Что такое автокефалия церковная

Содержание

Что такое автокефалия церкви, какие у неё возможности и особенности

Поместные церкви, имеющие административную и иерархическую автономность от других поместных церквей, называется автокефалией. Автокефальные церкви независимы также и от других поместных церквей, однако все они едины в вероучении.

Настоятеля автокефалии выбирают местные епископы. Другие автокефалии не имеют влияния на этот процесс, но их епископы могут быть приглашены на поставление.

Автокефалии имеют право на:

  • свои законы, касающиеся административной части и иерархического положения;
  • канонизацию святых по собственному усмотрению;
  • самостоятельное освещение миры;
  • введение новых песнопений;
  • самостоятельное ведение суда;
  • созыв поместных церквей и инициирование созыва автокефальных церквей.

Ограничения самоуправления автокефальных церквей касаются лишь вероучения, так как любая православная церковь должна быть едина в проведении богослужений, соблюдении догматов и канонов с Православной Церковью.

Автокефальные церкви проводят совместные литургии, а имена настоятелей вносятся в диптих.

Какие существуют автокефалии церкви и какова их численность

Автокефалии бывают общепризнанные, частично признанные и самоназванные. Также список самоуправных церквей может меняться в зависимости от того, в какой автокефалии он был составлен.

В списке Константинопольской Православной Церкви состоят 14 общепризнанных автокефалий. В их числе:

  • Константинопольская автокефалия, которая насчитывает 2 миллиона человек и является иерархически главенствующей.
  • Далее следует Александрийская церковь, которая насчитывает 6 миллионов человек, но несмотря на большую численность занимает лишь второе место.
  • На третьем месте Греческая Церковь, насчитывающая 1 миллион 340 тысяч человек.
  • Далее идут древнейшая Иерусалимская автокефалия с численностью 130 тысяч человек.
  • Пятое место занимает самая многочисленная Русская Церковь. В нее входят около 90 миллионов человек.
  • Шестое место занимает Сербская Церковь с численностью верующих в 10 миллионов человек.
  • На седьмом месте — Румынская Церковь, численность верующих которой насчитывает 16 миллионов человек.
  • Восьмое место занимает Болгарская Церковь с численностью 8 миллионов человек.
  • На девятом месте Грузинская Церковь с 4 миллионами верующих.
  • Десятое место занимает Кипрская Церковь, численность которой составляет чуть меньше 500 тысяч верующих.
  • На одиннадцатом месте расположилась Церковь Эллады с 8 миллионами верующих.
  • На двенадцатом — Церковь Польши с 500 тысячами верующих.
  • Тринадцатое место остается за Церковью Албании с 700 тысячами верующих.
  • На четырнадцатом месте Православная Церковь Чехословакии с численностью верующих 155 тысяч человек.
  • Диптих Константинопольской Церкви включает также Украинскую Православную Церковь. Константинопольская православная церковь дала статус автокефалии Церкви Украины в 2019 году. Часть общепризнанных автокефалий не согласны с таким решением, другая же часть на сегодня не сделала официального заявления по этому поводу.

Также существует диптих Русской Православной церкви, который насчитывает 14 автокефалий. Список этот очень похож на диптих Константинопольской церкви, вот только самой Константинопольской церкви в нем нет. Русская церковь исключила ее в 2018 году, так как решила прекратить общение с патриархами Константинопольскими. Таким образом первое место в нем занимает Александрийская Церковь.
Далее список сохраняет все пункты, кроме последнего. Последнее 14 место диптиха РПЦ занимает Православная Церковь Америки, которая насчитывает 1 миллион человек. Кроме Русской Церкви, ее признают Грузинская, Болгарская и Чешская автокефалии.

Самоназванные автокефалии — это церкви, самоуправление которых не было признанно другими автокефалиями. Их насчитывается 9:

1. Заграничная русская православная церковь.
2. Автономная Российская православная церковь.
3. Истинно — православная русская церковь.
4. Каноническая украинская автокефальная церковь.
5. Автокефальная церковь Белоруссии.
6. Старообрядческая Русская православная церковь.
7. Древлеправосланая русская церковь.
8. Древлеправлславная поморская церковь.
9. Древлеправославная церковь старопоморья.

История появления церквей автокефалий

Изначально все церкви были самостоятельными и независимыми друг от друга. Но со временем началось структурирование церковной деятельности. Упорядочивание связано с Первым Церковным Собором 325-го года. Было утверждено шестое правило, которое наделяло трех митрополитов, влияние которых было велико, особым могуществом. Это были митрополиты Антиохийской, Римской и Александрийской церквей.

Второй Всемирный Собор 381-го года, провозгласил независимость Церкви Константинополя, которая стала второй после Римского Партиархата. Эти четыре, наделенные самоуправлением церкви, начали развиваться и распространяться над другими поместными церквями. И тогда в начале 430-х годов была принята редакция правила, которая запрещала епископам автокефалий подчинять себе митрополитии, которые не были ранее подчинены им или их предшественникам. Поэтому Кипрская Церковь смогла сохранить свою автокефалию.

Очередной Всемирный собор выделил из Антиохийской православной церкви Иерусалимскую. Это произошло из-за того, что Иерусалим стал играть большое значение для паломников. А в 5 веке Антиохийская митрополия приняла решение возвести в статус автокефалии Грузинскую Церковь.

Таким образом, в начале 6 века, когда к власти пришел великий Римский император Юстиниан, при котором вся православная территория была поделена на пять областей: Иерусалимская, Римская, Константинопольская, Антиохийская и Александрийская. Предстоятели этих поместных церквей были возведены в сан патриархов. Император провозгласил пятивластие во Всемирной церкви. Во время Трулльского Собора была определена иерархия этих пяти автокефалий. Главенствующее место занимала Римская церковь. Константинопольская была второй, затем шли Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская.

Такая иерархия считалась идеальной для Всемирной церкви. Автокефалии, не входившие в это пятивластие, по мнению критиков, нарушали гармонию. Поэтому к ним зачастую относились негативно.

С распространением славянского народа на территорию Балкан стали появляться новые церкви. Самой большой по численности стала Болгарская церковь. Ее возвела в статус автокефалии сама Константинопольская Церковь.

1054 год ознаменовался тем, что Римская церковь ушла из пентархии, тем самым уступая первое место Константинопольской церкви. В самой же Римской митрополитии образовалось новое римско-католическое течение. Разногласия между католическим учением и православным достигло своего пика. Это привело к еще большему укреплению позиций православия и образованию новых православных поместных церквей. В это время появляется Сербская церковь.

Когда произошло вторжение турок на территорию современной Европы в 1394 году, и Болгария пала под их давлением, Константинополь направил своего митрополита в Болгарскую церковь. Таким образом Болгарская автокефалия оказалась в подчинении у Константинопольской церкви. Влияние турок подтолкнуло многих православные церкви к католицизму. Таким образом они надеялись получить поддержку западного мира. В это время Русская церковь начала самостоятельно выбирать митрополитов, что привело к обособлению от запада.

Падение Константинополя и включение римских земель в состав Османской империи привели к новому пути развития. Патриарх Константинопольский стал главенствующим лицом, и в его подчинении оказались все поместные православные церкви, кроме Русской и Грузинской. Впоследствии, патриарх Константинопольский провозгласил Русскую Православную Церковь автокефалией, так как он нуждался в поддержке России.

Во время Второй Мировой Войны РПЦ признала автокефалиями Польскую, Грузинскую, Чехословацкую и Американскую церкви. Но Константинопольская церковь не приняла действий Русской Церкви, поэтому повторно провозгласила церкви Грузии и Чехословакии автокефалиями.

Сегодня присвоение статуса автокефалии гораздо больше находится под влиянием политической ситуации, нежели действует в канонах православных учений.

Видео — что такое церковные каноны, томос, автокефалия и прочее

Кто же провозглашает Поместную церковь автокефалией?

Вопрос возведения поместных церквей в статус автокефалии стоял остро. Изначально это решение мог принять только единственно существующий Вселенский Патриархат. Томос, указ патриарха, подписывался Всемирным Патриархом. После подписи Патриарх писал «Провозглашает». Епископы других автокефалий должны были поставить свои подписи в порядке их упоминания в диптихе. Но это не нравилось другим епископам. Тогда Константинопольская церковь предложила писать представителям других автокефальных церквей «сопровозглашает», но это не устроило Русскую Православную Церковь. По мнению русских митрополитов все должны после подписи написать «Провозглашает». Но с этим уже не согласился Константинопольский патриархат.

До сих пор вопрос о том, кто же принимает решение о произведении церкви в статус автокефалии, открыт. Но его сняли с повестки Всеправославного Собора.

Поделись с ближним

Автокефалия Украинской православной церкви — что это такое, последствия, последние новости

После трех дней работы Священного синода Вселенского патриархата Константинополя духовный православный лидер патриарх Варфоломей принял историческое решение: он пообещал предоставить автокефалию украинской православной церкви (УПЦ).

В ответ РПЦ заявила, что может порвать отношения с Константинополем, что потенциально грозит расколом, сравнимым по масштабу с событиями 1054 года, когда нечто подобное произошло между православной и католической церквями.

Что представляет собой автокефалия

Для начала следует понять, что автокефалия — это независимость административная поместной общины. Понятие пришло с греческого языка, который дословно означает «сама» и «голова», т.е. самовозглавление.

Православная церковь — это ряд поместных общин, которые имеют административную независимость. В чем она выражается? Прежде всего, в возможности самостоятельно назначать епископов и предстоятеля поместными архиереями, т.е. другие автокефалии в этом процессе не участвуют. Кроме этого, церковные руководители также могут:

  • Издавать свои законы и правила, т.е. Уставы.v vОпределять свое устройство и управление.
  • Иметь самостоятельную цепь апостольского преемства.
  • Канонизировать святых.
  • Составлять и вводить новые чинопоследования и песнопения.
  • Принимать независимые административные решения и проводить церковный суд.v
  • Созывать Поместные Соборы и инициировать созыв Вселенского Собора.

РПЦ состоит из множества самостоятельных Поместных общин, но самостоятельность эта административная, она не разрушает единство веры, священнодействия или духовный опыт. При этом все независимые общества взаимозависимы и тождественны друг другу в рамках Вселенской Церкви.

Во главе управления стоит патриарх или митрополит, но она может иметь и коллегиальное управление, т.е. синод. При этом есть и ограничения, которые касаются:

  • догматов — право хранить и толковать, а также выражать Божью истину имеет лишь Вселенская Церковь;
  • канонов — важнейшие вопросы, касающиеся канонов, ведет Вселенская Церковь, а Поместные лишь применяют
  • имеющиеся каноны к местным условиям;v
  • богослужения — все литургия в каждой общине должна соответствовать единому учению.

Для всех независимых общин присуще совместное служение, запись предстоятелей в диптихи и совершение истинной Евхаристии.

Как предоставляется автокефалия

Подробных правил, на основании которых предоставляется автокефалия, в Предании нет. Каждая автокефалия присуждалась в индивидуальном порядке, учитывая какие-то исторические события и особенные обстоятельства, поэтому общих правил присуждения самостоятельности нет.

Сегодня этот вопрос решается путем дискуссии внутри Вселенского Совета. Неудавшийся Всеправославный собор предполагал поднятие данного вопроса, однако, решение не было найдено, и вопрос остался незакрытым. Дарование автокефалии остается решением Вселенского Патриарха.

Тем не менее для получения самостоятельности, сообщество должна соответствовать некоторым критериям:

  • политически независимая страна, которая имеет этническое различие с народностями материнской церкви;
  • территориальная отдаленность;
  • развитая система образования;
  • достаточное количество храмов и монастырей, а также прихожан;
  • запрос должен быть поднят большей частью канонического духовенства и мирян;
  • согласие поместной общины на отделение.

Кроме того, важно также обосновать цели и причины такого желания самостоятельности.

Православная церковь в Украине

После провозглашения независимости на Украине образовалось несколько православных церквей: Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), которая признала главенство Русской православной церкви, УПЦ Киевского патриархата, которую возглавил митрополит Филарет, а также еще несколько более мелких церквей. Бывший предстоятель УПЦ Филарет после распада СССР, будучи одним из претендентов на патриарший престол, не был избран Святейшим Синодом на этот пост.

Лишившись сана в 1992 году, Филарет покинул Украинскую православную церковь, образовав свой патриархат и назначив себя во главе его. Таким образом, в результате действий митрополита в стране возникла непризнанная православная церковь, которая хочет обрести независимость от Москвы в церковных вопросах, не имея при этом канонической преемственности. По сути, она не имеет связи ни с Киевской митрополией, ни с каким-либо православным патриархатом.

Что касается УПЦ МП, то она является преемницей учрежденной в 988 году Киевской митрополии Константинопольского патриархата, перешедшей в XVII веке в юрисдикцию Московского патриархата.

Свою автокефалию УПЦ МП получила согласно Томосу патриарха Алексия II и решению Архиерейского собора Русской православной церкви от 25-27 октября 1990 года. Томос об автокефалии — это особый документ, который легализует поместную церковь. Сейчас Украина ожидает решения относительно предоставления Томоса об автокефалии Украинской православной церкви Киевского патриархата Константинопольским патриархатом. На Архиерейском соборе Вселенский патриарх Варфоломей заявил, что Константинопольский патриархат может давать автокефалию без согласований с другими церквями. 7 сентября в рамках подготовки по предоставлению автокефалии УПЦ КП он назначил в качестве своих экзархов* в Киеве архиепископа Даниила Памфилийского из США и епископа Илариона Эдмонтонского из Канады, которые займутся подготовкой учредительного Собора автокефальной Украинской церкви, который откроется в Киеве под их председательством в начале октября.

Предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата Филарет (Денисенко) ранее заявил, что единая поместная церковь в стране будет создана до конца текущего года. По его словам, те церкви, которые не примкнут к ней, должны носить название «Русская православная церковь в Украине». «Томос будет. После Томоса будет собор тех архиереев, которые обратились ко Вселенскому патриарху о предоставлении Томоса об автокефалии. Те, кто не обращался, на соборе не будут иметь права», — заявил глава УПЦ КП.

Последствия автокефалии Украинской православной церкви

Вселенский Патриархат обсуждал запрос Петра Порошенко 19-20 апреля, а Священный Синод сделал заявления, что он крайне заинтересован во всем, что подразумевает единство православия и особенно печется об украинской Нации. Но также было сказано, что данный вопрос будет обсуждаться с другими Поместными Православными собраниями.

Официальная УПЦ назвала действия президента вмешательством в дела веры, указав на нарушение 35 главы Конституции «О невмешательстве государства в жизнь Церкви».

Кроме того, она отметила, что необходимо вначале преодолеть раскол среди православных на территории Украины и присуждение самостоятельности одной из разрозненных структур приведет лишь к большому расколу. Организации, поддержавшие президента, не являются официально признанными и не имеют права голоса в решении данных вопросов.

Митрополит Русской православной церкви также выступил против предоставления независимости, указав на то, что единая признанная община (Константинополем в том числе) УПЦ не имеет намерения разрывать связей с РПЦ.

мЦерковный историк Владислав Петрушко, комментируя данную ситуацию, говорит, что внушает оптимизм заверение Константинополя рассматривать данный вопрос вместе с другими поместными собраниями, т.е. и РПЦ в том числе. Данный эпизод показывает, что Константинополь вполне понимает, чем грозит предоставление в одностороннем порядке независимости. Это расколет православный мир внутри.

Кроме этого, скорее всего, произойдет и разрыв Москвы с Константинополем, а также настоящая религиозная война на Украине.

Реакция РПЦ

В понедельник, 15 октября, в Минске соберется синод Русской православной церкви, на котором он решит, чем ответит на действия Вселенского (Константинопольского) патриархата. В четверг, 11 октября, синод Константинопольского патриархата подтвердил намерение предоставить автокефалию украинской церкви, а также отменил решение 1686 года, которым Константинопольский па​триарх Дионисий передал Киевскую митрополию в управление Москве, — то есть тем самым признал Украину своей канонической территорией. Об этом говорится в официальном заявлении Вселенского патриархата.

Синод также установил каноническое общение с двумя украинскими церквями — Украинской православной церковью Киевского патриархата (УПЦ КП) и Украинской автокефальной православной церковью (УАПЦ). Таким образом, с патриарха УПЦ КП Филарета (Денисенко) была снята анафема, наложенная Русской православной церковью в 2008 году.

Вопрос о том, что будет с собственностью существующих на Украине православных церквей после возникновения единой поместной церкви, является одним из самых болезненных в теме возможной автокефалии УПЦ. Филарет неоднократно заявлял, что после того, как украинская церковь станет независимой, здания, которые сейчас занимает Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП), в том числе лавры, перейдут в собственность новой поместной церкви. Так, в августе в интервью телеканалу «Прямий» он заявил, что у Московского патриархата вообще нет никакого имущества на территории Украины.

«Каноническая автокефалия» УПЦ МП – лукавство и ложь

«Нас увлекает просвещенная Европа… Да, там впервые восстановлены изгнанные было из мира мерзости языческие; оттуда уже перешли они и переходят к нам. Вдохнув в себя этот адский угар, мы кружимся, как помешанные, сами себя не помня… Западом наказывал и накажет нас Господь, а нам в толк не берется… Завязли в грязи западной по уши, и все хорошо. Есть очи, но не видим; есть уши, но не слышим; и сердцем не разумеем. Господи, помилуй нас!» (Святитель Феофан, затворник Вышенский).

Восточнопапский центризм Фанарского Варфоломея тащит Украину в унию — аксиома. Все попытки дерзить Богу, подчинение Киевской Руси униатству, оканчивались фиаско для старателей войти в историю в качестве объединителей христианства.

Не надо даже изучать все пустословие в защиту униатства, но помнить главное, что противоречит Христовой Церкви — Господь создавал и утвердил Церковь в качестве соборной. Все попытки загримировать унию на Руси под «каноническую автокефалию» всегда выявляли центризм единоправителя вместо системы соборного управления.

К сожалению, и этот Константинопольский патриарх, определенный Господом через Собор Церквей Мира, пал в грех «восточного папы» и самовольно стал выдавать писульки на национал-патриотическую «веру» во Христа! Так не было и так не будет. Тем паче, так не будет в 21 веке, когда доступ к информации у людей более, чем широк, как и сама скорость передачи информации.

«Каноническая автокефалия» Украинской Православной Церкви — лукавство и ложь, которую неоднократно пытаются систематизировать ненавистники Православия Киевской Руси для политического контроля над огромной территорией в центре Европы.

Церковь Христова для укрепления в Вере последующих поколений Милостию Божией являет святых, кто Христа восславил своей жизнью. И никто не смеет умалять достоинство святости, ибо она есть от Бога. Святые отцы — пример для подражания, как часть Христа. Так вот, «каноническая автокефалия», еще не создавшись, уже не приемлет святых отцов Руси! Мы же их почитаем и далее, еще ценнее нам теперь их слова, как тех, кто почил века тому назад, так и наших современников. Все они утверждали одно — а мы будем утверждать иное, противное Богу? В ад захотели? Мало грехов личностных, так захотелось грехов непрощаемых против Духа Святого?

Предложения, мягко говоря, направленные на раскол Канонической Церкви на территории нынешней Украины, не более чем очередная попытка раскола Церкви, которую крестил Божиим Промыслом Святой князь Владимир и которая развилась на восточные территории нынешней России и Белоруссии. Мало ли как могло и сложилось междоусобное деление князей Киеворусских, но Вера не территориальна и делению не подлежит.

Нарушение внутрицерковного единства по политическим, обрядовым, национальным мотивам — раскол, уводящий в ересь. Кто-то пытается убелить раскол, требуя не называть его ересью, так для таких сказал еще в древности св. Иоанн Златоуст, что «раскол есть не меньшее зло, чем ересь». Святой Киприан Карфагенский учит: «Помните, что основатели и руководители раскола, нарушая единство Церкви, противодействуют Христу, и не только второй раз Его распинают, но раздирают Тело Христово, а это такой тяжкий грех, что кровь мученическая не может загладить его». Епископ Оптат Милевитский (IV век) считал раскол одним из величайших зол, — большим, чем человекоубийство и идолопоклонство.

Блаженный Августин: «Мы веруем во святую соборную Церковь. Однако еретики и раскольники также называют свои общины церквами. Но еретики, ложно мысля о Боге, искажают саму веру, а раскольники беззаконными разделениями отступают от братской любви, хотя верят в то же самое, что и мы. Поэтому ни еретики не принадлежат вселенской Церкви, которая любит Бога, ни раскольники не принадлежат к ней».

Священномученик Игнатий Богоносец: «Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божьего».

Святитель Игнатий (Брянчанинов): «Смертный грех православного христианина, не уврачеванный должным покаянием, подвергает согрешившего вечной муке… Смертные грехи для христианина суть следующие: ересь, раскол, богохульство, отступничество… каждый из них умерщвляет душу и делает ее неспособною для вечного блаженства, доколе она не очистит себя покаянием».

Святой Иоанн Кронштадтский: «Достигай, человек, единства: всячески бегай духовного разделения… Единение — Бог. Разделение — диавол. Разделение церквей — дело диавола; ереси, расколы — дело диавола».

Святитель Ириней Лионский: «Христос осудит тех, которые производят расколы, — не имеющих любви к Богу и заботящихся больше о собственной выгоде, чем о единстве Церкви, по маловажным и случайным причинам рассекающих и разрывающих великое и славное тело Христово и, сколько от них зависит, разрушающих его, говорящих о мире и производящих брань».

Вот уже видны плоды бесов, неспособных поделить «томос» от ересиарха 21 века Варфоломея Архондониса, как они друг друга «любят» и грязь льют, доказывая хозяевам, кто из них «томосисьтее». «Варфоломеевская церковь Украины» — ересь. Попытки навязать и даже вести разговоры о допустимости создания на территории Киевской Руси «канонической автокефалии» — ересь!

К отступничеству от ереси нас призвали и старцы современности Иоанн (Крестьянкин) и Зосима (Сокур). На кого же тогда ровняться православным людям Киевской Руси, как не на святых отцов?

Старец Иоанн (Крестьянкин): «»По плодам их узнаете их», — говорит Писание (Мф.7:16). А плоды — это дела жизни. Ложные учения не могут привести человека к истинно добродетельной жизни.

И вот мы видим, как именующие себя христианами поднимаются на святыни православных, как они вооруженной рукой отбирают православные храмы и ценой мзды неправедной покупают себе сообщников, тех, для кого нет ничего святого и кто вообще не верит ни во что, кроме денег».

Старец Зосима (Сокур): «Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, — беззаконная или «законная», — автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия — служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, — правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность».

И в завершение две цитаты отошедшего ко Господу в минувшем 20 веке Преподобного Лаврентия Черниговского:

«Когда появится малая свобода, будут открываться церкви, монастыри и будут ремонтировать их, тогда все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными (католики, униаты, украинцы — самосвяты и другие) и сильно на Украине ополчатся против Православной Русской Церкви, ее единства и соборности. Этих еретиков будет поддерживать безбожная власть, а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать.

Тогда Киевский Митрополит (недостоин сего звания) вместе со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую. Весь мир удивится его беззаконию и устрашится. Сам уйдет в вечную погибель, как и Иуда».

«Берегитесь самосвятской украинской группы (церкви) и унии… В них, заблудших и отступивших от правоверия, нет благодати Святаго Духа, спасения и получения Царствия Небесного — это хула на Духа Святаго».

Попытки создать в 2018-2019 годах еретическую унию под флагом «помисной церкви» рухнули, как и рухнут витающие в воспаленном сознании ересиарха Варфоломея и его подельников в США и Киеве бредовые идейки создать на основе Канонической УПЦ под предстоятельством Блаженнейшего Митрополита Онуфрия некоей «канонической автокефалии». Ересь, хоть и коротка, но смердит, так что открывайте храмы в своих сердцах и ведите себя в храмы Божии Канонической Церкви, а внутренние обиды и недопонимания мы с вами, внутри нашего единого дома, с Божией помощью разберем и поправим.

Господу — помолимся! Господи, помилуй!

Иеромонах Вячеслав (Максименко), Украинская Православная Церковь Московского Патриархата

ОдигитриЯ

Православие или смертЬ

Фанар (резиденция Константинопольского предстоятеля в Стамбуле ) начиная с Патриарха Мелетия Метаксакиса (1921-1923) поиздевался над нами всласть.

В 20-е годы 20 века он самовольно ввел и принудил других ввести григорианский католический календарь. Т.е. умышленно рвал единство православных церквей. Он финансировал и опекал обновленческую чекистскую структуру в России. Красных обновленцев признавал церковью, а Святого Патриарха Тихона третировал и клеймил как «контрреволюционера» и «врага народа».

Имеется свидетельство о принадлежности Мелетия к масонству с 1909 г. Он «принял масонство и сделал его своим жизненным опытом» («Православная Русь», 1994, № 1, стр.9 ). Его преемники и последователи многие годы продолжали проталкивать экуменизм и крошить Святое Православие.

Фанар сдружился с еретиком Папой, самовольно «отменив» категорический разрыв 1054 г. с католиками, не требуя от них покаяния. Были одобрены все ереси Ватикана, включая ересь жидовствующих Второго Ватиканского собора о снятии с синедриона вины за распятие Христа. Как справедливо считает известный православный писатель В.П.Семенко, сослужение константинопольских патриархов с еретиком Папой Римским есть «железобетонный повод для канонического прещения вплоть до извержения из сана».

Практически все Константинопольские Патриархи 20 века только углубляли экуменическую и капитулянтскую линию Мелетия Метаксакиса.

Нынешний Патриарх Варфоломей имеет «Золотую медаль» Конгресса США. По имеющимся сведениям, Патриарх Варфоломей «находится на полном содержании американского правительства, решая через ЦРУ все проблемы, возникающие у него с турецкими властями» (О.А.Платонов «Россия и мировое зло», Москва, Алгоритм, 2011 г., стр. 439). Его политические симпатии полностью на стороне Вашингтона и бандеровской киевской хунты, которая пришла к власти путем государственного фашистского переворота 21 февраля 2014 г., свергнув законного президента Януковича.

Запрет русского языка, т.е. языковой геноцид, ущемление и преследование русских, пропаганда лютой ненависти к России – такова политика клики Порошенко и именно эту клику решил удовлетворить патриарх Варфоломей. Фюрер Порошенко, видите ли, пожелал «независимой», «незалежной церкви» на Украине. В речи на военном параде 24 августа 2018 г. Порошенко (он же и главнокомандующий украинской армии) откровенно заявил, что вопрос об «автокефалии для Православной Церкви Украины ВЫХОДИТ ДАЛЕКО за рамки религиозного – он из того же рода, что укрепление армии, защита языка, борьба за членство в Евросоюзе и НАТО». Вот так взял и ляпнул.

А Патриарх Варфоломей, который изображает из себя православного христианина, теперь публично заявил, что он планирует издать Томос об автокефалии УПЦ и уже отправил 2-х архиереев на неподвластную ему каноническую территорию для реализации автокефалии. Фанар, у которого в своей родимой Турции только две тысячи прихожан (а остальные – далеко за пределами Малой Азии, за океаном либо анклавами в Европе ), который давным-давно потерял свой «вселенский» статус и превратился в крошечную колонию Ватикана, изображает из себя законного установителя автокефалии.

Украинская Православная Церковь Московского Патриархата провела недавно в Киеве мощный 200-тысячный Крестный ход, несмотря на преследование нацистов. А раскольнический, никем не признанный Киевский Патриархат расстриги Филарета Денисенки даже с помощью «державной» полиции и автобусов едва собрал 25 тысяч мирян или в 8 раз меньше! И вот ему, да еще пробандеровской УАПЦ Стамбул дарует свою «автокефалию». Позор и помешательство!

А янки тут как тут. Госдепартамент США отправляет в Киев своего представителя по свободе вероисповеданий Сэма Браунбэка – «ради защиты и продвижения религиозной свободы»! Когда Филарет Денисенко был вышколенным патриотом СССР, тогда американцы не спешили защищать религиозную свободу иерарха.

А вот когда хамелеон переметнулся в бандеровцы, тут понадобилась помощь из-за океана.

Отрадно, что наше Священноначалие проявило духовную и политическую волю, которую не всегда проявляют даже наши светские власти. Представитель Московской Патриархии митрополит Илларион твердо заявил, что в случае провозглашения автокефалии Московская Патриархия порвет с Константинополем всякие отношения.

Наш Святейший уже проявил себя участием и возглавлением 21-километрового Крестного хода от Екатеринбурга до Ганиной Ямы в сотую годовщину расстрела Царской Семьи, смыв с нас и наших прадедов февральский грех 1917 года, когда аристократия, интеллигенция, архиереи не вступились за Божьего Помазанника, позволив Его свергнуть, арестовать для заклания, да еще и оклеветать подлым мифом о «добровольном отречении».

Сегодня наш Патриарх твердо заявил: «НЕТ!» Константинопольскому Патриарху Варфоломею, лакею Мирового правительства. Нет – липовой и незаконной автокефалии! Нет – разрыву канонической Украинской Православной Церкви митрополита Онуфрия с Русской Православной Церковью! И мы верим, что все Православные Поместные Церкви будут с нами, а не с вероотступником Варфоломеем. Аминь.

Владимир ОСИПОВ

Лидеры украинской автокефалии подозревают друг друга в служении Москве

Патриарх Филарет на Синоде сидел одесную митрополита Епифания, а выйдя за двери, принялся жаловаться на бывшего ученика. Фото с сайта www.pomisna.info

«Так называемый Киевский патриархат не существует и никогда не существовал», – объявил Константинопольский (Вселенский) патриарх Варфоломей украинским журналистам. Глава Православной церкви Украины (ПЦУ) митрополит Епифаний (Думенко) постановил: все решения, выпущенные внутри ПЦУ от имени де-юре существующей Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), считать недействительными. Поводом стало официальное письмо УПЦ КП, в котором почетный патриарх Киевский Филарет (Денисенко) обвинил Епифания в нарушении церковных канонов. Письмо касалось намерений перехода в ПЦУ общины Покровской церкви Киева. Формально приход – в составе УПЦ КП, которая в декабре 2018 года влилась в ПЦУ, но существует в госреестре Украины как самостоятельное юридическое лицо. Руководитель этого юридического лица Филарет – одновременно и правящий архиерей Киевской епархии ПЦУ.

Глава прихода Покровской церкви – протоиерей Александр Трофимлюк, ректор Киевской богословской академии (КБА) ПЦУ. В юности Трофимлюк служил у Филарета иподиаконом. С помощью Филарета он стал руководителем Издательского отдела УПЦ КП, проректором и ректором КБА. В мае ректор КБА Трофимлюк, выполняя указание Думенко, запретил студентам идти на «раскольнический Собор» – устроенные Филаретом богослужения в честь митрополита Макария Киевского (см. «НГР» от 15.05.19). Позже Трофимлюк подал Епифанию рапорт о выходе Покровской церкви из подчинения Филарету и просьбе принять приход под руководство непосредственно Епифания. Это возмутило Филарета. В письме Епифанию Филарет сказал: если Епифаний уже принял Покровскую церковь, он нарушил епископскую присягу, где звучит обязательство не принимать в свою епархию другие приходы, если те не имеют отпускной грамоты – разрешения от своего предыдущего правящего архиерея. Филарет уверяет Епифания, что отпускной грамоты Трофимлюку не давал. Напомним, что глава ПЦУ, как и Трофимлюк, ученик патриарха Киевского. Филарет посвятил Епифания во все степени священства, от иеромонаха до митрополита.

23 мая Филарет заявил журналистам: если бы в УПЦ КП знали, что церковь попадет в зависимость от Константинополя, то не согласились бы принимать от Константинопольского патриарха томос – указ о церковной независимости. Филарет заявил, что цель украинцев – получение такого томоса, где бы Украинская церковь обрела статус патриархата.

Бывший глава Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ), ныне митрополит Львовский от ПЦУ Макарий (Малетич) собирался жаловаться на «раскольника» Филарета патриарху Варфоломею. Поведение Филарета, отметил Макарий, грозит Украине потерей томоса.

Однако 24 мая Филарет принял участие в Синоде ПЦУ, где председательствовал Епифаний, и выразил свое согласие со всеми решениями епископского собрания. «Поместная церковь сохраняет внутреннее единство и призывает епископат, духовенство и верующих обговаривать и решать все вопросы в духе братской любви, избегая духа вражды, противостояния и разделения», – говорится в решении Синода. На следующий день Филарет служил вместе с Епифанием на литургии в честь небесного покровителя главы ПЦУ митрополита Кипрского Епифания. Филарет официально поздравил Епифания с именинами.

Филарет не стал бы провоцировать конфликт, если бы его после создания ПЦУ на год или два оставили предстоятелем церкви, сказал «НГР» украинский политик Владимир Яворивский: «За церковную независимость Украины Филарет боролся более 30 лет. На декабрьском соборе ПЦУ, где присутствовал президент Украины Петр Порошенко, Филарета убедили не бороться за пост главы церкви, а доверить предстоятельство Епифанию. Филарета убедили: факт избрания предстоятелем ПЦУ его ученика – уже награда Филарету за его заслуги перед Украинской церковью. Могло быть так, что главой церкви стал бы не такой близкий Филарету или вообще враждебный ему архиерей. Филарет на эти условия пошел». Яворивский считает, что конфликт между Филаретом и Епифанием возник не без участия экс-президента Петра Порошенко: «Порошенко, пока был президентом, изо всех сил старался, чтобы до выборов 2019 года у Украины уже были своя церковь и томос от Константинополя. Какой ценой это достигается, Порошенко не интересовало. Были бы интересны подробности предшествовавших созданию ПЦУ разговоров Порошенко с Филаретом. Порошенко вполне мог что-то пообещать Филарету, чего потом не выполнил и выполнить уже не сможет, так как он больше не президент. А Владимир Зеленский, в отличие от Порошенко, далекий от церкви человек. Он абсолютно не готов вмешиваться в ситуацию с двоевластием в ПЦУ».

Эксперт допускает, что Филарета убедили помириться с Епифанием со стороны: «Филарета может убедить только очень значимый для него человек. Например, Леонид Кравчук или Виктор Ющенко, которые, будучи президентами, поддерживали Киевский патриархат и вели Украину к церковной независимости. 22 мая Филарет встречался с митрополитом Галльским Эммануилом (Адамакисом, Константинопольский патриархат. – «НГР»). Возможно, Эммануил повлиял на Филарета. В Константинополе, где стольким пожертвовали ради украинской автокефалии, не хотят, чтобы из-за чьих-то ошибок или обид рухнуло дело ПЦУ. В этом случае пострадает имидж Константинополя. В ПЦУ ходят разговоры, что патриарх Варфоломей изо всех сил противился избранию Филарета в предстоятели ПЦУ, но потом понял: выдвинув вместо Филарета Епифания, он не учел, как это отразится на Филарете. Сейчас в Константинополе исправляют эту ошибку».

Директор Религиозно-информационной службы Украины (РИСУ) Тарас Антошевский сказал, что Филарет на Синоде ПЦУ пошел на компромисс, который еще раньше считал для себя неприемлемым: «Филарет поддержал решение о том, что за богослужениями в ПЦУ поминают только митрополита Епифания и епархиальных архиереев, а Филарета поминать уже нельзя. Во время Синода и потом на тезоименитстве Епифания Филарет подчинялся общей церковной дисциплине. В первую очередь в этом заслуга Фанара (резиденция Константинопольской патриархии. – «НГР»), во вторую – позиция самого Синода ПЦУ. Возможно, Филарет перед этим общался с Епифанием или другими представителями Синода. А возможно, что и с кем-то из украинских политиков. Очевидно, что Филарета убеждали, а не давили на него. Чем сильнее на Филарета когда-то пробовали надавить, тем более активно он сопротивлялся».

Все же, как заметил Антошевский, почетный патриарх Киевский уже после Синода допустил фронду. «В беседе с журналистами Филарет подчеркнул: он и другие украинцы не приемлют, что Фанар запрещает ПЦУ духовное окормление украинской диаспоры, иметь собственный церковный суд и варить миро. Филарет также повторил, что УПЦ КП продолжает существовать. Филарет дезавуирует свое собственное согласие под условиями предоставления томоса Украине, данное им в декабре 2018 года. Он говорит, что с его стороны было не письменное согласие, а устные договоренности. А достоверность этих договоренностей могут подтвердить лишь те, кто их заключает», – сказал глава РИСУ.

Филарет после Синода высказал украинским СМИ: на его бывшего ученика «влияют промосковские силы». «Филарет имел в виду тех, на кого указали ему люди из его, Филаретова, окружения, на тех, кто связан с Юлией Тимошенко, бизнес-окружением Владимира Зеленского. Конечно, позиция Епифания не на руку Кремлю в отличие от позиции Филарета, направленной на то, чтобы максимально ослабить ПЦУ. Филарет сейчас повторяет слово в слово кремлевские аргументы: Украине дали неканоничный томос, предоставили не автокефалию, а автономию и т.д.», – говорит Тарас Антошевский.

26 мая митрополиты Епифаний и Эммануил Адамакис совершили хиротонию – посвящение в епископы Ольвивские ПЦУ Епифания (Димитриу), архимандрита Вселенского патриархата, турецкого грека по происхождению. По словам Антошевского, на Димитриу возложат обязанности поддерживать связи с греками, в частности с крымскими. «Как грек и клирик Вселенского патриархата, Димитриу будет заниматься внешними связями в ПЦУ, работать со странами, где компактно проживают греки, греческими церквами. Не исключено, что вслед за епископом-греком в ПЦУ появится викарный епископ-румын. В Украине много румын и молдаван, большинство из них – прихожане Московского патриархата. Если вдруг они захотят перейти в ПЦУ, для них там будут создавать румыноязычное викариатство во главе с румыном. На юге Украины есть также болгарские общины. У ПЦУ большие планы по объединению граждан Украины разных национальностей. Действия Филарета этим планам только угрожают», – говорит религиовед.

Филарет вступил в конфликт с интересами в Украине Константинополя и Госдепартамента США, считает эксперт Киевского центра политических исследований и конфликтологии Андрей Видишенко. «Поэтому Филарет и был вынужден мириться с Епифанием, – говорит он. – После ухода Порошенко Филарет хорошо прочувствовал смену политической конъюнктуры в стране. Он пользуется относительной лояльностью к себе со стороны Игоря Коломойского, а также некоторыми осложнениями между новым руководством Украины и администрацией США. Филарет демонстративно носит патриарший куколь и отказывается исполнять пункты томоса. К примеру, пункт о том, что зарубежную паству ПЦУ окормляет Константинополь, а не Киев. Это значит, что Филарет если поедет за рубеж, то как обычный турист. А ведь зарубежные визиты Филарета были значительной доходной статьей его личного бюджета».

Видишенко уверен, что, хотя на Синоде два иерарха поклялись друг другу в братской любви, раскол в ПЦУ – дело близкого будущего. «Пока основным сдерживающим фактором дезинтеграции будет внешнее воздействие со стороны Константинополя и США. Но воздействие этого фактора сейчас также ограничено неопределенностью политических реалий Украины в преддверии парламентской кампании. Показательно, что раскол в ПЦУ произошел, как только Порошенко потерял власть. Жизнь ПЦУ, политического проекта Порошенко под религиозной вывеской, можно было поддерживать только нарушением 35-й статьи Конституции Украины об отделении религии от государства, тотального контроля со стороны бывшего президента над украинскими СМИ и силового воздействия посредством парамилитарных формирований вроде неонацистов из «С14» (запрещена в России. – «НГР»)», – считает эксперт.

29 мая митрополит Епифаний своим указом взял Покровский храм и его настоятеля Александра Трофимлюка под свое начало. Действия Филарета Епифаний назвал «вносящими смуту». Накануне в Покровский храм прибыл настоятель Свято-Владимирского собора Киева протоиерей ПЦУ Борис Табачек – с требованием к прихожанам подчиняться только Филарету и никому больше. Миссия Табачека закончилась ничем. Как сообщил в Facebook епископ ПЦУ Адриан (Кулик), 30 мая Филарет приказал наместнику Феодосиевского монастыря в Киеве архимандриту Викентию (Миськову), чтобы до 1 июня из обители выехал архиепископ Евстратий (Зоря), бывший пресс-секретарь Киевского патриарха, а ныне руководитель информационной службы ПЦУ. 3 июня Филарет как правящий архиерей Киева собрал в своей резиденции настоятелей киевских приходов ПЦУ и взял с них присягу на верность себе лично. Филарета в его начинаниях поддерживает митрополит ПЦУ Иоасаф (Шибаев). «Все распоряжения правящего архиерея обязательны для его клириков, никто не вправе их отменить, кроме церковного суда, хотя бы они были написаны на обрывке газеты», – написал Шибаев в Facebook.

Автокефальная церковь

Автокефа́льная церковь (от греч. αυτός — сам и κεφαλή — голова) — в православии самостоятельная поместная церковь, административно (канонически) полностью независимая от других поместных церквей.

Первые автокефальные церкви возникли в процессе обособления патриархатов и митрополий провинций Византии. Автокефальность не следует смешивать с Церковной Автономией

15 автокефальных церквей

В настоящее время существуют 14 общепризнанных и 15 признаваемых некоторыми автокефальных церквей, которые, согласно диптиху, принятому в Русской церкви, расположены в следующей иерархии чести:

  1. Константинопольская православная церковь (более 2 млн чел.)
  2. Александрийская православная церковь (более 6,5 млн. чел.)
  3. Антиохийская православная церковь (1 млн 370 тыс. чел.)
  4. Иерусалимская православная церковь (130 тыс. чел.)
  5. Русская православная церковь (50—100 млн чел.)
  6. Грузинская православная церковь (4 млн чел.)
  7. Сербская православная церковь (10 млн чел.)
  8. Румынская православная церковь (16 млн чел.)
  9. Болгарская православная церковь (около 8 млн чел.)
  10. Кипрская православная церковь (420 тыс. чел.)
  11. Элладская православная церковь (около 8 млн чел.)
  12. Албанская православная церковь (около 700 тыс. чел.)
  13. Польская православная церковь (500 тыс. чел.)
  14. Православная церковь Чешских земель и Словакии (более 150 тыс. чел.)
  15. Православная церковь в Америке (около 1 млн чел.)

Существуют также автономные православные церкви, находящиеся в подчинении у какой-либо автокефальной церкви (например, Синайская церковь зависима от Иерусалимской). Все мировое православие организовано в эти 15 автокефальных и 6 автономных церквей, что является особенностью именно православия.

Статус автономии отличается от автокефалии тем, что предстоятель автономной Церкви после избрания должен быть утвержден патриархом одной из автокефальных Церквей.

Самочинные автокефалии

  • 1448 год — самочинное провозглашение автокефалии Московской Церкви от Константинопольской церкви.
  • В 1872 году Константинопольский патриарх объявил филетизм ересью в связи с болгарской схизмой — самопровозглашением болгарским духовенством автокефалии.
  • В 1918 году Польша вновь стала самостоятельным католическим государством, а Православная Церковь выделилась в самочинную автокефалию. Томосом Григория VII, патриарха Константинопольского, от 13 ноября 1924 года получила признание в своём статусе.
  • В 5 июня 1948 года в городе Констанце был проведён собор, объявивший о создании Белорусской автокефальной православной церкви и избравший её архиепископом Сергея (Охотенко).
  • В 1967 году Македония отъединилась в самочинную автокефалию (под главенством архиепископа Охридского и Македонского).
  • В 1990 году собирается в Киеве «Всеукраинский собор УАПЦ», проходивший 5—-6 июня. Собор выработал и утвердил новый устав УАПЦ. На Соборе была самочинно провозглашена автокефалия, избран «патриарх Киевский». Им стал престарелый Мстислав (Скрипник).

Другие самостоятельные православные церкви

Кроме 15 автокефальных канонических православных церквей, перечисленных выше, существуют другие де-факто независимые церкви, возникшие в XVII-XXI веках.

Многие из них не признаются 15 каноническими православными церквями.

  1. Русская православная церковь за рубежом (Русская православная церковь за границей). 17 мая 2007 года в Москве был подписан Акт о каноническом общении РПЦЗ и РПЦ, ознаменовавший вхождение большей части РПЦЗ в состав Московского патриархата на правах самоуправляемой церкви.
  2. Российская православная автономная церковь
  3. Русская истинно-православная церковь
  4. Русская православная старообрядческая церковь
  5. Древлеправославная поморская церковь
  6. Русская древлеправославная церковь
  7. Украинская православная церковь Киевского патриархата
  8. Белорусская автокефальная православная церковь

> См. также

  • Автономная церковь
  • Автокефалия

Примечания

  1. Russia (International Religious Freedom Report 2007) (англ.)
  2. The Orthodox Church of Albania
  3. Не признается как автокефальная Константинопольским Патриархатом

Ссылки

  • протоиерей Цыпин Владислав. Церковное право: Глава 27. ЦЕРКОВЬ И ТЕРРИТОРИЯ. ЦЕРКОВНАЯ ДИАСПОРА. АВТОКЕФАЛЬНЫЕ И АВТОНОМНЫЕ ЦЕРКВИ
  • Автокефальные церкви (Азы православия)
  • Автокефальные церкви — Статистическая таблица на 1980 год.
  • Автокефальная церковь // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Православные церкви
Автокефальные Албанская • Александрийская • Американская • Антиохийская • Болгарская • Грузинская • Иерусалимская • Кипрская • Константинопольская • Польская • Румынская • Русская • Сербская • Чехии и Словакии • Элладская
Автономные Синайская • Финляндская • Китайская • Эстонская (КП) • Японская • Критская (полуавтономная)
Самоуправляемые
в составе РПЦ
РПЦЗ • Латвийская • Молдавская • Украинская (МП) (с правами широкой автономии) • Эстонская (МП) • Белорусская (де-факто)
Самоуправляемые
в составе КПЦ
Западноевропейский экзархат русских приходов • Украинская ПЦ в Канаде • Украинская ПЦ в США
Прочие Бессарабская (Румынская ПЦ) • Охридская (Сербская ПЦ)
Неканонические
юрисдикции
Абхазская ПЦ • Апостольская ПЦ • Белорусская АПЦ • Катакомбники • Македонская ПЦ • Российская ПАЦ • Российская ПЦ • РПЦЗ (А) • РПЦЗ(В) • Старообрядцы • Украинская Реформаторская ПЦ • Старостильные церкви (Болгарская • Греческие • Румынская) • Истинно-Православные церкви (Молдавская • Сербская • Русская • Русская катакомбная ЦИПХ) • Турецкая ПЦ • Украинская ПЦ КП • Украинская АПЦ • Украинская АПЦ (о) • Украинская АПЦ К • Черногорская ПЦ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *