Божественная комедия картинки

Те, кто читал «Божественную комедию» видят ад глазами Данте, и открывается он перед ними знаменитыми словами «Оставь надежду, всяк сюда входящий».

На протяжении веков лучшие мастера своего времени пытались изобразить эпические масштабы дантевского Ада. Ужасы, которые скрывали врата, становились предметами изобразительного искусства так часто, что почти сразу вставали на одну ступень с самой «Комедией».

Репродукции этих работ сегодня встречаются почти в каждом современном издании поэмы. И среди этих произведений есть то, которое стало одной из самых узнаваемых обложек дантевской «Комедии» о жизни внутри кругов Ада.

«Данте и Вергилий» (1850) Вильям Бугро

На одном из самых знаменитых творений французского живописца XIX века изображен 8 круг Ада Данте. Здесь за свои прегрешения расплачиваются колдуны, льстецы, обольстители, лицемеры и лжесвидетели. Картина выделяется своим мастерством изображения и гиперреализмом: тень, мышцы тела, позы. Бугро выбрал один из самых пугающих и страшных праздников ужаса, какой только можно было найти в «Комедии».

«Ладья Данте» (1822) Эжен Делакруа

Французский художник XIX века Эжен Делакруа «списал» Ад с 8 песни. Здесь Данте и Вергилий пересекают реку Стикс на фоне пылающего Города мёртвых. Из вод реки, к ладье путников, вздымаются души грешников. В свое время именно эта картина вдохновила Бугро на создание своего шедевра — «Данте и Вергилий».

«Круги ада» (1480-1495) Сандро Боттичелли

Одна из 7 иллюстраций Боттичелли к «Божественной комедии» была создана в конце XV века в стенах Ватиканской апостольской библиотеки. Работа представляет собой настолько детальное изображение путешествия в Ад, что можно проследить даже остановки, которые делали Данте и Вергилий.

«Властитель тьмы» (1965) Сальвадор Дали

Сальвадор Дали к 700-й годовщине со дня рождения Данте создал (более) 100 акварелей на «Божественную комедию». Заказ поступил от правительства Италии, но вскоре был отменен, так как выяснилось, что художник не итальянец. Тем не менее Дали продолжил работу и завершил серию картин к 1965 году.

«Врата ада» (1880-1917) Огюст Роден

Эти впечатляющие ворота в Ад является одним из величайших творческих достижений Родена. Врата состоят из более чем 200 фигур: «Мысль», «Поцелуй», «Адам и Ева» и пр. Что интересно, Роден писал свой Ад не только с «Божественной комедии», но и со сборника «Цветы зла» Шарля Бодлера.

Иллюстрации к «Божественной комедии» ( 1826 году ) Уильям Блейк

Более 100 иллюстраций в виде карандашных набросков, акварелей и гравюр должны были стать частью большого замысла, который преследовал английский поэт и художник Уильям Блейк. Но увы, в 1827 году Блейк скончался, оставив незавершенным цикл иллюстраций к «Комедии». На картине выше изображен 8 круг, второй ров, в котором искупают свои грехи льстецы. Данте и Вергилий смотрят на льстецов, погруженных в кал. Среди них — гетера Фаида (героиня комедии Теренция «Евнух»).

Люцифер, иллюстрации «Божественной комедии» (1757-1758) Антонио Затта

Антонио Затта миру больше известен как картограф, но он с большим удовольствием брался и за такие художественные материалы. Зетта на одной из самых знаменитых гравюр, посвященных «Божественной комедии», изобразил последний, 9 круг и самого Люцифера.

Иллюстрация к «Божественной комедии», Ад (1861) Гюстав Доре

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,
Утратив правый путь во тьме долины…

Доре дал графическую жизнь таким великим литературным произведениям, как «Дон Кихот», «Ворон», («Библия») и, конечно, «Божественная комедия». Серия гравюр, посвященная дантевскому аду, стала настолько известная и узнаваема, что встала наряду с самой поэмой. Доре смог перенести темную, мрачную, полную тоски и ужаса атмосферу пути Данте к Беатриче.

Ерицян Мэри

Понравилось? Расскажи друзьям:

Билеты. Вариант 8. 32. Важнейшие темы «Божественная комедии» Данте

32. Важнейшие темы «Божественная комедии» Данте (тема грехов и добродетелей, тема человеческого пути и человеческой доблести, тема Италии и Флоренции, тема поэзии и искусства). Античные традиции и мотивы, их переосмысление.

Родился Данте во Флоренции, его имя – это семейная традиция. Род Алигьери был знатным, среднего достатка. Обычные люди. Когда Данте становится известным, то итальянцы начинают в обычных событиях искать знамения. Джованни Боккаччо – первый биограф Данте, рассказывает сон матери Данте. Она лежит на лугу под лавром, рядом чистый родник. Неожиданно рожает сына, тот ест ягоды лавра, пьет из родника, становится пастухом, пытается нарвать листьев лавра, устает, падает, а когда встает – он уже павлин. Символика: ягоды – плоды трудов его предшественников, вода – философия, листья лавра – слава, пастух – пастырь народов. Данте хотел быть увенчанным лавровым венком. Падение – смерть, павлин – символ вечности. Боккаччо излагает нам не факты, а создает духовный облик человека, живущего на грани веков. Энгельс: «Данте – последний поэт Средневековья и первый поэт нового времени». В его натуре уживались черты обеих эпох – усиление рефлексии, психологический конфликт. Образ Данте отнюдь не идеальный. Чрезмерно горд, честолюбив, страстен, не чурался политики, но честный. Один из наиболее образованных людей – но это самообразование. Болонский университет, изучал правоведение.

Италия в Средние века не была единым государством, более всего состояла из так называемых городов-республик с цеховым самоуправлением. Из каждого цеха – представитель. Разногласий в цехе быть не должно – представитель выражал единую точку зрения. Итальянцы понимали, что должны объединиться. Выделение двух партий: гвельфов и гибеллинов. Гибеллины – высшая знать, аристократия, боролись за объединение страны под властью германского императора – светская власть. На объединение также претендовал Папа Римский – за него стояли гвельфы, по большей части городская знать. Данте был гвельфом по семейной традиции. Достиг успеха в политике, но, провластвовав почти 20 лет, гвельфы раскалываются на черных и белых. Белые, а с ними и Данте, ориентировались на императора, черные – на папу. Переворот во Флоренции, белые потерпели поражение, почти всех привели на суд, такую повестку получил и Данте, бежал из Флоренции, более туда за всю жизнь не возвращается – странник. Во Флоренции осталась жена с детьми, только треть имущества осталось. В изгнании Данте хотелось всемирной славы, хотел, чтобы флорентийцы просили его вернуться. Слава пришла, но флорентийцы его не простили. 14 сентября 1321 – умирает в Ровенне, в доме внучатого племянника Франчески да Рамини. Прах Данте требует Флоренция, но Ровенна так его и не вернула.

В 1283 Данте приходит в цех поэтов, приносит первый сонет. Он посвящен Беатриче. В это время в Италии господствует «новый сладостный стиль» («dolce stil nuovo»). Рыцарская литература – замковая, салонная, а здесь – горожане, пишут для горожан. Поэты-стильновисты приспособили поэзию трубадуров для горожан – усиливают момент поклонения даме – дама-ангел, мадонна. Любовь к такой даме – первая ступенька, ведущая к Богу. Мир создан божественной любовью, ее трудно познать, любовь земная – первая ступенька к этому. Дама становится бесплотной, в поэзии «стильновистов» — нет описаний. Беатриче всегда одета в алые одежды – священный цвет. Это все, но много о духовном облике. Ученые спорят, была ли на самом деле Беатриче. Беатриче – образ-символ. Была такая девушка, Данте с ней знаком, она рано умерла. Что-то в ней поразило Данте , и он создал условно-идеальный образ.

«Новая жизнь» — Данте пишет после смерти Беатриче, должна увековечить ее облик и объяснить человечеству концепцию любви стильновистов. И стихи, и проза. Начинается серьезно и неуклюже. Хочет описать новую жизнь после смерти Беатриче. Пишет, что впервые встретил ее, когда ему было девять – магическое число (три тройки). Потом в 18 – тоже магическое число. Всегда видел ее в священных алых одеяниях. Начинает любить ее любовью стильновистов в 18. Сначала невнимание Беатриче больно ранит Данте, но постепенно горечь уходит, так как Данте осознает, что любовь ценна сама по себе, это стимул для постоянной духовной работы, самосовершенствования. Идеализация образа. В третьей части Беатриче умирает, природа оплакивает ее. Смерть воспринимается как мировая катастрофа. Но есть еще и 4 часть, где Данте описывает свою болезнь, за ним ухаживала дама – ей посвящено 4 сонета. Понятно, что он любит ее, но обычной любовью. Данте запрещает себе иметь с ней дело. «Новая жизнь» — это первая в истории западноевропейской литературы автобиографическая повесть, раскрывает читателю самые сокровенные чувства. Потом изгнание и Данте на долгие годы забывает о лирике.

Сам Данте называет свое произведение просто «Комедия». Значение средневековое – тогда так называлось то, что начиналось плохо, а заканчивалось хорошо. Трагедия – наоборот. От ада до рая. «Божественная» добавилась только в 16 веке, потому что стиль признан образцовым. Третья задача Данте – в изгнании отчетливо проявилось стремление Данте помочь людям стать совершеннее, обрести гармонию.

Необыкновенное самомнение. 1301 – изгнание, считает, что заблудился на жизненном пути, переносит это состояние на все человечество. Эгоцентризм – абсолютизирует свои чувства и мнения. Человечество надо привести к Богу, сам Данте приходит к нему через любовь к Беатриче. Сюжетом комедии Данте избирает состояние души после смерти, он хотел аллегорически показать, что человек в силу свободы воли подчинен правосудию, награждающему или карающему. Поэма на итальянском, много критики со стороны сторонников Данте. Но Данте говорил, что хочет быть понятным тысячам, а не десяткам. Уже первые песни принесли ему популярность и среди знати, и среди простых людей. Литературное произведение воспринималось буквально. Человек Средневековья верил в магию слова – все политические противники в 6-м круге. Жанр произведения – видение, очень популярный. Большое отличие: герой средневековых видений всегда существо пассивное, только воспринимает то, что ему показывают. Герой Данте отличается активностью, это роднит его с Эпохой Возрождения. Активность проявляется в том, что он всегда сам высказывает оценку деятельности грешников. Личное отношение. Нет выдуманных персонажей – литературные герои, исторические деятели и современники Данте. Взаимоотношения в реальной жизни играли большую роль. «Божественная комедия» написана очень сложно. Ее следует понимать в 4 смыслах: буквальный, аллегорический, моральный и анагогический (влекущий ввысь). Буквальный: изображение судеб людей после смерти. Аллегорический: вскрыть идею возмездия и удержать человека от зла – цель Данте. Моральный: стремление человека к единству и гармония с богом. Анагогический – стремление поэта воспеть благодатную силу любви к Беатриче, прояснившую сознание поэта, и показать, как через любовь к Беатриче он пришел к богу.

Идея: все в этом мире взаимосвязано. Воздаяние зависит от человеческого поведения. Реальной жизни хотел противопоставить идеальный мир вечности, который имеет единое начало. Идея вселенской гармонии отражается в гармони произведения. Ад – авторские нюансы. Появился, когда Люцифер свергнут, земля отшатывается от него, летящего на землю, он вмерзает. Из вод южного полюса поднимается в противовес чистилище в виде усеченного конуса, на вершине которого – рай. 9 кругов ада. У чистилища семь уступов, а еще предчистилище и земной Рай. Небесных сфер девять, 10 – эмпирей, где обитает господь. Идея троицы: три части поэмы (кантики), каждая из 33 песен, в целом 100 песен. Пролог ко всему. Героев тоже три: Беатриче, Данте и Вергилий. Беатриче появляется только в третьей части, Вергилий — в первых двух. Нет вымышленных персонажей. Одно толкование главных лиц: Данте – человек, Вергилий – разум, Беатриче – душа. Другое, более сложное: Данте – душа человека, Вергилий – та степень разумности и мудрости, которую может постичь человек на земле, Беатриче – божественное откровение. В жизни ее постичь нельзя.

Особая рифма – терцина. Она уходит в бесконечность. В главах Ада и чистилища не встречается имя Христа и девы Марии, всегда завуалировано, в третьей части они рифмуются только с самим собой.

В прологе: начало с одной стороны простое, с другой – очень сложное. Данте находится на середине жизненного пути. В средневековье это было 35 лет. Так что это примерно 1300 год. Он заблудился, и считает, что все человечество тоже заблудилось. Время года – весна, потому что в момент его нисхождения в ад он говорит, что попал под те же звезды, что и когда встретил Беатриче, а встретил он ее весной. Божий мир был создан весной. Весна – начало.

Церковь тяготела к унификации, а здесь мы видим авторское эго. Эго Данте необычно. На его пути ему мешают три символических зверя – три самых страшных греха по мнению Данте. Это пантера (рысь), лев и волчица. Рысь – сладострастие, пантера – олицетворение олигархической власти во Флоренции. Рысь он обходит. Лев – это гордость, а также политическая тирания монарха и государства, он был на гербе Флоренции. Обходит и его. Самое страшное – алчность, волчица. В широком смысле. Вергилий, его послала Беатриче. Данте не хочет спускаться в ад, его пугает надпись над вратами ада. Вергилий уговаривает именем Беатриче, она не просто женщина.

Данте обращается к страстям первым в мировой литературе, делает их предметом изображения. Человеческий образ. Пословица: «Дорога в ад вымощена добрыми намерениями». Грешники в высших кругах ада чаще всего попадают туда за благие намерения. Низшие круги — закоренелые преступники, но есть и исключения. В высших кругах есть надежда на прощение.

Перед вратами ада Данте встречают сонные толпы грешников. Вергилий говорит, что это жалкие души, что они не стоят слов. Эти люди не делали ни добра, ни зла. Эпитеты: ничтожные и жалкие, больше нигде в комедии таких эпитетов нет.

Комические моменты, несмотря на общий пафос произведения. Появление Харона. Здесь он демон.

Первый круг – Лимб (кайма). По традиционной версии там мучались язычники, родившиеся до появления Христа. Данте пересмотрел эту версию, не хочет мучить некрещеных младенцев и праведников. Здесь никто не мучается. Он собирает отдельно лучших поэтов – 6 имен: Гомер, Гораций, Овидий, Вергилий (которому единственному дарована привилегия перемещаться по всем кругам ада), Лукан и сам Данте. Здесь же и библейские старцы, многих Христос потом забирает в рай. Перед вторым кругом ада стоит Минос – полудракон. Судит грешников, оборачивает хвост вокруг себя, сколько оборотов – такой круг ада Данте пытается соотнести грех и наказание.

2 круг – сладострастники, наказание за вихрь страстей – черный вихрь, в котором мучается душа. Фигуры трагического ада – Франческа Доримини и Паоло. Их история была у всех на слуху, поэтому в книге не объясняется, кто это. Это единственные души, которые Данте не разделяет. Их история по-человечески тронула Данте, хотя он их и осуждает. Личностное отношение. Две флорентийские семьи враждовали столь долго, что забыли, из-за чего началась распря и решили помириться. Примирение обычно скреплялось браком. Это должны были быть Франческа и Джанчотто, старший в семье сын. Джанчотто был очень уродлив. Франческу решили обмануть. Тогда из-за дальних расстояний можно было жениться по расписке. У алтаря стоял доверенный Джанчотто его младший брат Паоло, Франческа думала, что это и есть ее муж. Они влюбились друг в друга, когда приехал Джанчотто, он застал их вместе в спальне. Он бросился со шпагой на Паоло, но перед ним встала Франческа, и он пронзил обоих одной шпагой. Их история вдохновила многих. Много афоризмов, например «Любовь, любить велящая любимым». Франческа влюбляется в Паоло, когда они читают роман-галиот, так назывались рыцарские романы про оруженосца Ланселота, который носил Женевре любовные записки.

3 круг – чревоугодники, Цербер. Вергилий залепляет ему пасть комком грязи. Фигуры комического ада – например, недавно умерший обжора Чакко. Флорентиец. Он бросается к Данте с объятьями, хотя они не знакомы. Физические страдания грешников не так страшны, как духовные. Умершие не знают, чем заканчиваются земные дела. Идея: человеческая душа жива, пока человека помнят. Поэтому Чакко просит Данте напомнить людям о его существовании.

4 круг – скупцы и расточители. Большой кошелек.

5 круг – болото Стикс. Грешники сравниваются с лягушками, которые высовывают рыльце. Гневные. Здесь, через Дит начинается спуск в нижний ад. Дит – город дяволов.

6 круг – еретики и все свои политические противники, даже живые. Они горят заживо в огненных гробницах. Исключение: не в гробнице один из вождей партии гибеллинов Фаринато Делио Уберти, но он падает туда после разговора с Данте.

7 круг – убийцы. Перед ним минотавр. Три пояса. Надо переплыть через ров крови, перевозят кентавры. 1 пояс – настоящие убийцы – насильники над ближним и его достоянием, они горят в кипящем рву из крови. 2 пояс – самоубийцы, лишены человеческой формы – деревья. 3 пояс – насильники над естеством. Горящий песок, дождь и змеи. Чем уже воронка, тем больше людей.

8 круг – обманщики. По церковным канонам они вместе с предателями находятся в чистилище. 10 щелей. 1ров Ясон. 2 льстецв. 3 продавцы индульгенций и все папы римские. Лживые советники Улисс. 9 ров – Бертран де Борн.

9 круг предатели. Перенаселен. Оцеро Кацит, в середине Сатана-Люцифер. 3 пояса. Называется Джудекка. Вмерзли, трагический и комический эффект. Бокко из гвельфов. Граф Уголино. В пасти Люцифера Брут, Иуда и Кассиль.

Эго Данте необычно. На его пути ему мешают три символических зверя – три самых страшных греха по мнению Данте. Это пантера (рысь), лев и волчица. Рысь – сладострастие, пантера – олицетворение олигархической власти во Флоренции. Рысь он обходит. Лев – это гордость, а также политическая тирания монарха и государства, он был на гербе Флоренции. Обходит и его. Самое страшное – алчность, волчица. В широком смысле. Вергилий, его послала Беатриче. Данте не хочет спускаться в ад, его пугает надпись над вратами ада. Вергилий уговаривает именем Беатриче, она не просто женщина.

Данте обращается к страстям первым в мировой литературе, делает их предметом изображения. Человеческий образ. Пословица: «Дорога в ад вымощена добрыми намерениями». Грешники в высших кругах ада чаще всего попадают туда за благие намерения. Низшие круги — закоренелые преступники, но есть и исключения. В высших кругах есть надежда на прощение.

Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу… (Данте, Божественная комедия)

В одном из французских журналов XIX века вскоре после публикации «Иллюстрированного Инферно», гравюр Доре к первой части «Божественной комедии» Данте, было написано: «Мы склонны полагать, что концепция и интерпретация поэмы исходят из одного и того же источника. Перед нами мистический и торжественный диалог Данте Алигьери и Гюстава Доре об инфернальных тайнах потустороннего, открывшихся их проницательным душам во время этого сложного исследовательского путешествия».

Знаменитая аллегорическая поэма в современном восприятии неразрывно связана именно с иллюстрациями великого Доре. Даже сегодня, более чем полтора века спустя после первой публикации его гравюр, интерпретация «Божественной комедии», предложенная французским художником, все еще определяет наше видение поэмы.


Данте следует за Вергилием на гору, 1868 г.

В 1855 году Гюстав Доре начинает работу над серией иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери, открыв тем самым грандиозный творческий проект «Шедевры литературы». Гюставу было тогда всего 23 года. Помимо «Божественной комедии» в список Доре вошли также Гомер, Оссиан, Байрон, Гете, Расин и Корнель. То, что Данте оказался в начале этого списка, отражает популярность итальянского поэта во французской культуре середины XIX века.


Паоло и Франческа, 1890 г.

Первоначально интерес французских читателей к «Божественной комедии» ограничивался эпизодами «Паоло и Франческа» (Ад. 5) и «Уголино» (Ад.33).

Граф Уголино вгрызается в затылок своего врага архиепископа Руджери, 1890 г.

В ХIХ веке поэма Данте приобретает все большую популярность: возникают многочисленные переводы комедии на французский язык, в газетах и специализированных журналах появляется серия критических исследований. Но и это еще не все. Между 1800 и 1830 годами возникает более 200 произведений живописи и скульптуры, посвященных знаменитой поэме.

Приступая к работе над иллюстрациями к поэме Данте, Доре, несмотря на свою молодость, уже был самым высокооплачиваемым иллюстратором во Франции и имел за плечами популярные издания Франсуа Рабле и Оноре де Бальзака. Однако убедить своего издателя Луи Ашетта профинансировать столь амбициозный и дорогостоящий проект он все-таки не смог. Поэтому публикацию первой книги 1861 года финансировал сам художник.


Харон, перевозчик душ умерших через реку Стикс, 1890 г.

Выход «Иллюстрированного Инферно» в 1861 году сопровождался огромным успехом. Луи Ашетт вызвал Доре срочной телеграммой: «Успех! Давай быстрее! Я осел!»

Вскоре, опираясь на растущую популярность Гюстава Доре, издательский дом «Ашетт» опубликовал иллюстрации к двум другим частям; «Божественной комедии» – «Чистилище» и «Рай» – в одном томе. Популярность поэмы Данте во Франции еще более возросла.

Данте смотрит на нерадивых правителей, 1868 г.

Впоследствии гравюры Доре к «Божественной комедии» появились примерно в 200 изданиях, а переводы с итальянского оригинала стали доступны на нескольких языках.

Иллюстрируя поэму Данте, французский художник отыскал интересное и оригинальное сочетание стилей. В его гравюрах переплетаются черты ренессансного стиля (прежде всего Микеланджело) с элементами северной пейзажной традиции и современной Доре французской поп-культуры.

Позднее художник проиллюстрировал множество других книг – от Библии до «Ворона» Эдгара По. Тем не менее его звездным часом все-таки была «Божественная комедия» Данте. Иллюстрации опубликовали на сайте The World of Dante.

Иллюстрации Гюстава Доре к 1-й части «Божественной комедии». Inferno (Ад), 1890 год


Флегий переправляет Данте и Вергилия через реку Стикс.


Вергилий отталкивает политика Филиппо Ардженти в реку Стикс.


Вергилий противостоит дьяволам.

Вергилий указывает на Эриний.

Данте и Вергилий среди еретиков.

Данте и Вергилий у Фаринаты, политического противника Данте.

Данте и Вергилий перед саркофагом папы Анастасия II.

Минотавр.

Кентавры.

Гарпии в лесу самоубийц.

Лес самоубийц.

Данте и Вергилий с Брунетто Латини, флорентийским поэтом и ученым.

Прибытие Гериона.

Герион.

Наказание потворствующих и соблазнителей.

Данте и папа Николай III (с 1277 по 1280 г.), в миру Джованни Гаэтаио дельи Орсини.

Бесы истязают сутяжника.

Alichino, атакующий Ciampolo.

Каиафа, иудейский первосвященник, подавший совет распять Христа.

Наказание воров.

Превращение Агнелло.

Наказание сеятелей раздора.

Бертран де Борн, средневековый трубадур, показывает свою голову.

Данте и Вергилий у Бертрана де Борна.

Данте и Вергилий среди фальсификаторов и фальшивомонетчиков.

Вергилий указывает на Myhrra.

Нимрод и его рог.

Вергилий указывает на Эфиальта и других великанов.

Данте обращается Bocca degli Abati.

Сатана.

Иллюстрации Гюстава Доре ко 2-й части «Божественной комедии». Purgatory (Чистилище), 1868 год

Данте на коленях перед Катоном.

Данте преклоняет колени перед Небесным кормчим.

Ритуал приветствия небесного Кормчего и прибытие душ на берега Чистилища.

Группа душ вокруг Стены рока.

Данте и Вергилий среди последних кающихся.

Буконконте на берегу реки Архиано.

Пия де Толомеи – дама родом из Сиены, предположительно жившая в XIII веке и убитая своим мужем.

Сорделло кланяется Вергилию.

Первая ночь Данте и Вергилия в Чистилище.

Данте среди гордецов.

Арахна.

Данте и Вергилий среди завистников.

Данте и Вергилий с завистливыми душами.

Мученичество святого Стефана.

Марко Ломбардо.

Ангел Мира указывает путь.

Данте среди ленивых.

Данте с папой Адрианом V.

Данте, Вергилий и Статий среди похотливых.

Перед Стеной пламени, которое сжигает похотливых.

Мательда собирает цветы.

Процессия из двадцати четырех старейшин.

Три теологические добродетели, 1868 г.

Мательда погружает Данте в Лету, 1868 г.

Вознесение.

Гигант и блудница.

Иллюстрации Гюстава Доре к 3-й части «Божественной комедии». Paradise (Рай), 1868 год

Пиккарда Донати и души, которые не смогли соблюсти свои обеты.

Мириады светящихся душ.

Данте и Беатриче поднимаются на сферу Марса.

Души воинов веры образуют крест.

Души кружатся перед Данте.

Души в виде фигуры орла.

Души искрятся.

Данте видит Золотую лестницу, по ступеням которой спускаются души.

Данте смотрит на Беатриче, и все остальные мысли покидают его.

Святой Иоанн рассказывает Данте о любви.

Небесное воинство поет древний христианский богослужебный гимн.

Сверкающие круги небесного воинства.

Святое воинство в форме Небесной Розы.

Беатриче на своем престоле Небесной Розы.

Публикацию подготовила Юлия Митина по материалам The World of Dante.

LiveInternetLiveInternet

Bo4kaMeda
Одними из лучших иллюстраций к «Божественной комедии» Данте Алигьери являются акварели и гравюры английского художника и поэта Уильяма Блейка (1757-1827), известного также своми работами по к библейской «Книге Иова». Блейк начал работу над циклом иллюстраций к «Божественной комедии» за год до смерти и не успел закончить начатое. Сохранились иллюстрации, в том числе незаконченные, почти ко всем песням «Ада» и частично были проиллюстрированы «Чистилище» и «Рай».
В этой подборке представлены акварели, эскизы, гравюры к песням «Ада».



01. Песнь 1-я. Вергилий, Данте и три зверя: рысь (символ сладострастия), лев (гордость) и волчица (корыстолюбие).

02. Песнь 2-я. Данте и Вергилий в сумрачном лесу

03. Песнь 2-я. Вергилий рассказывает Данте, что был призван Беатриче
04. Песнь 3-я. Вергилий и Данте у врат Ада. Надпись «Входящие, оставьте упованья»
05. Песнь 3-я. Харон и ничтожные души на берегу реки Ахерон
06. Песнь 3-я. Харон и души, собирающиеся пересечь реку Ахерон
07. Песнь 4-я. Гомер, Гораций, Овидий и Лукан в Лимбе (первый круг Ада)
08. Песнь 4-я. Гомер («с мечом в руке, величьем осиян»)
09. Песнь 5-я. Минос, назначающий грешникам степень наказания
10. Песнь 5-я. Второй круг (сладострастники). Знаменитые любовники Франческа да Римини и Паоло Малатеста
11. Франческа да Римини и Паоло Малатеста
12. Песнь 6-я. Треглавый пёс Цербер, терзающий чревоугодников в третьем круге Ада
13. Вторая версия Цербера
14. Песнь 7-я. Плутос, охраняющий доступ в четвертый круг Ада, где казнятся скупцы и расточители
15. Песнь 7-я. Богиня Фортуна.
Ты видишь, сын, какой обман летучий
Даяния Фортуны, род земной
Исполнившие ненависти жгучей
16. Песнь 7-я. Круг пятый. Гневные в Стигийском болоте.
17. Песнь 7-я. Круг пятый. Данте и Вергилий у подножия башни на Стигийском болоте
18. Песнь 8-я. Вергилий отталкивает Филиппо Ардженти (флорентийского рыцаря, отличавшегося при жизни надменностью и бешеным нравом) от лодки Флегия (перевозчика душ через Стигийское болото)
19. Песнь 9-я. Падшие ангелы у ворот города Дита
20. Песнь 9-я. Небесный ангел у ворот города Дита
21. Песнь 10-я. Круг шестой (еретики). Данте и Фарината дельи Уберти — глава флорентийских гибеллинов, осужденный как подражатель Эпикура.
22. Песнь 12-я. Данте, Вергилий и Минотавр — страж 7-го круга Ада, где страдают насильники.
23. Песнь 13-я. Круг 7-й, второй пояс. Гарпии в лесу самоубийц
24. Песнь 13-я. Адские гончие охотятся на насильников над своим достоянием.
25. Песнь 14-я. Круг 7-й, третий пояс. Насильники над божеством, опаляемые адским пламенем.
26. Песнь 14-я. Царь Капаней — непримиримый богохульник, которого и оггненный дождь не мягчит. Был одним из царей, осаждавших Фивы. Взойдя на вражескую стену, он бросил дерзкий вызов богам, охранителям Фив, и самому Зевсу, который поразил его молнией.
27. Песнь 14-я. Критский Старец, описанный Вергилием как символ человечества, прошедшего через золотой, серебряный, медный и железный век, а сейчас опирающегося на хрупкую глиняную стопу. Близок час его конца.
28. Песнь 16-я. Круг 7-й, третий пояс. Насильники над естеством (содомиты). Данте беседует с Якопо Рустикуччи, который говорит, что в его злосчастьях виноват нрав его супруги. Эти слова толкуют двояко: или супруга была холодна к нему и тем самым побудила его стать гомосексуалистом или, как считал, например, Джованни Боккаччо, наоборот, была слишком развращена и заставила мужа совершить содомский грех с нею (содомия в средневековом понимании — это не только сексуальные контакты между мужчинами, но и отличные от вагинального полового акта гетеросексуальные практики (например, анальные и оральные контакты).
29. Песнь 17-я. Данте и Вергилий едут на Герионе — страже 8-го круга, где караются обманщики.
30. Песнь 18-я. Круг 8-й, первый ров (сводники и обольстители).
31. Сводники и обольстители
32. Песнь 18-я. Круг 8-й, второй ров (льстецы). Данте и Вергилий смотрят на льстецов, погруженных в кал. Среди них — гетера Фаида (героиня комедии Теренция «Евнух»).
33. Песнь 19-я. Круг 8-й, третий ров (святокупцы). Папа Римский Николай III (в миру — Джованни Гаэтано дельи Орсини)
34. Песнь 20-я. Круг 8-й, четвертый ров (прорицатели).
35. Песнь 21-я. Круг 8-й, пятый ров (мздоимцы). Бес швыряет грешника
36. Песнь 21-я. Данте прячется за скалой, пока Вергилий говорит с бесами
37. Песнь 21-я. Бесы ведут Данте и Вергилия
38. Песнь 22-я. Бесы ведут Данте и Вергилия
39. Песнь 22-я. Взяточник Чамполо, мучимый бесами
40. Песнь 22-я. Драка бесов
41. Песнь 23-я. Данте и Вергилий спасаются от бесов
42. Песнь 23-я. Круг 8-й, пятый ров (лицемеры). Каиафа — иудейский первосвященник, подавший совет распять Христа. В Аду распят сам Каиафа.
43. Песнь 24-я. 8-й круг, 7-й ров. Воры, мучимые змеями
44. Воры
45. Песнь 24-я. Змея атакует Ванни Фуччи, виновника многих убийств и грабежей, в том числе ограбления ризницы Пистойского собора.
46. Песнь 25-я. Ванни Фуччи показывает кукиши Богу
47. Песнь 25-я. Кентавр Как, укравший у Геркулеса (Геракла) четырех быков и четырех овец из стада Гериона
48. Песнь 25-я. Аньелло Брунеллески превращается в змея
49. Аньелло Брунеллески
50. Песнь 25-я. Змея нападает на Буозо Донати
51. Песнь 25-я. Франческо Кавальканти превращается в человека, а Буозо Донати — в змея
52. Песнь 26-я. 8-й круг, 8-й ров. Лукавые советчики. Герои Троянской войны Диомед и Улисс (Одиссей) горят в пламени Ада
53. Песнь 28-я. 8-й круг, 9-й ров. Зачинщики раздора. Пророк Магомет (Мухаммед) — основатель ислама, новой религии, появившейся после христианства и тем самым, в глазах Данте, внесший в мир новый раскол. Рядом с Магометом — его зять Али с рассеченной головой (Али был убит ударом сабли по черепу). Его последователи (шииты) стали причиной раскола уже внутри ислама. С мечом в руках — бес, калечащий грешников.
54. Песнь 28-я. Без головы — Бертрам де Борн — провансальский трубадур, под влиянием которого начался раздор в Англии. С отрубленными кистями рук — Моска деи Ламберти, положивший начало разделению флорентийцев на гибеллинов и гвельфов.
55. Песнь 30-я. Круг 8-й, ров 10-й. Поддельщики людей, денег и слов
56. Песнь 30-я. Джанни Скикки и Мирра, выдававшие себя за других. В Аду они кусают других грешников.
57. Песнь 31-я. Колодец гигантов. Гиганты — персонажи греческой мифологии, пытавшиеся взять приступом небо и низвергнутые молниями Зевса.
58. Песнь 31-я. Царь Немврод, замысливший построить Вавилонскую башню до небес
59. Песнь 31-я. Эфиальт — бывший предводитель гигантов
60. Песнь 31-я. Антей помогает Данте и Вергилию
61. Песнь 32-я. Девятый круг, первый пояс (предатели родных). Братья Альберти, убившие друг друга
62. Песнь 32-я. Круг 9-й, второй пояс (предатели родины и единомышленников). Данте случайно ногой ушиб висок Бокке дельи Абати — предателю, отрубившему руку знаменосцу флорентийской конницы
63. Песнь 32-я. Данте таскает за волосы Бокку дельи Абати, отказывающегося назвать своё имя. Слева — Уголино делла Герардеска, грызущий архиепископа Руджери дельи Убальдини.
64. Песнь 33-я. Уголино делла Герардеска и Руджери дельи Убальдини. Уголино делла Герардеска, граф Доноратико, стоявший во главе Пизанской республики. В 1285 г. он разделил власть со своим внуком Нино Висконти, но вскоре между ними возник раздор. Этим воспользовались его враги, руководимые архиепископом Руджери дельи Убальдини, который, под личиной дружбы с Уголино и обещая ему содействие в борьбе с Нино, тайно вел интригу претив обоих. В 1288 г. он принудил Нино покинуть Пизу, а против Уголино поднял народный мятеж, обвиняя его в государственной измене. Уголино вместе с двумя сыновьями и двумя внуками был заточен в башню, где их затем уморили голодом (в мае 1289 г.). Руджери был провозглашен правителем республики, но вскоре смещен. Он умер в 1295 г. Чтобы предотвратить разгром Пизы гвельфской коалицией, Уголино уступил три замка Флоренции и пять замков Лукке. За это сторонники Руджери объявили его изменником. По-видимому, Данте не видит здесь предательства и помещает Уголино в Антенору за его борьбу с Нино Висконти, расценивая это стремление к единовластию как измену интересам родины. Казнь Руджери вдвойне страшна, потому что этот предатель родины предал и своего сообщника.
65. Песнь 34-я. Люцифер. В трех пастях Люцифера казнятся те, чей грех, по мысли Данте, ужаснее всех остальных: предатели величества божеского (Иуда, предавший Христа) и величества человеческого (Брут и Кассий, предавшие Юлия Цезаря), то есть тех двух властей, которые, согласно его доктрине, должны совместно (в лице первосвященника и в лице императора) вести человечество к блаженству вечному и к блаженству земному.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *