Брак в церкви

Много, даже возможно слишком много в последнее время разговоров и дискуссий среди православного сообщества на тему того, может или нет, имеет право или нет, сочетаться в браке с представителями других верований и конфессий.

С одной стороны вопрос давно уже определенный для Церкви, есть установленные правила и определения, есть история взаимоотношений, есть опыт подобных браков. С другой стороны, популярность подобной тематики, страсти которые возникают на этой почве, показывают, что существует либо не правильное понимание многих постулатов церковной православной жизни, либо же отсутствие даже минимальных знаний по этому вопросу.

Не могут не удивлять разнообразные высказывания по данному вопросу различных представителей православия, от мирян, до богословов и священнослужителей. Особенно, конечно же, поражают некоторые высказывания мирян, причем людей исповедующих и искренне исповедующих христианскую веру. Сколько бывает озлобленных выражений, сколько обвиняющих и сколько невероятно агрессивных.

Уже давно понятие «иноверец» — стало восприниматься как своеобразное ругательство, как слово, которое означает не человека исповедующего другую веру, а как оскорбление человека.

РПЦ уже официально высказалась по этому поводу. Основная позиция по данному вопросу определена РПЦ в двух основных ее официальных документах:

— Основы социальной концепции Русской Православной Церкви;

— Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию.

Вот одна из выдержек из Основ социальной концепции:

«Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака. Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16. 5; Флм. 1. 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога. Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор. 7. 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения».

Как видно, что одним из главных признаков «подлинно христианского и церковного брака» является наличие «общности веры супругов». Я лично вполне согласен ,что когда двух людей объединяет не только любовь, совместные увлечения, но еще и единая вера – это намного лучше.

Поэтому каждый для себя должен сам определить, что он хочет, что он может, и на что он готов пойти. Когда человек категорично заявляет — «Я считаю» — можно и должно уважительно относится к его мнению, так как каждый человек имеет один из даров Господа – свободу воли. Но когда человек заявляет – «Я никогда не сделаю», это уже как минимум настораживает, ибо никому не дано знать Божью волю и те возможные ситуации в которых человек может оказаться в своей земной жизни.

Исходя из публикующихся по данной теме сообщениям, очень много возникает вопросов. Мне например показалось, что уже как то сразу исчез одни из смыслов темы – о том, что мы говорим о браке по любви. Да наверное каждый православный хотел бы, чтобы его супругой (супругом) стал человек разделяющий с ним его вероисповедание. Но как поступить в ситуации, если так случится, что встретишь человека и полюбишь его, но он окажется иноверцем или инославцем? Здесь уже были озвучены слова – что вера прежде всего, что путь к Богу прежде всего и не присоединиться к ним нельзя. Но кто сказал что брак с иноверцем разрушит твою веру? Почему мы сразу говорим о том, что вступая в брак с представителем других религиозных конфессий мы можем утратить свою веру? Это уже больше похоже на сомнения в своей вере, если человек боится ее потерять. А может быть наоборот, брак с иноверцем приведет к тому, что впоследствии он станет православным??? Почему такой вариант так редко рассматривается? Кто может однозначно ответить, что православный в браке с иноверцем окажется слабее его в вере??? Может быть это и есть твой путь, войдя в брак в иноверцем привести его к истинной вере??? Лично я не могу категорично ответить ни на один из вышеуказанных вопросов. Но знаю одно — когда Господь наш Иисус Христос оставлял нам свою заповедь – «Любите ближнего своего как самого себя», он не делал никаких при этом оговорок, типа того, что тех любить можно, а этих нельзя.

На мой взгляд брак с иноверцем возможен но при определенных условиях:

1. Сразу установить и предупредить, что вера выше личного счастья, и что в случае если будут нападки или даже попытки помешать верить (совратить с веры, увести на другой путь) – то это будет означать развод.

2. Обязательным условием должно являться крещение детей в православную веру.

3. И конечно обязательным условием должно быть уважительное отношение к вере со стороны иноверного супруга (супруги).

Все эти основные условия можно определить одним лишь словом – супруги должны действительно любить друг друга, и тогда различия в вере не станет для их брака препятствием, а возможно наоборот спасет их.

Ну и в конце еще несколько выдержек официальных документов РПЦ:

Из социальной концепции:

1. «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей».

Основные принципы отношения РПЦ к инославию:

  1. Единство Церкви преодолевает барьеры и границы, в том числе расовые, языковые, социальные. Благовестие спасения надлежит провозглашать всем народам, дабы привести их в единое лоно, объединить силой веры, благодатью Святого Духа (Мф. 28, 19–20; Мк. 16, 15; Деян. 1, 8).
  2. Православие не является «национально-культурной принадлежностью» Восточной Церкви. Православие ― это внутреннее качество Церкви, сохранение вероучительной истины, богослужебного и иерархического строя и принципов духовной жизни, непрерывно и неизменно пребывающих в Церкви со времен апостольских.
  3. Задача православного свидетельства возложена на каждого члена Церкви. Православные христиане должны ясно осознавать, что сохраняемая и исповедуемая ими вера имеет вселенский, универсальный характер. Церковь не только призвана учить своих чад, но и свидетельствовать тем, кто покинул ее, об истине. «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего?» (Рим. 10.14). Долг православных христиан — свидетельствовать о той истине, которая была навсегда вверена Церкви, ибо, по выражению апостола Павла, «мы соработники у Бога» (1 Кор. 3.9).
  4. Отвергая ошибочные с точки зрения православного вероучения взгляды, православные призваны с христианской любовью относиться к людям, их исповедующим. Общаясь с инославными, православные свидетельствуют о Святыне Православия, о единстве Церкви. Свидетельствуя об Истине, православные должны быть достойны своего свидетельства. Недопустимы оскорбления в адрес инославных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *