая Богородица – покровительница Флоренции

Символ Флоренции – лилия. И хотя на гербе города этот цветок красный, сама лилия во все времена был олицетворением чистоты и непорочности. Именно лилию держит в руках благовествующий архангел Гавриил, стоя перед Девой Марией. Жители Флоренции были уверены, что если не прекрасная Венера (а этот миф был распространен среди флорентийцев в эпоху увлечения античностью), то сама Пресвятая Богородица является покровительницей «города цветов». Когда придет время Страшного суда, Богоматерь самолично вступится перед Царем Небесным за жителей Флоренции. А пока последние времена не настали, она защищает верующих от тягот жизни и невзгод. Нет ее нежнее, добрее и милосерднее. В «Божественной комедии» флорентиец Данте Аллегьери так говорил о Деве Марии:

«…А в дельном мире, смертных напояя,

Ты – упования живой родник.

Ты так властна, и мощь твоя такая,

Что было бы стремить без крыл полет –

Ждать милости, к тебе не прибегая.

Не только тем, кто просит, подает

Твоя забота помощь и спасенье,

Но просьбы исполняет наперед.

Ты – состраданье, ты – благоволенье,

Ты – всяческая щедрость, ты одна –

Всех совершенств душевных совмещенье!»

С неменьшей любовью отец Сандро Боттичелли рассказывал сыну о жизни Девы Марии. И мальчик тянулся к светлой радости, которая струилась из изображений Богоматери на многочисленных фресках и иконах флорентийских церквей.

Однажды он даже пообещал своим родным, что когда-нибудь, а он мечтает только об этом, напишет образ Пресвятой Девы, воспоет ее в красках.

Рыцарь Мадонны и «бочонок» Боттичелли

Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи был сыном флорентийского дубильщика кожи. Мы знаем его как Боттичелли. И хотя «бочоночком» (именно так переводится это слово) был его старший брат Джованни, прозвище досталось младшему в семье и так за ним закрепилось. Возможно потому, что старший брат фактически воспитывал Сандро. Лет в четырнадцать родители, которые не знали куда деваться от пусть и болезненного, но чересчур любознательного и сумасбродного юноши, отдали его учеником в ювелирную мастерскую. Ведь в этом возрасте подросток становился полноправным гражданином и обязан был заниматься чем-то определенным. К тому же родители надеялись, что это может положить начало семейному бизнесу. Но как быстро Сандро усвоил уроки чтения, письма и счета, так же легко овладел премудростями золотых дел мастера. Справедливости ради скажем, что был он медлителен и вместо исполнения поручений мастера часами любовался алтарями местных церквей. Поэтому крестный (а именно в его ювелирную мастерскую поступил юноша) рекомендовал отцу Сандро поискать парню другое дело. Тем более сам Сандро уже понял, что хочет стать живописцем, только и говорит, что его мечта – написать Мадонну.

Ювелиры тесно сотрудничали с художниками. Не удивительно, что вскоре талантливого рисовальщика принял в свою мастерскую художник фра Филиппо Липпи. Высоко оценив способности ученика, видя, как быстро он достиг совершенства в рисовании, понимая, что Сандро действительно одарен, фра Филиппо рано стал поручать ему серьезные заказы. Даже заказчики редко могли отличить работу ученика от мастера. Тогда-то Сандро с большой любовь и благоговеянием начал писать своих Мадонн под вуалью. Несколько лет спустя Сандро уже учился у Леонардо дель Верроккьо, живописца, скульптора, ювелира. И тоже много создавал икон с образами Богоматери. Однажды отец даже упрекнул сына, что в своем рвении он напоминает рыцаря, который дал обет пожизненного служения Деве Марии.

Когда Сандро едва исполнилось двадцать четыре года (в 1469 году) он начал работать в отцовском доме на улице Санта Мария Новелла на виа Нуова в собственной мастерской. Вскоре он вступил в гильдию Святого Луки, что дало ему возможность вести дела уже самостоятельно и иметь учеников, получать заказы на фрески, картины на дереве, книжные иллюстрации, рисунки на штандартах. Художники редко выбирали тему для своих работ. Обычно работали на заказ. Подмастерья брались за росписи мебели: спинок кресел и сундуков. Мастера – за более значительные заказы. Сандро Боттичелли был человеком не особенно амбициозным, не гнушался ни первого, ни второго.

Очень быстро мастерская Боттичелли начала пользоваться популярностью среди жителей Флоренции. Но не только потому, что он брал ничтожно малую цену за свой труд. Флоренция была городом искусств. Искусство наряду с политикой, было настоящей страстью флорентийцев. Самый последний ремесленник разбирался в архитектуре, живописи и скульптуре и на досуге мог много и долго рассуждать об этом.

От своих учителей Сандро воспринял не только знания, которые требовались для создания исторических картин и досок на библейские сюжеты, но и мастерство, позволявшее ему писать совершенных Мадонн.

Он легко применял на практике приемы ювелира и скульптора. Будто гравировал контуры своих фигур, уделял внимание изяществу линий, свету, движению. Как проповедовали его учителя фра Филиппо и Верроккьо, не боялся экспериментировать, давал волю воображению, но совершенство пропорций понимал по-своему. Вообще, Боттичелли не был философом, он был живописцем-ремесленником. И считал, что предназначение искусства состоит в создании прекрасного, того, что поможет человеку в его общении с Богом.

«Мадонна с младенцем и двумя ангелами», «Мадонна в розарии» (1470) были первыми самостоятельными работами художника. «Мученичество святого Себастьяна», прославившее его, было написано по заказу горожан в 1474 году. Осенью от города только отступила «черная смерть», выкосившая целые деревни вокруг Флоренции. Горожане заказывали художникам изображения святых, способных отвратить страшную гибель. Образ святого Себастьяна был установлен в церкви Санта Марии Маджоори, и в городе только и говорили, что о Боттичелли. Не меньше Боттичелли писал портретов, которые как раз вошли в моду, «тондо» – картины круглой формы. Единственное, что беспокоило художника, что заказчики требовали точно воспроизводить действительность и не позволяли фантазировать.

Боттичелли очень рано познакомился с правящим домом Медичи, был представлен ко двору флорентийской элиты и впоследствии создал немало произведений по их заказам, в том числе для украшения виллы в Кастелло. После блестяще выполненного в 1475 году заказа для флорентийского богача Гаспаре дель Ламы, Сандро стал известен за пределами Флоренции. В заказанной картине «Поклонение волхвов» для монастыря Санта Мария Новелла он не только изобразил евангельских персонажей, но также семейство Медичи и свой автопортрет. Молва о гениальном художнике и протекция Медичи принесла Ботиччелли новый заказ. В 1481 году папа Сикст IV пригласил художника руководить работами по росписи только что построенной папской часовни (Сикстинской капеллы). Здесь он работал вместе с Перуджино, Пинтуриччино, Гирландайо. Написал «Сцены из жизни Моисея», «Наказание Корея, Дафана и Абирона», «Исцеление прокажённого».

Благая весть для больницы

«Благовещение» (1489)

Самое большое «Благовещение» кисти Ботиччелли было создано в 1481 году. Огромная фреска, достигающая в длину 55 метров, написана художником по случаю окончившейся в городе чумы. Надо сказать, что чума не раз посещала Флоренцию, унося десятки тысяч жизней. Сотнями заболевшие чумой поступали в госпиталь Сан Мартино делла Скала, который находился недалеко от дома Сандро Боттичелли. Когда эпидемия благополучно завершилась, благодарные Богу флорентийцы заказали художнику изобразить «Благовещение» на одной из стен больницы.

Свое «Благовещение» Боттичелли писал тогда же, когда по заказу дома Медичи создавал «Весну», поэтому он так много придавал здесь внимания деталям и символам, грациозности линий и изгибов, которые создали неповторимую атмосферу света и музыки.

Его работа экспрессивна. В ней много света и движения. Движения в развевающихся волосах архангела Гавриила, в кроткой позе Богоматери, которая стоит полузакрыв глаза, в лучах света, которые насквозь пронизывают пространство. А в дуновении ветра будто слышно, как Ангел говорит: «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.» (Лк 1:30-33)

Очень скоро больница Сан Мартино стала монастырем. В 1624 году фреску решили перенести в атриум церкви. Тогда-то она и получила серьезные повреждения. Может быть поэтому, а может быть потому, что кто-то счел ее старомодной, фреску закрасили в 1700 году. Обнаружили и восстановили ее только в 1920 году, когда работа Боттичелли поступила в галерею Уффици.

Конец династии Боттичелли

“Весна” (1482)

Вслед за популярностью пришла безвестность. Не малую роль здесь сыграли политические события, смерть Лоренцо Великолепного, изгнание из Флоренции семьи Медичи, популярность ревнителя веры Савонаролы и упадок интереса к искусству. В 1497 году на площади Синьории Савонарола приказал сложить огромный костер и публично сжег колоссальное количество книг, картин, музыкальных инструментов, женских туалетов и ювелирных украшений, которые по мнению францисканского аскета и религиозного фанатика символизировали грех. Сложно сказать, эти ли события подорвали хрупкое здоровье пятидесятилетнего живописца, для которого живопись была жизнью и выражением самого себя. Ведь он всегда и много заботился о тех, кто занимался искусством. Возможно, наступившие мрачные времена повергли художника в уныние. К тому же при всех талантах и связях у Боттичелли напрочь отсутствовала торгашеская жилка. Он не умел себя продавать. Одним словом, утратив популярность, жил он в бедности. Болезнь скрутила его, и Сандро Боттичелли едва мог разогнуть спину, редко выходил из дома, а если и выходил, то с двумя костылями. Идеи Савонаролы завладели умом Боттичелли, он примкнул к тем, кого называли «плаксы», и в творчестве его наступил период какого-то разлада с самим собой. Его краски стали скромнее и строже, композиции лаконичнее, детали все более редки. Все это проявилось в «Мистическом рождении» – картине, которую он написал в конце жизни. Но так любимые им удлиненные пропорции тела, исполненные грации движения, легкость и невесомость фигур так и остались фирменным знаком художника.

«Мистическое Рождество» (1500)

Боттичелли никогда не имел семьи. Он умер от тяжелой болезни в бедности в 1510 году. Его быстро забыли современники и не узнали бы потомки, если не Братство прерафаэлитов.

«Весна», «Рождение Венеры» – небольшие работы, созданные для частного пространства, находились в собственности семьи Медичи. Когда в 1737 году, не оставив наследника, умер последний Медичи – великий герцог Тосканский Джан Гастоне Медичи – его несметные богатства, включая коллекцию изобразительного искусства, перешли родной сестре. Она, возможно не без выгоды для себя, признала Лотарингскую династию, которая после ее кончины унаследовала все коллекции дома Медичи. Вплоть до 1859 года (исчезновение великого герцогства Тосканского) мало кто знал о тех шедеврах, которые принадлежали Медичи. И лишь поступив в ведение государства, оказавшись в залах Уффицци, картины художников Возрождения из коллекции флорентийской династии стали доступны публике.

Английские «революционеры» кисти и холста – прерафаэлиты – возвратили миру Сандро Боттичелли. Впервые они заговорили о нем, подражали ему, преклонялись перед его творениями. Прерафаэлиты увидели в Боттичелли, двигавшегося в своем творчестве вопреки течению, реформатора, перевернувшего в эпоху Возрождения представление об истинной вере и настоящей красоте. Правда, случилось это лишь спустя четыреста лет после кончины художника, обессмертившего свое имя «Весной».

Иллюстрации ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *