Братство Силуана Афонского

Чудотворная икона Спасителя, с которой связано чудо явления Господа старцу Силуану Афонскому, как свидетельство истинности духовной жизни

  • | Печать |rel=»nofollow»>
  • E-mailrel=»nofollow»>

25 сентября, в воскресенье, в Пантелеимоновом монастыре на Афоне воздали богослужебное чествование чудотворному образу Христа Спасителя, возвратившемуся накануне вместе с мощами преп. Силуана Афонского из России.

В день, когда вспоминаются крестные страдания и славное тридневное воскресение Спасителя, поклонение чудотворному образу Господа Иисуса Христа стало особенно символичным и значимым. Именно перед этим образом еще юный послушник Симеон Антонов (будущий преп. Силуан) стал свидетелем богоявления.

Явление Господа Иисуса Христа стало уверением для его души, смущенной помыслами отчаяния и сомнения в Промысле Божием. Помыслы сомнения и неверия были посеяны в душе Симеона еще в детские годы книгоношей, распространявшим марксистскую и атеистическую литературу, и посетившим их дом. Эти помыслы дали свой злокачественный плод лишь тогда, когда Симеон пришел в монастырь на службу Господу. Как вспоминал впоследствии сам старец Силуан, минуты сомнения и отчаяния, которые он испытал, могли погубить его душу навсегда. Но милостивый Господь не попустил этого и явился ему Сам.

Вот, как сам рассказывает об этом преп. Силуан:

«В одно время напал на меня дух отчаяния; мне казалось, что Бог отринул меня в конец, и уже нет мне спасения, но ясно видится в душе вечная погибель. И ощутил я в душе, что Бог немилосерд и неумолим. Продолжалось это со мною час или немного более. Дух этот такой тяжелый и томительный, что страшно о нем и вспоминать. Душа не в силах понести его долго. В эти минуты можно погибнуть на всю вечность. Попустил Милостивый Господь духу злобы сделать такую брань с моею душою.

Прошло мало времени; я пошел в церковь на вечерню и, глядя на икону Спасителя, сказал: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного». И с этими словами увидел на месте иконы живого Господа, и благодать Святого Духа наполнила душу мою и все тело. И так я Духом Святым познал, что Иисус Христос есть Бог; и я сладко желал страданий за Христа».

«… Один послушник у нас на Афоне, в Русском Пантелеимоновском монастыре привык непрестанно молиться Богу, дабы простил ему грехи. <…> И в один день, во время вечерни, послушник возвел глаза свои на икону Спасителя, и немного молился, пять слов: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя грешного», и видит икона стала живым Спасителем, и наполнилась душа и тело послушника неизреченной сладости, и душа Духом Святым познала Господа нашего Иисуса Христа, и Господь милостив, и красоты и кротости неизреченной, и вразумилась душа, что от любви Божией не может человек помнить ни про кого, и с тех пор горит душа его любовью ко Господу» (Преп. Силуан Афонский. Писания. Глава 19 «Повествования о пережитом опыте и о некоторых встречах и беседах с подвижниками»).

«Знаю человека, которого Милостивый Господь посетил Своею благодатию; и если бы спросил его Господь: «Хочешь дам тебе еще больше?» то от немощи плоти душа сказала бы: «Ты видишь, Господи, что если больше, то я умру», ибо человек ограничен и не может понести полноту благодати.

Так на Фаворе ученики Христовы пали ниц от славы Господней. И никто не может постигнуть, как дает душе благодать Свою Господь.

Благ Ты, Господи. Благодарю я милость Твою: Ты излил на меня Духа Твоего Святого и дал мне вкусить Твою любовь ко мне, столь многогрешному, и влечется душа моя к Тебе, Свету неприступному.

Кто мог бы Тебя познать, если не Ты, Милостивый, Сам благоволишь показать Себя душе? И она увидела Тебя, и познала своего Создателя благого Бога, и ненасытно хочет Тебя всегда, ибо Ты, Милостивый, привлек душу к Тебе любовью, и душа познала Твою любовь» (Гл. 9: О любви).

Произошедшее с прп. Силуаном – это было не просто визуальное наблюдение, но чудо Богоявления, в котором таинственно открылось познание Бога, троичного в Лицах. Во время этого явления, по словам самого преподобного, благодать Святаго Духа наполнила его душу, и Духом Святым он не просто увидел Господа Иисуса Христа, но узнал в Нем своего Бога, Спасителя и Творца, пришедшего по благоволению Отца. Это Богоявление оставило настолько неизгладимый след в душе преподобного Силуана, что память о нем красной нитью прослеживается во всех его писаниях. Ниже приведем несколько таких упоминаний, в качестве свидетельства самого святого о происшедшем чуде. Вот еще несколько свидетельств из писаний преп. Силуана:

«Так возлюбил нас Отец, что Сына Своего дал нам; но и Сын Сам восхотел, и воплотился, и жил с нами на земле. И Святые Апостолы и множество людей видели Господа во плоти, но не все познали Его, как Господа; а мне многогрешному Духом Святым было дано познать, что Иисус Христос есть Бог.

Господь любит человека и является ему, как Сам Он изволяет. И душа, когда увидит Господа, то смиренно возрадуется милосердию Владыки, и уже ничего другого не может возлюбить так, как любит своего Творца; хотя она и будет все видеть и всех любить, но больше всего любит Господа. Душа знает эту любовь, но передать словами не может: она познается только Духом Святым, кому Его даст Господь. Душа вдруг видит Господа и познает Его. Кто опишет эту радость и веселие? В Духе Святом познается Господь, и Дух Святой бывает во всем человеке: и в душе, и в уме, и в теле. Так познается Бог и на небе и на земле. Господь по безмерной милости Своей дал мне грешному сию благодать, дабы люди познали Бога и обратились к Нему. Прошу от лица Божия милосердия. Ей, истину. Свидетель мне Сам Господь» (Гл. 8: О познании Бога).

«Человеколюбче Господи, как не забыл Ты грешного раба Твоего, но милостиво призрел на меня от славы Твоей, и непостижимо явился мне? Я всегда Тебя оскорблял и опечаливал, Ты же, Господи, за малое обращение дал мне познать Твою великую любовь и безмерную благость. Твой тихий, кроткий взор привлек душу мою. Что воздам я Тебе, Господи, или какую хвалу воспою Тебе? Ты даешь благодать Свою, чтобы душа постоянно горела любовью, и не знает она покоя день и ночь от любви Божией. Память о Тебе греет душу мою, и ни в чем не находит она покоя на земле, кроме Тебя, и потому ищу Тебя слезно, и снова теряю, и снова желает ум мой насладиться Тобою, но Ты не являешь Лица Твоего, Которого желает душа моя день и ночь» (Гл. 1 Скучание о Боге).

«Дивные дела Господни: из земли создал человека, и перстному дал познать Себя Духом Святым, так что человек говорит: «Господь мой, и Бог мой»; и говорит это от полноты веры и любви. Что же большее может искать душа на земле? Великое чудо: душа вдруг познает своего Создателя и Его любовь. Когда душа увидит Господа, как Он кроток и смирен, тогда она и сама смиряется до конца, и ничего так не желает, как смирения Христова; и сколько бы ни жила душа на земле, она все будет желать и искать это непостижимое смирение, которое невозможно забыть. Господи, так много Ты любишь человека! Господи Милостивый, дай благодать Твою всем народам земли, да познают Тебя, ибо без Духа Твоего Святого не может человек познать Тебя и разуметь Твою любовь. Господи, пошли на нас Духа Твоего Святого, ибо Ты и все Твое познается только Духом Святым; Которого в начале Ты дал Адаму, а после святым пророкам и затем христианам. Дай, Господи, всем народам Твоим разуметь любовь Твою и сладость Духа Святого, да забудут люди горе земли, и да оставят все плохое и прилепятся к Тебе любовью, и да будут жить в мире, творя волю Твою во славу Твою. О, Господи, сподоби нас дара Духа Святого, да разумеем славу Твою и будем жить на земле в мире и любви, да не будет ни злобы, ни войн, ни врагов, но одна любовь да царствует, и не нужны будут ни армии, ни тюрьмы, и легко будет жить всем на земле. Молю Тебя, Милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли. Как дал Ты мне грешному познать Тебя Духом Твоим Святым, так да познают Тебя народы земли, и да хвалят Тебя день и ночь. Знаю, Господи, что Ты любишь Своих людей, но люди не разумеют любви Твоей, и мятутся по земле все народы, и мысли их, как облака, гонимые ветром во все стороны. Люди забыли Тебя, Творца их, и ищут свободы своей, не разумея, что Ты милостив, и любишь кающихся грешников, и даешь им Свою благодать Святого Духа. Господи, Господи, дай силу Твоей благодати, да познают Тебя все народы Духом Святым, и да хвалят Тебя в радости, как мне нечистому и мерзкому Ты дал радость желания Твоего, и влечется душа моя к любви Твоей день и ночь ненасытно» (Там же).

«Что воздам Тебе, Господи? Ты, Милостивый, воскресил душу мою от грехов, и дал мне познать милость Твою ко мне, и сердце мое пленилось Тобою, и влечется к Тебе, Свету моему, непрестанно. Что воздам Тебе, Господи? Ты воскресил душу мою любить Тебя и ближнего своего, и даешь мне слезы молиться за весь мир. Если бы Господь не дал мне Духом Святым познать милость Его, я бы отчаялся от множества грехов моих, но теперь Он увлек душу мою, и она возлюбила Его и забывает все земное. О, Господи, смири сердце мое, чтобы оно всегда было угодно Тебе» (Там же).

«Ты сжалился надо мною и явил мне Твое Лицо, и ныне душа моя влечется к Тебе, Господи, и ни в чем не находит покоя день и ночь, и плачу, как дитя, потерявшее мать. Но и дитя свою мать, и мать свое дитя забудут, когда увидят Тебя: душа, видя Тебя, забывает весь мир. Так душа моя влечется к Тебе, и скучает по Тебе, и не хочет видеть красоту этого мира» (Там же).

«Великая разница между самым простым человеком, познавшим Господа Духом Святым, и человеком, хотя бы и очень великим, но не познавшим благодати Святого Духа. Великое различие веровать только, что Бог есть, познавать Его из природы или от Писания, и познать Господа Духом Святым. Кто познал Бога Духом Святым, у того дух горит любовью к Богу день и ночь, и не может душа его привязаться ни к чему земному. Душа, не испытавшая сладости Духа Святого, радуется от тщеславия мирской славе, или богатству, или власти; а душа, познавшая Господа Духом Святым, желает только одного Господа, а богатство и славу мирскую вменяет ни во что» (Гл. 3: О смирении).

«Когда душа Духом Святым увидит Господа, какой Он кроткий и смиренный, тогда сама она смиряется до конца. И это совсем особое смирение, и никто не может его описать, и познается оно только Духом Святым. И если бы люди Духом Святым познали — какой наш Господь, то все бы изменились: богатые презрели бы свои богатства, ученые — свои науки, правители — свою славу и власть, и все бы смирились, и жили бы в великом мире и любви, и на земле была бы великая радость» (Там же).

«Кто познал Господа Духом Святым, тот становится похож на Господа, как сказал Иоанн Богослов: «И будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» и будем видеть славу Его» (Гл. 8: О познании Бога).

«Вообще каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа; ибо как можем мы думать и рассуждать о том, чего не видели, или о чем не слышали и чего не знаем? Вот святые говорят, что они видели Бога; а есть люди, которые говорят, что Бога нет. Ясно, что они так говорят потому, что не познали Бога, но это совсем не значит, что Его нет» (Там же).

«Любящие Мя — люблю,- говорит Господь, — и ищущие Мя обрящут благодать» (Пр. 8, 17). Ас нею хорошо жить, весело душе, и душа говорит: «Господь МОЙ, я — раб ТВОЙ». В этих словах великая радость: если Господь наш, то и все наше. Вот мы какие богатые. Велик и непостижим наш Господь, но ради нас Себя так умалил, чтобы мы знали Его и любили, чтобы от любви Божией забывали землю, чтобы жили мы на небесах и видели славу Господню. Своим избранникам Господь дает столь великую благодать, что они любовью обнимают всю землю, весь мир, и душа их горит желанием, чтобы все люди спаслись и видели славу Господню» (Гл. 9: О любви).

Чудотворная икона Христа Спасителя, с которой связано чудо явления Господа Иисуса Христа старцу Силуану, является свидетельством истинности духовной благодатной жизни во Христе. Значение этого образа особенно актуально в наше время – время сомнения и рационализма.

ВИДЕО:

Дополнительно см.:

Впервые с Афона приносится чудотворная икона Спасителя, с которой связано чудо явления Христа прп. Силуану Афонскому (+ ВИДЕО)

Афонский православный портал «АФОНИТ» нуждается в поддержке и помощи >>>

Использование материалов возможно
при условии указания активной гиперссылки
на портал «AFONIT.INFO» (www.afonit.info)

Смотри также:Мы вошли в его хатку. Все было предельно бедно и убого. Ложе — почти голые доски. Но и у него моленная, иконки… Сам отец Нил имел вид несколько изумленный — точно казалось ему странным, почему это и

Никто никогда его не видел гневающимся и раздраженным. Выполняя ответственные поручения и общаясь с людьми разных характеров, он умудрялся держать себя совершенно невозмутимо. Даже при разговоре с люд Схимонах Неофит (в миру Никита Васильевич Васильев) родился в 1807 году в крестьянской семье в Вятской губернии. На военной службе дослужился до чина унтер-офицера. Отдав 25 лет царю земному, вступил Первые 15 лет он не имел ни келейника, ни послушника. После, по настоянию старцев обители, он согласился иметь одного келейника, но кандидаты на это послушание не выдерживали его строгой жизни. Они не В истории Русского монастыря на Афоне удивительным образом переплелись судьбы нескольких братских православных народов, и прежде всего – русских (всех русских, вышедших из Днепровской Святой Руси), се В тихом раздумье и жалобах на слабость, из-за которой не докончил своего молитвенного подвига в честь русского святителя, он задремал, легкий сон успокоил его чувства. В это мгновение Иларион увидел п Загудел страшный ветер, засверкали частые молнии, и загремел гром. Паисий не терял присутствия духа, стоял бодро и молился. Гроза усилилась еще более. Молния чрез отверстие проникла в храм и начала гу 9 июля – день преставления схиархимандрита Гавриила (Легача, 1901-1977), игумена Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря.Все, кто его знал, говорили о его особом трудолюбии. Если отец Гавриил не был В июльскую ночь в саду при Георгиевской келлии встретились два схимонаха Венедикт (Матвеев) и Леон (Воскресенский). Поздоровавшись по-иночески, сели на траву под маслиной, чтобы подышать чистым, арома Старец Аристоклий не благословил отца Иону возвращаться на Афон; велел ехать в Одессу и вообще служить в России, где определят. И еще советовал никогда не вмешиваться в смуту политики.

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Силуан (имя данное при рождении – Семен Антонов) родился в Тамбовской губернии Российской империи в селе Шовское в 1866 г. в крестьянской семье, скончался же преподобный 11 сентября по старому стилю (24 сентября – по новому) 1938 года на Священной горе Афон, где и сохраняется ковчег с мощами Силуана Афонского.

В этой статье вы сможете узнать не только о том, где хранятся мощи преподобного Силуана Афонского, в чем помогает обращение к ним и к Святцу, о его жизненном пути, но также и об чудотворных деяниях происходящих даже после кончины Старца.

Житие Преподобного

Родители Святого были не образованными людьми, однако, очень чуткими, благочестивыми и уворованными в Бога. Его воспитывали согласно христианским традициям, и такое воспитание приходилось ему по душе.

Уже с юных лет его посещали мысли о монашеском восхождении к Небесному Царству и Всевышнему, и даже выбрал обитель, где хотел дать пред Господом обеты, а также поступить в Киево-Печерскую Лавру.

Однако по настоянию отца в возрасте 19 лет пошел на воинскую службу. После осенью 1892 г. в качестве паломника отправился на Священную гору Афон, где остался и поступил в Пантелеимонов монастырь, а уже в 1896 г. его было пострижено в мантию.

С 1911 г. начал нести послушание эконома при монастыре после того как был пострижен в схиму и получил имя Силуан.

После смерти Преподобного в 1938 г. согласно решению Константинопольского Патриарха Священного Синода в 1987 г. 26 ноября была произведена канонизация Чудотворца.

Мощи Силуана Афонского в чем помогают

Православные верующие люди обращаются к Святцам в различных затруднительных жизненных ситуациях, а также просят помощи в устранении сложных житейских и бытовых ситуаций. Именно в таких случаях можно получить чудотворную помощь от святцев, но только в тех случаях, когда обращение исходит от чистого сердца и искренне.

Мощи Силуана Афонского: о чем просят

На сегодняшний день этот Святец относится к числу одних из наиболее почитаемых чудотворцев в Православной религии, в особенности об этом свидетельствуют включение в христианских календарях дня памяти Преподобного Святого 24 сентября (11 сентября по старому стилю) и принадлежит к одному из важнейших праздников Православной Церкви.

Среди глубоко верующих есть большое количество людей, которые обращают свои молебни к Чудотворцу и получают от него не только поддержку, но и помощь в различных затруднительных ситуациях.

Следует отметить, что имеется достаточно большое количество свидетельств о том, что по обращению в молитвах к Всевышнему через мощи святого Силуана Афонского православные верующие люди могут попросить о такой особенной помощи как:

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

  • Умиротворение, а также примирение враждующих между собой;
  • Приумножение любви;
  • Вызволение от глубокого не верования;
  • Усмирение самой враждебности;
  • А также помощь в обращении неверующих или заблудших людей.

Преподобный еще при жизни искренне и с верою читал молитвы об любовной смиренности не только к ближнему к своему, но и по отношению к врагам и веровал в то что эта любовь является истинным и последним критерием церковной святости.

Чудотворное изображение, молебни и частица мощей Силуана Афонского способны оказать чудотворное действие в смягчении злых сердец, смягчая их, избавляя от вражды и принося умиротворение и спокойствие в душе. К тому же обращение к преподобному может избавлять от тягостных мыслей отягощающих душу при неверии и даже в период своей жизни Святец немало времени уделял молебельному обращению обо всем мире и его спасению.

Посмертные чудотворные явления Святого

С кончиной Чудотворца Всевышний присудил не лишать безвестной святости старца и после это стали от его мощей стали появляться различные чудесные явления.

Те, кто интересуется в каком храме мощи Силуана Афонского, то их можно увидеть в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне.

Сама глава Святца была явлена еще при игумене о. Авеле, ее омыли розовой водой, вложили в красивый кипарисовый восьмигранный ковчег, на воздух, а также покрыли его покровцем. После чего голову выставили в паракосе, где еще на тот момент не находились святые мощи Силуана, так как Святой еще не был канонизирован, однако при этом к главе с особым почитанием прикладывались приезжие паломники.

Вот несколько чудесных явлений совершенных Преподобным:

  • Как-то раз на Афон в Петров ноет, прибыл из Греции отец с сыном. Мальчику было всего 14 лет, и он был тяжело болен, все его тело сотрясалось и дергалось. С последней надеждой на излечение сына, родитель попросил, чтобы их подвели к главе Чудотворца. Удовлетворив прощение отца Схиархимандрит Серафим приложил главу к рукам и голове мальчику, однако к самим ногам приложить забыли. Спустя месяц отец с сыном вновь возвратились. Сами руки и голова мальчика перестали содрогаться и находились в спокойном состоянии, а вот его ноги все еще были подвержены этому заболеванию. Тогда отец Серифима приложил главу Святца и к ногам ребенка, после в ногах прекратилась тряска, и таким образом это посещение мощей Силуана Афонского привели к свершению первого чуда;
  • После Святого экономом стал отец Давид, который и оставил воспоминание о свершение второго чуда – спасение его Преподобным от преждевременной кончины.
  • Однажды эконом и отец Кирилл приобрели за 50 драхм у рыбака большую кефаль. Как выяснилось позже, этот самый рыбак ловил рыбу нечестным путем – выливая яд в воду и собирая всплывший отправленный улов. Отец Давид сварил из ядовитой рыбешки уху и взял себе голову там, где было наибольшее скоплении яда. Поев, он отправился отдохнуть перед проведением службы в свою келью. Преподобный тяжело отравился и лежа в келье, он чувствовал, что он умирает, как вдруг у двери решительным шагом к его постели подошел сам Святой Силуан. Одет он был в обычную рабочую одежду и теплую жилетку подпоясанную веревкой. Подойдя к умирающему Старец произнес: «Что ты это болеешь?» и провел по нему рукой. Это прикосновение отец Давид ощутил как наяву, он тут же вскочил и болезнь его тут же покинула. Самого Святого в келье не было, а дверь так и была заперта.

Многие люди не знают о чем просить Старца, и сомневаются, исполнит ли он их прошение. Однако следует помнить, что совсем неважно с какой просьбой вы обратитесь к Преподомному, главное чтобы она исходила искренне от всей души и с глубокой верой.

Господь всегда с Вами!

Смотрите видео встречи мощей святого Силуана Афонского:

График российского этапа принесения
мощей преподобного Силуана Афонского

31 августа начнется российских этап принесения мощей преподобного Силуана Афонского. График принесения будет выглядеть следующим образом:
19-24 сентября: Москва (Свято-Данилов монастырь);
15-19 сентября: Москва (Афонское подворье, церковь святого великомученика Никиты на Швивой горке);
12-15 сентября: Екатеринбург (Храм-на-Крови);
9-12 сентября: Тамбов (Спасо-Преображенский кафедральный собор);
8-9 сентября: Липецкая обл., село Шовское — место рождения Силуана Афонского (Христорождественская церковь);
6-8 сентября: Елец (Вознесенский кафедральный собор);
3-6 сентября: Орел (Богоявленский собор);
31 августа-3 сентября: Брянск (Свято-Троицкий кафедральный собор).
Принесение честной главы русского подвижника преподобного Силуана Афонского в пределы Русской Православной Церкви организовано московским Фондом святителя Василия Великого. Оно приурочено к празднованию 1000-летия присутствия русского монашества на Святой Горе Афон. Принесение святыни благословил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
20 августа из Свято-Пантелеимонова монастыря (Афон), в котором хранятся мощи и из которого они до настоящего момента никогда не вывозились, святыня в сопровождении монахов была доставлена в Свято-Духов кафедральный собор в Минске. Здесь она пробудет до 31 августа. На сегодняшний день в Минске святыне уже поклонились более 10 тысяч верующих.

Справка:

Преподобный Силуан Афонский (1866-1938) — подвижник Свято-Пантелеимонова монастыря (Афон). Родился в 1866 году в селе Шовском Лебединского уезда Тамбовской губернии. В 19 лет решил поступить в Киево-Печерскую Лавру, но отец настоял, чтобы он сначала поступил на военную службу, которую он проходил в Санкт-Петербурге в саперном батальоне. Осенью 1892 года он приехал в паломничество на Святую Гору Афон, где и остался, поступив в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. В 1896 году был пострижен в мантию. В 1911 году по пострижении в схиму с именем Силуан нес послушание монастырского эконома. За свои молитвенные подвиги был удостоен явления Господа. Скончался 11 (24) сентября 1938 года. После смерти оставил свои записки, опубликованные в 1952 году его духовным сыном архимандритом Софронием (Сахаровым). Многие монашествующие называют их «Новым Добротолюбием».
26 ноября 1987 года решением Священного Синода Константинопольским Патриархатом была совершена канонизация Силуана Афонского.
День памяти преподобного Силуана 11 сентября является одним из самых чтимых праздников русского Святогорского монастыря на Афоне, который собирает сотни паломников.

Вдохновленная старцем Софронием

Монахиня Силуана (Гуляева) Наше знакомство с матерью Силуаной было связано с Иерусалимом. Хотя виделись и общались мы и в Бюсси (Франция), где находится Покровский монастырь, в котором она прожила без двух месяцев 25 лет, и в Париже (в соборе на rue Daru), и в Москве. Неисполненными остались планы совместной поездки в Эссекс (Англия) в монастырь отца Софрония (Сахарова) – старца матери Силуаны.

Татьяна (так звали мать Силуану в миру) родилась в год смерти Сталина в Москве, откуда родом была ее русская мать. Ее отец – Лев Овсищер (1919–2007), фронтовик, военный, ученый, «отказник» в течение 16 лет, – был из Белоруссии. В Минске и прошли первые 25 лет жизни будущей монахини вплоть до ее отъезда в Израиль в 1979 году.

В 1970-е советских евреев в некоторые годы выпускали из страны по статье «воссоединение семьи», хотя получить отказ в выезде – стать «отказником» – означало потерю работы и возможности какой бы то ни было карьеры в советском обществе. Мать Татьяны умерла в Минске в 1980 году, отец смог приехать в Израиль только в 1987-м и прожил в Иерусалиме до своей кончины в 2007 году. Лев Овсищер похоронен на древнейшем иерусалимском кладбище на склонах Елеонской горы. Незадолго до смерти он был крещен своей дочерью, постоянно навещавшей его (а затем и его вдову) в Иерусалиме.

С родителями Еще в Советском Союзе Татьяна вышла замуж (Гуляева – ее фамилия по мужу), в Израиль приехала вместе с супругом. Однако брак не был долгим. Возможно, что конец семейной жизни стал одной из причин отъезда из Израиля. Впрочем, как-то мать Силуана сказала: «Сейчас Израиль интересный. Вы не представляете, каким это все было в конце 1970-х…»

Крещена она была еще в России и приехала в Израиль православной. Это нас сблизило при нашей первой же встрече в монастыре Бюсси: мне сказали, что здесь есть монахиня из Иерусалима, а ей – что приехал диакон из Иерусалима. Во Франции мать Силуана продолжала жить по израильскому паспорту. Других у нее и не было. Насколько она жила церковной жизнью в свои иерусалимские годы, куда ходила в храм и с кем общалась, неизвестно. По крайней мере никогда потом – даже оказываясь в Иерусалиме – она об этом не вспоминала. Тем не менее в Европе Татьяна оказалась в монастыре.

Возможно, она даже ехала именно в монастырь. 1 сентября 1982 года будущая монахиня Силуана приехала в Покровский монастырь в Бюсси во Франции и осталась там навсегда. Постриг она приняла только через восемь лет – 24 августа 1990 года.

«Уже через две минуты нашего разговора отец Софроний стал в моей жизни человеком номер один»

Мы не знаем, с чего начался ее интерес к монашеству. Легко было бы сказать: с неудачного брака – однако неудачные браки далеко не всех приводят в монастырь. Один игумен мне говорил, что человек обычно старается стать таким монахом, каким был тот, кто его вдохновил на этом пути. Уже по ходу жизни в монастыре главным примером для матери Силуаны и ее подлинным духовником стал архимандрит Софроний (Сахаров; 1896–1993) – афонский монах, ученик старца Силуана (отсюда ее имя при постриге), основатель монастыря в Эссексе (Англия). Познакомились они, когда мать Силуана впервые приехала в Эссекс в 1988 году, через несколько лет после поступления в Покровский монастырь послушницей. «Уже через две минуты после нашего разговора отец Софроний стал в моей жизни человеком номер один», – писала мать Силуана в своей небольшой статье о старце. В Эссексе мать Силуана и приняла постриг в 1990 году. Отец Софроний был ее «восприемником» на постриге. На вопрос, почему же она не осталась в монастыре отца Софрония (где есть и мужская, и женская общины), мать Силуана отвечала: «Ну есть же такая добродетель, как верность!»

Диакон Александр Занемонец и монахиня Силуана (Гуляева)

Вплоть до смерти отца Софрония в 1993 году мать Силуана сохраняла постоянное общение со своим старцем. Она ездила к нему в Англию. Они переписывались. «Отец Софроний был великий человек, – писала мать Силуана, – и отблеск его личности распространялся на всех окружающих его людей. Когда ты попадал в монастырь, то казалось, что он весь состоит из духовных гигантов, казалось, что люди, которые постоянно живут рядом с отцом Софронием, все ему равны… Он в каждом человеке видел Христа и невероятно уважал личность другого человека. Старец поднимал людей на свой уровень, когда люди с ним общались, и все делались великими, исчезала всякая мелочность. Он действительно в каждом человеке видел Христа».

Старец Софроний наставлял: даже если вас одолевают страсти, переносите это как часть общечеловеческой скорби

По словам матери Силуаны, «главным в богословии старца было утверждение, которое имело практическое применение: даже если вас одолевают страсти, переносите это как часть общечеловеческой скорби. Не замыкайтесь на этой страсти. Говорите: “Господи, Ты видишь, в каком состоянии мы (не я, а мы) все, помоги!”».

Наверное, в других людях мы видим то, что уже есть – или зреет – в нас самих. И то, как описывает старца Софрония мать Силуана, в чем-то передает и ее собственный духовный портрет. «Я в жизни видела много замкнутых монахов, которые боятся открыть свой путь, – пишет она, – а у отца Софрония этого не было. Это не значит, что он полностью открывал себя. Он предупреждал: закрытость связана с тем, что мы постоянно боимся впасть в ошибку, и так мы отвергаем Духа Святого («а вдруг я сделаю неправильно?»). Так вот, лучше нам впасть в ошибку, чем отвергнуть Духа Святого». Да, сама мать Силуана была удивительно открытым, искренним и любящим человеком. Она не боялась говорить о себе, и – словно в ответ – было не страшно и ей рассказывать о себе, совершенно не скрывая свои трудности и немощи.

Архимандрит Софроний (Сахаров) Так она писала и о старце: «Отец Софроний был удивительно любящий человек. Я знала: что бы я ни сделала, как бы я себя ни повела – этот человек будет меня любить, и это никак нельзя изменить. С ним не может быть так: очаровался – разочаровался, в настроении – не в настроении, он любил всегда. Полагаю, что каждый, кто знал старца, думал, что именно к нему отец Софроний относится исключительно, по-особенному. Такова была мера его любви: “для всех я стал всем”».

Помимо собственно духовной составляющей для общения важно, наверное, и просто человеческое взаимопонимание, человеческое единство. Так, для матери Силуаны было важно, что «кроме того, что отец Софроний был старец и монах, он, несомненно, был еще и представителем русской интеллигенции начала XX века. Даже его жесты: как он ходил, как он наклонял голову, его интонации, словесные обороты…». Наверное, чем больше по-человечески общего, тем проще установить и поддерживать контакт с другим человеком.

Но, конечно, важна не только человеческая и культурная близость. «Для монахов главное, – писала мать Силуана, – это отношение старца к Литургии. Как он ее служил – для него это был центр Вселенной. И больше нигде и никогда я не имела такой Литургии, как в Эссексе. Такое впечатление, что на небесах стоишь, все присутствующие участвуют в Литургии, и общее молчание молящихся насыщено каким-то вселенским молчанием. Такого ощущения, переживания я нигде не имела».

Из жизнеописаний отца Софрония мать Силуана больше всего ценила книгу митрополита Навпактского Иерофея (Влахоса) «“Знаю человека во Христе…”. Жизнь и служение старца Софрония, исихаста и богослова». Русский перевод этой книги вышел в Троице-Сергиевой Лавре в 2013 году.

***

История русского женского монашества в XX веке стала одной из основных тем исследований матери Силуаны

За 35 лет монастырской жизни мать Силуана несла самые разные послушания. Она была и на кухне – она замечательно готовила. Я неоднократно оказывался за ее столом, когда она посещала в Иерусалиме свою мачеху, и ел ее борщ на rue Daru, когда там, в соборе, проходили дни, посвященные Покровскому монастырю. Обладавшая замечательным слухом и голосом, она была долгое время регентом хора (потом в русском монастыре на Елеоне она занималась фиксацией их певческой традиции). В последние годы жизни мать Силуана заведовала монастырским архивом. Из работы в архиве вышло несколько книг, посвященных сестрам и игумениям монастыря в Бюсси. История русского женского монашества в XX столетии стала одной из основных тем ее интеллектуальных интересов и исследований.

Книги матери Силуаны о женском монашестве очень интересны. В первую очередь это книги о монахине Таисии (Карцевой; 1896–1995) – агиографе и насельнице Покровского монастыря – и об игумении Евдокии (Куртен; 1895–1977) – первой настоятельнице Покровского монастыря. Незадолго до смерти матери Силуаны ее книга об игумении Евдокии вышла во французском переводе. Если монахиню Таисию мать Силуана еще застала и много с ней общалась, то игумению Евдокию она «знала» лишь по воспоминаниям других сестер, а также по монастырскому архиву.

Монахиня Силуана (Гуляева) Изначально мать Евдокия пыталась создать монашескую общину вместе с матерью Марией (Скобцовой), но видение монашества у них было разным. Эта близость с преподобномученицей матерью Марией, прославленной в 2004 году Константинопольским Патриархатом в лике святых, и некоторое отличие от ее опыта активного служения в миру стали важным для более «классической» монашеской общины, устроенной матерью Евдокией в Муазнэ, недалеко от Парижа, а затем переехавшей в Бюсси в 1946 году. Игумения Ольга (Слезкина; 1915–2013), настоятельница Покровского монастыря в 1992–2013 годах, так вспоминала о матери Марии: «У каждого свой путь. Мать Мария – святая, она отдала свою жизнь за других. Она настоящая святая мученица. Но это просто не мой тип человека, и я не думаю, что она была монахиня в том смысле, в каком мы это понимаем. Она говорила: “Вот они делают поклоны, а кому это нужно? Вы думаете, Господу нужны эти поклоны? Да не нужно их”. И так далее. Вы понимаете, у каждого человека может быть своя идея… Такое свободное монашество она признавала, и она твердо верила, что это только единственное монашество, которое может быть. Но ведь у каждого свой путь. У нее этот путь, а у других другой».

Мать Силуана говорила, что если бы в Церкви был сегодня чин диаконисс, то мать Мария приняла бы не постриг, а посвящение в диакониссы. Не просто так и великая княгиня Елизавета Федоровна в начале века ходатайствовала о возвращении чина диаконисс. Но за отсутствием его все называется монашеством. Так, для матери Силуаны, при всей ее открытости, монашество было направлено не на «социальную деятельность». Мать Силуана всю свою монашескую жизнь провела в монастыре и всюду ходила в монашеской одежде, не исключая парижское метро и тель-авивский аэропорт. Но при этом даже не общинная монастырская жизнь была для нее центром монашества – «Бог и душа».

***

Последние годы своей жизни (как минимум пять лет) мать Силуана болела раком – миеломой спинного мозга. Это был третий рак, который у нее был в жизни: первые два были вылечены. В начале своей третьей болезни она еще приезжала в Иерусалим навещать мачеху и побыть в Елеонском монастыре. Потом уже была химиотерапия с регулярными отъездами из монастыря в больницу и жестокие побочные явления болезни. Тем не менее почти до самого конца ее приводили в храм на Литургию в воскресенья и праздники. Последний раз я видел ее примерно за год до смерти – отъезжающей из монастырского двора в больницу на очередную терапию. Как всегда – улыбающуюся. Как потом сказали сестры монастыря: «Мать Силуана никогда не жаловалась».

Преставилась монахиня Силуана 29 июня 2017 года в своем монастыре.

МОНАХИНЯ СИЛУАНА (СОБОЛЕВА)
1899 — 9 октября 1979 года

В сентябрьском номере газеты «Мир Православия», в статье о монахине Сергии (Клименко), мы упомянули имя ещё одной насельницы Пюхтицкой обители — монахини Силуаны (Соболевой). Хотелось бы подробнее рассказать об этом замечательном человеке, нашей современнице и подвижнице.

Надежда Андреевна Соболева родилась в 1899 году в богатой и знатной семье Её бабушка — урожденная графиня Мусина, дедушка — крупный помещик Рязанской губернии. Уже в раннем детстве произошло событие, показавшее особенную судьбу Надежды и её избранничество.

В нескольких километрах от Троице-Сергиевой Лавры находился знаменитый Гефсиманс-кий скит, в котором подвизался великий старец — иеромонах Варнава (Василий Ильич Меркулов). К нему со всех концов России стекались за молитвой и духовным советом тысячи людей со своими бедами и заботами. Была одна особенность в скиту: лиц женского пола в него впускали лишь один раз в году, на праздник Всех Святых. К этому дню сюда съезжалось множество женщин со всей России.

Надежде было три года, когда бабушка и няня взяли её с собой, чтобы в этот день побыть в скиту. Они еле-еле протиснулись в храм — давка невозможная, вздохнуть нельзя, со всех сторон стиснули, ни назад, ни вперед не двинуться. Началась Литургия. После Литургии отец Варнава вышел, чтобы сказать проповедь и благословить женщин. Выйдя из Царских врат с крестом, он сразу обратился к народу: «А ну, пропустите ко мне вот это чадо Божие». Не понимая, кого зовёт батюшка, все стали расступаться. Образовалась дорожка, и Надежду с бабушкой и няней стали подталкивать: «Батюшка вас зовёт, идите». С недоумением и смущением пошли они вперед. Отец Варнава взял младенца на руки, благословил крестом и сказал: «Добрая будет монахиня», благословил бабушку и няню и сказал им: «Радуйтесь!» Пророческие слова великого старца сбылись в точности. Дядя Надежды стал в Троице-Сергиевой Лавре иеромонахом, одним из наиболее почитаемых духовников. Мать Силуана вспоминала: «В детстве у меня была горячая вера и очень хотелось послужить Богу. Но как? Мне казалось, что лучше всего я смогу это делать, если начну петь на клиросе, тем более, что слух и голос у меня были. Через знакомых меня направили на клирос одного из московских монастырей. Регент, послушав меня и как-то особенно посмотрев на мой дорогой наряд, сказал: «Пожалуй, я поставлю Вас на левый клирос».

Начала ходить на спевки, на богослужение в храм. Однако скоро мне показалось странным поведение клирошанок. Они сплетничали, говорили о нарядах, обсуждали, кто и за кого вышел замуж. Разговоров о духовном у них почти не было. Мне всё меньше хотелось ходить на клирос и однажды я прямо спросила регента, почему здесь такая обстановка. Тот удивился: «Я думал, Вы всё знаете: ведь ле-вый клирос в нашем монастыре это как бы место смотрин для знатных московских барышень. Молодые люди из богатых семей или их родители приходят сюда и высматривают подходящих невест».

Больше на клиросе я не появлялась…»

Ещё не пробил час, ещё не призвал Господь рабу свою на служение Себе. Ещё не проросло семя веры, заброшенное в душу Надежды Андреевны с детских лет. Она помнила о чудесном исцелении её матери, она знала о религии, как и все образованные барышни того времени. Но час скорби и испытаний наступил.

«С младенческих лет у меня был товарищ детских забав, которого прочили мне в женихи. Но я ещё не узнала чувства любви, когда этот молодой человек был убит на фронте в первые же дни первой мировой войны…»

В семье Надежды Андреевны назревала трагедия — отец увлёкся другой женщиной. Дочь очень тяжело переживала это: «Я была готова на всё, лишь бы увезти маму куда-нибудь из дома». Ради матери Надя согласилась выйти замуж. Родился ребёнок — её единственный горячо любимый сын. Когда она с ребёнком отдыхала в Крыму, в России разрази-лась революция, а за нею для Надежды Андреевны, как и для многих её современников, последовали тяготы эмиграции.

Пережив это трудное, особенно для аристократии, время Надежда Андреевна уезжает во Францию, где знакомится с Митрополитом Вениамином (Федченковым). С тех пор жизнь её проходила под покровом Церкви. Матушка вспоминала: «Очень хотелось, чтобы в Париже был храм, наш, Российский, Православный, Патриарший. Однажды молилась у иконы Спасителя (единственное, что осталось в память о Родине). Горячо, от всего сердца просила: «Господи, помоги храм устроить!» Для храма нужны деньги, и немалые. Но ведь почти вся эмиграция ненавидит большевиков — никто не даст средств на Патриарший храм. Да и к кому пойдёшь, большинство знакомых жили в ужасной нищете. Молюсь и всё думаю, где же взять деньги. И вдруг слышу внятный голос: «Ты дай эти деньги!» Вздрогнула и стала соображать, где же у меня деньги? То, что муж давал на наряды, я почти всё тратила на помощь голодающим эмигрантам. И вдруг осенило: увидела шкатулку с бриллиантами, которые муж подарил на свадьбу — это ведь моё! Пошла в ломбард, отдала кольца, браслет…. За всё выдали 20 тысяч франков — и я отнесла их Владыке Вениамину».

Нашли помещение по объявлению в газете — старый гараж. Нижнее подвальное помещение оборудовали под храм, а в верхнем решили устроить трапезную и монашеские ке-льи. Душой и вдохновителем этого дела был Владыка Вениамин. Храм освятили в феврале 1931 года ради утверждения Православной веры на Западе во имя Святителей Василия Великого. Григория Богослова и Иоанна Златоуста — великих Отцов и Учителей Церкви. Второй престол был освящён во имя Святителя Тихона Задонского.

После смерти мужа Надежда Андреевна много помогала материально своим соотечественникам. Матушка говорила:

«Живя за границей, я всегда тосковала по Родине. Я полюбила свой народ, как мать любит сына: со всеми его недостатками, ошибками и слабостями. Когда мне говорили об отрицательных чертах моих земляков, я говорила в себе: «Что же, всё это, может быть, и так, но лучше моего нет народа, я люблю его, какой он есть, он мой родной, дорогой, выстраданный». И когда стали составлять списки желающих вернуться в Россию, то я первая была в этом списке. Владыка Вениамин разделял мои взгляды».

…В сорока километрах от Риги, в местечке Кемери, среди густого леса и сейчас стоит маленькая деревянная церковь, в которой по благословению Митрополита Вениамина матушка начала нести послушание старосты. Надежда Андреевна в Кемери продолжала мечтать о монастыре. Владыка Вениамин сразу по её возвращении на Родину предложил ей место в Рижском женском монастыре. Но жизнь в многолюдном городе была матушке не по сердцу, и она отказалась.

Через шесть лет жизни в Кемери Надежда Андреевна поехала по делам (навестить свою крестницу, ставшую уже монахиней) в Пюхтицкий монастырь в Эстонии. Тишина благодатной горы пленила её душу, хотя она и не мечтала попасть в это место, зная, что монастырь бедный и нуждается, прежде всего, в физически сильных людях, могущих работать на поле и в монастыре. Но Господь услышал её молитву.

«Когда я во время всенощной читала псалом и произнесла про себя слова: «Скажи мне, Господи путь, воньже пойду…», вдруг ко мне подошла монастырская сестра и прошептала мне на ухо: «Идите скорее к матушке-игуменье, она решила Вас взять в наш монастырь».

Монашеский постриг Надежды Андреевны совершал архимандрит Леонид. Отец Пётр Гнедич спросил у него, какое имя собирается он дать новопостригаемой.

— Нареку Нилой — в честь преподобного Нила Сорского, которого очень чту сам и которого так же чтит митрополит Вениамин,— ответил архимандрит Леонид.
— Нареките её Силуаной, — посоветовал отец Петр.
— Это почему же?
— От неё первой мы услышали о дивном афонском старце Силуане, до этого о нём никто ничего не знал… Надежде Андреевне присылали с Афона для библиотеки при Трёхсвятительском храме в Париже духовную литературу, крестики, иконки. Всё это приобреталось через старца Силуана… Ведь именно ей Мит-рополит Вениамин подарил с собственноручной надписью первую присланную нам в Россию книгу о старце (написанную иеромонахом Софронием). Надежда Андреевна не держит книгу как реликвию, а даёт читать всем желающим, стараясь познакомить как можно больше людей с этим «апостолом любви ХХ века».

Но архимандрит Леонид не согласился с доводами отца Петра, сказав, что наречёт новопостриженную монахиню именем Нила. Надежде Андреевне сообщили об этом разговоре, очень её опечалившим, но возражать она не посмела и накануне пострига послала, как положено, в алтарь образок преподобного Нила Сорского, чтобы его положили на Престол.

Во время пострига архимандрит Леонид, срезая прядь волос с главы новопостригаемой, громко и торжественно произнес:

— И нарекается имя ей — Силуана.

Когда архимандрит Леонид, смущённый, вернулся в алтарь, он сказал отцу Петру:

— Сам не знаю, как получилось: на губах было «Нила», а выговорил — «Силуана».

В монастыре матушке Силуане дали сразу же послушание — устроение гостиницы. Здание было всё разрушено, в жалком состоянии. Но благодаря энергии матушки, сестёр, у них вскоре получилась прекрасная двухэтажная гостиница, в которой многие могли отдохнуть при монастыре, как телом, так и душой.

60-е и 70-е годы были временем духовного голода. Достать святоотеческую литературу — почти невозможно, да и держать у себя такие книги — небезопасно. Матушка Силуана и на Родине продолжала «раздавать хлеб духовный», как прежде делала это в эмиграции, вновь организовав своеобразную «библиотеку». Она давала на прочтение на долгий срок, либо дарила книги, так разъясняя необходимость духовного чтения: «Поскольку сейчас мало истинных руководителей и наставников, то их в наши дни во многом заменяют книги». Матушка считала очень важным руководство чтением, чтобы человек восходил от силы в силу, углублял не только понимание, но и молитву, учился покаянию и другим христианским добродетелям. Особенно мать Силуана любила давать книги святителей Феофана Затворника и Игнатия (Брянчанинова), письма Оптинских старцев.

Из Москвы ей присылал книги Н. Е. Пестов, писатель, учёный, духовный сын отца Сергия Мечёва. Как вспоминал Николай Евграфович, по его заказам работали до тридцати машинисток. Перепечатанные ими творения Святых Отцов и современных духовных писателей Пестов переплетал и сотнями экземпляров посылал с оказией в Пюхтицы, а матушка Силуана весьма успешно распространяла эти самодельные книги среди паломников. Матушка Силуана щедро дарила людям любовь. Когда она оставила, по состоянию здоровья, монастырские послушания, то целиком посвятила себя миссионерским беседам с паломниками. До последних дней жизни шёл к ней народ, и каждый находил в её душе отклик. Она могла наставить человека духовно, утешить в скорби, терпеливо выслушать, находила нужные слова, чтобы возгорелась в сердце радость; из её кельи человек часто выходил окрылённым, готовым мужественно встретить всё посылаемое в жизни. В сердцах многих людей оставила матушка благодарную память. В судьбе духовного человека всё промыслительно, и, конечно, не случаен день кончины матушки — 9 октября 1979 года — замечательное свидетельство завершённости её жизни. Это был праздник святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова — Апостола Любви.

Повествование о матушке Силуане не было бы полным, без её рассказов, они дополняют историю её жизни, тесно связанной с историей нашей отчизны, с судьбами «русского зарубежья», с судьбой и историей Пюхтицкой обители. Вот некоторые из них:

ВЛАДЫКА АНТОНИЙ

Я была близко знакома с будущим Митрополитом Сурожским Антонием — тогда ещё совсем молодым. Однажды после Пасхальной заутрени прибегает он ко мне в библиотеку и говорит: «Отец умер». (Отец его был очень глубоким, духовным человеком.) Что же делать? И в храме никого нет, только кончилась Пасхальная служба, и все разошлись встречать праздник. «Надо же его опрятать и одеть а я не знаю, как это делается». Тогда я говорю: «Ну что же делать, хоть я и женщина, но Господь простит — пойдёмте, сделаем это вдвоём». Всё, слава Богу, сделали, как нужно.

После кончины отца он стал всё ближе и ближе идти к Церкви и, наконец, стал тем, кто есть сейчас. Его проповеди и речи очень важны сейчас, ибо он говорит языком современного человека об Истине — говорит как истинный православный пастырь. И его многие слушают. Сейчас его во всем мире знают…

АКАДЕМИК КОРОЛЁВ

В пятидесятые годы в монастыре бедность была ужасная — прожить на монастырском питании было немыслимо. Ели картошку с грибной подливкой. Хлеба совсем не было. Почти всем что-то присылали — мне присылать было некому, но Божия Матерь хранила. Я в то время заведовала гостиницей. Однажды приехал к нам представительный мужчина в кожаной куртке. Я дала ему комнатку, поговорила с ним ласково, принесла поесть — всё той же картошки с грибной подливкой. Он пожил два дня, и смотрю — всё больше изумляется. Наконец, разговорились. Он сказал, что никак не ожидал увидеть здесь такой бедности, даже нищеты. «Я всегда хотел помогать храмам, но когда видел, как живут московские священники, не хотелось давать. Очень хочу помочь вашей обители, сердце разрывается, когда увидел, как вы живёте. У меня сейчас совсем мало денег с собой, да и вырвался я сюда каким-то чудом — нужно опять на работу и не знаю, смогу ли скоро приехать к вам». Оставил он мне адрес и телефон свой и сказал, что если буду в Москве, обязательно заехать к нему. Я его поблагодарила и дала адрес одного бедного священника, который жил тогда с женой на 250 руб. в месяц (это старыми деньгами), сказав, что если сможете, то помогите ему.

Через месяц меня отпустили в Москву по благословению игумении. Приехала, отыскала адрес, который он мне оставил. Вижу огромный забор, у забора привратник. Спрашивает у меня: «Вы к кому?» Я назвала фамилию. Он пропустил и сказал: «Вас ждут». Я иду, и всё больше удивляюсь. В глубине двора — особняк. Звоню — открыл хозяин — тот самый человек, который приезжал к нам. Как обрадовался! Повёл меня наверх, на второй этаж. Захожу в кабинет его и вижу: на столе лежит открытый том Добротолюбия, в углу шкаф — с откры-тыми створками, за которыми стоят образа. Пригласил женщину (кажется, сестру свою), чтобы она всё приготовила. В комнате у сестры — киот орехового дерева с чудным образом Святителя Николая. Перед отъездом дал мне конверт и сказал: «Здесь пять». Я думала, что 500 рублей, а оказалось, что 5 тысяч рублей. Какая это была помощь для нас!

Прошло много времени, и вот снова приезжает мой знакомый, а это был академик Королёв — сидим в моей келье и пьём чай. Он благодарит меня: «Вы знаете, я благодаря вам нашёл настоящего друга и пастыря: тот бедный священник, о котором вы говорили. Я ему сразу по приезде в Москву послал 1000 рублей и пригласил приехать ко мне. Он приехал, так благодарил, говорил, что был в отчаянии, так голодали с женой — хотел даже бросить приход. Потом всегда, когда приезжал в Москву, останавливался у нас и жил.

НАЗНАЧЕНИЕ СВЯЩЕННИКА

Приехал как-то в монастырь молодой священник, у нас ему так понравилось, что захотелось служить здесь, но это желание было несбыточно. Погостил священник два дня и стал готовиться к отъезду. Зашёл он в деревянную церковь, где в это время я читала Псалтирь. Подойдя к нему под благословение, я вдруг сказала:

— Оставайтесь у нас в Пюхтицах!
— Да что вы, матушка, это невозможно — кто мне позволит? К тому же я совсем молодой, а здесь монастырь, да ещё какой!
— А вы попробуйте!

Только собрался священник уезжать, вдруг в ворота въехал автомобиль и из него вышел Митрополит Таллинский и Эстонский Алексий (ныне покойный Святейший Патриарх Алексий Второй). Священник этот подошёл под благословение и спросил, не нужен ли здесь священник. Владыка ответил, что давно подыскивает священника в монастырь и предложил вместе с ним пойти к игумении. На вопрос Владыки, согласится ли игуменья, чтобы в монастыре был этот батюшка, она ответила, что не возражает. Тогда Владыка Алексий оформил перевод священника в Пюхтицкий монастырь.

Иерей Евгений Старцев

> в документ < вернуться > в меню <

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *