Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни

Задания по обществознанию 7-11 классы +ответы олимпиадные задания по обществознанию по теме

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 6-7 КЛАСС.

1. Богиней правосудия в Древней Греции являлась:

а) Фемида;

б) Афина;

в) Артемида.

2. Слово «право» в переводе с латинского означает:

а) обязанность, необходимость;

б) правда, справедливость;

в) ограничение, невозможность.

3. В Древней Греции и Древнем Риме правом голосовать обладали:

а) свободные мужчины;

б) женщины;

в) рабы;

г) все граждане;

д) иностранцы;

е) богатые и знатные граждане;

ж) все перечисленные категории.

4. Какие предметы находились в руках у богини правосудия в греческой мифологии?

а) меч и кошелёк;

б) меч и весы;

в) книга и часы;

г) часы и весы.

5. Заполните пропуск в ряду:

А. Большая семья — ________ — Племя — Племенной союз

Б. В Египте – ном, в Древней Греции – полис, в России – область, в США — ______.

6. Что означает слово «демократия»?

7. Последовательное расположение общественных слоёв или служебных званий от низших к высшим, в порядке подчинения называется _______________.

8. Основным законом Российской Федерации является ____________.

9. Назовите древнекитайского философа и государственного деятеля, который считал, что мир может быть восстановлен лишь тогда, когда люди научаться следовать строгим правилам поведения.

10. Как называется форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборному органу?

11. Именно эту греческую богиню должны, видимо, больше всего бояться преступники.

12. Как вы думаете, что искал Диоген днём с огнём в толпе людей?

13. Как назывался бы наш министр обороны в Древней Греции?

14. Как называлась администрация древнегреческих городов государств? Нужно заметить, что администрация проявляла чудо, обеспечивая порядок среди далеко не кротких древних греков. Иначе бы искусство управления государством не стали бы называть точно также.

15. Назовите восьмое слово первого куплета гимна Российской Федерации.

16. Назовите фамилию, имя и отчество третьего президента Российской Федерации.

17. Внимательно посмотрите на Герб Российской Федерации. Всё ли на месте или что-то не так? Объясните.

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС.

1. Малолетними по российскому законодательству считаются дети:

а) с момента рождения до 14 лет; б) с 6 до 14 лет;

в) с 8 до 14 лет; г) с 10 до 14 лет.

2. Несовершеннолетними по российскому законодательству являются лица:

а) с 8 до 18 лет; б) с 10 до 18 лет;

в) с 14 до 18 лет; г) с 18 до 30 лет.

3. Административная ответственность наступает:

а) с 10 лет; б) с 14 лет;

в) с 16 лет; г) с 18 лет.

4. Соотнесите названия видов чувств и их определения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) аффект

1) общее состояние переживаний человека

б) эмоции

2) особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся в переживаниях

в) чувства

3) физиологическая реакция организма в ответ на напряженную и неожиданную обстановку

г) стресс

4) отношения к миру, людям, событиям

д) настроение

5) бурная кратковременная эмоциональная реакция в ответ на сильный раздражитель

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а

б

в

г

д

5. Гражданскими правами человек обладает:

а) с момента рождения; б) с 14 лет;

в) с 18 лет; г) с 20 лет.

6. К гражданским (личным) правам относятся:

а) право на объединение для защиты своих интересов;

б) право избирать и быть избранным;

в) право на неприкосновенность жилища;

г) право обращаться лично в государственные органы.

7. Политическими правами являются:

а) право на жизнь;

б) право на мирные собрания, митинги, шествия;

в) право на выбор места жительства;

г) право на личную неприкосновенность.

8. Соотнесите возраст человека и возникающие в связи с
ним права и возможности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

а) 6 лет

1) право участвовать в выборах в органы государственной власти

б) 14 лет

2) получение паспорта гражданина РФ

в) 16 лет

3) покупка продуктов или игрушек

г) 18 лет

4) право трудоустройства

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а

б

в

г

9. Уголовная ответственность с 14 лет наступает за совершение следующих преступлений:

а) убийство; б) разбой;

в) похищение человека; г) угон автомобиля;

д) все перечисленное.

10. Выберите правильные ответы: Конвенция о правах ребенка

а) принята в 1989 году; б) не была подписана Россией;

в) была принята ООН; г) считает ребенком любого человека до 14 лет;

д) закрепляет право ребенка свободно выражать свое мнение.

11. Как называлась администрация древнегреческих городов государств? Нужно заметить, что администрация проявляла чудо, обеспечивая порядок среди далеко не кротких древних греков. Иначе бы искусство управления государством не стали бы называть точно также.

12. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«В труде, учении,______(1) формируются и проявляются все стороны психики.

Особо встает вопрос о том, как формируются и закрепляются относительно устойчивые психические свойства. Психические свойства ___________(2) – ее способности и характерологические черты — формируются в ходе жизни. Врожденные _______(3) организма являются лишь _________ (4) — весьма многозначными, которые обусловливают, но не предопределяют психические свойства человека. На основе одних и тех же задатков у человека могут выработаться различные свойства — ___________(5) и черты характера в зависимости от хода его жизни и_________(6) не только проявляются, но и формируются. В работе, учении и труде складываются и отрабатываются способности людей; в жизненных деяниях и поступках формируется и закаляется характер».

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А. особенность

Б. способности

В. личность

Г. игра

Д. общество

Е. задатки

Ж. общение

З. деятельность

И. группа

Обратите внимание на то, что пробелы пронумерованы. В данной ниже таблице указаны номера пробелов. Запишите под каждым номером букву, обозначающую в списке выбранное вами слово. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

13. Продолжите фразу:

«Свобода одного человека заканчивается там, где … » (М. Бакунин)

14. Ниже приведён ряд терминов. Все они за исключением одного относятся к понятию потребитель. Найдите и укажите термин, Выпадающий из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Спрос, расход, цена, прибыль, ассортимент, реклама, страховой полис.

15. Верны ли следующие суждения?

А. Глобальными называют те современные проблемы, которые представляют угрозу всему человечеству.

Б. Глобальными называют те современные проблемы, которые могут быть преодолены лишь совместными усилиями всех государств и народов.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны

16. Соотнесите между собой науки и высказывания, в рамках которых они прозвучали:

1. Философия

А. «Основы каждого государства и фундамент любой страны покоятся на справедливости и правосудии» (Ас-Самарканди)

2. Экономика

Б. «Большим авторитетом нужно пользоваться осторожно, как всем тяжелым: иначе можно нечаянно кого-нибудь придавить» (Э. Севрус).

3. Социология

В. «Человек есть принципиальная новизна в природе» (Н. А. Бердяев)

4. Политология

Г. «Все преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (Б. Франклин)

5. Правоведение

Д. «Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна»

(А. П. Сумароков)

Запишите в таблицу выбранные буквы.

18. Перед вами две диаграммы. Проанализируйте их и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм.

1. Главный мотив, заставляющий опрошенных воздержаться от совершения преступления, – это страх перед наказанием.

2. Принципиально отрицательное отношение к преступлению удерживает от совершения преступления занимает подчиненное положение, о чем свидетельствует доля ответов «Из принципиальных соображений».

3. Различия мотивов, удерживающих от совершения преступления мужчин и женщин, существенны и принципиальны.

4. Данные диаграммы доказывают, что наиболее эффективные средства борьбы с преступностью связаны с ужесточением уголовной ответственности.

Причины, удерживающие от совершения преступления

(по данным опроса, 1924 г., в % к числу опрошенных)

Мужчины

Женщины

Совесть не позволила Из отвращения к поступку

Страх наказания Неловко перед людьми

Из принципиальных соображений По нерешительности

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 9-11 КЛАСС.

1. Выберите верный ответ (один или несколько):

1.1. Право быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления называется

а) активным избирательным правом;

б) классическим избирательным правом;

в) пассивным избирательным правом;

г) консервативным избирательным правом.

1.2. С точки зрения эмпириков, критерием истины является

а) теоретическое доказательство;

б) согласие с ранее полученными знаниями;

в) опыт;

г) соглашения ученых.

1.3. Фискальной политикой называется:

а) политика распределения расходов;

б) политика установления налогов с населения;

в) политика регулирования экономики с помощью эмиссии банкнот, изменения учетной ставки и нормы обязательных резервов;

г) политика регулирования экономики с помощью изменения государственных расходов и налогообложения

1.4. Условие, необходимое для того, чтобы человек занял позицию эмоционального лидера в группе:

а) владеть большими знаниями и навыками, чем другие члены группы;

б) обладать более высокими моральными качествами, чем другие члены группы;

в) обладать властью над другими членами группы;

г) уметь мотивировать к деятельности других членов группы

1.5. Одной из главных функций государства при смешанной экономической системе является

а) регуляция и фиксация цен на потребительском рынке;

б) кредитно-денежная политика;

в) формирование планов производства для предприятий;

г) регулирование зарплаты во всех секторах экономики.

1.6. К отраслям частного права относятся

а) конституционное право;

б) уголовное право;

в) семейное право;

г) финансовое право;

д) гражданское право.

1.7. Французский философ Ш. Монтескье обосновал необходимость:

а) имущественного и социального равенства;

б) разделения властей;

в) ограничения частной собственности;

г) революционного переустройства общества.

1.8. К невербальному общению относятся:

а) беседа по телефону;

б) подбадривающая улыбка;

в) жест приветствия;

г) диалог драматических персонажей;

д) пантомима.

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ»):

2.1.Общество влияет на естественную среду обитания человека.

2.2. Капиталом может быть как установка по добыче нефти, так и простая иголка

2.3.Показатели предписанного статуса: пол, возраст, образование, квалификация

2.4. Организации и объединения, созданные без вмешательства властных органов составляют организационную основу гражданского общества.

2.5. В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей.

2.6. Для расчетов уровня жизни по стране используется показатель ВНП в расчете на душу трудоспособного населения.

2.7. К. Маркс считал, что в классовом обществе социальные конфликты исторически неизбежны.

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

3.1. Сознательное, бессознательное, подсознательное.

3.2. Зарплата, рента, процент, гонорар.

4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

4.1. Нехватка калорийного и рационального питания; истощение разрабатываемых месторождений угля, нефти, газа; нестабильность ряда политических режимов; значительный прирост населения Земли, опережающий рост экономического благосостояния.

4.2. Теория, гипотеза, восприятие, понятие, сопоставление.

5. Заполните пропуски в ряду.

5.1. Платон – «Государство»; _____________ — «О духе законов»; Ф. Энгельс – «Происхождение семьи, частной собственности и государства».

5.2. Неолитическая революция (появление земледелия и скотоводства) — возникновение аграрного общества; _______________________ — возникновение индустриального общества; научно-техническая революция — возникновение постиндустриального общества.

6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Одни и те же слова могут быть пропущены в тексте неоднократно. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны!

«___(1), по мысли датского философа Серена Кьеркегора, — это прежде всего ___(2). ____(3) жизненного пути, ___ (4) обстоятельств, поступков. Но прежде всего — выбор самого себя, ответ на вопрос: какую жизненную ___ (5) избрать? С. Кьеркегор намечает три основных варианта: эстетический, этический, религиозный. Для эстетика жизнь — это и переживание природы, и ___ (6) общения с другими, и наслаждение любовью. Он глубоко чувствует ___ (7) мгновения, умеет радоваться «здесь и теперь» Но «эстетическая жизнь» распадается на моменты, разрозненные эпизоды, в ней прошлое, настоящее и будущее не связаны между собой. Такая жизнь не приносит ___ (8); предельный вариант эстетика — тиран, которому все подвластно, все дозволено (у Кьеркегора это римский император Нерон). Казалось бы, он должен быть счастлив. Однако, увы, он несчастнейший из людей, ему страшно, и вокруг ___ (9)… Погоня за наслаждениями ___ (10) и бесплодна, а впереди — депрессия, тоска, ужас».

а) предопределенность

б) тактика

в) удовлетворение

г) личность

д) индивидуальность

е) радость

ж) ценность

з) пустота

и) восторг

к) бессмысленно

л) бесполезно

м) выбор

н) стратегия

о) знание

п) тишина

7. Соотнесите названия экономических направлений с их основными положениями.

Экономисты

Сущность их экономической политики

Меркантилисты

Протекционисты

Физиократы

А) Считали, что национальное богатство заключается в деньгах, а прибыль создается в сфере торговли.

Б) Предлагали контролировать ввоз и вывоз денег (золота, серебра)

В) Предлагали ограждать внутреннего рынка от проникновения на него иностранных товаров

Г) Считали, люди всем обязаны природе, главным образом сельскому хозяйству, которое кормит людей, дает сырье для промышленности.

Д) Предлагали контролировать ввоз и вывоз товаров

Е) Предлагали, чтобы правительство не способствовало накоплению денег или товаров, а заботилось об увеличении доходов от эксплуатации земли, контролировало сферу производства.

Ж) Предлагали поощрение национальной экономики и ее защиту от иностранной конкуренции через установление высоких пошлин на ввозимые в страну товары или запрещение ввоза товаров.

З) Предлагали контролировать сферу сельскохозяйственного производства.

8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

8.1. 14- летние учащиеся школы, находящейся рядом с железнодорожной станцией, самостоятельно устроились на работу по разгрузке вагонов в ночное время.

А. Допущены ли нарушения трудового законодательства в данной ситуации?

Б. Если да, то какие именно?

8.2. Гражданин Т. Обвиняется в совершении преступления. Следователь требует, чтобы гражданин Т. доказал свою невиновность.

А. Какой принцип в данном случае нарушает следователь?

9. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.

1. Мифологическое. 2. Общечеловеческое. 3. Исторический тип. 4. Жизненно-практическое. 5. Групповое. 6. Степень теоретической «зрелости». 7. Критерии классификации мировоззрения. 8. Религиозное. 9. Индивидуальное. 10.Субъект. 11.Философское. 12. Теоретическое.

Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание имен мыслителей больше, чем высказываний:

Высказывания

Имена мыслителей

А. «В соответствии с общественным договором человек теряет естественную свободу, а приобретает свободу гражданскую и право собственности на все, чем обладает».

Б. «Рыночная экономика, основанная на свободной конкуренции, может существовать сама по себе».

В. «Человек совершенно свободен в своей внутренней жизни».

Г. «История до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов».

Д. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов».

Е. «Человек есть не что иное, как ряд его поступков».

Ж. «Умирая, культура превращается в цивилизацию».

1. Г. Гегель

2. О.Конт.

3. М.Вебер

4. А.Смит.

5. К.Маркс, Ф. Энгельс.

6. Ж.Руссо.

7.О.Шпенглер

8. Ж. П. Сартр

9. Ф.Вольтер.

11. Немецкий социолог М. Вебер (1864 – 1920) выделял три типа политического господства. Их сравнительные черты можно свести в таблицу, образец которой приводится ниже. Составьте в листе ответа аналогичную таблицу.

11.1. Запишите в первой строке таблицы наименования данных типов.

11.2. Перечень отличительных черт всех типов политического господства приведен внизу. Проставьте их порядковые номера в таблице в соответствии с каждым типом господства, согласно обозначенным в первой колонке сравнительным характеристикам.

1.Вера в особые качества лидера.

2. Рационально разработанный закон.

3. Делегирование представителей в Законодательное собрание на основе принципа большинства.

4. Монарх и (или) глава религиозной конфессий.

5. Пророк, «сверхчеловек», герой.

6. Персонал, связанный с главой системой сословно-корпоративных связей.

7. Возведенная в закон воля лидера.

8. Избранное должностное лицо.

9. Профессиональная бюрократия.

10. Устоявшиеся вековые нормы.

11. Передача власти по наследству и (или) в силу сложившихся обычаев.

12. Должностные лица, лично преданные лидеру.

Тип политического лидера

Источник власти лидера

Тип административного персонала

Основной тип правовых норм

12. Проанализируйте представленные стихотворные отрывки. В них представлены четыре философские позиции.

12.1. Самостоятельно определите позиции.

12.2. Соблюдая стихотворный размер, рифму заполните пропуски в отрывках.

1. И седых стариков, и румяных юнцов –

Все одно ожидает в конце-то концов.

Задержаться в _________ никому не удастся –

Не помилует смерть ни детей, ни отцов.

(Омар Хайям)

2. Я в свет изшел, и ты со мною,

На мышцах нет моих заклеп;

Свободною могу рукою

Прияти данный в пищу хлеб.

Стопы несу, где мне приятно,

Тому внимаю, что понятно;

Вещаю то, что мыслю я;

Любить могу и быть любимым;

Творю добро, могу быть чтимым;

Закон мой — __________ есть моя.

(А.Н. Радищев)

3. Если жизнь облыжная вас не дарит дланями –

помогите ближнему, помогите дальнему!

Помогите встречному, все равно чем именно.

Подвезите женщину – не скажите имени.

Не ищите в Библии утешенья книжного.

Отомстите гибели – помогите ________________.

(А.А. Вознесенский)

4. Выйдь

не из звездного

нежного ложа,

боже железный,

огненный боже,

боже не Марсов,

Нептунов и Вег,

боже из мяса-

бог — ___________!

(В.В. Маяковский)

По 5 баллов за каждый правильный ответ.

13. Представленные на диаграмме данные отражают ситуацию в одной стране в начале и в конце года. Проанализируйте их. Понятия, обозначающие категории населения, показанные на диаграмме, употребляются в классическом значении.

13.1. Опишите все изменения, показанные на диаграммах.

13.2. Вследствие какого процесса и почему в экономике происходят подобные изменения?

РЕШЕНИЯ.

ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6-7 КЛАСС.

Ответы:

1. а 1б

2. б 1б

3. г 1б

4. б 1б

5. Заполните пропуск в ряду:

А. Большая семья — Род — Племя — Племенной союз 1б

Б. В Египте – ном, в Древней Греции – полис, в России – область, в США – Штат. 1б

6. Власть народа. 2б

7. Иерархия. 2б

8. Конституция. 2б

9. Конфуций. 2б

10. Республика. 2б

11. Немезида. 2б

12. Человека. 2б

13. Стратег. 2б

14. Политика. 2б

15. Страна. 2б

16. Медведев Дмитрий Анатольевич. 2б

17. Внимательно посмотрите на Герб Российской Федерации. Всё ли на месте или что-то не так? Объясните.

По 3 балла за найденную неточность.

1. Крест.

2. Третья корона

3. Герб Москвы.

4. Крест.

Всего 40 баллов.

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2009/2010. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 8 КЛАСС.

ОТВЕТЫ

1. б 1б

2. в 1б

3. в 1б

4. Ответ: по 1 балу за правильный ответ.

а

б

в

г

д

5. а 1б

6. в 1б

7. б 1б

8. Ответ: по 1 балу за правильный ответ.

а

б

в

г

9. д 1б

10. а, в, д. 2б

11. Политика. 2б

12. Ответ: по 1 балу за правильный ответ.

г

в

а

е

б

з

13. Продолжите фразу:

«Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого «

(М. Бакунин) 2б

14. Спрос, расход, цена, прибыль, ассортимент, реклама, страховой полис. 2б

15. 3 3б

16. Ответ: по 1 балу за правильный ответ.

в

г

б

д

а

17. 1. Обмен. 2. Сословие. 1+1 б

18. Перед вами две диаграммы. Проанализируйте их и оцените сделанные выводы. Вы можете согласиться с каждым выводом или опровергнуть его. Свое мнение необходимо подтвердить данными диаграмм.

Ответ:

Нет, данные диаграммы показывают, что страх перед наказанием удерживает от преступления 19,6% мужчин и 20% женщин (примерно пятую часть). 5 баллов

Нет, в группу тех, кто занимает по отношению к преступной деятельности принципиально отрицательное отношение, нужно включить также респондентов, ответивший «Совесть не позволила», «Из отвращения к поступку». В сумме с позицией «Из принципиальных соображений» это примерно 75% мужчин и 76% женщин. 5 баллов

Нет, показатели у мужчин и женщин практически совпадают (с учетом предложенной выше группировки). Женщины чаще выбирали эмоционально окрашенную формулировку «Совесть не позволила», мужчины – более сдержанную «Из принципиальных соображений». 5 баллов

Диаграмма не дает оснований для однозначного вывода. С одной стороны, она показывают, что большое значение имеют меры воспитательного, профилактического характера, формирование правовой культуры. С другой, то обстоятельство, что только пятая часть главным мотивом признает страх перед наказанием, может свидетельствовать о слабой вере людей в неотвратимость наказания. 5 баллов.

Всего: 60 баллов

10-11 класс. Ответы к решению заданий этапа предметной олимпиады школьников по обществознанию

1. Выберите верный ответ (один или несколько):

Максимальный бал – 12. За каждую правильно определенную позицию по 1 баллу. В случае выделения всех позиций ответа баллы не засчитываются.

в

в

б,г

г

б

в,д

б

б,в,д

2. Установите верность или ложность утверждений («ДА» или «НЕТ») и занесите ответы таблицу:

да

да

нет

да

да

нет

да

Максимальный бал – 7. За каждую правильно определенную позицию по 1 баллу.

3. По какому принципу образованы ряды? Дайте КРАТКИЙ ответ.

Максимальный бал – 4. За каждую правильно определенный принцип образования ряда по 2 балла.

3.1 уровни психики человека

3.2. источники дохода, факторные доходы

4. Что является лишним в ряду? Дайте КРАТКОЕ пояснение.

4.1. нестабильность ряда политических режимов – остальное – глобальные проблемы человечества

4.2. восприятие – остальное — формы рационального познания

Максимальный бал – 6. За каждую правильно определенный принцип образования ряда по 2 балла, за исключенную позицию – 1 балл.

5. Заполните пропуски в ряду.

5.1. Монтескье

5.2. промышленная революция

Максимальный бал – 4. За каждую правильно определенную позицию по 2 балла.

6. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка.

Приведен оригинальный текст:

Личность, по мысли датского философа Серена Кьеркегора, — это прежде всего выбор. Выбор жизненного пути, выбор обстоятельств, поступков. Но прежде всего — выбор самого себя, ответ на вопрос: какую жизненную стратегию избрать? С. Кьеркегор намечает три основных варианта: эстетический, этический, религиозный. Для эстетика жизнь — это и переживание природы, и радость общения с другими, и наслаждение любовью. Он глубоко чувствует ценность мгновения, умеет радоваться «здесь и теперь» Но «эстетическая жизнь» распадается на моменты, разрозненные эпизоды, в ней прошлое, настоящее и будущее не связаны между собой. Такая жизнь не приносит удовлетворения; предельный вариант эстетика — тиран, которому все подвластно, все дозволено (у Кьеркегора это римский император Нерон). Казалось бы, он должен быть счастлив. Однако, увы, он несчастнейший из людей, ему страшно, и вокруг пустота… Погоня за наслаждениями бессмысленна и бесплодна, а впереди — депрессия, тоска, ужас.

г;

м;

м;

м;

н;

е;

ж;

в;

з;

к.

Максимальный балл – 20. За каждую правильно указанную буквенную позицию в соответствии с цифровой по 2 балла.

7. Соотнесите названия экономических направлений с их основными положениями.

А, Б, Д

В, Ж

Г, Е, З

Максимальный балл – 8. За каждую правильно определенную позицию по 1 баллу.

8. Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства, данные ситуации:

8.1. 14- летние учащиеся школы, находящейся рядом с железнодорожной станцией, самостоятельно устроились на работу по разгрузке вагонов в ночное время.

А. Допущены ли нарушения трудового законодательства в данной ситуации?

Б. Если да, то какие именно?

А. Да, нарушены.

Б. Согласно ТК РФ трудоустройство несовершеннолетних на работу осуществляется только с согласия родителей, работа возможна только в дневное время и невозможно применение труда несовершеннолетних на тяжелых работах, т.к. это может нанести вред здоровью подростка.

8.2. Гражданин Т. Обвиняется в совершении преступления. Следователь требует, чтобы гражданин Т. доказал свою невиновность.

А. Какой принцип в данном случае нарушает следователь?

А. Следователь нарушает принцип презумпции невиновности (статья 49 Конституции РФ).

Максимальный балл – 6. За каждую правильно приведенный ответ и обоснование по 2 балла.

9. Составьте схему, используя все предложенные понятия и термины. В схеме отразите их соотношение. В схему запишите только порядковые номера понятий и терминов.

Максимальный бал – 24. За каждую допущенную ошибку вычитается по 2 балла.

Приведите в соответствие имена мыслителей и принадлежащие им высказывания. Обратите внимание имен мыслителей больше, чем высказываний:

А6; Б4; В8; Г5; Д9; Е1; Ж7.

Максимальный балл – 14. За каждую правильно определенную позицию по 2 балла.

11. Немецкий социолог М. Вебер (1864 – 1920) выделял три типа политического господства. Их сравнительные черты можно свести в таблицу, которая приводится ниже.

15.1. Запишите в первой строке таблицы наименования данных типов.

15.2. Перечень отличительных черт всех типов политического господства приведен внизу. Проставьте их порядковые номера в таблице в соответствии с каждым типом господства, согласно обозначенным в первой колонке сравнительным характеристикам.

Тип политического лидера

традиционный

харизматический

легальный

Источник власти лидера

Тип административного персонала

6, 4

5, 12

8, 9

Основной тип правовых норм

Максимальный балл – 24. За каждую правильно определенную позицию по 2 балла.

12. Проанализируйте представленные стихотворные отрывки. В них представлены четыре философские позиции.

13.1. Самостоятельно определите позиции.

13.2. Соблюдая стихотворный размер, рифму заполните пропуски в отрывках.

фатализм, живых.

волюнтаризм, воля

альтруизм, ближнему

гуманизм, человек

Максимальный балл – 40. По 5 баллов за каждую правильно указанную позицию.

13. Представленные на диаграмме данные отражают ситуацию в одной стране в начале и в конце года. Проанализируйте их. Понятия, обозначающие категории населения, показанные на диаграмме, употребляются в классическом значении.

13.1. – сокращение доли занятых, рост доли безработных, общий рост числа экономически активных людей (сумма долей занятых и безработных). (3 балла).

13.2. – экономический кризис. (2 балла). Часть людей теряет работу – сокращается число занятых и растет число безработных, часть людей, которые имели возможность не работать, тоже вынуждены искать работу. Принимаются и другие ответы, не искажающие теоретические понятия, внутренне непротиворечивые, отражающие различные казусы социальной действительности, грамотно аргументированные. (4 балла).

(Всего за задание 9 баллов).

Максимальный балл за выполненную работу – 178 баллов.

Конспект урока по обществознанию

Поурочный план (2 ч.)

Предмет: Обществознание

Класс: — 10 класс

Тема урока: Свобода и необходимость в деятельности человека

Тип урока: комбинированный

Основные понятия: свобода и необходимость как философские категории

Цель урока: раскрыть признаки свободы, показать её границы

Ход урока:

1.Организационный момент.

2.Мотивация к учебной деятельности.

Свобода -«отсутствие внешних препятствий, которые нередко могут лишить человека части его власти делать то, что он хотел бы, но не могут мешать использовать оставленную человеку власть сообразно тому, что диктуется ему его суждением и разумом» Т. Гоббс

«Свобода есть право делать всё, что дозволено законами».Ш.Монтескье

3.Актуализация знаний

4. Изучение нового материала по следующему плану:

1.Свобода и ответственность.

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она своди­лась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (пред­определением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).

Если все однозначно необходи­мо, если практически нет слу­чайностей, новых возможнос­тей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе.

Свобода — это возможность поступать так, как хочется. Полный произвол по отноше­нию к другим людям, невоз­можность установления ка­ких-либо устойчивых соци­альных связей.

Основа свободы — это выбор, который всегда связан с интел­лектуальным и эмоционально-волевым напряжением челове­ка (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничения­ми определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм обществен­ной деятельности, уровня развития общества и места челове­ка в общественной системе.

Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совер­шать поступок в соответствии со своими целями, интере­сами, идеалами и оценками, основанными на осознании объ­ективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода есть там, где есть выбор .’Но только свобода выбо­ра порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответ­ственность — две стороны сознательной деятельности че­ловека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.

Ответственность — социально-философское и социоло­гическое понятие, характеризующее объективный, истори­чески конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осу­ществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фун­дамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.

Выделяют следующие виды ответственности:

— историческая, политическая, нравственная, юридичес­кая и т. д.;

— индивидуальная (персональная), групповая, коллек­тивная.

Социальная ответственность выражается в склоннос­ти человека вести себя в соответствии с интересами дру­гих людей.

По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого челове­ка (индивидуальная, персональная ответственность).

Только свободная и ответственная личность может полно­ценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.

2.Свобода как осознанная необходимость.

«Свобода есть познанная необходимость» — эти слова принадлежат немецкому философу Гегелю. Все в мире подчинено силам, действующим непреложно, неотвратимо. Эти силы подчиняют себе и деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком — он ее раб, если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом и выражается его свобода воли. Необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий.

Подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий. Он избирает здоровый образ жизни.

Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.

Какое же общество может обеспечить свободу человеку, как право выбора?

Очевидно, что общества, где господствуют произвол и тирания отдельных лиц или групп населения, где попирается законность, где осуществляется полный (тотальный) контроль государства за жизнью своих сограждан, никак нельзя отнести к свободным. Следовательно, там, где существует демократические принципы государственного устройства.

Характеристика: общество свободомыслия, жизнь людей регулируется лишь демократически принятыми законами и общепризнанными нормами морали, свобода предпринимательства (конкуренция), политический плюрализм (общественное мнение, многопартийность, различные политические взгляды), регулирующую роль выполняет государство (в частности, в социальной и экономической сферах оно может заботиться о более равномерном распределении доходов, не допускать углубления пропасти между бедными и богатыми), закон для всех един.

Если жизнь человека предопределена внешней по отношению к нему необходимостью, то где же подлинная свобода и может ли человек в этом случае нести ответственность за свои поступки? Над этим вопросом задумывались многие мыслители, и многие же из них давали отрицательный ответ.

Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Важнее другое: как они преломляются в его сознании, как человек проектирует себя в мир, какие цели перед собой ставит, какой смысл и значение придает окружающей действительности? Именно это предопределяет выбор из многообразия возможных вариантов поведения. Вывод: человеческая деятельность не может получать своей цели извне, ничто внешнее по отношению к сознанию не может его мотивировать, человек совершенно свободен в своей внутренней жизни.

Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Такой человек даже в условиях прогрессирующего вырождения человеческого рода или при полной стабильности деспотического или тоталитарного режима в своей стране не дойдет до состояния духовного упадка, и будет действовать так, как будто отстаиваемые им принципы обязательно восторжествуют в будущем.

Критики подобной позиции считают, что если каждый будет искать основы своего поведения лишь в соответствии с собственными побуждениями без учета общепринятых ограничений и запретов, то общество утратит свою целостность и людей ожидает хаос: вместо желаемой свободы они получат полный произвол.

5. Итоги урока. Рефлексия.

Выявление сформированности ценностных установок и убеждений через высказывание суждений

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

у меня получилось …

я смог…

6. Домашнее задание: Выучить § 7.

Биография Эдуарда Артемьева

Артемьев Эдуард Николаевич (р. 1937) – российский композитор, его жанр – электронная музыка. Наибольшую известность получил как автор музыкальных композиций к кинофильмам Тарковского, Кончаловского, Михалкова. Четырежды награждался Государственной премией РФ, с 1999 года – Народный артист России.

Детство

Эдуард появился на свет 30 ноября 1937 года в городе Новосибирске. Его мама, Нина Алексеевна, 1915 года рождения, и папа, Николай Васильевич, 1905 года рождения, были москвичами. Но ребенок родился в Сибири, потому что семья находилась там из-за работы отца. Старший Артемьев имел профессию химика-технолога. По долгу службы ему часто приходилось переезжать из одного города в другой.

В раннем младенческом возрасте с Эдуардом произошел уникальный случай. Первое ощущение себя он запомнил, когда ему было два месяца. Ребенок тогда сильно заболел и оказался на грани гибели. Врач, который его осмотрел, сказал, что мальчик – не жилец. Отец тогда принял решение срочно ехать в Москву. Удивительно, но в сознании малыша отпечаталась эта поездка на поезде. Эдуард ясно помнит, как долгую дорогу мама вязала крючком салфетку, которая потом лежала дома на комоде, как упал с верхней полки подвыпивший попутчик. В столице ребенка вылечили. Позднее медики объяснили, что подобное раннее прозрение сознания было связано с болезнью.

До восьмилетнего возраста Эдуард жил с родителями в разных городах России, куда направляли его отца. Чаще всего это были закрытые территории, где мальчик рос один. У него не было друзей, но Эдик не переживал по такому поводу. Наоборот, одиночество его хорошо воспитало.

С восьми до четырнадцати лет Артемьевы жили в Рязани. Самыми яркими впечатлениями того периода остались поля и заливные луга, цыганские шатры. Каждую весну приезжали цыгане на лошадях и в разноцветных одеждах. Вокруг все говорили Эдику, чтобы он не ходил туда, иначе украдут. Но мама иногда отпускала сына в «ночное». Неизгладимые впечатления на ребенка производили звездное небо, лошади, костры и печеная картошка.

Эдуард с мамой

Эдику было около четырех лет, когда он сам начал придумывать музыку, тихонько мурлыча себе под нос. А в двенадцатилетнем возрасте мальчик впервые услышал, как его дядя играл Скрябина. Он тогда стоял за дверью и боялся пошелохнуться. Это было первым серьезным потрясением в биографии Эдуарда Артемьева, которое дало сильный толчок к тому, чтобы заняться сочинением музыки.

Образование

В 1953 году Эдуард переехал в Москву под покровительство дяди Николая Ивановича Демьянова – профессора консерватории.

В столице с 1953 по 1955 годы учился в хоровом училище. Именно здесь написал свои первые музыкальные произведения, занимаясь на факультативном курсе композиции, который организовал педагог Мераб Парцхаладзе. Затем Артемьев поступил в Московскую консерваторию, в 1960 году получил диплом об окончании композиторского факультета.

Когда учеба в консерватории близилась к концу, на доске объявлений Эдуард увидел, что создатель первого в мире многоголосного синтезатора Евгений Мурзин предлагает желающим познакомиться с новым инструментом. Артемьев раньше читал об этом устройстве в журнале «Техника – молодежи».

После нескольких встреч Мурзин предложил Эдуарду работу вместе с ним в НИИ в лаборатории по исследованию звука. Выпускник консерватории должен был каждый день заниматься новым инструментом, изучать его, записывать звуки, играть и сочинять. За это ему полагался неплохой по тем временам оклад – 145 рублей.

Творческий путь

Постепенно увлечение Артемьева электронной музыкой стало приносить плоды. В 1963 году в музыкальном оформлении фильма «Мечте навстречу» (про любовь и путешествия в космос) не могли подыскать композитора для космической линии. Нужна была именно электронная музыка, и кто-то посоветовал режиссерам молодого Эдуарда Артемьева. За работу он получил невероятные деньги – 2500 рублей. Но, главное – его имя упомянули в титрах, а это была прямая дорога в кино.

В середине 1960-х годов появление синтезатора произвело фурор в музыкальном мире. Артемьев основал в Советском Союзе эпоху электронной музыки. А его самого как композитора кино открыл режиссер Самсон Самсонов, когда пригласил писать мелодии к фильму «Арена».

В 1967 году Эдуард познакомился со студентом режиссерского факультета ВГИК Никитой Михалковым. Артемьев написал музыку к его курсовой работе «И эти губы, и глаза зеленые…», а через три года и к дипломному фильму Михалкова «Спокойный день в конце войны». С той поры они сотрудничают и дружат уже более полувека.

Знаменитый ныне режиссер Никита Михалков говорит: «Артемьев – это часть моей жизни. Я никогда не работал с другими композиторами, кроме одной картины «Очи черные». Все остальные мои фильмы напрямую сцеплены с именем и творчеством Эдуарда. Для него музыка – это не просто ноты, он слышит ее в любом окружающем звуке: в шагах, дуновении ветра, пении птиц и даже в скрипе калитки или захлопывании крышки на кастрюле».

В 1970 году в Москве появилась пластинка с рок-оперой «Иисус Христос – суперзвезда» английского композитора Эндрю Ллойда Уэббера. Артемьева эта музыка сразила наповал, настолько в ней все было неожиданно и прекрасно. Под впечатлением композиции ему тогда казалось, что вот-вот на московских улицах он встретит самого Христа. В течение года в творческой биографии Эдуарда был простой, он ничего не писал, потому что на фоне услышанной рок-оперы все свои произведения считал полной ерундой. Потом долго приходил в себя, после чего в корне поменялась стилистика его музыки. Это был самый сильный поворот в жизни композитора, который его раскрепостил. Артемьев нашел для себя что-то важное и в таком направлении остался до сегодняшнего дня.

В 1972 году в гостях у художника Михаила Ромадина Эдуард познакомился с режиссером Андреем Тарковским. Когда зашел разговор об электронной музыке, Андрей заинтересовался и сказал, что ему как раз нужен необычный саундтрек для нового фильма. Правда, Тарковский выдвинул к музыке массу требований. Но долго мучаясь, Артемьеву все-таки удалось написать саундтрек. Режиссер использовал его в фильме «Солярис», так началось их длительное и плодотворное сотрудничество.

Эдуард Артемьев и Никита Михалков

Уже к середине 1970-х годов Артемьев стал признанным мастером. Без его музыки нельзя представить шедевры отечественного кино: «Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского; все картины Никиты Михалкова; большинство фильмов режиссеров Абдрашитова, Самсонова, Шахназарова и Кончаловского.

Переезд в Америку

С Андроном Кончаловским Артемьев впервые работал в 1979 году над фильмом «Сибириада». Потом режиссер уехал в Америку, а спустя девять лет вдруг неожиданно позвонил Эдуарду и сказал готовить документы для перелета в США. В 1988 году из Голливуда ему послали приглашение, чтобы писать музыку к фильму Андрона «Гомер и Эдди».

На «фабрике грез» Артемьев прижился, он сочинил музыку еще к девяти картинам. В Америке Эдуард не просто задержался, это место показалось ему идеальным для постоянного проживания – океан, вечное лето, цветы, лимоны, апельсины. Композитор ненавидит морозы, наверное, он не вернулся бы в Россию, если б в 1995 году Никита Михалков не позвал его писать музыку к фильму «Утомленные солнцем».

На сегодняшний день композиции Эдуарда Артемьева звучат более, чем в двухстах картинах отечественных и зарубежных режиссеров. Особенно легко ему далась потрясающая музыка к картине Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Он написал ее сходу, с первого раза. А главным своим трудом Артемьев считает оперу «Преступление и наказание», над которой работал более двадцати лет.

Эдуард Артемьев и Джек Николсон

Личная жизнь Эдуарда Артемьева

С будущей супругой Изольдой Артемьев познакомился в консерватории. Они вместе учились. В классе педагога Шапорина у Изольды была определенная роль, она обыгрывала свежие сочинения студентов. Когда дело дошло до произведений Эдуарда, молодые люди стали тесно общаться, потому что Изольда играла его музыку на кафедре, на концертах, была даже запись на радио. Они проводили много времени вдвоем, и так постепенно дружеские чувства переросли в нечто большее.

После окончания учебы Эдуард с Изольдой поженились. Она работала преподавателем в училище при консерватории имени Чайковского. В 1966 году у супругов родился мальчик Артемий.

В личной жизни Эдуарду Артемьеву пришлось перенести непростой удар судьбы. Его жена с сыном стояли на троллейбусной остановке, и в них на полной скорости въехал автомобиль. Оба выжили чудом, лежали в разных столичных клиниках. Днем композитор разрывался между сыном и супругой, а ночью еще пытался что-то сочинять. К счастью, все закончилось благополучно.

Сын Артемий пошел по родительским стопам, он музыкант и композитор, работает также в жанре электронной музыки. У Эдуарда и Изольды есть двое внуков – Екатерина и Артемий.

В быту Эдуард Николаевич необычен, как и в своей музыке. Ложится спать в три часа ночи, но до четырех еще читает. Чтобы находиться в нужной форме, ему достаточно пяти часов сна, то есть к девяти утра он уже на ногах. Такого режима композитор придерживается уже долгие годы.

Эдуард с женой и сыном

Никита Михалков говорит, что не знал в жизни более доброжелательного, независтливого, трогательного и искреннего человека, чем Артемьев. Ни разу он не слышал от Эдуарда ни одного завистливого или злобного слова. Режиссер с композитором не просто друзья, а почти родственники. Эдуард Николаевич крестил дочь Михалкова – Анну, Никита Сергеевич – крестный внука Артемьева.

Секрет своего успеха композитор озвучивает так: «Карьера моя складывается сама собой, я для этого не ударил и палец о палец. Просто плыву по течению жизни, верю в Господа и в счастливый случай».

Эдуард Артемьев

Советский и российский композитор, Народный артист РФ.

Эдуард Николаевич Артемьев родился осенью 1937 года в Новосибирске, и вырос в доме своего дяди Николая Демьянова, преподавателя Государственной консерватории и дирижера. В 1955 году Эдуард Артемьев стал выпускником Московского хорового училища, которое на сегодняшний день носит название «Академия хорового искусства имени В.С. Попова».

Спустя пять лет музыкант получил диплом композитора в Московской государственной консерватории имени Чайковского. К этому времени он уже представил несколько композиций собственного сочинения, вдохновленный творчеством француза Клода Дебюсси и своих соотечественников Игоря Стравинского и Александра Скрябина.

В 1960 году Эдуард Артемьев встретился с Евгением Мурзиным, инженером и специалистом в области звукосинтеза. Именно он создал синтезатор АНС, а Эдуард Артемьев стал первопроходцем, изучавшим направление электронной музыки.

Из «Правил жизни» Эдуарда Артемьева от Esquire:

— У меня нет ни одной джазовой пластинки. В электронике нужно преодолевать инструмент, залезать в глубины, выуживать из синтезатора скрытые ценности. Там — бездны. И в них надо ковыряться. Нет в моей музыке ничего русского. Национальная электронная музыка — это бред. Разве что японская. Там многое от буддизма.

Эдуард Артемьев работал в стенах лаборатории, где исследовали звук под руководством Евгения Мурзина, вплоть до 1963 года. Его «Заметки об электронной музыке» публиковались в местных газетах.

В 1966 году Эдуард Артемьев был сотрудником первой в стране студии по созданию электронной музыки, и представил миру свое произведение под названием «Мозаика», которое по достоинству оценили на различных музыкальных фестивалях Европы.

В начале 1960-х годов Эдуард Артемьев начал сотрудничать с кинематографистами. Он стал композитором фантастического фильма «Мечте навстречу», и вскоре его пригласил на съемочную площадку режиссер Самсон Самсонов. Предполагалось, что Эдуард Артемьев исполнит эпизодическую роль, но в итоге он стал автором саундтреков картины «Арена», в центре сюжете которой оказался цирк в оккупации.

Андрей Тарковский также по достоинству оценил новизну звуков в исполнении Эдуарда Артемьева, и предложил ему сотрудничество. Так, в фильмографии музыканта появились проекты «Солярис», «Сталкер», «Зеркало» и другие.

— Тарковский на съемках «Соляриса» говорил: «Мне композитор не нужен — у меня есть Бах. Мне просто нужен человек с музыкальным слухом, который организовал бы мне шум».

В 1977 году Эдуард Артемьев начал работать над оперой «Раскольников» по мотивам романа «Преступление и наказание», но смог закончить произведение только в 2000 году.

Эдуард Артемьев является любимым композитором и давним другом кинематографиста Никиты Михалкова. Без его участия не обошлись «Утомленные солнцем», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Несколько дней из жизни Обломова» и другие легендарные советские фильмы.

Эдуард Артемьев сотрудничает с Андреем Кончаловским на протяжении многих лет, и является бессменным автором спектакля «Чайка» на сцене театра «Одеон» в Париже (конец 1980-х годов), композитором картин «Щелкунчик и Крысиный король 3D», «Глянец».

На счету Эдуарда Артемьева саундтреки к более ста семидесяти проектам, музыкальное сопровождение тридцати театральных постановок на сценах Центрального академического театра Российской армии, Римского театра и Театра под руководством Табакова.

В 1989 году Эдуард Артемьев основал Российскую ассоциацию электроакустической музыки, и возглавил этот проект.

В 2012 году Эдуард Артемьев написал музыку к спортивной картине «Легенда №17», посвященной легендарному хоккеисту Валерию Харламову.

Его супруга Изольда Артемьева преподает музыкальное искусство в Академическом музыкальном колледже. У них есть сын Артемий, которой пошел по стопам отца и работает исключительно в области электронной музыки.

  • Фильмография Эдуарда Артемьева (композитор) / Eduard Artemev

  • Легенда №17 (2013)
  • Петр Столыпин. Выстрел в Россию. ХX век (2012)
  • Искупление (2012)
  • Москва 2017 (2012)
  • Утомленные солнцем 2 (сериал, 2011)
  • Дом (2011)
  • Утомленные солнцем 2: Цитадель (2011)
  • Тихая застава (2010)
  • Око за око (2010)
  • Утомленные солнцем 2: Предстояние (2010)
  • Прыжок Афалины (2009)
  • Щелкунчик и Крысиный король (2009)
  • Космические туристы (2009)
  • Тайны любви (2009)
  • Какраки (2009)
  • Гибель империи. Византийский урок (2008)
  • Никто, кроме нас… (2008)
  • 12 (сериал, 2007)
  • Глянец (2007)
  • 2012 (2007)
  • Кабала Святош (видео, 2006)
  • Судьба (2006)
  • Глазами волка (2005)
  • Доктор Живаго (сериал, 2005)
  • Богатство (сериал, 2004)
  • Водитель для Веры (2004)
  • Дом дураков (2002)
  • Побег из Гулага (2001)
  • Мама (1999)
  • Сибирский цирюльник (1998)
  • Война окончена. Забудьте… (1997)
  • Одиссей (мини-сериал, 1997)
  • Неоконченный карабахский дневник (1995)
  • Крысиные похороны (ТВ, 1995)
  • Лимита (1995)
  • Утомленные солнцем (1994)
  • Грех. История страсти (1993)
  • Анна: От 6 до 18 (1993)
  • Преступление не будет раскрыто (1992)
  • Волшебная лавка (ТВ, 1992), короткометражка
  • Повторно не судят (ТВ, 1992)
  • Далеко от Санкт-Петербурга (1992)
  • Штемп (1991)
  • Преступление лорда Артура (ТВ, 1991)
  • Подводные береты (1991)
  • Гений (1991)
  • лижний круг (1991)
  • Урга: Территория любви (1991)
  • Палач (1990)
  • Крыша (ТВ, 1990)
  • Автостоп (1990)
  • Heart of the Deal (1990)
  • Перед рассветом (1989)
  • Нечистая сила (1989)
  • И повторится всё (1989)
  • Грань (1989)
  • Вход в лабиринт (мини-сериал, 1989)
  • Ай-ай-ай! (1989), короткометражка
  • Город Зеро (1989)
  • Гомер и Эдди (1989)
  • Эти… три верные карты… (1988)
  • Парк культуры (1988), короткометражка
  • Воля вселенной (1988)
  • Стрелочник (1987), короткометражка
  • Статья (ТВ, 1987)
  • Мышь и верблюд (1987), короткометражка
  • Кресло (ТВ, 1987)
  • Конец вечности (1987)
  • Гобсек (1987)
  • Визит к Минотавру (мини-сериал, 1987)
  • Покушение на ГОЭЛРО (сериал, 1986)
  • Плата за проезд (1986)
  • Мы веселы, счастливы, талантливы! (1986)
  • Земля моего детства (ТВ, 1986)
  • Жалоба (1986)
  • Двое на острове слез (1986)
  • Без срока давности (1986)
  • Ара, бара, пух! (1986), короткометражка
  • Курьер (1986)
  • Чужой звонок (ТВ, 1985)
  • Соучастие в убийстве (1985)
  • Последняя инспекция (ТВ, 1985)
  • Грядущему веку (мини-сериал, 1985)
  • Прощай, зелень лета (1985)
  • Странная история доктора Джекила и мистера Хайда (1985)
  • Корабль пришельцев (1985)
  • Секунда на подвиг (1985)
  • Каждый охотник желает знать… (1985)
  • То ли птица, то ли зверь (1984), короткометражка
  • ТАСС уполномочен заявить… (сериал, 1984)
  • Семь стихий (1984)
  • Первая конная (1984)
  • Человек-невидимка (1984)
  • Путь в вечность (1983), короткометражка
  • Особый случай (1983)
  • Миргород и его обитатели (ТВ, 1983)
  • Жаркое лето в Кабуле (1983)
  • Гори, гори ясно… (ТВ, 1983)
  • Возвращение с орбиты (1983)
  • Лунная радуга (1983)
  • К своим!.. (1983)
  • Без свидетелей (1983)
  • Свидание с молодостью (1982)
  • Остановился поезд (1982)
  • Моя любовь – Революция (1982)
  • 6ахват (1982)
  • Закон племени (1982), короткометражка
  • В талом снеге звон ручья (1982)
  • Белый шаман (ТВ, 1982)
  • Юность гения (1982)
  • Сто радостей, или книга великих открытий (1981)
  • Опасный возраст (ТВ, 1981)
  • Когда уходят киты (ТВ, 1981)
  • Дядюшкин сон (ТВ, 1981)
  • Было у отца три сына (ТВ, 1981)
  • Родня (1981)
  • Александр Маленький (1981)
  • Школа (ТВ, 1980)
  • Частное лицо (мини-сериал, 1980)
  • Три года (ТВ, 1980)
  • Тайна Эдвина Друда (ТВ, 1980)
  • Расследование (1980)
  • Охота на лис (1980)
  • Ночь рождения (ТВ, 1980), короткометражка
  • Миллионы Ферфакса (1980)
  • Каждый третий (1980)
  • Братья Рико (ТВ, 1980)
  • Инспектор Гулл (ТВ, 1979)
  • Девочка и дельфин (1979), короткометражка
  • Баба Яга против! (1979), короткометражка
  • Телохранитель (1979)
  • Сыщик (1979)
  • Несколько дней из жизни И.И. Обломова (1979)
  • Сталкер (1979)
  • Полоска нескошенных диких цветов (1979)
  • Ищи ветра… (1979)
  • Стратегия риска (ТВ, 1978)
  • Самолетик (1978), короткометражка
  • Легенды перуанских индейцев (ТВ, 1978), короткометражка
  • Здравствуй, река! (1978)
  • Территория (1978)
  • Торговка и поэт (1978)
  • Сибириада (1978)
  • Пять вечеров (1978)
  • Сапоги всмятку (ТВ, 1977)
  • Середина жизни (ТВ, 1976)
  • Пропал и нашелся (1976)
  • Бешеное золото (1976)
  • Неоконченная пьеса для механического пианино (1976)
  • Страх высоты (1976)
  • Принимаю на себя (1975)
  • Нарисовать начало (1975), короткометражка
  • Крестьянский сын (1975)
  • Каждый мечтает о собаке (1975)
  • Раба любви (1975)
  • Чисто английское убийство (ТВ, 1974)
  • Птицы над городом (1974)
  • Зеркало (1974)
  • Свой среди чужих, чужой среди своих (1974)
  • Ваши права? (ТВ, 1974)
  • Лес, в который ты никогда не войдешь (1973)
  • Молчание доктора Ивенса (1973)
  • Солярис (1972)
  • Золочёные лбы (1971), короткометражка
  • Чудный характер (1970)
  • Удивительный мальчик (ТВ, 1970)
  • Спокойный день в конце войны (1970), короткометражка
  • Встреча у старой мечети (1969)
  • Великие холода (1969), короткометражка
  • Каждый вечер в одиннадцать (1969)
  • Урок литературы (1968)
  • Клубок (1968), короткометражка
  • Доктор Вера (1967)
  • Арена (1967)
  • Мечте навстречу (1963)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *