Чем мажут в церкви

Одно из имен Спасителя — Христос — в переводе с греческого означает «помазанник». Помазание человека елеем (растительным маслом) в древние времена свидетельствовало о его избрании на служение Богу, о причастности дарам Святого Духа. Так, Моисей помазал елеем Аарона и сыновей его, которых Бог определил ко священству (Исх. 40,15), Самуил помазал на царство Саула (1 Цар. 10, 1), Илия — Елисея на служение пророка (3 Цар. 19,15).

После Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на новозаветную Церковь, елеопомазание стало достоянием всех ее членов. В наши дни оно совершается перед купелью крещения и во время всенощных бдений.

Крещальное помазание лба, груди, ушей, рук и ног имеет несколько смыслов. Во-первых, оно знаменует соединение со Христом, подобно соединению дикой ветви с плодоносной маслиной, во-вторых, говорит об умирании для греха, ибо раньше усопших намащали елеем; в-третьих, придает силы для дальнейшей борьбы с грехом по подобию античных борцов, перед схваткой мазавших тело. При этом действии священник произносит: «Помазуется раб Божий (имя) елеем радования, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков, аминь».

за всенощным бдением накануне праздника бывает над всеми молящимися в храме как благословение, напутствие на дальнейшие подвиги. Оно творится с молитвенным призыванием того, кому совершается служба.

От простого елеопомазания необходимо отличать таинство Елеосвящения (Соборования), совершаемое над больными. Здесь елей освящается особой молитвой, тело страждущего помазуется семь раз.

И еще одно помазание в Церкви имеет силу таинства — помазание святым миром, благовонным составом из множества веществ (елея, алоэ, смирны, розового масла, толченого мрамора и др.). Обилие составляющих — символ многоразличности христианских добродетелей. По Уставу, освящать миро должен епископ, в Русской Церкви это делает сам Патриарх. В храме святое миро храниться на Престоле алтаря.

Миропомазание бывает сразу после крещения. На лоб, глаза, ноздри, уста, грудь, руки и ноги новопросвещенного священник налагает капельку мира, произнося каждый раз: «Печать дара Духа Святаго. Аминь». Это таинство не повторяется, как и крещение. Только боговенчанные цари удостаивались его дважды.

Известно, что мирянин имеет право крестить «страха ради смертного». Но если опасность минует и умирающий останется жив, такое крещение неприменно должно быть дополнено миропомазанием. Через это же таинство, по существующей практике, присоединяются к Церкви представители некоторых старообрядческих и инославных конфессий.

В чем заключается смысл елеопомазания на богослужении? Для чего нужно благовонное масло из лампадок разных икон, которое в церковных лавках продают?

Ответ священника:

В Православии, в широком смысле слова, любые священнодействия, в том числе и елеопомазание, могут быть названы Таинством, поскольку через них спасительная сила Божия – благодать, призывается для освящения, как человека, так и неодушевлённой материи. Отличие обряда от Таинств в том, что обряд – это оболочка, или внешняя, видимая сторона Таинства. Выражается она в определённой последовательности священнодействий и молитв. Елеопомазание на Утрени за Всенощной именуется «полиелеем», или «многомилостию», «многомаслием». Крестообразное помазание чела верующих освященным маслом означает излияние на них милости Божией. Как Вы пишете, оно является, так – же, и одним из видов благословения, запечатления христианина «печатью Бога Живаго» (Апок.7, 2 – 4). И несёт не только символическую нагрузку, но и реально сообщает дар благодати во освящение души и тела. Исторически, эта традиция берёт своё начало от пророка Моисея, который, по повелению Божию, помазал освящённым елеем своего брата Аарона и его сыновей, во священники, для служения при скинии (Исх. 28 гл.). В Новозаветное время, Спаситель посылал учеников в города и сёла для проповеди Евангелия. Они, «многих больных мазали маслом, и исцеляли» (Мр. 6, 13). Отличие Миропомазания от елеопомазания заключается в сообщаемых Дарах Духа Святаго: в Миропомазании подаются Богом уникальные, только этому Таинству присущие, благодатные силы для возрастания христианина в жизни духовной и достижения им христианского совершенства, состоящего в победе над грехом. Миро для совершения этого Таинства, может освящать только епископ, а елей – и священники. Елеопомазание может совершаться сколь угодно часто, а Миропомазание – один раз в жизни: в момент Крещения. Обычай набирать масло из лампад, висящих перед чудотворными иконами, или мощами святых — древний, и имеет целью сообщить человеку Божественное благословение, освящение души и тела, исцеление от недугов. Маслом, с молитвой, помазывают больные части тела, или принимают внутрь.

Таинство милосердия

«Вы что! Какое соборование! Моя мама пока не собирается умирать!» — такие возмущенные речи часто можно услышать от родственников больного. «Раз в году, Великим постом, просто необходимо пособороваться», — говорят священники. Так к смерти или к жизни совершается это таинство?

Приготовление к таинству

Действительно, взгляд на смысл таинства елеосвящения в ходе истории существенно менялся. Это кажется странным, ведь апостол Иаков, чьи слова всегда цитируют историки в качестве «установительных» для таинства, ясно пишет: «Болеет ли кто-нибудь среди вас — пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во Имя Господне. И молитва веры спасет (исцелит) изнемогающего, и поднимет его Господь. И если он совершил грехи, то они простятся ему» (Иак. 5: 14-15). Тем не менее на Западе (откуда к нам пришло и само учение о «Семи Таинствах») оно долго трактовалось как «Последнее помазание», очищающее человека от грехов.

В Православной Церкви — в народе и даже среди духовенства — также укоренился взгляд на соборование как на «благословление перед смертью». Долгое время считалось, что елеосвящение совершается только над умирающим и не может быть повторяемо. Отсюда следовало, что, если такой человек паче чаяния выздоравливал, он должен был до смерти хранить преподанное ему очищение: или стать монахом, или, оставаясь в миру, отказаться от супружеских отношений, от вкушения мяса и посвятить себя церковному служению.

Еще в начале XX века текст архиерейской грамоты, вручаемой вновь рукоположенному священнику, содержал недвусмысленное предупреждение: «Над здравыми никакое дерзати творити елеосвящение». Но в то же время существовала «неписаная» традиция совершать елеосвящение один раз в год над всеми желающими. На Руси «общее елеосвящение» происходило в Великий четверг. Этот обычай появился у нас, вероятно, не ранее XVI века. Сначала такое елеосвящение совершали во всех кафедральных соборах и монастырях, но к концу XVIII века он стал частной особенностью Успенского Кремлевского и некоторых других соборов и ряда монастырей.

Таким образом, с XVI века в Церкви постепенно установились дни общего соборования, предназначенного и для больных, и для здоровых. Традиционно это дни Великого поста, дни особенного покаяния и исправления жизни. Но при необходимости таинство может совершаться и в любой другой день года. Существуют разные точки зрения на то, как часто стоит прибегать к таинству елеосвящения. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) рекомендовал собороваться «в одной болезни один раз в год».

Мы верим, что в таинстве соборования человеку дается благодать отпущения забытых грехов. Однако соборование не заменяет покаяния! Одно таинство должно быть восполнено другим, поэтому в ближайшее время после соборования необходимо исповедоваться.

Богословское обоснование таинства находим в рассказе евангелиста Марка о том, как исцеляли больных апостолы: «Они… проповедывали покаяние; изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:12-13).

Запись на соборование, свечи

1. Запись на соборование, свечи

На соборование обычно записываются. Это нужно для того, чтобы в молитве об исцелении болящих перечислить имена всех, над кем будет совершено таинство. Запись часто происходит в притворе храма или за свечным ящиком. Там же можно приобрести и свечи. Во время совершения таинства принято стоять с зажженной свечой в руках. Когда происходит помазание святым маслом, свечу гасят. Свечи в церкви символизируют молитву, возносящуюся к Богу.

2. Приготовление к таинству

В храме или комнате помещается «столец», покрытый церковной пеленой. На него ставят блюдо с пшеницей (вместо пшеницы могут использоваться зерна других злаков). Зерно не составляет «вещества таинства», но символизирует зародыш новой жизни — выздоровление, а в перспективе — жизнь по смерти тела, то есть всеобщее воскресение.

Рядом с пшеницей на середину стола ставят сосуд с маслом.

Вино. В сосуд с маслом вливают вино

3. Вино

В сосуд с маслом вливают вино. Ветхозаветная Церковь использовала вино во время жертвоприношений. А в Новозаветной Церкви таинство Евхаристии, сердцевина нашей духовной жизни, совершается на чистом виноградном вине. Первым чудом, которое совершил Христос в Евангелии, было превращение воды в вино на браке в Канне Галилейской.

Масло и вино в древности использовались как лекарства. Милосердный самарянин, найдя при дороге избитого человека, «сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10: 33-34).

Чтение канона

4. Чтение канона

Все священники, участвующие в таинстве, становятся перед алтарем. Соборный характер таинства сообщил ему народное название «соборования». В требнике написано, что его должны совершать семь священников, но на практике бывает по-разному (меньше или больше). Иногда таинство совершает только один батюшка.

Священники зажигают свечи, и мы слышим возглас: «Благословен Бог наш». Звучит 142-й псалом: «Господи, услыши молитву мою, внуши моление мое во истине Твоей…» В этой первой части совершения таинства, которая на самом деле является сокращенной великопостной утреней, поется канон, в котором просится у Господа исцеление от болезней душевных и телесных.

Освящение елея

5. Освящение елея

Помазание больных в таинстве совершается не обычным маслом и не маслом из лампады (каким, например, нас помазывают на всенощных бдениях). Масло соборования освящено призыванием Святой Троицы и наитием Святаго Духа.

Читая специальную молитву на освящение елея, священник просит Бога, чтобы через елей помазующемуся было даровано исцеление, чтобы человек освободился от скверны плоти и духа и чтобы в нем прославилась Пресвятая Троица. Поются тропари Христу, святым и Богоматери.

Семь евангельских чтений

6. Семь евангельских чтений

Начинаются семь апостольских и семь евангельских чтений, каждая пара из которых будет завершаться особой молитвой и помазанием освященным елеем с тайносовершительной молитвой. Каждый раз апостольские чтения и чтения из Евангелия, как и молитвы об исцелении, будут разные, поэтому полезно иметь при себе чинопоследование таинства, чтобы можно было следить за текстом и молиться вместе со всеми.

Апостольские и евангельские чтения подобраны в соответствии с характером совершаемого богослужения. Здесь и тексты, связанные с темой елея: отрывок из послания апостола Иакова, притчи о милосердном самарянине и о мудрых и неразумных девах. Здесь и рассказы о совершенных Христом чудесах исцеления больных, а также тексты, призывающие больных людей к смирению, терпению и любви.

О чем мы молимся

7. О чем мы молимся

До самого помазания в первой и второй части соборования были прочитаны благодарственные и покаянные молитвы, а перед каждым помазанием в молитве об исцелении мы уже непосредственно излагаем свою просьбу и перечисляем имена тех, о ком просим Бога: «Отче Святый, Врачу душ и телес, пославый Единороднаго Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, всякий недуг исцеляющаго, и от смерти избавляющаго, исцели и раба Твоего (или рабов Твоих) (имярек), от обдержащия его телесныя и душевныя немощи…»

Мы верим, что во время помазания совершается таинственное действие Святого Духа и что наша просьба обязательно будет исполнена Богом сообразно с Его замыслом о каждой человеческой жизни.

Как происходит помазание

8. Как происходит помазание

Священник каждого человека крестообразно помазывает святым маслом : лоб, ноздри, щеки, рот, верхнюю часть груди, ладони с внутренней и с внешней стороны.

Помазание требует особенного подхода в выборе одежды для женщин. Платок лучше повязать таким образом, чтобы все лицо и шея были открыты. Воротник не должен быть «под горло», челку лучше убрать под платок. Уже к четвертому помазанию обычно все лица в храме сияют от масла, так что бумажные салфетки не помешают.

После седьмого помазания все семь священников возлагают на голову больного Евангелие, причем «письменами на главу», что бывает только при хиротонии епископов!

9. Возложение Евангелия

После седьмого помазания все семь священников возлагают на голову больного Евангелие, причем «письменами на главу», что бывает только при хиротонии епископов! Старший из них при этом не кладет своей руки на Евангелие, но читает особую «разрешительную» молитву: «Царю Святый, благоутробне и многомилостиве Господи Иисусе Христе…» В ее тексте содержится и объяснение того, почему предстоятель не кладет руку на Евангелие: «…Не полагаю руку мою грешную на главу пришедшего к Тебе во грехах и просящего у Тебя через нас оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную…» Таинство совершает всегда пребывающий с нами Господь, и от Его руки мы ожидаем благодатной помощи.

После завершающего благословения священника — отпуста— больной трижды кланяется священнослужителям (если он в силах это сделать) и говорит: «Благословите, отцы святии, и простите мя, грешнаго». Так завершается это таинство.

Юрий РУБАН, Ирина СЕЧИНА

>Вопрос:

Для чего во время вечерней службы совершают помазание маслом? Говорят — благословляют, но — в каком смысле? Что это значит?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

С самых древних библейских времен елей был символом радости и знамением благословения Божия, а с маслиной, из плодов которой получали масло, сравнивается праведник, на котором пребывает благоволение Господне: «А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков» (Пс.51:10). Выпущенный из ковчега патриархом Ноем, голубь вернулся к вечеру и принес во рту свежий масличный лист: «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт.8:11). Это было знаком примирения с Богом.

Освященным елеем в Ветхом Завете помазывались священники, цари и пророки. Через это подавались им дары Святого Духа. «И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после» (1 Цар.16:1).

Искупительная жертва Господа нашего Иисуса Христа устранила завесу, отделявшую верующих от Святого святых, куда мог только раз в год входить первосвященник. Врата в Царствие Небесное отверзлись всем уверовавшим во Спасителя. Св. апостол, обращаясь ко всем ученикам Христовым, говорит: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет.2:9). Поэтому в Новозаветной Церкви помазание совершается над всеми христианами. Они получают печать дара Святого Духа в таинстве миропомазания. В таинстве святого елея (соборования) через семикратное помазание врачуется душа и тело. «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак.5:14). Кроме этого многообразную благодать Святого Духа православные христиане принимают во время полиелейной праздничной утрени после чтения Святого Евангелия, когда священник или епископ изображает на челе освященным елеем крестное знамение.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *