Что такое благочиние?

Благочинный — какие функции он исполняет?

Благочинный — какие функции он исполняет?

Благочинный , в русской православной церкви с 18 в. помощник епископа, надзирающий за духовенством одного из районов епархии — благочиния. То есть это – должностное лицо из православного духовенства, призванное наблюдать за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением братии монастыря (благочинный в монастыре) или церквами и их причтами (благочинии).

На обязанности Благочинного лежит надзор за сохранением внешнего порядка и нравственным поведением братии монастыря. Во время Богослужения Благочинный наблюдает, чтобы в церкви соблюдалась полная тишина и строгий порядок. Благочинный во всякое время посещает братские келии, следя за порядком, чистотою келий и времяпровождением братии, дабы монашествующие не проводили время в праздности, но трудились на послушаниях, а в свободные часы упражнялись в чтении душеполезных книг, труде и молитве.

Смотрению благочинного над причтами поручается 10-30 окрестных церквей, которые составляют в епархии благочиннический округ. Если в округе находится более 15 приходов, благочинному может быть придан помощник. Над монастырями определяется в епархии один или несколько благочинных, смотря по числу и расстоянию до монастырей в епархии. Права и обязанности благочинных того и другого рода определяются особыми инструкциями, утвержденными Святейшим cинодом. Обязанности благочинного над церквями весьма сложны, и предметы, относящиеся к их деятельности, весьма разнообразны. Они состоят в следующем:

1. Через благочинного епархиальное начальство производит ближайший и всесторонний надзор за церквями и духовенством округа с целью «охранения порядка в церкви и исправности в ее служителях на пользу христиан и на славу Божию».

2. Через благочинного приводятся в исполнение распоряжения епархиального начальства, относящиеся к приходским церквам и к церковным причтам. И, наконец, благочинный разрешает священникам отлучаться далее 25 верст от их прихода в той же епархии.

3. Благочинный имеет некоторую руководственную власть по отношению к причтам своего округа. Так, он разрешает недоразумения причта относительно смысла начальственных распоряжений, имеет власть давать нужные наставления и прочее.

4. Благочинному принадлежит некоторое право суда по таким спорным делам и жалобам между духовными лицами или между ними и прихожанами, которые могут быть окончены примирением, или по таким проступкам духовных лиц, которые по закону не требуют формального судопроизводства и могут быть устранены мерами увещания, выговоров, внушений и т. п. Священников он имеет право штрафовать внушением при причте, а диаконов и причетников, кроме того, и земными поклонами в церкви.

Благочинному над монастырями инструкцией указан обширный круг обязанностей и власти ввиду особенной организации монастырского управления и власти настоятелей монастырей. Главные предметы надзора благочинного над монастырями суть богослужение, благочестие, нравственность и хозяйство.

В России Благочинный военного духовенства — предназначен для объединения действий военных священников и быть посредствующим органом, выполняющим вспомогательные функции между высшей духовной властью военного и морского ведомств и подчиненным духовенством. Если благочинный священник ведал более чем пятнадцатью церквами, располагавшимися на значительном удалении друг от друга, то ему, согласно Уставу Духовных консисторий, мог придаваться помощник.

Благочинный может иметь одного или двух помощников
(Циркул. указ. Св. Синода от 25 сентября 1901г.).

По материалам православной энциклопедии

Новоторжское и Старицкое благочиние Тверской и Кашинской епархии объединяет приходы храмов Торжокского и Старицкого районов.

Благочи́ние (Благочиннический округ) — в Русской православной церкви — часть епархии, объединяющая группу приходов и церквей, находящихся в непосредственной территориальной близости друг от друга. Возглавляется благочинным. Если территория епархии Русской церкви как правило совпадает с размером региона, то благочиние может совпадать, например, с размером района. Однако некоторые епархии не имеют благочиний.

В Римско-католической церкви аналогом благочиния является деканат, а в лютеранской — пробство.

Благочи́ние (или благочи́ннический округ, ранее протопопия, в Румынской Церкви протопопиат, в Польской — деканат, в Чехословацкой — протопресбитерат или деканат) — административное подразделение епархии, объединяющая группу приходов.

Учреждение округов в составе епархии, ввереных особым надзирателям в помощь правящим архиереям известно с древности. Такие надзиратели были известны как хорепископы и периодевты в древности, десятинники и поповские старосты на Руси, а с первой половины XVIII века — благочинные. В более старом использовании благочиннические округа именовались также сороками — отсюда известное наименование Москвы «городом сорока сороков».

В Духовном Регламенте 1719 года архиереям Русской Церкви вменялось для более тщательного и усиленного наздора распорядиться чтобы:
«протопопы или нарочно определенные к тому благочинные, как духовные фискалы то все, т. е. относящееся к обязанностям епископа, насматривали и ему бы епископу доносили есть ли бы такое нечто, т. е. противное данному епископом обещанию, где проявилось, под виною извержения кто бы утаить похотел.»

Именным высочайшим указом декабря 1797 года, изъясненным в указе Святейшего Синода от 24 марта 1799 года было повелено для лучшего исполнения настоятелями монастырей своих обязанностей, владыкам определять из настоятелей одного благочинного над монастырями епархии.

Таким образом с начала XIX века в Русской Православной Церкви сложилось два типа благочиний: 1) по территориальному признаку, объединяя приходы в непосредственной близости друг от друга; и 2) монастырские благочиния, объединяющие монастыри епархии. К началу XX века в Русской Церкви приходское благочиние включало 10-30 окресных церквей, в зависимости от количества монастырей монастырских благочиний могло быть несколько. Если в округе находится более 15 приходов, то благочинному мог быть придан помощник. В случае надзора за женскими обителями могла быть назначаема «смотрительница благочиния» из игумений (или старших сестер монастыря если он один). Был и один благочинный ставропигиальных монастырей.

В XX веке в Русской Церкви появились также так называемые патриаршие или ставропигиальные благочиния в зарубежье. Попечение о них может вверяться какому-либо архиерею, но эти благочиния находятся в непосредственном ведении патриарха, без включения в состав епархии. Таковыми были Голландское, Туркменистанское и Югославское благочиния.

С распространением Православия в XX веке в страны исторически принадлежащие к Западной культурной сфере, православные благочиния обыкновенно стали там называться деканатами, а их надзиратели — деканами (дословно с греческого через латинский — «десятниками»).

Благочинного назначает правящий архиерей из настоятелей. Благочинный является всесторонним наблюдателем за жизнью ввереного ему округа; связующим звеном между епархиальным правлением и клиром благочиния; советником, а в делах не требующих обращения к архииерею, — также и судьей для ввереного ему духовенства. По указанию архиерея может проводить приходские и окружные собрания. В некоторых епархиях при благочиннических округах учреждены особые благочиннические советы, состоящие из председателя — благочинного и двух его помощников.

ПОЛОЖЕНИЕ О БЛАГОЧИНИЯХ
(из Устава Русской Православной Церкви)

1. Епархия разделяется на благочиннические округа во главе с благочинными, назначаемыми Епархиальным архиереем.

2. Границы благочиний и их наименования определяются Епархиальным советом.

3. В обязанности благочинного входит:
а) забота о чистоте православной веры и достойном церковно-нравственном воспитании верующих,

б) наблюдение за правильным и регулярным отправлением богослужений, за благолепием и благочинием в храмах, за состоянием церковной проповеди,

в) забота об исполнении постановлений и указаний епархиальной власти,

г) попечение о своевременном поступлении в епархию приходских взносов,

д) преподание советов священнослужителям как относительно выполнения ими своих обязанностей, так и относительно их личной жизни,

е) устранение недоразумений между духовенством, а также между духовенством и мирянами без формального судопроизводства и с докладом о наиболее значительных инцидентах правящему архиерею,

ж) предварительное расследование церковных правонарушений по указанию епархиального архиерея,

з) ходатайство перед архиереем о награждении заслуживающих поощрения клириков и мирян,

и) внесение предложений правящему архиерею по заполнению вакантных должностей священников, диаконов, псаломщиков и регентов,

к) забота об удовлетворении религиозных потребностей верующих в приходах, временно не имеющих священнослужителей,

л) наблюдение за строительством и ремонтом церковных зданий в пределах благочиния,

м) забота о наличии при храмах всего необходимого для правильного совершения богослужений и нормального приходского делопроизводства,

н) исполнение иных возлагаемых на него архиереем обязанностей.

4. Осуществляя свои обязанности, благочинный по крайней мере один раз в год посещает все приходы своего округа, проверяя богослужебную жизнь, внутреннее и внешнее состояние храмов и иных церковных построек, а также правильность ведения приходских дел и церковного архива, знакомясь с религиозно-нравственным состоянием верующих.

5. По указанию Епархиального архиерея, по просьбе настоятеля, Приходского совета или Приходского собрания благочинный может проводить заседания Приходского собрания.

6. С благословения епархиального архиерея благочинный может созывать священников на братские совещания для рассмотрения общих для благочиния церковных нужд.

7. Ежегодно благочинный представляет епархиальному архиерею отчет о состоянии благочиния и о своей работе по установленной форме.

8. При благочинном может существовать канцелярия, служащие которой назначаются благочинным с ведома епархиального архиерея.

9. Деятельность благочинного финансируется из средств возглавляемого им прихода, а при необходимости — из общеепархиальных средств.

ЖЛОБИНСКИЙ ТРОИЦКИЙ СОБОР

Жлобинский Троицкий собор

Собор в честь Живоначальной Троицы в г. Жлобине, кафедральный собор Гомельской епархии.

  • Престолы: Живоначальной Троицы
  • Адрес: Беларусь, 247210, Гомельская обл., г. Жлобин, ул. Карла Маркса, 75
  • Телефон: +375 2334 7-81-91. +37529-682-22-74
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Храм был построен на самом высоком месте, на берегу Днепра, в конце XIX века, после того, как 13 мая 1880 года во время большого пожара сгорела деревянная Крестовоздвиженская церковь.

В 1932 году был арестован настоятель Адам Жданович, после этого в храме уже некому было служить. Пустующее здание власти решили использовать для хранения архивов.

Летом 1941 года Троицкий храм был разрушен. В это время в городе велись ожесточенные бои между частями Красной Армии и немецко-фашистскими агрессорами и храм оказался на линии огня. Его купола служили ориентиром для прицельной немецкой артиллерии. Поэтому командованием обороняющихся советских подразделений было принято решение взорвать церковь. По воспоминанию очевидцев, «церковная постройка оказалась очень прочной. Заряд пришлось закладывать три раза. Но все равно стены в основном устояли. Рухнули только купола…»

После войны оставшиеся кирпичи местные жители разобрали для личных хозяйственных нужд.

2 ноября 1992 года при стечении сотен верующих епископ Гомельский и Мозырский Аристарх (Станкевич) освятил закладку первого камня под строительство нового белокаменного храма в Жлобине. Строительные работы начались почти на том месте, где когда-то стоял разрушенный Троицкий собор. Несмотря на финансовые и материяльные трудности, затеянная на берегу Днепра новостройка завершилась в рекордный срок – за три года.

14 октября 1995 года состоялась малое освящение нового Троицкого храма и первое богослужение. А 21 октября того же года – большое освящение с участием митрополита Минского и Слуцкого Филарета.

При храме действует воскресная школа, с 1992 года – школа духовной живописи, общественная библиотека духовной литературы.

Территория храма постоянно обустраиваются, построены дом и надвратная колокольня, а сам храм расписан.

>Святыни

  • икона прп. Иоанна Кормянского с частицей мощей
  • икона прп. Серафима Саровского с частицей мощей

>Настоятели

  • Адам Жданович (? — 1932)
  • Василий Пилипенко (с мая 1992)

Использованные материалы

  • Страница «Храмы Жлобинщины» сайта города Жлобина:
  • Страница официального сайта прихода:

ГОРЖУСЬ ПРИХОЖАНАМИ КРАСНОЗАВОДСКА

На протяжении всего времени существования Краснозаводска – а это около девяноста лет – в городе никогда не было ни одного храма. Для того чтобы окрестить ребенка, совершить таинство венчания, проводить ближнего в последний путь по христианским канонам или прийти на богослужение, местным жителям приходилось ездить или в Сергиев Посад, или в близлежащее Выпуково. Верующим Краснозаводска такое положение дел, конечно же, не нравилось. Не нравилось оно и самим священнослужителям – несколько лет назад в Сергиево-Посадском благочинии заговорили о необходимости строительства храма в Краснозаводске. Идея нашла понимание и поддержку у главы поселения Виктора Погонина, и вот в пасхальные дни в Краснозаводске уже прошли первые службы. Сегодняшний гость «Вперед» — настоятель того самого храма отец Василий.

— Отец Василий, сколько времени прошло после принятия решения о строительстве в Краснозаводске храма до окончания работ?

— Дело сдвинулось с мертвой точки в октябре 2005 года. Идея, что называется, «носилась в воздухе», и духовная власть говорила о необходимости такого строительства довольно давно. Но не все в этом мире зависит от церкви. Возведение храма требует и поддержки мирской власти – нужно выделить землю, подписать соответствующие документы, получить все согласования.

Именно в октябре Сергиево-Посадское благочиние обратилось к главе Краснозаводска Виктору Погонину с просьбой посодействовать в нашем богоугодном деле. И в лице Виктора Ивановича духовенство нашло самого горячего сторонника этой идеи. Когда мы с ним встретились, глава буквально «загорелся» строительством и не только помог оформить все бумаги, но и нашел среди предпринимателей Краснозаводска спонсоров, готовых оказать помощь духовенству. А после подписания официальных документов свое благословение на строительство храма дал и епископ Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

Той же осенью на месте будущего храма установили крест и совершили все положенные в таких случаях обряды. А весной 2006 года, когда сошел снег, начались работы.

— Насколько я знаю, сейчас в Краснозаводске «заработал» небольшой деревянный храм. В интервью «Вперед» директор фирмы «Новь плюс» Николай Коршунов, входящий в местный совет предпринимателей, обмолвился, что строительство на этом вовсе не закончено…

— Видите ли, когда в благочинии обсуждался вопрос, каким быть будущему храму, стало ясно, что капитальное каменное здание за короткий срок возвести не удастся. На то есть объективные причины. Во-первых, сугубо погодные условия – зимой, как правило, работы приходится «замораживать», во-вторых, финансовые проблемы. Сумму, необходимую для постройки большого здания, сразу найти трудно, несмотря даже на помощь благочиния, администрации и прихожан. Поэтому было принято решение сначала сделать в городе небольшой деревянный храм, а уже потом работать над серьезным монументальным зданием.

Нынешний храм фактически был готов уже в августе 2006 года. С этого момента началась его внутренняя отделка. Согласитесь, это рекордно короткие сроки. Духовенство, по сути, не могло себе позволить растянуть стройку на более долгое время, потому что это «ударило» бы по прихожанам Краснозаводска.

— Но от идеи «монументального» храма не отказались?

— Нет. конечно. Строительство на земельном участке, выделенном благочинию администрацией Краснозаводска, не закончится еще долго. Во-первых, уже в сентябре у нас откроется воскресная школа – сейчас ведутся работы в ее будущем помещении. И, конечно же, построим каменный храм. Он планируется однокупольным, во владимиро-суздальском стиле, довольно высоким. Благословление на это уже получено. Действующий деревянный храм, по всей видимости, будет наречен в честь Иверской иконы Божьей матери, а будущий – Всех Святых.

— Это позволяет говорить о том, что деятельность церкви в Краснозаводске выходит за пределы ограды храма, а город начинает жить полноценной духовной жизнью. Я прав?

— Конечно. Воскресная школа у нас работала и раньше, в специально выделенном для этого помещении. В ней занимаются около пятидесяти детей. Тяга к духовности в Краснозаводске есть, этого нельзя не заметить.

В благочинии убеждены, что «зацикливаться» на проведении одних лишь богослужений ни в коем случае нельзя. Есть и школы, и детские сады, и воинская часть, и другие места, где присутствие священника не то что уместно – попросту необходимо.

— На федеральном уровне идут жаркие споры о том, нужно ли вводить в школах преподавание основ православной культуры. Многие деятели от образования утверждают, что церковь вообще надо «отлучить» от детских учреждений. В Краснозаводске таких проблем, я так понимаю, не возникает?

— Совершенно верно. Районный департамент образования всегда идет навстречу благочинию. Там прекрасно понимают, что духовное воспитание детей просто необходимо для того, чтобы в будущем они стали полноценными членами общества. Посмотрите на нынешнюю молодежь, детство которой прошло, может быть, не в самую лучшую эпоху. Бывает, идешь по улице в рясе и слышишь вслед насмешки, какие-то несостоятельные упреки, оскорбления. Думаю, если человек позволяет себе оскорблять священника, это очень красноречиво говорит и о том, как он относится к своим близким, своим товарищам, своим коллегам.

— Получается, что дети – «плохие»? Их надо направлять, а их поведение – корректировать?

— Нет, никогда я не соглашусь с такими высказываниями. Нет плохих детей, этого просто не может быть в принципе. Есть пробелы и огрехи в воспитании, и виноваты в этом исключительно мы, взрослые. Каждый ребенок открыт для окружающего мира, порой – даже слишком открыт. Детская психика очень восприимчива к действительности, к тому, что происходит вокруг. Именно поэтому над стараться не допустить влияния на их души «грязи», «чернухи», негатива.

— Значит ли это, что вы как представитель духовенства в Краснозаводске видите своей главной задачей воспитание подрастающего поколения?

— Это одна из главных целей. Но не единственная. Понимаете, церковь вообще призвана помогать людям, оказавшимся в трудном положении. Допустим, есть в нашем городе воинская часть. Солдаты оторваны от дома, они служат в новых, необычных для них условиях. Человек слаб, он может где-то оступиться, пойти по неправильному пути. Задача священнослужителя – выслушать прихожанина в трудную минуту, поддержать его советом, добрым словом. Глядишь, и пройдет он мимо того места, где раньше мог бы не удержаться.

— Отец Василий, а насколько сами жители Краснозаводска тянутся к церкви? Есть ли такая потребность?

— Да, и довольно высокая. Пока храм строился, многие приходили, спрашивали, где можно окрестить ребенка, обвенчаться, в какой храм сходить, чтобы помолиться, поприсутствовать на богослужении. Православие неотделимо от Руси, это уже больше чем тысячелетняя история, это духовная необходимость, которую не вытравить никакими методами, будь то «силовое» или психологическое воздействие.

Горжусь тем, что мне выпала честь быть настоятелем первого в истории Краснозаводска храма. Я горжусь нашими прихожанами, которые порой отдают последнее, чтобы только работы по строительству велись быстрее – есть и такие примеры, причем их очень много. Многие люди приходят и безвозмездно помогают, ведь работы за церковной оградой всегда достаточно. А когда я спрашиваю их, не нужно ли им какого-то материального вознаграждения за труд, они отвечают: нет, о каких деньгах может идти речь, раз это нужно для храма?

Мне бы хотелось сказать через вашу газету всем этим людям большое спасибо. И, конечно же, поблагодарить всех, без кого возведение храма в Краснозаводске было невозможным. Для того, чтобы перечислить их всех, не хватит, наверное, никакого места на страницах, но, думаю, они останутся не в обиде. Ведь люди делают это не из гордости, не из желания увидеть свое имя в прессе, а из самых чистых побужденийn

Вадим ГРАНЕВИЧ Фото Алексея СЕВАСТЬЯНОВА

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

Отец Василий Кислянка родился в Украине в Ровенской области 11 ноября 1961 года. В Сергиево-Посадский (тогда – Загорский) район попал в 1981 году – проходил службу в воинской части в Реммаше. Демобилизовавшись, остался на сверхсрочную.

В 1990 году поступил в семинарию и с тех пор служит церкви. Женат, воспитывает трех детей.

  • Все новости раздела >>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *