Что делать если сын атеист?

Содержание

«Пошел отсюда вон»

– Кажется, сегодня есть все возможности для религиозного воспитания детей: обилие литературы, воскресные школы и кружки в приходах. На верующих уже никто косо не смотрит и не считает их «белыми воронами». Почему же тогда в религиозных семьях вырастают неверующие подростки?

Священник Петр Коломейцев

– Во-первых, существует стихийный подростковый атеизм, когда у ребенка меняются представления о Боге. Детское представление уже не актуально, а взрослых представлений еще не сформировалось. Подростковый атеизм вполне вписывается в системную перестройку всех взглядов и отношений, которые наблюдаются в подростковом возрасте. В этом ничего особенного нет.

В силу происходящих в этом возрасте перемен подросток стремится к самостоятельности. Ему необходимо общество таких же, как он, чтобы именно в этой среде актуализировать свое представление о вере. Если родители пытаются удержать подростка, они как будто затягивают его обратно в детство. Его интересуют высокие технологии, а родители ему суют неваляшку и плюшевого зайчика, мол, на тебе – поиграй.

Подростка интересуют проблемы молодежной культуры, ему необходимо увязать ее со своей верой, поэтому говорить о религии с родителями вообще не получается.

Во-вторых, часто мамы и папы активно выступают против той молодежной среды, которая окружает подростка. Она им кажется заведомо несовместимой с верой. Родители говорят ребенку: ты ходи в церковь, но ни в коем случае не прокалывай себе ноздрю, как Петя.

Перед подростком, который хочет «тусить» в молодежной среде, встает довольно жесткий выбор: либо твоя среда и окружение, либо твоя вера. При этом родители своим авторитетом вынуждают молодежную культуру отвергнуть.

И здесь могут быть два варианта развития событий.

Подросток предпочтет веру, и будет счастливо оставаться в «пенсионерском кружке», или останется со сверстниками, но в таком случае ему будет указано на дверь. А это значит, что родители сами выталкивают подростка из Церкви.

Потому что подросток, как правило, выбирает «пошел вон отсюда» и вынужденно уходит из Церкви. И при этом еще думает, бедный: раз я ирокез себе делаю и пирсингом себя украшаю, значит, и исповедоваться мне больше нельзя…

– Есть и такие приходы, где с ирокезом и пирсингом примут. Проблема в том, что ребенок, у которого возникает конфликт с родителями, решает его через отречение от Бога. Или это не так?

– В том-то и дело, что дистанцирование ребенка от родителей естественно. Оно самой природой предусмотрено, потому что Бог говорит: «Оставь человек отца своего». Та привязанность ребенка к родителям, когда он по каждому поводу кричит «мама», конечно же, не вечная. Она должна в какой-то момент кончиться. Происходит естественный разрыв.

Но родители часто пытаются представить это именно как разрыв с Церковью, а не с ними. Заставляют ребенка считать, что если он, взрослея, «неправильно» себя ведет, то автоматически становится безбожником.

Не стоит забывать и о формирующейся сексуальности подростка. Она движет им, толкает его на более активное и плотное общение с противоположным полом. А ему говорят: раз в тебе есть это, значит, ты перестал верить в Бога. Как это дико!

Ко мне пришла одна дама и спрашивает: «Что мне делать? У меня дочь отпала от Бога». Я спрашиваю: «В церковь не ходит, не причащается?» На это мать говорит: «Нет, наоборот, я хочу, чтобы дочь не ходила в церковь! Но она мало того, что ходит, так еще и причащается». «А почему вы не хотите, чтобы она исповедовалась и в таинствах участвовала?» – интересуюсь я.

«А потому, – говорит мне суровая мать, – что у нее парень есть. Они время вместе проводят. Кроме того, у нее такая-то прическа, такая-то одежда, она так-то красится… И я считаю, что пока она всем этим не переболела, она не должна даже близко к церкви подходить. А она, представляете, говорит, что еще и исповедуется. Я не знаю, как это сделать, но хочу категорически запретить ей ходить в церковь! Потому что она должна жить или церковной жизнью, или нецерковной. Точка».

Фото: tatarstan-mitropolia.ru

Я попытался этой женщине объяснить, что Церковь существует, чтобы человек наладил свою жизнь: а совсем не для того, чтобы бросил всё, ушел в монастырь, жил как монах-отшельник. Говорит же апостол: «В каком состоянии призван, в том и служи».

Главное – вот в эту нашу жизнь, со всеми ее проблемами, падениями, передрягами, привнести Бога. Чтобы с Божьей помощью в этой жизни разбираться – что хорошо, что плохо, как просить помощи Божией, как найти правильные ориентиры?

А эта мать требовала, чтобы я запретил ее дочери причащаться и ходить в церковь. Такая максималистская позиция: пусть дочь нахлебается грязи в полный рост. А потом, когда ей всё надоест, когда поймет, что это ни к чему хорошему не привело, когда абортов пару штук сделает, тогда пусть (так уж и быть!) приходит и кается.

Выходит, мама своими руками ребенка из Церкви выпихивает.

Но я знаю историю и похлеще. Два подростка – брат и сестра, которые буквально выросли под подсвечниками, два любимца храма – оказались в трудной ситуации. Роковую роль в их жизни сыграла доминирующая и тоталитарная в суждениях и поступках мать. В итоге у мальчика сформировалось девиантное гомосексуальное поведение, а девочка вообще пристрастилась к наркотикам.

Казалось бы, там, где Бог и Церковь могли бы помочь в переходный для подростков период справиться с проблемами, пока эти проблемы еще были в зачатке, получилось всё наоборот. Мама внушила им, что за всё это они лишаются Церкви и ее помощи. Получается, что Церковь помогает тем, у кого всё исключительно хорошо. А у кого всё плохо – пошли отсюда вон.

Ведь главное в нашем религиозном воспитании – суметь донести до ребенка понимание того, что Церковь является его ресурсом. Бог – его Помощник и Покровитель. И в Церкви человек получает помощь.

Но многие родители внушают детям одну из двух противоположных установок, причем одинаково неправильных. Первая, что Церковь – это награда за хорошее поведение, прочитанные молитвы и выдержанный пост. Вторая, обратная, установка: будешь себя плохо вести, потащу в церковь на исповедь. К батюшке, как на расправу, чтобы он тебе наподдал как следует.

В одной семье я наблюдал забавную ситуацию. Маленький мальчик, видимо, наслушавшись взрослых разговоров, сделал любопытный вывод. Он как-то обиделся на всех и воскликнул: «А я вот как вырасту, как стану батюшкой, я вас всех заисповедаю!» Понимаете? Он собирался отыграться на всех. То есть для него уже понятно из контекста, который существует в семье, что к батюшке вызывают на экзекуцию, отправляют на расправу. И та, и другая позиции абсолютно неверные.

Фото: tatarstan-mitropolia.ru

Мне кажется, что подросток уходит из Церкви, объявляет себя неверующим именно потому, что как никому другому ему нужна помощь. И если ему сказали, что Церковь не помощник, наоборот, он должен помочь Церкви принять его, то логическая цепочка завершается простым выводом: я здесь лишний.

– Представим, что в семье всё относительно благополучно. Можно ли спрогнозировать, что проблемы рано или поздно возникнут? Есть ли еще какие-то обстоятельства, под воздействием которых подросток не захочет ходить в храм, объявит себя неверующим? В какой период этот конфликт возникает?

– Во-первых, есть явление, которому все возрасты покорны. Это когда слово расходится с делом. Когда ребенок начинает чувствовать, что за фасадом родительской религиозности существуют абсолютно нерелигиозное поведение и поступки. Когда учат одному, а живут по-другому. Когда подросток начинает чувствовать фарисейство и лицемерие. Когда понимает, что все разговоры о любви – это лишь разговоры о любви. Всё это однозначно разрушает мир.

Во-вторых, ситуация действительно меняется в тот момент, когда у ребенка появляется значимый для него круг людей, какие-то авторитеты, референтные группы. Когда появляется друг, мнением которого он дорожит, или целая группа людей. Тогда подросток стоит перед мучительным выбором: с кем быть? Неужели с родителями, которые ничего этому новому влиянию противопоставить не могут?

Но «инаковость», сохранение своей особенности, имеет цену, когда человек не противопоставляет себя другим, не ведет себя к ним враждебно. Это серьезная ювелирная работа – научить ребенка не противопоставлять себя другим и в то же время не быть конформистом.

Фото: “Вода живая”

– Воспитанием занимаются в большинстве своем матери, которые нередко придают чрезмерное значение обрядовой стороне веры. И философские беседы, в том числе о сохранении своего «я», с детьми не ведут. А потом они жалуются, что дети перестали молиться…

– Конечно, это проблема, кто бы спорил. Но если мы хотим от детей понимания и духовного роста, мы сами должны над собой расти. И, что хорошо, обычно мамам не всё равно, какие у них будут дети. Хорошо, что они вообще над этим задумываются. Это значит, что они, возможно, будут работать над собой.

Очень важно понимать и для себя проговаривать цель религиозного воспитания. Если хочешь, чтобы подросток был христианином, то не надо его заставлять поститься и молиться, как монаха. Важнее взращивать в нем определенные нравственные качества. Если не хочешь, чтобы ребенок стал фарисеем, то и сам не будь таковым.

Чем опасна духовная стерильность

– Вы сказали, что стихийный атеизм – это процесс естественный. Тогда почему родители впадают в панику, когда подросток уходит из Церкви?

– Понятно почему, – потому что он ребенок. Родитель за маленького ребенка целиком и полностью отвечает. Осознание своей ответственности многих родителей пригибает так, что они всю жизнь не могут от этого освободиться и продолжают относиться к уже взрослым детям как к подчиненным. Не многие понимают, что с первого дня жизни к ребенку нужно относиться как к самостоятельной личности. И что потихоньку, с каждым новым днем ему необходимо предоставлять всё больше автономии.

Вообще, это общие системные ошибки воспитания. Уроки-то нельзя насильно заставлять делать, трудиться нельзя заставлять, потому что иначе сформируете установку, что любой труд – наказание, а праздность – поощрение. Эти системные ошибки из общего воспитания автоматически переходят на воспитание религиозное.

Фото: blago-mepar.ru

– Но когда ребенок объявляет себя неверующим, он, прежде всего, отрекся от того, что родителям дорого и ценно.

– Поймите, идеалы невозможно навязать. Свои идеалы и ценности можно лишь транслировать. Знаю, что во многих семьях, где процесс этот происходит без навязывания, без тотального контроля и полного подчинения, дети часто воспринимают не только сами идеалы, но и вкусы родителей, и даже вполне гордятся этим. Системная ошибка заключена еще и в форме трансляции. Ребенок отпихивается от родителей, а вовсе не от их идеалов. Но получается, что отпихиваясь от родителей, от их диктата, он отпихивается и от всего, что с ними связано.

Я знаю одну девочку, которая ненавидела храм, готова была выплевывать Причастие и воспринимала церковь, как мерзкий старушечий клуб. Ее заставляли переписывать акафисты и молитвословы, которые тогда не издавались. Она как будто работала переписчиком в самиздатской типографии. И всё это для нее было ненавистным, противным. Поэтому свою молодость она решила провести по совсем другим правилам. Вопреки. Но потом эта девочка стала одним из выдающихся христианских поэтов, известным искусствоведом, специалистом по иконографии и агиографии, преподавателем в семинарии, человеком, совершенно сознательно принявшим Бога. Это случилось, как только прошло то, от чего она отпихивалась. И даже в такой чудовищной форме, но она сумела сама себя воспитать, выправить, преодолеть.

Попытки воспитать духовно стерильного человека обречены на провал. Как таковые, и атеизм, и материализм – своего рода религия. Не просто научное мировоззрение, а своеобразная идеология. Ребенок, не принимающий атеистического мировоззрения, ищет духовности. И может найти что угодно.

Попадется на пути интересный кришнаит, он станет кришнаитом. В наше время были кришнаиты, позже появились муниты, другие тоталитарные секты. Попадая туда, подросток оставлял в них всё: и квартиру, и имущество, и душу. А если попадется интересный ваххабит, то через какое-то время своего ребенка вы, возможно, увидите среди шахидов.

Вы же понимаете, что понятие «верующий» может трактоваться максимально широко? Поэтому мы и говорим родителям, что ребенка нужно воспитывать в православной вере хотя бы для того, чтобы он не стал сектантом. Духовная природа человека не терпит пустоты. Душа обязательно должна быть чем-то занята.

Про когда пытаются заставить верить в Бога   (rss)

Olenenok, 13/10/04
Постоянно слушаю разглагольствования мамы, бабушки, тети, некоторых подруг о том, как хорошо верить в Боженьку и что Оля, «нехорошая девочка», мало того, что в Боженьку не верит, в церковь не ходит, так еще и Marilyn Manson слушает, что, оказывается, великий грех… Статья 31 Конституции РБ гласит: «Каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с другими исповедовать любую религию или не исповедовать никакой (!)…» Так что все законно. Вот так вот.
Хамиллиард, 13/10/04
Согласна с Olenenok. «Если Бог существует, то атеизм должен казаться ему меньшим оскорблением, чем религия.» — Гонкур (религия в том искаверканном понимании, которое мы подразумеваем сейчас) «Еретик — не тот, кто горит на костре, а тот, кто зажигает костер.» — У. Шекспир. Как можно Заставить верить или любить? С этим либо рождаются, либо с возрастом что-то меняется. Или не меняется. В любом случае, Бог с насилием не должен быть связан.
Адамов, 13/10/04
Принято думать, что раньше (при царе) все были верующие. Цитата из Новикова-Прибоя «Цусима»: …Для матросов самым нудным делом было — это стоять в церкви. Они начали шарахаться в разные стороны, прятаться по закоулкам и отделениям, словно в щели тараканы, когда их внезапно осветят огнем. А унтеры гнали их с криком и шумом, с зуботычинами и самой отъявленной бранью — в Христа, в богородицу, в алтарь, в крест воздвиженский. Офицеры это слышали и ничего не возражали. Получалось что-то бессмысленное, такое издевательство над религией, хуже которого не придумает ни один безбожник. …..
Lancome, 03/03/05
Я вот атеистка, я думаю об этом на ЛХ все уже знают. Правда, я родилась в очень религиозной семье. Ну отец не очень, а мама да. Ходит в церковь каждое воскресенье в таком тошнотворном платке. Я долго скрывала от своих родителей, что я атеистка — я не врала, я просто молчала. Так вот однажды мама начала настойчиво спрашивать: «Ты веришь в Бога?». Я пропускала этот вопрос мимо ушей, а потом наконец сказала: «Не-а». На моё удивление, мама отнеслась к этому достаточно спокойно. И тем не менее требует от меня, чтобы я носила крестик. Ну полный бред! Зачем неверующему человеку носить крестик? И ещё она ругается, когда я его снимаю, и насильно его на меня одевает. Я не маленькая уже, ну ё-моё! Пора родителям прекращать навязывать детям свою точку зрения. Особенно в том что касается атеизма. В нашем времени будет гораздо больше атеистов, чем во время наших родителей. Пора им к этому привыкнуть.
Йошка, 01/03/06
я вот в него вообще не верю=))) даже не знаю почему=) и слава богу меня не заставляют носить на шее крестик ходить в церковь и верить в него=)
Elegante, 26/06/06
Верить или не верить в бога – выбор каждого. Человеку можно помочь сделать этот выбор, если он сам просит об этом. Но заставлять и насильно убеждать – это уже слишком. Нарушение прав и свобод личности налицо. А людей, занимающихся таким, нужно отправлять далеко и надолго.
Baron von Schmerz, 03/08/06
Сразу оговорюсь, что я считаю себя глубоко верующим и стремлюсь ещё более укрепить свою веру в Бога. Многие верующие: наши бабушки и матери — тоже пытаются привить своим отпрыскам веру. Вот только делают они это неправильно и достигают противоположного результата. Наилучший вариант — когда дитя само дойдёт до веры. Но старшие этого не учитывают или вовсе не понимают и, видя перед собой только цель, опрометью совершают ошибку, и у деточки на всю жизнь остаётся отвращение к религии. А ведь настоящая вера в Бога — это всегда помощь в любых жизненных неурядицах. Истинная вера, но не та вера, какой её, может быть понимают старушки. Для них вера — это хождение в церковь и исполнение обрядов, внешнее исполнение. Не видел ни одной бабки, хотя бы разбирающейся в основах веры. А заставить деточку верить они почему-то хотят. Вообще вера — для дураков, а для умных людей — религия. Вера — символ единства и стадения. Так для многих людей. К сожалению детей хотят приобщить к стаду таким образом.
Принцесса Гадюка, 15/02/07
В Бога невозможно заставить верить, а тем более, пытаться. Тот, кто так делает — атеист и пропагандирует свою, атеистическую веру. Так как всем известен закон — когда тебя принуждают к чему — то, так и хочется сделать не так, по — другому. И церковь прекрасно понимает эти законы ( я в данном случае не про русское православие) и делает соответствующе. А вообще — голова у каждого есть, думайте сами.
такая как все, 15/02/07
Моя бабушка как раз такая. Знаете, мой папа никогда не верил в Бога (хоть и крещеный) и никогда не поверит, поэтому- сколько ты не приводи доказательств, человек не поверит в то, что Бог есть! Ведь Бог- это нечто нематеариальное, невозможно просто так, без желания, а по фактам поверить в то, что Он есть. Я верю, хотя ни разу Его не видела, просто верю в то, что Бог есть и помогает тем, кто верит в Него. А если человек не верующий, то хоть ты надорвись от стремления сделать его набожным- ну ничего не получится у тебя, т.к. вера в Бога идет из души. Если то, что 2+2= 4 это факт, то существование Бога- это далеко не факт, это вера, это- духовное, но никак не материальное, поэтому- пока человек сам не придет к тому, что Бог есть, что он надеется на Него, верит в Него- ничего не произойдет! Я очень пьяна сейчаС, ну просто очень, поэтому не удивляйтесь тому, что я пишу.
Zabila, 01/09/07
Бессмысленное, на мой взгляд, занятие. Нельзя заставлять человека верить во что-то или кого-то. Он должен прийти к этому сам. Я благодарна родителям, что не крестили меня в младенчестве. Тепрь у меня есть выбор. И я не исключаю вероятности того, что однажды сама приду к мысли, что Бог есть, что надо верить в него, возносить молитвы и т.д. Сейчас же не являюсь ни атеисткой, ниверующей, что-то среднее. Думаю, со временем определюсь.
Mike Danje, 05/12/07
А я в него не верю 🙂 И верить не собираюсь. А почему я должен в него верить, собственно? Его существование — факт, да? Терпеть не могу церкви, попов всяких и т.п. А уж как бесит канал телепроповедников по кабельному ТВ — вообще словами не передать.
Наф Нафыч, 05/12/07
В этом нет ничего хорошего, так как человек должен сам выбирать в кого и во что ему верить, а когда пытаются навязать человеку ту или иную религию, от этого он верующим не станет. Под «верой» в основном чаще понимают исполнение тех или иных атрибутов в религии, но разве вера заключается в формальном исполнении атрибуто? Ну да, можно принудительно и под угрозой смерти заставить человека исполнять те или иные обряды, но вот дело в том, что вера и атрибуты это слишком вещь разная. Атрибутом можно назвать и утреннюю физзарядку, обязательный просмотр вечером новостей по телевизору и т.д., а вера — это состояние души, её нельзя искусственно подкоректировать под те или иные неписанные рамки. Искусственное следование обрядам, которые предписываются в религии это неесть вера души, это скорее лицимерие и фальшь и никак иначе она не будет называться. Любые механические исполнения обрядов и непонимания сути самой религии и тем паче культивирование исполнения обрядов говорит об упадке религии.
norman, 06/12/07
люди, а объясните: как это вообще бывает? В смысле не то, как можно заставить верить в Бога, а как можно пытаться заставить верить в Бога? Типо как в фильме 1984 чувака пытали (How many fingers?) Можно пытаться заставить сказать, что ты веришь в Бога, но это ведь не то… Прав Хома Брут — дебильное название темы. Аффтор видимо имел в виду насаждение религиозных взглядов. Это конечно плохо. Но это не противоречит идее введения основ православия в школах и вузах.
Phantom333, 09/12/07
Была такая забавная темка у А.Подводного. Типа, святой человек не сможет духовно развить уголовника Васю. Он сможет сделать так что Васю поймают на первой же краже или сможет сделать так что б Вася от тоски повесился, но он не может заставить Васю развиться духовно. Это Вася может сделать только сам. Хотя создание в жизни других людей паскудных ситуаций очень часто способствует их саморазвитию. Так что не бойтесь, делайте гадости гадам.
Люцио, 12/12/07
просто бесит.религия была создана,чтобы порабощать людей.что неплохо получается.каждый волен сам выбирать:верить или нет.
Azz110, 14/12/07
Крещение детей — что это? Я два дня не разговаривал с женой, когда она отдавая дань моде покрестила детей у кого-то заезжего священника.
Изящная Стерва, 17/12/07
Зачем нас заставляют верить в бога???как сказал мну знакомый мальчик,нас пытаются направить на правильный путь… Но где этот путь???что за путь?меня уговаривали многие .мой парень , подруга, друзья ,родители… Но зачем мну это???
Somesoulыч, 18/12/07
Я считаю, что вопрос веры это вопрос сугубо личного характера , и так как если судить даже по тем же свящекнным писаниям, то у человека есть свобода воли , человека сам моет выбрать , хочет он верить и поклоняться Богу или нет! обычно когда птаются заставить верить в Бога , это проявление фанатизма , а религиозных фанатиков я терпеть не могу!
Seeta, 18/12/07
Да, заставить нельзя. Но многие верующие с некоторым снобизмом относятся к неверующим. Считают, что те чего-то недопонимают в жизни, раз отказываются от такого, как им кажется, блага. Считают необходимым обязательно все растолковать, намекнуть тебе, что ты просто еще до чего-то не дорос, поэтому надо слушать тех, кто дорос. В то время, как ты все понимаешь и просто имеешь свое мнение по данному вопросу (ты-то для себя авторитет, но они почему-то считают себя более квалифицированными в тех вопросах, что касаются тебя лично, твоих потребностей). Неприятно, когда к тебе относятся так неуважительно.
Seeta, 18/12/07
Хома Брут, в реале надо говорить «знаю для себя». Человек может быть хоть двадцать раз религиозным фанатиком, хоть двадцать раз — атеистическим. Чем он занимается за своими закрытыми дверями, в этом нет принципиальной разницы, ибо это его личное дело. Я думаю, ни атеист, ни верующий не откажутся побеседовать друг с другом и обменяться мнениями. Вот только у верующих есть такой пунктик: если ты не соглашаешься с их точкой зрения, не склоняешься в сторону их веры, то они считают, что это только потому, что ты просто пока не понимаешь всех сутей их точки зрения, ибо пока духовно не дорос, иначе бы обязательно согласился бы. Почему-то они воспринимают твое несогласие с их точкой зрения как непонимание их точки зрения. Поэтому считают своим долгом тебе все много раз объяснить свою точку зрения, показав тебе, что ты просто еще многого не понимаешь, во многом себя ограничиваешь, ибо духовно не дозрел. А ты уже давно понял их точку зрения. Просто придерживаешься своей, о которой и сказал.
Струс, 19/12/07
Под «заставить» я имею в виду вовсе не споры, которые могут быть, и полезны, а такие вещи, как навязчивая пропаганда в СМИ, попытки ввести чуть ли не обязательное преподавание ОПК в школах, и вообще срастание власти и церкви. Вот уже Медведева патриарх «благословляет», что это, как не вмешательство в светские дела? Ну, высказал патриарх свое частное мнение, все понятно, но зачем об эжтом жужжать на всю страну? Да и, к тому же, когда пытаются заставить, это всегда вызывает отторжение у мыслящего человека. Разве такую простую вещь трудно понять? Религия — личное дело каждого, она не может быть государственной или обязательной. Точка.
Seeta, 19/12/07
Хома Брут, кто говорил про спор? Я говорила про обмен мнениями. Цель которого — не определить, кто более прав, а лишь расширить горизонты друг друга. Показать, что бывает и так, что существуют и такие варианты — вдруг пригодится? Цель обмена мнениями — не выбрать наиболее верный вариант, а всего лишь ознакомить с тем, какими они бывают. Наиболее верный для себя всегда определяет сам человек. А пытаться переучить человека с его личного мнения на твое собственное, чем часто занимаются верующие, считая себя «правее» всех, как минимум странно.
Seeta, 19/12/07
Струс, безусловно, эти случаи вопиющи (учитывая то, что по сути у церкви и у государства разные функции), это даже не обсуждается. Но верующие считают, что раз никого нельзя заставить насильно поверить, значит в этом нет ничего дурного. Хотя причем здесь это. Вообще, мне кажется, что это опасно, когда церковь идет в политику. Церковь должна быть независима от власти. Церковь, особенно у нас, не только помощник верующего, но и огромный инструмент влияния на людей. Это опасно, если подобный инструмент окажется в руках «не тех» людей. Хотя, может, я и ошибаюсь.
Seeta, 19/12/07
Святой Атец, так в том-то и дело, что в тех примерах, что вы сказали сначала, нет никакого насилия над личностью, никто никого не принуждает. А большинство верующих именно что «пытается наставить на путь истинный», ставя под сомнение чужое умение выбрать путь самостоятельно и осуждая чужой индивидуальный выбор сделан лично для себя, не понятно почему влезая не в свое дело, а в чужую личную жизнь. *все-таки, я за просвещение, а не за агитацию*
XeNoiZ, 21/12/07
Каждый выбирает для себя Религию и объект поклонения. Лишать человека свободы в вопросе вероисповедания(да и вообще свободы в целом) — истинное зло. Так что я людей которые навязывают религию не люблю. Они или преследуют какие-то корыстные интересы либо просто узко мыслят.
Lohengrin2009, 08/11/09
Я — верующий. Но заставлять кого бы то ни было верить в Бога не собираюсь. Человек либо рождается с верой, либо с годами её постигает, либо так и остается атеистом. Это — его личная жизнь. Свобода совести гарантируется законом (Конституцией РФ). Хочешь — верь в Бога, хочешь не верь. Насильно никого заставлять нельзя. Человек должен сам прийти к вере.
Эльфийка с Озер, 08/11/09
Глупость. Ну припрешь ты человека к стенке, ну заставишь его под страхом страшной смерти выучить Библию, или Коран, или Тору, ну будет он молиться, ходить в храм из страха — и что? Абсурдно предполагать, что от этого у него в душе поселится вера. Это слишком личное, чтобы вот так вот в него лезть.
Anastacia Hatter, 14/05/11
Народ,а Бог он кто?А вдруг он очередной демон?Терпеть не могу когда мама вешает тупые календари с этими иконками,бесит очень.Пасха начала бесить «съешь пасочку,она посвящена».Чем посвящена?Водичкой с под крана?Ооо…ну тогда я тоже могу набрать воды,протриндеть свою молитву,выпить и быть святой.Не бред ли?Крестик меня не заставляют носить,хотя раньше я его всё время жевала.
Anime metal, 25/05/11
Насильно нельзя заставлять верить в Бога. Человек сам должен дойти до этого. Я верю в Бога, но не люблю, когда меня что то заставляют делать
Ортодокс, 26/05/11
Нельзя заставить верить в Бога. Или человек сам приходит к этой вере или души человека касается «длань Господня» и на него снисходит озарение в ошибочности своего предыдущего бытия без Бога.
Eddy, 27/12/18
В Господа я давно ни в какого не верю. Это смешно и страшно, если он намеренно делает людей несчастными и устраивает им зловещие испытания. Если это Бог, то это страшный Бог, это бес и преступник, которого самого нужно судить. Но, разумеется, никакого Бога не существует. Потому что в этом мире не существует никакой логики. Богатые богатеют и жируют, бедные ещё больше нищают. А наводнения, ураганы? Это происходит уж точно не по воле людей, а в них умирают и «хорошие», и «плохие». (Или, вы считаете, Господь наводит испытания скопом только на «плохих» людей?) Нет, конечно, никакого Бога не существует. Это сказки для управления людьми, для их порабощения. То есть власть может делать с людьми всё, что хочет, но пусть народ думает, что так велит бог и безропотно повинуются. Кстати, очень многие не выдерживают подобных испытаний и погибают. Так что это ложь, что Господь даёт лишь столько, сколько может выдержать человек.
Cryotic, 27/12/18
Eddy, соглашусь с вами. В исламе, если верить святой книге, Аллах кого хочет — наградит, кого захочет — обойдёт стороной. Сразу в воображении вскакивает картина гигантского ребёнка с Землёй в руке, делающего что вздумается. И меня заставляют в него верить, поклонятся ему, восхвалять его, считать единственным. Кхм… Если Бог есть, то больно ли Богу, когда он видит что происходит с людьми? В случае с ‘да’ можно сказать что он не такой всесильный. Если нет, то он попросту тиран. Несмотря на это, я верю в Бога милосердного и снисходительного, хотя не на все 100% и эта цифра понижается со временем…Но если вы не верите в Бога, а может даже верите только в себя или даже верите в оборотней — это ваше дело, и когда в него вторгаются и с причитаниямни и меняют по-своему — это неприятно, я понимаю. Когда один впихиваетдругому свою веру — это подобно осуждению выбора нижнего белья.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *