Чем вы лицемерно святые

Лицемерие и христианство — несовместимы!

13 апреля 2009 года, в понедельник Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечернее богослужение в Покровском храме ставропигиального Новоспасского монастыря. У входа в храм Предстоятеля Русской Православной Церкви встретил наместник обители архиепископ Орехово-Зуевский Алексий. Его Святейшеству сослужили насельники монастыря в священном сане.

В проповеди после богослужения Святейший Владыка отметил: «Понедельник Страстной седмицы посвящен одной очень важной теме – теме лицемерия. Господь обличил смоковницу, которая имела пышную листву, но не имела плодов. Он не только обличил это древо, но и наказал его – смоковница засохла. Это символическое деяние Спасителя свидетельствует о том, что лицемерие не может приносить добрых плодов».

Лицемерный, двоедушный человек живет двумя жизнями. Одна из них видна окружающим, другая – внутренняя, сокровенная. Как подчеркнул Его Святейшество, в этой жизни «выстраиваются свои приоритеты, в ней своя шкала ценностей, в ней свое целеполагание, ибо лицемерный человек всегда имеет некие скрытые от других цели в жизни, а вовне он проявляет себя иначе; чаще всего внешнее проявления такого человека направлены на то, чтобы достигать скрытых целей».

«В основе лицемерия лежит ложь, а отец лжи – диавол. Жизнь лицемера не может быть жизнью по Бозе, ею всегда управляет злое начало. Не может устоять царство, которое разделится внутри себя (см. Мф. 12. 25). Это свидетельство слова Божия справедливо к любой человеческой общности, будь то государство, трудовой коллектив или семья. Не может устоять объединение людей, которое разделяется внутри себя, потому что разделение есть нарушение целостности, а значит, и силы такой общности. Сказанное справедливо и в отношении человеческой личности: если человек разделяется, если он живет двумя жизнями, то не может устоять такая личность перед напором внешних обстоятельств, испытаний, скорбей, ведь внутренние силы человека подтачиваются двоедушием», – сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Добродетелью, обратной лицемерию, является целомудрие. Оно направлено на сохранение целостности человеческой личности, – продолжил Предстоятель Русской Православной Церкви. – Целомудренный человек не живет двумя жизнями, у него нет того, что непременно нужно было бы скрывать от других. Чаще всего целомудрие мы связываем с преодолением плотских грехов человека, и это справедливо. Но понятие целомудрия шире, чем просто плотская чистота: оно есть образ жизни, который формирует целостную человеческую личность».

Подчеркнув, что двоедушие опасно тем, что разрушает внутреннюю целостность личности, ослабляет внутренние силы, а значит, человек становится слабым и уязвимым, Святейший Владыка отметил: «Но лицемерие опасно и для окружающих людей, потому что вводит в заблуждение, создает иллюзию некоего благополучия».

Его Святейшество напомнил: «Знакомясь с лицемерным человеком, мы часто бываем обезоружены, поскольку уверены, что перед нами человек добрый и то, что он проявляет вовне, отражает его внутреннюю жизнь. Нередко мы стремимся завязать дружбу с такими людьми, нередко поверяем им свои сокровенные тайны, делимся с ними тем, чем никогда не стали бы делиться с плохим человеком».

Но всякая ложь непременно обнаруживает себя – нет ничего тайного, что не стало бы явным, отметил Святейший Владыка. «И когда обнаруживается ложь лицемера, тогда разрушается ткань человеческих отношений. Реакцией на лицемерие является отчуждение от такого человека», – сказал Святейший Патриарх Кирилл, добавив, что лицемер всегда, в конце концов, проигрывает и остается в одиночестве; лицемерный человека не способен приносить плод, подобно той пышно цветущей, но бесплодной смоковнице, о которой говорится в Евангельском повествовании.

«Господь осуждает лицемерие как грех, и не случайно обличительная проповедь Спасителя в эту последнюю перед страданиями неделю начинается с обличения лицемерия. Эта тема будет продолжена и во вторник Страстной седмицы. Уже сегодня на утрени мы читали Евангелие с грозным осуждением фарисеев, которые лицемерили в области веры, в религиозной части человеческой жизни – там, где должна быть полная искренность. Лицемерие в вере есть самое отвратительное и самое греховное проявление лицемерия», – считает Предстоятель Русской Церкви.

«Иногда с этим греховным и отвратительным проявлением мы сталкиваемся и в церковной среде, когда человек выдает себя не за того, кем он на самом деле является, – продолжил Святейший Патриарх Кирилл. – Зная, с каким огромным уважением люди относятся к духовным авторитетам, некоторые пытаются стать таковыми, не напрягая силы, не следуя путем подвига, но посредством лицемерного устроения отношений с другими людьми. Именно о них сказал Господь: вы как гробы окрашенные, внутри полные всякой нечистоты (см. Мф. 23. 27)».

Грозное осуждение лицемерия Спасителем является для всех нас очень важным знаком того, что лицемерие и христианская вера – несовместимые понятия, отметил Его Святейшество. «Если кто-то, особенно в Церкви, хочет показаться другим благочестивым и мудрым, иногда даже кощунственно прозорливым, если кто принимает на себя власть и полномочия, которые никак не могут проистекать из его духовного состояния, а являются лишь только попыткой распространить свое влияние на других, используя лицемерие, тот сугубо подвергается Божию осуждению. Кем бы мы ни были – пастырями или пасомыми, известными людьми или неизвестными, – если мы приходим в Церковь, то всякую попытку лицемерия должны оставить за ее вратами, ибо здесь, под святыми сводами, нет места этому опасному, вредному и губительному состоянию человеческой души», – подчеркнул Святейший Патриарх Кирилл.

Он напомнил: «Великий пост – это время покаяния, молитвы, время духовного сосредоточения, духовного роста. И сегодня, может быть, как ни в один другой день, мы должны просить Господа помочь нам избавиться от многих наших грехов, но особенно защитить нас от того греха, который столь грозно осудил Спаситель, обращаясь к Своим ученикам в преддверии Крестных Страданий».

«Всех вас приветствую в первый день Страстной седмицы и радуюсь возможности помолиться вместе с вами в нашей прославленной Новоспасской обители», – заключил Его Святейшество, призвав на богомольцев благословение Божие.

Служба коммуникации ОВЦС

Видео телеканала «Союз»

Лицемерие, самое отвратительное в Иисусе Христе

06 03 2013

Раньше самой противной чертой Иисуса Христа я считал его высокомерность. Сейчас уже думаю иначе — самым мерзким в Иисусе мне представляется его лицемерие, и по сей день остающееся краеугольным камнем христианства.

Я уже немало писал о тех сторонах личности Иисуса, которые христиане обычно не вспоминают, хотя они детально описаны в Новом Завете. Напомню только самое отвратительное.

Перед народом Иисус играл любящего гуманиста

Христиане всегда подчёркивают, что Иисус был прежде всего добродушным человеколюбцем. И правда, в Новом Завете полно эпизодов, описывающих христианского бога проповедующим гуманистические ценности. Например:

35Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. (от Луки, 6:35)

Перед народом Иисус всегда играл добродушного гуманиста

Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте…

Евангелии переполнены проповедями Иисуса, призывающими любить друг друга, прощать обиды и т.п. Христианские священники часто их цитируют.

Только своим апостолам Христос показал своё настоящее лицо

Осквернив Иерусалимский храм, Иисус был обречён на суровое наказание за своё святотатство против главной святыни иудаизма. Понимая, что кары не избежать, Иисус раскрыл ученикам свои истинные намерения.

34Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, 35ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. 36И враги человеку — домашние его. (от Матфея, 10:34-36)

11Когда же поведут предавать вас, не заботьтесь наперед, что вам говорить, и не обдумывайте; но что дано будет вам в тот час, то и говорите, ибо не вы будете говорить, но Дух Святый. 12Предаст же брат брата на смерть, и отец — детей; и восстанут дети на родителей и умертвят их. (от Марка, 13:11,12)

Ясно, что это было и признание, и приказ. Иисус явно мечтал стать настоящим мессией: поднять евреев и захватить власть в Палестине. Все его гуманистические проповеди народу были нужны прежде всего для того, чтобы показать себя святым в глазах рядовых евреев и убедить их беспрекословно подчиниться.

Очевидно, что Иисус мечтал организовать революцию и освободить Палестину от подчинения Риму. Всё-таки, способности пророка-иллюзиониста, которые помогли Иисусу обрести популярность среди необразованных людей в провинции, не были достаточны для столицы, где промышляли десятки подобных фокусников.

По-видимому, после своих первых пророческих удач Иисус почувствовал веру в себя и стал лелеять амбициозные планы — потому безразличие Иерусалима к его прибытию так сильно поразило христианского бога.

Отчаянный Христос ещё попробовал спровоцировать массовые беспорядки оскверняя Иерусалимский храм. Когда и это не убедило иерусалимцев последовать за пророком, стало ясно, что его «миссия» провалилась.

Так, как после такого страшного преступления (по мерам того времени) казнь была неизбежна, Христу пришлось раскрыть свои истинные планы только своим ученикам — вместо разъярённых толп, которые он так мечтал поднять за собой.

Публичный образ — секретное оружие христианства

Евангельская история отчаянного еврея, мечтавшего приманить последователей, которые бы помогли привести в жизнь его кровавые планы, притворяясь великим гуманистом, перевернула мир вверх ногами. Хотя сам Христос потерпел неудачу, христиане полностью переняли блестящую идею своего бога — сделав её главным принципом своей культуры.

Фактически вся история христианства — череда отвратительнейших преступлений, бесстыдно оправдываемых гуманистическими соображениями. Под эгидой любви и сочувствия христиане быстро разрушили практически все гуманистические достижения греко-римской цивилизации — её Возрождение началось только через тысячелетие.

Мои литовийские предки были беспомощны против великого изобретения Иисуса Христа — лицемерия и коварства во имя христианского бога, культуры Джекила и Хайда, ставшей сердцевиной христианской цивилизации. Они позволили христианам поселиться в Литве, наращивать влияние, плести интриги — и в последствии были порабощены на столетия, как и сотни других европейских народов.

Христиане уничтожили сотни цивилизаций и культур во всём мире, стёрли с лица земли тысячи народов. И каждый раз, насилуя, пытая и убивая, христиане проповедовали те же самые басни, с помощью которых их бог когда-то пытался заворожить палестинцев.

Такая хитрая стратегия дала христианам огромное превосходство над их жертвами. Когда христиане впервые приходили в новые страны, они говорили исключительно гуманистическими лозунгами. Таким образом они быстро завоёвывали доверие хозяев, которые не имели причин подозревать их в лицемерии.

Настоящее своё лицо христиане раскрывали только тогда, когда уже были достаточно сильными для захвата власти, а организовать сопротивление было уже слишком поздно. Тогда христиане прерывали своё гуманистическое бла-бла-бла, разрушали святыни местных богов и убивали каждого, кто не соглашался хотя бы публично обратиться в христианство.

Таким образом христиане захватили бóльшую часть земного шара. Стандартная история христианизации случилась и с моей страной: ложь, обман, коварные проповеди, а позже — безжалостное уничтожение всего, что было связано с евронской литовской верой.

Мои литовийские предки были беспомощны против великого изобретения Иисуса Христа — лицемерия и коварства во имя христианского бога, культуры Джекила и Хайда, ставшей сердцевиной христианской цивилизации. Они позволили христианам поселиться в Литве, наращивать влияние, плести интриги — и в последствии были порабощены на столетия, как и сотни других европейских народов.

В течении тысячелетии ничего не изменилось

Сейчас христиане часто льют крокодильи слёзы из-за своих исторических преступлений, но очевидно, что это — лишь очередное лицемерие. В принципе ничего не изменилось. Современная христианская культура держится на той же самой концепции публичного образа, изобретённой Иисусом Христом.

Христиане продолжают обкрадывать слабых, пытая и убивая миллионы людей во всём мире. И точно так же, как это придумал их бог два тысячелетия назад, совершая свой преступления, христиане не перестают плести про права человека, демократию и другие абстрактные ценности.

Миллиарды современных иисусов посвящают свои жизни манипуляции другими с помощью субтильной лжи. Способность обманывать большие группы людей с целью убедить их покупать, голосовать, убивать и т.п. считается в Европе и Америках высочайшей добродетельностью, даже искусством.

Как литовий и евронец, я не могу спокойно смотреть, как настоящая христианская культура лицемерия, обмана и манипуляции разрушает мою страну и всю Европу. И я не собираюсь без борьбы смириться со всепоглощающим господством культа бога-лицемера, который когда-то изобрёл эту культуру.

Вишал Гандхи

Индийский модель, актер сериалов.

Вишал Гандхи (Vishal Gandhi) до того, как дебютировать в кино, пробовал себя на модельном поприще, выходя на подиум и снимаясь в рекламе. Впервые снялся в кино в 2010 году, сыграв небольшую роль в индийском мистическом сериале производства компании Balaji Telefilms «Темная история любви».

В 2013 году на экраны вышел сериал «Цвета страсти», получивший сразу несколько наград в номинациях престижной в Болливуде премии Indian Television Academy Awards. В «Цветах страсти» у молодого актера также была роль второго плана: Вишал Гандхи сыграл Варуна Кумара — парня, которого главная героиня Парвати (Санайя Ирани) знала с детства и за которого должна была выйти замуж, однако жениха красавицы убили. Коллегами Вишала по съемкам в этом сериале были также Ашиш Шарма, Садия Сиддики и др.

Вишал Гандхи женат. В свободное время играет в волейбол.

Вишал Гандхи / Vishal Gandhi. Фильмография

Цвета страсти (сериал, 2013)

Темная история любви (сериал, 2010 – 2011)

Не будьте, как лицемеры

Человек сложен. То, что в человеке доступно взгляду со стороны и прочим телесным чувствам, не есть весь человек. Существует еще человек сокровенный, внутренний. О нем чаще всего упоминает в своих посланиях апостол Павел.

«По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим. 7: 22).

«Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4: 16).

«Да даст вам, по богатству славы Своей, крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф. 3: 16).

По-разному ведут себя эти два человека – внешний и внутренний. По-разному относится к ним душа и господствующий ум. Если один из этих «людей» для души, для ума и воли – сынок, то другой – пасынок.

Можно всю жизнь заниматься внешним человеком: мыть, лечить, украшать, питать и ублажать его. При этом совершенно небречь о сокровенном человеке. Можно поступать наоборот, но таких людей до крайности мало. Возможно, мы ни разу их не встречали, но лишь читали в тех книгах, где говорится о богатырях духа – настоящих подвижниках.

А может быть, возможно совместить оба служения и ублажить и внешнего человека, и внутреннего? Может, и возможно. Но, скорее всего, слова Иисуса Христа, сказанные об отношении к богатству, касаются и этого вопроса: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть» (Мф. 6: 24).

Все труды, рождаемые верой, труды, на которые зовет нас Евангелие, обращены к пользе внутреннего человека. Пост, молитва и милостыня. Они дарят свободу, окрыляют и облагораживают внутреннего человека. Но ценность их сохраняется лишь тогда, когда они совершаются для Бога, перед лицом Божиим, а не для человеческих глаз и похвал. Поститься и молиться нужно «пред Отцом твоим, Который втайне». Иначе добродетель превращается в свою противоположность. Люди видят ее обманчивую внешность, хвалят мнимого подвижника, и тот, получая в Евангелии имя «лицемера», лишает себя всякой награды.

Что касается поста, то есть воздержания от различных сластей житейских и телесных приятностей, то лицемерие здесь, согласно слову Божиему, проявляется в напускной унылости и «принятии на себя мрачного лица, чтобы показаться людям постящимся».

Вместо этого Христос Господь советует помазать главу и умыть лицо, а пост и сетование сохранить в тайне души. Слова об умовении лица и помазании головы нужно понимать, исходя из священной истории и древних обычаев.

Древние люди не знали внутренней скорби, которая не вырывалась бы наружу. То же можно сказать и о радости. Все, что было у человека внутри, он выплескивал вовне. Так и до сих пор живут на Востоке, шумно радуясь и громко плача. Поэтому в период поста – а пост был приурочен к скорбным датам и связан с покаянием – человек разрывал на себе одежду, отказывался от умывания. Вместо ухода за внешним видом, посыпал голову пеплом или прахом земным, размазывал по лицу слезы. Весь его внешний вид должен был говорить о внутренней скорби. И, конечно, со временем получилась ситуация, при которой человек привлекал к себе внимание наружностью, а сердце его при этом могло не плакать и не скорбеть, но искусно лицемерить. От этого и предостерегает нас Господь.

Поэтому нам голову ничем особенным мазать не надо. Это сказано для тогдашних людей с их обычаем помазывания головы маслом в радостные дни. Нам же не стоит увлекаться внешними знаками воздержания, как то: особыми одеждами и уже упомянутым «мрачным лицом». Внешний вид наш всегда должен быть невызывающ, скромен и аккуратен. И по части внешнего вида Великий пост не предъявляет к нам никаких особых требований. Напротив, мы должны ощутить время поста как время душевной весны и время чистой внутренней радости. Облегчение тела от избытка пищи и от лишнего веса, упражнение в чтении слова Божия и молитве способны дать душе ощущение внутренней свежести и – как следствие – радости. Тогда абсурдной покажется внешняя угрюмость и действительно захочется «умыть лицо и помазать главу».

Но даже если пост дастся тяжело, если враг смутит помыслами и нападениями, если вместо внутренней легкости будет сухость и скорбь, то и тогда не надо всему окружающему миру слать сигналы о том, что творится у тебя внутри. Скорби пред Отцом, Который втайне, и Отец твой утешит тебя явно.

Можно быть обычным грешником, ничего особенного из себя не представлять, но ничего особенного из себя и не строить. Это далеко не идеал. Но это лучше, чем попасть в категорию людей, о которых сказано: «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3: 5). О таких далее апостол говорит: «Таковых удаляйся».

Усилимся посему убежать от лицемерия и показушничества, но послужить постом истинным Богу Живому, чтобы «крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке» (Еф. 3: 16).

Борьба с древом греха

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Братия и сестры, сегодня Церковь празднует память святого священномученика Анфима, епископа Никомидийского . Во время одного из гонений на христиан епископ Анфим по просьбе своей паствы удалился из города и жил, никому не известный, в селе, как простой поселянин. Епископа разыскивала римская власть, чтобы предать суду и казни.

Отряд воинов зашел в селение, где скрывался Анфим, и, встретив его, воины спросили не знает ли он, где скрывается Никомидийский епископ. Анфим ответил, что знает и покажет его им, но просил, чтобы они, уставшие в пути, зашли в его хижину и отдохнули. Воины согласились. Анфим поставил на стол скромную трапезу, все, что он имел, и стал радушно угощать «гостей» и прислуживать им. После трапезы он сказал: «Я Анфим! Берите меня». Воины были тронуты гостеприимством старца. Переговорив между собой, они сказали: «Анфим, мы вернемся назад и скажем, что не нашли тебя, а ты в это время скройся отсюда». Но епископ ответил: «Всю жизнь я учил людей правде и теперь ли, на старости лет, я должен вводить вас в грех?

Любая ложь – это страшный грех, тем более ложь перед своим императором. Поэтому исполняйте свой долг». Воины повели Анфима в Никомидию. По пути он учил их вере. Пример старца и его слова так тронули сердца воинов, что они просили его крестить их и, дойдя до реки, лежавшей на их пути, приняли от старца крещение.

Братия и сестры! Если мы спросим себя, какой сегодня самый распространенный грех, страшная язва, эпидемия, охватившая весь мир, то ответ будет: ложь и лицемерие. Как разлившаяся во время потопа вода покрывает землю, проникает в каждую трещину ее, наполняет собой всякую впадину и борозду и постепенно превращает землю в болото, в грязное месиво, в трясину, засасывающую человека, так ложь и лицемерие наполнили нашу жизнь. Это грех, ставший обычным в нашей повседневности; грех, в который мы почти всецело погружены; грех, который мы перестали видеть, зловоние которого мы уже перестали ощущать. А многие даже считают ложь духовной мудростью.

Братия и сестры, говорят, что легче спастись от огня, чем от воды: огонь можно потушить, можно выскочить из горящего здания, но когда разливаются реки, куда бежать человеку? А ложь и лицемерие в наше время похожи на потоки грязи, которые разлились по всей земле. Если мы внимательно последим за собой хотя бы один день, то увидим, сколько лжи и лицемерия проявили мы в этот день. Раньше слова «артист» и «актер» звучали как укор. А теперь говорят «артист», когда хотят похвалить человека, показать его мастером своего дела. И это потому, что мы сами превратились в артистов лжи и лицемерия, мы сами привыкли носить на лице своем маску. Вот пример: встречается человек со своим начальством, и что же? На лице его появляется какая-то подобострастная улыбка, какое-то выражение восхищения. Но, едва разойдясь со своим начальником, этот же человек скажет о нем какую-нибудь гадость или расскажет грязную сплетню. А если встречается с людьми, которые подчинены ему, тогда лицо его принимает неприступный вид, как будто он обладает всеми добродетелями, как будто он стал сверхчеловеком.

Если нужен нам какой-нибудь человек, как мы относимся к нему? Смотрим на него ласково, говорим заискивающе, расспрашиваем о его жизни, справляемся, когда у него день рождения и т. д. Встретится человек, который хочет что-то попросить у нас, и мы стараемся пройти, как будто пробежать мимо него, а когда не удается, смотрим на этого человека как на своего врага. Итак, братия и сестры, у нас на лице вечно какая-то чужая маска. Почему это так? Потому что мы забыли, что человек – это образ и подобие Божие, мы потеряли уважение к человеку, смотрим на нашего ближнего как на простую вещь. И поэтому такое отчуждение царит между людьми, между самыми близкими родными.

Бич нашего времени, какая-то страшная болезнь – это холодность человека к человеку, это отчуждение людей друг от друга. Человек как будто борется против всех, и все – против него; и как на войне необходима хитрость и маскировка, так и в нашей жизни – непрестанная ложь и непрестанное лицемерие. Братия и сестры, эта ложь иссушает человеческое сердце, постепенно превращает его в камень, делает его неспособным ни для чего духовного. И мы носим сердце в своей груди, как труп в гробу. Это сердце, которое не может любить никого.

Мы разучились говорить правду и, самое страшное – мы даже не замечаем этого. И если назовут кого-то из нас трусом, фарисеем, лицемером, мы оскорбимся и не поймем, о чем речь. Братия и сестры, для того чтобы человек стал истинно верующим, он должен научиться говорить правду. Как человек после паралича с трудом, с болью делает каждое движение, каждый шаг, так и нам, словно после духовного паралича, нужно с болью, со страданием, с принуждением себя учиться говорить правду.

Слово отличает человека от всех прочих живых существ на земле. У святых Отцов человек часто называется «существом словесным». Словом он общается с Богом, в слове его великое достоинство и преимущество над другими существами. А выходит так, что животное стоит выше человека, потому что не лжет, а мы лжем. Господь дал нам слово – мы извратили его. Господь дал нам слово для молитвы, для общения друг с другом, слово, как меч против сатаны, а мы обратили его против себя самих.
Знайте, что каждое наше слово не исчезает, оно остается. Братия и сестры, ад – не только в загробном бытии, ад не только там, где мучаются грешники; но есть и здесь сила ада, ад на земле – это страшное, невидимое царство зла. Каждая ложь, каждое лживое и лицемерное слово не исчезает в воздухе, как нам кажется бесследно, они сохраняются, словно в невидимой кладовой или сокровищнице, в этом страшном царстве зла. И наши грехи, наша ложь, собираясь, превращаются в какую-то разрушительную сатанинскую силу и энергию, которая потом проявляется на земле в виде страшных катастроф и испытаний, а мы не понимаем, откуда все это происходит.

Итак, помните, братия и сестры, что велико значение человеческого слова. Через слово человек может поднять свой ум над землей, через слово он может в молитве приблизиться к Богу, но через слово он может служить и демону и поэтому каждое лживое и лицемерное слово невидимо расширяет это страшное царство греха и зла.

Аминь.

Рафаил (Карелин), архимандрит
Путь христианина. Проповеди архимандрита Рафаила (Карелина)

В древнегреческом театре актёры во время спектакля выражали чувства героя, надевая определённые маски. Делалось это для того, чтобы вызывать нужные эмоции у публики. Значение слова «лицемер» в русском языке связывают с двумя древнеславянскими словами: «лицо» («лице») и «мена» («мень»). Дословно это сочетание можно трактовать как смену лиц-масок. Позднее вторая составляющая стала произноситься как мера. В результате лицемерие обрело своё современное звучание и значение.

Лицемерие — что это?

У каждого из нас свои понятия относительного того, что такое лицемерие и что является хорошим, а что безнравственным. Такое качество как человеческое лицемерие – одно из худших во всех религиях и культурах. Лицемерием принято называть негативным моральным качеством, состоящее в совершении безнравственных поступках для антигуманных целей и эгоистичных интересов. В таких ситуациях человек может говорить одно, а делать совершенно другое. От лицемера никогда не знаешь чего ожидать, ведь такие люди зачастую непредсказуемые для окружающих.

Лицемерие — психология

Возможно, причины такого поведения кроются в том, что с детских лет человек подвергался обману и унижениям. Отчаявшись, он разуверился в людях и превратился в такого отчаянного манипулятора, который добивается своего любыми путями. Прежде, чем осуждать кого-то за его поведение, важно разобраться и понять почему же человек поступает так или иначе. Возможно, у него есть свои причины для аморальных поступков. Хотя и оправдывать подобные действия не нужно. У такого безнравственного поведения есть свои причины. Знает психология, почему люди лицемерят:

Страх. Он нередко становится причиной лицемерия, поскольку заставляет человека приспосабливаться к жизни и лицемерить.

Желание человека казаться окружающим лучше, нежели он является в действительности. Такие люди редко проявляют личное мнение. Собственными суждениями они хотят угодить кому-то.

Не совсем сформированные взгляды на жизнь. Бывает так, что человек еще не имеет определенных жизненных устоев, и сам не знает, что хочет. По этой причине ему приходится лицемерить.

Лицемер — это хорошо или плохо?

Ответ на вопрос, лицемерие — это хорошо или плохо, однозначный – плохо. Хотя, при желании, можно найти массу оправданий такому поведению. Всем людям периодически в зависимости от ситуации свойственно менять свое поведение, говоря с одними грубо, а с другими ласково и т.д. Однако лицемерие принуждает людей надевать «маски» и делать только то, что им необходимо в данной ситуации. Можно говорить про то, что такие люди предают самих себя. Жить с постоянным чувством двуличности не нравится никому. В душе каждый человек хотел бы быть собой и не примерять чужие роли.

Лицемерие — признаки

Когда тебе в лицо говорят одно, а за спиной шепчутся, вряд ли такое поведение можно назвать благоприятным. Понять, что человек лицемерит не так и сложно. Для этого важно знать основные признаки нелицеприятного в обществе поведения:

Лживость. Так если человек не единожды был пойман на обмане, то можно не сомневаться, что он и есть самый настоящий лицемер, от которого нужно держаться как можно дальше.

Неумение или нежелание выполнять свои обещания. Когда человек не может держать свое слово, то таким поведением он подставляет того, кто ему поверил, доверился. Иногда бывают ситуации, при которых непросто выполнить обещанное, но во многих случаях лицемер не может сдержать свое слово по причине лени, либо собственного двуличия.

Вероломство. Когда человек осознанно хочет кого-то обмануть, то этим он совершает вероломный поступок. Таких людей нередко именуют предателями, поскольку им не удалось оставаться верными своим клятвам и поступкам.

Лицемерие и притворство. Лицемерные люди часто хотят казаться лучше, нежели они есть на самом деле. Тем самым такие личности притворяются и обманывают окружающих.

Лицемерие и двуличие

Нередко мы задаемся вопросом, что такое лицемерие в нашей жизни и чем оно отличается от двуличия. Эти два качества являются отрицательными и при этом противоположными честности, искренности и откровенности. Однако есть между ними и различия. Двуличие имеет оборонительный характер и нередко считается укрытием от неприятностей. Что касается лицемерия, то под ним понимают желание извлечь выгоду из определенной ситуации и поставить себя выше других.

Кто такой лицемер?

Распознать его не так просто, но возможно. Нужно лишь немного понаблюдать за человеком. Если он избегает смотреть в глаза, то, возможно, желает что-то скрыть. Не всегда это связано лишь со злыми умыслами, но в любом случае является поводом задуматься. Если собеседник уклончив в своих ответах, то это также может свидетельствовать о том, что он желает что-то скрыть или кого-то запутать. Лицемерие как отражение дня сегодняшнего. Кто такой лицемер – человек несчастный, запутавшийся в собственной лжи, или негодяй-притворщик, использующий окружающих в своих целях? Реалии современного мира, в котором лидирующие позиции занимают престиж, власть, деньги и другие так называемые атрибуты материального счастья, подталкивают человека к такому поведению. Многие стараются быть удобными, угодливыми, приятными собеседниками. Делается это из самых различных соображений: попасть в хорошую компанию состоятельных товарищей; услужить начальнику, ожидая от него премиальных; сделать комплимент в надежде на скидку. Современное общество слишком изменчиво и непостоянно. И оно вынуждает человека лицемерить, приспосабливаясь к тем идеалам, которые ставятся перед ним. Человек, привыкая притворяться перед людьми, не может остановиться. Потом он начинает притворяться и перед самим собой.

Расплата лицемера

Подобное поведение, равно как и всякое другое, рано или поздно приносит плоды. Желание лицемера пользоваться людьми, преследуя свои интересы и злоупотребляя их доверием, ни к чему хорошему его не приведёт. Достигая целей путем обмана, подменяя истинные мотивы ложными, манипулируя, такой человек вряд ли может стать по-настоящему счастливым, поскольку подобные плоды не приносят положительных всходов. Расплатой может быть что угодно: недоверие друзей и близких; разочарование любимых; охлаждение отношений с родными; подозрительность начальства. Список можно продолжать бесконечно. Но самым тревожным симптомом становится потеря себя самого. Тогда лицемерящий уже не может ощутить себя настоящим, искренним, честным не только с людьми, но и с самим собой.

Лицемерие — как бороться

Всем известно про то, что лицемерие — это порок и с ним необходимо бороться. То есть оставлять все как есть и продолжать так жить и дальше нельзя. Однако даже при желании сам обладатель такого качества не в силах что-либо сделать для изменений. Чтобы избавиться от такого негативного качества нужно контролировать собственные поступки и слова. Нужно все поступки анализировать и при этом не допускать лжи. Необходимо понимать, что лицемерие является проявлением минутной слабости. Своя позиция – одно из важных отличий сильного человека.

Повышать самооценку. Если человек уверен в своей правоте, то он никогда не сможет лицемерить. Для него подобное поведение будет неприемлемым.

Грех лицемерия

В православии лицемерие — это грех. «В основе лицемерия ложь, а отец лжи – дьявол» — так говорится про лицемерие в Библии. При этом неважно, идет речь о государстве, трудовом коллективе или же семье. Ни одно сообщество не может устоять, если оно внутри разделяется, поскольку разделение – это нарушение целостности и силы такой общности. По этой причине можно уверенно говорить про то, что для всех православных христиан подобное поведение является неприемлемым.

– Если лицемер говорит, то непременно лжёт.

– Давая обещания, он всегда нарушает их.

– Лицемер, предоставляющий какие-либо гарантии, всегда предаёт. Когда человеку присуще лишь одно из этих качеств, то есть необходимость в покаянии. Необходимо быстро исправиться, чтобы болезнь эта не превратилась в хроническую.

Иисус Христос всегда осуждал такое поведение.

Он предупреждал, что лицемеры не смогут войти в Царство небесное и избежать мучений ада. Иисус постоянно обличает фарисеев, называя их лицемерами, которые все делают напоказ. Они лишь демонстрируют свою праведность людям, а сердца их остаются чуждыми покаянию и истинной вере. Лицемер всегда лжив и неискренен. Он только изображает смирение и покаяние, а на самом деле продолжает жить с грехом. Апостолы в своих учениях также стараются предупредить христиан об опасности лицемерия, которое всегда было противно Сыну Божию. Они призывают к искренней любви, вере и жизни во Христе.

Материал к публикации подготовил Геннадий Левчук

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *