Былина про князя Владимира

Князь Владимир «Образ добродушного царя-батюшки» в былинах и сказаниях

Образ князя киевского Владимира рождён реальным историческим персонажем – князем Владимиром Святославовичем, крестителем Руси. Фигура в истории неоднозначная, но всеми уважаемая за его роль в объединении славянских народов в едином культурном пространстве. Былинный же образ князя «Красно солнышко» выписывается народными сказителями и как мечта народа о добром и ласковом хозяине, и отчасти, основывается на реалиях княжеской власти того времени.

Статус князя у славян того времени больше ассоциировался с верховными жрецами старинных богов, князь как бы находился на промежуточной ступени к ним, был практически недосягаем для простого человека. Именно поэтому титул «ясно солнышко» как нельзя лучше подходит под роль верховного правителя, который осуществляет общее руководство, покровительствует свои подданым, защищает их, но в обыденную жизнь вмешивается мало, предоставляя известную свободу. Отсюда и исходят понимание князя, а затем и царя, как доброго отца-батюшки, который и пожалеет, и пожурит.

Характеристика князя Владимира

«У ласкова князя Владимира, у солнышка Всеславича, было столование-почестной пир на многих князей бояр, на всю дружину храбрую» — так начинается былина о Добрыне Никитиче, сразу характеризуя верховного князя. При описании его во всех былинах присутствуют такие эпитеты, как «светлый», «ласковый», «добрый».

В тоже время во всех былинах просматривается несколько ироничное отношение к верховной власти и к князю в частности. Такое отношение порождается общим образом несколько отстранённого от реальности в княжестве, когда верховный князь получает информацию из разных рук, часто пользуется сплетнями и наветами, а своим героям и заступникам, богатырям русским, не всегда доверяет. Как это видно в былине об Илье Муромце, когда князя открыто высмеивает рассказ Ильи об его скорой дороге прямохожей-прямоезжей. И такое недоверие легко развеивается героическими персонажами, что еще больше создаёт впечатление о князе, как о далёком от мирских дел правителе.

Образ князя в былинах

Образ князя в былинах всё равно остаётся одним из ключевых. Он олицетворяет не столько саму княжескую власть, а всё княжество, государство, отечество. А отношение к отечеству и отцу доброму у славян всегда стояло на первом месте. Это то, что их объединяло и делало сильными. Город Киев, киевский князь, княжество – основа земли русской, которую надо защищать и любить. Поэтому во всех былинах и сказаниях богатыри едут к князю, становятся к нему на службу, на службу по защите земли русской.

Образ князя олицетворяет саму идею отечества даже при некоторых ироничных, но ласковых строках в его адрес из уст былинного рассказчика. Сам же портрет его рисуется, как портрет стройного пожилого мужчины с русой окладистой бородой и светлым взором, описание любимого отца и правителя характерное для всех произведений народного творчества, и в более поздний период перешедшее на образ доброго барина или царя-батюшки.

Былинному образу князя владимира красно солнышко советуют

ВЛАДИМИР КРАСНОЕ СОЛНЫШКО
Историческим прототипом является князь Владимир Святославич (ум. 1015). В мифопоэтических представлениях В. — идеальный князь, правитель, объединяющий вокруг себя всё лучшее и организующий защиту Киева и всей Руси от внешних сил — кочевников («татар») или чудовищных существ (Змея Горыныча, Тугарина, Идолища и т. п.). В былинах Киев, двор князя В. — обозначение того положительного центра, которому противопоставляются и чистое поле, и тёмные леса, и высокие горы, и быстрые (или глубокие) реки, с которыми связаны опасности, угрозы, чувство страха.
http://bibliotekar.ru/mif/24.htm
Последняя четверть Х — начало ХI ст. — сложный, противоречивый, насыщенный событиями период становления и развития Древнерусского государства, который неразрывно связан с именем князя Владимира Святославича. В годы правления Владимира Киевская Русь достигла высокого уровня политического и культурного развития, военной мощи, став вровень со многими европейскими и ближневосточными странами.
Жизнеописание В. при таком подходе приводило к созданию двух его противоположных портретов. Первый — В. до крещения, язычник, грешник, «не ведает истинного закона». Чего стоит только переходящее из одной летописи в другую сообщение о трех гаремах В. с 800 наложницами. Второй портрет — князь крещеный. Он строил храмы, любил книжное чтение, усердствовал в покаянии… Но народная память сохранила еще один образ — образ Владимира Красного Солнышка, защитника Руси от врагов, мудрого правителя, окруженного былинными богатырями. Немногие в отечественной истории удостоились многовековой памяти народа.
Обращение к широкому кругу летописных источников, материалам европейских и азиатских хроник, результатам научного поиска исследователей позволяет значительно расширить представление о великом киевском князе В. — государственном деятеле, полководце, дипломате. Летописец Нестор впервые упоминает о В. под 970 годом, сообщая, что Святослав посылает своего юного внебрачного сына на княжение в Новгород. После смерти отца (972 г.) великим киевским князем стал старший сын Ярополк, братья Олег и В. княжили в Овруче и Новгороде. Но внутренние конфликты, связанные с борьбой за власть, привели к вооруженному противостоянию между Ярополком и Олегом, в результате которого последний был убит. В 980 (по другим сведениям — в 978) году В., опираясь на новгородскую дружину и варягов, изгнал из Киева Ярополка и сел на киевский престол.
http://www.day.kiev.ua/109075/ — далее
Образ князя В., несущий в себе, согласно данным исторической науки, черты как жившего в 10 в. от н.х.л. Владимира Киевского, огнём и мечом «крестившего» Русь, так и Владимира Мономаха, и даже легендарного Владимира Старого.
Конечно, полностью отрицать христианское влияние на образ былинного князя Владимира не возможно. Но и утверждать, что его образ сформировался преимущественно на основе осмысления народным сознанием образа князя Владимира, предавшего Память Предков и Веру Праотцов, есть явное преувеличение. Ибо при внимательном рассмотрении образа былинного князя Владимира Красно Солнышко, очищенного от позднейших христианских напластований, перед нами предстаёт Священный Древне-Арийский Образ Божественного Правителя – Богочеловека Князя-Солнца, куда более древний, нежели исторический Владимир Киевский и даже само христианство… (Отголоски памяти о Божественном Правителе – Князе-Солнце сохранились, в искаженном виде, в некоторых Русских Летописях, например, в Ипатьевской: «И по сем царствова сынъ его (Сварога), именем Солнце, его же наричаютъ Дажьбогъ… Солнце царь, сынъ Свароговъ, еже есть Дажьбогъ, бе мужъ силенъ…».)
Существует предположение, что былинный князь Владимир — это великан Имир (волот Имир), о к-м повествуется в Младшей Эдде.

Каким образом Владимир стал единоличным правителем на Руси?

Князь Владимир – он же один из сыновей Святослава и княгини Ольги. При его правлении произошло укрепление княжеской власти и международного авторитета Киевской Руси. Правление Владимира началось с того, что он уничтожил своих главных конкурентов на престол – своих братьев и стал править единолично, став при этом Великим князем Киевским, единовластным правителем Русской земли. Он прославился как щедрый правитель, одаривал щедро своих верноподданных. Его исторические заслуги очень велики: он отбил у полков червонную Русь, много и успешно сражался с болгарами и печенегами, создал мощные крепости на юге стран, построил сигнальные башни, внес большой вклад в развитие культуры и укрепил международное положение Киевской Руси.

Христианство на Руси было положено его матерью, княгиней Ольгой. При ее правлении было построено огромное количество церквей и храмов, которые Владимир в начале своего правления снес, а немногочисленную христианскую общину он подвергал гонениям. Необходимость принять крещение была продиктовано политической обстановкой. Страну нужно было приводить к единобожию. Как говорят французы: «шерше ля фам» — в ситуации с крещением Руси тоже оказалась амурная история Владимира с византийской царевной Анной, что и предопределило его выбор в пользу христианства. После крещения в 988 году князя и его приближенных новая религия стала быстро распространяться по всему государству. Он благополучно женился на своей возлюбленной Анне.

Я думаю, что на вопрос «Каким образом Владимир стал единоличным правителем на Руси» заключается в самой истории его правления, в его мудрых государственных решениях и заслугах.

Ответ:

Он пришел к власти в результате заговора, в котором состоял вместе с близкими к Ярополку людьми. В рамках этого заговора им удалось выгнать Ярополка из Киева. И с 980 года Владимир правил один.

Объяснение:

Князь Владимир Святославович возглавлял престол на Руси в период с 980 по 1015г.

Это был один из самых важных персонажей в истории Руси. Умелый политик и жестокий воин. Он крестил языческую Русь и внес огромный вклад в объединение русских земель. Владимир был очень активен во внешней политике, в частности с Византией. Ему удалось наладить и успешно развить между двумя странами обмен культурами и товарооборот.

Эти отношения сильно повлияли на принятие древней Русью христианства в 988 году. Изначально Владимир крестил своих сыновей, а спустя время и всех жителей города, собрав всех на берегу реки Днепр. Новая вера Владимира в корни изменила его мировоззрение, ведший ранее разгульный образ жизни, который оправдывало язычество,он превратился в примерного христианина.

По его приказу было разрушено капище языческих идолов и на этом месте был возведён храм святого Василия. Позже он отправил священнослужителей и просветителей во все русские земли. Благодаря общей религии общество разных княжеств сплотилось вокруг Киева, тем самым образовывая общее государство.

Также отдельные ранее племена и княжества древних славян были легко уязвимы в разрозненном состоянии. Объединяясь они тем самым стремились получить защиту от могучего центра, во главе, которого стоял князь Владимир. Таким образом Владимир Святославович стал единоличным правителем на Руси.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *