Через 40 дней

Значение панихиды для душ умерших

Смерть святой Феодоры и видения мытарств души (Лубок,XIX век)

В первые дни перед погребением душа человека в сопровождении ангелов посещает значимые для себя места. На 3−й день душа возносится для первого поклонения Богу. Встреча умершего с Богом станет первым моментом истины, когда все совершенные дела откроются. Поэтому Церковь молится об усопшем на 3−й день особо, прося у Бога милости для покойника.

До 9−го дня душа находится в райских обителях и наблюдает красоту Царства Небесного. Усопший видит мир истинных ценностей. После его вновь приводят к Престолу Божьему. И с 9−го по 40−й день душа направляется в ад, для того, чтобы увидеть, какова судьба живших неправедной жизнью людей. Затем происходит третье поклонение перед Богом, за которым следует частный суд, и определение загробной участи усопшего вплоть до Страшного Суда.

Во время земной жизни человек, обладая физическим телом, имеет способность молиться и менять себя. В загробном мире такой возможности уже нет. Человек остается наедине с нерешенными внутренними проблемами, грехами, поступками, ложными ценностями. Они как балласт отягощают душу и причиняют ей страдания.

Но молитвы живых об усопших способны облегчить состояние человека в ином мире. Душа живого человека преображается во время молитвы и получает благодать. То же самое происходит и с усопшим, когда за его посмертную участь молятся люди на земле.

Панихида − спасательный круг для умерших. Можно не только облегчить страдания души, но и упросить Бога о великой милости усопшему на Суде. В молитвах за близких, находящихся на «том свете», мы проявляем свою любовь и оказываем им максимально возможную помощь. Счастье усопших находится в руках живых людей.

Через службу «ЕлицыЗаписки» Вы можете подать записки на панихиды в 7 известных русских монастырей

Загробная жизнь и ее неопределенность — это то, что чаще всего приводит человека к размышлениям о Боге и Церкви. Ведь по учению Православной Церкви и любых других христианских доктрин, душа человека — бессмертна и она, в отличие от тела, существует вечно.

Человека всегда интересует вопрос, что же произойдет с ним после смерти, куда он отправится? Ответы на эти вопросы можно найти в учениях Церкви.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Смерть и христианин

Смерть всегда остается неким постоянным спутником человека: умирают близкие, знаменитости, родные и все эти потери заставляют задуматься о том, что будет, когда эта гостья придет ко мне? Отношение к концу во многом определяет течение человеческой жизни — ожидание ее мучительно или человек прожил такую жизнь, что в любую минуту готов предстать перед Творцом.

Стремление не думать о ней, вычеркнув из мыслей — это неправильный подход, ведь тогда жизнь перестает иметь ценность.

Христиане верят, что Бог подарил человеку вечную душу, в отличие от тленного тела. И это определяет течение всей христианской жизни — ведь душа не исчезает, а значит, обязательно увидится с Творцом и даст ответ за каждое дело. Это постоянно держит верующего в тонусе, не позволяя проживать дни бездумно. Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной, и вот куда дух направиться после этого перекрестка напрямую зависит от качества жизни на земле.

Православная аскетика имеет в своих трудах выражение «память смертная» — постоянное удержание в мыслях понятие конца мирского существования и ожидание перехода в вечность. Именно поэтому христиане ведут осмысленную жизнь, не позволяя себе тратить минуты впустую.

Приближение смерти с такой точки зрения, не является чем-то ужасным, но вполне логичным и ожидаемым действием, радостным. Как сказал старец Иосиф Ватопедский: «Я заждался поезда, а он все не приходит».

Первые дни после ухода

Православие имеет особое понятие о первых днях в загробном мире. Это не строгий догмат веры, но позиция, которой придерживается Синод.

Смерть в христианстве является некой точкой перехода от жизни мирской к небесной

Особыми днями после смерти считаются:

  1. Третий — это традиционно день поминок. Это время духовным образом связано с Воскресением Христа, которое произошло в третий день. Св. Исидор Пелусиот пишет, что процесс Воскресения у Христа занял 3 дня, отсюда и сформировалось представление, что человеческий дух также на третий день переходит в вечную жизнь. Другие авторы пишут, что число 3 имеет особенное значение, его называют Божьим числом и оно символизирует веру в Святую Троицу, поэтому и поминать человека надо в этот день. Именно в панихиде третьего дня у Триединого Бога просят отпустить умершему грехи и простить;
  2. Девятый — еще один день поминовения мертвого. Св. Симеон Солунский писал об этом дне как о времени вспомнить 9 ангельских чинов, к которым может быть причислен дух усопшего. Именно столько дней дается душе умершего для полного осознания своего перехода. Об этом упоминает св. Паисий в своих трудах, сравнивая грешника с пьяницей, который в этот период трезвеет. В этот период душа смиряется со своим переходом и прощается с мирской жизнью;
  3. Сороковой — это особый день поминовения, поскольку по преданиям св. Солунского, это число имеет особую важность, ведь Христос на 40 день был вознесен, значит и умерший в этот день предстает перед Господом. Также и народ Израиля оплакивал своего вождя Моисея именно такое время. В этот день должна не только прозвучать молитва-прошение милости для усопшего у Бога, но и сорокоуст.

Важно! Первый месяц, в который и входят эти три дня, крайне важен для близких — они смиряются с утратой и начинают учиться жить без близкого человека.

Три вышеперечисленных даты необходимы для особого воспоминания и молитвы об ушедшем. В этот период их горячие молитвы за усопшего доносятся до Господа и, в соответствии с учением Церкви, могут повлиять на конечное решение Творца относительно души.

Куда отправляется дух человека после жизни

Где же именно пребывает дух покойного? Точного ответа на этот вопрос нет ни у кого, поскольку это тайна, скрытая от человека господом. Каждый узнает ответ на этот вопрос после своего упокоения. Единственно, что точно известно — переход духа человеческого от одного состояния к другому — от мирского тела к вечному духу.

Только Господь может определить место вечного пребывания души

Тут гораздо важнее узнать не «куда», а «к кому», ведь неважно где будет находиться человек после, главное с Господом ли?

Христиане верят, что после перехода в вечность, Господь вызывает человека на суд, где определяет ему место вечного пребывания — небеса с ангелами и прочими верующими, или ад, с грешниками и демонами.

Учение Православной Церкви говорит о том, что лишь Господь может определить место вечного пребывания души и никто не может повлиять на Его суверенную волю. Это решение является ответом на жизнь души в теле и ее поступки. Что выбрала она при жизни: добро или зло, покаяние или гордое превозношение, милосердие или жестокость? Лишь поступки человека определяют вечное пребывание и по ним Господь судит.

По книге Откровение Иоанна Златоуста можно сделать вывод, что род людской ждет два суда — индивидуальный для каждой души, и общий, когда все мертвые воскреснут после конца мира. Православные богословы убеждены, что в период между индивидуальным судом и общим у души есть возможность изменить свой приговор, по молитвам своих близких, добрым делам, которые творят в его память, воспоминания в Божественной литургии и поминки с подаянием.

Мытарства

Православная Церковь верит, что дух по пути к престолу Божьему проходит определенные мытарства или испытания. Предания святых отцов говорят, что мытарства заключаются в обличении злыми духами, которые заставляют сомневаться в собственном спасении, в Господе или Его Жертве.

Слово мытарства происходит от древнерусского «мытня» — места сбора штрафов. То есть дух должен заплатить некий штраф или быть испытан некими грехами. Помочь пройти это испытание могут собственные добродетели, которые усопший нажил, будучи на земле.

С духовной точки зрения, это не дань Господу, но полное осознание и признание всего того, что мучило человека при жизни и с чем он не сумел до конца справиться. Лишь надежда на Христа и Его милость может помочь душе преодолеть эту черту.

Православные жития святых содержат множество описаний мытарств. Их рассказы крайне яркие и написаны достаточно подробно, чтобы можно было живо представить себе все описываемые картины.

Икона Мытарства блаженной Феодоры

Особенно подробное описание можно найти у св. Василия Нового, в его житие, которое содержит рассказ блаженной Феодоры о ее мытарствах. Она упоминает о 20 испытаниях грехами, среди которых:

  • слово — оно может исцелить или убить, оно — начало мира, согласно Евангелию от Иоанна. Грехи, которые содержаться в слове не пустые высказывания, они имеют такой же грех, как и материальные, совершенные поступки. Нет разницы между изменить мужу или сказать об этом вслух, мечтая — грех одинаков. К таким грехам относятся хамство, непристойности, пустословие, подстрекательство, кощунство;
  • ложь или обман — любая неправда, сказанная человеком есть грех. Сюда относятся также лжесвидетельство и клятвопреступление, которые являются серьезными грехами, а также нечестный суд и обвес;
  • чревоугодие — это не только услаждение своего живота, но и любое потакание плотской страсти: пьянство, никотиновая зависимость или наркотическая;
  • лень, вместе с халтурой и тунеядством;
  • воровство — любой поступок, следствие которого — присвоение чужого, относиться сюда: кража, мошенничество, махинации и пр.;
  • скупость — это не только жадность, но и бездумное стяжание всего, т.е. накопительство. К этой категории относиться и взяточничество, и отказ в милостыни, а также вымогательство и лихоимство;
  • зависть — зрительное воровство и жадность до чужого;
  • гордость и гнев — они разрушают душу;
  • убийство — как словесное, так и материальное, доведение до самоубийства и аборты;
  • гадание — обращение к бабкам или экстрасенсам есть грех, там написано в Писании;
  • любодеяние — это любые похотливые действия: просмотр порнографии, рукоблудие, эротические фантазии и пр.;
  • прелюбодеяние и содомские грехи.

Важно! Для Господа нет понятия смерти, дух лишь переходит от материального мира в нематериальный. Но какой она предстанет перед Творцом, зависит лишь от ее поступков и решений в мире.

Дни поминовения

Сюда относятся не только первые три важных дня (третий, девятый и сороковой), но любые праздники и простые дни, когда близкие вспоминают об усопшем поминают его.

Слово «поминки» означает поминовение, т.е. воспоминание. И в первую очередь — это молитва, а не просто мысль или горечь от разлуки с мертвым.

Совет! Молитва совершается для того, чтобы испросить у Творца милости для умершего и оправдать его, если даже он того не заслужил сам. По канонам Православной Церкви Господь может изменить Свое решение об умершем, если за него активно молятся и просят его близкие, совершая милостыни и добрые дела в его память.

Особо важно совершать это в первый месяц и 40-й день, когда душа предстает перед Богом. На протяжении всех 40 суток читается сорокоуст, по молитве каждый день, а в особые дни заказывается заупокойная служба. Вместе с молитвой, близкие посещают в эти дни церковь и кладбище, подают милостыни и раздают поминальное угощение в память о покойном. К таким поминальным датам относятся и последующие годовщины смерти, а также особые церковные праздники поминовения умерших.

Святые отцы также пишут о том, что поступки и добрые дела живых могут также стать причиной изменения Божьего приговора умершему. Загробная жизнь полна тайн и загадок, никто из живых точно не знает о ней ничего. Но мирской путь каждого является тем показателем, который может указать на то место, в котором дух человека проведет всю вечность.

Что такое мытарства? Протоиерей Владимир Головин

Загробная жизнь

Как живут наши умершие и как будем жить и мы после смерти

От автора

Часть первая. Смерть в отношении к бессмертию О смерти Явление смерти на земле Определение смерти Всеобщность смертного закона Причина смерти Неестественность и необходимость смерти Благотворность смерти Исход души Исход души праведной Исход души грешной Третий день и мытарства. Значение дней: девятого, сорокового и годового Часть вторая. Внутренняя связь и взаимное отношение между живыми и умершими Духовно-нравственное царство и члены его Основания единения и общения миров: настоящего (земного) с загробным (духовным), живых с умершими Первое основание: Господь Иисус Христос, Его благодать и святая вера Второе основание: жизнь и порядок нравственного развития Третье основание: бессмертный дух человека Определение единения, союза, отношения и общения миров загробного с земным Видимое выражение единения, союза, отношения и общения миров загробного с земным Единение, союз, отношение и общение миров настоящего с загробным Союз и общение живущих на земле с миром ангельским вообще: а) с ангелами святыми б. Со злыми духами Вообще о союзе и общении миров земного с загробным, живых с умершими а) О союзе и общении со святыми б) Союз и общение с несовершенными в) Союз и общение с потерянными для царства небесного Явление на земле людям существ из мира духовного – ангелов и душ а) Явление на земле добрых Ангелов б) Явление на земле злых духов в) Явление на земле святых г) Явление душ из ада Часть третья. Догмат учения Церкви о ходатайстве живых за умерших и испрошение прощения грехов некоторым грешникам 1. На чем основывает Церковь свое учение о возможности спасения некоторых умерших грешников а) Основания испрошения прощения грехов умершему: любовь и вера б) Священное Писание Ветхого Завета в) Евангельское учение г) Предания Апостолов д) Учение отцов и учителей церкви е) Постановления Святых Соборов ж) Действительные примеры 2. Значение настоящей жизни живых в отношении к загробной жизни умерших 3. Ходатайство пребывающих на земле о перешедших в загробный мир. Молитва 4. Церковь и ее ходатайство а) Литургия б) Родительские дни или субботы I. Мясопустная Родительская вселенская суббота II. Троицкая Родительская Вселенская Суббота III. Родительские Вселенские Субботы: 2-й, 3-й и 4-й недели Великого Поста IV. Родительский День – Фомин вторник V. 29-е августа VI. Дмитриевская суббота VII. Дни поминовения усопших православных особ Царского Дома 5. Частное ходатайство оставшихся на земле родственников, друзей, знакомых об усопшем 6. Милостыня 7. Не всех живых ходатайство полезно умершим, и не всем умершим полезно ходатайство живых 8. Дополнение а) Значение дней: 3-го, 9-го, 40-го и годового от смерти усопшего. Кутья б) Польза живым от молитвы за умерших в) Своевременность молитвы за умерших Часть четвёртая. Загробная жизнь Внутренняя связь с предыдущими частями Отдел I. Загробная жизнь вообще Определение загробной жизни Названия состояний душ за гробом, или места их загробного пребывания Периоды загробной жизни. Возраст, жизнь личная, сознательная и деятельная Отдел II. Первый период загробной жизни. Определение этого периода Жизнь и деятельность души и ее отдельных сил за гробом вообще Внутренняя жизнь – внутренняя деятельность Внешняя жизнь – внешняя деятельность Союз и общение загробного мира с настоящим Союз и общение душ в загробном мире Жизнь и деятельность в раю. Начало этого загробного состояния на земле. Разные наименования местопребывания святых Местонахождение и описание блаженного жилища первого периода Основание и определение блаженной жизни, блаженства Внутреннее и внешнее несовершенное блаженство или деятельность души в раю Жизнь и деятельность в аду и в геенне: начало этих загробных состояний – адского и гееннского на земле Разные наименования местопребывания душ: нерешенного и осужденного Обитатели ада и геенны Отдел III .Второе пришествие Христово на землю Второе пришествие Христово на землю Воскресение мертвых тел. Основание воскресения мертвых тел Окончательный суд Божий над существами нравственными: всеобщий суд – суд над христианами и над нехристианами Конец века – мира Отдел IV. Второй бесконечный период загробной жизни Определение второго периода жизни в геенне О разрешительной молитве Молитва

От автора

Для скорбящего сердца человечества, за живую струну которого постоянно затрагивала грозная «смерть» поставить на вид понятие «жизнь», и мнимое небытие заменить живым сознанием бытия, и выразиться соответственно внутреннему голосу скорбящего сердца так, как таинственно оно, убитое горем, шептало холодному уму: «где теперь он – она?., что теперь с ним – с ней?., не стало его – ее?.. Что делает он – она?..

Сердце, уверенное духом человека в бессмертии, не сомневалось, что умерший, умершая живут (по свидетельству истории религий).

Но, не довольствуясь этим, сердце человечества на всех ступенях его религиозно-нравственного развития задавало издревле уму вопрос: «Как же живут?., так ли живут за гробом наши умершие, как жили они и на земле, или нет?..»

Дух человека, омраченный падением, утешая сердце, отвечал: «не живут» или «живут так же как и на земле». Например – все язычество… И даже евреи спрашивали Иисуса Христа о том же, на что и получили ответ от Господа Сердцеведца. Ответ решающий, исконный, на вопрос сердца человеческого – что и за гробом наши умершие живут как ангелы. Для убитого горем сердца по смерти близкого человека требуется врачевание сердцу убитому, смущенному тем, что не стало дорогого предмета. И вот неожиданно оно (сердце), которое живет верою, надеждою и любовью, слышит, что оплакиваемый, как бы уже не существующий. ЖИВ и ЖИВЕТ!!. Довольно… и печальному сердцу опять стало легко!..

Что происходит до 40 дней после смерти?

Во время жизни тело и душа человека неразделимы. Смерть является остановкой для тела, а душа начинает путешествие. До 40 дней происходят «прогулки» по раю и аду. «Экскурсия» в рай значительно короче. Считается, что за пройденную жизнь совершается больше плохих поступков, чем хороших.

В аду начинают мытарства. Их двадцать. Это сложный и ответственный этап. Своеобразный экзамен, проверяющий все страсти. Насколько сильны они по степени зла. Например, взять страсть к воровству. Один берет незначительные деньги из кармана друга или знакомого, другой – подделывает документы, третий — берет крупные взятки.

Леность, зависть, гордость, гнев, ложь и другие мытарства – проверка на то, как сильно овладел дьявол над человеком. Дьявол не может пленить человеческую душу, но господствуя над душой, он показывает ее несостоятельность перед Царством святых. Поэтому при прохождении мытарств выявляется, было ли единство с Богом и с прописанными в Библии законами.

Во время жизни на земле человек может покаяться и попросить прощения за совершенные грехи. Господь примет каждого грешника, молящегося искренне. Загробный мир такого шанса не предоставляет. Здесь все как на ладони: что сделал, то получил. Поэтому при разборе деяний учитывается малейший проступок.

Что означает 40-й день после смерти?

На 40-й день душа предстает перед Божьим судом. Адвокатом для нее становится ангел-хранитель, который защищает человека всю его жизнь. Он выявляет добрые дела, и приговор становится более мягким. Если деятельность была соразмерна с чистыми помыслами, то наказание не слишком строгое.

Муки ада избегаются благодаря правильным поступкам. Но в современном мире тяжело устоять перед соблазнами. Если придерживаться основных Божьих правил, творить добрые дела и причащаться при малейшем отступлении от верной дороги, испытания пройдут легче и быстрее. Человек должен думать о предстоящих мытарствах, чтобы не подвергать душу тяжелым проверкам.

После 40 дней душе предоставляется право вернуться на землю, обойти родные места и навсегда попрощаться с теми, кто особенно дорог. Обычно родные умершего уже не ощущают его присутствия. Отправляясь на небо, душа принимает решение, которое вынес суд за деяния, совершенные во время жизни: темная бездна или вечный свет.

Для усопших молитва родных – лучший показ безграничной любви. В монастырях, где каждый день проходит служба, можно заказать сорокоуст (ежедневное поминовение на протяжении 40 дней). Слово молитвы, как капля воды в пустыне.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *