Божье наказание за грехи

Стадия первая. Шок и/или отрицание

Получив подтвержденный диагноз серьезного заболевания, первые часы или даже дни человек испытывает состояние шока. Он живет и действует «на автомате» и может выглядеть совершенно спокойным и здоровым.

Вслед за шоком приходит паника, человек начинает метаться в прямом и переносном смысле. Чтобы защититься, психика вырабатывает «рефлекс отрицания»: пациент не верит в свой диагноз, нередко старается вести обычную жизнь, избегая любых напоминаний о заболевании. Такое кратковременное состояние отрицания – естественная защитная реакция, однако если человек слишком долго остается в этом состоянии, то, во-первых, он испытывает сильнейший стресс, а во-вторых, подвергает свою жизнь огромному риску, так как не обращается к врачу и не заботится о своем здоровье. При этом родственники могут пребывать в полном неведении: зачастую от них либо скрывают диагноз, либо они не знают всей правды. Поэтому на этой стадии человек может ощущать себя очень одиноким, даже изолированным от мира, один на один со своим страхом.

Как справиться. Заняться самообразованием, собирая полнейшую информацию о своем недуге. От знакомства с болезнью постепенно следует переходить к знакомству с больными – то есть с людьми, страдающими тем же заболеванием. Как показывают наблюдения врачей в Московском центре рассеянного склероза, даже обычное благожелательное общение больных между собой повышает эффективность лечения и качество жизни.

Стадия вторая. Злость

Как только человек проходит первую стадию, он начинает смотреть в лицо реальности и понимает: тяжелое заболевание теперь – часть его жизни. И нередко начинает испытывать злость – на Бога, на себя, что делал что-то не так, на врачей, которые не могут его вылечить, на окружающих – за невежество и непонимание. И за то, что они… пока здоровы.

И хотя злость – нормальная реакция человеческой психики на любой жизненный кризис, когда она длится слишком долго, резко повышается уровень стресса. И нередко ухудшается здоровье: ведь эмоциональное состояние находится в прямой связи с физиологическим. Получается, что, злясь, вы лишь действуете на руку болезни. К тому же излишняя злость может лишить вас возможных союзников – людей, которые в дальнейшем могли бы оказывать вам помощь и поддержку.

Как справиться. Не стоит «пережигать» бесценную энергию попусту. Злиться нужно на болезнь. Недаром тибетские ламы говорили, что «нужно по-настоящему возненавидеть свой недуг, чтобы победить его». Ищите примеры среди знаменитых людей, которые достойно вели бой с подобной же болезнью, жили долго и качественно и оставили свой след в истории.

Стадия третья. Сделка

На этой стадии человек пытается смириться с ситуацией, заключая своего рода сделку со своим подсознанием по принципу: если я буду хорошо себя вести, все станет, как раньше. Именно сейчас больной готов ходить к знахарям, колдунам, использовать непроверенные методы лечения, изобретать свои собственные, отказываясь от курса, предписанного официальной медициной. Многие обращаются к вере, причем очень быстро могут доходить до нездорового фанатизма. Другие, невзирая на тяжесть состояния, отправляются в дальние паломничества. Фактически это стремление убежать от болезни, а на самом деле – от самого себя.

Как справиться. Важно понять, что заболевание не является возмездием или наказанием за что-то, и оно никуда не исчезнет ни магическим, ни чудо-лекарственным, ни каким-либо другим способом, что ваше конкретное заболевание – это лишь одно из десятков хронических заболеваний, что миллионы людей живут с подобным вашему недугом всю свою жизнь.

При этом не надо ничего себе запрещать. Нравится ходить к целителю – ходите, только поставьте об этом в известность своего лечащего врача. Посещения храмов и святынь тоже оказывают свое благотворное действие на психику пациентов. Только следует помнить, что больным людям нельзя выдерживать пост (никакой, а не только строгий!) и нельзя оставаться на богослужении через силу, когда колени подгибаются и темнеет в глазах.

А лучше – найдите себе ДЕЛО, в котором вы сможете достигнуть успеха и признания, которое увлечет вас по-настоящему. Достаточно вспомнить опыт Дарьи Донцовой, начавшей писать свои детективы на больничной койке и сумевшей не только победить тяжелую болезнь, но и прославиться.

Стадия четвертая. Депрессия

Когда реальность наконец осознается, практически все пациенты переживают ту или иную степень депрессии. Остаются огромные неразрешенные вопросы о планах на будущее, об отношениях с окружающими, об изменении статуса в семье и на работе. Необходимость постоянного лечения нередко коренным образом меняет привычный образ жизни начиная с распорядка дня. Многим людям на этой стадии хочется просто залезть с головой под одеяло и спрятаться от всего мира.

Как справиться. В первую очередь нужно понять, что это временный период. Ощущение безнадежности и мрачные картины будущего – химеры, которые по сути своей являются не более чем симптомами депрессии. Пережив ее, вы увидите свою жизнь совершенно по-другому. Диагноз – не повод отказываться от планов и надежд. Тем более что по каждому тяжелому заболеванию постоянно разрабатываются новые методы лечения, которые помогают сохранять дееспособность на долгое время. Однако бывают заболевания, провоцирующие депрессию на биохимическом уровне. В этом случае необходимо обратиться за помощью к психиатру, который назначит вам лечение антидепрессантами.

Болезнь – это наказание за грехи?

Он страдает такой формой психоза, при которой личность остается относительно сохранной. Болезнь как бы проходит на его глазах. Усталым голосом он произнес: «Доктор, мне иногда кажется, что Господь оставил меня, что моя жизнь бесполезна, бесцельна. Я обуза для старенькой мамы, у меня нет работы, пенсии не хватает даже на то, чтобы свести концы с концами…».

Трудный был у нас разговор. Молодому человеку очень тяжело. Он нуждается в помощи. И, конечно, Господь не забыл о нем. На все воля Божия. Надо только веровать в то, что от Всеблагого Господа нам все подается во спасение. Не надо поддаваться унынию. Пред Богом важны не должности и успехи, а вера, смирение, безропотное несение своего креста.

Протоиерей Владимир Воробьев по этому поводу пишет: «Священник должен объяснить человеку, что болезнь душевная – это не позор. Это вовсе не какое-то вычеркнутое из жизни состояние. Это крест. Такой человек чего-то не может делать так, как делают здоровые люди. Но он может смиряться и должен смиряться. Он многого не понимает, но должен слушаться. И если такому больному удастся объяснить, что он должен смиряться, тогда все в порядке. Он обязательно реабилитируется и сможет жить в Церкви благополучно. Для него не закрыто ни Царство Божие, ни жизнь благодатная…

Часто говорят: “А почему вы благословляете пить таблетки? Разве от душевного заболевания можно лечить таблетками? Я вот пришла в Церковь, прошу благодати Божией, хочу, чтобы Бог исцелил мою больную душу. А почему вы посылаете к врачам? Что, благодать Божия не действует?” Благодать Божия действует, и любого, даже самого больного человека Бог может в одно мгновение исцелить от любой болезни. Хромого может сделать целым, слепого может сделать зрячим, а психически больного может сделать здоровым. Это безусловно. Но почему же Господь не делает этого? Вот ты хромой и хромай всю жизнь. Почему? А потому, что Господь тебя смиряет таким образом, потому, что Богом положен на тебя такой крест. А может быть, ты сам себе этот крест когда-то выбрал. Надо смиряться. Вот тебе не дано видеть двумя глазами, а только одним. А ты будешь глухой…

Точно так же с любой другой болезнью, и с психической тоже. Господь может тебя исцелить. Но сегодня или, может быть, всю жизнь Он хочет, чтобы ты обращался за помощью к врачу. Это вовсе не значит, что тебе не надо причащаться и что это тебе вместо Причастия…
Духовная жизнь только тогда возможна, когда человек согласится признать истинное положение вещей и смирится, согласится жить с тем крестом, который Господь дал ему».

А вот как поучают нас святые отцы. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Величайшее, постоянное заблуждение нашего сердца, с которым нам нужно бороться непрерывно – во всю жизнь, это – тайный помысел его, будто мы можем быть без Бога и вне Бога где-нибудь, когда-нибудь хотя бы на одно мгновение».

Святой преподобный Никодим Святогорец наставляет нас так: «Больной ли ты или бедный, терпи. Ничего, кроме терпения, Бог от тебя не требует. Терпя благодушно, ты будешь находиться непрерывно в добром деле. Когда ни воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь добро или пребываешь в добре, если благодушно терпишь, тогда как у здорового дела добрые идут с промежутками. Почему, желая перемены своего положения, ты желаешь променять лучшее на худшее?»

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, утешая в скорби по поводу умопомешательства: «О случившемся искушении Вам не должно скорбеть, но отдаваться на волю Божию, которая спасает всех спасаемых многоразличными скорбями. Попущенное умопомешательство Д. попущено ей на пользу, да дух ее спасется. Предоставьте ее Богу. Относительно всего, что она ни говорила и ни делала в своем припадке, Вам не обращать никакого внимания, и не должно принимать к сердцу никаких ее слов и дел, потому что все производилось и делалось ею вне рассудка…

Бог да утешит Вас в постигшей скорби. Влас главы нашей не падает без воли Его! Иначе взирает мир на приключения с человеками, и иначе Бог. Видим, что святой Нифонт Епископ четыре года страдал умоисступлением, святой Исаакий и святой Никита (который был впоследствии святителем Новгорода) долго страдали умоповреждением… Веруем, что без воли Божией не может к нам приблизиться никакая скорбь; всякую скорбь, как приходящую от руки Божией, приемлем с благоговейною покорностью воле Божией, с благодарением, славословием всеблагого Бога, непостижимого в путях Его, дивного во всех делах Его».

Традиционно принято считать, что большинство психотической патологии мало излечимо. Особенно это относится к тяжелым психозам, дегенеративно-дистрофическим заболеваниям коры головного мозга, врожденным формам умственной неполноценности и т. д. Но милость Божия по вере людей являет нам чудеса, и законы естества отступают.

Воспользуюсь очень ярким примером, который описан в небольшой книжечке с названием «Когда болеют дети». Ее автор – врач и священник отец Алексий Грачев. «Два с половиной года назад ко мне на исповедь пришла больная девочка лет двенадцати из детского дома. Она не могла связать двух слов, крутилась как волчок, ее ненормальный взгляд, постоянные гримасы, весь вид ее говорил о “неполноценности”. И вот она стала исповедоваться и причащаться каждое воскресенье.

Через год у нее появилась потребность откровения помыслов (кто молится и часто исповедуется, тот знает, что это такое). Девочка стала вести такую внимательную духовную жизнь, о которой не подозревают даже те люди, которые считают себя глубоко верующими и церковными. Она стала молиться Иисусовой молитвой (“Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную”), бороться с прилогами, прощать обиды, терпеть все. В течение нескольких месяцев она научилась читать и писать, прошли все признаки дебильности, на лице изобразилась печать духовности. Во всем, что она говорила и делала, было чувство и рассуждение…». Подобные примеры не единичны, их множество.

Приведу очень поучительный пример из книги протоиерея Илии Четверухина и Евгении Четверухиной «Иеросхимонах Алексий, старец Смоленской Зосимовой пустыни». Вот выписка из этой книги: «Интересен рассказ одной толмачевской прихожанки Е. И. Шульгиной, второй сын которой родился глухонемым. Она очень тяжело переживала это горе, временами доходила до отчаяния. По совету Е. Л. Четверухиной она поехала в Зосимову пустынь. Е. И. все рассказала старцу и стала просить его помолиться о сыне, о его исцелении. Батюшка решительно отказался. “Ты должна радоваться, ты счастлива, – говорил ей старец, – что в наше горькое время твой сын не скажет и не услышит ничего дурного. А молиться о сыне твоем надо так: “Господи, если нужно для славы имени Твоего, чтобы сын мой говорил, то дай ему это, если же нет на то Твоей святой воли, то пусть он останется глухонемым”.

Этот ответ батюшка произнес таким твердым и решительным голосом, что Е. И. ничего не могла возразить. И даже, наоборот, она не только перестала вдруг печалиться и тосковать, но вышла от старца вполне успокоенной и с тех пор совершенно покорилась воле Божией».

Дмитрий Авдеев

Признайте себя грешником

Как известно, для того, чтобы помочь больному врач, прежде всего, должен поставить ему правильный диагноз. Считающий двухстороннее воспаление легких незначительной простудой рискует жизнью. Если не признать серьезность заболевания, не будет и достаточно серьезного подхода к лечению.

Такая же закономерность наблюдается и в духовных вопросах. Библия утверждает, что человек – порочный грешник.

«Как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим.3:10-12).

Но человек, не желая принять эту реальность, скорее склонен считать себя нейтральным, не грешным и не святым или вообще добрым. Современные психологи и гуманисты утверждают, будто человек добр, хорош сам по себе. Он приходит в этот мир не просто нейтральным, а именно добрым, предрасположенным ко всему позитивному, созидающему и лишь под давлением внешних обстоятельств он начинает поступать плохо, делать зло, навязываемое ему извне. Это прямо противоположно словам Христа:

«ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Матф.15:19)

Все грехи, совершаемые людьми исходят из их сердец и являются проявлениями их собственных нечестивых желаний.

«Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью» (Иак.1:14).

Если вы не признаете свою греховность, вы ставите себе ложный духовный диагноз, обманываете самого себя, мыслите о себе гораздо лучше, чем вас видит Бог.

Осознайте последствия своего греха

Насколько плохо быть грешником?

Каковы последствия этого?

И как Бог относится к грешникам?

— Одни утверждают: никак. Ему все равно нет до нас никакого дела.

— Многие современные проповедники, настаивают на том, что Бог испытывает по отношению к грешнику лишь чувство любви.

Но Библия утверждает: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим.1:18).

Бог гневается на грешника

Как вы считаете:

Насколько это плохо?

Насколько опасно?

Чем это может закончиться?

«Возмездие за грех – смерть» (Рим. 6:23(а)). Причем речь идет не о мгновении физической смерти, а о вечной смерти, вечном отделении человека от Бога. «И пойдут сии в муку вечную» (Матф.25:46(а)).

Когда земная жизнь человека закончится, за свои грехи он попадет в ад, затем будет навечно осужден и окажется в озере огненном.

«И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр.20:11-15).

Если вы действительно осознаете ужас своего греха, вы сможете сказать о себе следующие слова: «Я грешник и за мои грехи меня ждет вечное наказание. Пройдут миллиарды лет, а гнев Божий по отношению ко мне не угаснет».

Как же избавиться от своего греха, чтобы избежать вечного гнева Творца вселенной?

Может ли человек сам спасти себя?

Чаще всего предлагаемые решения связаны с человеческими заслугами.

— Постарайся больше не грешить.

— Делай больше добрых дел, чем злых.

— Жертвуй средства для той или другой религиозной структуры.

Однако все эти способы избавления от греха бесполезны.

— Во-первых, потому, что даже если бы вы перестали грешить (что в идеале для человека невозможно) и стали делать только доброе, это никак не аннулирует ваших прежних грехов. Злые мысли и дела прошлого продолжали бы тянуть вас в омут вечных мук.

— Во-вторых, человек не способен делать добрые дела, удовлетворяющие высочайшие стандарты божественной святости.

«…вся праведность наша — как запачканная одежда» (Ис.64:6)

Да, благодаря милости Бога, люди еще делают дела, которые внешне можно оценить как добрые: помогают неимущим, кормят голодных, жертвуют собой ради других и т.д. Но идеальной мотивации нет ни у кого. Гордыня, самопиар, корыстные интересы или ограниченность лишь человеческой жалостью превращают наши добрые дела в неугодные Богу. Все, что не совершается в первую очередь ради славы Божьей с кристально чистыми мотивами, не является добрым в абсолютном смысле.

Итак, своими усилиями мы не можем избавиться от греха и избежать вечного наказания за него. Добрые дела не устраняют совершенные прежде грехи и с точки зрения святого Бога не являются таковыми. (Лишь когда Господь покрывает искупительной жертвой Христа все несовершенство добрых дел верующих, Он может радоваться им и вознаграждать за них в небесах).

Ищите спасения через Иисуса Христа

Если сами самостоятельно спастись от гнева Божьего мы не способны, значит, нам необходим Спаситель. Мы нуждаемся в том, кто избавит нас от грехов и их вечных последствий. Но кто может это совершить? Сделал ли Бог что-нибудь для спасения грешников?

Сделал! Он послал на землю Своего Сына Иисуса Христа (Ин. 3:16). Иисус в полной мере человек и Бог (Рим. 9:5). Более 2000 лет назад Он родился от Духа Святого и девы Марии (Мф. 1:18-25). Безначальный Творец, вторая личность Троицы, Бог Сын добровольно стал человеком, оставаясь при этом Богом (Ин. 1:12,14). Ради спасения верующих в Него Иисус Христос прожил святую жизнь и умер на кресте за их грехи. Если вы поверите в Иисуса как в единственного Спасителя, ваш грех будет вменен Ему, а Его праведность вменена вам.

«Ибо не знавшего греха Он сделал для нас грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:21).

Вот как можно избавиться от греха и наказания за него. Через веру все грехи, совершенные человеком, вменяются Христу. И Бог Отец наказывает на кресте Бога Сына Иисуса Христа вместо верующего.

«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис.53:5).

«Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению» (Ис.53:10).

Вместо уверовавших и раскаивающихся грешников Бог Отец наказал Своего Святого Сына. Христос добровольно страдал на кресте, чтобы я не мучился в аду.

Крестная смерть Иисуса Христа избавляет от греха и наказания за него. Но она не делает нас праведными. Чтобы соединиться со святым Богом в раю, нам нужна праведность равная Его праведности. Как же обрести такую праведность? Своими силами мы не способны.

Нам нужна вмененная праведность Иисуса Христа. Господь Иисус прожил абсолютно святую жизнь.

Как смириться с болезнью

От рождения до смерти Он не сделал ни одного греха и никогда не помыслил ни о чем греховном. Через веру совершенная жизнь Христа вменяется Его последователям, и Бог видит их такими же святыми и праведными, как и Своего безгрешного Сына.

«Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим.5:18,19).

Как грех Адама (одного человека) вменяется всему человечеству, так и праведная жизнь Иисуса Христа (одного человека) вменяется всем верующим в Него.

Просите Бога простить вас

Если вы признаете себя погибшим грешником, достойным вечного осуждения, молите Бога о прощении через крестную смерть Иисуса Христа.

«Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться»(Деян.17:30).

Глубоко сожалейте о том, что ваши грехи оскорбили Бога.

«Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем» (Пс.50:6).

Не оправдывайте себя, перекладывая Свою вину на обстоятельства (1Цар. 13:11-12), на других людей (Быт. 3:12) или на Бога (Иак. 1:13-15).

Доверьтесь Христу как Спасителю, не сомневаясь, что Он силен избавить вас от всех грехов и даровать вечную жизнь. Иисус уже был осужден за грехи верующего на кресте, поэтому…

«Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Иоан.3:18).

Для обретения спасения человек, прежде всего, должен услышать Евангелие и понять его. Жизнь, направляемая истиной, начинается с познания Благой вести.

14 июля 2011 г. 16:43

Наказывает ли Бог за грехи?

СЕМЕНОВ: Дорогой Владыка, мы получаем много вопросов, где люди пытаются, ну, буквально, только что не исповедаться, взывают о помощи. Вот, например, такой вопрос мы получили от нашей зрительницы Людмилы: «Много лет назад, пишет она, я впала в непростительный грех. И Господь осудил меня при жизни. Я бесповоротно лишилась благодати Божьей. Уже 13 лет мучаюсь, хотя и хожу в церковь. Живу в постоянном страхе перед будущими мучениями. Скажите, как мне теперь жить? На что надеяться? Есть ли для меня спасение или нет?».

ВЛАДЫКА: Во-первых, я должен сказать, что нет вообще непростительных грехов. Нет такого греха, который Бог не мог бы простить человеку. Во-вторых, Бог не наказывает людей в отместку за их грехи. Наказание, которое приходит от Бога, является научением для человека. Само слово славянское «наказание» как раз означает «научение». Бог может вразумлять человека тем или иным образом, но он никогда не мстит человеку за совершенные поступки. То есть, обычный человеческий закон преступления и наказания здесь не работает. Хотя грех является преступлением перед Богом. И, наконец, самое главное, что я хотел бы сказать — Бог никогда не отворачивается от человека. Субъективно у человека может возникать чувство, что Бог от него отвернулся, что Бог о нем забыл, что Бог его лишил благодати. На самом деле, Бог не лишает нас Своей благодати. Бог всегда к нам близок. Просто человек, когда грешит, иногда лишается этого чувства близости Божьей. Он настолько становится далек от Бога, что Бог находится рядом, а он далеко. Бог находится внутри человека, а человек вне Бога. И самое важное в такой ситуации — это не предаваться отчаянию. Потому что человек, когда согрешает, это можно сравнить с тем, что он падает. Но человек может упасть и потом продолжать лежать, а он может встать, отряхнуться и идти дальше.

Как пережить медленное умирание близкого?

Хотя интересным остается тот факт, что в Библии об этом не сказано.

Взаимосвязь греха и болезни определенно существует, как бы этого не отрицали убежденные атеисты. Это очень легко доказать, на элементарных примерах, что объясняет издавна сложившееся мнение. За какие грехи, какие даются болезни и как избежать такого «наказания», мы разберемся в нашей статье.

Что связывает грехи и болезни?

Доказано наукой, что ревнивый, властолюбивый, легко поддающийся гневу, гордыне и тщеславию, человек, обязательно получает свою «награду». Это может быть гипертония, ишемия, проблемы с давлением и сердечно — сосудистой системой, таким образом, расплачиваясь за презрение унижение других и возвышенное самомнение.

Венерические заболевания, импотенция, СПИД, бесплодие, психические болезни служат как наказание за грех – прелюбодеяние. Это кара людей, губящих тела и души, чрезмерными любовными утехами, абортами, сексуальной распущенностью и извращенностью.

Логично предположить, что проблемы с желудочно-кишечным трактом, ожирение, бессонница, нервозность появляются в результате переедания, употребления алкоголя, лакомства, что называется чревоугодием.

Так же, в ряду болезней разделенных по грехам и поступкам, присутствует душевное и телесное бессилие, могильный цвет глазных ямок, бессонница – это спутники серебролюбивых. Так любители денег и золота платят за богатство, воровство, взятничество и т.д.

Не мене пагубно отражается на здоровье людей уныние и печаль, которые вызывают лень, апатию, тревогу, тоску и, в конечном счете, приводят к астении и депрессии.

Подводя итог, можно смело заявить, что грехи и болезни людей тесно связаны и для того чтобы оставаться здоровым и молодым, достаточно следить за собой, и не причинять вред окружающим.

НАКАЗАНИЕ БОЖИЕ

Для наказания достаточно удаление от Бога. Настоящее наказание есть более вразумление, нежели осуждение.

Святитель Иоанн Златоуст

Иисус Христос (Спаситель)

Там будет плач и скрежет зубов…

И проходил по городам и селениям, уча и направляя путь к Иерусалиму. Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? Он же сказал им: подвизайтесь войти сквозь тесные врата, ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут. Когда хозяин дома встанет и затворит двери, тогда вы, стоя вне, станете стучать в двери и говорить: «Господи! Господи! отвори нам», но Он скажет вам в ответ: «не знаю вас, откуда вы». Тогда станете говорить: «мы ели и пили пред Тобою, и на улицах наших учил Ты». Но Он скажет: «говорю вам: не знаю вас, откуда вы, отойдите от Меня все делатели неправды». Там будет плач и скрежет зубов, когда увидите Авраама, Исаака и Иакова и всех пророков в Царствии Божием, а себя изгоняемыми вон. И придут от востока и запада, и севера и юга, и возлягут в Царствии Божием. И вот, есть последние, которые будут первыми, и есть первые, которые будут последними (Лк.13:22-30).

Преподобный Исаак Сирин

Наказаниия соразмеряется с пристрастием ко греху

Каждому тяжесть наказания соразмеряется с намерением его и пристрастием ко греху.

Если случится, что иной радеющий о добродетели искушен будет каким-либо прегрешением, то, без сомнения, близка к нему милость, чтобы загладить его грех.

Преподобный Симеон Новый Богослов

Те, которые не соделаются здесь причастными Христу, или обесчестят сие причастие Христу противною тому жизнью, т. е. не поживут по Христу, все такие находятся в опасности подвергнуться там неотменимой уже каре — тягчайшей смерти.

Святитель Василий Великий

Божию человеколюбию свойственно наказания предвещать угрозами

Божию человеколюбию свойственно не молча насылать наказания, но предвещать их, угрозами призывал согрешивших к покаянию. Так предвещал Бог ниневитянам чрез пророка Иону, так и на согрешившего Израиля не наслал истребление молча, но, возбудив раба Своего к молитве за народ, предвозвестил, говоря: и ныне остави Мя… и потреблю людей сих (Исх. 32:10).

Три угрозы возвещены грешникам: плен, мертвость и схождение во ад. Ибо пленом называется ниспадение из предшествовавшей жизни по обольщению врага, который отвлек нас от райского блаженства; мертвостью — отчуждение от животворящей заповеди, а схождением в ад — отлучение от Бога за преумножение греха и за расположение противное добру.

Бог благ, но и правосуден. И правосудному свойственно воздавать по достоинству.

Налагающему наказание, с каким расположением надобно делать сие? — В отношении к Богу с расположением, какого достиг Давид, сказавший: видех неразумевающыя и истаях: яко словес Твоих не сохраниши (Пс. 118:158), а в отношении к наказываему с расположением, какое принял бы Отец и Врач, с состраданием и с сердоболием искусно врачующий своего сына, особливо когда присоединится скорбь и тяжел способ врачевания.

С каким расположением должно принимать наказание?

С таким, какое прилично больному и находящемуся в опасности жизни… с полным доверием к любви и опытности наказующего, и с желанием уврачевания.

Каков тот, кто огорчается против подвергнувшего его наказанию? — Он не познал ни опасности греха, особливо со стороны Бога, ни выгоды покаяния, и не поверил сказавшему: любяй же наказует прилежно… (Притч. 3:12).

Святитель Григорий Богослов

В Божественных и в человеческих делах равно не подлежит осуждению, кто чего-нибудь не мог, но подвергается ответственности, кто не хотел.

Святитель Григорий Нисский

Наказание геенским огнем… угрожающее и уготовляемое только тем, которые живут подобно египтянам, т. е. живут худо, и не поклоняются простертию рук Христовых.

Святитель Григорий Палама

Не будем впадать в малодушие от Божиего наказания, но, как говорит Псалмопевец, будем до конца исправлять себя благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа… (Тит. 3:4,5).

Святитель Иоанн Златоуст

Божество бесстрастно, и наказывает по промышлению

Бог и угрожает нам наказаниями, и часто посылает их — не для того, чтобы отомстить за Себя, но чтобы нас привлечь к Себе.

Бог не за Себя мстит тем, которые согрешили против Него, ибо никакой вред не достигает до существа Его, но при этом имеет в виду нашу пользу, и то, чтобы мы не увеличивали своего развращения, продолжал оказывать Ему пренебрежение.

Божество бесстрастно, и наказывает ли, поражает ли, делает это не с гневом, но по промышлению и великому человеколюбию, поэтому надлежит иметь крепкое дерзновение и уповать на силу покаяния.

Христос никогда не осуждал на наказание тех, которые не имеют дарований, но всегда тех, которые не оказывают праведной жизни.

Почему наказываются… не все здесь?..

Почему, скажешь, одни наказываются здесь, другие там, а не все здесь?.. Потому что, если бы так было, мы все погибли бы; так как все мы подлежим наказанию. С другой стороны, если бы никто не наказывался здесь, очень многие сделались бы еще небрежнее, а многие сказали бы, что нет и Провидения, ибо если и теперь так многие богохульствуют, хотя и видят, что многие из порочных наказываются, то чего они не сказали бы, если бы и этого не было? До какого зла не дошли бы тогда? Посему Бог одних здесь наказывает, а других не наказывает.

В случае болезней и ран мы оплакиваем не тех, которые лечатся, но больных неизлечимо… Грех есть то же, что болезнь и рана, и наказание — то же, что отсечение и врачевание.

Никогда не бойся наказания, но бойся греха, навлекающего наказание.

Если Бог захочет строго взыскивать за все, что ни делается против Него, мы не проживем и одного дня.

Бог не сотворил наказания, чтобы подвергнуть ему нас, но — чтобы впадшего в него исторгнуть: ведь мы имеем такового человеколюбивого и милостивого Бога.

Кто… избавит нас от… наказания, когда мы не только далеки от той заповеди (о любви ко врагам), но не делаем даже и того, что делают мытари? (Мф. 5:46).

Если уже и теперь, когда есть и страх, и наказания, и мучения, люди не сохраняют любомудрия, то какими бы они были, если бы не терпели никаких тяжелых последствий за свои преступления?

Закваска всякого нечестия и порока истреблена <потопом>… Видишь, как и самые наказания, Богом насылаемые, являются более благодеяниями и особенно доказывают Его попечительность о роде человеческом?

Наказания лекарства для проступков

Как лекарства для болезней, так наказания для проступков.

Бог наказывает не всех вдруг и не всех по заслугам, но слегка и постепенно; и часто, наказывая одного, вразумляет чрез него многих других.

Когда порочные наказываются… тогда праведные делаются более внимательными, так что отсюда происходят два блага: те отстают от порока, и эти более прилепляются к добродетели.

Наказание… с правдою есть великое спасение для виновных, подобно тому, как в теле излечение какой-либо раны служит исцелением всего тела.

Когда наказывает Бог, то не должно полагать надежды ни в обилии войск, ни в крепости городов.

Богатые потому наказываются сильнее бедных за свою жестокость, что они и в изобилии не были сострадательны.

Хотя бы мы претерпевали тяжкое наказание за прежние свои грехи, но если снова впадаем в те же пороки, то подвергнемся снова и еще тягчайшему наказанию.

Господь медлит наказанием не для того, чтобы совсем не подвергать наказанию, но для того, чтобы, если ты останешься неисправимым, наказать с большей строгостью.

Для того Бог угрожает наказанием… чтобы обуздать склонность к неге.

Мы дадим ответ не за свои только грехи, но и за все то, в чем мы служили соблазном для других.

Настоящее наказание есть… врачевание

Настоящее наказание есть более вразумление, нежели осуждение, более врачевание, нежели мучение, более исправление, нежели воздаяние.

Для чего же здесь не наказывает Бог? Для того, чтобы показать свое долготерпение, и чрез покаяние доставить нам спасение, чтобы в противном случае не истребить совершенно нашего рода и чтобы не лишить спасения тех, которые чрез перемену порочной жизни на лучшую могут еще спастись.

Все мы (если сотворим зло) одинаково лишимся Царствия, но наказание в геенне потерпим не все одно и то же, а одни — большее, другие — меньшее в зависимости от сотворенного.

Нужно плакать и скорбеть не о тех, кто подвергается наказанию, — они ведь влекутся к здравию, — а о тех, кто грешит безнаказанно.

Безнаказанность наших грехов приносит нам не меньше вреда, чем самые грехи. Поэтому Он <Бог> и налагает наказание, не только для того, чтобы наказать за прошедшее, но и для того, чтобы исправить на будущее время.

Кто имеет ум и любит Господа, как должно любить, для того бывает больше утешения, если он подвергается наказанию после того, как прогневит столь Милосердого, нежели в том случае, когда он не терпит наказания.

Для наказания достаточно удаление от Бога.

Преподобный Ефрем Сирин

Твои наказания пламенеют щедротами…

Горе злым и нечестивым! Они, в наказание за дела свои, будут мучимы сатаною. Кто на земле грешил, и оскорблял Бога, и скрывал дела свои, тот будет ввержен во тьму кромешную, где нет ни луча света. Кто таил в сердце своем лукавство и в уме своем зависть, того сокроет страшная глубина, полная огня и жупела. Кто предавался гневу и не допускал в сердце свое любви, даже до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокое мучение ангелам <тьмы>.

Твои удары исполнены любви, Твои наказания пламенеют щедротами, по любви Своей, когда и наказываешь, имеешь в виду только пользу.

Жезлы наказания Твоего срезаны с древа милосердия Твоего, к чему ни коснется жезл Твой, везде удар его приносит великую пользу.

Твой удар поражает из любви, а не по злобе наказываешь Ты. Нашей пользы желаешь Ты, Господи, потому что всеми способами доказываешь милосердие Свое.

Нечестивый увлечен будет в такое место, где не слышно никакого хвалебного гласа.

Преподобный Максим Исповедник

Все святые были причастны обучительному наказанию

Если все святые были причастны обучительному наказанию, то будем вместе с ними благодарны и мы, когда обучительно наказаны бываем, чтоб сподобиться быть причастными и славы их. Егоже любит Господь, наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет (Притч. 3:12).

Преподобный Исидор Пелусиот

Наказание за грехи налагает Бог для нашего исправления

Наказание за грехи, какое налагает Бог для нашего исправления, не гневом и не негодованием должно называть, а паче вразумлением. Если же некоторые почитают сие и гневом, то и сим самим возвещают Божие человеколюбие, полагая, что Бог снисходит до состояния страстного ради людей, для которых соделался Он и человеком.

Погрешающему в делах великих и осуждение необходимо будет такое же, какова была бы награда соблюдшему служение свое неукоризненным.

Если, согрешив в чем-либо сносном и удобоисцелимом, потерпим здесь что-либо тяжкое, то сим загладим грехи. Если же согрешим, поступив бесчеловечно и непростительно, то, если и понесем наказание здесь, несмотря на сие, подвергнемся наказанию и там, впрочем, более легкому, а если избежим здесь наказания, там потерпим ничем не смягченную и не облегченную казнь.

Если некоторые избежали <наказания в сей жизни>, то на зло своей же голове, потому что, отшедши из сей жизни, понесут там тягчайшее наказание.

Преподобный Нил Синайский

Когда терпишь наказание от Бога…

Когда терпишь наказание от Бога, не ропщи, потому что Он, хотя и наказывает, но как Отец, и достоин благодарения, как Благодетель.

Бог карает тебя кичливого, чтобы, пришедши в сознание, показал ты в себе перемену на лучшее.

Не будем негодовать, малодушествовать и падать духом, когда Господь насылает на нас, что прилично нам.

Авва Феодор

Человек нечестивый не может остаться не наказанным

Человек нечестивый и беззаконный не может остаться не наказанным, потому что злобою своею не мог <не> повредить праведнику. Ибо терпение и добродетель праведника привлекает награду не тому, кто был причиной его мучений и смерти, но тому, кто великодушно перенес оные. Первый справедливо накажется за зверскую жестокость, по которой он хотел сделать зло, хотя последний и не потерпел от сего никакого зла, потому что терпеливо перенося искушения и скорби, через эту добродетель души своей, он все причиненное ему со злым намерением обратил к улучшению своего состояния и к приобретению блаженства будущей жизни.

При жизни святого Андрея, Христа ради юродивого, в Царьграде жил лютый грешник, грабивший мертвецов. Однажды, узнав о погребении в уединенном месте дочери вельможи, он отправился к ее могиле с целью снять с нее драгоценные одежды. На пути встретил его святой Андрей и, предузнав о нечестивом деле, начал уговаривать его не делать этого, в противном же случае угрожал Божиим наказанием. Вместо того чтобы послушаться святого, тот посмеялся над ним и пошел, куда задумал. Отвалив камень от пещеры, в которой была погребена девица, он раскрыл ее гроб, снял с нее саван, затем драгоценную одежду и, наконец, не устыдился и совсем обнажить ее — взял последнюю рубашку. Но в то самое время, когда он заканчивал свое гнусное дело, повелением Божиим умершая встала из гроба и правой рукой ударила его по лицу, и он тотчас же лишился зрения. «Окаянный! — сказала она. — Хоть бы из-за стыда ты оставил мне последнюю из одежд. Но теперь не будешь красть никогда! И с этого дня узнаешь, что есть Бог, жив Иисус Христос, есть Суд и будет воздаяние по смерти». Ослепший вор после этого волей-неволей оставил свое ремесло и начал кормиться подаянием. Часто жестоко он упрекал себя за свою прежнюю жизнь. «Будь ты проклята, — говаривал он иногда, — моя ненасытная жадность, ради тебя я получил эту ужасную слепоту». Худо тому, кто живет в праздности и занимается воровством.

***

Однажды святитель Иона, митрополит Московский, исцелил молитвою от смертной болезни дочь великого князя Василия Васильевича. Один человек не поверил чуду и говорил, что великая княжна не по молитвам святого исцелилась, а просто похворала, да и выздоровела. Святитель призвал не верившего и сказал ему: «Чадо, не сомневайся нисколько относительно исцеления княжны, ибо невозможное от человека, возможно суть от Бога. Княжна сверх чаяния выздоровела ради веры благочестивых родителей». Но хулитель не унимался. Чем же кончилось? По попущению Божию он внезапно упал на землю и сделался безгласным, а вскоре и душу изверже, яко дерзнув похулением искусити Духа Святаго. Наказание страшное. Но не постигает ли таковое и нынешних неверующих — хулителей великих дел Божиих? Да, постоянно постигает, кто, как не подобные хулители, то и дело умирают без покаяния? А разве это не то же, что и внезапная смерть? Конечно, то же, даже еще хуже, ибо нераскаянных грешников в будущей жизни ждет другая, несравненно горшая смерти телесной, — смерть вечная, смерть души, вечное разлучение с Богом, вечный мрак, вечное мучение.

Моисеев считает инсульт расплатой за грехи
4

Чудак с грустными глазами – этот образ в последнее время особенно шел Борису Моисееву. Уже не мальчик, а респектабельный мужчина за 55, спокойный, обаятельный, уютный. Он давно перестал появляться на сцене в блестящих лосинах, обтягивающие туники были убраны подальше в шкаф, а публика продолжала называть его «Дитя порока», «Просто Щелкунчик» и вспоминать «Голубую луну». Газеты не уставали называть его самым скандальным артистом или королем эпатажа, а он не развенчивал миф. Быть «городским сумасшедшим» в постсоветском эстрадном мегаполисе для Моисеева означало чувствовать себя по-настоящему свободным.

Это ощущение позволяло ему делать феерические шоу без оглядки на мнения коллег. Моисеев первым спел песню, сидя в гробу. До него никто из мужчин не выходил на сцену в колготках и с ярким макияжем. Даже безусловные примы не появлялись перед зрителями в роскошных боа, а для него это был всего лишь один из образов…

Моисеев никогда не реагировал на злостные выпады, едкие колкости и даже оскорбления. Он продолжал удивлять и поражать. А то, что многие называли словом «эпатаж», сам артист именовал «признанием зрителю в любви». Да, таким странным, как и он сам. И публика ответила ему взаимностью. Те, кто был на концертах Моисеева, постоянно наблюдали аншлаги, где бы он ни выступал.

Накануне нового 2011 года в новостях появилось сообщение: Борис Моисеев экстренно госпитализирован с инсультом. Несколько дней в коме, противоречивые прогнозы врачей. Комментируя состояние артиста, пресс-служба Моисеева обнадеживала, что он быстрыми темпами идет на поправку. Комментариев самого Бориса Михайловича никому получить не удавалось. «VIVA!» представляет первое интервью и первую фотосессию артиста после болезни.

– Борис Михайлович, как себя чувствуете? Глядя на вас, и не скажешь, что вы пережили такое серьезное испытание…

– То, что я испытал, сравнимо с пожаром, очаг которого удалось локализовать, но его разрушительные последствия еще долго придется преодолевать. Но самое важное во всем этом – понять, что тот пожар, который произошел во мне, не был случайным. Это даже сложно назвать испытанием. Это настоящая катастрофа, которая позволила мне по-новому взглянуть на свою жизнь, окружение и своих друзей.

– Как вы решились на эту съемку и интервью?

– Очень просто! VIVA! – это победа! Сегодня я делаю все, для того чтобы совершить очередную победу над самим собой, над историей, которая случилась со мной. Я ведь целенаправленно ограничил себя от общения с прессой сегодня. Это вынужденная мера, связанная с тем, что все мои силы направлены на прохождение курса реабилитации. Но поверьте, у меня очень много мыслей, которыми я хочу поделиться со всеми. Чего только я ни начитался и ни услышал за то время, что находился на лечении. И это страшно, что пишут!!! Именно поэтому я хочу, чтобы все поняли: не в моих правилах сдаваться! Только победа!

– А если вернуться на три с половиной месяца назад, вспомните, чем были наполнены ваши дни накануне инсульта?

– Декабрь – это вообще жесткий месяц в жизни артистов. Постоянные съемки новогодних эфиров, запись песен, интервью. На конец месяца у меня еще и презентация нового клипа была назначена. Поэтому об отдыхе даже и речи не шло. Всё происходило в безумном темпе. А на 19 декабря у меня по плану стояли запись двух новых песен и эфир на радио. Я и правда устал. Но я представить себе не мог, что будет катастрофа.

– Ваша первая мысль, когда пришли в себя?

– Когда я очнулся в больнице, первое, что я подумал: «Я жив! Я не умер! Как же здорово!» Меня мучила дикая головная боль, я не чувствовал левой руки. Я плохо видел… Все это казалось мне страшным сном! Я не понимал: за что? За какой такой поступок мне дали это испытание? Даже сложно объяснить эту мысль. Какое-то странное чувство. Я не мог понять, почему я лежу в реанимации весь в каких-то трубочках и капельницах. Но мне не было страшно. Скорее, я испытывал какое-то неизвестное чувство спокойствия или умиротворения. Мне стало казаться, что, если бы этой паузы не случилось, ее просто нужно было бы придумать. Ведь за тридцать лет работы я забыл о том, что такое настоящий отдых. А отдых – это время, когда ты не думаешь ни о чем. И только спустя несколько дней я по-настоящему осознал, что я жив! Это большое счастье, которое не сравнить ни с чем на свете.

– Когда стало страшно и почему?

– Страх появился, когда я действительно понял, что ни презентации нового клипа, которая была намечена на конец декабря, ни нового шоу в феврале не случится! Я в отчаянии недоумевал, за что меня лишили самой главной моей любви – сцены? Потерять сцену – это дико и страшно. Потому что сцена – это все, что есть в моей жизни. Но именно этот страх подстегивает меня не сдаваться, а идти вперед. Сегодня я занимаюсь танцами, и это помогает мне вернуть ощущение, что я нахожусь на сцене. Ничто не сравнится с этим чувством, когда ты стоишь перед огромным залом, и все на тебя смотрят. Это настоящий праздник. Когда гаснет свет и зал пустеет, мне кажется, что жизнь подошла к концу. Я не хочу уходить со сцены, я хочу оставаться на ней вечно, чтобы продолжать жить дальше. Еще тогда, в больнице, я часто видел сон: город, улицы, люди… Все они танцевали совершенно разные танцы, но потрясающе красивые, и вместе были одним целым… Мне казалось, что я улетаю куда-то ввысь и вдаль!

– А что говорили врачи, каковы были их прогнозы в первые дни?

– Поначалу мне говорили какие-то ужасные вещи, но пришли директор клиники и главврач и дали мне надежду жить. И я понял, что у меня все получится… Я смогу жить! Я смогу вернуться к прежнему образу жизни и вновь посвятить себя музыке и танцам. Так началась ежедневная упорная и кропотливая работа над самим собой! Эта работа продолжается до сих пор.

– Кто был рядом с вами?

– Только лечащие врачи и младший медицинский персонал: нянечки, медсестры. Они на какой-то период стали моей командой – людьми, которые помогали мне снова встать на ноги. Ну и конечно, друзья. Без них у меня бы вообще ничего не получилось.

– Кто помогал и поддерживал?

– Ну, я не знаю. Может быть, это покажется достаточно странным, но поддержку я получал от всего мира! Это правда. Сколько я получил писем и телеграмм – это килограммы конвертов. Все переживали, все писали слова поддержки. Мне из Беларуси вообще отправили какие то целебные стельки для обуви. (Улыбается.) Дело не в стельках, а в той любви, которую я получал в те дни. Наверное, если бы не эта любовь, может быть, мы бы и не встретились сейчас.

– А кому был Ваш первый телефонный звонок?

– Алле Борисовне Пугачёвой! Я позвонил ей, чтобы поблагодарить за безумно вкусные котлеты, которые она приготовила и передала мне в больницу. Конечно же, Иосифу Давыдовичу, который приложил все усилия, для того чтобы спасти меня! Именно ему я обязан своим вторым рождением. И моему бессменному директору Сергею Гороху, мы вместе работаем уже 20 лет. И он с честью прошел со мной это испытание.

– Как думаете, все это дано вам за какой-то проступок?

– Я до сих пор прошу судьбу меня простить. Я безусловно грешен перед Богом, но чист перед людьми. Да, возможно кто-то испытывает отрыжку от того, что я делаю на сцене. Но в моих действиях никогда не было ничего такого, что может кого-то унизить и оскорбить. Я всегда был, есть и буду честен перед своим зрителем. И еще. Я знаю, как сегодня трудно Людмиле Марковне. Так случилось, что нам обоим одновременно выпали испытания. Сегодня я, пользуясь правом первого интервью после своей болезни, прошу прощения у этой великой актрисы. Теперь уже неважно, кто первым и кого оскорбил. Главное другое – осознание того, что жизнь так коротка! И в этой жизни не должно быть места для упреков обид и оскорблений. Людмила Марковна, я желаю Вам скорейшего выздоровления. Простите меня за все!

– Как будет выглядеть ваша новая жизнь?

– Я мечтаю создать свой благотворительный фонд. Он будет помогать людям справиться с последствиями той болезни, которую я перенес. Я знаю, каково это бороться с инсультом. И насколько было важно, что вокруг меня оказались настоящие друзья, которые ежедневной заботой помогли мне бороться с моим недугом.

– Когда мы вас снова увидим на сцене?

– Надеюсь, что летом на фестивале «Новая волна» в Юрмале моя мечта вернуться на сцену, наконец, осуществится. Я постараюсь сделать все для этого. Но думаю, что помимо сцены я все же смогу осуществить и другие проекты. Я очень хочу в кино. Концерт – это самая мимолетная вещь на свете. А с кино ты останавливаешь время. Поэтому сейчас моей новой мечтой стал кинематограф. Я вижу себя более продуктивным в кино – режиссером и актером собственных фильмов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *