Что делать если отчаялся

Молитва от уныния, депрессии, тоски и отчаянья

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же посетите нашу страничку в Одноклассниках и подписывайтесь на ее Молитвы на каждый день Одноклассники. «Храни Вас Господь!».

Тоска, уныние и тем более депрессивное состояние является не просто плохим настроением, которое становится лучше лишь от одного незначительного радостного события, такое состояние скорее можно отнести к болезни, причем даже затяжной.

В православной религии уныние и депрессия помимо всего прочего были соотносимы со смертным грехом. Стоит отметить, что при жизни были тяжело боримы с духом уныния и некоторые святцы. И от них как раз таки дошли к нам тексты, помогающие в преодолении сего духа, одними из таких является молитва от тоски по умершему.

От депрессии и отчаяния кому молиться?

Существует множество молебней чудотворцам, которые могут помочь в избавлении от такого сложного состояния. В первую очередь необходимо выбрать один или же несколько священных текстов, которые смогут оказать благотворное влияние именно на просящего.

Определить какая именно молитва от тоски и уныния по человеку поможет довольно просто, то есть при чтении любой из молебени православный верующий должен ощутить, что именно эта молитва способна ему помочь.

Каждому кто нуждается и искренне попросит, будет дарована сильная молитва в отчаянии. Сам же выбор при этом просто необходим, ведь причины и виды появления этого состояния могут быть разнообразны, поэтому и нужно найти именно того чудотворца, который как можно скорее услышит, поймет и исполнит просьбу верующего.

И соответственно молитвенные тексты, также как и причины могут быть разными, даруя помощь в той или же иной ситуации, к примеру:

  • Молитва от уныния поможет тем, кто пребывает в эмоциональном заключении;
  • Если же человек находится в разлуке со своей семьей и близкими ему людьми, то молитва от тоски поможет ему справиться с этим;
  • А вот молебень от печалей способен избавить верующего человека от неудач в разных делах.

Святые, помогающие исцелится от лени, от уныния и отчаяния:

  1. Праведный Иоанн Кронштадтский;
  2. Святая Великомученица Варвара;
  3. Николай Угодник;
  4. Святец Тихон;
  5. Преподобный Ефрем;
  6. Мученик Трифон;
  7. Божья мать – особенно эффективной такая молитва станет, если ее провозгласить перед иконой «Нечаянной радости».

Обратиться к этой иконе Девы Марии можно такими словами:

От лени и уныния

Молитва Александру Римскому от лени поможет тем, кто постоянно себя услаждает «ничегонеделаньем», проводит все время в праздных делах, не может взять себя в руки и собраться с мыслями. Стоит отметить, что данное обращение является одним из наиболее сильных и действенных.

«Господи Иисусе Христе, внемли рабу Твоему, страдающему за имя Твое, и подай благодать Твою; пусть там, где будут почитать мою память, чудесно подаются исцелению больныя во славу имени Твоего.

В земной юдоли многими скорбями мучимы, бедами тесными, бурею искушений и соблазнов смущаемые, многообразными болезнями удручаемые, мы ослабеваем духом и впадаем в уныние и краткие дни нашей жизни и бездействии проводим. не имея за собою никакого приобретения, так как нет у нас добрых дел, при помощи которых мы могли бы в будущей жизни быть оправданными и получить вечное блаженство.

Поэтому мы умоляем тебя, святый мученик Александр, помоги нам свергнуть с себя бремя нерадения и ленности, чтобы бодро приступить к подвигам трудолюбия и пребыть твердыми в стремлении и делании духовном при снискании спасения тебе.

И о больных услышь мольбу нашу, святый Александр, и нас, страдающих телесными, душевными недугами, исцели, появляясь на помощь нам, потому что ты, пред кончиною своей, молился о тех, кто будет почитать твою память, чтобы были они избавлены от всяких болезней.

Итак, о нас, совершающих память твою, яви заботу и от болезней сохрани нас и немощных, призывающих тебя, исцели, да всеми будет прославляемо имя Божие во все времена. Аминь».

Молитва от депрессии святому Тихону

Молитва от депрессии, тоски и отчаяния является искренним обращением рада божьего, криком о помощи при появлении сильной эмоциональной подавленности.

«О всехвальный святителю и угодниче Христов, отче наш Тихоне! Ангельски на земли пожив, ты яко ангел благий явился еси и в дивнем твоем прославлении.

Веруем от всея души и помышления, яко ты, благосердный наш помощниче и молитвенниче, твоими неложными ходатайствы и благодатию, от Господа обильно тебе дарованною, присно способствуеши нашему спасению.

Приими убо, ублажаемый угодниче Христов, и в час сей наша недостойная моления: свободи ны твоим заступлением от облегающаго нас суесловия и суемудрия, неправоверия и зловерия человеческаго.

Потщися, скорый о нас предстателю, благоприятным твоим ходатайством умолити Господа, да пробавит Своя великия и богатыя милости на нас грешных и недостойных рабов Своих, да уврачует Своею благодатию неисцельныя язвы и струпы растленных душ и телес наших, да растворит окаменелая сердца наша слезами умиления и сокрушения о премногих согрешениях наших, и да избавит ны от вечных мук и огня геенскаго: всем же верным людем Своим да дарует в нынешнем веце мир и тишину, здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвнее житие поживше во всяком благочестии и чистоте, сподоби мя со ангелы и со всеми святыми славити и воспевати Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь».

Молебен от тоски по любимому

Молитвенный текст от тяжелых состояний помогает:

  • Общее состояние просящего улучшается;
  • Появляются изменения в настроение, человек более позитивно ко всему относится;
  • Унять тоску по любимому человеку;
  • Справиться с неразделимой привязанностью.
  • Отпустить умершего;
  • Сконцентрироваться на работе;
  • Найти занятие по душе и отвлечься от горестных мыслей.

«Живый в помощи вышняго, в крове Бога небеснаго Водворится речет Господеви: Заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой и уповаю на Него. Яко Той избавит тя, от сети ловчи и от словесе Мятежна, плещма Своима осенит тя, И под крыле Его надеешися, орудием обыдет тя Истина Его. Не убоишися от страха ночнаго, От стрелы летящия во дни, От вещи, во тьме приходящия, От сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща и тма одесную тебе, К тебе же не приближется. Обаче очима Твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышнягоположил еси прибежище твое. Не придет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему. Яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя Во всех путех твоих. На руках возмут тя, да некогда преткнеши о камень ногу твою, На аспида и василиска наступиши и попереши, льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и , покрыю и, яко позна имя Мое, Ввозовет ко Мне, и услышу его, с ним есмь в скорби, Изму его и прославлю его, долготою дний исполню его И явлю ему спасение Мое».

Храни Вас Господь!

Смотрите еще и молитву Святому Фоме от депрессии:

Об унынии. Часть 2

Уныние возникает от недоверия к Богу, так что можно сказать, что это плод маловерия.

Но что такое, в свою очередь, недоверие к Богу и маловерие? Оно не возникает само собой, из ниоткуда. Оно является следствием того, что человек слишком сильно доверяет себе, потому как слишком высокого о себе мнения. И чем больше человек доверяет себе, тем меньше он доверяет Богу. А доверие себе более, чем Богу, – яснейший признак гордыни.

Поэтому, по словам преподобного Анатолия Оптинского, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться». «Отчаяние – обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием» (святитель Феофан Затворник).

Как только случается в жизни гордеца что-либо, что изобличает его бессилие и неосновательность доверия к самому себе, он тут же унывает и отчаивается.

А такое может произойти от самых разных причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются большими преимуществами, чем он; или же от стеснительных обстоятельств жизни, как свидетельствует о том преподобный Амвросий Оптинский.

Человек смиренный, верующий в Бога, знает, что этими неприятными обстоятельствами испытывается и укрепляется его вера, как укрепляются мускулы спортсмена на тренировках; он знает, что Бог рядом и что Он не положит испытаний сильнее, чем можно вынести. Такой человек, надеющийся на Бога, никогда не унывает даже в тяжких обстоятельствах.

Гордец же, надеявшийся на себя, как только оказывается в тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в силах, сразу же впадает в уныние, думая, что если он не может исправить случившегося, значит, это не может исправить никто; да еще при этом тоскует и раздражается из-за того, что эти обстоятельства показали ему собственную его слабость, чего гордец не может вынести спокойно.

Именно потому, что уныние и отчаяние есть следствие и, в определенном смысле, демонстрация неверия в Бога, один из святых сказал: «В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа!»

Итак, гордость и маловерие есть одни из главных причин уныния и отчаяния, но все же далеко не единственные.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит о двух основных видах отчаяния, происходящих из разных причин: «Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа, по причине множества сих язв, погружается и от тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили своего падения… От первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего – смирение и то, чтобы никого не судить».

Второй корень уныния – неудовлетворенность страстей

Итак, что касается второго вида отчаяния, происходящего от гордости, мы уже выше показали, каков его механизм. А что подразумевается под первым видом, «происходящим от множества грехов»?

Этот вид уныния, по утверждению святых отцов, приходит тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе удовлетворения. Как пишет преподобный Иоанн Кассиан, уныние «рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти,когда кто видит,что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи».

Например, чревоугодник, страдающий язвенной болезнью или диабетом, будет унывать, потому что не может услаждаться желаемым количеством пищи или разнообразием ее вкуса; скупой человек – из-за того, что не может избежать траты денег, и так далее. Унынием сопровождаются практически любые неудовлетворенные греховные желания, если человек не отказывается от них по тем или иным причинам.

Поэтому преподобный Нил Синайский говорит: «Кто связан печалью, тот побежден страстями, потому что печаль бывает следствием неудачи в плотском пожелании, а пожелание сопрягается со всякою страстью. Кто победил страсти, тем не владеет печаль. Как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль. Кто любит мир, тот много будет печалиться. А кто небрежет о том, что в мире, тот всегда будет веселиться».

По мере возрастания уныния в человеке конкретные желания утрачивают свое значение, и остается душевное состояние, которое отыскивает именно те желания, выполнения которых достичь невозможно, – уже именно для подпитки самого уныния.

Тогда, по свидетельству преподобного Иоанна Кассиана, «мы подвергаемся такой скорби,что не можем с обычной приветливостью принимать даже любезных лиц и родственников наших, и что бы ни было сказано ими в приличном разговоре,нам все кажется несвоевременным и лишним, и мы не даем им приятного ответа, когда все изгибы нашего сердца наполнены желчной горечью».

Потому уныние как болото: чем дольше человек в него погружается, тем тяжелее ему из него выбраться.

Выше были описаны причины, которые возбуждают уныние в неверующих и в маловерных людях. Однако уныние нападает, хотя и менее успешно, на верующих людей. Но уже по другим причинам. Об этих причинах подробно пишет святитель Иннокентий Херсонский:

«Источников уныния много – и внешних и внутренних.

Во-первых, в душах чистых и близких к совершенству уныние может происходить от оставления их на время благодатью Божиею. Состояние благодати есть самое блаженное. Но чтобы находящийся в сем состоянии не возомнил, что оно происходит от его собственных совершенств, благодать иногда удаляется, предоставляя любимца своего самому себе. Тогда бывает со святою душою то же, как если бы среди дня наступила полночь: в душе является темнота, хлад, мертвость и вместе с тем уныние.

Во-вторых, уныние, как свидетельствуют люди опытные в духовной жизни, бывает от действия духа тьмы. Не могши прельстить душу на пути к небу благами и удовольствиями мира, враг спасения обращается к противному средству и наводит на нее уныние. В таком состоянии душа бывает как путник, вдруг застигнутый мглою и туманом: не видит ни того, что впереди, ни того, что позади; не знает, что делать; теряет бодрость, впадает в нерешимость.

Третий источник уныния есть наша падшая, нечистая, обессиленная, помертвевшая от греха природа. Доколе мы действуем по самолюбию, наполнены духом мира и страстями, дотоле сия природа в нас весела и жива. Но перемените направление жизни, сойдите с широкого пути мира на узкий путь самоотвержения христианского, примитесь за покаяние и самоисправление – тотчас откроется внутри вас пустота, обнаружится духовное бессилие, ощутится сердечная мертвость. Доколе душа не успеет наполниться новым духом любви к Богу и ближнему, дотоле дух уныния, в большей или меньшей мере, для нее неизбежен. Сему роду уныния больше всего подвергаются грешники после их обращения.

Четвертый, обыкновенный источник уныния духовного, есть недостаток, тем паче прекращение деятельности. Престав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою; сами прежние занятия ей противеют: является недовольство и скука.

Может происходить уныние и от различных печальных случаев в жизни, как-то: смерти сродников и любимых лиц, потери чести, достояния и других несчастных приключений. Все это, по закону нашей природы, сопряжено с неприятностью и печалью для нас; но, по закону же самой природы, печаль сия должна уменьшаться со временем и исчезать, когда человек не предается печали. В противном случае образуется дух уныния.

Может происходить уныние и от некоторых мыслей, особенно мрачных и тяжелых, когда душа слишком предается подобной мысли и смотрит на предметы не во свете веры и Евангелия. Так, например, человек легко может впасть в уныние от частого размышления о неправде, господствующей в мире, о том, как праведные здесь скорбят и страдают, а нечестивые высятся и блаженствуют.

Могут, наконец, источником уныния душевного быть различные болезненные состояния тела, особенно некоторых его членов».

Как бороться с унынием и его порождениями

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха, “печаль многих убила, а пользы в ней нет (Сир. 31: 25)”».

Но как именно можно удалить от себя уныние?

Вспомним упомянутого в начале статьи несчастного молодого бизнесмена, который на протяжении многих лет ничего не может поделать с охватившим его унынием. Он на своем опыте убедился в справедливости слов святителя Игнатия (Брянчанинова): «Земные развлечения только заглушают скорбь, но не истребляют ее: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою».

Теперь пришло время рассказать подробнее о том особенном обстоятельстве в жизни этого бизнесмена, о котором мы обмолвились ранее.

Его жена – глубоко верующий человек, и она свободна от той мрачной, непроглядной тоски, которой окутана жизнь ее мужа. Он знает, что она верующая, что она ходит в храм и читает православные книги, равно как и то, что у нее нет «депрессии». Но за все те годы, что они вместе, ему ни разу не пришло в голову связать эти факты воедино и попробовать самому сходить в храм, почитать Евангелие… Он по-прежнему регулярно ездит к психологу, получая кратковременное облегчение, но не исцеление.

Сколь многие люди изнемогают от этой душевной болезни, не желая поверить, что исцеление – совсем рядом. И этот бизнесмен, к сожалению, один из них. Нам хотелось бы написать, что в один прекрасный день он заинтересовался верой, которая дает его жене силы не поддаваться унынию и сохранять чистую радость жизни. Но, увы, пока что этого не произошло. И до тех пор он будет оставаться в числе тех несчастных, о ком сказал святитель Димитрий Ростовский: «Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль».

Но если бы вдруг этот бизнесмен обратился к сокровищнице православной веры, то что он узнал бы о своем состоянии и какие способы исцеления получил бы?

Он узнал бы, помимо прочего, что в мире есть духовная реальность и действуют духовные существа: добрые – ангелы и злые – бесы. Последние по своей злобе стремятся причинить как можно больший вред душе человека, отвратив его от Бога и от пути к спасению. Это – враги, стремящиеся убить человека как духовно, так и телесно. Для своих целей они пользуются разными способами, среди них наиболее распространенный – внушение людям определенных мыслей и чувств. В том числе помыслов уныния и отчаяния.

Хитрость состоит в том, что бесы силятся убедить человека, будто это его собственные мысли. Человек неверующий или маловерующий совершенно неподготовлен к такому соблазну и не знает, как относиться к таким мыслям, он их действительно принимает за свои. И, следуя за ними, все ближе подходит к погибели – точно так же и путник в пустыне, приняв мираж за истинное видение, начинает гоняться за ним и все дальше уходит вглубь безжизненной пустыни.

Человек же верующий и духовно опытный знает про существование врага и про его хитрости, умеет распознавать его помыслы и отсекать их, тем самым успешно противоборствуя бесам и побеждая их.

Унылый человек не тот, кто испытывает по временам помыслы уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. И наоборот, свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не испытывал, – таких людей нет на земле, а тот, кто с ними борется и побеждает их.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние».

Но если человека глубоко поразил дух уныния, если демоны получили в нем такую власть, то значит, сам человек совершил нечто, что дало им такую власть над ним.

Выше уже было сказано, что одной из причин уныния у неверующих является отсутствие веры в Бога и, соответственно, отсутствие живой связи с Ним, источником всякой радости и блага. Но и отсутствие веры редко является чем-то прирожденным для человека.

Веру в человеке убивает нераскаянный грех. Если человек грешит и не желает каяться и отказываться от греха, то он рано или поздно неизбежно теряет веру.

И наоборот, вера воскресает в искреннем покаянии и исповедании грехов.

Неверующие сами лишают себя двух самых эффективных способов борьбы с депрессией – покаяния и молитвы. «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», – пишет преподобный Ефрем Сирин.

Стоит привести список основных средств борьбы с унынием, которыми располагает христианин. О них говорит святитель Иннокентий Херсонский:

«От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость.

Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния. Спаситель не напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех скорбящих и унылых духом. Кто проникается духом Евангелия, тот престает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.

Богослужения, и особенно святые таинства Церкви, также великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места; таинства все направлены против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно таинство исповеди и причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством исповеди, душа чувствует легкость и бодрость, а приемля в евхаристии брашно тела и крови Господа, чувствует оживление и радость.

Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, также средство против уныния. В собеседовании мы вообще выходим более или менее из мрачной глубины внутренней, в которую душа погружается от уныния; кроме сего, посредством мены мыслей и чувств в собеседовании мы заемлем у беседующих с нами некую силу и жизненность, что так нужно в состоянии уныния.

Размышление о предметах утешительных. Ибо мысль в унылом состоянии или вовсе не действует, или кружится около предметов печальных. Чтобы избавиться от уныния, надо принудить себя мыслить о противном.

Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние. Пусть начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и дух и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно отвратится от предметов, наводивших тоску, а это уже много значит в состоянии уныния».

Почему молитва является самым эффективным средством против уныния? По многим причинам.

Во-первых, когда во время уныния мы молимся, мы тем самым боремся против беса, который пытается нас в это уныние повергнуть. Он делает это ради того, чтобы мы отчаялись и отошли от Бога, в этом его замысел; когда же мы обращаемся с молитвой к Богу, то разрушаем ухищрения врага, показывая, что мы не попали в его капкан, не сдались ему, а напротив, его козни используем как повод для того, чтобы усилить ту связь с Богом, которую бес пытался оборвать.

Во-вторых, поскольку уныние в большинстве случаев есть следствие нашей гордыни, то молитва помогает исцеляться и от этой страсти, то есть вырывает из земли сам корень уныния. Ведь каждая смиренная молитва с просьбой к Богу о помощи – даже такая короткая, как «Господи, помилуй!», – означает, что мы признаем свою слабость и ограниченность и начинаем доверять Богу больше, чем себе. Поэтому каждая такая молитва, даже произнесенная через силу, – это удар по гордыне, подобный удару огромной гири, которой крушат стены ветхих домов.

И, наконец, в-третьих, самое главное: молитва помогает потому, что это является обращением к Богу, Который единственный действительно может помочь в любом, даже самом безвыходном положении; единственный, Кто силен подать настоящее утешение и радость и свободу от уныния. «

В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их.

Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться» (преподобный Никон Оптинский).

Какие же именно молитвы советуется читать против уныния?

Некоторые советуют молиться ангелу-хранителю, который всегда невидимо рядом с нами, готовый поддержать нас. Другие советуют читать акафист Иисусу Сладчайшему. Также есть совет много раз подряд читать молитву «Богородице Дево, радуйся», с надеждой, что Господь непременно ради молитв Божией Матери даст мир нашей душе.

Но особого внимания заслуживает совет святителя Игнатия (Брянчанинова), который рекомендовал во время уныния как можно чаще повторять такие слова и молитвы.

«Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной Воля Твоя».

«Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».

«Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Святые отцы отмечали, что в унынии человеку молиться особенно тяжело. Поэтому исполнять сразу большие молитвенные правила не все смогут, но произносить те короткие молитвы, которые указал святитель Игнатий, может каждый, это не сложно.

Что же касается нежелания молиться в унынии и отчаянии, то нужно понимать, что это не наше чувство, а вселенное в нас бесом специально с той целью, чтобы лишить нас того оружия, которым мы можем его победить.

Святитель Тихон Задонский так говорит об этом нежелании молиться при унынии: «Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие».

Из четырех фраз, предложенных святителем Игнатием, две являются фразами благодарственными. О том, почему они даны, он сам объясняет: «В особенности благодарением Богу отгоняются помыслы скорбные; при нашествии таких помыслов благодарение произносится в простых словах, со вниманием и часто – доколе не принесется сердцу успокоение. В скорбных помыслах никакого нет толку: от скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только расстраивают душу и тело. Значит – они от бесов и надобно их отгонять от себя… Благодарение сперва успокаивает сердце, потом приносит ему утешение, впоследствии принесет и небесное радование – залог, предвкушение радости вечной».

Во время отчаяния бесы внушают человеку мысль, что для него нет спасения и его грехи не могут быть прощены. Это величайшая бесовская ложь!

«Пусть никто не говорит: “Много я нагрешил, нет мне прощения”. Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: “…бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся” (Лк. 15: 10) и еще: “Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию” (Лк. 5: 32)», – учит преподобный Ефрем Сирин. Пока человек жив, для него действительно возможно покаяться и получить прощение грехов, какими бы тяжкими они ни были, и, получив прощение, преобразить свою жизнь, наполнить ее радостью и светом. И как раз этой возможности пытаются бесы лишить человека, внушая ему помыслы отчаяния и самоубийства, потому что после смерти уже покаяться невозможно.

Так что «никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла» (святитель Иоанн Златоуст).

Святитель Тихон Задонский объясняет, что испытание унынием и отчаянием делает христианина более осторожным и опытным в духовной жизни. И «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет».

Православный христианин знает, что насколько тяжелее печаль всех других искушений, настолько и больше воздаяния получат переносящие с терпением печаль. И в борьбе с унынием даруется самый большой венец. Поэтому «не будем унывать, когда приключатся с нами огорчения и скорби, а, напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых», – советует преподобный Ефрем Сирин.

Бог всегда находится рядом с каждым из нас, и Он не дозволяет бесам поразить человека унынием настолько, насколько им бы хотелось. Он даровал нам свободу, и Он же заботится о том, чтобы никто у нас не отнял этого дара. Так что в любой момент человек может обратиться к Богу за помощью и принести покаяние.

Если человек этого не делает – это его выбор, бесы сами не в состоянии его к тому принудить.

В заключение хотелось бы привести молитву, составленную святителем Димитрием Ростовским как раз для людей, страдающих от уныния:

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! – Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

В тяжелую ситуацию горя, неудачи или потери в своей жизни попадал любой человек. Каждому известно чувство растерянности, отчаяния и безысходности, ощущение собственной ущербности. Кто-то умеет быстро справиться с подобным состоянием и перестроиться, кому-то это удается со временем, а некоторые бывают «выбиты из седла» очень надолго, если не навсегда, считают себя неудачниками, сломленными судьбой или обстоятельствами, перестают действовать, жить полноценной жизнью, уходят в болезнь или запой, а может и в депрессию. Что же делать?

Уныние один из смертных грехов. Это значит, что нельзя поддаваться панике, предаваться упадническим настроениям, отчаиваться, терять надежду и впадать в хандру. Это очень легко провозгласить, но очень тяжело сделать. Попробуем разобраться, как не предаться отчаянию и как преодолеть уныние. Может быть все-таки, есть какие-либо способы борьбы и преодоления этого тяжелого душевного состояния.

От отчаяния — к чаянию

Что такое отчаяние? Знаем ли мы о том, что это за состояние? Почему человек приходит в отчаяние и почему это так опасно? Святитель Иоанн Златоуст писал: «Отчаяние гибельно не только потому, что затворяет для нас врата Небесного Града и приводит к великой беспечности и нерадению… но и потому, что ввергает в сатанинское безумие». Ярчайший пример такого отчаяния — Иуда, который, осознав, что натворил, пошел и удавился. Господь пытался его спасти — рвалась веревка, сук, к которому он ее прикреплял, ломался, но Иуда предпочел покаянию отчаяние и все же довел свой страшный замысел до конца.

Я часто задумываюсь о том, что святые, которых мы так любим, которым мы молимся, испрашивая поддержки, стали таковыми не только потому, что еще в жизни своей, по трудам и смирению, сподобились вкусить радость небесной славы, но и потому, что так же при жизни были опалены мертвенным дыханием страшной бездны, эхом огня неугасимого. Не случайно многие святые отцы говорили о том, что состояние блаженства и радости вечной жизни с Богом, как и состояние мучения от злобы и ненависти к Нему, начинается еще здесь, на земле. Не познал ли апостол Петр, что такое ад, когда услышал крик петуха? Какие чувства он испытал, когда в самые первые мгновения после своего отречения осознал, что он сделал? А что последовало за минутным, пусть, возможно, и искренним, но таким хрупким раскаянием Иуды? Отчаяние — это та расплата, которая ждет человека, когда он своевольно и дерзко идет по пути, от которого его так долго отводил Господь. Оно может быть очень горьким, но скоротечным состоянием, а может быть сознательным выбором, определяющим целую жизнь.

Отчаяние как выбор — это самолично предпочтенное одиночество в девятибалльном шторме, когда шансов спастись почти нет. И все же достаточно секунды, а может быть, даже и доли ее, когда человек еще способен попросить Бога о помощи и схватиться за протянутую ему руку.

Отчаяние — это еще и обратная сторона того великого дара, о котором говорил Господь в заповедях блаженства. Дара познания своей нищеты — осознания своей немощи, бессилия и всецелого упования на Того, Кто может спасти. Истинное познание своей греховности дает человеку встречу с горькой и непростой правдой. Дает понимание того, что долгие годы были потрачены на то, чтобы пороками и страстями сковать себя, связать по рукам и ногам. И когда путь слепого по темному лесу заканчивается непролазным болотом, сил вернуться и встать на твердую дорогу снова уже нет. Бессилие и осознание того, что это тупик, приводит человека в страшное уныние, итогом которого становятся отчаяние и пустота. Впрочем, ценность этой порой безрадостной земной жизни в том, что она оставляет за человеком право на перемену. Право, которого у него не может отнять никто, если только он сам не пожелает от него избавиться.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Лукавый предпринимает всё, чтобы внушить нам помысел отчаяния. Ему уже не нужны будут усилия и труды для нашего поражения, когда сами падшие и лежащие не захотят противиться ему. Кто мог избежать этих уз, тот и силу свою хранит, и до последнего воздыхания не перестает сражаться с ним, и хотя бы испытал множество падений, опять восстает и сокрушает врага. Кто же связан помыслами отчаяния и этим обессилил себя, тот не в состоянии победить врага».

Но как «избежать этих уз»? Ведь чаще всего отчаяние приходит тогда, когда человек действительно не имеет сил бороться с внешними обстоятельствами, когда в его жизни произошла страшная утрата и восполнить ее ничем нельзя, когда внезапно обрушившаяся болезнь подводит итог всей жизни. Что можно изменить, когда менять уже не на что? Возможно, что именно сейчас следует посмотреть на себя самого не в далекой перспективе, а в настоящий момент. Что я могу изменить сейчас, в следующую минуту? Как мне прожить хотя бы этот день, хотя бы эту ночь?

* * *

Возможно, немногим известно, что один из величайших подвижников Афона, преподобный Силуан Афонский, долгое время пребывал в тяжелейшем и страшном состоянии, близком к отчаянию. Однажды он взмолился: «Видишь, Господи, хочу молиться с чистым умом, но бесы меня не оставляют!». После пятнадцати лет чрезвычайных подвигов он в первый раз получил ответ: «Гордые всегда так мучаются от дьяволов». Преподобный Силуан сказал: «Господи! Ты милостив, душа моя познала Тебя, скажи мне, как смириться?». И сказано было ему: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».

Можем ли мы идти этим путем, способны ли мы вообще на какие-либо подвиги? Можем! И есть то, что объединяет на этом пути всех нас. У каждого из нас есть надежда, все мы можем учиться терпению, все мы должны себя видеть теми, кто мы есть теперь — не вчера, не завтра, а именно сейчас. Апостол Павел сказал: Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся (2 Кор. 4, 8). Почему же тогда отчаиваемся мы? Может быть, потому, что в то время, как вся наша жизнь — это сплошь «отчаянные обстоятельства», в которых нужно немедленно действовать, мы загадываем на завтра и мечтаем о будущем? Неудивительно, что реальность, которая предстает перед нами, оказывается совсем не такой, какой мы ожидали ее увидеть.

* * *

Одним из величайших примеров надежды и упования на Бога в отчаянных обстоятельствах была преподобная Мария Египетская. Наверное, поэтому с ее именем и связан так тесно весь Великий пост. Грех, сковавший Марию, возможно, тоже вверг бы ее в отчаяние: ведь она уже даже просто физически не могла войти в храм, где находилась святыня. Но вместо отчаяния пришло трезвение, за ним — раскаяние, а с раскаянием было положено и начало величайшего покаянного пути. Мы вспомнили преподобного Силуана, который долгие годы молился и в конечном итоге был утешен — и можно было бы возразить, что он, дескать, был монахом и потому способен был на такой подвиг. Но вот мы видим, как обычная, простая и слабая женщина десятилетия борется с пагубной блудной страстью — в одиночестве, в пустыне, в лютом холоде и тяжелом зное. Не потому ли не могла она позволить себе отчаяться, что уже познала внутренний ад — он был явлен ей в том состоянии, в котором она так легко и беспечно жила?

Нам важно помнить, что святыми становились не те, кто не согрешал, а те, кто восставал от греха. Им было от чего и к Кому бежать. Бежать отчаянно.

Поэтому, когда одолевают помыслы о нашей грешности и неисправимости, важно не забывать совета святителя Тихона Задонского: «Мы желаем быть с разбойником, который при самом конце жизни произнес один возглас покаяния: “Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!”, и услышал от Христа, распятого на Кресте: “Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю” (Лк. 23, 42–43). А когда с разбойником будем в раю, будем и с Самим Христом, поскольку разбойник этот в раю со Христом, а значит, и со всеми святыми. Ибо где Христос, там и все святые».

Газета «Православная вера» № 07 (555)

Состояние отчаяния, или Экзистенциальный кризис

0 4494 25 Сентября 2017 в 23:23 Автор публикации: Дарья Шмальц, студентка Пражского экономического университета

Состояние отчаяния очень сложно описать. Так плохо, что кажется, если умру, легче не станет. Ну, как об этом говорить? Одна бесконечная боль.

Сильнейшее отчаяние, безысходность прожгла изнутри. Невыносимое непонятное чувство. Запутанность. Бессилие. Уныние. Подавленность. Где начало и где конец? Потерянность. Слабость. Бьюсь о стенки своего разума и не могу вырваться наружу. Все попытки тщетны.

Кто я? Зачем живу? Где ответ на все вопросы? Как привести свою жизнь в порядок, что делать с отчаянием?

Я чужой в этом мире. Мне нужен только смысл. Но где его найти? Вокруг все глупые, все поголовно, поговорить не с кем на такие темы. Книги все перечитаны, все семинары прослушаны, даже музыка уже противна, фильмы пресны. Где же ответы? Такая пустота внутри. Отчаяние. Серое, глухое, безнадежное, глубокое отчаяние.

Я готов отдать ВСЁ за мельчающую крупицу прозрения. Только вокруг всё одно и то же. Ничто не имеет смысла. Я хочу заснуть и никогда больше не просыпаться. Я так устал. Устал думать. Устал искать. Устал жить. Я на грани. Я в отчаянии, что мне делать?!

Отчаяние: что делать, где выход

Экзистенциональное отчаяние у человека ощущается как квинтэссенция душевной боли всего человечества внутри одной головы. Хочется только вечного покоя, тишины и безмятежности. Хочется умереть. Но страшно.

Нет, вряд ли человек, охваченный состоянием экзистенционального отчаяния, боится физической боли. Душевная боль в сотни раз превосходит физическую и, когда болит душа, все остальное становится неважным. Но такой человек боится, что не использует свой шанс жить.

Экзистенциональное отчаяние характерно тем, что человек постоянно себя спрашивает: «Ведь зачем-то я есть? Зачем-то мне все это дано… Возможно, я являюсь частью чего-то большего, возможно, есть причина, по которой я здесь, но ответ находится за пределами моего понимания, и я страдаю оттого, что не могу наполнить свои вопросы. Почти не осталось сил бороться. Кто я? В чем смысл моей жизни? И почему, в конце концов, мне так больно?»

Человек постоянно пытается построить мостик к реальности, преодолеть свое отчаяние. Но не может.

Нужно понимать, что экзистенциональное отчаяние – это не грусть, не тоска, не плохое настроение. Оно может тянуться годами, не давая жить полноценной жизнью.

Экзистенциальный парадокс

Человеку, который пребывает в столь тяжелом душевном состоянии, очень трудно поверить, что существует еще хоть одна душа в этом мире, так же страдающая, как и он. И уж совсем невозможно поверить, что из этого состояния можно найти выход и решить проблему навсегда.

На тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан с уверенностью говорит: вы не один, и выход есть.

Эта статья направлена на то, чтобы помочь понять механизм работы вашей психики, раскрыть причинно-следственные связи и подвести вас к осознанному пониманию решения проблемы.

Сперва разберемся, каковы причины вашего отчаяния.

В действительности, каждый на протяжении своей жизни способен испытать отчаяние. Причины могут быть разные: утрата любимого человека, возникшая реальная угроза жизни, потеря материальных накоплений, общая длительная неудовлетворенность собой или своей жизнью и тому подобное.

Но из всех людей только 5% населения целой планеты имеют объективные предпосылки для состояния экзистенциального отчаяния или, как его еще называют, к экзистенциальному кризису. Это люди, получившие от природы свойства звукового вектора. Они далеки от всего материального, главное для них – понимать смысл своего существования, задача у них такая – раскрывать первопричины.

У них особое чувствительное ухо, оно улавливает тонкие вибрации, подхватывает интонации, тембр голоса, замечает акценты, интересные обороты речи. Но самое главное, для звуковика не так важны произнесенные слова, как важен смысл сказанного. В то же время для абсолютного большинства звуковиков самый приятный звук – это тишина.

Отчаяние у человека со звуковым вектором

Часто, к сожалению, нежное ухо звуковика попадает под воздействие нежелательного шума. Будь то шум большого города, крик родителей или оскорбительные смыслы, обращенные к звуковику. Все это травмирует слух.

Звуковик теряет желание вслушиваться во внешний мир – ему попросту больно. В результате возникает неспособность реализовать свои врожденные свойства. И так будучи интровертом, тут он полностью замыкается на себе, начинает вслушиваться внутрь себя, в свои состояния. Невозможность выйти из замкнутого круга своих мыслей влечет за собой отчаяние и нежелание жить.

Шесть тысяч лет назад звуковик, оставшись один на один с тишиной и бескрайним ночным небом, впервые сформулировал в своем сознании первый экзистенциальный вопрос: «Кто я?» Один этот вопрос положил начало развития всей мировой философии, религии, литературы, музыки и впоследствии всех точных наук. Звуковик стремился ответить на этот вопрос и понять суть своего существования в мире, понять суть экзистенции, бытия.

Экзистенциальные вопросы не пропали, не исчерпали себя и до наших дней. Наоборот, они усилились и повергают большинство звуковиков в полное отчаяние.

Каждый звуковик сталкивается с тяжело переносимым внутренним противоречием. С одной стороны, он знает: ему дана жизнь, и он очень хочет верить, что она важна, он как индивидуум важен и уникален. С другой стороны, он думает, что его существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла.

Этот конфликт повергает человека в состояние экзистенциального отчаяния, отрешения от реальности и приводит его к желанию избавиться от физического тела (относительно медленно через наркотики или прямым путем через суицид).

Отчаяние – когда я обвиняю всем сердцем родителей, общество, бога, все силы, известные мне и даже не известные, и не нахожу сил хоть что-либо оправдать.

Звуковику очень хочется понять весь этот процесс жизни, принять, полюбить, быть счастливым. Но в звуковом понимании любить – не значит любить цветы, животных или конкретного человека. Это означает – осознать все процессы, понять себя и понять других, как бы слиться с ними разумом, принять полностью все, что есть. Невозможность это сделать влечет за собой отчаяние.

Отчаяние заполнило собой все

Мы не раз слышали от других, что отчаяние наступает, потому что у человека нет силы воли. Потому что он боится трудностей или испытывает жалость к самому себе. Знакомы такие слова?

Только мысль о том, что ты жалеющий себя безвольный трус, еще никого не вывела из тяжелого состояния.

Также люди любят говорить, что отчаяние у человека возникает от негативных мыслей, опять же подчеркивая, что это вина человека, тем самым только ухудшая состояние.

В интернете можно увидеть целый перечень советов о том, как побороть состояние отчаяния, для сравнения приведем некоторые из них.

Советуют:

  • укрепить силу воли за счет разных техник;

  • избавиться от своих страхов;

  • принять жизненные трудности;

  • улыбаться, быть в приподнятом настроении, быть оптимистом;

  • не бояться сделать первый шаг к изменениям;

  • изменить свое отношение к себе;

  • начать воспринимать проблему с мудростью, чтобы она становилась не препятствием, а уроком;

  • взять себя в руки и начать действовать;

  • любить себя;

  • открыться Вселенной и так далее.

Это советы людей с другими свойствами психики, для людей со зрительным вектором. Они обязательно скажут, что любовь – самое главное в жизни, что нужно помогать, жить для других. Что если вам плохо, нужно успокоиться, прислушаться к своему сердцу. Нужно медитировать, заниматься йогой, молиться за себя и близких, быть в согласии с собой и с природой.

Только все эти советы остаются в материальной плоскости этого мира. Земная любовь, гуманизм – ценности зрительного вектора. Сколько ни повторяй эти советы, для звуковиков они не работают, их отчаяние не уходит. Нельзя бороться с отчаянием, пытаясь думать позитивно, читая аффирмации типа «я все смогу». Может, и хотелось бы поверить в это, но себя нельзя обмануть.

Звуковой человек стремится вырваться за пределы этого мира, прикоснуться к бесконечности, услышать вибрации Вселенной. Но не через эмоции, а всем своим существом, он как бы желает вобрать в себя все, что есть. Поэтому звуковое желание доминантно над всеми другими желаниями этого мира. Ничто не способно его наполнить: ни деньги, ни секс, ни почет и уважение, ни самая любимая работа или семья. Для реализации такого огромного желания звуковику дан абстрактный интеллект и самый большой в потенциале объем психического.

Раньше звуковик был способен себя наполнить музыкой, религией, наукой, литературой, поэзией, но желание растет. И теперь этого недостаточно – наступает отчаяние: что делать, мозг эволюционирует, возникает потребность в складывании все более сложных мыслеформ.

Отчаяние у человека пройдет навсегда

Выйти из состояния экзистенционального отчаяния можно только путем изучения человеческой психики. В буквальном смысле того, какими мы созданы и для чего.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана дает возможность понять этот процесс изнутри в полном объеме.

С помощью знаний системно-векторной психологии вы раскрываете все свои особенности, осознаете, почему вас не понимают другие, в чем ваше предназначение и как его реализовать. Осознание того, как устроена психика других людей, позволяет звуковику на отличиях от других глубже познать и себя. Это влечет за собой невероятное объемное наполнение и позволяет выйти из плохих состояний. Как следствие раскрытия психики полностью меняется восприятие себя и мира вокруг.

Звуковик начинает видеть математически точные причинно-следственные связи между всеми процессами прошлого и настоящего и их развития в будущем, как снаружи, так и внутри. Складывая свое восприятие из постепенно приходящих осознаний, звуковик приобретает совершенно новую объективную и точную картину мира.

Понимать свое отчаяние. Вопросы «Кто я?» и «В чем смысл моей жизни» начинают наполняться, как следствие уходят плохие состояния. А потом начинают приходить все новые и новые открытия, большое наслаждение от каждой новой мысли. Этот процесс ничем нельзя остановить.

Звуковик рожден, чтобы постичь бесконечность, но не эзотерическую, а реальную. Живя в этом мире, среди других людей.

У звуковика очень важная роль в этом мире. В своем потенциале он способен испытать самое большое наслаждение из всех от реализации своих природных свойств и задач. А именно от познания себя и раскрытия бессознательного.

Состояние отчаяния уйдет из вашей жизни

Горькое экзистенциональное отчаяние уйдет навсегда, а с ним навсегда уйдут депрессия, тяга к наркотикам, и самое главное, уйдут суицидальные мысли. Тысячи результатов-исповедей людей, которые раскрыли тайну человеческой души, доказывают, что это возможно. Отчаяния больше не существует в их жизни.

Нет, вы не перестанете чувствовать, иногда грустить, заботится о насущных вещах, но вы научитесь ощущать все состояния в полном диапазоне. Вы научитесь быть Человеком Осознанным, а отчаяние станет чем-то инородным. Когда жизнь наполнена смыслом, хочется жить. Жить в полном смысле этого слова.

Получить помощь и первый навык сосредоточения на психике и раскрытия бессознательного можно уже на бесплатном онлайн-тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана. .

P.S. Если бы вам, как в фильме «Матрица», предложили на выбор две таблетки: синюю и красную, то есть остаться в нынешнем состоянии или окунуться в неизвестное и найти истину, – какую бы таблетку выбрали вы?

Автор публикации: Дарья Шмальц, студентка Пражского экономического университета Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология»

Отчаяние: как с ним бороться

У всех бывают чёрные полосы в жизни. Все мы когда-то сталкивались с проблемами, у всех не сбывались мечты, краски тускнели, и жить становилось просто невыносимо. Отчаяние одолевало каждого и многие не выдерживали её натиска и сгибались под её гнётом. Как же пережить это трудный этап в жизни, как бороться с отчаянием, есть ли способ вернуть в жизнь краски? Давайте вместе подумаем, как бороться с отчаянием.

Основные причины, которые могут довести человека до отчаяния – пессимизм, неумение устоять перед проблемами, отсутствие силы воли и жалость к себе. Именно эти факторы часто могут довести нас до отчаяния, до полного морального опустошения, до критической черты. Эти причины, как симптомы болезни. И если мы научимся справляться с ними, то мы избавимся от отчаяния, как от неприятной болезни. Но как это сделать, как побороть эти «симптомы»? Всё очень просто, задайте себе вопрос, нравиться ли Вам находиться в таком состоянии, или Вы хотите лучшего и большего, хотите вновь радоваться жизни и навсегда избавиться от отчаяния. Думаю, ответ очевиден. Тогда возьмите себя в руки и начинаем действовать, начинаем избавляться от причин отчаяния.

Начнём с одной из главных причин отчаяния – пессимизма. Именно наше неумение смотреть на жизнь радостно, с улыбкой на лице, часто доводит нас до отчаяния. А согласитесь, когда у нас хорошее настроение, когда мы мыслим позитивно, то мы даже не думаем отчаиваться, грустить, печалиться. А действительно, зачем, ведь всё хорошо. Оптимизм и приподнятое настроение – лучшее лекарство от отчаяния, не забывайте это, и улыбнитесь, даже когда невыносимо грустно.

Неумение устоять перед проблемами и трудностями, тоже часто заставляет нас отчаиваться. К сожалению, мы часто не понимаем, что проблемы будут сопровождать людей всегда. Не только, как нам кажется, нас, а всех людей. Уж такова жизнь, в ней ничего легко не даётся. Победить все проблемы нам не удастся, но мы можем изменить своё отношение к ним. Начните относиться к проблемам с мудростью, пусть они станут для Вас не препятствием, а уроком, уроком жизни. Именно такое отношение помогает не только бороться с отчаянием, но и набраться жизненного опыта, ведь не зря говорят, «на ошибках люди учатся».

Нередко причиной отчаяния может быть отсутствие силы воли. Именно эта причина часто доводит нас до отчаяния, ведь чтобы вновь вернуть себе хорошее расположение духа, достаточно иногда сделать один шаг. Правда, именно на этот шаг не хватает духа и силы воли. Мы боимся того, что последует за этим шагом, боимся неизвестности, боимся, что всё будет гораздо хуже. Но что хуже отчаяния?! Не бойтесь сделать первый шаг к изменениям, иногда он может больше изменить, чем мы думаем.

Жалость к самому себе, излишнее себялюбие, эгоизм также часто доводят людей до отчаяния. Такие люди думают, «как так, мы такие хорошие, а нас так не любят?!». А не любят их потому, что они не могут любить взамен. Ну, если и не любить, то хотя бы уважать других людей. Как известно, люди относятся к нам так, как мы относимся к ним, а, не уважая других, мы никогда не добьёмся уважения сами. Измените, своё отношение к себе, научитесь видеть, а главное исправлять свои недостатки, и уважайте достоинство других людей. Это непременно поможет Вам избавиться от отчаяния и к тому же найти себе верных друзей, а они дорогого стоят.

Из всего выше сказанного можно сделать один, общий вывод: отчаяние появляется из-за неправильного отношения к жизни и к себе. Если Вы научитесь правильно относиться к жизни, с мудростью, с силой воли, с уважительным отношением к себе и к тому, что окружает, Вы быстро поймёте, что жизнь не так уж плоха. А понимание этого, поможет избавиться от отчаяния на долго. Успехов!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *