Что можно соблюдать

Рождественский пост: между голодом и чревоугодием

Рождественский пост, также называемый в народе Филипповым (так как начинается он на следующий день после празднования памяти святого апостола Филиппа) длится с 28 ноября н.с. до 6 января н.с. — Рождественского Сочельника, т.е. 40 дней. Установлен рождественский пост Церковью достаточно поздно, но в ряду других многодневных постов занимает свое важное место.

Рождественский пост считается довольно мягким — в нем много дней, имеющих разрешение на рыбу, и, поэтому, иногда можно слышать недоумение: «Зачем вообще нужен рождественский пост — ограничений полно, а аскезы никакой. Вот Великий Пост — это да…». Правда, чаще всего, рассуждающие так и в Великий Пост находят причины, чтобы его не соблюдать, ну а уж Рождественский пост — и подавно, благо тут еще и Новый Год подворачивается. Поэтому, сначала попытаемся разобраться — а зачем вообще нужен пост?

Зачем?

Христос в пустыне. И. Н. Крамской

Согласно общему святоотеческому мнению, пост был установлен еще в Раю. Само предписание не вкушать от Древа познания Добра и Зла являлось установлением первого поста. Постился Моисей, постился пророк Илия, всю свою жизнь провел в строгом посте святой Иоанн Предтеча, постился и Сам Спаситель. И теперь при монашеском постриге постригаемый говорит: «Постнического жития желаю». Какова же роль поста для христианина?

Одна из первых целей поста, лежащая на поверхности — это жертва Богу. Мы отказываемся от определенных видов и количества пищи, ради того, чтобы засвидетельствовать свою любовь и преданность Богу. Предполагается, что излишки — продуктов ли, средств — пойдут на милостыню. Современный греческий старец Епифаний Феодоропулос говорит о том, что имеются еще две цели поста: подвиг для тела (воздержание) и подвиг для души — послушание Матери-Церкви. На телесном подвиге — аскезе — следует остановиться особо.

Господь создавал человека совершенным по Своему Образу и Подобию. Однако грехопадение изменило человека — его тело приобрело «плотяность», «дебелость» по слову Отцов. Цикл «питания-выделения», безусловно, является свойством падшего мира. Святой Григорий Палама пишет, что «наслаждение, идущее от тела к уму, делает весь ум телесным, нисколько не освящаясь от слияния с высшим, а, наоборот, предавая уму свою низменность, от чего и весь человек становится «плотью»».

Хотя потребность в пище и относится к естественным страстям, современный человек редко удовлетворяется простым насыщением, а волей-неволей впадает в грех чревоугодия, в форме как чревобесия (стремления к поеданию большего количества), так и гортанобесия (гурманства). Более того, человеческий организм устроен таким образом, что само по себе переваривание пищи (особенно тяжелой) требует усиленного кровоснабжения пищеварительной системы, что снижает кровоток, например, головного мозга. Как пишет прп. Григорий Синаит: «Когда стомах (желудок) отягчен бывает и ум чрез то помутится, тогда не может человек творить молитву крепко и чисто». Здесь, кстати, кроется ответ на вопрос, почему рыба «постнее» мяса. Мясо содержит тугоплавкие жиры, и на его переваривание требуется большее количество энергии, а значит и более длительное перераспределение кровотока.

Таким образом, стяжание молитвы, стяжание Благодати является наиважнейшей целью поста. Пост без молитвы превращается в бессмысленную диету, которая в условиях хронического стресса, свойственного миру сему, не сможет покрыть потребность человека в питательных веществах (в среднем умеренный стресс повышает энергопотребность организма на 10%). Молитва же, стяжая Благодать, выводит человека из «юрисдикции» мира сего. Старец Иосиф Ватопедский, комментируя прп. Никиту Стифата, говорит: «Когда Благодать воздействует на душу человека, она изменяет свойства сущего. Благодать, входя в ум и душу, воздействует на тело, у которого на начальной стадии духовной жизни укрепляются природные силы и умножаются возможности».

Мы знаем, что аскетические подвиги в сочетании с непрерывной молитвой всецело изменяли тела подвижников, вплоть до того, что они могли месяцами питаться одной просфорой. По словам св. Григория Паламы: «Духовная сладость, переходящая от ума на тело, и сама нисколько не ухудшается от общения с телом и тело преображает, делая его духовным, так что оно отбрасывает злые плотские стремления и уже не тянет душу вниз, а поднимается вместе с ней, от чего и весь человек становится тогда «духом», как написано: «Рожденный от Духа есть дух» (Ин. 3, 6, 8)».

Исходя из вышесказанного, становится понятным установление Рождественского Поста. Только надлежащим образом подготовив себя, мы способны воспринять Благодать Рождения Самого Господа. Что получается в противном случае, мы видим на примере западного мира, забывшего про пост и молитву, и часто в шуме праздника забывающего, Чье Рождество празднуется.

Как соблюдать рождественский пост?

Возникает, однако, вопрос — как соблюдать пост современному работающему человеку? Для ответа на него следует вспомнить, каким критериям должна отвечать постная пища.

Во-первых, она должна быть проста, т.е. ее приготовление не должно отвлекать много времени. Это время должно быть посвящено молитве и/или делам милосердия.

Во-вторых, количественный состав пищи должен быть уменьшен. Считалось, что избытком пищи или средств, сэкономленных на пище, следует делиться с нищими.

В-третьих, качественный состав пищи также изменяется. Для разъяснения откроем Типикон.

Типикон предписывает строгий пост (без елея и вина) по средам и пятницам (для монашествующих — и в понедельник). В другие будние дни седмицы разрешается пища с елеем и вином, а в субботу и воскресенье — рыба. Также рыба разрешается в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), в какой бы день этот праздник не случился, а также 29 ноября (память ап. Матфея), 8 декабря (отдание праздника Введения во Храм Пресвятой Богородицы), 13 декабря (память ап. Андрея Первозванного), 17 декабря (память вмц. Варвары), 18 декабря (память прп. Саввы Освященного), 19 декабря (память свт. Николая Чудотворца), 22 декабря (Зачатие прав. Анной Пресвятой Богородицы), 30 декабря (память прор. Даниила и трех отроков), 2 января (Предпраздненство Рождества Христова), если праздник выпадает не на день строгого поста (если на него — то разрешается вино и елей). Русские уставы добавляют к этим дням также празднование иконы Божией Матери «Знамение» (10 декабря). Также Типикон разрешает вкушение рыбы в день храмового праздника независимо от дня недели. Как правило, к перечисленным в Типиконе дням добавляются епархиальные праздники (по тому же уставу), а в день памяти св. Николая большинство священников разрешает вкушение рыбы в любой день. Данные правила действуют до 2 января включительно, далее вкушение рыбы не допускается.

Таким образом, Рождественский пост является крайне щадящим.

Постимся по науке

Как известно, рыба по количеству белка не уступает, а часто и превосходит мясо. Белки рыбы абсолютно полноценны и содержат все незаменимые аминокислоты. При этом отсутствие плохо растворимого белка эластина, имеющегося в мясе, обеспечивает быструю перевариваемость. Кроме того, рыба является ценным источником незаменимых жирных кислот (омега-3 и омега-6), а также уникальной докозагексагеновой кислоты, обладающих, в частности, антиканцерогенным действием. Рыба богата и многими микроэлементами. Аналогичными свойствами обладают и морские беспозвоночные (кальмары, мидии, креветки и др), вкушение которых разрешается в дни, когда разрешается елей и вино. Сочетание морепродуктов с оливковым маслом создает оптимальное соотношение длинно- и среднецепочечных триглицеридов в пище, что позволяет обеспечить организм необходимой энергией сравнительно небольшими объемами съеденной пищи.

Рыба и морепродукты — источник белка в Рождественский пост

Надо отметить, что наиболее распространенное у нас подсолнечное масло также является сбалансированным продуктом, хотя и уступает сочетанию морепродуктов и оливкового масла по процентному содержанию вышеуказанных кислот. Дополнительным источником жирных кислот могут быть также орехи.

Полноценными также являются белки бобовых культур, составляющих на православном Востоке основную постную пищу. В прежние времена на Руси также были распространены гороховые каши и кисели. Сейчас эти вкусные и полезные блюда оказались незаслуженно забытыми, однако такой продукт, как фасоль вполне популярен. Появившийся в последние годы на прилавках универсамов хумус — паста из турецкого гороха (нута) — также является вкусным и питательным постным продуктом.

Дополнительным источником белка в пост могут служить грибы. Абсолютно полноценными (т.е., содержащими все незаменимые аминокислоты) являются белки таких грибов как белые, маслята, подберезовики. Однако следует помнить об открытом еще в 1948 г. И. П. Разенковым механизме выравнивания смеси всасываемых в кишечнике аминокислот. Суть его такова, что организм выделяет в полость кишечника определенное количество белков, содержащих все аминокислоты в виде ферментов, отторгнутых клеток кишечного эпителия и т.д. Эти аминокислоты всасываются и выполняют свою пластическую функцию. Таким образом, само по себе недополучение каких-либо аминокислот в течении некоторого времени на функционирование организма не влияет.

В постном питании значительную роль играют также углеводы. Такие углеводы, как крахмал, служат значительным источником энергии, однако избыток крахмала откладывается в виде жировой ткани (после ряда трансформаций). Крахмал в большом количество содержится в хлебе и макаронных изделиях (от 50 до 70%). Вопреки общепринятым представлениям в картофеле крахмала содержится всего 10-20%. Фрукты содержат большое количество быстроусвояемых моносахаридов (глюкозы и фруктозы), позволяющих быстро обеспечить организм энергией. Также фрукты и в особенности овощи содержат значительное количество целлюлозы, необходимой для нормальной моторики кишечника, и пектинов — веществ, обладающих как бактерицидной функцией, так и улучшающих пристеночное пищеварение в кишке, что способствует улучшению всасывания питательных веществ. Кроме того, овощи и фрукты содержат значительное количество витаминов.

Таким образом, мы видим, что Церковь не накладывает на своих членов «бремена неудобоносимые». В условиях наступающей зимы пост вполне обеспечивает потребности человека в белках (0,75 г/кг массы тела в сутки) и энергии (в среднем 2000 ккал/сут). Так, например, тарелка валаамских щей, 250 г кальмара с зеленым горошком, салат из огурцов и помидоров, заправленный нерафинированным подсолнечным маслом, 2 куска хлеба и чай с небольшим количеством цукатов полностью перекроют белково-энегетические потребности взрослого мужчины, занятого умственным трудом. Основным критерием «постности» пищи будет здесь легкая усвояемость и простота приготовления.

Аскеза без чревоугодия

Этим мы плавно переходим к следующей части нашего разговора — какие блюда можно и нужно считать постными. Несколько лет назад был популярен спор о морепродуктах — считать ли их рыбой или мясом? Сейчас отголоски еще встречаются, однако осознание единства православной ойкумены позволило понять, что Церковь едина даже в таких вещах, как определение пригодности продуктов для вкушения в пост. Чувство национальной замкнутости («у нас это не растет») достаточно смешно выглядит у людей, поедающих норвежскую треску, турецкие помидоры и другие столь же «русские» продукты.

Некоторым аргументом против морепродуктов служила их относительно высокая цена, но сейчас, когда рыба и кальмар стоят приблизительно одинаково, а грибы подчас дороже, это возражение вряд ли может быть принято во внимание.

Конечно, не следует доходить до абсурда. Омары с клубникой в пюрированной малине, несмотря на очевидную «постность» каждого компонента вряд ли будут считаться постным блюдом даже там, где эти омары живут. Как, впрочем, и картофель, фаршированный грибной икрой. Критерий «непостности» здесь — трудоемкость приготовления (если вы не ждете гостей, конечно — законы гостеприимства и в пост никто не отменял). Если же наши православные братья в Испании и Португалии едят в пост запеченых омаров, то никаких возражений это вызывать не может. Собственно, у нас омар воспринимается как роскошь, неуместная в пост, именно из-за его редкости и дороговизны. Однако, если некий олигарх, питающийся вне поста исключительно черепаховым супом, мраморным мясом и черной икрой (я уж не знаю, что именно едят подобные олигархи) в пост ограничит себя омарами и это поможет ему молиться — то дай Бог.

Это, конечно, шутка, однако пост с одной стороны не должен превращаться в демонстрацию всяких пищевых редкостей, а с другой — быть зоной, свободной от принципов здорового питания. Если Вы — офисный работник, и в обеденный перерыв ходите в кафе, то лучше не заказать в кофейне круассан, а зайти в суши-бар. Сумма выйдет та же самая. Если Вы носите еду из дома, то бутерброд с авокадо — это, конечно, здорово, но валаамские щи — полезней. И так далее.

Пост по силам

К этому примыкает вопрос о послаблениях в пост. Опыт показывает, что большинство здоровых и не очень людей просят послаблений «на всякий случай» (я не беру ситуации, когда человек нуждается по характеру заболевания в определенных продуктах). Конечно, вопрос всегда должен решаться с духовником, однако сам характер Рождественского Поста послаблений не требует. Исключения могут составить только ситуации, когда человек питается на работе, а в столовой ну никак не готовят овощной суп в среду без масла.

Безусловно, пост должен быть свободен от всяческих увеселений. Конечно, новогодние елки для маленьких детей, если содержание спектакля не противоречит православному мировоззрению, ДО Нового Года (потом пост устрожается), наверное, можно допустить, однако это не должно превращаться в путешествие с елки на елку. А вот подросткам уже с 10-11 лет стоит от подобного воздержаться. Естественно, это касается и взрослых. Новогодние шоу и прочие явления массовой культуры в пост не должны отвлекать человека от молитвенного делания.

Что касается посещения кафе и ресторанов, то во всем должно быть разумение. Если человек зашел туда просто поесть, то в этом ничего предосудительного нет. Да и два православных друга, давно не видевшиеся, вполне могут зайти в подобное заведение и выпить разрешенные Уставом 1-2 красовули вина (или, с поправкой на северный климат 1-2 кружки пива). Да и если Ваш день рождения выпадает на Рождественский пост, дома готовить трудно, а средства позволяют — не грех будет пригласить гостей и в ресторан. Однако пьянство (это, правда, и вне поста недопустимо), а также гурманство ради гурманства в пост должны быть исключены (это касается и домашнего времяпрепровождения).

Новый год

Отдельно стоит вопрос о праздновании Нового Года. Разные духовники по разному к этому относятся. В некоторых приходах, я знаю, даже служат ночную литургию. Ни в коем случае не претендуя на абсолютную истину, все же хочу сказать следующее.

Церковь освящает начало нового года специальным новогодним молебном. Это значит, что данный праздник ей не чужд. Поэтому не будет греха, если в семья соберется за праздничным постным столом, подведет итоги года прошедшего и с надеждой встретит год грядущий.

Повторяю — это мое личное мнение, и вопрос о праздновании Нового Года следует решать с духовником.

Счастливого всем Рождественского Поста!

>КАК ПРОВЕСТИ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ?>Как провести Рождественский пост?

Рассказывает протоиерей Игорь Фомин, председатель Комиссии по миссионерству и катехизации Москвы, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО

Время Рождественского поста – это ровно 40 дней. Пост начинается 28 ноября по новому стилю и продолжается до 6 января включительно. В ночь на 7 января христиане заканчивают поститься и встречают вершину поста, его главную цель и смысл – Рождество Господа нашего Иисуса Христа. В каждом посте, в том числе в Рождественском, существует заговенье, иначе – канун поста. Оно приходится на 27 ноября, это день, в который Православная Церковь вспоминает жизнь святого апостола Филиппа. Именно в честь него Рождественский пост еще именуют Филипповым (по-народному Филипповки). Если заговенье попадает на однодневные посты (среду или пятницу), то оно перемещается на предыдущий день – 26 ноября.

Как провести пост?
Каждому человеку нужно опрелелить свою меру поста. Один может понести пост в полной объеме, и будет ему благо. Другому, наоборот, следует ослабить пост.
Поститься не так строго, как написано в Уставе, могут болеющие люди. Болезнь — тоже своеобразный пост, смирение плоти. Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести вашему здоровью вред. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача.
Своя мера поста у беременных; у военнослужащих; у тех, кто работает в напряженном ритме или учится.
Самое главное, что «нельзя есть в пост», — это своих ближних. Я говорю о гневе, о раздражении, о ссорах и любых других отрицательных поступках, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом.Конечно, особая тема — детский пост. Иногда лучше договориться с детьми о том, что Великим постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами о посте я советую вам подойти к своему духовнику или священнику, которому вы доверяете.

Рождественский пост детям

Рождественский пост детям – это особая, очень деликатная тема. Каким будет детский пост, нужно отдельно решать для каждой православной семьи. Лучше всего это делать вместе с духовником, который знает и родителей, и ребенка, и может дать духовный совет, что будет полезно, а что нет.
Поститься по всей строгости монастырского поста детям не нужно. Ведь в чем главный смысл Рожественского поста? В подготовке к Рождеству Христову, в воспитании души. Зачастую гораздо лучше договориться с ребенком о том, что в пост он, к примеру, будет есть меньше сладкого и не будет смотреть телевизор. Такое ограничение будет гораздо большим подвигом для малыша, и подвиг этот будет иметь более глубокий смысла, чем отказ от мяса, например.

Можно ли праздновать Новый Год в Рождественский пост?

На Новый год можно сделать два стола — постный и обычный. Из личного опыта я знаю, что постные блюда могут совершенно не отличаться от непостных по вкусноте и оригинальности. И даже превосходить их.
Пусть приготовление двух столов будет одним из ваших «постных» поступков, знаком смирения перед родными. Если вы точно знаете, что близкие будут конфликтовать с вами из-за того, что не положат себе в тарелку кусочек колбаски или мясной оливье (который, кстати, можно прекрасно приготовить, например, с крабами) — пойдите им навстречу. Пусть они сами выбирают.
Дело в том, что пост — это глубоко личное состояние человека. У каждого есть своя мера поста. Если вы хотите поститься строго — пожалуйста. Но относитесь с уважением к тем, кто не постится. По здоровью ли, по каким-то другим причинам. Новый год — это семейный праздник, и надо сохранить мир, согласие. Вы вполне можете поднять бокал шампанского или вина вместе с родителями.
Что касается новогоднего веселья, гуляния с детьми, катание на санках — я не вижу в этом ничего плохого. Когда бы это ни было — Рождественским или Великим постом. Если дети радуются, если это для них — чудо и сказка, разве можно им отказать?

Запускаете фейерверк на Новый год — запустите и на Рождество, а лучше — в два раза больше! Детям — веселье, а вы потихоньку будете переориентировать их на более важный праздник.

Зачем нужен Рождественский пост

Рождественский пост — это время для возрастания в Боге, для усердной молитвы и добрых дел. Все ограничения, которые верующий человек накладывает на себя добровольно — гастрономический пост, отказ от развлечений — нужны не как самоцель, не как своеобразное аскетическое упражнение, а как подготовка к великому празднику — Рождеству Христову. Радостному дню, когда Иисус Христос родился от Девы Марии, когда весь мир ликует, приветствуя Спасителя. Мы постимся, чтобы войти в этот день чистыми, свободными от суеты и всего, что вредит нашей душе.

Календарь питания: что можно есть в Рождественский пост

Рождественский пост — строгий. В этот период православные христиане воздерживаются от мясных, молочных продуктов и от яиц. По поводу вкушения рыбы есть правила разной строгости. Согласно самому мягкому уставу, рыбу можно есть во все дни, кроме среды и пятницы. В среду и пятницу также нельзя пить вино, а пищу надо есть без масла — это называется сухоядение.
На Рождественский пост приходится Новый Год. Православным христианам лучше в этот светских праздник не отходить от поста. При это ни в коем случае не надо осуждать родных и друзей, которые, в отличие от вас, не постятся. Лучше поставить на новогодний стол и постные, и скоромные блюда, чтобы сохранить мир в семье и своим осуждением не отвратить домочадцев от веры.
Кроме того, даже соблюдая все гастрономические строгости поста, надо не забывать, что эти сорок дней в первую очередь — для духа, а не для тела. И одни ограничения в еде — без духовной работы, без искренней молитвы, без помощи ближним — не принесут добрых плодов.

Венчание накануне Рождественского поста

Венчание накануне Рождественского поста – можно ли его совершать? Это вопрос, который имеет четкий ответ для православного человека. Таинство Венчания не совершают во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов.
Единственный вариант, когда из этого правила может быть сделано исключение, это особое указание правящиего архиерея.

Подготовка к Причащению в Рождественский пост

Подготовка к Причащению в Рождественский пост, по сути, не отличается от обычной подготовки к этому Таинству. Но есть в ней и свой, особый смысл. Когда христианин находится в процессе подготовки к великому празднику, когда он день за днем настраивается на духовный лад, когда ограничивает себя в еде и удовольствиях, Причастие часто становится еще глубже, еще важнее для него.
О Причастии Рождественский постом прекрасно сказал в проповеди митрополит Сурожский Антоний: «Пост не означает, что нужно еще настойчивее, чем обычно, попрошайничать у Бога; пост не означает, что нужно приходить к Причастию чаще обычного. Пост — это время, когда мы должны встать перед лицом суда Божия, вслушаться в голос своей совести — и воздержаться от Причастия, если мы не можем приобщиться достойно. А приобщиться достойно означает, что перед каждым Причащением мы должны примириться с теми, с кем мы в раздоре; мы должны остановиться на помышлениях нашего ума и сердца, обличающих нас в измене Богу и в неверности людям — и сделать что-то в этом направлении; мы должны примириться с Богом Живым, дабы не оказалось, что Он умирал за нас напрасно. Поэтому задача наша сейчас состоит в том, чтобы глубоко задуматься о себе самих, подвергнуть себя беспощадному, строгому суду и подойти к Приобщению через исповедь, через покаяние, через тщательное испытание собственной жизни».


История Рождественского поста
Рождественский пост христиане начали выделять как отдельный и многодневный с IV века. Мы находим упоминания об этом посте в трудах блаженного Августина, святителей Амвросия Медиоланского и Льва Великого.
Сорокадневным пост стал после собора 1166 года, который состоялся при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле.

Что такое Рождественский сочельник

Последний день Рождественского поста называют Сочельник. Это слово произошло от названия блюда — сочиво. Сочиво готовится из зерен пшеницы, чечевицы или риса в память о посте пророка Даниила и трех отроков, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан 1, 8). Этих святых православные христиане молитвенно вспоминают как раз перед праздником Рождества Христова.
По церковному уставу сочиво едят вечером 6 января после полного воздержания от пищи в течение всего дня.

До какого события продолжается Рождественский пост?

О том, до какого события продолжается Рождественский пост, мы можем догадаться из самого его названия. Рождество — вот точка, в которой заканчивается этот долгий сорокадневный период. Длится этот пост с 28 ноября до 6 января включительно.
7 января Православная Церковь празднует Рождество Иисуса Христа, великий праздник, который напоминает нам о дне, когда Спаситель пришел в мир — родился от Девы Марии в городе Вифлееме.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *